Литературные мостки волковского кладбища. Старый Питерский некрополь - "Литераторские мостки"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В пешей доступности от метро «Волковская», на территории Волковского кладбища, располагается знаменитый некрополь, именуемый «Литераторскими мостками». Памятник привлекает к себе внимание тем, что является местом погребения множества выдающихся личностей, живших в XIX и XX веке: здесь покоятся писатели и поэты, композиторы и актёры, ученые и общественные деятели. С 1933 года кладбище считается закрытым, однако в редких случаях здесь всё же проводятся захоронения. На сегодняшний день просмотру посетителей доступно более 500 надгробных памятников, представляющих как культурно-историческую, так и художественную ценность.

Чтобы осознать культурную ценность, которую имеет данный объект, необходимо упомянуть, кто похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища.

Историческая справка

Само кладбище было основано в 1756 и предназначалось для малоимущих людей. В течение нескольких десятилетий место было не благоустроено, до некоторых участков было и вовсе трудно добраться ввиду отсутствия каких-либо дорог и тропинок.

История же «Литераторских мостков» Волковского кладбища в Санкт-Петербурге берет начало в 1802 году, когда здесь был похоронен известный писатель и общественный деятель автор «Путешествия из Петербурга в Москву». Место расположения могилы неизвестно, надгробие также не сохранилось. Однако информация о захоронении содержится в церковных сводках, и в 1987 году на территории некрополя была открыта соответствующая памятная доска.

Ранние захоронения

Одно из ранних захоронений датируется 1831 годом, когда Антон Дельвиг, друг Пушкина, был похоронен на Волковском кладбище. «Литераторских мостков» на тот момент не существовало как отдельного культурного объекта, да и прах поэта сто лет спустя был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры, однако в контексте событий, связанных с формированием некрополя, данное событие должно быть отмечено.

В 1848 году здесь был похоронен известный критик В. Г.Белинский, а в 1861 году - Н. А. Добролюбов. Их надгробия расположены рядом и обнесены общей чугунной оградой. Неподалеку покоится ещё один известный отечественный критик - Д. И. Писарев.

Конец XIX - начало XX века

Позже, ближе к концу XIX века, здесь были похоронены знаменитые писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Н. С. Лесков, А. И. Куприн и многие другие. В XX веке, когда некоторые кладбища города решено было перенести или же уничтожить, в некрополь были перенесены останки И. А. Гончарова, А. А. Блока и других ярких представителей отечественной литературы, искусства, науки. В некоторых случаях, однако, были перевезены лишь памятные знаки, но не сам прах покойных.

Несмотря на то, что объект культурного наследия называется «Литераторскими мостками», на Волковском кладбище похоронены также ученые, революционеры, представители различных профессий, снискавших славу и уважение в своей сфере деятельности. Здесь покоятся знаменитые врачи, академики И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, создатель периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеев, путешественник и этнограф Н. Н.Миклухо-Маклай, изобретатель радио А. С. Попов.

В 1935 года объект вошёл в состав Государственного музея городской скульптуры.

Как добраться

Ближайшей станцией метро, с которой можно добраться до некрополя, является «Волковская». Вопроса, как добраться до «Литераторских мостков» Волковского кладбища, возникнуть не должно: сразу по выходу из метро можно увидеть захоронения на противоположной стороне дороги. Искомый участок, где располагается некрополь, находится в северной части кладбища. Соответственно, чтобы достигнуть цели, посетителю потребуется обогнуть его по периметру, идя вдоль ограды по Касимовской улице, переходящей в Камчатскую.

Другой способ - выйти на станции метро «Обводный канал» и сесть на автобус под номером 74, идущий до требуемой точки назначения. Потребуется проехать 7 остановок, финальная точка маршрута будет располагаться по правую руку относительно направления движения.

Наконец, можно выйти на станции «Лиговский проспект» и дождаться трамвая под номером 49 или 25. Любой из указанных способов доставит вас к «Литераторским мосткам», а чтобы гарантированно не ошибиться, можно попросить кондуктора оповестить вас о требуемой остановке. Цель поездки в данном случае будет слева.

Режим работы и экскурсии

Культурный объект открыт для посещения в выходные, а также по будням - исключением является четверг, когда музей не работает. Часы работы «Литераторских мостков» Волковского кладбища в летний период - с 10 до 19 в любой из указанных дней. В период с сентября по май пропуск на территорию осуществляется с 10 до 17 часов.

Кроме того, существуют различные экскурсии, в ходе которых посетители могут не только посмотреть на места упокоения великих, но и узнать многое об их биографии, а также истории самого некрополя, значительно более интересной, чем может показаться на первый взгляд.

Стоимость билета при самостоятельном посещении составляет всего 100 рублей, а для категорий граждан, имеющих льготы - 50 рублей. Стоимость экскурсий может варьироваться в зависимости от продолжительности и начинается от 1000 рублей. При этом по четвергам, когда «Литераторские мостки» Волковского кладбища закрыты для самостоятельного посещения, экскурсионное обслуживание проводится в обычном режиме.

Для получения справок или бронирования экскурсий можно воспользоваться телефоном, указанном на официальном сайте.

В заключение

Неизвестно, почему некрополь был назван «Литераторскими мостками», ведь последнее прибежище нашли здесь представители самых разных профессий. Однако в посещении данного места есть что-то поэтическое - турист окунается в атмосферу не кладбища, но объекта культурного наследия, хранящего память о нескольких сотнях известных и даже выдающихся личностей, оставивших свой след в истории.

Понимание того факта, что в этой земле покоятся люди, чьи имена мы знаем и любим по книгам с детства, чьи труды двигали вперед отечественную и мировую науку, порождает желание узнать больше об их биографии и об истории родной страны. «Литераторские мостки» Волковского кладбища представляют собой неотъемлемую часть облика города и хранят память о людях, чьи имена достойны памяти и уважения будущих поколений.


Свою историю некрополь, расположенный между Расстанной улицей и Монастыркой, ведет от небольшого кладбища при церкви Иоанна Предтечи, которое когда-то располагалось в Московской Ямской слободе. Это кладбище было основано в 1719 году и упразднено в середине 18 века по распоряжению самой императрицы, которая любила бывать на народных гуляньях в Ямской, но не любила в праздничный день лицезреть располагавшееся там кладбище, навевающее грустные мысли.
Современное Волковское кладбище было учреждено по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1759 году. Свое название кладбище получило от деревни Волковка, существовавшей задолго до основания не только самого кладбища, но и Санкт-Петербурга. Упоминание об этой деревне встречается в писцовых книгах Ижорской земли 1640 года. Финское название деревни - Сутиила или Сютила - значит примерно то же самое, что русское название, и указывает на то, что в этой местности до строительства города было много волков. Согласно историческим документам, даже в 18 веке стаи голодных волков нередко нападали зимой на скот и жителей деревни.

Волковское кладбище было бедным и доходов практически не приносило, но с каждым годом на нем хоронили все больше и больше людей, у родственников которых не было денег на дорогие погребальные обряды. Поскольку на содержание Волковского кладбища денег почти не выделялось, кладбищенские земли не осушали и не благоустраивали, а захоронения большей частью имели стихийный характер. Места для могил выбирали родственники, и поэтому копали могилы не рядами, по прямой линии, а без порядка, следуя принципу "там, где захотелось". Этим объясняется современный вид старинной части кладбища, которое больше напоминает дикий парк, чем упорядоченный некрополь. На Волковском кладбище всего несколько дорожек, и те, кстати, были устроены гораздо позже, при реконструкции кладбища.

В конце 18-начале 19 века на Волковском кладбище было построено несколько церквей. Первой была сооружена деревянная церковь Спаса Нерукотворного в 1759 году. А в 1777 году была воздвигнута деревянная церковь "в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме", которая через пять лет сгорела от пожара. В 1782-1785 годах была построена новая каменная Воскресенская церковь, автором проекта которой стал замечательный архитектор И. Е. Старов. До революции в этой церкви хранился целый ряд произведений искусства и дорогая церковная утварь.


Второй по времени возведения каменный храм - церковь Спаса Нерукотворного. Первоначально проект храма разрабатывал архитектор В. И. Беретти, но затем строительство было передано зодчему Ф. И. Руска, который значительно переработал и упростил первоначальный замысел.
На деньги купца П. И. Пономарева на Волковском кладбище была построена третья каменная церковь, которую в народе называли просто Пономаревской. Автором ее также стал Ф. И. Руска, который, по сути, в архитектуре новой церкви повторил в малых размерах свою предшествующую работу. Изначально церковь хотели осветить во имя Успения Божьей Матери, так чтобы она с двумя другими храмами составила "тройственный символ Христовых надежд: смерть, или успение, воскресение и Спас - спасение". Но потом решено было освятить церковь во имя Всех Святых, для того чтобы "ангелы всех усопших призываемы были на месте их погребения".


Четвертым каменным храмом стала церковь Святого Иова, построенная на средства П. М. Крюковой над могилой ее мужа. Проект церкви разработал молодой архитектор И. А. Аристархов, который скончался во время строительства. Архитектор был похоронен в одном из приделов церкви.

В 18-19 веках Волковское кладбище было одним из крупнейших в Петербурге. По причине вечной сырости и грязи кладбищенские дорожки мостили досками - так называемыми "мостками". Во второй половине 19 века северо-восточная часть кладбища стала традиционным местом погребения выдающихся деятелей литературы и искусства и потому была названа "Литераторскими мостками".

В 1920-1930 годах территория кладбища значительно сократилась. Были уничтожены многие надгробия и памятники, часть захоронений, представляющих определенный исторический и художественный интерес, (захоронения И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина) была перенесена на Литераторские мостки.

На Волковском кладбище сохранилось много старинных мемориальных памятников и семейных склепов. Но поскольку за Волковским кладбищем сохраняется статус действующего, с каждым годом старинных захоронений становится все меньше, а на их месте появляются современные строгие надгробия из серого гранита и черного мрамора.
На Волковском православном кладбище похоронены: поэты В. С. и Н. С. Курочкины, архитектор К. А. Тон, композитор и скрипач Н. Я. Афанасьев, книготорговец И. В. Сленин, хирург Н. А. Вельяминов, историк и филолог А. А. Шахматов, биохимик и физиолог В. Я. Словцов и другие.

В 18-19 веках мифология Волковского кладбища была связана главным образом с волками. Поговаривали, что каждую ночь на кладбище собираются стаи волков, чтобы полакомиться трупами тех, кого бедные или жадные родственники оставили на кладбище не погребенными.
В современной же мифологии Волковского кладбища большое место отведено вождю мирового пролетариата, чьи родственники были похоронены на Литераторских мостках. В начале 1990-х годов начали активно обсуждать предложения о выносе тела Ленина из мавзолея в Москве и его дальнейшем захоронении. Место лучше Литераторских мостков в Петербурге трудно представить.
20 января 1992 года поздно вечером телепрограмма "Вести" сообщила, что в ту же ночь тело Ленина будет вынесено из Мавзолея в Москве и перевезено в Петербург для перезахоронения на Литераторских мостках. Эта ошеломительная новость так взбудоражила пенсионеров-коммунистов, что многие из них, несмотря на поздний час, быстро собрались и поехали на Волковское кладбище. Там уже находились журналисты, нетерпеливо прохаживавшиеся вдоль могил в предвкушении сенсации. Само собой разумеется, что информация оказалось ложной. Но для того чтобы взволнованные люди разошлись по домам, администрации пришлось продемонстрировать, что в некрополе семьи Ульяновых нет свежевырытой могилы.

-Литературные мостки

/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Апухтин Алексей Николаевич (1840-1893) Русский поэт-лирик. Основные мотивы лирики Апухтина - грусть, разочарование, недовольство жизнью. На его стихи написаны романсы: "Пара гнедых", "Ночи безумные", "Когда так радостно в объятиях твоих...", "Волшебные слова любви и упоенья...", "Ни отзыва, ни слова, ни привета", "День ли царит" и др. В 1890 г. Апухтин обратился к прозе - "Неоконченная повесть", "Архив графини Д.", "Дневник Павлика Дольского". Известно, что А. Апухтина связывала долгая дружба с П.И. Чайковским, написавшим на его стихи несколько романсов. /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848) Русский писатель, литературный критик, публицист. Сотрудничал в журнале "Телескоп" (1833-36), "Отечественные записки" (1839-46) и "Современник" (1847-48). В статьях 1840-х гг. в условиях цензурного гнёта в завуалированной форме доказывал необходимость глубоких социально-политических преобразований, уничтожения крепостничества и самодержавия. Наиболее ярко эти идеи отразились в письме к Н. В. Гоголю (июль 1847), которое широко распространялось в списках (впервые опубликовано А. И. Герценом в "Полярной звезде", 1855). /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Дмитриев Иван Петрович (1915 - 2003)

Советский актёр театра и кино,родился в городе Вышний Волчок. С 1936, после окончания Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского, - актер Ленинградского театра Комедии, с 1940 - театра Краснознаменного Балтфлота, с 1948 - актер Ленинградского драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской, с 1973 - академического театра драмы им. А. С. Пушкина. Народный артист СССР (1980). /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Янсонс Арвид Кришевич (1914-1984) Дирижер.Играл в оркестре Рижской оперы. Параллельно брал уроки дирижирования у Лео Блеха и в 1944 впервые встал за дирижёрский пульт. Вскоре Янсонс получил место дирижёра в Латвийской опере, а после завоевания второй премии на Всесоюзном конкурсе дирижёров в 1946 возглавил симфонический оркестр Латвийского радио, с которым работал в течение шести лет. В 1952 стал одним из дирижёров симфонического оркестра Ленинградской филармонии, с которым выступал не только в СССР, но и за границей. Нередко Янсонса приглашали дирижировать зарубежными коллективами, в частности, Токийским симфоническим оркестром. С 1965 активно занимался также педагогической деятельностью, давая мастер-классы в Германии, Финляндии и Швеции, в 1972—1984 заведовал кафедрой оперно-симфонического дирижирования в Ленинградской консерватории. Умер от сердечного приступа во время концерта, дирижируя оркестром Халле.
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Шварц Исаак Иосифович (1923 - 2009)

Советский и российский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1984), народный артист России (1996),лауреат Государственной премии России. Автор симфонических произведений, а также музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">

Б.Т.Штоколов - Народный артист СССР (1966), Народный артист России (1962), Заслуженный артист РСФСР (1958), лауреат Государственной премии, кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Отечественной войны II степени, почетный академик Славянской и Петровской академий.

/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">

/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Чапыгин Алексей Павлович (1870-1937) Русский писатель, автор исторических романов, рассказов о крестьянском быте, об охоте. /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Бенуа Леонтий Николаевич (1856-1928)Архитектор, педагог. Академик архитектуры (1885) и действительный член (1893) петербургской Академии художеств. Сын Н.Л. Бенуа, брат А.Н. Бенуа. Строил в Петербурге, Москве, Киеве, Варшаве и др. городах. В 1910-1913 г. вместе с М.М. Перетятковичем, Ф.Е. Енакиевым, Н.Е. Лансере, создал проект преобразования Петербурга (не реализован). По его проектам построены: церковь Св. Георгия в Гусь-Хрустальном (1892-1901); русская капелла в Дармштадте (1897—1899); собор Александра Невского в Варшаве; доходный дом 1-го Российского страхового общества в Москве (1905-1906) - соместно с А.О. Гунстом; Дворец выставок - западный корпус Русского музея в Санкт-Петербурге (1914-1919) - совместно с С.О. Овсянниковым; ряд банков на Невском проспекте; Зал заседаний Гос. совета в Мариинском дворце (1907-1908); Клинический институт акушерства и гинекологии Д.О. Отта; и др. Руководил строительством Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости (1896-1908, по проекту Д.И. Гримма). Л.Н. Бенуа преподавал в Академии художеств (профессор с 1892; в 1903-1906 и 1911-1917 г. также ректор Высшего художественного училища при Академии художеств), Свободных художественных мастерских (профессор с 1918), в Рисовальной школе ОПХ (1879-1884) и Институте гражданских инженеров (1884-1892, 1920-1927) /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
Берггольц Ольга Федоровна Берггольц Ольга Федоровна(1910-1975) Писательница, поэтесса. Окончила в 1930 г. филологический факультет Ленинградского университета, работала корреспондентом казахской газеты «Советская степь», редактором «комсомольской страницы» газеты ленинградского завода «Электросила». Писала лирические стихи, повести, пьесы, рассказы для детей и юношества. В декабре 1938 году была арестована и 149 дней провела в тюрьме. В годы блокады 1941-1944 г. Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде, работала на Ленинградском радио, где читала свои стихи, поддерживая дух блокадников. Именно тогда прозвучали её поэмы "Февральский дневник" и "Ленинградская". Слова О. Берггольц "Никто не забыт и ничто не забыто" высечены на гранитной стене Пискаревского мемориального кладбища. Произведения О. Берггольц: "Углич" (1932; повесть), "Глубинка" (1932; сборник очерков, написанных в Казахстане), "Стихотворения" (1934; сборник лирики), "Журналисты" (1934; повесть), "Ночь в "Новом мире" (1935; сборник рассказов), "Зерна" (1935; повесть), "Книга песен" (1936; сборник), "Февральский дневник" (1942; поэма), "Ленинградская поэма" (1942), "Ленинградская тетрадь" (1942; сборник), "Памяти защитников" (1944), "Они жили в Ленинграде" (1944; пьеса; написана совместно с Г. Макогоненко), "Твой путь" (1945), "Ленинградская симфония" (1945; киносценарий; совместно с Г. Макогоненко), "Говорит Ленинград" (1946 сборник выступлений по радио в блокадном Ленинграде), "У нас на земле" (1947; пьеса), "Первороссийск" (1950; поэма), "Верность" (1954; поэма о Севастопольской обороне 1941-1942) и др. /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">

/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) Русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог, морфолог. В 1878 г. окончил Медико-хирургическую академию. Заведуя кафедрой психиатрии Казанского университета, создал в 1885 г. первую в России лабораторию экспериментальной психологии при клинике. С 1893 г. - профессор Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, где заведовал кафедрой нервных и душевных болезней, с 1897 г. - женского медицинского института. В 1908 г. основал в Петербурге Психоневрологический институт. С 1918 г. - директор Института по изучению мозга в Петрограде. Основал журнал "Неврологический вестник" (1893). Начиная с 10-х гг. ХХ в. приступил к построению собственной общепсихологической теории, названной им рефлексологией. Открыл ядра и проводящие пути в мозге; создал учение о проводящих путях спинного мозга и функциональной анатомии мозга; установил анатомо-физиологическую основу равновесия и пространственной ориентации, обнаружил в коре головного мозга центры движения и секреции внутренних органов и т.д. Для описания сложных форм рефлекторной деятельности предложил термин "сочетательно-двигательный рефлекс". Описал ряд физиологических и патологических рефлексов, симптомов и синдромов. Скончался 24 декабря 1927 г. в Москве. В некоторых публикациях высказывается предположение, что учёного отравили. Тело В.М. Бехтерева кремировали. Первоначально прах был погребен в здании Психоневрологического института в Ленинграде, но позднее его перенесли на Литераторские мостки Волковского кладбища.


Первомайкие праздники для меня совпали с печальным событием - умерла моя любимая тётушка, последняя из старшего поколения нашей семьи. Теперь самая старшая - я. Случилось зто в далёком казахстанвком городе Павлодар, куда я просто не успевала - путь далёкий, теперь Казахстан - другая страна. Нужно было по правослакному обычаю сходить в церковь, поставить заупокойную свечку, заказать поминание. Церквей в Питере много, есть и поблизости с моим домом, но почему-то захотелось сходить в небольшую и я выбрала Церковь Святого Иова на Волковском кладбище.

Заказала Сорокоуст поставила свечку заупокой, прочла молитву. Волковское кладбище - одно из старинных кладбищ Петербурга, оно существует с 1756 года. Хоронили там в основном малоимущих людей, а названо так было именем села Волково и речки Волковка. Церковь Святого праведного Иова построена в 1885 году.

Волковсое кладбище состоит из трёх - православного, лютеранского и Литераторских мостков - мемориального кладбища, входящего в состав Музея городской скульптуры вместе с Некрополем Александро-Невской Лавры. Конечно, пошла на Литературные мостки, где похоронеы наши великие представители культуры.


На Литераторских мостках стоит Храм Воскресения Словущего, конечно зашла и сюда. Вовсю кипела работа подготовки Храма к Пасхе, моют, прибирают, в общем, наводят порядок.

Ходишь по аллеям, будто читаешь нашу русскую историю и литературу - столько знакомых имён...

Начались мостки с захоронения русского мыслителя и писателя Александра Николаевича Радищева, умершего в 1803 году. Могила Радищева не сохранилась и место захоронения не известно. Уже в наше время писатлю был поставлен памятник - кенотаф, т.е гробница, не содержащая захоронения.

Русские мыслители - демократы Белинский и Добролюбов похоронены рядом - умерли совсем молодыми- Белинскому было всего 37, а Добролюбову и того меньше - всего 25.

Даже ограда общая - учитель и его последователь. Рядом могила Плеханова. Как же недолго прожили эти люди, а в чёрточку между датами рождения и смерти вместилось так много, что знаем и помним их спустя полтора века...

Писарев, также недолго проживший - всего 28 лет и тоже оставивший память потомкам.

На этом кладбище похоронена и мать В.И. Ленина - Мария Александровна, именно здесь хотел быть похороненным вождь мирового пролетариата, рядом с могилой матери. Будет ли когда-нибудь исполнена воля Владимра Ильича?..

Очень многие наши писатели, произведения которых знаем, любим и читаем с детства, похоронены на этом кладбище. Ходишь, как по мемориальной библиотеке. Гончаров, его томик "Обломова" мне подарили в детстве, мне исполнилось лет 10 и с тех пор уже никогда не откладывался на дальнюю полку.

Мамин - Сибиряк - "Золото", "Приваловские миллионы", "Алёнушкины сказки" ...

Куприн, не выдержавший эмиграции и вернувшийся умирать на Родину. в Россию.

Писатель - автор небезызвестных "Петербургских трущоб", по этому роману был поставлен сериал "Петербургские тайны" в 1994 году, Всеволод Крестовский. Он писал и писал стихи, многие из которых стали городскими романсами,переводил стихи многих зарубежных поэтов своего времени.

Инженер - железнодорожник Георгий Антонович Михайловский, в литературе нам известный под псевдонимом Гарин - Михайловский, написавший замечательную повесть "Детство Тёмы". которой мы зачитывались в детстве..

И любимый до сих пор романтичными девушками Семён Яковлевич Надсон, заветный томик стихов есть почти у каждой.

Жившая в одно время с нами, прошедшая блокаду Ленинграда и написавшая свои стихи об этом времени, до сих пор бередящие душу, Ольга Бергольц.

Учёные, прославившие Россию во всём мире - Менделеев, таблицей которого пользуются все учёные-химики, а мы знаем со школьной скамьи.

Изобретатель радио Александр Попов.


Замечательный наш юрист Анатолий Фёдорович Кони.

Известный врач - академик, психиатр, невропатолог, физиолог, психолог Владимир Михайлович Бехтерев.

Наш прославленный физик, называемый отцом советской физики, Абрам Фёдорович Иоффе.

Отдельная аллея актёров. имена которых вызывают внутренний трепет, всех я видела на сценах Александринки, БДТ и других театров. Ефим Копелян - БДТ, актёр, голос которого узнавали без титров, игравший одинаково хорошо и в кино и театре.

Владислав Стржельчик - БДТ, кого только не играл этот актёр - от русского императора, до грузинского князя, и везде был одинаково достоверен.

Бруно Фрейндлих, актёр театра Пушкина (Александринки), отец замечательной нашей Алисы Фрейндлих.

Актёр того же театра Юлий Толубеев, наш чудесный Санчо Панса при Дон Кихоте Николае Черкасове.

Прямо напротив Юлия похоронен и его сын - Андрей Толубеев, актёр БДТ.

Рядом с памятником Андрею скромный деревянный крест без надписи. Думаю, что это могила мамы Андрея - Тамары Алёшиной, актрисы Александринки.

Актёр Александринки Александр Борисов - один из трёх неразлучных друзей в фильме "Верные друзья", а мною любимый за роль в "Пучине" Островского.

Игорь Горбачёв, до последнего часа жизни стоявшего у руля Александринского театра. Я была знакома и даже дружна
с Игорем Олеговичем.

Композиторы, дирижёры, певцы, балерины, что не имя, то легенда. Агриппина Ваганова, великая педагог, её именем названо хореографическое училище в Петербурге, что расположено на улице Росси.

Наталья Дудинская и Константин Сергеев.- замечательная балетная пара.

Певец - солист Мариинского т-ра Борис Штоколов, его романс "Гори,гори, моя звезда" вызывал слёзы на глазах слушателей, а оперные партии исполнял так, что раз услышав, забыть невозможно.

Кинорежиссёр Григорий Козинцев. Только несколько его кинокартин - трилогия о Максиме с Борисом Чирковым, "Гамлет", "Дон Кихот", "Король Лир" - малая толика из фильмографии Великого.

Дирижёр Арвид Янсонс.

Композиторы - наши современники, написавшие такую музыку, которую слушаем, любим и поём сейчас и будут слушать и любить наши дети и внуки: Исаак Шварц - композитор музыки к фильмам и др. музыки.

Андрей Петров - композитор, написавший столько популярных песен, музыки к любимым фильмам и др. произведений классической музыки, что все и не перечислишь.

Этот список можно продолжать до бесконечности, но невозможно объять необъятное. Некоторые фотографии найдены в интернете и скопированы оттуда, но основная часть - фото сделанные мной 2-го мая 2013 года.















































Фото с сайта syl.ru

Нигилизм и не только

Первопроходцем «мостков» был писатель Радищев. Его, впавшего в немилость к государыне и подвергнутого тяжелейшим репрессиям, похоронили на окраине столицы, на кладбище, некогда созданном для нищих.

Одного не учли – таким образом не Александр Николаевич опустился до уровня убогого кладбища, а кладбище поднялось до планки, поднятой автором «Путешествия из Петербурга в Москву», чуть ли не самой популярной книги среди русской мыслящей интеллигенции. Это произошло в 1802 году.

Постепенно к могиле Радищева приходило все больше и больше людей. Приносили цветы. Выступали с речами. Но хоронить, однако же, предпочитали в местах более престижных: в Александро-Невской лавре, на московском Новодевичьем. И только в 1848 году на кладбище похоронили еще одну знаменитость либерального толка – Виссариона Белинского.

В 1861 году рядом с могилой Белинского появляется еще одна могила – Николая Добролюбова. На этих похоронах держал речь Чернышевский: «Какого человека мы потеряли, ведь это был талант. А в каких молодых летах он кончил свою деятельность, ведь ему было всего двадцать шесть лет, в это время другие только учиться начинают… Добролюбов умер от того, что был слишком честен».

За эту речь Чернышевского осудил еще один из присутствовавших, П.Баллод: «Говорить так резко там, где, конечно, присутствовал не один шпик, для меня казалось диким. Он плакал, говорил и был вне себя».

Кладбище делалось своего рода продолжением нигилистических салонов. Впрочем, само слово «нигилизм» возникло лишь на следующий год, когда вышел роман Тургенева «Отцы и дети» – там он называл нигилистом Евгения Васильевича Базарова.

Фото с сайта topdialog.ru

Слова не было, а нигилизм вовсю существовал. Следующее громкое событие на этом кладбище пришлось на 1866 год – могилы Белинского и Добролюбова обнесли общей наградой. И спустя несколько лет, когда умер Дмитрий Иванович Писарев, место ему было уготовано на том же Волковском, в компании с коллегами, литературными критиками.

Не очень понятно, кого на тех похоронах было больше – столичных либералов или же агентов Третьего отделения. Вот, к примеру, донесения одного из них:

«За гробом шествовал здешний нигилистический синклит, можно сказать, что гроб изменил даже свою физиономию и походил скорее на пирамиду, усыпанную цветами».

Другой же агент дополнял: «Могила приготовлена была как раз против того места, где погребены Белинский и Добролюбов, в нескольких шагах от могилы известного нигилиста Ножина, умершего во время производства следствия по поводу покушения 4 апреля.

При опускании гроба в могилу, с него сорвали все гирлянды и цветы, которые разошлись по рукам присутствовавших. Гроб был опущен в могилу без священника, и в нее посыпались цветы; первый венок было предложено бросить отцу покойного.

Зарывание было уже кончено и могила убрана цветами, а публика все не расходилась – как бы ожидая чего-то: первый раз обратил на это внимание Павленков и с соседней высокой могилы произнес краткое слово, в котором выразил, что всякие надгробные речи излишни и что лучшим почтением памяти покойного служит то, что на могиле собрались люди самых разнообразных убеждений, что свидетельствует о честной и благотворной деятельности покойного».

Но, несмотря на пожелание господина Павленкова, без речей не обошлось. Литературный критик Григорий Евлампиевич Благосветлов, к примеру, сказал: «Здесь лежит замечательнейший из современных русских писателей; это был человек с твердым сердцем, развившийся под влиянием государственных реформ последнего времени, ни перед чем не отступавший и никогда не падавший духом.

Будучи заключен в крепость, он в сыром и душном каземате, окруженный солдатами, под звуками оружия, продолжал заниматься литературою, и надо заметить, что то были лучшие его произведения».

Фото с сайта topdialog.ru

Тот же Благосветлов присутствовал и на похоронах упомянутого в донесении Добролюбова.

Огромным событием сделались похороны Ивана Тургенева. Иван Сергеевич скончался в 1883 году. Сестрица Ленина, Анна Ильинична Ульянова писала о них: «Вся погребальная процессия была сжата тесным кольцом казаков. На всем лежал отпечаток угрюмости и подавленности. Ведь опускался в землю прах неодобряемого правительством «неблагонадежного» писателя.

На его трупе это показывалось самодержавием очень ясно. Помню недоуменное тягостное впечатление нас, двух юнцов. На кладбище пропускали немногих, и мы не попали в их число. Потом попавшие рассказывали, какое тяжелое настроение царило там, как наводнено было кладбище полицейскими, перед которыми должны были говорить немногие выступавшие».

Анне Ильиничне несколько дней назад исполнилось всего лишь девятнадцать лет, но в компании друзей Тургенева она себя чувствовала словно рыба в воде.

А юрист Анатолий Кони вспоминал: «Прием гроба в Петербурге и следование его на Волково кладбище представляло необычное зрелище по своей красоте, величавому характеру и полнейшему и единодушному соблюдению порядка.

Фото с сайта topdialog.ru

Непрерывная цепь 176-ти депутаций от литературы, от газет и журналов, ученых, просветительных и учебных заведений, от земств, сибиряков, поляков и болгар заняла пространство в несколько верст, привлекая сочувственное и нередко растроганное внимание громадной публики, запрудившей тротуары, – несомыми депутациями изящными, великолепными венками и хоругвями с многозначительными надписями.

Венок с повторением слов, сказанных больным Тургеневым художнику Боголюбову: «Живите и любите людей, как я их любил», от товарищества передвижных выставок; венок с надписью «Любовь сильнее смерти» от педагогических женских курсов.

Особенно выделялся венок с надписью «Незабвенному учителю правды и нравственной красоты» от Петербургского юридического общества… Депутация от драматических курсов любителей сценического искусства принесла огромную лиру из свежих цветов с порванными серебряными струнами».

Каждый, кто как умел, выражал свою скорбь.

На кладбище по Расстанной дороге

Фото с сайта antonratnikov.ru

Затем были Всеволод Михайлович Гаршин, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Николай Сергеевич Лесков, Глеб Иванович Успенский. Все больше и больше людей забывало, почему это кладбище так называется, при чем здесь мостки.

На самом деле, когда оно еще специализировалось на безвестных и безденежных, почва на кладбище представляла собой весьма характерную для Петровской столицы болотную топь. Чтобы можно было хоть как-то перемещаться по кладбищу, между могилами проложили мостки.

Постепенно у этих мостков появлялись названия – надо же было как-то ориентироваться самим и ориентировать здешних могильщиков. Часть тех мостков, бывших некогда Надтрубными (по проходившим под ними трубами канализации), как раз и сделались Литераторскими.

Территория давно стала цивилизованной, мостки канули в прошлое, а вот название осталось. Как Никитские ворота и Кузнецкий мост в Москве.

Политическая значимость этого кладбища была, естественно, неколебима. Характерна статья публициста Григория Захаровича Елисеева: «Ты говоришь, что «нам ничего не осталось в наследство от прошлого», что у нас нет никакого великого общественного дела, над которым мы могли бы работать в настоящем, что у нас нет никаких надежд и идеалов в будущем, что мы имеем в своем обладании одно Волково кладбище, одни могилы наших великих покойников – Белинского, Добролюбова, Писарева, Тургенева, Кавелина и других подобных им, хоть и на других кладбищах нашедших себе вечное успокоение, но по духу и мысли несомненно принадлежащих к этой же светлой плеяде Волкова кладбища.

С ними, с этими покойниками, должна жить наша мысль в постоянном единении, на их могилы должны мы ходить освежать свою душу, страдающую и томящуюся в беспросветной мгле настоящего воспоминаниями об исчезнувших идеалах и надеждах, и там искать разрешения и уяснения наших будущих судеб».

Фото с сайта topdialog.ru

Разумеется, со временем здесь стали хоронить не только литераторов. На кладбище покоятся останки ученых Дмитрия Менделеева, Владимира Бехтерева и Ивана Павлова, скульптора Василия Козлова (автора знаменитого памятника Ленину перед Смольным), композитора Исаака Шварца, множества революционеров – Веры Засулич, Георгия Плеханова, а заодно матери Ленина Марии Александровны Ульяновой и его сестер (в том числе и Анны Ильиничны).

Среди всего этого пантеона как-то даже экзотически воспринимались простые питерские обыватели, которые здесь тоже хоронили своих умерших родственников.

Одна из простых жительниц столицы вспоминала: «Выезды делали и на Волково кладбище на могилки, где у нас за решеткой были похоронены дед, бабка, прадед и другие родственники. На Волково отправлялись в четырехместной карете, которую тогда можно было нанять для такой поездки за рубль или рубль с четвертью.

На могилках располагались также с самоваром и едой. Кто-нибудь снимал с ноги сапог и голенищем раздувал самовар, что нам, ребятишкам, очень нравилось. Поездка эта иногда объединялась несколькими родственными нам семьями. Служили литии по покойникам. У мужчин не обходилось и без возлияний».

Фото с сайта topdialog.ru

На кладбище ездили по так называемой Расстанной дороге. По преданию, именно расставание с усопшими и положило ей название. Там же располагался и трактир «Расстанье», в котором было принято устраивать поминки.

А вот значимость кладбища как символа свободолюбивой борьбы постепенно не то чтоб утрачивалась, но явно теряла свою остроту, становилась обыденностью. Пример тому – спокойный, даже скучный тон одной из газетных заметок 1910 года: «23 января, в 23-ю годовщину смерти поэта Надсона, кружком литераторов, в старой церкви Волкова кладбища была отслужена панихида, после которой все находившиеся в церкви почитатели поэта в предшествии духовенства, направили к могиле покойного на «Литераторских мостках», где и была отслужена краткая лития.

На литии, кроме литераторов, присутствовала и публика, главным образом учащаяся молодежь. На могилу поэта возложены новые венки».

Где страстные речи, горящие взоры? Где агенты спецслужб? В прошлом все. Теперь главные революционные силы – не на кладбищах, а на фабричных окраинах. Именно там вдали от глаз полиции готовится главное потрясение за всю историю страны.

Музей расширяет экспозицию

Мемориал семьи Ульяновых и потенциальная могила для Ленина. Фото с сайта topdialog.ru

В 1935 году, когда умерла дважды уже упоминавшаяся Анна Ильинична Ульянова, кладбище сделалось отделом Государственного музея городской скульптуры (основная территория его располагалась на другом питерском кладбище, на Лазаревском).

В связи с этим «экспозиция» расширилась: на «Литераторских мостках» перезахоронили Ивана Гончарова, Александра Блока, Николая Помяловского. Их могилы по разным причинам готовились к уничтожению, так что музейный статус пришелся явно кстати.

Много хоронили здесь в Великую Отечественную, в блокаду.

Кладбище стало – как всякое знаменитое кладбище – обрастать слухами и анекдотами.

В частности, в перестройку кто-то пустил слух, что прах Ленина тайно вывезли из мавзолея и захоронили рядом с матерью и сестрами, на «Литераторских мостках». Кто-то под это дело даже установил рядом с могилами Ульяновых соответствующий памятник.

Могила же Радищева, с которой, собственно, все началось, давно утрачена. Доска в его память сейчас установлена в ограде Воскресенской кладбищенской церкви.

Увы, так бывает нередко.

- «ЛИТЕРАТОРСКИЕ МОСТКИ», место погребения многих писателей, общественных деятелей, ученых на Волковом кладбище в Санкт Петербурге (см. САНКТ ПЕТЕРБУРГ). Включает церковь Воскресения (1782 1885). Возникли в 1861, когда рядом с могилой В. Г.… … Энциклопедический словарь

- (Расстанная улица, 30), музей некрополь, филиал Музея городской скульптуры (с 1935). Расположен в северо восточной части Волковского православного кладбища. Включает многочисленные исторические захоронения и перезахоронения, а также бывшую… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Место погребения многих писателей, общественных деятелей, ученых на Волковом кладбище в Санкт Петербурге. Возникли в 1861, когда рядом с могилой В.Г. Белинского был похоронен Н.А. Добролюбов. Здесь похоронены И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков Щедрин … Современная энциклопедия

Литераторские мостки - Музей некрополь Литераторские мостки. Музей некрополь Литераторские мостки. Могилы В. Г. Белинского и Н. А. Добролюбова. Санкт Петербург. Литераторские мостки (Расстанная улица, 30), музей некрополь, филиал Музея городской скульптуры (с 1935).… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

- («Литераторские мостки») место погребения многих русских и советских писателей, революционно общественных деятелей, учёных на Волковом кладбище в Ленинграде. В 1861 рядом с могилой В. Г. Белинского был похоронен Н. А. Добролюбов. С этого… … Большая советская энциклопедия

Литераторские мостки - совр. часть Волкова кладбища в Петербурге, ставшая мемориальной в сов. время. Здесь, в бедной части кладбища, у церкви и рядом с деревянной дорожкой (мостки), возле могил В. Белинского (1848), Н. Добролюбова (1861) с 1870 х гг. возникла… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Место погребения многих писателей, общественных деятелей, учёных на Волковом кладбище в Санкт Петербурге. Возникли в 1861, когда рядом с могилой В. Г. Белинского был похоронен Н. А. Добролюбов. Здесь похоронены И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков… … Энциклопедический словарь

Литераторские мостки - Литер аторские мостк и (на Волковом кладбище в Петербурге) … Русский орфографический словарь

Литераторские мостки - (на Волковом кладбище в Петербурге) … Орфографический словарь русского языка

Место погребения многих писателей, общественных деятелей, ученых на Волковом кладбище в Санкт Петербурге. Возникли в 1861, когда рядом с могилой В. Г. Белинского был похоронен Н. А. Добролюбов. Здесь похоронены И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Жанета (изд. 2011 г.) , А. И. Куприн , Куприн Александр Иванович. Происходил из небогатой дворянской семьи, окончил Александровское военное училище в Москве. D 1890 1894 служил в полку, расположенном в Подольской губернии. Как… Категория: Худ. на английском языке Издатель: Книга по Требованию , Производитель: Книга по Требованию ,
  • Жанета , А. И. Куприн , Куприн Александр Иванович. Происходил из небогатой дворянской семьи, окончил Александровское военное училище в Москве. D 1890–1894 служил в полку, расположенном в Подольской губернии. Как… Категория: Художественная литература и сопутствующая тематика Серия: Издатель:


Рассказать друзьям