Легендарный московском дом писателей с дурной славой. "Дурная слава" Дома писателей Особняк библиотека в лаврушинском переулке

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Знаменитый Дом писателей в Москве , что находится по адресу Лаврушинский переулок, 17, напротив Третьяковской галереи, был построен 80 лет назад по личному распоряжению Сталина. Его жильцами стали представители литературной элиты, члены Союза писателей СССР, среди которых были А. Барто, И. Ильф, Е. Петров, К. Паустовский, М. Пришвин, В. Каверин, Ю. Олеша, В. Катаев, Б. Пастернак. За квартиры шли нешуточные бои, не всем удавалось получить здесь прописку. Своей очереди так и не дождался Михаил Булгаков , который изобразил этот дом в «Мастере и Маргарите» под названием Дома Драмлита. Многих его обитателей постигла незавидная участь.



Строительству легендарного дома предшествовало создание в 1934 г. Союза писателей СССР, в уставе которого было заявлено: «Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма». Сталин хотел объединить представителей творческой элиты не только идеологически, но и территориально – так проще было держать их под контролем.





Заселение в доме началось в 1937 г. Одним из первых перебрался сюда Б. Пастернак, в маленькую квартирку в башне под крышей. Об этом доме он упоминал в одном из стихотворений («Дом высился, как каланча…»). В начале войны Пастернак оставался в Москве и вместе с другими жильцами ночами дежурил на крыше, засыпая песком зажигательные снаряды. В одну из ночей в Дом писателей попали фугасные бомбы, разрушив 5 квартир. После войны Пастернак вернулся в Лаврушинский переулок. Именно здесь был написан роман «Доктор Живаго».



Квартиры в Доме писателей доставались не всем. Михаилу Булгакову в жилье было отказано. И этому в немалой степени поспособствовал один из самых рьяных гонителей писателя – критик Осаф Литовский, начальник Главного репертуарного комитета. Это он заклеймил творчество писателя после постановки «Дней Турбиных» презрительным термином «булгаковщина» и запретил к постановке его пьесы. Сам же критик поселился в Доме писателей в квартире №84.





Именно в эту квартиру и поселил Булгаков критика Латунского в романе «Мастер и Маргарита»: «Маргарита вылетела в переулок. В конце его ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита … увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, … и что над дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита». … Поднявшись в воздух повыше, она жадно начала читать фамилии: Хустов, Двубратский, Квант, Бескудников, Латунский… – Латунский! – завизжала Маргарита. – Латунский! Да ведь это же он! Это он погубил Мастера!». И после этого Маргарита устроила в квартире №84 погром.





Квартиры в доме в Лаврушинском переулке распределялись исходя из заслуг и значимости писателя – «чем больше писатель, тем больше жилплощадь». Это жилье считалось привилегированным – в распоряжении жильцов были также собственная столовая, поликлиника и детский сад. Однако за эти привилегии многим пришлось дорого заплатить. Вскоре после заселения в 1937 г. в доме начались обыски и аресты. Некоторые жители бесследно исчезли, а в их квартирах поселились другие люди. После войны, в 1948 г. из этого дома на Лубянку увезли генерал-лейтенанта В. Крюкова, арестованного за «грабеж и присвоение трофейного имущества в больших масштабах». А следом за ним арестовали за «антисоветскую деятельность и буржуазное разложение» его жену – известную певицу Лидию Русланову.



Несчастья преследовали и других жильцов Дома писателей: здесь погиб сын Паустовского Алексей, покончили с собой дочь прозаика Кнорре и сын поэта Яшина. Жена поэта Льва Ошанина не смогла простить ему измены и выбросилась в окно. Рядом с домом машина сбила 9-летнего сына Агнии Барто, после чего она всегда ходила в черном. Говорили, что жильцов дома преследует злой рок.



Как видим, «нехорошей» оказалась не только квартира №50 в романе Булгакова, но и «Дом Драмлита» в реальности. Хотя вряд ли в этом стоит усматривать мистический подтекст: аресты в 1930-х гг. были массовыми, а несчастья настигают семьи в любых других домах – но жильцы этого дома были выдающимися людьми, и об их судьбах стало известно миллионам. И Дом писателей заслужил дурную славу, что, впрочем, не помешало тому, что в 1960-х гг. квартиры здесь начали получать чиновники и другие люди, весьма далекие от искусства.



Кроме дома в Лаврушинском переулке, существует еще как минимум .

Выставочные залы ГМП в Денежном переулке
ул. Арбат, 55/32, вход с Денежного переулка (ст.м. «Смоленская»)

Выставка
«Лаврушинский, 17. К 80-летию Дома писателей»

Выставка к юбилею знаменитого писательского дома в Лаврушинском переулке откроется в Выставочных залах Государственного музея А.С. Пушкина.

Выставка расскажет об истории возведения дома, о его знаменитых жильцах, правде и мифах, связанных с ними и легендарным домом. Как следует из названия, она приурочена к юбилею уникального дома, сооруженного в Замоскворечье в середине 30-х годов по проекту архитектора Ивана Николаева. Советскую традицию расселять интеллигенцию «по интересам» можно проследить по классическим московским адресам. В переулке на Полянке - Дом кинематографистов, на улице Горького - Дом композиторов, Дом артистов в Брюсовском переулке и, наконец, Дом писателей - в Лаврушинском...

Инициаторы и создатели выставки - Аукционный дом «Литфонд» и Государственный музей А.С.Пушкина, при поддержке Музея архитектуры имени Щусева.


История возведения. В 1932 году на встрече с Максимом Горьким Сталин обещал посодействовать созданию «городка или гостиницы» для писателей. И уже в 1934 году по личному указу вождя началась работа над проектом Дома писателей. Его стали строить на месте небольшого особняка с парком, некогда принадлежавшего старинному роду Титовых. Заселение кооперативного 4-хподъездного жилого дома по адресу Лаврушинский переулок, 17 было закончено в 1937 году.

Вторая очередь Дома писателей была построена уже после войны, в 1948-1949 гг., и включала еще два подъезда. Планировка квартир улучшена - за годы войны престиж советских писателей заметно вырос. В список будущих жильцов новой секции Союз писателей включил авторов, премированных за лучшие произведения о войне. Так что здесь лауреатов Сталинской премии жило больше, чем во всех четырех довоенных подъездах.

Жильцы дома. Поэты, прозаики, драматурги, заселившие Дом писателей, были теми, с кого начиналась советская литература в 20-х годах XX века. В одном доме - около сотни писателей: Илья Эренбург, Антон Макаренко, Борис Пастернак, Константин Паустовский, Юрий Олеша, Виктор Шкловский, Семен Кирсанов, Федор Гладков, Валентин Катаев, Илья Ильф, Евгений Петров, Эммануил Казакевич, Михаил Пришвин, Агния Барто, Константин Федин, Всеволод Иванов, Илья Сельвинский, Виктор Ардов, Лев Ошанин и др. Их гостями не однажды бывали Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Александр Вертинский, Лев Кулешов, Генрих Нейгауз, Константин Симонов, Александр Твардовский, Сергей Лемешев, Ольга Лепешинская, Мария Юдина, Юрий Завадский, Валентин Плучек, Леонид Утесов и другие яркие представители литературного и артистического мира той эпохи.

Пространство выставки. Структура экспозиции повторяет схему расселения самого дома и разделена по подъездам. Каждому литератору, проживавшему в доме № 17 в Лаврушинском переулке, будет посвящена отдельная витрина с личными вещами, фотографиями, автографами и письмами, которые сейчас хранятся в частных коллекциях и семейных архивах.

Два дополнительных информационных блока будут посвящены жильцам - участникам Великой Отечественной войны и знаменитым гостям дома.

Организаторы и вдохновители. Инициатива организации выставки «Лаврушинский, 17. К 80-летию Дома писателей» принадлежит Аукционному дому «Литфонд» и Государственному музею А.С.Пушкина. Идею ее проведения поддержал Музей архитектуры имени Щусева. Главным же вдохновителем создания экспозиции к юбилею дома стала переводчик, библиограф и писатель Ольга Никулина, которая родилась и всю жизнь живет в нем. Ольга Львовна - автор книг «Лаврушинский 17. Семейная хроника писательского дома» и «Лаврушинский, 17. Семья и книги, друзья и враги» - бережно хранит воспоминания о тех, чьим домашним адресом стал знаменитый дом в Лаврушинском переулке, и внесла неоценимый вклад в подготовку выставки.

На открытии выставки Ольга Никулина поделится личными воспоминаниями о жизни в легендарном доме. Гостями вернисажа станут сегодняшние жильцы дома - потомки знаменитых советских литераторов, сохранившие в семейных архивах бесценные мемории и документальные свидетельства эпохи.

В романе «Мастер и Маргарита» есть эпизод, где Маргарита-ведьма бьет стекла в квартире критика Латунского. Жил этот зловредный деятель в «Доме Драмлита», прообразом которого послужил знаменитый писательский дом по адресу Лаврушинский переулок, 17. Он цел и поныне - стоит ровно напротив входа в Третьяковскую галерею.

К 80-летию Дома писателей приурочена выставка «Лаврушинский, 17», которая проходит в Выставочных залах Государственного музея Александра Пушкина на Арбате с 27 декабря 2016 года по 29 января 2017-го. Ее инициаторами стали жильцы знаменитого дома - те, кто там с детства. Например, Ольга Никулина, дочь писателя Льва Никулина. Она родилась в 1937-м - как раз когда началось заселение огромного дома в Лаврушинском, предназначенного для деятелей советской литературы. На открытии выставки Ольга Львовна сказала, что нынешний состав жильцов дома совсем другой - многие наследники литераторов продали свои квартиры. Активисты домкома, наследники первых поселенцев, обеспокоены тем, что дому не присвоен официальный статус памятника культуры.

Табличка «Лаврушинский переулок, дом 17» и памятная табличка «Дом писателей» на стене здания в Москве. Фотография: фотобанк «Лори»

Дом писателей в Лаврушинском переулке

Выставку в Музее Пушкина готовили именно дети, внуки знаменитых жильцов дома в Лаврушинском. В экспозиции нет ни одного музейного объекта - все экспонаты предоставлены членами семей писателей, поэтов, литературоведов. По атмосфере выставка получилась камерная, домашняя, но по содержанию очень насыщенная: в трех небольших залах размещены стенды, посвященные многим жильцам дома.

Писатели Юрий Олеша, Константин Паустовский , Виктор Ардов, Илья Ильф и Евгений Петров, литературовед Виктор Шкловский, балерина Надежда Павлова, поэты Борис Пастернак , Владимир Луговской, Агния Барто - на каждого из них и на многих других в пространстве выставки отведено по небольшому стенду, где можно ознакомиться с биографической справкой и рассмотреть личные вещи: тетради, письма, книги с автографами, фотографии. Семья Шкловских, например, предоставила для экспонирования невероятно дорогую и горькую реликвию - гимнастерку Никиты Шкловского, сына Виктора Борисовича, переданную с фронта, где он погиб в 1945-м. В витрине, посвященной поэту Александру Яшину, трогательная рукопись: «Молитва (утренняя): Помоги мне, Господи, написать еще одно стихотворение! 1958». На стене в одном из залов - зеркало Ольги Суок, супруги Юрия Олеши. Фамилию жены писатель превратил в имя героини своего романа «Три толстяка». В витрине, посвященной Агнии Барто, - свидетельство о присвоении имени писательницы планете № 2279.

Зданию в Лаврушинском исполняется 80 лет. Конечно, булгаковский «Дом Драмлита» - не единственный художественный образ этого уникального жилища советских писателей, воспоминания и свидетельства о нем встречаются во многих произведениях, мемуарах. Та же Ольга Никулина, например, написала о родном доме две книги: «Лаврушинский, 17. Семейная хроника писательского дома» и «Лаврушинский, 17. Семья и книги, друзья и враги». Нынешняя выставка в Музее Пушкина - прекрасное напоминание о людях сложной эпохи. В конце 1930-х воплощалась в жизнь идея Сталина о корпоративных «городках» для представителей той или иной творческой профессии. В Лаврушинском соседствовали не только друзья по цеху, но и недоброжелатели, конкуренты. Идиллической атмосферу в Доме писателей не назовешь. Но тем интереснее прослеживать большую историю страны по линиям жизней «инженеров человеческих душ».

Лаврушинский переулок. Каждый, кто хоть раз был в Москве, непременно приезжал сюда. Здесь находится один из символов столицы – Третьяковская галерея. Лаврушинский переулок получил свое название по фамилии купеческой вдовы Анисьи Матвеевны Лаврушиной, которая в далекие времена Екатерины II владела одним из домов в переулке, вернее тупике. В XVIII веке Лаврушинский переулок назывался Хохловой улицей и не доходил до Толмачевского переулка (тогда Николаевской улицы). Лишь в начале 1770-х годов Лаврушинский был пробит до Толмачевского, и на перекрестке выстроена усадьба Демидовых.


Одно из самых интересных зданий Лаврушинского переулка фасадами выходит в сквер с фонтаном «Вдохновение». Это знаменитый писательский дом, построенный в 1937 году архитектором И.И. Николаевым и достроенный в 1948-1950 годах. «Выдающийся театральный критик, литературовед, писатель, публицист Юзеф Ильич Юзовский жил в этом доме с 1947 по 1964 год», – гласит надпись на мемориальной доске. Это единственная памятная доска, установленная здесь. Но если отметить табличками всех известный людей, в разное время живших в этом доме, нижний его этаж будет похож на неведомого зверя с чешуей.


С этим домом связаны имена М.И. Алигер, А.Л. Барто, И.А. Ильфа и Е.П. Петрова, Э.Г. Казакевича, В.П. Катаева, А.С. Макаренко, К.Г. Паустовского, Н.Ф. Погодина, Р.С. Сефа, К.А. Федина, И.Г. Эренбурга и многих, многих других. Всего около ста известных имен! Потомки писателей, живущие в этом доме до сих пор, и простые жильцы каждый год добиваются права повесить мемориальные доски в честь бывших знаменитых владельцев. Но власти почему-то не желают этим заниматься. Кстати, чтобы установить памятную доску Ю.И. Юзовскому, его ученикам пришлось целых двадцать пять лет обивать пороги всевозможных государственных учреждений.


Дом № 17 по Лаврушинскому переулку – типичное для советского времени многоэтажное жилое здание. Выделяется в нем разве что облицованный черным полированным камнем портал, над которым расположены четыре балкона длиной в два окна. Если смотреть на Дом писателей со стороны Лаврушинского переулка, кажется, что правая его часть завершена выступающим за красную линию башнеобразным объемом, но это лишь зрительный обман. Другие архитектурные особенности определить трудно. Но здание это столько раз становилось героем произведений литературы и мемуаристки, что и некоторые древнейшие строения Москвы могут ему позавидовать.


Строительству дома №17 предшествовало создание в 1934 году Союза писателей СССР. «Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм партии. Союз советских писателей ставит своей целью создание художественных произведений, достойных великой эпохи социализма», – сказано в уставе Союза. И.В. Сталин задумывал объединить писателей не только идеологически и бюрократически, но и территориально, поселив их в одном здании.


Изначально Сталин планировал создать целый писательский город, но ограничился строительством одного большого дома в Лаврушинском и дачного поселка Переделкино. До строительства дома писателей в Замоскворечье в Москве появился кооперативный дом в Нащокинском переулке близ Арбата. Это был один из первых опытов селить советских писателей в одном месте. Многие жильцы из Нащокинского переулка перебрались в конце 1930-х годов в Лаврушинский. Кроме того, сюда стали переезжать писатели из флигелей знаменитого дома Герцена на Тверском бульваре, литературного общежития на Покровке и других мест.


В распоряжении привилегированных жителей Дома писателей были собственные столовые, поликлиники, больницы и прочие радости жизни. Квартира в Лаврушинском стала показателем признания и литературной славы, по крайней мере, в кругах высшего руководства Союза писателей и страны в целом. Житель дома Б.Л. Пастернак писал грузинскому поэту. Н.А. Табидзе: «Одни, живущие скромно и трудно писатели в Нащокинском переулке, Бог знает как хвалят, другие, как блестящие жители Лаврушинского находят, что я себя потерял или намеренно отказываюсь от себя, что я ударился в несвойственную мне бесцветность или обыкновенность».

Все литераторы понимали, что значит иметь квартиру в Лаврушинском, и стремились ее получить. М.А. Булгаков просто мечтал жить в Доме писателей. Но его мечта не осуществилась, несмотря на все просьбы Михаила Афанасьевича. Одним из самых ревностных гонителей Булгакова в 1930-х годах был критик Осаф Семенович Литовский – начальник Главного репертуарного комитета и один из руководителей Народного комиссариата просвещения РСФСР. Литовский запрещал к постановке пьесы Булгакова. Сам литературный функционер жил в Лаврушинском переулке. В двадцать первой главе романа «Мастер и Маргарита» описывается полет Маргариты:


«Маргарита вылетела в переулок. В конце его ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита». Маргарита щурилась на надпись, соображая, что бы могло означать слово «Драмлит». Маргарита вошла в подъезд, толкнув дверью удивленного швейцара, и увидела рядом с лифтом на стене черную доску, а на ней выписанные белыми буквами номера квартир и фамилии жильцов.

Венчающая список надпись: «Дом драматурга и литератора» заставила Маргариту испустить хищный задушенный вопль. Поднявшись в воздух повыше, она жадно начала читать фамилии: Хустов, Двубратский, Квант, Бескудников, Латунский... «Латунский! – завизжала Маргарита. – Латунский! Да ведь это же он! Это он погубил мастера»… «Да, по гроб жизни должен быть благодарен покойному Берлиозу обитатель квартиры № 84 в восьмом этаже за то, что председатель МАССОЛИТа попал под трамвай, и за то, что траурное заседание назначили как раз на этот вечер. Под счастливой звездой родился критик Латунский. Она спасла его от встречи с Маргаритой, ставшей ведьмой в эту пятницу!»


Все сходится: восемь этажей, черный мрамор, широкие двери, загубленная карьера. Получается, Маргарита прилетела именно в Дом писателей, и вероятнее всего, в квартиру Литовского. Критика дома не оказалось. Залетев в окно восьмого этажа, Маргарита устроила форменный разгром в квартире Латунского-Литовского, орудуя тяжелым молотком. «Нагая и невидимая летунья сдерживала и уговаривала себя, руки ее тряслись от нетерпения. Внимательно прицелившись, Маргарита ударила по клавишам рояля, и по всей квартире пронесся первый жалобный вой. Исступленно кричал ни в чем не повинный беккеровский кабинетный инструмент.

Клавиши на нем провалились, костяные накладки летели во все стороны. Со звуком револьверного выстрела лопнула под тяжелым ударом молотка верхняя полированная дека… Маргарита ведрами носила из кухни воду в кабинет критика и выливала ее в ящики письменного стола. Потом, разломав молотком двери шкафа в этом же кабинете, бросилась в спальню. Разбив зеркальный шкаф, она вытащила из него костюм критика и утопила его в ванне. Полную чернильницу чернил, захваченную в кабинете, она вылила в пышно взбитую двуспальную кровать в спальне. Разрушение, которое она производила, доставляло ей жгучее наслаждение».

Денис Дроздов

Знаменитый Дом писателей в Москве, что находится по адресу Лаврушинский переулок, 17, напротив Третьяковской галереи, был построен 80 лет назад по личному распоряжению Сталина. Его жильцами стали представители литературной элиты, члены Союза писателей СССР, среди которых были А. Барто, И. Ильф, Е. Петров, К. Паустовский, М. Пришвин, В. Каверин, Ю. Олеша, В. Катаев, Б. Пастернак.

За квартиры шли нешуточные бои, не всем удавалось получить здесь прописку. Своей очереди так и не дождался Михаил Булгаков, который изобразил этот дом в «Мастере и Маргарите» под названием Дома Драмлита. Многих его обитателей постигла незавидная участь.

Строительству легендарного дома предшествовало создание в 1934 г. Союза писателей СССР, в уставе которого было заявлено: «Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма». Сталин хотел объединить представителей творческой элиты не только идеологически, но и территориально - так проще было держать их под контролем.

Вид с крыши Дома писателей, 1956

Борис Пастернак на балконе квартиры в Доме писателей, 1948
Заселение в доме началось в 1937 г. Одним из первых перебрался сюда Б. Пастернак, в маленькую квартирку в башне под крышей. Об этом доме он упоминал в одном из стихотворений («Дом высился, как каланча…»). В начале войны Пастернак оставался в Москве и вместе с другими жильцами ночами дежурил на крыше, засыпая песком зажигательные снаряды. В одну из ночей в Дом писателей попали фугасные бомбы, разрушив 5 квартир. После войны Пастернак вернулся в Лаврушинский переулок. Именно здесь был написан роман «Доктор Живаго».


Квартиры в Доме писателей доставались не всем. Михаилу Булгакову в жилье было отказано. И этому в немалой степени поспособствовал один из самых рьяных гонителей писателя - критик Осаф Литовский, начальник Главного репертуарного комитета. Это он заклеймил творчество писателя после постановки «Дней Турбиных» презрительным термином «булгаковщина» и запретил к постановке его пьесы. Сам же критик поселился в Доме писателей в квартире №84.

Так прообраз Дома Драмлита выглядит в наши дни

Тот самый фасад дома, выложенный *черным мрамором
Именно в эту квартиру и поселил Булгаков критика Латунского в романе «Мастер и Маргарита»: «Маргарита вылетела в переулок. В конце его ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита … увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, … и что над дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита». … Поднявшись в воздух повыше, она жадно начала читать фамилии: Хустов, Двубратский, Квант, Бескудников, Латунский… - Латунский! - завизжала Маргарита. - Латунский! Да ведь это же он! Это он погубил Мастера!». И после этого Маргарита устроила в квартире №84 погром.

Дом писателей в Лаврушинском переулке в Москве

Квартиры в доме в Лаврушинском переулке распределялись исходя из заслуг и значимости писателя - «чем больше писатель, тем больше жилплощадь». Это жилье считалось привилегированным - в распоряжении жильцов были также собственная столовая, поликлиника и детский сад. Однако за эти привилегии многим пришлось дорого заплатить. Вскоре после заселения в 1937 г. в доме начались обыски и аресты. Некоторые жители бесследно исчезли, а в их квартирах поселились другие люди. После войны, в 1948 г. из этого дома на Лубянку увезли генерал-лейтенанта В. Крюкова, арестованного за «грабеж и присвоение трофейного имущества в больших масштабах». А следом за ним арестовали за «антисоветскую деятельность и буржуазное разложение» его жену - известную певицу Лидию Русланову.

Агния Барто
Несчастья преследовали и других жильцов Дома писателей: здесь погиб сын Паустовского Алексей, покончили с собой дочь прозаика Кнорре и сын поэта Яшина. Жена поэта Льва Ошанина не смогла простить ему измены и выбросилась в окно. Рядом с домом машина сбила 9-летнего сына Агнии Барто, после чего она всегда ходила в черном. Говорили, что жильцов дома преследует злой рок.

Как видим, «нехорошей» оказалась не только квартира №50 в романе Булгакова, но и «Дом Драмлита» в реальности. Хотя вряд ли в этом стоит усматривать мистический подтекст: аресты в 1930-х гг. были массовыми, а несчастья настигают семьи в любых других домах - но жильцы этого дома были выдающимися людьми, и об их судьбах стало известно миллионам. И Дом писателей заслужил дурную славу, что, впрочем, не помешало тому, что в 1960-х гг. квартиры здесь начали получать чиновники и другие люди, весьма далекие от искусства.

Михаил Булгаков



Рассказать друзьям