Летние развлечения с песком и водой для дошкольников. Игры с природным материалом

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

НА ТЕМУ:»ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

Дошкольное детство - это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка и является ведущим видом деятельности.

Игра доставляет ребенку большую радость, потому что дает ему возможность активно действовать. «Ребенок до десятилетнего возраста, - писал М.Горький, - требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир и, прежде всего и легче всего, в игре и игрой».

Малышам нравится играть в семейном кругу. Участие в игре взрослых помогает им лучше проникнуть в мир интересов ребенка.

Существует довольно много самых разных игр. Игры с природным содержанием базируются на знаниях в этой области и отражают тот или иной вид деятельности людей в природе. Если родители активно приобщают ребенка к природе через наблюдения, художественную литературу, телепередачи и т.д., его заинтересованность, несомненно, найдет отражение в играх.

Совместная игровая деятельность - естественная форма познания окружающего мира. Так давайте же чаще и больше играть с нашими детьми.

Цели и задачи: 1. Расширять и углублять знания детей о свойствах воды

И песка;

  1. Способствовать развитию внимания, активной речи;
  2. Развивать общую и мелкую моторику;
  3. Воспитывать доброжелательное отношение ко всем

Участникам игровой деятельности.

Ритуал приветствия:

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро, дети и гости

Очень мы рады, что вы пришли в гости!.

В начале нашей встречи мы с Вами поиграем. (Взрослые встают в круг).

  • Игра «Что растет в краю родном?»

Ведущий называет деревья и кустарники. Хлопком отмечаются те растения, которые растут в нашей местности. (Калина, мимоза, боярышник, шиповник, смородина, багульник, ель, береза, саксаул, платан, вишня, сосна, каштан, банан, дуб, кипарис, мандарин, ива, слива и т.д.)

  • «Догони шишку» Цель игры: догнать первую шишку.

По кругу пускают две шишки. Игроки передают их из рук в руки с дистанцией в два человека. Первая шишка как бы «убегает» от второй.

  • Игра «Кто кем будет?» с мячом

Ведущий бросает мяч игроку, который быстро отвечает и возвращает мяч. (Цыпленок, котенок, мышонок, поросенок, теленок, козленок, медвежонок, жеребенок, гусенок, утенок, ягненок, бельчонок, тигренок, щенок, галчонок, кукушонок, муравьишка, гусеница, куколка, волчонок, зайчонок, лягушонок)…

  • Отгадайте загадку: Она и в воздухе, она и в лужице.

Она снежинкою над нами кружится.

Она и в чайнике у нас кипит, она и в реченьке

журчит. (Вода)

Предложить родителям занять свои места.

Что такое вода? (Ответы родителей)

Вода - одна из загадочных жидкостей на земле. Издавна люди восхваляли и воспевали воду. Слово ВОДА равнозначно слову «жизнь». Ведь жизнь зародилась в водной среде. Вода входит в состав всех тканей живых существ, обезвоживание - это смерть, вода - это жизнь.

Любят ли Ваши дети игры с водой? (Высказывания родителей).

Вода - первый и любимый всеми детьми объект для игр и исследования. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Особенно это важно для самых маленьких детей.

Первые игры с водой ребенок осваивает во время купания. Но для развития малыша этого мало, так как, организуя игры с водой, мы одновременно решаем много разных задач:

  • Способствуем физическому развитию ребенка (развиваем мелкую моторику рук, а также зрительную и двигательную координацию).
  • Знакомим ребенка с окружающим миром (знакомство с основными свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса…; и с материалами, которые используются в играх).
  • Расширяем и обогащаем словарь детей.
  • Способствуем овладению детьми элементарными математическими понятиями - далеко - близко, высоко - низко, мало - много, полный - пустой и т.д.
  • Снимаем психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

Игры с водой делают жизнь ребенка разнообразнее и интереснее. Каждый малыш с удовольствием принимает в них участие.

Что нужно для организации игр с водой дома? (Высказывания родителей).

  • Установить емкость с водой на устойчивый столик. К емкости должен быть свободный доступ.
  • Верхний край емкости для воды должен находиться на уровне пояса ребенка.
  • Уровень воды должен быть не более 7см.
  • Перед игрой закатать ребенку рукава и одеть фартучек.
  • Подготовить игровое оборудование: заводные игрушки-забавы, разные мелкие игрушки, природный материал (шишки, камешки, ракушки, каштаны, желуди, кора деревьев, скорлупки грецкого ореха), предметы-заместители (деревянные палочки, пластмассовые трубочки, крышечки, пробки), разнообразные пластмассовые сосуды, воронки, ложечки.

Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово. Для малышей уместны потешки, стишки о воде, описательные загадки… Игры с водой хорошо сопровождать прослушиванием аудиозаписей шума дождя, водопада, журчания ручейка.

Какие игры с водой можно организовать дома? (Высказывания родителей).

Давайте поиграем вместе с Вами и Вашими детьми.

На столах приготовлены емкости с водой и игровое оборудование, бумажные полотенца. (Проиграть вместе с детьми предложенные варианты).

  1. Знакомство со свойствами воды:
  • Вода разливается, она жидкая. Ее можно собрать тряпочкой или губкой.
  • Вода бывает горячая, теплая и холодная. (Попробовать на ощупь)
  • Вода чистая, прозрачная, через нее все видно. (Сравнить стакан воды со стаканом молока).
  • Вода не пахнет. У нее нет запаха. (Дать детям понюхать).
  • Воду можно наливать и переливать. (Дать детям возможность самим наливать воду).
  • Воду можно окрасить, добавив в нее краситель (чай, кофе, гуашь, зеленку…).
  1. Переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой).
  2. Наливание воды в разные сосуды (чашку, бутылочку, баночку, кастрюльку…).
  3. «Веселая рыбалка» (вылавливание ложкой разных предметов из разных по объему емкостей).
  4. «Тонет - не тонет» (игры на экспериментирование).
  5. Игры с мыльными пузырями. (Самостоятельное пускание пузырей. Поймай пузырь на ладошку. Чей пузырь больше? Чей пузырь улетит выше, дальше…?)
  6. Игры с заводными плавающими игрушками.
  7. Игры с мелкими резиновыми, пластмассовыми и деревянными игрушками.
  8. Игры с куклой: «Умоем куклу», «Искупаем куклу», «Помоем кукольную посуду», «Постираем кукле платье»…

В дальнейшем при взрослении ребенка для расширения кругозора, развития любознательности и поддержания интереса к играм хорошо знакомить детей со свойствами снега.

  • Принести снег в мисочке домой и понаблюдать, что с ним произойдет в тепле. Снег - это вода.
  • Налить в формочку воду и вынести ее в морозный день на улицу. В конце прогулки посмотреть, что стало с водой. Лед - замерзшая вода.
  • Рассмотреть воду после таяния снега. Что видно на дне блюдца? Снег грязный, есть его нельзя.
  • Взять кусочек льда из холодильника. Подержать его в руках. Какие стали руки? (мокрые). Лед - это вода.
  • Положить сосульку на решеточку. Что с ней происходит в тепле? В тепле она стала таять.

Также очень полезно организовывать различные игры со снегом в зависимости от погоды: постройки из снега, метание в цель снежками; катание на санках и лыжах, катание с горок, скольжение по ледяным дорожкам…

Все эти игры хороши тем, что в них могут участвовать как дети, так и взрослые.

Игры с песком в песочнице позволяют детям устанавливать первые контакты друг с другом, являются прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

Играя с песком, дети узнают о его свойствах: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, состоит из мелких песчинок и т.д.

Песок - хорошее психопрофилактическое средство. Он способен «заземлять» негативную психическую энергию и устанавливать стабильное эмоциональное состояние.

В то же время песочница - прекрасное средство для установления контакта со своим ребенком, особенно, если малыш плохо говорит. В играх с песком, проигрывая волнующую ситуацию с помощью мелких игрушек и создавая определенные постройки из песка, мы освобождаем ребенка от напряжения и беспокойства и предоставляем ему возможность высказаться, развиваем речь.

Играют ли Ваши дети с песком? Как часто? (высказывания родителей).

Что нужно для игры в песок? (высказывания родителей)

«Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленький набор

Возьмем в игру…Подобно Богу,

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу».

Т. Грабенко

Игровые упражнения, которые можно делать дома с малышами. ( Предложить родителям проиграть данные упражнения вместе с детьми).

(Приготовить песок в небольшом ящичке ) .

  • Вот какие наши ручки (ребенок слегка вдавливает руку в песок, проговаривая о своих ощущениях - песок сырой, сухой, теплый, холодный и т.д.)
  • Вот так наши кулачки (нажимать на песок кулачками и костяшками пальцев - сравнивать, на что похож отпечаток).
  • Пальчики гуляют («пройтись» поочередно каждым пальчиком левой и правой руки по песку, затем двумя руками одновременно)
  • Пальчики играют («поиграть» одновременно пальцами по поверхности песка, как на пианино).
  • Ползают ладошки (зигзагообразные и круговые движения ладошками по песку - едет машина, ползет жук, крутится карусель…) То же самое ребром ладошки.
  • Кто здесь пробегал (оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать, кто оставил следы).

С помощью таких игр мы не только обучаем детей, но и развиваем тактильно-кинестетическую чувствительность, а также мелкую моторику рук. Формируем у них такие черты характера, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемные ситуации, развиваем воображение и речь.

Играть в песочнице мы начинаем с того, что учим детей «лепить» куличики из формочек и ведерок, а затем украшаем их разными узорами. В дальнейшем можно организовать тематические игры с песком:

  • Играем в магазин
  • Устроим сад с клумбами и цветами
  • Посадим огород
  • Построим гараж
  • Устроим зоопарк для зверей
  • По замыслу. Закреплять навыки создания из песка разных построек.

Организуя различные игры, помните, что ребенок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра ему интересна и знакома.

Играя с ребенком дома, необходимо использовать природоведческие игры и игры с природным материалом.

Необходимо создавать в семье условия для игр детей с водой и песком.

Эти игры рано входят в жизнь ребенка. Едва научив­шись ходить, малыш тянется к лопатке, совку, стремится копать снег, песок, любит игры с водой. Но без специального обучения дети не приобретают необходимые умения, и игры с природным материалом бывают однообразными и малосодержательными. Между тем они содержат большие возможности для развития у ребенка мышления, воли и настойчивости. Эти возможности во многом определяют­ся характером природного материала. Он очень разнооб­разен и обладает различными свойствами, диктующими разные приемы его использования в качестве строитель­ного материала.

Многие из свойств природных материалов ребенок по­знает чувственным путем. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные свойства и качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятель­ности, прежде всего в игре. Однако это происходит при ус­ловии, что педагог последовательно обучает детей, разви­вая у них анализирующее восприятие предметов, формируя действия обследования, добиваясь усвоения правильных сло­весных обозначений признаков.

Игрыс водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувши­ны, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купа­ют кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свой­ствами предметов (плавают-тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пуска­ют лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают раз­ные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут.

В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Дети 4-5 лет усваивают пред­ставление о том, что вода растекается, не имеет своей фор­мы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная.В старшем дошкольном возрасте дети могут объяснить, почему не все предметы плавают, не всякая воды прозрачная, рассказать, что вода меняет свое состо­яние в зависимости от температуры воздуха.

Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобра­зования. Самый простой прием -лепка. Педагог предла­гает малышам вылепить комочки - снежки, зайчика с уш­ками, морковку, чтобы его накормить, и т. п.В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуют­ся, что снег липкий, славный получился снеговик! Так ма­лыши усваивают представления о свойстве снега. А дети 4-6 лет осваивают новый прием строительства из снега - лепку из накатанных комьев. Так делаются фи­гуры человека (Дед Мороз, Снегурочка), крепости. Катая ко­мья, дети подходят к пониманию еще одного свойства влаж­ного снега - тяжести. Сооружениям из комьев снега можно придать большую прочность, если облить водой (это дети делают вместе с педагогом), заделать отверстия между ко­мьями снежным тестом (в ведре снег смешивается с водой).


Сооружение снежной крепости целесообразно приуро­чить к масленице. Это даст возможность познакомить дошкольников с древней русской традицией: день проводов масленицы отмечается игрой «Взятие снежного городка».

Дошкольников знакомят с приемами строитель­ства из утрамбованного снега. Для этого в оп­ределенном месте на участке детского сада в течение како­го-то периода времени собирают снег. Слежавшийся, плот­ный, он представляет собой великолепный материал для ваяния. Малышам педагог показывает, как с помощью ост­рой лопатки можно вырезать фигурку животного, человека. Дошкольники постарше делают это сами при участии взрос­лых (можно привлекать родителей). Чтобы заинтересовать детей снежной скульптурой и архитектурой, полезно позна­комить их с праздником Вьюговея, который в последние годы проводится как международный, в том числе и в Москве.

Из утрамбованного снега можно вырезать кирпичи (старшие дети делают это сами) и использовать их для по­стройки зданий, заборов и пр.

Старшие дошкольники участвуют в строительстве гор­ки. В основание ее можно уложить ящики, а для утрамбов­ки поверхности использовать доски. Комбинирование раз­нообразных материалов стимулирует развитие инициати­вы, смекалки, творчества.

В городских дошкольных учреждениях не всегда бывают созданы условия дляигр с песком: песка мало, его состояние плохое (грязный, сухой), песочницы тесные, отсутствуют соответствующие игрушки и т.п. В основном игры с песком разворачиваются на песчаных пляжах, по берегам рек.

Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады со скульптура­ми из песка. Песок - недолговечный строительный материал: чуть пригрело солнце, подул ветер: обветшали замки, двор­цы, рассыпались скульптуры, ограды, рвы! А маленькие сози­датели? Они вновь за работой! Вот где развиваются настой­чивость, воля, творчество, изобретательность.

На протяжении дошкольного возраста ребенок усва­ивает несколько приемов строительства из песка. Неко­торые из них близки к приемам работы со снегом. Педа­гог учит малышей лепить из влажного песка. Кроме угощения для гостей, можно предложить таким же способом соорудить забор вокруг дома, выстроенного вос­питателем, сделать бортики для песочной клумбы. Малы­ши с удовольствием осваивают прием формовки из песка. Важно только подобрать формочки, которые бы легко ох­ватывала ладонь ребенка, добавить маленькие ведерки, обеспечить место, где будут размещаться «куличики». Вов­лекая детей в сравнение «куличиков» по форме, величине, высоте, педагог обогащает их сенсорный опыт, учит пра­вильно называть признаки.

В старшей группе дети учатся строить способом вы­капывания (колодец, река, канал, туннель, ров). Пре­образовывают горку утрамбованного песка в предмет оп­ределенного назначения (дом, крепость, дворец). Дети объе­диняются в совместные игры, сооружая не отдельные предметы, а целые комплексы (парк, речная пристань).

Фантазия проявляется в комбинировании строительных материалов. Например, при постройке дамбы в ручье ис­пользуются камни, глина, дощечки; при сооружении парка наряду с песком применяются камни, сухие ветки (в каче­стве деревьев) и т.п.

В играх с песком, снегом ребенок получает представле­ния о свойствах, сравнивает, обобщает: строить можно только из влажного песка и снега, песок и снег - непроч­ный строительный материал.

Игры доставляют малышам большую радость, развивают простейшие конструктивные навыки и активизи­руют познавательную деятельность. Речь детей обогащается различными частями речи, формируются грамматические понятия, закрепляется произношение звуков, развиваются навыки слухового восприятия речевыми и не речевыми звучаниями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИГР С ПЕСКОМ И ВОДОЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Игры с песком, водой, снегом и другими материалами относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка ориентироваться в окружающей действительности, способствуют познанию свойств и качеств материалов, развитию изобразительного творчества.

В основу этих игр должно быть положено стремление ребенка активно действовать исследовать природный материал. Вместе с тем, чтобы игра малыша приобрела познавательный смысл и не носила
характер однообразной и разрушительной деятельности, взрослые должен постоянно заботиться об обогащении представлений детей о разнообразных качествах и свойствах природных материалов.

Программой воспитания в детском саду определен круг сведений и представление, которые должны получить дети. Так, малыши ^знают, что песок сыпучий, что он бывает и сухой и сырой; что вода может течь, бывает, теплая и холодная; в воде одни предметы плавают, другие тонут; что снег холодный, тает, из снега можно лепить; что каждый из этих материалов в определенных условиях может превращаться из одного состояния в другое, например, вода может быть: жидкой, твердой (лед) и| парообразной, она может переливаться, журчать, бурлить, может быть мутной и прозрачной; что песок бывает сухим, рассыпчатым и| сырым, тяжелым и т.д.

Предоставление детям возможности строить из песка, купать любимые игрушки в воде создает, благоприятные условия сенсорного воспитания, для совершенствования ощущений и восприятии, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира. Даже простейшие игровые действия ребенка с природными материалами могут принимать осмысленный характер и быть воспитательно-ценными при умелом руководстве со стороны взрослых.

Конечно, и без руководства взрослых дети - могут приобрести некоторый опыт. Например, играя с песком, малыш на ощупь различает его влажность и сухость, по цвету определяет, из какого песка можно делать пирожки и возводить постройки, и т. д. Но на конкретный вопрос «Каким песком ты играешь?» дети, как правило, отвечают: «Хорошим», «Крепеньким», «Красненьким»,«Без камешков» и т. д.

Из ответов малышей видно, что опыт, приобретенный стихийно, не отражает состояние материала, его существенные признаки. В лексике играющих почти нет определений таких качеств, как сухой, влажный, мокрый, тяжелый. Ведь взрослый не, фиксировал на них внимание ребенка.

Без направляющей роли взрослого дети не могут выполнять задуманные игровые действия. Так, дети любят формовать пирожки, но большинство из них не умеет это делать: набирают не полные, формочки, не знают, как опрокинув формочку, нужно по ней по ней постучать; забывают, что, прежде чем опрокинуть формочку с песком, надо аккуратно похлопать по песку, чтобы он плотно прилегал к форме; опрокидывают формочку, растопырив пальцы, поэтому песок высыпается.

Не получая желаемого результата, дети отвлекаются, начинают бросаются песком друг в друга, отбирают друг у друга игрушки и т.

Игры с песком и водой обычно продолжительны по времени, но однообразны: формовка пирожков, мороженого; купание кукол. При этом движения, которые ребёнок выполняет руками, часто бывают не координированные- ему трудно держать одной рукой предмет, а другой производить какие-либо действия. Порою малыш не может установить, в какой последовательности нужно выполнять действия: с чего начать, чем закончить. Большое значение для упорядочения действий ребенка с природным материалом имеет развитие его зрительного и зрительно-моторного восприятия. Поэтому на первом этапе работы с детьми взрослые должны решить такие задачи: научить ребенка сенсорным путем определять свойства материалов, довести до сознания малыша возможность их использования.

Организуя игры с природным материалом, необходимо создать соответствующие условия, отвечающие как гигиеническим, так н педагогическим требованиям.

Песок, которым пользуются дети, периодически очищают, меняют, поливают, хорошо перемешивают (особенно о чистоте песка приходится заботиться в тот период, когда дети знакомятся с таким его свойством, как сыпучесть). Наиболее удобны для игры с песком песочные дворики и столы «песок-вода». Дети играют, стоя или сидя за столами. В жаркое время года над песочницей желательно иметь навес или устанавливать солнцезащитные зонтики.

Во время игры нужно следить за состоянием их одежды. Температура воды может быть от +18 до +20; длительность игры не должна превышать 5-7 мин.

Ознакомление детей со свойствами материалов посредством простейших игровых действий облегчается удачным подбором игрушек. Для действий, связанных с формовкой пирожков, пересыпанием песка, лучше использовать различные пластмассовые формочки, воронки, сита, ведерки, лопатки, фигурки животных, куклы, машины. Для малышей неприемлемы металлические формочки: об острые края они могут порезаться. Не следует давать малышам сразу много формочек. Если на каждого ребенка имеется по 2-3 формочки и по совку и ведерку, игры детей будут достаточно разнообразными и интересными.

Для игр с водой также нужны разнообразные и выполненные из различных материалов игрушки. Это могут быть легкие, плавающие игрушки из пластмассы (куколки, рыбки, лодочки) и резины (куколки, уточки, рыбки). Хороши игрушки из коры дерева. Используются также баночки, полиэтиленовые пузырьки, воронки, лейки, камешки, ракушки и др. Набор игрушек нужно постоянно пополнять и обновлять.

Выполняя определенные действия, описанные выше, ребенок знакомится с материалом, познает его свойства и в то же время увлекательно играет. Взрослые побуждают детей к игровым действиям, активизируют их умственную деятельность. Слово взрослого организует чувственный опыт ребенка, не подменяя его. Это способствует освоению детьми обобщенных понятий, активизации словаря. Полученные знания малыши применяют в последующих играх.

Интересно развиваются игры с водой. Сначала нужно приучить ребенка к воде: предложить опустить в нее руки, ощутить, какая она приятная. В процессе, игры воспитатель предлагает всем по смотреть на свои ладошки в воде. Многократно вынимая руки из воды и вновь их опуская, дети замечают, что водичка теплая.

Затем педагог переливает воду из одной баночки в другую, а дети наблюдают за его действиями и слушают, как она шумит. Далее воспитатель учит малышей купать кукол. Следует обращать внимание детей на соблюдение некоторых правил: перед игрой надевать фартуки, завертывать рукава; после игры вытирать насухо руки; использовать игрушки по назначению и т. д.

Этот период первоначального ознакомления ребенка со свойствами природных материалов следует рассматривать как важный этап в процессе сенсорного воспитания. Целенаправленным подбором игрушек и предметов взрослый создаёт условия для разнообразных действий детей, для накопления чувственных представлений. Однако этого еще недостаточно для формирования у ребенка осознанного отношения к материалам.

Дальнейшая задача педагогического руководства является воспитание у детей умения правильно и последовательно действовать с игрушками. Эффективные результаты здесь дает совместная игра взрослого с детьми. По ходу игры он называет состояние материалов и их свойства, показывает последовательность действий с разными игрушками.

Воспитатель подходит к детям, берет формочки, лопатку и спрашивает: «Хотите делать пирожки?» Дети отвечают положительно, некоторые тут же пытаются действовать, но у них ничего не получается. Педагог говорит, что песок сухой, его можно набирать в стаканчики, в формочки, пересыпать, сыпать через воронку, ситечко, а вот пирожок не сделаешь. Воспитатель берет лейку с водой и на глазах у ребят поливает и перемешивает песок, затем предлагает детям попробовать пересыпать его. Малыши пробуют пересыпать песок из стаканчиков в другую ёмкость (через воронку), но их попытки оканчиваются неудачей.

Совместная игра со взрослым, попутные его замечания и разъяснения постепенно сказываются на детском развитии. Чувственные восприятия ребенка закрепляются. Эта находит отражение в его высказываниях: «Водичка блестит, переливается и журчит»; «Она светлая, прозрачная»; «Она живая, ее в руке не удержишь»; «В ней видно шарик, слоников»; «В ней можно купать куколку»; «Куколка не тонет - она легкая»; «Этот шарик утонет - он тяжелый» н т. д. Совершенствуется координация движений; действия малыша становятся упорядоченными; обогащается содержание игры.

Осознание детьми свойств природных материалов, овладение навыками действия с ними требует разного количества упражнений. Для установления таких качеств воды, как теплая, холодная, чистая, любому ребенку достаточно одной игры с теплой и холодной водой (игра «Купание кукол»). Различение плавающих и тонущих игрушек требует большого количества повторений, причем, понятиями «плавает - легкий» дети овладевают легче, чем понятиями «тонет- тяжёлый».

Значительно быстрее младшие дошкольники начинают ориентироваться в различении качеств песка и овладевают соответствующим словарем. Организуя и направляя игры, педагог должен учитывать индивидуальные возможности детей. Малышам, не вполне владеющим лопаткой, воспитатель помогает усвоить разнообразные действия с этой игрушкой: показывает, как насыпать песок в форму,

Как правильно ее заполнять и т. д. Детям, освоившим эти операции, он предлагает простые сюжеты для игры с песком: печение хлебцев, пирожков, булочек, изготовление конфет, мороженого для кукол. Затем воспитатель вместе с ребятами Может построить дворик для курочки с цыплятами, садик для кукол и т. д. Для таких игр очень удобны выпиленные из фанеры силуэты домашних животных (на подставках).

В начале года дети не выполняют объемных построек и играют на небольшом пространстве,. Пока что они овладевают -умениями сгребать песок и сооружать из него валы, утрамбовывать песок, рыть ямки, копать канавки и т. д.

Такие игры подводят младших дошкольников к более сложным строительно-сюжетным постройкам (сооружению домиков для кукол, гаражей для машин и т. д.), Однако задача педагога заключается не столько в том, чтобы научить малышей выполнять сложные постройки, сколько в том, чтобы привить им навыки совместной игры.

Например, так же как и в играх со строительным материалом, дети, играя рядом, сооружают каждый для себя домик для кукол. Построенные в одну линию, домики образуют улицу. Это дает возможность поиграть с игрушками: малыши катают по улице машины.

По ходу игры нужно показать детям, как следует сгребать влажный песок в ровные кучки, утрамбовывать, выбирать его изнутри, чтобы домики не обвалялись; как сделать окна, дверь.

Таким образом, при условии систематического педагогического руководства маленькие дети могут играть в содержательные игры с природным материалом. Игры доставляют малышам большую радость, развивают простейшие конструктивные навыки и активизируют познавательную деятельность. Речь детей обогащается различными частями речи, формируются грамматические понятия, закрепляется произношение звуков, развиваются навыки слухового восприятия речевыми и неречевыми звучаниями.


Летние игры с водой и песком для дошкольников

Развлечения летом с песком и с водой для детей дошкольного возраста

Автор: Корелова Ирина Владимировна, педагог - психолог, ДОУ № 5 «Светлячок» города Няндома Архангельской области.
Описание статьи:
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию статью о летних играх с песком и водой. Материал предназначен для педагогов, родителей и специалистов, работающих с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
В разгаре летняя пора, самое любимое время года наших дорогих детишек. Как много радости оно приносит! У детей масса свободного времени, повышенная любознательность, активность и огромное желание заняться чем – нибудь интересным. А нам, родителям, педагогам очень хочется, чтобы летний оздоровительный период приносил детям здоровье, полноценный отдых и огромный заряд положительных эмоций. В этом случае на помощь приходят игры с песком и водой. Они не требуют особых вложений, но польза от них колоссальная: в эти игры можно играть в солнечную погоду на улице, а в дождливую - в помещении.


М. Ершова
Песочница, песочница,
В песке вся детвора.
Построить домик хочется,
Забавная игра.
Речной песочек, меленький –
Хорош для куличей.
Склонился повар беленький
Над формочкой своей.
А вот Андрюша с Васенькой –
Ребята хоть куда.
Везут в машинах красненьких
Песок туда-сюда.
Бывают столкновения –
Но это не беда.
Ссора – на мгновение,
А дружба навсегда.
Большая настоящая
Кипит работа тут.
И люди работящие
В песочнице растут.

Игры с песком и водой не только доставляют детям удовольствие, но и развивают, знакомят с окружающим миром, благотворно влияют на психику малышей, снимают напряжение, гасят негативные эмоции, тренируют терпение. Для принятия участия в играх с песком и водой требуется широкий спектр приспособлений.
Оборудование для игр с песком:
Чистый песок для песочницы. Это важный момент, желательно, чтобы песочница закрывалась крышкой и в нее не ходили животные. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется большая часть песочницы. Лучше, если он будет увлажненным.
Игрушки небольшого размера, можно из под киндеров, хорошо, если в состав войдут человеческие персонажи, домики, животные, машинки, растения, мосты, ворота, естественные предметы: ведерки, стаканчики, совочки, лейки, грабельки, палочки, листочки, формочки, ситечки, камешки, картонки, предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага) и многое другое.
Оборудование для игр с водой:
Емкости для воды: стаканчики, бутылочки, тазики, бассейны, предметы из разных материалов, губки, ложки, резиновые игрушки, шарики, мячики и многое другое. Будет весело, если изготовить вместе с детьми кораблики из скорлупок от орехов или кокосов.
Однако, для полноценной игры одного оборудования недостаточно. Для того, чтобы игры были интересными, развивающими нужна идея, эксперимент или сюжет. Вот некоторые игры, которыми Вы можете воспользоваться в работе с детьми.
Игры с песком:
По-скольку сегодня мы говорим о младшем и среднем дошкольном возрасте, то со сложными сюжетами лучше немного повременить, а начать со знакомства с песком и водой .
1.Для начала детям предлагается потрогать песок, пропустить его сквозь пальцы, сдуть с ладошки, рассмотреть песчинки, захватить песок в кулачки и выпустить из руки, как водичку.
2.Потрогать сухой песочек, а затем влажный, предварительно полив его из маленькой леечки. Обратить внимание на то, что сухой песочек сыплется из руки, а влажный нет; сухой песочек светлый, а влажный темный.
Игра «Отпечатки»
Цель: получение первого чувственного опыта.
1.На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют следы рук, пальчиков, ног, коленок. В процессе игры можно сравнить отпечатки взрослого и ребенка, вложить руку ребенка в отпечаток взрослого.


2.На ровной поверхности взрослый и ребенок оставляют отпечатки разных предметов: ведерка, лопатки, палочки, листочка и т.д. Когда отпечатков становится много, ребенок должен угадать, какому предмету принадлежит тот или иной отпечаток.
3.Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, стопами ног всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (цветочком, солнышком, травинкой, деревом и пр.);
Игра «Найди игрушку»
Цель: развитие тактильных ощущений
1.Взрослый показывает игрушки, которые будет использовать в игре. Далее просит ребенка отвернуться и прячет игрушки в песок. Ребенок поворачивается и отыскивает все игрушки.
2.Взрослый показывает игрушки ребенку, прячет их, а затем просит найти определенную игрушку, ощупывая игрушки под песком. В этой игре можно использовать игрушки – геометрические фигуры.
3.Взрослый и ребенок меняются ролями.
Игра «Я рисую на песке»
Цель: развитие крупной и мелкой моторики, развитие речи.
1.Ребенок рисует пальчиками или палочкой солнышко, тучку, домик, человечка. Все рисунки можно объединить в один сюжет и придумать маленький рассказ.
2.Конкурс «Песочных картин», при этом разрешается украшать свои произведения камушками, палочками, листочками и другим бросовым материалом.
Игра «Напои песочек»
Цель: развитие интереса к работе с песком, опытам.
Сухой песок хорошо впитывает воду, моим ребяткам очень нравится эта игра. Мы проводим ее и на улице и в кабинете. Предложите детям отсыпать из сухого песка большую горку, сделать кулачком углубление в верхней части горки и аккуратненько вливать туда воду тонкой струйкой. В горке образуется еще одно углубление, вода в нем похожа на озерко, которое постепенно впитывается в берега.


Игра «Маленький повар»
Цель: развитие тактильно-кинестетических ощущений, мелкой и крупной моторики.
Увлажните песок при помощи лейки. Предложите ребенку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: пирожки, рогалики, пирожные, тортики. Выпечку можно украсить. Пусть дети угостят кукол, игрушечных зверей. Для этой игры можно использовать формочки.


Игра «Ситечко»
Цель: знакомство с понятиями быстро – медленно, развитие сообразительности.
Для проведения этой игры Вам потребуется сухой песок.
1.Предложите ребенку насыпать в ситечко песок и дайте посмотреть, как он высыпается. Дети это могут делать бесконечно.
2.Предложите ребенку перемешать песок с игрушками, камешками, веточками, а затем достать все, что оказалось в песке при помощи ситечка. Наберите в ситечко песок с игрушками и поднимите, песочек высыплется, а игрушки останутся. На эту тему можно побеседовать (почему песочек убежал, а игрушки остались)
3.Предложите высыпать через ситечко сухой песок, а затем увлажненный. Побеседуйте о том, почему сухой песочек пробежал через ситечко, а сырой нет.
4.Подобные игры можно провести с воронкой. Можно взять 2 воронки: одну большую, другую маленькую и ставить опыты, из какой воронки песочек «выбежит» быстрее.
Игра «Туннель»
Цель: развитие крупной и мелкой моторики.
Дети строят из влажного песка горку, уплотняют ее, а затем делают подкоп с 2-х сторон так, чтобы образовался вход и выход. Через тоннель дети могут провозить маленькие машинки или поезда. Кстати, для поезда можно сделать «железную дорогу» из палочек.
Игра «А у нас сегодня праздник»
Цель: создание эмоционально положительной атмосферы, обучение построению небольшого сюжета.
Дети используют в игре кукол, фигурки животных, разную мелочь для праздника. Попробуйте поиграть с ними в такую игру: дети и животные собрались на праздник. Часть детей собирает игрушечных друзей на праздник, усаживают их в машинки и везут на праздник. Часть детей занимается подготовкой места для праздника: украшают его, пекут пироги, раскладывают по тарелочкам, потом встречают гостей и угощают «выпечкой». В это время можно петь песенки, смеяться, а если есть музыка – даже потанцевать.
Игра «Гусеница»
Цель: развитие мелкой и крупной моторики.
Из влажного песка лепим комочки, как шарики и укладываем один за другим, так получится гусеница. На первом комочке можно сделать глазки и ротик.


Игры с водой
Игра «Кораблики»
Цель: развитие дыхания
1.Нужен таз с водой. В качестве корабликов могут выступать скорлупки от орехов, можно даже сделать парус этому кораблю. Деткам предлагается запустить свой кораблик и дуть на него, чтобы он плыл как по морю, заодно поработаете над дыханием.
2.Пускать кораблики из разного материала: кусочки пенопласта, щепки, травинки, перышки. Можно в процессе игры дуть и делать водоворот руками.
Игра «Рыболов»
Цель: развитие цветовосприятия, умения действовать по просьбе взрослого.
1.Предложите детям тазик с водой, набор для ловли рыбок (удочку и рыбок) и дайте им попробовать поймать свою золотую рыбку. Можно даже на улов загадать желание.
2.Положите в таз разные легкие игрушки, чтобы они плавали на поверхности, и дайте их выловить сачком или ситечком.
3.Бросьте в воду шарики разного цвета и попросите вылавливать шарики по Вашей команде, например: «Поймай красный шарик; красный и желтый шарик; поймай 2 шарика» и т.д.
Игра «Брызгалки»
Цель: развитие меткости, крупной моторики.
1.В этой игре Вам понадобится мишень и бутылка с отверстием в крышке. Детям нужно попасть в мишень струей воды, нажимая на бутылку.
2.Возьмите целлофановый пакет и сделайте в нем маленькие дырочки. Наберите в него воду и начинайте сжимать. Детям понравится смотреть, как из него бегут маленькие струйки воды. То же самое можно сделать и пластиковой бутылкой.
Игры – эксперименты
В ходе экспериментальной деятельности ребенка мы искусственно создаем ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, во время которого он учится анализировать, совершать какие-то небольшие умозаключения, чем, в свою очередь, стимулирует развитие речи.
1. Дайте детям по маленькой бутылочке с узким и широким горлышком и попросите опустить в воду, пусть они наблюдают, как туда затекает вода, где это происходит быстрее, а где медленнее.
2. Игра «Тонет – не тонет». Вам потребуется таз с водой. Подайте ребенку коробку с разными предметами и предложите бросать в воду по одной. Побеседуйте, почему одни предметы тонут, а другие остаются на поверхности.
3.Предложите детям бросать камушки в миску, почти заполненную водой. Задайте им вопрос: «Вытечет ли вода из миски, если туда набросать камней».
4.Еще один интересный эксперимент: дайте ребенку 2 миски, в одну из них налейте воды, а вторую оставьте пустой. Предложите ребенку губкой «перенести» воду из одной миски в другую. Другой вариант: используйте вместо губки деревянную ложку.
Подводя итог статьи, можно с полной уверенностью говорить о том, что игры с водой и песком оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия ребенка. Они помогают создать хорошее настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, а также помогают накапливать жизненный опыт и развивают познавательную сферу ребенка. Уважаемые коллеги, родители, надеюсь, что Вам пригодятся предложенные игры в работе с детьми.

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 106 «Забава»

«Игры с песком и водой »

Подготовила:

Воспитатель

Хакимова Т.Ф.

г.Набережные Челны

июнь 2015 г.

Консультация для воспитателей

«Игры с песком и водой».

Игры с водой и песком относятся к наиболее древним забавам человечества. И до сих пор они доставляют удовольствие и детям и взрослым. Но это не только развлечение. Занятия с песком и водой очень полезны для здоровья. Обратите внимание на то, как детям нравиться трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Игры с водой и песком помогают развить мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких понятиях, как “много - мало”, “быстро - медленно”, “короткий- длинный”, “высокий- низкий”. При игре в песке с формочками или другими предметами, можно изучать цвета, геометрические фигуры и формы. Таким образом, игры с песком позволяют:

    стабилизировать психоэмоциональное состояние;

    совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

    стимулировать развитие сенсорики, тактильно- кинестетической чувствительности;

    развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию;

    стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

    разнообразить способы сотрудничества.

Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт – основу мышления.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕСКОМ?

Для работы с песком детям младшего дошкольного возраста можно предложить пластмассовые ведра, совки, лопатки и формочки, некрупные игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся, различные дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, знакомых детям животных, транспортные средства.

Для организации строительства из песка в средней группе используются те же материалы, с увеличением количества различных дополнительных средств: пластин из фанеры разного размера и формы, кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края зачищены), природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек и др.).

Детям старшего дошкольного возраста предлагайте более мелкие игрушки, увеличьте количество разнообразного дополнительного материала. Это могут быть обрезки пластмассовых шлангов и труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в оболочке), различные пластмассовые и металлические коробки, банки разной формы и размера (для формовки) и др. Для строительства используются емкости, которые наполняются водой, полиэтиленовая пленка, которой выстилается дно сооружений. Ребята строят бассейны, пруды, озера, реки.

Организуя работу, чаше сами включайтесь в строительство, объясняйте, показывайте приемы работы с материалом, помогайте детям развивать сюжет игры. Проведение экскурсий, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, беседы об увиденном, просмотр картинок, фотографий дают возможность познакомить ребят с различными видами архитектуры, особенностями сооружений, обогащают их знания. Развитию интереса к строительству способствует привлечение детей к изготовлению различных поделок, которые они используют для обыгрывания построек.

ИГРА С ПЕСКОМ И ОБУЧЕНИЕ

В процессе работы задавайте ребятам такие вопросы, которые способствуют развитию у них изобретательности, стремления к творческому поиску: «Как из горки сделать мост?». «Как с помощью шланга провести водопровод и налить воду в этот бассейн?», «Что нужно сделать, чтобы укрепить эти части построек?» (воткнуть между ними палочки-стержни).

Играя, формируйте у ребят навыки общения. В группах младшего дошкольного возраста продолжайте учить выражать свои мысли и желания: «Пригласи поиграть! Поблагодари за помощь! Угости кукол «пряниками», «пирожными» из песка.

Формированию у малышей устойчивых мотивов к активной совместной деятельности способствует сюжетно-ролевая игра «Кондитерский магазин».

Основной задачей в работе с детьми среднего дошкольного возраста является формирование самостоятельности и навыков самоуправления в процессе совместной деятельности с песком (небольшие подгруппы из 3-4 человек). Учите детей ставить цель, находить конструктивное решение на основе имеющегося опыта, самостоятельно или с помощью взрослого планировать работу, вместе строить, объединяя свои постройки общим сюжетом, добиваться конечной цели.

Постоянно поощряйте совместное строительство: «Как дружно вы трудитесь! Какой красивый город вы построили! Хорошо бы сохранить постройку, а сегодня вечером продолжить работу, сделать пруд, пляж, посадить парк». Такие предложения служат программой созидания, учат бережно относиться к результатам труда.

Дети старшего дошкольного возраста объединяются в большие подгруппы, их постройки многообразны и интересны по содержанию. Действенным приемом в организации совместного строительства является предложение детям поочередно выбирать бригадиров, которые учатся направлять общую деятельность к единой цели. Важная воспитательная задача в процессе строительства в старшем дошкольном возрасте состоит в том, чтобы дать возможность утвердиться каждому ребенку в том, что он может стать лидером.

Недопустимо, чтобы ребята бесцельно копались в песке. Скучая, они начинают кидаться друг в друга песком, валяться и пр. Старайтесь организовать деятельность детей так, чтобы в песке кипела активная ребячья жизнь, интересная и содержательная.

Тематика построек из песка перекликается с тематикой занятий по конструированию из строительного материала и конструкторов. Это дает возможность научить ребят строить сооружения, выполняя их из разных материалов.

Малышей учат сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков и лопаток, утрамбовывать их, выкапывать в песке ямки, накладывать песок в небольшие низкие формочки и мастерить пирожки, пряники, торты и другие угощения для кукол. Можно научить их строить будку для собаки. Взрослый сгребает песок в кучу, уплотняет ее и делает в ней углубление совком у ее основания, предлагает малышу поместить в нее собачку.

Можно научить детей проводить в песке дорожку, продвигая дощечку, лежащую плашмя, и слегка придавливая ее к песку. После этого вместе с малышами воспитатель делает на дорожке кочки и ямки, и постройка обыгрывается. Можно использовать народную потешку. Взрослый продвигает по дорожке игрушку, приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке в ямку - бух!».

Малышей учат приему формовки, показывают, как набирать полную форму, уплотнять в ней песок, опрокидывать ее, где необходимо по ней постучать, как поднимать, не повредив куличик. Так дети формуют торты, башни, домики.

Можно научить ребят строить горки. Для этого насыпается куча песка, утрамбовывается и с помощью дощечки прокладываются спуски у горки (аналогично строительству дорожки). После этого можно строить скамеечку, ворота, стол, стул, мост (на один или два куличика, стоящих рядом, накладывается пластина).

Чтобы построить заборчики, надо сгребать песок с двух сторон руками, уплотняя его, постепенно надстраивая сооружение в длину по направлению к себе.

В средней группе закрепляют у детей умение формовать различные детали, сооружая несложные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать сооружения. Можно научить ребят строить высокую башню из трех форм разного объема: в основании - самая крупная деталь, на нее ставится деталь поменьше, и завершает постройку самая маленькая, которая украшается флажком.

Ребята продолжают самостоятельно строить разные горки (высокие, низкие, широкие, узкие), загородки, заборы, загоны и др. На одинаковом расстоянии устанавливаются куличики, а между ними вставляются палочки, либо несколько в ряд, либо по одной горизонтально, один конец вставляется в боковую часть куличика, другой - в соседний.

Используя кубические формы, дети формуют дома, украшают их разноцветными окнами, вдавливая в песок кусочки оргстекла. Чтобы окно лучше держалось, верхнюю часть его вдавливают глубже.

Ребята очень любят рыть в песке тоннели. Чаще делают это вдвоем с двух сторон, пока не соединяются внутри кучи руки.

Дети старшей группы сооружают из песка более сложные и крупные постройки. Воспитатель показывает, как вырезать с помощью лопатки или дощечек из утрамбованной кучи дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели и др.

Ребята приспосабливают для формовки самые различные материалы. Крупные формы сооружают с помощью деревянных рамок, полых кубов, банок без дна, отрезков пластмассовых труб большого диаметра (в данном случае форма не переворачивается, а снимается, поднимается вверх).

Дети строят высотные дома, дворцы, терема, театры, ракетодромы, прокладывают железные дороги, сооружают бассейны, стадионы, детские сады, деревни. При этом щедро украшают постройки различными материалами и деталями: цилиндрические высотные дома делают с лоджиями, вставляя в ряд сверху вниз на одинаковом расстоянии кусочки оргстекла или фанеры, устанавливают на зданиях телевизионные антенны из цветной проволоки, прокладывают провода между мачтами уличных фонарей.

Строить можно и по темам знакомых сказок и разыгрывать сказочные сюжеты («Царевна-лягушка», «Заячья избушка», Снежная королева», «Аленький цветочек» и др.).

Научите ребят новому приему работы с песком. Песок насыпается в ведро, смешивается с водой, затем детям предлагается набирать получившуюся «кашу-малашу» в ладошки и выпускать струйкой, песок при этом ложится узорами. Благодаря этому приему можно строить высокие дворцы, замки, башни и другие сооружения конусообразной формы, постепенно наращивая постройку в высоту и ширину.

Для игр с песком дети сами изготавливают игрушки из материалов, которые не портятся от влаги (катушки, поролон, пенопласт, цветная клеенка, проволока и др.). Для устройства комнаты для кукол можно сделать мебель из молочных пакетов. Дошкольники мастерят флажки и флагштоки, деревья, дорожные знаки из клеенки, палочек, катушек и др.

Игра с водой – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с водой. Игры с водой имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятное успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку, ребенок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.

Играя с водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Также, с помощью воды, дети могут рисовать (техника эбру), что положительно влияет на выражение внутреннего мира ребенка. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.

Организуя игры детей с водой, решаем следующие задачи:

    Способствуем физическому развитию ребенка (развиваем мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию).

    Знакомим ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами воды. В процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире.

    Дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре).

    Расширяем и обогащаем словарный запас малыша.

    Способствуем овладению детьми элементарными математическими понятиями: полный - пустой, далеко - близко. Помещая в воду заданное количество игрушек, природного материала, соотнося одно количество с другим, у детей формируются количественные представления.

    Сравнение количества предметов, находящихся на воде и под водой способствует развитию наглядно-действенного мышления ребенка.

    Бросая в воду заданное количество предметов, дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого.

    В процессе таких игр развиваем тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие игрушки, цифры или буквы и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество.

    В процессе сравнения формируем представления о величине. Например, пуская кораблики по воде, ребенок называет их величину: большой кораблик, средний и маленький. Камешек тяжелее листочка, поэтому он тонет, а листочек легкий, поэтому он плавает на воде.

    Снимаем психическое напряжение и агрессию.

    Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово. Помните, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

ПЕРЕЧЕНЬ ИГР:

Игра №1 «Дождик»

Необходимое оборудование: лейка, пластмассовые игрушки, центр «Песок-вода»

Ход: Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребенку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте ребенку сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.

Игра способствует развитию речи и установлению эмоционального контакта, между педагогом и ребенком.

Игра № 2 «Кораблики»

Необходимое оборудование: таз, бумага, центр «Песок-вода»

Ход: Налейте в тазик немного воды. Покажите ребенку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Попросите ребенка повторить ваши действия.

Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

Игра № 3 «Поплывет или утонет»

Необходимое оборудование: таз, различные мелкие предметы, центр «Песок-вода»

Ход: Поставьте перед ребенком тазик с водой, дайте ему мелкие предметы (пуговицы,камушки,лоскуты ткани,мелкие игрушки, теннисный мяч)и.т.д. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними. Проговаривайте действия выполняемые ребенком. Объясняйте, почему одни предметы тонут, а другие остаются на поверхности.

В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.

Игра №4 «Необыкновенные следы»

Детям предлагается сделать отпечатки собственных рук (ладонью, кулачками, кончиками пальцев). Проговариваем действия ребёнка. Показываем ребёнку, что при прикосновении к влажному песку остаются следы.

Игра № 5 «Прыгающий шарик»

Необходимое оборудование: пластмассовый шарик для тенниса

Ход: Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребенку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе воды, не выскакивая из неё

Игра способствует развитию зрительного внимания и установлению эмоционального контакта, между взрослым и ребёнком.

Игра № 6 «Взбивание пены»

Необходимое оборудование: таз с водой, венчик, жидкое мыло, центр «Песок-вода», зайчик.

Приходит в гости зайчик, он хочет показать ребятам, как взбивается пена. Ребёнок наливает немного жидкого мыла и с помощью венчика взбивает пену. Наблюдает за взбитой пеной

Игра №7 «Необыкновенные следы»

Необходимое оборудование: Центр «Песок-вода», лейка, песок.

Детям предлагается сделать отпечатки собственных рук (ладонью, кулачками, кончиками пальцев). Проговариваем действия ребёнка. Показываем ребёнку,что при прикосновении к влажному песку остаются следы.

Данная игра способствует развитию тактильной чувствительности, воспитывает положительное отношение к играм с песком.

Игра №8 «Дорожки»

Необходимое оборудование: разноцветные камушки, центр «песок-вода», влажный песок, лошадка

Детям предлагают нарисовать пальчиками дорожки, а затем они выкладывают разноцветные камушки (украшают дорожки). Далее предлагаем взять в руки лошадку и «погулять» по дорожкам (проговариваем цок-цок-цок).

Данная игра способствует развитию артикуляционного аппарата, активного и пассивного словаря.

Игра № 9 «Поливаем цветы»

Необходимое оборудование: детская лейка, игрушка-кошка

Ход: В гости приходит кошка и предлагает ребятам полить цветы. Подойдите к растущему цветку и объясните ребенку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть ребёнок сам польёт цветок. Спойте песенку или прочитайте стишок.

Лейку, леечку возьмем

И воды в неё нальём.

Мы польём цветочки лейкой,

Вырастайте поскорей-ка

Игра №10 «Давайте познакомимся»

Необходимое оборудование: Центр «Песок-вода», лейка, песок, вода.

Ход: Ребенку предлагается потрогать сухой песок (сделать в песке пальчиковую гимнастику),затем взять лейку и вместе с ребенком полить сухой песок(проговаривать свои действия),песок стал влажным. Показываем ребенку, что из влажного песка можно лепить куличи и.т.д. С помощью игры формируем навык практического экспериментирования, учим способам обследования материала.



Рассказать друзьям