Мартин иден проблематика произведения. Джек Лондон "Мартин Иден"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Мартин Иден» («Martin Eden») — роман Д. Лондона. Опубликован 1909 г. Автобиографический роман, в котором писатель попытался создать правдивую исповедь и как бы предсказать свое будущее через судьбу вымышленного персонажа. Поразительно, что во многом писатель предугадал собственный жизненный финал.

Мартин Иден — alter ego Лондона, повторяющий его путь и наделенный многими чертами его душевного склада. По своей структуре это типичный американский «роман успеха», в котором, впрочем, предвосхищается структура романа об «американской трагедии», получившая яркое воплощение в «Американской трагедии» Т. Драйзера. Выходец из социальных низов, охваченный жаждой успеха, Мартин Иден олицетворяет идеологию социал-дарвинизма Г. Спенсера — английского философа, оказавшего сильное влияние на взгляды и философию Лондона. В частности, писателю импонировала идея Спенсера о том, что человек развивается от низших форм жизни к состоянию социальной гармонии благодаря абсолютному индивидуализму. Последнее убеждение с неизбежностью привело Лондона (и его автобиографического героя) к ницшеанству, к вере в торжество интеллекта и воли сверхчеловека. Собственно весь путь Мартина Идена — это попытка достичь уровня ницшеанского «сверхчеловека» в рамках личной судьбы. Мартин Иден полон решимости выбиться «в люди» — добиться славы, богатства, любви. Случайно познакомившись с Руфью, дочерью банкира Морза, Мартин Иден ставит себе целью завоевать девушку, ибо Руфь и ее семья в глазах простого парня из низов является воплощением того манящего мира, к которому он стремится. Мечтая о писательском успехе, Мартин надеется, что обретя на литературном поприще славу и деньги, он тем самым получит и Руфь.

Однако его ждет жестокое разочарование: Руфь и ее близкие не понимают и не принимают идеализма Мартина и относятся к его мечте об успехе как к глупому сумасбродству. Но и Мартин, ближе знакомясь с миром Морзов, с ужасом обнаруживает духовную ущербность «высшего класса». Прототипом Руфи была подруга Джека Лондона по университету Мейбл Эпплгард, которую будущий писатель воспринимал как идеал культурности господствующего класса, идеал женщины. Финал его увлечения Мейбл оказался драматичным — он обнаружил в возлюбленной меркантилизм, нечестность, мелочность, ханжество. Аналогичное открытие ждет и Мартина Идена.

Герой романа делает и еще одно болезненное открытие: успех, к которому он стремился, оказывается не плодом упорного труда, не наградой за талант и труд, а лишь подарком случая, шуткой фортуны. И когда к нему пришла долгожданная слава, он уже не был рад ей, потому что в его душе произошел фатальный перелом.

Мартин Иден — герой-одиночка, который, по сути, явился отрицанием спенсеризма и ницшеанства, потому что, сумев возвыситься над своим социальным окружением, став хозяином своей судьбы, он потерпел моральное фиаско: его материальная победа не принесла ему душевного комфорта. Он убегает в южные моря в тщетной надежде обрести там успокоение. Но в итоге обретает лишь смерть в океане.

Как писал американский критик Р. Спиллер, «в поражении Мартина как в фокусе отразилась трагедия его эпохи» — коллизия оптимистических обещаний современной науки и реальности социального бытия, резко контрастировавшего с умозрительными философскими схемами и идеологическими мифами. В этом смысле «Мартин Иден» Лондона предвосхитил многие великие американские романы XX века, начиная с «Американской трагедии» и «Великого Гэтсби» Ф. Скотта Фицджералда.

Первая экранизация — в России «Не для денег родившийся» (1918 г.) по сценарию В.В. Маяковского (он же исполнил и главную роль). В американском фильме (1942 г.) режиссера С. Салкоу заглавную роль сыграл Г. Форд. В 1976 г. А.В. Эфрос поставил радиоспектакль «Мартин Иден» с В.С. Высоцким и О. Яковлевой в главных ролях.

Роман "Мартин Иден" Джека Лондона, отзывы о котором вы найдете в этой статье, - одно из самых известных произведений автора. Критики и читатели оценивали его по-разному. В этой статье мы изложим, о чем оно, каково его значение в творчестве автора и литературы того времени.

История создания

Отзывам о "Мартине Идене" Джека Лондона будет посвящена отдельная часть этой статьи, а пока вы узнаете, как появился этот роман. Писать это произведение Лондон начал в ходе своего путешествия на яхте "Снарк", в которое он отправился в апреле 1907 года. Первые страницы романа он начал писать тем же летом во время стоянки на Гавайских островах, уже к февралю книга была закончена. Она выходила частями в журнале "Пасифик мансли" в течение года. Впервые "Мартин Иден" Джека Лондона на английском отдельным изданием вышел осенью 1909-го.

По замыслу автора, это должна была быть атака на буржуазию, его интересовала история успеха молодого человека, который пытается преуспеть в современной Америке. В то время писатель уже увлекся социалистическими идеями, которые стремился продвигать в собственных произведениях. Своим романом "Мартин Иден" Джек Лондон вступал в полемику с популярным в то время "деловым романом", герои которого легко и непринужденно становились в США настоящими миллионерами, распространенной была идея о том, что стать преуспевающим богачом может любой чистильщик.

Автор

Сам Джек Лондон к тому времени был уже достаточно успешным и преуспевающим автором. Он родился в Сан-Франциско в 1876 году. Его творческим дебютом стал очерк "Тайфун у берегов Японии", написанный под впечатлением работы матросом на шхуне, которая занималась ловлей котиков. Очерк получил премию одной из газет Сан-Франциско и был опубликован в 1893 году.

После похода безработных на Вашингтон год провел в тюрьме за бродяжничество, за время скитаний пришел к выводу, что в современном мире физический труд совершенно не ценится, жить достойно можно, только зарабатывая своим умом, тогда же решил стать писателем. В тот же период познакомился с трудами Маркса, вступил в Социалистическую трудовую партию Америки, из которой вышел после того, как партия отказалась от революционного преобразования общества.

Несколько лет учится в Калифорнийском университете, который бросил из-за недостатка средств. В 1897 году поддается "золотой лихорадке", отправляется искать золото на Аляску. Золота на участке, который писатель застолбил с товарищами, не оказалось, вдобавок он перенес цингу. Зато он нашел большое количество героев для своих будущих произведений. В 1900 году выходит его первая книга "Сын волка", а за ней сборники рассказов "Бог его отцов", "Дети мороза", "Вера в человека", "Лунный лик", романы "Дочь снегов", "Морской волк". Был чрезвычайно трудоспособным, писал по 15-17 часов в сутки.

Особенность творческого метода Лондона заключалась в стремлении изобразить человека в тяжелой жизненной ситуации, реализм его произведений почти всегда сочетается с духом приключений и романтики, сам Лондон так определял жанр своих произведений:

Вдохновенный реализм, проникнутый верой в человека и его стремления.

Для него характерен совершенно особенный поэтический язык, который включает в себя принципы симметричности повествования, быстрое введение читателя в курс событий, а характеристики героев даются через их мысли и диалоги.

Доказал всем, что способен писать не только приключенческие рассказы писатель после выхода его научно-фантастических произведений "Враг всего мира", "Голиаф", "Алая чума", которые привлекают читателя богатым воображением автора, оригинальным стилем и неожиданными сюжетными ходами.

В 1905 году уже известный писатель Лондон покупает ранчо в Калифорнии, на котором увлекается сельским хозяйством. Он пытается создать идеальную ферму, основанную на его утопических социалистических идеалах. Затея терпит крах, все оборачивается огромными долгами. Чтобы рассчитаться с кредиторами, он вынужден писать низкопробные романы типа "Смок Беллью" или "Приключение". В результате писательский труд вызывает у него откровенное отвращение.

В 1914 году едет в качестве военного корреспондента в Мексику, откуда пишет статьи, оправдывающие вмешательство США во внутренние дела других государств, что вызывает негодование его коллег и товарищей по партии.

В последние годы жизни сталкивается с глубоким творческим кризисом, из-за чего увлекается алкоголем. Он даже вынужден купить сюжет для нового романа, так как сам уже не генерирует никаких свежих идей. Замысел ему продает начинающий американский писатель Лондон успевает дать своему последнее название "Бюро убийств", но закончить не успевает. Книга вышла в свет только в 1963 году, когда ее дописал Роберт Фиш.

В ноябре 1916 года писатель умер от передозировки морфия на своем ранчо на 41 году жизни. Этот препарат он принимал на протяжении последнего времени в качестве обезболивающего, так как страдал от уремии. По одной из версий, он совершил самоубийство, на это указывает то, что такие мысли у него появлялись и раньше, доказательством служит финал книги Джека Лондона "Мартин Иден", которая во многом была автобиографической. Однако достоверно до сих пор не удалось установить, было ли это случайным отравление во время очередного приступа боли или это умышленное самоубийство. Интересно, что о вероятности покончить собой Лондон рассуждает в еще одном своем произведении - автобиографической повести "Джон Ячменное Зерно".

Описание "Мартина Идена" Джека Лондона поможет вам вспомнить основные события этого произведения, чтобы подготовиться к экзамену или зачету. Роман начинается с описания главного героя, который работает простым моряком. Его жизнь круто меняется, когда в 23 года он спасает от банды хулиганов своего ровесника Артура Морза, который принадлежит к состоятельным и образованным людям.

Тот решает его отблагодарить, а заодно позабавить свое семейство эксцентричным приятелем, которым он ему кажется. Артур приглашает Идена в гости на обед. Главный герой Джека Лондона Мартин Иден оказывается в непривычной обстановке - на стенах дома его новых знакомых висят картины, повсюду множество книг, а его новые знакомые перед едой играют на рояле. Все это очаровывает Мартина.

Знакомство с Руфь

Наибольшее впечатление на главного героя в романе Джека Лондона "Мартин Иден", описание которого позволяет познакомиться с сюжетом, не читая книгу целиком, производит сестра Артура по имени Руфь. Мартину она кажется классическим образцом духовности, чистоты и божественности. Он увлекается ею, решает сделать все возможное, чтобы стать ее достойным. Для этого он отправляется в библиотеку, потому что понимает, Руфь не будет общаться с малообразованным юношей. Он хочет приобщиться к миру знаний Руфь и Артура, которые в это время учатся в университете.

Главный герой "Мартин Иден" оказывается глубоким и одаренным человеком. Он изучает особенности языка, литературу, правила стихосложения. На этой почве он сходится с Руфь, молодые люди часто встречаются, девушка поддерживает его тягу к знаниям, помогает в занятиях. При этом в романе Лондона "Мартин Иден" (краткое содержание этого произведения должен знать каждый образованный человек) Руфь описывается как девушка с консервативными и узкими взглядами. Он решает перекроить Мартина по образу и подобию людей своего круга, но в этом она терпит неудачу.

Мартин при этом тратит на самообразование все деньги, которые были им заработаны в последнем плавании, после чего отправляется в новую экспедицию, нанявшись простым матросом. В рейде он проводит восемь месяцев, в течение которых обогащает свой словарный запас, умственный багаж, разбирается в собственной сущности, что крайне важно для будущего писателя, которым он собирается стать.

Писательская карьера Мартина

Вернувшись, он чувствует в себе силы и желание писать самому, он хочет дать возможность Руфь и всем окружающим вместе с ним наслаждаться красотами этого мира. В Окленде главный герой романа Джека Лондона "Мартин Иден" (кратко о содержании произведения мы рассказываем в этой статье) пишет свой первый очерк, посвященный искателям сокровищ, рукопись он отправляет в "Обозреватель Сан-Франциско". Затем начинает писать повесть о китобоях для подростковой аудитории.

Во время очередной встречи с Руфь он рассказывает ей о своих планах и замыслах, но девушка скептически относится к его надеждам, при этом не может не признать, что ее радуют происходящие в Мартине перемены. Тот правильно излагает свои мысли, не делает речевых ошибок в разговоре, прилично одевается. Руфь понимает, что влюбляется в него. В романе Лондона "Мартин Иден" находится место для романтической линии. При этом девушка не может осознать собственные чувства, в этом мешают ее представления о жизни. Представления о любви в буржуазном мире достаточно точно сформулированы в цитате из "Мартина Идена" Джека Лондона.

Любовь в буржуазном мире возможна только в рамках буржуазной морали.

Руфь убеждает Мартина, что ему нужно получить образование, чтобы иметь моральное право стать писателем, о чем-то рассказывать людям. Он сдает вступительные экзамены в среднюю школу, но проваливается по всем предметам, с успехом выдержав только испытание по грамматике. При этом главный герой не слишком расстроен из-за своей неудачи, а вот Руфь разочарована. К тому же, ни одно из его произведений, которые он рассылает в газеты и журналы, никто не соглашается публиковать. Его очерки и повести возвращаются обратно без объяснений.

У Мартина появляется версия, что дело в том, что они написаны от руки. Он арендует печатную машинку, чтобы освоить набор текста. Он работает практически круглые сутки, не считая это за труд, для него это возможность проявить себя, доказать миру свою необходимость и полезность. Так описывает состояние своего героя Джек Лондон в цитате из "Мартина Идена":

Просто он обрел дар речи, и все мечты, все мысли о прекрасном, которые долгие годы жили в нем, хлынули наружу неудержимым, мощным, звенящим потоком.

В это время герой романа открывает для себя творчество Герберта Спенсера, которое позволяет ему по-новому увидеть окружающий мир. При этом Руфь не разделяет его увлечения этим автором, а когда Мартин читает ей свои рассказы, она обращает внимание на формальные ошибки и недостатки в них, но из-за своей ограниченности не может осознать всю мощь его писательского таланта. Фигура Мартина просто не укладывается в устоявшиеся рамки буржуазной культуры, которая так понятная и привычна для девушки.

Помолвка

Когда деньги, заработанные в очередном плавании, заканчиваются, герой Джека Лондона Мартин Иден устраивается на работу в прачечную. Он гладит белье, это тяжелая и напряженная работа, которая отнимает у него много времени и невероятно выматывает. Он бросает читать, а в один из редких выходных дней напивается, чтобы расслабиться, как и во времена до знакомства с Артуром и Руфь. После этого он наглядно понимает, что такой труд не только изнуряет, но и отупляет его. Уже на следующий день Мартин увольняется из прачечной.

Он готовится отправиться в следующее плавание, чтобы заработать денег на дальнейшее образование, к тому же герой Джека Лондона Мартин Иден не собирается оставлять свои надежды стать писателем.

Оставшиеся недели до отправления в рейс становятся настоящими каникулами любви. Он регулярно видится с Руфь, вместе они читают друг другу любимые книги, отправляются на велосипедные прогулки, пока однажды девушка не оказывается в его объятьях. Они искренне объясняются в своих чувствах. Чистая и невинная Руфь ничего не знает о физической стороне любви, но она чувствует плотскую притягательность начинающего писателя. Сам Мартин боится нарушить и оскорбить ее чистоту. Они объявляют родителям Руфь о помолвке, это сообщение ожидаемо не вызывает у них никакого восторга.

Вместо того чтобы отправляться в очередное плавание и надолго расставаться со своей возлюбленной, главный герой романа Джека Лондона "Мартин Иден" (содержание поможет вам лучше понять замысел автора) решает писать для заработка. Он снимает небольшую комнату у португалки Марии Сильвы. Благодаря могучему здоровью, закаленному в морских путешествиях, он в состоянии работать по 17 часов в сутки, а все остальное время тратить на сон. Этот эпизод, как и многие другие, оказывается автобиографическим, именно так в самом начале своей писательской карьеры работал и сам Джек Лондон.

В течение дня все время, оставшееся от сна, он посвящает самообразованию и пишет. Мартин учит иностранные языки, анализирует и изучает литературные приемы, которые применяли другие писатели, пытается разобраться в основополагающих принципах литературного мастерства. То, что до сих пор не было напечатано ни одно его произведение, его нисколько не смущает, так как он уверен в конечном успехе.

Однако в этом время черная полоса в его творческой биографии затягивается. Деньги, которые ему удалось скопить, заканчиваются, он сдает в ломбард все ценное, что у него есть. Это часы, пальто, последним оказывается велосипед. В это время он голодает, питаясь одной картошкой, отдушинами становятся редкие обеды у Руфь или сестры, когда он может досыта наесться.

Внезапно у него появляется надежда, когда приходит письмо из толстого литературного журнала, в котором ему сообщают, что готовы опубликовать его рукопись. Правда, заплатить соглашаются непростительно мало - всего пять долларов. Хотя, даже по самым скромным подсчетам, должны были бы автору не менее ста долларов. Огорченный Мартин заболевает тяжелой формой гриппа. Но тут, наконец, удача поворачивается к нему лицом. Журналы один за другим соглашаются его печатать, присылая чек за чеком.

Успехи и неудачи

Серия удач вскоре заканчивается, когда все редакции без исключения стремятся обмануть молодого и неопытного писателя, заплатить за его произведения меньше, чем они стоят на самом деле. Оказывается, что и добыть обещанные ими за публикацию деньги оказывается не так-то просто.

Руфь уже не нравится его писательская карьера, так как в ней нет стабильности, она убеждает его устроиться на работу к ее отцу. В то, что Мартин когда-то станет великим и востребованным, она просто не верит.

Все меняется, когда у Морзов заглавный герой романа знакомится с Рэссом Бриссенденом, они начинают дружить, много общаются друг с другом. Рэсс болен чахоткой, но не страшится скорой смерти, продолжая любить жизнь страстно и беззаветно во всех ее проявлениях. Он знакомит Мартина с творческой молодежью, одержимой философией и литературой, их он называет "настоящими людьми". Вместе они посещают митинги социалистов, Мартин спорит с оратором, но из-за рассеянного репортера, который не стал вдаваться в детали происходящего, Иден попадает на страницы газет в качестве оппонента существующей власти и приверженца идей социализма. Напечатанная статья приводит к роковым последствиям. Начинающий писатель получает письмо от Руфь, в котором девушка сообщает ему о разрыве помолвки. Дальше Мартин живет по инерции, его больше не радуют чеки, постоянно поступающие из журналов, теперь все, что он пишет, публикуется, Мартин превращается в популярного писателя.

Его ждет еще один удар - друг Бриссенден кончает жизнь самоубийством, а оконченная незадолго до смерти поэма "Эфемерида" подвергается критике за пошлость, так что Мартин рад, товарищ не видит этого.

Он становится действительно знаменитым и уважаемым писателем, но его не радует слава и успех, достаток, в котором он теперь живет, ему абсолютно безразличен. Те люди, которые еще вчера его высмеивали, считая бездельником и неудачником, теперь считают за честь, чтобы он отозвался на их приглашение к обеду. Сам же он мечтает о том, чтобы уехать на Маркизские острова, чтобы начать там жить в хижине из обычного тростника. Деньги, которые он теперь получает в избытке, Мартин раздает близким людям, но самого его уже ничего не трогает. Его сердце не удается растопить ни влюбленной в него юной Лиззи Коннолли, которая в восторге от его таланта, ни Руфь, которая теперь заявляет, что готова остаться у Мартина, невзирая на то, что будет говорить окружающее общество.

Иден отправляется в плавание на Маркизские острова на корабле "Марипоза". Судно добирается до Тихого океана, но он не чувствует, что ему стало лучше. Он осознает, что загнал себя в тупик, из которого не может быть никакого выхода. После еще нескольких дней, проведенных в плавании, он решает выскользнуть в открытое море через иллюминатор. Мартин набирает полные легкие воздуха, погружаясь на максимальную глубину. Когда воздух заканчивается, он уже не в состоянии всплыть на поверхность, перед ним виднеется белый свет, а сам он чувствует, будто летит в бездну. В этот момент сознание навсегда покидает его.

Экранизации

Впервые фильм по мотивам этого произведения выходит в Америке уже в 1914 году. В 1918 году Владимир Маяковский пишет сценарий по роману Джека Лондона "Мартин Иден" для экранизации под названием "Не для денег родившийся". Режиссером этой картины становится Никандр Туркин, а главные роли исполняют сам Маяковский, Маргарита Кибальчич, Янина Мирато, Василий Каменский.

Среди других известных фильмов, основанных на этом произведении, нужно также вспомнить картину 1942 году под названием "Приключения Мартина Идена", главную роль в ней исполнил Гленн Форд.

В 1976 году в СССР выходит телеспектакль Сергея Евлахишвили, который детально восстанавливает события романа. Образ Мартина Идена на экране создает Юрий Богатырев, Руфь - Ирина Печерникова, Артура - Владимир Вихров, Бриссендена - Леонид Филатов, Лиззи Коннолли - Ольга Остроумова, родителей Руфь и Артура - Микаэла Дроздовская и Николай Тимофеев.

Анализ романа

Роман Джека Лондона "Мартин Иден" на английском языке был весьма неоднозначно воспринят читающей публикой. Социалистические идеи в то время в Америке не были популярными, их сторонники подвергались осуждению со стороны большей части общества, иногда их даже считали сторонниками свержения существующего государственного строя.

В самом начале произведения главный герой романа Джека Лондона "Мартин Иден", анализ которого представлен в этой статье, преследует типичную цель - он хочет реализовать пресловутую "американскую мечту", хоть тогда этого понятия еще и не существовало. Мартин мечтает стать богатым и знаменитым, ради осуществления задуманного преодолевает невероятные трудности, но все-таки добивается своего. Правда, за это время растрачивает все свои желания и силы, а сам мир, в который он постоянно мечтал попасть, на поверку оказывается пустыми и насквозь лживым, в нем нет той эстетической ценности, которой намного больше оказывается в затворнической жизни самого героя. В результате он отрывается от родной среды, но не может найти "нового рая", разочарованный и опустошенный кончает жизнь самоубийством.

В анализе "Мартина Идена" Джека Лондона нужно отметить, что одна из основных тем произведения - судьба простого художника из народа в капиталистическом мире. В своем романе автор стремился отразить сложные условия, в которых оказывается талантливый человек в Америке.

При анализе "Мартина Идена" Лондона важно понимать, что это социальный роман, который становится своеобразным исследованием окружающего героев общества. В то же время это роман о любви, человеческой силе и духе. Именно любовь вдохновляет и толкает главного героя на борьбу с общественными условностями. В результате через его судьбу мы можем наблюдать, как подвергаются разоблачению буржуазные средства массовой информации, демократия, издательская политика, система образование. Все элементы такого общества стремятся превратить человека в животное.

Мартину не нравится выспренность литературы, которая правит балом в его время. В отличие от большинства писателей, он знает правду жизни, но, в конце концов, материальная зависимость буквально заставляет его подлаживаться под низкие литературные вкусы окружающей его среды. Душа начинающего писателя деформируется на глазах у читателей под влиянием социальных условий, так, по мнению Лондона, литературная Америка не дает развиться ярким и самобытным литературным талантам, коверкая жизни и души главных героев.

После изнурительной работы в прачечной Мартин с ясностью понимает сущность капиталистического общества со всем ужасом его эксплуатации человека человеком. Эта ситуация заставляет его задуматься и о своей судьбе. Подобный труд высасывает из человека энергию, отнимая способность ясно мыслить.

Когда он проходит путь от чернорабочего до известного писателя, то понимает истинную ценность власть имущих. Перед ним оказываются духовно нищие люди, а все их фразы о свободе, равенстве и братстве - пустые слова, которые ничего не стоят.

Добившись популярности, Мартин прекращает писать, так как приобретает непреодолимое отвращение к творчеству, литература становится для него противна, он ее бросает. В нем погибает художник, который был обманут в своих самых лучших надеждах, умирает Мартин и физически, попросту лишившись вкуса к жизни.

При этом он не забывает о людях, окружавших его, пока он был беден. Он деньгами помогает многодетной португалке, у которой когда-то снимал комнату, сестре, старому товарищу Джо.

Интересно, что сам Лондон, выбирая название для своего романа, склонялся к варианту "Успех", чтобы иронически еще раз подчеркнуть крушение всех иллюзий, которые владели героем, однако издатели остановились на более нейтральном варианте, под которым книга и появилась в печати. Еще одной версией названия романа была "Звездная пыль".

Проблематика

Проблема неразделенной любви

По моему мнению, тема любви в литературе всегда актуальна. Ведь любовь - это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось ещё с античных времён. Любовь одинакова всегда, будь это любовь юношеская или более зрелая. Любовь не стареет.

Она пела, прижавшись к нему, и ее руки были в его руках, и каждый из них в этот миг держал в своей руке сердце другого.

Боюсь, ты не уловила мою мысль, - мягко сказал Мартин. - Я о чем говорю: если ты меня любишь, как же это получилось, что теперь ты любишь меня гораздо сильнее, чем прежде, когда твоей любви хватило лишь на то, чтобы мне отказать?

В любви человеческий организм достигает высшей цели своего существования, в любви не должно сомневаться, ее надо принимать от жизни как величайшую награду.

Играя в незнакомую игру, не делай первого хода.

Проблема «пустого» высшего класса общества.

По ходу всего действия романа, общество идет в противопоставление главного героя. Эта серая масса людей презирает и смеется над главным героем, унижая его и оскорбляя. Джек Лондон показывает самые страшные стороны общества. Говорит нам о том, что даже самый светлый и чистый человек может оказаться под влияние общества не таким уж и чистым, о чем свидетельствует нам героиня Руфь.

Я просто сохраняю за собой право иметь собственное мнение. Я высказал вам только что свои взгляды, чтобы объяснить, почему медвежьи прыжки мадам Тетралани портят мне удовольствие, получаемое от оркестра. Быть может, музыкальные критики всего мира и правы, но я хочу оставаться самим собой и не желаю подчинять своих вкусов даже единодушному приговору всего человечества. Если я не люблю чего-то, то не люблю, вот и все. И под солнцем не существует силы или разумного основания, которые заставили бы меня обезьянничать и любить что-нибудь только потому, что большинство подобных мне существ любит это. Или, по крайней мере, делает вид, что любит.

Боюсь, Мартин Иден никогда не научится зарабатывать деньги. А для счастья деньги необходимы, так устроен наш мир… не миллионные состояния нужны, нет, но достаточные средства, чтобы жить прилично и с комфортом.

И постоянно глядя друг на друга, подражая друг другу, эти жалкие существа готовы стереть свои индивидуальные особенности, отказаться от живой жизни, чтоб только не нарушить нелепых правил, у которых они с детства в плену.

Проблема возможности образования рабочего класса.

Проблема образования рабочего класса показана в романе «Мартин Иден» очень остро. Это одна из главных проблем, на мой взгляд. Есть рабочие, которые не могу себе позволить даже купить книгу, потому что это очень дорого, а есть буржуазия - люди, которые могут себе позволить обучение и делают это не из своих побуждений и стремлений, а только чтобы соответствовать своему статусу в своей обществе.

Ограниченные умы видят ограниченность только в других.

То была извечная трагедия - когда ограниченность стремится наставлять на путь истинный ум широкий и чуждый предубеждений.

Мартину редко приходилось думать. Обитель мысли была заперта, окна заколочены, а сам он был лишь призрачным стражем у ворот этой обители. Да, он стал призраком. Джо был прав. Они оба были призраками в царстве нескончаемого труда.

Проблема отсутствия человеческого стремления.

«Стремясь к успеху, надо стремиться и к совершенству.», но матросы даже не позволяют себе представить нечто другое, о чем они могу мечтать, кроме заработка на своей работе. Но ведь есть один человек - Марти Иден, который это переборол из любовь к прекрасному начал учиться и зарабатывать деньги не на кабаки и женщин, а для образование. Но он почему-то не подал урок своим друзьям и знакомым по работе. Они так и остались, они так и продолжили верить только в то, чем они привыкли жить.

Что мне не нравится, то мне не нравится, и с какой стати я должен делать вид, что мне это понравилось!

Радость не в том, что твоя работа пользуется успехом, радость - когда работаешь.

Да откуда она, эта способность, - прервал Мартин. - Девяносто девять процентов редакторов обыкновенные неудачники. Несостоявшиеся писатели. Не думай, будто они предпочли нудную необходимость торчать за редакторским столом, зависеть от тиража и коммерческого директора радости творить. Они пробовали писать - и не сумели. И получается дьявольская нелепость. Каждую дверь в литературе охраняют сторожевые псы - несостоявшиеся писатели.

Проблема того, что не каждый человек готов помочь другому.

По моему мнению, эта проблема актуальна во все времена. Хоть проблема гуманизма и не прослеживается ясно, как проблема любви, все же она здесь есть. Гуманизм, ставит вопрос об истинном благородстве человека, то судя по произведению, обладает совсем малая часть, в этом случае - только Мартин Иден.

Время - лучшее лекарство от детских болезней. - Он повернулся к Морзу. - Я полагаю, споры в таких случаях бесполезны. Пациент только становится еще упрямее, отстаивая свою точку зрения.

Это верно, - с важностью согласился мистер Морз. - Но больного иной раз следует предостеречь, что недуг серьезен.

Каждый поступает как умеет, большего не дано.

Тот шагает быстрей, кто шагает один.

Проблема нежелания социума самосовершенствования.

Для многих людей самосовершенствование стоит на высшем месте, как и для Мартина Идена. Но вот по ходу всего романа он один такой, другие люди не имеют такого стремления, они остаются на своем уровне, что их и устраивает.

Сдается мне, знания - они вроде штурманской рубки. Как приду в библиотеку, всегда про это думаю. Дело учителей по порядку растолковать ученикам всё, что есть в рубке. Учителя - проводники по штурманской рубке, вот и всё. Ничего нового они тут не выдумывают. Не они всё это сработали, не они создали. В рубке есть карты, компас, всё, что надо, а учительское дело всё новичкам показать, чтоб не заблудились.

А я вам говорю, - перебил он, - что по крайней мере девяносто девять процентов редакторов - это просто неудачники. Это неудавшиеся писатели. Не думайте, что им приятнее тянуль лямку в редакции и сознавать свою рабскую зависимость от распространения журнала и от оборотливости издателя, чем предаваться радостям творчества. Они пробовали писать, но потерпели неудачу. И вот тут-то и получается нелепейший парадокс. Все двери к литературному успеху охраняются этими сторожевыми собаками, литературными неудачниками. Редакторы, их помощники, рецензенты, вообще все те, кто читает рукописи, - это все люди, которые некогда хотели стать писателями, но не смогли. И вот они-то, последние, казалось бы, кто имеет право на это, являются вершителями литературных судеб и решают, что нужно и что не нужно печатать. Они, заурядные и бесталанные, судят об оригинальности и таланте. А за ними следуют критики, обычно такие же неудачники. Не говорите мне, что они никогда не мечтали и не пробовали писать стихи или прозу, -- пробовали, только у них ни черта не вышло.

Но если вы потерпите неудачу? Вы должны подумать обо мне, Мартин!

Если я потерплю неудачу? - Он поглядел на нее с минуту, словно она сказала нечто немыслимое. Затем глаза его лукаво блеснули. - Тогда я стану редактором, и вы будете редакторской женой.

Философские вопросы всегда были пищей для ума человечества. Люди издавна пытались объяснить, что такое жизнь, для чего человек живет, как постичь бесконечное счастье или как объяснить непонятное чувство любви. Об этих вопросах спорили, говорили, писали, но так и не пришли к общему мнению.

Одним из самых обсуждаемых вопросов философии и всего человечества является вопрос смысла жизни, так как он затрагивает проблему конечной цели существования, формирования человека как биологического вида, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Эту тему в своих произведениях поднимали все ученые и философы (Сократ, Аристотель, Эпикур, киники, Артур Шопенгауэр, Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Эрих Фромм, Фридрих Ницше и другие).

Само понятие «смысл жизни» появилось в 19 веке, до этого рассматривали понятие высшего блага .

Данная проблема также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и достигнутых результатов, как понимание человеком ее содержания и направленности, а также как осознание своего места в мире и влияние на окружающую действительность. Отсюда возникают вечные вопросы, на которые человечество пытается найти ответы: «Что такое жизнь?», «В чем состоят жизненные ценности?», «Что является целью жизни?», «Для чего я живу?», «Зачем мне жить?». Но так как однозначного ответа на эти вопросы никто так и не дал, каждый человек, анализируя свою жизнь, отвечает на них согласно своему жизненному опыту .

Представление о смысле жизни зависит от конкретной жизненной ситуации, деятельности людей, от их социального положения, от содержания решаемых ими проблем, образа жизни, миропонимания, определенной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной обстановке, смыслом жизни станет мирное существование .

О смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём» .

Тема смысла жизни не обошла и произведения многих писателей. Среди них работы Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание»), М.Ю. Лермонтова («Герой нашего времени»), И.С. Тургенева («Отцы и дети»), И.А. Гончарова («Обломов»), Э.М. Ремарка («Ночь в Лиссабоне»), Э.Хемингуэя («Прощай оружие») и многие другие. Однако до сих пор философская проблема смысла жизни остается дискуссионной.

Не обошел стороной эти вопросы и Джек Лондон: в таких романах как «Любовь к жизни» и «Белое безмолвие» главной темой является человек и его предназначение. Но, пожалуй, самым ярким романом остается биографическая работа Джека Лондона «Мартин Иден», где автор от имени героя рассуждает о смысле жизни.

Объектом исследования послужило произведение Джека Лондона «Мартин Иден» (перевод Е.Д. Калашниковой).

Предметом исследования являются цитаты из романа, характеризующие философские воззрения героев на их предназначение в жизни.

Философский вопрос смысла жизни – один из самых нерешенных философских проблем, который зависят от жизненных обстоятельств и является непостоянным. Вот и на протяжении всего романа Джека Лондона это понятие у главного героя претерпевали некие изменения. И эти изменения условно можно разделить на три этапа: простое бессмысленное существование моряка, осознанное целенаправленное бытие «студента» и бесцельное скитание знаменитого писателя.

Жизненный путь Мартина берет начало с подмосток корабля, где он, будучи обыкновенным моряком, жил в свое удовольствие, не задумываясь о будущем, проводя время в пивнушках и тратя заработанные в продолжительных путешествиях деньги на девушек. Цель его жизни – получение удовольствий. Он не знал ничего другого и все, что с ним происходило, было его привычным укладом, настоящей жизнью Мартина Идена:

…неуклюжего юноши с израненными руками и красной полоской на непривычной воротничку шее, – юноше, носившему на себе явный и неприглядный отпечаток грубой жизни среди грубых людей .

Но, однажды, посетив дом семьи Морзов, увидев жизнь другого круга людей и познакомившись с Руфью, Мартин утратил свой жизненный покой:

Он забыл все окружающее и жадными глазами впился в девушку. Да, вот это – то, для чего стоит жить, чего стоит добиваться, из-за чего стоит бороться и ради чего стоит умереть. Книги говорили правду. Бывают на свете такие женщины. Вот одна из них. Она окрылила его воображение, и огромные яркие полотна возникали перед ним, и на них роились таинственные, романтические образы, сцены любви и героических подвигов во имя женщины… .

Мартин знал, что между ними лежит пропасть в виде социального статуса, уровня образования и разного материального состояния, но это его совсем не смутило, так как он уже принял решение, во что бы то ни стало принадлежать к обществу этих людей:

И его вдруг охватило честолюбивое желание приобщиться к этой вечной жизни . Мартин порвал со своей прежней жизнью и занялся самообразованием:

Читал он столько, что обыкновенные человеческие глаза давно бы не выдержали такой нагрузки» , Мартин Иден все учил грамматику, штудировал руководство по хорошему тону и пожирал каждую книгу, которая увлекала его воображение .

Руфь всецело поглотила его и ее любовь стала смыслом его жизни:

Он изнывал от желания увидеть вновь девушку, чьи нежные руки с неожиданной цепкостью захватили всю его жизнь .

Все его время занимали книги и встречи с Руфь, она увлекала его, питала его ум новыми идеями и открытиями. Он уже не мог вернуться к прежней жизни и на смену матросского дела он решил попробовать себя в качестве писателя:

Писать! Это мысль жгла его как огонь .

Здесь можно увидеть, что философские проблемы смысла, жизни, любви и счастья тесно переплетаются друг с другом и имеют одну цель – Руфь. Смысл жизни для Мартина – быть рядом с Руфь, счастье для Мартина – любовь Руфь, любовь Мартина – сама Руфь.

Попытки Мартина писать долго не приносили ему нужного результата:

День за днем продолжал он все же упорно работать, и день за днем почтальон приносил ему отвергнутые рукописи .

Но мечта не оставляла его, а цель была еще не достигнута. Много лишений пришлось пережить Мартину для своей цели:

Однажды случилось так, что у него почти двое суток не было куска во рту» .

Прежде чем фортуна повернулась к нему лицом, и он получил первые деньги за свои рассказы, на которые покрыл свои долги. С тех пор удача была на стороне Мартина Идена, и он стал постепенно входить в, когда-то покорившее его высшее общество, общаться с деятелями искусства, науки и политики. Он начал бывать на приемах, выставках, светских раутах; интересоваться мнениями этих людей по тем или иным вопросам. Цели были достигнуты: Руфь любила Мартина и мечтала о совместной жизни с ним; Мартин принадлежал к высшему обществу, в котором всегда хотел быть, но это не удовлетворяло его, что-то было утрачено, и между ним и окружавшим его обществом была необъяснимая пустота:

« – Эта общественная деятельница – просто попугай, болтающий о социальных проблемах. Готов поклясться, что, если б выпотрошить ее мозг, в нем не нашлось бы ни одной самостоятельной идеи» .

«Ах, эти буржуа! Когда я был беден, я не смел даже приблизиться к его сестре. А когда у меня завелся текущий счет в банке, он сам приводит ее ко мне» .

Но более всего беспокоило Мартина то, что Руфь тоже была такой же, как и они:

Настоящую Руфь, буржуазную девушку с буржуазной психологией и ограниченным буржуазным кругозором, он не любил никогда .

Мартин был потерян как личность: вместе с Руфь он потерял смысл жизни, любовь и счастье. Он не хотел более принадлежать к обществу этих людей, и, не находя выхода из этой ситуации, он решает покончить жизнь самоубийством.

Руфь была для Мартина путеводной звездой, она направляла его, учила, помогала, но научившись всему, Мартин обрел самостоятельность в решениях, действиях и мыслях. Он вырос как личность и уже мог легко отстаивать свою точку зрения и поспорить с любым авторитетным деятелем. В отличие от Мартина Руфь принимала то, что ей навязывало общество, она не развивалась и имела общепринятое мнение касательно всех вопросов. Мартин так и не смог это принять.

Таким образом, затронутые в романе философские проблемы смысла жизни рассматривается тремя этапами жизни Мартина Идена: от полного безучастия, через призму отношения Мартина к Руфи и через разочарование. Но каждый этап ознаменован новым опытом, открытием или знакомством. Возможно, это и будет являться смыслом жизни Мартина Идена.

Список литературы

1. Лондон Дж. Мартин Иден: пер. с англ. Калашниковой Е.Д. [Текст] / Дж. Лондон // Школьная библиотека. – М.: Просвещение, 1986. – 303 с.

2. Введенский А.Н. Условия допустимости веры в смысл жизни // Смысл жизни: Антология. – М., 1994. – 256.

3. Гумницкий Г.Н. Смысл жизни, счастье, мораль. – М., 1981. – 216

4. Демидов А.Б Феномены человеческого бытия. – Минск: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999. – 321

5. Лондон Дж. Мартин Иден: послесловие Иванько С.С. [Текст] / С.С. Иванько // Школьная библиотека. – М.: Просвещение, 1986. – 286 – 299с.

6. Розанов В.В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни: Антология. М., 1994 – 321.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. – 212.

8. Хомич И.И. Человек - живая система. – Минск, 1989. – 187.

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверзтую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.

М. Цветаева

Роман Джека Лондона «Мартин Иден» во многом авто-биографичен, это своеобразная исповедь писателя и попытка предсказать свое будущее через судьбу вымышленного пер-сонажа.

В романе нам раскрывается трагедия человека, вышед-шего из низов и сумевшего занять свое место в обществе высшего света, но при этом осознавшего, что достиг он совсем не того, к чему стремился изначально, словно жизнь посмеялась над дерзостью бросившего ей смелый вызов юноши...

В образе Мартина Идена перед нами предстает человек, выросший в бедности, среди людей, находящихся в самом низу общественной лестницы, в полной мере усвоивший жестокие животные законы, царящие в этом мире: выжи-вает сильнейший, он же получает самое лучшее — еду, женщин, власть. Не желая мириться со своим положением, Мартин страстно стремится выбраться «наверх», и в этом проявляются не столько материальные интересы и честолюбие молодого человека, сколько его стремление к знаниям, культуре, мечта о красоте и чистоте отношений между людьми.

Случай сводит Мартина с семьей банкира Морза, и он влюбляется в дочь Морза — Руфь. Эта девушка, воспитан-ная в совершенно другом, чем Иден, мире, довольно зауряд-ная и посредственная, кажется Мартину олицетворением чистоты и одухотворенности. Стремясь завоевать ее лю-бовь, оказаться достойным ее, юноша с энтузиазмом и бес-конечным упорством устремляется на завоевание своего места под ярким солнцем высшего света.

В радужных тонах представляя себе будущее своей меч-ты, Мартин много читает, занимается самообразованием. Он твердо решил стать писателем и достичь известности, чтобы оказаться на равных рядом с Морзами и им подоб-ными. Иден много и кропотливо работает, но его стремле-ние к писательству воспринимается высшим светом с иро-нией, как ребячество, хотя они и с уважением относятся к желанию Мартина выдвинуться, занять более высокое со-циальное положение.

Для того чтобы добиться цели, Мартин готов на лише-ния и потери. Он пишет рассказы, стихи, повести, однако рукописи неизменно возвращаются из различных изда-тельств и редакций, куда он их рассылает. Но даже терпя отчаянную нужду, юноша не сдается, потому что сравнение его произведений с напечатанными в газетах и журналах говорит явно в его пользу. В глазах Идена журнальное сочинительство фальшиво, пресно, мелочно, ограниченно, а для прямого и честного молодого человека сделка с совес-тью невозможна. Избегая литературных штампов, не же-лая никому подражать, Мартин добивается признания своей исключительности, индивидуальности.

Постепенно перед главным героем романа раскрывает-ся истинная сущность высшего света, механизмы, движу-щие миром, куда он так стремился. Мартин постоянно стал-кивается с мелочностью, скудостью духовных интересов, и торгашеский дух, который Иден распознал за внешним лоском и утонченностью «столпов общества», стал ему от-вратителен. Материал с сайта

Внезапный и ошеломительный успех приходит уже не к восторженному юноше, а к человеку, утратившему все иллюзии. С успехом, который, как теперь ясно понимает Мартин, явился следствием не столько его таланта и ог-ромного труда, сколько игрой случая, приходит разочаро-вание. В мире, который раньше представлялся Идену иде-альным, власть отдана деньгам и славе, здесь покупается даже любовь. Однако деньги никогда не были приорите-том в системе ценностей Мартина. Его трагедия в том, что ему некуда стремиться, а вернуться назад он уже не может и не хочет. Получается, что весь этот огромный и слож-ный путь, который он проделал, был пройден зря.

Одинокий и никому не нужный, Мартин Иден теряет смысл жизни. И он выбирает единственно возможный, как ему кажется, способ разрубить этот гордиев узел — уйти из жизни, так жестоко посмеявшейся над его мечтами и надеждами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • тест мартин иден
  • мартин иден анализ
  • анализ Мартин Иден
  • д. лондон " мартин иден"
  • мартин иден краткий анализ


Рассказать друзьям