Культурно-исторический тур как вид туризма. Культурный туризм как один из основных видов туризма Региона возник исторический туризм культурное

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие "культурный туризм", его основные характеристики и влияние на развитие региона. Характеристика ресурсов Ижевска для развития культурного туризма. Характеристика туристических ресурсов и тура Сибирского тракта для развития культурного туризма.

    дипломная работа , добавлен 04.08.2008

    Общее представление и классификация культурного туризма. Факторы, влияющие на его дальнейшее развитие в России. Характеристика объектов культурного наследия. Развитие культурного туризма на примере туристско-рекреационной зоны "Золотое Кольцо Москвы".

    дипломная работа , добавлен 14.09.2010

    Культурный туризм и его влияние на развитие региона. Роль экскурсионного обслуживания в развитии культурного туризма в Хабаровском крае. Характеристика рекреационных и познавательных ресурсов; паспорт маршрута и сценарий обзорной экскурсии "Время–река".

    дипломная работа , добавлен 21.03.2012

    Культурный туризм как фактор развития региона, проблемы типологии и его генезис. Исследование теоретического аспекта музыкального фестиваля в системе культурного туризма и применение современных концепций по его совершенствованию в Хабаровском крае.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2012

    Сущность, классификации, мировой опыт и современное состояние событийного туризма в России. Основные направления и перспективы развития туристического отдыха в Ханты-Мансийском автономном округе. Управление в сфере социально-культурного сервиса региона.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2015

    Понятие и виды паломнического и просветительского туризма. Объекты культурного наследия как ресурс для организации религиозного туризма. Анализ деятельности туроператоров внутреннего туризма в Вологде. Использование маршрута в качестве экскурсии-пленэра.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

    Культурно-познавательный туризм как ресурс развития исторических городов России. Оценка туристической привлекательности Тульской области. Мероприятия по развитию туризма в Тульской области с помощью турагентства "Ваш отдых", оценка их эффективности.

    дипломная работа , добавлен 22.11.2015

    История развития туризма. Изучение культуры античного периода. Походы и путешествия в эпоху средневековья. Открытия в XV-XVI веках. Проблемы сохранения объектов культурного наследия в России. Роль туризма в современном мире, многообразие его видов.

    дипломная работа , добавлен 20.03.2014

Классификация культурно-исторических ресурсов туризма. Культурно-исторические ресурсы представляют собой наследие прошлых эпох общественного развития. Пространства, образуемые культурно-историческими объектами, в известной мере определяют направление экскурсионных маршрутов.

Под культурно-историческими ресурсами туризма следует понимать совокупность объектов и явлений, связанных с деятельностью человека и являющихся ее результатами материального и нематериального (духовного) характера.

Материальные культурно-исторические объекты охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития.

Нематериальные (духовные) культурно-исторические объекты – это совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, труде и быте.

Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурного туризма. Памятники истории и культуры подразделяются на пять основных видов: истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные памятники.

К памятникам истории относятся здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся людей государства.

К памятникам археологии относятся городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

К памятникам градостроительства и архитектуры относятся: архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, пригородные ландшафты.

К памятникам искусства относятся произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

К документальным памятникам относятся акты органов государственной власти и управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

К культурно-историческим относятся и другие объекты: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства и транспорта; театры; научные и образовательные учреждения; спортивные сооружения; ботанические сады и др.

Все объекты, используемые в культурно-историческом туризме, подразделяются на две группы – движимые и недвижимые.

Первую группу составляют памятники искусства, археологические находки, минералогические, ботанические и зоологические коллекции, документальные памятники и другие вещи, предметы и документы, которые можно легко перемещать. Использование туристских ресурсов этой группы связано с посещением музеев, библиотек и архивов.

Ко второй группе относятся памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии и монументального искусства и другие сооружения, которые нельзя перемещать.

Оценка культурно-исторических ресурсов. Для оценки огромного количества разнородных объектов, составляющих культурно-исторические ресурсы туризма, проводят их учет, дают характеристику и проводят типологию.

Сначала учитывают и характеризуют культурно-исторический объект. Для этого указывают название объекта, его местоположение, маркировку, обладателя, литературные и прочие источники по объекту, схему местоположения, дают краткую характеристику объекта.

Затем проводят типологию объектов. За ее основу принимается информационная сущность культурно-исторических объектов: уникальность, типичность среди объектов данного вида, познавательное и воспитательное значение, аттрактивность.

Информативность культурно-исторических объектов для целей туризма может быть измерена количеством необходимого и достаточного времени на их осмотр. Для определения времени осмотра объекта необходима классификация объекта по основанию, которое бы отражало продолжительность осмотра. Можно выбрать два классификационных признака: степень организации объекта для показа и место положения экскурсантов по отношению к объекту осмотра.

По степени организации объекты подразделяются на специально организованные и неорганизованные для показа. Организованные объекты требуют больше времени осмотра, так как они являются целью осмотра и составляют основу экскурсии. Неорганизованные объекты служат сопутствующим экскурсии общим планом, фоном, который охватывается одним взглядом без детального рассмотрения.

По месту положения экскурсантов объекты подразделяются на интерьерные (внутренний осмотр объекта) и экстерьерные (внешний осмотр объекта). Суммарное время осмотра экстерьерных объектов всегда больше времени осмотра интерьерных объектов (пожалуй, лишь за исключением музеев и некоторых других хранилищ исторических ценностей).

Методика оценки культурно-исторических ресурсов в международной практике разработана достаточно хорошо. В отечественной практике детально разработана лишь методика оценки природных ресурсов туризма. Поэтому разработка методов оценки культурно-исторических ресурсов в Российской Федерации остается актуальной, и по сей день. Это связано с тем, что культурно-исторические ресурсы в системе туризма имеют большое значение, а для некоторых видов туристской деятельности – определяющее.

Далеко не все виды оценок могут быть применены к культурно-историческим ресурсам. Невозможной является медико-биологическая оценка культурно-исторических ресурсов, потому что данный тип оценки характеризует влияние исключительно природных факторов на организм человека. Однако вполне возможно проводить технологическую и эстетическую оценки. Уместным в этой ситуации будет и проведение экологической оценки.

Технологическая оценка культурно-исторических ресурсов туризма может осуществляться по следующим критериям: степень физической сохранности объекта (высокая, средняя, низкая); время комфортного срока использования объекта; пропускная способность (количество человек в день); количество экспонатов для показа; удобство осмотра объектов туристами; процент объектов показа, доступных для туристов на данный момент; возможность улучшения технологических свойств объекта.

Технологическая оценка культурно-исторических ресурсов важна для характеристики степени технологической готовности, пригодности, комфортности туристских ресурсов для приема туристов. С помощью критериев оценки можно показать, в каком технологическом состоянии находятся туристские объекты или комплексы, готов ли объект к принятию посетителей.

Эстетическая оценка зависит от таких показателей, как уникальность, эстетическая емкость и способность к психологическому воздействию, разнообразие пейзажей и гармония с окружающей средой. Понятие «эстетическая емкость» предполагает физическое и культурное состояние осматриваемого объекта, количество деталей и фрагментов, из которых он состоит.

Чем более грандиозным является объект, чем больше предметов для осмотра он включает, тем больше времени требуется для его осмотра, тем более он красив и интересен для туристов (выше его эстетическая емкость). Однако эстетическая оценка имеет один большой недостаток – субъективизм при оценке объектов людьми в силу различий эстетического восприятия у каждого отдельно взятого человека.

При оценке территории сначала выявляют культурные ареалы, затем составляют кадастр культурных объектов, определяют объекты, выполняющие функции культуры, оценивают их значимость и сохранность, пропускную способность, а также экологическую емкость ландшафта. Затем изучают туристскую инфраструктуру – наличие объектов питания, мест для проживания туристов в соответствии с потребностями и т.д. В зависимости от этого определяют содержание маршрута и его продолжительность.

Федеральное агентство по образованию

Уральский Государственный Лесотехнический Университет

Кафедра СКСиТ

«Туристические культурно-исторические ресурсы РФ»

Выполнила: Шайхутдинова А.Р.

Проверил: к.п.н.,доцент

Захарова С.В.

Екатеринбург 2008


Введение

Глава 1. Характеристика географического положения РФ

Глава 2. Характеристика вида тура (особенности)

Глава 3. Туристические культурно-исторические ресурсы РФ

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

Актуальность изучения влияния культурно-исторического туризма на развитие регионов объясняется тем, что, несмотря на все трудности, современный период является периодом развития новых тенденций в культурной жизни, возрождаются ранее забытые имена, памятники и события, по – новому оценивается историческое наследие. И поэтому для большинства российских регионов ориентация на культурно-исторический туризм становится одной из реальных возможностей экономического, социального и культурного подъёма.

Реферат состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе рассматривается характеристика географического положения России.

Во второй главе рассматриваются теоретические основы культурно-исторического туризма, его сущность, даётся список основных его характеристик.

В третьей главе рассматривается туристические культурно-исторические ресурсы в РФ.

В заключении выводы, почему этот вид туризма развивается в этом регионе и его перспективы.


Глава 1. Характеристика географического положения

1.1.Экономико-географическое положение и границы России

РФ – самое крупное по площади государство мира – 17,1 млн км 2

РФ занимает северную и северо-восточную части материка Евразия (1/3 России – в Европе, 2/3 – в Азии). На долю северной России приходится 11 млн км 2 и 10 млн человек.

Северная материковая точка – мыс Челюскин на полуострове Таймыр. Северная островная точка – мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Франца-Иосифа.

Крайняя южная точка материка – на гребне главного Кавказского хребта – 41 0 12 ’ северной широты – на границе Дагестана и Азербайджана.

Крайняя западная точка – конечность на Песчаной косе в Балтийском море близ Калининграда.

Крайняя восточная материковая точка – мыс Дежнева – на Чукотке. Самая восточная островная точка – остров Ротманова в Беринговом море вблизи с границей с США (на острове Крузенштерна).

Почти вся территория России расположена в Восточном полушарии. Из-за большой протяженности по долготе велика разница во времени – она составляет 10 часов (соответственно страна делится на 10 часовых поясов). В малонаселенных районах и на морях граница часовых поясов проходит по меридианам. В густонаселенных районах их проходят по административным границам субъектов федерации.

Общая протяженность границ РФ – 60000 км, из них 40000 км – морские границы. Морские границы проходят в 12 морских милях (22,7 км) от берега. В 200 морских милях (370 км) от берегов островов и материка расположены границы морской экономической зоны России. В пределах этой зоны допускается судоходство любых стран, но разработка и добыча всех видов природных ресурсов, находящихся в водах, на дне и в недрах, осуществляется только Россией.

Северные морские границы России проходят по водам морей Северного Ледовитого океана (Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море). Кроме части Баренцева моря все они покрыты круглый год дрейфующими льдами, поэтому плавание по морям затруднено. В пределах Северного Ледовитого океана от берегов России до Северного полюса находится наш сектор Арктики. Все острова этого сектора, кроме нескольких островов архипелага Шпицберген принадлежат нашей стране.

Восточные границы проходят по водам Тихого океана и его морей (Берингово море, Охотское море, Японское море). Ближайшими морскими соседями являются Япония и США. Пролив Лаперуза отделяет остров Сахалин от острова Хоккайдо в Японском море (оно не замерзает, что благоприятствует морским связям России с соседями).

Морские границы на западе. Воды Балтийского моря соединяют Россию со Швецией, Польшей, Германией и странами Прибалтики. Северная часть Балтийского моря у некоторых берегов России замерзает, а у берегов Калининграда – нет. По Балтийскому морю осуществляется связь со многими государствами Западной Европы.

На юго-западе РФ морские границы проходят по водам Азовского и Черного морей, которые соединяют Россию с Украиной, Грузией, Болгарией, Турцией, Румынией. По Черному морю идут пути в Средиземное море. Небольшие по протяженности морские границы проходят по Каспийскому морю.

Россия – мировая морская держава. Ее территория омывается водами трех океанов.

Велика протяженность сухопутных границ России. Число соседей четырнадцать (и еще с двумя соседними государствами РФ имеет только морские границы – с Японией и США). Реальные границы с пограничными заставами и таможнями растягиваются на 1605 км (990 км со странами Балтии, 615 км с Азербайджаном и Грузией). Граница со странами Балтии демаркирована. Не изменилась граница с Норвегией, Финляндией, Монголией и КНДР (17 км). Резко сократилась граница с Польшей (которая теперь граничит только с Калининградской областью) и более чем на половину с Китаем.

Территория России не имеет четко определенных границ, которые были проведены условно в 20-е и 30е годы. В настоящее время ставить вопрос об изменении границ, сложившихся исторически, по крайней мере, неразумно. Об этом свидетельствует мировой опыт: попытки изменить границы заканчиваются трагическими последствиями (например, Югославия).

Часть границ, закрепленных международными соглашениями, охраняются пограничными войсками, действующими заставами, таможнями (с Норвегией, Финляндией). Границы с государствами СНГ достаточно условны. Они изменялись произвольно и не закреплены соответствующими договорами. По договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными войсками многие участки границ бывшего СССР.

Географические особенности экономических связей определяются транспортными возможностями. На Балтике у РФ один крупный порт – Санкт-Петербургский, а Выборгский и Калининградский – небольшие по мощности порты (см стр 21 и доп материал в учебнике Рома). Сегодня Санкт-Петербург – порт международного значения. Он обеспечивается системой внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга.

В Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск и Туапсе – 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов.

При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими государствами. В последнее время возрастает возможность отношений с Западной Европой, США, Канадой, Кореей.


Глава 2. Культурно-исторический тур как вид туризма

Давно выделился и стал самостоятельным такой вид ту­ризма, как культурно-исторический, или познавательный. Культурно-исторический туризм – это духовное присвоение личностью через путешествия и экскурсии богатств культуры в их подлинности. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны.

Основой культурно-исторического туризма яв­ляется историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, осо­бенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Мини­мальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:

Памятники археологии;

Культовую и гражданскую архитектуру;

Памятники ландшафтной архитектуры;

Малые и большие исторические города;

Сельские поселения;

Музеи, театры, выставочные залы и др.;

Социокультурную инфраструктуру;

Объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;

Технические комплексы и сооружения.

Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образует один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.

Культурно-исторический туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение культурно-исторического туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать культурно-исторический туризм. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.

Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса.

Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.

Объекты национального культурного наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практиче­ски не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами.

Культурно-исторический туризм подразделяется на:

- культурные (особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогаще­нию, расширению кругозора. Культура является одним из ос­новных элементов туристского интереса).

- исторические (культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами сильнейший побудительный туристский мотив.

Историческое наследие региона нуждается в продвижении на туристский рынок. Поэтому национальные туристские ор­ганизации должны заниматься распространением информации об историческом потенциале местности).

-культурно-исторические ( основаны на впечатлениях, в результате знакомства или изучения и познания чужой или своей собственной культуры и культурных артефактов).

Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др.

Изобразительное искусство - один из важных элементов культуры, способный сформировать убедительный мотив к ту­ристской поездке. Его повсеместное усиление связано с тенден­цией выставлять на известных курортах (в помещениях гости­ниц) произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона.

История. Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объ­ектов может предопределить успешное развитие туризма в ре­гионе. Знакомство с историей и историческими объектами сильнейший побудительный туристский мотив.

Историческое наследие региона нуждается в продвижении на туристский рынок. Поэтому национальные туристские ор­ганизации должны заниматься распространением информации об историческом потенциале местности.

Целесообразно проводить культурные мероприятия (фольклорные, фестивальные и др.), традиционные для мест туристского назначения и способные заинтересовать туристов из разных уголков мира.

Религия. Паломничество - древнейший вид путешествий, известный человечеству не одно тысячелетие. Мотивами к паломническому путешествию являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, особо чтимые в конкретной религии, свершение культовых обрядов и т. д. Мотивация происходит либо из предписаний религии, либо из религиозных устремлений и убеждений человека. Индустрия и бизнес. Уровень индустриального развития региона является серьезным мотивом для привлечении определенной категории туристов, особенно иностранных, интере­сующихся состоянием экономики другой страны, промышленностью, производимой продукцией и т. п.

Образование. Высокий уровень образования увеличивает стремление человека к знаниям. Влияние людей друг на друга формирует общемировой стиль жизни, воздействующий на развитие туризма. Жители одной страны, как правило, проявляют интерес к системе образования другой страны. Поэтому учреждения образования (колледжи, университеты и др.) могут стать существенными привлекательными элементами культуры на туристском рынке. Всемирно известные университеты давно стали туристскими достопримеча­тельностями и самостоятельными объектами туристского по­каза. Помимо этого система образования является особенно­стью туристского потенциала и может успешно использоваться как элемент привлечения туристских потоков, в частности как основа обучающего туризма. Возможность получения пре­стижного образования привлекает студентов из разных регио­нов, что укрепляет сложившийся и устойчивый сегмент потребительского рынка.

Получила развитие тенденция использования учреждений образования в туристских целях: организация и проведение конференций, деловых встреч, семинаров на базе колледжей, университетов и других учебных заведений.

Памятники истории, культуры и природы являются на­циональным достоянием страны. Освоение территории для туристских целей требует бережного подхода по принципу: «Сохрани - восстанови - не навреди».

Многие регионы богаты такими уникальными историческими территориями, как древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культовой архитектуры, исторические постройки, историко-культурные памятники и др. Они не должны оставаться застывшими образованиями. При организации уникальных территорий следует сочетать традици­онные формы деятельности, исторически сформировавшие эти территории, с инновационными видами, к числу которых относится и туризм. Причем новые виды деятельности должны дополнять, а не подавлять сложившиеся хозяйственные, социокультурные и природные процессы.

Каждый регион обладает уникальным наследием. Для определения базы, необходимой для развития культурного туризма в регионе, следует ответить на вопросы: «Какими ресурсами (наследием) уникальна конкретная местность относи­тельно других территорий?» и «Каким образом ресурсы (наследие) конкретной местности могут быть использованы в целях туризма?».

Выделяют четыре принципа культурного-исторического туризма:

1) активное содействие в сохранении наследия местности: культурного, исторического и природного;

2) подчеркивание и выделение уникальности наследия ме­стности относительно других регионов;

3) создание у местного населения чувства гордости и от­ветственности за уникальное наследие;

4) разработка программы развития туризма на основе ис­пользования уникального наследия местности.

Культурно-исторический туризм не только приносит доходы региону, но дает мест­ному населению основание гордиться своим уникальным на­следием и предоставляет возможности делиться им с туриста­ми. Если общество будет это учитывать, то сможет создать систему рационального использования уникальных ресурсов для туризма.

Культурно-исторический туризм имеет целый ряд аспектов влияния на развитие региона, в том числе:

· Социально-культурные аспекты.

Сохранение и развитие исторических городов взаимосвязаны с включенностью той или иной страны в мировой процесс модернизации, урбанизации в глобальном масштабе, с развитием средств СМИ, мирового рынка, транспорта и пр. Все это влияет на формирование современной массовой культуры, к которой, несомненно, относится и туризм, способствующий унификации как региональной, так и этнической культуры, особенно в крупных городах мира.

Как реакция на этот процесс в последнее десятилетие происходило противоположное движение - ориентация на возврат к прошлому, к осмыслению и сохранению культурной идентичности. В таком контексте культурно-исторический туризм играет важную роль в осмыслении собственной идентичности, в возрождении локальных традиций. А если народные традиции разрушены, то возникают их новые образцы, чаще всего имитирующие исторические элементы культуры, ранее имеющие определенный смысл и значение.

Культурно-исторический туризм имеет познавательное и образовательное значение для туристов и эффект для тех городов и регионов, в которых он развивается. Однако существенным становится понимание его роли для местных жителей. Положительное значение туризма очевидно в той экономической выгоде, которую могут получить города и их жители от инвестиций предприятий, аренды зданий, сдачи частных домов внаем, от продажи предметов или реконструкции жилища улучшения инфраструктуры поселений и территорий. Для ряда социальных групп, особенно детей, важным становится осознание историко-культурного значения собственной «малой Родины», гордости от ее известности в стане и мире. В социальной сфере туризм так же решает проблему занятости местных жителей, предоставляя им рабочие места, приобщая к ценностям международной культуры, в том числе путем межличностного общения.

· Экономические аспекты.

· Природно-ландшафтные аспекты.

· Градостроительные и архитектурные аспекты.

· Организационно-управленческие аспекты.


Глава 3. Туристические культурно-исторические ресурсы в РФ

Россия располагает огромными возможностями для привлече­ния туристов. Этому способствует наличие разнообразных природ­но-климатических зон; богатое культурно-историческое прошлое России; большие малоосвоенные территории, где сохранилась ди­кая природа. К сожалению, в силу ряда обстоятельств Россия пока не в полной мере реализует свой рекреационный потенциал и дос­таточно однобоко использует свои ресурсы в этой области. Туристическое районирование рекреационных ресурсов России провели А.А. Романов и Р.Г. Саакянц. В его основу положены в основном физико-географические признаки (рельеф местности, особенности климата, флоры, фауны, наличие геотермальных ре­сурсов), а также наличие культурно-исторического потенциала и развитость туристической инфраструктуры. В результате выделены четыре крупных региона: Центр России, Север России, Юг России, Сибирь и Дальний Восток.

К Центру России относятся центральные, западные, северо-западные области, Верхнее Поволжье, Средний и Южный Урал. Регион характеризуется богатым рекреационным потенциалом, ста­бильностью политической обстановки, многообразием культурного наследия, что способствует развитию туризма. На Севере России перспективными для развития туризма можно считать только районы Европейской части: Карельско-Кольский и Русский Север. Здесь имеются как природные рекреационные ресурсы, так и раз­личные культурные и исторические достопримечательности. К Югу России относятся политически стабильные, но слабо развитые в плане рекреации Центрально-Черноземные области, а также Кав­каз, которому одновременно присущи взрывоопасная политическая обстановка и хорошо развитая туристическая инфраструктура. Несмотря на политическую стабильность, регион Сибири и Дальнего Востока характеризуется рядом факторов, отрицательно сказывающихся на развитии туризма: значительная отдаленность от Центра, суровые климатические условия, слабая заселенность, неразвитость инфраструктуры. Прошедшая в Москве в марте 2003г. туристическая выставка показала, что к развитию туризма прояв­ляет интерес все больше и больше регионов. Все новые области стали рекламировать себя в качестве туристического объекта.

Туристические возможности Мурманской области пред­ставлены следующими видами отдыха и развлечений: можно от­правиться на атомном ледоколе из Мурманска на Северный по­люс; поймать и отпустить самую большую семгу в порожистой чистой реке; покататься на горных лыжах по заснеженным горам Хибин; увидеть красоту подводного мира Белого и Баренцева морей; поучаствовать в лыжном марафоне в апреле.

Большой интерес для представителей познаватель­ного могут представлять Соловецкие острова, расположенные в северной части Онежской губы Белого мо­ря. Здесь находится знаменитый Соловецкий монастырь (XV в.) с кремлем, храмами и скитами. Монастырь играл важную роль в защите северных рубежей России, выступал как духовный и хозяйст­венный организатор, а также как собиратель произведений искусства. С 1920г. на островах располагались исправительно-трудовые лагеря, где содержались политзаключенные и духовенство, в частности фило­соф, математик, химик и священник П.А. Флоренский.

Южный Урал долгое время был «белым пятном» на туристи­ческой карте. Это связано с рядом «закрытых городов», находящих­ся на территории Челябинской области. Однако сегодня ситуация меняется. Здесь имеется ряд интересных достопримечательностей. Ильменский государственный минералогический заповедник был организован в 1920 г. в районе города Миасс. Здесь изобилие минералов. В пределах края берут начало многочисленные реки, принадлежащие к бассейнам Камы, Тобола и Урала. В Челябинской области более трех тысяч озер. Благоприятный климат, родоновые воды высокой концентрации, сапропелевые грязи широко приме­няются в курортной сети оздоровительных учреждений.

В центре России привлекательны для туристов Спасское-Лутовиново в Орловской области, где прошло детство И.С. Тургенева, родина С.А. Есенина - село Константинове в Рязанской области и музей-усадьба Ясная Поляна в Тульской области, где жил великий русский писатель Л.Н. Толстой, и многие другие.

Традиционно популярным среди туристов остается район озера Байкал, который в туристическом плане часто называют Байкальско-Монгольской Азией. Туристам здесь предоставляется возмож­ность побывать на старых эвенкийских стойбищах, познакомиться с бытом старообрядцев и буддистскими монастырями в националь­ных парках Прибайкалья, посетить острова с лежбищами нерпы, а также древнюю столицу Монголии Каракорум.

Из крупных городов России наиболее посещается туристами Санкт-Петербург. Сам город и его пригороды - величайшая культурно-историческая достопримечательность. Прославился он своей героической обороной в период Великой Отечественной войны. 900 дней город находился в блокаде и выстоял. Большое вни­мание к Санкт-Петербургу мировой общественности привлекло празднование в 2003г. трехсотлетия со дня основания города. Пе­тербург недаром часто называют Северной Венецией. Он строился с 1703 г. по воле Петра I как порт, крепость и столица империи. Для осуществления строительства были приглашены лучшие архитекторы и фортификаторы из Западной Европы.

Здесь внимание туристов привлекает прежде всего Зимний дворец (архитектор Б. Растрелли). Здание украшено колоннами, скульптурами, вазами и другими архитектурными деталями. Рос­кошно внутреннее убранство дворца. В Зимнем дворце располагает­ся музей Государственный Эрмитаж, который знаменит так же, как и Лувр. В Эрмитаже более 2,7 млн картин, скульптур, рисунков, гравюр, предметов прикладного искусства, мебе,;и, исторических костюмов, монет, медалей, оружия и других предметов всех эпох цивилизации.

Прекрасны ансамбли площадей Петербурга: Дворцовой площади, площади Декабристов, площади Искусств, Марсово поле И др. Главная площадь Санкт-Петербурга - Дворцовая. Начало формированию Дворцовой площади положило строительство Зимнего дворца. В центре Дворцовой площади возвышается Александрийская колонна (высота вместе с основанием 47,5 м), удерживаемая тяжестью собственного веса. Александрийская колонна символизирует победу русского народа в войне 1812г. Недадеко расположен величественный Исаакиевский собор с позолоченным куполом. Это самый большой в мире пра­вославный собор. Его высота 102 м, занимаемая им площадь - 1 гектар.

Символ Петербурга «Медный всадник» - Конная статуя Петра I работы скульптора Фальконе - находится на площади Декабристов (бывшей Сенатской).

Из других достопримечательностей города следует отметить Адмиралтейство, Петропавловскую крепость, Государственный Русский музей с большим собранием картин и скульптур русских И советских художников и скульпторов, ансамбль зданий Васильев­ского острова, Летний сад с великолепной чугунной оградой. Вели­колепен также Невский проспект - главная улица города.

Привлекают туристов и окрестности Санкт-Петербурга, замечательные загородные дворцы и парки - всемирно известные дворцово-парковые ансамбли - летние резиденции царской семьи и столичной знати. Во время Великой Отечественной войны они были разграблены и разрушены, но после войны восстановлены и снова поражают своим великолепием.

Это императорская резиденция Царское Село, Павловск, Петергоф и Ораниенбаум. Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум на южном берегу-Финского залива, напротив крепости Кронштадт, стал летней ре­зиденцией императора Петра III, для которого был возведен ан­самбль крепости Петерштадт с миниатюрным дворцом работы ар­хитектора А. Ринальди. Позднее для императрицы Екатерины II он постороил китайский дворец и Катальную горку с павильоном. Все эти памятники - сочетание изящного стиля рококо и нарож­дающегося стиля классицизма. В залах музея представлены шедев­ры искусства XVIII в. - гравюры, графика, живопись, скульптура.

Царское Село было создано в середине XVIII в. Роскошный Большой (Екатерининский дворец) строился для супруги Петра I, будущей императрицы Екатерины I (автор проекта Б. Растрелли). Он стоит в окружении других дворцов среди великолепного парка и отличается невероятным разнообразием пластического декора. На небесно-голубом фасаде вьщеляются белые колонны с позолоченными деталя­ми. Изысканно внутреннее убранство дворца, главным украшением которого была Янтарная комната, похищенная немецкими оккупантами во время войны. До сих пор ведутся ее поиски. В настоящее время усилиями реставраторов она восстановлена. Дворец окружают регу­лярная и пейзажная части с мраморными скульптурами итальянских мастеров конца XVII-XVIII в. Перпендикулярно фасаду дворца на пологом холме высится Камеронова галерея (архитектор Ч. Камерон, 1787 г.). На втором этаже галереи представлена коллекция бронзовой скульптуры, выполненная в 1780-1790 гг. петербургскими мастерами. В парке устроен большой пруд, возле которого расположены красивые павильоны. Рядом с Большим (Екатерининским) дворцом здание Царскосельского лицея, где учился А.С. Пушкин. В лицейском саду уста­новлен памятник поэту.

В 2 км от Царского Села находится Павловск, расположенный на берегах красивой извилистой речки Славянка. Эти земли Екатерина II подарила своему наследнику, будущему императору Павлу I. Архи­тектор Ч. Камерон заложил Большой дворец и два павильона. Пав­ловский парк - один из красивейших и крупнейших пейзажных парков Европы. Его площадь 600 гектаров. В музее представлена ве­ликолепная коллекция русских портретов.

Петергоф - один из самых знаменитых памятников русского ис­кусства. «Жемчужиной искусства» называют его живописные сады и парки, сказочной красоты дворцы и фонтаны. В сентябре 2005 г. Пе­тергоф отметил свое 300-летие. В ансамбль входят 7 парков, более 20 дворцов и павильонов, а также 140 фонтанов. Система фонтанов снабжается водой из 22-км самотечного водовода. В этой системе отсутствуют насосы и водонапорные сооружения. Струя самого боль­шого фонтана поднимается на высоту 22 м. Большой каскад фонта­нов украшают 225 позолоченных скульптур.

Ораниенбаум находится в 40 км от Петербурга, недалеко от Пе­тергофа. Его дворцово-парковый ансамбль почти не пострадал во время войны, так как город не был оккупирован. Усадьба принадле­жала сподвижнику Петра I А.М. Меньшикову.

Москва - столица России - Имеет большое будущее для раз­вития туризма, но оно пока сдерживается из-за неразвитой инфра­структуры. Одним из наиболее привлекательных для туристов объек­тов является Кремль, где сейчас находится резиденция Президента Российской Федерации. Кремль называют сердцем Москвы, это за­мечательный архитектурно-исторический памятник, который созда­вался в течение многих веков . Впервые Москва упоминается в летописи в 1147 г., однако, как показали раскопки, место, где сейчас расположен Кремль, было заселено еще во второй половине I тыс. н.э. В 1156 г. при Юрии Долгоруком было построено укрепление, обне­сенное деревянной оградой. В 1339 г. князь Иван Калита соорудил новые стены из дубовых стволов диаметром до 70 см. С восточной стороны был вырыт глубокий ров.

В 1367 г. при князе Дмитрии Донском были воздвигнуты стены из белого камня, поэтому Москву стали называть белокаменной. Отсюда русские воины, в 1380 г. отправились в поход, увенчавший­ся победой над татаро-монгольским войском на Куликовом поле.

Самое большое строительство в Кремле велось при Иване III (1462-1505 г.). Москва стала столицей Русского централизованного государства. К.концу XV в. были сооружены кирпичные кремлевские стены и построено 18 башен. Их протяженность составила 2235 м. Высота кремлевских стен от 5 до 19 м, толщина от 3,5 до 6,5 м. На них 1045 зубцов с узкими бойницами. На пяти башнях к 20-летию Октябрьской революции были установлены рубиновые звезды. Каж­дая звезда весит около тонны и имеет размах лучей в 3,75 м.

Самая красивая башня Кремля - Спасская, на которой в XIX в. были установлены часы диаметром циферблата 6,12 м. Они приво­дятся в действие тремя гирями весом до 224 кг. Вес маятника состав­ляет 32 кг. Девять колоколов отбивают четверть часа. Вес каждого из них 320 кг. Один колокол отбивает полный час. Этот колокол весит 2160 кг. Высота Спасской башни со звездой 71м. Построена она бы­ла в 1491 г. под руководством Пьетро Антонио Соляри из Милано (Италия). Название свое башня получила в честь иконы Спаса, по­мещенной над ее воротами. Из кремлевских башен - три угловые, круглые (Беклемишевская, Угловая Арсенальная и Водовзводная), а четыре - проездные (Спасская, Никольская, Троицкая и Боровицкая). Из Троицкой башни, самой высокой (80 м), ведется централь­ное автоматическое управление звездами Кремля. У подножия Боровицкого холма в 1490 г. Соляри построил баш­ню пирамидальной формы, получившую название Боровицкой. Эта башня имела подъемный мост. Такие же мосты были раньше у Константино-Еленинской, Спасской, Никольской и Троицкой башен. Водовзводная башня построена в 1488 г. В ней в 30-х годах XVII в. была установлена машина, которая подавала воду из специального колодца по свинцовым трубам в Кремль. Машина была создана под руководством английского мастера Христофора Галовея.

В центре Кремля на белокаменной Соборной площади находятся соборы. Самый большой из них - Успенский, увенчанный пятью золотыми главами, построен в 1475-1479 гг. русскими мастерами под руководством итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Успенский собор был местом торжественных богослужений. В нем венчали на царство, оглашали важные государственные акты. Иконостас Успенского собора представляет собой редкое собрание русской иконописи. Другой собор - Благовещенский, возведенный псковскими мастерами в 1484т-, 1489 гг., являлся домовой церковью царской семьи. В нем размещена экспозиция, составляющая около 50 произведений русской живописи XII-XVI столетий. Третий собор - Архангельский, построенный в начале XVI в. Стены и столбы собора росписаны изображениями князей, чьи владения вошли в состав Русского централизованного государства. Архангельский собор был местом погребения великих князей и царей.

На Соборной площади находится Грановитая палата. Названа она так потому, что восточный фасад ее облицован граненым камнем. В этой палате, построенной в 1487-1491 гг., происходили торжества, заседания Земских соборов, государственные совещания и приемы послов. На Соборной площади возвышается восьмигранная колоколь­ня Ивана Великого, которая служила главной дозорной и сигнальной башней древнего города. Ее высота 81 м. У подножия колокольни ус­тановлен самый большой в мире колокол, который называют Царь-колоколом. Вес его 200 т, диаметр 6,6 м, а высота 6 м. Отлит он в Кремле Иваном Моториным и его сыном Михаилом в 1733-1735 гг. Недалеко от колокола стоит Царь-пушка, отлитая в 1586 г. из бронзы мастером Андреем Чеховым. Вес ее 40 т, калибр 89 см, длина 5,35 м.

Недалеко от Царь-пушки расположены церковь Двенадцати апостолов, Патриаршие палаты и здание Арсенала, сооруженное в 1702-1736 гг. Здесь выставлены пушки, отбитые у французов в войне 1812 г., и орудия, использовавшиеся при взятии Казани.

На территории Кремля в конце XVIII в. архитектором М.Ф. Ка­заковым было построено трехэтажное здание, в котором при Екате­рине II размещалось Московское отделение Сената, а при Советской власти - Совет Министров СССР. Из других построек в Кремле следует отметить Большой Кремлевский дворец и Оружейную пала­ту, где собраны уникальные драгоценные украшения и произведения декоративного искусства, а также образцы огнестрельного оружия русских и иностранных мастеров, доспехи, сабли и другое оружие. Среди экспонатов музея - легендарная шапка Мономаха, Большой наряд царя Михаила Романова, алмазная шапка Петра I, коллекция изделий иностранных мастеров, а также экспозиция алмазов. К Кремлю примыкает Красная площадь. На ней находятся мавзо­лей В.И. Ленина и неповторимый по красоте Покровский собор, на­зываемый также храмом Василия Блаженного. Этот собор был со­оружен в середине XVI в. русскими зодчими Постником и Бармой в память взятия Казани и Астрахани. У Покровского собора возвышается памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому - нацио1-нальным героям, возглавившим в 1611-1612 гг. народное ополчение, освободившее Москву и страну от польских интервентов. На противоположной стороне площади высится здание из красного кирпича с башенками и узорами, построенное по проекту В.О. Шервуда и А.А. Семенова в 70-80-х годах XIX в. В этом здании располагается Государственный Исторический музей. Собрание музея включает ору­дия труда, оружие, драгоценные украшения, одежду, фрески, докумен­ты, книги, картины, предметы быта. Здесь хранится железная клеть, в которой везли на казнь Емельяна Пугачева. В фондах музея около че­тырех миллионов предметов. Напротив Кремлевской стены протянулись бывшие Верхние торговые ряды, построеные в конце XIX в. по проекту А.Н. Померанцева. Сейчас здесь находится Государственный универ­сальный магазин. Достопримечательностью здания являются стеклян­ные купола, изготовленные по проекту В.Г. Шухова.

Красная площадь была свидетельницей многих исторических со­бытий. Здесь на Лобном месте казнили Степана Разина и Емельяна Пугачева. На этой площади происходили революционные сражения в 1917г. Отсюда уходили на фронт в 1941 г. советские полки. Здесь же в 1945г. состоялся парад Победы, в котором участвовали представители всех фронтов. Красная площадь с ликованием встречала в 1961 г. пер­вого космонавта Юрия Гагарина, а затем и других космонавтов.

Вокруг Кремля и Красной площади расположено Центральное полукольцо, которое представляет собой цепь улиц и площадей. Концы этой цепи упираются в Москву-реку. Здесь сосредоточены многие исторические памятники и государственные учреждения. С востока к Кремлю в Средние века примыкал Китай-город. Стена вокруг этого города была построена в 1535-1538 гг. Протяженность стены составляла 2,5 км. Она имела 12 башен. Остатки этой стены можно увидеть в Китайском проезде на Театральной площади.

В пределах Центрального полукольца расположены гостиница «Россия» с крупнейшим Государственным концертным залом, По­литехнический музей, Большой и Малый академические театры, Российский академический молодежный театр (Центральный дет­ский театр), старое здание МГУ им. М.В. Ломоносова, Колонный зал, Российская Государственная библиотека и заново построенный великолепный храм Христа Спасителя. Сооруженный в конце XIX в. В честь победы России над Наполеоном, храм затем был снесен в 30-х годах при Советской власти. Кроме того, в центральном полу­кольце находится большое количество исторических памятников.

В центре города, за пределами центрального полукольца, располо­жено Бульварное кольцо, которое включает 10 бульваров. Ранее (в конце XIV в.) по линии этого кольца был возведен высокий земляной вал со рвом, на смену которому пришла каменная стена, имевшая 9 башен с воротами и 30 башен глухих. В XVIII в. эти сооружения были разобра­ны, а на их месте впоследствии были разбиты бульвары. В центре буль­варного кольца находится Арбатская площадь, где стояла одноименная башня с воротами. В 1439 г. через Арбатские ворота в город пыталось пробиться татарское войско хана Мехмета. Оборону возглавил слепой боярин Ховрин. Воины под его руководством отбили женщин и детей, взятых в плен, и обратили в бегство неприятеля. На старом Арбате рас­положены театр им. Е.Б. Вахтангова и дом-музей АС. Пушкина. Неда­леко от Арбатской площади, на Волхонке, находится Государственный Музей изобразительных искусств им. АС. Пушкина.

Исторический центр города опоясывает Садовое кольцо. К числу важных объектов, находящихся в центре города и пред­ставляющих собой большую историческую, а также культурную ценность, следует отнести Государственную Третьяковскую гале­рею, где собраны более пяти тысяч Полотен художников, свыше трех тысяч произведений древнерусского искусства, 900 скульп­турных работ, более 30 тысяч рисунков и гравюр. Рядом с пло­щадью Никитских ворот находится и всемирно известная Кон­серватория им. П.И. Чайковского. Побывав в Москве, невоз­можно не посетить Воробьевы горы, где в 50-х годах прошлого века возведено новое здание МГУ им. М.В. Ломоносова. Высота главного корпуса со шпилем 385 м. Это вторая после Останкинской башни наиболее высокая точка на Русской равнине. На Ломоносовском проспекте сооружена новая библиотека универ­ситета. Со смотровой площадки возле университета открывается великолепный вид города. На другом берегу Москвы-реки видны Дворец спорта и Большая спортивная арена.

К числу выдающихся произведений русского монументального искусства относится архитектурный комплекс Коломенское, распо­ложенный на высоком берегу Москвы-реки. Здесь были созданы в XVI-XVII в. архитектурные памятники, к которым относятся церк­ви Вознесения, Иоанна Предтечи и др. Через Коломенское возвра­щались русские воины после победы на поле Куликовом и через Коломенское вел войска на Казань Иван IV Грозный. В Коломенском создан исторический музей.

Поистине «музыкой в камне», являются два историко-архитектурных памятника Москвы - Новодевичий и Донской монастыри. В Москве на­ходятся свыше 70 музеев, более 60 профессиональных театров, более 80 вузов и много крупных промышленных предприятий.

Богато достопримечательностями и Подмосковье. Это в основном бывшие дворянские усадьбы и памятные места, связанные с жизнью известных деятелей литературы и искусства. Недалеко от станции Софрино находится усадьба Мураново, где создан музей им. Ф.И. Тютчева. Усадьба Абрамцево вошла в историю русской художе­ственной литературы как колыбель русского искусства XIX в. Богата памятниками древней архитектуры подмосковная Коломна.

Среди других достопримечательностей Подмосковья следует отметить усадьбу Архангельское, где бывал АС. Пушкин. Живописны окрестности Волоколамска. В этом древнем городе, построенном новгородцами, находится Иосифо-Волоколамский монастырь с памятниками архитектуры XV в. Привлекает к себе внимание туристов и подмосковный город Клин, где расположена музей-усадьба П.И. Чайковского.

Поистине жемчужиной Подмосковья является Звенигород. Первое упоминание о Звенигороде в письменных источниках датируется 1339 г. (грамота московского великого князя Ивана Даниловича Калиты). Но вполне вероятно, что город возник намного раньше, археологические находки свидетельствуют о том, что уже в XII- XIII в. Звенигород жил торговлей и ремеслами. Существует краси­вейшая версия о названии: говорят, что Звенигород - это город, который своим звоном давал знать Москве о приближении врага. В XIV в. московские князья занимались объединением земель по течению Москвы-реки, а потом Звенигород имел бесспорное стра­тегическое значение. Недалеко от города находилась «сторожа» (сторожевой пост московских воевод). В конце XIV в. в Звенигоро­де был основан Саввино-Сторожевский монастырь. Самая высокая точка монастыря - Рождественский собор, построенный в 1405 г. В соборе сохранились фрагменты фресковой живописи начала XV в., созданной художниками круга Андрея Рублева, и фрески XVII в.

К числу популярных туристических маршрутов относится мар­шрут по Золотому кольцу - старинным русским городам: Сергиев-Посаду, Переяславль-Залесскому, Ростову, Костроме, Иванову, Суздалю и Владимиру.

Сергиев-Посад сформировался как посад возле Троице-Сергеев-ского монастыря, основанного Сергием Радонежским в XIV в. Рос­пись Успенского собора в монастыре была осуществлена великим русским художником Андреем Рублевым. Монастырь считается од­ной из главных православных святынь.

Сергиев-Посад Из Сергиев-Посада по дороге на северо-восток на берегу Плещее­ва озера расположен Переяславль-Залесский. Город был основан в 1152 г. по велению Юрия Долгорукого и сохранил до нашего времени исторические и архитектурные памятники начиная с XII в. Самым известным переяславским князем был Александр Невский. В Переяславле-Залесском имеются историко-художественный музей, Спасо-Преображенский собор, Владимирский собор и др. В этом городе Петр I построил свой первый ботик. Из Переяславля-Залесского можно попасть в Ростов, расположенный у озера Неро. Город основан в 862 г., т.е. намного раньше Москвы. Великолепен Ростовский кремль XV-XVII вв. В городе много архитектурных памятников разных эпох.

Из Ростова, двигаясь по шоссе на север, туристы попадают в ста­ринный русский город Ярославль на реке Волге, который был основан в начале XI в. князем Ярославом Мудрым. По легенде, на месте будущего города было языческое святилище, где князь зарубил священную медве­дицу. И на гербе города изображен медведь. В 1463 г. город вошел в состав Русского государства. В годы смуты Ярославль играл роль вре­менной столицы страны. Сюда вступило ополчение под руководством К. Минина и Д. Пожарского. В Ярославле много исторических и архи­тектурных памятников: Спасский монастырь, Ильинская церковь, Толг-ский монастырь и др. Это крупный вузовский и промышленный центр.


Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что этот вид туризма очень быстро и активно развивается в России. На мой взгляд, во-первых, потому, что история России довольно обширна и интересна для большого количества людей.

Во-вторых, потому, что имеются ресурсы для осуществления приема туристских потоков в этом регионе. Это и большое количество памятников архитектуры, памятников литературы, исторических достопримечательностей.

В дальнейшем этот вид туризма имеет большие перспективы. Потому, что в настоящее время все делается для увеличения потока туристов: увеличивается количество мест в гостиницах, улучшаются условия проживания, качество экскурсий, восстанавливаются памятники истории и искусства.


Список литературы

1. «География туризма» А.Н. Романов, Г.А. Соакянц.-М.: «Советский спорт», 2002, 464 стр.

1. Журнал «Вокруг света» №28, 2003

2. Квартальнов В.А. Культурный или познавательный туризм. – Режим доступа: http:// www.culturalmanagement.ru

3. Режим доступа http:// www.studzona.com

4. Режим доступа http:// www.travelexpo.ru

5. «Советский энциклопедический словарь»/гл.ред.: А.М. Прохаров.-3-е изд.

Режим доступа http:// www.travelexpo.ru

. «География туризма» А.Н.Романов, Г.А.Соакянц.-М.: «Советский спорт», 2002, стр.33

Классификацией туризма называют выделение определенных видов туристической деятельности согласно каким-либо основаниям. Наиболее распространенной классификацией является выделение определенных видов, форм, категорий.

Соответственно, ресурсы культурного туризма можно разделить на две большие группы:

  • 1. Собственно культурные достопримечательности - объекты и процессы культуры, которые, согласно современному подходу к культуре охватывают:
    • - материальные и нематериальные результаты в традиционных областях культурного производства (архитектура, литература, исполнительские и изобразительное искусства),
    • - материальные и нематериальные результаты в инновационных областях культурного производства - культурных индустриях (индустрии моды, кино, масс-медиа, развлечений, графического и веб-дизайна и т.д.)
    • - повседневную жизнь населения определенной территории (быт, труд и досуг) как элементы культуры, представляющие сегодня повышенный интерес для ознакомления, познания и понимания.

Имеют территориальное (место исторического события, этнический квартал и т.п.), организационное (музей, театр, фестиваль) и тематическое (отражающее отдельный аспект культурной жизни, производства и творчества, например, литературные места Санкт-Петербурга, история русского балета и т.п.) представление.

Можно систематизировать виды ресурсов культурного туризма данной группы, используя следующие основные критерии.

Время формирования позволяет разделить все ресурсы на два вида:

  • - культурное наследие,
  • - современная (традиционная инновационная) культура.

Форма существования культурной достопримечательности (постоянная или временная) обусловливает временные параметры использования культурной достопримечательности в туристской практике:

  • - стационарные культурные достопримечательности (продукты и процессы), «привязанные» к определённой территории физически (здания и сооружения, городская архитектура, историческое место), организационно (театр, библиотека, музей, художественный институт - организации, реализующие культурные процессы, формирующие территориальную инфраструктуру культуры) или субъектно (повседневная бытовая культурная практика),
  • - культурные события (культурно-исторические и художественно-исполнительские, а также социально-культурные (гей-парад) события), чье основное отличие как раз и состоит во временном характере существования.

Культурный базис достопримечательности разделяет культурные ресурсы на следующие категории:

  • - материальная культура (артефакты) - материальные атрибуты творческой, производственной и бытовой деятельности (орудия труда, предметы быта, одежда, жилище, произведения искусства и т. д.),
  • - нематериальная культура - творческая практика (в т. ч. исполнительские искусства, массовые зрелища, художественные традиции, мифология и т.п.), е? процессы и нематериальные продукты,
  • - живая культура - традиционное народное творчество (фольклор) и бытовая практика, в т. ч. воспроизведение традиционного образа жизни.

Уровень культуры, который дифференцирует культурные объекты по сложности восприятия широкими массами населения. Здесь выделяются:

  • - высокая культура (искусство) - жанры и отдельные (лучшие) образцы культуры, требующие знания сложных культурных кодов для расшифровки; носят элитарный характер;
  • - популярная/массовая культура (которая, помимо доступности понимания, характеризуется индустриальными формами производства и распределения и/или относительно низким художественным уровнем).

К массовой культуре можно отнести, в частности, историко-развлекательные центры, которые широко распространены на Западе.

Этот вид туризма стал настолько популярным, что мы можем говорить о появлении различных видов культурного туризма:

Исторический туризм -- этот вид культурного туризма, характеризуется максимальным вниманием со стороны туриста к историческим местам, музеям, памятникам военной культуры (мест битв, сражений, крепости и оборонные стены), историческим развалинам, изучением социально- экономических особенностей страны.

Архитектурный туризм -- дворцовые ансамбли, культовые храмы и сооружения.

Малые архитектурные формы -- ознакомление с арками, зданиями, арками, башнями, мавзолеями.

Гидротехнические сооружения -- каналы, плотины, дамбы, гидроэлектростанции.

Портово -- промышленная архитектура -- для любителей морской тематики и достижений для её развития.

Рекреационная архитектура.

Туризм парков культуры - преимущественно исследование искусственных ландшафтов (промышленных, транспортных, оздоровительно - спортивных).

Туризм городской среды -- панорама красивых городов, живописная застройка, ландшафтная организация.

Музыкальные и танцевальные фестивали -- замечательный вид туризма, буйство красок, карнавалы, танцы, песни, состязания на звание лучшего танцора, школы танцев, певца или королевы ночи. Сногсшибательные фейерверки, лазерное шоу и другие специальные эффекты. Незабываемые впечатления гарантированы.

Сельский туризм -- полная релаксация, уход от мирской суеты, свежий воздух, умопомрачительные пейзажи, запах травы и цветов.

Туризм искусств и литературы -- известные дома -- музеи писателей, художественные театры и галереи.

2. Практики потребления культурных благ туристами.

Туристская практика представляет собой характерную деятельность туриста (включая специфические нормы и ожидания) в отношении посещаемой дестинации или культурной достопримечательности, проявляющую его компетентность и навыки как в сфере культуры, так и в сфере туризма. Это - культурный ресурс, лежащий на стороне потребителя - туриста.

Туризм наследия (культурно-исторический) обусловлен выраженным интересом туристов к истории и общечеловеческим культурным ценностям. Такой интерес достаточно сильно связан с образовательным уровнем и культурным капиталом туриста, позволяет ему развивать свои идентификационные признаки представителя «культурного» класса.

Он реализует традиционное отношение к культуре как средству просвещения и ориентирован на формальное обучение. Поскольку система современного образования поддерживает эту традиционную парадигму культуры, данный вид туризма сохраняет свои позиции во время путешествий в другие места и страны. Но в последние десятилетия туризм наследия потерял свое лидирующее (а прежде и вовсе исключительное) место в системе культурного туризма.

Потребление продуктов культурно-исторического наследия в туризме происходит относительно быстро, в отличие, скажем, от курортных услуг. Если средняя продолжительность пребывания на курорте составляет 10 дней, то даже в наиболее богатых культурным наследием городах, таких как, например, Венеция и Санкт-Петербург, редко превышает 2 дня (в Праге, например, 3-4 дня), а в небольших культурно-исторических дестинациях вообще обычно составляет несколько дневных часов.

В основу культурно-исторического туризма положен исторический и культурный потенциал страны, который включает в себя: социальную и культурную среду с имеющимися обычаями, традициями особенности хозяйственной и бытовой деятельности.

В абсолютно любой местности имеется минимальный набор ресурсов для осуществления познавательного туризма. Однако для его развития в массовом масштабе необходима определенная совокупность объектов исторического и культурного наследия. Среди таких объектов выделяют:

  • - археологические памятники;
  • - гражданская и культовая архитектура;
  • - памятники ландшафтной архитектуры;
  • - исторические города;
  • - исторические сельские поселения;
  • - театры музеи, выставки и пр.;
  • - объекты этнографии, народные ремесла и промыслы, прикладное искусство;
  • - технические сооружения и комплексы.

Культурно - исторический туризм является самым лучшим способом ознакомления с иными культурами. Данный вид туризма способствует развитию личности, развитию знаний и творческого потенциала. Культурно-исторический туризм помогает совмещать отдых с изучением жизни других людей, культур, историй и т.д. Именно это является причиной того, что множество людей проводят свой отпуск в путешествиях.

В настоящее время выделяют отдельные виды культурно-исторического туризма:

  • 1. Культурный туризм, то есть посещение объектов культуры определенного народа, города, страны и т.д.
  • 2. Исторический туризм, то есть посещение туристами объектов исторического наследия. При этом успешным фактором развития данного вида туризма является наличие в регионе исторических мест, достопримечательностей, объектов истории. Цель данного вида туризма - ознакомление с историей города, региона, страны.

Именно историческое наследие региона является его культурным потенциалом. Большинство популярных туристических направлений предполагает посещение культурных и исторических мест в регионе. Посещение таких мест является очень сильным побудительным мотивом для туристов, что способствует развитию туристической отрасли.

Для продвижения историко-культурного потенциала региона нужно проводить всевозможные фестивали и иные культурные массовые мероприятия, которые являются традиционными для конкретного региона и могут быть интересны туристам.

Во многих регионах присутствуют такие исторические территории, которые являются уникальными. К ним относятся древние города, исторические территории, усадьбы, парки, архитектурные памятники и пр. Они так же должны становиться объектами туристической отрасли.

При этом необходимо учитывать и сочетать исторически определенные формы деятельности народа и инновационные подходы к организации туризма. При этом инновационная составляющая должна быть только дополнением к традиционной.

Выделяют четыре принципа культурно-исторического туризма:

  • 1) активное содействие в сохранении наследия местности: культурного, исторического и природного;
  • 2) подчеркивание и выделение уникальности наследия местности относительно других регионов;
  • 3) создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;
  • 4) разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности.

Культурно-исторический туризм имеет целый ряд аспектов влияния на развитие региона, в том числе:

Социально-культурные аспекты.

Сохранение и развитие исторических городов взаимосвязаны с включенностью той или иной страны в мировой процесс модернизации, урбанизации в глобальном масштабе, с развитием средств СМИ, мирового рынка, транспорта и пр. Все это влияет на формирование современной массовой культуры, к которой, несомненно, относится и туризм, способствующий унификации как региональной, так и этнической культуры, особенно в крупных городах мира.

Как реакция на этот процесс в последнее десятилетие происходило противоположное движение -- ориентация на возврат к прошлому, к осмыслению и сохранению культурной идентичности. В таком контексте культурно-исторический туризм играет важную роль в осмыслении собственной идентичности, в возрождении локальных традиций. А если народные традиции разрушены, то возникают их новые образцы, чаще всего имитирующие исторические элементы культуры, ранее имеющие определенный смысл и значение.

Культурно-исторический туризм имеет познавательное и образовательное значение для туристов и эффект для тех городов и регионов, в которых он развивается. Однако существенным становится понимание его роли для местных жителей. Положительное значение туризма очевидно в той экономической выгоде, которую могут получить города и их жители от инвестиций предприятий, аренды зданий, сдачи частных домов внаем, от продажи предметов или реконструкции жилища улучшения инфраструктуры поселений и территорий. Для ряда социальных групп, особенно детей, важным становится осознание историко-культурного значения собственной «малой Родины», гордости от ее известности в стане и мире. В социальной сфере туризм так же решает проблему занятости местных жителей, предоставляя им рабочие места, приобщая к ценностям международной культуры, в том числе путем межличностного общения.

В связи с продолжением тенденции сокращения доли туристов, имеющих специализированный интерес к изучению наследия, на туристском рынке будет расширяться предложение популяризированных форм туризма наследия и продуктов:

  • - обзорно-ознакомительного туризма, который, несмотря на некоторые сдвиги в пользу погружения в атмосферу живой культуры дестинации, по-прежнему базируется на ресурсах культурно-исторического наследия и «прямолинейном» вербально-визуальном способе передачи информации);
  • - культурных продуктов на базе достопримечательностей, построенных на культурно-историческом материале в развитие явления «постмузейности».

Последнее, в частности, особенно ярко ведет к размыванию границ между культурным наследием и современной культурой и проявляется в широком спектре интерпретаций и тематической «упаковке» прошлого для «посильного» и доставляющего, прежде всего, удовольствие современному массовому туристу опыта приобщения к культуре. Отсюда, наблюдается распространение новых типов достопримечательностей на рынке культурного наследия, в большей или меньшей степени обладающих типологическими признаками культурно-исторического туризма - аутентичностью объектов посещения и «классической» формой потребления - изучением.

Культурный туризм - это путешествие, которое осуществляется для знакомства с духовными и материальными объектами культуры. Культурный туризм является ведущей суботраслью туризма. Постепенно он приобретает новые функции. В настоящее время культурный туризм рассматривается как важный механизм взаимодействия различных народов.

  1. Культурный туризм как сегмент рынка туристского бизнеса

    Курсовая работа >> Маркетинг

    ... : сегментация туристского рынка; культурный туризм как фактор туристской мотивации; культурный туризм на территории города... развитию одного из приоритетных направлений в туризме культурного туризма . Заключение В заключении следует сказать, что...

  2. Культурный туризм в Кош Агачском районе

    Реферат >> Физкультура и спорт

    Агачского района Основой культурного туризма является историко-культурный потенциал страны, ... хозяйственной деятельности. Среди объектов культурного туризма , которые будут использованы... этим здесь можно развивать культурный туризм . На территории района очень...

  3. Проблемы и перспективы развития культурного туризма

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт

    ... культурного туризма Потенциал развития культурного туризма в России Оценка культурных комплексов Критерии оценок объектов культурного туризма в России Развитие культурного туризма ...

  4. Музей как феномен культуры и его роль в деле культурного туризма

    Реферат >> Культура и искусство

    Изолированным локальным культурам приходит глобальный культурный универсализм, и вместе с тем, усиливается... 3) Проанализировать музейную аудиторию и музейный туризм 4) Рассмотреть культурный туризм и новшества музейного дела 5)Рассмотреть Государственную...



Рассказать друзьям