Кто обездолил удин? Удины.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Удины - автохтонный восточно-кавказский народ, исторической областью расселения которого выступает территория современного Азербайджана. Древние предки удин входили в число влиятельных племен Кавказской Албании: могущественного государства, образованного в II-I столетии до нашей эры. Несмотря на арабское и тюркское влияние, народ сумел сохранить приверженность христианской вере. Уникален и язык удин, являвшийся одним из основных в древней Кавказской Албании.

Название

С древнейших времен народ известен под именами «ути», «уди». Племя «утиев», участвовавшее в Марафонской битве на стороне персов, упоминает в знаменитом труде V в. до н.э. «История» античного автора Геродота. Упоминание народности встречается в памятниках I в. до н.э.-II в. н.э. Страбона, Плиния, Клавдия Птолемея, Гая Плиния Секунда. В V в. н.э. от этнонима произошло название одного из регионов Кавказской Албании - Утик или Ути, занимавшего часть территории современного Азербайджана.

Где живут, численность

В древности удины занимали обширные территории Кавказской Албании, включавшие бассейн реки Куры, область от Кавказских гор до Каспийского моря. Арабское вторжение заставило удин покинуть Нагорный Карабах и большую часть Утика. Народ переселился на территорию современного Габалинского района Азербайджана в село Нидж, где сегодня компактно проживает крупнейшая удинская диаспора.
Численность народа в 1880 г. составляла порядка 10 000 человек. Вхождение в состав Российского государства, прекращение деятельности Албанского католикосата, перешедшего в ведение Армянской церкви, привели к утрате национальной самоидентификации части удин. Поводом к переселению народа с исторических территорий стала Армяно-азербайджанская война 1918-1920 гг. В результате часть удин переместилась в Грузию, основав поселение Зинобиани, впоследствии получившее наименование Октомбери.

Приход советской власти с идеологией атеизма, политика раскулачивания и коллективизации 1930-х гг. привели к сокращению численности населения, миграции некоторых семей в соседние регионы. Негативные факторы привели к значительному сокращению численности народа, составлявшей к 1926 г. всего 2 440 человек. Следующим знаковым событием в истории народа становится Карабахский конфликт, в результате которого около трети удин мигрировали в Россию и другие государства.
Сегодня число представителей народности в мире составляет 10 000 человек. Из них 3 800 человек проживают в Азербайджане (3 697 в Габалинском районе в селе Нидж). В России, по данным переписи 2010 г., зарегистрировано 4 267 удин:

  • Ростовская область - 1866 чел.
  • Краснодарский край - 776 чел.
  • Волгоградская обл. - 327 чел.
  • Ставропольский край - 300 чел.

Нидж - единственная зона компактного расселения удин. Отдельные семьи и представители народности проживают за рубежом:

  • Украина - 592 чел.
  • Казахстан - 247 чел.
  • Грузия - 203 чел.
  • Армения - 200 чел.

Язык


Язык удин выступал одним из основных в Кавказской Албании. На его основе в V столетии создается албанская письменность, получившая широкое распространение. На албанский перевели основные библейские тексты, что привело к вытеснению армянского языка при проведении церковных служб. Со временем письменность вышла из употребления, однако ученым удалось найти литературный памятник, содержащий полный албанский алфавит, состоявший из 52 букв.
Со временем древний удинский модифицировался под влиянием азербайджанского, русского, сирийского, арабского, грузинского, греческого языков. В XIX-начале XX вв. предпринимались попытки создания национальных школ, преподавания на родном языке. Сегодня в начальной школе поселения Нидж ведется изучение удинского языка, разработана письменность, создан букварь.

Внешность

Удины относятся к европеоидам, балкано-кавказской расе, кавкасионскому типу. Иностранцы отмечали высокий рост, хорошее сложение, физическую силу представителей народности. По сравнению с другими народами Кавказа отличаются преобладанием каштановых и светлых волос, среднего роста. К другим характерным особенностям внешности относят:

  • горизонтально расположенные серые, карие глаза;
  • широкое лицо, низкий лоб, выпуклые скулы, острый выступающий подбородок;
  • толстые губы;
  • развитый волосяной покров;
  • длинный нос, расширяющийся к кончику;
  • высокие уши, большие мочки.


Одежда

Традиционный мужской костюм удин напоминал общекавказский, отличаясь некоторыми деталями. Нательную одежду представляла рубаха гурат со стоячим воротником, свободные штаны. Поверх надевали облегающий кафтан c высоким воротником - архалук. Наряд подвязывали поясом, декорированным бляшками из серебра, крепили на него кинжал. Головным убором служила папаха из овчины, имевшая конусообразную форму.
Женский наряд похож на армянский, карабахский национальный костюм. Нательная одежда состояла из длинных штанов, доходящей до пола рубахи. Поверх надевали укороченное распашное платье, по крою напоминавшее присборенный в талии архалук с разрезными удлиненными рукавами. Скрепляли наряд поясом: серебряным - в зажиточных семьях, матерчатым - в обычных.
В выходной костюм добавляли длиннополый фартук, завязывающийся в зоне подмышек. Интерес представляет сложный головной убор, состоящий из круглой шапки, поверх которой крепили завязывающиеся под подбородком, соединенные тесьмой матерчатые треугольники. Сверху надевали два платка разных размеров, затем дайну - большой черный платок. Замужним женщинам полагалось прятать нижнюю часть лица, для чего использовали яшмак - небольшой платок, крепившийся на шее.

Семейный уклад

Главой удинской семьи выступал мужчина, имевший решающее слово в общественных и хозяйственных делах. Жили большими и малыми семьями, роды селились рядом, образуя в поселениях фамильные кварталы. Уклад жизни отразился в языке: слова «сосед» и «родственник» у удин однокоренные.
Брачный возраст наступал у девушек в 12-14 лет, у юношей - в 16-17 лет. Девушка 18-20 лет считалась старой девой, выйти замуж в таком возрасте становилось чрезвычайно сложно. Женщина занимала в семье зависимое, полностью подчиненное положение. В ее задачи входили хозяйственные работы, приготовление пищи, воспитание детей. Женщинам запрещалось вступать в общие разговоры, обедать за одним столом с мужчинами, покидать двор без разрешения супруга.
После свадьбы на молодую жену налагался ряд запретов. Среди них длившееся до 15 лет избегание свекров, старших родственников мужа, включавшее сокрытие лица и молчание. После лицо позволялось открывать, однако молчать невестка часто продолжала до конца жизни.
Радостным событием в семье становилось рождение мальчика. Появившаяся на свет девочка могла стать причиной гнева отца, мать нередко били, унижали за рождение ребенка нежеланного пола. Если в семье часто умирали новорожденные, проводили ритуал обмана злых сил. Для этого использовали два метода:

  1. Молочное родство. Согласно поверьям, молочные братья становились кровными родственниками. Чтобы символически передать малыша из своей фамилии в чужую, его прикладывали к груди кормящей матери, дети которой выживали.
  2. Купля-продажа. Выбирали из числа надежных людей «покупателя», платившего за дитя деньги и говорившего: «Ребенка этого растите под моим именем». Фактически, воспитание продолжалось в родной семье, однако «продажа» защищала ребенка от влияния злых духов.

Ритуалы продажи и молочного братства делали участников родственниками, поэтому в будущем членам их семей запрещалось вступать между собой в брак.


Женщина в состоянии беременности и первых 40 дней после родов считалась нечистой: ей давали отдельную посуду, запрещали месить тесто, ходить к родинку. При родах присутствовала повитуха, помимо медицинской помощи исполнявшая ряд ритуалов. Появление крови во время родов приписывали действию злых духов. Чтобы избежать негативных последствий, под подушкой роженицы держали кинжал, чеснок, шампур. Если процесс проходил тяжело, над головой женщины разламывали хлеб, брызгали водой, в которой мыл руки отец ребенка.
На восьмой день устраивали крестины по православным канонам. Крестный отец становился родственником семьи, на протяжении всей жизни крестника играл в ней важную роль: дарил подарки, участвовал в свадебном обряде, становился почетным гостем на любом мероприятии.
Важность роли крестного закреплена в языке: «хашба-ба», как называли его, значит «луна-отец». Термин восходит к древним дохристианским верованиям удин, поклонявшихся луне. Во время празднества крестный обещал родителям сделать жертвоприношение барана на одно из дней рождения малыша. В указанный срок он созывал к себе семью именинника, забивал животное, мясо которого обязательно варили: другие способы приготовления в этом случае не использовались.

Жилище

Поселения удин имели разбросанную планировку, включали один или несколько центров, где располагалась церковь, площадь для общих сборов, различные учреждения. Усадьбу огораживали каменной или плетеной оградой, во дворе располагали хозяйственные постройки, загоны для скота, тандыр - печь для приготовления хлеба.


Традиционное жилище - одноэтажный дом, возведенный из речного камня, сырцового кирпича. Отличительные особенности строения - высокий фундамент с подвалом. Под двух- или четырехскатной крышей оборудовали просторный чердак, где сушили фрукты, разводили шелкопрядов.
До повсеместного распространения стекла, окон в жилище не делали, освещая пространство небольшими оконцами, дымовым отверстием в полке. Днем настежь открывали двери, ночью использовали масляную лампу. В центре дома размещали открытый очаг, позже замененный камином с трубой для вывода дыма. С языческих времен сохранилась традиция поддержания огня в очаге круглосуточно: следить за сохранностью полагалось женщине.

Жизнь

Основные занятия удин связаны с землей: полеводство, табаководство, огородничество, земледелие, садоводство. Основными культурами выступали пшеница, рис, кукуруза, ячмень, просо. В усадьбах преобладали фруктовые сады, где выращивали груши, сливы, алычу, абрикосы, яблоки, инжир, хурму, кизил. Обширные территории занимали плантации грецкого ореха, фундука, каштанов, винограда, тутовника. Разнообразные культуры встречались на огородах: тыква, баклажан, помидоры, мята, кинза, чеснок, огурцы, перец, арбуз, дыня.
Животноводство играло второстепенную роль. Разводили овец, свиней, кур, индеек, крупный рогатый скот. В основном животных содержали в подсобных хозяйствах, использовали для получения молочных продуктов. Мясо в повседневном рационе не присутствовало, появляясь на столах в праздничные дни. Традиционные ремесла обеспечивали нужды народа, произведенные товары не экспортировались. Наиболее развитыми считались гончарное дело, обработка шерсти, резьба по дереву.

Религия


Албанская церковь, к которой принадлежали удины, является одной из древнейших в христианском мире. Распространение новой веры в регионе началось во II столетии, с приходом рукоположенного первым патриархом Иерусалима апостола Елисея. Он заложил в поселении Гисе, сегодняшнем селе Киш, первую церковь, ставшую первопрестольным духовным центром.
Изначально Албанская церковь состояла в единстве с Апостольской церковью Армении. В VI веке провозглашена автокефалия, связанная с захватом Армении византийцами. Однако уже столетие спустя независимость была потеряна, после чего Албанская церковь получила статус автономного католикосата в составе Армянской. В XI столетии усиливается могущество Грузии, стремившейся обратить в собственную веру соседние народы. Это привело к отчуждению значительной части удин в сторону Грузинской православной церкви, что повлекло растворение и полную ассимиляцию представителей народности в грузинской среде.
Захват влияния в регионе Российской империей привел к разделению исторической зоны проживания удин. Существовавший до конца XIX столетия в Нагорном Карабахе Албанский католикосат переформирован в митрополию Армянской церкви. Оставшиеся в Азербайджане удины не принадлежат к определенной церкви, периодически взаимодействуя с азербайджанской епархией РПЦ.
Несмотря на раннее воцарение христианства, в традициях удин сохранились пережитки прежних языческих верований. Яркий пример - праздник Вардавар, приуроченный ко дню Преображения Господня. Характерная особенность праздника - обливание водой и использование роз, выставляющихся на улицах, у дверей домов. Корни традиции ведут к древним праздникам в честь богини водной стихии Астхик и богини-матери, богини любви и плодородия Анаит.


Традиции

Свадебная традиция удин считается одной из наиболее сложных и насыщенных обрядами среди кавказских народов. Традиционный вариант - свадьбы по сговору с уплатой калыма. Практиковались люлечные браки, крайне редко невест похищали, поскольку это считалось серьезным оскорблением семьи девушки.
Свадебная обрядность состояла из следующих этапов:

  1. Сватовство и сговор. Семья жениха еще до наступления брачного возраста начинала выбор невесты. Поскольку молодежи разных полов запрещались совместные прогулки и свободное общение, «смотрины» проходили во время религиозных праздников. Особое внимание при выборе девушки обращали на социальное и экономическое положение семьи, национальность, религиозную принадлежность. Сватать невесту приезжал жених со старшими родственниками, в более поздние периоды к делу привлекали посторонних сватов. Со стороны невесты главным действующим лицом выступал брат матери.
  2. Малое обручение. Когда переговоры между сторонами завершались успешно, проводили обряд малого обручения. Если на руку девушки претендовал единственный юноша, мнения невесты не спрашивали. Когда кандидатов было несколько, каждый из них клал на поднос принесенный с собой предмет. Затем поднос передавали невесте: выбрав предмет, девушка выбирала и жениха. В знак подтверждения договоренности дядя невесты передавал жениху серебряное кольцо.
  3. Большое обручение. В доме семьи девушки собирались родственники с двух сторон, порядка 100 человек. Это считалось немного: в день свадьбы на празднике присутствовали не менее 200-300 гостей. Устраивали пир, жених привозил часть свадебного наряда: обычно пояс и головные украшения. Обязательный ритуал - одаривание брата невесты или другого близкого родственника. Между большим обручением и свадьбой должно было пройти не менее года, максимальный перерыв доходил до четырех лет: время давалось на подготовку калыма и приданого. На каждый значимый религиозный праздник жених дарил семье невесты подарки, устраивал застолья, присылал детали свадебного наряда: в отличие от большинства других народов эта обязанность у удин лежала на плечах мужчины. Примечательно, что родителям невесты на праздниках присутствовать запрещалось.
  4. Свадебное торжество. Свадебное торжество длилось 3 дня. В первый день устраивали отдельные застолья в семьях молодоженов с участием родственников своих фамилий. Обязательным был ритуал омовения жениха в медовой воде. После мать вручала красный платок, символизировавший пожелание любви и благополучия. На следующий день свадебный поезд выезжал за невестой, сопровождая движение криками, пальбой из оружия. В доме девушки гостям устраивали шуточные препятствия и испытания, преодолевали которые подарками, молодецкой удалью. Затем проводили обряд венчания в церкви, после которого молодую жену везли в дом свекров, где устраивали пир.
  5. Послесвадебные обряды. Третий день ознаменовывался обрядом омовения ног родителям мужа, после чего девушке разрешалось выходить из семейной комнаты и передвигаться по дому. Поскольку родители невесты не присутствовали на свадебном пиру, на восьмой день после торжества их приглашали в гости. После взаимного обмена подарками и застолья свадебные обряды заканчивались, сменяясь повседневными хозяйственными заботами.


Еда

Основу рациона удин составляла растительная и молочная пища. Повсеместно распространен плов, основой которого в разных вариациях выступают рис, фасоль, каштаны, кукуруза, сухофрукты. Традиционное удинское блюдо, считавшееся повседневной пищей земледельцев, - хариса. Состоит из разваренной до состояния кашицы пшеницы, обильно сдобренной сливочным маслом с добавлением мелких кусков птицы, мяса.


В кухне удин множество блюд из овощей и зелени: баклажанов, тыквы, крапивы, щавеля, помидоров, перцев, капусты. В кулинарии активно использовали орехи для приготовления пирогов, сладостей, создания орехового масла, в качестве добавки в салаты, горячее, супы. Часть блюд заимствована из традиционных кухонь Армении, Азербайджана: долма, шашлык, куриная чыхыртма.

Видео

Удины (უდიები) - древний кавказский народ, родственный лезгинам, обитавший в долине реки Кура и составлявший большинство в государстве Кавказская Албания. Современный удины - фактически потомки тех самых древних албанцев. Всего в мире их около 10 000, из коих 4000 живут в Габалинском районе Азербайджана, 3700 в России, и понемногу в Украине, Казахстане и Армении. В Грузии имеется одно удинское село в Кварельском районе .

история

Удины (в форме "угии") дважды упоминаются Геродотом: при перечислении податного населения 14-й сатрапии (кн.III, № 93), в которую входили Дрангиана и Кармания — земли внутреннего Ирана, и при описании персидского войска, уже среди кавказских народов (кн. VII, № 68).

Поздними греко-римскими авторами (Аполлоний Родосский, Полибий, Страбон и др.) удины обычно локализуются в северо-западном Прикаспии, но всегда севернее р. Кура. Плиний Старший. (I в. н. э.) называет удин скифским племенем и упоминает также так называемых утидорсов (аор-сы-сарматы, видимо, смешанное племя). В связи с этим вероятен дрейф этнонима или более сложные этногенетические процессы (например, оседание какого-либо ираноязычного или, что менее вероятно, угро-финского народа и восприятие им языка местного кавказского населения). Соседями др. удин были албаны, первоначальная территория которых, согласно тем же и другим греко-римским источникам II в. до н. э., — II в. н. э. была в междуречье Куры и Аракса. В разное время в их состав также вливались разноплеменные группы, преимущественно ираноязычные. Страбон насчитывает в Албании 26 отдельных народностей со своими языками. Во второй половине I тыс. до н. э. на территории Албании возникают городские центры, ко II в. до н. э. объединившиеся под властью одного царя.

Армянские средневековые источники (например, "Ашхарацуйц") определяют область расселения удин — наханг Утик, состоящий из 8 гаваров (районов): Гардаман, Тускатак, Шакашен, Арданрот, Ути арандзнак, Рот-и-баз-Кура. Севернее Куры расположен Агванк, т. е. Албания с центром в Кабалаке (ныне с. Чухур-Кабала Куткашенского/Кабалинского р-на).

Утик вошел в состав Армении при Арташесе I (189 — 160 гг. до н. э.). Агванк оставался независимым. После раздела Армении между Римом и Ираном (387 г. н. э.) Утик (а также Арцах и часть Пайтакарана) был присоединен к Агванку, из которых образовалось особое персидское марзпанство (наместничество). С этих пор утвердилось расширенное понимание Албании, (парф., араб. Арран, груз. Эр-Ран), включающей большую часть части территории современной республики Азербайджан. До 510 г. н. э. в Албании сохранились царская власть (местная ветвь парфянской династии — Аршакидов, которые правили и в Армении: Вачаган I, Ваче, Урнайр, Иавчаган, Мерхаван, Сато, Асай, Есвален, Ваче, Вачаган III), после упразднения которой правили персидские марзпаны (наместники) и албанские князья Михраниды, признавшие верховенство Сасанидского Ирана. В VI — VII вв. Утик в значительной степени был уже арменизирован.

В начале VIII в. территория Албании — Аррана подпадает под власть арабов (в 705 г. они занимают г. Партав), начинается активный процесс мусульманизации удин и сокращения их численности. В 866 г. албанский князь Хамама предпринимает кратковременную попытку восстановления Албанского царства. С массовым переселением тюрок-огузов (начиная с XI в.) начинается тюркизация.

Ко времени прихода русских на Кавказ села, население которых продолжало осозновать себя удинами, были сконцентрированы в основном в пределах Шекинского ханства (вошло в Россию в 1805 г. как Нухинский уезд Елисаветпольской губернии: с. Варташен, Варданлы, Баян (ныне Огузский р-н), с. Нидж (ныне Кабалинский р-н), с. Киш (Шекинский р-н). В с. Бум, Солтану-ха, Мирза-бейли и Мухлугувак (современный Кабалинский р-н) проживали семьи мусульман, осознающих себя уже азербайджанцами, но еще помнящих удинский язык. Эти села расположены на территории древнего Агванка. Кроме того отдельные села удин или их потомков сохранялись на землях древнего Утика (с. Кырзан, современный Таузский р-н) и Арцаха (Карабах, с. Сейсулла, Гасанкала).

В конце XIX в. происходило собирание всех, еще осознающих себя удинами, в два крупных села: Варташен и Нидж. Особенно это касается последнего (существует мнение о том, что традиционное деление Ниджа на кварталы — результат поселения в нем удин из разных мест: из Таузского р-на и Карабаха). Первое переселение удин за пределы этнической территории датируется временем армяно-азербайджанского конфликта начала века. В 1922 г. часть православных удин Варташена бежали в Грузию, где сформировали село Окбомбери, впоследствии переименованное в Зинобиани.

В период коллективизации и раскулачивания отдельные семьи удин были выселены или бежали в Баку, Евлах, Шеки, Мингечаур (при паспортизации они были записаны армянами). В РФ удины появляются впервые в 1970-е г. Массовое переселение однако началось сразу после 1988 г., во время армяно-азербайджанского конфликта. В настоящее время в Варташене (около 7000 чел. населения), осталось менее 20 домов удин (до 1950-х гг. их и армян было абсолютное большинство, в 1975 г. — около 40% населения), из Ниджа выехала почти вся молодежь.

современность
язык

УДИНСКИЙ язык относится к северо-кавказской семье, нахско-дагестанской (восточно-кав-казской) подсемье, лезгинской (лезгинско-даргин-ской) ветви, лезгинской группе, удинской подгруппе. Имеет два диалекта: ниджский и варта-шенский (варташенско-октомберийский). Ниджский диалект имеет свои подговоры, делящиеся на 3 подгруппы — нижние, промежуточные и верхние. По одной версии эти подговоры исторически являлись отдельными говорами (диалектами), соответствовали разным группам удин из Карабаха, Таузского района, переселившихся в Нидж. В составе Варташенского диалекта выделяются два говора: собственно варташенский и ок-томберийский.

тексты на удинском языке



После исследований А. Шанидзе, Ж. Дюмезиля и других принято считать, староудинский — языком других агван (кавказских албанцев). Неудивительно, что язык населения Утика, служившего проводником шедшего из Армении влияния христианского культурного мира, в какой-то момент стал общеупотребительным среди других народов Албании. Реже с агванским сближают цахурский и другие языки лезгинской группы, распростаненные на территории современного Азербайджана. Согласно традиции (Корюн, Мовсес Каланкатуйский) около 430 г. н. э. для агванского языка была создана письменность Месропом Маштоцем, в летописи упоминаются книги, письменные доски, выполненные этим письмом, предание их огню хазарами в VII в. и т. д.

В 1937 г. И. В. Абуладзе нашел агванский алфавит (52 буквы, многие напоминают армянские и грузинские — хуцури) в армянской рукописи XV в. (Матенадаран, Эчмиадзинский фонд № 7117). В 1948—1952 гг. во время раскопок в Мингечауре было сделано еще несколько эпиграфических находок. В 1956 г. А. Курдиан (США) открыл второй экземпляр алфавита (переписанный в XVI в.).

Агванскими часто объявляются плохо читаемые армянские эпиграфические памятники. В действительности их до сих пор найдено не более 7—8 (письмо раздельное, написание слева направо, вокалическое). Все памятники относятся к V— VIII вв.

(инфа собрана из разных частей интернета)

Аркадий Владимирович, как вы, удин по национальности, оказались в России?

Наша семья до 1988 года проживала в Кировабаде. В феврале, а затем в гораздо большем масштабе, ноябре этого года в городе состоялись массовые погромы армян. То есть это были даже не погромы, а сильное противостояние, в результате которого погибли люди. Погромы армянских квартир произошли в азербайджанской части города, а в армянской части население дало погромщикам организованный отпор и защитило свои дома и честь.

Однако 7 декабря в Армении произошло катастрофичное землетрясение, и многие армянские мужчины Кировабада уехали туда. В основном ехали помогать своим соотечественникам в спасательных и восстановительных работах, другие, вместе с помощью своему народу ехали помогать и близким родичам, так как немало кировабадских женщин и детей в период столкновений были отправлены в зону землетрясения. После землетрясения столкновения практически прекратились, так как прибывшие в город советские войска закрыли погромщикам доступ в армянскую часть города. Но люди уже уехали, в том числе и наша семья.

А зачем уехала ваша семья? Вы же не армяне?

Ну, во-первых, никто тогда не разбирался, кто по национальности живет в армянской части города: а мы жили именно там. Во-вторых, наша семья исповедует христианство, а это в глазах азербайджанцев является смертным грехом. В те дни в Кировабаде громили и русские, и украинские, и удинские семьи и дома. Но самым важным является то, что мы увидели волчий оскал азербайджанского национализма. Мы хорошо понимали, что рано или поздно настанет наша очередь, что, в конце концов, и произошло. Только зимой 1990 года Нидж (село с компактным удинским населением в Варташенском районе Азербайджанской ССР. - Ред.) покинуло свыше двух тысяч человек, в том числе и мои родственники. К сожалению, у удин в Азербайджане недостаточно людских ресурсов, и мы не имели возможности защитить свою Родину.

Однако считается, что удины были одним из крупнейших этносов Кавказской Албании.

Да, это действительно так. Но с тех пор утекло немало воды. Очень много удин обармянились, и даже дали армянскому народу национальных героев, таких, как генерал Мовсес Силиков или Саркис Кукунян. Я читал в Восканапате об Овике Фаримяне, отважном воине Армии Обороны Арцаха, удине и моем ближайшем родственнике.

Намного больше удин были насильно отуречены. Например, еще в начале ХХ века на территории современного Азербайджана было 47 удинских сел, а сегодня там существуют только остатки Ниджа. В архивах сохранилось письмо удинских лидеров русскому царю, в котором люди просят защитить их от тюркских разбойников, помочь сохраниться в христианской вере. Сегодня, к сожалению, очень много удин лишены национальной идентификации и часто даже дома, в кругу семьи, разговаривают на азербайджанском языке. Но они, пусть даже записанные в "азербайджанцы", не умерли, в их жилах течет удинская кровь.

Как вы считаете, при каких условиях может начаться возрождение удинского национального самосознания?

Вы можете считать меня наивным романтиком и отчаянным оптимистом, но я думаю, что это возможно. Ведь сами удины, даже тюркоязычные, помнят и знают о своем происхождении. Наша Родина находится на территории Азербайджана, хозяевами которого ныне являются пришлые, чужие люди. Мы жили в своих районах вперемежку с родственными народами: лезгинами, рутулами, крызами, будухами… И если эти народы поднимутся на борьбу за соблюдение своих национальных прав, то удины в стороне не останутся. Даже те из нас, кто уже два или три поколения записан «азербайджанцем». Национальная психология - очень тонкая, но очень крепкая субстанция.

Недавно в интервью азербайджанскому агентству председатель правления удинской общины Волгограда Ричард Данакари заявил, что удины при встрече с армянами чувствуют негативное отношение.

Данакари - известная удинская фамилия, и мне жаль, что этот род породил и лгунов. Удины - лезгиноязычный народ, мы с лезгинами одного корня и происхождения. Будучи братьями с лезгинами, мы, как и сами лезгины, всегда поддерживали дружеские отношения с армянами. Учтите также, что удины исповедовали ту же веру, что и армяне. Я говорю не просто о христианстве, а об Армянской Апостольской Церкви. Откуда может быть негативное отношение между двумя братскими народами, поклоняющимися одному и тому же богу. Я, например, кировабадским диалектом армянского языка владею лучше, чем удинским. Так распорядилась судьба, но я нисколько не жалею об этом, так как я вырос в дружеской обстановке с армянами и при этом никогда не скрывал свое удинское происхождение.

Вам известно, что в Баку создана Албано-Удинская христианская община?

Общины такой нет, да и быть не может. Создана витрина, за которой даже не пустота, а черная зияющая дыра. В истории был Албанский католикосат Армянской Апостольской Церкви, точно так же, как были Ахтамарский или Анийский католикосаты Армянской Апостольской Церкви. Но это не означало, что эти католикосаты выходили из подчинения Эчмиадзина и отделялись от него. Такого просто не было. И попытка создания Албано-Удинской христианской общины есть не что иное, как попытка оторвать сохранивших христианство удин от исторических и духовных корней. Все это - всего лишь нечистоплотная политика, а Роберт Мобили - руководитель так называемой Албано-Удинской христианской общины - является безграмотным прохвостом. К счастью, насколько мне известно, в этой «общине» всего три человека, включая супругу Роберта.

Почему этот Мобили молчал, когда в Нидже с церкви стачивали письмена? Почему он молчал, когда ломали хачкар в нашем селе? Какой же он христианин, если позволяет уродовать собственное прошлое? Я уважаю истинно верующих людей, независимо от религии. Если христианин молчит, и даже оправдывает то, как рушат и ломают построенные его предками святыни, он не может считаться христианином, под какой бы маской он ни скрывался. Точно так же и мусульмане. Я не могу уважать тех мусульман в Азербайджане, что молча смотрят на то, как Ильхам Алиев рушит мечети.

Удины-христиане относятся к Эчмиадзину. И так было всегда. Наличие Албанского католикосата, как я уже сказал, не означало, что мы отошли от Эчмиадзина. Нашим первым епископом был святой Григорис, внук Григория Просветителя, а в 705 году произошло полное духовное и этическое слияние албанской и армянской церквей. Все наши церковные книги, обычаи, традиции, ритуалы и так далее писались и переводились на армянском языке, так же, как исламские - на арабском языке. И это нормально, иначе и быть не могло. Албанский алфавит был создан великим Маштоцем лишь для одного из албанских народов, и мы сегодня точно не знаем, для какого? Но это и не важно, так как языки албанских народов отличались друг от друга. Пусть не сильно, но отличались. Рутульский и удинский язык, например, близкие родственники, но в рутульском языке есть около 10 звуков, отсутствующих в удинском. Да, Месроп Маштоц - гений: созданный им 17 веков назад и существующий до наших дней совершенный армянский алфавит подтверждает это. Но созданная Маштоцем албанская письменность не могла выжить еще и потому, что албанская нация так и не состоялась. Близкородственные народности не успели слиться в единую нацию. Поэтому христиане Албании пользовались армянскими письменами.

Ричард Данакари считает, что армяне отнимают у удин историческое наследие, и приводит в пример Гандзасарскую церковь.

Пока это делают азербайджанцы, не только присваивающие наше историческое наследие, но и лишающие удин права на этническую самоидентификацию. Что же касается Гандзасара, то Данакари просто выполняет заказ из Баку. Я не знаю, что им движет: привычка лобзать руки хозяина или любовь к деньгам? Но одно я знаю точно: человек, закрывающий глаза на то, как уничтожается историческое наследие его же народа, может согласиться на любую подлость. Гандзасар был возведен в ХII веке, спустя много веков после ликвидации Кавказской Албании. И возведен армянами на армянской земле. Если Данакари так болеет за наследие удин, то пусть возвращается в Варташен или Куткашен, защищает наши церкви от азербайджанских вандалов, а не проводит в Волгограде антиармянскую пропаганду в угоду туркам, нашим историческим недругам.

Спасибо.

Севак МОКАЦИ

Дайджест

Жизнь удин в Восточном Краю своей уничтоженной родины, то есть в современном Азербайджане, оказалась весьма тяжёлой, прежде всего, именно из-за веры. Через тысячу лет после начала исламизации албанцев, в 1724 году, они писали Петру I, прося помощи в сохранении веры, воспринятой ими от апостола Варфоломея, распятого на площади Албанополя (Баку) и апостола от 70-ти Елисея: «…У нашего народа не было власти, чтобы построить славный храм на месте мученической смерти святого апостола (Елисея, эта церковь I века считается древнейшей в Закавказье – А.Ф.): наши предки смогли только построить маленькую церковь, в которой мы проводили нашу жизнь. Теперь же неверные сожгли её и насильственно нас отрекли: мы в тайне сохраняем наши законы, и больших, и маленьких силою сабли заставляют стать тюрками». А ведь начиналось всё со скромных просьб одолжить пастбища для сезонного выпаса скота… Люди, чьи предки построили Закавказскую Албанию и были почти поголовно вырезаны предками нынешних азербайджанцев или насильно обращены в ислам, став, опять-таки, «азербайджанцами». Этот процесс, похожий на отуречивание жителей Малой Азии и Балкан, продолжался неспешно, более тысячи лет, то обостряясь, то утихая. Но то, что удины, которых сейчас не насчитывается и 10 тысяч человек, сохранили свою кровь, свой язык, близкий в очередь к лезгинскому, немного аварскому и вайнахским, свою культуру, а недавно вновь обрели свою древнюю письменность.


жаль что удины стали армянами и цапами,и забыли свои корни за исключением таких патриотов как и Аркадий.!думаю удинов теперь можно пальцами посчитат,а на их земли предендуют армяне,ведь удины эт же лезгины,значит и Утика и Карабах наши,а не армянские!


С огромным интересом прочитал интервью Аркадия Владимировича "Удины в стороне не останутся" и обрадовался, что есть и остались патриоты, которые помнят и чтят свою историю и лезгинское родство.
Спасибо и слава таким удинам! Я и многие лезгины с восхищением относимся к удинам- единственному народу из всех христианских албанских племен, который сохранил прежнюю этническую самоидентификацию. В то же время удины, как и другие лезгиноязычные народы, полной чашей "хлебнули" все тяготы и лишения, связанные с потерей исторической родины и последовавшим затем страшными ассимиляционными процессами (обармянивание и отуречивание), постигшие целый народ. Но дух этого народа не сломлен! Чего стоит убеждения этого великого удинца "сегодня, к сожалению, очень много удин лишены национальной идентификации и часто даже дома, в кругу семьи, разговаривают на азербайджанском языке. Но они, пусть даже записанные в "азербайджанцы", не умерли, в их жилах течет удинская кровь ". Уверяю Вас, Аркадий Владимирович, что точно также думают и сотни тысяч ассимилированных в Азербайджане лезгины. Мне очень хочется надеяться, что придет время, когда мы - все ветки одного мощного дерева, называемые "лезгинские народы" вновь объединимся и будем сообща бороться за нашу свободу и независимость!


Было очень приятно от нашего удинского брата услышать такие слова: "Удины – лезгиноязычный народ, мы с лезгинами одного корня и происхождения" .
Вот это понимание нашего единства, братства все глубже проникает в сознание наших народов. И даже перерастает в готовность сплотиться и совместно бороться за свои интересы: "Мы жили в своих районах вперемежку с родственными народами: лезгинами, рутулами, крызами, будухами… И если эти народы поднимутся на борьбу за соблюдение своих национальных прав, то удины в стороне не останутся" .
Если нам не удалось создать единую нацию в античное время (о чем он также говорит), то может мы в настоящий момент продолжим наше сближение? Мне сразу вспоминается петиция карабахских меликов Петру 1, которая начиналась "Мы албанцы и по нации утийцы", можно продолжить: лезгины, рутульцы, цахуры, агулы... Для этого ни в коем случае не нужно отказываться от своих локальных этнических особенностей и литературных языков у единой албанской нации может быть несколько. Подлинное единство в многообразии)


Кто это пишет даже не думает. Он в корне ошибается... Просто исторически были мирными соседями всегда. Помогали друг другу (просто черта ЛЕЗГИН такая - мы всегда даем гостям самой лучшей еды, комнаты, кровати). Когда их начали оккупировать турки месхетинцы, мы просто уступили часть земель и взамен получили постоянные наезды. Также с кавказскими турками война в Иране между суннитами и шиитами... Вот так мы наживаем плоды нашего гостеприимства.


Удины (самоназвание уди, ути) - один из древнейших коренных народов Кавказа. Историческое место проживания - Азербайджан. В настоящее время общая численность удин оценивается в более 10000 человек. Из них более 4000 проживают в Азербайджане — компактно в п. Нидж Кабалинского района и дисперсно в г.г. Огуз (бывш. Варташен) и Баку. Более 4000 проживают в России — в Ростовской области (г.г. Шахты, Таганрог, Ростов-на-Дону, Азов, с. Алекасндровка), в Краснодарском крае (г.Краснодар, районы Динской, Ленинградский, Кущевский), в Ставропольском крае (г.г. Минводы, Пятигорск), в Волгоградской области (г. Волгоград, с. Дубовый Овраг), а также в Свердловской, Ивановской, Калужской областях, в г.г. Москва, С.Петербург, Астрахань. Небольшое количество удин проживает в Грузии (по разным оценкам от 300 до 800 человек). В Грузии удины компактно проживают в с. Зинобиани и дисперсно в г.г. Тбилиси, Поти, Рустави. Небольшая диаспора удин (около 800 человек) имеется в Казахстане — г. Актау, а также на Украине (Харкьковская область) - более 100 семей.

Говорят на удинском языке лезгинской группы нахско-дагестанских языков. Диалекты - ниджский и огузский (варташенский). Распространены также азербайджанский, русский, грузинский языки. Удины в большинстве своем двуязычны, нередко даже трехязычны.

Верующие - христиане ортодоксальной конфессий. В настоящее время возрождается Албано-Удинская Церковь.

История удинского народа уходит своими корнями в глубокую древность. Несмотря на скудность исторических сведений, и оставшихся письменных источников, а также недостаточная их изученность, сегодня, все же, многое известно о прошлом удин.

Говоря о формировании удинского этноса, следует заметить, что некоторые исследователи полагают, что утии (классическое наименование удин) могли иметь отношения к племени кутиев, обитавших в XXIII-XXI вв. до н.э. на территорий Южного Азербайджана и известных по аккадским и шумерским источникам. Однако, первые достоверные сведения о предках удин - утиях, находим у древнегреческого историка Геродота в его знаменитой « Истории» (V в. до н.э.). Описывая Марафонскую битву (греко-персидская война, 490 г. до н.э.), автор указывает, что в составе XIV сатрапии персидской армии воевали и солдаты утиев. Упоминания об удинах находим и в других источниках того времени. Так, об удинах говорится в „Географии“ древнегреческого писателя Страбона (I в. до н.э) при описании Каспийского моря и Кавказской Албании. Этнический термин „уди“ впервые упомянут в „Естественной истории“ римского автора Плиния (I в. до н.э.). Некоторые отрывочные сведения об удинах имеются у Гая Плиния Секунда (I в.), Клавдия Птолемея (II в.), Азиния Квадрата и многих других античных авторов. В средние века, начиная с V века, об удинах часто упоминают армяноязычные источники. Более обширные сведения имеются в „Истории албан“ Моисея Каланкатуйского (Мовсэс Каланкатуаци).

По сведениям указанных авторов удины входили в племенной союз древнего государства Кавказская Албания (арм. Агванк; др.-греч. Албания; араб. Арран) и играли в нем главенствующую роль. Неслучайно обе столицы Кавказской Албании — Кабала и Партав (Барда) находились на землях исторического проживания удин. Удины были расселены на достаточно обширных территориях, начиная от берегов Каспийского моря до Кавказских гор, по левобережью и правобережью р. Куры. Одна из областей Кавказской Албании одноименно называлась Ути (др.-греч. — Отена; арм. — Утик). Территория расселения удин подтверждается и археологическими данными. Ареал известной ялойлутепинской археологической культуры (IV в. до н.э. - I в.н.э.), впервые обнаруженной в Кабалинском районе у селения Нидж в 1926 г., позволяет предположить, что именно удины и являлись её носителями.

Как уже было отмечено, удины были одним из народов-создателей Кавказской Албании, поэтому история удин неразрывно связана с этим государством. Кавказская Албания как единое государство, на основе объединения различных племен, и под властью одного царя сложилось уже ко II в. до н.э. Начиная с I в. до н.э. она вынуждена была отражать постоянные атаки со стороны Рима. В 65 г. до н.э. римский полководец Помпей нанес поражение войску албанского царя Ороза, решивший первым атаковать римлян. В результате царь Ороз вынужден был заключить договор о мире и союзе. Позднее албаны восстали против Рима, но в 36 г. до н.э. римский протекторат над Кавказской Албанией был восстановлен. Однако в дальнейшем она занимала достаточно независимое положение. В начале III века Закавказье было завоёвано Ираном (в 226 году к власти в Иране пришла династия Сасанидов. Во главе государства стал шахиншах (царь царей), государственной религией стал зороастризм, т.е. огнепоклонство). Кавказская Албания наряду с Арменией и Иберией вошла в состав державы Сасанидов. К захвату Закавказья стремилась также и Римская империя. Между Сасанидским Ираном и Римом развернулись длительные войны за овладение Закавказьем. В результате в 387 году Албания левобережная объединенная с правобережными областями Ути и Арцах, бывшие на тот момент в составе Армении, была окончательно подчинена Персидской державе. В дальнейшем Кавказская Албания стала подвергаться всё более сильному давлению Сасанидского Ирана, как политическому, так и религиозному. Иранский шах Йездигерд насильно насаждал зороастризм, требуя от местной власти, чтобы она содействовала распространению этой религии. В итоге, в 450 г. албаны приняли участие в антисасанидском восстании, которое возглавил армянский полководец Вардан Мамиконян и к которому примкнули также и иберы. Первая крупная победа восставших была одержана именно в Албании, при городе Халхал, который служил тогда летней столицей албанских царей. В дальнейшем, однако, восставшие были разгромлены. В 457 г. в Кавказской Албании вспыхнуло новое восстание, которое возглавил албанский царь Ваче. Стремясь окончательно ликвидировать самостоятельность Албании, Сасаниды в 461 г. упразднили здесь царскую власть и передали управление страной марзпанам (наместникам). В 481-484 гг. произошло новое антисасанидское восстание, охватившее всё Закавказье. Под влиянием непрекращавшихся народных волнений Сасаниды вынуждены были пойти на некоторые уступки. Царская власть в Кавказской Албании была восстановлена, а царем был объявлен Вачаган III (487 -510 гг.). Добившись признания независимости Албании со стороны Сасанидского государства, Вачаган III стал всячески укреплять самостоятельную царскую власть. Однако в 510 г. Сасаниды окончательно ликвидировали династию албанских царей, заменив их персидскими марзпанами (наместниками). В руках марзпанов сосредоточилась вся административная, военная и судебная власть. И только к концу VI в начале VII веков, в результате продолжавшейся борьбы против гнёта Сасанидских шахиншахов самостоятельность Кавказской Албании относительно была восстановлена. Во главе государства стали албанские князья из династий Михранидов. Усилиями князя Вараз-Григора и при поддержке албанского католикоса Виро, фактически удалось восстановить самостоятельное Албанское царство, после более чем столетнего марзпанского режима. Одним из прославленных правителей из династий Михранидов был князь Джеваншир, сын Вараз-Григора унаследовавший его престол. При нем в стране расцвела культура, широко распространилась албанская письменность, велось строительство храмов, именно при нем, была составлена « История албан» Моисея Каланкатуйского. Джеваншир был умелым правителем, доблестным воином и ловким дипломатом, он сражался против Сасанидов, Византии, хазар и арабов, заключая против завоевателей тактические союзы то с одним, то с другим из своих противников. Однако, несмотря на все успехи Джеваншира, вскоре Албанию завоёвывают арабы. Под угрозой нашествий арабов с юга и постоянных набегов хазар с севера, Джеваншир вынужден был признать себя вассалом Арабского Халифата. В начале VIII века Кавказская Албания полностью уже завоёвана арабами, а власть Михранидов была упразднена.

С завоеванием Кавказской Албании арабами был положен конец единству государства, прерван нормальный ход её развития. По-сути, это стало переломным моментом в её истории, оказавшимся губительным для страны и народов её населявших. Арабы, чтобы уменьшить сопротивление местного населения, как и персы ранее интенсивно занимались депортацией наиболее активной части населения. Начался процесс деэтнизации местных племен, в том числе и удин, территория проживания и численность которых постепенно начинает сокращаться. Часть населения исламизируется, а в отношении христианского населения арабы проводили особую политику. Понимая стратегическое значение Албании, в частности, и стран Закавказья вообще, как плацдарма в борьбе с Византией, халифат проводил политику идеологического разобщения их с Византией. В результате, в 705 году Албанская Церковь по решению арабского халифа и под давлением Армянской Церкви лишается автокефалии и переходит в подчинение монофизитской Армянской Церкви. В такой ситуации удины-христиане, подпавшие под культурный пресс Армянской Церкви и лишенные возможности объединения вокруг национальной Церкви, начинают терять свою идентичность. Процесс арменизации особенно интенсивно протекал в восточных регионах Албании, т.е. на правобережье Куры, где и ранее тесны были культурные и политические связи с Арменией. На севере Албании сильное этническое и конфессиональное воздействие оказывает Грузия (Картли) и Грузинская Церковь. Несмотря на все эти процессы, еще в X веке в Барде (Партав), в главном городе Аррана, местное население говорило на арранском (т.е. на удинском) языке, а в Шеки большая часть населения оставалось христианской. В течение IX-X вв. албанским князьям удавалось на некоторое время восстанавливать царскую власть, однако все попытки оказались безуспешны. Начиная с XI века, переселение различных кочевых тюркских племен усиливается. Постоянные набеги тюрков-сельджуков, а после и татаро-монголов резко меняют этнический состав албанских территории. Местные коренные народы перестают доминировать. По-настоящему разрушительными оказались походы Тимура в Закавказье. Войско Тимура основательно разрушило Кабалу, после которого город потерял свою первоначальную значимость. После смерти Тимура страны Закавказья оказались под властью или в сфере влияния сначала державы Кара Коюнлу ( « Черные бараны»), а затем Ак Коюнлу („Белые бараны“). И в той и в другой господствовала знать кочевых тюркских племен, в основном так называемых туркмен.

В удинской историографии период с XI по XVII век не в полной мере еще изучен. Одной из причин этого — скудность сведений рассказывающих о событиях этого времени. Кроме того, существует еще проблема восприятия удинского населения как армянского, из-за принадлежности большей части удин к григорианству. Вплоть до начала двадцатого столетия принадлежность конфессиональная приоритетнее была принадлежности национальной, поэтому во многих исторических документах удины ошибочно именуются армянами. Однако в некоторых источниках имеются упоминания об отдельных личностях удин. Так, известно о некоем удине из Гянджи по прозвищу Мехлу-Баба, предводителе крестьянского восстания в начале XVII века. Нельзя не сказать о роде Мелик-Бегляровых (Бегларян) выходцев из Ниджа, владетелей Гюлистана в Карабахе и др.

Начало XVIII века ознаменовано новой волной тюркизации удинского населения, на этот раз уже со стороны Османской империи. Это время нарастающей борьбы региональных держав за господство над Закавказьем, трагично отразившийся на удинском народе. Сохранилось письмо удин к Петру I, датируемое 1724 годом от старшин семи удинских селений (Нидж, Солтан-Нуха, Джоурлу, Тосик, Бум, Мирзабейли, Мыхлуковаг, Сеид-Тала), в котором они описывают свое бедственное положение и призывают о помощи. В результате трагических событий XVII- XVIII вв., большая часть удин населявших в то время Шеки-Кабалинскую зону и частично правобережье Куры, силою меча были или тюркизированы или физически истреблены. События того времени описывает историк Казар Овсепян (удин из Джоурлу) в « Очерках об удинах и мусульманизированных армянах». Он с горечью перечисляет отуреченные удинские села — Вандам, Варданлы, Арманат, Мухас, Орован, Бидеиз, Кюнгют, Кохмух, Куткашен, Курмух, Зейзит, Киш, Джоурлу, Султан-Нуха, Мирзабейли, Бум и др. Еще в 1892 г. М. Бежанов (удин из Варташена) в „Кратких сведениях о селе Варташене и его жителях“ указывал: „Удины живут на Кавказе с давних пор и некогда составляли особое Агванское царство. Предание говорит, что многие удины выселились в разные места Азии, что прежде они жили во всех селениях Нухинского уезда; еще не очень давно в разных селах были старики, которые знали по удински. Удины издавна приняли христианство и во всех почти татарских (азербайджанских) селениях Нухинского уезда есть развалины старинных церквей“.

С присоединением северного Азербайджана к Российской империи в начале XIX века, начинается новый этап в истории удин, связанный уже с Россией и вхождением в зону русской культуры. В оставшихся удинскими селах Варташен и Нидж начинается собирание всех, еще осознающих себя удинами. Особенно это касается последнего. Это время относительного спокойствия и общего подъема. В Варташене и Нидже открываются школы, строятся храмы, в том числе православные, открываются фабрики, развивается сельское хозяйство, садоводство, ремесло. Варташен и Нидж были одним из самых зажиточных сел в округе.

Ни менее трагичным для удин оказался XX век. К началу века удин в Российской империи, по разным сведениям, насчитывалось около 10000, а уже по переписи 1926 г. в СССР 2500, т.е. численность удин за короткий промежуток времени сократилась в разы. Такие цифры стали результатом совершенных преступлений турецкой армии и зверств местных бандитских группировок в 1918-1920 гг. Турецкая армия, вторгшаяся в Закавказье в 1918 г. и направляющаяся в Баку для захвата власти, на своем пути разоряла все христианские поселения региона. Летом 1918 г. подвергся массовой резне весь Нухи-Арешский регион, в том числе и села, где проживали удины. Но удинские села чудом уцелели, хоть и были разграблены, а население пряталось в лесах. Непоправимое случилось в 1920 г., когда местные бандитские группировки с остатками турецкой армии опустошили удинские села, в том числе Нидж и Варташен. Архивные документы свидетельствуют об убийствах, похищениях женщин, детей, уничтожении лучшей части молодежи. Часть варташенцев (православные удины) спасаясь, переселилась в Грузию, где основали деревню Зинобиани, позже переименованный большевиками в Октомбери. Возглавил переселение удинский священник Зиновий Силиков (Зиноби Силикашвили), в честь которого и было названо село. С этого времени Варташен уже перестает быть центром удинской оседлости.

С установлением советской власти и объявлением официальной политики интернационализма уходят в прошлое конфликты на национальной и религиозной почве. В советский период в Нидже обновляется инфраструктура — строятся дороги, школы, больница, клуб, АТС, орехоперерабатывающий завод (позже консервный), один из крупнейших в районе, который обеспечивал работой большую часть ниджцев. Варташен также преобразуется, получает статус города и становится райцентром. Большой демографический урон был нанесен за время Великой Отечественной Войны, в которой удины активно участвовали. Тем не менее, к концу XX века численность удин увеличивается. Основным местом проживания продолжает оставаться Нидж, частично Варташен, Мирзабейли, Солтан-Нуха и Октомбери в Грузии. Однако в конце 80-ых — начале 90-ых гг. судьба вновь преподносит тяжелые испытания на долю удинского народа. С началом армяно-азербайджанского конфликта в Карабахе и последующим началом распада СССР усиливаются националистические силы в Азербайджане. По причине незнания своей истории и невежеству, многие, в очередной раз принимают удин за армян. В результате, удины Варташена, опасаясь погромов националистов, вынуждены покинуть веками насиженные места. Удины, проживающие в Мирзабейли и Солтан-Нухи также находились под постоянным страхом перед местными националистами, и, в конце концов, оставив свои дома, перебрались в Нидж. Впрочем, и Нидж постоянно блокировался, а ниджцы подвергались нападениям и угрозам со стороны радикальных представителей Народного фронта. В такой ситуации удины вынуждены были обратиться в Москву за помощью. В это время знаменитый азербайджанский историк Зия Буниятов несколько раз выступает по телевидению, призывая не трогать удин, поскольку они относятся к коренным этносам Азербайджана. В 1992 г. издается указ президента Азербайджана « О защите прав и свобод, государственной поддержке развития языка и культуры национальных меньшинств, малочисленных народов и этнических групп, проживающих в Азербайджанской Республике». Но последствия ошибок властей и всплеска националистических идей в стране, не просто оказалось исправить. События того времени и последующее ухудшение социально-экономического положения заставили многих уехать из страны, в поисках лучшей жизни. В настоящее время единственным местом компактного проживания удин остается Нидж, где проживают около 4000 тысяч удин. Большая же часть удин проживает за пределами Азербайджана, продолжая поддерживать связь с исторической родиной и сохраняя родной язык, культуру и самосознание.

Удинский язык (самоназвание: удин муз, udin muz) входит в лезгинскую группу нахско-дагестанских языков, делится на два диалекта - ниджский и огузский (варташенский). Степень их расхождения не препятствует их взаимопониманию, хотя каждый диалект развивается самостоятельно. На удинском языке говорят около 10000 человек. При этом он считается бесписьменным, хотя в последнее время предпринимаются усилия по созданию письменности. Удинский язык используется только в быту. В качестве официального языка удины используют язык той, страны в которой проживают: в Азербайджане — азербайджанский, в России русский, в Казахстане русский и казахский, в Грузии грузинский и т.д. Большинство удин двуязычны, нередко трехъязычны. Как считают большинство специалистов, удинский язык в прошлом был одним из распространенных языков Кавказской Албании, на основе которого в 4 веке появилась албанская письменность, и сложился литературный язык.

Удинский фольклор представляет собой немало интересного. Это всевозможные сказки, легенды, притчи, песни, игры, пословицы. Многие из них и сегодня бытуют в народе. Первые попытки собирания фольклора предпринимались в конце 19 в. Так, М.Бежановым, удин из Варташена, были собраны удинские сказки, пословицы, песни. Некоторые из них были изданы в ежегоднике « СМОМПК» выходивший в конце 19 — вначале 20 столетия. Несколько удинских сказок было напечатано в работах немецкого языковеда А. Дирра. В виде отдельной книги, фольклор был издан в недавнем прошлом. Большая заслуга в этом Г. Кечаари, местного просветителя из Ниджи. Им были подготовлены книги „ОРАЙИН“ на удинском языке. В этих книгах были собраны удинские сказки, легенды, предания, пословицы, поверья, а также удинские притчи-анекдоты.

Источник : ФЛНКА

В мире почти две сотни стран, а список всех национальностей даже представить сложно. Запомнить это нереально, даже все малые народы, проживающие на территории России, представляют собой внушительный перечень. Если перед вами удины, кто это такие и откуда они родом можно спросить у них самих. Некоторые считают такой вариант - не самым культурным, предпочитая прибегнуть к помощи справочников.

Многонациональное государство

Наша страна формировалась на имперских принципах:

  • Покорение соседних народов;
  • Формирование многонационального государства;
  • Объединение под одним руководством огромных территорий;
  • Культурное влияние на все нации, кроме титульного народа.

За сотни лет многие ассимилировались, «обрусели» и приняли культурные обычаи большинства. Благодаря наличию в общинах национальных меньшинств ортодоксов - многие сохранили свою этническую идентичность. В любом случае, речь идет о событиях давно минувших лет и столетий, все это длилось на протяжении веков, сопровождаясь скандалами, уступками и кровопролитием.

Сегодня мы имеем сформировавшуюся державу, в устоявшихся границах. И всем гражданам, хотят они того или нет, необходимо жить в мире. Дабы не создавать проблем окружающим.

Выступления на национальной почве и даже этнические погромы - не редкость в современной мировой истории. Как правило, они связаны с финансовыми кризисами и поиском «виноватых». Задача современного общества - не допустить повторения этих кровавых бесчинств и защитить интересы национальных меньшинств.

Кавказские особенности

Кавказ не входит в состав одного какого-то государства, его земли разделены между:

  1. Россией;
  2. Арменией;
  3. Азербайджаном;
  4. Грузией.

На всей территории проживает порядка 30 миллионов человек и большая их часть - христиане.

Но так было не всегда:

  • Менялись страны;
  • Формировались и исчезали целые народы;
  • Территории попадали под влияние других культур;
  • Сменялись религиозные воззрения.

История этого региона крайне интересна - постоянные военные походы, конфликты сразу с несколькими империями и красочные виды. Кавказ стал родиной для многих гордых народов. И если численность некоторых измеряется миллионами, то другие едва держатся на грани выживания. И это несмотря на современную медицину и высокий уровень жизни.

Все же, сказывается ассимиляция, браки с представителями других национальностей и естественные процессы уменьшения численности населения.

Откуда взялись удины?

Удины это народность, которая сформировалась еще две с половиной тысячи лет назад:

  1. Упоминается во многих древних текстах;
  2. Зародилась на Кавказе;
  3. Удины считаются одними из основателей Кавказской Албании;
  4. На сегодняшний день во всем мире насчитывается не более 10 тысяч представителей этой национальности;
  5. На территории России проживает чуть меньше 4 тысяч удин.

Чаще всего удины встречаются в Ростовской области , в этом регионе их численность достигает двух тысяч. Но даже это - капля в море. Вероятность познакомиться с двумя совершенно никак не связанными представителями этой национальности крайне мала. Поэтому лучше не говорить представителю этого народа, что вы знаете еще кого-то «из них», такая ложь сразу станет явной.

Малые коллективы очень часто держатся сплоченно и знают все обо всех земляках, живущих в округе.

В Азербайджане некогда была самая многочисленная община удин , их численность достигала 6 тысяч. Но в связи с военным конфликтом с Арменией и напряженной ситуацией в регионе, их численность уменьшилась до, приблизительно, 4 тысяч человек.

Оставшиеся две тысячи живут в Армении, Казахстане, Украине и Грузии, небольшими общинами по 200-500 человек.

Трудности с подсчетами возникают еще и из-за того, что в ряде стран последняя перепись населения проходила слишком давно.

Удины: национальность

Удины являются представителями лезгинской группы :

  • Обладают собственным языком;
  • Близки к народам Дагестана;
  • Некогда сформировали Кавказскую Албанию;
  • Подверглись влиянию армян и арабов.

Наиболее мощное влияние на этот народ оказали именно армяне. Многовековое соседство и браки привели к тому, что сегодня удин от армян отличить очень сложно . Часть перестала хранить свою этническую самоидентификацию, начав причислять себя к одному из более крупных народов.

С XIX по вторую половину XX века численность удин снижалась. Катастрофическими темпами - меньше чем за век от 10 тысячно народности осталась лишь четверть. Но последние полвека были благодатными для этой национальности, их количество вернулось к тем самым заветным 10 000.

Своей письменности у удин на сегодняшний день нет. Некогда был алфавит, состоящий из 52 букв. Но важное значение сыграла религия - богослужения и все записи велись на армянском, так что этот язык постепенно вытеснил албанскую письменность.

Таких примеров ассимиляции можно привести с десяток, именно поэтому современные национальные меньшинства так отстаивают свою самобытность.

Кто такие удины?

Можно было представить, что удины представляют собой полностью влившийся в другие народы этнос, не имеющий ничего собственного и во всем опирающийся на чужие культуры. Но это не так, сегодня в России проживает 4 тысячи человек, которые считают себя удинами и заявляют так на каждой переписи:

  1. 2 тысячи перебрались в город и о национальных костюмах, блюдах и обрядах имеют, в лучшем случае, только воспоминания;
  2. 2 тысячи продолжают жить в сельской местности, компактно, придерживаясь национальных традиций;
  3. Каждый человек индивидуален, но для удин свойственно гостеприимство и радушное отношение к незнакомцам;
  4. Представители этого народа «держатся своих корней» и в любой ситуации будут поддерживать близких.

Формировать мнение о человеке на основе каких-то национальных черт - не лучшая политика. Ваш собеседник может полностью не соответствовать приведенным где-то характеристикам или просто отличаться от своих собратьев. Поэтому оценивайте окружающих, по словам и поступкам, а не на основе каких-то стереотипов.

Если рядом с вами поселились удины, кто это и что они собой представляют можно понять только на основе общения с людьми. А так достаточно лишь знать, что это не армяне, хотя их родина - Кавказ.

Видео: как живут удины, культура

В этом ролике историк Михаил Тимофеев расскажет про такую национальность, как удины, что они представляют из себя, почему их веру практически невозможно сломить:



Рассказать друзьям