Лев Толстой в Казани: правда о «беспечном» студенте. Биография льва толстого кратко самое главное и творчество Как учился толстой

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Лев Николаевич Толстой – один из величайших писателей-романистов мира. Он является не только крупнейшим мировым литератором, но также философом, религиозным мыслителем и просветителем. Обо всем этом подробнее вы узнаете из данной .

Но вот в чем он действительно достиг успеха, – так это в ведении личного дневника. Эта привычка вдохновила его на написание своих романов и повестей, а также позволила сформировать большинство жизненных целей и приоритетов.

Интересен факт, что этот нюанс биографии Толстого (ведение дневника), было следствием подражания великому .

Увлечения и военная служба

Естественно, у Льва Толстого было . Он чрезвычайно сильно любил музыку. Самыми любимыми его композиторами были Бах, Гендель и .

Из его биографии явственно следует, что иногда он мог по несколько часов кряду играть на рояле произведения , Шопена, Мендельсона и Шумана.

Достоверно известно, что старший брат Льва Толстого – Николай, имел на него большое влияние. Он был другом и наставником будущего писателя.

Именно Николай пригласил младшего брата присоединиться к военной службе на Кавказе. В результате Лев Толстой стал юнкером, а в 1854 г. был переведен в , где участвовал в Крымской войне до августа 1855 г.

Творчество Толстого

Во время службы у Льва Николаевича было довольно много свободного времени. За этот период он написал автобиографическую повесть «Детство», в которой мастерски описал воспоминания первых лет жизни.

Это произведение стало важным событием для составления его биографии.

После этого Лев Толстой пишет следующую повесть – «Казаки», в которой описывает свою армейскую жизнь на Кавказе.

Работа над этим произведением велась вплоть до 1862 г., и была окончена лишь после службы в армии.

Интересен факт, что Толстой не прекращал свою писательскую деятельность даже во время участия в Крымской войне.

В этот период из-под его пера выходит повесть «Отрочество», являющаяся продолжением «Детства», а также «Севастопольские рассказы».

После окончания Крымской войны Толстой уходит со службы. По приезду домой, он уже имеет большую славу на литературном поприще.

Его выдающиеся современники поговаривают о крупном приобретении для русской литературы в лице Толстого.

Будучи еще молодым, Толстой отличался высокомерием и упрямством, что хорошо заметно по его . Он отказывался принадлежать к той или иной философской школе, и однажды публично назвал себя анархистом, после чего решил уехать во в 1857 г.

Вскоре у него появился интерес к азартным играм. Но длилось это недолго. Когда он проиграл все свои сбережения, ему пришлось возвратиться из Европы домой.

Лев Толстой в молодости

Кстати, страсть к азартным играм наблюдается в биографиях многих писателей.

Несмотря на все трудности, он пишет последнюю, третью часть своей автобиографической трилогии «Юность». Произошло это в том же 1857 г.

С 1862 года Толстой начал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна», где главным сотрудником являлся он сам. Однако, не имея призвания издателя, Толстой сумел выпустить только 12 номеров.

Семья Льва Толстого

23 сентября 1862 года в биографии Толстого происходит крутой поворот: он женится на Софье Андреевне Берс, которая была дочерью врача. От этого брака родилось 9 сыновей и 4 дочери. Пять детей из тринадцати умерли в детстве.

Когда свадьба состоялась, Софье Андреевне было всего 18 лет, а графу Толстому – 34 года. Интересен факт, что перед женитьбой Толстой признался будущей жене в своих добрачных связях.


Лев Толстой с женой Софьей Андреевной

На некоторое время в биографии Толстого наступает самый светлый период.

Он по-настоящему счастлив, причем во многом благодаря практичности своей жены, материальному достатку, выдающемуся литературному творчеству и в связи с ним всероссийской и даже всемирной славе.

В лице жены Толстой нашёл помощницу во всех делах, практических и литературных. В отсутствие секретаря именно она по нескольку раз переписывала набело его черновики.

Однако очень скоро их счастье омрачается неизбежными мелкими размолвками, мимолётными ссорами и взаимным непониманием, которое с годами лишь усугубляется.

Дело в том, что для своей семьи Лев Толстой предложил своеобразный «план жизни», согласно которому он предполагал часть семейного дохода отдавать на бедных и школы.

Образ жизни своей семьи (пища и одежда), он хотел значительно упростить, при этом намеревался продать и раздать «всё лишнее»: фортепьяно, мебель, экипажи.


Толстой с семьей за чайным столом в парке, 1892 год, Ясная Поляна

Естественно, его супругу, Софью Андреевну, такой неоднозначный план явно не устраивал. На почве этого у них вспыхнул первый серьёзный конфликт, послуживший началом «необъявленной войны» за обеспечение будущего своих детей.

В 1892 году Толстой подписал раздельный акт и, не желая быть собственником, передал жене и детям всю недвижимость.

Надо сказать, что биография Толстого во многом необычайно противоречива именно из-за его отношений с женой, с которой он прожил 48 лет.

Произведения Толстого

Толстой является одним из самых плодотворных писателей. Его произведения масштабны не только по объему, но и по смыслам, которые он в них затрагивает.

Наиболее популярными произведениями Толстого считаются «Война и Мир», «Анна Каренина» и «Воскресение».

«Война и Мир»

В 1860-х Лев Николаевич Толстой со всем семейством живет в Ясной Поляне. Именно тут появился на свет его самый известный роман «Война и мир».

Изначально часть романа была напечатана в «Русском вестнике» под названием «1805 год».

Через 3 года появляются еще 3 главы, благодаря чему роман был полностью окончен. Ему было суждено стать самым выдающимся творческим результатом в биографии Толстого.

Как критики, так и общественность долго дискутировали о произведении «Война и мир». Предметом их споров были войны, описанные в книге.

Также остро обсуждались продуманные, но все же вымышленные герои.


Толстой в 1868 г.

Роман стал интересен еще и тем, что в нем были представлены 3 содержательных сатирических эссе о законах истории.

Среди всех прочих идей, Лев Толстой старался донести до читателя то, что положение человека в обществе и смысл его жизни, являются производными его ежедневной деятельности.

«Анна Каренина»

После того как Толстой написал «Войну и Мир», он приступил к работе над своим вторым, не менее знаменитым романом «Анна Каренина».

В него писатель внес множество автобиографических очерков. Это легко проследить, глядя на отношения Китти и Левина – главных персонажей «Анны Карениной».

Произведение печаталось частями в период между 1873-1877 гг., и было очень высоко оценено как критиками, так и обществом. Многие замечали, что «Анна Каренина» – это практически автобиография Толстого, написанная от третьего лица.

За свой очередной труд, Лев Николаевич получил баснословные по тем временам гонорары.

«Воскресение»

В конце 1880-х Толстой пишет роман «Воскресение». Его сюжет был основан на подлинном судебном деле. Именно в «Воскресении» четко обозначены резкие взгляды автора на церковные обряды.

К слову сказать, эта работа стала одной из причин, послуживших к полному разрыву между Православной церковью и графом Толстым.

Толстой и религия

Несмотря на то, что выше описанные произведения имели колоссальный успех, писателю это не доставляло никакой радости.

Он находился в депрессивном состоянии и переживал глубокую внутреннюю опустошенность.

В связи с этим, очередным этапом биографии Толстого стал непрерывный, практически судорожный поиск смысла жизни.

Изначально Лев Николаевич искал ответы на вопросы в Православной церкви, однако это не принесло ему никаких результатов.

Со временем он начал всячески критиковать как саму Православную церковь, так и вообще христианскую религию. Свои мысли по этим острым вопросам он стал публиковать в издании «Посредник».

Основная его позиция заключалась в том, что христианское учение хорошее, а вот сам Иисус Христос как будто и не нужен. Именно поэтому он решил сделать свой собственный перевод Евангелия.

Вообще религиозные взгляды Толстого были крайне сложными и запутанными. Это была какая-то невероятная смесь христианства и буддизма, приправленная различными восточными верованиями.

В 1901 году вышло определение Святейшего Правительствующего Синода о графе Льве Толстом.

Это было постановление, в котором официально извещалось, что Лев Толстой более не является членом Православной церкви, так как его публично высказываемые убеждения несовместимы с таким членством.

Определение Священного Синода иногда ошибочно трактуют, как отлучение (анафема) Толстого от церкви.

Авторские права и конфликт с женой

В связи со своими новыми убеждениями, Лев Толстой хотел раздать все свои сбережения и отказаться от собственного имущества в пользу бедных. Однако его супруга, Софья Андреевна, выразила категорический протест в этом отношении.

В связи с этим в биографии Толстого наметился главный семейный кризис. Когда Софья Андреевна узнала, что ее муж публично отказался от авторских прав на все свои произведения (что, по сути, было их главным источником дохода), у них начались ожесточенные конфликты.

Из дневника Толстого:

«Не понимает она, и не понимают дети, расходуя деньги, что каждый , проживаемый ими и наживаемый книгами, есть страдание, позор мой. Позор пускай, но за что ослабление того действия, которое могла бы иметь проповедь истины».

Разумеется, понять жену Льва Николаевича несложно. Ведь у них было 9 детей, которых он, по большому счету, оставлял без средств к существованию.

Прагматичная, рациональная и деятельная Софья Андреевна не могла позволить этому произойти.

В конечном счете, Толстой составил формальное завещание, передав права младшей дочери, Александре Львовне, которая полностью сочувствовала его взглядам.

При этом к завещанию прилагалась объяснительная записка, что на самом деле тексты эти не должны стать чьей-то собственностью, а полномочия по наблюдению за процессами берёт на себя В.Г. Чертков – верный последователь и ученик Толстого, который должен был забрать все сочинения писателя, вплоть до черновиков.

Позднее творчество Толстого

Поздние произведения Толстого представляли собой реалистичную беллетристику, а также рассказы, наполненные нравственным содержанием.

В 1886 г. появляется одна из самых знаменитых толстовских повестей – «Смерть Ивана Ильича».

Ее главный персонаж осознает, что большую часть своей жизни он потратил впустую, и осознание пришло слишком поздно.

В 1898 г. Лев Николаевич написал не менее известное произведение «Отец Сергий». В нем он подвергал критике собственные убеждения, появившиеся у него после своего духовного перерождения.

Остальные работы посвящены теме искусства. К ним относится пьеса «Живой труп» (1890) и гениальная повесть «Хаджи-Мурат» (1904).

В 1903 г. Толстой написал маленький рассказ, который называется «После бала». Он был опубликован лишь в 1911 г., после смерти писателя.

Последние годы жизни

Последние годы своей биографии, Лев Толстой был больше известен, как религиозный лидер и нравственный авторитет. Его мысли были направлены на то, чтобы оказывать сопротивление злу ненасильственным методом.

Еще при жизни Толстой стал кумиром для большинства . Однако, несмотря на все свои достижения, в его семейной жизни были серьезные изъяны, которые особенно обострились к старости.


Лев Толстой с внуками

Супруга литератора, Софья Андреевна, не соглашалась с взглядами мужа и испытывала неприязнь к некоторым его последователям, которые часто приезжали в Ясную Поляну.

Она говорила: «Как можно любить человечество, и ненавидеть тех, кто рядом с тобой».

Все это не могло продолжаться долго.

Осенью 1910 года Толстой в сопровождении только своего врача Д.П. Маковицкого навсегда покидает Ясную Поляну. При этом у него не было никакого определенного плана действий.

Смерть Толстого

Однако по дороге Л. Н. Толстой почувствовал себя плохо. Сначала он простудился, а потом болезнь обернулась воспалением лёгких, в связи с чем пришлось прервать поездку и вынести больного Льва Николаевича из поезда на первой большой станции рядом с населённым пунктом.

Этой станцией была Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область).

Слух о болезни писателя моментально распространилась на всю окрестность и далеко за ее пределами. Шесть врачей тщетно пытались спасти великого старца: болезнь неумолимо прогрессировала.

7 ноября 1910 года Лев Николаевич Толстой скончался в возрасте 83 лет. Его похоронили в Ясной Поляне.

«Душевно сожалею о кончине великого писателя, воплотившего во время расцвета своего дарования в творениях своих образы одной из славных годин русской жизни. Господь Бог да будет ему милосердный судья».

Если вам понравилась биография Льва Толстого, поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вы вообще любите биографии великих людей и просто обо всем – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Одноимённая лекция для первокурсников прошла сегодня в Музее книги Елабужского института КФУ

9 сентября великому писателю Льву Толстому исполнилось 190 лет. Особенно трепетно к этой дате относятся в Казанском федеральном университете. Почему? Потому что Лев Толстой был студентом этого учебного заведения. Всем известно, что родился и большую часть жизни Лев Николаевич прожил в своём тульском имении Ясная Поляна. Как же он оказался в Казани?

Дело в том, что у Льва Николаевича очень рано умерли родители (мать, когда ему было 2 года, отец - 9 лет). После этого он, его братья и сестра жили с тётей Александрой, сестрой отца, но и она умерла. И тогда они переехали к другой тёте Пелагее Юшковой, которая жила в Казани. Это было в 1841 году. Льву было 13 лет.

В 1844 году Лев Толстой стал студентом Казанского университета, учился сначала на восточном факультете, где изучали восточные языки. Толстой изучал арабский и турецкий языки. Учился будущий гений не очень хорошо. Некоторые из вступительных экзаменов ему пришлось сдавать два раза. Да и саму учёбу он не полюбил. На лекциях, которые в основном были бездушной, механической диктовкой, в основном читал газеты на последней парте. С восточного факультета Толстой перевёлся на юридический, поскольку не смог выдержать переводных экзаменов. Однако и на другом факультете у Толстого возникли проблемы. Главные проблемы были с историей, точнее с её преподавателем Ивановым, жёстким и придирчивым, которого боялись все студенты. Иванов терпеть не мог любого проявления вольномыслия, и у него с Толстым вышел серьёзный конфликт. За прогулы его лекций будущий писатель был посажен в карцер. Впрочем, Толстой многие предметы любил, увлечённо ими занимался, например, языками, юридическими науками. Был профессор права Мейер, оставивший у него много тёплых эмоций, задавший работу, которой Толстой по-настоящему увлёкся. Но ему глубоко не нравилась сама университетская система обучения в целом, которая обязывает, заставляет студента заниматься многими предметами сразу, в том числе и теми, которые не вызывают никакого интереса, эта система лишает человека свободы. Это Толстой вскоре понял и весной 1847 года (проучившись два с половиной года) бросил университет, уехал в Ясную Поляну, ему не было и 19 лет. Он осознал, что университет ему не помогает, а мешает по-настоящему учиться - так, как он это представлял, то есть заниматься тем, что интересно.

Позже он вспоминал: «…там был профессор Мейер, который … дал мне работу,… меня эта работа увлекла, я уехал в деревню, стал читать Монтескье, это чтение открыло мне бесконечные горизонты; я стал читать Руссо и бросил университет, именно потому, что захотел заниматься».

В отношении Толстого с Казанским университетом отразилась сущность Толстого как человека, писателя и мыслителя. Самая современная биография Толстого называется «Лев Толстой - свободный человек». Свободный человек, бунтарь, человек, везде разрушающий канон, традицию, живущий и действующий не как все, свободно. Его исторический роман «Война и мир» - это спор с современной ему исторической наукой. Его религиозные представления привели к тому, что русская православная церковь предала его анафеме как еретика. Понятно, что такой человек, свободно мыслящий и свободно живущий (но при этом глубоко нравственный и страдающий), не мог прижиться внутри принципиально несвободной системы государственного образования.

#годтолстоговеикфу

Нет такого человека, который бы не читал художественных произведений Льва Николаевича Толстого. Школьник заканчивает изучение букваря чтением коротеньких рассказов Льва Николаевича и далее не расстается с великим знатоком человеческой души и непревзойденным мастером слова в течение всех школьных лет. Не все, однако, знают, что Лев Николаевич Толстой является также замечательным учителем и воспитателем детей, великим педагогом .

Школа Толстого в Ясной поляне

Вопросы воспитания волновали великого писателя на протяжении всей его долгой жизни. Делу воспитания детей он отдавался с такой же страстностью, с какой творил свои художественные произведения.

По возвращении из университета в Ясную Поляну Лев Николаевич занимается с крестьянскими детьми в Яснополянской школе . Будучи офицером и принимая участие в боевых операциях на Кавказе, Л. Н. Толстой пишет «Детство» и «Отрочество» - произведения одновременно поэтические, психологические и педагогические. По окончании Крымской войны, в которой Л. Н. Толстой проявил себя пламенным патриотом и мужественным защитником Севастополя на самых опасных участках, - он наряду с другими художественными произведениями пишет повесть «Юность» и тем заканчивает трилогию, посвященную становлению человеческой личности.

К тридцатилетнему возрасту Лев Николаевич Толстой стал общепризнанным, знаменитым писателем. Перед ним открылось широкое и благодарное поле литературной деятельности и славы. Но его волнуют трудные вопросы воспитания народа. Он возвращается в Ясную Поляну и решает целиком отдаться делу воспитания и обучения детей. В одном из его писем этого времени (1860 г.) читаем: «Любителям антиков, к которым я принадлежу, никто не мешает читать серьезные стихи и повести и серьезно толковать о них. Другое теперь нужно. Не нам нужно учиться, а нам нужно Марфутку и Тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем».

Работая в Яснополянской школе и наблюдая работу учителей других немногих школ для крестьянских детей, Лев Николаевич убеждается в полной непригодности установившихся методов воспитания и обучения. Чтение педагогической литературы не дало ответов на волнующие его вопросы. В 1860 году Лев Николаевич едет за границу, изучает воспитательные учреждения Германии, Италии, Франции, Бельгии, Англии. Но и здесь ни теория, ни практика воспитания и обучения детей не удовлетворили великого чадолюбца. Вот выдержка из его дневника: «Был в школе. Ужасно. Молитвы за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети».

Педагогическая деятельность, система Л. Н. Толстого

По возвращении из-за границы Лев Николаевич превращает свою Яснополянскую школу в своего рода педагогическую лабораторию по выработке новой системы воспитания и обучения . Одновременно в качестве мирового посредника Крапивенского уезда Тульской губернии учреждает ряд новых школ для крестьянских детей. Для освещения своего опыта и опыта работавших под его руководством учителей издает педагогический журнал «Ясная Поляна». Постановка воспитания и обучения в Яснополянской школе была отрицанием всех устоев феодально-бюрократической педагогики, ревностно охраняемых правительством крепостников. Вместо муштры, палочной дисциплины и зубрежки- внимательное человечное отношение к детям, дружная и свободная жизнь ребенка в школьном коллективе, сознательное изучение элементов науки. Детей не принуждали учиться, а они приходили в школу с рассветом и уходили из нее поздно вечером. Детей не наказывали, не били, а они добровольно подчинялись требованиям учителя, признавали его авторитет и вели себя примерно.

Дух свободы витал над Яснополянской школой. Это не могло не беспокоить чиновников крепостнического правительства. Летом 1862 года в отсутствие Льва Николаевича Толстого был произведен обыск в «крамольной» школе. Искали тайную типографию и нелегальную литературу. И хотя ничего крамольного не было найдено, Лев Николаевич принужден был оставить работу в своей школе и прекратить издание журнала «Ясная Поляна». И тем не менее трехлетний опыт Яснополянской школы и статьи Толстого в журнале «Ясная Поляна» произвели на передовых русских людей огромное впечатление. Была показана новая школа на практике. Была доказана возможность осуществления разумной, подлинно человечной системы воспитания и образования детей.

Работая ряд лет над эпопеей «Война и мир», Толстой не переставал думать о детях, их воспитании, о школьной работе. В письме к А. А. Толстой в 1865 году он пишет: «Я все много думаю о воспитании, жду с нетерпением времени, когда начну учить своих детей, собираюсь тогда открыть новую школу и собираюсь написать резюме всего того что я знаю о воспитании и чего никто не знает, или с чем никто не согласен». Закончив роман «Война и мир», Л. Н. Толстой вновь всю свою кипучую энергию направляет на решение больших теоретических и практических вопросов воспитания детей. Он пишет «Азбуку» в четырех книгах, в которой по существу даны материалы по всем предметам начальной школы,- от алфавита до художественных рассказов, статей по естествознанию и материалов по арифметике. Какое значение придавал Л. Н. Толстой своей работе над «Азбукой», можно судить по следующей выдержке из одного его письма к А. А. Толстой: «Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких и первые впечатления поэтические получат из нее и что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть».

Закончив работу над «Азбукой», Л. Н. Толстой вновь принимается за решение той же задачи: он пишет «Новую азбуку» в одной книжке, а вслед за тем - «Книги для чтения».

Как истинный ученый, Лев Николаевич Толстой не доверял своему педагогическому чутью и своему знанию детей. Все свои учебники для школы он лично сам и через посредство учителей и членов своей семьи проверял в школах.

Живя в Москве, Лев Николаевич посещал школы и даже пытался получить место учителя в одной из начальных школ. Однако Министерство народного просвещения не сочло возможным доверить ему обучение детей.

Интерес к школе и детям Лев Николаевич Толстой донес до самой своей смерти. Незадолго до смерти он провел беседу с детьми Яснополянской школы по поводу розданного им журнала «Солнышко».

Чем можно объяснить глубокий интерес величайшего из писателей к вопросам воспитания детей народа? На этот вопрос отвечает сам Лев Николаевич. Он пишет: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей. Ах, батюшки! Как бы вытащить! И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех, тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе». Л. Н. Толстой был пламенным патриотом своей Родины. Он видел могущество и славу своей Родины в развитии творческих сил народа. На каждом шагу он убеждался, что господство помещиков и идущих им на смену капиталистов не только материально разоряет народ, трудящихся, но и держит его в темноте, невежестве. Завладев всеми благами культуры и технического прогресса, помещики и капиталисты с помощью этой культуры и этого прогресса еще более закабаляют народ и грабят его, обрекают трудящихся на нищету и моральное одичание. В просвещении народа он видел важнейшее средство возрождения своей Родины.

Вклад Льва Толстого в педагогику

Интересующиеся вопросами воспитания, найдут в педагогических сочинениях Л. Н. Толстого очень много свежих, правильных идей и мыслей . Читать Толстого - истинное наслаждение, несмотря на противоречивость многих его утверждений и парадоксов. В каждой его строчке вы чувствуете живую мысль, зоркий глаз, великую любовь к человеку и великую веру в него. Перед вами встают живые, умные, жизнерадостные, способные на творчество и великие труды, морально чистые крестьянские дети.

«Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят?» - так озаглавливает Л. Н. Толстой одну из замечательнейших своих статей. В этой статье он подробно описывает проведенные им уроки сочинения рассказов в Яснополянской школе. После многих неудачных методических приемов, подтверждавших неспособность детей к самостоятельной творческой работе, Лев Николаевич предложил детям написать рассказ на пословицу: «Ложкой кормит, стеблем глаза колет». Сперва ребята не приняли предложение учителя.

«- Да ее как напишешь?- сказал Федька, и все другие, насторожившие было уши, вдруг отшатнулись, убедившись, что это дело не по их силам, и принялись за свои прежде начатые работы.
- Ты сам пиши,- сказал мне кто-то.
Все были заняты своим делом; я взял перо и чернильницу и стал писать.
- Ну,- сказал я,- кто лучше напишет,- и я с вами».

Так необычно начался урок. Дети заинтересовались. Первая страница сочинения Льва Николаевича была ими забракована. Началось коллективное творчество. Увлечение, энтузиазм были необычными. «Мы работали,- пишет Лев Николаевич,- с 7 до 11 часов; они не чувствовали ни голода, ни усталости и еще рассердились на меня, когда я перестал писать; взялись сами писать по переменкам…»

Дети проявили не только свой интерес к «сочинительству», но и большое художественное чутье, верность и меткость глаза, глубину переживаний, чистоту нравственных определений и чувств. Лев Николаевич был потрясен своим открытием. «Мне и страшно, и радостно было, как искателю клада, который бы увидал цвет папоротника: радостно было потому, что вдруг, совершенно неожиданно, открылся мне тот философский камень, который я тщетно искал два года,- искусство учить выражению мыслей; страшно потому, что это искусство вызывало новые требования, целый мир желаний, не соответственный среде, в которой жили ученики, как мне казалось в первую минуту. Ошибиться нельзя было. Это была не случайность, а сознательнее творчество».

За первой удачей последовали другие, еще более блестящие успехи. Вся современная Л. Н. Толстому педагогика и представить не могла, чтобы одиннадцатилетние крестьянские ребята могли сочинять повести, а Толстой печатал рассказы и повести, сочиненные яснополянскими учениками, как образцы подлинного искусства. Литературные критики могли лишь восхищаться и недоумевать.

В педагогике был совершен переворот. Л. Н. Толстой открыл педагогике ребенка. Он неопровержимо доказал всему миру, что ребенок, если ему предоставлена возможность творчества, если ему верят, если с ним обходятся по-человечески, если ему помогают, а не понукают и не начиняют всякой непонятной ему всячиной, проявляет ум, настойчивость и способен подняться до подлинного художественного творчества.

Лев Николаевич Толстой не смог научно объяснить своего педагогического открытия, будучи в плену идеализма. Идеал воспитания, по его словам, находится не впереди, а позади нас, так как ребенок родится на свет совершенным в смысле гармонии в отношении правды, красоты и добра.

Немало критиков посмеялось над порядками Яснополянской школы, в которой не было ни строго устава, ни строго установленного режима, ни строго установленных программ, где каждый учился тому, что было для него интересно. Но сквозь весь этот внешний беспорядок всякий внимательный педагог видит великую силу Яснополянской школы Толстого. Дети в ней учились со всей энергией и даже страстью. Это потому, что в этой школе детей уважали, о них заботились, интересы их изучали и старались учить интересно.

Учение есть серьезный и часто тяжелый труд. Толстой доказал, что это - увлекательный труд, если только учитель найдет должный предмет, будет учить тому, что надо для жизни и применит соответствующие детской природе и детским интересам методы. Умейте открыть душу ребенка, дайте пищу его уму, дайте направление его неиссякаемой энергии, и он будет прилежен, старателен, трудолюбив. При интересном преподавании и правильной организации ученик без страха и без палки усвоит в тысячу раз больше, чем при принудительном преподавании.

Из журнала «Семья и школа» о вкладе Льва Толстого в педагогику, 1960 год

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Казань для Льва Толстого – город, с которым он был связан родственными и дружескими узами. Прадед Льва Толстого был воеводой в городе Свияжске, дед И.А.Толстой был казанским губернатором (1815-1820гг), отец Николай Ильич Толстой, участник войны 1812 года после выхода в отставку жил в Казани, а после женитьбы на Марии Николаевне Волконской переехал в имение жены Ясную Поляну, где 28 августа 1828 года и родился Лев Николаевич Толстой. Тетка великого писателя, Пелагея Ильинична Юшкова, казанская помещица стала опекуном Льва Толстого, его братьев и сестры после смерти родителей.
В 1841 году тринадцатилетний Лев Толстой переезжает в Казань. В Казани в то время проживало более 40 тысяч населения. Городская аристократия предпочитала жить в районе Грузинской улицы (ныне улица Карла Маркса), идущей от Арского поля до Кремля, красивой улицы с добротными кирпичными домами. Арское поле было местом народных гуляний, недалеко от него находился Родионовский институт благородных девиц, военная площадь, манеж и лютеранская церковь. Это был один из самых фешенебельных районов города Казани. Здесь и поселились Толстые. Пелагея Ильинична сняла для своей семьи и племянников дом Горталовых (ныне улица Япеева,15).

В 1844 году Лев Толстой поступил в Казанский Императорский Университет на отделение восточной словесности. Восточные языки давали возможность сделать дипломатическую карьеру, а тетка хотела видеть Толстого послом в Турции. Но веселая светская жизнь захватила молодого человека, учиться было некогда и экзамены за первый курс Толстой сдать не смог. После этого он перевелся на юридический факультет.

Толстой-юноша много читает, посещает концерты, спектакли, балы, является частым гостем в салоне директрисы института благородных девиц Е.Д.Загоскиной, участвует в любительских спектаклях. Лев Толстой всю жизнь бережно хранил афишу вечера «живых картин», который состоялся 19 апреля 1846 года в Актовом зале Казанского Университета, афишу – память его первого сценического успеха.

В 1847 году, оставив учебу в Университете, Лев Толстой покинул Казань. Он унаследовал Ясную Поляну – имение своей матери. Ректор Университета Симонов сказал ему на прощание: «Было бы очень печально, если бы ваши выдающиеся способности не нашли себе применения».

Именно в нашем городе, где прошло отрочество и юность гениального писателя он впервые задумался о выборе своего пути, цели своей жизни. Впечатления казанского периода жизни Льва Толстого нашли отражение в его рассказах «После бала», «Утро помещика», трилогии «Детство. Отрочество. Юность».
Толстой посещал Казань еще трижды: в 1851 году (проездом на Кавказ), 1862 и 1876 гг.

Лев Николаевич Толстой появился на свет в 1828 году, 9 сентября. Семейство писателя принадлежало к дворянскому сословию. После того, как умерла мать, Льва и его сестёр с братьями воспитывал двоюродный брат отца. Их отец умер спустя 7 лет. По этой причине дети были отданы на воспитание тёте. Но вскоре тётя умерла, и дети уехали в Казань, ко второй тёте. Детство Толстого было трудным, но, однако, в своих произведениях он романтизировал этот период его жизни.

Базовое образование Лев Николаевич получил дома. Вскоре он поступил в Императорский Казанский университет на филологический факультет. Но в учёбе он не был успешным.

В то время как Толстой служил в армии, у него бы довольно много свободного времени. Уже тогда он начал писать автобиографический рассказ «Детство». Эта история содержит хорошие воспоминания из детства публициста.

Также Лев Николаевич участвовал в Крымской войне, и за этот период создал ряд произведений: «Отрочество», «Севастопольские рассказы» и так далее.

«Анна Каренина» является наиболее знаменитым творением Толстого.

Лев Толстой уснул вечным сном в 1910 году, 20 ноября. Он был предан земле в Ясной Поляне, в том месте, где он вырос.

Лев Николаевич Толстой – известный писатель, который создал кроме признанных серьёзных книг, произведения полезные для детей. Это были, в первую очередь, «Азбука» и «Книга для чтения».

Родился он в 1828 году в Тульской губернии в имении Ясная поляна, где до сих пор находится его дом-музей. Лёва стал четвертым ребенком в этой дворянской семье. Мама его (урожденная принцесса) скоро умерла, а через семь лет и отец. Эти ужасные события привели к тому, что детям пришлось переехать к тётке в Казань. Воспоминания об этих и других годах позже Лев Николаевич соберет в рассказе «Детство», который и будет первым опубликован в журнале «Современник».

Сначала Лев учился дома у немецких и французских преподавателей, он также увлекался музыкой. Подрос и поступил в Императорский Университет. Старший брат Толстого убедил его послужить в армии. Лев даже принял участие в настоящих боях. Они описаны им в «Севастопольских рассказах», в повестях «Отрочество» и «Юность».

Устав от войн, он объявил себя анархистом и уехал в Париж, где проиграл все деньги. Одумавшись, Лев Николаевич вернулся в Россию, женился на Софье Бернс. С тех пор он стал жить в родном имении и заниматься литературным творчеством.

Первым его большим произведением стал роман «Война и мир». Сочинял его писатель около десяти лет. Роман хорошо приняли и читатели, и критики. Далее Толстой создал роман «Анна Каренина», который получил ещё больший успех публики.

Толстой хотел понять жизнь. Отчаявшись найти ответ в творчестве, он ушел в церковь, но и там разочаровался. Тогда он отрекся от церкви, стал думать над своей философской теорией – «непротивление злу». Он хотел отдать всё имущество бедным… За ним стала даже следить тайная полиция!

Отправившись в паломничество, Толстой заболел и умер – в 1910 году.

Биография Льва Толстого

В разных источниках, дата рождения Льва Николаевича Толстого, указывается по - разному. Самые распространенные версии – 28 августа 1829 года и 09 сентября 1828 года. Родился четвертым ребенком в дворянской семье, Россия, Тульская губерния, Ясная Поляна. В семье Толстых всего было 5 детей.

Его родословное древо берет начало с Рюриков, мать принадлежала к семье Волконских, а отец был графом. На 9 году жизни, Лев вместе с отцом отправились в Москву впервые. Юный писатель был на столько впечатлен, что эта поездка, дала начало таким произведениям как,Детство’’,Отрочество’’,Юность’’.

В 1830 году умерла мать Льва. Воспитание детей, после смерти матери взял на себя их дядя – двоюродный брат отца, после смерти которого, опекуном стала тетя. Когда умерла тетя - опекун, о детях начала заботиться вторая тетушка из Казани. 1873 года умер отец.

Первое образование Толстой получил дома, с учителями. В Казани, писатель жил около 6 лет, 2 года потратил на подготовку, чтоб поступить в императорский Казанский университет и его зачислили на факультет восточных языков. В 1844 году стал студентом университета.

Изучение языков для Льва Толстого не было интересным, после он попытался,связать’’ свою судьбу с юриспруденцией, но и здесь обучение не заладилось, поэтому в 1847 году бросил учебу, получил документы из учебного заведения. После неудачных попыток учиться, решил развивать фермерство. В связи с этим вернулся в родительский дом в Ясную Поляну.

В сельском хозяйстве себя не нашел, зато не плохо получалось вести личный дневник. Закончив работать в сфере фермерства, поехал в Москву, чтоб сосредоточиться на творчестве, но все задуманное пока не осуществлялось.

Совсем молодым, успел побывать на войне, вместе со своим родным братом Николаем. Ход военных событий, оказал влияние на его творчество, это заметно по некоторым произведениям, например, в повестях,Казаки’’,Хаджи – Мурат’’, в рассказах,Разжалованный’’,Рубка леса’’,Набег’’.

С 1855 года Лев Николаевич становился более искусным писателем. В то время, актуальным было право крепостных, о котором написал в своих рассказах Лев Толстой: ,Поликушка’’,Утро помещика’’ и другие.

1857-1860 года припали на путешествия. Под их впечатлением подготовил школьные учебники и стал обращать внимание на издание педагогического журнала. В 1862 году Лев Толстой взял в жены молодую Софью Берс – дочь врача. Семейная жизнь, сначала, пошла ему на пользу, тогда были написаны самые известные произведения,Война и мир’’,Анна Каренина’’.

Середина 80-х годов была плодотворной, были написаны драмы, комедии, романы. Писателя волновала тема буржуазии, он был на стороне простого народа, чтоб выразить свои мысли по этому поводу, Лев Толстой создал много произведений: ,После бала’’,За что’’,Власть тьмы’’,Воскресенье’’ и т.д.

Роман,Воскресенье”, заслуживает особого внимания. Чтоб его написать Льву Николаевичу пришлось потрудиться на протяжении 10 лет. В итоге произведение раскритиковали. Местные власти, на столько боялись его пера, что устанавливали за ним слежку, смогли отстранить от церкви, но несмотря на это, простой люд поддерживал Льва как мог.

В начале 90-х годов Лев начал болеть. Осенью 1910 года в 82-летнем возрасте, остановилось сердце писателя. Это случилось в дороге: Лев Толстой ехал в поезде, ему стало плохо, пришлось остановиться на железно – дорожной станции Астапово. Приютил больного, у себя дома, начальник станции. Через 7 дней пребывания в гостях, писатель умер.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Ахматова Анна Андреевна

    Анна Андреевна Ахматова – одна с самых величайших поэтесс двадцатого столетия.

  • Джордж Вашингтон

    Джордж Вашингтон – первый президент Соединённых Штатов Америки, стоявший во главе государства с 1789 по 1797 гг.

  • Леонардо да Винчи

    Родился в Винчи, Италия (недалеко от Флоренции) в 1452 году. Он был сыном Сер Пьеро да Винчи, юридическим специалистом

  • Карл Великий

    Карл Великий родился в семье придворного сановника. И мать, и отец будущего монарха были властные и активные люди. Оба участвовали в политике, старались объединиться с соседними державами мирным путем.



Рассказать друзьям