Культурный туризм как один из основных видов туризма. Историко-культурный потенциал россии как основа развития культурно-познавательного туризма Другие виды туризма

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и особенности историко-культурного наследия, его основные категории и значение. Туристическое районирование России, рекреационные ресурсы регионов страны. Анализ историко-культурного потенциала Сахалинской области, рекомендации по его развитию.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2013

    Специфика историко-культурного наследия различных туристических регионов Беларуси, примеры оригинальной интерпретации. Принципиальные подходы, общие для всех стран, имеющих ресурсы в области историко-культурного туризма и развитую индустрию туризма.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2016

    Туризм как активный источник поступлений иностранной валюты, влияющий на формирование платежного баланса страны. Знакомство с современным состоянием и стратегиями развития туризма в Тюмени. Общая характеристика историко-культурного потенциала города.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2016

    Значение историко-культурных памятников для развития туризма. Проблема сохранения памятников, их целевого использования в Украине на примере Винницкой области. Анализ формирования и развития культурно-познавательного (архитектурного) туризма в регионе.

    статья , добавлен 27.08.2017

    Специфические особенности и позитивные условия развития познавательного туризма в малых городах России. Анализ и оценка природно-рекреационного и историко-культурного потенциала региона, проектирование программы тура и ее экономическое обоснование.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2011

    Понятие "культурный туризм", его основные характеристики и влияние на развитие региона. Характеристика ресурсов Ижевска для развития культурного туризма. Характеристика туристических ресурсов и тура Сибирского тракта для развития культурного туризма.

    дипломная работа , добавлен 04.08.2008

    Особенности физико-географического положения Швейцарии, ее историко-культурное наследие. Природные факторы страны как база для развития туризма. Туристское районирование и туристские центры Швейцарии, перспективы развития. Основные потоки туризма.

    дипломная работа , добавлен 11.05.2014

Интернет-туризм - одна из разновидностей туризма, в котором. Интернет служит главным или единственным средством передвижения туриста

последнее время в развитие туристического бизнеса большое влияние оказывают. Интернет-технологии и все чаще во всемирной паутине можно найти разнообразные сайты (страницы), посвященные развитию туристической индустрии, туристическим фирмам, анимации, а также туристическим зонам, пансионатам, базам отдыха, отели, сельским усадьбам. Конечно, наиболее эффективно используют преимущества. Интернета туристические фирмы и агентства для рекламы и предоставления туристических услуг, а потому неудивительно, что именно продажа туристических услуг (продажа туров, бронирование авиабилетов, гостиниц) в первой пятерке по объемам продаж в. Интернете. Такие показатели обеспечиваются тем, что. Интернет имеет много преимуществ и возможностей для развития туристического бизнеса, в частностиа:

1. Возможность оперативного как размещение, так и поиска в. Интернете информации о"горящие"туры, места в гостиницах, билеты

2. Возможность бронирования через. Интернет туров, мест в гостиницах, билетов, а также скидки при бронировании и заказе через. Интернет

3. Экономия средств при использования электронной почты при сотрудничестве с иностранными партнерами, туроператорами, отелями, транспортными компаниями

4. Возможность быть в центре информации например, новые туры, скидки, политическая и экономическая стабильность в выбранных странах, новости законодательства по туризму в различных странах

Кроме того, виртуальные туристы через социальные сети и различные форумы могут обмениваться субъективными впечатлениями и фотоизображениями своих путешествий, а соответственно другие пользователи выбираю ют или отвергают направление возможной перспективной путешествия в тот или иной напря.

Исторический туризм (историко-культурный туризм)

Исторический туризм (историко-культурный туризм) - это разновидность туризма, целью которого является посещение местности, связанной с историей и историческим наследием

Ряд регионов богат такими уникальными историческими территориями, как древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культовой архитектуры, исторические здания, историко-культурные памятью тки. При организации уникальных территорий следует сочетать традиционные формы деятельности, исторически сформировали эти территории, с инновационными видами, к числу которых относится и туризм. Причем, новые виды д ияльности должны дополнять, а не подавлять сложившиеся хозяйственные, социокультурные и природные процессы. При развитии туристской инфраструктуры важно не нарушать исторический облик территории. К женю вновь создаваемый туристский центр или объект должен соответствовать национальным особенностям, традициям и одновременно иметь свой неповторимый облик. Создание природно-исторических парков должно содействовать спасения ценнейших памятников культуры и истории как целостных архитектурно-ландшафтных и культурных комплексов. Собственно, культурную, историческую и природное наследие в историческом туризме принято делить на следующие категориигорії:

* достояние используемый в основном туристами (фестивали, памятники);

* достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, заповедники);

* достояние используемый в основном местным населением (гражданские сооружения, культовые объекты, кинотеатры, библиотеки)

Примером нового подхода к развитию традиционных форм туризма являются рекомендации по повышению уровня историко-культурного содержания тура путем включения в его программу знакомства с местными п памятниками, даже если речь идет об организации краткосрочной экскурсии или специализированный тур. Каждый регион имеет уникальную историческое наследие. Выделяют четыре принципа исторического туризма: 1) акты вне содействие в сохранении наследия местности-культурного, исторического и природногоо;

2) подчеркивания и выделения уникальности наследия местности относительно других регионов;

3) создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;

4) разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности

Исторический туризм не только приносит доходы региона, но и дает местному населению основание гордиться своей уникальным наследием и возможности делиться ею с туристами. Если общество будет это учитывать. Уват, то сможет создать систему рационального использования уникальных ресурсов для туризма. Успешное развитие туризма, а следовательно, массовое привлечение потенциальных туристов зависит от действий, направленных на сб ереження культурных, исторических и природных ресурсов местности. Реализация программы по использованию историко-культурного и природного потенциала региона с целью туризма решит одну из важнейших и ого проблем - проблему сезонного колебания спроса, путем предложения разнообразных форм межсезонного туризма, предусматривающих использование элементов культурури.

Журнал National Geographie Traveller определил лучшие и популярные у туристов мировые памятники истории. ТОП-10 исторических памятников мира:

1. Долина. Вахау,. Австрия

2 канала в. Онтарио,. Канада

3. Гент,. Бельгия 4Никко,. Япония

5. Грац,. Австрия

6. Гамла. Стан,. Швеция

7. ЗКС-ан-Прованс,. Франция

8. Потсдам,. Германия

9. Дижон,. Франция

10. Мендоса,. Аргентина

В России термин туризм определяется Федеральным законом РФ от 24 ноября 1996 г. как "временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью".

Туризм - наилучший способ знакомства с культурой и историей других государств и регионов. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить - важные части восстановительной функции туризма, которые несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и историей страны обогащает духовный мир человека.

Культура и история являются фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры.

Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых, но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы.

Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного и исторического наследия, среди которых можно выделить:

Памятники археологии;

Культовую и гражданскую архитектуру;

Памятники ландшафтной архитектуры;

Малые и большие исторические города;

Сельские поселения;

Музеи, театры, выставочные залы;

Социокультурную инфраструктуру;

Объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;

Технические комплексы и сооружения.

Особенности истории и культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура современная и прежних веков является одним из основных элементов туристского интереса.

Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, истории народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.

Развитие историко-культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.

Уровень историко-культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального историко-культурного наследия.

Объекты наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. Но в истории и культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными историческими и культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок.

Оценка историко-культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя основными методами:

1. ранжированием их месту в мировой и отечественной культуре;

2. необходимым и достаточным временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

Эти методы во многом субъективны: культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и достаточное время для осмотра объектов в известной степени определяется их доступностью и построением экскурсионных маршрутов. Наконец, представление о ценности историко-культурных комплексов зависит от уровня образования, национальных особенностей туристов. В большинстве случаев интерес к историческим объектам определяется модой.

Важной характеристикой историко-культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Сохраняется стабильность интереса туристов к таким объектам мирового культурного наследия, как египетские пирамиды, античная архитектура. Вместе с тем ряд объектов, например, ленинские места, наиболее посещаемые в советский период в России, утратил свою притягательность с изменением идеологических установок в обществе. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание историко-культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный период.

Несмотря на то, что практически любую информацию можно получить из печатных периодических изданий, художественной литературы и других источников, не стареет старая истина: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Поэтому регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его истории и культуре в расчете на привлечение потенциальных туристов.

Классификацией туризма называют выделение определенных видов туристической деятельности согласно каким-либо основаниям. Наиболее распространенной классификацией является выделение определенных видов, форм, категорий.

Соответственно, ресурсы культурного туризма можно разделить на две большие группы:

  • 1. Собственно культурные достопримечательности - объекты и процессы культуры, которые, согласно современному подходу к культуре охватывают:
    • - материальные и нематериальные результаты в традиционных областях культурного производства (архитектура, литература, исполнительские и изобразительное искусства),
    • - материальные и нематериальные результаты в инновационных областях культурного производства - культурных индустриях (индустрии моды, кино, масс-медиа, развлечений, графического и веб-дизайна и т.д.)
    • - повседневную жизнь населения определенной территории (быт, труд и досуг) как элементы культуры, представляющие сегодня повышенный интерес для ознакомления, познания и понимания.

Имеют территориальное (место исторического события, этнический квартал и т.п.), организационное (музей, театр, фестиваль) и тематическое (отражающее отдельный аспект культурной жизни, производства и творчества, например, литературные места Санкт-Петербурга, история русского балета и т.п.) представление.

Можно систематизировать виды ресурсов культурного туризма данной группы, используя следующие основные критерии.

Время формирования позволяет разделить все ресурсы на два вида:

  • - культурное наследие,
  • - современная (традиционная инновационная) культура.

Форма существования культурной достопримечательности (постоянная или временная) обусловливает временные параметры использования культурной достопримечательности в туристской практике:

  • - стационарные культурные достопримечательности (продукты и процессы), «привязанные» к определённой территории физически (здания и сооружения, городская архитектура, историческое место), организационно (театр, библиотека, музей, художественный институт - организации, реализующие культурные процессы, формирующие территориальную инфраструктуру культуры) или субъектно (повседневная бытовая культурная практика),
  • - культурные события (культурно-исторические и художественно-исполнительские, а также социально-культурные (гей-парад) события), чье основное отличие как раз и состоит во временном характере существования.

Культурный базис достопримечательности разделяет культурные ресурсы на следующие категории:

  • - материальная культура (артефакты) - материальные атрибуты творческой, производственной и бытовой деятельности (орудия труда, предметы быта, одежда, жилище, произведения искусства и т. д.),
  • - нематериальная культура - творческая практика (в т. ч. исполнительские искусства, массовые зрелища, художественные традиции, мифология и т.п.), е? процессы и нематериальные продукты,
  • - живая культура - традиционное народное творчество (фольклор) и бытовая практика, в т. ч. воспроизведение традиционного образа жизни.

Уровень культуры, который дифференцирует культурные объекты по сложности восприятия широкими массами населения. Здесь выделяются:

  • - высокая культура (искусство) - жанры и отдельные (лучшие) образцы культуры, требующие знания сложных культурных кодов для расшифровки; носят элитарный характер;
  • - популярная/массовая культура (которая, помимо доступности понимания, характеризуется индустриальными формами производства и распределения и/или относительно низким художественным уровнем).

К массовой культуре можно отнести, в частности, историко-развлекательные центры, которые широко распространены на Западе.

Этот вид туризма стал настолько популярным, что мы можем говорить о появлении различных видов культурного туризма:

Исторический туризм -- этот вид культурного туризма, характеризуется максимальным вниманием со стороны туриста к историческим местам, музеям, памятникам военной культуры (мест битв, сражений, крепости и оборонные стены), историческим развалинам, изучением социально- экономических особенностей страны.

Архитектурный туризм -- дворцовые ансамбли, культовые храмы и сооружения.

Малые архитектурные формы -- ознакомление с арками, зданиями, арками, башнями, мавзолеями.

Гидротехнические сооружения -- каналы, плотины, дамбы, гидроэлектростанции.

Портово -- промышленная архитектура -- для любителей морской тематики и достижений для её развития.

Рекреационная архитектура.

Туризм парков культуры - преимущественно исследование искусственных ландшафтов (промышленных, транспортных, оздоровительно - спортивных).

Туризм городской среды -- панорама красивых городов, живописная застройка, ландшафтная организация.

Музыкальные и танцевальные фестивали -- замечательный вид туризма, буйство красок, карнавалы, танцы, песни, состязания на звание лучшего танцора, школы танцев, певца или королевы ночи. Сногсшибательные фейерверки, лазерное шоу и другие специальные эффекты. Незабываемые впечатления гарантированы.

Сельский туризм -- полная релаксация, уход от мирской суеты, свежий воздух, умопомрачительные пейзажи, запах травы и цветов.

Туризм искусств и литературы -- известные дома -- музеи писателей, художественные театры и галереи.

2. Практики потребления культурных благ туристами.

Туристская практика представляет собой характерную деятельность туриста (включая специфические нормы и ожидания) в отношении посещаемой дестинации или культурной достопримечательности, проявляющую его компетентность и навыки как в сфере культуры, так и в сфере туризма. Это - культурный ресурс, лежащий на стороне потребителя - туриста.

Туризм наследия (культурно-исторический) обусловлен выраженным интересом туристов к истории и общечеловеческим культурным ценностям. Такой интерес достаточно сильно связан с образовательным уровнем и культурным капиталом туриста, позволяет ему развивать свои идентификационные признаки представителя «культурного» класса.

Он реализует традиционное отношение к культуре как средству просвещения и ориентирован на формальное обучение. Поскольку система современного образования поддерживает эту традиционную парадигму культуры, данный вид туризма сохраняет свои позиции во время путешествий в другие места и страны. Но в последние десятилетия туризм наследия потерял свое лидирующее (а прежде и вовсе исключительное) место в системе культурного туризма.

Потребление продуктов культурно-исторического наследия в туризме происходит относительно быстро, в отличие, скажем, от курортных услуг. Если средняя продолжительность пребывания на курорте составляет 10 дней, то даже в наиболее богатых культурным наследием городах, таких как, например, Венеция и Санкт-Петербург, редко превышает 2 дня (в Праге, например, 3-4 дня), а в небольших культурно-исторических дестинациях вообще обычно составляет несколько дневных часов.

В основу культурно-исторического туризма положен исторический и культурный потенциал страны, который включает в себя: социальную и культурную среду с имеющимися обычаями, традициями особенности хозяйственной и бытовой деятельности.

В абсолютно любой местности имеется минимальный набор ресурсов для осуществления познавательного туризма. Однако для его развития в массовом масштабе необходима определенная совокупность объектов исторического и культурного наследия. Среди таких объектов выделяют:

  • - археологические памятники;
  • - гражданская и культовая архитектура;
  • - памятники ландшафтной архитектуры;
  • - исторические города;
  • - исторические сельские поселения;
  • - театры музеи, выставки и пр.;
  • - объекты этнографии, народные ремесла и промыслы, прикладное искусство;
  • - технические сооружения и комплексы.

Культурно - исторический туризм является самым лучшим способом ознакомления с иными культурами. Данный вид туризма способствует развитию личности, развитию знаний и творческого потенциала. Культурно-исторический туризм помогает совмещать отдых с изучением жизни других людей, культур, историй и т.д. Именно это является причиной того, что множество людей проводят свой отпуск в путешествиях.

В настоящее время выделяют отдельные виды культурно-исторического туризма:

  • 1. Культурный туризм, то есть посещение объектов культуры определенного народа, города, страны и т.д.
  • 2. Исторический туризм, то есть посещение туристами объектов исторического наследия. При этом успешным фактором развития данного вида туризма является наличие в регионе исторических мест, достопримечательностей, объектов истории. Цель данного вида туризма - ознакомление с историей города, региона, страны.

Именно историческое наследие региона является его культурным потенциалом. Большинство популярных туристических направлений предполагает посещение культурных и исторических мест в регионе. Посещение таких мест является очень сильным побудительным мотивом для туристов, что способствует развитию туристической отрасли.

Для продвижения историко-культурного потенциала региона нужно проводить всевозможные фестивали и иные культурные массовые мероприятия, которые являются традиционными для конкретного региона и могут быть интересны туристам.

Во многих регионах присутствуют такие исторические территории, которые являются уникальными. К ним относятся древние города, исторические территории, усадьбы, парки, архитектурные памятники и пр. Они так же должны становиться объектами туристической отрасли.

При этом необходимо учитывать и сочетать исторически определенные формы деятельности народа и инновационные подходы к организации туризма. При этом инновационная составляющая должна быть только дополнением к традиционной.

Выделяют четыре принципа культурно-исторического туризма:

  • 1) активное содействие в сохранении наследия местности: культурного, исторического и природного;
  • 2) подчеркивание и выделение уникальности наследия местности относительно других регионов;
  • 3) создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;
  • 4) разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности.

Культурно-исторический туризм имеет целый ряд аспектов влияния на развитие региона, в том числе:

Социально-культурные аспекты.

Сохранение и развитие исторических городов взаимосвязаны с включенностью той или иной страны в мировой процесс модернизации, урбанизации в глобальном масштабе, с развитием средств СМИ, мирового рынка, транспорта и пр. Все это влияет на формирование современной массовой культуры, к которой, несомненно, относится и туризм, способствующий унификации как региональной, так и этнической культуры, особенно в крупных городах мира.

Как реакция на этот процесс в последнее десятилетие происходило противоположное движение -- ориентация на возврат к прошлому, к осмыслению и сохранению культурной идентичности. В таком контексте культурно-исторический туризм играет важную роль в осмыслении собственной идентичности, в возрождении локальных традиций. А если народные традиции разрушены, то возникают их новые образцы, чаще всего имитирующие исторические элементы культуры, ранее имеющие определенный смысл и значение.

Культурно-исторический туризм имеет познавательное и образовательное значение для туристов и эффект для тех городов и регионов, в которых он развивается. Однако существенным становится понимание его роли для местных жителей. Положительное значение туризма очевидно в той экономической выгоде, которую могут получить города и их жители от инвестиций предприятий, аренды зданий, сдачи частных домов внаем, от продажи предметов или реконструкции жилища улучшения инфраструктуры поселений и территорий. Для ряда социальных групп, особенно детей, важным становится осознание историко-культурного значения собственной «малой Родины», гордости от ее известности в стане и мире. В социальной сфере туризм так же решает проблему занятости местных жителей, предоставляя им рабочие места, приобщая к ценностям международной культуры, в том числе путем межличностного общения.

В связи с продолжением тенденции сокращения доли туристов, имеющих специализированный интерес к изучению наследия, на туристском рынке будет расширяться предложение популяризированных форм туризма наследия и продуктов:

  • - обзорно-ознакомительного туризма, который, несмотря на некоторые сдвиги в пользу погружения в атмосферу живой культуры дестинации, по-прежнему базируется на ресурсах культурно-исторического наследия и «прямолинейном» вербально-визуальном способе передачи информации);
  • - культурных продуктов на базе достопримечательностей, построенных на культурно-историческом материале в развитие явления «постмузейности».

Последнее, в частности, особенно ярко ведет к размыванию границ между культурным наследием и современной культурой и проявляется в широком спектре интерпретаций и тематической «упаковке» прошлого для «посильного» и доставляющего, прежде всего, удовольствие современному массовому туристу опыта приобщения к культуре. Отсюда, наблюдается распространение новых типов достопримечательностей на рынке культурного наследия, в большей или меньшей степени обладающих типологическими признаками культурно-исторического туризма - аутентичностью объектов посещения и «классической» формой потребления - изучением.

Культурный туризм - это путешествие, которое осуществляется для знакомства с духовными и материальными объектами культуры. Культурный туризм является ведущей суботраслью туризма. Постепенно он приобретает новые функции. В настоящее время культурный туризм рассматривается как важный механизм взаимодействия различных народов.

Давно выделился и стал самостоятельным такой вид ту-ризма, как культурно-исторический, или познавательный. Культурно-исторический туризм - это духовное присвоение личностью через путешествия и экскурсии богатств культуры в их подлинности. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны.

Основой культурно-исторического туризма яв-ляется историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, осо-бенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Мини-мальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:

* памятники археологии;

* культовую и гражданскую архитектуру;

* памятники ландшафтной архитектуры;

* малые и большие исторические города;

* сельские поселения;

* музеи, театры, выставочные залы и др.;

* социокультурную инфраструктуру;

* объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;

* технические комплексы и сооружения. Квартальнов В.А.

www.culturalmanagement.ru

Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образует один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.

Культурно-исторический туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение культурно-исторического туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать культурно-исторический туризм. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.

Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса.

Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.

Объекты национального культурного наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практиче-ски не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами.

Культурно-исторический туризм подразделяется на:

- культурные (особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогаще-нию, расширению кругозора. Культура является одним из ос-новных элементов туристского интереса).

- исторические (культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами сильнейший побудительный туристский мотив.

Историческое наследие региона нуждается в продвижении на туристский рынок. Поэтому национальные туристские ор-ганизации должны заниматься распространением информации об историческом потенциале местности).

-культурно-исторические ( основаны на впечатлениях, в результате знакомства или изучения и познания чужой или своей собственной культуры и культурных артефактов). «География туризма» А.Н.Романов, Г.А.Соакянц.-М.: «Советский спорт», 2002,стр.14

Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др.

Изобразительное искусство - один из важных элементов культуры, способный сформировать убедительный мотив к ту-ристской поездке. Его повсеместное усиление связано с тенден-цией выставлять на известных курортах (в помещениях гости-ниц) произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона.

История. Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объ-ектов может предопределить успешное развитие туризма в ре-гионе. Знакомство с историей и историческими объектами сильнейший побудительный туристский мотив. Квартальнов В.А.

Культурный или познавательный туризм. - Режим доступа: http:// www.culturalmanagement.ru

Историческое наследие региона нуждается в продвижении на туристский рынок. Поэтому национальные туристские ор-ганизации должны заниматься распространением информации об историческом потенциале местности.

Целесообразно проводить культурные мероприятия (фольклорные, фестивальные и др.), традиционные для мест туристского назначения и способные заинтересовать туристов из разных уголков мира.

Религия. Паломничество - древнейший вид путешествий, известный человечеству не одно тысячелетие. Мотивами к паломническому путешествию являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, особо чтимые в конкретной религии, свершение культовых обрядов и т. д. Мотивация происходит либо из предписаний религии, либо из религиозных устремлений и убеждений человека. Индустрия и бизнес. Уровень индустриального развития региона является серьезным мотивом для привлечении определенной категории туристов, особенно иностранных, интере-сующихся состоянием экономики другой страны, промышленностью, производимой продукцией и т. п.

Образование. Высокий уровень образования увеличивает стремление человека к знаниям. Влияние людей друг на друга формирует общемировой стиль жизни, воздействующий на развитие туризма. Жители одной страны, как правило, проявляют интерес к системе образования другой страны. Поэтому учреждения образования (колледжи, университеты и др.) могут стать существенными привлекательными элементами культуры на туристском рынке. Всемирно известные университеты давно стали туристскими достопримеча-тельностями и самостоятельными объектами туристского по-каза. Помимо этого система образования является особенно-стью туристского потенциала и может успешно использоваться как элемент привлечения туристских потоков, в частности как основа обучающего туризма. Возможность получения пре-стижного образования привлекает студентов из разных регио-нов, что укрепляет сложившийся и устойчивый сегмент потребительского рынка.

Получила развитие тенденция использования учреждений образования в туристских целях: организация и проведение конференций, деловых встреч, семинаров на базе колледжей, университетов и других учебных заведений.

Памятники истории, культуры и природы являются на-циональным достоянием страны. Освоение территории для туристских целей требует бережного подхода по принципу: «Сохрани - восстанови - не навреди».

Многие регионы богаты такими уникальными историческими территориями, как древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культовой архитектуры, исторические постройки, историко-культурные памятники и др. Они не должны оставаться застывшими образованиями. При организации уникальных территорий следует сочетать традици-онные формы деятельности, исторически сформировавшие эти территории, с инновационными видами, к числу которых относится и туризм. Причем новые виды деятельности должны дополнять, а не подавлять сложившиеся хозяйственные, социокультурные и природные процессы.

Каждый регион обладает уникальным наследием. Для определения базы, необходимой для развития культурного туризма в регионе, следует ответить на вопросы: «Какими ресурсами (наследием) уникальна конкретная местность относи-тельно других территорий?» и «Каким образом ресурсы (наследие) конкретной местности могут быть использованы в целях туризма?».

Выделяют четыре принципа культурного-исторического туризма:

1) активное содействие в сохранении наследия местности: культурного, исторического и природного;

2) подчеркивание и выделение уникальности наследия ме-стности относительно других регионов;

3) создание у местного населения чувства гордости и от-ветственности за уникальное наследие;

4) разработка программы развития туризма на основе ис-пользования уникального наследия местности.

Культурно-исторический туризм не только приносит доходы региону, но дает мест-ному населению основание гордиться своим уникальным на-следием и предоставляет возможности делиться им с туриста-ми. Если общество будет это учитывать, то сможет создать систему рационального использования уникальных ресурсов для туризма.

Культурно-исторический туризм имеет целый ряд аспектов влияния на развитие региона, в том числе:

· Социально-культурные аспекты.

Сохранение и развитие исторических городов взаимосвязаны с включенностью той или иной страны в мировой процесс модернизации, урбанизации в глобальном масштабе, с развитием средств СМИ, мирового рынка, транспорта и пр. Все это влияет на формирование современной массовой культуры, к которой, несомненно, относится и туризм, способствующий унификации как региональной, так и этнической культуры, особенно в крупных городах мира.

Как реакция на этот процесс в последнее десятилетие происходило противоположное движение -- ориентация на возврат к прошлому, к осмыслению и сохранению культурной идентичности. В таком контексте культурно-исторический туризм играет важную роль в осмыслении собственной идентичности, в возрождении локальных традиций. А если народные традиции разрушены, то возникают их новые образцы, чаще всего имитирующие исторические элементы культуры, ранее имеющие определенный смысл и значение.

Культурно-исторический туризм имеет познавательное и образовательное значение для туристов и эффект для тех городов и регионов, в которых он развивается. Однако существенным становится понимание его роли для местных жителей. Положительное значение туризма очевидно в той экономической выгоде, которую могут получить города и их жители от инвестиций предприятий, аренды зданий, сдачи частных домов внаем, от продажи предметов или реконструкции жилища улучшения инфраструктуры поселений и территорий. Для ряда социальных групп, особенно детей, важным становится осознание историко-культурного значения собственной «малой Родины», гордости от ее известности в стане и мире. В социальной сфере туризм так же решает проблему занятости местных жителей, предоставляя им рабочие места, приобщая к ценностям международной культуры, в том числе путем межличностного общения.

· Экономические аспекты.

· Природно-ландшафтные аспекты.

· Градостроительные и архитектурные аспекты.

· Организационно-управленческие аспекты. Квартальнов В.А.

Культурный или познавательный туризм. - Режим доступа: http:// www.culturalmanagement.ru



Рассказать друзьям