Макетирование. Category archives: основы архитектурной композиции Виды линий в композиции

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Когда фотограф начинает разрабатывать для себя композицию будущего снимка, он в первую очередь должен учитывать типы объектов, которые будут изображены на его фотографии. Очень часто в кадр включаются различные виды линий, в том числе и сходящиеся линии. Вот о них сегодня и пойдет наш рассказ.

Линии в фотографии, да и вообще в любом изображении на плоскости, несут в себе огромный эмоциональный потенциал, мощный заряд, который создает интерес к создаваемому в кадре образу. Если в композиции фотографии присутствуют несколько линий, которые сходятся в точке, находящейся в ней, или расположены очень близко одна к одной, то это выглядит очень технично и приковывает к изображению внимание зрителя.

Самый простой, самый распространенный пример сходящихся линий в фотографическом изображении - это рельсы железнодорожных путей. Это классика. Если встать между двух рельсов, и посмотреть вдоль них вдаль (прежде чем выйти на пути, обязательно убедитесь в собственной безопасности!), то по бокам железной дороги всегда можно увидеть две тропинки, две линии, которые чем дальше убегают от нашего глаза, тем становятся ближе одна к другой.

Если вы сфотографируете это, то, показав снимок зрителю, легко убедитесь в том, что его взгляд будет скользить по линиям рельс, изображенных на вашей фотографии. Это вполне естественная реакция, так устроен человеческий мозг. Эти две сходящиеся у горизонта линии как две воронки, направляющие взгляд человека в нужном фотографу или художнику направлении.

То же самое происходит, если на фотографии изображены две тропинки в поле, сходящиеся линии заборов, ряды окон в большом здании, провода и телеграфные столбы, лестницы… Таких линий в окружающем нас пространстве великое множество. И все они сходятся в одной точке.

В этой статье мы дадим вам несколько советов, которые, как нам хочется надеяться, помогут вам в работе с такими линиями.

1. Эксперимент с позиционированием

Это тот самый описанный только что классический снимок ветки железной дороги. Этот сюжет имеет огромный потенциал. Линии в такой фотографии могут либо сходиться в одной точке, либо идти симметрично, параллельно одна другой.

Ещё один вид позиционирования. При съемке сделайте шаг в ту или иную строну от железнодорожных путей. Заставьте линии рельсов бежать в кадре по диагонали, из одного нижнего угла в противоположный верхний. Это придаст композиции снимка заметную динамичность. Вертикальные и горизонтальные расположенные симметрично линии могут выглядеть в кадре очень эффектно. Но движение намного эффектнее передают именно линии, идущие по диагонали плоскости изображения. Вектор этой диагонали можно изменить, посмотрев на линии немного под другим углом, отойдя от линий чуть в сторону.

2. Короткофокусный объектив

На исходное изображение сходящихся линий кардинально влияют различные виды фотографических объективов. Если фотограф находится в точке, располагающейся между такими двумя линиями, особенно ему будет полезен короткофокусный широкоугольный объектив. Такой объектив с небольшим фокусным расстоянием способен зрительно увеличить пространство, находящееся между двумя параллельно идущими линиями в том месте, где эти линии в кадре начинаются. Это внешне видимое искусственное увеличение ширины окажет заметное воздействие на зрителя, рассматривающего ваш снимок.

3. Позиционирование «конвергенция»

Как мы уже говорили сегодня, сходящиеся линии в фотографическом изображении притягивают внимание зрителя именно в том месте, в той точке, где они сходятся одна с другой. Эта точка, которая координирует внимание зрителя, таким образом становится самым важным композиционным элементом всей фотографии.

Но в этом случае не нужно забывать про «правило третей», которое заключается в том, что на линиях, которые визуально пересекаются в одной точке, существует ещё несколько воображаемых ключевых точек, определяющих места наибольшего интереса зрителя.

Если же точка, в которой сходящиеся в пространстве кадра линии соприкасаются между собой, оказывается за границами этого кадра, то все построенное фотографом изображение будет казаться разбалансированным, будет вызывать у зрителя чувство психологического и зрительного дискомфорта, некоей напряженности. Если же эта весьма важная точка находится внутри кадра, то тут уже можно говорить о высоком уровне мастерства фотографа. При этом повышается и внимание зрителя к месту, в котором эти линии сходятся.

4. Добавление акцента в точке схождения линий

В некоторых случаях точку схождения линий в пространстве кадра можно усилить при помощи введения в композицию этого кадра какого-нибудь дополнительного объекта или предмета. К примеру, дождаться появления на горизонте поезда. Или просто идущего по путям человека. Но чаще всего в таком акценте необходимости не возникает. Сходящиеся в кадре линии и без того прекрасно работают.

Посмотрите на фотографии, на которых такие линии играют важную роль. Вдохновитесь ими. Берите в руки фотокамеру и отправляйтесь на охоту за такими же потрясающими эффектами.

Творческих удач вам!

Хороший друг нашего сайта, фотограф Денис Карпенков, продолжает серию заметок для тех, кто хочет уметь не только готовить еду, но и ее фотографировать. Сегодняшняя статья совершила небольшой переворот в моем сознании, осветив некоторые вещи с неожиданной, но очевидной стороны. Другие статьи Дениса вы можете прочитать по ссылкам:

Сегодня я продолжу свой цикл статей о фуд-фотографии разговором об элементах композиции.

О том, как строится фундамент, вы уже знаете из предыдущей статьи « «, а теперь речь пойдёт о кирпичиках, из которых строится кадр. Мы будем рассматривать их применительно к фотографии еды, но иметь при этом в виду, что область их применения в художественной деятельности необозрима.

Все эти «кирпичики» делятся на 4 типа, формы. Других не существует: это точка, линия, плоскость и объем. Эти формы — все, из чего состоит любое произведение живописи и графического дизайна. Любые другие формы — производные из этих четырех. Поэтому все многообразие предметов должно рассматриваться таким образом, чтобы увидеть в их форме свойство того или иного первоэлемента, кирпичика, и использовать его в композиции осмысленно.

Присутствие в композиции всех этих четырёх элементов не является обязательным условием, но делает ее разнообразной и, как правило, улучшает ее восприятие (существует много прекрасных примеров, построенных на использовании только одного из этих элементов, однако, для хорошего результата в этом случае требуются особые навыки, о которых мы еще поговорим).

1. Точка

Главный, основополагающий элемент. В геометрии она невидима, но для нас она является, говоря условно, маленьким по размеру объектом сцены. Элемент композиции, известный как пятно — это большая по размеру точка, хотя в терминологии художников устоялось другое мнение, по которой пятно не отождествляется с точкой. Но мы работаем с формой реальных предметов, а не нарисованных. Мы управляем их расположением в пространстве, а не на плоскости холста. В следующей статье, когда мы коснемся контрастов , вы поймете, почему мыслить так удобнее.

Точка очень многообразна по форме и размеру и, когда она достигает крупного размера, для нас она по-прежнему будет точкой. Наверное, пока это не очень понятно, так что просто поверьте мне.

Направление основных композиционных линий и линейная структура кадра

Третьей координатой, определяющей положение точки съемки в пространстве, является направление , с которого ведется съемка, - установка фотоаппарата по отношению к снимаемому объекту в центральной позиции или смещение точки съемки от центра.

При съемке объекта с центральной точки образуется так называемая фронтальная композиция . В таком кадре снимаемый объект по отношению к фотоаппарату занимает фронтальное положение, фигуры и предметы видны только одной своей стороной. Например, так видны фасад здания зрителю, стоящему прямо против него, фигура человека, идущего по центру кадра в направлении на фотоаппарат. Главная ось изображаемых предметов при этом совпадает с центральной осью всей фотографической картины и с направлением оптической оси объектива.

Фото 22. Центральная точка съемки

При фронтальной композиции отсутствуют линии, направленные к боковым точкам схода. И если центральная точка съемки к тому же нормальна по высоте, то в ряде случаев на изображении теряется глубина пространства, не выявляется в достаточной мере и объемная форма. В результате мы встречаемся с так называемой плоскостной композицией , с рисунком на плоскости при утрате глубинной координации картины (фото 22). Правда, в данном случае пространство все же намечено в снимке, но не средствами линейной перспективы. Снимок становится в известной степени пространственным за счет тональных переходов: темная арка хорошо выделяется на светлом фоне фасада здания, и это определяет ее пространственное положение.

Фото 23. Верхняя центральная точка съемки

Мы не случайно оговорили, что речь идет о конкретном случае установки фотоаппарата в центральном положении, одновременно и на нормальной по высоте позиции. Потому что и центральная точка может дать эффект пространственного рисунка, если она в то же время является точкой верхней или нижней, т. е. если с центральной точки съемки видны линии, лежащие на горизонтальных поверхностях. Например, в кадре видны поверхность земли и рельсовые пути (фото 23). В интерьерном снимке нередко видны линии, очерчивающие его пространственные формы, - линии соединения стен и пола, стен и потолка, очертания отделочных деталей интерьера и пр. Эти линии направлены к центральной точке схода и энергично намечают на плоскости снимка пространство, объемные формы, рельефы снимаемого объекта.

Фронтальная композиция устойчива, спокойна, изображение нейтрально по отношению к материалу композиции. Как правило, композиционный прием здесь не выделяет в картине какой-то одной из ее частей как главной, не акцентирует внимание зрителя на одном из элементов композиции. Такой снимок чаще всего представляет собой общий вид изображаемого объекта и дает зрителю общее представление о материале, знакомит его с объектом в целом.

Фото 24. В. Карпов. «МГУ праздничным вечером»

Обычно при фронтальной композиции кадра возникает некоторая общая статичность изображения, появляются монументальность, спокойствие и строгость в трактовке темы. Поэтому такой прием (фото 24) редко применяется при съемке динамичных сюжетов.

Фронтальная композиция часто используется при съемках городского пейзажа или отдельных архитектурных сооружений и ансамблей, рассчитанных их автором на рассмотрение именно с центральной точки. Фронтальная композиция органично возникает при съемке объекта с симметрично расположенными частями. Примером симметричной композиции кадра и служат фото 22 и 24.

Но, разумеется, фронтальная композиция может быть использована не только при съемках архитектурных сооружений, но и во многих других видах фотографии и съемки, там, где особенности этой композиции способствуют выразительному раскрытию темы, передаче характерных черт объекта сюжета съемки и дают интересный изобразительный результат.

При постепенном смещении точки съемки вправо или влево от ее центрального положения становится видимой вторая сторона снимаемых фигур и предметов, в кадре выступают грани, линии, очерчивающие объемные формы. Это естественно, усиливает эффект объемности, пространственности изображения, и весь композиционный рисунок кадра становится глубинным, пространственным , a не плоскостным , как это случается при фронтальной композиции.

При таких направлениях съемки в кадре возникают линии, устремляющиеся к боковым точкам схода и как бы уходящие в глубину кадра, что и сообщает ему пространственность. Эффект становится тем бо?льшим, чем дальше отнесена точка съемки в сторону от ее центрального места.

Фото 25. Линии, очерчивающие пространство интерьера, направляются к центральной точке схода

Фото 26. Использование боковой точки съемки

Теперь компоненты кадра иначе распределяются на картинной плоскости и по-разному воспринимаются зрителем; равнозначность частей композиции, характерная для симметричного рисунка кадра, теряется, и это дает возможность создания акцентов на тех фигурах и предметах, которые автор считает важными, значительными, помогающими восприятию смысла происходящего.

Весь композиционный рисунок снимка приобретает направленность, так как активная линейная структура кадра и четкие линии, уходящие от переднего плана в глубину, ведут за собой взгляд зрителя. В ряде случаев главный объект изображения размещается именно на сходе линий, и это также - один из приемов создания изобразительного акцента на сюжетном центре композиции.

Примерами кадров, полученных с центральной и боковой точек, могут служить фото 25 и 26. Заметно, что в обоих случаях пространство передано достаточно хорошо, архитектурные формы с их объемами, рельефами, деталями также рисуются убедительно; четко намечены линейные сходы, обозначающие глубинную координату объекта съемки, его третье измерение. Но все же изображение на фото 26 с точки зрения передачи пространства более энергично, а общая композиционная структура кадра активнее. Эти свойства боковых точек следует учитывать и использовать при съемке более сложных сюжетов - при фоторепортажах, в жанровой фотографии и пр. Их нередко используют при съемке городского пейзажа: удачно, например, применена боковая точка при съемке фото 4.

Дальнейшее смещение точки съемки в сторону от ее центрального положения приводит к образованию так называемой диагональной композиции кадра. Диагональная композиция, как правило, приобретает сугубо подчеркнутую направленность; главные линии, образующие композиционный рисунок кадра, наклонны, неустойчивы и динамичны. Уже вследствие этого подобные композиции применяются при съемке сюжетов, наполненных движением, где особенно важен эффект динамичности. Такие композиции нередко лежат в основе изобразительного решения спортивных снимков, основные признаки которых хорошо показаны на фото 27. Спортсмен как бы скользит по достаточно четко обозначенной наклонной линии, близкой к диагонали прямоугольника кадра, что подчеркивает направление и скорость движения. Эффекту динамичности здесь также способствуют нерезкость, смазанность фона.

Фото 27. Диагональная композиция. Динамический спортивный сюжет

Фото 28. Диагональная композиционная линия образована парапетом набережной

В другом примере (фото 28) движения как такового нет. Но диагональ, четко вычерченная парапетом набережной, становится ведущей композиционной линией, которая несет на себе основу динамического построения. И если в кадре есть движущийся объект, то направление его движения обычно согласуется с этим направлением: объект, как правило, движется вдоль четкой наклонной линии, что усиливает эффект динамичности.

Разнообразные композиции, занимающие как бы промежуточное положение между центральной и диагональной композициями, наиболее распространены в практике фотографии. Боковые точки съемки, обусловливающие этот композиционный рисунок, обеспечивают передачу объемов и пространств, создание эффекта движения, активный линейный рисунок кадра и выразительную линейную структуру снимка. Такие фотографические картины правдивы, динамичны, выразительны и как бы вводят самого зрителя в происходящее действие. И тогда возникает так называемый «эффект присутствия », усиливается контакт между зрителем и автором произведения.

Из книги Встроенная мебель автора Борисов Кирилл

Структура древесины Работая с деревом, нужно также уметь распиливать бруски так, чтобы подчеркнуть его текстуру. Каким образом это сделать, можно понять, распилив брусок в трех направлениях: под углом 45°, вдоль волокон и поперек них.Так, в первом случае получится

Из книги Мой первый видеофильм от А до Я автора Гамалей Владимир

Вытеснение кадра Различают динамическое вытеснение, когда одно изображение вытесняется другим, и шторное вытеснение, когда одно изображение вытесняется непрозрачной шторкой, а другое изображение сдвигает эту шторку в том же направлении.Функцией динамического

Из книги Учись морскому делу автора Багрянцев Борис Иванович

7. Направление ветра относительно шлюпки Обычно направление ветра определяется по компасу, но независимо от этого различают направление ветра относительно курса шлюпки. При определении направления ветра необходимо помнить, что ветер «дует в компас», т. е. отсчет его

Из книги Вся поплавочная снасть автора Балачевцев Максим

РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОРАБЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И СОВЕТСКОГО

Из книги Волшебная изонить автора Ивановская Т. В.

Из книги Основы композиции в фотографии автора Дыко Лидия Павловна

Прошивание прямых линий Прямая - это простейшая геометрическая фигура. Однако в изонити и ее надо уметь прошить правильно. Прямые линии обычное не прокладываются одним большим стежком. Это допустимо лишь в том случае, если вы в дальнейшем закроете картину стеклом или

Из книги Витражи своими руками автора Каминская Елена Анатольевна

Линейная перспектива Создавая картины жизни, раскрывая сущность явлений и сложный внутренний мир человека, художник изображает окружающую нас действительность, и она предстает перед зрителем во всей ее достоверности. Для того чтобы передать свои мысли, наблюдения,

Из книги Искусство ручного ткачества автора Цветкова Наталья Николаевна

Задания 7, 8 Линейная перспектива фотоизображения Снимите выбранный объект: городской пейзаж (зад. 7) или архитектурное сооружение (зад. 8):A. С различных расстояний от переднего плана.Б. Под различными углами, начиная с фронтальной композиции и кончая композицией

Из книги Современный квартирный сантехник автора Бейкер Гленн И.

Глава 5 Создание основных видов витражей В этой главе речь пойдет об изготовлении витражей по некоторым распространенным технологиям, причем стадия резки стекла затрагиваться не будет, поскольку была

Из книги Кладка печей своими руками автора Шепелев Александр Михайлович

Из книги Энциклопедия домоводства автора Поливалина Любовь Александровна

Расположение основных магистралей Перед тем как вы начнете прокладку новых труб, вам следует определить место расположения трех основных магистралей для холодной и горячей воды, а также для сточных вод. Возможно, вы не будете подключаться к этим магистралям до тех пор,

Из книги Сварка автора Банников Евгений Анатольевич

Кладка основных частей печи, борьба с конденсатом Бытовые печи имеют различное устройство, но у всех есть общие основные части: топка, дымообороты (дымоходы) и полости внутри печи, по которым выходят в атмосферу продукты сгорания; отопительная часть с теплоотдающей

Из книги Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы: Практическое пособие автора Костенко Евгений Максимович

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Глава 5 КОНСТРУКЦИИ ОСНОВНЫХ СТОЛЯРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ 1. Виды, назначение и способы изготовления опалубки и инвентарных лесов При строительстве зданий и сооружений из монолитного бетона и железобетона применяют опалубку. Опалубка представляет собой формы, в

by Zsolt Varanka

Одним из мощных методов влияния на зрительское внимание является использование линий в композиции снимка. Линии воздействуют двумя способами. Во-первых, они создают определенной настроение, настраивая зрителя на нужное восприятие, а во-вторых, "ведут" глаза через фотографию, способствуя таким образом нужному прочтению фотографии зрителем, удерживая акцент на главном.

При работе с линиями фотограф может использовать следующие приемы их расположения:

  • горизонтальные линии
  • вертикальные
  • диагональ в снимке
  • зубчатые и нерегулярные линии

Горизонтальные линии , как правило, вызывают ощущение спокойствия, отсутствие изменений. Горизонтальные линии используются часто для таких изображений, когда фотограф хочет показать безвременье или отсутствие перемен и движения в картинке. Когда есть стремление подчеркнуть, что весь момент или часть его заморожено.

by Ashwanth Kadiyala

Горизонтальные линии должны использоваться, когда необходимо сопоставить контраст с более динамичной частью изображения. Например, такие ненавистные многим фотографам, провода на небе хорошо гармонируют своей четкостью и размеренностью с уличной суетой, бурным течением жизни или просто движением, которое можно запечатлеть в нижней части снимка.

by Ralph Graef

Вертикальные линии создают настроение стабильности и спокойствия в окружающем пространстве. При проецировании настроения неизменности, линии часто действуют так же, как горизонтальные. Направленность вверх передает изображению это ощущение постоянства. Примеры правильного использования вертикальной линии для придания изображениям стабильности можно найти в горах, опорах линий электропередачи и вертикальных линиях зданий.

by Max Live

Правильное использование вертикальной линии также может настраивать зрителя на ощущение мира и спокойствия. Например, деревья в тумане, когда проглядывают вертикальные силуэты, старые столбы ограды или сложенные пляжные зонтики ранним утром у моря.

Диагональные линии передают смысл действий и делают изображение более динамичным. По этой причине диагонали считаются очень мощным инструментом. Их сила заключается в способности захватить внимание зрителя, направить его в нужную сторону и удерживать так долго, как того требуется по сюжету. Взгляд зрителя, как правило, проходит назад и вперед, вдоль диагоналей.

by Stanislav Sav-in

Диагональные линии могут быть сформированы не только объектами, такими как улицы, тротуары или дороги, но и цветом. Например, диагональ разделения цветом может добавить драматизма в изображение. Примеры диагоналей многочисленны: дороги, тропинки, реки, волны и множество иного, это всего лишь несколько примеров объектов, которые могут быть переведены в диагональную форму.

by Dani Mantis

В зубчатых и нерегулярных линиях заключаются эмоции и чувства. Диагональные нерегулярные линии окунут зрителя в ощущения спешки и динамики, а зубчатые линии наполнят тревогой и страхом при просмотре изображения.

С помощью интенсивности массивов нерегулярных или зубчатых линий можно управлять при просмотре изображений и степенью восприятия зрителей. Для чего, собственно, фотограф и учится правильно использовать визуальные образы.

by Getting There

Примеры зубчатых линий могут быть найдены в корнях деревьев, линии горных вершин или в покореженном металле на месте аварии или заводских складах.

Мощным оружием в руках фотографа становятся те линии, с помощью которых получается помочь зрителю увидеть именно тот образ и то настроение, которое хотелось передать.

При использовании линий направленного внимания необходимо придерживаться двух правил. Во-первых, следует убедиться, что линии всегда указывают на наиболее важные объекты в изображении. Это же позволяет направлять внимание зрителя.

by Miles Morgan

Во-вторых, следить за тем, чтобы вдоль линий не было заметных "точек", которые способны увести взгляд зрителя в сторону тогда, когда он должен четко следовать вдоль направления линии, которую фотохудожник "проложил" для него специально, чтобы была возможность прочувствовать все изображение в целом.

Лишние линии и точки за пределами изображения рассеивают внимание, направленность взгляда меняется и утрачивается необходимая концентрация для полного осознания изображения, происходит потеря интереса, и вся фотография становится скучной для восприятия.

by Joseba Herrero

Никакая самая продвинутая и не может заменить фотографу . Если вы хотите научиться фотографировать и делать интересные для постороннего взгляда фотографии, следует всегда тщательно изучать теорию, и от могут стать хорошим подспорьем в ее освоении.

Линии являются одним из основных элементов композиции любого фотоснимка. От линий во многом зависит то, куда будет направлен взгляд зрителя, разглядывающего фотографию. Линии в композиционном решении снимка играют огромную роль, в зависимости от своего расположения они выражают динамику движения и придают фотографии то или иное настроение.

Использование линий как мощных элементов композиции восходит еще к архитектуре и большим живописным полотнам древности. При создании композиции кадра фотограф должен продумать расположение линий таким образом, чтобы правильно организовать все элементы фотографии и улучшить их восприятие зрителем. О линиях и их роли в композиции фотографии и пойдет речь в этой статье.

Типы линий и их предназначение в фотографии

Кода речь заходит о линиях в фотографии, то подразумеваются какие-либо природные, рукотворные или умозрительные объекты, которые служат вспомогательным, организующим элементом в построении кадра. Например, такими объектами на фотографии могут быть линии электропередач, трамвайные пути, металлические ограждения, реки, тропинки, изгороди, автомобильные дороги. Они могут иметь какой угодно размер и конфигурацию.

Предназначение подобных линий в композиции фотографии на самом деле может иметь множественный характер. Во-первых, линии нужны для того, чтобы вести взгляд зрителя в правильном направлении к композиционному центру или главному объекту снимка, тем самым, лишний раз подчеркивая его. Во-вторых, предназначение линий в фотографии может заключаться в том, чтобы придать снимку дополнительной динамики, выразить в нем какое-либо движение или даже ощущение бесконечности. В-третьих, линии помогают визуально разделить снимок на отдельные участки, концентрируя внимание зрителя на самом важном. И, наконец, фотография, в которой используются вертикальные, горизонтальные или диагональные линии, а также их сочетание, приобретает очень интересный характер. Линии позволяют фотографу придать снимку необходимую пространственную глубину для наибольшей выразительности.

При создании композиции снимка фотограф может использовать различные типы линий. Их существует несколько и каждый создает то или иное ощущение, в конечном счете, оказывая свое определенное влияние на фотографию:

-Горизонтальные линии

Горизонтальные линии, пожалуй, наиболее часто встречаются в фотографии. В качестве горизонтальной линии может выступать, например, береговая линия моря или дорога. Как и в архитектуре и живописи, горизонтальные линии в фотографии несут в себе ощущение спокойствия, покоя и равновесия. При использовании горизонтальной линии взгляд зрителя на фотографии обычно скользит по ней очень легко, слева направо. Такие линии добавляют в фотоизображение чувство расслабленности и бесконечности.

Однако нужно быть внимательным и не допускать присутствия на фотографии одних только горизонтальных линий, поскольку снимки в этом случае могут получаться слишком спокойными, довольно скучными и не интересными. Лучше всего использовать горизонтальную линию как элемент, подводящий внимание зрителя к центральному объекту съемки. Иногда горизонтальные линии также применяются фотографами для того, чтобы просто разграничить изображение на два и более участка. Главное, чтобы горизонтальная линия не делила кадр на две равные части.

— Вертикальные линии

Вертикальные линии, по сравнению с теми же горизонтальными, выглядят на снимке более мощными, они являются неким столпом всей композиции. Такая линия добавляет снимку впечатление устойчивости, силы и невероятной мощи. Вертикальная линия не вызывает напряжение в кадре и усиливает эффект фотографии, добавляя в нее определенное настроение. Также вертикальные линии помогают придать снимку ощущение высоты или, как и в случае с горизонтальными, разделить пространство изображения на отдельные области. Стоит отметить, что при наличии на фотографии как горизонтальных, так и вертикальных линий, взгляд человека сначала движется по горизонтали, а только потом по вертикальным линиям.

— Изогнутые линии

Изогнутые линии могут оказывать различное влияние на восприятие и характер фотоизображения. Если такая линия оказывается сильно изогнутой, то это придает композиции снимка определенную неустойчивость. Кроме того, при виде слишком изогнутых или ломаных линий у зрителя возникает подсознательное ощущение напряжения, связанное с тем представлением, что эта линия изогнута или рвется под воздействием неких сил. Сильно ломаные линии действуют на зрителя как определенный раздражитель. В то же время линии, которые на снимке не сильно отклоняются по вертикали или горизонтали, воспринимаются как устойчивые и, соответственно, придают изображению чувство расслабления и успокоения. Извилистые линии рек в пейзаже или сильные изгибы тела человека также воспринимаются зрителем как устойчивые, но одновременно он чувствует присутствие на фотографии некоего напряжения.

S -образные линии

S-образные линии — это линии с мягкими, плавными изгибами, которые ассоциируются в нашем сознании с контурами или линиями человеческого тела. Такой композиционный элемент позволяет придать снимку дополнительную привлекательность. Недаром S-образную линию называют «линией красоты». Такая линия может выступать в композиции и в качестве обрамляющего контура снимаемого объекта, и в роли направляющей линии. Принято считать, что S-образная линия, в отличие от простых горизонтальных и вертикальных линий, также добавляет фотографии ощущение естественности.

— Диагональные линии

Диагональные линии в композиции кадра не только придают изображению динамику и, по сути, символизируют движение, но и просто привлекают внимание зрителя. Начальную точку диагональной линии обычно располагают в одном из углов кадра, а затем ведут линию либо из левого верхнего угла в правый нижний («падающая» диагональ), либо из левого нижнего угла в правый верхний угол («восходящая» диагональ). Реализация и того и другого варианта диагональной линии вызывает у зрителя ощущение напряженности движения.

Диагонали можно использовать также для направления взгляда зрителя таким образом, чтобы он, двигаясь по диагональным линиям, воспринимал в полной мере все сюжетно важные детали фотографии. Диагональ может соединять главный объект съемки со второстепенным, тем самым, заставляя человека двигаться взглядом внутрь кадра. Помимо этого, диагональные линии позволяют придать снимку глубину и некое пространственное измерение. В этом плане особенный эффект возникает при наличии в кадре каких-либо сходящихся вдали линий.

Конечно, чтобы научиться правильно и, самое главное, к месту использовать различные типы линий, необходима постоянная практика. При создании композиции снимка нужно всегда находить верное место в кадре линиям. Чтобы они помогали усиливать эффект от изображения или добавляли в него определенное настроение.

Линия горизонта

Наиболее часто при создании композиции снимка, фотографы сталкиваются с линией горизонта, собственно основной линией в фотографии. Нередко при оценке фотографии можно услышать утверждение о том, что «горизонт завален». Что это означает? Под этой фразой подразумевается, что линия горизонта не идет параллельно нижней и верхней границе кадра, то есть буквально заваливается на бок.

Завал горизонта – это дилетантская, простая ошибка, присущая, главным образом, начинающим фотографам-любителям. Заваленный горизонт создает у зрителя лишнее ощущение напряжения. Зритель внутренне чувствует, что в фотографии что-то не так. Правда, в некоторых случаях завал горизонта может быть и сознательным композиционным приемом, используемым фотографами для повышения выразительности кадра. Но все же в классической фотографии принят постулат о том, что линия горизонта должна быть строго горизонтальной.

Для того, чтобы получить такую строго горизонтальную линию, необходимо сравнивать линию горизонта с нижней и верхней границей кадра в видоискателе или на жидкокристаллическом дисплее камеры. Понятно, что нужно следить за тем, чтобы эти линии были параллельны друг другу. Современные фотокамеры часто оснащаются функцией электронного горизонта, либо имеют специальные маркеры в видоискателе или режим, который накладывает на изображение сетку, позволяющую фотографу правильно расположить объект и сориентироваться с горизонтом.

Когда речь идет о пейзажной съемке сложной местности с ломаными изгибами береговой линии или склонов гор, бывает трудно определить, где же располагается та самая линия горизонта. Некоторые фотографы для определения истинной линии горизонта в такой ситуации применяют штатив с пузырьковым уровнем.

Расположение линии горизонта точно по центру кадра является не самым лучшим вариантом по той простой причине, что чаще всего на выходе получаются статичные, неподвижные и безжизненные фотоизображения. Рекомендуется все же помещать линию горизонта на 1/3 от верхней границы кадра, если необходимо акцентировать внимание зрителя на переднем плане, либо на 1/3 от нижней границы, если акцент должен быть сделан на небо. В частности, если небо или облака выглядят в кадре очень интересно, то следует поместить линию горизонта чуть ниже. Если же наиболее интересным в кадре представляется ландшафт или какой-то объект, то горизонт располагают выше.

Впрочем, это правило может иногда и нарушаться. Например, когда речь идет о создании симметричного фотоизображения с отраженным в воде пейзажем, вполне уместно расположить линию горизонта точно посередине кадра. Еще одна практическая рекомендация по расположению линии горизонта в композиции заключается в том, что горизонт не должен пересекаться с линиями фотографируемого объекта. В противном случае, если линии снимаемого объекта сольются с горизонтом, то взгляд зрителя может просто уйти от центра композиции и начнет блуждать по кадру.

В завершении следует сказать, что проблемы с неправильным расположением горизонта можно решить уже в последующей обработке фотографий в графическом редакторе. Неровный горизонт можно исправить при помощи Photoshop и других аналогичных программ. Это не составляет большого труда. Главная сложность заключается только в том, чтобы определить на какой угол нужно повернуть изображение для выравнивания горизонта. Для нахождения этого оптимального угла используют инструмент горизонтальной или вертикальной линейки.

Итак, когда мы пытаемся выстроить композицию кадра в видоискателе или на экране ЖК-дисплея своего фотоаппарата, необходимо обращать пристальное внимание на линии. Именно они могут объединять различные композиционные элементы кадра или разделять их, определять настроение, выразительность и динамику фотографии. Линии могут являться как помощником фотографа, усиливающим тот или иной эффект, так и настоящим разрушителем всего композиционного решения.

Владение фотографом соответствующими знаниями об использовании линий в композиции кадра не только помогает ему создавать яркие, интересные фотоизображения, но и позволяет понимать, как зритель будет рассматривать сделанные им снимки. На чем остановится его взгляд, на какие детали изображения он обратит основное внимание и каким будет его общее восприятие фотографии.



Рассказать друзьям