Кто сказал что на свете. Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


В этой горнице колдунья
До меня жила одна:
Тень ее еще видна
Накануне новолунья.
А. Ахматова

Прошло уже более шестидесяти лет со дня смерти великого М. Булгакова.
Надгробьем писателя на Новодевичьем кладбище стал камень с могилы любимого им Н. В. Гоголя. Теперь на нем два имени. Рядом со своим Мастером покоится его Маргарита, Елена Сергеевна Булгакова. Именно она стала прототипом этого самого пленительного женского образа в русской литературе XX века.
“За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей... любви?.. За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!”. Так начинает Булгаков вторую часть своего “закатного” романа, словно предвкушая радость истории о вдохновенном чувстве с первого взгляда.
Встреча героев происходит случайно.
Мастер рассказывает о ней поэту Бездомному. Итак, перед нами женщина в чёрном весеннем пальто, несшая в руках “отвратительные, тревожные, желтые цветы”. Героя поразила не столько ее красота, “сколько
Почему же Маргарита так одинока? Чего не хватает ей в жизни? Ведь она имеет молодого и красивого мужа, который к тому же “обожал свою жену”, живет в прекрасном особняке одного из арбатских переулков, не нуждается в деньгах.
Что же нужно было этой женщине, в глазах которой горел какой-то непонятный огонь! Неужели он, мастер, человек из убогой подвальной квартиры, одинокий, замкнутый? И на наших глазах произошло чудо, о котором так ярко написал Булгаков: “..я вдруг... понял, что всю жизнь любил эту женщину!”. Явившаяся как внезапное озарение, мгновенно вспыхнувшая любовь оказывается сильнее житейских невзгод, страданий, сильнее смерти.
Эта женщина стала не просто тайной женой художника, а его Музой: “Она сулила славу, подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером”.
Было им вместе хорошо и спокойно.
Но вот наступают темные дни: написанный роман подвергся яростной критике. Закончилась любовная идиллия, началась борьба. И именно Маргарита оказалась готовой к ней. Не могут погасить любовь ни травля, ни тяжелая болезнь, ни исчезновение возлюбленного. Подобно Левию Матвею, она готова бросить все, чтобы идти за Мастером и, если надо, погибнуть с ним вместе. Маргарита - единственный настоящий читатель романа о Понтии Пилате, его критик и защитник.
Для Булгакова верность в любви и стойкость в творчестве - явления одного порядка. Более того, Маргарита оказывается сильнее мастера. Ей не знакомы ни чувство страха, ни растерянность перед жизнью. “Верую”, - это слово женщина повторяет постоянно. За свою любовь она готова платить
сполна: “Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!”.
Дьявол не заставил себя долго ждать. Чудодейственный крем Азазелло, летающая швабра и прочие атрибуты ведьмы становятся в романе символами духовного освобождения от ненавистного дома, от честного и доброго, но такого чужого мужа: “Маргарита ощутила себя свободной от всего... она покидает особняк и прежнюю свою жизнь навсегда!”.
Полету Маргариты посвящена целая глава. Фантастика, гротеск здесь достигают высшего накала. Упоение полетом над “туманами росистого мира” сменяется вполне реалистической местью Латунс-кому. А “дикий разгром” квартиры ненавистного критика соседствует со словами нежности, адресованными четырехлетнему мальчику.
На балу у Воланда мы встречаемся с новой Маргаритой, всесильной королевой, участницей сатанинского шабаша. И все это ради любимого. Однако для Маргариты любовь тесно связана с милосердием. Даже став ведьмой, она не забывает о других. Потому ее первая просьба о Фриде. Покоренный благородством женщины, Воланд возвращает ей не только любимого, но и сожженный роман: ведь настоящая любовь и истинное творчество не подвластны ни тлению, ни огню.
Мы снова видим влюбленных в их маленькой квартире. “Маргарита тихо плакала от пережитого потрясения и счастья. Тетрадь, исковерканная огнем, лежала перед ней”.
Но Булгаков не готовит своим героям счастливого финала. В мире, где торжествуют бездушие и ложь, нет места ни любви, ни творчеству.
Интересно, что в романе существуют две картины смерти влюбленных.
Одна из них вполне реалистическая, дающая точную версию ухода из жизни. В тот миг, когда больной, помещенный в 118-й нумер клиники Стравинского, скончался на своей койке, на другом конце Москвы в готическом особняке вышла из своей комнаты Маргарита Николаевна, внезапно побледнела, схватилась за сердце и упала на пол.
В плане же фантастическом наши герои выпивают фалернское вино и переносятся в мир иной, где им обещан вечный покой. “Слушай беззвучие, - говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, - слушай и наслаждайся тем, что тебе не давали в жизни, - тишиной... Беречь твой сон буду я”.
Теперь в нашей памяти они навсегда останутся вместе и после смерти.
А камень с могилы Гоголя глубоко вошел в землю, словно оберегая М. Булгакова и его Маргариту от суетности и житейских невзгод, сохраняя эту всепобеждающую любовь.

Цитата сообщения Мастер и Маргарита. Цитаты и иллюстрации

Увидев эти замечательные иллюстрации к роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" очень талантливого, на мой взгляд, художника под ником stoneturtle , не смогла пройти мимо. И цитаты из романа, по-моему, прекрасно с ними уживаются. Впрочем, судите сами.

Боже мой, как грустна вечерняя земля

Сплин - Романс

За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!


Га-Ноцри

Что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. Правда, возможны исключения. Среди лиц, садившихся со мною за пиршественный стол, попадались иногда удивительные подлецы!


Левий

Это водка? - слабо спросила Маргарита. Кот подпрыгнул на стуле от обиды. - Помилуйте, королева, - прохрипел он, - разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!


Утро Лиходеева

Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как выглядела бы земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?


На крыше

Ах, мессир, моя жена, если б только она у меня была, двадцать раз рисковала остаться вдовой! Но, по счастью, мессир, я не женат, и скажу вам прямо - счастлив, что не женат. Ах, мессир, можно ли променять холостую свободу на тягостное ярмо!


Никогда не разговаривайте с незнакомыми

Глаза значительная вещь. Вроде барометра. Все видно: у кого великая сушь в душе, кто ни за что, ни про что может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится.


Но к делу, Маргарита Николаевна

Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его. - Добрые люди? Ты всех, что ли, так называешь? - Всех, злых людей нет на свете.


Садовая

Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!


Сеанс окончен. Маэстро, урежьте марш!

Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу.


Коровьев и бегемот

Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.


Афраний и Пилат

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.


Болезнь мастера

Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...


Крем Азазелло

Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят ты, хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.


Глобус Воланда

Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!


Воспоминания мастера о встрече с Маргаритой

Финальный монолог Маргариты

Священномученик Василий Надеждин (1895-1930) был очень счастливым человеком: у него было любимое дело и любимая жена. После девяти лет служения батюшка был арестован. В заключении он заболел тифом, гангреной, но перед смертью успел оставить своей жене удивительное письмо-завещание. Память святого 19 февраля.

Любовь с первого взгляда

Со своей будущей женой Еленой Борисоглебской Василий Надеждин познакомился во время Первой Мировой войны на благотворительном концерте в Москве.

Юноша-семинарист, восхищенный игрой молодой пианистки, передал ей письмо и розу.

Потом были еще письма, встречи. Она писала в своем дневнике: «Вчера получила от него милые стихи. Так нежно, радостно на душе!..»

Избранница Василия Федоровича закончила Московскую государственную филармонию. Говорили, что такую талантливую пианистку ждет большое будущее, но, став невестой человека, стремящегося к священству, она понимала, что ее жизнь будет иной.

Елена Сергеевна писала возлюбленному после обручения: «Сегодня ночью не спалось, и вдруг особенно ярко почувствовала нашу связь как Таинство. Символ его - кольца на наших руках. Мы связаны, обручены… Как твоя душа? Твое сердце? Жива ли душа, окрылилась ли опять? А сердце? Готово ли оно для Таинства?»

Василий Надеждин признавался: «Да, моя радость, моя Ленуся, теперь ты моя невеста, и я живо это чувствую. С другой стороны, я вполне сознаю, что недостоин тебя, не стою тебя и не знаю, когда установится между нами равновесие. Кажется мне, что ты больше обогатила меня своим,невестием”, чем я тебя - своим,жениховством”»

В марте 1919 года, спасая от голода и тифа старшую сестру и трех ее сыновей Василий Федорович, переехал с ними жить в Пензенскую губернию, где служил его знакомый священник. Там он работал учителем математики. В апреле того же года Василий Надеждин ненадолго возвратился в Москву, чтобы обвенчаться с Еленой Сергеевной и увезти ее с собой. Через год у молодых супругов родится первый сын Даниил, а еще через год Василий Федорович стал священником.

Священство

«Когда я в первый раз пришел к нему на исповедь, начинать было очень трудно, — вспоминал прихожанин отца Василия. - Батюшка такой необычайный, с серьезным взглядом, вдумчивый, глубокий. В его глазах хотелось выглядеть как можно лучше, приобрести уважение, а тут исповедь, и я должен сказать все…

Первые вопросы стали поворотными, и не более чем через два месяца между нами установились близкие отношения, взаимное понимание. В своем руководстве отец Василий не допускал ни малейшего принуждения, а лишь советовал делать то или иное, и всегда столь серьезно и содержательно, что совесть не допускала ослушания».

Арест

В начале 1929 года всем представителям власти в России был разослан указ ЦК ВКПБ о мерах усиления антирелигиозной работы: в нем сообщалось, что религиозные организации являются единственной легально-действующей контрреволюционной силой, оказывающей большое влияние на массы. В октябре 1929 года отца Василия арестовали.

Батюшка говорил: «Когда у нас затрагивался вопрос об исповедничестве, то здесь я проводил такую точку зрения.

Есть пределы для каждого различные, в которых каждый христианин может примиряться с окружающей его нехристианской действительностью. При нарушении этих пределов он должен уже примириться с возможностью и неприятных для него лично изменений условий его жизни.

Иначе он не есть христианин».

О. Василия отправили на Соловки. Еще на пути, в Кеми, определили жить до открытия навигации в бараке, где раньше находились тифозные больные. О. Василий заразился, в санчасти ему сделали инъекцию, после которой началась гангрена.

Прощание

Охваченный смертельным предчувствием, как только его поместили на место больного тифом, отец Василий оставил свое письмо-завещание, написанное 24 декабря 1929 года.

Родные получили письмо 19 февраля 1930 года в день кончины священномученика, который совпал с днем рождения его жены Елены Сергеевны.

«Господи, помоги мне сделать это дело хорошо…

Сегодня, в День Ангела моего старшего сынка, моего Додика, мне пришла мысль грустная, но, кажется мне, правильная, что я должен написать прощальное письмо на случай моей смерти… Ибо, если я заболею тифом, то писать уже не смогу, никого из близких не увижу и не услышу, не смогу ничего передать им, кроме этого письма, если оно будет написано заранее и… если Господь устроит так, что оно дойдет до моих близких…

Это письмо должно заменить меня, прощание со мною, участие в моих похоронах, которые произойдут здесь без участия моих близких, без их молитвы и слез…

Пишу все это спокойно и благодушно, ибо в душе живет неистребимая “надеждинская” надежда, что я вовсе не умру здесь, что я уеду из этого проклятого места и увижу еще всех моих дорогих… Но это будет дело особой милости Божией, которой я, может быть, и не заслужил, — а потому пишу это письмо.

Первое слово к тебе, моя дорогая, любимая, единственная Элинька, моя Ленуся! Прежде всего, благословляю тебя за твою верную любовь, за твою дружбу, за твою преданность мне, за твою неисчерпаемую нежность — неувядающую свежесть любовных отношений, за твою умную чуткость ко всему моему, за твои подвиги и труды, связанные с пятикратным материнством, за все лишения, связанные с твоим замужеством, наконец, за все эти последние слезы разлуки после моего ареста…

Да воздаст тебе Господь за все, да вознаградит тебя любовь наших детей, любовь моих печальных родителей (если они переживут меня), моих братьев и сестер, всех моих друзей.

Увы, я так мало любил тебя за последние годы, так мало принадлежал тебе духовно; благодарю тебя за наши последние встречи в Ильинском, на Сенеже; благодарю тебя за то, что ты удержала меня при себе и просила не торопиться переезжать на новую квартиру. Как хорошо нам было вместе в нашей кают-компании!

Как ярко вспоминаю я наш уют, наш светлый мир, наше семейное счастье, тобою созданное и украшенное! Десять лет безоблачного счастья! Есть что вспомнить! есть за что следует горячо благодарить Бога.

И мы с тобой должны это сделать… во всяком случае — и в том, если ты уже меня не увидишь на этом свете… Да будет воля Божия! Мы дождемся радостного свидания в светлом царстве любви и радости, где уже никто не сможет разлучить нас, — и ты расскажешь мне о том, как прожила ты жизнь без меня, как ты сумела по-христиански воспитать наших детей, как ты сумела внушить им ужас и отвращение к мрачному безбожному мировоззрению и запечатлеть в их сердцах светлый образ Христа.

Прошу тебя, не унывай, я буду с тобой силою моей любви, которая “никогда не отпадает”.

Мое желание: воспитай детей церковно и сделай их образованными по-европейски и по-русски; пусть мои дети сумеют понять и полюбить книги своего отца и воспринять ту высокую культуру, которой он дышал и жил.

Приобщи их к духовному опыту и к искусству, какому угодно, лишь бы подлинному. Кто-то из моих сыновей должен быть священником, чтобы продолжать служение отца и возносить за него молитвы. Ведь я так мало успел сделать и так много хотел! Элинька, милая моя!

Если бы ты знала, если бы знали люди, как мне легко было любить, и как я был счастлив чувствовать себя в центре любви, излучающейся от меня и ко мне возвращающейся. Как мне сладко было быть священником! Да простит мне Господь мои слабости и грехи по вашим святым молитвам!

Благодарю тебя за твою музыку, за музыку души твоей, которую я услышал. Прости, родная! Мир тебе. Люблю тебя навсегда, вечно…»

Последние дни

Василий Васильевич Надеждин - единственный из пятерых детей отца Василия, доживший до сегодняшнего дня, и единственный из пятерых, не видевший своего отца живым, вспоминал, что его мать, узнав о болезни мужа, добилась у властей разрешения приехать к нему и ухаживать за ним.

Родным из Кеми она писала: «Хожу утром и вечером вдоль деревянного забора с проволокой наверху и дохожу до лазарета, где лежит мое кроткое угасающее солнышко. Вижу верхнюю часть замерзшего окна и посылаю привет и молюсь. В три часа делаю передачу молока, бульона (кур здесь достать можно), получаю его расписку, написанную слабым почерком. Вот и все!

Ночь проходит в тоске и мучительных снах. Что же делать?

Чем я лучше многих других, у которых погибли здесь близкие? Надо перенести это испытание, жить без моего ласкового любимого друга.

Каждый раз, как отворяется дверь нашей квартиры, я смотрю, не пришли ли сказать роковую весть… Его остригли, изменился он сильно и исхудал, говорят, перевязки мучительны и изнуряют его… Я так счастлива, что живу здесь и могу помочь ему хоть сколько-нибудь…»

Начальник лагеря разрешил Елене Сергеевне сидеть возле умирающего супруга, молиться и предать его тело погребению.

В 1933 году, также ночью, как пришли когда-то за отцом Василием, пришли и за Еленой Сергеевной. Причиной ее ареста стал донос: вдова священника продолжает дело мужа, собирает на квартире молодежь, ведет с ними антисоветские разговоры. Вместе с матушкой были арестованы ребята, посещавшие религиозно-философский кружок, основанный отцом Василием.

Елена Сергеевна вспоминала: «На свидании в Бутырской тюрьме я собрала все свои силы, чтобы не плакать, когда сердце разрывалось при виде детей. Нас разделяет решетка. Я не могу поцеловать их, коснуться…»

Приговор 5 лет северных лагерей по ходатайству родных заменили на ссылку в Саратов. На 8 долгих тяжелых лет растянулась разлука матери с детьми. Все это время находился с ней только самый младший, названный в честь отца Василием, которому было тогда три года.

В этой горнице колдунья
До меня жила одна:
Тень ее еще видна
Накануне новолунья.
А. Ахматова

Прошло уже более шестидесяти лет со дня смерти великого М. Булгакова.
Надгробьем писателя на Новодевичьем кладбище стал камень с могилы любимого им Н. В. Гоголя. Теперь на нем два имени. Рядом со своим Мастером покоится его Маргарита, Елена Сергеевна Булгакова. Именно она стала прототипом этого самого пленительного женского образа в русской литературе XX века.
“За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей... любви?.. За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!”. Так начинает Булгаков вторую часть своего “закатного” романа, словно предвкушая радость истории о вдохновенном чувстве с первого взгляда.
Встреча героев происходит случайно.
Мастер рассказывает о ней поэту Бездомному. Итак, перед нами женщина в чёрном весеннем пальто, несшая в руках “отвратительные, тревожные, желтые цветы”. Героя поразила не столько ее красота, “сколько
Почему же Маргарита так одинока? Чего не хватает ей в жизни? Ведь она имеет молодого и красивого мужа, который к тому же “обожал свою жену”, живет в прекрасном особняке одного из арбатских переулков, не нуждается в деньгах.
Что же нужно было этой женщине, в глазах которой горел какой-то непонятный огонь! Неужели он, мастер, человек из убогой подвальной квартиры, одинокий, замкнутый? И на наших глазах произошло чудо, о котором так ярко написал Булгаков: “..я вдруг... понял, что всю жизнь любил эту женщину!”. Явившаяся как внезапное озарение, мгновенно вспыхнувшая любовь оказывается сильнее житейских невзгод, страданий, сильнее смерти.
Эта женщина стала не просто тайной женой художника, а его Музой: “Она сулила славу, подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером”.
Было им вместе хорошо и спокойно.
Но вот наступают темные дни: написанный роман подвергся яростной критике. Закончилась любовная идиллия, началась борьба. И именно Маргарита оказалась готовой к ней. Не могут погасить любовь ни травля, ни тяжелая болезнь, ни исчезновение возлюбленного. Подобно Левию Матвею, она готова бросить все, чтобы идти за Мастером и, если надо, погибнуть с ним вместе. Маргарита - единственный настоящий читатель романа о Понтии Пилате, его критик и защитник.
Для Булгакова верность в любви и стойкость в творчестве - явления одного порядка. Более того, Маргарита оказывается сильнее мастера. Ей не знакомы ни чувство страха, ни растерянность перед жизнью. “Верую”, - это слово женщина повторяет постоянно. За свою любовь она готова платить
сполна: “Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!”.
Дьявол не заставил себя долго ждать. Чудодейственный крем Азазелло, летающая швабра и прочие атрибуты ведьмы становятся в романе символами духовного освобождения от ненавистного дома, от честного и доброго, но такого чужого мужа: “Маргарита ощутила себя свободной от всего... она покидает особняк и прежнюю свою жизнь навсегда!”.
Полету Маргариты посвящена целая глава. Фантастика, гротеск здесь достигают высшего накала. Упоение полетом над “туманами росистого мира” сменяется вполне реалистической местью Латунс-кому. А “дикий разгром” квартиры ненавистного критика соседствует со словами нежности, адресованными четырехлетнему мальчику.
На балу у Воланда мы встречаемся с новой Маргаритой, всесильной королевой, участницей сатанинского шабаша. И все это ради любимого. Однако для Маргариты любовь тесно связана с милосердием. Даже став ведьмой, она не забывает о других. Потому ее первая просьба о Фриде. Покоренный благородством женщины, Воланд возвращает ей не только любимого, но и сожженный роман: ведь настоящая любовь и истинное творчество не подвластны ни тлению, ни огню.
Мы снова видим влюбленных в их маленькой квартире. “Маргарита тихо плакала от пережитого потрясения и счастья. Тетрадь, исковерканная огнем, лежала перед ней”.
Но Булгаков не готовит своим героям счастливого финала. В мире, где торжествуют бездушие и ложь, нет места ни любви, ни творчеству.
Интересно, что в романе существуют две картины смерти влюбленных.
Одна из них вполне реалистическая, дающая точную версию ухода из жизни. В тот миг, когда больной, помещенный в 118-й нумер клиники Стравинского, скончался на своей койке, на другом конце Москвы в готическом особняке вышла из своей комнаты Маргарита Николаевна, внезапно побледнела, схватилась за сердце и упала на пол.
В плане же фантастическом наши герои выпивают фалернское вино и переносятся в мир иной, где им обещан вечный покой. “Слушай беззвучие, - говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, - слушай и наслаждайся тем, что тебе не давали в жизни, - тишиной... Беречь твой сон буду я”.
Теперь в нашей памяти они навсегда останутся вместе и после смерти.
А камень с могилы Гоголя глубоко вошел в землю, словно оберегая М. Булгакова и его Маргариту от суетности и житейских невзгод, сохраняя эту всепобеждающую любовь.

«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей,
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Ф.И. Тютчев
Михаил Афанасьевич Булгаков – великий русский писатель. Его творчество получило заслуженное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры. Произведения Булгакова очень популярны в наши дни. Но эти произведения испытали проверку временем и теперь вносят достойный вклад в сегодняшнюю жизнь. Говоря о творчестве писателя, нельзя не упомянуть и о его биографии.
М.А. Булгаков родился в тысяча восемьсот девяносто первом году в Киеве в семье ученого священнослужителя. Мать и отец писателя чтили христианские заповеди, которым учили и сына. Михаил Афанасьевич передает в своих произведениях все то, что усвоил в детстве от своих родителей. Примером может послужить роман «Мастер и Маргарита», над которым автор работал до последнего дня своей жизни. Эту книгу Булгаков создавал, будучи уверен в невозможности ее прижизненной публикации. Теперь, роман вышедший в свет более четверти века спустя после его написания, известен всему читающему миру. Он принес писателю посмертную мировую славу. Выдающиеся творческие умы относят произведение Булгакова «Мастер и Маргарита» к вершинным явлениям художественной культуры двадцатого века. Этот роман является многоликим, в котором отражается романтика и реализм, живопись и ясновидение.
Главным сюжетом произведения является «настоящая, верная, вечная любовь» Мастера и Маргариты. Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствует в мире, который окружает Мастера и Маргариту.
Мастер, главный герой романа Булгакова, создает роман о Христе и Пилате. Этот герой непризнанный художник, а где-то и собеседник великих мира сего, которым движет жажда познания. Он пытается проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Мастер – это собирательный образ человека, стремящегося познать вечные законы нравственности.
Однажды, прогуливаясь, Мастер встретил на углу Тверской и переулка свою будущую возлюбленную Маргариту. Героиня, чье имя вынесено в название романа, занимает уникальное положение в структуре произведения. Сам Булгаков описывает ее так: «Она была красива и умна. К этому надо добавить еще одно – с уверенность можно сказать, что многие все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны.»
При случайных обстоятельствах Мастер и Маргарита познакомились друг с другом и полюбили так крепко, что стали неразлучны. «Иван узнал, что часть его и тайная жена уже в первые дни своей связи пришли к заключению, что столкнула их на углу Тверской и переулка сама судьба и что связаны они друг для друга навек».
Маргарита в романе является носительницей огромной, поэтической, всеобъемлющей и вдохновенной любви, которую автор назвал «вечной». Она стала прекрасным образом женщины, которая любит. И чем более непривлекательным, «скучным, кривым» предстает перед нами переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, вспыхнувшее «молнией». Маргарита, самоотверженно любя, преодолевает хаос жизни. Она сама творит свою судьбу, борется за Мастера, побеждая собственные слабости. Посещая легкий бал полнолуния, Маргарита спасает Мастера. Под раскаты очищающей грозы их любовь переходит в вечность.
Создавая роман «Мастер и Маргарита», Булгаков хотел указать нам, своим приемникам, не только на антитезу добра и зла, но и, пожалуй, самое главное, на ту «вечную» любовь, которая существует как в мире иллюзий, так и наяву.
Слова Булгакова во второй части романа дают четко это понять: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
За мной мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»
И М. А. Булгаков, действительно, показал и доказал, что такая любовь существует.
«Мастер и Маргарита» - сложное произведение, в нем не все осмыслено. Читателям по-своему суждено понять этот роман, открыть его ценности. Булгаков писал «Мастера и Маргариту», как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той эпохи. И все же это произведение обращено в будущее, является книгой на все времена.
Роман «Мастер и Маргарита» останется в истории русской и мировой литературы не только как свидетельство человеческой стойкости и гражданственности Булгакова – писателя, не только как гимн человеку творческому – Мастеру, не только как история неземной любви Маргариты, но и как грандиозный памятник Москве, которая теперь неизбежно воспринимается нами с учетом этого великого произведения. Этот роман Михаила Афанасьевича Булгакова – неповторимый шедевр русской литературы.

Любовь… Вероятно, я не ошибусь, если скажу, что любовь – это самое загадочное чувство на Земле. Почему один человек вдруг понимает, что без другого ему больше не жить, не дышать? Почему с каждым из нас хотя бы раз в жизни происходит это? В любом ответе, который можно дать на этот вопрос, останется недосказанность. А собрав все эти недосказанности вместе, мы получаем тайну – одну из самых прекрасных тайн этого мира. Именно её я и считаю главной в человеческих отношениях. И, наверное, это не только мое мнение – ведь сколько на свете книг о любви! Такой разной, счастливой и несчастной, радостной и горькой, пролетающей в один миг и длящейся вечно. Почему-то мне больше всего нравится читать о вечной и верной любви, которая делает для людей общим все – и жизнь, и смерть. Может быть, просто хочется верить, что в мире осталось хоть что-то светлое. И эту веру дает мне роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Пожалуй, эту книги любят многие. Ведь она столь многогранна, что каждый может найти в ней что-то свое. Одному интересны похождения Коровьева и Бегемота, другому – ершалаимские главы, третьему – философский подтекст. А меня больше всего привлекает история Маргариты.
Маргарита до встречи с Мастером жила скучно, одиноко и благополучно. Наверное, даже нельзя сказать, что Маргарита была несчастной: ведь человек, не познавший счастья, своего несчастья не осознает. Но был в ее жизни какой-то надлом. Не случайно, когда Мастер видит Маргариту впервые, она несет в руках тревожные желтые цветы, в глазах ее одиночество. Эти цветы как бы предвещают будущую трагедию. А неожиданная встреча с Мастером изменяет всю жизнь Маргариты. Все в мире вдруг обретает смысл, жизнь играет яркими красками и для Маргариты, и для Мастера. Ее дыхание сливается с его дыханием, и в этом единении рождается лучшее произведение Мастера – его роман о Понтии Пилате. Маргарита становится преданной его читательницей – музой своего возлюбленного. Мне кажется, что для Маргариты все происходящее имеет цену куда большую, чем для Мастера. Я не хочу сказать, что он не любил ее. Но в жизни Мастера было многое. Пусть он был одинок, но его жизнь наполняли книги, история, роман. А у Маргариты до Мастера не было ничего. Но, возможно, это одиночество как-то закалило ее, сделало душу сильней. Булгаков пытается донести до нас мысль о том, что понять истинную любовь и красоту невозможно, не зная ненависти и безобразия.
Может быть, именно злу и страданиям мы обязаны тем, что в сравнении с ними познаем добро и любовь.
Посмотрим, что происходит с Мастером и Маргаритой после катастрофы. Да, Мастеру пришлось несладко, но и Маргарите было не легче. Ей досталась страшная пытка неизвестностью о том, что случилось с ее возлюбленным. И тут мы видим, сколько в
отчаянии этой женщины силы. Она не позабыла его., винит себя в происшедшем, но в то же время до последнего верит, что что-то может измениться. Маргарита соглашается продать душу дьяволу только за одну надежду узнать что-нибудь о Мастере.
И она вызволяет своего любимого из психиатрической клиники, излечивает от безумия и дарит ему вечный покой. На первый взгляд, это сделал Воланд, но все было бы по-другому, если бы Маргарита не согласилась пожертвовать собой.
Наверное, вот она и есть верная и вечная любовь, когда один человек готов сделать все ради другого. Но мне кажется, что для понимания самоотверженности Маргариты важно то, что Воланд говорит о Понтии Пилате и единственном существе рядом с ним – собаке: «…тот кто любит должен разделять участь того, кого он любит». Так и Маргарита должна разделить судьбу Мастера. Он получает то, о чем мечтал всю жизнь, а Маргарита следует за ним. Возможно, это не совсем ее мечта. Скорее всего, для нее самое главное – просто быть с Мастером. Но будет ли счастлив человек, полностью растворившись в другом?
Пока еще я не могу ответить на этот вопрос однозначно. Но уверен, что нужно не только брать, но и отдавать. Отдавать себя, свои мысли, чувства, свою душу. Любить по-настоящему – значит любить не для себя, не для своей выгоды, а только для того, кого ты любишь. Может быть, тогда такой прекрасный идеал любви, как любовь Маргариты к Мастеру, станет возможен не только в романе, но и в жизни.


Сегодня у двоих людей - 88 и 78 лет - закончилась история любви.
В этой истории нет пылкой ревности и трагических событий - есть просто жизнь на двоих, которая продолжалась 50 лет с хвостиком, пока смерть не разлучила их.
Я хотела промолчать, но подумала, что о таких отношениях надо написать - просто, чтобы знать, что такое - бывает. Это мои дядя и тётя. И сегодня остался только дядя.

Она была старше него - строгая аспирантка в очках, а он - вихрастый студент. Как-то они разговорились, и с тех пор считали, будто у них одна личность на двоих.
Его отца раскулачили и расстреляли в год его рождения - 1938. Она, родившаяся и выросшая в Югославии, в свои 28 только что впервые приехала в СССР из югославской тюрьмы, где отсидела 9 лет за политику (дело "Информбюро", если кто в курсе).
Они поженились, потом защитились, и всю жизнь работали вместе. Детей у них не было, но были научные труды и общая работа. Пока не появились племянники, они все выходные проводили с рюкзаком в горах. Или вдвоем, или со студентами.

Тётушка моя была очень взрывной, непредсказуемой - то душит в объятиях, то орет как чокнутая: "Это ты так постель заправила? Это дохлая кобыла! Не научишься заправлять постель - никто тебя замуж не возьмет!".
Она не могла понять, что на каникулах кто-то может спать дольше, чем до 9 часов. 9 - это был предел её терпения. Сама она к этому времени успевала сбегать за свежим хлебом, приготовить завтракать и полить огород - это была её епархия. А ведь уже тогда она мне годилась в бабушки - молодой я не видела её никогда.

Тётушка целое лето пихала в меня фрукты и исправно отсылала их нам в Москву до глубокой осени.
Она рассказывала такие истории, что невозможно было дождаться следующей серии.
И вела уроки английского так, что на них приходили все соседские дети.

Купаться на речку она не пускала меня одну до 18 лет - боялась.
Как-то раз парочка кавалеров пригласила меня кататься на лодке, и мне запретили заплывать за поворот - тетушка хотела в любой момент держать меня в поле зрения. Но мы, конечно, заплыли. Мы просто плыли и просто болтали, на речку опускались быстрые южные сумерки, как вдруг из них раздался страшный голос:
- А ну марш домой!
Это тётушка подплывала к нам на нашей лодке, свирепо налегая на вёсла.
Дядюшка в это же время пробирался берегом. Кавалеры достигли причала и бросились наутёк. Больше в это лето меня не катали.

Были и другие истории, с моими подружками - которые до сих пор при слове "тётя Таня" (да, меня назвали в её честь - так она считала), втягивают голову в плечи, как нашкодившие кошки.

Но, когда она устраивала перебор с криками ("Вы смерти моей хотите!"), дяде было достаточно тихо сказать: "Та-ня" - и она чудесным образом замолкала и расцветала.

Каждый вечер, ложась в кровать - они разговаривали. О своих студентах и аспирантах, о защитах и идеях, о политике и соседях. В детстве я очень любила засыпать под это мирное быр-быр-быр.
И мне до сих пор кажется, что им стоило немалого труда утихомирить свою горячность и не смущать нас своими чувствами. Это я поняла уже потом - вспомнив, как он её иногда обнимал и поглядывал, и как держал за руку, и как они иногда улыбались чему-то своему, непонятному.

Они никогда не разлучались, а когда дядька сел за руль, уже в почтенном возрасте, она навсегда заняла место рядом, страшно командуя и психуя. Я никогда не могла с ними ездить, а они не могли ездить друг без друга.

Сначала мои тетя и дядя выращивали племянников, а потом стали ухаживать за своими мамами. Когда моей бабушке для сердца прописали есть клубнику, они купили дачу и стали выращивать невиданные урожаи. Когда она стала слабеть и не могла уже всё время хлопотать по хозяйству, как раньше, дядюшка- как бы он ни был занят - выкраивал время на три партии в шахматы с ней. Бабушка была страшно азартной и этот часок в день очень её бодрил. Бабушка была его тёщей.

И не сказать, чтобы тетя и дядя не ссорились - но это был ветерок, который обдувает незыблемую скалу. Я не могу представить себе чего-то более стабильного, чем эти двое.

Последние годы она болела. Ему пришлось научиться готовить - и через год он вполне сносно варил борщи. Он ни разу не пожаловался и тащил её, несмотря на отказы врачей и хамство в больницах. Он изучил все нужные медикаменты - и вытаскивал её день за днём. Он продлил её жизнь на три года, а о том как её любит, рассказывал мне - она его уже не узнавала.

Я не хочу тут ненужного пафоса - мне просто хотелось рассказать о том, что я видела своими глазами, о том что любовь на всю жизнь - бывает не только в романах. А и просто в жизни - тоже.

И пускай у нас у всех складывается по-разному, но где-то внутри всегда есть это знание. Которое позволяет ответить любому цинику - ну ты мне сказки-то не рассказывай.
Я точно знаю, что долгая любовь есть. Я - видела.



Рассказать друзьям