Материал для струн гитары. Как выбрать нейлоновые струны? Типичные размеры струн

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Струны для акустической или классической гитары существенно влияют на ее звучание, поэтому из широчайшего ассортимента представленных на рынке струн стоит выбирать именно те, которые идеально подходят Вам и вашему инструменту. Это руководство поможет Вам выбрать правильные струны, которые наиболее соответствуют вашей гитаре и стилю игры.

Струны для акустической гитары

Поскольку никаких звуковых эффектов или усиления в акустической гитаре нет, струны имеют ключевое значение для ее звучания. Таким образом, материал и калибр акустических струн должны быть тщательно продуманы, также важным фактором является тип обмотки.

Акустическая или классическая гитара

Первое, что определяет выбор струн - это тип инструмента - классика или вестерн гитара (ее чаще всего называют акустической). В большинстве случаев их струны не взаимозаменяемые. Использование металлических струн на гитаре, рассчитанной на использование нейлоновых струн, может серьезно повредить инструмент. Конструкция грифа классической гитары не рассчитана на давление от натяжения металлических струн. Использование неправильных струн также может повредить бридж и порожки.


Калибр струн

Прежде чем мы углубимся в конкретные характеристики различных типов гитарных струн, давайте рассмотрим такое понятие как калибр струн, так как оно применимо к ним обоим. Струны бывают различной толщины или калибра. Калибр обозначается в тысячных долях дюйма. Самые тонкие струны для акустики обычно имеют калибр 0.010, а самые толстые - 0.059. Калибр струн очень влияет на их играбельность и звучание.

Обратите внимание, что струны для классической гитары также различаются по натяжению. Ниже мы обсудим влияние натяжение на звучание и играбельность струн для классики.

Более тонкие струны (с меньшим калибром):

  • - легче зажимать струны и играть переборами;
  • - быстрее рвутся;
  • - их звучание менее глубокое и долгое;
  • - способны вызывать жужжание ладов, особенно на гитарах с маленьким расстоянием между грифом и струнами;
  • - оказывают меньшее давление на гриф гитары и более безопасны для старых инструментов

Более толстые струны (с большим калибром):

  • - требуют больших усилий, чтобы зажимать струны и брать аккорды;
  • - звучание глубокое и долгое;
  • - вызывают большее давление на гриф.

Обозначение калибра на наборах струн для акустической гитары

Большинство производителей маркируют калибр набора струн надписями на упаковке типа “extra light” или “heavy”. Хотя у различных производителей калибр струн одинаковой маркировки может незначительно отличаться, ниже приведены стандартные калибры струн для акустической гитары:

extra light

custom light

Выбор калибра струн для акустической гитары

При решении вопроса, какой калибр струн выбрать, необходимо учитывать следующие факторы:

Тип корпуса : общее правило заключается в том, что на гитары с меньшей декой, то есть с меньшей резонацией, лучше ставить струны меньшего калибра, на гитары с большей декой - более толстые струны. Так, большие дредноуты (вестерн-дредноут) или джамбо, как правило, звучат лучше со струнами среднего (medium) калибра: благодаря большой деке звук хорошо резонирует и получается сбалансировано глубоким и громким. Фолк и гранд-аудиториум гитары будут звучать лучше с более тонкими струнами.

Стиль игры : играть переборами гораздо легче на струнах с меньшим калибром. Если Вы предпочитаете бой, лучше выбрать струны среднего калибра, хотя для не огрубевших пальцев новичков они могут показаться жесткими. Если в игре вы совмещаете и перебор и бой, струны с калибром light-medium могут быть неплохим вариантом. Такие наборы состоят из более тонких трех нижних струн и более толстых трех верхних.

Желаемый тон : как Вы, наверное, уже догадались, струны с большим калибром дают глубокое низкое звучание с ярко выраженными басами. С другой стороны, более тонкие струны дают яркое и звонкое звучание высоким нотам, делая очень эффектными переборы.

Состояние и возраст инструмента : старинные гитары часто хрупкие и большое натяжение толстых струн может привести к изменению наклона грифа и порче бриджа. Если Вы не уверены, насколько большой калибр безопасен для вашей гитары, обратитесь к производителю или мастеру.

Материалы струн для акустической гитары

Ниже приведены особенности звучания струн с различными материалами обмотки их басов.

Бронза : струны имеют четкое, звонкое и яркое звучание, которое, к сожалению, достаточно быстро тухнет из-за склонности бронзы к окислению.

Фосфорная бронза : звучание более низкое и теплое, но еще довольно звонкое, фосфор в сплаве увеличивает срок службы.

Алюминиевая бронза : звучание более чистое, чем у фосфорной бронзы, с выраженными басами и звонкими верхами

Медь : струны имеют яркое, звонкое, металлическое звучание, но очень быстро пачкаются и окисляются.

С полимерным покрытием : менее звучные и яркие, чем эквивалентные струны без покрытия, звук теплый и глубокий; устойчивы к коррозии.

С шелковой обмоткой (Silk and Steel): стальной сердечник с шелковой, нейлоновой или медной обмоткой нижних струн, что дает их более мягкими на ощупь и по звучанию. Такие струны пользуются популярностью у фолк-исполнителей и для фингерстайла.

Чем особенны струны для электроакустик

Большинство электроакустик оснащены расположенным внутри деки пьезоэлектрическим звукоснимателем (или попросту микрофоном), который преобразует звуковые колебания струн и деки в электрический сигнал при помощи встроенного преампа. Так как на пьезоэлектрические звукосниматели никак не влияют магнитные свойства материалов струн, обычные струны для акустики или классической гитары прекрасно подойдут для электроакустической гитары.

Если электроакустика оснащена электромагнитным звукоснимателем, следует при выборе струн ориентироваться на рекомендации производителя гитары или звукоснимателя.

Нейлоновые струны

Характеристики нейлоновых струн

Нейлоновые струны используются как правило для исполнения классической музыки, фламенко, босса-нова и народной музыки. Тем не менее, их мягкое, сочное звучание с превосходной чувствительностью к силе нажатия используется гитаристами других стилей, например, джаз или кантри.

Некоторые новички выбирают нейлоновые струны из-за убеждения, что они меньше режут пальцы. Это убеждение верно, так как нейлон более мягкий материал и натяжение нейлоновых струн слабее металлических. Однако, все начинающие должны пройти этап огрубения кончиков пальцев и при правильной настройки гитары он проходит быстро. Нейлоновые струны должны выбираться не из-за первоначальной легкости игры, а за их звучание.

Поскольку нейлоновые струны имеют тенденцию растягиваться больше, чем металлические, они требуют более частой настройки, особенно если набор новый. Они также более чувствительны к перепадам температуры и влажности.

Натяжение нейлоновых струн

Помимо калибра, на упаковке нейлоновых струн производители указывают натяжение набора. К сожалению, нет единой шкалы для его определения поэтому, чтобы найти струны с идеальным для Вас натяжением, нужно поменять несколько брендов. Выбор осложняется тем, что существуют наборы, в которых струны имеют разное натяжение, в то время как на упаковке указано только одно значение. Ниже представлены наиболее распространенные обозначения натяжения и их звуковые особенности.

Низкое натяжение (Low Tension также Moderate или Light Tension)

  • - легче перебирать струны, особенно на инструментах с большим расстоянием между струнами и грифом;
  • - звук менее звонкий и сочный;
  • - звучание мягкое, без выраженной интонации;
  • - больше подходит для техники легато;
  • - склонны к жужжанию ладов.

Среднее натяжение (Normal Tension/Medium Tension)

  • - обычно является золотой серединой между характеристиками низкого и высокого натяжения.

Высокое натяжение (High/Hard/Strong Tension)

  • - требуется больше усилий для зажатия струн, особенно на инструментах с большим расстоянием между грифом и струнами;
  • - звучание более звонкое и яркое;
  • - звук выразительный, более отрывистый;
  • - больше подходит для ритмичных переборов;
  • - может вызвать повреждения грифа, бриджа и колков на хрупких инструментах.

Некоторые производители выпускают струны со сверхнизким натяжением (Extra-light tension) и экстра жесткие (Extra-hard tension), также есть наборы с маркировкой полутвердые (Medium-hard tension). Чтобы выбрать натяжение струн, которое максимально подходит вашему стилю игры, мы советуем в первую очередь определиться с производителем и материалом обмотки басов. После этого, попробуйте наборы с разным натяжением в выбранной линейке.

Для уменьшения давления на инструмент при использовании струн с большим натяжением рекомендуется ослаблять их после игры, хранить в несколько спущенном состоянии и настраивать непосредственно перед игрой.

Материал нейлоновых струн

В первую очередь само определение “нейлоновые струны” несколько ошибочно. Существуют несколько материалов, из которых производятся струны, которые правильнее будет назвать “струны для классической гитары”. Строение и материалы дискантов и басовых струн в одном наборе также отличаются.

До 1940-ых годов струны для классической гитары изготавливались из кишок коров и овец. Дисканты были сделаны их простой кишки, а басовые струны - из шелковой нити с обмоткой из кишки.

Дисканты современных струн для классической гитары производят из нейлона, фторкарбона или других синтетических нитей, басы представляют собой сердечник из витой нейлоновой нити с обмоткой из различных материалов.

Материалы дискантов струн для классической гитары и их звуковые характеристики

Прозрачный нейлон (Clear Nylon) : наиболее распространенные струны, представляют собой прозрачную нейлоновую леску, отлитую в нужном калибре, имеют звонкое и яркое звучание. Струны гладкие на ощупь.

Калиброванный нейлон (Rectified Nylon) : также представляют собой нейлоновую леску нужного калибра, которую затем обрабатывают лазером, чтобы добиться максимально точного соблюдения заданного диаметра по всей длине струны. Имеют более теплое, бархатное звучание. Матовые и шероховатые на ощупь.

Черный нейлон : помимо внешнего вида отличается мягким и чистым звучанием с преобладанием высоких нот.

Нейлон с добавлением титана : гладкие на ощупь с более ярким звучанием чем у обыкновенных нейлоновых струн. Их часто ставят на гитары с низким звучанием.

Комбинированные : сплетенные из нескольких нитей, имеют яркое, громкое звучание. Струны такого строения часто используют в качестве G-струны, как переход между дискантами и басовыми струнами.

Материалы обмотки басовых струн для классической гитары

Басовые струны для классики представляют собой сердечник из витой нейлоновой нити с обмоткой из различных металлов. Наиболее распространенные представлены ниже.

80/20 бронза : сплав содержит 80% меди и 20% цинка. Звучание струн звонкое и яркое.

Посеребренная медь : серебряное покрытие делает струны гладкими на ощупь, медь дает теплое звучание. Некоторые производители маркируют такую обмотку “silver”.

Круглая обмотка (Roundwound) басов является наиболее распространенной для классики. Некоторые производители шлифуют поверхность обмотки Roundwound, выравнивая их поверхность, что делает струны гладкими на ощупь и уменьшает шум от пальцев.

Большинство струн для классической гитары имеют прямые концы (tie-ends), которыми они привязываются к бриджу.

Признаки что струны пора менять

  • - гитара все чаще не держит строй, а настроить ее становится все сложнее;
  • - на струнах появилась ржавчина или они поменяли цвет;
  • - в местах крепления к бриджу обмотка расслоилась и видно основание басовых струн;
  • - звучание струн плоское и глухое;
  • - Вы не помните, когда в последний раз меняли струны.

Как часто нужно менять струны

На этот вопрос нет единого ответа, но ниже приведены причины сокращения срока службы струн:

  • - Вы играете в жарком помещении, потеете при игре;
  • - Вы играете агрессивно с громким боем;
  • - Вы играете часто;
  • - Вы часто меняете строй гитары;
  • - Вы курите или играете в задымленных помещениях.
  • - Имейте под рукой чистую тряпочку, чтобы протирать струны после игры.
  • - Мойте руки перед игрой.
  • - Приобретите stringwinder, они недорогие и намного ускорят процесс замены струн.
  • - Запишите на упаковке струн дату их замены, положите упаковку в чехол для гитары, так Вы сможете сравнивать какие струны служат Вам дольше.
  • - Закупка струн большими партиями может выйти дешевле, особенно если Вы используете тонкие струны, которые легко порвать.
  • - Обращайте внимание на упаковку: лучше выбирать полиэтилен - он защитит струны от коррозии при хранении.
  • - Держите в чехле для гитары запасной набор или одиночные первые, самые тонкие струны, они пригодятся при экстренной замене струн.

Струны на акустической или классической гитаре обладают огромным влиянием на её звук и играбельность. Если вы просматривали ассортимент каких-либо интернет магазинов, то вы наверняка видели, что они предлагают огромное разнообразие струн. Какие струны выбрать? На что обращать внимание? От чего зависит цена? На все эти и другие вопросы должна ответить данная статья.

Струны акустической гитары

Из-за того, что типичная акустическая гитара не имеет звукоснимателей и не подключается к усилителю, её струны играют весьма фундаментальную роль в том, как она звучит. Поэтому, структуру струн и их толщину мы должны тщательно рассмотреть.

Акустическая гитара и классическая: в чём различие?

Первое и наиболее существенное отличие между акустикой и классикой заключается в том, что на классическую гитару ставятся нейлоновые струны, в то время как на акустическую — металлические. В большинстве случаев металлические и нейлоновые струны не являются взаимозаменяемыми, так как предназначены для конкретного музыкального стиля. Например металлические струны предназначены для рока, блюза, кантри, в то время как нейлоновые для классики, фламенко и фолка. Если вы будите использовать металлические струны на гитаре, которая была сконструирована для нейлоновых струн, то знайте, что этим самым вы можете нанести серьёзный ущерб вашему инструменту. Гриф и корпус классической гитары попросту не предназначен для такого большого натяжения, которое создают металлические струны. При использовании неподходящих струн так же можно нанести вред как ладам, так и бриджу вашего инструмента.

Всё о толщине гитарных струн

Перед тем, как мы перейдём в характеристики различных типов струн для акустики и классики, давайте поговорим о толщине струн, так как она относится к обоим типам. Струны изготавливаются в диапазоне от самых тонких и до самых толстых. Обычно толщина измеряется в тысячных дюйма. Наиболее тонкие струны обычно имеют размер.010 дюйма (или просто «десятка»), самые толстые обычно.059 дюйма. Толщина струн очень сильно влияет на звук инструмента.
Тонкие струны:

  • Обычно на них легче играть
  • Позволяют с меньшими усилиями играть бенды
  • Звучат тише и производят меньший сустейн
  • Склонны ударяться о лады, что даёт очень неприятный звук
  • Оказывают наименьшее натяжение на гриф, что что является безопасным выборам для раритетных гитар

Толстые струны:

  • На них обычно сложней гирать
  • Требуют больших усилий при зажатии струны и игре бендов
  • Звучат громче и генерируют больший сустейн (по сравнению с тонкими струнами)
  • Оказывают большее натяжение на гриф

Обозначение толщины струн

Большинство производителей струн определяют их толщину по типу «супер тонкие» или «тослые». В то время как более точные размеры могут меняться среди производителей, я хочу привести вам наиболее типичные используемые размеры.

Типичные размеры струн

  • Невероятно супер тонкие: .010 .014 .023 .030 .039 .047
  • Супер тонкие: .011 .015 .023 .032 .042 .052
  • Тонкие: .012 .016 .025 .032 .042 .054
  • Средние: .013 .017 .026 .035 .045 .056
  • Толстые: 014 .018 .027 .039 .049 .059

Металлические струны для акустической гитары

Толщина металлических струн

Давайте рассмотрим следующие факторы для того, чтобы решить какую толщину струн использовать:

Стиль игры: Для примера возьмём игру пальцами. Игра пальцами требует больших усилий при звукоизвлечении, поэтому гораздо разумней будет использовать тонкие струны. Если вы хотите играть только медиатором, то толстые струны будут гораздо лучше звучать, чем тонкие. Окей, но что если вы хотите играть и медиатором и пальцами? (ведь большинство гитаристов так и поступают). Ваш выбор следует направить в сторону струн средней толщины, так как они будут являться золотой серединой между лёгкостью при игре и звуком. Если говорить простыми словами, то я скажу следующим образом: если вы начинающий гитарист, то отдайте своё предпочтение тонким струнам. На них вам будет проще научится играть и постепенно вы сможете переходить на более толстые варианты. В конечном итоге вы сможете полностью перейти на толстые и получить от них максимум преимуществ.

Желаемый звук: Как вы уже наверное догадались, толстые струны подчёркивают басовый регистр инструмента и создают более глубокие, сильные тона. С другой стороны, на тонких струнах будут выделяться высокочастотные ноты, что будет давать более резкий, как бы хрустящий звук.

Возраст инструмента и состояние: Раритетные гитары часто довольно хрупкие, потому более толстые струны могут попросту повести гриф, что повлечёт за собой проблемы со строем. Поэтому, если вы обладаете старым инструментом, то не рискуйте и используйте струны меньшей толщины.

Материалы используемые при изготовлении металлических струн

Бронза: Имеет чистые, звонкие и яркие тона, но очень сильно подвержены износу из-за склонности к окислению.

Фосфорная бронза: Имеет более тёплый и в то же время мрачный тон. Добавление фосфора в сплав значительно продлевает жизнь струнам.

Алюминиевая бронза: Производит резко выраженный бас и чёткие верха, по сравнению с фосфорной бронзой.

Медь: Имеет яркий, звонкий металлический тон.

С полимерным покрытием: Струны с полимерным покрытием имеют меньший сустейн и яркость, чем струны без покрытия. Значительным плюсом является тот факт, что струны с покрытием имеют антикоррозийные свойства, что значительно продлевает им жизнь.

Джон ЛееВон из D’Addario Strings показывает как правильно поменять струны на акустической гитаре.

Электроакустическая гитара: нужны ли мне другие струны?

Большинство электроакустических гитар, в том числе и модели с нейлоновыми струнами оборудованы пьезодатчиками, которые позволяют преобразовывать вибрации струны в электрический сигнал при помощи встроенного предусилителя. Данный тип звукоснимателей не использует магниты (как в большинстве электрогитар), поэтому материалы из которых изготавливают струны имеют меньшее влияние на звук. Некоторые производители производят струны именно для электроакустических гитар и вы возможно захотите сравнить их звук со стандартными струнами, но мне почему-то кажется что вы не услышите особых различий.

В том случае, если электрогитара оборудована: пьезодатчиком, микрофоном или магнитным звукоснимателем над резонаторным отверстием, то я бы посоветовал вам следовать именно рекомендациям от производителя этого звукоснимателя, чем советам от пользователей.

Нейлоновые струны для классической гитары

Характеристики нейлоновых струн

Как правило нейлоновые струны используются в таких музыкальных жанрах как: классика, фламенко, босанова и фолк. Их мягкий, нежный тон предпочтителен для многих гитаристов включая джаз и катри.

Многие начинающие гитаристы думают, что на нейлоновых струнах легче играть, чем на металлических из-за их мягкого материала и более легкого натяжения струн, что в целом верно. Однако, все начинающие гитаристы в той или иной мере испытывают боль на кончиках пальцев, независимо акустика ли это с металлическими струнами или классика с нейлоновыми. Все эти неудобства пройдут тогда, когда ваш организм к ним приспособиться. Мозоли на кончиках пальцев появляются довольно быстро, примерно в течении месяца-двух и по истечению этого времени, боль в кончиках пальцев перестанет быть такой весомой проблемой. Я крайне вам рекомендую не выбирать гитару с нейлоновыми струнами только потому, что на ней немного легче играть. Этот выбор должен быть сделан только в соответствии с вашими музыкальными предпочтениями, а именно: если вы хотите играть рок, блюз, кантри, то металлические струны ваше всё. Если вы предпочитаете классическую, испанскую музыку, фламенко, фолк, то без нейлоновых струн вам не обойтись.

Так же нейлоновые струны необходимо постоянно подстраивать (гораздо чаще чем металлические), особенно новенькие, только поставленные. Всё это из-за того, что они имеют свойство растягиваться и очень чувствительны к атмосферным воздействиям (изменению влажности и температуры).

Материалы используемые при изготовлении нейлоновых струн

Называть нейлоновые струны нейлоновыми — это немного неправильно. Как будет описано ниже, при изготовлении данного типа струн используют различные материалы, поэтому более правильней будет называть их просто «струны для классической гитары». Вы так же заметите, что принцип изготовления басовых струн немного отличается от остальных.

А теперь немного истории. До 1940 годов, струны для классической гитары изготавливались из кишок коров или овец. Басовые струны (E, A, D) имели сердечник из шёлковой нити, на которую наматывали кишки животных. Остальные, так называемые высокочастотные струны (E, B, G) изготавливались из чистых кишок (без применения других материалов).

Современные производители используют чистый нейлон, фторуглерод или другие синтетические нити для изготовление высокочастотных струн. Басовые струны имеют многожильные, нейлоновые сердечники, по верх которых наматывают различные металлы или нейлоновую обмотку.

Материалы и тональные характеристики высокочастотных струн

Чистый нейлон: Наиболее популярный материал, который изготовляется из чистого моноволокна нейлона. Очень ценится за свой богатый, чёткий тон.

Очищенный нейлон: Так же изготавливается из чистого нейлона, который затем шлифуется, чтобы создать гладкую поверхность по всей длине струны. Он имеет нежный, ровный тон, чем чистый нейлон.

Чёрный нейлон: Изготовлен из другой композиции нейлона. Имеет тёплый, чистый звук с выделяющимися высокочастотными обертонами. Весьма популярен среди фолк исполнителей.

Материалы и тональные характеристики басовых струн

Как было сказано выше, басовые струны имеют многожильные сердечники, которые оборачиваются различные виды металлических обмоток.

Бронза 80/20: Делается из 80% меди и 20% цинка. Этот сплав имеет ярко выраженный блеск и проекцию. Некоторые производители называют такие струны «золотыми».

Посеребренная медь: Очень гладкий на ощупь материал, который производит довольно тёплый тон. Некоторые производители называют такие струны «серебренными».

Какой-то мужик показывает как правильно поменять струны на классической гитаре

Признаки того, что пора менять струны

  1. Настраивать и держать в строю инструмент становится всё сложнее
  2. Вы видите, что на струнах появилась ржавчина
  3. Оплётка басовых струн будто начала «распутываться»
  4. Появляется диссонанс и нестабильность даже по того, как вы настроили инструмент
  5. Вы не можете вспомнить, когда в последний раз меняли струны

Как часто следует менять струны?

К сожалению нет определённого ответа на этот вопрос, но есть некоторые факторы, которые сокращают жизнь вашим струнам:

  • Потливость. Когда вы много играете, ваши пальцы обильно выделяют пот, который попросту разъедает струны.
  • Вы играете весьма агрессивно, т.е. используете множество бендов и жёсткую атаку при игре.
  • Частая игра на инструменте так же износит струны.
  • Вы пользуетесь разными строями гитары и часто перестраиваете инструмент.
  • Держите свои струны в чистоте. После каждой игровой сессии не поленитесь взять сухую, чистую тряпку и попросту протереть их от вашего пота, кусочков кожи с пальцев и грязи. Данная процедура позволит вам значительно продлить жизнь вашим струнам.
  • Мойте руки перед каждой игрой на гитаре, что немного притормозит процесс окисления струн.
  • Вложитесь в приспособление для наматывания струн на колки. Оно поможет вам значительно сократить своё время при замене струн.
  • Покупайте струны по 5-10 комплектов. Так вы сэкономите свои деньги покупая их по оптовой цене.
  • Возможно когда-то на репетиции или выступлении вам понадобиться срочно заменить порванную струну, поэтому держите запасной комплект или отдельные струны в вашем чехле или кейсе.
Рекомендуемый контент:

Уметь играть на гитаре всегда было почетным делом. Даже выучив несколько аккордов, можно уже во дворе или возле костра сыграть простенькие песни для поднятия настроения и боевого духа. Но бывают моменты, когда по неосторожности или от длительной эксплуатации струны на гитаре рвутся. Чтобы не оборвать праздник, нужно всегда с собой иметь запасной комплект струн. Вот тут-то и встает главный вопрос: "А как же выбрать струны для акустической гитары?"

Виды струн

Для акустической гитары есть выбор: установить нейлоновые или металлические струны (на той же электрогитаре возможно установить только металлические). Это два противоположных лагеря. До сих пор ведутся споры, какие струны лучше для акустической гитары. На самом деле все зависит от человека. Струны для акустической гитары звучат по-разному. Именно поэтому их такое огромное количество. Существует очень много различных комплектов, которые отличаются между собой по разным параметрам, влияющим на звук и качество игры. Не стоит забывать, что, помимо других факторов, на игру также влияет сама акустическая гитара. Какие струны лучше всего подойдут новичкам?

Струны для новичков

Первые шаги в освоении гитары всегда трудны. Очень важно, чтобы с самого начала человеку понравилось играть на гитаре, иначе он вскоре бросит это дело. Так как главным элементом гитары являются струны, то и подход к их подбору должен быть на первом месте. Для новичков лучше всего подойдут нейлоновые, так как именно они обладают всеми полезными для них параметрами.

Плюсы и минусы нейлоновых струн

Для новичков лучше всего подойдут нейлоновые струны, так как на синтетике намного проще играть. Металл - значительно более твердый материал, чем синтетика, поэтому зажимать свои первые аккорды на таких струнах труднее. Синтетика, в свою очередь, - более мягкий материал, поэтому учиться играть на ней будет во много раз проще.

Для нетренированных пальцев первые нагрузки будут довольно-таки велики, поэтому нужно сделать все возможное, чтобы уменьшить нагрузку на них. К тому же синтетика не так ущербна для кожи: хоть поначалу и будет больно зажимать лады, но потом быстро свыкаешься.

Но все не так просто, как кажется. Синтетика - мягкий материал, именно поэтому он подвержен деформациям. Из-за этого свойства акустику нужно постоянно подстраивать, так как струны растягиваются. Также они менее прочные, поэтому стоит быть аккуратным и стараться не порвать их.

Нейлон на гитаре звучит не так звонко, как металл. Его звук более приглушенный, но мягкий. Поэтому при игре "форте" нужно прикладывать больше усилий.

Плюсы и минусы металлических струн

Металлические струны сделаны из более прочного материала, который и дает им такую прочность. Они более долговечны и неприхотливы к другим условиям. Также они не так деформируются. Это дает возможность сохранять их натянутыми (не нужно каждый раз их настраивать). Лучшие струны для акустической гитары - металлические. Они по праву таковыми считаются, ибо их звучание более звонкое и громкое.

Но они имеют целый ряд недостатков. Из-за прочности металлические струны делают более тонкими. Особенно новичкам это выливается в толстенные мозоли на левой руке. Если по душевному порыву перезаниматься, то можно стереть пальцы в кровь, и это не просто слова. Именно поэтому для себя важно выбрать норму, несколько часов в день, чтобы избегать переутомления и кровавых мозолей. К тому же зажимать аккорды будет намного сложнее, чем на синтетике, так как металл - более твердый материал. Здесь нужно прикладывать всю свою силу, чтобы издать звук.

Какие струны выбрать

Так какие струны лучше для акустической гитары? Ну для этого стоит учесть все факторы. Если человек только начинает заниматься музыкой, то лучше ставить нейлоновые струны, так как на них проще всего учиться, если со стажем, то металлические, ибо у них краше звучание.

Как поменять струны на акустической гитаре

Если вдруг купленная гитара оказалась с комплектом металлических струн, а требовались нейлоновые, не беда. Вопрос о том, как поменять струны на акустической гитаре, решается очень быстро.

Первым делом нужно купить новый комплект струн. Они продаются в любом музыкальном магазине, еще их полно в интернете. После этого осталось только снять старые и закрепить новые.

Старые струны нужно снимать начиная с колков (такие штучки, которые крепятся к головке грифа). Уменьшив натяжение, можно с легкостью распутать их пальцами и снять с колка. Затем просто развязывается узел на мостике (основание, на котором крепятся струны возле правой руки). Затем, проделав обратную процедуру, надевают новые струны, начиная с нижнего мостика и заканчивая колками.

Ценный совет: струны для акустической гитары лучше всего менять не по принципу сверху вниз, а по бокам. То есть сначала надевается шестая и первая струна, затем пятая и вторая, а только потом четвертая и третья. Головка грифа сделана так, что пары колков держат струны именно в таком порядке. Самая дальняя пара колков отвечает за первую и шестую. Так же со средней и третьей парой колков.

На самом деле здесь нет ничего сложного, стоит только чуть-чуть поупражняться.

Лучшие струны

Всегда хочется иметь что-то очень качественное и надежное. То же самое относится и к струнам. Как правило, струны для акустической гитары, установленные при ее покупке, не блещут качеством. Именно поэтому рекомендуется после покупки инструмента менять струны. Лучшим вариантом будет знаменитый бренд, посвященный гитарам, "Фендер". Он собрал в себе все самое лучшее. Стоит такое удовольствие дороже, чем другие струны, но оно того стоит.

Струны – основной рабочий элемент гитары, определяющий комфортность и качество игры. Каждый музыкант имеет собственные предпочтения по этому поводу, выработанные на основании многолетнего опыта. Новичкам сложнее – им приходится только начинать поиски, которые не всегда могут завершаться удачно. Как же снизить процент ошибок? На что нужно обращать внимание?

Как выбрать струны для гитары акустической

Струны дарят гитаре индивидуальность. На особенность игры оказывает влияние их толщина – она способствует появлению у звука объема. По этому критерию все струны делятся на три группы:

  1. Тонкие. Не требуют чрезмерного нажима в процессе игры, но звучат тихо.
  2. Средние. Представляют собой оптимальный баланс между силой зажатия и приятностью звука.
  3. Толстые. Рассчитаны на опытных гитаристов с натренированными пальцами левой руки. Демонстрируют насыщенное и сочное звучание.

Новичкам обычно советуют струны средней толщины. Комплекты 0.10-0.48 и 0.11-0.52 считаются наилучшими в плане передачи звука.

Второй критерий при выборе струн для акустики – тип обмотки. Она свойственна четвертой, пятой, шестой и иногда третьей струне. Обмотка бывает:

  • плоская – характеризуется матовым, слегка приглушенным звучанием;
  • круглая – отличается ярким и звонким звуком.

Третья струна может быть как без обмотки, так и с нею (в комплектах потолще). В последнем случае звучание становится более красивым и насыщенным, но из-за тонкости обмотки ее регулярно приходится менять вместе с остальным комплектом струн.

Струны без обмотки долговечнее, но демонстрируют меньшее количество обертонов, из-за чего саунд воспринимается как не имеющий гармонии. Следует помнить – чем чаще обмотка, тем более глухим и «басовым» получается звучание.

Многое зависит от используемого материала. Обычно встречаются такие варианты:

Материал Преимущества Недостатки
Желтая бронза
  • яркость звучания
  • «лязгающий» эффект
  • хорошая перкуссия
  • громкий и красивый звук
  • требовательность к хранению (необходимо держать струны в сухости и обязательно в чехле)
  • склонность к окислению, из-за чего обмотка может слегка позеленеть
Фосфорная бронза
  • ровное и глубокое звучание
  • чистые басы
  • хорошая сопротивляемость износу
  • упругость, благодаря чему продлевается звучание ладов
  • отсутствие «лязганья»
  • высокая стоимость
Латунь
  • яркость звука
  • долговечность
  • менее длинная педаль, чем у бронзы
  • дороговизна
Медь
  • сравнительная дешевизна
  • чистота звука
  • глубокая матовость звучания
  • отсутствие индивидуальности, свойственной бронзовым струнам
  • примерно одинаковое звучание у всех брендов
  • мягкость, из-за чего использование меди актуально только для толстых басовых или синтетических струн
Серебро
  • красивый внешний вид
  • четкое и тонкое звучание
  • звонкость
  • несклонность к пачканию пальцев
  • необходимость правильного хранения (в темном месте), иначе струны могут потускнеть
  • мягкость, негативно сказывающаяся на долговечности изделия

Выбор струн – занятие сугубо индивидуальное. Нужно пробовать и сравнивать. Рекомендуется изучить «привычки» своих любимых музыкантов и поиграть с теми же струнами, которые используют они.

Многие новички решают остановиться на меди. Этот материал, в силу своих хороших эксплуатационных качеств и невысокой стоимости, пользуется неизменной популярностью.

Осторожно следует подходить к покупке струн с серебряной обмоткой. Чаще всего это просто медные проволочки, покрытые очень тонким слоем серебра, который быстро стирается (особенно если изделие корейского или китайского производства). Считается, что подобная обмотка в основном влияет на эстетику, а не на качество звучания. Хотя некоторые музыканты уверены в незаменимости серебра при исполнении переборов. Если есть возможность, лучше попробовать такие струны самостоятельно и сделать собственные выводы.

На выбор струн оказывает влияние тип акустической гитары – классика или эстрада. Классические модели в основном применяются при обучении игре. Для таких инструментов используются следующие струны:

Тип струн Особенности
Нейлоновые
  • мягкость
  • легкость зажима
Карбоновые
  • дороговизна
  • большая плотность, чем у нейлона, благодаря чему уменьшается толщина струны
  • мягкость
  • повышенная яркость и звонкость звука у первых трех струн, не имеющих обмотки
Стальные
  • высокая стоимость
  • мягкость
  • несклонность к растягиванию
  • быстрая реакция на поворот колка, что позволяет легко менять высоту стоя
  • обмотка всех струн
Синталические
  • дороговизна
  • мягкость
  • яркость звучания
  • быстрая настройка
  • долговечность
  • возможность делать «подтяжки»
  • сохранение настроек на протяжении нескольких месяцев

Эстрадные инструменты предполагают работу с такими струнами:

  1. На монолитной стальной основе с медной или бронзовой обмоткой.
  2. С полукруглой или плоской обмоткой. Подвид предыдущего варианта. Не издают характерного «свиста» при скольжении пальцев, отличаются матовостью на басовых струнах и звонкостью на безобмотковых.
  3. Стальные, покрытые слоем тонкой синтетики.

Эстрадная гитара предполагает, что пользователь уже имеет некоторый опыт игры, поэтому струны используются более твердые и жесткие, что положительно сказывается на яркости звучания.

Как выбрать струны для электрогитары

Все электрогитарные струны имеют в своей основе стальной сердечник. Он может иметь обмотку из таких материалов:

Большей популярностью пользуются струны с никелевым покрытием, стальные модели встречаются гораздо реже.

Выделяют несколько разновидностей обмотки:

  1. Круглая. Самый простой и недорогой вариант, имеющий ярко выраженные недостатки в виде:
    • неприкрепленности к сердечнику, что становится причиной «расхлябанности» обмотки в случае повреждения струны;
    • рельефного профиля, провоцирующего возникновение «свиста» при скольжении пальцев;
    • шершавости, из-за которой ускоряется износ грифовой накладки и ладовых порожков.
  2. Плоская. Усовершенствованный тип обмотки, не демонстрирующий «свиста» и обеспечивающий меньший износ накладки и ладов. Струны получаются комфортными для игры, но им свойственен не такой яркий звук, как для моделей с круглой обмоткой.
  3. Полукруглая. Сочетает в себе яркий саунд круглых струн с тактильными ощущениями плоских.
  4. Гексагональная. Благодаря тесному контакту сердечника с обмоткой, достигается лучшее качество звука. Правда, одновременно ускоряется износ накладки и порожков (процесс происходит за меньшее время, чем в случае с круглой обмоткой). Также гексагональные струны не слишком удобные.

Подбирать обмотку нужно, руководствуясь собственными представлениями о том, каким должен быть звук, а также выделенным на покупку бюджетом. Любой вариант может стать удачным выбором в конкретном случае.

Лучший калибр электрогитарных струн – «десятка» (0,010). Именно такая толщина позволяет комбинировать достаточный уровень жесткости с плотностью саунда. «Восьмерки» (0,008) подходят только в период обучения, долго задерживаться на них не следует: струны очень мягкие и тонкие, что сказывается на звуке. Струны от 0,011 и «старше» относятся к сложным из-за своей толщины, зато они демонстрируют объемное и мощное звучание.

Узнавание своего инструмента – основная задача музыканта. Поэтому подбор струн должен носить экспериментальные нотки. «Понравилось» гитаре? Зазвучала ли она? Только путем проб и ошибок можно найти «те самые» струны, которые помогут достичь собственного саунда и развить его.


      Дата публикации: 20 октября 2002 г.

При выборе струн, как впрочем и при выборе любого музыкального инструмента, необходимо отдавать себе отчет в том, что в этом деле все очень индивидуально, поэтому на чужое мнение целиком полагаться не стоит, включая продавцов в музыкальных магазинах. Не погрешу против истины, если скажу, что за свою жизнь любой гитарист со стажем перепробует не один десяток разных струн и поменяет свое мнение о струнах не один раз. Поэтому данная статья призвана не столько дать рекомендации по выбору конкретных марок струн, сколько познакомить читателей с их современными видами и принципиальными конструктивными отличиями. В отношении однотипных струн разных производителей можно смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта.

В начале немного о том, что из себя представляет струна. В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с намоткой или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных и струнах, изготовленных из растительного сырья. Кишечные струны без обмотки пережили все остальные, дожив до наших дней, но в силу ряда причин сейчас их лишь изредка можно встретить на арфах да еще старинных инструментах в ансамблях средневековой музыки. Обмотка на струнах появилась лишь в конце XVIII - начале XIX в.в. Она позволила улучшить тембр басовых струн, одновременно снижая их натяжение, что облегчило исполнение, обогатило технические возможности и тембр большинства музыкальных инструментов того времени. Тогда же, с изобретением рояля, появляются первые струны на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться, чем определяется необходимость такого разнообразия.

Виды струн

    Кишечные струны - (повсеместно неверно называются "жильными"), как уже отмечалось выше, делают из кишок животных (в России не производятся). Несмотря на то, что в последнее время заграницей их научились лучше защищать от внешних воздействий, на инструментах с металлическими ладами они долго не держатся. Они также имеют неприятную способность терять свои качества в условиях повышенной температуры и влажности, в том числе от пота пальцев. И хотя кишечные струны привозят в Россию частным образом любители старинной средневековой музыки, в продаже они почти не встречаются.

    Синтетические струны - используются только для "классической гитары". Они также рекомендуются для начинающих из-за своей мягкости. В середине XX века эти струны пришли на смену нестойким кишечным. Три верхних струны гитарного комплекта - это синтетическая нейлоновая леска. Другие три басовых струны изготовлены на полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) синтетической основе из того же нейлона с поверхностной проволочной обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока круглого профиля (round wound) из посеребренной меди. Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо смотрится, но и улучшает звучание сравнительно глухой меди, хотя и довольно быстро истирается. При этом сама медь, в силу природной мягкости, со временем пробивается в местах контакта с ладами гитары. В последнее время многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки синтетических струн другие медесодержащие сплавы (например, посеребренную или чистую латунь и фосфорную бронзу), которые заметно превосходят по долговечности посеребренную медь.

    Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из изобретенного в конце XX века в Японии нового синтетического материала карбона (или по-другому - флюро-карбона). Поскольку плотность карбона выше, чем у нейлона на 30-90% (в зависимости от конкретной марки материала), при том же натяжении, что и нейлоновые, верхние струны классической гитары из карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами. Так, например, 3-я гитарная струна "соль" на карбоне будет иметь диаметр 0,85-0,92мм вместо 1,00мм.


    относительное сравнение сечений гитарных струн из карбона и нейлона 1-я струна "ми" карбон - 0,48 мм (у нейлона - 0,70 мм); 2-я струна "си" карбон - 0,67 мм (у нейлона - 0,80мм); 3-я струна "соль" карбон - 0,87мм (у нейлона - 1,00мм).

    Карбоновые струны имеют перед нейлоном преимущество в лучшей сопротивляемости износу, но их самым главным достоинством является большая звонкость. Их единственный недостаток - это заметно более высокая стоимость. Леска из карбона дороже самой лучшей нейлоновой в 5-7 раз, что, возможно, связано с тем, что выпуск этих струн еще не приобрел массового характера. Басовые струны комплектов с карбоновой леской могут изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с использованием традиционного нейлонового, поскольку различие в звонкости у витых струн менее ощутимо, чем у лески.

    Струны на стальной монолитной основе используются очень широко в эстрадной музыке, там, где в звуке больше ценится звонкость (“металл”). Эти струны имеют большее натяжение, по сравнению с синтетическими, и ставятся на гитары другой, усиленной конструкции (западные модели "вестерн", "джамбо" или российские гитары с изменяемой высотой грифа). Основой этих струн служит высокоуглеродистая сталь, превосходящая по прочности и упругости все марки пружинной стали, которая используется в "голом виде" для верхних двух или трех струн. В качестве обмотки стальных струн применяются, как правило, сплавы на основе меди, реже нержавеющей стали или никеля. Чаще прочих применяются различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой), а также фосфорная бронза. Материал обмотки различается по твердости и упругости, придавая колебаниям струн различный характер, что отражается на звучании инструмента. Профиль обмотки "витых" струн также бывает разным, но самым распространенным все же является так называемая "круглая обмотка"/"round wound", которая обеспечивает струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после установки. Отметим, что сегодня в России среди любителей очень популярны струны отечественного производства на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, что в большой степени связано с плохой информированностью музыкантов о недостатках таких струн. Дело в том, что стальная основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад так, как это имеет место на синтетике, отчего струны с мягкой посеребренной медью в несколько раз быстрее выходят из строя, чем имеющие обмотку из фосфорной бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п., не имея при этом никаких преимуществ по звучанию. Что касается разновидностей стальных струн с плоской или с полукруглой обмоткой ("flat wound", "half-round wound"), лежащей плоской стороной наружу, то такие струны при смене позиций не имеют характерного для струн с "круглой обмоткой" свиста пальцев о витки намотки. Эти струны дают менее яркий звук, что особенно заметно в первый период после их установки, но их за это и любят ставить некоторые гитаристы, а особенно те, которым приходится записываться на студии через микрофон. Предпочитают их и те исполнители, которых сильно раздражает изменение во времени тембра струн с круглой обмоткой, вызванного постепенным сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами.

    На пороге XXI-го века в США были разработаны два новых вида стальных струн с синтетической оболочкой басовых струн . Первый вид отличает то, что сверху над традиционной металлической круглой обмоткой положена тонкая ленточная обмотка из синтетического материала. Она призвана защитить витую струну от проникновения пота и грязи от пальцев между витками обмотки, а также замедлить сплющивание витков обмотки струн при контакте с ладами. Второй вид струн отличается от первого тем, что здесь уже сама обмоточная проволока заключена в оболочку из пластика, отчего межвитковые зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота и грязи, но от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а возможно даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши, особенно для тех гитаристов, которые хотели бы максимально продлить срок службы витых струн, а особенно для тех, кто обладает от природы едким химическим составом пота, способным разъедать металл обмотки. Однако помимо заметно более высокой стоимости, струны в пластиковой оболочке лишены того переливчатого ("бриллиантового", как говорят профессионалы) призвука, характерного для струн с круглой обмоткой в первые часы игры, который настолько ценится профессиональными гитаристами, что ради одного этого они готовы ставить новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.

    Струны на стальном тросике стали привозить в Россию буквально последние 2-3 года. Производители представляют их как струны для классической гитары (видимо из-за их мягкости), но скорее это все-таки промежуточные струны между нейлоном и сталью, так как установленные на инструмент они сразу поражают классических гитаристов тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при минимальном повороте колков, что свойственно как раз струнам на стальной основе. Пока даже в Москве эти струны встречаются достаточно редко из-за невысокой востребованности - они достаточно дороги и слишком необычны/непривычны.

О мензурах гитар

Для всех разновидностей гитарных струн существует множество типоразмеров, что обуславливается разнообразными требованиями музыкантов, конструкцией и мензурой их инструментов. О последнем чуть подробнее. В отличие от смычковых инструментов, где рабочая длинна струн полного (4/4) инструмента одинаковая, гитары могут довольно сильно отличаться своей мензурой. Встречаются инструменты с мензурой от 610 мм до 674 мм, на которых один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение. Чтобы получить идентичное натяжение струн, для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. В последнее время стандартной мензурой гитары все чаще считают размер 648-650мм, хотя у автора этой статьи есть своя точка зрение на то, какой должна быть точная мензура гитары, о чем можно прочесть в статье Стандартизация мензур струнных инструментов и методика их вычисления.

О натяжении струн

Натяжение струн гитаристы, играющие "на металле" привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма. Например, комплект струн на стальной основе №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма=0,254 мм. Однако мало кто обращает внимание на диаметры басовых струн, и напрасно. Американские струны для акустических гитар на стальной основе, представленные в России очень широко, как правило, рассчитаны на инструменты, на которых играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение басовых струн, чем традиционно предпочитает большинство российских исполнителей, часто играющих пальцами в правой руке, имеющих инструменты другой конструкции и скорее отдающих предпочтение не громкости звука, а богатству его тембра и долгому "сустейну", т.е. длительности звучания, присущие струнам с меньшим натяжением.

График демонстрирует натяжение двух типов стальных струн для шестиструнной гитары. Различия касаются только "басовых" струн с обмоткой, начиная с третьей. Верхний график демонстрирует натяжение “громких” струн, нижний - менее громких, но с большим "сустейном", а также более богатых тембрально.

Натяжение гитарных струн на синтетической основе также определяется исходя из сечений струн. При этом важно понимать, что сравнивать по сечениям можно только однородные материалы - например, нейлон с нейлоном, карбон с карбоном. Сравнивать нейлон с карбоном по диаметрам неправомерно из-за разницы в плотности между этими материалами. При этом отметим, что различие в натяжении нейлоновой лески разного диаметра мизерно - даже различие в 0,002 дюйма/0,05мм не является существенным для натяжения струн, т.к. нейлон легче стали почти в 8 раз. При сравнении лески из карбона та же разница в 2 тысячных дюйма будет чуть больше - опять же из-за его большей плотности.

Выводы

При выборе струн главным образом необходимо отталкиваться от того какое звучание (тембр) нравится лично Вам, каким инструментом Вы располагаете и даже то, какую музыку Вы исполняете. Начинающему гитаристу, совершенно не имеющему опыта, при выборе струн весьма приблизительно можно посоветовать следующее:

  • если Вам нравится классическое звучание испанской гитары или в силу каких-либо причин вам подходят только мягкие струны - стоит остановить свой выбор на синтетических струнах (нейлон/карбон), но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком слабым и тусклым;
  • тем, кому важна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа инструмент ("вестерн"/"джамбо") с более низкой посадкой струн над грифом, следует предпочитать струны на стальной основе не ниже №11 (правда, при этом требуются сильные пальцы);
  • тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки толстые мозоли, но кого не устраивает несколько “пластмассовое” звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на тросике или на стальной основе с низким натяжением №№9 и 10. При этом возможно придется немного увеличить высоту струн (главным образом басовых) над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие, а точнее, легкие струны имеют больший диапазон колебаний и могут задевать при игре лады при форсированном звукоизвлечении.

И еще один совет начинающим гитаристам - всегда настраивайте струны по камертону. Помимо того, что неправильно настроенный инструмент не может полноценно звучать, при перетяжке вы рискуете его испортить. Струны при длительном выдерживании с перетяжкой могут, если и не порваться, то вытянуться, и в правильном строе звучать станут хуже. Слабое натяжение также нежелательно, поскольку звук будет менее громким и звонким, а строй будет "плыть". Даже самые дорогие "навороченные" струны в неправильном строе будут звучать хуже, чем простые, но правильно настроенные и подобранные под инструмент и руки конкретного исполнителя.



Рассказать друзьям