Литературно-музыкальная композиция "хлеб - всему голова". Музыкально – литературная композиция «Хлеб – это жизнь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Министерство образования и науки ДНР

Амвросиевская общеобразовательная школа I - III ступеней №6

Амвросиевского района

Классный час

«Слава хлебу на столе»

Зайцева А. Ф. . учитель начальных классов

2016г.

Цели:

Рассказать историю происхождения хлеба;

Раскрыть его значение для нашего народа;

Воспитывать патриотизм, бережливость,

Уважение к чужому труду;

Расширить кругозор обучающихся.

Аннотация.

Данный классный час предназначен для учеников 3-их классов. Тема о хлебе всегда актуальна и связана с жизнью. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Поэтому необходимо воспитывать у детей бережное отношение к хлебу. Для реализации поставленных задач на данном занятии выбрана форма: классный час.
Разные виды работы способствует повышению мотивации познавательной деятельности, развитию любознательности. Задачи, которые поставлены на данном классном часе, ориентированы на воспитание трудолюбия, формирование приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей младших школьников (бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду людей). В занятие включены здоровьесберегающие технологии. Использованы приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, развитие словаря ребенка, задействованы различные органы чувств к восприятию. В основе занятия лежат принципы: доступность, научность, последовательность, взаимосвязь, осознанность.

Актуальность проблемы : отношение подростков к хлебу.

Оборудование. Класс украшен колосками, картинами, иллюстрациями о хлебе, детскими рисунками, на большом столе мука, хлебобулочные изделия.

Учитель. (2 слайд) Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в увлекательное и познавательное путешествие, которое пройдёт под девизом:

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил!

Не жалел труда и сил!

С целью и маршрутом нашего путешествия мы сможем познакомиться, когда отгадаем загадки: (3 слайд)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Хлеб! Люди всегда говорят о нём с большим уважением, берут его в руки трепетно и торжественно. Сколько о нём сказано добрых слов, сложено стихотворений, сколько спето песен. Хлеб - это и радость, и песня, и жизнь, смех матери, первые шаги ребёнка, человеческое счастье. Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о хлебе, о бережном отношении к нему. А вот и наш маршрутный колосок и наши помощники. (4 слайд)

Берегите хлеб

Какого цвета хлеб

Чем пахнет хлеб

Обычаи и легенды

Народная мудрость

История хлеба

Откуда пришёл хлеб

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (Колос) (5 слайд)

Выбегают колоски и водят хоровод, поют песню «Золотое зёрнышко» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

Мы - золотые зернышки,

Живем лучистым светом.

Мы дружим неразлучные,

Под вьюгами и тучами.

Мы чистые, струистые,

Мы зерна золотистые.

Мы ветерком провеяны.

И солнышком просвечены,

Выносливы, дружны,

Мы людям так нужны.

Отдельно каждый - зернышко,

Маленькое, скромное,

А вместе - хлеб, как солнышко

Страны своей огромной!

1остановка-зёрнышко. «История хлеба…» (6 слайд)

Учитель. История хлеба неотделима от истории человечества. Об этом говорят многочисленные археологические находки и письменные источники.

Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна, было, удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы - «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

Учёные считают, что первый хлеб был выпечен 15 тысяч лет тому назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится кусок хлеба, которому 6 тысяч лет. В России есть музей хлеба, который находится в Санкт - Петербурге. Коллекция музея хлеба уникальна и очень интересна. Здесь можно ознакомиться с историей создания хлеба, посмотреть на инструменты, применявшиеся в хлебопекарном деле прежде и в наши дни.

Игра «Подбери синонимы». К слову ХЛЕБ подберите синонимы . (Пирог, каравай, сухарь, колобок, калач, буханка, бублик, булка, сайка, плюшка.)

2 остановка-зёрнышко. «Откуда пришёл хлеб» (7 слайд)

Ученик. В землю зернышко попало,
Прорастать на солнце стало,
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал,
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся.

Ученик. Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Учитель. «Колоски в снопы вяжутся, караваем в печи оборачивается» - так в старину говорили. Тогда машин не было. Серпами колосья срезали, руками снопы вязали, цепами зерно выколачивали. Тех, кто колосья жал, жнеями звали. Рано жнеи вставали, серпы брали, на поля шли и до вечера спину гнули. Нелегок труд хлебороба. Вырастить хлеб - святое дело.

Ученик:

Каравай земли и неба

На твоем столе -

Ничего сильнее хлеба

Нет на земле.

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный

Хлебный колосок.

Учитель. Сколько надо вложить труда в хлеб, чтоб он оказался на столе.

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода-

Побежит за трактористом

Ранним утром борозда.

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

И черны, как из печи,

Провожают их грачи.

Чтобы всходы были крепче,

Не напала злая тля,

И удобрит, и подлечит

Лётчик с воздуха поля.

Слышен летом до заката

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

В элеваторе для нас

Хлеб хранится про запас.

Убран хлеб - и тихо стало,

Мелют мельницы зерно.

Над селом дымки плывут:

Пироги в домах пекут!

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

В нем земли родимой соки,

Солнца свет высокий в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем.

3 остановка-зёрнышко. «Обычаи и легенды» (8 слайд)

Учитель. С хлебом связаны разного рода поверья, легенды, обычаи.

Ученики:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Учитель. « Хлеб да соль! » - говорил по обычаю русский человек, приветствуя всех за столом. Хлебом и солью встречали и провожали всякого гостя. Хлеб в старину ставили на самое почетное место.

Главный хлеб на Руси - это, конечно, каравай. Слово «каравай» происходит от слова «кара» - круг, потому что каравай круглый хлеб.

В старину пекли хлеб в каждом доме. Пока хозяйка хлеб не выпечет,

никто об обеде не думал: хлеб ждали. На печь садиться, пока там хлеб, грешно было: хлеб испортится

Перед тем, как ставить хлеб в печь, хозяйка говорила: «Дай, Боже, чтобы хлеб удался хороший и высокий» или « Господи, благослови!» Готовый хлеб ставили на стол, прикрывали рушником. В доме в это время было тихо, иначе хлеб не удавался.

Собирая сына в дорогу, мать завязывала в рушник хлеб.

В древние времена люди, собираясь на праздники, устраивали игры и пекли особый хлеб - праздничный и называли его - пирог, от слова ПИР.

В день именин было принято печь пирог и рассылать его родным в знак приглашения на праздник. Во время праздника пирог разламывали над головой именинника. Начинка сыпалась на голову, а гости в это время приговаривали: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро».

4 остановка-зёрнышко. «Народная мудрость» (9 слайд)

Из глубины веков, из старинных легенд, из сказов народных дошли до нас такие слова:

КЛЯНУСЬ ХЛЕБОМ СВОИМ.

Не каждый человек, который давал обещание или клятву другому человеку, осмеливался выбирать именно эти слова, чтобы убедить другого поверить ему. Потому что поклясться хлебом, означало поклясться жизнью.

ХЛЕБ-БАТЮШКА, ХЛЕБ-КОРМИЛЕЦ, ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА.

Случалось, настигала человека большая беда: загорался от молнии дом.

Собирал человек свои последние силы: «БЫЛ БЫ ХЛЕБ, ХЛЕБОМ

СПАСЁМСЯ»... И ставил новую избу.

Но того, кто сам хлеб не растил, а любил за чужой счёт поживиться, народ не любил. Такому человеку за столом места не было.

НА ЧУЖОЙ КАРАВАЙ РОТ НЕ РАЗЕВАЙ.

Русский народ сочинил множество пословиц о хлебе.

Работа с пословицами.

Вспомните пословицы, доскажите вторую часть.

Не шуба греет, а … (хлеб).

В дороге хлеб не … (помеха).

Не будет хлеба, … (не будет и обеда).

Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно).

У кого хлебушко, у того и … (счастье).

Хлеб всему … (голова).

Без печки холодно - без хлеба … (голодно)

Частушки о хлебе.

Мы про хлебушек частушки

Вам сегодня пропоем.

Навострите ваши ушки

И похлопайте потом.

В кулачке у колоска

Зернышки - малышки,

В каждом зернышке - мука,

Пироги и пышки.

Если в гости кто приехал

Или кто-нибудь пришел.

В каждом доме первым делом

Калачи несут на стол.

Бублики, батоны, булки,

Плюшки, сайки, пироги.

За столом и на прогулке

Уважай и береги.

5 остановка-зёрнышко. «Какого цвета хлеб» (10 слайд)

Учитель: Люди разных профессий потрудились над урожаем, это: хлеборобы-механизаторы, агрономы, трактористы, пекари, кондитеры.

Ученики:

Вот он, хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Почему у пирога

Зарумянились бока?

Потому что в поле летом

Было солнышком согрето.

Потому что днём весенним,

Летним днём, осенним днём

Согреваем эту землю

Мы любовью и трудом.

Игра «Ассоциация»

Подберите имена прилагательные, которые ассоциируются со словом ХЛЕБ

(белый, черный, пышный, ржаной, румяный, свежий, черствый, пшеничный…)

Какого цвета хлеб? (Белый и черный.)

- Почему один хлеб черный, другой - белый? (Из пшеничной и ржаной муки.)

6 остановка-зёрнышко. «Чем пахнет хлеб» (11 слайд)

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?

Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное - работой пахнет хлеб.

Каждый ломтик хлебушка

Пахнет тёплым небушком.

Свежий хлеб! Он пахнет небом!
Пахнет ранним ветерком,
Зернами, что стали хлебом,
Спелым-спелым колоском!

А еще, еще работой!

Кто-то хлеб тот убирал,
На муку молол, а кто-то пек и продавал.
Без него любые блюда,
Кажется, не так вкусны.
На столе стоит как чудо
Свежий хлеб родной страны .

Учитель. Богатая черноземом почва Донецкой области предоставляет широкие возможности для производства сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство области имеет в пользовании около 2 млн. га сельскохозяйственных угодий. Основными видами производимой здесь сельскохозяйственной продукции являются озимая пшеница, подсолнечник, овощи .

Игра-хоровод «Праздник урожая»

В нашу школу на машине

Каравай приехал ныне,

В круг вставай каравай,

Кого хочешь ─ выбирай!

Каравай: Пекаря!

Он не грел на печке бок─

Каравай ребятам пёк.

Пекарь, с нами поиграй,

Кого хочешь ─ выбирай!

Пекарь: Мельника!

Не молол он чепуху,

А смолол зерно в муку!

Мельник, с нами поиграй,

Кого хочешь ─ выбирай!

Мельник: Хлебопашца!

Он в тенёчке не лежал,

А хлеба растил и жал!

Хлебопашец, в круг вставай,

Кого хочешь─ выбирай!

Хлебопашец: Рабочего!

Он приехал к нам с дарами!

Тягачами, тракторами!

А награда ─ урожай!

Всех на праздник приглашай!

Дети: Слава урожаю в закромах!

Слава караваю на столах!

Слава, слава дружным рукам

Слава труженикам!

7 остановка-зёрнышко. «Береги хлеб!» (12 слайд)

Учитель. Тысячи лет существует на Земле хлеб, и всё это время люди не перестают удивляться ему как великому чуду, не перестают уважать его и воздавать ему должное. Ещё в Древнем Египте учителя в школах

учили детей бережному отношению к хлебу. Если падал на землю кусок хлеба, ребёнок должен был поднять его и поцеловать. Такой обычай существует и в наши дни у жителей Средней Азии, Закавказья, России,

Украины, Белоруссии. Есть поверье: если бросаешь недоеденный кусок, значит, где-то твой близкий голодает…

Ученики:

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда ─ сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

И на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Он долго пыль с неё сдувал.

И вдруг спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

Вы кто такой?─ спросили дети,

Забыв на время про футбол.

Я ─ пекарь!─ человек ответил

И с булкой медленно ушёл.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом,

Моря пшеницы золотой.

Составление правил «Береги хлеб!" (13 слайд)

1.Бери хлеба столько, сколько съешь.

2.Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.

3.Нельзя выбрасывать хлеб, играть хлебом.

4 .Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом

всех, кто его создаёт, подумайте о том, каким великим богатством

вы владеете и как его надо беречь.

Учитель . Вот окончилось наше путешествие. Помните, ребята, в хлебе - душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Помните: для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, трудится вся страна. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 мг муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10000 зерен.

Ученики:

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.

Берегите каждый колос

Наших радостных полей,

Громкой родины своей!

Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает:

Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,

Шахтер, машинист, металлург - народ.

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп,

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

Все: Хлеб - всей жизни голова!

Почёт и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что Родине вы дали,

Душистый хлеба каравай!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Литература.

1.Л. С.Бескоровайная, О. В.Перекатьева, С.А. Шин

«Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры».

Для 2 классов.

2.М.Ю.Женило

«Сценарии праздников, конкурсы, викторины, игры для учащихся 4 классов».

4.В.Дацкевич

«От зерна до каравая».

5. «Розкажіть онуку» №27,№ 25 2003р.

Надежда Бэц

Литературно-музыкальная композиция «Колосок» для детей подготовительной к школе группы в проекте «Хлеб – всему голова» с участием родителей.

Цели и задачи: подвести итог исследовательской деятельности детей в проекте, уточнить знания детей о хлебе – от колоска до батона. Приобщать детей к народному творчеству, фольклору.

Действующие лица: Ведущая – воспитатель Бэц Н. В.

Тетушка Пословица – Почерняева Т. В. (мама Никиты)

Тетушка Поговорка – Киселева А. С. (мама Андрюши)

Тетушка Загадушка – Брюханова Л. С. (мама Сережи)

Тетушка Небылица – Пенясова Ю. В. (мама Тани)

Колобок – Оля Бубнова.

Дети, читающие стихи, небылицы.

В зал входит ведущая в народном костюме.

Ведущая: Здравствуйте, ребятки! Здравствуйте, гости дорогие! Какое нас сегодня развлечение ждет, а собрал нас всех здесь хлеб. Доброе слово сегодня о хлебе молвить будем.

Ведущая берет в руки каравай на рушнике.

Вед. : Издавна на Руси гостей дорогих хлебом – солью встречали. Хлеб вам да соль!(кланяется гостям, детям справа, детям слева).

Звучит русская народная мелодия, в зале появляются персонажи в русских народных сарафанах с платочком в руке. Они, взявшись за руки, водят хоровод.

Вед. : Здравствуйте, гостьюшки! Хлеб – соль вам!

Отдает каравай тетушке Пословице, та – тетушке Поговорке, дальше – тетушке Загадушке, а Загадушка – тетушке Небылице, кланяясь друг другу. Тетушка Небылица ставит каравай на стол.


Т. Пословица: Здравствуйте, детушки! Здравствуйте, милые! Мы к вам пришли, короб пословиц да поговорок принесли! А вы нас слушайте да на ус себе мотайте!

Т. Поговорка: Эх, ты говори, говори, да не заговаривайся! Какой же у детишек ус?

Т. Пословица: А ты к словам моим не цепляйся! Из одних слов шубы не сошьёшь!

Т. Поговорка: И опять ты не права! Доброе слово сказать – что дождь в засуху! Доброе слово лучше мягкого пирога!

Вед. : Ох, гостьюшки дорогие! Подождите, не ссорьтесь! Вы бы лучше с ребятами познакомились, о себе бы рассказали.

Т. Пословица: Оно и правда! Что ж, о себе поведать не худо! Пословица – это, деточки мои, мудрость народная! Веками русский народ сочинял и копил пословицы, потому что на все свое мнение имел. Пословица не мимо молвится! Вы, деточки мои, пословицы запоминайте и где надобно применяйте! Пословица – всем делам помощница! Красна речь пословицей!

Т. Поговорка: Поговорки – они пословиц покороче, да по мудрости пословицам ни за что не уступят! Поговорка никого не поучает, зато посмеяться над глупостью любит, и пошутить, как следует! Из поговорки слова не выкинешь! У каждого Егорки свои поговорки.

Вед. : Сегодня, гостьюшки, мы говорим о хлебе, ибо «Хлеб – всему голова». Хотите ли от деток пословицы да поговорки о хлебе услышать?

Т. Поговорка: Хотим. А знают ли?

Дети поочередно говорят пословицы и поговорки о хлебе:

«Ржаной хлебушко – калачу дедушка»

«Хлеб всему голова»,

«Хлеб – батюшка, а водица - матушка»,

«Плох обед, если хлеба нет»,

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»,

«Хлеба нет – и корочки в честь»,

«Пот на спине, зато хлеб на столе»,

«На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай».

Вед. : Да, вот она, мудрость-то народная! Оно ведь так и есть. Хороши пословицы!

Т. Небылица: Рада с вами познакомиться, деточки! Я – тетушка Небылица, разная во всех лицах! То я стишком прикинусь смешным, то сказочкой, то рассказ такой расскажу, что только за животики держитесь от смеха! Вот какая я забавница! В небылице все быть может, весь мир вверх ногами переворачивается! А среди вас, деточки, есть друзья мои? Небылиц рассказчики?

Вед. : Как не быть? Есть, есть.

Эля и Таня рассказывают небылицу «Сидит медведь на колоде», Кирилл – «Заглянул я в печку».

Т. Загадушка: Теперь мне представиться позвольте. Я тоже мудрость народная, приметливая, остроумная – тетушка Загадушка. И деток люблю сообразительных, умненьких, догадливых да рассудительных. Только таким мои загадки по плечу!

Вед. : А вот здесь перед Вами практически все таковы! А не отгадают – не беда! Научимся! Век живи – век учись!

Т. Загадушка: Да я рада-радехонька свои загадки вам загадать! Слушайте!

1) Комовато, ноздревато, и губато, и горбато, кисло и пресно, и всем людям мило. (Хлеб);

2) Бела беляна по полю гуляла, домой пришла – в сусек легла. (Мука);

3) Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блины);

4) Выкинем – не обеднеем, соберем – разбогатеем. (Посев);

5) Вырос в поле дом, полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены,

Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Колос)

Вед. : Просим вас, гостьюшки, к нам за стол. Слушайте песни да стихи, да за деток наших порадуйтесь. Где песня льется, там легче живется.

Дети исполняют песню «Золотое зернышко».

Читают стихи: «Слава миру на Земле!» Андрей Кожевников и Андрей Киселев

«Вот лежит каравай…» Никита Боровиков и Данил Леонтьев

«В каждом зернышке пшеницы…» Вика Проскурякова

Под веселую музыку появляется колобок с корзинкой в руках, двигается поскоками по кругу.

Колобок: Я веселый Колобок, но не ешь меня, дружок.

Я сегодня не простой – я волшебный, я живой.

Из муки пшеничной вышел я отличный,

Хлебу я родня, любят все меня.

Вед. : А за что тебя любят, Колобок?

Колобок: Во-первых, я сказочный, во-вторых, я веселый, умный, а еще я люблю загадки загадывать. Вот послушайте!

С неба солнце золотое золотые льет лучи

В поле дружною стеною золотые усачи.

Шевелят они усами и тихонько шелестят.

Дни сменяются ночами, а они стоят, стоят.

А когда уходят с поля золотые усачи

В нашей печке золотятся золотые калачи. (Колосья)

Дети: Колосья!

Колобок вынимает из корзинки колоски, раздает девочкам.

Девочки исполняют «Танец с колосками».

Вед. : Спасибо, Колобок, за загадку, за танец. А тебе от меня в подарок…веселый осенний дождик (трясет султанчиками над Колобком) .

Колобок (машет рукой) : Нет, с дождем я не дружу, от него я убегу (убегает).

Вед. : Ну вот, хотела порадовать, а вышло, что напугала. Вы, ребята, тоже боитесь дождя?

Дети: Нет!

Вед. : Раз не боитесь, значит и через лужи прыгать умеете?

Проводится игра «Чья команда быстрее прыгает через лужи».


Две команды детей по 4 – 5 человек. На полу разложены нарисованные лужи по 5 в два ряда, в конце ряда – зонтик. Дети по команде поочередно прыгают через лужи, обегают зонтик, становятся сзади. Выиграет команда, построившаяся первой.

Вед. : А сейчас я предлагаю игру в народном стиле, «Пахари и жнецы». Тут и слова надо знать, и проворным быть!

Музыкальная игра «Пахари и жнецы».


Вед. : После игр стихи послушаем, какие у нас есть помощники и как выразительно они об этом рассказывают. Красна речь слушанием!

Дети читают стихи: «Мы печем пшеничные…» М. Антипов и Антон Кашин;

«Мама тесто замесила» Е. Благининой - Оля Бубнова;

«Я маме помогала» Аня Богданова;

Все дети хором читают стихотворение «Хлеб ржаной, батон и булки» П. Качанова

Вед. : Опять звучит музыка, значит, снова к нам гость. У нас сегодня праздник волшебный.

Входит Колобок. У него в руках блюдо с пирогом.


Колобок: Из муки, муки пшеничной, я испек пирог отличный!

Всех вас в гости приглашаю к пирогу с горячим чаем.

Вед. : Вот спасибо, Колобок, угодил ты нам, дружок,

И на радости такой мы сейчас споем с тобой.

Дети исполняют песню «Песенка хлеборобов».

Вед. : Закончен наш праздник, закрываем и проект «Хлеб – всему голова». Мы научились хлеб беречь, уважать и любить, а наш общий исследовательский труд оформлен в замечательном альбоме по названию проекта «Хлеб – всему голова».

Ведущая вручает благодарности семьям – активным участникам проекта.

Дети и взрослые приглашаются на чаепитие с пирогами с яблоками и повидлом.

При составлении сценария литературно-музыкальной композиции «Колосок» были использованы:

1.«Лучшие сценарии утренников для детского сада» Ю. Антоновой, издание 2007г. ;

2. Журнал «Старший воспитатель» номер 09.2011г. ;

3.«Колосок» (песни, игры, танцы и стихи для детей). Составители Г. Крылов и Г. Науменко, издание 1981г.

Чудо земли – хлеб!

Классный час – праздник

Цель – воспитание бережного отношения к хлебу.

Сценарий праздника

Под звуки песни «Русское поле» (сова И. Гофф, музыка Я.Френкеля) в класс входят учащиеся, гости праздника и родители. Выходят мальчик и девочка в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб-соль.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души.

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

В. Бакалдин

Вручают хлеб-соль гостям праздника.

Ведущий. Сегодня ребята пригласили вас к себе в гости. И, как принято у нас, для гостей – лучшие места. (Гости рассаживаются). А собрались мы сегодня, чтобы поговорить о чуде земли – хлебе. Угадайте, кто начнет наш разговор.

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стрелы позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом.

(Колосок)

Он на солнышке стоит

И усами шевелит.

Разомнешь его в ладони –

Золотым зерном набит.

(Колосок)

Был крупинкой золотой –

Стал зеленою стрелой.

Солнце летнее светило

И стрелу позолотило.

(Колосок)

Золотист он

В ста карманах –

Сто ребят.

(Колосок)

Ведущий. Молодцы, правильно отгадали.

Входят дети в костюмах колосков.

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел,

В нем здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло!

С. Погореловский

Мы знаем, что хлеб имеет очень длинную историю. Как пришел ты к людям, хлеб?

Колосок 1-й. Было это давным-давно. Как говорят ученые, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди еще не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по полянам и дремучим лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть от голода. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса. (Показывает соответствующие колоски).

Колосок 2-й. В каменном веке люди ели зерна сырыми, а потом научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Археологи точно установили, что прапрабабушкой нашего хлебы была жидкая зерновая каша.

Колосок 3-й. Первобытные люди ели такую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения.

Колосок 4-й. А 4-5 тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло. Лепешка из него получилась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб! С тех пор тесто стали заквашивать.

Ведущий. Спасибо вам, Колоски! Вот, оказывается, сколько времени прошло, прежде чем люди стали есть хлеб, похожий на современный. Мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол. Это наш добрый друг, имя которого на всех языках люди произносят с особой теплотой и любовью.

Незаметно входит Голод.

Голод. Ага, вот где Колоски! Нужно их уничтожить. Пока на столе у людей есть хлеб, я им не страшен. Как же мне с этим справиться? Позову-ка я на помощь Засуху. Эй, Засуха-сестрица! Прилети! Загуби! Иссуши! Да братцев Ветров – суховеев на подмогу зови!

Вбегают Засуха и Ветры-суховеи.

Засуха. Вот и смерть ваша, Колоски, пришла! Сейчас мы это хлебное поле в пустыню превратим, ничего здесь расти не сможет! Будет Голод править всем миром.

Ведущий. Ребята, спасем Колоски! Им срочно нужна влага. Нам нужно принести сюда как можно больше воды из озера.

Проводится игра «Не пролей воду». На середине зала на стуле стоит миска с водой. Это озеро. Надо ложкой зачерпнуть из миски воду и быстро перенести ее в стакан, который стоит рядом с Колосками. Тоже самое делают Ветры-суховеи и Засуха, только они носят воду из миски в другой стакан. В чьем стакане окажется больше воды, тот и победитель.

Колоски. Спасибо, ребята, напоили вы нас, спасли от верной гибели.

Засуха и Ветры-суховеи убегают .

Голод. Рано благодарите! Эй, Морозы лютые, спешите ко мне на помощь! Заморозьте Колоски!

Вбегают Мороз Красный нос и Мороз Синий нос.

Морозы. Давайте померяемся с вами силой! Если мы перетянем канат, то заморозим Колоски!

Проводится игра в перетягивание каната. Ребята побеждают.

Голод и Морозы незаметно уходят.

Ведущий. Куда же они делись?

Колосок 1-й. Пока люди трудятся, растят хлеб, Голод им не страшен, вот он и убежал вместе со своими друзьями. Спасибо, ребята, спасли вы нас и от Морозов злых.

Ведущий. Много труда вкладывают люди, прежде чем душистый хлеб придет к нам на стол. С любовью растят золотые колосья, берегут от морозов и засухи.

Дети исполняют песню «Золотое зернышко» (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова):

Хлебное поле большое, как море, -

Не сосчитаешь колосьев на нем.

В дружном дозоре, в почетном дозоре

Каждое зернышко мы бережем.

Зернышко, зернышко –

Капля золотая,

Капля золотая

В море урожая.

Зернышко мы согреем заботой

В добрых и теплых ладонях полей.

Солнышку тоже хватает работы,

Чтобы звенели поля веселей.

Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда –

Это живая награда за труд.

Ведущий. С древности люди почитали хлеб. Давайте совершим воображаемую экскурсию в прошлое. Я думаю, что Колоски нам в этом помогут.

Колосок 5-й. С радостью! Сначала давайте отправимся в Египет. Уже 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте умели печь много видов хлеба из кислого теста. Его пекли в виде рыб, птиц, фантастических животных и просто круглой и продолговатой формы.

Колосок 6-й. Искусству выпекать хлеб из сброженного хлеба египтяне научили греков и римлян. В Древней Греции хлеб считался самостоятельным блюдом. С те далекие времена на обед подавали обычно два блюда: мясо, жаренное на вертеле, и белый пшеничный хлеб. Каждое из этих блюд ели отдельно, а самую почетную роль играл хлеб.

Колосок 1-й. Хлебопекам Древней Греции, как считают ученые, мы должны быть благодарны и за само слово «хлеб». Знаете почему? Греческие мастера делали для хлеба специальные горшки – «клибанос». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб», украинское «хлиб» и эстонское «лейб».

Колосок 2-й. В XI веке на Руси выпекали хлеб из кислого теста. Секреты заквасок хранили в большой тайне и передавали из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба, пекли и хлеб из пшеничной муки, сайки, куличи, пироги с разной начинкой.

Колосок 3-й. С древнейших времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем и самой жизнью. Недаром у многих народов древности хлеб, как золото и солнце, обозначался одним символом – кругом с точкой посередине. Хлеб берегли, хлебом-солью встречали самых дорогих гостей.

Колосок 1-й. В Музее истории Санкт-Петербурга хранится крошечный кусочек заплесневелого хлеба, толщиной с мизинец. Таким был дневной паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда.

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба.

Блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

Р. Рождественский

Дети поют первый куплет с припевом песни «Корочка хлеба» (слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова):

Даже не верится, что когда-то

На поле, сожженном огнем батарей,

Перед атакой герои-солдаты

Делили остатки ржаных сухарей.

Корочка хлеба,

Хлебная крошка.

Что это –

Много или немножко?

Корочка хлеба,

Хлебная крошка…

Колосок 4-й. С детских лет учили человека ценить и беречь кусок хлеба как самое большое богатство на земле. Вот как рассказывает об этом в своем стихотворении Владимир Солоухин:

Колосок 5-й.

Минуту я запомнил ту

Из детства озорного.

Вдруг скучно сделалось во рту

От хлеба Аржанова.

И бросил наземь я кусок

От дедушки украдкой.

Колосок 6-й.

И наступил я на кусок

Босой чумазой пяткой.

И растоптал. И весь, как был,

Зарылся носом в пыль я…

А раньше дед меня не бил,

И вообще не били.

Ведущий. Да, к хлебу нужно относится с большим уважением. Мы сейчас расскажем вам сказку о девочке, которая наступила на хлеб.

Инсценировка ведется по сказке Г.Х. Андерсена «Девочка, наступившая на хлеб».

Ученик. Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но очень жестокая. Еще совсем маленькая, она отрывала крылышки у мух и жуков, потому что ее забавляло то, что они становились совсем беспомощными и жалкими.

Ученик. Однажды мать Инге испекла большой хлеб и попросила Инге отнести его бабушке. Инге надела свое лучшее платье, нарядные туфельки и отправилась в путь.

Ученик. Дорога шла через болото. Инге стало жаль пачкать свои нарядные башмачки. Недолго думая, она бросила хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через болото.

Ученик. Но едва она наступила на хлеб, как хлеб вместе с ней стал быстро погружаться в болото. Только черные пузырьки пошли по воде.

Ученик. И Инге оказалась в зловонном жилище старухи Болотницы, которая решила, что из Инге выйдет отличный истукан для ее прихожей.

Ученик. И Инге стала истуканом. Руки и ноги у нее окаменели, жирные противные пауки оплели их своей паутиной, а по лицу ползали мухи с оторванными крыльями.

Ученик.Пастухи видели, что случилось на болоте, и очень скоро бродячие трубадуры разнесли по всей стране историю о девочке, которая наступила на хлеб.

Ученик. Однажды Инге почувствовала, что на голову ей упала горячая слеза. Это плакала мать Инге, говоря, что спесь сгубила ее дочь.

Ученик. «Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне,» - думала Инге, и душа ее все больше грубела и ожесточалась.

Ученик. Но однажды эту историю услышала одна маленькая девочка. «Бедная Инге! Как бы я хотела, чтобы она попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю!» - плакала девочка.

Ученик. Слова эти дошли до сердца Инге. Впервые она оглянулась на свою короткую жизнь и залилась слезами раскаяния. И в тот же миг луч света проник в жилище Болотницы, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. И не было в этот день человека счастливее матери Инге.

Ведущий. Поняли вы сказку?

Дети (примерные ответы детей ). Конечно поняли. Эта сказка о том, что нет ничего на свете дороже хлеба. Хлеб надо беречь и относится к нему с уважением.

Ведущий. Да. Хлеб у всех народов – это вечный символ жизни, символ благополучия. Какие пословицы о хлебе вы знаете?

Дети называют известные им пословицы. Предлагаем некоторые из них: «Калач приестся, а хлеб никогда», «Покуда есть хлеб да вода, все не беда», «Не впору и обед, как хлеба в дому нет», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска», «Без печки холодно, без хлеба голодно», «Без соли, без хлеба – худая беседа».

Ученик. Молодцы, много пословиц о хлебе вы знаете, много пословиц о хлебе народ сочинил. А как вы думаете, почему?

Дети высказывают свои предположения. Приводим примерные ответы детей. (Народ очень ценит хлеб, поэтому так много поговорок о нем. Без хлеба нельзя жить, он всегда спасал от голода в самые трудные годы).

Учитель. Действительно, хлеб – величайшая святыня для каждого народа. У нас разные традиции и обычаи, но мы одинаково любим свою родную землю, свои семьи, мы не мыслим жизни без душистого ломтика хлеба, хотя и называем его по-разному. Замечательный французский писатель и летчик Антуан де Сент Экзюпери писал: «Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем».

Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке –

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растет под небом светлым,

Строен и высок.

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

В.Орлов

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной!

Берегите каждый колос

Наших радостных полей.

Громкой родины своей!

«Не мечтаем мы о чуде, -

К нам полей живая речь, -

Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!»

Н. Тихонов

Дети исполняют песню «Расти, колосок» (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова):

Ржаной колосок зеленый

Оглядывает поле,

Смешной и удивленный,

Как первоклашка в школе.

Зеленый росток.

Веселый росток,

Ты только пробился из зернышка.

Расти, колосок!

Расти, колосок!

Расти, колосок, до солнышка!

Его расти научит

Любой весенний дождик,

И каждый вешний лучик

Раскрасит, как художник.

Он вместе с близнецами так быстро станет взрослым.

Что скоро даже с нами

Померяется ростом.

Так повелось на моей земле:

Из года в год, из рода в род – веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах

В июльский полдень солнечного лета.

Пройдется пахарь утром по жнивью

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери. Как нашей общей доле!»

Ты вырастешь и через много лет

Опять сюда вернешься на рассвете

И скажешь: «Ничего дороже нет.

Чем теплый хлеб на этом белом свете!»

Н.Аникеева

Ведущий. Спасибо вам, ребята, спасибо вам, золотые Колоски! Вы рассказали нам так много интересного. Вместе с вами мы увидели, как пришел на наш стол хлеб, сколько времени и труда для этого потребовалось. Мы будем очень стараться беречь хлеб, помогать тем, у кого не каждый день есть на столе кусок хлеба. Есть в мире слова, которые не могут потерять своей ценности. Эти слова – хлеб, мир, дружба. Будем же всегда об этом помнить!

музыкально­литературная композиция к фольклорному
празднику
«СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ»
подготовила: Некрасова С.А.
вед.
­Земли русские широки, необъятны,
Каждый день и хорош и пригож,
Поезжай за моря­океаны
Лучше России ты не найдёшь!
Всё прекрасно: и земля и небо,
И поля, и леса, и луга.
Пашни дышат, да урожай колосится,
И шумят, зрея в поле хлеба.
Под звучание вступления к песне идёт шествие детей:во главе
его девочка с венком несёт сноп, украшенный длинной красной
лентой,
исполняют песню.
песня «ЗОЛОТОЕ ЗЁРНЫШКО»
По окончании дети выстраиваются полукругом перед
зрителями.
девочка
­Дует ветер, льётся дождь, холодно на улице,
А в избе у вас тепло – видно ждали нас давно…
Подносит хозяевам сноп «бороду»(срезанные колосья ржи
украшенные красной лентой)
­Это от нас вам сноп – «Борода»,
Поставьте в красный угол,
С урожаем будете вы всегда!
дети (поочерёдно)
­Каждый ломтик хлебушка пахнет тёплым небушком.
И земля всю силу в хлебе затаила.
­С юга и до севера краше злата – серебра
Зреет рожь­красавица, пшеница наливается.

­Здесь дождинки быстрые, зори здесь лучистые.
Радугой украшен хлеб родимых пашен.
­От весны до осени русыми колосьями
Светится любимая земля необозримая.
­Здесь поля привольные, люди хлебосольные.
Добрым караваем мы вас угощаем!
вед.
­Хлеб растят с любовью,
Ешьте на здоровье!
Подносит хозяевам каравай на расшитом полотенце.
­Знаете ли вы, ребята, откуда хлеб к нам на стол приходит?
–С полей! С ранней весны до осени хлеборобы растят хлеб. Трудят­
ся не покладая рук, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб
пришёл… Недаром в народе говорят: ­ «Хлеб всему голова».
дети (поочерёдно)
­«Хочешь есть калачи ­ не сиди на печи».
­«Ржаной хлебушко – пшеничному дедушка».
­«Труд кормит, а лень портит».
­«Будет хлеб, будет песня».
­«Что посеешь, то и пожнёшь,
Что пожнёшь, то и смолотишь,
­Что смолотишь, то и смелешь,
Что смелешь, то и съешь!»
вед. ­«Землю красит солнце, а человека – труд».
­Нелегко давался нашим предкам хлебушко, это сейчас
машины на помощь людям пришли, а раньше не трактором землю
вспахивали, плуг был у человека да лошадь помощница, и не
комбайны убирали с полей хлеб, а серпом срезали колоски, и
молотили снопы с колосьями не машины, а молотили их цепами да
приговаривали:
­«Верти цеп, крути, бей снопы, колоти,
Стучи и греми да в овин относи!»
­А зерно везли потом на мельницу…
­Собрались мы тут не зря,
Поиграем, в «Мельницу» ребятня?!
р.н.игра «Мельница»

(во время игры одна часть детей поёт, другие встают спиной
взявшись под локоть, приподнимают друг друга поочерёдно
изображая мельницу; остановившаяся пара из игры выбывает)
вед. ­Ну, на нас вы поглядели, поиграли, песню спели…
Спасибо тому, кто хозяин в этом дому!
Спасибо и тем, кто рад был нам всем!
все (с поклоном)
­До свидания! (уходят друг за другом)
тексты к «Слава хлебу на столе»
«ЗОЛОТОЕ ЗЁРНЫШКО»
Ю.Чичков
1. Хлебное поле большое, как море,­
Не сосчитаешь колосьев на нём.
В дружном дозоре, почётном дозоре,
Каждое зёрнышко мы бережем.
припев: Зёрнышко, зёрнышко, капля золотая,
Капля золотая в море урожая.
2. Зёрнышко мы согреваем заботой
В тёплых и добрых ладонях полей.
Солнышку тоже хватает работы,
Чтобы звенели хлеба веселей.
3. Хлебные зёрнышки сказочным кладом
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда –
Эта живая награда за труд.
р.н.игра «МЕЛЬНИЦА»

Мельница на кочке развесила усочки.
На семи ногах стоит, все на ветер глядит.


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Калуга
Литературно-музыкальная композиция
"Горький вкус хлеба»
Подготовила Митрофанова Галина ИвановнаЦели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; о роли хлеба во время Великой Отечественной войны; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.
Оформление зала: над сценой – плакат с изображением каравая, по сторонам – название праздника – «Хлеб России, хлеб моей Отчизны», под ним – плакаты с пословицами и поговорками о хлебе («Хлеб – всему голова», «Хлеб – всей жизни голова!» и др.), в центре сцены – сноп пшеницы, красиво перевязанный лентой. Организуется выставка книг о хлебе. Еще одна выставка посвящена зерновым культурам, крупам с их описанием, рецептами блюд. Накрыт праздничный стол, на нем лежат румяные булочки, пироги, пряники, бублики.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, видеофрагменты о блокадном Ленинграде, музыкальный центр, записи песен «Хлеб – всему голова», «Баллада о ледовой трассе», «Песня о хлебе».
Презентация для учащихся 1- 11 классов
Подготовили члены школьного музея, детской организации «Лидер», объединения «Истоки»
Показ презентации о хлебе под песню «Хлеб – всему голова».
На сцене двое чтецов (мальчик и девочка).
Мальчик
Слава миру на Земле!
Девочка
Слава хлебу на столе!
Мальчик
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Девочка
С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук.
Мальчик
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал – пришел.
В нем – здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вед. 1
У меня на ладони дышит теплый влажный комок земли. Земля – это истинное чудо. То единственное, что превыше всего. Земля – мать всех поколений, колыбель человечества. Земля дает нам духовные и физические силы. Земля обувает и одевает нас, кормит и поит, защищает в трудные минуты.
Вед. 2
За свою долгую историю у человека не было более верного союзника, защитника и друга, чем его земля. Чувство сыновней преданности к матушке земле передавалось из поколения в поколение. Сколько трудов и надежд в каждой борозде, в каждом колосочке!
Вед. 1
А вы когда-нибудь задумывались над тем, с чего начинается земля? Земля начинается с поля. Почему? Потому что поле дает нам хлеб.
1 ученик:
Каравай земли и небаНа твоем столе -Ничего сильнее хлебаНету на земле.В каждом маленьком кусочкеХлебные поля,А на каждом колосочкеДержится земля.
2 ученик:
В малом зернышке пшеницыЛетом и зимойСила солнышка хранитсяИ земли родной.И растет под небом светлымСтроен и высок,Словно Родина бессмертныйХлебный колосок.
Вед. 2
Хлеб всегда был связан с судьбами поколений, целых наций. Хлеб – начало всех начал. Это символ Родины, символ ее богатства, благополучия.
Вед. 1
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне.
Вед. 2
Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью.
Вед. 1
С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется.
Вед. 2
У каждого свой хлеб.
Вед. 1
Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его.
Вед. 2
Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь
Ученик 3
Хлеб России, сильный хлеб России!
Как не восхищаться над тобой,
Если ты из неоглядной сини
Хлещешь как безудержный прибой!
Хлеб России, хлеб моей Отчизны.
Дюжий, богатырский как всегда.
Жизнью создавался ты для жизни
И трудом для нового труда.
Мир – народам! Хлеб – голодным!
Вед. 1
За всю историю человечество не могло обеспечить себя хлебом в достаточном количестве, люди никогда не ели его вдоволь.
Вед. 2 (звучит «Аве Мария») показ презентации.
Хлеб ничто не может заменить. Нельзя без боли вспоминать репрессивные меры правительства, которые привели к страшному массовому голоду в 1932-1933 годах. Во многих колхозах был забран весь хлеб. Не оставлено даже посевного материала. От голода умерли миллионы людей. Чтобы спасти человека от голодной смерти, иногда достаточно было куска хлеба, от которого всегда становится теплее и надёжнее.
Вед. 1
1941 год. У войны свой хлеб. Не богатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё больше необходимый, чем мирное время.
Во время Великой Отечественной войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. Остались женщины, старики, дети.
За 1941 -1944 годы в стране было заготовлено 4312 миллионов пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.
Ученик 4. Чтец в военной форме.
Я помню хлеб,
Военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде, замешен круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
Вед. 2 Фронтовую норму хлеба солдаты делили на пайки суровой нитью, расстелив на земле шинель или плащ-палатку. Да так точно делили – хоть вешай на аптечных весах – все одинаковы.
Ученик 5.
Военные годы,
Несытые годы
Ремень подпоясанный туго
Я помню, как хлеб мы делили во взводах,
Присев или встав полукругом.
Безусые парни, седые мужчины,
В рубцах от огня и железа, -
Все делались ниже и ростом и чином,
В сравненье с бойцом-хлеборезом.
Ученик 6.
С аптечною точностью
Скудные пайки
Он резал в молчанье гнетущем.
И мы понимали: солдатская спайка
Заложена в хлебе насущном.
Да, в хлебе насущном,
Ведь каждый стоящий –
Он, знал, что под вятским и пензенским небом
И жены, и дети голодные наши…
Показ отрывка «Судьба человека»
Вед. 1
Был хлеб всегда в почете на Руси-
Ее просторов главное богатство.
Его ты хочешь цену знать?-
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
Звучит песня «Баллада о ледовой трассе».
Вед. 2 Какую высокую цену заплатили защитники блокадного Ленинграда, когда доставляли хлеб осажденному, умирающему, но несдающемуся городу. Что такое блокадный хлеб?
(Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба)125 граммов на человека. В нем пищевой целлюлозы 10 процентов, жмыха - 10, обойной пыли - 2, выбоек из мешков - 2, хвои - 1, муки ржаной обойной - 75 процентов. Формы для выпечки смазывали соляровым маслом. Зерно и муку для этого хлеба доставляли в Ленинград единственной свободной дрогой - по Ладожскому озеру. Летом судами, а зимой по льду на машинах. Этот путь назвали «Дорогой жизни»
Чтец
О да - иначе не могли
Ни те бойцы, ни те шоферы.
Когда грузовики вели
По озеру в голодный город
Холодный ровный свет луны,
Снега сияют исступленно.
И со стеклянной вышины
Врагу отчетливо видны
Внизу идущие колоны.
Казалось, что конец земли...
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли.
Он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград! На Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят…
900 дней жили в условиях блокады ленинградцы.
2 чтец в военной форме
«Помню темный, вязкий, маленький кусочек черного хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики… Помню, как на коленях ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг на колхозной пашне. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.
Вед. 1
Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало крошечки хлеба, и они умирали.
Песня «Корочка хлеба»
Вед. 1 Не будь хлеба - не было бы и Победы!
Война закончилась. Возрождалась хлебная нива страны. Период возрождения требовал от людей не меньшего мужества, чем на войне. Преодолевая огромные трудности, без техники, удобрений хлеборобы стараются вырастить новый урожай.
Вед. 2
Биография народа - это и биография хлеба.
Лучи Солнца, поглощенные пшеницей - главным хлебом Земли, кормят две трети человечества. История хлеба пишется для будущего, потому что
Без прошлого предвидеть не дано,
Без знаний предков не решить задачи,
И без того, что прошлым свершено,
Грядущее безлико и незряче.
Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.
Вед.1 А в наше время мы бережем и ценим хлеб?...В нашей стране изобилие хлеба и хлебных изделий. Но это изобилие не должно порождать расточительства, снижать то чувство уважения, которым хлеб пользовался во все времена, у всех народов, во всех странах.
Слишком уж мы транжирим хлеб! Не доел булочку или пирожок - выбросил. Чуть зачерствел батон - в мусорник. Хлебные куски можно увидеть везде: на полу в столовой, на тротуарах, в подъездах домов, на территории школы. Эти потери происходят как бы мимоходом.
Но если каждый человек за день недоест и выбросит 50 граммов хлеба
(показывает кусочек хлеба в 50 граммов), это составит 200 килограммов, т.е. около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.
Хлеб – драгоценность. Им не сори
Хлеба к обеду в меру бери.
7 ученик. Чтец в военной форме
Мне больно, когда я случайно вижу,
Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
Эй ты, попирающий корку ногою,
Ты топчешь достоинство наше людское.
Ты мать оскорбил, ты обиду нанес
Земле, на которой родился и рос.
8 ученик. Чтец в военной форме
Мальчик,
Ногами пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года.
Хлеб-
Это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали,
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!»
Вед. 1 Хлеб, хлебушко…Слово такое простое, как мама, как небо и земля. Каждый из нас начинает день с куска хлеба, и мы должны знать его цену?
9 ученик.
Хлеб…В нем нами пройденные дали
И новый день родной страны.
Мы столько за него отдали,
Что хлебу просто нет цены.
10 ученик.
Хлеб – это платье, пища, кров,
Хлеб – это явь мечты вчерашней.
Хлеб – это наших дедов кровь,
Хлеб – это будущее наше.
Хлеб – это лиц соленый пот,
Хлеб - это боль в костях и коже.
И сесть за стол не вправе тот,
Кто этого понять не может.
Вед. 2 Хлеб - общее богатство, и мы должны воспитывать к нему уважение будущих поколений.
Учитель
К вам обращаюсь, дочери и сыновья,
Свои или чужие:
Отчизна. Хлеб, Любовь, Семья –
Понятия святые!


Приложенные файлы



Рассказать друзьям