Кто придумал бумажную кальку. Родикон - продажа любой технической бумаги Что прочнее калька или картон

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

До эры компьютеризированного черчения калька применялась в конструировании и строительстве для совместного «сквозного» просмотра планов этажей или чертежей разных уровней механического устройства с целью проверки на совместимость разных листов проекта, вычерченных разными исполнителями. Калька - своего рода аналог множества «слоёв» в компьютеризированном черчении. На данное время производятся толстые виды кальки, способные пройти под валиками принтера или копира , не замявшись и не застряв. Такие разновидности применяются для распечатки чертежа стандартного узла или чертежа детали, и при поиске инженерного решения через наложение на основной чертёж.

Изготовление

Калька обычно изготавливается из сульфатной белёной целлюлозы с добавлением в некоторые её виды древесной массы, тряпичной и хлопковой полумассы без наполнителя или с небольшим его содержанием и хорошо проклеивается. Калька может также изготавливаться из уже готового пергамина. Приведём рецепт изготовления прозрачной бумаги из книги «1750 практических техно-химических рецептов» (5‑е изд., В. И. Губинский, стр. 22): «Гарвей, в Лондоне, обрабатывает бумагу олифою и, по удалению бензином излишка маслянистых частиц, промывает в хлорной ванне; затем, после высушивания, обрабатывает ещё раз перекисью водорода ».

Высококачественная калька, применявшаяся для копирования чертежей тушью и для светокопирования, при изготовлении сильно увлажняется, каландрируется под высоким давлением валков и промасливается плёнкообразующими веществами. Именно высокой степенью спресованности относительно простой бумаги частично обеспечивается её прозрачность на просвет.

Основное свойство кальки - прозрачность. Существуют два способа его достижения:

  • повышение степени помола целлюлозного волокна.

Второй способ более эффективный, поскольку наряду с высокой прозрачностью позволяет добиться высокой прочности, но и более дорогой. Возможно также комбинирование двух способов. Именно по этому пути пошла часть современных отечественных производителей, что и позволило получить высококачественный продукт при сохранении приемлемой цены.

Виды кальки

  • карандашная матовая, рельефная без глянцевой стороны - представляет собой именно прозрачную некаландрированную бумагу, пригодна для черчения и копирования карандашом на обеих сторонах - сейчас применяется как худ.материал для копирования или параллельного эскизирования, методом наложения и прорисовывания поверх исходника.
  • тушевая с глянцем, бумажная основа с полуглянцевым блеском одной стороны - более тонкая и ранимая, намного тоньше и механически слабее карандашной кальки, часто рвется в подмокшем виде на мокрой линии, под тушь пригодны обе стороны, карандаш ложится только на матовую сторону - чертили тушью на глянцевой стороне, глянец как мера против провала пигмента в глубину волокон, и падения контраста линии.
  • лавсановая с глянцем пленочная, где глянцевая сторона несущая прозрачная плёночная основа (лавсан , целлулоид или винил), заметно более толстая и прочная чем оба вида бумажной, а тонкое шероховатое матовое покрытие для черчения, нанесено на саму плёнку - пригодная для черчения только одна сторона, менее абразивна для скользящего металлического инструмента чем карандашная калька.

Износ чертежного инструмента на кальке

Поверхность двусторонней матовой кальки более абразивная , чем у обычной чертёжной или офисной бумаги. Это сильно ускоряет износ инструмента без шарика, работающего по принципу прямого скольжения метала по бумаге, например, металлических перьев и перьевых ручек , рапидографов изографов и рейсфедеров .

При отсутствии под рукой абразивного бруска матовая калька используется как шлифовальный материал для доводки фабричных каллиграфических перьев до приемлемой гладкости скольжения (снятия фаски с контактной зоны) и закругления внешних углов пера, царапающих бумагу. Карандашная матовая калька времён СССР настолько абразивная, что может использоваться как подручный шлифовальный материал не только для мягких металлов, вроде меди и латуни, но для стали и даже стекла.

Крайне акуратно или очень редко, используйте на карандашной кальке инструменты прямого трения, вроде пера-макалки, рейсфедора, рапитографа и изографа - последние часто стачивались всего за 1 год работы на карандашной кальке, хотя при работе по ватману спокойно переживали 6 лет и более износа. Рейсфедер стачивался ещё быстрее, за месяц работы до образования вполне заметного плоского пенька-торца, вместо исходного закругленного кончика.

Попутно с некоторыми испытаниями, была проведена проверка карандашной кальки на абразивность - ранее матированное крупными абразивами стекло, было обработано пастой ГОИ №3 (оксид хрома , размер зерна 8-17 мк ), поверх, была проведена шлифовка матовой карандашной калькой изготовленной в СССР в 1980-е годы - результат полное исчезновение блеска и глянца заявленного для данного номера пасты, одновременно явное улучшение скольжения. При последующей, контрольной проверочной полировке пастой ГОИ глянец вернулся, но поверхность стекла стала менее скользкой к пластмассам и тефлону, чем после предыдущей полировки матовой калькой.

Второй образец стекла матированный крупными абразивами, был обработан пастой ГОИ №3 (оксид хрома , размер зерна 8-17 мк ), и дополнительно финишной шлифовальной бумагой с абразивом промаркированным как J3000 grit JIS (карбид кремния , размер зерна 4-5 мкм ). Поверху, была проведена шлифовка матовой карандашной калькой 1980-х годов - стекло потеряло любые намёки глянца, появившиеся после шлифования абразивом J3000 grit, стало более шершавым, также весьма заметно ухудшилось скольжение по стеклу тефлоновой пластины, наклеенной на мерное оборудование-гирьку весом 145-150 грамм .

Итого, ориентировочная оценка абразивности карандашной кальки лежит между 8 мкм и 4 мкм , если переводить на европейскую систему FEPA grit, то субъективно соответствует шлифовальной бумаге от p3000 до более похожей p5000 FEPA, размер зерна 7 и 5 мкм - с важной поправкой, очень быстрый износ истирание активных «зерен» на поверхности кальки, как следствие, крайне малый объём снимаемого материала одним участком кальки.

Технические характеристики

Substance Плотность Влажность Шероховатость Прозрачность Tensile strength ( ) Surface Alkali pH
ISO 536 ISO 287 ISO 8791-2 ISO 2469 ISO 1974 ISO 6588
/

Калька. Виды и применение

Калька (франц. calque) - это все полупрозрачные марки бумаги чаще всего белые или окрашенные в массе. Обычная белая полупрозрачная бумага, на сегодняшний день преобразилась и расположилась среди дизайнерских коллекций бумаги. Прозрачность кальки достигается за счёт более мелкого, чем в обычной бумаге, помола волокон и добавления связующих и смол. Поэтому калька обычно плотнее, чем бумага той же толщины. Стандартной и общепринятой классификации кальки нет. Чаще всего ее делят по областям применения (видам печати) : для художественных работ (рисования, черчения, раскрашивания; обычно белая, от 40 до 480 г/м2); для PPC (plain-paper copier — копир для обычной бумаги), т. е. для электрографических устройств (чаще всего белая, 90-480 г/м2); для традиционных видов печати (в основном — офсетной и трафаретной, 40-480 г/м2); для плоттеров (струйных и перьевых). В этой статье речь пойдет в основном о кальке для электрографической и традиционных видов печати.

Калька в рулонах предназначена, главным образом, для инженерных работ на плоттерах и лазерных копирах, а также черчения тушью и карандашом. Чаще всего поставляется шириной 297, 420, 594, 610, 841, 914 мм (импортная), 420, 625, 878 мм (отечественная). Офисные форматы А4 и А3 популярны для запечатывания на копирах и лазерных принтерах, а для офсета и трафарета предпочтительнее полиграфические форматы — 70x100 см и др.

Современная калька:

  • классическая белая;
  • всех цветов радуги и с вкраплениями;
  • матовая, с имитацией пергамента;
  • золотая и серебристая;
  • с различными рисунками;
  • с узорами, имитирующими водяные.

Традиционное применение — буклеты и календари, обычно вторым (прокладочным) листом после обложки. Калька используется для вкладышей с текстом в приглашения и открытки. Иногда подбирают конверт из кальки в тон или одинаковых цветов. Популярны также визитки на кальке.

Кальки торговых марок Abezeta и Canson практически не вызывают проблем в печати.

Способы работы с калькой

Офсетная печать. Кальки представленных фирм отлично себя зарекомендовала в офсетной машине, но поверхность кальки не впитывающая, поэтому настоятельно рекомендуются фолиевые краски. Сохнет калька плохо, чтобы избежать перетискивания краски с одного листа на другой лучше своевременно разгружать приёмку и держать готовые оттиски небольшими стопами, краска должна закрепиться.

Печать на цифровых машинах. Отличные рекомендации по использованию калек и в данном виде печати.

Печать на тонерных ЦПМ (Xerox, Canon, Konica Minolta, Ricoh и др.) . При печати необходимо протестировать один лист. Иногда тонер не припекается к кальке должным образом и отваливается. При печати необходимо учитывать температуру фьюзера, так как можно лишиться не только бумаги, но и печатающего устройства. Как правило, такие особенности материала (низкая термостойкость) указаны в спецификации. Возможны и экзотические проблемы — некоторые марки тонированной в массе бумаги после нагрева меняют цвет.

Шелкотрафаретная печать : Прекрасно ложится на кальку, очень красива непрозрачная объёмная краска на полупрозрачной бумаге. Интересные эффекты даёт наложение на кальку выборочного лака.

«Полупрозрачная» послепечать. Чистоцеллюлозная калька — весьма ломкий материал, особенно при больших плотностях, поэтому надо крайне осторожно выполнять биговку и фальцовку, а для калек плотностью 200 г/м2 и выше вообще лучше избегать сгибов. Во избежание заломов следует обязательно выполнять биговку (лучше — двойную или оборотную), фальцевать только в направлении волокон и стараться не планировать фальцев для кальки плотнее 170 г/м2. Материал этот капризен при вырубке: особое внимание при резке и высечке — заточке ножей.

Тиснение конгревное, блинтовое и фольгой. Для калек это возможно, однако нужно тщательно подобрать температуру и давление штампа, аккуратно изготовить клише. Полезное свойство кальки открыли на кафедре отделочных процессов в МГУП. Переплетный материал «Балакрон-Термо», который меняет свой цвет при блинтовом и конгревном тиснении под воздействием штампа и температуры, во время работы давал неприятный эффект прилипание к штампу. В наших типографиях в подобных случаях начинают подбирать режимы тиснения (давление, температуру). На Западе этого избегают, применяя прокладку в виде специальной бумаги под штамп, но к нам она не поставляется. Студенты экспериментировали и выполнили тиснение «Балакрон-Термо» через лист кальки. Оказалось, что один лист А4 спокойно выдерживает до 10 оттисков! При тиснении нужно обращать внимание на глубину штампа, поскольку большинство видов кальки не так эластичны, как картон аналогичной плотности. Зато при конгреве получается интересный эффект — калька теряет прозрачность.

Склеивать кальки лучше синтетическими клеями, водно-дисперсионный может вызвать волнообразный эффект в месте склейки.

Кальки чутко реагируют на изменения климатических условий, во избежание скручивания бумаги до и после печати материал следует защищать от сквозняков и изменений температуры и влажности.

Общее свойство всех видов кальки — способность быстро вбирать влагу и повышенная чувствительность к изменению условий в печатном цехе, поэтому упаковку следует вскрывать непосредственно перед печатью, а в процессе работы следить за поддержанием стабильных влажности и температуры (+20 °С и 50% влажности). Есть сложности и в послепечатной обработке: материал очень плотный, режется плохо (рекомендуемая высота стопы — не более 5 см).

P.S. Прежде чем заказывать материал для печати, не забудьте посоветоваться с технологом типографии, в которой планируется выполнять заказ. При работе с любой дизайнерской бумагой, — изучайте и следуйте рекомендациям производителя.

Статья написана по материалам сайта www.publish.ru

Слово «калька» переводится с французского языка как «трафарет», «копия». Как указывают авторитетные источники, точное имя ее изобретателя доподлинно не известно. Возникла данная разновидность бумаги в XVII столетии в Германии, в связи с нуждами архитекторов, чертежников, инженеров, которым требовалось скопировать тот или иной рисунок или схему. Существует предположение, что первую современную кальку изобрели инженеры-строители, в связи с участившейся необходимостью точного копирования сложных элементов чертежей.


Копирование осуществлялось обычным способом «под трафарет», калька накладывалась на оригинал, и по ней очерчивался контур, проступающий под ее прозрачной поверхностью. Данный метод копирования прочно закрепился в деятельности специалистов самых различных профессий и иногда используется даже сейчас.


Самую первую «кальку» средневековые мастера делали следующим образом: обычная бумага пропитывалась слабым спиртом, керосином или скипидаром. Так она становилась более прозрачной по сравнению со своим исходным состоянием. Но данный способ вызывал различные неудобства: бумага оставляла пятна, на ней проблематично было что-то начертить и т.п., поэтому и возникла потребность в той кальке, которая известна сейчас.


В России первое промышленное производство кальки было налажено в Петергофе на первой казенной бумажной фабрике в 1816 году. Со временем изготовление кальки было освоено и другими предприятиями.

Качественные характеристики бумажной кальки

Современная калька может изготавливаться либо из сульфатной беленой целлюлозы с добавлением древесной массы и хлопковой полумассы с клеевым веществом, либо из уже готового пергамина. Ее главными характеристиками являются плотность и толщина. Для достижения прозрачности кальки используется один из двух способов – каландрирование (пропуск через специальные вращающиеся валы) или повышение градуса помола. Последний способ является наиболее эффективным, так как он добавляет бумаге прочности, но и более затратным. Возможно соединение этих двух способов в одну производственную линию.

Виды бумажной кальки в СССР

Матовая калька без глянцевой стороны, предназначенная и копирования карандашом, изготавливалась из некаландрированной бумаги. Калька, имеющая глянцевую сторону, производилась двух видов: тушевая и лавсановая. Тушевая калька отличалась своей тонкостью и изготавливалась на бумажной основе. Лавсановая калька имела с глянцевой стороны прозрачную пленочную основу.


Карандашная калька без глянца, изготавливаемая в СССР, обладала такими абразивными свойствами, что ее иногда использовали как подручный шлифовальный материал для меди, латуни, а иногда даже стали и стекла. Например, с ее помощью фабричные каллиграфические перья часто доводились до требуемой гладкости скольжения. Также при помощи матовой кальки полировались закругления внешних углов пера, которые царапали бумагу.

Применение кальки сейчас

Современная калька применяется как для черчения карандашом и тушью, так и для осуществления цифровой печати на плоттерах, принтерах и графопостроителях. Изготавливают ее в соответствии с нормами и требованиями ГОСТ. Также бумажная калька иногда используется в пищевой промышленности в качестве прокладочно-упаковочного материала или в швейном производстве при изготовлении трафаретов, выкроек и т.п.

Калькирование – процесс, заключающийся в том, что составные части слова (морфемы) или словосочетания заменяются их прямыми соответствиями на языке перевода

brain drain - утечка мозгов

дом культуры - House of Culture

парк культуры и отдыха - Park of Culture and Rest

кандидат наук - Candidate of Science

collective farm - колхоз

глава правительства - head of the government

верховный Суд - Supreme Court

mixed laws - смешанные законы

Зимний дворец - Winter Palace

White House - Белый Дом

"Белая Гвардия" - The White Guard

the Democratic Party - Демократическая партия

Наш дом - Россия - Our Home Is Russia

плоды просвещения - the Fruits of the Enlightenment

Income tax - подоходный налог

a standard key-combination - стандартная комбинация клавиш

decision-making - принятие решений

risk analysis - анализ риска

Виды калек:

    Лексическая калька (словообразовательная)

слово, созданное по иноязычной словообразовательной модели, но из материала данного языка.

Сладководск – Sweetwatercity

    Семантическая калька

получение словом нового, переносного значения под влиянием иностранного слова.

Street capitan – капитан квартала

лексема «капитан » употреблена в значении «лидер, глава, авторитет »

soap opera - мыльная опера

    Синтаксическая калька

синтаксическая конструкция, образованная по модели иностранного языка

to have something done - иметь что-то сделанным

    Фразеологическая калька

буквальный перевод иноязычного оборота по частям.

Green card – зеленая карта

    Ложные друзья переводчика.

Ложные друзья переводчика - пара слов в двух языках, похожих по написанию и/или произношению, часто с общим происхождением, но отличающихся в значении.

Ложные друзья переводчика могут приводить к неправильному пониманию и переводу текста. Часть из них образовалась из-за того, что после заимствования значение слова в одном из языков изменилось, в других случаях заимствования вообще не было, а слова происходят из общего корня в каком-то древнем языке, но имеют разные значения; иногда созвучие чисто случайно.

Термин «ложные друзья» был введен М. Кёсслером и Ж. Дероккиньи в 1928 году в книге «Les faux amis ou Les pieges du vocabulaire anglais».

list - список (а не лист)

general - общий (не только главный)

brilliant - блестящий (редко бриллиант)

angina - стенокардия (а не ангина)

data - данные (а не дата)

cabinet - шкафчик, чулан, витрина (не кабинет)

business – дело (а не бизнес)

academic- преподаватель

accurate-точный

accord-согласие

ammunition- боепpипасы

baptism-крещение

benzene- бензол

billet- воен. ордер на постой

jealousy- ревность

В противоположность ложным друзьям переводчика существуют также слова, которые в двух данных языках имеют одинаковое значение и сходное звучание. Подобные «друзья переводчика» называются лексическими когнатами.

Mama/papa

Некоторые ученые характеризуют «ложные друзья переводчика» как семантически разнородную категорию слов, включающую интернациональную лексику (межъязыковые относительные синонимы сходного вида), псевдоинтернациональные слова (межъязыковые омонимы) и межъязыковые паронимы.

Калька появилась в начале 17-го века. Это полупрозрачная жёсткая бумага, в состав которой входит мелкоизмельчённая целлюлоза. Она обладает большой плотностью по своей структуре, что позволяет сделать ее максимально тонкой.

На сегодняшний день в дизайнерских коллекциях можно найти не только матовую прозрачную бумагу, но и фактурные, цветные и перламутровые кальки. Как это ни странно, но технология изготовления данного вида бумаги до сих пор многим людям неизвестна. В секрет ее создания посвящены только лишь производители продукции.

Изначально изделие предназначалось для чертёжных работ. О том, калька знали, в основном, только специалисты этой области. На сегодняшний день изделие применяется во многих сферах. Оно используется для ручного копирования, и теперь даже школьник начальных классов с лёгкостью ответит на вопрос, что такое калька.

Однако не каждый художник отважится использовать эту бумагу в своей работе, а всё потому, что иногда результат может оказаться совершенно непредсказуемым. Но тем не менее при помощи кальки можно создать уникальное произведение искусства, главное, знать о том, как правильно пользоваться данным изделием. В принципе, калька является вещью первой необходимости для таких творческих людей, как художники. Студент архитектурной специальности также не сможет обойтись без кальки.

Печать на кальке позволяет преподнести основные цветные композиции. Это актуально как для художников, так и для дизайнеров интерьера. Использование этого материала позволяет многократно сократить время, которое необходимо для создания нескольких макетов. Ознакомившись с тем, что такое калька и разобравшись в её структуре, мы теперь можем понять, почему её используют для печати. Данный не боится многоразового сложения, а также этот материал долговечен. Калька компактна при хранении.

Дизайнерские кальки - это очень капризный материал, но в то же время - необычайно красивый. Не стоит забывать о том, что при печати всё-таки могут возникнуть две проблемы. Не все виды кальки можно применять в печати, так как на некоторых просто невозможно осуществить качественный перенос. Ещё одна проблема заключается в том, что не исключено возникновение трудностей при подаче листов в печатную машину, а также при прохождении в ней листов в момент печати. Вот почему данный процесс лучше доверить профессионалам.

Многие центры с радостью помогут качественно произвести печать на кальке. Стоимость работы наверняка окажется весьма приемлемой, а и уровень выполняемых услуг порадует любого клиента. Главное, изначально узнать всю информацию о том центре, в который человек собирается обратиться.

Помимо всего прочего, калька в рулоне продаётся во многих магазинах, специалисты с радостью ответят на все интересующие вас вопросы.

Итак, что такое калька и для чего она нужна, теперь понятно каждому. Не стоит забывать ещё об одном интересном и важном моменте. Данный вид бумаги реагирует на любые изменения климатических условий, вот почему важно, чтобы при работе, а также в процессе высыхания вашего произведения не было никаких сквозняков и влажности.



Рассказать друзьям