Марина аромштам когда отдыхают ангелы в наличии. Марина аромштамкогда отдыхают ангелы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
(оценок: 1 , среднее: 3,00 из 5)

Название: Когда отдыхают ангелы

О книге «Когда отдыхают ангелы» Марина Аромштам

Несмотря на, казалось бы, сказочное название, книга «Когда отдыхают ангелы» об очень земном и насущном – о мамах и папах, о первых авторитетах дома и в школе, об отношениях между взрослыми и детьми.

Легкая, душевная и одновременно глубокая история написана замечательным педагогом начальных классов и талантливым автором популярных изданий по воспитанию детей. Марина Аромштам пишет о том, что она хорошо знает — школе, учениках, методике преподавания и умении находить общий язык с детьми.

«Когда отдыхают ангелы» — это книга о детях и их первой учительнице. Повествование ведется устами двух героинь. С одной стороны, это воспоминания уже взрослой женщины, а тогда ученицы начальных классов Алины о первых годах учебы в школе. С другой — цитаты из дневника ее учительницы Маргариты Семеновны (Марсем, как зовут ее ученики). Именно она поведала детям о существовании ангелов, вынужденных находиться рядом и исправлять последствия любого плохого поступка ребенка, хотя в этот момент их помощь нужнее в решении глобальных проблем жизни и смерти. Так и Марсем — земной ангел своих учеников. Она учит их размышлять о добре и зле, бороться с препятствиями, не бояться оступиться, а сложные ситуации ухитряется решать так, чтобы дети сами поняли свои ошибки и постарались все исправить.

Марина Аромштам написала очень задушевную, тонкую и искреннюю повесть о начальной школе. Интересно и познавательно читать, как воспринимает реальность ребенок и как ее видят взрослые – родители и учителя. Из нее вы узнаете, как надо заполнять дневник учителю младших классов, а как писать «валентинки», как не угодить в пасть Дракона и выйти победителем в схватке с Черным Дрэгоном, как девочке обрести личного рыцаря, как строить отношения между мальчиками и девочками, пережить развод родителей или отсутствие папы от самого рождения, как правильно просить прощения и еще массу всего полезного.

Читать повесть «Когда отдыхают ангелы» будет приятно многим: любителям школьных историй и раздумий о семейных отношениях, родителям и людям, работающим в школе с детьми и подростками. Да и любому человеку она дает возможность заглянуть глубоко внутрь себя, вспомнить эпизоды детства и моменты выбора, который определил когда-то дальнейшую жизнь.

Повесть удостоена многих литературных премий. Хотя Марина Аромштам озвучила настолько честные признания учительницы Марсем в ее дневнике, что у некоторых читателей они вызвали спорную и далеко не однозначную реакцию. Какие именно – узнайте из страниц книги «Когда отдыхают ангелы»

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Когда отдыхают ангелы» Марина Аромштам в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Скачать бесплатно книгу «Когда отдыхают ангелы» Марина Аромштам

(Фрагмент)


В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :

"Все могло сложиться по-другому, если бы у меня был папа. Тогда мама могла бы с ним посоветоваться. Посоветовалась и не отдала бы меня учиться к Татьяне Владимировне. Татьяна Владимировна не сказала бы: "Встать! Руки за голову!" Дедушка не пришел бы в ужас и не стал бы настаивать на моем переводе в другую школу. И я не попала бы в класс к Марсем. Это Марсем рассказала нам об ангелах - о том, что они должны отдыхать. С тех пор прошло много лет. Но когда со мной что-нибудь случается - плохое или хорошее, - я об этом вспоминаю". Но прежде, чем Марсем рассказала об ангелах, в жизни Алины произошло множество событий: В.Г. начал приходить в гости, принцы совершили подвиг, класс обрел нового ученика, а шкафчики лишились магнитов...
Роман Марины Аромштам "Когда отдыхают ангелы" получил Национальную детскую литературную премию "Заветная мечта", Приз детской признательности за открытие и приобщение к миру чтения "Размышление о Маленьком Принце", вошел в список "Нравится детям Ленинградской области" и список выдающихся книг мира "Белые вороны", составляемый Мюнхенской международной детской библиотекой.

1 часть «Когда отдыхают ангелы» пересказ

Эта книга о маленькой девочке Алине, у которой отец уехал во Францию еще до ее рождения. Из роддома ее с мамой забирал дедушка, с которым они и жили. Бабушка умерла еще до рождения девочки. Но дедушка говорил, что ее бабушка была прекрасной женщиной. Она говорила, что у каждого есть свой внутренний стержень. Внутренний стержень – начало чего-либо.
Первая учительница самая лучшая. Это закон и нельзя его нарушать. Но чтобы она была лучшая, она должна разбираться в стержнях. Вот бабушка и искала, кто разбирается.

«Все могло сложиться по-другому, если бы у меня был папа»… — думала Алина. Хоть у нее и были дедушка и мама, ей трудно было жить без отца. Но, в конце концов, у матери появился мужчина. Он заменил Алине отца. У этого мужчины был сын. Поэтому у девочки появился брат. Не родной конечно, но все-таки брат.

Алине с первой учительницей не повезло. Учительница была молодая. Но она сразу не понравилась Алине, как писала девочка они не сошлись характерами. Еще 1 сентября все принесли учительнице цветы, несколько букетов она поставила в вазы, а остальные цветы в ведра для мытья полов. Это поразило девочку, так как ее цветы выращивала сама мама, и когда учительница попросила нарисовать цветы в горшке, Алина нарисовала цветы в ведре. За это учительница ее раскритиковала.

Алина любила фантазировать. А кто не любит? Как-то задали им нарисовать матрёшку. Одну. А Алина нарисовала три — девочку, маму и дедушку. Чтобы матрёшке не было скучно. А ее за это отругали. Только дедушка понял внучку, и попросил повесить рисунок над своим столом. Затем в школе мальчик Кирилл, который был довольно странным, играя вытащил у учительницы из сумки зеркало. Учительница наказала весь класс, заставила их стоять из заложенными за голову руками, пока зеркало не нашлось.

После этого Алина заболела скарлатиной, и мама с дедушкой начали думать о ее переводе в другую школу. Друг дедушки В.Г. порекомендовал Марсем, с которой он познакомился на конкурсе учителей.

В.Г. был молодым и талантливым химиком, но посвятил себя преподаванию. Дедушка Алины его за это очень уважал.

2 часть «Когда отдыхают ангелы» пересказ

Алину перевели в другой класс. Учительницу звали Маргарита Семеновна. Но все ее называли Марсем. Она разбиралась в стержнях.

Марсем многое пришлось объяснять детям, просить мальчиков не брать и не раздевать кукол, не брать чужие игрушки без разрешения домой.

Марсем устроила детям путешествие в Пасть Дракона. Ребятам надо было победить злого Черного Дрэгона. Черный Драгон повелевал Жабастыми, которые похищали принес и делали их страшилищами. У Дрэгона не было никаких желаний, кроме безграничной жажды власти. Лишь одно пристрастие преследовало его: он любил слушать детский плач. Потому его Жабастики пугали детей.

Принцам предстояло отправиться в путешествия и победить Дрэгона. Принцессы тоже отправятся в путешествие и станут хранительницами жизней принцев.

Девочки плели цветные шнурки жизни, которые должны были служить жизнями для принцев. Мальчики сами выбирали себе хранительниц. Алину выбрал одноклассник Петя, но кроме ее он выбрал и Наташу, так как мальчиков было меньше чем девочек. Петя постоянно старался быть рядом с Алиной, танцевал с ней на уроках танцев. Петя был кругленький, пухлый и задумчивый и жил с бабушкой. Мама Пети забеременела и тяжело заболела, а так как Петя часто болел его отправили к бабушке. Папа Пети много работал, чтобы оплатить лечения мамы, и Марсем всячески желела его, часто садика возле себя.

Алину в школу отвозил дедушка, а по дороге они еще забирали Петю и Наташу. Бабушка Пети, считала что Алина хорошо влияет на внука и часто приглашала ее в гости, угощая пирожками.

Петя любил строить из кубиков целые города, и когда Алина приходила к нему в гости она заселяла их игрушками. Петя даже разрешал ей устраивать землятресения и разрушать построенный город.

3 часть «Когда отдыхают ангелы» пересказ

Дети и Марсем отправились в пасть дракона, чтобы победить Черного Дрэгона. Принцы и принцессы были вместе, у них было волшебное покрывало, которое делало их невидимыми, чтобы они могли пройти мимо Жабастых. Принцам нужно было нанести Дрэгону сто ударов, чтобы победить его.

Увидев Жабастых, Наташа испугалась и выбежала из под покрывала. Ее схватил Жабастый и Алина бросилась спасать подругу. Их вместе спас Петя, хотя и потерял все жизни и не мог больше сразиться с Дрэгоном.

Так дети дошли к Дрэгону, прячась под волшебным покрывалом. Принцессы остались под покрывалом, а принцы пошли сражаться с Дрэгоном. Под покрывало приходили раненые принцы, ведь там можно было отдохнуть и выпить напиток силы. Когда силы принцев силу уже на исходе, Марсем приободрила детей и Егорка нанес три последних удара.

Черный Дрэгон был побежден. Дети воспринимали все происходящее за правду, хотя и понимали, что жабазстые и Дрэгон — это люди в гримме.

После приключений Алина еще много раз рассказывала дома о битве с Дрэгоном.

Теперь детей ожидал бал, и Марсем решила пригласить их родителей на это торжество. Мама Алины ходила тренироваться с В.Г., так как дедушке было достаточно тяжело танцевать.

Теперь все вокруг - и дома, и в школе - были заняты исключительно мыслями о бале.

Из дневника Марсем:

Когда Марсем было одиннадцать родители сообщили, что разводятся. Папа уехал, и они с мамой жили очень бедно, девочка даже носила ботинки бабушки. Повзрослев Марсем узнала, что мать развелась из-за измены отца и потом ее настраивала против всяческих отношений с мужчинами. Потому Марсем некоторе время считала себя амазонкой, хотела научиться всему, чтобы обходиться без мужчин.

С отцом Марсем перестала общаться, когда тот спросил почему мать не купит ей нормальную обувь. Тогда она еще не знала, что отец платил алименты.

4 часть «Когда отдыхают ангелы» пересказ

Марсем рассказывала о том, что у каждого есть свой ангел-хранитель. Он защищает и помогает людям. И когда человек совершает какой-нибудь хороший поступок, ангел улетает помогать другим людям. Предотвращать катастрофы. А когда человек делает что-то плохое, ангелу приходится находиться рядом с этим человеком, а не спасать жизни.
Как-то в классе Марсем появился новый ученик. Кравчик. Он был приемышом. Его отобрали от родителей еще в младенчестве. Впрочем, малыша сразу забрали. Но в классе, Кравчик всех обижал. Особенно девочек. Но справедливая Марсем во всем разобралась.
Марсем восхищается Корчаком. Он был педагогом. Он даже погиб вместе с детьми, хотя ему разрешили уйти. Он написал книгу «Король Матиуш Первый». Она о мальчике, которому после смерти отца-короля пришлось заняться управлением королевства.

Книга написана от лица ученицы младших классов Алины. Она рассказывает о событиях, происходящих с ней, о ее взаимоотношениях с родными, с одноклассниками, делится своими мыслями и переживаниями, а так же описывает взаимоотношения с классом своей Первой Учительницы, Марсём, т.е. Маргариты Семеновны.

На протяжении всей книги встречаются отрывки из дневника Марсем. Оттуда мы узнаем ее потаенные мысли и рассуждения: о педагогике, о любви к детям, о том, как сделать детей лучше и добрее. Иногда Марсем ведет себя не как педагог: «Убила бы» — пишет однажды Марсем после очередной выходки своих подопечных. Но это еще раз подтверждает, насколько неоднозначен труд педагога и что любовь к детям — это не безусловная ценность, которой должен руководствоваться учитель.

Марина Аромштам

Когда отдыхают ангелы

Средневековые богословы всерьез обсуждали, сколько ангелов может поместиться на кончике иглы, но так и не пришли к единому решению. Про ангелов до сих пор ничего толком не известно.

Говорят, они умеют летать. И у них, наверное, есть крылья. Но есть ли у ангелов ноги? Можно ли сказать: «Ангелы сбились с ног»? Или надо говоришь: «Ангелы сбились с крыльев»?


Часть первая


Все могло сложиться по-другому, если бы у меня был папа. Тогда мама могла бы с ним посоветоваться. Посоветовалась и не отдала бы меня учиться к Татьяне Владимировне. Татьяна Владимировна не сказала бы: «Встать! Руки за голову!» Дедушка не пришел бы в ужас и не стал бы настаивать на моем переводе в другую школу. И я не попала бы в класс к Марсём. Это Марсём рассказала нам об ангелах - о том, что они должны отдыхать. С тех пор прошло много лет. Но когда со мной что-нибудь случается - плохое или хорошее, - я об этом вспоминаю.

А если бы у меня был папа, я никогда бы об ангелах не узнала. Поэтому неизвестно, хорошо это или плохо, что его тогда не было.


Конечно, я знала: так не бывает, чтобы папы вообще не существовало. Где-нибудь - во времени или в пространстве - он обязательно есть. Должен быть. Хотя бы на Луне. Мой папа, например, жил в далекой, прекрасной Франции, на родине шампанского, великих революций и гениальных художников. Это немного ближе, чем на Луне. Но, с точки зрения практической жизни, родина художников от Луны ничем не отличается. Поэтому Наташка и пыталась меня убедить, что всякие там папы - просто рудименты и атавизмы.

Слова «рудименты и атавизмы» Наташка произносила громко и отчетливо и не уставала объяснять их значение. Рудименты и атавизмы - это органы. Они требовались человеку, когда он был животным. А потом, в ходе эволюции, человек этими органами пользоваться перестал, и они за ненадобностью стали исчезать. Не сразу, конечно, а постепенно. Сначала ненужные органы становились очень маленькими, а потом и вовсе рассасывались. Чтобы ненужные органы исчезли, должно пройти много времени - иногда миллион лет. Но некоторым органам этого мало. Вот хвост у людей рассосался, и от него осталось две-три косточки - не больше. Это почти незаметно. А аппендикс и гланды не рассосались. Пользы от них никакой, зато неприятностей они доставляют порядочно. Поэтому их вырезают. Не всем, конечно: это же больно. Но жить без аппендикса и гланд можно. Даже очень хорошо без них жить, потому что они - рудименты и атавизмы.

Наташка с жестким удовольствием заносила в этот ряд еще и пап, хотя, на мой взгляд, их нельзя было без оговорок приравнивать к аппендиксу. Но она изо всех сил пыталась донести до моего сознания суть последних научных достижений: дети появляются на свет вовсе не по причине наличия папы, а из-за того, что сперматозоид сливается с яйцеклеткой. Раньше, может быть, папа и был необходим. Но только в те времена, когда люди были совсем дикими. А теперь все изменилось. Не понимают таких простых вещей только хулиганы и какие-нибудь отсталые люди, которые и зубы-то чистят пальцем. Из рассказов Наташки получалось, будто яйцеклетки и сперматозоиды - автономные существа, перемещающиеся в пространстве загадочным образом. Наташка не опускалась до уточнения мелких деталей и в подтверждение своих слов ссылалась на авторитетный источник - детскую энциклопедию под названием «Откуда я появился?». Она открывала ее то на одной, то на другой странице и с видом человека, собаку съевшего в вопросах размножения, тыкала пальцем в рисунки. На одной картинке был нарисован большой ромбик с желтым шариком и белыми мешочками внутри, а вокруг - кружочки с хвостиками, похожие на головастиков. Под картинкой было написано: «Сперматозоиды вокруг яйцеклетки». На другой картинке один головастик прорывал контур ромбика, так что снаружи болтался только его хвостик. А на третьей вместо одного ромбика были нарисованы два, плотно прижатых друг к другу, и стояла подпись: «Клетка начинает делиться».

«Ну что? Видишь?» - торжествовала Наташка. По ее словам получалось, что главное - вовремя отловить этих головастиков и поместить в надежное место, в пробирку. А потом можно распоряжаться ими по своему усмотрению. И не нужно никаких пап. Никаких дурацких свадеб, которые пожирают огромные деньги, никакой стирки вонючих носков, всех этих ужасных и унизительных усилий, которые все равно кончаются разводом. А что такое развод для ребенка? Это как рана. Будто тебе вдруг взяли да что-нибудь отрезали. Пусть даже и какой-нибудь рудимент.

Тут я ничего не могла возразить. Наташке было виднее: ее родители в это время разводились. В результате она совсем перестала делать уроки и испытывала терпение Марсём, сочиняя истории про кота, писающего на тетрадки, про свое активное участие в дорожных происшествиях и про страшную занятость по выходным в связи с поездками к таинственной тете - источнику знаний про рудименты и атавизмы. На самом деле она часами сидела на диване, разглядывала энциклопедию и строила планы по поводу выведения собственных детей в пробирках с помощью последних достижений научного прогресса. Она хотела двух девочек и одного мальчика.

Желая обрести во мне единомышленника, Наташка прибегала еще к Одному аргументу: клеточный подход к проблеме избавлял от риска влюбиться без взаимности. Благодаря автономному существованию сперматозоидов и яйцеклеток, отсутствие взаимности никак не отражалось на возможности завести детей и жить счастливой семейной жизнью. Не то чтобы подобная перспектива очень меня радовала, но я тогда была влюблена в Егора и нуждалась в каком-нибудь утешении.

Правда, утешение это было слабым. Другое дело, если бы у меня был папа (пусть даже это и рудимент!), с которым я могла бы ходить за руку - туда, где делаются настоящие мужские дела. И там мы бы случайно встретили Егора с его папой, и наши папы подружились бы. Они бы по-мужски жали друг другу руки и что-нибудь делали вместе. А мы бы с Егором им помогали. И тоже сильно подружились. Стали бы как брат и сестра. И тогда Егор часто приходил бы ко мне в гости, и танцевал бы со мной на уроках хореографии. Он был бы всегда рядом. Почти всегда. А случись что-нибудь, он бы меня защитил. Или спас. Ведь он такой умный, такой сильный и хороший! И все девчонки умерли бы от зависти. А я бы не загордилась, нет. Ну, да! Вот я, а вот Егор. И мы всегда вместе. Что в этом такого особенного?

Но у меня не было папы, который мог обеспечить мне такую счастливую жизнь. Он жил на родине шампанского, во Франции. А это почти как на Луне. Иногда, мечтая о дружбе с Егором, я представляла, как папа в выходной день сидит в ресторане на самом высоком этаже Эйфелевой башни, с бокалом этого самого шампанского, а перед ним, как на ладони, весь город. И он Думает: «Как там моя девочка, моя дочь? Надо бы пригласить ее в гости, вместе с другом Егором, - показать им Париж с высоты птичьего полета».

Но мой папа, скорее всего, ничего такого не думал. Как объясняла мама, он вообще ни о чем не мог думать, кроме своих задач. Он был математиком. К слову «математик» прибавлялось еще определение - «сумасшедший». Или «гениальный». Выбор определения зависел от маминого настроения. У моего папы была не очень понятная работа - решать задачи. В школе на уроках мы решали задачи. Можно было решать задачу минут десять или пятнадцать. Иногда (очень-очень редко) задача совсем не решалась. Это означало: нужно у кого-нибудь спросить, что требуется делать. А потом потренироваться, чтобы в следующий раз справиться. Но решать задачи, которые до тебя никто не решал? Специально для этого приходить на работу?

Мама говорила, некоторые сложные задачи папа решал месяцами. А на одну ушел целый год - тот самый год, когда я должна была родиться. Далекой и прекрасной Франции для решения задачи требовался хороший математик. И мой папа вызвался быть этим математиком. К тому же папе нравилась Франция и все, что с ней связано. Поэтому из роддома нас с мамой забирал дедушка.

Дедушка надел белую рубашку - ту, в которой он когда-то ходил с бабушкой в театр, - побрызгал себя своей любимой туалетной водой и приехал за нами на машине. На медсестру, выдававшую детей, дедушка произвел самое приятное впечатление - таким веселым и молодым он выглядел. Медсестра с удовольствием приняла от него коробку конфет и вручила ему сверток с кружевными оборками, внутри которого была я. Малышке (то есть мне) повезло, сказала медсестра. И моей маме тоже. Не то что некоторым! За некоторыми вообще никто не приезжает. «А как же они?» - испугалась за них мама. - «Да никак. Так и идут. Или такси какое поймают!» Мама вздохнула, и мы поехали домой.



Рассказать друзьям