Кутузов и наполеон в изображении толстого кратко. Сочинение на тему «Кутузов и Наполеон в романе Война и мир

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В романе «Война и мир» Толстой создал два символических характера, полностью противоположных друг другу , сосредоточивших в себе полярные черты. Это французский император Наполеон и русский полководец Кутузов. Контрастность этих образов, воплощающих в себе две различные идеологии - честолюбивую, захватническую и гуманную, освободительную - побудила Толстого несколько отступить от исторической правды. Общеизвестно значение Наполеона как одного из величайших полководцев мира и крупнейшего государственного деятеля буржуазной Франции. Но французский император организовал поход на Россию в то время, когда он превратился из буржуазного революционера в деспота и завоевателя. Работая над «Войной и миром», Толстой стремился развенчать неоправданное величие Наполеона. Писатель был противником художественного преувеличения, как в изображении добра, так и в изображении зла. Толстой сумел развенчать французского императора без нарушения исторической и житейской достоверности, сняв его с пьедестала и показав в нормальный человеческий рост.

Кутузов и Наполеон - основная человеческая и морально-философская проблема романа «Война и мир». Эти фигуры, глубоко связанные между собой, занимают центральное место в повествовании. Они сопоставлены не только как два выдающихся полководца, но и как две неординарные личности. Разными нитями, иногда явными, иногда скрытыми, они связаны со многими героями романа. Идеальное представление о народном полководце писатель воплотил в образе Кутузова. Из всех исторических деятелей, показанных в романе, одного лишь Кутузова Толстой называет истинно великим человеком.

Кутузов для писателя - тип военного руководителя, существующий в неразрывной связи с народом. Назначенный главнокомандующим вопреки воле Александра I, он поставил себе цель, которая в решающий для России момент совпала с волей всего народа. На основе исторических материалов, в процессе работы над романом Толстой создал образ военачальника, во всех действиях которого лежало народное и потому истинное и великое начало. В деятельности Кутузова полностью отсутствуют личные мотивы. Все его поступки, приказы, распоряжения продиктованы гуманной и благородной задачей спасения Отечества. Поэтому высшая правда на его стороне. Он предстает в романе как выразитель патриотической «мысли народной», опирающийся на поддержку и доверие широких масс.

Толстой сознательно акцентирует внимание на видимой безучастности полководца в определяющие для России моменты. И в сцене перед Аустерлицким сражением, и во время военного совета в Филях, и даже на Бородинском поле он изображен дремлющим стариком. Он даже не прислушивался к тому, что предлагали другие военачальники. Но эта внешняя пассивность Кутузова является своеобразной формой его мудрой активности. Ведь Кутузов категорически заявил императору, что сражения под Аустерлицем давать нельзя, но с ним не согласились. Поэтому, когда австрийский генерал Вейротер зачитывал свою диспозицию, Кутузов откровенно спал, ибо понимал, что изменить что-либо уже невозможно. Но все- таки уже во время сражения, которое закончилось поражением армии союзников, старый генерал честно выполнил свой долг, отдавая ясные и целесообразные приказы. Когда во время построения войска подъехал Александр I, Кутузов, дав команду «смирно», принял вид подначального и нерассуждающего человека, ибо он действительно был поставлен в такое положение. Не в состоянии препятствовать императорской воле, Кутузов тем не менее сумел с непостижимой смелостью выразить свое отношение к ней. На вопрос императора, почему он не начинает боя, Кутузов ответил, что поджидает, когда соберутся все колонны. Вызывающий ответ не понравился царю, который заметил, что они находятся не на Царицыном Лугу. «Поэтому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном Лугу», - выговорил Кутузов ясно и отчетливо, вызвав ропот и переглядывания в придворной свите государя. Русский царь плохо понимал характер войны, и Кутузову это очень мешало.

Несмотря на то, что внешне Кутузов выглядит пассивным, действует он разумно и сосредоточенно, доверяет командирам - своим боевым соратникам, верит в мужество и стойкость вверенного ему войска. Его самостоятельные решения взвешены и обдуманы. В нужные моменты он отдает такие приказы, на которые никто бы не осмелился. Шенграбенская битва не принесла бы русскому войску успеха, если бы Кутузов не принял решение отправить отряд Багратиона вперед через Богемские горы. Замечательный стратегический талант великого полководца особенно ярко проявился в его твердом решении оставить Москву без боя. На совете в Филях слова иностранца Бенигсена: «священная древняя столица России» звучат фальшиво и лицемерно. Кутузов же избегает громких патриотических фраз, переводя этот вопрос в военную плоскость. Он проявляет твердость, решительность и удивительное мужество, принимая на свои старческие плечи груз тяжелого решения. Когда он отдавал приказ оставить Москву, он понимал, что французы разбредутся по огромному городу, и это приведет к разложению армии. И его расчет оказался верным - гибель наполеоновского войска началась в Москве, без сражений и потерь для русской армии.

Рассказывая о событиях Отечественной войны 1812 года, Толстой вводит Кутузова в повествование в момент отступления русской армии: Смоленск сдан, неприятель приближается к Москве, французы разоряют Россию. Главнокомандующий показан глазами различных людей: солдат, партизан, князя Андрея Болконского и самого автора. Солдаты считают Кутузова народным героем, способным остановить отступающую армию и привести ее к победе. Русский народ верил в Кутузова и преклонялся перед ним. В решающие для России моменты он всегда рядом с армией, говорит с солдатами на их языке, веря в силу и боевой дух русского солдата.

Русский народ выиграл войну 1812 года благодаря Кутузову. Он оказался мудрее Наполеона, потому что лучше его понял характер войны, которая не была похожа ни на одну из предыдущих войн. По мнению Толстого, именно отстраненность помогала Кутузову яснее видеть происходящее, сохранять независимость ума, иметь собственную точку зрения на происходящее и использовать те мгновения боя, когда неприятель попадал в невыгодное положение, в интересах русской армии. Защита Родины и спасение армии стоят у Кутузова на первом месте. Производя смотр полка в походе, он внимательно подмечает малейшие подробности внешнего вида солдат, чтобы на основании этого сделать вывод о состоянии армии. Высокое положение главнокомандующего не отделяет его от солдат и офицеров. Обладая замечательной памятью и глубоким уважением к людям, Кутузов узнает многих участников прежних походов, помнит их подвиги, имена, индивидуальные особенности.

Если Наполеон в своей тактике и стратегии совершенно не учитывает моральный фактор, то Кутузов, приняв командование армией, первую свою задачу видит в том, чтобы поднять боевой дух войска, внушить солдатам и офицерам веру в победу. Так, подъехав к почетному караулу, он с жестом недоумения произнес всего одну фразу: «И с такими молодцами все отступать и отступать!» Его слова прервались громкими криками «Ура!»

Кутузов, по мнению автора, был не только выдающимся историческим деятелем, но и прекрасным человеком, цельной и бескомпромиссной личностью - «простая, скромная и потому истинно величественная фигура». Его поведение всегда просто и естественно, речь лишена напыщенности и театральности. Он чутко реагирует на малейшие проявления фальши и ненавидит преувеличенные чувства, искренне и глубоко переживает неудачи военной кампании 1812 года. Таким он предстает перед читателем в начале своей деятельности на посту полководца. «До чего... довели! - проговорил вдруг Кутузов взволнованным голосом, ясно представив положение, в котором находилась Россия». И князь Андрей, который находился рядом с Кутузовым, когда были сказаны эти слова, заметил на глазах старика слезы. «Они у меня будут конину жрать!» - обещает он французам, и в этот момент ему нельзя не верить.

Толстой изображает Кутузова без прикрас, неоднократно подчеркивает его старческую дряхлость и сентиментальность. Так, в важный момент генерального сражения мы видим полководца за обедом, с жареной курицей в тарелке. Впервые писатель назовет Кутузова дряхлым, говоря о Тарутинском сражении. Месяц пребывания французов в Москве не прошел даром для старика. Но и русские генералы вынуждают его терять последние силы. В день, назначенный им для сражения, приказ не был передан войскам и сражение не состоялось. Это вывело Кутузова из себя: «Трясясь, задыхаясь, старый человек, придя в то состояние бешенства, в которое он в состоянии был приходить, когда валялся по земле от гнева», он напустился на первого попавшегося офицера, «крича и ругаясь площадными словами...» Однако все это Кутузову можно простить, потому что он прав. Если Наполеон мечтает о славе и подвиге, то Кутузов прежде всего заботится о Родине и об армии.

На образ Кутузова повлияла философия Толстого, согласно которой действиями человека движет высшая сила, фатум. Русский полководец в романе "Война и мир" - фаталист, убежденный в том, что все события предопределены волей свыше, считающий, что в мире есть нечто сильнее его воли. Эта мысль присутствует во многих эпизодах романа. В заключении повествования автор как бы подводит итог: «...в настоящее время... необходимо отказаться от сознаваемой свободы и признать не ощущаемую нами зависимость».

Личность Наполеона, противопоставленного в романе Кутузову, раскрыта иначе. Толстой разрушает культ личности Бонапарта, который был создан в результате побед французской армии. Отношение автора к Наполеону чувствуется с первых страниц романа. Там, где французский император действует, как один из героев романа, Толстой подчеркивает его неистребимое желание все время выглядеть великим, откровенную жажду славы. Он «не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды, добра и всего человеческого» - говорит Толстой.

До самой Бородинской битвы Наполеон окружен атмосферой прославления. Это тщеславный, эгоистичный человек, думающий только о своих личных интересах. Где бы он не появлялся - на Праценских высотах во время Аустерлицкого сражения, в Тильзите при заключении мира с русскими, на Немане, при переходе французскими войсками русской границы - везде его сопровождают громкое «Ура!» и бурные овации. По мысли писателя, преклонение и всеобщее обожание вскружили Наполеону голову и толкали его на новые завоевания.

Если Кутузов постоянно думает о том, как избежать ненужной гибели солдат и офицеров, то для Наполеона человеческая жизнь не представляет никакой ценности. Достаточно вспомнить эпизод переправы наполеоновской армии через Неман, когда, спеша выполнить приказ императора - найти брод, многие из польских улан стали тонуть. Видя бессмысленную гибель своих людей, Наполеон не предпринимает никакой попытки остановить это безумие. Он спокойно прохаживается по берегу, изредка взглядывая на улан, развлекавших его внимание. Необыкновенным цинизмом веет от его высказывания накануне Бородинского сражения, которое должно было стоить жизни сотни тысяч людей: «Шахматы расставлены, игра начнется завтра». Люди для него - шахматные фигуры, которые он двигает, как ему заблагорассудится, ради своих честолюбивых целей. И в этом проявляются основные черты французского полководца: тщеславие, самовлюбленность, уверенность в собственной правоте и непогрешимости. С чувством удовлетворения объезжает он поле битвы, самодовольно оглядывая тела убитых и раненых. Честолюбие делает его жестоким и бесчувственным к страданиям людей.

Раскрывая характер Наполеона, Толстой акцентирует внимание на его актерстве, ибо он везде и во всем старается играть роль великого человека. Так, перед портретом сына, который ему приносят, он «принимает вид задумчивой нежности», ибо знает, что за ним наблюдают и каждое его движение и слово фиксируются для истории. В отличие от Наполеона Кутузов прост и человечен. Он не вызывает в своих подчиненных трепета и страха. Его авторитет основан на доверии и уважении к людям.

Кутузовской стратегии в романе Толстого резко противопоставлена ограниченность Наполеона. Писатель акцентирует внимание на тактических ошибках французского императора. Так, Наполеон стремительно продвигается в глубь такой огромной и неизвестной страны, не заботясь об укреплении тылов. Кроме того, вынужденное безделье французской армии в Москве разложило ее дисциплину, превратив солдат в грабителей и мародеров. О непродуманности действий Наполеона свидетельствует его отступление по разоренной им же Смоленской дороге. Толстой не просто повествует об этих ошибках Наполеона, но и комментирует их, давая французскому полководцу прямую авторскую характеристику. Он не скрывает своего глубокого возмущения подлостью императора-главнокомандующего, который, спасаясь бегством, бросил и обрек на гибель в чужой стране приведенную им армию.

Преклоняясь перед человечностью, мудростью, полководческим талантом Кутузова, писатель считает Наполеона индивидуалистом и честолюбцем, которого постигла заслуженная кара. В образах Наполеона и Кутузова Толстой показал два важных для него человеческих типа, воплотивших в себе два мироощущения. Одно из них, выраженное в образе Кутузова, близко для писателя, другое, явленное в образе Наполеона, ложно. В центре толстовской эпопеи стоит высокая и глубокая мысль о достоинстве большинства человечества. Для автора «Войны и мира» взгляд, «установившийся в угоду героям», это ложный взгляд на действительность, и «человеческое достоинство говорит» ему, «что всякий из нас ежели не больше, то никак не меньше человек, чем великий Наполеон». Всем своим произведением Толстой внушает читателю это убеждение, нравственно укрепляющее каждого, кто знакомится с романом «Война и мир».

Одно из самых лучших произведений всей мировой литературы. В произведении великолепно изображаются исторические события, освещаются стороны жизни русских людей, их взгляды и идеалы (совершенно разных слоев общества).

Художественный прием, который Толстой выбрал для романа - это антитеза. Даже в названии произведения мы видим противопоставления понятий «Война» и «Мир», он сравнивает сражение под­ Бородином и Аустерлицем, Петербург и Москву. У автора есть герои любимые и нелюбимые.

Ярким примером антитезы в произведении являются образы Кутузова и Наполеона . Эти два великих полководца также противопоставлены друг другу. Их можно сравнить с психологическими и нравственными полюсами романа-эпопеи. Они как свет и тень. Образы этих двух великих людей - ключевые в ходе описания, как исторических событий, так и раскрытия идеи романа. Они были созданы автором по принципу контраста. Эти персонажи являются безусловными лидерами и достойными противниками. Разница лишь в том, что один из полководцев неизбежно потерпит поражение, а другой обретает славную победу.

В образе Кутузова - фельдмаршала русской армии, автором показаны его такие вроде бы и не сочетающиеся черты, как народная простота и историческое величие. У этого человека мы не увидим ничего неестественного и наносного. Автор разными деталями часто подчеркивает его старость, он пишет о рыхлом теле, шраме на его лице, пухлых руках, о том, что ему уже трудно стало взобраться на коня. Повидавший очень много в своей жизни, русский главнокомандующий, являясь представителем суворовской школы, описывается всегда сдержанным и очень спокойным человеком. Даже, несмотря на усталость и возраст, Кутузовым всегда принимаются гениальные решения, особенно во время проведения военных действий. Как очень сильной личности, ему присущи такие черты, как: простота, стойкость, правда и добро. По внешнему виду героя может создаться впечатление, что он неактивен, постоянно дремлет, но это всего лишь поверхностное определение. Кутузов всегда был уверенным в себе и сильным духом человеком. Он был, как никто другой, близким для каждого солдата. Причина этого - постоянная забота о солдатах, стремление к сохранению их жизни, эти качества характера Кутузова, пожалуй, самые главные в его характере. Мастерство командующего - это нравственное руководство сражением, это не нравится штабистам, они постоянно критикуют решения Кутузова. Он сам часто разговаривал со своими солдатами не как военный начальник, а как боевой друг. На поле сражения он посылал солдат, словно родной отец, ему отвечали взаимной любовью и уважением, называя его «сам». Михаил Илларионович был настоящим мудрым политиком, который мог с помощью лукавства, брать верх над интригами и поражать противника его же собственным оружием.

Образ Наполеона в романе многомерный и сложный, так как эта фигура была довольно знаковой в то время. Он сделал свою головокружительную карьеру, от простого офицера до императора, это вызывало восхищение у его современников. Для многих он был гением, и служил истинным примером, ему старались во многом подражать. Для автора романа он не являлся даже государственным деятелем, они его описывает как капризного, самовлюбленного игрока и­ позера. Внимание читателей обращается на то, что император никогда не смотрел на людей, а именно мимо них и считал, что все в мире зависит только лишь от его воли: и судьбы людей и исход Отечественной войны. Но объективные требования реальности и интересы народа расходились с его личными интересами. Автор романа, используя разные способы, изобличает величие Наполеона, развенчивая культ личности и сверхчеловека. Нравственная сторона этого героя показывается сатирическими приемами и средствами, это видно из характеристики его портрета. Автор сравнивает Наполеона с актером, словно он играет в шахматы и всегда просчитывает шаги всех фигур заранее. Он привык, что все должно происходить именно так, как он решил, но Бородинское сражение разрушило этот стереотип. Он недооценил мужество русских солдат, которые даже после потери половины своих сил, также мужественно продолжали стоять на своих позициях. Автор предопределил судьбу императора, время само расставило все на свои места. Наполеон рассматривается Толстым не как талантливый полководец, а с других сторон - нравственной и моральной. Он верит, что является благодетелем для своего народа, а на самом деле оказывается палачом. В произведении автор отказал императору в таланте, так как он считал, что «злодей» и «гений» - понятия несовместимые.

Сочинение на тему «Образ Кутузова и Наполеона » в романе «Война и мир «

Образ как Кутузова, так и Наполеона считаются центральными в романе «Война и мир», а именно во время раскрытия исторических событий. Данные герои создают в романе Льва Толстого некий контраст. Они оба являются бесспорными лидерами, которые достойны таких сильных противников. Однако все же один из них должен проиграть, чтобы другой смог одержать славную победу.

Образ Кутузова полон исторического величия, но в то же время здесь есть место для народной простоты. В этом герое нет ничего, что можно назвать наносным или неестественным. Автор не устает подчеркивать то, что фельдмаршал уже стар. Лев Толстой говорит о его рыхлом теле, шраме на лице, пухлых руках. Кутузову не всегда с легкостью удается взобраться на коня, иногда для этого нужно приложить много усилий, поэтому данный персонаж очень быстро устает. Но в то же время главнокомандующий многие видел в жизни, он является представителем суворовской школы, может по этой причине данный герой такой спокойный и сдержанный.

При любой возможности Толстой старается показать не только минусы Кутузова, но и подчеркнуть то, насколько гениальны его решения. Образ этого персонажа отражает все лучшие качества русского народа. В нем сосредоточена простота, стойкость, правдивость, доброта. Такой богатый внутренний мир является полной противоположностью внешности Кутузова, который по описанию кажется постоянно дремлющим и неактивным человеком. Он не телом силен, а духом и это значит многое.

У Кутузова есть еще одно очень важное качество, которое заключается в заботе о простых солдатах. Он стремится сохранить их хорошую жизнь. Этот герой является еще и очень мудрым политиком, ему не страшны придворные интриги. Он умеет поразить врага его же оружием.

Что касается образа Наполеона, то он является не менее сложным и многомерным, чем тот образ, который воплотил русский главнокомандующий. Поэтому многие критики считали, что Толстому было увлекательно воссоздавать в своем произведении французского императора.

Наполеон был простым офицером, который самостоятельно построил такую успешную карьеру, которая привела его к императорству. И этим он вызвал настоящее восхищение у современников. Для них он был настоящим гением, которому хотелось подражать. Однако Толстой в своем произведении не показывал Наполеона с привлекательной стороны, наоборот этот герой в «Войне и мире» выступал, как император с помраченным умом и совестью. Да и поступки этого человека были совершенно противоположны правдивости и доброте. В образе не было видно государственного деятеля. Здесь была только капризность и самовлюбленность.Автор показывает, что Наполеон никогда не смотрел на людей, он смотрел мимо. Для него было интересно только то, что касалось его самого, до всего остального ему не было дела. Ему казалось, что все в этом мире подчиняется его воле. Поэтому требования Наполеона очень сильно расходились с интересами народа. Толстой не единожды показывал, насколько величие Наполеона является мнимым, применяя при этом именно сатирические средства. Это можно увидеть даже при описании портрета Наполеона, у которого толстые ляжки и дрожащая икра левой ноги. В то же время его слова настолько высокопарны, что как будто за ним постоянно кто-то записывает. Таким образом, несмотря на то, что два этих сильных образа: Кутузова и Наполеона, являются центральными в произведении, все же они очень расхожие между собой. Это две противоположности, как любовь и ненависть, добро и зло, участие и равнодушие. И Толстой в своем гениальном романе под названием «Война и мир» доказал это.

Образы Наполеона и Кутузова в произведении «Война и мир» являются ключевыми в процессе идейного раскрытия содержания этого бессмертного романа. Герои эти созданы писателем по принципу контраста. Они являются достойными противниками, по характеру представляют собой безусловных лидеров. Однако один из них оказывается обреченным на поражение и бесславие, другой - на великую победу.

Образ русского полководца

В школьник может указать, что образ Кутузова, который рисует великий русский писатель, отличается простотой и одновременным историческим величием. В полководце нет ничего наносного. С помощью внешних деталей писатель подчеркивает старость Кутузова - у него рыхлое тело, шрам на лице. Нередко военачальнику трудно взобраться на коня, он очень быстро чувствует физическую усталость. Кутузов всегда спокоен и сдержан, несмотря на то, что ему довелось многое повидать на своем жизненном пути.

Главные качества Кутузова

Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона показывает, что при этом писатель не раз подчеркивает гениальность полководческих решений Кутузова. Его личностные качества во многом совпадают с особенностями русского народа. Это простота, стойкость, добро. Военачальник уверен в себе. Хотя телом он слаб, но духом - силен. Одно из главных его качеств - это забота о каждом солдате, искреннее желание сохранить ему жизнь. Князь Андрей замечает, что мастерство Кутузова состоит в духовном руководстве войском. Полководец не замечает своего ранения при Аустерлице. Его самая глубокая рана нанесена бегством союзных войск. При этом штабная верхушка оказывается недовольной тем, что военачальником назначили именно Кутузова. И каждое его решение подвергается критике штаба. Однако одержать победу солдаты смогли только при руководстве Кутузова.

Продолжая сравнительную характеристику Кутузова и Наполеона, нужно отметить: русский военачальник - это умудренный опытом человек и отличный политик. Немало людей считали его простаком, однако он предотвращал конфликты внутри штаба - между правителями и группировками. С помощью народного лукавства Кутузов одерживает верх над придворными интригами. У него есть одна замечательная особенность - побеждать врага его же оружием.

Гуманный военачальник

Кутузов ощущает близость к родной земле, к народу. Он ничего не предпринимает для того, чтобы Бородинское сражение было выиграно. Однако в противовес остальным он считает, что победа будет одержана. Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона показывает, что русского военачальника отличает гуманизм по отношению к врагам. Он понимает: нет смысла проливать кровь. Французы и так унижены. Настоящий полководец должен видеть будущее уже в настоящем - и это свойство есть у Кутузова. Ему и принадлежат симпатии автора произведения.

Образ Наполеона

Образ французского военачальника не менее многомерен и сложен, чем образ Кутузова. Немало споров он вызвал у литературных критиков, которые полагали, что Толстой чересчур увлекся обличением Бонапарта.

Эта историческая фигура для многих была знаковой. Характеристика Кутузова и Наполеона может быть дополнена исторической информацией: французский военачальник сумел сделать блистательную карьеру, чем вызывал восхищение у многих современников. Они искренне считали его гением, который может быть каждому примером для подражания. Но для Толстого в этом образе не было ничего привлекательного. Великий писатель считал его человеком, у которого помрачены «ум и совесть». Продолжая составлять характеристику Кутузова и Наполеона, учащийся может отметить: все то, что совершал Наполеон, противоречило принципам добра. Он был не государственным деятелем, а капризным ребенком, эгоистичным и самовлюбленным.

Равнодушие к людям

Писатель обращает внимание на тот факт, что полководец смотрел не на людей, а мимо них. Для него представляло интерес только то, что происходило у него в душе. В этом заключается одно из основных отличий в образах Кутузова и Наполеона. Все то, что не касалось его непосредственно, не имело никакого значения для французского военачальника. Ведь Наполеону казалось, что все события в мире происходят по его воле. Нельзя отрицать, что множество человеческих жизней были в руках Наполеона. Однако интересы этого военачальника глубоко расходились с ценностями народа и теми требованиями, которые выдвигала реальность. Чтобы проиллюстрировать этот факт, достаточно вспомнить эпизод, в котором описывалась переправа польских улан через В то время как они тонули, Наполеон даже не смотрел в их сторону. Военачальник любил проезжать по полю боя после сражения. Вид убитых совершенно его не трогал.

Личность и ход истории. Два противоположных образа

Толстой в своем произведении кардинальным образом переосмыслил ту роль, которую оказывает личность на исторический ход событий. И в отношении к этой роли также заключается различие в образах Кутузова и Наполеона. Писатель намеренно решил отказаться от понятия «выдающейся» личности. И в первую очередь развенчать эту высокую идею у него получилось с помощью образа Наполеона. Толстой предложил сравнение этого правителя с мальчиком, который, находясь внутри кареты, дергает за веревочки. При этом ему кажется, что это он управляет ее движением.

Но в действительности личность оказывается на исторической авансцене или же ниспровергается в мрак забвения по воле более масштабных сил. И представление о них великий русский писатель обобщает в понятии «народ». Ведь военные действия 1812 года - это столкновение русского народа с европейскими. При этом агрессивно настроенная толпа и выдвигает такого предводителя, каким оказался Наполеон - жестокого, эгоистичного, беспринципного, как он описан в романе «Война и мир». Наполеон и Кутузов в этом отношении выступают противоположными фигурами. По своим внутренним качествам Бонапарт полностью соответствует толпе. Их цели совпадают - это «обманы, убийства, грабежи». Одним словом - война.

Цели полководцев

Полководец Кутузов - противоположность эгоистичного предводителя. Второй тип исторической личности, описанный Толстым - это настоящий народный вождь, целью которого является спасение Родины, а не воля императора или личные амбиции. Этого полководца интересует судьба России. Его цель также соответствует целям народа - а это мир в значении «отсутствие войны» на родной земле. Этой цели и служит русский военачальник -подчеркивает Толстой. Кутузов и Наполеон имеют совершенно разные цели. Русский полководец подчеркнуто демократичен, прост и открыт в каждом случае. Но это не касается тех ситуаций, когда ему приходится иметь дело с «наполеончиками», служащими в армии или при дворе.

Интересы Кутузова

Сравнение Кутузова и Наполеона можно продолжить описанием кажущегося бездействия, пассивности Кутузова, которая представляется парадоксальной. Решение необходимо быстро принять при Бородинском сражении, при Но Кутузов не делает этого, потому что понимает - действия отдельной личности очень мало значат, они не могут изменить общего направления хода истории. События определяют совокупные действия народных масс - всех людей, которые принимают участие в сражении.

И гениальность Кутузова как полководца заключается в том, что он проявляет исключительную чуткость к этой воле. Его внутренние душевные порывы совпадают с теми, что испытывают тысячи простых русских солдат. С одной стороны, это ненависть к врагу, с другой - сострадание к побежденным. Простые люди называют полководца «дедушкой», «отцом» - и тем самым писатель подчеркивает семейный, родовой характер связи людей с их лидером. Также неслучайно Кутузов отказывается от заграничного похода, после того, как русская земля была освобождена. Ведь заграничный поход служит политическим интересам, в нем нет национальной необходимости. Писатель обобщает свои наблюдения над двумя этими личностями фразой «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и Мир». Сравнительная таблица находится в конце статьи.

Какими же эти главнокомандующие: Кутузов и Наполеон предстают в изображении Толстого?

Роман Л. Н. Толстого «Война и Мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». В своем произведении писатель прославил главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа. Толстой неоднократно подчеркивает, что Кутузов является настоящим народным героем. Кутузов предстает перед нами в романе как простой русский человек и одновременно как мудрый исторический деятель и полководец. Для Толстого главное в Кутузове — его кровная связь с народом — «то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его». Автор представляет Кутузова как мудрого полководца, который глубоко и правильно понимает и предполагает ход событий. Не случайно правильная оценка Кутузовым хода событий всегда подтверждается позже. Например, он правильно оценил значение Бородинского сражения, отметив, что это победа. В изображении Толстого Кутузов — это живое лицо. Автор показывает его походку, жесты, мимику, его знаменитое око, которое является или ласковым или насмешливым.

Противоположной Кутузову фигурой является Наполеон. Толстой решительно выступает против «культа» Наполеона. Для писателя Наполеон — это агрессор, напавший на Россию. Он сжигал города и села, убивал русских людей, грабил, уничтожал великие культурные ценности, даже отдал приказ уничтожить Кремль. Наполеон — самовлюбленный, властный полководец, который стремится к мировому господству. В первых частях романа Толстой иронически говорит о раболепии перед Наполеоном, которое возникло и распространилось в высших светских кругах России. С самого начала романа Толстой ясно выражает свое отношение к этому государственному деятелю. Так, он показывает, что в поступках Наполеона кроме прихоти нет ничего. Однако Наполеон «верил в себя и весь мир верил в него».

Каждый персонаж романа думает о Наполеоне по-своему. Писатель рисует этого знаменитого полководца как «маленького человека» с неприятно-притворной улыбкой на лице, с «круглым животом». Наполеон предстает перед нами как влюбленный в себя человек, который далек от мыслей о народе. Не случайно слово «я» является любимым словом Наполеона. В этом можно увидеть противопоставление Кутузова Наполеону. По мнению автора, настоящим героем является народный полководец, тот кто действительно болеет за свободу своей Отчизны.

Таким образом, читатель делает вывод о том, что два полководца диаметрально противоположны. Наполеон — воплощение самоуверенности и честолюбия. Единственное положительное в этом образе — это его актерские способности. Толстой помогает читателю сделать вывод о том, что Наполеон прославился в Европе только благодаря этим способностям. Резкое противопоставление Кутузова и Наполеона подается автором романа с точки зрения отношения каждого из них к народу, а также к собственной личности. Толстой считает, что в Кутузове воплощены лучшие черты общественного деятеля того времени — патриотизм, простота, скромность, чувствительность, решимость и искренность в достижении цели, подчинение собственных интересов и целей воли народа. Вместе с тем, Наполеон, по мнению Льва Толстого, является человеком эгоистичным, который пренебрегает интересами народа.

Все мысли, чувства и поступки Кутузова направлены на достижение цели, которая отвечает интересам народа, — сохранить свою самостоятельность, избавиться от злого и коварного врага. Вся его деятельность носит народный характер, определяется его любовью к Родине, народу, верой в его силу. Назначен главнокомандующим против воли царя, но по желанию людей, Кутузов видит патриотизм армии и населения как решающую предпосылку победы.
Совсем другой, антинародный характер имеет деятельность Наполеона. Она направлена против интересов европейских народов, которые он ограбил и убил.

Он представил себя сверхчеловеком, которому не подходит заботиться о духовном состоянии людей, которые его окружают.

В поведении российского полководца Толстой отмечает скромность, доступность для народа. Более того, для Кутузова важно мнение о себе именно простых людей. Совсем другим предстает перед нами Наполеон. Он не может отвечать высоким моральным требованиям, поэтому в нем нет настоящей величества.

И, наконец, главное отличие между этими двумя полководцами состоит в том, что Кутузов в битвах всегда старался действовать в полном единении со всем русским народом. Лев Толстой видит в этом главную причину победы России в тяжелой войне 1812 г. В противовес Кутузову Наполеон не только не понимал, но и не пытался понять настроения своего народа.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что выдающийся деятель становится настоящим победителем только при условии единства с народом. Единство лидера и народа является залогом победы. Отсутствие такого единства приводит к поражению.



Рассказать друзьям