Мелиховское «семилетье»: история подмосковной усадьбы Антона Чехова. Чехов (станция)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мелихово

В начале 1892 года Чехов купил именьице Мелихово, недалеко от Москвы, в Серпуховском уезде, километрах в пятнадцати от станции Лопасня Московско-Курской железной дороги.

Мелихово было мелкопоместной усадебкой, запущенной прежними владельцами. Семья Чеховых - Павел Егорович, Евгения Яковлевна, Мария Павловна, Антон Павлович - люди, привыкшие к упорному труду, быстро привели усадьбу в порядок и даже придали ей нарядный вид. Низенький деревянный дом с верандой и цветником в глубине старинной рощи, миниатюрное, поэтическое озеро, на высоких деревьях по дороге к дому - скворечники с надписью: «Братья Скворцовы», безупречная чистота повсюду.

От всего стиля жизни Чеховых в Мелихове веяло изяществом, чистотой, трудом.

По своему обыкновению Антон Павлович работал от раннего утра до позднего вечера. Но много времени отнимали у него и крестьянские дела.

С раннего утра стекались к дому Чеховых крестьяне за врачебной помощью. Мария Павловна, бывшая «душой» дома, помогала Антону Павловичу во всем, в том числе и в лечении больных, выдаче лекарств, перевязках.

Чехов жил всею жизнью деревни. Крестьяне его полюбили. Он рассказывал, что когда он проходит по деревне, то женщины встречают его «приветливо и ласково, как юродивого».

Евгения Яковлевна - мать писателя, Павел Егорович - отец писателя

Пишущему эти строки довелось услышать замечательную речь современника Чехова, одного из мелиховских крестьян, ставшего колхозным бригадиром, на открытии дома-музея имени А. П. Чехова в Мелихове в сентябре 1944 года. Нельзя было слушать без волнения слова старого крестьянина о том, что он считает себя и своих односельчан виновными в болезни и ранней смерти Антона Павловича. Слишком, дескать, огорчали они его своими делами, просьбами, болезнями, всей тяжелой докукой той, ушедшей в прошлое, крестьянской жизни. В памяти вставали картины «Мужиков», «Новой дачи», «В овраге»; думалось о том, какою проклятой ловушкой была жизнь старой деревни, как все было темно, запутанно, безвыходно. И кого же можно винить в том, что Чехов мучился вместе с «мужиками» мужицким горем!

Он вел большую общественную работу как гласный земства, был попечителем сельского училища, строителем школ (разумеется, на свои средства), санитарным врачом, участвовавшим в борьбе с холерой.

Во время холерной эпидемии, когда Антон Павлович (безвозмездно) взял на себя заведывание холерным участком, на его долю выпала особенно тяжелая работа. Средств у земства не было; кроме одной парусиновой палатки, во всем участке у Антона Павловича не было походного барака, и ему приходилось ездить по соседним фабрикантам и убеждать их принять участие в борьбе с холерой.

Многие из них принимали Чехова как назойливого просителя. Однако, благодаря его энергии и настойчивости, «скоро весь участок, в котором было до 25 деревень и сел, покрылся целой сетью необходимых учреждений. Несколько месяцев Антон Павлович почти не вылезал из тарантаса. В это время ему приходилось и ездить по участку, и принимать больных у себя на дому, и заниматься литературой. Разбитый, усталый, возвращался он домой, но держал себя дома так, точно делает пустяки, отпускал шуточки…».

Участие в борьбе с холерой, завязавшиеся связи с земскими деятелями привели к тому, что Чехов был избран в земские гласные. Михаил Павлович рассказывает, что Чехов «охотно посещал земские собрания и участвовал в рассмотрении многих земских вопросов. Но наибольшее внимание его обращали на себя народное здравие и народное просвещение… Он живо интересовался тем, какие намечены к постройке новые дороги, какие предположено открыть новые больницы и школы. Между прочим, ему обязано местное население проведением шоссе от станции Лопасня до Мелихова и постройкой школ в Талеже, Новоселках и Мелихове. Он строил эти школы с увлечением. Он сам составил для них планы, сам покупал материал и сам следил за их постройкой. Эти школы были его детищем. Когда он говорил о них, то глаза его зажигались, и видно было, что если бы ему позволили средства, то он выстроил бы их не три, а множество. Я помню его видную фигуру на открытии школы в Новоселках, когда мужики подносили ему образ и хлеб-соль… совсем не мастер говорить публично, он конфузливо отвечал на их благодарность, но по лицу его и по блеску его глаз видно было, что он был доволен».

В общественной работе Чехову был так же противен дилетантизм, как и в области искусства. Со свойственной ему деловитостью он делал все всерьез, обдумывал каждую мелочь до конца.

Конечно, все это было лишь жалким кусочком той общественной жизни, по которой он тосковал.

Но в художественном отношении Мелихово дало Чехову очень много, обогатив его новым знанием жизни.

Антон Павлович и в Мелихове не мог жить без гостей. Он звал к себе всех, кто был ему хоть сколько-нибудь приятен. В Мелихове часто слышались музыка, пение, декламация. Чехов часто выезжал в Москву. У него появилось много приятельских связей в разнообразных либеральных и прогрессивных интеллигентских кругах. Каждый его приезд в Москву был праздником для его приятелей и знакомых.

Мелиховский период - 1892–1898 годы - время высокого подъема, полного расцвета чеховского гения.

Из книги Чехов. 1860-1904 автора

XVI. МЕЛИХОВО В начале 1892 года Чехов купил именьице Мелихово, недалеко от Москвы, в Серпуховском уезде, километрах в пятнадцати от станции Лопасня Московско-Курской железной дороги.Мелихово было мелкопоместной усадебкой, запущенной прежними владельцами. Семья Чеховых -

Из книги Антон Павлович Чехов автора Ермилов Владимир Владимирович

Мелихово В начале 1892 года Чехов купил именьице Мелихово, недалеко от Москвы, в Серпуховском уезде, километрах в пятнадцати от станции Лопасня Московско-Курской железной дороги.Мелихово было мелкопоместной усадебкой, запущенной прежними владельцами. Семья Чеховых -

Из книги Переписка А. П. Чехова и Л. А. Авиловой автора Авилова Лидия Алексеевна

ЧЕХОВ - Л. А. АВИЛОВОЙ 19 марта 1892 г. Мелихово Ст. Лопасня, 19 март.Уважаемая Лидия Алексеевна, рассказ Ваш, если хотите печататься в иллюстрированных журналах, можно послать в «Север» или во «Всемирную иллюстрацию», В первом редактирует Вл. Тихонов, во второй, кажется,

Из книги Чехов. Жизнь «отдельного человека» автора Кузичева Алевтина Павловна

ЧЕХОВ - Л. А. АВИЛОВОЙ 29 апреля 1892 г. Мелихово 29 апр. Ст. Лопасня.Уважаемая Лидия Алексеевна, отродясь я не писал стихов. Впрочем, раз только написал в альбом одной девочке басню, но это было очень, очень давно. Басня жива еще до сих пор, многие знают ее наизусть, но девочке

Из книги Чехов в жизни: сюжеты для небольшого романа автора Сухих Игорь Николаевич

ЧЕХОВ - Л. А. АВИЛОВОЙ 17 января 1896 г. Мелихово 17 янв. Лопасня, Московск. губ.Многоуважаемая Лидия Алексеевна, я должен был неожиданно уехать из Петербурга - к великому моему сожалению. Узнав от Надежды Алексеевны, что Вы издали книжку, я собрался было к Вам, чтобы получить

Из книги автора

ЧЕХОВ - Л. А. АВИЛОВОЙ 10 июля 1898 г. Мелихово 10 июль.Вы хотите только три слова, а я хочу написать их двадцать.В Скопинском уезде я не был и едва ли поеду туда. Живу я у себя дома, кое-что пописываю - стало быть, занят. И много гостей, которые меня не пускают.Здоровье мое

Из книги автора

ЧЕХОВ - Л. А. АВИЛОВОЙ 30 августа 1898 г. Мелихово 30 авг.Я поеду в Крым, потом на Кавказ и, когда там станет холодно, поеду, вероятно, куда-нибудь за границу. Значит, в Петербург не попаду.Уезжать мне ужасно не хочется. При одной мысли, что я должен уехать, у меня опускаются руки и

Из книги автора

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕЛИХОВО (1892–1898)

Из книги автора

МЕЛИХОВО …Ужасно я люблю все то, что в России назыв<ается> имением. Это слово еще не потеряло своего поэтического оттенка.Чехов - Н. А. Лейкину. 12 или 13 октября 1885 г. МоскваАх, подруженьки, как скучно! Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне

Как сообщал он в одном из своих писем, «мой адрес теперь – станция Лопасня Московско-Курской железной дороги, до Мелихово девять верст. Дорога идет лесом, так что пейзажи у меня изумительные».

Значит, и нам туда. Кто сказал – на машине? Да, на машине проще и быстрее. Но не было у семьи Чеховых в 1892 году самобеглого экипажа. Да и вообще – не было.

А потому доезжал Антон Павлович от Москвы, с Курско-Нижегородского вокзала, до станции Лопасня, а оттуда – или на подводе, или пешком – 9 верст до имения. Значит, и нам – тем же путем. По «железке». Жаль, что Курско-Нижегородский вокзал не дожил до наших дней. А потому – на Курский, куда же еще?

8.55. ПРИГОРОДНЫЕ КАССЫ

Глаза кассира смотрят в окошко устало.

Девушка, нам бы два билета до Чехова?

До Чехова – соседний зал. И вниз.

Ох уж этот Курский! И во Владимир – сюда (привет, Петушки!), и в Горький, и в Курск. И дальше – на юг, на юг… Туда, где пытался спастись от смертельного тогда туберкулеза Чехов. 9.18 – экспресс идет. Всего-то остановок – Текстильщики, да Царицыно, да Силикатная, да Подольск, да Гривно, да Столбовая… Всего один час и 8 минут. 205 рублей билетик. Нам – «два, пожалуйста». 4-й путь, 2-я платформа. Едем.

Холодный перрон. Горяченького бы кофейку! Но дрожащий торговец сидит в окружении прохладительных напитков. В полусумраке путей появляется тусклый огонек. Он медленно приближается. Вот он, наш экспресс.

9.14. КУРСКИЙ ВОКЗАЛ

Конечно, хотелось бы прокатиться в кабине машиниста, но...

Нет, в кабину не пущу: во-первых, инструкция, во-вторых, все мы тут не поместимся, - машинистр-инструктор Сергей Шванов непреклонен. - Пока состав стоит - спрашивайте. Я на железной дороге с 2006 года. Начинал помощником, стал машинистом, теперь - машинист-инструктор. Конечно, работа интересная - это только кажется, что пейзаж за окном один и тот же. Ну и ответственность, да... За моей спиной - 648 тонн и сотни пассажиров - я за них отвечаю. Не дай бог запрещающий сигнал пропустить - надо смотреть в оба! И пассажиры скучать не дают: пытаются без билета проехать - чуть не под поезд бросаются! Все, садитесь: если задержу отправление, или время остановок придется сокращать, или скорость увеличивать. А опаздывать нам нельзя.

9.16. СЕЛИ! В ПУТЬ!

В вагоне тепло, мягкие кресла - по три в ряд, столики. Не хватает вазочки с цветами и скатерочки. Девушка в красном форменном кителе проверяет билеты. У нас все в порядке.

Марина Голуб, контролер:

Мужчина, ваш билет, пожалуйста. Вам нужно доплатить 140 рублей. Ну и что, что вы заплатили 95! 95 - это на обычную электричку. А у нас какая? У нас - экспресс. Думайте скорее! Или доплачивайте, или выходите. Ну как я могу вас пустить? А если проверка? С меня премию снимут!

…Вот каждый день так. Кто-то считает себя умнее других, надеется проскочить. Нет, не получится. У нас же тут одни и те же люди. Узнаем? Конечно, узнаем - это же наши пассажиры. Что сказать о работе?.. Вы знаете, люди стали в последнее время какие-то озлобленные: не буду платить - и все тут! Не хочу… Ну что мне с таким делать? Не выволакивать же! Да, охранники, если что-то не так, помогают. Но все-таки чаще обходится без скандалов. У нас все-таки - экспресс повышенной комфортности. Нет, ни чая, ни кофе не разносят. Ходил летом мальчик с особым таким коробом - там и термосы, и мороженое. Не пошел у него бизнес. Видимо, раз уж люди платят по 250 рублей за билет, других трат сторонятся.

Да, пассажиров немного - большая часть вот сейчас на Курском вышла. И спят все. Это ночная смена по домам разъезжается.

…И не говорите: два, а то и три часа в дороге! Сначала на работу, потом - с работы. В 10 вечера домой вернулся - в четыре уже вставать. Вы бы видели обычные электрички в 6, 7 часов утра. Туда даже не просунуться, столько народу едет! Все в Москву, на работу.

Вот сейчас Текстильщики, следующая - Царицыно. Это, считайте, последние пассажиры. После Подольска до самого Чехова никто не войдет, вот увидите!

9.39. ЦАРИЦЫНО

Поезд летит - скорость почти 90 километров в час - через подмосковные дачные поселки. Сверху - валит снег, снизу - летит снег. Когда идет встречная электричка, снежные вихри сжимаются в такой тугой клубок, что становится темно за окнами. Ловлю пристальный взгляд: пожилой мужчина приглашает подсесть.

Борис Васильевич Сергеев, пенсионер:

Вы из газеты? О, «Вечерняя Москва»! Выписывал когда-то. Откуда так рано? Из Москвы возвращаюсь. У врача был. Я в Москве прописан, а живу в Подольске. От родителей дача осталась. Нет, не довоенная: в 60-х годах земельные наделы раздавали. Раньше жил в Москве, теперь круглый год на даче. Свет есть, вода, газ проведен.

…Почему в 6? В семь я выехал. Вот так, как-то все успел за два часа - и в врачу попасть, и лекарства получить, и на вокзал. Экспресс? А у меня проезд льготный - вот, «Социальная карта москвича», видите? Да нет, и в Подольске есть хорошие врачи! Все там есть. Но я прикреплен к этой поликлинике, на Чистых прудах. Но выбор бесплатных лекарств там, правда, больше. Иногда для жены езжу, а сегодня - для себя. На машине не рискнул. Летом, бывает, за час доезжал. А сегодня снегопад такой… Оставил ее в гараже.

…«Рено Логан» у меня, московской сборки. Хорошая машина! Да я всего пять тысяч за год и наездил. Всего дороги - в Москву и обратно. Ну и в Горький съездили - у жены там родня похоронена. О, вот и Подольск, мне выходить. До свидания. Удачи «Вечерке», легендарная газета!

10.00. ПОДОЛЬСК

За окнами снова появляется городская застройка. Экспресс замедляет ход, притормаживает.

Елена и Сергей Гутовы, едут в Серпухов:

Что, «Вечерка»? Ну да, это свежая - вчера у метро взяли. Не читали еще толком, с кроссворда начали - кроссворды у вас хорошие. Остальное дома посмотрим. Нам и на работу «Вечернюю Москву» приносят. Да, Сережа?

10.25. ЧЕХОВ

Мы выходим. В открытые двери нам машет Марина Голуб.

Марина, а вы обратно когда?

Через час - из Серпухова.

У! А мы думали с вами обратно, часа в четыре…

Тогда вам надо было в выходные ехать!

Двери закрываются: «Счастливо, журналисты», - кричит нам Марина. Шипение тормозов, свисток - экспресс уходит на конечную. В Серпухов.

Одна-единственная платформа. Справа путь на Серпухов и Тулу. Слева - на Москву. Немногочисленные пассажиры подтягиваются к подземному переходу.

Ой, сыночек, спасибо! - благодарит пенсионерка Вера Степановна. - Тяжелая сумка, а я слабая совсем стала… Откуда в такую рань еду? Не откуда, а куда. На дачу, собачек кормить. Да нет, не своих. Люди летом прикормили, а осенью бросили. Ну что с ними делать? Не бросать же! Там одна так ко мне привязалась. Вот, гостинцы везу. Нет, снимать меня не надо. Ну кто я такая, чтоб меня снимать… И поднимешь сумочку? Вот спасибо, сыночек!

10.26. ЧЕХОВ

Анна, охранница:

Эй! Не снимать здесь! Это железная дорога, тут без разрешения снимать нельзя! Есть разрешение? Покажите! И что вы мне телефон под нос суете? Мало ли что тут написано. Вы мне бумагу с печатью покажите. Нет бумаги? До свидания! И не снимать здесь!

10.30. АВТОВОКЗАЛ, АВТОБУС №25

Село Лопасня стало городом Чехов лишь в 1954 году, хотя место это, так сказать, намоленное. Сама Лопасня - некогда город с многовековой историей, причина многолетней распри рязанских и московских князей. Недалеко от Лопасни жила вдова Пушкина, Наталья Гончарова. Тут, в Лопасне-Зачатьевском, похоронены потомки поэта. Да и Мелихово Антон Павлович купил не просто так: усадьбу он приобрел у театрального художника Сорохтина за 13 тысяч рублей. Прежний хозяин строил дом в духе театральных декораций: стрельчатые окна, витражи… Однако на момент совершения купчей дом находился в запущенном состоянии.

Но Чехова, только что вернувшегося из двухлетнего путешествия на Сахалин и вокруг Китая и Индии, это не пугало.

«Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке... Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни...», - писал он накануне приобретения усадьбы. 9 верст - 13 километров - нам предстоит преодолеть в пустом автобусе через заснеженные леса и поля. Сегодня это - дачные угодья, так что не встретишь ни одной живой души. И единственная связь с миром - автобус, который ходит раз в час.

11.13. ОСТАНОВКА «МЕЛИХОВО».

Через дорогу - небольшой деревенский магазинчик, он же - кафе с чаем, кофе и пирожками. А вход в музей прячется за ним. Сегодня здесь немноголюдно: погода отпугнула экскурсантов. Но для нас двери открыты.

Дом, в котором писатель прожил семь лет, кажется небольшим, хотя - 200 квадратных метров. И почти все время он был полон гостей, которых не пугало даже то, что порой приходилось идти от станции пешком. Сам Чехов, приглашая к себе в Мелихово, писал - «Приезжайте ко мне в Мелихово в мае, когда сады распускаются»…

От тех садов, правда, ничего не сохранилось. Только берлинские тополя все еще высятся между домом и кухонным флигелем. Их посадил отец писателя, Павел Егорович. Как писал ему сын, «Дорогой папа! Из Риги придут деревья... Придут и берлинские тополи, которые надо посадить на место высохших тополей».

И вот мы внутри. В атмосфере деревенского уюта, старых дощатых полов и тканных половичков. В первое же комнате - это спальня матери писателя, Евгении Яковлевны - на столе горы рукописей. Сейчас это - место работы хранителя музея, Ксении Абрамовны Чайковской. В фонде музея - 27778 экспонатов. И, похоже, она знает их все.

Ксения Чайковская, хранитель музея-усадьбы:

Антон Павлович Чехов весь был соткан из противоречий. Задумывает одно - получается другое. В 1891 году, когда он впервые приехал в Мелихово, он уже был известным писателем, позади была поездка на Сахалин и знакомство с бытом политкаторжан. После выхода книги «Остров Сахалин», всколыхнувшей всю Россию, их жизнь стала легче. На пути с Сахалина Чехов проделал огромный путь по Тихому и Индийскому океану, прибыл в Одессу. И оттуда - в Москву. Но здесь ему скучно. И вот он покупает Мелихово: у него огромные планы - писать книги, лечить крестьян. Он - единственный врач на 25 деревень, четыре фабрики и мужской монастырь Давыдова пустынь.

Чехову вечно не хватает денег: на гонорары за рукописи он покупает «всякую пахучую гадость», потому что ближайшая аптека - в уездном городе С., в Серпухове. 1892 и 1893 годы - холерные. И Чехов, как врач, успешно с ней борется. «Не ждите от меня новых рукописей, - пишет он издателям, - пока я не поймаю за хвост холеру». А ведь он - даже не земский врач, то есть не получает никакого жалования! Но общение, знакомство с новыми людьми дает ему пищу для творчества. «Здоровья нет, чинов нет, орденов нет, - пишет он про себя, - зато сюжетов - сто. Хотите - подарю парочку».

12.10. «ПУШКИНСКИЙ ЗАЛ» И УДОЧКА ЗА ШКАФОМ

Достаточно скромный быт писательской семьи - в небольших, прямо-таки крохотных комнатках усадьбы. Спальни - чуть больше четырех квадратных метров. В них - только самое необходимое - кровать и шкаф. У отца писателя - еще и поставец с иконами и бюро, за которым он вел дела, превратившись в бытописателя имения и его управляющего. У самого Чехова - узенькая железная кровать, за шкафом - удочка, с которой он любил посидеть у прудика, который обитатели усадьбы прозвали «Аквариумом». Еще в первый свой визит Чехов выпустил в прудик рыбий молодняк - карасиков, окуньков. «В саду в пятнадцати шагах от дома пруд... с карасями и линями, так что рыбу можно ловить из окна», - шутил он.

Даже по современным меркам небольшая столовая: трудно представить, как она вмещала столько гостей порой. К Чеховым приезжали приезжали актрисы О.Л. Книппер, Т.Л. Щепкина-Куперник, Д.М. Мусина-Пушкина, режиссер и драматург В.И. Немирович-Данченко, художники И. И. Левитан, А.С. Степанов, у которых Мария Павловна с подругами брала уроки живописи на насыпной горке, прозванной «Левитановой». Бывали писатели И.Н. Потапенко, В.А. Гиляровский, музыканты, люди науки, старшие братья с семьями, родственники из Таганрога. Порой народу собиралось столько, что приходилось стелить на полу. Часто наведывались подруги Марии Павловны - художницы Хотяинцева и Дроздова, Лика Мизинова. В такие дни Павел Егорович доставал из погреба «с таинственным видом» наливочки на березовых почках и смородиновых листьях.

А вот «Пушкинский» - или «Венецианский» - зал. Первое имя - в честь висящего на стене портрета великого поэта. Второе дали цветные «венецианские» окна. В соседней комнате - гостиной - рояль, на которым играли гости. На стенах - картины Марины Павловны и ее брата Николая…

12.43. КАБИНЕТ И САД

Вот кабинет - это самая большая комната в имении, - рассказывает Ксения Чайковская. - Чехов выбрал ее в качестве кабинета в том числе и из-за больших окон, хотя и говорил потом, что за ними он - как за витриной в магазине.

Зато из окон был виден сад.

Чехов очень любил возиться в саду, хотя и признавал, что «Я... в сельском хозяйстве знаю только, что земля черная». Говорил, что, если бы не стал писателем, стал бы садовником. Видите - на столе пресс-папье-метр. Он всегда у Чехова в кармане. И, когда он что-то сажал, всегда вымерял, чтобы было ровно.

Выращивал розы, из которых лучше всего урождались белые. «Это потому, что душа у тебя, Антоша, светлая», - говорила ему сестра. Он очень любил весной обрезать розы. Когда уже серьезно болел - то лежал в больнице, то лечился на юге, - всегда писал своим родным: «Не обрезайте без меня розы! Приеду - обрежу сам. После моей обрезки они цветут необыкновенно».

Мелиховский сад и мелиховский дом - это практически декорация к «Чайке»: березовая «Аллея любви», как в «Чайке», стеклянная дверь, присутствующая в декорации, запах гелиотропов в саду…

Посреди сада - столб с колоколом. Чехов, начиная свой рабочий день в 4 утра - приходили на прием крестьяне, которых он принимал до 9 в крохотном флигеле - к 11 уже хотел обедать. А его гости к тому времени разбредались по всему имению. Звон колокола звал их в дом, а Евгению Яковлевну - на кухню: «Ох, батюшки! Антоша прогодался!».

За флигелем - банька, но не простая. Это - еще один гостевой дом, где можно было посидеть после парной, отведать «чеховских» наливок и настоек. Сейчас, зимой, она заперта.

13.20. ПРОЩАНИЕ С МЕЛИХОВО

Здесь, в имении, не было немцев, - говорит Ксения Чайковская. - Но разорено оно было порядком. Тут ведь даже колхоз был. Пришлось восстанавливать дом, полностью развалившийся к 40-м годам, кухонный флигель. Только флигель самого писателя – не тронут. Но его надо реставрировать, он сильно обветшал. Знаете, Чехов, уставая порой от гостей, мечтал купить хуторок, построить красивый дом с камином… Но не было средств. «Безденежье замечательное», - писал он. А деньги были нужны еще и на строительство школ: Чехова избрали попечителем начальных училищ. Три школы он здесь построил - та, что в Талеже, не сохранилась. А те, что в Мелихово и Новоселках, сохранились. Там наши филиалы.

Вот он и построил этот флигель. «Флигель у меня вышел мал, но изумителен», - писал Чехов. Когда он возвращался из своих поездок в Париж, Москву, Санкт-Петербург или Ялту, то поднимал над флигелем на шесте красный флажок - и в деревнях знали - доктор приехал.

Когда здесь, в Мелихово, знакомишься с бытом семьи Чехова, то просто не понятно: как он все успевал? Помимо школ, Чехов построил в селе колокольню, добился постройки шоссейной дороги от Лопасни, просил, чтобы на станции останавливались скорые поезда. Благодаря его усилиям тут появились почта и телеграф. Он отправляет в родной Таганрог книги из своей библиотеки - для библиотек своего любимого города…

Здоровье Чехова стремительно ухудшалось, - продолжает Ксения Чайковская. - В 1898 году он покупает небольшой участок земли в Ялте, в двух километрах от моря. Сначала планировалось, что Мелихово останется дачей. Но в октябре 1898 года умирает отец писателя, Павел Егорович. Всю жизнь в Мелихово он вел дневник, в котором записывались мельчайшие подробности жизни семьи. И вот его не стало.

«…Грустная новость, совершенно неожиданная, опечалила и потрясла меня глубоко, - пишет Чехов сестре. - Жаль отца, жаль всех нас… Мне кажется, что после смерти отца в Мелихово будет уже не то жилье, точно с дневником его прекратилось и течение мелиховской жизни».

Через год, в августе 1899-го, Мелихово было продано барону Стюарту. Чехов навсегда распрощался с имением и переехал с матерью и сестрой на юг, к Черному морю.

Прощаемся с музеем-усадьбой и мы. Два с лишним часа мы пребывали в атмосфере XIX века, и нам пора возвращаться. Но уже хочется вернуться весной, в мае, когда тут изумительно цветут сады.

14:25. В МОСКВУ!

Позади - испытание промерзшим автобусом и ожидание электрички. Поезд идет со всеми остановками, посвистывает, подъезжая к платформам. По вагонам ходят контролеры, полвагона безбилетников дружно выбегают от них на перрон.
За окном постепенно темнеет. Поезд подходит к Москве.

СПРАВКА "ВМ"

За семь лет жизни в Мелихово Антон Павлович Чехов, кроме «Чайки», написал такие произведения, как «Палата №6», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», «Дядя Ваня», «Три года», большой деревенский цикл произведений, отправил полторы тысячи писем.

МЕЛИХОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ

За семь лет жизни в Мелихове Антон Павлович Чехов, кроме «Чайки», написал такие произведения, как «Палата № 6», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», «Дядя Ваня», «Три года», большой деревенский цикл произведений, отправил полторы тысячи писем. За семь лет при его поддержке построены три школы для крестьянских детей, колокольня к церкви, шоссейная дорога от Лопасни до Мелихова.

И ЛЕВИТАН, И ГИЛЯРОВСКИЙ

К Чеховым приезжали актрисы Т. Л. Щепкина-Куперник, Д. М. Мусина-Пушкина, драматург В. И. Немирович-Данченко, художники И. И. Левитан, А. С. Степанов. Бывали писатели И. Н. Потапенко, В. А. Гиляровский. Народу собиралось столько, что приходилось стелить постели на полу.

ЦИФРА

25 деревень входило в «докторский участок» врача Антона Чехова. А еще четыре фабрики и мужской монастырь.

ОТ СТАНЦИИ ЛОПАСНЯ ДО МОЛОДОГО ГОРОДА

Село Лопасня стало городом Чеховом лишь в 1954 году, хотя место это, так сказать, намоленное. Сама Лопасня - некогда город с многовековой историей, причина многолетней распри рязанских и московских князей. Да и Мелихово Антон Павлович купил не просто так: усадьбу он приобрел у театрального художника Сорохтина за 13 тысяч рублей. Прежний хозяин строил дом в духе театральных декораций: стрельчатые окна, вит ражи… «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке... Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни...» - писал он.


«Мелиховское сидение»

У семьи Чеховых была мечта обзавестись собственным уголком, которым они могли бы распоряжаться как хотели. Им давно уже наскучило жить в съёмной квартире в Москве, в которой они не видели родного приюта и прибежища души. Задумка купить собственный хутор появилась у А.П.Чехова ещё в то время, когда он жил в Сумах Харьковской губернии. Известно, что чуть было не состоялась покупка имения в Сорочинцах, близ гоголевского Миргорода. Наконец, зимой 1892 года давнишняя мечта Чеховых осуществилась. По объявлению в газете «Курьер» была приобретена усадьба Мелихово, находившаяся в 13 верстах 1 верста = 1066,781 метр. от станции Лопасня Московско-Курской железной дороги. Мелихово представляло собой площадь земли в 213 десятин 1 десятина = 1,45 га., с усадьбой, лесами, пашнями и лугами, которые А.П.Чехов называл «великим герцогством». Имение было куплено за 13000 рублей у театрального художника Н.П.Сорохтина, который, отправляясь вскоре за границу, спешил продать Мелихово и поэтому запросил за него не очень большую сумму.Для того чтобы замаскировать то, что усадьба находилась не в очень хорошем состоянии, бывший хозяин решил перекрасить дом и близлежащие постройки, дабы не видно было изъянов стен. Так как покупка осуществлялась зимой, остальных изъянов имения под снегом совсем не было заметно.

Вот первые впечатления о Мелихове брата Антона Павловича, Михаила Павловича Чехова: «Все постройки были выкрашены в яркие, свежие цвета, крыши были зелёные и красные, и на общем фоне белого снега усадьба производила довольно выгодное впечатление». Только вот по весне, когда начал таять снег, новых хозяев ожидали многочисленные сюрпризы - «непрактичные», как выразился М. П. Чехов, хозяева поплатились за свою доверчивость. Правда, некоторые сюрпризы оказались очень даже приятными: например, в саду вдруг появилась целая липовая аллея, которую раньше было не видно за глубоким снегом; вылез из-под сугроба целый стог соломы, который раньше считался чужим.

М. П. Чехов напишет позже: «Никто никогда не покупает имения зимою, когда оно погребено под снегом и не представляется ни малейшей возможности осмотреть его подробно, но мы оба [с А. П. Чеховым] были тогда совсем непрактичны, относились доверчиво ко всем…»

Семья Чеховых вложила немало средств и сил на обустройство своего родового гнезда. Был расчищен парк, посажены новые плодовые деревья, выкопан пруд. Дом скромной архитектуры, более похожий на летнюю дачу, оставили без изменений. С утра и до позднего вечера Чеховы работали не покладая рук. Был установлен трудовой режим дня.

Чехов занимался посадкой цветов и деревьев. Антон Павлович очень любил фруктовые деревья, мечтал посадить вишневый сад, о чем он ни раз упоминал в своих записных книжках и письмах. «С самого раннего утра, часто даже часов с четырех, Антон Павлович был уже на ногах. Напившись кофе, он выходил в сад и подолгу осматривал каждое фруктовое дерево, каждый куст, подрезывал его или же долго просиживал на корточках у ствола и что-то наблюдал». «Творческая деятельность была его стихией. – Вспоминает М. П. Чехов о брате. - Он сажал маленькие деревца, разводил из семян ели и сосны, заботился о них, как о новорожденных детях и в своих мечтах о будущем был похож на того полковника Вершинина, которого сам же вывел в своих «Трех сестрах».

По инициативе Антона Павловича в усадьбе и за ее пределами было посажено много деревьев, проведены новые аллеи. Чехов говорил, что близость к природе является необходимым элементом счастья. Письма его из Мелихова заполнены описаниями природы. «После обеда Чехов уходил в спальню, запирался там и обдумывал сюжеты, если его не прерывал Морфей. А затем с трех часов дня и вплоть до семи вечера трудились снова».

Итак, в 1892 году в одном из своих писем Чехов написал: «Станция Лопасня Московско-Курской дороги. Это мой новый адрес...»
Сегодня эта станция переименована в честь знаменитого писателя, и, подъезжая, к ней на указателе можно прочесть: Чехов. Здание станции осталось прежним. Строилась она 150 лет назад, когда Лопасня была большим торговым селом, в котором слились три села – Бадеево, Садки и Зачатье, с населением в полторы тысячи человек. Каждый день на станцию высылались лошади за гостями и за почтой. Простая корреспонденция приходила на станцию и выставлялась в застекленном шкафу у начальника станции. За заказными письмами и посылками ездили в Серпухов. Телеграммы тоже направлялись в Серпухов и доставлялись оттуда посыльными сотскими за особую плату. По просьбе Чехова на станции Лопасня стали останавливаться курьерские поезда, по его инициативе здесь в 1896 году открыто почтовое отделение и телеграф. Деревянный домик с мемориальной доской, напоминающей об организации Чеховым Лопасненского почтового отделения, стоит сейчас недалеко от станции на фоне девятиэтажных зданий. Отсюда и начинается дорога в Мелихово.

«Дорога от станции – 9 верст, все время идет лесом, – писал Антон Павлович, – оврагов и круч нет. Кругом тишь, гладь да божья благодать. Есть одна речка по пути, да и та воробью по колено... была бы охота ехать, а проезд всегда есть...»

О дороге от станции к Мелихову можно прочесть во многих письмах Чехова, она зачастую упоминается в его рассказах. Один из населённых пунктов, встречающихся нам на пути, - Крюково. Из грязного, зловонного села, описанного в повести «В овраге», теперь оно превратилось в благоустроенный рабочий посёлок. Следующее на нашем пути село - Новосёлки. Если въезжать в Новосёлки со стороны Крюкова, то первое, что бросается в глаза,- это стоящая справа от дороги школа, построенная А. П. Чеховым, а слева – старинная церковь, сооружённая в 1757 году. С этой церковью связаны первые воспоминания писателя о Мелихове. «У нас пасха, - пишет 6 апреля 1892 года Чехов Суворину.- Церковь есть, но нет причта. Причт - состав священнослужителей.… Церковь ветхая, холодная, окна с решётками, плащаница – это доска в 1? аршина 1 аршин = 711,19 мм. длиной с тусклым изображением. Пасхальную утреню пели мы, то есть моя фамилия и мои гости, молодые люди…» Примечательно то, что отец А. П. Чехова, П. Е. Чехов, был регентом одной из церквей, когда семья жила в Таганроге, поэтому он взял на себя ответственность за службы в Мелиховской церкви. С тех пор почти ни одна служба не обходилась без Чеховых. Дальше, за леском, село Васькино, принадлежавшее И. Д. Щербатову, сыну известного историка. В старом липовом парке стоит дом, связанный с именем декабристов Ф. П. Шаховского и И. Д. Якушкина, а также А. С. Грибоедова и П. Я. Чаадаева.

Вернёмся непосредственно к владениям писателя.
В числе первых корреспондентов, писавших о чеховских местах, были известный литературовед Юрий Соболев и поэт Иван Белоусов. О поездке в Мелихово, предпринятой около 90 лет назад, в книге «По родным местам» рассказано так: «Красные ворота, широкий двор, низкие постройки. Вот они и есть, Чеховские владения… Расстилается луг. Влево – кипа деревьев, прямая, как ремень, берёзовая аллея. Это за пределами ограды. А там, за воротами, виден сад, барский дом, службы. С посланным, принесшим нам разрешение на осмотр, входим во двор.

«У меня наивный двор»,- писал о нём Чехов. И, правда, что-то ужасно милое, наивное в этих невысоких амбарах, строениях, конюшнях. Поражает изобилие изгородей, заборов, перегородок, плетней…» Заметим, что эта зарисовка была сделана уже после смерти Чехова, когда хозяином имения стал барон Стюарт. Итак, мы входим на территорию чеховского Мелихова. Посмотрим направо – там стоит одноэтажный дом с затейливыми окнами. Это и есть дом писателя. Несмотря на небольшой размер, этот дом поражает своим уютом и тёплой атмосферой. Расположение комнат напоминает маленький лабиринт. Недаром Чехов, показывая свой дом, чтобы тот казался больше, водил гостей по кругу, по одним и тем же комнатам, выдавая их за разные; причём никто не замечал подвоха. Входим в дом. Сразу оказываемся в прихожей. Это помещение примечательно тем, что в нём разноцветные окна. Ещё мы здесь видим платяной шкаф, вешалку на стене, зеркало в резной раме… Здесь встречали гостей – званых и незваных, отсюда, спешно одеваясь, выходил Чехов, чтобы отправиться к очередному больному. На вешалках висят зимнее пальто Павла Егоровича Чехова, демисезонное пальто Антона Павловича, стоят трости. На полочке – зимняя шапка с бобровым околышем, фетровая шляпа, картуз Чехова. На столике у окна стоит керосиновая лампа, резервуар которой украшен барельефами в виде амуров. Зеркало на стене прихожей отражало самых разных людей, внешность и характеры которых попадали на страницы чеховских рассказов. Сельские учителя, врачи, фабриканты, крестьяне, художники, актёры, начинающие писатели, поклонницы таланта и так далее. Многочисленные больные тоже заходили в прихожую. Пройдя через прихожую, мы попадаем в одну из самых значимых частей дома. Рабочий кабинет Чехова в Мелихове ещё при его жизни описал Жюль Легра - французский журналист, профессор Бордоского университета: «По стенам библиотечные полки с нагромождёнными на них без системы книгами по медицине и литературе. Кругом расставлены безделушки из тонкой бронзы и слоновой кости, вывезенные с Дальнего Востока. На подоконнике большого окна – склянки с лекарствами, кое-где портреты, в том числе портрет Толстого, на стене, над диваном, где я лежу, миниатюрная акварель, изображающая лужайку с тремя берёзами, серебристые стволы…»

У тройного «итальянского» окна кабинета стоит письменный стол, на нём – керосиновая лампа с рефлектором, свечи в бронзовых подсвечниках. Здесь же – атрибуты писательского труда: перьевая ручка, чернильница, простой карандаш. Весы для взвешивания конвертов, марки в коробочке, палочка сургуча, которым запечатывали письма,- свидетели переписки Чехова. Письма, впервые изданные сестрой писателя, являются ценнейшими документами, отразившими творческие удачи и переживания писателя, тяжёлый труд врача, тревоги и надежды общественного деятеля, хлопоты хозяина имения. Рядом с письменными принадлежностями лежат каталоги семян, которые Чехов выписывал и покупал в московских магазинах для своего хозяйства. «Если бы не литература, я мог бы стать садовником» «…И чувствую себя дома»,- любил говорить писатель.

В Мелихове Чехову приходилось каждодневно выступать в роли врача. Об этом напоминают дорожная аптечка, каталог медицинской литературы, первый лист медицинского отчёта за 1892 год. Над столом писателя – фотографии Тургенева и Толстого. Этих двух литераторов Чехов ставил выше остальных и говорил: «Толстой в душе никогда не постареет. Язык устареет, но он всегда будет молод». А про Тургенева: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него» Н. Бунтина «…И чувствую себя дома», очень много символических вещей. Например, над шкафчиком-аптечкой, висящим на стене,- резное блюдо с надписью: «Чай пить – хозяйку любить». Этот скромный предмет – свидетельство активной общественной деятельности писателя. На таком деревянном блюде крестьяне села Талеж - поднесли Чехову «хлеб – соль» по случаю открытия школы, выстроенной на его средства в 1896 году. «Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…» - говорил Чехов, и слова его находили воплощение. Во-первых, в окрестностях своей усадьбы он построил три школы: в Талеже, в Новосёлках, и в самом Мелихове, которые были признаны лучшими в Московской губернии. К сожалению, до наших дней сохранилась только одна из них, в Новосёлках. Кроме того, писатель построил колокольню около мелиховской церкви, хлопотал об открытии почтового отделения при станции Лопасня, проведении шоссе. Чехов дорожил всякой возможностью войти в деревенскую жизнь, лучше узнать ее нужды. Именно эти соображения заставили его принять участие во Всероссийской переписи 1897 г. «В 1897 году Антон Павлович принял деятельное участие в народной переписи. Он по опыту знал, насколько это дело сближает человека с народом. Ему принадлежала перепись всего населения острова Сахалина, произведенная им по своему почину и собственным средствам еще в 1890 году. Теперь он участвовал в переписи вновь. Он изучил мужицкую жизнь во всех проявлениях, близко сошелся со всеми своими соседями-крестьянами, которым он и до этого всегда готов был дать добрый совет и как врач и как человек, и эти семь лет «мелиховского сидения» не прошли для него даром. Они наложили на произведения этого периода свой особый отпечаток, особый колорит. Это влияния Мелихова признавал и он сам».

Будучи не только талантливым писателем, но и отличным доктором, Антон Павлович Чехов пользовался у жителей Мелихова и окрестных сел большим уважением и любовью. Они ценили «своего» доктора, всегда были приветливы и ласковы с чеховской семьей. Чехов создал у себя настоящий приемный пункт. Ежедневно с 5 до 9 часов утра он вел прием у себя дома, ездил к больным за десятки верст во всякую погоду. В 1892-1893 гг. врачебная деятельность Чехова превратилась в большое общественное дело. Это были годы, когда средней полосе России угрожала холера. Антон Павлович взял на себя всю работу по организации врачебного пункта в Мелихове. Чехов оборудовал мелиховский врачебный участок главным образом на свои личные средства. Он снял избу под амбулаторию, старался обеспечить пункт необходимым оборудованием, добиваться разрешения на приглашение фельдшерицы. «На его долю выпала тяжелая работа: средствами земство не обладало; кроме одной парусиновой палатки, во всем участке Антона Павловича не было ни одного, даже походного барака, и ему приходилось ездить по местным фабрикантам, унижаться перед ними и убеждать их со своей стороны принимать посильные меры к борьбе с холерой. О том, как его иногда встречали в таких случаях даже высокопоставленные люди, от которых, казалось, можно было бы ожидать полного содействия, свидетельствуют его письма к Суворину, в которых он описывает ему свои визиты к графине Орловой-Давыдовой и к архимандриту знаменитой, владевшей миллионами, Давыдовой пустыни. Но были и такие люди, которые охотно шли навстречу хлопотам Антона Павловича и сами предлагали ему помещения под бараки и оборудовали их». Готовясь к борьбе с надвигающейся холерой, Чехов принимает активное участие в комиссии, которая распространяла среди крестьян медицинские сведения о холере, выступает по этому поводу на сельских сходках. «Несколько месяцев писатель почти не вылезал из тарантаса. В это время ему приходилось и разъезжать по участку, и принимать больных у себя на дому, и заниматься литературой. Разбитый, усталый, возвращался он домой, но держал себя так, точно делал пустяки, отпускал шуточки и по-прежнему всех смешил…»А. П. Чехов закончил свою деятельность на мелиховском врачебном пункте 15 октября 1892 г. По предложению Санитарного совета Серпуховское уездное земское собрание постановило: «Благодарить А. П. Чехова за принятое им бескорыстное участие в деле врачебной организации уезда».

«Деятельность по борьбе с холерой и знакомство Антона Павловича с земскими деятелями имели своим следствием то, что писатель был избран в земские гласные. Антон Павлович стал охотно посещать земские собрания и участвовать в рассмотрении многих земских вопросов. Но больше всего его интересовало народное здравие, народное образование. Остаётся только удивляться, когда Чехов находил время для литературы. Он не только много писал, но и много читал, о чём свидетельствует заставленный книжными шкафами кабинет, который описывает Жюль Легра. Рядом с этими шкафами – кресло-качалка, в котором любил сидеть Чехов в редкие минуты отдыха. Над ним – этюд кисти Левитана, часто бывавшего у писателя в гостях, «Усадьба Бабкино». На восточной стене кабинета, среди фотографий, ещё несколько работ Левитана: «Река Истра», акварели «На тяге» и «Мелиховский пейзаж». Известно, что «Мелиховский пейзаж» был написан художником в 1895 году, в какие-нибудь 10 – 15 минут, во время одного из его визитов в Мелихово. Такова обстановка рабочего кабинета А. П. Чехова. Но работал писатель не только в своём кабинете.
Часто по ночам он писал в спальне, придвинув стол к кровати. А весной 1896 года он на время отдал свой кабинет сестре для занятий живописью, перебравшись в её комнату, где написал повесть «Моя жизнь». Комната Марии Павловны Чеховой представляет собой уютное, по-женски обставленное помещение. На стенах можно увидеть работы Марии Павловны, которая была отличным живописцем: подмосковная неяркая природа, невысокий дом с тройным окном чеховского кабинета, белеющая на берегу пруда купальня, скромные мелиховские пейзажи, портрет Дуни Чуфаровой – местной крестьянки. Ну а на самом видном месте висит портрет любимого брата, А. П.Чехова (работа Н. Чехова), который занимал центральное место не только в комнате, но и в сердце М. П. Чеховой. Интересно, что именно в мелиховские годы её талант выразился особенно ярко – удивительное сходство с особенностью творческого подъёма брата. Видно, обретение собственного «куска земли», своего дома, сыграло большую роль в жизни каждого обитателя этого дома. Ещё к одному примечательному месту в доме можно отнести так называемую «Пушкинскую» комнату, использовавшуюся в качестве гостиной: здесь ставили диваны и кресла, в которых гости слушали музыку и беседовали. Своё название это помещение получило благодаря портрету А. С. Пушкина, висящему на стене, который был подарен сестре Чехова её ухажёром, полтавским помещиком А. И. Смагиным. Но «пушкинская» было далеко не единственным названием этой комнаты. Её также называли «диванная», «тёмная», «газетная», «угловая» и тому подобное. Вообще, Чехов был любителем давать оригинальные названия различным уголкам своего имения. Например, отдаленный лесной участок справедливо именовался «Дальний Восток», уголок усадьбы с хозяйственными постройками стал «наивным двором», само Мелихово называлось «герцогством». Здесь были и «левитановская горка», и «аллея любви» - любимая липовая аллея писателя, в которой он мечтал построить домик для творчества. Также в Мелихове рос когда-то «Мамврийский дуб». По библейской легенде, под Мамврийским дубом в Палестине Авраам принял Бога, на котором был скворечник под названием «Питейный дом братьев Скворцовых». Этот самый дуб запечатлён на одной из фотографий, висящих на стене в «Пушкинской». А соседняя фотография запечатлела ещё одну достопримечательность – пруд «Аквариум», действительно напоминающий аквариум своими размерами.

Но настоящей жемчужиной мелиховского музея является флигель, выстроенный Чеховым в 1894 году. Это небольшой беленький домик с ажурной резьбой, затейливым балконом, высокой двускатной тесовой крышей. Он стоит в центре сада, как сказочный терем. 11 марта 1893 года Антон Павлович писал: «Купили сруб для кухни и заказали сруб для флигеля, предназначенного для Ивана и Иваненко; флигелек будет построен в саду, около забора, против аллеи любви, так что в то же время будет служить сторожкой». Через год, 21 апреля 1894 года, он писал А. С. Суворину: «Начинаю строить хорошенький флигель». А уже 26 июня 1894 года с восторгом сообщал ему: «Флигель у меня вышел мал, но изумителен. Плотники взяли за работу 125 рублей, а устроили игрушку, за которую на выставке мне дали бы 500 рублей». Цитируется по. Вначале флигель предназначался для гостей. В нем месяцами жили приезжавшие родные, останавливались друзья, знакомые, но флигелек так полюбился Чехову, что он постоянно работал в нем летом, а потом перебрался туда окончательно. В этом крошечном домике всего 20 квадратных метров жилой площади и холодные сени. Но планировка комнат так продумана, что уютный домик кажется просторным. На балконе установлен флагшток. Когда Чехов бывал дома, поднимался маленький красный флажок как сигнал местным жителям, что к хозяину флигелька можно приходить за советом и медицинской помощью. Антон Павлович в летнее время принимал больных в сенях флигеля. Готические окна с цветными стеклами придавали этой комнате веселый живописный характер. Здесь висит шкаф, где до наших дней сохранились лекарства – и те, которыми пользовался сам Чехов, и те, что предназначались для его пациентов. На столике – медицинские инструменты Чехова, рецепты, им выписанные. В углу стоит докторский умывальник. Из маленькой прихожей двери ведут в спальню и рабочий кабинет.

На флигеле мемориальная доска с надписью: «Мой дом, где была написана «Чайка». А. П. Чехов». Эта надпись даёт нам понять, что мы приблизились к месту, которое стало почвой для создания одного из самых известных чеховских произведений. Мелиховское влияние на творчество А.П.Чехова. Несомненно, Мелихово сыграло неоценимую роль в творчестве А. П. Чехова. Недаром мелиховский период считается периодом расцвета Чехова как писателя. Несмотря на то, что он провёл там всего семь лет, за это время было создано более сорока самых известных произведений. Вот что пишет Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, обращаясь к музею: «В его [Чехова] повестях, рассказах и письмах много раз возникает дорогое сердцу Мелихово, которое было предметом его самых сердечных забот, беспокойств, касался ли вопрос воспитания деревенских ребятишек или медицинской помощи». За мелиховский период были написаны такие рассказы, как «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Анна на шее», «Ариадна», «Чёрный монах», «Остров Сахалин», «Дядя Ваня», «Палата №6», «3 года», «Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Мужики», не говоря уже о пьесах «Чайка» и «Дядя Ваня». И все эти произведения пропитаны мелиховскими впечатлениями, которые начинаются от самой дороги к усадьбе. Итак, дорога от станции Лопасня к Мелихову. Здесь, у железнодорожного переезда, стояла подвода, на которой ехала из города сельская учительница Мария Васильевна, героиня рассказа «На подводе». Погруженная в тяжелые, безрадостные думы о дровах, экзаменах, пьяном стороже и грубом попечителе, она не замечала ни согретого дыханием весны прозрачного леса, ни черных стай, кружившихся в поле над громадными лужами, похожими на озера, ни бездонного неба. Подвода остановилась перед шлагбаумом. Мимо нее проходил курьерский поезд. И вдруг на мгновение Марии Васильевне показалось, что на площадке вагона она видит свою умершую мать. Она даже вскрикнула: «Мама!», но поезд промчался. Видение исчезло, и осталась опять страшная действительность, из которой не было выхода. Впереди ее ожидала тяжелая дорога, тесная и грязная школа, грубый попечитель, у которого нужно выпрашивать деньги на дрова, и пьяный сторож, бьющий учеников. И еще раз вспоминается этот рассказ, когда переезжаешь мост около Новоселок (на месте прежнего брода) через извилистую речку Люторку. Близлежащий город Серпухов, где Чехов был выбран земским гласным и куда он часто ездил из Мелихова, также нередко промелькивает в его рассказах. Например, встречается нам в рассказе…уездный город с двумя монастырями, название сельца – Мироносицкое. Сразу вспоминаются приметы старого Серпухова с церковью жен-мироносиц на окраине. Уехали Мисаил и Маша в деревню Дубечня во время строительства железной дороги, и, действительно, в то время строилась Павелецкая железная дорога. Кроме того, скорее всего, именно в этом «городе С.» мы видим Дмитрия Ионыча Старцева. А когда он едет в село Дялеж, нельзя не вспомнить село Талеж, находящееся неподалёку от Мелихова. Герой рассказа «Человек в футляре» Беликов тоже ходит по узеньким улицам «г.С», белокаменного города Серпухова. Жизнь Серпухова не могла пройти мимо внимательных глаз писателя. Связь с этим городом началась у него задолго до покупки Мелихова. Его товарищ по гимназии Василий Васильевич Зембулатов вместе с Чеховым поступает на медицинский факультет, живет в семье Чеховых «на хлебах», а по окончании университета многие годы работает в Серпухове железнодорожным врачом. Университетский товарищ Чехова, санитарный врач Петр Иванович Куркин тоже живет и работает в Серпухове. Обратимся к ещё одному факту, отразившемуся в творчестве писателя. Известно, что сосед Чехова по имению князь Сергей Иванович Шаховской, внук декабриста Ф. П. Шаховского, который помогал ему во всех общественных делах, разорился и продал свое имение инженеру В. М. Семенковичу. А тот в старой дворянской усадьбе открыл дорогой пансионат для московских дачников. Вероятно, именно этот случай вспомнился А.П.Чехову при работе над «Вишневым садом». А вот несколько выдержек из дневника А.П.Чехова, говорящих о ходе его работе в Мелихове:- Октябрь 1892 года: «Написал две небольшие повести, одну сносную, другую скверную». Сносная – это «Палата № 6», скверная – это «Рассказ неизвестного человека».- Июль 1893 года: «Сдал в печать свой «Сахалин», «Написал я также повестушку в два листа «Черный монах»... если автор изображает психически больного, то это не значит, что он сам болен. «Черного монаха» я писал без всяких унылых мыслей, по холодном размышлении... Монах же, несущийся через поле, приснился мне. Я, проснувшись утром, рассказал о нем Мише».- Ноябрь 1895 года: «Теперь пишу маленький рассказ «Моя невеста». У меня когда-то была невеста... Мою невесту звали так: «Мисюсь». Я ее очень любил. Об этом я пишу».- Ноябрь 1896 года: «К концу лета у меня была готова повесть в пять листов «Моя жизнь» (другого названия я не сумел придумать), и я рассчитывал привезти ее с собой в Ясную Поляну, в корректурных листах. Теперь она печатается в «Приложениях Нивы», и я чувствую к ней отвращение, так как по ней проехала цензура и многие места стали неузнаваемы».

В повести «Моя жизнь» почти на каждой странице разбросаны мелиховские впечатления: переезд ранней весной в запущенную усадьбу и устройство в ней, взволнованное отношение к природе, сложность взаимоотношений с крестьянами, постройка деревенской школы и т. д. Можно предполагать, что, давая в повести проницательную характеристику русского крестьянина, Чехов опирался на свои мелиховские впечатления. Герои повести Мисаил и Маша строят школу в Куриловке – Чехов во время работы над этой повестью строит школу в Талеже. Строительство школы, а затем и её открытие описано Чеховым по личным впечатлениям. Дубечня, имение инженера Должикова, действительно существует в шести километрах от Мелихова. Названия лесных угодий Бышеевка и Семениха тоже из Мелихова, участки эти расположены по соседству с чеховским имением. Строительство железной дороги, описанное в «Моей жизни» и «Новой даче», Чехов наблюдал сам в мелиховские годы. Тогда в юго-восточной части Серпуховского уезда прокладывалась Павелецкая железная дорога. Жизнь в Мелихове заставила А. П. Чехова по-новому подойти к изображению деревни. У него появилась возможность лучше узнать нравы крестьян и окунуться в крестьянскую жизнь. В рассказах «В овраге» и «Мужики» тоже на каждой странице сквозят мелиховские картины и персонажи. Рассмотрим рассказ «Мужики». К сожалению, ни в письмах А.П.Чехова, ни в воспоминаниях его брата М. П. Чехова нет указания на то, какие именно мелиховские картины и персонажи отразились на страницах чеховской повести. На первый взгляд пейзаж деревни Жуково в «Мужиках» ничем не напоминает Мелихово. Нет в Мелихове ни речки, ни белой церкви, ни родника. И все-таки жители Мелихова всегда узнавали в «Мужиках» свою деревню. В 20-е годы в серпуховской газете «Набат» и в 1937 году в журнале «Колхозное производство» писали даже так: «Вам и сейчас покажут в Мелихове избу Чикильдеевых». В начале 50-х годов современник Чехова Михаил Прокофьевич Симанов, а также и другие старожилы утверждали: «Да, были такие...» Показывали, что изба Чикильдеевых стояла в Наумовской слободе недалеко от церкви, третья с краю. По повести, в гости к Чикильдеевым приходили Леонычевы, Матвеичевы, Ильичевы. Чехов перечисляет здесь подлинные фамилии мелиховских крестьян. А крайняя изба была когда-то трактиром. Помнили они и Кирьяка. Говорили, что он был лесником у помещика Кувшинникова. Лесная сторожка, где жил Кирьяк, была на границе со вторым чеховским участком, который здесь с тех пор зовется «Дальний Восток». Но вспоминали о Чикильдеевых не очень охотно, всем тоном разговора показывая, что не в них суть. Главное, что в повести описаны они сами, их жизнь, их нищета, их горе и беды.Жуково из чеховской повести называлось еще Холуевкой, потому что из нее уходили на заработки в город и устраивались лакеями в трактирах, официантами, коридорными в ресторанах и гостиницах. М. П. Симанов говорил, что Холуевкой звали в Мелихове несколько домов в южной части села.Узнавали мелиховцы и описание пожара, только говорили, что был он не на успенье, «а, кажись, на здвиженье». Описание этого пожара есть в воспоминаниях Александра Павловича Чехова.«В избе мотали шелк... шелк брали с ближней фабрики, и вся семья вырабатывала на нем немного – копеек двадцать в неделю». Воспоминания об этом промысле сохранились в Мелихове до сих пор. Шелк брали в волостном селе Бавыкине, и перемоткой его занимались жители всех окрестных сел.«Старик Осип продавал сено люторецкому барину, бабы косили сено на лоску». Выражение «люторецкий барин» – от названия деревни Люторецкое, что в восьми километрах от Мелихова, а лоском в Мелихове называют большие лесные поляны (выражение чисто местное, вряд ли где еще встречающееся). Старуха уезжает лечиться в уездный город, где было два монастыря и 27 церквей. Именно таким был город Серпухов. Кроме того, в рассказе «Мужики» крестьяне поют песню: Люблю я цветы полевые, Люблю их в лугах собирать. Люблю я глаза голубые, Люблю их всегда целовать. Эту же песню любили петь мелиховские девушки, работая в поле или собирая ягоды. Но ещё больше связана с Мелиховым пьеса «Чайка», посвященная проблемам искусства. По словам Чехова, всякое художественное произведение непременно должно выражать какую-нибудь мысль. Этой идейной направленности не хватает героям пьесы – ни писателю реалисту Тригорину, который пишет жизнь только такой, какая она есть, ни декаденту Треплеву, ушедшему от действительности в мир прозрачных образов и символов. Только Нина Заречная находит путь к настоящему искусству. Ценою тяжелых жертв и разочарований, неустанно работая над собой, она становится настоящей актрисой. Пьеса «Чайка» очень тесно связана с Мелиховом и сюжетом, и прототипами своих героев, местом действия и пейзажем, и целым рядом других, более мелких деталей. Бывавший в Мелихове Вл. И. Немирович-Данченко писал: «Благодаря озеру и саду, в лунные ночи и закатные вечера Мелихово было очень красиво и волновало фантазию. Здесь Чехов писал «Чайку», и много подробностей в «Чайке» навеяно обстановкой Мелихова. По крайней мере я не могу отделаться от впечатления, что сцена, которую устраивает Треплев, прошла на этой аллее, идущей к озеру, и «в доме играют», и «красная луна», и лото в четвертом действии».

Высказывались предположения, что прототипом кабинета Треплева послужил мелиховский кабинет Чехова, а также что жалобы талежского учителя Михайлова писатель вложил в уста Медведенко. А. П. Чехов, посетивший в 1894 г. Талежскую школу, пишет: «Учитель получает 23 рубля в месяц, имеет жену, четырех детей, и уже сед, несмотря на свои 30 лет. До такой степени забит нуждой, что, о чем бы вы ни заговорили с ним, он все сводит к вопросу о жаловании. По его мнению, поэты и прозаики должны писать только и прибавке жалованья».

Много мелких подробностей мелиховского быта нашло отражение в этой пьесе. Частой посетительницей мелиховской усадьбы была подруга Марии Павловны – Лидия Стахиевна Мизинова. Она была влюблена в Антона Павловича, по чувство ее не встретило ответа. Позднее Лидия Стахиевна увлеклась модным в те годы беллетристом И. Н. Потапенко. Именно с её судьбой связывают образ Нины Заречной, юной девушки, мечтающей о сцене и славе, пережившей горчайшие испытания. Чехов с большой душевной болью и сочувствием рассказал в «Чайке» печальную историю неудачной любви Л. С. Мизиновой и через образ Тригорина сурово осудил И. Н. Потапенко. Это сходство судьбы главных героев пьесы с судьбой их прототипов особенно ясно почувствовали прежде всего, те кто так или иначе послужили прообразами героев. В рассказе «На подводе» перед нами проходят однообразная, серая жизнь сельской учительницы, работающей без любви к делу, живущей без семьи, без близких, в полном одиночестве, морозы и метели, непролазная грязь на дорогах, безысходная деревенская нужда. Этот рассказ, написанный в 1897, году тоже вырос из мелиховских впечатлений. Записная книжка Чехова свидетельствует о том, что многие факты из жизни самого писателя послужили сюжетами для его произведений этого периода. Так, в записной книжке Чехова описан случай из его земской врачебной деятельности, давший материал для рассказа «По делам службы»: «Земецрастратил и застрелился. Я со становым поехал вскрывать его. Приезжаем. Лежит на столе. Поздно. Отложили вскрытие до завтра. Становой уехал к соседу играть в карты. Я лег спать. Дверь то открывалась, то закрывалась опять. Казалось, что мертвец ходит».

Мелиховские впечатления завершили круг наблюдений Чехова над оскудением русского дворянства, которое он показал в своих произведениях 90-х и 900-х годов. Разорение дворянских гнезд с их отжившими формами полукрепостнического уклада становилось бытовым явлением в 80-х и 90-х годах. В произведениях мелиховского периода писатель уделяет этой теме большое внимание, изображая различные стороны этого процесса. Через большинство произведений Чехова 90-х годов проходит поэтический образ природы, образ сада. Безусловно, многие описания природы навеяны писателю жизнью в Мелихове, увлечением садами, посадками деревьев и цветов. Не могут не прийти на ум слова Астрова в пьесе «Дядя Ваня»: «…Когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти, и что, если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я».

Или, например, описание чудесного сада Песоцких в рассказе «Черный монах»: «Таких удивительных роз, лилий, камелий, таких тюльпанов всевозможных цветов, начиная с ярко-белого и кончая черным, как сажа, вообще такого богатства цветов, как у Песоцкого, Коврину не случалось видеть нигде в другом месте».

«В Мелихове возник самый сильный и поэтический у Чехова образ природы – образ вишневого сада, как символа новой жизни. На обложке третьей записной книжки Чехова, датированной 1897-1904 гг., имеется запись: «Вишневый сад». Затем следует дневниковые записи, относящиеся к мелиховскому периоду».

После смерти отца А.П.Чехова в 1898 году, семья Чеховых перебралась в Ялту, а затем писатель вместе с женой уехал в Германию, в город Баденвейлер, где и скончался в 1904 году. Имение в Мелихове было продано барону Стюарду. Сразу после смерти Чехова Мелихово стали посещать поклонники его творчества. Местные крестьяне рассказывали им о мелиховской жизни писателя. Известно, что одним из первых экскурсантов был композитор Илья Сац, автор музыки к спектаклям Московского художественного театра.

носит имя Антона Павловича. Колхоз имени Чехова - один из передовых колхозов Чеховского

района с высокоразвитой сельскохозяйственной техникой и культурой производства.

Дорога в современное Мелихово идет по старому булыжному шоссе вдоль длинных березовых

и липовых аллей. Но вот аллеи заканчиваются, и открывается широкая панорама колхозного

строительства. Рядами тянутся новые постройки животноводческих ферм, соединенные

подвесными дорогами, высятся силосные башни, стрелы подъемных кранов, решетчатая вышка

новой артезианской скважины.

Неизмеримо выросли и культурные запросы. Повсюду в деревне видны мачты радиоантенн,

появились телевизоры. По вечерам жители Мелихова собираются в клубе, чтобы посмотреть

кинокартину, послушать концерт, интересную лекцию и беседу, почитать газеты и журналы.

Часть территории Мелихова отведена под заповедник, где размещается музей-усадьба Антона

Павловича Чехова.

Музей организован в 1944 году по решению исполнительного комитета Московского областного

Совета депутатов трудящихся.

В 1951 году по решению правительства на территории чеховской усадьбы открыт памятник -

бронзовый бюст А. П. Чехова.

В скромном флигельке восстановлена обстановка, которая была при жизни Чехова. Полностью

реставрирован основной дом писателя, где будет размещена литературная экспозиция и

восстановлены личные комнаты Антона Павловича.

Мелихово стало драгоценным памятником национальной культуры, таким же, как Михайловское

Пушкина, Спасское-Лутовиново Тургенева, Ясная Поляна Толстого.

Десятки тысяч экскурсантов посещают ежегодно мелиховский музей.

В книге отзывов можно найти такие записи:

«Я очень обрадован новыми переменами в музее незабвенного Чехова, чудесного писателя и

замечательного русского человека, - пишет журналист М. Фролов. - Так и думаешь - вот

выйдет он сам, живой, приветливый, гостеприимный хозяин флигелька и пожмет руки людям

нового поколения, приход которого он так чувствовал».

«Надо поблагодарить товарищей, которые задумали и осуществили реставрацию этого

флигеля, - замечает писатель Ардов. - Нет цены таким уголкам жизни великих людей, и те, кто

любит Чехова, а таких миллионы, с благоговением будут входить в этот крохотный домик. Как-то

писались жемчужины русской прозы и драматургии - вещи Чехова».

Внук Л. Н. Толстого, И. И. Толстой, побывавший в музее в один из воскресных дней, написал:

«Мелихово. Сотни машин. Тысячи посетителей. Это все свидетельство огромной любви к

строителям русской культуры».

«Как это хорошо, что русский народ дал много замечательных людей, которые прославили

Россию, - пишут студенты Московского авиационного института, - среди них в Первых рядах -

Чехов, которого любим мы, советские люди, и честные люди всего мира. Спасибо, дорогой Антон

Павлович, за то, что ты учишь нас любить и понимать жизнь».

ПАМЯТНЫЕ МЕСТА ЧЕХОВСКОГО РАЙОНА

1. Станция Лопасня Московско-Курской железной дороги (от Москвы 79 километров).

Благодаря хлопотам А. П. Чехова в 1894 году в Лопасне стали останавливаться курьерские

поезда, что улучшило сообщение с Москвой.

было открыто Лопасненское почтовое отделение. По решению исполкома Московского областного

Совета депутатов трудящихся на здании почты установлена мемориальная доска.

2. Село Новоселки Чеховского района (от станции Лопасня 5 километров). Здесь в 1897 году А.

П. Чехов построил школу.

депутация от мужиков, просила, и у меня не хватило мужества отказаться. Земство дает тысячу,

мужики собрали 300 рублей - и только, школа обойдется не менее трех тысяч. Значит, опять мне

думать все лето о деньгах и урывать их то там, то сям. Вообще хлопотлива деревенская жизнь».

На здании Новоселковской школы, которая и сейчас существует, установлена мемориальная

3. Село Васькино (от станции Лопасня 8 километров, от Мелихова 4 километра).

Васькино входило в медицинский участок, который обслуживал А. П. Чехов. «Бывают дни, -

Вернешься из Крюкова, а во дворе уже дожидается посланный из Васькино».

Нередко бывал Чехов и у владельца васькинской усадьбы инженера В. Н. Семенковича,

племянника поэта А. А. Фета. Вместе с Семенковичем Чехов хлопотал о проведении шоссейной

дороги до станции Лопасня.

4. Село Талеж Чеховского района (от станции Лопасня 16 километров, от Мелихова 4

километра).

Талеж - самое древнее село в районе, которое впер, вые упоминается в 1328 году в Духовной

грамоте Ивана Калиты. Село расположено на живописных склонах оврага, на дне которого много

родников.

В 1896 году Чехов построил здесь школу и был ее попечителем. Школа в Талеже ке

сохранилась.

5. Деревня Горки-выселки Михневского района (от Мелихова 5 километров, от Лопасни 17

километров).

В этой деревне Чехов обычно закупал лес на строительство школ и лечил больных.

6. Поселок Новый быт (бывш. монастырь Давыдова пустынь - от станции Луч 7 километров, от

Мелихова 5 километров).

Этот монастырь входил в медицинский участок, который обслуживал А. П. Чехов. Монастырь

расположен на высоком берегу реки Лопасни в старинном липовом парке. Антон Павлович любил

приезжать сюда и показывать своим гостям красоты природы.

Сейчас здесь крупный сельскохозяйственный техни. кум. В здании бывшей монастырской

гостиницы открыта больница имени А. П. Чехова.

7. Деревня Бортнево Чеховского района (от станции Лопасня 13 километров, от Мелихова 2

километра). Чехов часто лечил жителей этой деревни. Старожилы Бортнева показывают

живописный уголок, где, по их словам, Антон Павлович любил отдыхать и подолгу что-то заносить

в свои записные книжки.

8. Село Угрюмово Чеховского района (от станции Лопасня 12 километров, от Мелихова 4

километра). Во время эпидемии холеры в 1892 - 1893 годах здесь был организован медицинский

пункт, в котором Антон Павлович принимал больных два раза в неделю.

Жизнь этой деревни послужила Чехову материалом для создания повести «В овраге».

9. Село Крюково Чеховского района (от станции Луч 4 километра, от Мелихова 5 километров).

Это фабричное село, в котором были ситценабивная и кожевенная фабрики. Здесь, так же как и

в Угрюмове, был организован медицинский пункт, в котором работал А. П. Чехов. Ему приходилось

участвовать в санитарном обследовании кожевенной фабрики, что нашло отражение в повести «В

УСАДЬБА А. П. ЧЕХОВА В МЕЛИХОВЕ

Характеристику своей усадьбы А. П. Чехов дает в письме к А. С. Киселеву от 7 марта 1892 года:

«Станция Лопасня Моск. Курск. Это наш новый адрес. А вот вам подробности. Не было хлопот,

так купила баба порося! Купили и мы порося - большое, громоздкое имение, владельцу которого в

Германии непременно дали бы титул герцога. 213 десятин на двух участках. Чересполосица.

Больше ста десятин лесу, который через двадцать лет будет походить на лес, теперь же

изображает собой кустарник. Называют его оглобельным, по-моему же, к нему подходит название

розговой, - так как из него пока можно изготовлять только розги. Это к сведению гг. педагогов и

чехов станция метро, чехов лошадиная фамилия
Координаты: 55°08′55″ с. ш. 37°29′23″ в. д. / 55.148861° с. ш. 37.489972° в. д. / 55.148861; 37.489972 (G) (O) (Я)

Станция Чехов Курское направление
Московская железная дорога
ДЦС:

ДЦС-1 Московско-Курский

Регион ж. д.:

Московско-Курский

Дата открытия:
Прежние названия:

Лопасня (до 1965)

Тип:

промежуточная

Классность:
Количество платформ:
Тип платформы:

1 островная,

Форма платформы:
Прилегающие перегоны:

Столбовая - Чехов (2), Чехов - Шарапова Охота (2)

Выход к:

Чехова ул., Привокзальная пл.

Тарифная зона:
Код в АСУЖТ:
Код в «Экспресс-3»:

Че́хов - железнодорожная станция Курского направления Московской железной дороги в одноимённом городе Чеховского района Московской области. Входит в Московско-Курский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1 Московской дирекции управления движением. По основному характеру работы является промежуточной, по объёму работы отнесена ко 2 классу.

Время движения с Курского вокзала составляет около 1,5 часов. Для электропоездов используются одна островная платформа, соединённая с подземным переходом. Станция относится к 8 тарифной зоне. Станция оборудована турникетами.

Выход на Привокзальную площадь к остановкам автобусов.

  • 1 Интересные факты
  • 2 Примечания
  • 3 См. также
  • 4 Ссылки

В период с 1954 по 1965 годы станция и город Чехов носили разные названия: посёлок городского типа Лопасня был преобразован в город Чехов в 1954 году, а станция Лопасня была переименована в станцию Чехов только в 1965 году.

Примечания

  1. Железнодорожные станции СССР. Справочник. - М.: Транспорт, 1981
  2. Справочник станций РЖД
  3. Чеховский муниципальный район Московской области. Официальный сайт.
  4. Железнодорожные станции СССР. Справочник. - М.: Транспорт, 1981.

См. также

  • Список железнодорожных станций и платформ Московской области

Ссылки

  • Расписание электропоездов
Алексеевская соединительная линия
0 Москва-Пасс.-Курская 05 03 10
Троицкий путепровод 1,7 Серп и Молот 08 10
Шоссе Энтузиастов
Москва-Товарная-Курская
На Петушки (Горьковское напр.) 4 Калитники
На Бойню
Угрешская – Андроновка (Малое кольцо МЖД) 7 Текстильщики 07
На Южный порт Северный автомобильный туннель Люблино-Сортировочное
13 Перерва
Моторвагонное депо Перерва р. Москва
15 Москворечье
Каширское шоссе 19 Царицыно 02 (Павелецкое напр.) 21 Покровское МКАД
24 Битца Варшавское шоссе
30 Бутово 12
На ВНИИЖТ
33 Щербинка Проспект имени Ленина Орджоникидзе
Б. Серпуховская
46 Кутузовская
48 Весенняя
Сергеевский путепровод 56 Львовская
ул. Вокзальная (пос.Столбовая) ул. Заводская (пос.Столбовая)
Старое Симферопольское шоссе
74 Чехов
р. Лопасня
81 Луч
Чеховский район
Серпуховский район
92 92 км
Серпуховская окружная дорога
98 Авангард
Серпуховский район
г.о. Серпухов
На Серпухов-Ветка , в Протвино

чехов лошадиная фамилия, чехов рассказы, чехов станция метро, чехов тоска

Чехов (станция) Информацию О



Рассказать друзьям