Легендарные часы. Pražský Orloj

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мастер Гануш объяснял для чего все это, рассказывал о движении Луны, Земли и Солнца, учил определять время и дату. Люди долго еще сбегались к часам посмотреть на невиданное до того времени зрелище. Особенно удивлялись часовщики. Мастер Гануш сдержал свое слово и создал такие часы, которых не было ни в одном городе!

Однако часовщик не возгордился, продолжал сидеть в своей маленькой комнатке и чертить новые чертежи, а его помощник взахлеб рассказывал люду о том, что его господин готовит новое произведение, которое будет еще лучше и удивительней Староместских курантов. Об этом узнали советники Старого Места, и их это известие обеспокоило, они подумали, что мастер Гануш готовит новые часы для другого города, им не хотелось, чтобы слава Пражских курантов померкла, и они стали думать, как помешать этому случиться. Одни предлагали взять с мастера письменное обещание не изготавливать больше подобных часов, другие предлагали взять устное обещание с мастера, но все это казалось советникам недостаточно надежным, пока один из них не произнес: «Почему мы должны требовать обещания, на которые все равно нельзя надеяться? Хотим иметь лучшие куранты на свете? Тогда не надо ни с чем считаться, а воспользоваться единственной возможностью помешать мастеру Ганушу в его дальнейшей работе. Ничего плохого мы ему не сделаем, город будет о нем заботиться, хоть он и не будет больше работать». Все испугались такого предложения, но тот советник всех убедил.

И вот однажды ночью, мастер Гануш сидел в своей комнатке, чертил чертежи и был спокоен, не чувствуя приближения опасности. В дверь постучали, мастер испугался резких ударов, и старческими шагами направился к двери, чтобы закрыть ее на засов, но не успел. В комнату ворвались два человека с закрытыми лицами и сбили мастера с ног, он ударился головой о стол и потерял сознание.

Пришедший утром помощник нашел своего мастера лежащим в горячке на кровати, глаза у старика были завязаны, он метался на постели и просил зажечь свет. Испуганный помощник поспешил опросить соседей, не знал ли кто-нибудь, что произошло ночью. А старик все просил зажечь свет. Осторожно сняли повязку и пришли в ужас: поняли, что ночные посетители лишили мастера зрения раскаленным железом.

Известие о случившемся облетело всю Прагу, народ требовал наказать злодеев, но их не могли найти. Старый мастер долго находился между жизнью и смертью, его чертежи покрылись пылью. Помощник ждал, когда мастер с ним заговорит, а старик все размышлял, кто и за что мог его так наказать. Думал, что живые не могли такое сделать и предположил, что это темные силы. Мастеру снились кошмары, по ночам он кричал и мучился. Помощник пожалел старика, и рассказал ему о том, о чем шепчутся в городе, о том, что преступника никто искать не будет, и что он где-то рядом. Мастер Гануш все понял, несколько дней сидел печальный, иногда вставал в порыве гнева брал пилу или готовальню, потом клал на место.

И в один из дней, приободренный мастер, попросил своего помощника проводить его к курантам. Подмастерье обрадовался, подумал, что к мастеру возвращается желание жить и работать. Они шли по площади, люди с уважением останавливались и приветствовали мастера Гануша. Из ратуши в тот момент вышло несколько советников, но они быстро отвернулись, сделали вид, что не заметили старика.

Часовщик попросил помощника отвести его к четвертой, самой сложной части курантов. Ему было очень тяжело подниматься по узкой лестнице, он с трудом стоял на ногах и пытался отдышаться. Когда отдохнул, застыл в молчании, внимательно слушал тихий голос механизма, помощнику даже показалось, что мастер еле заметно улыбнулся и порозовел. Потом внезапно нахмурился, и позже помощник вспоминал, что как раз в ту минуту в курантах прозвучал колокол, когда за него потянула смерть.

Здравствуйте, друзья! Часы Орлой в Праге заслуживают того, чтобы о них рассказать детально. Знаменитые куранты Чехии обошли по продолжительности своего существования все подобные часовые механизмы мира. Созданные в начале XV века, они до сих пор функционируют и показывают центрально-европейское время, а также старочешское и вавилонское.

Но зрители торопятся к Пражскому Орлою вовсе не за тем, чтобы сориентироваться по времени. Астрономические часы уникальны. Они одновременно являются произведением искусств, научно-историческим объектом и развлечением для посетителей , где они и находятся.

Логичнее будет, прежде чем пуститься в подробные описания, предоставить возможность взглянуть непосредственно на куранты, их действие, и на те многочисленные , среди которых они находятся. Коротенькое видео позволит быстро окунуться в гущу событий:

А теперь можно остановиться и на некоторых деталях — кто причастен к астрономическим часам, какие символы их окружают, и чем они знамениты:

  1. Как появился Пражский Орлой
  2. Астрономический диск и определение времени
  3. Символические образы курантов

Кто и когда создал Pražský orloj

Первые куранты на появились еще в конце XIV века, когда Вацлав IV распорядился установить на готической башне ударный механизм, издающий сигналы по прошествии часа.

Прошло еще немного времени, и в 1410 году ратушную башню оборудовали удивительными астрономическими часами.

Создал Орлой мастер часовых дел Микулаш из Кадани, руководствуясь расчетами и чертежами математика и астронома Яна Шинделя.

Мастером Ганушем называли пражского часовщика Яна Руже, который имел непосредственное отношение к курантам ратуши, однако несколько позднее. Мастер Гануш еще и не родился к тому времени, когда Орлой уже не только исправно отбивал временные интервалы, но и завоевал европейскую известность.

Новые факты относительно автора Пражского Орлоя открылись недавно – после 1980 года. Вот так история может водить нас за нос… Пражане веками считали, что Гануш создал куранты, и передавали из уст в уста предания о том, как жестокие городские советники приказали ослепить мастера, чтобы он не смог повторить свое изобретение. К счастью, данная изощренная средневековая жестокость оказалась только легендой.

Зато отыскался документ, который зафиксировал щедрое вознаграждение изобретателю Пражских курантов Микулашу из Кадани. Мастеру предоставили дом у Гавельских ворот и 3000 пражских грошей, что по тем временам было необычайно крупной суммой. Более того, было назначено ежегодное жалование размером 600 грошей и предоставлены гарантии на собственность – по сути, защищены авторские права.

Астрономический диск и как определить обычное время

Долгое время Орлой состоял только из одного диска – астрономического. Собственно и создавали механизм для нужд астрологии, а не для того чтобы сообщать жителям время. Астрономический диск — это специальная движущаяся карта неба, с помощью которой можно определить положение Солнца, Луны, а также их расположение относительно зодиакальных созвездий.

Представляете, вся эта махина движется, демонстрирует массу сведений, а мы — современные жители, — смотрим на этот диск и даже не знаем, как понять, который час))) Но сейчас разберемся.

Точно по центру изображена Земля. Верхняя часть диска соответствует дневному времени – она голубоватого цвета. А темный круг в нижней части – это ночь. Между днем и ночью обозначены сумерки оранжевым цветом. На всю эту картину наложено кольцо, на котором изображены знаки зодиака, но кольцо к определению времени отношения не имеет.

Настоящее время указывает стрелка с символом Солнца и золотой Рукой. Загвоздка только в том, что указывает эта рука одновременно на три числовые шкалы. И где же нужная нам? По краю диска расположены числа в виде неких «загогулин» — это старочешское время. Интересно, что в этой системе координат сутки заканчивались с наступлением сумерек.

Следующие цифровые символы в римском обозначении, размещенные также по кругу, – это и есть европейское время. Теперь вы без труда можете определить, во сколько я запечатлела астрономический диск на фото.

Там еще есть и арабские цифры – они идут ниже римских и изображены слабее. Арабские цифры позволяют определить вавилонское время. К нему же относится и та сетка из золотистых кривых линий, расходящихся от центра диска. К счастью, оно нам ни к чему, и нет потребности углубляться в эти средневековые показатели.

Что еще хочется добавить по части установки астрономических часов, так это упомянуть о заслуге архитектора Петра Парлержа, который создал каменную пристройку к ратуше, где поместили куранты. Каменная отделка вокруг астрономического диска – так же его работа.

Повторюсь, определение времени является чуть ли не побочной функцией Орлоя. Главное – отслеживать движение небесных тел. И на астрономическом диске символы Солнца и Луны перемещаются не только по кругу, но и вдоль по стрелке. Диск с зодиаком также движется… Из всего этого знатоки считывали информацию. А вот минуты в средневековье определять не пытались. Жителей того времени такие мелочи не интересовали.

В 1490 году Орлой дополнили еще одним диском. На диске помещался календарь, включающий все 365 дней в виде делений по ободу диска. Появление календаря как раз и соотносят с деятельностью мастера Гануша.

Каждый вечер календарный диск вручную поворачивали на одно деление, и такая практика была до 1566 года. С тех пор движение календарной доски механизировано.

Привлекательный календарный диск, который наблюдаем сейчас мы, появился гораздо позднее. В середине XIX века часы нуждались в капитальном ремонте. Был объявлен на это благовидное дело сбор денег среди населения Чехии. Было собрано 4 265 золотых. А лучший пражский художник того времени Йозеф Манес за скромное вознаграждение взялся за оформление календарного диска. И хотя мы видим сегодня только воссозданную копию, она близка к оригиналу:

Манес изобразил в центре диска герб Праги, а вокруг него оригинальные знаки зодиака. 12 золотистых дисков с изображениями, которые расположены по кругу, составляют серию картин «Двенадцать месяцев». Каждая картина представляет особенности средневековой сельской жизни в период определенного месяца. Обозначение дней, как и в более ранних версиях, расположено на внешнем кольце диска. Где же увидеть, какой сегодня день? Смотрите на метку с золотой чертой в верхней точке календаря. Там указано и число, и день недели.

Символические образы курантов

Большой интерес вызывают фигуры, установленные по обе стороны от астрономического и календарного диска. Скульптуры возле верхнего диска, как вы заметили во время просмотра видео, приводятся в движение во время боя курантов. Считается, что данные образы олицетворяют 4 порока, хотя это мнение вызывает вопросы.

Справа расположены Скелет и Турок. Скелет символизирует смерть, напоминает о ее неизбежности. Можно ли отнести эту аллегорию к порокам? Данный образ появился на курантах первым, еще в XVI веке.

Размещение фигуры в тюрбане рядом со Скелетом еще более загадочно. Чехия в средние века частенько использовала образ Турка в негативном контексте. Так, к примеру, появился сюжет «ворон, выклевывающий глаз турку» на гербе рода Шварценберг. Возможно, и в данном случае образ Турка обозначает порочные особенности.

Слева от астрономического диска находятся более понятные образы. Здесь установлены аллегории скупости и тщеславия:

Тщеславие всматривается в зеркало, Скупость потряхивает мешочком с деньгами. Однако в трактовке и этих образов существуют разногласия. Предполагают, что крайним слева установлен Маг, изучающий невидимые миры, что ассоциируется с познанием, а не пороком.

Ниже, у календарного диска располагаются слева Философ и Архангел Михаил, а справа – Астроном и Летописец.

Эти образы Pražský orloj всегда на виду. Но если вы посмотрели видео, то обратили внимание на шествие апостолов, которое происходит во время мини-представления курантов. Окошки над астрономическим диском с обеих сторон от скульптуры Ангела открываются и перед нами проходят 12 учеников Христа. А завершается все действо возгласом золотого Петуха.

Появление фигурок апостолов связывают с реконструкцией курантов в 1659 году. Фигуры сделаны из древесины, поэтому их несколько раз приходилось восстанавливать. Нынешнюю компанию апостолов создал скульптор Войтех Сухарда.

Последним из образов был установлен на свое место Петух. Пражане впервые услышали его 31 декабря 1882 года.

В завершение хочу сказать, что Пражский Орлой – это объект-загадка. Впрочем, это не удивляет. Астрономические часы и создавались с целью отображать информацию, понятную далеко не каждому. И столь длительный век у них, что без загадок и легенд не обошлось. Предполагаю, друзья, что многие из вас слышали нечто интересное о Пражских курантах. Если так, расскажите и нам.

Ваш euro-проводник Татьяна

Староместкий орлой, или Пражский орлой , - это загадочные средневековые астрономические часы, которые расположены на южной стороне Староместской ратуши в Праге. Первое письменное упоминание о них датируется 9 октября 1410 годом.

С этими часами связано множество легенд. Самое известное предание рассказывает о печальной истории мастера Гануша , создавшего орлой. Чтобы он не построил такие же замечательные часы для другого города, ночью в его дом ворвалась группа людей, нанятых работниками ратуши. Бандиты ослепили его раскаленными железными штырями. Мастер Гануш догадался, чьих это рук дело. Поэтому он приказал своему помощнику привести его во внутреннюю часть часов. В качестве мести мастер остановил часы. Следующие сто лет никто не мог вновь завести этот уникальный и очень сложный механизм.

Из чего состоит Пражский орлой

Самые яркие элементы часов - астрономическй циферблат и календарная доска под ним. На циферблате можно вычислить время, астрономические циклы, положение Солнца и созвездие, через которое оно проходит, положение Луны на небе, ее фазы и расположение относительно Солнцу. На календарной доске показан текущий месяц, день и неизменяемые праздники христианского календаря. Над циферблатом расположены два окошка, в которых каждый час движутся фигурки апостолов . Кроме того, орлой украшен фигурами по бокам, бюстом ангела между окнами апостолов и поющим петухом в самой верхней части.

Работа часов, астрономического и календарного табло, движение апостолов и фигурок обеспечивается часовым механизмом, который с течением времени несколько раз ремонтировался и совершенствовался.

Краткая история астрономических часов в Праге

Уже в 1402 году астрономические часы были установлены на башне. В 1410 году, когда часовщиком был Микулаш из Кадани , скорее всего в сотрудничестве с астрономом Яном Ондржеевым по кличке Шиндел, он установил современный орлой. Около 1470 года архитектоническое и скульптурное оформление часов было дополнено, а в 1490 году орлой усовершенствовал талантливый часовщик, мастер Гануш. В то время мастерами на старочешском языке называли ремесленников.

Во второй половине 16 века часы дорабатывал Ян Таборский . Следующие дополнения вносились в течение 17 - 19 веков. Во время крупного ремонта в 1865 - 1866 гг. к орлою прикрепили новую жипописную календарную доску от известного художника . На ней изображены символы зодиаков, луны и герб Старого Места пражского. 8-го мая 1945 года, в конце Второй мировой войны, во время Пражского восстания орлой был серьезно поврежден. Его обновление потребовало полной реконструкции.

Несмотря на повреждения, Староместский орлой является самыми сохранившимися средневековыми часами в мире . Он по праву стал одним из самых известных туристических достопримечательностей Праги. Часы входят в исторический центргорода, внесенный в список культурного наследия ЮНЕСКО в ЧР.

Что обозначают фигуры на пражских астрономических часах

12 апостолов

Каждый час в дневное время в двух окошках над циферблатом часов появляются 12 апостолов . У каждого из них есть свои отличительные атрибуты. Их появление никак не связано со временем. Значение этих фигурок, скорее, религиозное. Также они служат для развлечения прохожих.


12 апостолов (orloj.eu)

Современные статуи 12 апостолов были созданы после 1945 года чешским скульптором и кукольником Войтехом Сухардой . Предыдущие фигурки апостолов сгорели при пожаре ратуши в мае 1945 г. Когда движущиеся апостолы появились на орлое впервые, точно неизвестно, потому что весь городской архив также сгорел. Окошечки были созданы в 1790 году, а фигурки, скорее всего, были сделаны в начале 19 века. Первоначально они были полыми и двигались вдоль окошек, три фигурки поднимали руки, вертели и кивали головами.


Деревянные статуи

Кроме апостолов, на орлое можно увидеть еще 9 интересных деревянных скульптур , которые также начинают двигаться каждый час.

Так, над окошками с апостолами можно увидеть золотого петушка (kohout) , который заканчивает представление пением. Фигурка действительно позолочена. Петушок был установлен в орлое в 19 веке последним из фигур.

В верхнем левом ряду расположены фигурка тщеславного человека (marnivec) , который при движении рассматривает свое лицо в зеркале, и статуя скряги (lakomec) , трясущего мешком с деньгами и клюкой.



В верхнем правом ряду вы увидите фигуру скелета (smrtka) , олицетворяющую смерть. При движении скелет переворачивает песочные часы (отмеряет время жизни) и звонит за шнурок в похоронный колокол, который находится в башенке над орлоем. Рядом со смертью находится статуя турка (turek) - символ роскоши.

В нижнем левом ряду расположены статуя философа (filosof) , изучающего мир, и фигурка архангела Михаила (anděl) , которая указывает на стрелку в верхней части циферблата.

Башня ратуши

Пражские куранты показывают три часовых измерения (среднеевропейское, старочешское и звёздное время), а также указывают зодиакальное расположение Солнца и Луны. Куранты включают астрономический (верхний) и календарный (нижний) циферблаты . Каждый час, с 8 утра до 8 вечера, Орлой разыгрывают небольшое представление в средневековом духе (см. видео в конце статьи), а по праздникам (в вечернее время) здесь устраивают световое шоу. В это время перед достопримечательностью особенно многолюдно. Комфортное место для наблюдения за часами - несколько террасных кафе напротив (удобно, но дорого: стоимость бокала пива от 150 крон).

Астрономический (верхний) циферблат представляет собой астролябию с часовым механизмом. Его создал Ян Шиндел (профессор математики и астрономии, ректор Карлова университета), а изготовил в 1410 году часовщик Микулаш из Кадани. В 1490 году мастер Гануш (настоящее имя - Ян из Руже) добавил календарный (нижний) циферблат и украсил фасад готическими скульптурами. Движущиеся фигурки апостолов появились в XVII веке.


За поддержание Староместских часов в рабочем состоянии отвечал специальный смотритель. Случались длительные периоды, когда на эту должность не могли найти знающего специалиста, и тогда астрономические часы оставались без присмотра или останавливались на неопределённое время. Как правило, сложности в ремонте были связаны с непониманием конструкции, ведь письменного описания или инструкции по эксплуатации не существовало. Например, на протяжении 1791–1866 гг. работал только часовой механизм, а астролябия оставалась сломанной.

8 мая 1945 года от попадания зажигательного снаряда Пражские куранты (Орлой) вместе со всей Староместской ратушей сгорели. Восстановление длилось три года. Сейчас они на 3/4 состоят из старых, первоначальных деталей. Механизм Староместских часов также остался прежним (за исключением небольших усовершенствований). Серьёзные изменения вносились лишь в художественное оформление и декор.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Праге, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.


Согласно средневековому мышлению, любая постройка поддаётся неблагоприятному влиянию сверхъестественных сил, поэтому у астрономических часов в Праге множество охранных декоративных элементов. На конусообразной крыше расположены два мифических василиска (у них птичий клюв, корона, два крыла и змеиное тело). Василиск - опасное существо, от его взгляда могут окаменеть люди, животные и растения.

Следующий «охранник» Староместских часов - петух , старинный символ смелости и бдительности; он встречает новый день и Солнце. В легендах и сказках при его первом пении убегают духи и дьяволы. Присутствие петуха можно найти почти на всех средневековых масштабных постройках. Его всегда устанавливают наверху.

Под петухом находится ангел - лучшая из возможных защит. Считается, что это самая первая скульптура на Пражских курантах. Слева и справа от ангела расположены окна, из которых появляются 12 апостолов. Чехи их ещё называют «вероучителями», так как не все из них были те самые первые 12 апостолов Христа. Вероучители участвуют в театральное представление, о котором читайте здесь .

Астрономический (верхний) циферблат представляет собой часовой механизм и астролябию одновременно (если точнее: циферблат является производной от распространённой в то время планисферической астролябии, которую приводит в движение часовой механизм). Циферблат изображает область движения Солнца - он основан на проекции небосвода с Северного полюса на плоскость экватора. Минутные стрелки отсутствуют.


С внешней стороны циферблат опоясан арабскими числами, которые выполнены популярным в XV веке швабахерским шрифтом и показывают старочешское время . Далее можно увидеть римские числа - они показывают среднеевропейское время . Стрелкой для арабских и римских чисел служит указатель с золотой рукой. До наступления эры технического прогресса и начала глобализации Прага жила по старочешскому местному времени. Отсчёт суток начинался с заходом Солнца, а значит, варьировался на протяжении года. О наступлении полудня столичных жителей извещал выстрел из пушки.

Цифры для среднеевропейского времени появились совсем недавно. Получается, что начало старочешских суток - это наступление темноты по современному времени. Так как в течение года темнеет раньше или позже, то круг со старочешским временем двигается вперёд или назад относительно основной части циферблата.

Следующим элементом Пражских курантов выступают опять арабские цифры, хотя в этот раз их только 12. Они находятся на голубом фоне в верхней части циферблата и обозначают светлое время звёздных суток . В секторе с цифрами «1» и «12» есть надписи на латыни ORTUS (восход) и OCCASUS (закат), а на тёмно-оранжевом фоне - AURORA (заря) и CREPUSCULUM (сумерки). Указателем для звёздных суток служит стрелка с маленькой звёздочкой. Ночное время звёздных суток обозначено тёмно-синим кругом в нижней половине циферблата.

В центре циферблата находится планета Земля (синий круг), вокруг которой движется кольцо Зодиака , показывающее, в каком созвездии находится Солнце. Внешний круг кольца Зодиака разделён на 72 ячейки, которые служат для разделения месяцев на дни. Одна ячейка обозначает 5 дней. Указателем для кольца Зодиака служит стрелка с Солнцем. Также имеется стрелка с Луной, показывающая её фазы в зависимости от положения Солнца: ночью она светится отражённым светом, а в новолуние показывает всю светлую половину.


- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 20 евро

- прогулка по малоизвестным, но интересным уголкам Праги вдали от туристических маршрутов, чтобы почувствовать настоящий дух города - 4 часа, 30 евро

- автобусная экскурсия для тех, кто хочет с головой погрузиться в атмосферу чешского Средневековья - 8 часов, 30 евро

Декор и внешняя отделка Астрономического циферблата

Вокруг циферблата видно круговую галерею скульптур разнообразных животных (некоторые вымышленные). У каждого есть свой смысл, кроме того, многие из них продолжают защитную линию василиск–петух–ангел–12 апостолов):

  • на вершине круговой галереи отдыхает лев. В царстве зверей, мифологии и символике он всегда имеет значение короля и защитника. Лев вызывает уважение и является символом доблести в равном и честном бою;
  • рядом со львом расположена собака. Она была первым одомашненным животным и символизирует верность и бдительность. В легендах собака сторожит клады. На рыцарских надгробиях собака у ног символизирует естественную смерть;
  • удивительная фигура со змеиным телом и острой конусообразной шапочкой. Это фригийский колпак - символ свободы античного Рима. Передавая его рабу, хозяин даровал ему свободу. Возможно, строители замышляли это как символ очищения и совершенства, превращение ползающей нечистой змеи (символа низких, грешных и дьявольских существ) в человека;
  • охранную линию продолжает кошка. Она тоже иногда охраняет клады, но не так надёжна. Кошка - спутник магов и чародеев, а также символ независимости, дешёвой и фальшивой ласковости, ехидства;
  • маскароны отпугивают и отгоняют опасные внешние стихии. Такая стихия, когда пролетает мимо и видит, что здесь уже занято, ищет себе другое место. Не менее фантастическими компаньонами маскарон являются и скульптурные водостоки-гаргульи, оберегающие кладку от влажности;
  • спящий нетопырь - символ трансформированного дьявола, который пьёт кровь и умеет превращаться в других животных;
  • жаба - христианский символ греха и еретиков. Они якобы пребывают в грязи (во лжи) и квакают свою неправду;
  • ёжик - ночное животное, считается защитником домашнего счастья, но в характере преобладает жадность, агрессивность и гнев;
  • бесформенное лицо на востоке и леший на западе подчёркивают выразительность предостережения перед тёмными силами. Леший - символ природных, лесных и преисподних сил;
  • внизу под астролябией находится сам дьявол (звериное лицо, настороженные уши, глаза навыкат).

Статуи по сторонам Астрономического циферблата

  • Скряга - скупой человек трясёт мешочком с деньгами (есть версия, что на его месте раньше был ростовщик-еврей, но его вид изменили, стараясь быть политкорректными).
  • Маг - с помощью зеркала смотрит за границы мира ощущений. Это считается благородным духовным занятием в противоположность Скряге, который занят накоплением имущества. Некоторые считают, что статуя символизирует Тщеславие, рассматривающее своё лицо в зеркале.
  • Скелет - предупреждение, что всё вокруг тленно. Его звонок и песочные часы подчёркивают Memento mori.
  • Турок - значение не ясно. Возможно, символ греха и наслаждений. А возможно, напоминание о длительной турецкой угрозе для всей Австрийской империи.

Нижний циферблат Орлоя представляет собой календарь. Его первоначальный вариант не сохранился, и сегодня туристы наблюдают циферблат, который спроектировал поэт и пражский архивариус Карел Яромир Эрбен в середине XIX века на основе копии 1659 года. Художественные работы выполнил Йозеф Манес. Понимая историческую ценность проекта, он согласился на очень скромный гонорар, а также проигнорировал суеверие, что человек, внёсший в Орлой существенные изменения, не проживёт долгую жизнь. В 1866 году Манес закончил роспись. Следующие несколько лет жизни художник испытывал физические боли, депрессию и душевные страдания. В 1871 году он умер.


Календарный циферблат Пражских курантов включает внутренний позолоченный диск с созвездиями и внешний медный диск с ячейками для каждого дня в году. Чтобы уберечь шедевр-циферблат Манеса от разрушительного действия погоды, его перенесли в Столичную галерею Праги , а для Орлоя заказали копию. По иронии судьбы автор копии (Е. К. Лишка) добился большей оплаты, чем Йозеф Манес получил за оригинал.

- знакомство с историей и традициями чешского пивоварения, посещение традиционной пивницы с собственной пивоварней - 3 часа, 40 евро

- чарующая природа, богатая история и секреты пивоварения знаменитого курорта в живописной долине - 11 часов, 30 евро

Внутренний позолоченный диск

Диск изображает герб Праги, зодиакальные знаки и календарный цикл фресок на тему чешской сельской жизни в эпоху Средневековья. Фрески, символизирующие 12 месяцев, изображают:

  • в январе празднование рождения ребёнка, как наступление нового года;
  • в феврале крестьянин греет ноги у огня, а жена подносит дрова;
  • в марте крестьянин пашет;
  • в апреле - подвязывает деревья;
  • в мае парень украшает шапку, а девушка собирает цветы;
  • в июне косят траву;
  • в июле жнут пшеницу;
  • в августе вымолачивают зерно;
  • в сентябре время посева озимых;
  • в октябре собирают виноград;
  • в ноябре рубят деревья и заготавливают дрова;
  • в декабре забивают поросёнка.


Внешний медный диск

Диск разделён на 365 ячеек, в которых записан цисиоян - стихотворный слоговый календарь, где упомянуты дни праздников важнейших святых. На соответствующем дне календаря написан первый слог имени святого. Не праздничные дни заполняются любыми слогами (не связанными со святыми) так, чтобы стихи имели какой-то смысл.


Цисиоян на внешнем медном диске

Декор и внешняя отделка Календарного циферблата Манеса

Окружение календаря выполнено на темы растительных мотивов и символов жизни. Циферблат со всех сторон облегает виноградная лоза. Вино считалось божественным напитком, который освобождает от земных забот, приносит радость, молодость и вечную жизнь.


Справа от циферблата расположены обезьяна и птица-феникс. Огненную птицу почитали все цивилизации, как символ вечности, круговорота обновления и воскресения. В каменных ветвях она будто бы ведёт разговор с обезьяной, которая в Античности была домашним животным, ловкой и понятливой, но в Средние века стала символом греховности, жадности и воплощением дьявола.

Немногие знают, что Астрономические Пражские часы , расположенные в одной из башен ратуши называют так же Пражскими курантами или же Пражским Орлоем . Дело в том, что оригинальное название этой легендарной достопримечательности Pražský orloj, что в переводе и означает упомянутые выше синонимы. Именно здесь можно всегда увидеть многочисленных туристов, ожидающих действо, которое называют настоящим прорывом всех времен - шоу, когда оживают фигурки, находящиеся внутри часов.

Глядя на Астрономические часы, можно определить три часовых измерения и узнать интересующее среднеевропейское, старочешское или звездное время. Помимо этих данных, с помощью часов можно увидеть зодиакальное расположение Луны и Солнца. Все необходимые данные узнаются из верхнего - астрономического и нижнего - календарного циферблатов.

Поднимаемся вверх

Верхний циферблат представляет собой один из старейших астрономических инструментов - астролябию который определяет широту и долготу. Автором астролябии Астрономических часов был Ян Шиндел,который являлся в свое время профессором математики и астрономии, а так же ректором в знаменитом университете имени Карла IV. Изготовил астролябию Микулаш из Кадани в 1410 году, а 80 лет спустя, в 1490 году был добавлен нижний циферблат с готическими скульптурами, изготовленный часовщиком Яном из Руже. Лишь в XVIII веке были добавлены движущиеся фигурки и остальные элементы декора, которые ежедневно приковывают к себе взгляды туристов и по сей день.

Сложные механизмы требовали тщательного контроля, а потому к часам был прикован смотритель, который в случае поломок всегда мог устранить причину, чтобы стрелки часов могли продолжать движение. Однако не всегда находился опытный и грамотный часовщик-смотритель, а потому были периоды, когда Пражские куранты оставались без присмотра или же останавливали свой ход. В период с 1791 по 1866 годы астролябия была сломана, тогда как часовой механизм продолжал свой ход.

После событий 8 мая 1945 года, когда как Орлой, так и вся Староместская ратуша сгорела от попадания зажигательного снаряда, началось полное восстановление утраченных ценностей. За три года, завершились восстановительные работы, в ходе которых удалось воссоздать как сам механизм, так и астролябию из первоначальных материалов. Малая часть деталей была заменена, так же модернизировался часовой механизм. Большая часть изменений пришлась на художественное оформление и декор Пражских курантов.

Амулеты на верхней части Астрономических часов

В Средние века считалось, что каждое здание поддается негативному воздействию, а потому было принято декорировать здания различными элементами, отображающими зло. Так, два мифических Василиска, которые одним лишь взглядом способны превратить в камень все живое на земле охраняют здание, расположившись на конусообразной крыше.


Под куполом крыши можно увидеть следующего защитника здания - петуха. Именно эта птица, встречающая рассвет символизирует смелость и бдительность. По поверьям, когда петух начинает петь, прочь убегает вся нечисть, именно поэтому практически на всех средневековых значимых постройках можно увидеть фигуру петуха, которая обязательно будет установлена наверху.


Чуть ниже петуха расположилась статуя ангела, которая одной из первых появилась на часах. По обе стороны от статуи расположены два окошка, в которых можно увидеть 12 апостолов.

Этот загадочный верхний циферблат

Верхний циферблат - это часовой механизм и астролябия. Здесь можно увидеть область движения солнца. В отличие от стандартных часов, здесь отсутствует минутная стрелка.

Как работает циферблат

Если взглянуть на циферблат, вы увидите несколько окружностей. Так, самая крупная по диаметру,где можно увидеть крупные арабские числа, показывает старочешское время.


Чуть ниже вы увидите римские цифры, по ним можно узнать среднеевропейское время.


Чтобы определить время, нужно найти достаточно крупную золотую стрелку с рукой в виде наконечника, и взглянуть на римские цифры.


До середины XX века, жители Праги жили по старочешскому времени, началом суток начиналось с заходом Солнца, а потому вариаций было множество.Вот почему внешний круг вращается в двух направлениях, относительно циферблата. Полдень в те времена ознаменовывался выстрелом из пушки.

Римские цифры появились относительно недавно, благодаря которым мы может узнать реальное время суток.

Так же на самой малой окружности циферблата можно увидеть 12 арабских цифр. Именно эти цифры, изображенные на светло-синем фоне, обозначают светлое время планетарных суток.


Если приглядеться, то можно увидеть, что двенадцать цифр разделены на несколько секторов, некоторые из которых подписаны. Там где расположена цифры "1" можно увидеть надпись ORTUS, что означает восход, а где цифра "12" - OCCASUS, что обозначает закат.


На темно-синем фоне изображено ночное время планетарных суток. Между кругами вы наверняка заметили светло-коричневый сектор. Он символизирует зарю - AURORA и сумерки - CREPUSCULUM.

Синий круг, который находится в самом центре часов обозначает нашу планету, вокруг которой движется Зодиакальное кольцо. Именно оно показывает в каком созвездии находится Солнце. Кольцо зодиака разделено 72-мя лучами, которые разделяют месяцы на дни, каждый промежуток между ними обозначает 5 дней.


Определить созвездие поможет стрелка с позолоченным Солнцем, а стрелка с темным шариком покажет фазы Луны от того или иного расположения Солнца. В темное время суток данную стрелку можно легко узнать по свечению, в новолуние можно увидеть ее светлую сторону.

Декорирование и отделка циферблата

Если возвести вообразимую окружность вокруг Астрономического циферблата, то можно увидеть огромное количество скульптур, где изображены живые существа, часть из которых реальны, а часть вымышленные.

В самой верхней точке окружности расположилась скульптура льва. Если вы интересовались мифологией, смотрели фильмы или читали книги, то должны понимать и знать, что лев находится в верхней цепи питания, считается королем и защитником остальных живых особей. Помимо этого, львы всегда уважаемы, а так же считаются символом смерти в равноправном бою.


Рядом с королем зверей расположена скульптура верной и бдительной собаки, которую приручили люди в первую очередь. По легендам, именно собаки охраняли клады от разбойников и воров. Изображение собаки на надгробии рыцаря означало естественную смерть усопшего.

Далее вы увидите змею с фригийским колпаком. Очевидно, что данная скульптура имеет двоякое значение, ведь колпак означал свободу от рабства в античном Риме, а змея - самое грешное и оскверненное дьявольское существо. Таким образом, данная композиция означает очищение и совершенство, то есть перевоплощение из более низкого статуса змеи в более высокий и разумный статус человека.

Затем, ваш взгляд упадет на кошку, которая так же являлась охранником кладов, однако не такой надежной как собака. Кошка символизирует независимость, фальшь, ехидство, так же считалась спутником магов и чародеев.





В верхней части циферблата вы увидите маскаронов. Это изображения лиц с озлобленными выражениями. Считалось, что расположенные на высоте маскароны отпугивают внешние стихии, которым впоследствии приходилось искать другое место для проявления своей силы.

В водостоках конструкции расположены скульптуры гаргуль, которые как не странно охраняют кладку от излишней влаги.

Затем, ваш взгляд упадет на знакомую всем жабу, которая означает грех, а так же символизирует еретиков. Пребывая во лжи, то есть в болоте, жабы постоянно лгут, издавая квакающие звуки.

После скульптуры жабы вы заметите еще одно знакомое ночное животное - ежа. Он символизирует защиту домашнего очага, однако не является добрым, так как характер состоит из трех составляющих: жадности, агрессивности и гнева.

Под астролябией в нижней части циферблата можно найти изображение дьявола, которое представлено в виде настороженного зверя с выпученными глазами.

На востоке и западе циферблата вы увидите две различные скульптуры, которые предостерегают от темных сил. Это лицо без формы и леший соответственно.

Крупные статуи по сторонам циферблата

1. Скупой Человек с мешочком и деньгами - это Скряга. Имеются сведения, что ранее на месте скряги располагался еврей, наживавшийся на процентах, но по причине политкоректности, статую пришлось видоизменить.


2. Изображение мага с зеркалом символизирует благородное духовное занятие - смотреть за границы мира. По другой интерпретации, скульптура означает тщеславие, рассматривающее свое изображение в зеркале.

3. Изображение скелета - символизирует Смерть. Песочные часы и тянущаяся к нему кисть означает звонок, который напоминает о смерти.


4. Рядом со скелетом находится скульптура Турка. По одной версии - это символ наслаждений и греха, по второй - напоминание о турецкой угрозе для существовавшей когда-то Австрийской империи.

Нижний циферблат - циферблат Манеса

К сожалению, первоначальный вариант нижнего циферблата, который является календарем, не сохранился. Сегодня туристы наблюдают за циферблатом, который был спроектирован по копии от 1659 года архивариусом Яромиром Эрбеном. В 1866 году был закончены художественные работы . Согласившись выполнять свою работу, он не взял большого гонорара, однако, внес существенные изменения в Орлой. Легенды гласили, что тот, кто отклонится от первоначальной задумки оформления Орлоя, вскоре умрет. Стечение обстоятельств или пророчество существенно изменили жизнь Йозефа Манеса: последующие годы он испытывал сильные боли, на фоне которых развилась депрессия и душевная болезнь. После завершения работы художник-реставратор прожил 5 лет.


Циферблат Манеса состоит из двух дисков. Внутренний позолоченный диск представляет собой созвездия, а медный внешний диск - обозначение дней в году. Из-за ценности календарного циферблата, оригинал было решено перенести в главную Галерею Праги, а на его место установили копию, автором которой являлся Е. К. Лишка. Таким образом, было решено уберечь циферблат Манеса от природных условий и сохранить его в оригинальном виде.

Внутренний диск циферблата

Внутренний диск циферблата изображает герб столицы Чехии, так же знаки зодиака и календарный цикл картин тематики сельской жизни в Средние века. Сами же картины символизирует 12 месяцев.

  • Январь - изображено празднование рождения ребенка.
  • Февраль - изображен крестьянин, греющий ноги у костра и жена, несущая дрова.
  • Март - изображена пахота.
  • Апрель - изображено подвязывание деревьев.
  • Май - изображен парень, который украшает шапку и девушка, собирающая цветы
  • Июнь - изображены покосы
  • Июль - изображена жатва
  • Август - изображена вымолотка зерна
  • Сентябрь - изображен посев
  • Октябрь - изображен сбор винограда
  • Ноябрь - изображены сруб деревьев и подготовка дров
  • Декабрь - изображен забой поросенка

Внешний диск циферблата Манеса

Медный диск разделен на 365 отрезков, в каждом из которых вписан стихотворный слоговой календарь - цисиоян. В нем же указаны даты упоминания святых. Если день праздничный, то в начале цисиояна указывается имя святого, чтимого в этот день. Если же день обычный, тогда цисиоян принимает осмысленное содержание на разные темы.

Декорации календарного циферблата Манеса

Основной идеей внешнего оформления циферблата является изображение растительных мотивов и символов жизни, таким образом циферблат обрамляет виноградная лоза. Считалось, что вино являясь напитком Богов освобождал от земных рутин, приносил радость, молодость и жизнь вечную.


По правую сторону от циферблата находятся скульптуры обезьяны и птицы-феникса, ведущие беседу. Феникс был почитаем всеми древними цивилизациями, символизировал вечность, цикл жизни и воскресение. Обезьяна же считалась прирученным ловким и понятливым животным до тех пор, пока в Средневековье не стала символизировать греховность, жадность и воплощение дьявола. Дополняет композицию лесной гном и птицы.

Всю конструкцию как бы поддерживают две скульптуры каменщиков из Средневековья. По одеянию можно определить их общественное положение. По одной из версий, данные скульптуры изображают мастера и подмастерье, труды которых взаимосвязаны.

В левом нижнем углу можно увидеть скульптуру совы, которая в древние времена символизировала ночь и мудрость, чуть позже сову стали ассоциировать с тьмой и неверием.

  • Летописец
  • Астроном
  • Архангел Михаил
  • Философ

Представление в стиле Средневековья

Каждый час с 8 утра и до 8 вечера на Староместской площади происходит действо в духе средневековья, когда в верхних окошках один за другим появляются апостолы а завершающим участником является Иисус. В это же время чуть ниже, в боковых сторонах, фигуры также приходят в движение. Движущиеся объекты символизируют человеческие пороки. Таким образом, скелет, который символизирует смерть переворачивает часы и кивает Турку, а Турок отрицательно мотает головой. В другой же стороне, Скряга встряхивает кошелек, а архангел с мечом, карает его, являясь воплощением наказания для грешников. Окончание представления знаменуется криком петуха.

Как добраться до Пражских курантов

Адрес: Staroměstské náměstí 1/3, 110 00 Praha 1-Staré Město
Телефон: 236 002 629

Проложить маршрут



Рассказать друзьям