Майя Плисецкая: интересные факты. Майя Плисецкая: интересные факты из жизни 10 интересных фактов о плисецкой

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Майя Плисецкая была не только гениальной балериной, сумевшей танцем покорить весь мир, но и самой обычной женщиной со своими привычками, увлечениями, маленькими слабостями. Ко дню рождения артистки АиФ.ru собрал малоизвестные факты о Майе Михайловне, которые открывают ее с необычной стороны.

1. Плисецкая была человеком творческим, а потому и хобби выбрала себе соответствующее. Она собирала курьезные фамилии. Найдя «очередной шедевр» в каком-нибудь печатном издании, балерина вырезала его и гордо пополняла свою коллекцию. Вот лишь несколько найденных ею перлов: Негодяев, Потаскушкин, Дамочкин-Визжачих.

Гастроли Большого театра в Америке. Майя Плисецкая знакомится с газетными рецензиями. 1962 год Фото: РИА Новости / Майя Плисецкая

2. Майя Михайловна всегда одевалась с иголочки. Несмотря на то, что в советские времена достать хорошую вещь было непросто, а за границу балерину долгое время не пускали, ее наряды никогда не оставались незамеченными. На одном из официальных приемов сам Никита Хрущев с укором сказал балерине: «Вы слишком красиво одеты. Богато живете?». Плисецкая предпочла отмолчаться ― не расскажешь же вождю, что все свои платья она втридорога покупает у обычной спекулянтки Клары.

На приеме в московском Доме актера в честь артистов английской драматической труппы. Слева направо: народный артист СССР Сергей Образцов, народная артистка РСФСР Фаина Раневская, артист Пол Скофилд, заслуженная артистка РСФСР Майя Плисецкая Фото: РИА Новости / Борис Рябинин

3. Балерина любила питательные кремы. Она густо намазывала их на лицо, а затем садилась на кухне и раскладывала пасьянсы. Часто подобные посиделки продолжались до глубокой ночи, ведь артистка всю жизнь страдала бессонницей. Уснуть ей помогало только снотворное.

Народная артистка СССР Майя Плисецкая готовится к спектаклю. 1969 год Фото: РИА Новости / Александр Макаров

4. Майю Михайловну связывали дружеские отношения с Робертом Кеннеди . Они познакомились во время второго американского тура Плисецкой. Политик не скрывал своей симпатии к русской балерине и часто поздравлял ее с днем рождения, который по воле судеб был у них в один день. Самым первым презентом от него стал золотой браслет с двумя инкрустированными брелками. На одном был изображен Скорпион ― общий знак зодиака Плисецкой и Кеннеди, на другом ― Святой Архангел Михаил.

Народные артисты СССР Николай Фадеечев и Майя Плисецкая выступают во время гастролей балета Государственного академического Большого театра СССР в США. 1962 год Фото: РИА Новости / И. Кошани

5. Родион Щедрин и Майя Плисецкая прожили в браке 57 лет. Несмотря на сильную симпатию друг к другу, в самом начале отношений пара в ЗАГС не спешила. Идея расписаться пришла балерине. Майя Михайловна считала, что со штампом в паспорте у нее будет больше шансов выехать на гастроли за границу и за ней наконец-то перестанут следить власти. К тому же сама министр культуры Фурцева не раз намекала артистке о необходимости связать себя узами брака.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин у себя дома. 1971 год. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

6. Перед каждым классом и выступлением Майя Михайловна заливала в пятки балетных туфель теплую воду, чтобы ступни крепче сидели. А выходя на сцену, больше всего боялась забыть оглядеть себя в зеркале, ведь если глаза и губы плохо накрашены, то зрители увидят «бесцветную моль», а не балерину.

Народная артистка СССР Майя Плисецкая перед началом спектакля. 1965 год Фото: РИА Новости / Александр Макаров

7. Большинство дел Плисецкая выполняла левой рукой. Но при этом она была не стопроцентной левшой ― писала Майя Михайловна все же правой.

Народная артистка СССР Майя Плисецкая дает автограф в антракте спектакля. 1965 год Фото: РИА Новости / Александр Макаров

8. «По части шубы-макси я была в Москве Христофором Колумбом», ― рассказывала Плисецкая. В 1966 году она привезла в столицу каракулевую черную шубу в пол. Эту вещь ей подарила художница Надя Леже . Когда балерина вышла в обновке на улицу, то первая же встреченная ею женщина перекрестилась и назвала балерину греховницей.

Писатель Луи Арагон, балерина Майя Плисецкая, писательница Эльза Триоле и писатель Константин Симонов на Белорусском вокзале. Фото: РИА Новости / Лев Носов

9. Майя Михайловна обожала футбол и была ярой болельщицей ЦСКА. Накануне своей смерти балерина вместе с супругом также побывала на стадионе в Мюнхене.

Вдали от Москвы, но в декабре приедет на презентацию своей книги и концерт, который устраивает в ее честь на сцене Театра Станиславского и Немировича-Данченко "Фонд Мариса Лиепы". В связи с юбилеем мы решили вспомнить интересные факты из жизни легендарной балерины.

1 "Балет не был страстью моей жизни". Плисецкая унаследовала профессию своих дяди и тетки - выдающихся танцовщиков Большого Асафа и Суламифи Мессерер. Однако нельзя сказать, что выбор был предрешен: мать балерины Рахиль была звездой немого кино, тетка Елизавета играла в Театре имени Ермоловой, дядя Азарий (взявший псевдоним Азарин) был выдающимся актером Художественного театра. И, по словам Плисецкой, в детстве ей "всегда хотелось играть именно в драме. Я думаю, что к сцене вообще у меня было призвание, потому что всегда, с детства мне было интересно сделать роль".

2 "Подъем средненький и непродавленная коленка" . Про Плисецкую говорят, что в балете она опередила время лет на пятьдесят. Действительно, это чуть ли не единственная балерина прошлого, чьи пленки смотришь без скидок - на несовершенную технику записи, на изменившиеся физические данные и эстетику. Но сама балерина считает, что сегодня ее бы не приняли даже в балетную школу - "непродавленная коленка и подъем средненький".

3 В партии Чан Кайши . Выступать Плисецкая не боялась никогда. Ее первое "публичное выступление" навсегда запомнилось Рахиль Мессерер: убежавшую на улицу 3-летнюю дочь она нашла, в упоении кружащейся под репродуктором под звуки делибовского вальса из "Коппелии" в окружении уже собравшейся многочисленной толпы.

"Сценический" дебют состоялся в первом классе хореографического училища. Молодой хореограф Леонид Якобсон выбрал Плисецкую для своего номера "Конференция по разоружению". "Я была меньше всех ростом. Появлялась из-за кулис в соломенной остроконечной шляпе. Чего-то все время боялась, крутила головой по сторонам, кося глазами. Пряталась в итоге под стул. Все это должно было изображать никуда не годящегося правителя Китая генералиссимуса Чан Кайши".

4 Самый юный Лебедь . В 14 лет она впервые станцевала "Умирающего лебедя". Поставила его для нее тетка, Суламифь Мессерер, которая вспоминала: "Подвигли меня на это два соображения. Во-первых, удивительная красота Майиных рук, особая пластичность ее танцевальных данных... Во-вторых, в те годы артистке балета без портативного номера было просто не прожить. Нам приходилось выступать с концертами в сельских клубах с корявыми полами. Или в Кремле, где полы - высший сорт, но негде, да и некогда разогреться… Несмотря на исключительно выразительное лицо Майи, я поставила ей выход спиной к публике, дабы отвлечь внимание от невыигрышных стоп и сосредоточить его на Майиных руках и шее… Номер не стал бы фирменной маркой Майи, если б не был созвучен ее таланту. Естественно, танцуя "Лебедя" в течение многих десятилетий, Майя вносила в мою постановку интереснейшие изменения". Бесчисленные варианты этой миниатюры в исполнении Плисецкой на протяжении шести (!) десятилетий видели во всех концах мира. Она танцевала ее под аккомпанемент скрипки, виолончели (всем памятно выступление с Мстиславом Ростроповичем) и даже в сопровождении голоса Монтсеррат Кабалье. Плисецкая сама подсчитала, что "Лебединое озеро" станцевала ровно 800 раз, но вот количество исполненных "Лебедей" учету не поддалось: "Может, 50 тысяч, может, 100 тысяч раз", - гиперболизирует балерина. Эмоции, вкладываемые в этот образ, столь разнообразны, что она порой бисировала номер четырежды за один концерт - и ни разу в них не повторялась.

5 Гламурная икона советского балета . В то время, когда советские женщины должны были в едином порыве наряжаться в веселенький ситчик, Плисецкая поражала экстравагантностью. Она первой среди советских балерин начала привозить из зарубежных гастролей эластичные купальники для занятий и чемоданы роскошных тканей для пачек. В Париже с модными тенденциями Плисецкую знакомила Эльза Триоле. Коко Шанель, пригласив балерину в свой модный дом, предложила на выбор любой наряд из коллекции. Костюмы для нее создавали Ив Сен-Лоран и Жан Поль Готье. В Нью-Йорке в середине 1960-х ее - в бриллиантах и мехах - снимал "фотограф звезд" Ричард Аведон. В 1971 году на Авиньонском фестивале Надя Леже познакомила Плисецкую с Пьером Карденом. "Я увидел ее в "Кармен" и влюбился с первого взгляда", - признавался кутюрье. Балерина стала его музой на десятилетия, и она сохраняет ему абсолютную верность, до сих пор потрясая публику своими выходами в его невероятных платьях со шлейфами. "Это он гениален, а не я однолюбка. Карден создал мои костюмы для театра и для кино - это царские подарки!" Эти костюмы фантастической красоты сейчас находятся в Бахрушинском музее. В 1998 году Плисецкая и Карден представили в Кремле совместное шоу "Мода и танец".

6 Золотой дуэт . "Сегодня была у Лили Брик. К ним в гости пришел Жерар Филипп с женой и Жорж Садуль. Все были очень милы и приветливы. Супруги высказали сожаление, что не видели меня на сцене, но я "утешила" их, подарив свои фото с надписью (весьма плохие, хороших не было). Гостей больше не было (был еще композитор Щедрин)", - отметила в 1955 году Плисецкая вечер, который композитор провел за "Бехштейном", исполняя свою музыку. Щедрин вспоминал: "Я услышал, как Плисецкая пела музыку Прокофьева из балета "Золушка", и запись меня поразила. Прежде всего то, что у балерины оказался абсолютный слух, - все мелодии и даже подголоски она воспроизводила точно в тональности оригинала, а ведь в то время музыка Прокофьева была достаточно трудна для восприятия". Но, сначала услышав друг друга, разглядели они любовь только три года спустя после первой встречи. Ее темами стали балеты Щедрина, посвященные жене: "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой".

7 Рецепт ее молодости . Плисецкая, в отличие от большинства прима-балерин, предпочитавших опытных надежных партнеров, предпочитала выискивать молодые таланты. Среди ее постоянных партнеров были Александр Богатырев и Александр Годунов, всего несколько лет назад в Японии она станцевала с Алексеем Ратманским. Она не преподает, но вернулась в Большой, чтобы помочь Светлане Захаровой перед возобновлением "Кармен-сюиты". На премьере "Конька-горбунка" в Мариинке балерина прямо на сцене вручила бриллиантовые серьги Алине Сомовой. Увидев на одном конкурсе московскую школьницу Полину Семионову, напророчила ей мировую славу (пророчество уже сбывается), а на другом убедила девочку из богом забытого театрика "Русский балет" в том, что ее ждет международная сцена - и Людмила Коновалова танцует все премьеры Венской оперы. Плисецкая любит молодость и талант - во всех проявлениях.

8 "Открутиться от Плисецкой совершенно невозможно". В исполнении Плисецкой княгиня Бетси Тверская в фильме Зархи "Анна Каренина" по выразительности может поспорить и с балетными ролями. Однако это был не единственный киноопыт балерины. Она сыграла Дезире Арто в "Чайковском", музу Чюрлениса в "Зодиаке". А потом - предложила поставить фильм по тургеневским "Вешним водам" Анатолию Эфросу. Режиссер вспоминал: "Это была ее идея. Сыграть драматическую роль и станцевать балетную партию в одном и том же спектакле… Я по своему обыкновению решил сказать "согласен", чтобы не обидеть ее, а потом открутиться по тем или иным причинам. Я всегда соглашаюсь, чтобы потом исчезнуть, хотя это никогда не получается, а тут уж подавно, ибо открутиться от Плисецкой совершенно невозможно. Ты еще думаешь, что отвертишься, а уже идешь почему-то в балетный класс, где она репетирует. И как еще репетирует!"

На драматической сцене Плисецкую так и не увидели. Зато в Японии она сыграла в театре НО пьесу "Крылья ночи": в белых носочках и театральных сандалиях изображала фею, спустившуюся на землю.

9 Односторонняя любовь. В Мюнхене, где уже не одно десятилетие живут Плисецкая с Щедриным, эту пару легче встретить не в Опере, а на стадионе. Когда они бывают в городе, то не пропускают ни одного футбольного матча. И это, наверное, единственное место в мире, где великая балерина остается неузнанной. "Футбольные фанаты меня не знают. Я люблю футбол, но это односторонняя любовь". Плисецкая всю жизнь обожает спорт. "Это восторг. "Цивилизация" тела", - считает она. - А футболисты - современные гладиаторы: какие они фантастичные, мощные, какая у них техника!", - восхищается балерина. В советские годы она болела за ЦСКА. В альбоме Пьера Кардена, посвященном Плисецкой, есть ее фотография с Мишелем Платини. Плисецкая страстно доказывает, что спорт влияет даже на балет. И, вспоминая слова Пеле о том, что в его время такой техники не было, говорит, что и в балете в ее время такой техники, как сегодня, не было.

К 90-летию со дня рождения Майи Плисецкой мы собрали малоизвестные факты о великой балерине.

Майя Плисецкая на лыжной прогулке. 1962 год.

1. Плисецкая была человеком творческим, а потому и хобби выбрала себе соответствующее. Она собирала курьезные фамилии. Найдя «очередной шедевр» в каком-нибудь печатном издании, балерина вырезала его и гордо пополняла свою коллекцию. Вот лишь несколько найденных ею перлов: Негодяев, Потаскушкин, Дамочкин-Визжачих.


Гастроли Большого театра в Америке. Майя Плисецкая знакомится с газетными рецензиями. 1962 год.

2. Майя Михайловна всегда одевалась с иголочки. Несмотря на то, что в советские времена достать хорошую вещь было непросто, а за границу балерину долгое время не пускали, ее наряды никогда не оставались незамеченными. На одном из официальных приемов сам Никита Хрущев с укором сказал балерине: «Вы слишком красиво одеты. Богато живете?». Плисецкая предпочла отмолчаться ― не расскажешь же вождю, что все свои платья она втридорога покупает у обычной спекулянтки Клары.


На приеме в московском Доме актера в честь артистов английской драматической труппы. Слева направо: народный артист СССР Сергей Образцов, народная артистка РСФСР Фаина Раневская, артист Пол Скофилд, заслуженная артистка РСФСР Майя Плисецкая.

3. Балерина любила питательные кремы. Она густо намазывала их на лицо, а затем садилась на кухне и раскладывала пасьянсы. Часто подобные посиделки продолжались до глубокой ночи, ведь артистка всю жизнь страдала бессонницей. Уснуть ей помогало только снотворное.


Народная артистка СССР Майя Плисецкая готовится к спектаклю. 1969 год.

4. Майю Михайловну связывали дружеские отношения с Робертом Кеннеди. Они познакомились во время второго американского тура Плисецкой. Политик не скрывал своей симпатии к русской балерине и часто поздравлял ее с днем рождения, который по воле судеб был у них в один день. Самым первым презентом от него стал золотой браслет с двумя инкрустированными брелками. На одном был изображен Скорпион ― общий знак зодиака Плисецкой и Кеннеди, на другом ― Святой Архангел Михаил.


Народные артисты СССР Николай Фадеечев и Майя Плисецкая выступают во время гастролей балета Государственного академического Большого театра СССР в США. 1962 год.

5. Родион Щедрин и Майя Плисецкая прожили в браке 57 лет. Несмотря на сильную симпатию друг к другу, в самом начале отношений пара в ЗАГС не спешила. Идея расписаться пришла балерине. Майя Михайловна считала, что со штампом в паспорте у нее будет больше шансов выехать на гастроли за границу и за ней наконец-то перестанут следить власти. К тому же сама министр культуры Фурцева не раз намекала артистке о необходимости связать себя узами брака.


Майя Плисецкая и Родион Щедрин у себя дома. 1971 год.

6. Перед каждым классом и выступлением Майя Михайловна заливала в пятки балетных туфель теплую воду, чтобы ступни крепче сидели. А выходя на сцену, больше всего боялась забыть оглядеть себя в зеркале, ведь если глаза и губы плохо накрашены, то зрители увидят «бесцветную моль», а не балерину.


Народная артистка СССР Майя Плисецкая перед началом спектакля. 1965 год.

7. Большинство дел Плисецкая выполняла левой рукой. Но при этом она была не стопроцентной левшой ― писала Майя Михайловна все же правой.


Народная артистка СССР Майя Плисецкая дает автограф в антракте спектакля. 1965 год.

8. «По части шубы-макси я была в Москве Христофором Колумбом», ― рассказывала Плисецкая. В 1966 году она привезла в столицу каракулевую черную шубу в пол. Эту вещь ей подарила художница Надя Леже. Когда балерина вышла в обновке на улицу, то первая же встреченная ею женщина перекрестилась и назвала балерину греховницей.


Писатель Луи Арагон, балерина Майя Плисецкая, писательница Эльза Триоле и писатель Константин Симонов на Белорусском вокзале.

9. Майя Михайловна обожала футбол и была ярой болельщицей ЦСКА. Накануне своей смерти балерина вместе с супругом также побывала на стадионе в Мюнхене.


Майя Плисецкая и Родион Щедрин.

10. «Диет не надо, надо меньше жрать», ― говорила Плисецкая, которая даже в преклонном возрасте отличалась роскошной фигурой. Самым любимым продуктом балерины была селедка, которую она нежно величала «селедой».


Майя Плисецкая у себя дома. 1984 год.

11. Для многих известных творцов Плисецкая была музой. Ее грация и красота вдохновляли Шагала, Пети, Бежара, Кардена. Последний бесплатно шил для Майи Михайловны костюмы к ее балетам «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Но имени маэстро долгое время не было на афише Большого театра. Министерство культуры запретило дирекции в перечислении авторов ставить фамилию иностранца. Плисецкая очень сильно переживала ― ей в который раз было неловко за свою страну.


Майя Плисецкая в главной роли в фильме-балете «Анна Каренина». 1974 год.

12. Майя Михайловна не жаловала курильщиков и сама никогда в жизни не брала в рот сигарету. К алкоголю относилась с осторожностью, от бокала вина у нее начинала болеть голова.

13. Во время гастролей, которые часто могли растянуться на несколько месяцев, Щедрин и Плисецкая постоянно писали друг другу письма и созванивались. Когда Майя Михайловна в первый раз уехала с труппой Большого театра в Америку на 73 дня, Родион Константинович повесил над телефоном табличку из семидесяти трех чисел. Каждый день, поговорив с женой, он вычеркивал одну цифру. Об этом Плисецкой рассказывала их домработница Катя. Эти нежные чувства пара пронесла через всю свою жизнь.


Майя Плисецкая и Родион Щедрин. 1965 год.

2 мая скончалась великая русская балерина Майя Плисецкая. Восхитительная и непостижимая, она была вне времени. В посте памяти «золотые» правила самой гламурной балериной страны и интересные факты из её жизни.

Майя Плисецкая признавалась, что балет «не был страстью ее жизни». Она собиралась пойти по стопам матери, актрисы немого кино Рахиль Мессерер, и стать актрисой.

Но после того, как её отца расстреляли, а мать отправили в лагерь для жен изменников родины, 13-летнюю Майю удочерила Суламифь Мессерер – тетя по материнской линии, солистка балетной труппы Большого театра. От неё-то Майя Михайловна и унаследовала профессию.

«Умирающего лебедя», который стал визитной карточкой балерины, в первый раз Плисецкая станцевала в 14 лет.

Суламифь Мессерер сама занималась постановкой номера для племянницы и изменила первоначальный вариант Михаила Фокина, чтобы подчеркнуть достоинства фигуры Майи. Она выходила спиной к залу, чтобы зрители могли оценить красоту её рук.

Плисецкая рассказывала, что подсмотрела своего «Умирающего лебедя» в Московском зоопарке, куда ездила специально, чтобы понаблюдать за лебединой пластикой.

Плисецкую называли самой гламурной балериной, а её наряды обсуждали не меньше, чем роли. Наряды для неё создавали Ив Сен-Лоран и Пьер Карден, а последний называл её своей музой.

«Карден сделал мне много бесценных костюмов и ни разу не попросил денег», – рассказала балерина.

В 1962 году Плисецкая познакомилась с Робертом Кеннеди, братом американского президента.

Он очень красиво за ней ухаживал, дарил бриллианты и цветы. Они много лет оставались друзьями.

Родион Щедрин создал для своей супруги много балетов, среди которых «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой».

Плисецкая, ушедшая со сцены в 65 (!) лет говорила, что благодаря мужу её сценическая карьера была продлена на полвека.

Майя Плисецкая всю жизнь обожала футбол. В Мюнхене, Плисецкую и Щедрина часто встречали на футбольных матчах. Болела Майя Михайловна за ЦСКА.

Родион Щедрин всегда был рядом с Майей Плисецкой во время гастролей. Балерина хранила свою помаду в кармане пиджака мужа.

Родион Щедрин и Майя Плисецкая, 1965 год. Фото – РИА Новости

Майя Плисецкая была не только гениальной балериной, сумевшей танцем покорить весь мир, но и самой обычной женщиной со своими привычками, увлечениями, маленькими слабостями.

Ко дню рождения артистки АиФ.ru собрал малоизвестные факты о Майе Михайловне, которые открывают ее с необычной стороны.

1.

Плисецкая была человеком творческим, а потому и хобби выбрала себе соответствующее. Она собирала курьезные фамилии.

Найдя «очередной шедевр» в каком-нибудь печатном издании, балерина вырезала его и гордо пополняла свою коллекцию.

Вот лишь несколько найденных ею перлов: Негодяев, Потаскушкин, Дамочкин-Визжачих.


Гастроли Большого театра в Америке. Майя Плисецкая знакомится с газетными рецензиями, 1962 год. Фото – РИА Новости

2.

Майя Михайловна всегда одевалась с иголочки. Несмотря на то, что в советские времена достать хорошую вещь было непросто, а за границу балерину долгое время не пускали, ее наряды никогда не оставались незамеченными.

На одном из официальных приемов сам Никита Хрущев с укором сказал балерине:

«Вы слишком красиво одеты. Богато живете?».

Плисецкая предпочла отмолчаться ― не расскажешь же вождю, что все свои платья она втридорога покупает у обычной спекулянтки Клары.


Народный артист СССР Сергей Образцов, народная артистка РСФСР Фаина Раневская, артист Пол Скофилд, заслуженная артистка РСФСР Майя Плисецкая на приеме в московском Доме актера в честь артистов английской драматической труппы. Фото – РИА Новости/ Борис Рябинин

3.

Балерина любила питательные кремы. Она густо намазывала их на лицо, а затем садилась на кухне и раскладывала пасьянсы. Часто подобные посиделки продолжались до глубокой ночи, ведь артистка всю жизнь страдала бессонницей. Уснуть ей помогало только снотворное.

4.

Майю Михайловну связывали дружеские отношения с Робертом Кеннеди. Они познакомились во время второго американского тура Плисецкой.

Политик не скрывал своей симпатии к русской балерине и часто поздравлял ее с днем рождения, который по воле судеб был у них в один день.

Самым первым презентом от него стал золотой браслет с двумя инкрустированными брелками. На одном был изображен Скорпион ― общий знак зодиака Плисецкой и Кеннеди, на другом ― Святой Архангел Михаил.


Писатель Луи Арагон, Майя Плисецкая, писательница Эльза Триоле и писатель Константин Симонов на Белорусском вокзале. Фото – РИА Новости/ Лев Носов

5.

Родион Щедрин и Майя Плисецкая прожили в браке 57 лет. Несмотря на сильную симпатию друг к другу, в самом начале отношений пара в ЗАГС не спешила.

Идея расписаться пришла балерине. Майя Михайловна считала, что со штампом в паспорте у нее будет больше шансов выехать на гастроли за границу и за ней наконец-то перестанут следить власти. К тому же сама министр культуры Фурцеване раз намекала артистке о необходимости связать себя узами брака.


Майя Плисецкая и Родион Щедрин у себя дома, 1971 год. Фото – РИА Новости/ Александр Макаров

6.

Перед каждым классом и выступлением Майя Михайловна заливала в пятки балетных туфель теплую воду, чтобы ступни крепче сидели. А выходя на сцену, больше всего боялась забыть оглядеть себя в зеркале, ведь если глаза и губы плохо накрашены, то зрители увидят «бесцветную моль», а не балерину.

7.

Большинство дел Плисецкая выполняла левой рукой. Но при этом она была не стопроцентной левшой ― писала Майя Михайловна все же правой.


Народная артистка СССР Майя Плисецкая готовится к спектаклю, 1969 год. Фото – РИА Новости/ Александр Макаров

8.

«По части шубы-макси я была в Москве Христофором Колумбом»,

― рассказывала Плисецкая. В 1966 году она привезла в столицу каракулевую черную шубу в пол. Эту вещь ей подарила художница Надя Леже.

Когда балерина вышла в обновке на улицу, то первая же встреченная ею женщина перекрестилась и назвала балерину греховницей.

9.

Майя Михайловна обожала футбол и была ярой болельщицей ЦСКА. Накануне своей смерти балерина вместе с супругом также побывала на стадионе в Мюнхене.


Майя Плисецкая на лыжной прогулке, 1962 год. Фото – В. Малышев/РИА Новости

10.

«Диет не надо, надо меньше жрать»,

― говорила Плисецкая, которая даже в преклонном возрасте отличалась роскошной фигурой. Самым любимым продуктом балерины была селедка, которую она нежно величала «селедой».

11.

Для многих известных творцов Плисецкая была музой. Ее грация и красота вдохновляли Шагала, Пети, Бежара, Кардена. Последний бесплатно шил для Майи Михайловны костюмы к ее балетам «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой».

Но имени маэстро долгое время не было на афише Большого театра. Министерство культуры запретило дирекции в перечислении авторов ставить фамилию иностранца.

Плисецкая очень сильно переживала ― ей в который раз было неловко за свою страну.


Майя Плисецкая в главной роли в фильме-балете «Анна Каренина», 1974 год. Фото – РИА Новости/ Мурашко

12.

Майя Михайловна не жаловала курильщиков и сама никогда в жизни не брала в рот сигарету. К алкоголю относилась с осторожностью, от бокала вина у нее начинала болеть голова.


Народная артистка СССР Майя Плисецкая перед началом спектакля, 1965 год. Фото – РИА Новости/ Александр Макаров

13.

Во время гастролей, которые часто могли растянуться на несколько месяцев, Щедрин и Плисецкая постоянно писали друг другу письма и созванивались.

Когда Майя Михайловна в первый раз уехала с труппой Большого театра в Америку на 73 дня, Родион Константинович повесил над телефоном табличку из семидесяти трех чисел. Каждый день, поговорив с женой, он вычеркивал одну цифру.

Об этом Плисецкой рассказывала их домработница Катя. Эти нежные чувства пара пронесла через всю свою жизнь.





Рассказать друзьям