Культура материальная. Важнейшие элементы материальной культуры

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ - часть общей системы культуры, включающей всю сферу материальной деятельности и ее рез-ты. Разделение культуры на духовную и материальную соответствует двум основным видам производства - материальному и духовному. В качестве главной части материальной культуры рассматриваются , жилища, одежда, предметы потребления, способ питания и поселения и т. д., что в их совокупности, развитии и употреблении обусловливает определенные формы жизни, . К.м. можно рассматривать как способ адаптации об-ва к биофизич. окружению путем его соответствующего преобразования. К.м. воплощает собой степень практич. овладения человеком силами и богатствами природы. К.м. - материальное основание культуры, достижения к-рой неразрывно связаны с уровнем развития К.м. Становление науки, философии, искусства в каждую эпоху требует определенных экономич. предпосылок. Историч. преемственность в развитии К.м. составляет основу преемственности и культуры в целом. И.Б. Орлова

Российская социологическая энциклопедия. - М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Смотреть что такое "КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ" в других словарях:

    КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ - воплощение материализованных человеч. потребностей. Включает в себя все материальные артефакты и технологии, созданные человеч. сооб вами. В К.м. реализуется стремление человечества адаптироваться к биол. и социальным условиям жизни.… … Энциклопедия культурологии

    КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ - англ. culture, material; нем. Kultur, materielle. Совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая как физические объекты, созданные человеком, так и природные объекты, используемые им. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

    КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ - англ. culture, material; нем. Kultur, materielle. Совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая как физические объекты, созданные человеком, так и природные объекты, используемые им … Толковый словарь по социологии

    КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ - КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ форма классификации фактов и явлений культуры, популярная в философии 19 и большей части 20 в. При этом под материальной культурой понимается многообразие производимых человеком предметов (орудия, машины,… … Философская энциклопедия

    КУЛЬТУРА - (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия

    КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ - одна из сторон общей культуры человечества, противопоставляемая и корреспондируемая с культурой материальной. Если под материальной культурой понимается предметно физич. мир культуры (средства труда, жилище, одежда, обработанные руками… … Энциклопедия культурологии

    культура - 1. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития. Здесь различается культура материальная и духовная. В более узком смысле термин относится именно к культуре духовной.… … Большая психологическая энциклопедия

    Материальная культура - 1) включает в себя разнообразные по типам и формам «артефакты», где природный материал и объект превращается в вещественный, т.е. в предмет, созданный творческой деятельностью человека. Материальная культура оценивается с точки зрения создаваемых … Энциклопедия культурологии

    Культура народов Востока - «Культура народов Востока» («Культура народов Востока. Материалы и исследования») книжная серия Главной редакции восточной литературы (ГРВЛ) издательства «Наука» (Москва), а затем Издательской фирмы «Восточная литература» РАН. Основана в 1969… … Википедия

    Культура Вальтернинбург-Бернбург - Культура Вальтернинбург Бернбург археологический комплекс культур среднего неолита, существовавший на территории немецких регионов Саксония Ангальт, Тюрингия и Франкония около 3200 2800 гг. до н. э. Состоял из двух… … Википедия

Книги

  • , Симонова Евгения Николаевна. В книге впервые планомерно вводятся в научный оборот материалы славянских памятников VII - XI вв. из области Сабольч-Сатмар-Берег. Большую ценность представляет каталог исследованных… Купить за 953 грн (только Украина)
  • Материальная культура славянского населения Северо-Восточной Венгрии VII-XI веков , Симонова Е.Н.. В книге впервые планомерно вводятся в научный оборот материалы славянских памятников VII - XI вв. из области Сабольч-Сатмар-Берег. Большую ценность представляет каталог исследованных…

— его производством, распространением и сохранением. В этом смысле под культурой часто понимают художественное творчество музыкантов, писателей, актеров, живописцев; организацию выставок и режиссуру спектаклей; музейную и библиотечную деятельность и т.д. Есть еще более узкие значения культуры: степень развития чего-либо (культура труда или питания), характеристика определенной эпохи или народа (скифская или древнерусская культура), уровень воспитанности (культура поведения или речи) и др.

Во всех этих трактовках культуры речь идет как о материальных предметах (картинах, кинофильмах, зданиях, книгах, машинах), гак и о нематериальных продуктах (идеях, ценностях, образах, теориях, традициях). Материальные и духовные ценности, созданные человеком, называют соответственно материальной и духовной культурой.

Материальная культура

Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.

  • Собственно предметный мир, созданный человеком, — здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира , «одомашнивании» . Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств — компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.
  • Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.
  • Техническая культура - это конкретные навыки, умения, . Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.

Духовная культура

Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, .

  • Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это — научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и и т.д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации.
  • Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное . На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли , и в некоторой степени — .
  • Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).

Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.

Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге — культурного развития любого общества .

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Материальная культура - это вся область материально-производственной деятельности человека и ее результаты — окружающая человека искусственная среда.

Вещи — результат материально-созидательной деятельности человека — являются важнейшей формой ее существования. Как и человеческое тело, вещь одновременно принадлежит двум мирам — природному и культурному. Как правило, вещи производятся из природных материалов, а частью культуры становятся после обработки человеком. Именно так когда-то действовали наши далекие предки, превращая камень в рубило, палку в копье, шкуру убитого зверя в одежду. При этом вещь приобретает очень важное качество — способность удовлетворять определенные человеческие потребности, быть полезной человеку. Можно сказать, что полезная вещь — начальная форма бытия вещи в культуре.

Но вещи с самого начала были еще и носителями социально значимой информации, знаками и символами, которые связывали человеческий мир с миром духов, текстами, хранящими информацию, необходимую для выживания коллектива. Это было особенно характерно для первобытной культуры с ее синкретизмом — целостностью, нерасчлененностью всех элементов. Поэтому наряду с практической полезностью существовала символическая полезность, позволявшая использовать веши в магических обрядах и ритуалах, а также придавать им дополнительные эстетические свойства. В древности появилась еще одна форма вещи — игрушка, предназначенная для детей, с помощью которой те овладевали необходимым опытом культуры, готовились к взрослой жизни. Чаще всего это были миниатюрные модели реальных вещей, иногда имевшие дополнительно эстетическую ценность.

Постепенно, в течение тысячелетий утилитарные и ценностные свойства вещей стали обособляться, что привело к образованию двух классов вещей — прозаических, чисто материальных, и вещей-знаков, используемых в ритуальных целях, например флаги и гербы государств, ордена и т.д. Между данными классами никогда не было непреодолимой преграды. Так, в церкви для обряда крещения используют специальную купель, но при необходимости ее можно заменить любым подходящим по размеру тазом. Таким образом, любая вещь сохраняет свою знаковую функцию, будучи культурным текстом. Стечением времени все большее значение стала приобретать эстетическая ценноегь вещей, поэтому красота долго считалась одной из важнейших их характеристик. Но в индустриальном обществе красота и польза стали разделяться. Поэтому появляется множество полезных, но некрасивых вещей и в то же время красивых дорогих безделушек, подчеркивающих богатство их владельца.

Можно сказать, что материальная вещь становится носителем духовного смысла, так как в ней закрепляется образ человека конкретной эпохи, культуры, социального положения и т.п. Так, рыцарский меч может служить образом и символом средневекового феодала, а в современной сложной бытовой технике легко увидеть человека начала XXI в. Портретами эпохи являются и игрушки. Например, современные технически сложные игрушки, среди которых много моделей оружия, довольно точно отражают лицо нашего времени.

Социальные организации также являются плодом человеческой деятельности, еше одной формой материальной предметности, материальной культуры. Становление человеческого общества проходило в тесной связи с развитием социальных структур, без которых невозможно существование культуры. В первобытном обществе в силу синкретизма и однородности первобытной культуры существовала лишь одна социальная структура — родовая организация, обеспечивавшая все бытие человека, его материальные и духовные потребности, а также передачу информации следующим поколениям. С развитием общества стали формироваться разные социальные структуры, отвечавшие за повседневную практическую жизнь людей (труд, общественное управление, война) и за удовлетворение его духовных потребностей, прежде всего религиозных. Уже на Древнем Востоке четко выделяются государство и культ, тогда же появились школы как часть педагогических организаций.

Развитие цивилизации, связанное с совершенствованием техники и технологии, строительством городов, формированием классов, требовало более эффективной организации общественной жизни. В результате появились социальные организации, в которых опредмечивались экономические, политические, правовые, нравственные отношения, техническая, научная, художественная, спортивная деятельность. В экономической сфере первой социальной структурой стал средневековый цех, в Новое время сменившийся мануфактурой, развившейся сегодня до промышленных и торговых фирм, корпораций и банков. В политической сфере помимо государства появились политические партии и общественные объединения. Правовая сфера создала суд, прокуратуру, законодательные органы. Религия сформировала разветвленную церковную организацию. Позже появились организации ученых, художников, философов. Все существующие сегодня сферы культуры имеют сеть созданных ими социальных организаций и структур. Роль данных структур повышается стечением времени, так как возрастает значение организационного фактора в жизни человечества. Через эти структуры человек осуществляет управление и самоуправление, создаст основу для совместной жизни людей, для сохранения и передачи накопленного опыта следую щи м п окол с н и я м.

Вещи и социальные организации в совокупности создают сложную структуру материальной культуры, в которой выделяют несколько важнейших направлений: сельское хозяйство, здания, инструменты, транспорт, связь, технологии и т.п.

Сельское хозяйство включает в себя выведенные в результате селекции сорта растений и породы животных, а также культивированные почвы. С этой областью материальной культуры напрямую связано выживание человека, так как она дает продукты питания и сырье для промышленного производства. Поэтому человек постоянно заботится о выведении новых, более продуктивных видов растений и животных. Но особенно важна правильная обработка почвы, поддерживающая ее плодородие на высоком уровне, — механическая обработка, удобрение органическими и химическими удобрениями, мелиорации и севооборот — последовательность культивирования разных растений на одном участке земли.

Здании — места обитания людей со всем разнообразием их занятий и бытия (жилье, помещения для управленческой деятельности, развлечений, учебной деятельности), и сооружении — результаты строительства, меняющие условия хозяйства и быта (помещения для производства, мосты, плотины и т.н.). Как здания, так и сооружения являются результатом строительства. Человек должен постоянно заботиться о поддержании их в порядке, чтобы они могли успешно выполнять свои функции.

Инструменты, приспособлении и оборудование предназначены для обеспечения всех видов физическою и умственного труда человека. Так, инструменты прямо воздействуют на обрабатываемый материал, приспособления служат добавлением к инструментам, оборудование представляет собой комплекс инструментов и приспособлений, расположенных в одном месте и используемых для одной цели. Они различаются в зависимости оттого, какой род деятельности они обслуживают — сельское хозяйство, промышленность, связь, транспорт и т.д. История человечества свидетельствует о постоянном совершенствовании этой области материальной культуры — от каменного рубила и палки-копапки до современных сложнейших машин и механизмов, обеспечивающих производство всего необходимого для жизни человека.

Транспорт и пути сообщения обеспечивают обмен людьми и грузами между разными областями и населенными пунктами, способствуя их развитию. В эту область материальной культуры входят: специально оборудованные пути сообщения (дороги, мосты, насыпи, взлетные полосы аэропортов), здания и сооружения, необходимые для нормальной работы транспорта (железнодорожные станции, аэропорты, порты, гавани, бензоколонки и т.п.), все виды транспорта (гужевой, автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный, трубопроводный).

Связь тесно связана с транспортом и включает почту, телеграф, телефон, радио и компьютерные сети. Она, как и транспорт, связывает людей, позволяя им обмениваться информацией.

Технологии - знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности. Важнейшей задачей является не только дальней шее совершенствование технологий, но и передача следующим поколениям, что возможно только через развитую систему образования, а это свидетельствует о тесной связи материальной культуры и духовной.

Знания, ценности и проекты как формы духовной культуры . Знания представляют собой продукт познавательной деятельности человека, фиксирующий полученную человеком информацию об окружающем мире и самом человеке, его взгляды на жизнь и поведение. Можно сказать, что уровень культуры как отдельного человека, так и общества в целом определяется объемом и глубиной знаний. Сегодня знания приобретаются человеком во всех сферах культуры. Но получение знаний в религии, искусстве, обыденной жизни и т.д. не является первоочередной задачей. Здесь знания всегда связаны с определенной системой ценностей, которую они обосновывают и защищают: кроме того, они носят образный характер. Только наука как специальная сфера духовного производства имеет своей целью получение объективных знаний об окружающем мире. Возникла она в античности, когда появилась потребность в обобщенных знаниях об окружающем мире.

Ценности - идеалы, к достижению которых стремится человек и общество, а также предметы и их свойства, удовлетворяющие определенные человеческие потребности. Они связаны с постоянной оценкой всех предметов и явлений, окружающих человека, которую он производит по принципу хорошо-плохо, добро-зло, и возникли еще в рамках первобытной культуры. В сохранении и передаче ценностей следующим поколениям особую роль играли мифы, благодаря которым ценности становились неотъемлемой частью обрядов и ритуалов, а через них человек становился частью общества. Вследствие распада мифа с развитием цивилизации ценностные ориентации стали закрепляться в религии, философии, искусстве, морали и праве.

Проекты - планы будущих человеческих действий. Их создание связано с сущностью человека, его способностью производить сознательные целенаправленные действия по преобразованию окружающего мира, что невозможно без предварительно составленного плана. В этом реализуются творческая способность человека, его возможность свободного преобразования реальности: вначале — в собственном сознании, затем — на практике. Этим человек отличается от животных, которые способны действовать лишь с теми предметами и явлениями, которые существуют к настоящем и важны для них к данное время. Только человек обладает свободой, для него нет ничего недоступного и невозможного (по крайней мере, в фантазии).

В первобытные времена эта способность закреплялась на уровне мифа. Сегодня проективная деятельность существует как специализированная и разделяется в соответствии с тем, проекты каких объектов должны быть созданы — природных, социальных или человеческих. В связи с этим выделяют проектирование:

  • техническое (инженерное), неразрывно связанное с научно-техническим прогрессом, занимающим все более важное место в культуре. Его результатом является мир материальных вещей, создающих тело современной цивилизации;
  • социальное по созданию моделей общественных явлений — новых форм государственного устройства, политических и правовых систем, способов управления производством, школьного образования и т.п.;
  • педагогическое по созданию моделей человека, идеальных образов детей и учеников, которые формируются родителями и учителями.
  • Знания, ценности и проекты составляют фундамент духовной культуры, которая включает в себя помимо названных результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность по производству духовных продуктов. Они, так же как и продукты материальной культуры, удовлетворяют определенные человеческие потребности и прежде всего необходимость обеспечения жизни людей в обществе. Для этого человек приобретает необходимые знания о мире, обществе и себе самом, для этого же создаются системы ценностей, позволяющие человеку осознать, выбрать или создать одобряемые обществом формы поведения. Именно так формировались существующие сегодня разновидности духовной культуры — нравственность, политика, право, искусство, религия, наука, философия. Следовательно, духовная культура является многослойным образованием.

При этом духовная культура неразрывно связана с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, которые являются частью духовной культуры, нуждаются в материальном носителе — бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Более того, часто сложно понять, к какому виду культуры — материальной или духовной — относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы скорее всего отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде 300-летнего возраста, экспонирующемся в музее, о нем следует говорить как о предмете духовной культуры. Книга — бесспорный предмет духовной культуры — может быть использована для растопки печи. Но если предметы культуры могут менять свое назначение, то должны быть введены критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета: предмет или явление, удовлетворяющие первичные (биологические) потребности человека, относятся к материальной культуре, если они удовлетворяют вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, его считают предметом духовной культуры.

Между материальной и духовной культурой существуют переходные формы — знаки, представляющие нечто отличное оттого, чем они сами являются, хотя это содержание не относится к духовной культуре. Самая известная форма знака — деньги, а также разнообразные талоны, жетоны, квитанции и проч., применяемые людьми для обозначения оплаты всевозможных услуг. Так, деньги — всеобщий рыночный эквивалент — можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура) или приобрести билет в театр или музей (духовная культура). Иными словами, деньги выступают универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры в современном обществе. Но в этом таится серьезная опасность, так как деньги уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры. При этом у многих людей рождается иллюзия, что все имеет свою цену, что все можно купить. В таком случае деньги разобщают людей, принижают духовную сторону жизни.

Материальная культура имеет достаточно сложную структуру. Ее основой является предметно-продуктивные элементы. Последние, в свою очередь, включают культуру производства, жизнеобеспече­ния и военного производства.

Производственная культура - это орудия труда, машины, тех­нические системы и транспортные средства.

Культуру жизнеобеспечения составляют постройки, предметы быта, одежда.

Вооружение и военная техника - это особая область матери­альной культуры.

Материальная культура - результат, средство и условие деятель­ности людей. Ее содержание не исчерпывается тем, что она удовлетво­ряет материальные потребности людей, оно многообразнее и много­значнее. Материальная культура выступает средством передачи соци­ального опыта, поэтому содержит также национальное начало, по кото­рому можно установить ее происхождение, отражает процессы взаимо­влияния народов, их культур вплоть до вытеснения ее отдельных эле­ментов. Например, в России в ХVШ-XIX вв. национальная одежда вы­теснялась западноевропейской, становясь постепенно общемировой.

Объекты материальной культуры специфичны для эпохи, соци­альной группы, нации и даже для индивидуума. Значит, она может выступать и как социальный знак, и как памятник культуры.

Источники изучения материальной культуры:

Реальные предметы (археологические и этнографические памятники; сохранившаяся архитектура; нефункционирующая тех­ника; вся функционирующая материальная культура);

Их изображения (произведения изобразительного искусства, чертежи, иные графические произведения; фото- и кинодокументы);

Макеты и модели, соответствующие оригиналу (макеты и модели, известные с древности. Это уменьшенные копии реальных предметов, зачастую составлявшие часть заупокойного культа, дет­ские игрушки и т.д.);

Письменные источники (письменные источники содержат самую разнообразную информацию: о предметах материальной культуры, технологии их производства и т.д. По ним можно судить о развитии материальной культуры).

Многие памятники материальной культуры являются символа­ми эпохи (определенные марки автомобилей; танков; "катюши" как символ Великой отечественной войны для нескольких поколений).

Корабли - тоже символы эпохи: парусник - символ петровской эпохи; каравелла- символ времен Колумба, открывшего Америку.

Важная часть материальной культуры - постройки - жилые, производственные, бытовые, культовые и др. Исторически первым среди них было жилище человека.

Костер как первый "культурный" источник тепла и света стал центром притяжения, объединения древнейших людей. Так, еще до появления построек возникла идея дома, что явилось важной вехой в развитии общества.



Жилище - это искусственное, реже естественное сооружение, которое укрывает от неблагоприятной внешней среды; в то же время оно создает социальное пространство, в котором может осуществ­ляться производственная и бытовая деятельность. Кроме того, жи­лище - защита от посягательства на жизнь и имущество его обитате­лей (например, дома-крепости).

С развитием общества и культуры жилище приобретает новые функции. Появление социального и имущественного неравенства привело к тому, что дома стали отличаться размерами, числом ком­нат, уровнем комфортности. Появились постройки особого социаль­ного назначения - дом вождя, дворец правителя, которые, кроме утилитарной роли, стали играть презентативно-престижную, что по­ложило начало новому виду искусства - архитектуре. Возводились постройки неутилитарного плана, прежде всего культовые, а также связанные с системой государственной власти и управления. Шло время, жилье менялось, строились многоэтажные дома, но большин­ство людей всегда мечтали жить в собственном доме.

Разнообразием функций и социального содержания отличается одежда. Главное ее назначение - защита тела от неблагоприятного воздействия внешней среды. Но она служит также социальным, со­циально-демографическим, национально-религиозным знаком отли­чия. По одежде в прошлом могли бы определить общественный ста­тус ее обладателя (дворянин, купец, духовное лицо, военный).

Большое значение имели и отдельные элементы одежды - пояс, головной убор. На Руси о социальном статусе человека свидетельст­вовала высота его шапки. Чем знатнее, тем выше шапка.

Издавна одежда была знаком племенной или национальной при­надлежности. В современных условиях, когда общество перешло на "европейское платье", некоторые народности сохраняют в одежде ка­кой-либо национальный элемент (вышитая рубаха, папаха, тюбетейка).

С развитием моды одежда стала средством социального самоут­верждения. В середине XX в. самостоятельную роль стала играть молодежная мода. Раньше молодежь одевалась в ту же сословную и национальную одежду, что и взрослые. В настоящее время огром­ный размах получила индустрия молодежной моды.

Особым социальным значением обладает боевое оружие. Это - часть материальной культуры, связанная с вооруженным насилием в обществе. С возникновением производящего хозяйства и появлени­ем запасов зерна, стадного скота, которые можно было присвоить в результате успешного военного набега, потребовалось оружие для защиты. Военные столкновения стали регулярными. Со временем оружие для многих народов (германцы, римляне республиканской эпохи) стало своего рода "орудием труда", источником дохода.

Развитие военной техники способствовало техническому про­грессу вообще. Боевое оружие всегда являлось условием и атрибу­том политической власти. Фараоны в Древнем Египте часто изобра­жались с оружием в руках. В Древнем Китае умение управлять бое­вой колесницей считалось признаком "благородного мужа". И сего­дня, к сожалению, бряцание оружием расценивается как символ го­сударственной мощи. Из всех достижений материальной культуры оружие, пожалуй, является самой противоречивой и сомнительной ценностью.

Духовная культура

К базисным элементам духовной культуры относятся:

Ценности.

Обычаи, нравы, законы являются разновидностью культурных норм и образуют нормативную систему культуры. Она предписыва­ет членам общества, что надо делать, каким образом и в каких си­туациях следует поступать так, а не иначе.

Манеры, этикет, кодекс тоже входят в нормативную систему культуры, но в качестве дополнительных ее элементов. В любом обществе есть обычаи, нравы и законы, но не в любом существуют манеры, этикет и кодекс (дуэль - культовый комплекс, который от­носится к этикету, есть (был) не везде).

Ценности не относятся к видам культурных норм, но входят в нормативную систему культуры, выполняя особую функцию. Они указывают, но не предписывают, что должно почитаться, уважаться и сохраняться в культуре.

Обычаи, нравы, законы - именно в таком порядке должны вы­страиваться базисные элементы нормативной системы, так как на­растает степень строгости тех санкций, которые использует общест­во по отношению к нарушителям.

Обычай - традиционно установившийся порядок поведения, за­крепленный коллективными привычками.

Привычка - это повседневная сторона социальной действитель­ности, обычаи - более редкий, "праздничный" ее аспект. Обычай праздновать Новый год, уважать старших и т.д. Обычаи - одобрен­ные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции - неодобрение, отрицание. Некоторые обычаи близки к этикету. Обы­чаи - это еще и традиционно воспроизводимые элементы культуры.

Нравы - обычаи, приобретающие моральное значение.

В Древнем Риме это понятие обозначало самые уважаемые и священные обычаи. Они назывались mores - нравы. Отсюда про­изошло слово "мораль" - совокупность культурных норм, получив­ших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливо­сти и т.д. Безнравственно оскорблять людей, обижать слабого и т.д. Но в Спарте вполне нравственно было сбрасывать в пропасть физи­чески слабого ребенка. Таким образом, что считать нравственным, зависит от культуры данного общества.

Закон - нормативный акт, принятый высшим органом государ­ственной власти в установленном конституцией порядке. Он являет­ся высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует безусловного подчинения. Различают два вида законов:

обычное право - совокупность неписаных правил поведения в доиндустриальном обществе, санкционированных органами власти;

юридические законы, закрепленные конституцией, защища­ют самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, го­сударственную тайну, собственность, человеческие права и достоин­ства. Нарушение законов влечет уголовные наказания.

На более высоком уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей, которые не предписывают, а указывают на то, что необходимо почитать, ува­жать, сохранять.

Существует классификация ценностей (условная):

витальные (жизнь, здоровье, качество жизни, природная среда и др.);

социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, бо­гатство, профессия, семья, терпимость, равенство полов и др.;

политические: свобода слова, гражданская свобода, закон­ность, гражданский мир и др.;

моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, поря­дочность и др.;

религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение и др.;

эстетические: красота, идеал, стиль, гармония.

По степени распространенности духовные ценности могут быть общечеловеческие, национальные, сословно-классовые, локально-групповые, семейные, индивидуально-личностные.

Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что призна­ются наибольшим количеством людей как во времени, так и в про­странстве. К ним относятся все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства, устойчивые нормы нравственности (любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, мудрость, стремление к красоте и др.) Многие нравственные заповеди совпа­дают в мировых религиях, своеобразно отражаясь в основных правах человека.

Национальные ценности занимают важнейшее место в жизни любого народа и отдельно взятой личности. Но здесь необходимо помнить о словах Л. Н. Толстого: "Глупо, когда один человек счита­ет себя лучше других людей; но еще глупее, когда целый народ счи­тает себя лучше других народов" (Толстой Л. Н. Путь жизни. М, 1993. С. 157).

В отличие от общечеловеческих национальные ценности более конкретны и более материализованы, для русского народа - это Кремль, Пушкин, Толстой, труды Ломоносова, первый спутник и т.п.; для нас - белорусской нации - Софийский собор в Полоцке, крест Евфросинии Полоцкой, деятельность Ф.Скорины (Библия) и др.; для французов - Лувр, Эйфелева башня и др.

Значит, национальные духовные ценности - это все то, из чего складывается специфика культуры того или иного народа.

Сословно-классовые ценности связаны с интересами и миро­ощущением отдельных классов и социальных групп. В послерево­люционные годы они ярко воплотились в деятельности и идеологии Пролеткульта (1917-1932 гг.). Его главная идея - ненависть к "экс­плуатирующим" классам, возвеличивание физического труда в про­тивовес духовному, отрицание предшествующего культурного на­следия. Сословно-классовые ценности менее устойчивы и разнооб­разны, чем национальные, а тем более общечеловеческие.

Локально-групповые ценности объединяют сравнительно неболь­шие группы людей как по месту их проживания, так и по возрасту.

Они отражают некоторые социально-типичные предпочтения в сфере культуры и, к сожалению, нередко в сфере антикультуры. Это различные "братства", секты, касты или объединения типа "роке­ров", "панков", "люберов" и др. Здесь можно говорить преимущест­венно о специфических молодежных, возрастных ценностях.

Семейные ценности. Семья, по выражению В. Гюго, является "кристаллом" общества, его основой. Это - общество в миниатюре, от физического и нравственного здоровья которого зависит процве­тание всего человечества. Отсюда огромная роль в становлении культуры передающихся из поколения в поколение семейных цен­ностей. К ним относятся все положительные фамильные традиции (нравственные, профессиональные, художественные или даже чисто бытовые).

Индивидуально-личностные ценности включают в себя идеи и предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку. Они могут быть позаимствованы в окружающей социально-культурной среде или созданы в результате индивидуального творчества.

В предложенной классификации нетрудно заметить, что ценно­сти обычно обладают двумя качествами: относительностью и под­вижностью, т.е. способностью переоцениваться и переходить из од­ного уровня в другой (в бывших социалистических странах про­изошла переоценка "учения" о диктатуре пролетариата; у нас в стра­не - роли церкви, отношения к собственности).

Подвижность культурных ценностей заключается в том, что они могут переходить из одного уровня в другой, из индивидуально-личностных подниматься до общечеловеческих. Так, произведения великих мыслителей в момент создания были индивидуально-личностной ценностью, но постепенно "поднимались" через локаль­но-групповой, сословно-классовый и национальный уровни до об­щечеловеческого признания, становясь факторами мировой цивили­зации.

При рассмотрении пяти перечисленных уровней культурных ценностей выявляется и еще несколько закономерностей:

Во-первых, тот факт, что их относительность и подвижность убывают по мере того, как они становятся достоянием все большего числа людей. Общечеловеческие ценности - наиболее устойчивые во времени и не зависят от политики. В то же время индивидуально-личностные ценности непрерывно меняются в течение человеческой жизни;

Во-вторых, духовные ценности по сравнению с их матери­альными воплощениями отличаются особой долговечностью, так как идею, образ уничтожить гораздо труднее, чем скульптуру, картину;

В-третьих, потребности людей в духовных ценностях безгра­ничны, здесь нет пресыщения.

Преувеличение, фанатическое отстаивание особой роли какого-либо вида ценностей чревато опасностью превратить ее в идола. Приверженец только общечеловеческих ценностей может превра­титься в космополита или человека без Родины; чрезмерный поклонник национальных ценностей - в националиста; классовых - в революционера или террориста; групповых - в маргинала или богемщика и т.д. Вот почему подлинно культурный человек не должен впадать в крайности.

Таким образом, многообразие человеческой деятельности явля­ется основанием деления культуры на материальную и духовную, между которыми, однако, существует тесное взаимодействие.

11 Нормы культуры - это определенные образ­цы, правила поведения или действия. Они скла­дываются, утверждаются уже в обыденном созна­нии общества. На этом уровне в возникновении культурных норм играют большую роль традици­онные и даже подсознательные моменты. Обычаи и способы восприятия складывались тысячелети­ями и передавались из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы вопло­щены в идеологии, этических учениях, религиоз­ных концепциях.

Так, нормы нравственности возникают в са­мой практике массового взаимного общения лю­дей. Моральные нормы воспитываются ежеднев­но силой привычки, общественного мнения, оце­нок близких людей. Уже ребенок по реакции взрос­лых членов семьи определяет границы того, что «можно», а чего «нельзя». Огромную роль в фор­мировании норм культуры, характерных для дан­ного общества, играют взаимные одобрения и осуж­дения, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы по­ведения (как описанные в словесной форме, так и в виде образцов поведения). Нормативность куль­туры поддерживается в ходе межличностных, мас­совых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных инсти­тутов. Огромную роль в передаче духовного опы­та от поколения к поколению играет система об­разования. В ней индивид, вступающий в жизнь, получает не только знания, но принципы, нормы поведения и восприятия, понимания и отношения к окружающей действительности.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те транс­формации, которые претерпевает общество. Напри­мер, в XX веке произошли фундаментальные сдви­ги в отношении человека к семье. Это имеет огром­ное значение, поскольку именно в ней складывает­ся личность, происходит освоение норм культуры.

виды ценностей:

1)предметные ценности, ценности - сами вещи и процессы, обладающие ценностным значением для субъекта; 2)ценности - свойства вещей, выявляемые в результате соотношения с ценностями - идеалами; 3)ценности как специфический вид норм, традиций, обычаев, императивов, запретов, задаваемых культурой; 4)ценности - идеалы; 5)ценности - знания и другие ценности сознания, вне которых невозможно постижение смысла и значения существующего, да и сам акт (деятельность) оценки.Сообразно сферам общественной жизни можно выделить материальные и духовные ценности, ценности производственно-потребительские, (утилитарные, социально-политические, познавательные, нравственные, эстетические, религиозные. Поскольку мир культуры, мир ценностей зависит от оценочной деятельности людей, то ценности, обнаруживаемые и пускаемые в оборот, могут оказаться подлинными, вечными, временными, ложными, прогрессивными или реакционными. В современной литературе закрепилась следующая иерархия ценностей: -сфера жизненных (витальных) ценностей и благ (жилище, питание, одежда, гигиена, комфорт и т.д.); -социальные (социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд, профессия, семья, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, локальная (почвенная) или сверхлокальная (государственная, интернациональная) ориентация); -отдельные духовные ценности (наука, искусство, принципы управления экономикой, политикой и т.д.); -политические (свобода слова, государственность, законность, порядок, хороший правитель, конституция, гражданский мир); -моральные ценности и прежде всего признание ценности личности как неотъемлемого (неотчуждаемого)достоинства человека. В свою очередь сферу моральных ценностей можно представить как: -уважение к жизни (благоговение перед жизнью, по выражению А.Швейцера) и к смерти (личная ответственность за жизнь перед фактом смерти, которую никто перед человеком снять не может); -любовь к истине (искренность, трудолюбие и мужество в стремлении к ней); -любовь (верность, порядочность, бескорыстие, уважение личности в другом человеке). С этим непосредственно связано уважение свободы в другом человеке, которая относится к сущности человека, поскольку именно в состоянии свободы подлинной, а не мнимой, в нем раскрепощаются его лучшие качества.

13 Эллитарная и массовая к.(Э.Томас) 2. Развитие информационной цивилизации расширило возможности человека в постижении им реального мира, появились новые способы трансляции культуры. В этой связи актуализировалась проблема элитарной и массовой культуры. Концепцию “элитарности” культуры разрабатывали Ф.Ницше, Т.Элиот, Х.Ортега-и-Гассет и другие. Ф.Ницше связывал культурное творчество с избытком жизненных сил, а создание духовных ценностей - с деятельностью аристократов, касты “сверхлюдей”. Американский культуролог Т.Элиот , в зависимости от степени осознанности культуры, выделял в ее вертикальном срезе два уровня: высший и низший, понимая под культурой определенный образ жизни, вести который могут только избранные - “элита”. Испанский культуролог Х.Ортега-и-Гассет в работах “Восстание масс”, “Искусство в настоящем и прошлом”, “Дегуманизация искусства” выдвинул концепцию массового общества и массовой культуры, противопоставив духовной элите, творящей культуру, идейно и культурно разобщенные массы: “Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем всюду… Масса сминает все не похожее, недюжинное, личностное и лучшее… Мир обычно был неоднородным единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир становится массой” (Восстание масс //Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 311).Массовая культура возникла с появлением общества массового производства и массового потребления. Появление и развитие радио, телевидения, современных средств связи, а затем видео и компьютеров способствовало распространению этой культуры. В западной социологии термин “массовая” культура означает “коммерческая”, рассматривающая искусство, науку, религию как предметы потребления. Произведения массовой культуры способны при продаже приносить прибыль, а для этого приходится учитывать вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки.Массовую культуру называют и развлекательным искусством, и кичем (от немецкого жаргонного “халтура”), и полукультурой. В 80-е гг. термин “массовая” культура стал применяться реже. Он скомпрометировал себя тем, что использовался исключительно в отрицательном смысле. В наше время его заменило понятие “популярная” культура, или поп-культура. Характеризуя ее американский филолог Майкл Белл говорил: “Эта культура демократична. Она адресована всем людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства”.Элитарная культура сложна по содержанию и трудна для восприятия: это фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Беля, Базена, Воннегута, картины Пикассо, музыка Дюваля, Шнитке. Произведения, создаваемые в рамах этой культуры, ориентированы на узкий круг разбирающихся в искусстве людей. Они являются предметом оживленных споров между искусствоведами и критиками, но массовый зритель может не обратить на них никакого внимания или просто не понять.Создатели элитарных произведений искусства стремятся не к коммерческой выгоде.

МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА (фр. marginal - побочный, на полях, и лат. cultura - возделывание, воспитание, образование,- развитие) -

пограничная, переходная культура, возникающая на грани культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур.

Маргинальность органично присуща современной культуре.

Не случайно, что данный термин введён в научный оборот в XX в. (в трудах Р.Э. Парка), хотя маргинальная личность, маргинальный образ жизни в той или иной степени были представлены и в культуре предшествующих эпох.

Произошедшие в XX в. крупные социальные сдвиги существенно расширили число исторических народов, раздвинули культурные горизонты, а совпадавшие с ними по времени научно-техническая и информационная революции способствовали сближению культур Европы, Америки, Азии, Африки.

Человек, оказываясь в этом новом, наполненном различными жизненными мирами культурном пространстве, начинает сопрягать различные смыслы бытия, как современные, так и исторические.

Появлению феномена маргинальной культуры способствуют не только социальные потрясения, но и целый ряд факторов, как перманентно действующих в XX в., так и впервые возникающих в культурной картине мира:

1) урбанизм с его разнообразием культурных паттернов, ослабленностью традиционных территориальных, соседских и семейных связей, разрушением регламентации и иерархии;

2) эмансипация этнических меньшинств, усложняющая и обогащающая картину мира на макроуровне и осложняющая действие локальных связей на микроуровне;

3) изменяющийся способ производства - переход от жёсткой организации машинного типа в мегаколлективах к гибкой организации малых групп; деятельность неформальных движений и общественных организаций, играющих серьёзную роль в культуре второй половины XX в. и опирающихся прежде всего на маргинальные группы населения.

14 КОНТРКУЛЬТУРА - понятие в современной культурологии и социологии; используется для обозначения социокультурных установок, противосто­ящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культу­ре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., отража­ющей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культу­ры отцов».

Термин «Контркультура» появился в западной литературе в 60-е гг. и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников; принадлежит американскому социологу Т. Роззаку, который попытался объединить различные духовные веяния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный фе­номен - Контркультуру. В к. 20 в. культурологи обратили внимание на феномен Контркультуры, его роль в исторической динамике; тема эта перестала восприниматься как периферий­ная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока.

К обсуждению проблемы присоединились не только социологи и куль­турологи, но и культурфилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что именно данный вопрос позволяет наконец приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознаванию механизмов ее обновления и преображения.

В истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинают претендовать на некую универсаль­ность. Они выходят за рамки собств. культурной среды, возвещают но­вые ценностные и практические установки для широких социальных общно­стей. В этом случае это уже не субкультуры, а скорее контр культурные тенденции.

Стойкость и возобновляемо молодежных субкультур как будто де­лает излишним термин Контркультура. Между тем в контексте современных исканий он об­ретает глубокий культурно-философский смысл. Культура вовсе не развивается путем простого приращения духовных сокровищ. Если бы процесс куль­турного творчества шел плавно, без поворотов и мучительных мутаций, человечество располагало бы сегодня разветвленной монокультурой.

В Европе, в частности, все еще экспансионистски развертывала бы себя античная культура. Культурный процесс, как и научный, рождает новые культурные эпо­хи, отличающиеся друг от друга радикально. В культуре постоянно про­исходят парадигмальные сдвиги. Эти глубинные преобразования порож­дает Контркультуру. Культурфилософия не располагает другим понятием, которое указывало бы на общесоциологический характер такого рода преображений.

В истории постоянно меняются социальные реалии, рождаются но­вые духовные ценности. Распад старых форм жизни и появление новых ценностных мотивов приводят к интенсивному брожению, которое тре­бует своего выражения. Далеко не всегда эти искания рождают новую культуру. Но чтобы возникла принципиально иная эпоха, нужны новые ценностные ориентации, меняющие структуру всей жизни.

Контркультура в культурфилософском истолковании, постоянно проявляет себя в виде механизма культурных новаций. Она, следовательно, обладает огромным потенциалом обновления. Рождение новых ценностных ориентиров есть провозвестие новой культуры. Общим местом стало повторение мысли, что Контркультура - уже исторический факт, архаика. Официально господствующая культура ус­тояла, сумев вобрать в себя элементы контркультурных тенденций и со­хранить собств. ядро. Натиск новых ценностных ориентации оказался недолговечным.

В современном мире произошла радикальная переоценка этики труда, смысла жизни, отношений между полами, традиций рациональности. Д. Белл, например, отметил, что традиционная протестантская культура замещена теперь новой культурой, которую он в соответствии со своими неоконсервативны­ми убеждениями называет модернистской.

В контексте подобных исследований понятие «Контркультура» обретает совсем иной смысл, нежели понятие «субкультура». Контркультурным значени­ем в современном мире обладают не отдельные феномены, а вся совокупность субкуль­тур. Сохраняя и возобновляя себя, они вместе с тем провоцировали на­стоящую ценностную революцию Контркультуры, следовательно, есть совокупный эффект поисков нового ценностного ядра современной культуры.

Материальная культура и ее виды.

Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную. Материальная культура подразделяется на: - производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека; - воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной. Следует заметить, что под материальной культурой принято понимать не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию ʼʼусловий человеческого существованияʼʼ. Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

Материальная культура - окружающая человека среда. Материальная ку- льтура создана всœеми видами труда человека. Она создает уровень жизни обще- ства, характер его материальных запросов и возможности их удовлетворения. Материальная культура общества распадается на восœемь категорий:

1) породы животных;

2) сорта растений;

3) культура почв;

4) здания и сооружения;

5) инструменты и оборудование;

6) пути сообщения и средства транспорта;

7) связь и средства связи;

8) технологии.

1. Породы животных составляют особую категорию материальной культу- ры, потому что в состав этой категории входит не поголовье животных данной породы, а именно носители породы.

К этой категории материальной культуры относится не только животные хозяйственного использования, но и декоративные породы собак, голубей и т.п. Процесс переведения диких животных в домашних путем направленного от- бора и скрещивания сопровождается изменением их внешнего вида, генофонда и поведения. Но не всœе ручные животные, к примеру, гепарды, используемые на охоте, относятся к материальной культуре, т.к. не прошли процессов направ- ленного скрещивания.

Дикие и домашние животные одного вида могут сосуществовать во време- ни (как, к примеру, свиньи и кабаны) или быть только домашними.

2. Сорта растений выводятся путем селœекции и направленного воспита- ния. Число сортов постоянно возрастает в каждом виде растений. В отличии от пород животных, растения могут хранится в семенах, в которых скрыты всœе ка- чества взрослого растения. Хранение семян позволяет собирать коллекции се- мян и сохранять их, систематизировать, классифицировать, ᴛ.ᴇ. вести всœе ви- ды деятельности, свойственные культурной работе. Поскольку у разных видов растений разные отношения между семенами и взрослым растением, так как мно- гие растения размножаются отводками и черенками, культурообразующие функции бывают соединœены с распространением сортов в данной местности. Этим за- нимаются питомники и семеноводческие хозяйства.

3. Культура почв - наиболее сложный и уязвимый компонент материаль- ной культуры. Почва - верхний производящий слой земли, в котором между не- органическими элементами концентрируются сапрофитные вирусы, бактерии, чер- ви, грибы и другие живые элементы природы. Производительная сила почвы за- висит от того, как много и в каких сочетаниях с неорганическими элементами и между собой находятся эти живые элементы. Важно заметить, что для создания культуры почвы она обрабатывается с целью повышения ее плодородия. В обработку почвы входят: механическая обработка (переворот верхнего пласта͵ рыхление и переносы поч- вы), удобрение перегноем органических остатков растений и отходов животно- водства, химическими удобрениями и микроэлементами, правильной последовате- льностью культивирования на одном и том же участке различных растений, вод- ным и воздушным режимом почвы (мелиорация, полив и т. п.).

Благодаря культивированию слой почвы увеличивается в объёме, жизнь в нем активизируется (благодаря сочетанию сапрофитных живых существ), плодо- родие возрастает. Почва, находясь на одном и том же месте благодаря деяте- льности человека, улучшается. В этом состоит культура почвы.

Почвы классифицируются по их качеству, месту расположения и по их производящей силе. Составляются почвенные карты. Почвы оцениваются по их производящей силе путем сравнения. Составляется земельный кадастр, опреде- ляющей качества и сравнительную стоимость почвы. Кадастры имеют сельскохо- зяйственное и экономическое использование.

4. Здания и сооружения - наиболее наглядные элементы материальной культуры (немецкий глагол "bauen" означает "строить" и "возделывать почву", а равно "заниматься любой культурообразующей деятельностью", он хорошо вы- ражает смысл сочетания базовых форм материально-культурного освоения мест- ности).

Зданиями называются места обитания людей со всœем разнообразием их занятий и быта͵ а сооружениями - результаты строительства, изменяющие усло- вия хозяйственной деятельности. К зданиям обычно относятся жилье, помещения для денежных, управленческих действий, развлечений, информационной, учебной деятельности, а к сооружениям системы мелиорации и водного хозяйства, пло- тины, мосты, помещения для производств. Граница между зданиями и сооружени- ями подвижна. Так, театральное помещение - здание, а механизм сцены - со- оружение. Склад может называться и зданием, и сооружением. Их объединяет то, что они являются результатом строительной деятельности.

Культура зданий и сооружений, также как и почвы, представляет собой недвижимость, которая не должна быть разрушена в ее функциональных качест- вах. Это значит, что культура зданий и сооружений состоит в поддержании и постоянном совершенствовании их полезных функций.

Власти, особенно местные, наблюдают за поддержанием и развитием этой культуры. Особенно велика роль торговопромышленных палат, которые будучи общественными организациями прямо заняты этой работой (разумеется, там, где они есть, и там, где они правильно функционируют). Не малую роль в этой ку- льтуротворческой работе могут играть банки, которые, однако, далеко не всœе- гда действуют правильно, забывая, что их благосостояние в перспективе свя- зано, прежде всœего, с правильной эксплуатацией недвижимости.

5. Инструменты, приспособления и оборудование - категория материаль- ной культуры, обеспечивающая всœе виды физического и умственного труда. Οʜᴎ представляют из себядвижимое имущество и различаются исходя из того, какой род деятельности они обслуживают. Наиболее полным перечнем разнооб- разных инструментов, приспособлений и оборудования являются торговые номен- клатуры.

Особенность правильно составленных торговых номенклатур состоит в том, что они отражают всю историю совершенствования инструментов, приспо- соблений и оборудования. Принцип культурообразования в развитии и дифферен- циации функций и сохранения ранних функциональных аналогов.

Различие между инструментами, приспособлениями и оборудованием со- стоит в том, что инструментом прямо воздействуют на обрабатываемый матери- ал, приспособления служат добавлением к инструменту, позволяя действовать им с большей точностью, производительностью. Оборудование - комплексы инст- рументов и приспособлений, расположенных в одном месте труда и быта.

Материальная культура и ее виды. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Материальная культура и ее виды." 2017, 2018.

Каждый из нас имеет потребности, которые можно разделить на духовные и материальные. Для этого достаточно вспомнить пирамиду известного психолога Маслоу, в которой в иерархической последовательности были показаны низшие (потребность в еде, сексе, воздухе и т.п.) и высшие тяготения человека (стремление быть уважаемой личностью, тяга к самоутверждению, ощущению безопасности, комфорту и пр.). Для удовлетворения всего вышеперечисленного в процессе исторического развития человечества сформировались классификации культурного характера, в числе которых материальная культура.

Что относится к материальной культуре?

Напомним, что материальной культурой называют окружающую человека среду. Ежедневно, благодаря труду каждого, она обновляется, совершенствуется. Это порождает новый жизненный уровень, в результате чего, меняются запросы общества.

К видам материальной культуры относят:

  1. Животные . В эту категорию включен не только скот, но и декоративные породы кошек, птиц, собак и пр. Правда, гепарды к данному виду не относятся т.к. они живут в дикой природе и не были подвержены процессу целенаправленного скрещивания с другими видами себе подобных. А кошки, собаки, в развитие чьей природы вторгся человек, являются представителем материальной культуры. Также одной из таких причин есть то, что был изменен их генофонд, внешний вид.
  2. Растения . Ежегодно возрастает количество новых сортов. Человек добивается этого при помощи селекции.
  3. Почва . Это верхний слой земли, удобряя который каждый фермер стремится получить обильный урожай. Правда, в гонке за деньгами, иногда игнорируются экопоказатели, и в итоге земля наполняется вредными бактериями, вирусами.
  4. Здания . Не менее важным достижением материальной культуры принято считать сооружения, архитектуру, которая создается с помощью человеческого труда. К культуре зданий относят недвижимость, что постоянно подвергается усовершенствованию, и тем самым улучшается уровень жизни людей.
  5. Оборудование, инструменты . С их помощью человек упрощает свой труд, тратит на достижение чего-либо в два и более раза меньше времени. Это, в свою очередь, значительно экономит его жизненное время.
  6. Транспорт . Эта категория также как и предыдущая направлена на повышение уровня жизни . К примеру, ранее, когда многие торговцы ездили в Китай за шелком, чтоб добраться из США в эту страну, требовалось не менее года. Сейчас достаточно просто купить авиабилет и не нужно ждать 360 дней.
  7. Средства связи . Область включает в себя чудо техники мобильные телефоны, всемирную паутину, радио, почту.

Особенности материальной культуры

Следует отметить, что отличительным качеством данного вида культуры есть разнообразие созданных человеческим трудом предметов, что помогают максимально быстро адаптироваться к переменчивым условиям окружающей природы и социальной среды. Помимо этого, каждая нация имеет свои материальные особенности, характерные именно для определенного этноса.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Одним из главнейших посредников между миром духовного и материального есть деньги. Так, их можно потратить на покупку столь необходимой пищи, одежды, помогающей не замерзнуть в морозную зиму или просто элементов интерьера. Все зависит от желания человека и его возможностей. При помощи этого рыночного эквивалента можно приобрести билет на семинар, на котором человек повысит уровень своих знаний, что уже является духовной культурой, или он может пойти в театр.



Рассказать друзьям