Лев Толстой: пророческое видение «космической религии» будущего. Неофициальная версия смерти Л.Н.Толстого

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Личное дело

Алексей Николаевич Толстой (1883—1945) родился в Николаевске Самарской губернии в семье графа Николая Александровича Толстого (1849—1900). К моменту его рождения мать Александра Леонтьевна покинула супруга, уйдя к Алексею Аполлоновичу Бострому. В имении последнего, также под Самарой, прошли детские годы писателя. Курс реального училища Толстой проходил в Сызрани и Самаре, а затем поступил в Петербургский технологический институт.

К этому времени относятся его первые литературные опыты — книга стихов «За синими реками». В 1907, незадолго до защиты диплома, оставил институт, решив посвятить себя литературному труду. В 1909 Толстой написал первую повесть «Неделя в Туреневе», затем появились романы «Чудаки» и «Хромой барин», обратившие на себя благосклонное внимание Максима Горького.

В Первую мировую войну писатель работал военным корреспондентом; в частности, в 1916-м совершил поездку по Франции и Англии.

К Октябрьской революции писатель отнесся враждебно и осенью 1918 года уехал в Одессу, а оттуда в Париж. В эмигрантский период написаны повести «Детство Никиты», «Черная пятница» и «Рукопись, найденная под кроватью» и роман «Аэлита».

Переехав в 1921-м в Берлин, Толстой сблизился с авторами сборника «Смена вех», стоявшими на позициях признания власти большевиков. Результатом идейной эволюции Толстого стало возвращение в Россию в 1923 году.

Здесь появляется на свет вторая фантастическая книга Толстого — «Гиперболоид инженера Гарина», а затем трилогия «Хождение по мукам». В 1929 году писатель начинает работу над последней крупной книгой — масштабным историческим романом «Петр I», который так и не был закончен. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонек» — тогда Михаил Кольцов привлек к амбициозному проекту (каждый писатель пишет по одной главе) 25 человек.

В августе 1933 года участвовал в знаменитой «экскурсии» группы писателей на Беломорско-Балтийский канал и стал одним из авторов известного опуса «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина», вышедшего в следующем году.

Толстой активно участвовал в общественной жизни — на Первом съезде писателей в 1934 году он выступил с докладом о драматургии. Будучи членом союза писателей, весной 1936 года принял активное участие в литературной дискуссии «О борьбе с формализмом и натурализмом». Активно представлял Советский Союз за границей — в 30-е годы выезжал в Германию, Италию, Францию, Англию, Чехословакию и Испанию. В 1935 и 1937-м годах участвовал в Первом и Втором конгрессах писателей в защиту культуры. В 1936—1938 годах после смерти Максима Горького Толстой возглавлял Союз писателей СССР. С 1937 года писатель был депутатом ВС СССР 1-го созыва; в 1939 году ему было присвоено звание академика.

В 1936 году вышел «ремейк» сказки Карло Коллоди про Пиноккио — «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Хотя оригинал истории про деревянного человечка с растущим от вранья носом был к тому моменту переведен на русский, версия Толстого оказалась в Советской России значительно популярнее. На ее материале Толстой пишет киносценарий и пьесу для детского театра.

С первых дней войны Толстой активно выступает как публицист — ему принадлежит около 60 публицистических материалов (очерки, статьи, обращения, зарисовки о героях, военных операциях). В них он обращается к фольклору, страницам русской истории, последовательно апеллирует к русскому характеру. В 1942 году участвует в работе Комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов.

Конца войны писатель не увидел: он скончался от рака 23 февраля 1945 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Чем знаменит

Алексей Толстой

Один из символов советской литературы, которого еще можно назвать наследником XIX века. «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» сделали Толстого одним из основателей советской фантастики как таковой; «Петр I», хотя и незавершенный, стал одним из самых значительных русских исторических романов XX века, а советское детство после Толстого непредставимо без Буратино. Повесть «Хлеб» (1937), по мнению исследователей, отражает точку зрения на оборону Царицына в годы Гражданской войны, бытовавшую в кругу Сталина и его соратников. В известном смысле текст стал одной из предпосылок формирования культа личности.

Произведения Толстого неоднократно экранизировались, некоторые («Гиперболоид инженера Гарина», «Золотой ключик», «Хождение по мукам») — неоднократно. Одним из самых известных стал фильм Марка Захарова «Формула любви», снятый по мотивам повести «Граф Калиостро».

О чем надо знать

Есть предположения, что настоящим отцом Толстого был Алексей Бостром. В частности, существует письменное свидетельство его матери о том, что в этом она поклялась протоиерею самарской церкви. Предположительно впоследствии она поняла, что ребенку «выгоднее» быть законнорожденным графом, и начала тяжбу о законности его рождения. Процесс завершился успехом в 1901 году, когда Толстому было уже 17 лет. После революции, однако, графский титул скорее вредил репутации Толстого; зачастую скептическое отношение к «красному графу» в СССР усугублялось и его образом жизни — писатель привык жить на широкую ногу.

Толстой трижды был женат; первой его избранницей была Юлия Рожанская, с которой он жил в годы своего студенчества. Сын Юрий, родившийся в этом браке, умер в пятилетнем возрасте. Художница Софья Дымшиц отказалась от иудейского вероисповедания, чтобы вступить с писателем в законный брак, который распался в 1914 году — у четы родилась дочь Марианна. В 1915 году Толстой женится на поэтессе Наталье Крандиевской; в этом браке рождаются сыновья Дмитрий и Никита, ставшие соответственно композитором и физиком. Одна из дочерей последнего Татьяна Никитична Толстая также стала писательницей; ее сын Артемий Лебедев — известным дизайнером.

Прямая речь

О «Хождении по мукам»: «Это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи».

Об эмиграции: «Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парней, человеком, оторванным от родины... не нужным никому...»

О роли искусства: «В искусстве всегда и во все времена два побуждающих начала — познание и утверждение: познание психической природы человека и утверждение этой природы в действительности. Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг».

О смехе: «Смеху, как влюбленности, не научишь».

Иван Бунин о происхождении Толстого: «Вчера Алданов рассказал, что сам Алешка Толстой говорил ему, что он, Толстой, до 16 лет носил фамилию Бостром, а потом поехал к своему мнимому отцу графу Ник. Толстому и упросил узаконить его — графом Толстым».

Михаил Веллер об Алексее Толстом: «В Русском музее висит портрет Алексея Толстого работы Кончаловского. Висит себе и висит. Портрет страшный, то есть это обвинение всей советской литературе конца 30-х годов. Сидит Алексей Толстой такой утробистый, такой брыластый, с такой салфеточкой, заткнутой за ворот, распахнутый на жирной шее. Он сидит у бревенчатой стены дачи. Где-то сбоку кустик сирени, а перед ним стол, а на столе бутылки, бутылки, и закуска, закуска… И он собирается много выпить и плотно закусить. В одной руке у него что-то вроде фужера винища, а в другой — что-то вроде, допустим, индюшачьей ножки. Страшный портрет, который очень соответствует действительности».

27.10.2017

Помните, как мы читали в детстве «Гиперболоид инженера Гарина», умоляя маму подождать еще немного и не выключать свет - так не хотелось отрываться от захватывающего фантастического мира, описанного Алексеем Николаевичем Толстым? Творчество писателя не ограничивалось одной фантастикой, о чем мы узнавали, подрастая, - есть в копилке его романов и рассказов остросоциальные произведения, исторические, есть психологические драмы. Богатый жизненный опыт (если судить по интересным фактам из биографии Алексея Толстого) позволял писателю обращаться к самым разным темам.

  1. Дата рождения будущего писателя - 29 декабря 1882 года. Жизнь его началась необычно. Мать, происходившая из рода Тургеневых, обладавшая заметным литературным даром дама, отличалась, видимо, своеволием и сильным характером. Будучи беременной сыном Алексеем, ушла от мужа и стала жить с А.А. Бостромом. Этот человек стал воспитателем Алексея, заменил ему отца.
  2. Сначала Алексей обучался в реальном училище. Впоследствии он утверждал, что жизнь в обедневшем семействе была не из легких, случались периоды нужды. Все же училище мальчик закончил, а затем поступил в Санкт-Петербургский Политехнический институт.
  3. В бытность свою студентом Алексей Николаевич начал активно писать. После практики на Урале, когда увидела свет сочиненная им повесть о старинной башне, юноша прекратил «грызть гранит науки». Он почувствовал, что его истинное призвание - литература.
  4. Первую мировую войну молодой Толстой прошел военным корреспондентом. Затем были поездки по Европе - во Францию, в Англию. Грянула революция. Алексей Толстой отнесся с энтузиазмом к происходящему, но затем призадумался. Его решением стала эмиграция.
  5. Период с 1918 по 1923 годы писатель проводит за границей. Возможно, именно тогда он понимает: здесь, на чужой земле, ему никогда не стать своим, здесь никогда не будут его понимать, как на родине. И он возвращается в Россию.
  6. Толстой быстро взошел на советский литературный Олимп. Он стал считаться (после Максима Горького) писателем № 2 в СССР. Неплохо складывались отношения со Сталиным - дважды Толстой становился лауреатом Сталинской премии, а третий раз - посмертно. А вот в стане писателей существовало 2 лагеря: один выступал за него, второй - против, обвиняя Алексея Николаевича в лести и заискивании перед властями. Анна Ахматова прямо выказывала свое презрение. Осип Мандельштам однажды устроил с Толстым крупную ссору, ударив его по щеке.
  7. Повесть «Хлеб» Толстого действительно носит явно «просталинский» характер, прославляя вождя. Между тем Алесей Николаевич вовсе не был одним из подобострастных подданных, толпящихся у трона: он нередко заступался за гонимых и опальных, причем порой успешно. Сталин никогда не давал Толстому забыть о его происхождении, насмешливо называл его «графом», намекая на то, что положение самого Толстого довольно шатко.
  8. Толстой предсказал в своих произведениях изобретение лазера, деление атомного ядра.
  9. Писатель был ярым филателистом. Любопытно, что однажды вышла марка с его портретом.
  10. Толстой был женат 4 раза. Все 4 брака заключались по любви. Вторая супруга сменила ради него вероисповедание.
  11. Во время Великой Отечественной войны Толстой продолжал работать над своими произведениями, в последний период войны стал членом комиссии по расследованию преступлений фашистов. Но в этой области ему не довелось долго трудиться: смерть настигла его всего за пару месяцев до великой Победы, в феврале 1945.
  12. Оппоненты Алексея Толстого полушутливо-полупрезрительно поддразнивали его «графом», «барином». Между тем он самозабвенно работал всю жизнь, ежедневно проводя часы за пишущей машинкой.

Вот такую непростую, полную событий жизнь прожил Алексей Толстой. Да, он был обласкан «власть предержащими», но ведь порой балансировал на кончике ножа…

Лев Толстой, по словам А. Франса, «видел своими духовными очами невидимые ещё нам горизонты». Сравнивая Толстого с Гомером, он предсказал, что «пророка нового человечества» будут изучать через тысячелетия. Его якобы утопии уже частью находят себе подтверждение.

Я попытаюсь проследить удивительную связь между некоторыми якобы утопиями, а на самом деле, глубокими концепциями философского мировоззрения Льва Толстого, и основными положениями древней восточной философии, ставшей достоянием человечества всего двадцать лет назад. Будут также приведены и проанализированы подтверждения этих концепций последними научными открытиями ученых в области квантовой физики, космологии и медицины.

Новое описание действительности

Со времени начала ‘квантовой революции’, многие ведущие ученые мира начали находить интригующие параллели между результатами своих исследований и учениями древнего Востока.

Около сорока лет назад, нейрохирург Стэнфордского университета Карл Прибрам, автор классической монографии «Языки мозга», и автор «Квантовой Теории» Дэвид Бом, работавший с Эйнштейном, предложили научные теории, которые демонстрируют удивительное сходство с восточными философскими учениями. Они пришли к выводу, что наш мозг математически создает «конкретную» действительность, интерпретируя частоты из другого измерения, являющегося первичной структурой, существующей вне пространства и времени.

Этот вывод поразительно резонирует с утверждением основателя упомянутой восточной философско-нравственной системы самосовершенствования Фалунь Дафа, мастера Ли Хунчжи о том, что получаемая нами фактическая информация не является непосредственной функцией человеческого мозга, который является лишь преобразовательным механизмом «космических информаций, несущих определённый смысл. Получив информацию-команду, наш мозг перерабатывает её на существующий язык – средство передачи мыслей».

А вот высказывание Толстого, свидетельствующее о гениальном осознании великим мыслителем космических законов и глубоком проникновении в сущность природы реальности: 2Пространство и время и причина суть формы мышления и... сущность жизни вне этих форм...» (10, 500)

Интерпретация сознания в рамках квантовой механики, предложенная недавно профессором Физического института РАН Менским, привела к аналогичному выводу. А именно, наш видимый мир, который мы привыкли считать «реальным», – есть только один из бесчисленных «срезов» действительно реального «квантового мира», срез, который выбирается нашим сознанием и ошибочно принимается нами за всю реальность. «Поэтому, – заключил М.Б. Менский, – для того, чтобы оказаться в лучшем мире, не надо стараться изменить мир, – достаточно изменить своё сознание!»

То, что спустя столетие было открыто передовыми учёными, давно было очевидно Толстому, который писал: «Все великие перемены в жизни людей совершаются только в мысли». (29, 196) Он был также уверен в том, что «все существа – отдельные проявления сознания. И земля, и материальный мир, должно быть, имеют сознание, только оно нашему пониманию недоступно, как козявке человек».

Приведу ещё одно удивительное наблюдение Льва Толстого: «Ехал наверху на конке, глядел на дома, вывески, лавки, извозчиков, проезжих, прохожих, и вдруг так ясно стало, что весь этот мир с моей жизнью в нем есть только одна из бесчисленных возможностей других миров и других жизней, и для меня есть только одна из бесчисленных стадий, через которую, мне кажется, что я прохожу во времени». (22, 109)

Это интуитивное прозрение великого писателя, к которому он неоднократно возвращался в своих дневниках, нашло подтверждение в последовавших научных открытиях ХХ и ХХI веков.

Как утверждает профессор Принстонского университета Ричард Густафсон, Толстой придерживался представления о том, что «... интуитивное, ‘‘мистическое’’ постижение действительности первично по отношению к эмпирическому познанию...» [ 7] Об этом свидетельствует, например, следующая запись Толстого в 1906 году: «Умиление и восторг, который мы испытываем от созерцания природы, это – воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей. Точнее: это сознание единства со всем, скрываемое от нас временем». (55, 217)

Действительно, главенствующей идеей Толстого была идея единства. Густафсон справедливо называет единство Толстого «космологической и метафизической реальностью». В подтверждение приведем дневниковую запись Толстого от 21 октября 1909 года: «Я - иллюзия, я только один орган недоступного мне Всего... Вообразить себе, что я отдельное, независимое существо, верх безумия». (57, 248)

Ли Хунчжи говорит о том же, а именно: «То, что люди принимают за реальность, представляет собой иллюзию, вызванную невежественными суждениями человечества в отношении развития истории и созданную позитивистской наукой».

В полном согласии с этим утверждением звучат очень важные слова Толстого о необходимости ‘‘нового воззрения’’ на историю и науку во второй части эпилога к роману «Война и Мир»: «Правда, мы не чувствуем движения земли, но, допустив ее неподвижность, мы приходим к бессмыслице; допустив же движение, которого мы не чувствуем, мы приходим к законам». Аналогичным образом рассуждает Толстой и об истории: «И правда, мы не чувствуем нашей зависимости, но, допустив нашу свободу, мы приходим к бессмыслице; допустив же свою зависимость от внешнего мира, времени и причин, приходим к законам». (12, 341)

4 февраля 1909 года Толстой записал в своём дневнике: «То, что мы сознаем себя отделенными, это только иллюзорное, или “временное’’ сознание, а в действительности мы не перестаем быть одно со всем...» (57, 21)

Иными словами, каждая клетка нашего тела содержит информацию обо всей вселенной, и вся вселенная присутствует в каждой отдельной части, что придает новый смысл четверостишию из «Прорицаний невинности» Уильяма Блэйка в переводе С. Я. Маршака:

В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо – в чашечке цветка.

Основоположник буддизма Шакьямуни проповедовал учение о «трёх тысячах больших Хилиокосмов», то есть в нашей галактической системе ещё существуют такие миры, как наше человечество, где есть люди с материальным телом. Он ещё говорил о том, что в одной песчинке содержатся три тысячи больших Хилиокосмов».

А вот аналогичная мысль Толстого: «Микроскопические исследования – бесконечность. Астрономические – бесконечность. – Нет надежды конца и уяснения». (48, 86-87)

Есть удивительная логика в том, что в то время как поэт «в одном мгновенье видит вечность» и «огромный мир – в зерне песка», основоположник буддизма видит три тысячи миров в одном зерне песка; современный физик видит целый мир в элементарной частице и, наконец, гениальный яснополянский мудрец считает, что и его тело, и земля «среди бесконечного мира, даже не песчинка, а ничто». (58, 26)

«Восточная философия проникла в западную мысль в прошлом, – сказал профессор Прибрам на одной из конференций. - Время от времени у нас бывают интуитивные прозрения, позволяющие хоть на мгновение прикоснуться к бесконечности. Задумаетесь ли вы об этом на сей раз или нам снова придется идти по кругу - зависит от вас».

На протяжении многих веков, великие умы человечества, включая Эйнштейна и Толстого, говорили о том, что, если человечество так и не сможет думать по-новому, то оно неизбежно будет двигаться навстречу беспрецедентной катастрофе.

Толстой писал: «Выбора нет людям нашего времени: или наверное гибнуть, продолжая настоящую жизнь, или de fond en comble [сверху донизу, фр.] изменить её». (57, 46)

Попытка преодоления традиционной парадигмы

«Если бы человечество смогло заново познать себя и Вселенную, изменить свои застойные концепции, оно могло бы совершить великий скачок,» – утверждает Ли Хунчжи .

Начиная с раннего возраста, нас учат видеть мир через некую призму идей, которые мы используем не задумываясь, реагируя на каждый новый опыт. «Таким образом, – продолжает Бом, – мы приходим к убеждению, что других способов восприятия мира не существует, хотя фактически эти способы были обнаружены и созданы нами в раннем детстве и с тех пор стали привычками…» .

Лев Толстой прекрасно осознавал это, утверждая, что «родиться – значит из жизни общей перейти к заблуждению индивидуальности». (48, 126). А также: «Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра. Но каждый час в жизни, и каждый шаг... грозит нарушением этой гармонии....» (8, 322)

Аналогичные рассуждения мы находим в учении мастера Ли: «На самом деле, у человека, кроме врожденной чистосердечности, все представления образованы после рождения, но эти представления – не он сам. Если эти представления, которые образованы после рождения, станут очень сильными, то в свою очередь могут управлять настоящими мыслями и поступками человека, а он в это время еще считает эти мысли своими. Почти каждый современный человек таков».

Согласно исследованиям профессора Бома, за объяснимым или проявленным (курсив мой - НТ) порядком отдельных предметов и явлений находится не проявленный или предопределённый порядок неразделимой цельности. Обратите внимание на ключевое слово: проявленный!

Задолго до всех квантовых открытий, на смертном одре, Лев Толстой произнёс удивительные слова, дословно предвосхитившие космологическую терминологию Бома: «Все я... все проявления... довольно проявлений... » (курсив мой - НТ).

Итак, существует «большая, не проявленная» действительность, восприятие которой не ограничивается известными нам органами чувств, «реальность, существующая за пределами нашего восприятия, которая постоянно находится в процессе подспудного осознавания».

Об этом же говорит Толстой устами умирающего князя Андрея: «Ничего, ничего нет... кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего». (4, 370)

Ли Хунчжи неоднократно подчеркивает, что «знания современного человечества, то, что оно может познать, представляют собой лишь чрезвычайно поверхностные явления, крайне далекие от подлинного понимания истинного положения Вселенной».

В последний год своей жизни Толстой запиcал в дневнике: «Надо любить истину так, чтобы всякую минуту быть готовым, узнав высшую истину, отречься от всего того, что прежде считал истиной». (58, 170)

Например, разделение веществ на органические и неорганические – общепризнанная научная истина. Однако профессор Бом убежден, что деление вселенной на живую и неживую материю не имеет никакого смысла: «Всё – живое. То, что мы называем неживым, – абстракция».

Мастер Ли Хунчжи утверждает, что «не только человек, но и животные, и растения имеют жизнь; в других пространствах жизнь проявляется в любом веществе».

Лев Толстой упомянул об этом в «Воскресении»: «... всё в мире живое... мёртвого нет... все предметы, которые мы считаем мёртвыми, неорганическими, суть только части огромного органического тела, которое мы не можем обнять...» (32, 370)

Таким образом, все наши знания, по словам Эйнштейна, «представляют собой знания школьников, ...настоящую природу вещей нам никогда не постичь, никогда».

Возвращение к истокам

«Избави бог жить только для этого мира. Чтобы жизнь имела смысл, надо, чтоб цель ее выходила за пределы этого мира, за пределы постижимого умом человеческим», – записал в дневнике 10 октября 1901 года Лев Николаевич. (54, 112)

Именно такую задачу поставил и блестяще разрешил в конце ХХ века всемирно известный академик Стэнфордского университета Вильям Тиллер. Завершив основной труд своей жизни , он пришел к удивительному для современного учёного заключению о том, что наши предшественники находились на более высокой ступени развития по сравнению с нынешним обществом: развитые ими «специальные технологии соответствовали огромным умственным способностям этих людей, ... и мы снова возвращаемся домой». В отличие от нас, полагает Тиллер, наши предшественники осуществляли связь с более глубокими пространствами вселенной, они с легкостью «манипулировали пространством, временем и материей, и мы движемся обратно в том же направлении».

Поразительно, что более ста лет назад Толстой интуитивно осознавал этот труднопостижимый для современного ума вывод. В частности, он писал: «Мы видим свой идеал впереди, когда он стоит сзади нас». (8, 321) Джеф Лав, исследователь творчества Толстого, справедливо отметил «захватывающую дух смелость писателя, предсказавшего одну из самых значительных тенденций XX века: стремление вернуться к началу, невинности, которая со временем была искажена наслоениями комментариев».

А вот что говорит по этому поводу Ли Хунчжи: «.. человек живёт... для того, чтобы вернуться обратно». И далее: «По сравнению с живыми существами на других звёздах нашей Вселенной, где существуют высшие умы, научно-технический уровень человечества остаётся довольно низким. Мы даже не можем прорваться в другое пространство, существующее в данный момент и в данном месте. «Летающие тарелки», прибывшие с других планет, летают в других пространствах, где господствует совсем другое понятие о времени-пространстве. Поэтому “летающие тарелки” могут прилетать и улетать в любое время, когда хотят, всё происходит так быстро, что приводит людей в недоумение».

О космическом религиозном чувстве

Согласно Ли Хунчжи, «настоящая реальность непременно принесет новую науку, новые познания. Принципы Закона Вселенной снова проявятся в мире людей».

Кому открываются эти законы и принципы? Рильке писал: «Когда я наклоняюсь над своей совестью, я в ней вижу только один закон, беспощадно-повелительный: замкнуться в себе и одним духом закончить дело, повеленное мне в самую сердцевину моего существа».

Этот «нравственный закон внутри нас», или «космическое религиозное чувство» осознаются только избранными, теми, кто пришёл в этот мир, как отметил Эйнштейн, «с божественным предназначением». Великий физик неоднократно говорил о «космическом религиозном чувстве». Так, в своем эссе «О космической религии» он пишет: «Тому, кто чужд этому чувству, очень трудно объяснить, в чем оно состоит, тем более, что антропоморфной концепции бога, соответствующей ему, не существует. Индивидуум ощущает ничтожность человеческих желаний и целей, с одной стороны, и возвышенность и чудесный порядок, проявляющийся в природе и в мире идей, – с другой. Он начинает рассматривать свое cуществование как своего рода тюремное заключение и лишь всю Вселенную в целом воспринимает как нечто единое и осмысленное».

По мнению Эйнштейна, «религиозные гении всех времен были отмечены этим космическим религиозным чувством...» Он писал: «То, чем человечество обязано таким личностям как Будда, Моисей, Иисус, для меня выше всех достижений пытливого и творческого ума». И далее: «У человечества есть все основания поместить глашатаев высоких моральных принципов выше исследователей объективной реальности».

Толстой писал: «Мы, люди, – я по себе это знаю – орудия высшей силы». (58, 41) Как известно, он видел свою миссию «в исполнении посланничества» (52, 138), в спасении «людей от греха и страданий» (52, 111). Толстой предсказывал, что «в обществе людей, живущих духовной жизнью, во главе их, влияя на них, естественно станет человек высший по нравственным качествам». (57, 146)

Что общего у таких разных, казалось бы, на первый взгляд, выдающихся личностей, как Толстой, Ли Хунчжи и Эйнштейн? На мой взгляд, их объединяет именно это «космическое религиозное чувство». Они осознали единство всех людей на земле, всех религий и, наконец, единство человека и вселенной. Их также объединяет понимание того, что способность постижения человеком вселенной определяется природой его ума и сердца, нравственностью и духовностью.

Пораженный космическим масштабом универсальности Толстого, Эйнштейн назвал его «выдающимся пророком нашего времени», утверждая, что «нет сейчас никого, кто бы обладал толстовской глубокой способностью проникновения в суть и моральной силой».

Лев Николаевич страстно призывал своих современников: «Поймите все безумие своей жизни. Хоть на часок отрешитесь от тех мелочей, которыми вы заняты и которые кажутся вам такими важными: все ваши миллионы, грабежи, приготовления к убийствам, ваши парламенты, науки, церкви. Хоть на часок оторвитесь ото всего этого и взгляните на свою жизнь... на свою душу, которая живет такой неопределенный, короткий срок в этом теле.... и поймите все свое безумие, и ужаснитесь на него. Ужаснитесь и поищите спасения от него. Оно у каждого из вас в душе вашей. Только опомнитесь на часок, и вам ясно будет, что важное, одно важное в жизни – не то, что вне, а только одно то, что в нас... Только поймите то, что вам ничего, ничего не нужно, кроме одного, спасти свою душу и что только этим мы спасем мир». (58, 177-178)

Использованная литература:

1. Анатоль Франс – корреспонденту “Русского слова” в Париже 7 ноября 1910 г. См. также: “Tolstoy has been called a prophet. So cool a head as Anatole France declares to-day that Tolstoy is entitled to rank as “one of the prophets of the new era.” This is because of his burning hatred of war, his unceasing struggle for the amelioration of society, and his passionate holding up of an ideal of humanity. When his particular message has been forgotten, he will be remembered as one of the great figures to whom other-worldly truth, as he saw it, was more real than all the rest of life. That inspiration is not a little thing ... and the universal feeling about the passing of Leo Tolstoy is of such a nature and depth as to place the spiritual greatness of the man beyond all narrow questioning.”-From “The Nation” (N.Y.), November 24, 1910, in The Harvard Classics Shelf of Fiction, vol. VII, NEW YORK: P.F. COLLIER & SON, 1909–1917. 1.

2. Ferguson, M. “Karl Pribram’s changing reality” in “The Holographic Paradigm”, New Science Library, 1985. P. 22

3. Ли Хунчжи. Чжуань Фалунь. К.: “Феникс“, 2011. C. 328

4. Приведу эту удивительную цитату полностью: “От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние. От зародыша до новорожденного - пучина. А от несуществования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость. Мало того, что пространство и время и причина суть формы мышления и что сущность жизни вне этих форм, но вся жизнь наша есть большее и большее подчинение себя этим формам и потом опять освобождение от них.” (10, 500)

Ср. строки из письма Марины Цветаевой к Райнеру Мария Рильке: “До жизни человек – всё и всегда (курсив Цветаевой). Живя жизнь, он – кое-что и теперь. (Есть, имеет – безразлично!)” [Райнер Мария Рильке, Борис Пастернак, Марина Цветаева. Письма 1926 года. Москва “Книга“, 1990. С.126] Рильке в письме Витольду фон Гулевичу писал что-то очень схожее о том, что “все формы здешнего не только следует принимать ограниченными во времени, но по мере наших сил переводить их в те высшие планы бытия, к которым мы сами причастны. (Рильке Р.-М. “Ворпсведе, Огюст Роден, Письма, Стихи “ Москва, изд-во “Искусство“. 1971, C. 305.)

5. В конце 2010 года в Институте философии РАН прошла первая в России академическая конференция «Роль сознания в природе: научные и буддийские представления». См. некоторые труды Менского М.Б.: Квантовая механика: новые эксперименты, новые приложения и новые формулировки старых вопросов // Успехи физических наук, 2000, т. 170, № 6. С. 631-648; Менский М.Б. Квантовая механика, сознание и мост между двумя культурами // Вопросы философии, 2004, № 6. С. 64-74; Менский М.Б. Концепция сознания в контексте квантовой механики // Успехи физических наук, 2005, т. 175, № 4. С. 413-435; Менский М.Б. Человек и квантовый мир. Фрязино: «Век2», 2005.

6. Маковицкий Д.П. Яснополянские записки. - Москва, "Наука", 1979, "Литературное наследство", т. 90, кн. 3, стр. 101. Альберт Эйнштейн сделал почти буквально аналогичное, весьма печальное для человека сравнение: "Представьте себе совершенно сплющенного клопа, живущего на поверхности (земного) шара. Этот клоп может быть наделен аналитическим умом, может изучать физику и даже писать книги. Его мир будет двумерным... Человек находится точно в таком же положении, как и этот несчастный клоп, с той лишь разницей, что человек трехмерен... Для него четвертое измерение существует лишь математически. Человеческий разум не может постичь его." (Einstein Albert. On Science // In Cosmic Religion, with Other Opinions and Aphorisms. New York. 1931, P. 102-103.

7. Густафсон Ричард Ф. Обитатель и чужак. "Академический проект". 2002. С. 447.

8. Ibid., C. 23.

9. http://www.falundafa.org/Russian/books/JingJinYaoZhi/JingJinYZ.htm

10. Маршак С. Я. "Стихотворения и поэмы", серия Библиотека поэта, Изд-во Советский писатель: Ленинградское отделение, 1973. С. 581.

11. Ли Хунчжи. Чжуань Фалунь. – К. : “Феникс“, 2011. С. 307-308. Ниже следует продолжение цитаты мастера Ли: « Это совпадает с пониманием нашей современной физики. В чём же разница между формой вращения электронов вокруг ядра атома и формой вращения Земного шара вокруг Солнца? Поэтому Шакьямуни сказал, что в одной песчинке в микромире существует три тысячи больших Хилиокосмов; там, как и в нашей Вселенной, существуют и жизни, и материи. Если это правда, то подумайте, не существуют ли ещё песчинки в том мире, находящемся в той песчинке? Не существует ли ещё три тысячи больших Хилиокосмов в песчинках из той песчинки? И дальше, не существуют ли ещё песчинки в трёх тысячах больших Хилиокосмов в песчинках из той песчинки? Если мы будем так докапываться до корня, то конца края не видно. Поэтому Шакьямуни... сказал такие слова: «Велик без внешнего края, мал без внутреннего предела». Велик настолько, что не видно края Вселенной; мал настолько, что не видно истока материи, мельчайшей частицы материи».

12. Общепринятая теория элементарных частиц, представленная Г. Чью, не только отрицает существование фундаментальных составных частей вещества, но также не признаёт никаких фундаментальных законов, уравнений или принципов. Согласно bootstrap гипотезе,"каждая частица способствует появлению других частиц, которые в свою очередь генерируют её. "G. F. Chew, M. Gell-Mann and A. H. Rosenfeld, ‘Strongly Interacting Particles,” Scientific American. Vol. 210. Р. 93.

13. Ferguson, M. “Karl Pribram’s changing reality” in “The Holographic Paradigm”, New Science Library, 1985. P.8. Как тут не вспомнить слова известного астрофизика НАСА Джастроу: «Для учёного, который жил верой в силу разума, история заканчивается, как дурной сон. Он покорил вершины невежества; он собирается взобраться на высочайшую вершину; как только он взбирается на последнюю скалу, его встречает группа теологов, которые сидят там на протяжении веков» (Jastrow, R. God and the Astronomers, W.W. Norton & Company, Inc., New York / London, 1978, P. 116.)

14. Einstein, A. "A new type of thinking is essential if mankind is to survive and move to higher levels."// "From Only Then Shall We Find Courage”, New York Times Magazine, (June 23, 94). Эйнштейн утверждал, что “необходим новый образ мышления для того, чтобы человечество выжило и поднялось на более высокие уровни”.

15. Ли Хунчжи. Чжуань Фалунь. К.: “Феникс“, 2011. С. 6

16. Bohm, David. The Special Theory of Relativity, W. A. Benjamin Inc., New York. 1965. P. 192-193.

17. http://www.falundafa.org/Russian/books/JingJinYaoZhi/JingJinYZ.htm

18. Weber, R. "The enfolding – unfolding universe: a conversation with David Bohm" in "The Holographic Paradigm," New Science Library, 1985. P. 87. Профессор Бом утверждает, что воспринимаемая человеком действительность полностью сформирована его идеями о ней. “Natural reality goes beyond any human idea but the extent to which we can bring it to our world depends on our ideas. So we can completely miss natural reality because our ideas don’t bring it in.”

19. Толстой Лев. Путь жизни. Рипол классик, М: 2004. С. 499

20. Bohm, David, The Special Theory of Relativity. W. A. Benjamin, Inc., New York, 1965. P. 217

21. Ли Хунчжи. Чжуань Фалунь. К.: “Феникс“, 2011. С. 6

22. Weber, R. “The Physicist and the Mystic” in “The Holographic Paradigm”, New Science Library, 1985. P. 195.

23. Ли Хунчжи. Чжуань Фалунь. К.: “Феникс“, 2011. C. 256

24. The Expanded Quotable Einstein, Princeton University Press, 2000. P. 207

25. Tiller, William A. Science and Human Transformation: Subtle Energies, Intentionality and Consciousness, Pavior Publishing, 1997. Тиллер впервые в истории западной науки представил научную модель невидимого мира в монографии "Наука и трансформация человека". Он предпринял гигантский шаг к созданию объединенной теории материи, энергии и сознания. Тиллер установил, что сознание, представляющее собой информацию, распространяющуюся с бесконечной скоростью, может одновременно присутствовать в бесконечном количестве мест в бесконечном космическом пространстве. Ibid, P. 200-201.

26. Ibid., P. 286.

27. Love Jeff, Tolstoy: A Guide for the Perplexed, Continuum, 2008, P.133.

28. Ли Хунчжи. Чжуань Фалунь. К.: “Феникс“, 2011. C. 159.

Я сам многократно слышал проповеди о. Иоанна, в которых он громил Льва Толстого и предсказывал ему лютую кончину, что напечатано также во многих местах творений о. Иоанна.

И действительно, люта была кончина Льва Толстого. Проживающий в Белграде в Югославии чиновник русской полиции рассказал мне подробности смерти Толстого, которые стали ему известны по службе его в том районе, где жил и умер Толстой.

Привожу эти сведения.

Как местная администрация, так и ряд посторонних любознательных лиц немедленно приступили к выяснению загадочных обстоятельств смерти Толстого.

Результат расследования дал следующие точные данные:

Граф со станции Козельск нанял ямщика и поехал к сестре монахине в Шамардин женский монастырь, лежащий в 18 верстах от Оптиной Пустыни и в 22-х от гор. Козельска. Сестра и все монахини были поражены приездом графа, почему несколько близких монахинь пришли в келью сестры графа.

По словам келейницы и пришедших монахинь граф рассказал сестре следующие ужасы. Последнее время рассказывает граф, мне не дают покоя ни днем, ни ночью какие-то страшные чудовища, которых я вижу, а другие не видят. Эти чудовища угрожают мне и вид их приводит меня в ужас и трепет. Я пригласил к себе соседних священников. Двое отказались приехать ко мне, а третий приехал, но я его не успел встретить, так как домашние мои ему отказали и он уехал, по этой причине я и бежал из дома тайком.

Как сестра, так и другие старые монахини ему объяснили, что это дьяволы, которые почуяв приближение его смерти окружили его, чтобы завладеть его душой. Тут же все монахини советовали и просили его ехать в Оптину Пустынь раскаяться в богоотступничестве и просить монахов принять его вновь в лоно православной церкви.

Увещания монахинь так подействовали на графа, что он расплакался и немедленно на тех же лошадях поехал в Оптин монастырь.

По словам коридорных монахов монастырской гостиницы граф был бодр и из гостиницы свободно поднимался на высокую гору, где стоял монастырь.

Святейшим Синодом граф был отлучен от православной церкви, почему без благословения епископа монахи не рискнули принять его в лоно православной церкви, несмотря на убедительную просьбу о том, но послали запросы епископу и граф решил ожидать в монастыре ответ.

Благоприятный ответ для графа пришел, но уже после отъезда графа из обители.

По поводу отъезда его монахи говорили так. Через два дня в обитель приехала с доктором дочь графа и при первой встрече с отцом между ними, как слышно было в коридоре, произошла ссора.

Дочь кричала: «зачем ты не сказавши уехал?», а отец кричал: «зачем ты приехала? Я домой не поеду и буду доживать свои последние дни в монастыре».

Вскоре все стихло и когда монах вошел в номер, чтобы взять остывший самовар, то увидел графа лежащим на койке с закрытыми глазами.

Через два-три часа дочь, доктор и граф уехали, причем графа до экипажа вели под руки и он казался очень слабым.

В то время многие высказывали предположение, что доктор дал графу успокоительное лекарство, но или старческое сердце не выдержало, или доза была велика, почему граф, до того времени бодрый, по дороге на юг умер на почтовой станции Остапово.

Многие лица, как из Козельска, так и других мест, писали в разные газеты о всем вышеизложенном, но ни одна газета присланных статей не поместила. Местное духовенство, несмотря на просьбы друзей, отказывалось служить панихиды, но из Москвы, как в то время говорили, привозили каких-то священников, очевидно старо-обрядцев-беглопоповцев и они служили.

Высшее духовенство старообрядцев-окружников и противоокружников (в г. Сухиничах) запретило своему духовенству молиться о душе графа.

Монахи о кончине людей говорят так.

У великих грешников перед смертью является, так называемое, духовное зрение и они видят окружающих их нечистых духов, которые ожидают смерти, чтобы взять душу нечестивца и ввергнуть ее в ад кромешный.

Люди высокоблагочестивые, наоборот, перед смертью видят светлых духов, ангелов.

Магистр Богословия Дьяченко в своих 4-х обширных томах, так же говорит о кончине людей, как и монахи. Следовательно, рассказ графа своей сестре об окружении его чудовищами - не галлюцинация, а действительность и эти чудовища заставили его бежать из дома и искать спасения от них в святой обители.

Таким образом пророчество Иоанново исполнилось, Бог не допустил Толстого вернуться в лоно православной Церкви.

Почему же Господь так судил? Да потому, что Толстой был антихристом в полном смысле слова.

Святый Апостол Иоанн Богослов в 1-м Соборном послании говорит, гл. 2, ст. 22: «кто отвергает, что Иисус есть Христос, - это антихрист». Гл. IV, ст. 3: «всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшаго во плоти... это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет, и теперь есть уже в мире». Во Втором Соборном Послании тот же Апостол говорит еще более грозно, гл. 1, ст. 7: «многие обольстители вошли в мир не исповедующие Иисуса Христа, пришедшаго во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист». Ст. 10 «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его». Ст. 11 «Ибо приветствующий его участвует в злых делах его».

В период отлучения Толстого от Церкви Г-н Ярмонкин издал книжку, в которой были перечислены запрещенные дотоле к печати хуления и глумления Толстого над Господом нашим Иисусом Христом Богом Слово Вседержителем и над Пречистой Богородицей.

Страшно повторить, но повторю, чтобы все знали, что Толстого Святейший Синод отлучил от Церкви за эти потрясающие ужасные хулы и за совращенную им массу людей.

Толстой писал, что Христос оттого и называл себя Сыном Божиим, что был незаконнорожденный, что он был нищий, которого высекли и повесили.

Я привел только это, а в книжке Ярмонкина было напечатано множество ужасных хулений, которые этот сын дьявола изрыгал.

На севере России в водах огромного Ладожского озера (около 250 верст длины и 150 ширины) на скалистых островах расположен Валаамский монастырь. Острова эти из гранита, подобного которому нет нигде на земном шаре и берега их в большинстве суть отвесные скалы. По мнению ученых эти острова не что иное, как метеорные камни от какой-то развалившейся планеты, свалившиеся на землю.

В глубокой древности на диких островах Валаама был центр идолопоклонства и были языческие капища.

Св. Апостол Андрей Первозванный из Киева по водному пути, «из Варяги в Греки», т. е. по Днепру, Ловати, Ильмень-озеру, Волхову и Ладоге, приплыл на Валаам и водрузил там Крест Христов.

При появлении Святого Апостола все капища и идолы Силою Божиею были повержены в прах и Валаам стал местом пребывания христианских проповедников и рассадником православия.

После революции Валаам отошел к Финляндии и правительство потребовало введения в монастыре нового стиля. Монахи, не пожелавшие признать новый стиль, были арестованы и увезены. Некоторые из них бежали в Югославию.

Один из них, прозорливый старец, поведал о виденном им на Валааме видении.

Однажды, когда он стоял на скалистом острове около храма, на озере поднялась страшная буря и он увидел несущуюся по воздуху массу бесов, впереди которой несся Лев Толстой и стремился к церкви, бесы старались преградить ему путь к церкви и наконец окружили его и увлекли с собою в пучину у самого обрыва скалы, на которой стоял храм.

Старец впоследствии только узнал о смерти Толстого.

Примечание:
Писатель Лев Толстой разработал и опубликовал в своих сочинениях религиозную систему пантеистического характера («Бога Творца нет; я — часть Бога»), имевшую, по словам прот. Иоанна Восторгова ряд противоречий («Он отрицает типографии и литературный труд, — и без конца пишет и печатает. Он отрицает теперь богатство, и живет во дворце, в сказочной роскоши, ни в чем не зная отказу. Он отвергает деньги, — и получает их и тратит их сотни тысячь. Он отрицает науку, — и напускает на себя вид учености, изучая, сравнивая тексты евангелия… он отрицает медицину, — и держит вокруг докторов, щупающих ежечастно пульс… Он проповедует о любви, о любви и любви, и пишет слова, полные ненависти к Церкви, к России, к власти, изображает в своих произведениях, и царей, и архиереев, начальствующих лиц в таком виде, что возбуждает к ним чувства одной злобы; он твердит о любви, — и никому из своих богатств не дает и не давал ни гроша. Оправдание этой жестокости полно несказанного и отталкивающего лицемерия: имения, права литературной собственности и проч. принадлежат-де не ему, а жене… После своего призыва ко всем прекратить брачное общение, он, имея за 60 лет роду, и сам имел сына… Он говорит о „воле Божией“, и проповедует Бога безличного и бессознательного у которого по этому самому и воли быть не может» . Прот. Иоанн Восторгов. Знамения времен. Речь 19 окт. 1908 г. Цит. по: Отец Иоанн Кронштадтский и граф Лев Толстой. Holy Trinity Monastery. Jordanville, N.Y., 1960 - С. 4,5,6.).
Толстой стал резко критиковать, «хулить» Священное Писание и Православную Церковь, за что 20-22 февраля 1901 года определением Святейшего Синода № 557 был отлучен от общения с нею. Толстой отвергал учение о божественности Христа, догматы о троичности Божеста, об искуплении, о непорочном зачатии и воскресении из мертвых. Вслед за отвержением главных догматов писатель подвергает критике все учение Церкви: о сотворении мира, о мире духовном…
В «Ответе Синоду» (1901) Толстой писал: «То, что я отрекся от Церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо». «Сказано также, что я отвергаю все таинства. Это совершенно справедливо. Все таинства я считаю грубым… колдовством». В «Обращении к духовенству» (1902) Толстой писал: "…Есть ли в христианском мире книга, наделавшая больше вреда людям, чем эта ужасная книга, называемая «Священной историей Ветхого и Нового завета»?
Отец Иоанн обличал Толстого в проповедях, им также было написано более 20 статей в защиту православного вероучения, среди них "Ответ пастыря церкви Льву Толстому на его «Обращение к духовенству» (СПб.,1903), «О душепагубном еретичестве графа Л. Н. Толстого»(СПб., 1907, 4-е изд.), «В обличение лжеучения графа Л.Толстого. Из дневника» (СПб., 1910).
Отец Иоанн критиковал Толстого, в частности, за то, что последний "извратил весь смысл христианства", "задался целью... всех отвести от веры в Бога и от Церкви", "глумится над Священным Писанием", "хохотом сатанинским насмехается над Церковью", "погибает вместе с последователями". Считал, что учение Толстого усилило "развращение нравов" общества, что его писаниями "отравлено множество юношей и девиц", что толстовцы "испровергают Россию и готовят ей политическую гибель".
Предсказывал ему «лютую» смерть: «Смерть грешника люта. И смерть его — Толстого — будет страхом для всего мира. (Конечно, это скроют родные.)» — писал о. Иоанн Кронштадтский в дневнике 1907—1908 года.

Граф и академик АН СССР Алексей Николаевич Толстой был чрезвычайно талантливым и разносторонним литератором, который писал в самых разных жанрах и направлениях. В его арсенале два сборника стихов, обработка сказок, сценарии, огромное количество пьес, публицистики и других статей. Но прежде всего он - великий прозаик и мастер увлекательных рассказов. Он бы удостоен Государственной премии СССР (в 1941 г., 1943 г. и уже посмертно в 1946 г.). Писательская биография содержит интересные факты из жизни Толстого. О них дальше и пойдет речь.

Толстой: жизнь и творчество

29 декабря 1882 года (по старому 10 января 1883) в Николаевске (Пугачевск) на свет родился Толстой Алексей Николаевич. Когда его мать была беременной, она оставила своего мужа Н. А. Толстого и переехала жить к земскому служащему А. А. Бострома.

Все свое детство Алеша провел в имении своего отчима в деревне Сосновка Самарской губернии. Это самые были счастливые годы для ребенка, который вырос очень сильным и жизнелюбивым. Потом Толстой закончил Петербургский технологический институт, но диплом так и не защитил (1907 г.).

С 1905 по 1908 год он начинает публиковать стихи и прозу. Известность к писателю пришла после рассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911 гг.), романов «Чудаки» (1911 г.) и «Хромой барин» (1912 г.). Здесь он описывал анекдотические и неординарные происшествия, происходившие с чудаковатыми помещиками его родной Самарской губернии.

Первая мировая

Интересные факты из жизни Толстого говорят о том, что в Первую мировую он работал А дальше он с большим энтузиазмом отнесся к Писатель в то время жил в Москве. В момент социалистической революции назначило Толстого комиссаром по регистрации печати. Начиная с 1917 по 1918 год вся аполитичного писателя отображала подавленность и обеспокоенность.

После революции, с 1918 по 1923 год, жизнь Алексея Толстого прошла в эмиграции. В 1918 году он отправляется на Украину в литературное турне, а в 1919 году эвакуируется из Одессы в Стамбул.

Эмиграция

Возвращаясь к теме «Толстой: жизнь и творчество», нужно отметить, что пару лет он прожил в Париже, потом в 1921 году переехал в Берлин, где стал налаживать старые связи с писателями, оставшимися в России. В итоге, так и не прижившись за границей, в период НЭПа (1923 г.) он возвращается обратно на родину. Жизнь его за границей принесла свои плоды, и свет увидело его автобиографическое произведения «Детство Никиты» (1920-1922 гг.), «Хождение по мукам» - первая редакция (1921 г.), кстати, в 1922 году он объявил, что это будет трилогия. Со временем антибольшевистское направление романа было исправлено, писатель был склонен переделывать свои произведения, зачастую колеблясь между полюсами из-за политической конъюнктуры СССР. Писатель никогда не забывал о своих «грехах» - дворянском происхождении и эмиграции, но понимал, что широкий круг читателей у него появился именно сейчас, в советское время.

Новый творческий период

По приезду в Россию был опубликован роман «Аэлита» (1922-1923 гг.) научно-фантастического жанра. В нем рассказывается, как боец Красной Армии устраивает революцию на Марсе, но все пошло не так, как хотелось. Чуть позже вышел второй роман этого же жанра «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1926 гг.), который автор много раз переделывал. В 1925 году появился фантастический рассказ «Союз пяти». Толстой, кстати, в этих своей предсказал многие технические чудеса, например, космически полеты, улавливание космических голосов, лазер, «парашютный тормоз», деление атомного ядра и т. д.

С 1924 по 1925 год Толстой Алексей Николаевич создает роман сатирического жанра «Похождение Невзорова, или Ибикус», где описываются приключения авантюриста. Очевидно, отсюда родился образ Остапа Бендера у Ильфа и Петрова.

Уже в 1937 году Толстой по госзаказу пишет повесть о Сталине «Хлеб», где в описываемых событиях четко просматривается выдающаяся роль вождя пролетариата и Ворошилова.

Одной из лучших детских повестей в мировой литературе стала повесть А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935 г.). Писатель очень удачно и основательно переделал сказку «Пиноккио» итальянского писателя Карло Коллоди.

В период с 1930 по 1934 год Толстой создает две книги о Петре Первом и о его времени. Здесь писатель дает свою оценку той эпохе и концепции реформ царя. Свою третью книгу «Петр Первый» он писал, уже будучи смертельно больным.

Во время Великой Отечественной Алексей Николаевич пишет много публицистических статей и рассказов. В их числе «Русский характер», «Иван грозный» и т. д.

Противоречия

Личность писателя Алексея Толстого довольно противоречивая, как, в принципе, и его творчество. В Советском Союзе он был вторым по величине писателем после Максима Горького. Толстой был символом того, как настоящими советскими патриотами становились люди из высших дворянских сословий. Он особо никогда не жаловался на нужду и всегда жил как барин, потому как никогда не переставал работать на своей пишущей машинке и всегда был востребован.

Интересные факты из жизни Толстого включают и то, что он мог хлопотать об арестованных или опальных знакомых, однако мог и уклоняться от этого. Он был четыре раза женат. Н. В. Крандиевская, одна из его жен, в некотором роде послужила прототипом героинь романа «Хождение по мукам».

Патриот

Алексей Николаевич любил писать в реалистической манере с использованием подлинных фактов, но также великолепно создавал и фантастику. Его любили, он был душой любого общества, однако были и те, кто показывал презрительное отношение к писателю. К ним относились А. Ахматова, М. Булгаков, О. Мандельштам (от последнего Толстой даже получил пощечину).

Алексей Толстой был самым настоящим национальным русским писателем, патриотом и государственником, он чаще всего писал на зарубежном материале и при этом совершенно не желал учить иностранные языки для лучшего ощущения своего родного русского языка.

После с 1936 по 1938 год он возглавил Союз писателей СССР. После войны он был членом комиссии по расследованию преступлений фашистских оккупантов.

Нужно отметить, что годы жизни Толстого пришлись на период с 1883 по 1945 год. Он умер 23 февраля 1945 года от рака в возрасте 62 лет и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.



Рассказать друзьям