Слайд 2
- По мнению современников, его всегда спасает инстинкт природного здорового дарования, органический оптимизм, жизнерадостность, любовь к жизни.
О.Н. Михайлов (критик, литературовед)
Слайд 3
Детство
- 26 августа (7 сентября) 1870 года родился в городке Наровчате Пензенской губернии, в обедневшей разночинно-демократической семье.
- Отец - «из детей лекарских учеников», служил в канцелярии, умер в возрасте 37 лет, когда Саше исполнился только год.
- Мать из древнего рода татарских князей Куланчаковых, давно разорившихся.
Слайд 4
Годы взросления
- 1874 – переезд в Москву, проживание в казённом учреждении – в общей палате вдовьего дома.
- 1876 – сиротское училище. Казённая обстановка, муштра, жестокое обращение воспитательниц доставляли страдания.
- 1880 – Вторая московская военная гимназия, через два года преобразованная в кадетский корпус. «Всеобщий культ кулака» калечил детские души.
- 1888 – Третье Александровское юнкерское училище в Москве. Занимается гимнастикой, танцами, литературой.
Слайд 5
Военная тема в творчестве
- Годы обучения, атмосфера казённого быта, противоречия семейного и казарменного воспитания, истинное и мнимое понятие о чести, справедливости нашли отражение в повестях:
Слайд 6
Начало творческого пути
- Начинает сотрудничать с журналом «Русский сатирический листок», ещё обучаясь в юнкерском училище. Получает взыскание за выступление в печати. (Рассказ «Последний дебют»)
- 1890 – назначается служить в 46-й Днепровский полк в городишко Проскуров Подольской губернии.
- Служба была отягощена бездельем, попойками, мелкими интрижкам.
Слайд 7
Разочарование в службе
- В звании подпоручика Куприн отслужил 4 года.
- 1894 – подаёт в отставку и уезжает в Киев. Работает в местных газетах, пишет рассказы, очерки, заметки.
Слайд 8
- От матери Куприн унаследовал внима-тельное отношение к жизни, тонкую наблюдательность, любовь к книгам, вдумчивое чтение.
- Большое влияние на литературное да-рование Куприна оказал единственный талантливый учитель в кадетском кор-пусе Цуханов, который читал воспитан-никам Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева.
- 1901 – приезжает в Петербург, знакомит-ся с Буниним, Чеховым, Горьким.
Слайд 10
- 1902 – пишет о сломленных судьбою людях:«В цирке», « Болото», «На покое».
- 1903 – возникает новый герой, активный, борющийся с обстоятельствами. «Трус», «Конокрады».
- Ведёт активный образ жизни: организует в Киеве атлетическое общество. Вместе с известным спортсменом Сергеем Уточкиным поднимается на воздушном шаре. Летит с Иваном Заикиным на самолёте «Форман». В 43 года всерьёз начинает учиться сильному плаванию у мирового рекордсмена Л.Романенко
Слайд 11
Повести о любви
- «Олеся»
- «Суламифь»
Слайд 12
- Гранатовый браслет 1910
- Повести о любви объединяет мысль: любовь – это великий дар, чистое и бескорыстное чувство. Оно полно испытаний и лишений. Только любовь помогает ощутить полноту жизни, пусть короткой, но яркой.
Слайд 13
В эмиграции
- 1920 – по приглашению Бунина уезжает в Париж.
- Наметился спад в творчестве, неприятие советского строя выливается в статьях, в которых Куприн критикует новые власти.
- 1927-1934 – появляются книги «Колесо времени», «Рассказы в каплях» и другие. Создаёт новеллы «Тень Наполеона», «Четверо нищих», пишет роман «Юнкера».
- Тоска по Родине настолько сильна, что Куприн признаётся: «…не могу спокойно письма написать туда, ком в горле».
Слайд 14
Последние годы
- Куприн остро чувствовал свою вину перед Родиной. Не давала покоя мысль о возвращении и о его невозможности.
- Художник Билибин, получивший к тому времени разрешение вернуться в СССР, берёт на себя переговоры в посольстве, и в 1937 году писатель возвращается в Москву.
- Будучи в эмиграции, писатель тяжело заболел.
- 25 августа 1938 года Куприн скончался.
Посмотреть все слайды
Cлайд 1
Cлайд 2
По мнению современников, его всегда спасает инстинкт природного здорового дарования, органический оптимизм, жизнерадостность, любовь к жизни. О.Н.Михайлов (критик, литературовед)Cлайд 3
Детство 26 августа (7 сентября) 1870 года родился в городке Наровчате Пензенской губернии, в обедневшей разночинно-демократической семье. Отец - «из детей лекарских учеников», служил в канцелярии, умер в возрасте 37 лет, когда Саше исполнился только год. Мать из древнего рода татарских князей Куланчаковых, давно разорившихся.Cлайд 4
Годы взросления 1874 – переезд в Москву, проживание в казённом учреждении – в общей палате вдовьего дома. 1876 – сиротское училище. Казённая обстановка, муштра, жестокое обращение воспитательниц доставляли страдания. 1880 – Вторая московская военная гимназия, через два года преобразованная в кадетский корпус. «Всеобщий культ кулака» калечил детские души. 1888 – Третье Александровское юнкерское училище в Москве. Занимается гимнастикой, танцами, литературой.Cлайд 5
Военная тема в творчестве Годы обучения, атмосфера казённого быта, противоречия семейного и казарменного воспитания, истинное и мнимое понятие о чести, справедливости нашли отражение в повестях: «На переломе» («Кадеты»), «Юнкера», «Дознание», «Поединок»Cлайд 6
Начало творческого пути Начинает сотрудничать с журналом «Русский сатирический листок», ещё обучаясь в юнкерском училище. Получает взыскание за выступление в печати. (Рассказ «Последний дебют») 1890 – назначается служить в 46-й Днепровский полк в городишко Проскуров Подольской губернии. Служба была отягощена бездельем, попойками, мелкими интрижкам.Cлайд 7
Разочарование в службе В звании подпоручика Куприн отслужил 4 года. 1894 – подаёт в отставку и уезжает в Киев. Работает в местных газетах, пишет рассказы, очерки, заметки.Cлайд 8
От матери Куприн унаследовал внима-тельное отношение к жизни, тонкую наблюдательность, любовь к книгам, вдумчивое чтение. Большое влияние на литературное да-рование Куприна оказал единственный талантливый учитель в кадетском кор-пусе Цуханов, который читал воспитан-никам Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева. 1901 – приезжает в Петербург, знакомит-ся с Буниним, Чеховым, Горьким.Cлайд 9
Cлайд 10
1902 – пишет о сломленных судьбою людях:«В цирке», « Болото», «На покое». 1903 – возникает новый герой, активный, борющийся с обстоятельствами. «Трус», «Конокрады». Ведёт активный образ жизни: организует в Киеве атлетическое общество. Вместе с известным спортсменом Сергеем Уточкиным поднимается на воздушном шаре. Летит с Иваном Заикиным на самолёте «Форман». В 43 года всерьёз начинает учиться сильному плаванию у мирового рекордсмена Л.РоманенкоCлайд 11
1 слайд
(1870 – 1938) Цель: 1. познакомиться с этапами жизни писателя; 2. проследить влияние жизненных этапов на творчество.
2 слайд
3 слайд
4 слайд
Кроссворд 1 8 4 3 6 5 7 П К М Ж И В О Т Н Ы Е Р Е Ш О С Е Р Г Е Й О Р К М 2 Ц Г А А М А О И А Л М А З О В В О В Ы
5 слайд
6 слайд
Родился 8 сентября 1870 г. в городке Наровчатове Пензенской губернии. Отец умер от холеры. С 7 лет учеба в сиротском училище. Затем в кадетском корпусе в Москве. «Все серо, казарменно… Товарищи грубы, начальство недоброжелательно.» А.И.Куприн.
8 слайд
В 1896 году, Куприн пишет цикл очерков о положении рабочих, одновременно с ними складываются контуры первого крупного произведения - повести «Молох». Вслед за «Молохом» появляются произведения, выдвинувшие писателя в первые ряды русской литературы. «Прапорщик армейский» (1897), «Олеся» (1898) и затем, уже в начале XX столетия, - «В цирке» (1901), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1903) и повесть «Поединок» (1905).
9 слайд
Февральскую революцию Куприн встретил восторженно. . В его художественных произведениях этой поры (рассказы "Храбрые беглецы", "Сашка и Яшка", "Гусеница", "Звезда Соломона") нет прямых откликов на бурные события, переживаемые страной. Во время Октябрьской революции Куприн публикуется в буржуазных газетах "Эра", "Петроградский листок", "Эхо", "Вечернее слово». Критикует планы Ленина по преобразованию России. Летом 1920 года он оказывается в Париже. Там его литературное творчество практически прекращается
10 слайд
Очень скучал по Родине. Писатель твердо решил вернуться в Россию. Александр Иванович очень волновался. И уже 31 мая 1937 года Москва встретила писателя. Вся страна тотчас же узнала о его приезде. Тяжелая болезнь (рак языка) помешала Куприну возобновить творческую работу. 25 августа 1938 года Александр Иванович Куприн скончался. Похоронен в Ленинграде, рядом с могилой Ивана Сергеевича Тургенева.
11 слайд
12 слайд
Весной 1897 г. писатель находился в Полесье. Впечатления этой поездки послужили основой создания повести. «Я люблю Россию и привязан к ее земле. Я с радостью провожу время в простой русской деревне: поле, лес, размах русской природы…» Тема: социальное неравенство людей, приводящее к печальным последствиям.
13 слайд
14 слайд
Куприн в звании подпоручика служит в 46-ом пехотном Днепровском полку. Там находится 4 года. Этот период отражен в повести «Поединок». Это произведение принесло автору всероссийскую известность. Тема: кризис России, всех сфер русской жизни, т.к. проблемы армии всегда отражают жизнь общества.
15 слайд
Рассказ автобиографичен: мать писателя получала письма от анонимного влюбленного. Он писал, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность. «…прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к нему. Тот обещал не писать больше и принял браслет. Этим все и кончилось». А.И.Куприн
Любовь Куприна к человечеству проступает ясным подтекстом почти во всех его повестях и рассказах, несмотря на разнообразие их тем и сюжетов. Прямо, в открытую, Куприн говорит о любви к человеку не так уж часто. Но каждым своим рассказом он призывает к человечности. Он всюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье. Увиденное и пережитое им изображалось с глубоким проникновением в психологию человека, с умением разжать скрытые пружины поступков и действий людей. Но сильнее всего его дарование проявилось не в описании действий, а в характеристиках, описаниях ситуаций. В связи с этим необходимо пополнять свои знания в области литературы каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам. А также требуется формировать бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Биография и творчество Куприна"»
ГАПОУ НСО
«Барабинский медицинский колледж»
Куприн Александр Иванович 1870-1938
Подготовила преподаватель: Хританкова Н.Ю.
Любовь Алексеевна Куприна
Иван Иванович Куприн
Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, - рассказ "Последний дебют" (1889).
Жизни русской армии посвящена серия рассказов: "Ночлег" (1897), "Ночная смена"(1899), "Поход".
В 1890-е публикует очерк "Юзовский завод" и повесть "Молох", рассказы "Лесная глушь", "Оборотень", повести "Олеся" и "Кэт" ("Прапорщик армейский").
В петербургских журналах появляются рассказы Куприна: "Болото" (1902); "Конокрады" (1903); "Белый пудель" (1904). В 1905 выходит наиболее значительное его произведение - повесть "Поединок", имевшая большой успех.
Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков "Листригоны" (1907 - 1911), рассказы о животных, рассказы "Суламифь", "Гранатовый браслет" (1911).
Куприн приходит к Ленину в 1918 с предложением издавать газету для деревни - "Земля". Одно время работает в издательстве "Всемирная литература", основанном Горьким.
После Октябрьской революции писатель не приемлет политику военного коммунизма, "красный террор", он испытывает страх за судьбу русской культуры. Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрирует за границу.
Использованные источники
1. Костер.ру / Биография Куприна // Режим доступа: http://www.kostyor.ru/biography/?n=51
2. Яндекс. картинки / Куприн // Режим доступа: https://yandex.ru/images/search?text
«Барбос и жулька Куприн» - «Сегодня на уроке я …». ТРИУМФАЛЬНЫЙ – триумф – блестящий успех, торжество. РЕПЯХАМИ – репейник ИСКОНИ – издавна. Чувствовал ли себя Барбос виноватым? Можно ли назвать друзьями Барбоса и Жульку? Какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе? Можно ли сказать, что Жулька и Барбос не любили друг друга?
«Фильм Гранатовый браслет» - Кадры из фильма «Гранатовый браслет» В роли Веры Шеиной – Ариадна Шенгелая. Иллюстрации к повести Куприна «Гранатовый браслет». Возможно, браслет выглядел и так… Кадры из фильма. Вера читает письмо Желткова. Вера и Желтков.
«А.И.Куприн» - Александр Иванович Куприн. Рассказ «Тапер». Зеленый домик в Гатчине. Полотеры – работник, занимающийся натиркой паркетных полов. Репутация – приобретаемая общественная оценка, общее мнение о качествах и достоинствах. Куприн с дочерьми Ксенией и Зиночкой, и няня Саша.Гатчина.1911г. Мемориальная доска Александру Ивановичу Куприну.
«Куприн Олеся» - Героя описывает сама Олеся: «Человек вы хотя и добрый, но только слабый… Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича. Как рисует Куприн образ главной героини? Как меняется Олеся? Как построен сюжет повести? Не сердечная. Учитель Феоктистова О.В. МОУ «СОШ №8». Избитая и осмеянная, Олеся вынуждена бежать из лесного гнезда.
«Гранатовый браслет» - И. Репин. Гранатовый браслет… Какое состояние природы рисует Куприн в «Гранатовом браслете»? "Гранатовый. Прекрасной, М.Куприна с дочерью Лидией. О. Перекликается ли пейзаж с состоянием души героев, с развитием сюжета? Рассказ. После своей кончины «маленький» Желтков стал бессмертен, почему? О «Гранатовом браслете» «…ничего целомудреннее я еще не писал …» А.И.Куприн.
«Писатель Александр Куприн» - Похоронен в Ленинграде, на Литераторских мостках, рядом с могилой Тургенева. Книги А.И. Куприна. Писатель твердо решил вернуться в Россию. Александр Иванович очень волновался. Учился во 2 кадетском корпусе и Александровском военном училище. Предотъездные хлопоты держались семьей Куприна в глубокой тайне.
Всего в теме 39 презентаций