Любовь Воронкова: биография. Биография Воронковой Любви Фёдоровны

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Воронкова Л.Ф. Её книги о детстве: "Солнечный денёк", Снег идёт", "Золотые ключики", "Подружки идут в школу". Картины природы: труда, быта, людей.

Л.Ф. Воронкова (1906-1976). Есть в творчестве Л.Ф. Воронковой одна очень важная черта: в самых обыденных ситуациях передается ощущение полета, уст­ремленность к мечте, поиск чего-то фантастического. Порою это только намечается тончайшими, едва уловимыми штрихами; по­рою создает ясный, звонкий рефрен: «Гуси-лебеди, бросьте, бросьте мне по перышку». В основе такого эстетического воспри­ятия лежат ранние воспоминания детства, собранные в автобио­графической довести «Детство на окраине».

Мотив гусей-лебедей пройдет сквозь все творчество Л.Ф. Воронковой, повторяясь, варьируясь. И любовь к природе, ко всему живому на земле объединит, сроднит такие непохожие книги пи­сательницы, как «Солнечный денек» и «Волшебный берег», «Федя и Данилка» и «Девочка из города».

В 30-е годы появляются такие произведения Л. Воронковой для детей, как «Маша-растеряша» - веселая радиопьеска, вы­смеивающая лень и несобранность, неряшливость, и «Шурка» - книжка рассказов о жизни деревенских ребят.

Во время Великой Отечественной войны Любовь Федоровна пишет очень много: «Лесная избушка», «Лихие дни», «Девочка из города».

Повесть «Девочка из города» по-настоящему зрелое произве­дение. Писательница нашла в нем верное решение темы детства в трудные годы войны. Девочку Валентинку, отец которой на фрон­те, а мать и братишка убиты, приютили колхозники села Нечаева. В повести психологически глубоко прослеживается процесс вживания девочки в новую семью. Она перенесла много недетско­го горя, ей помнится все, что связано с гибелью родных. И в то же время Валентинке так хочется быть участницей беззаботных игр детей новой семьи, что даже румянец проступает на щеках, когда она, видит куклы Таиски. С этими куклами, растрепанными, раз­детыми, исцарапанными, она заводит разговор, в котором пере­плетаются детская вера в «правдошность» игры и незабытые испы­тания эвакуации:

«- Где вы были?-спросила Валентинка. - Почему вы такие растрепанные? Почему вы голые?

Это мы от немцев бежали, - отвечали куклы. - Мы все бе­жали, бежали - по снегу, через лес...».

Воронкова находит убедительные слова, сюжетные детали, си­туации, которые помогают читателю понять, как происходит в душе девочки оттаивание, как трудно ей произнести впервые до­рогое слово «мама», обратившись к женщине, которая взяла ее в семью. Горе от потери родной матери еще не выплакано, сердце не сразу отогрелось, и каждый раз, когда нужно обратиться к Дарье, Валентинка никак не называет ее, просто попросит что-нибудь, и все. И в то же время мучается девочка, сознавая, что наносит тяж­кую обиду пригревшей ее Дарье, понимая, что эта женщина ее «в дочки взяла» и нужно называть ее мамой. Но долго еще застревает родное слово в горле - только весной по-настоящему отходит сердце девочки. Она принесла Дарье подснежники, «подошла и протянула ей горсточку свежих голубых цветов, еще блестящих, еще пахнущих лесом: «Это я тебе принесла... мама!»

Повесть «Девочка из города» - этапное произведение Воронковой. Написанная в годы Великой Отечественной войны, она оказала влияние на послевоенное творчество писательницы, по­могла найти верный путь к читателям младшего школьного воз­раста.

Вообще для Воронковой характерно обращение к ребятам раз­ного возраста. Она талантливо пишет для дошкольников («Не­делька», «Синее облачко»), для средних и старших школьников («Алтайская повесть», «Старшая сестра», «Личное счастье»). Но, пожалуй, самые теплые, задушевные произведения обращены к ребятам младшего школьного возраста, такие, как «Подружки идут в школу», «Командир звездочки», «Гуси-лебеди», «Федя и Данилка», «Волшебный берег».

Еще до войны были задуманы при­ключения двух девочек-подружек Тани и Аленки. После войны за­мысел осуществился в большом цикле книг: «Солнечный денек», «Снег идет», «Золотые ключики», «Подружки идут в школу». «Ко­мандир звездочки».

В этих книгах отразились основные особенности мастерства Воронковой, характеризующие ее обращение к младшим школь­никам: богатство и разнообразие эмоций ребенка передается про­стыми, обычными, но единственно верными словами; сюжет про­изведений кажется, на первый взгляд, безыскусственным, но глу­боко передает сложную правду жизни.

В стиле писательницы, в выборе эпитетов, сравнений, метафор ощущается тот особый светлый колорит, которым окрашено для нее детство. В описании одного-единственного «солнечного день­ка» из жизни шестилетней Тани преобладают яркие, светлые, чис­тые тона. Писательница любовно повторяет и варьирует их: «Таня спала под светлым ситцевым пологом», «Таня посмотрела на синее небо, на зеленые березы», «У Тани теплые светлые завитки на ма­кушке».

Детство предстает перед читателем не омраченным ничем, ра­достным, словно омытым весенним, добрым дождем. Природа одушевлена, олицетворена; повествование ведется на грани реаль­ного восприятия и волшебного оживления всего, что окружает девочку: «Пушистые пахучие цветы кивали Тане из-под кустов. На светлых полянах из травы поглядывали на Таню красные ягоды... Тонкие лиловые колокольчики покачивались перед ней... Мали­новая липкая дрема легонько цеплялась за платье».

От повести к повести Л. Воронкова бережно следит за повзрослением Тани и Аленки, участием их в жизни взрослых, но не забы­вает и тех неповторимых примет детства, которые долго еще будут сопровождать двух подруг. Пять маленьких повестей о Тане и Аленке составляют своеобразный цикл. Но каждая из повестей в отдельности не теря­ет своей композиционной самобытности, сохраняет художествен­ную целостность, имеет самостоятельные интересные находки в исследовании детской психологии. Так, первая - «Солнечный де­нек» - вся посвящена описанию одного дня в жизни девочек-до­школьниц. Для них день, наполненный разными событиями, тя­нется очень долго. И это психологически достоверно, оправдано возрастом детей. А в последней повести - «Командир звездочки» - охвачен почти целый школьный год. Тут и начало учебы, и 7 Ноября, когда подруги становятся октябрятами, и Новый год с шумной елкой, и первые школьные каникулы. И это тоже естественно, ребята-пер­воклассники во многом иначе воспринимают окружающее, впи­тывают в себя больше впечатлений и смена их происходит актив­нее.

В произведениях Л.Ф. Воронковой очень часто изображаются примеры дружбы очень непохожих по характерам ребят . В неболь­шой повести «Федя и Данилка» два мальчика по-разному воспри­нимают все вокруг. Живут ребята в Крыму, в колхозе, окруженном горами с острыми зубчатыми вершинами. Данилке кажется, что самый высокий и острый зубец похож на человека, который сидит, склонив голову, и о чем-то думает. А Федя говорит, что это просто торчат голые камни. И так во всем. Писательница настойчиво, тщательно подчеркивает несхожесть мальчиков : Данилка любит приносить с гор цветы, а Федя - нет. Зато он любит лошадей, а Данилка боится их.

И даже в отношении к морю, близкому и родному для обоих, проявляется разница в поведении и характерах ребят. Федя заплы­вает далеко, а Данилка плещется у берега и рассматривает дно, раз­глядывает, что там растет, кто живет в водорослях.

Казалось бы, ничто не объединяет мечтательного Данилку и здравомыслящего, храброго Федю.

Но Воронкова подмечает зарождение дружбы, находит ее кор­ни , которые кроются в самоотверженности мальчишек, в стремле­нии к подвигу для людей. Оба они мечтают стать летчиками, лететь на помощь людям, спасать виноградники. Вот она - точка сопри­косновения различных характеров, основа первой мальчишеской дружбы.

Писательница показывает жизнь ребят не облегченно : бывают у них ссоры, непонимание друг друга, взаимные обиды. Но все это оказывается неважным, мелким, когда наступает пора расстава­ния, когда Федя переезжает вместе с родителями далеко, в Орел. Приходит к обоим друзьям осознание горечи разлуки, впервые поднимают они нелегкую ношу жизненных потерь.

Особое место среди произведений Л.Ф. Воронковой, адресо­ванных младшим школьникам, занимает повесть «Волшебный бе­рег». В ней дается широкий простор сказочному началу, активно вторгающемуся в реальную жизнь.

Двое ребят, Леня и Алешка, стерегут от выдры утиное стадо, которое взрослые выращивают на озере. Сюжет, казалось бы, со­всем прозаичный, но повествование переносится писательницей в условный, фантастический план. Природа сказочно антропомор-физирована. Деревья, кусты, камыш разговаривают с Леней, когда он пробирается к озеру. «Камыши легли на берег, загородили до­рогу. Кусты протянули друг к другу ветки, словно за руки взялись.

А деревья раскинули кроны, и стало на острове совсем темно.

Почему вы не пропускаете меня?- спросил Леня.

Ты будешь разводить костер, - зашелестели кусты, - ты сделаешь пожар! Мальчишки всегда делают пожары!

Вовсе нет!-сказал Леня.-У меня даже и спичек-то нету».

Л. Воронкова во многом удачно осваивает в этой повести тра­диции народной сказки: ею внимательно продуманы рефрены во­просов к Лене, ритмика фраз, особенности метафоризации.

Интересной находкой оказывается образ Пугала, которое меч­тает стать деревом и чувствует, как болит, оживая, сердцевина, как соки движутся по коре. Сказочный и реальный планы связаны встречей ребят с Ардывом, в котором они только в конце повести узнают Выдру.

Любовь Федоровна Воронкова (30.09.1906) – детская писательница, журналист, автор книг и цикла исторических повестей для детей.

Любовь Федоровна, сколько себя помнила, всегда хотела писать и рисовать.

В раннем детстве сочинила первые стихи. Мечтала быть художницей. Учительница городского училища, где училась юная Люба, заметив способности своей ученицы к рисованию, помогла ей поступить в Строгановское училище.

Будучи взрослой, становится журналисткой. Много ездила по стране и писала о деревенской жизни: ей была близка эта тема. Воронкова в детские годы жила в деревне, и не понаслышке, не по рассказам узнала с двенадцатилетнего возраста, что такое крестьянский труд. Но выпадали в той жизни и радости – чтение книг. В доме любили книги, читали вслух. Незабываемый Гоголь, пьесы Островского, Пушкин, Шекспир, Вальтер Скотт – всё это навсегда осталось в памяти. Благодаря этому, у неё выработалась привычка к постоянному, терпеливому труду, открылась красота русской природы и она напишет стихи об этом.

Первые её стихи про домашнюю работницу Варвару будут опубликованы в «Комсомольской правде», а первая книга писательницы «Шурка» состояла всего из одиннадцати рассказов.

После неё Любовь Фёдоровна задумала новую книгу для детей – «Солнечный денёк» о радостном, безоблачном детстве девочки Тани. Но осуществить замысел помешала Великая Отечественная война. Наступило время других героев. Одна за другой стали выходить у Воронковой книги о войне: «Лихие дни», «Лесная избушка», «Девочка из города», «Село Городище».

Повесть «Девочка из города» сразу же принесла автору большую известность. В книге рассказывается не только о великом бедствии, но и о мужестве народа, которое помогает выстоять и возвращает веру в жизнь. Не осталась в своём горе героиня повести Валентинка, у которой погибла мать. Трудно приживалась девочка из города в приютившей её семье. Трудно было назвать матерью полюбившую её всем сердцем Дарью Шалихину. И всё-таки пришёл светлый день. Вместе с весной оттаяло и сердце девочки, она назвала добрую, терпеливую женщину мамой.

Закончилась война. Мир и благополучие пришли на нашу землю. Любовь Федоровна осуществляет свою мечту – написала «Солнечный денёк». А потом последовали повести: «Снег идёт», «Золотые ключики», «Подружки идут в школу», «Командир звёздочки».

Через несколько лет Воронкова обращается к миру древности. Её уже давно манили сюжеты Древней Греции. Любимым чтением были древние писатели - Плутарх, Павсаний, Фукидид и в первую очередь Геродот. Книга Геродота «История» покорила Любовь Федоровну.

Так появились две ее книги: «Сын Зевса»- о детстве и юности македонского царя и «В глуби веков» - о его завоевательных походах и создании государства, включившего в себя земли Европы и Азии.

Впечатлений от знакомства со Средней Азией было так много и они оказались такими сильными, что писательница захотелось рассказать о полюбившемся крае, и появилась маленькая книжка «Сад под облаками» - о жизни узбекской детворы.

Любовь Федоровна Воронкова принадлежала к поколению детских писателей, начавших свой творческий путь в начале двадцатого века. И сейчас её произведения остаются современны и всегда находят отклик в сердцах читателей.

Книги:

  1. «Чёрная смородина».
  2. «Шурка».
  3. «Летом».
  4. «Лесная избушка».
  5. «Девочка из города».
  6. «Село Городище».
  7. «Снег идёт».
  8. «Золотые ключики».
  9. «Алтайская повесть».
  10. «Беспокойный человек».
  11. «Командир звёздочки».
  12. «В большой семье».
  13. «Гуси-лебеди».
  14. «Волшебный берег».
  15. «Живой фонарик».
  16. «Внучек Ваня».
  17. «Где твой дом?».
  18. «След огненной жизни».
  19. «Мессенские войны«.
  20. «В глуби веков».
  21. «Герой Саламина».
  22. «Неистовый Хамза».

В фондах ЛОДБ имеются следующие издания писателя:

  • Воронкова Л.Ф. Собрание сочиненй. В 3-х т. Т.1. Повести и рассказы/ Втупит.ст. и коммент. В.Путилиной; ил. Г.Валька и др.-М.: Дет.лит., 1986.-431с.: ил., 1л. портр.
  • Воронкова Л.Ф. Собрание сочинений. В 3-х т. Т.2. Село Городище; Федя и Данилка; Алтайская поветь: повести/ Коммент. В.Путилиной; ил. Е.Грибова.-М.: Дет.лит., 1987.-383с.: ил.
  • Воронкова Л.Ф. Собрание сочинеий. В 3-х т. Т.3. Сын Зевса; В глуби веков: ист.романы/ Предисл. А.С.Шофмана; ил. И.Ильинского.-М.: Дет.лит., 1987.-605с.: ил.
  • Воронкова Л.Ф. Алтайская повесть.-Дубов Н.И. На краю земли.-Магомедов М. Знаменитая трость/ Пер. И.Голодного. Оформ. Е.Савина.-М.: Дет.лит., 1973.-576с.: ил.
  • Воронкова Л.Ф. Алтайская повесть/ Ил. Л.Коростышевского.-М.: Дет.лит., 1984.-223с.: ил.-(Б-ка юношества).
  • Воронкова Л.Ф. В глуби веков: ист.роман. Изд. 2-е/ Ил. И.Ильинский.-М.: Дет.лит., 1984.-223с.: ил.-(Библиотечная серия).
  • Воронкова Л.Ф. Внучек Ваня. Ил. Э.Булатова и О.Васильева.-М.: Малыш, 1976с.-95с.: ил.
  • Воронкова Л.Ф. Волшебный берег: повести/ Л.Ф.Воронкова; Ю.В.Сотник;Ил. А.Парамонов.-М.: Дет.лит., 1966.-494 c.: ил., 1 л.портр.

    В содерж.: Солнечный денёк; Снег идёт; Золотые ключики; Подружки идут в школу...

  • Воронкова Л.Ф. Где твой дом?: повесть.-М.: Дет.лит., 1967.-176с.: ил.-(Школьная б-ка. Для средней школы).
  • Воронкова Л.Ф. Герой Саламина: ист.повесть/ Предисл. В.Путилиной; послесл. А.С.Шофмана; ил. И.Ильинского.-М.: Дет.лит., 1981.-222с.: ил.
  • Воронкова Л.Ф. Грушевое яблочко/ Л.Ф.Воронкова; ил. Н.А.Трепенок.-М.: Малыш, 1986.-8c.: ил.
  • Воронкова Л.Ф. Девочка из города: повести/ Ил. В.Л.Гальдяев, Н.А.Кнорринг.-М.: Дрофа, 2004.-351с.: ил.-(Круг чтения).
  • Воронкова Л.Ф. Девочка из города/ Ил. И.Ушакова.-М.: Сов.Россия, 1982.-110с.: ил.
  • Воронкова Л.Ф. Неистовый Хамза: повесть/ Послесл. Л.Каюмова; ил. Е.Медведева.-М.: Дет.лит., 1978.-253с.: ил.
  • Воронкова Л.Ф. Маша-растеряша/ Л.Ф.Воронкова; Ил. Г.О.Вальк.-М.: Дет.лит., 1986.-16c.: ил.-(Мои первые книжки).
  • Воронкова Л.Ф. Памятник из песни и камня: повесть/ Пер. Дзесов К.-М., 1974.
  • Воронкова Л.Ф. Повести/ Л.Ф.Воронкова; Ил. А.Давыдова и др.-М.: Дет.лит., 1956.-600c.: ил., 1л. портр.-(Школьная б-ка).

    В содерж.: Девочка из города. Село Городище. Алтайская повесть. Старшая сестра.

  • Воронкова Л.Ф. Подружки идут в школу: повести/ Ил. Л.Судаковой.-М.: Дет.лит., 1986.-32с.: ил.-(Читаем сами).
  • Воронкова Л.Ф. Сад под облаками: повесть/ Ил. В.Трубкович.-М.: Дет.лит., 1986.-32с.: ил.-(Читаем сами).
  • Воронкова Л.Ф. Село Городище: повести. Девочка из города: повесть/ Л.Ф.Воронкова. Федя и Данилка: повесть/ Л.Ф.Воронкова/ И.Кротова; Ил. А.Парамонов.-М.: Дет.лит., 1965.-272c.: ил.-(Школьная б-ка).
  • Воронкова Л.Ф. След огненной жизни. Мессенские войны. Герой Саламина/ Ил. С.Б.Новиков.-М.: Келвори, 1994.-430c.: ил.
  • Воронкова Л.Ф. Солнечный денек/ Ил. Н.Кнорринг.-М.: Дет.лит., 1967.-64c.: ил.
  • Воронкова Л.Ф. Солнечный денёк: повести/ Л.Воронкова; Рис. Н.Устинова .-М.: Дет. лит., 1974.-176с.: ил.-(Библиотека школьника).

    В этой книге - пять повестей о девочке Тане и её друзьях, об их жизни в колхозе: "Солнечный денек", "Снег идет", "Золотые ключики", "Подружки идут в школу", "Командир звездочки".

  • Воронкова Л.Ф. Старшая сестра. Личное счастье: повести/ Ил. Ю.Ребров .-М.: Дет.лит., 1972.-432с.: ил.

    В жизни семьи Стрешневых случилось горе - осиротели дети. И забота о младших ребятишеах ложится на плечи старшей сестры. Зина сталкивается с большими трудностями, ошибается в поступках. Но друзья отца по заводу, учительница, одноклассники помогают ей спраситься с бедой. А вот Тамара Белокурова, избалованная, эгоистичная девочка, пренебрегает интересами коллектива. Во второй повести между ней и Зиной происходит конфликт: каждая по-разному понимает, что такое личное счастье.

    Спроси у библиотекаря !

  • Воронкова Л.Ф. Сын Зевса: роман/ Ил. И.Ильинский.-М.: Дет.лит., 1971.-240с.
  • Воронкова Л.Ф. Сын Зевса: роман/ Ил. И.Ильинский.-Печ-ся по изд. 1985г.-СПб.: Северо-Запад, 1992.-382c.: ил.-(Иные времена: Серия исторических романов).
  • Воронкова Л.Ф. Таня идет в школу/ Ил. Л.Гладнева.-М.: Малыш, 1987.-8с.: ил.

    Материал востребован в рубрике Спроси у библиотекаря !

  • Воронкова Л.Ф. Латышские народные сказки: пер. с латыш./ пер. Л.Ф.Воронкова; Ю.Ванаг, Я.Ниедре; Ил. А.Егер; Обраб. Ю.Ванаг.-3-е изд.-М.: Дет.лит., 1989.-159c.: ил.-(Школьная б-ка).
  • Коркин В. Мир очорованный и проза жизни/ В.Коркин// Детская литература.-1972.-№5.-С.52-55.
  • Коркин В. [Рец. на кн. Воронкова Л. Леня - защитник слабых/ Л.Воронкова// Мурзилка.-1968.-№1, 2, 3.]/ В.Коркин// Детская литература.-1968.-10.-С.68.

Валентина ПУТИЛИНА

Л. Ф. Воронкова и ее книги

Имя замечательной русской писательницы Любови Федоровны Воронковой известно не только в нашей стране. Ее книги читают и в Чехословакии, и во Франции, и в Японии, и во многих других странах мира. Так велика их популярность.

Писательница знала тайну живого слова. Потому все в ее книгах живет, дышит, звучит. Там слышны голоса птиц и зверей, лесные шорохи, журчание ручья. Тихим огоньком светится фонарик - светлячок. А если затаиться, можно увидеть, как расправляет лепестки проснувшийся цветок. И люди там живут, как в настоящей жизни: работают, думают, грустят и радуются, помогают друг другу. Там все правда.

Откуда пришло к ней живое слово?

Прежде всего из деревенского детства.

Любовь Федоровна родилась в Москве в 1906 году. Но позднее ее семья переселилась в небольшую подмосковную деревушку, и этот период жизни оказался для писательницы очень важным, повлиявшим на характер ее творчества. Там, в деревне, у нее выработалась привычка к постоянному, терпеливому труду. Открылась красота русской природы. И она потянулась к перу, чтобы в стихах и прозе выразить свою любовь к земле и людям труда.

Уже взрослой она вернулась в Москву и стала сначала журналисткой. Много ездила по стране и писала о жизни на селе: ей была близка эта тема.

В 1940 году вышла ее первая книга "Шурка". Потом появились "Девочка из города", "Солнечный денек", "Гуси-лебеди". Эти книги, ставшие классикой детской литературы, говорят о главном: о любви к Родине, уважении к труду, людской доброте и отзывчивости. А еще - о преодолении себя: человеку страшно, но он идет, чтобы отвести беду от кого-то. Конечно, такой человек вырастет сильный духом и, когда это необходимо, окажется способным на подвиг.

Каждый из героев, созданных воображением писательницы, был ей по-своему близок и дорог. И все-таки более других она любила Валентинку из книги "Девочка из города". Жалела ее за обездоленное войной детство.

Повесть "Девочка из города" написана в годы войны, но и до сих пор трогает сердца детей и взрослых. Потому что рассказывает не только о великом бедствии, но и о великой доброте народной, которая помогает выстоять в лихие времена, возвращает веру в жизнь.

Никого не оставит безучастным и книга "Гуси-лебеди". Она немного грустная, но ведь и жизнь наполнена не одними только радостями. Случается иногда и погрустить и погоревать, особенно когда тебя не понимают близкие люди, к тому же те, с кем хочется дружить. Так было у Аниски. Ее тонкие движения души и неожиданные на первый взгляд поступки казались окружающим странными и непонятными, что приносило ей немало огорчений и заставляло страдать.

Аниска - сложный, поэтический характер, и, создавая его, писательница будто приоткрывала своему читателю тайну о человеке, о том, что он не всегда такой, каким кажется, и надо уметь видеть в нем лучшее, скрытое от поверхностного взгляда. И о том, как богат внутренний мир человека и как он прекрасен! Но увидеть это и понять может только чуткое сердце.

У Любови Федоровны сердце было большое, чуткое, отзывчивое. А ее дом напоминал волшебный берег, где происходят всякие чудеса. Там были написаны ее книги. Там собирались ее друзья. Там она, как настоящая ведунья, разговаривала со своими цветами, будто те живые существа. А ранним утром будили ее там голоса постояльцев балкона: воробьи, синицы, две приметные галки, голуби. Она кормила их, добродушно ворча на них за бойкую говорливость.

Но и цветы и птицы - все это было лишь вступлением к главному чуду: к приходу героев будущих книг.

Они появлялись, кто тихо, кто шумно, в соответствии со своим характером. И она, отбросив все земные заботы, садилась за рабочий стол. Самый обыкновенный стол, за которым уютно сидеть с друзьями, говорить с ними по душам, пить чай. Но это будет потом. А сейчас начиналось колдовство над рукописью. И так каждое утро, светлое, неприкосновенное ее время, отданное работе. И каждое утро - три страницы. Иначе не успеть написать все, что задумано. "Работать надо, работать, - не уставала она повторять. - В работе нашей жизнь, радость".

Писательство для нее было высшей радостью.

В последние годы Любовь Федоровна писала исторические повести и романы. Для нее самой не был случайным такой, казалось бы, резкий переход из дня сегодняшнего в глубь веков. Ее давно уже манили сюжеты древней истории, любимым чтением стали древние писатели - Плутарх, Павсаний, Фукидид, Геродот. Своего рода напутствием служили ей в избранном жанре слова "отца истории" Геродота, который писал свои труды: "...дабы от времени не изгладились из памяти деяния людей и не были бесславно забыты великие и удивления достойные дела..."

Очень долго Любовь Федоровна не решалась взяться за свою первую историческую книгу. То, о чем она писала раньше, было ее родной стихией: все знакомо, все близко и понятно, на все можно было поглядеть своими глазами. А как увидеть то, что уже прошло, кануло безвозвратно в вечность? Нет такого поезда, который привез бы в минувшее время, где жили люди, о которых ей хотелось рассказать в задуманной книге.

Она стояла будто перед закрытой дверью, ведущей в незнакомые миры. Надо было старательно подготовиться к встрече с ними. И она готовилась. Она изучила горы исторических материалов, целиком погрузилась в ту эпоху, о которой собиралась писать.

Вот тогда таинственная дверь отворилась, и писательница оказалась в VI веке до нашей эры, когда жил персидский царь Кир. О нем была ее первая историческая повесть. Потом она заглянула в еще более ранние века, когда шли Мессенские войны.

Если в повести "След огненной жизни" центром внимания оказывается царь Кир, его необычная судьба, то в "Мессенских войнах" главным действующим лицом выступает целый народ из маленькой страны Мессении, который мужественно сражался за свободу и независимость. Вынужденный покинуть свою страну, скитаясь триста лет по чужим землям, этот народ не забыл ни своего языка, ни обычаев родины. И нам, несмотря на отдаленность эпохи, близки помыслы и деяния мессенцев, прославивших себя в веках героической борьбой за свободу и своей преданной любовью к родине.

В истории Л. Ф. Воронкову привлекали сильные и необычные характеры, которые влияли на ход исторических событий. Потому она и обратилась к образу Александра Македонского. Так появились две ее книги: "Сын Зевса" о детстве и юности македонского царя и "В глуби веков" - о его завоевательных походах и создании государства, включившего в себя земли Европы и Азии.

Прежде чем приступить к созданию романа об Александре Македонском, она прочитала множество книг о нем и той эпохе, в которую он жил, изучила посвященные ему серьезные научные труды, а когда пришла пора писать главу о его походах в Среднюю Азию, отправилась в те края, чтобы найти там для своей книги дополнительный материал.

Она побывала в Самарканде, или Мараканде, как называли во времена Александра Македонского этот город, где в 329 году до нашей эры проходил со своими войсками знаменитый полководец и сильно его разрушил. Была она и в Бухаре, и в ее окрестностях, входивших когда-то в страну, известную под именем Согдиана. Там согды, возглавляемые Спитаменом, оказывали отчаянное сопротивление Александру Македонскому - этому событию отведены трогательные страницы в книге "В глуби веков".

Она бродила по узким улочкам древних городов Узбекистана, всматриваясь в лица людей, и восхищалась их красотой, гордой осанкой, видя в каждом из них потомков тех согдов, которых возглавлял Спитамен.

Вдумчиво, с интересом она входила в незнакомый ей ранее мир Востока и смотрела на все глазами художника. Она запоминала цвет неба и цвет пустыни в разное время года, подолгу глядела на горы вечерней зарей и на рассвете, любовалась цветением садов и яркими, непередаваемыми красками осени. Ведь как и во время Александра Македонского, здесь таким же знойным было солнце, так же иссушающе дули ветры, не изменили своего цвета горячие пески, по-прежнему вечными снегами были покрыты вершины гор, а небо не утеряло своей ярчайшей синевы.

Впечатлений от знакомства со Средней Азией было так много и они оказались такими сильными, что писательница не смогла отойти от них. Ей захотелось рассказать о полюбившемся крае, и появилась маленькая книжка "Сад под облаками" - о жизни узбекской детворы. Позднее она написала книгу "Неистовый Хамза", художественную биографию известного узбекского писателя и революционера. Собиралась писать и о знаменитом астрономе Улугбеке, но не успела. В 1976 году она умерла.

Последняя книга, вышедшая при жизни Любови Федоровны Воронковой, "Герой Саламина". Увлекательный сюжет, стремительность действия, тонкий психологизм, чувство времени, природы, чистый, прозрачный язык. Здесь все соразмерно, все построено прочно.

Уже с первых страниц повести мы входим в бурную, полную беспокойств и тревог жизнь Афинского государства. На собрании граждан страны решаются главнейшие вопросы их жизни.

На Элладу двинул несметные полчища персидский царь Ксеркс. Ему, несомненно, удалось бы завоевать и Афины и Спарту - ведь почти все эллинские города-государства покорились ему, - если бы не Фемистокл.

Фемистокл сумел поднять соотечественников на борьбу против врага, вселить в их сердца веру в победу - и победа пришла.

С большим мастерством описывает Любовь Федоровна Воронкова события тех лет и действующих в повести героев, с их неожиданными поворотами судьбы. Здесь запоминается каждый. Но особенно убедительно и психологически достоверно нарисован портрет главного героя - Фемистокла. Меняются времена, идут годы - другим становится и он. Лишь в одном Фемистокл остается неизменным: в своей любви к родине.

Книга "Герой Саламина" - свидетельство того, как с годами все с большей глубиной, какими-то новыми гранями раскрывался талант писательницы в труднейшем жанре - жанре исторического романа.

События глубокой старины показаны в исторических произведениях Любови Федоровны Воронковой. Но они волнуют нас. И будут волновать всегда. Потому что это Прошлое человечества. А постижение Прошлого помогает понимать Настоящее. Во имя Будущего.

В а л е н т и н а П у т и л и н а

Воронкова Любовь Фёдоровна родилась в крестьянской семье - журналист, писательница.

Когда человека никто не любит, разве может человек жить на свете?

Воронкова Любовь Фёдоровна

Позднее ее семья переселилась в небольшую подмосковную деревушку, и этот период жизни оказался для писательницы очень важным, повлиявшим на характер ее творчества. Там, в деревне, у нее выработалась привычка к постоянному, терпеливому труду. Открылась красота русской природы. И она потянулась к перу, чтобы в стихах и прозе выразить свою любовь к земле и людям труда.

Уже взрослой она вернулась в Москву и стала сначала журналисткой. Много ездила по стране и писала о жизни на селе: ей была близка эта тема.

В 1940 году вышла ее первая книга «Шурка». Потом появились «Девочка из города», «Солнечный денек», «Гуси-лебеди». Эти книги, ставшие классикой детской литературы, говорят о главном: о любви к Родине, уважении к труду, людской доброте и отзывчивости. А еще — о преодолении себя: человеку страшно, но он идет, чтобы отвести беду от кого-то. Конечно, такой человек вырастет сильный духом и, когда это необходимо, окажется способным на подвиг.

Потому все в ее книгах живет, дышит, звучит. Там слышны голоса птиц и зверей, лесные шорохи, журчание ручья. И люди там живут, как в настоящей жизни: работают, думают, грустят и радуются, помогают друг другу. Там вся, правда.

У Любови Федоровны сердце было большое, чуткое, отзывчивое. А ее дом напоминал волшебный берег, где происходят всякие чудеса. Там были написаны ее книги. Там собирались ее друзья. Там она, как настоящая ведунья, разговаривала со своими цветами, будто те живые существа. А ранним утром будили ее там голоса постояльцев балкона: воробьи, синицы, две приметные галки, голуби. Она кормила их, добродушно ворча на них за бойкую говорливость.

Но и цветы и птицы — все это было лишь вступлением к главному чуду: к приходу героев будущих книг.

В нашей любви не было дружбы, а любовь без дружбы, без уважения – то же, что цветок без корня: она скоро увядает.

Воронкова Любовь Фёдоровна

Они появлялись, кто тихо, кто шумно, в соответствии со своим характером. И она, отбросив все земные заботы, садилась за рабочий стол. Самый обыкновенный стол, за которым уютно сидеть с друзьями, говорить с ними по душам, пить чай. Но это будет потом. А сейчас начиналось колдовство над рукописью. И так каждое утро, светлое, неприкосновенное ее время, отданное работе. И каждое утро — три страницы. Иначе не успеть написать все, что задумано. «Работать надо, работать, — не уставала она повторять. — В работе нашей жизнь, радость».



Рассказать друзьям