Куклы франсуа готье. Французская модная кукла François Gaultier, музейная сохранность

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ГОТЬЕ (Gaultier)

Франсуа Готье прославился, прежде всего. Своими куклами - манекенами. Он открыл собственную кукольную фабрику в окрестностях Парижа в 1860 году, а позже перевел ее в Париж. Творения Готье неоднократно получали награды на международных выставках.

“Модные” куклы Готье с лицами взрослых красавиц имели стилизованные туловища из кожи козленка на металлическом или деревянном каркасе, набитые конским волосом. Пальцы рук и ног - тонкие, отделенные один от другого. Лица: выразительные глаза, обрамленные длинными ресницами, прорисованными на нижних и верхних веках. Близко расположенные брови, как правило, густые. Рот закрыт, на губах в форме сердечка играет легкая улыбка. Кукольные парики из натуральных волос или мохера эксклюзивно причесывали для каждого нового наряда.

Модель Готье под номером “4” одета в костюм кавалера. Глаза из дутого стекла смотрят пристально и проникновенно. Ясность взгляда подчеркнута пушистыми нарисованными бровями ресницами. Сочленение шеи с туловищем, которое у кукол-дам прикрыто ожерельем здесь прикрыто модным в то время белым воротничком-стоечка. Как видно на данном манекене, кавалеры, как и дамы, блистали элегантными шляпами. На кукле цилиндр, темный костюм с жилеткой и белая хлопковая рубашка.

Механическая кукла “Припудривающаяся малышка” создана в сотрудничестве фирм Ламберта и Готье. Считается, что данные куклы, которые любуясь на себя в зеркало, обмахивают лицо пуховкой хоть и были выпущены в несколько экземпляров на фабрике Готье, но являются индивидуальными, так как разный размер и свой эксклюзивный наряд.

Данная кукла отличается гармоничными пропорциями, великолепным нарядом и затейливой прической. Волосы уложены в пышный пучок, из-под которого ниспадают локоны.

Нежное, персиково цвета платье, декорировано в соответствии с модой того времени. Воротничок - стоечка украшен узорчатой тесьмой, рукава в районе плечей расширяются и становятся дутыми, а к ближе к кисти сужаются и также на концах украшены тесьмой. Верхняя часть платья удлиняет силуэт за счет клинообразного продолжения. Пышная юбка с красивым декорированным передником сзади завязанным в милый бантик. И все это украшено белой тесьмой, тюлью, придавая платью лёгкость и нежность. И это подчеркивает кокетливая шляпка с тонким шелковым бантиком.

После появления у меня куклы этой знаменитой фабрики захотелось как можно больше узнать о производителе. Вот мои скромные изыскания на просторах инета.
Самым известным именем в кукольной индустрии Франции является Франсуа Готье. За фарфоровыми куклами со знаком GAULTIER охотятся миллионы коллекционеров со всего мира. И самым известным фабрикантом, выпускавшим «модных» кукол, стал все тот же Франсуа Готье (Francois Gaultiеr).

Он родился в 1837 году в семье рабочего фарфоровой фабрики, которая была расположена в Берри, недалеко от Вьерзона, Франция. Отец знал секреты этого производства и передал их сыну.
В 1857 году Франсуа женился на дочери фабриканта, и стал членом семьи, которая занималась изготовлением фарфоровых фигурок и голов для фарфоровых кукол. От этого брака родились семеро детей: сыновья Eugene-Louis (1857) и Еmile-Jules (1860), а также пять дочерей. Его постоянно посещала идея о создании собственной фарфоровой фабрики. В 1860 году ему все же удается построить фабрику фарфоровых изделий в Сан-Морисе, где он и провел всю жизнь. Сначала Франсуа Готье наладил производство фарфоровых кукольных головок и одежды. Немного позже фабрика начала изготавливать и конечности для кукол из неглазированного фарфора. Вообще, компанию GAULTIER можно считать «пионером» в производстве качественных кукол из неглазурованного фарфора. Готье уделял серьезное внимание работе художников-декораторов, которые расписывали лица кукол: создавал специальные мастерские, воспитал художников, которые специализировались на этой теме, поощрял их труд. Перед такими невероятно красивыми и качественными куклами никто не мог устоять, поэтому они с огромной скоростью стали самыми популярными не только во Франции, но и во всех странах мира.

В период с 1867 по 1872 год Фабрика GAULTIER начинает выпуск совершенно уникальных и невиданных ранее фарфоровых кукол со стеклянными глазами. В 1867 году он запатентовал метод разрезания бисквитных фарфоровых голов и вставки внутрь устройства для стеклянных глаз. В дальнейшем, эту технологию использовали многие знаменитые фирмы. Он стал основным поставщиком для большинства фабрик. Он изготавливал кукольные головки для более 54 другие известные производителей кукол во Франции; Брассер & Videlier, Даллоз, Doléac, Фальк & Руссель, Gesland, Жюльен, Пти & Doumoutier, Клод Приер, Луис Леон Приер, Rabery & Delphieu, Симонн, Thuillier и Виши. Обычно все думают, что самые дорогие антикварные куклы-это Брю и Жюмо. Но судя по каталогу Theriault`s за май 2016 одной из самых дорогих кукол можно считать куклу от Andre Thuillier, которая продалась за $17500. Головы этих кукол, которые высоко ценятся среди коллекционеров, производили по проекту Тюилье у Готье (Gaultier) и монтировали на туловище из кожи, а позднее из композита. Когда во время франко-прусской войны в 1870 году Париж оказался в осаде, Готье не коснулась эта беда и в отличие от столичных коллег он сохранил и даже развил свой бизнес. На международной выставке в Париже в 1878 году Готье получил серебряную медаль, а двумя годами позже в Брюсселе - бронзовую. В 1882 году он передал компанию старшему сыну Эжену-Луи (Eugene-Louis Gaultier), и она получила название Gaultier et Fils Ain (Готье и старший сын). Продукция этой фирмы завоевала серебряную медаль в 1883 году в Амстердаме и в 1884 - в Ницце. Отойдя от кукольных дел, с 1886 по 1892 Франсуа Готье стал мэром Санкт-Морис, Франция. Готье младший успешно продолжил производство фарфоровых кукол, которым удавалось конкурировать с продукцией других известных производителей. Сегодня фарфоровые куклы GAULTIER считаются одними из самых дорогих. Их всегда можно узнать по невероятно красиво украшенным нарядам, очаровательным большим глазам и, конечно же, по соответственному знаку производителя, которым отмечена каждая фарфоровая красавица GAULTIER. Благодаря маркировке каждой куклы, можно даже узнать, в каком году она была изготовлена. Так, те куклы, которые были изготовлены до 1888 года, маркировались инициалами FG и номером, обозначающим размер. После 1888 года буквы FG размещались в специальном «свитке» - фамильном символе компании.


Эта модная кукла фабрики F.G. Gaultier из серии экзотических моделей была выпущена в 1878 году специально для участия в Парижской международной выставке этого же года. Мягчайшая козья кожа, из которой шились тела, окрашивалась в темные оттенки.

Очень темная, почти черная кукла Готье, примерно 1878 год.

Еще модные куклы Готье, но здесь просто белые куклы в восточных нарядах.

В костюме японки


Кукла-автомат с фарфоровой головой фабрики Готье


Конкурентная борьба с немецкими производителями кукол, которая обострилась с начала 1890-х, вызвала серьезный кризис, коснувшийся и братьев Готье. В 1899 году они отказались от своего производства, патентов, независимости, чтобы стать совладельцами и акционерами S.F.B.J. (союз французских производителей кукол и игрушек, в который входили восемь известных французских фабрикантов). Готье обменяли все это на 100 акций новой компании (что составляло 2,3% ее капитала), но эти перемены в итоге ничего им не принесли. Фирма вскоре прекратила свое существование, а компания S.F.B.J. закрылась в 1925 году.
Кукла французского мастера Ф. Готье (70-80-е годы XIX в.) из коллекции жены бывшего наркома просвещения А, Луначарского


Девочки, если у кого-то в коллекциях есть эти восхитительные куклы - буду благодарна за фотографии! Думаю многим будет интересно их посмотреть.

Jumeau, 1870-ые гг.

Французские модные куклы были куклами, созданными в 19 веке, чтобы продемонстрировать особенности моды своего времени и чтобы помочь научить молодых дам тому, как изящно и женственно одеваться. Сегодня их можно встретить лишь в каталоге антикварных кукол . Эти куклы высоко ценятся сегодня благодаря исключительности их одежды и аксессуаров, можно встретить таких кукол с полным гардеробом, в том числе включающим ночные рубашки, очки для оперы и вечерние платья. Эти куклы царствовали в течение многих лет, до середины 19 века. Они представляли самых делюкс кукол, которых можно было купить за деньги. А потом они были вытеснены куклами-детьми производства Германии.

Ранних французских модных кукол изготавливали компании Huret и Rohmer в 1850-х и 1860-х годах. Куклы выпускались примерно до 1900 года, хотя основная масса производства и их расцвет по качеству и художественным достоинствам приходится на годы с 1850-х годов и примерно до 1885.

Подавляющее большинство французских модных кукол - с головой из бисквита (фарфор без глазури), у них стеклянные глаза, тело - кожаное. Самые ранние французские модные куклы были с фарфоровыми головами (глазурованные "китайские" куклы), ранние примеры часто демонстрируют тела из дерева. Другие материалы, используемые для изготовления французской модной куклы - это гуттаперча и ткань. Некоторые куклы имели нарисованные глаза; но, как правило, стеклянные глаза больше ценятся коллекционерами. Несколько французских модных кукольных голов были найдены и их других материалов, включая резину (мало какие материалы дожили до сегодняшнего дня).

Компании, которые делали французских модных кукол, включают Huret, Ромер, Жюмо, Брю, Готье, Барруа, Симон (Huret, Rohmer, Jumeau, Bru, Gaultier, Barrois, Simone), и многие другие.

Francois Gaultier, кукла 1875 года.

Francois Gaultier, кукла около 1890 года.

Jumeau, кукла 1872 года.

Знаки на французских модных куклах

Подавляющее большинство французских модных кукол идёт без опознавательных знаков; они, как правило, отмечаются только номером размера на плечевой бисквитной пластине.

Несколько знаков разных марок известны, в том числе маркированы куклы Г. Ф. Готье и некоторые Жюмо.

Некоторые производились с печатью на коже или ткани тела.

Конец эпохи французских модных кукол


Rohmer, Франция, тело старинной модной куклы, под ремонт.

Французские модные куклы промышленно производились в течение многих лет, в середине-конце 1800-х годов, были представлены во множестве магазинов в Париже во Франции, в которых торговали куклами и их аксессуарами.

Однако в 1880-х годах бисквитные куклы-дети начали занимать место этих кукол (также сделанные во Франции такими компаниями, как Жюмо), а затем в Германии. Началась эра их господства в конце 1880-х годов.

Скоро более дешёвые немецкие куклы вытеснили большую часть французского кукольного производства с рынка, и к концу 1890-х годов французская кукольная промышленность уже была в основном лишь историей, а не реальностью.

Современные потомки французских модных кукол

Современных кукол, таких как Барби, Монстер Хай, Братц, Tyler Wentworth, и шарнирных BJD-кукол, сделанных, чтобы показать модную одежду и аксессуары, можно считать пра-пра-пра-внучками французской модной куклы.

Цены на французских модных кукол

Антикварный голландский кукольный шкаф с инкрустацией.

Цены на отличного качества французских модных кукол поднялись астрономически в последние десятилетия. Прекрасные примеры с оригинальными нарядами от кутюр и редкие куклы, куклы с наиболее востребованными функциями тела (деревянный корпус, гуттаперча, конечности из бисквита), редко могут быть найдены менее чем за 5000 долларов, а часто гораздо они стоят гораздо больше. Ранние Hurets могут стоить десятки тысяч долларов. Зачастую ранние оригинальные наряды от кутюр от данных кукол могут стоить даже дороже, чем сами куклы, и продаваться за суммы в несколько тысяч долларов.

Более распространённые французские модные куклы, с телом из простой кожи или ткани, переодетой в не оригинальную одежду, кукол, у которых стационарные (не поворотные) головки можно найти от $1500 до $3500 в зависимости от куклы и её состояния.

Многие коллекционеры, которые любят эту эпоху, готовы шить одежду для этих кукол сами, потому что данные куклы в не-оригинальных нарядах и современные репродукции обойдутся, как правило, в несколько сотен долларов; в разы дешевле.

Изумительная модная дама от Франсуа Готье(33,5 см).
Французская антикварная кукла из личной коллекции(1870 е годы) . Невероятно красивое лицо, с прекрасной, тонкой и очень аккуратной росписью.


Голова из тончайшего, очень светлого фарфора вращается на плечевой пластине. Глаза стеклянные,ушки проколоты,серёжки антикварные.Парик антикварный из волоса.Пейт пробковый, родной.Тело кожаное, упругое, мягкое. Одежда винтажная, дополненная современными вещами из антикварных материалов. Ботиночки кожаные.
Недостатки: На лбу имеется волосяная трещинка,едва заметно переходит на щёчку (хорошо укреплена,жизни куклы не угрожает,на крупном фото её видно, но при демонстрации в паричке почти не видна,надо ну оочень приглядываться см. фото).Один пальчик на руке отсутствует (хорошо укреплён,счастливой кукольной жизни не угрожает,кожа чудесная, даже не верится,что ей столько лет).

Цена 78000р.
Цена куклы включает все недостатки.Такая кукла без недостатков стоит 1800-2000 долларов.
Цена пересылки будет определена взависимости от выбранного покупателем способа.
Писать можно по адресу [email protected]












Сегодня выставила на своем сайте модную французскую куклу Готье в оригинальном костюме монахини.
Хотя куклы в таких костюмах - большая редкость, некоторые дилеры переодевают их. Особенно именно модных, так как в пышном кружевном бальном платье они смотрятся эффектнее и потому желаннее для потенциальных покупателей (кстати, такая же судьба часто постигает и кукол в фольклорных костюмах). Между тем эти фарфоровые красавицы в скромных монашеских одеяниях занимают особо место в кукольной истории...

Вот так выглядит Готье, ставшая поводом для сегодняшнего небольшого рассказа (подробнее о ней - тут: http://www.antiquedolls.ru/doll/1515.html?department_id=24).


Конечно, появление подобных кукол во Франции XIX века неудивительно: место религии и ее влияние на общество в те годы было весьма значительным. А кукольный мир - отражение истории.

В конце 18- начале 19-го столетия сестры различных монастырей во Франции начали одевать кукол в религиозную одежду.
Известная гравюра конца 18 века (автор Pierre Louis Surugue) изображает юную девушку с такой игрушкой в руках, а на картинке справа - "ранняя" кукла из папье-маше 1830-х годов.

Специально для этой цели закупались неодетые модные куклы, существовавшие в то время на рыке: сначала - из папье-маше, а начиная с 1860-х годов - с фарфоровыми головками.

Различные католические общины, которые находились в больших городах, рассылали их по специальным заказам в удаленные женские монастыри, снабжая посылки инструкциями по пошиву одежды и выкройками.
Все эти наряды шились с молитвой руками самих монахинь. Причем, выполнены они всегда удивительно тщательно, аккуратно, с необычайным терпением и добросовестностью. Костюмы многослойные, по конструкции и деталям очень приближенные к настоящим. Кстати, нижнее белье изготавливалось не из тонкого батиста, а из домотканного льна. Носки, как правило, вязаные.

Ниже представлен полный комплект довольно типичного монашеского наряда для куклы Rohmer

Платья "маленьких сестер" не всегда были однаковые, так как иногда представляли различные монашеские ордены и общины.
Например, кармелиток.

Куклы в религиозных одеждах не занимали значительного сегмента рынка и продавались монастырями в благотворительных целях или приносились в дар. Иногда они служили чем-то вроде сувенира о важных событиях монашеской жизни. Например, кукла, представленная на фото слева, сохранила среди своих аксесуаров написанное от руки описание деталей церемонии 1870 годв, во время которой некая сестра Marie du Saint Coeur была рукоположена в монахини... А кукла справа дошла до наших дней в сопровождении креста с двумя голубками сверху. Он был изготовлен в качестве свадебного аксессуара (Глобус -де- Mariage) монахиней, принимавшей обеты новоборачных и подарившей им этот крест вместе с куклой.

Хотя чаще всего монашками одевали модных, но встречаются и Bebe, как, например, вот эта, фирмы Штайнер:

Несколько парижских фабрикантов специализировались исключительно на религиозных игрушках - такие, как Conselin, Keller, Cuperly-Blondel-Gerbeau. Они выпускали кукольные алтари, кресла для молитвы, литургические миниатюрные предметы, молитвенники, крестики, четки и цепочки.

Религиозная одежда изготавливалась также для кукол, которых вручали девочкам в день первого причастия (premier communiant): белоснежные платья с накидкой на голове. Например, как одета эта маленькая Брю.
Она была куплена в Парижа в середине 1880х годов для юной американки Женевьевы Кларк, которая провела свое детство во французской столице.
Кукла сохранила записочку о своей истории: "Эта французская кукла начала свою жизнь в Париже, она жила по адресу 56 avenue Malakof, недалеко от Place de l"Etoile, где Женевьева вместе с моей мамой стала свидетелем проезда первого автомобиля, - это было в 1888 году... В 1892 году она получила свое первое Святое Причастие из рук папы Льва 13-го."
Женевьева стала монахиней, служила библиотекарем в американском колледже для женщин San Diego, где выставляла свою Брю в музее колледжа. После ее смерти кукла осталась в семье.

В начале ХХ века, когда маленькие монашки исчезли, куклы, одетые в белоснежные наряды к первому причастию, по-прежнему продолжали появляться на рынке. Только чаще всего это были недорогие SFBJ, UNIS FRANCE или немецкие куколки, которых одевали и обшивали во Франции, и которые вручались девочкам на память об этом дне. Появившиеся в тот период фетровые французские Raynal также служили моделями для подобных нарядов (фото слева).



Рассказать друзьям