Лирические отступления и их роль в поэме Н. В

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Жанровое своеобразие и роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели и задачи:

    Воспитывать умение правильно определять духовные ценности;

    Воспитывать у учащихся чувство гордости за Родину, патриотизм;

    формировать умения выделять ключевые моменты, эпизоды, образы, помогающие понять проблематику произведения и его жанровое своеобразие;

    углубить навык анализа прозаического произведения;

    закрепить литературоведческие понятия жанр, род литературы, лирические отступления.

Ход урока.

  1. < > - Здравствуйте. Сегодня на уроке мы продолжим изучение поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» и поговорим о жанре данного произведения и роли лирических отступлений. На следующем уроке мы пишем классное сочинение, этот урок поможет накопить материал. Для этого мы вспомним эти понятия, поработаем с текстом.

    Жанр литературы (от фр. genre род, вид) - исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных форм. Жанры литературы делятся на эпические, лирические и драматические. Но существует еще один жанр лиро-эпический. К какому же жанру относится поэма? (к лиро-эпическому). Какие ещё поэмы вам известны? (знакомство с книжной выставкой). Но это всё поэтические произведения. А «Мертвые души» написаны в прозе. Что же такое поэма? (произведение повествовательного или лирического содержания, написанное в стихах). Что же позволило автору назвать свое произведение поэмой?

    Лирические отступления - внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее авторское отношение к изображаемому.

    Итак, в основе сюжета поэмы лежит покупка г-ном Чичиковым «мертвых душ» с целью заложить их в опекунский совет и получить некую сумму. Вся эта авантюра связана с несколькими помещиками.

    2. Проверка домашнего задания.

    Что было задано на дом? (Составить таблицу «Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» и приготовить презентации)

    Работа за компьютерами в сети. Все скидывают свои работы в папку «Литература». Отдельные учащиеся отвечают д/задание.

    ВЫВОД: Гоголевскую Россию населяют бездуховные люди, то есть «мертвые души». А каков же тогда положительный герой данного произведения? (Народ, Россия). Какова же сама Россия?

    Одной из задач нашего урока является через лирические отступления понять, над какими проблемами России, родины задумывался Гоголь.

    3. Письмо по кругу. РОДИНА - ЭТО…

    Зачитывание получившихся сочинений.(1-2).

    Это ваше понимание этого слова, а Гоголь, для того, чтобы показать нам свои размышления о РОДИНЕ, использовал лирические отступления и жанр поэмы.

    4. Работа над новым материалом.

    Давайте вспомним, при работе над каким произведением мы уже анализировали лирические отступления? («Евгений Онегин» А.С.Пушкин) Как мы оформили выводы? (таблицей)

    Сегодня мы вновь работаем с образовательными ресурсами, которые позволят нам ответить на вопросы урока.

    Пересядьте за компьютеры по парам, откройте в папке «Литература» документ ТАБЛИЦА и текст поэмы «Мертвые души». Вы уже достаточно хорошо знаете текст поэмы, чтобы ориентироваться в нем. Я предлагаю вам таблицу, с которой вы уже работали. Тематика лирических отступлений прописана. Работаем по группам за компьютерами. Копируем текст и вставляем в таблицу. На работу вам даю 5 минут.

    Такова тематика лирических отступлений в «Евгении Онегине». А сейчас перейдем к «Мертвым душам». Вы работали с текстом поэмы на протяжении нескольких уроков, вы знаете содержание, попробуйте сами найти размышления автора, не относящиеся к основной сюжетной линии. В таблице вам даны задания по группам. 1ая группа - «Юность, молодость», 2ая группа - «Размышления о писателе», 3ья группа - «Отношение к читателю», 4ая группа - «Дорога (символ)». Работайте с текстом, копируйте цитаты в таблицу.

    Готовые ответы сводятся на головной компьютер и оформляются в единую таблицу.

    ФИЗМИНУТКА «КОРРЕКЦИЯ ЗРЕНИЯ».

    Ответы по группам.

    1ая группа. Себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути, путешествующего по России через года (во времени) и переосмысляющего своё мировосприятие с годами. «Прежде, давно, в лета моей юности… мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту…Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприятно, мне не смешно…и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О, моя юность! О, моя свежесть!» Автор показывает себя как веселого молодого человека и как умудренного опытом зрелого мужчину, которому горько смотреть на настоящую Россию.

    2ая группа. Гоголь рассуждает о разных типах писателей. «Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных…не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от нее и возвеличенные образы…Нет равного ему в силе - он Бог! Но не таков удел и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи… Ибо не признает современный суд, что равно чудны стекла, озирающие движенье незамеченных насекомых… Сурово его поприще, и горько почувствует он свое одиночество». На мой взгляд, Гоголь причисляет себя именно ко второму типу писателей. В конце поэмы автор включил притчу о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче, обвиняя «думающих не о том, чтобы не делать дурного, а том, чтобы не говорили, что они делают дурное».

    (Патриотизм писателя, по мнению Гоголя, не только, чтобы воспевать, а чтобы сказать правду и тем самым помочь!)

    3ья группа - Гоголь говорит о «ценителях литературы», у которых свое представление о цели писательского труда. «Лучше же представляйте нам прекрасное, увлекательное». Автор заранее разочарован в своих читателях. «Но не то тяжело, что будут недовольны героем, тяжело то, что живет в душе неотразимая уверенность, что тем же самым героем… были бы довольны читатели».

    «Еще падет обвинение на автора со стороны так называемых патриотов, которые спокойно сидят себе по углам и занимаются совершенно посторонними делами, накопляют себе капитальцы…но как только появится какая-нибудь книга, в которой скажется горькая правда, они выбегут из углов и подымут вдруг крики: «Да хорошо ли выводить на свет это? Провозглашать это?»

    4ая группа - В поэме очень много лирических дорожных зарисовок. «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух…» Гоголь передает свои ощущения как путешественника: «Боже! Как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..» На протяжении всего повествования автор показывает тройку Чичикова. В конце поэмы появляется образ несущейся Руси - птицы-тройки. Это лирическое отступление завершает первый том поэмы. «Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись. Дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик:борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

    Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают дорогу другие народы и государства».

    (читается наизусть вместе с эпизодом из фильма)

    ВЫВОД: Все эти лирические отступления уводят читателя в мир духовного поиска Гоголя о судьбе России. Вот поэтому автор избрал для своего гениального произведения жанр поэмы. Поэма? Да, поэма. И поэт! Ни в рассказе, ни в повести, ни в романе автор не может так свободно вторгаться своим «Я» в ход повествования.

    (-Молодцы, хорошая шпаргалка получилась для написания сочинения, сейчас сбросьте эту таблицу себе на флешкарты)

    5. Итог урока.

    В. Г. Белинский в своей статье «Похождения Чичикова или мертвые души» утверждает, что Гоголь стал «русским национальным поэтом во всем пространстве этого слова».

    Мы достигли цели урока?

    Что вам непонятно? Какие вопросы остались?

    Что понравилось на уроке? О чем хотели бы поговорить еще?

    6. Домашнее задание. С. 171 учебника, темы сочинений. Подготовить материал для классного сочинения.

Прекрасное произведение « » было названо поэмой в прозе. Н.В. Гоголь пытается раскрыть в нем эпические образы России, простого народа, русской земли. А лирические отступления созданы для того, чтобы автор мог высказать свое личное мнение и отношение к персонажам поэмы, к событиям, о которых идет речь в главах.

В седьмой главе мы знакомимся с образами русских мужиков, которые были подробно описаны, со всеми чертами внешности и характера. Это богатырь Степан Пробка. Он был плотником, обошел всю Россию вдоль и поперек. Максим Телятников представлен нам сапожником, который учился своим умениям у немцев. После провального плана продавать некачественные сапоги, он впал в пьянку и во всем обвинил именно немцев. Любовь к разгульной и свободной жизни мы видим в персонаже Абакума Фырова. Много выходцев из простого народа любили погулять после плодотворного рабочего дня.

Во многих лирических отступлениях читатель узнает о глубокой трагедии простого народа, который был закрепощен и порабощен помещиками и чиновниками.

Особую любовь к родине, свои патриотические настрои автор выразил в , которая стремительно летит вперед и олицетворяет сильную и могучую Россию.

Таким образом, можно заметить, что лирические отступления играют необычайно важную роль в поэме «Мертвые души». В них выплескиваются все эмоции и соображения автора на жизненно важные для него темы.

Существует две точки зрения, высказанных современниками писателя, на роль и место лирических отступлений в поэме «Мертвые души».
Вскоре после смерти Гоголя Н.А.Некрасов писал в одном из своих критических обзоров (в «Заметках о журналах за октябрь 1855 года»): «Всё неотразимое влияние его творений заключается в лиризме... Что без этого были бы его книги! Они были бы только книгами. Гоголь неоспоримо представляет нечто совершенно новое среди личностей, обладавших силою творчества». В.Г.Белинский: «Важные же недостатки романа «Мёртвые души» находим почти везде, где из поэта, из художника силится автор стать каким-то пророком и впадает в несколько надутый и напыщенный лиризм... К счастью, число таких лирических мест незначительно к объёму всего романа, и их можно пропускать при чтении, ничего не теряя от наслаждения, доставляемого самим романом».
Попробую привести аргументы о важности лирических отступлений.
Во-первых, их требует жанровая природа «Мёртвых душ». Не будем забывать, что поэма – один из жанров лироэпических произведений, в ней соединяются сюжетность, событийность («похождения Чичикова») и открытое выражение автором или лирическим героем своих чувств. Своеобразие поэмы как жанра во многом основано на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, с одной стороны, и раскрытии их характеров через восприятие и оценку лирического героя, играющего в поэме активную роль, – с другой.
Во-вторых, соотношение лирического и эпического начал в поэме выступает как средство выражения авторской позиции.
Лирические отступления, раскрывая авторское отношение к персонажам, напрямую соотносятся с сюжетной линией. Например, отступления первой и десятой глав, которые своеобразно обрамляют изображение чиновничества, отступления второй и середины шестой главы, обрамляющие галерею помещиков, и два отступления о подлеце одиннадцатой главы, обрамляющие экспозицию Чичикова.
Лирические отступления, раскрывающие образ автора, мы находим в начале шестой и середине одиннадцатой глав. А в начале седьмой и конце одиннадцатой глав лирические отступления раскрывают творческие задачи автора, его судьбу как писателя. Они связаны с отступлениями, содержащими характеристику персонажей, например, финал отступления «Счастлив путник...» в начале седьмой главы.
Одним из самых важных является лирическое отступление о России, помещенное в середине одиннадцатой главы. Лирические отступления, раскрывающие образ России, мы также встречаем в конце пятой и финале одиннадцатой глав).
Кульминационным становится отступление середины десятой главы о путях человечества. По месту расположения оно соответствует кульминационному «пику» сюжетного плана – смерти прокурора.
Кроме того, с помощью лирических отступлений Гоголь не только создаёт широкую панораму жизни России («Вся Русь явится в нём!»), но и композиционно связывает первый том с последующими.

Роль лирических отступлений в поэме Гоголя «Мертвые души».

Выполнила Егупова А.Г.

Цели урока : 1) выявить жанровые особенности поэмы «Мертвые души» и их

Обусловленность сложным и оригинальным замыслом произведения;

2) повторить понятия «поэма», «лирические отступления»;

3) проанализировать роль лирических отступлений в определении жанра

Произведения;

4) выяснить отношение писателя к своему творению.

Ход урока.

1.Слово учителя. Проблемный вопрос. Какой же смысл вкладывал автор в такое обозначение жанра своего романа? Почему свое прозаическое сатирическое произведение Гоголь назвал поэмой, а не романом? Регулятивные УУД

2.Беседа. Давайте вспомним, что такое поэма как жанр (вид) лиро-эпических произведений? Назовите ранее прочитанные вами произведения, относящиеся к жанру поэмы.

3.Слово учителя. Таким образом, можно сделать вывод, что в поэме как жанре (виде) лиро-эпических произведений соединяются сюжетность, событийность (что характерно для эпоса) и открытое выражение автором или лирическим героем своих чувств (что характерно для лирики).

4.Работа со «Словарем литературоведческих терминов». Общеучебные УУД.

5.Беседа. Регулятивные УУД

Итак, сначала определим наличие в «Мертвых душах» повествовательного, сюжетного, эпического элемента. В чем он проявляется? С образом какого героя произведения связан?

Почему же жанровое обозначение «роман» перестало удовлетворять писателя?

Что дало право Гоголю назвать «Мертвые души» прозаической «поэмой», как он сам определил жанр своего произведения?

Как вы думаете. Какие элементы поэмы как жанра «воспевающего» присутствуют в «Мертвых душах»? назовите эти элементы.

Чем лирические отступления отличаются от авторских отступлений? Приведите примеры авторских отступлений.

Какую роль лирические отступления играют в «Мертвых душах»? Чему они посвящены? Почему являются главным признаком «Мертвых душ» как поэмы?

Главная тема поэмы – Русь, ее прошлое, настоящее и будущее, и все лирические отступления хотя бы краешком затрагивают, развивают эту тему.

Гоголевские лирические отступления служат расширению художественного пространства, созданию целостного образа Руси – от бытовых деталей до масштабных, наполненных философским содержанием образов (птица – тройка)

Тема «дороги» - вторая важнейшая тема 2Мертвых душ», связанная с темой России. Дорога – образ организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути («Прежде, давно, в лета моей юности…»)

Таким образом, лирические отступления – очень важная часть «Мертвых душ».

Каким предстает Гоголь в поэме, благодаря лирическим произведениям? Какова роль автора в «Мертвых душах»?

6. Работа над выразительными средствами . Группам выдаются таблицы с заданиями и справочный материал – определения тропов. Логические универсальные действия

1 группа. Лирическое отступление в 6 главе, начало, со слов: «Прежде, давно, в лета… меня поражало…»

1Инверсия – изменение обычного порядка следования чего-либо 2Повторы 3Обращения, восклицания. 4Парцелляция 5Назывные предложения. 6Синонимы 7Антонимы 8Однородные члены 9Сравнения 10Метафоричные эпитеты 11Звукопись: аллитерация 12Звукопись: Ассонанс

2 группа. Лирическое отступление в 5 главе со слов: «Выражается сильно российский народ!»

1Инверсия 2 Повторы3Обращения, восклицания.4Градация.5Синонимы6Олицетворения 7Метафоричные эпитеты 9 Фразеологизмы.

3 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «И какой же русский не любит быструю езду!... месяц одни кажутся недвижны.»

1Инверсия 2Повторы 3Обращения, восклицания.4Синонимы 5Градация.6Олицетворения 7Метафоричные эпитеты8 Просторечье. 9Риторическиевопросы. 10Антонимы. 11Парцелляция

4 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «Эх, тройка! Птица тройка да сверлит воздух.»

1Инверсия 2Повторы 3Обращения, восклицания.4Гипербола.5Градация.6Олицетворения 7Метафоричные эпитеты 9 Риторические вопросы.10Поговорки, крылатые фразы. 11Парцелляция 12.Анафора

5 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая…»

1Повторы 2Обращения, восклицания.3Синонимы.4Метафоричные эпитеты

5Риторические вопросы.6Парцелляция.7.Анафора

6 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «Русь! Русь!…»

1Олицетворения.2Обращения, восклицания.3Повторы. 4Метафоричные5Риторические вопросы.6Парцелляция7. Анафора

7. Обобщение темы. Выступление групп по таблицам. Коммуникативные УУД

8. Рефлексия. Общеучебные УУД.

9.Домашнее задание.1). Дома в письменной форме попробуйте сформулировать ответ на вопрос: «Почему Гоголь назвал свое прозаическое сатирическое произведение поэмой?» 2).Индивидуальное сообщение «Лирические отступления в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя.3).Выписать действующих лиц, которых, по вашему мнению, можно отнести к России «живой» и «мертвой».


Поэма «Мертвые души» отличается по жанру от других произведений русской литературы. Лирические отступления делают ее еще более яркой. Они доказывают, что Н.В.Гоголь создал именно поэму, но не в стихах, а в прозе.

Роль отступлений

Н.В.Гоголь в тексте поэмы постоянно присутствует. Читатель чувствует его постоянно, иногда он как будто забывает о сюжете текста, уводит в сторону. Для чего так поступает великий классик:

  • Помогает проще пережить возмущение, которое вызывают поступки персонажей.
  • Добавляет в текст юмора.
  • Создает отдельные самостоятельные произведения.
  • Меняет впечатление от общего описания рутинной жизни помещиков, потерявших свою душу.

Писатель хочет, чтобы читатель знал его отношения к событиям и людям. Именно поэтому он делится мыслями, выказывает гнев или сожаление.

Философские рассуждения

Некоторые отступления предлагают порассуждать над особенностями человеческой личности и бытия.

  • О толстых и тоненьких. Писатель делит мужчин на два рода в зависимости от полноты. Он находит отличительные свойства их характера. Тоненькие изворотливы, ненадежны. Легко подстраиваются под ситуации и меняют свое поведение. Толстые – дельцы, которые чаще обретают вес в обществе.
  • Два типа характеров. Большие портреты и трудные для портретистов. Одни открыты и понятны, другие скрывают не только свою внешность, но и все, что внутри.
  • Страсть и человек. Чувства человека различны по силе. Его могут посетить прекраснейшие страсти, а могут низменные и мелочные. Кто-то мечтает о ничтожных побрякушках, а где-то рождается чувство великой любви. Страсть меняет человека, она способна превратить его в червяка, привести к потере души.
  • О подлецах и добродетелях. Как появляются подлецы? Классик считает – вина в приобретении. Чем сильнее стремление у человека приобрести, тем быстрее он теряет добродетели.
  • О человеке. Возраст меняет личность. Представить себя в старости сложно. Юноша ожесточается и теряет человечность на жизненном пути. Даже могила более милосердна: на ней написано о погребении человека. Старость теряет чувственность, она холодна и безжизненна.

Любовь к России

Такие отступления наглядно показывают особенность русского человека и природы. Безграничная любовь автора к родине выше других чувств. Никакие преграды не остановят Россию. Она выдержит и выйдет на широкую ясную дорогу, выберется из всех противоречий жизни.

  • Русь – Тройка. Дорога, по которой несет страна, вызывает в душе Гоголя восторг. Россия свободна, она любит скорость, движение. Автор верит, что страна найдет путь к счастливому для народа будущему.
  • Дороги. Дороги в отступлении – это сила, которая покоряет человека. Он не может сидеть на месте, стремится вперед. Дороги помогают ему увидеть новое, посмотреть на себя со стороны. Дорога ночью, ярким днем и чистым утром различна. Но она всегда хороша.
  • Русь. Гоголь переносится в прекрасное далеко и пытается рассмотреть русские просторы. Он восхищается красотой, умением скрыть тоску, печаль и слезы жителей. Простор страны покоряет и пугает. Зачем он дан России?
  • Русское общение. Гоголь сравнивает обращение русских с другими народами. Помещики провинции меняют стиль разговора в зависимости от состояния собеседника: количества душ. «Прометей» канцелярии становится «куропаткой» у дверей начальства. Человек меняется даже внешне, он становится в раболепии ниже, при низшем сословии громче и смелее.
  • Русская речь. Слово, произносимое русским народом, меткое и весомое. Его можно сравнить с вещами, вырубленными топором. Слово, созданное русским умом, идет из самого сердца. Оно «замашисто, бойко», отражает характер и самобытность народа.

Отдельные рассказы

У части лирических отступлений свой сюжет. Их можно читать, как самостоятельное произведение, вырвать из контекста поэмы. Они не потеряют свой смысл.

  • Повесть о капитане Копейкине. Самая яркая часть книги. Цензура стремилась изъять повесть из «Мертвых душ». История участника войны, ищущего у властей помощи, тяжела итогом. Ничего не добившись, он подается в разбойники.
  • Киф Мокиевич и Мокий Кифович. Два персонажа, живущие по своим законам, соединяют все характеры, прошедшие перед читателем. Сильный Мокий растрачивает данное ему от Бога. Богатыри выводятся, превращаются в слабых духом людей. Они, наделенные особыми качествами, не понимают, кем могли бы стать, какую пользу принести народу.
  • Крестьяне села Вшивая спесь. Талантливый народ порабощен, но остается трудолюбивым и светлым. Рассказ о том, как во время народного бунта в селе с говорящим (как любит Гоголь) названием

    «…снесли с лица земли полицию в лице заседателя …»,

    Подтверждает.

Великий классик рассуждает о двух типах писателей. Одни описывают скучные характеры. Авторы родные в их обществе. Слава поднимается так высоко, что они сами признают себя гениями, приравнивают к Божеству. Другие писатели не стремятся к славе, они трудятся над словом, но попадают под суд, который отнимает их талант. Писательское поприще очень сурово. Размышления автора поэмы делают книгу шире и значимее, они поднимают вопросы и призывают читателя искать ответы на вопросы, которые задает текст и лирические отступления от основного сюжета.



Рассказать друзьям