Кто такая дафна. Отчаяние нимфы Клитии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Светлый, радостный бог Аполлон знает и печаль, и его постигло горе. Он познал горе вскоре после победы над Пифоном. Когда Аполлон, гордый своей победой, стоял над сраженным его стрелами чудовищем, он увидел около себя юного бога любви Эрота, натягивающего свой золотой лук. Смеясь, сказал ему Аполлон:

На что тебе, дитя, такое грозное оружие? Предоставь-ка лучше мне посылать разящие золотые стрелы, которыми я сейчас убил Пифона. Тебе ль равняться славой со мной, стреловержцем? Уж не хочешь ли ты достигнуть большей славы, чем я?

Обиженный Эрот гордо ответил Аполлону: - Стрелы твои, Феб-Аполлон, не знают промаха, всех разят они, но моя стрела поразит тебя.

Эрот взмахнул своими золотыми крыльями и в мгновение ока взлетел на высокий Парнас. Там вынул он из колчана две стрелы: одну -ранящую сердце и вызывающую любовь, ею пронзил он сердце Аполлона, другую -убивающую любовь, ее пустил он в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея.

Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого Аполлона, как с быстротою ветра пустилась бежать, ведь стрела Эрота, убивающая любовь, пронзила ее сердце. Поспешил ей вслед сребролукий бог.

Стой, прекрасная нимфа, - взывал Аполлон, - зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком, Словно голубка, спасающаяся от орла, несешься ты! Ведь я же не враг твой! Смотри, ты поранила ноги об острые шипы терновника. О, погоди, остановись! Ведь я Аполлон, сын громовержца Зевса, а не простой смертный пастух.

Но все быстрее бежала прекрасная Дафна. Как на крыльях, мчится за ней Аполлон. Все ближе он. Вот сейчас настигнет! Дафна чувствует его дыхание. Силы оставляют ее. Взмолилась Дафна к отцу своему Пенею:

Отец Пеней, помоги мне! Расступись скорее, земля, и поглоти меня! О, отнимите у меня этот образ, он причиняет мне одно страдание!

Лишь только сказала она это, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу, превратились в ветви. Долго печальный стоял Аполлон пред лавром и, наконец, промолвил:

Пусть же венок лишь из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень. Стой же вечно зеленым!

А лавр тихо зашелестел в ответ Аполлону своими густыми ветвями и, как бы в знак согласия, склонил свою зеленую вершину.

Смотрите также:


Детские аудиосказки

Основа текста - Кун Н.А. "Легенды и мифы Древней Греции"
Источник сюжета - Овидий, "Метаморфозы"

Когда светлый бог Аполлон, гордый своей победой над Пифоном, стоял над сраженным его стрелами чудовищем, он увидел около себя юного бога любви Эрота, натягивающего свой золотой лук. Смеясь, сказал ему Аполлон:
- На что тебе, дитя, такое грозное оружие? Предоставь-ка лучше мне посылать разящие золотые стрелы, которыми я сейчас убил Пифона. Тебе ль равняться славой со мной, стреловержцем? Уж не хочешь ли ты достигнуть большей славы, чем я?
Обиженный Эрот гордо ответил Аполлону:
- Стрелы твои, Феб-Аполлон, не знают промаха, всех разят они, но моя стрела поразит и тебя.Эрот взмахнул своими золотыми крыльями и в мгновение ока взлетел на высокий Парнас. Там вынул он из колчана две стрелы: одну - ранящую сердце и вызывающую любовь, ею пронзил он сердце Аполлона, другую - убивающую любовь, пустил он в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея и богини земли Геи.

Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого Аполлона, как с быстротою ветра пустилась бежать, ведь стрела Эрота, убивающая любовь, пронзила ее сердце. Поспешил ей вслед сребролукий бог.
- Стой, прекрасная нимфа, - взывал он, - зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком, словно голубка, спасающаяся от орла, несешься ты! Ведь я же не враг твой! Смотри, ты поранила ноги об острые шипы терновника. О, погоди, остановись! Ведь я Аполлон, сын громовержца Зевса, а не простой смертный пастух.
Но все быстрее бежит прекрасная Дафна. Как на крыльях, мчится за ней Аполлон. Все ближе он. Вот сейчас настигнет! Дафна чувствует его дыхание, но силы оставляют ее. Взмолилась Дафна к отцу своему Пенею:
- Отец Пеней, помоги мне! Расступись скорее, мать-земля, и поглоти меня! О, отнимите у меня этот образ, он причиняет мне одно страдание!

Лишь только сказала она это, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу, превратились в ветви. Долго стоял печальный Аполлон перед лавром и, наконец, промолвил:
- Пусть же венок лишь из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень Стой же вечно зеленым!
Лавр тихо зашелестел в ответ Аполлону своими густыми ветвями и, как бы в знак согласия, склонил свою зеленую вершину.

Любитель Роберт Грейвс пишет такое:
5. Преследование Аполлоном Дафны, горной нимфы, которая была дочерью царя реки Пенея и жрицей матери-земли, вероятно, соотносится с завоеванием эллинами Темпейской долины, где богине Дафойне (Daphne - лавр) служили оргиастические, жующие лавр менады (см. 46.2 и 51.2). После искоренения этого культа - по свидетельству Плутарха, жрицы бежали на остров Крит, где богиней луны была Пасифая (см. 88. e ), - лавр переходит к Аполлону, и с тех пор его имеет право жевать только пифия. Как и в Фигалии, в Темпейской долине Дафойна, вероятно, имела голову кобылы (см. 16.5); Левкипп («белая лошадь») был царем-жрецом местного культа лошади, которого ежегодно разрывали на куски разъяренные женщины, устраива вшие очистительные купания после убийства, а не перед ним (см. 22.1 и 150. 1).

А вот юнгист Джозеф Кэ мпбелл
таинственный голос слышен в зове греческого бога Аполлонна, обращенном к убегающей от него девушке Дафне, дочери речного бога Пенея, за которой он бежит по полю. «Нимфа, молю, Пенеида, постой, - кричит ей вслед бог, как в сказке юный король лягушек взывает к принцессе. - Не враг за тобою. Беги, умоляю, тише, свой бег задержи, и тише преследовать буду! Все ж полюбилась кому ты, спроси».

Дафна Дафна

(Daphne, Δάφνη). Дочь римского бога Пенея, Апполон пленился ее красотой и стал преследовать ее. Она обратилась к богам с молитвой о спасении и была обращена в лавр, который по-гречески и называется Δάφνη. Поэтому это дерево было посвящено Аполлону.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ДАФНА

(Δάφνη), «лавр»), в греческой мифологии нимфа, дочь земли Геи и бога рек Пенея (или Ладона). История любви Аполлона к Д. рассказана Овидием. Аполлон преследует Д., давшую слово сохранить целомудрие и остаться безбрачной, подобно Артемиде. Д. взмолилась отцу о помощи, и боги превратили её в лавровое дерево, которое тщетно обнимал Аполлон, сделавший отныне лавр своим излюбленным и священным растением (Ovid. Met. I 452-567). Д.- древнее растительное божество, вошло в круг Аполлона, утеряв свою самостоятельность и став атрибутом бога. В Дельфах победителям на состязаниях давались лавровые венки (Paus. VIII 48, 2). О священном лавре на Делосе упоминает Каллимах (Hymn. II 1). О прорицаниях из самого дерева лавра сообщает Гомеровский гимн (II 215). На празднике Дафнефорий в Фивах несли лавровые ветви.
Лит.: Stесhоw W., Apollo und Daphne, Lpz.- В., 1932.
А. Т.-Г.

Европейская драматургия обращается к мифу в 16 в. («Царевна Д.» Г. Сакса; «Д.» А. Беккари и др.). С кон. 16 в. после пьесы «Д.» О. Ринуччини, положенной на музыку Я. Пери, воплощение мифа в драматургии неразрывно связано с музыкой (пьесы «Д.» М. Опица, «Д.» Ж. де Лафонтена и др. представляют собой оперные либретто). Среди опер 17-18 вв.: «Д.» Г. Шюца; «Д.» А. Скарлатти; «Флориндо и Д.» Г. Ф. Генделя; «Превращение Д.» И. И. Фукса и др.; в новое время - «Д.» Р. Штрауса.
В античном искусстве Д. обычно изображалась настигаемой Аполлоном (фреска дома Диоскуров в Помпеях) или превращающейся в лавровое дерево (произведения пластики). В европейском искусстве сюжет был воспринят в 14-15 вв., сначала в книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию), в эпоху Возрождения и особенно барокко приобрёл самое широкое распространение (Джорджоне, Л. Джордано, Я. Брейгель, Н. Пуссен, Дж. Б. Тьеполо и др.). Наиболее значительны из произведений пластики - мраморная группа П. Бернини «Аполлон и Д.».


(Источник: «Мифы народов мира».)

Дафна

Нимфа; преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, попросила своего отца, речного бога Пенея (по другому мифу, Ладона), о помощи и была превращена в лавровое дерево.

// Гарсиласо де ла ВЕГА: "Гляжу на Дафну я оторопело…" // Джон ЛИЛИ: Песнь Аполлона // Джамбаттиста МАРИНО: "Зачем, скажи, о Дафна..." // Хулио КОРТАСАР: Голос Дафны // Н.А. Кун: ДАФНА

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)




Синонимы :

Смотреть что такое "Дафна" в других словарях:

    - (греч. daphne лавр). 1) растение сем. ягодковых; самый обыкновенный вид его дикорастущий у нас волчий перец. 2) нимфа, дочь речного бога Пенея и Геи, одновременно любимая Аполлоном и Левкаппом; от преследований Аполлона спаслась превращением в… … Словарь иностранных слов русского языка

    Нимфа, волчье лыко Словарь русских синонимов. дафна сущ., кол во синонимов: 5 астероид (579) волчник … Словарь синонимов

    В греческой мифологии нимфа; преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, попросила своего отца, речного бога Пенея, о помощи и была превращена в лавровое дерево … Большой Энциклопедический словарь

    Лавр. Время возникновения: Новое. (распространенное). Женские еврейские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

    Джованни Баттиста Тьеполо. Аполлон и Дафна. 1743 44. Лувр. Париж У этого термина существуют и д … Википедия

    Ы; ж. [греч. Daphnē] [с прописной буквы] В греческой мифологии: нимфа, давшая обет целомудрия и обратившаяся в лавровое дерево для спасения от преследовавшего её влюблённого Аполлона. * * * Дафна в греческой мифологии нимфа; преследуемая… … Энциклопедический словарь

    Дафна - (греч. Daphne) * * *в греческой мифологии нимфа, дочь Геи и речного бога Пенея. Преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, превратилась в лавр. (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь справочник по… … Античный мир. Словарь-справочник.

    ДАФНА Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    ДАФНА - (лавр) Греческая горная нимфа, которой постоянно домогался Аполлон и которая, в ответ на мольбу о помощи, была превращена Матерью Землёй в лавровое дерево. (Во времена древних греков существовало известное святилище Аполлона в лавровом лесу на… … Список древнегреческих имен

    В древнегреческой мифологии нимфа. Преследуемая влюблённым в неё Аполлоном, Д. просила помощи у отца речного бога Пенея, и тот обратил её лавровое дерево (греч daphne лавр). Миф о Д. получил отражение в поэзии («Метаморфозы» Овидия), в… … Большая советская энциклопедия

Дафна, греч. («лавр») - дочь речного бога Пенея или Ладона, одна из прекраснейших нимф.

В Дафну влюбился , но не из-за красоты, а в результате злонамеренной шутки Эрота. Аполлон имел неосторожность посмеяться над золотым луком бога любви, и Эрот решил наглядно продемонстрировать ему эффективность своего оружия. В Аполлона он пустил стрелу, вызывающую любовь, а в Дафну, случайно оказавшуюся поблизости, - стрелу, убивающую любовь. Поэтому любовь прекраснейшего из богов не нашла взаимности. Преследуемая богом, Дафна стала умолять отца изменить ее облик, она была готова скорее умереть, чем стать возлюбленной Аполлона. Желание Дафны сбылось: ее тело покрылось корой, руки превратились в ветви, волосы - в листву. Она превратилась в вечнозеленое лавровое дерево, Аполлон же в память о своей первой любви стал носить украшение в виде лаврового венка.

По-видимому, первый поэтический рассказ о трагической судьбе Дафны принадлежит Овидию (первая книга «Метаморфоз»). Он вдохновил Бернини на создание знаменитой скульптурной группы «Аполлон и Дафна» (1622-1624), а также Поллайоло, Пуссена, Веронезе и многих других художников - авторов одноименных картин. Пожалуй, самая первая из всех опер, написанная Я. Пери на текст поэта О. Ринуччини в 1592 г., называлась «Дафна». Ряд дальнейших музыкальных воплощений этого сюжета (Гальяно - 1608, Шютц - 1627, Гендель - 1708) пока замыкает опера «Дафна» Р. Штрауса (1937).

Как свидетельствует традиция, миф о Дафне существовал задолго до Овидия (хотя, возможно, и в несколько иной версии). На месте, где, по преданию, Дафна превратилась в дерево, был сооружен храм Аполлона, который в 395 г. н. э. был разрушен по повелению императора Феодосия I, противника язычества. Поскольку тамошнюю лавровую рощу продолжали посещать паломники, в 5-6 вв. н. э. там был основан монастырь с храмом Девы Марии; мозаичные украшения храма, созданные в 11 в., являются одной из вершин «второго золотого века» византийского искусства. Этот храм стоит по сей день в зеленой лавровой роще в десяти километрах к западу от Афин и называется «Дафни».

(греч. Daphne - лавр), дочь речного бога Пенея. Уклонялась от преследования влюбленного Аполлона и была по ее просьбе превращена в лавровое дерево, когда бог настиг убегавшую нимфу. С того времени в греч. мифах лавр посвящен Аполлону. Превращение Д. часто изображалось в искусстве (пластика Бернини, картины Джорджоне, Тьеполо), в литературе (драма Г. Сакса), в музыке (опера Шюца, а также Генделя и Р. Штрауса).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Дафна

греч. Daphne)

* * *в греческой мифологии нимфа, дочь Геи и речного бога Пенея. Преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, превратилась в лавр.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

«лавр» - нимфа, дочь Геи и фессалийского речного бога Пенея. Преследуемая влюбленным Аполлоном, Д. взмолилась отцу о помощи, и тот превратил ее в лавровое дерево. В память о Д. Аполлон сделал лавр своим священным растением.

(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)

Греческая горная нимфа, которой постоянно домогался Аполлон и которая, в ответ на мольбу о помощи, была превращена Матерью-Землей в лавровое дерево. (Во времена древних греков существовало известное святилище Аполлона в лавровом лесу на острове Дафна, где посетителям, включая Павсания, показывали первое лавровое дерево.) В утешение Аполлон сделал себе лавровый венок. В связи с этим такой венок стал присуждаться победителю Пифийских игр в честь Аполлона - как символ победы. Его носили Юлий Цезарь, Вергилий (по описанию Данте). История превращения Дафны была хорошо известна в средние века благодаря Овидию. Этот сюжет использовал Чосер в "Истории рыцаря", хотя имя там искажено - Дана. Дафну можно интерпретировать как дух, которому угрожает демон и который находит спасение благодаря силе мольбы. Для Петрарки ее образ имел особое значение, так как благодаря созвучию (лавр) она могла символизировать его Лауру. Петрарка также очень гордился лавровым венком, который получил в Капитолии в Риме за свое поэтическое мастерство.



Рассказать друзьям