Мероприятий по краеведению. Сценарий мероприятия по краеведению « моя малая родина — кривополянье

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Массовая работа по краеведению в библиотеках Кемеровской области, обслуживающих детей и юношество
Смотрова Вера Геннадьевна,

отдела краеведения ГУК «Кемеровская

областная библиотека для детей и юношества»
В настоящее время изучение истории родного края переживает небывалый всплеск интереса. Краеведческая деятельность является одним из приоритетных направлений в работе библиотек. При организации краеведческого библиографического информирования используются традиционные и новые формы работы: экспресс-информации и бюллетени новых поступлений, выставки и обзоры краеведческих изданий; дни информации, дни краеведения, распространение информации через местную прессу, радио, телевидение, предоставление электронной информации.

Массовые формы работы всегда были одной из важных составляющих в библиотеках. Кроме традиционных форм массовой работы в библиотеках использовались дистанционные, экскурсионные и экспедиционные формы работы. В отчетном году массовые мероприятия можно разделить на 4 актуальных краеведческих блока:


  • 70-летие Кемеровской области

  • День Шахтера

  • Литературное краеведение

  • День города
Ведущим направлением из этих блоков является 70-летие Кемеровской области и именно к нему было приурочено большинство мероприятий.

В 2012 году, в преддверии юбилея Кемеровской области, библиотеками городов и районов были проведены разнообразные мероприятия, такие как:

Программы, конкурсы;

Презентации книг; встречи с поэтами и писателями, участниками Великой Отечественной войны;

Краеведческие игры, викторины;

Программы, конкурсы

Применяя различные формы массовой работы, библиотеки , в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан на 2010-2015гг.», знакомили читателей с богатой историей, культурой, традициями, с замечательными людьми родного края и города Кемерово. Работали по программе «Здесь Родины моей начало», проведена большая краеведческая библиопанорама «Люблю тебя, мой город». Например, в детской библиотеке им.А.М.Береснева работал клуб «Юный краевед», где занятия проводились по программе «Край мой, единственный в мире». Читатели знакомились с символикой, городами, народностями, промышленностью, историей и культурой Кузбасса.

Библиотека «Книжная радуга» реализует внутрибиблиотечную программу «Имя на карте Кузбасса – Кедровка». Продолжается создание электронной коллекции «Имя на карте Кузбасса – Кедровка».

В библиотеках в 2012 году разработаны и реализуются программы по краеведению: «Сердцу милый край» – 2012-2013гг. (с.Елыкаево); «Отчий край» – 2012-2015гг. (с.Силино); «Здесь Родины моей начало» – 2012-2014гг. (п.Новостройка); «Мы Береговчане!» – 2012-2013гг. (д.Береговая); «Здесь Родины моей начало» – 2012г. (п.Щегловский); «Мой край – моя гордость» – 2012г. (с.Ягуново).

Среди традиционных форм краеведческой массовой работы библиотеки провели цикл встреч в рамках программы «Земляки».

В библиотеке МБУК шесть лет работает целевая программа «Взаимообогащение национальных культур народов Таштагольского района», в рамках которой при библиотеке работают русская, немецкая и шорская гостиные. Гостиная «Шеберли Кижи» («Берегиня») служит для изучения культурного наследия, сохранения традиций и обычаев, возрождения забытых праздников шорцев.

Центральная районная библиотека реализует библиотечную целевую программу по краеведению «Библиотека. Книга. Краеведение», а Большеберчикульская сельская библиотека-филиал - программу «Мы край родной должны беречь».

В рамках программы «Доброта спасет мир» в детской библиотеке им. П.А.Мазикина МБУ «Межпоселенческая библиотека» Промышленновского района прошёл конкурс чтецов «Я вырос здесь и край мне этот дорог», посвященный 70-летию Кемеровской области и конкурс рисунков по творчеству П.А.Мазикина и А.Береснева.

В детских библиотеках МУ «Централизованная библиотечная система г.Белово» - профессиональные конкурсы «Край мой, исток мой, судьба моя», «Мой отчий край, мой лучший из миров».

Библиотеки МБУК «Межпоселенческая ЦБС Беловского района» провели цикл мероприятий. Например, в Караканской сельской библиотеке - «Наш отчий край ни в чем неповторим». Для читателей-детей села Мохово сотрудниками Центральной библиотеки проведен ряд интересных и увлекательных мероприятий: конкурсная программа «Мой отчий край – ни в чем неповторим», конкурс рисунков «Кузбасс глазами детей».

К 70-летию Кемеровской области детские библиотеки провели ряд мероприятий на городской площади: «Краеведческий калейдоскоп», «Нет в мире нашем города краше».

В модельной библиотеке с. Малая Салаирка МБУ «РЦБС Гурьевского района» прошел районный конкурс эрудитов «Это нашей истории строки» для пользователей юношеского возраста.

Проводятся конкурсы чтецов в библиотеках МАУК «Муниципальная информационно-библиотечная система» г. Кемерово; МБУ «Межпоселенческая библиотека» Промышленновского района : «Я вырос здесь и край мне этот дорог»; МБУК «МЦБС Тисульского района»: «Стихи из зерен жизни строят».

Следует отметить и конкурсы знатоков Кузбасса в библиотеках МАУК «Муниципальная информационно-библиотечная система» г. Кемерово «Я живу на земле Кузнецкой» (библиотека «Радуга»), МБУК ЦБС администрации Осинниковского городского округа «Люби и знай свой край»; МБУК «Централизованная библиотечная система» г.Прокопьевска «Разноликий мир России» и др.

В библиотеках МБУ «Централизованная библиотечная система Кемеровского муниципального района» в рамках программ прошли конкурсы для учащихся сельских школ: конкурс стихов «В уголках памяти» (детский отдел ЦБ, п.Ясногорский); конкурсы рисунков: «Рисую мир!» (с.Силино), «Нам не нужна война» (п.Пригородный) и др. В библиотеках проходят конкурсы рисунков «Край мой – гордость моя». Лучшие рисунки демонстрируются на выставках. В августе во всех библиотеках системы был проведен конкурс рисунков «Профессия – шахтер».

На базе Мусохрановской сельской библиотеки МБУК «ЦБС Ленинск-Кузнецкого муниципального района» сотрудники Центральной и Детской библиотек провели книжный фестиваль «Книжная радуга».

Крупные мероприятия прошли в канун празднования Дня шахтера,в библиотеках МБУ «Централизованная библиотечная система Мысковского городского округа» (День шахтёра проходил в текущем году в этом городе). Центральная библиотека выступила инициатором и организатором городского фотоконкурса «Этот город наш с тобою».

МБУК «Междуреченская и нформационная б иблиотечная с истема» участвовали в конкурсе «Семь чудес Кузбасса» , в котором первое место заняла легендарная страна «Поднебесные зубья» - визитная карточка Междуреченска.

Особенно популярны в течение года были конкурсы:

Конкурс «Самая читающая семья» (МБУК «Централизованная библиотечная система» администрации Осинниковского городского округа, МБУ «Централизованная библиотечная система Тайгинского городского округа», МБУК «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Тисульского района», МУ «Централизованная библиотечная система г. Белово» и др.);

Конкурс кроссворд на страницах газеты «Время и жизнь», «А ты знаешь Кузбасс?» (МБУК «ЦБС» администрации Осинниковского городского округа);

Конкурс рисунков «По Кузбассу с рюкзаком» (Детская библиотека им. П. А. Мазикина МБУ «Межпоселенческая библиотека» Промышленновского района Кемеровской области);

Творческий конкурс «Тебе, Кузбасс» (в детских и сельских библиотеках-филиалах МБУК «Централизованная библиотечная система Топкинского муниципального района»);

Конкурсно–игровая программа «С любовью к родному дому» (МБУК «Чебулинская межпоселенческая центральная районная библиотека») посвященная 250-летию поселка Верх – Чебула для детей 8 – 11 лет.

Презентации книг, встречи с поэтами и писателями,

участниками Великой Отечественной войны

Традиционно проходят встречи читателей библиотек с кузбасскими поэтами и прозаиками в библиотеках области.

Центральной библиотекой МБУК «Межпоселенческая ЦБС Беловского района» проведен цикл мероприятий, посвященных неделе молодежной книги, интересно прошел вечер-встреча «И на земле не меркнут звезды».

Наиболее значимым мероприятием в библиотеках МАУК «Муниципальная информационно-библиотечная система» г. Кемерово было «Презентация Всекузбасской книги памяти. Том 20» (Детская библиотека им. А.М.Береснева, библиотека «Гармония»). В библиотеках этой системы также состоялись творческие встречи с поэтами и писателями, Борисом Васильевичем Бурмистровым, Сергеем Лаврентьевичем Донбаем, Александром Ибрагимовым. 75-летию поэта Г.Е. Юрова были посвящены мероприятия: «Певец Красной Горки», «Автору Гимна Кузбасса - 75 лет» и т.д.

В детской библиотеке МБУ «Централизованная библиотечная система Кемеровского муниципального района» прошло знакомство с творчеством кузбасских поэтов Г.Юрова, Б.Бурмистрова, М.Небогатова и др. Также прошли творческие вечера - встречи «Дорога к чтению» с кузбасским писателем Гоголевым Михаилом Петровичем, «Для сердца, для души» с кузбасской поэтессой, прозаиком Верой Леонидовной Лавриной. В библиотеке п.Звездный юноши и девушки присутствовали на встрече с местным поэтом Ковыркиным Ю.П.

В актовом зале центральной библиотеки п.Ясногорский МБУ «Централизованная библиотечная система Кемеровского муниципального района» состоялась встреча «Афганистан болит в моей душе» с участником Афганской войны Гавриленко Иваном Степановичем, присутствовало 30 человек, а 4 мая состоялся вечер-встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла и детьми войны «Наши знатные земляки». Для ветеранов демонстрировался фильм-воспоминание «Поклонимся Великим тем годам». 25 октября организована презентация 20-го СВОДНОГО тома Всекузбасской Книги памяти «Шли на фронт – уходили в бессмертие».

В октябре в библиотеке Ленинск-Кузнецкого политехнического техникума библиотекарями читального зала ЦГБ МБУК «Централизованная библиотечная система им. Н.К. Крупской» г.Ленинск-Кузнецкий проведен для студентов первого курса литературно-краеведческий вечер «Моя Родина - Кузбасс».

В детской библиотеке Ленинск-Кузнецкого района прошел литературный коктейль «Поэтический мир района», посвященный поэтам земли Кузнецкой, а в Орловской сельской библиотеке-филиале №25 состоялась встреча ветеранов войны и тружеников тыла со школьниками «Детство, опалённое войной». Для встречи в небольшом фойе напротив библиотеки было устроено уютное кафе со столиками, оформлена выставка детских рисунков военной тематики. Мелодии песен военных лет были лейтмотивом всего мероприятия.

Активно библиотеки области используют в своей работе презентации книг и краеведческих изданий. Например, в библиотеках МБУК «Централизованная библиотечная система» г.Прокопьевска состоялись презентации нескольких краеведческих изданий:

10-го тома «Книги Памяти погибших шахтеров Кузбасса» (ЦБ);

20-го тома «Всекузбасской книги Памяти» (ЦБ);

Поэтического сборника «Вдохновение – 4», в который вошли произведения членов городского поэтического клуба «Вдохновение» (ЦБ);

Книги «История прошлой жизни» ветерана Великой Отечественной войны Нины Семеновны Голодушко (Библиотека-филиал №6).

В библиотеке-филиале №4 МБУК «Централизованная библиотечная система Тайгинского городского округа» провели для подростков и молодежи презентации книг:

- «Почётные граждане города Тайги»;

- «Семь чудес Кузбасса»;

С. И. Дубровина «Кузбасские соколы» (приурочена к 100-летию Военно-воздушных сил России и к 70-летию Кузбасса).

В 13 сельских библиотеках-филиалах МБУК «Чебулинская межпоселенческая центральная районная библиотека» прошли презентации 20-го сводного тома «Всекузбасской Книги Памяти».

Из мероприятий библиотек следует отметить презентацию книги «Юргинский военный полигон. 100 лет». Событием в культурной жизни города стала и книга юргинского журналиста Виктора Ивановича Чурилова «Как у нас под окном…» и презентация его повести.

Множество встреч состоялось в библиотеках Кузбасса:

Для ребят 8-9 классов школы №1 в библиотеке МБУК «ЦБС Таштагольского муниципального района» был проведен цикл встреч «Славен наш город трудом» о замечательных людях, тружениках города.

Встреча со старожилами сёл прошла в сельских библиотеках МБУК «Централизованная библиотечная система» Топкинского муниципального района: «Сердца, открытые людям», «Есть в памяти мгновения войны» и др., также прошла презентация книг о городе Топки «В самом сердце Кузбасса».

Краеведческие игры, викторины

Всегда были в массовой работе актуальны игры и викторины.

К 70-летию Кемеровской области в детской библиотеке МБУК Анжеро-Судженского городского округа «Централизованная библиотечная система» была проведена викторина «Люби и знай свой край» в необычной форме. На карте Кемеровской области по городам Кузбасса горели костерки из угольков. Участники викторины указывали на костерок, под которым прятался номер с вопросом, например: «в каком году образовалась Кемеровская область?», «что напоминает карта Кемеровской области?», за каждый правильный ответ – приз.

В детских библиотеках МУ «Централизованная библиотечная система г.Белово» для читателей состоялись: игра-путешествие «По родному краю весело шагаю» и познавательная игра «Кузнецкий край – родимая земля!». В юношеской библиотеке состоялся видеокруиз «Семь чудес Кузбасса».

Активное участие библиотеки МБУК «Централизованная библиотечная система» г.Березовский приняли в традиционном городском мероприятии ЦБС «Библиотечный Арбат».

В библиотек ах им.А.М.Береснева МАУК «Муниципальная информационно-библиотечная система» г. Кемерово массовые мероприятия проводились к знаменательным датам, православным, профессиональным праздникам, памятным датам (Рождество и Пасха, Масленица, День Матери, День пожилого человека). Особое внимание уделялось Дню Победы в Великой Отечественной войне.

В детском отделе п.Ясногорский МБУ «Централизованная библиотечная система Кемеровского муниципального района» во время игры-путешествия по родному краю «Любить свое село» дети побывали на станциях: «Историческая», «Героическая» и «Природо-географическая». Ребята узнали о своем поселке, о героях Великой Отечественной войны, об обитателях лесов сибирских. А в заключение дети отгадывали загадки.

Весь 2012 год в детских библиотеках МБУК «Централизованная библиотечная система» г. Киселевска шла подготовка к 70-летнему юбилею Кемеровской области. Проведены следующие значимые мероприятия, рассказывающие об истории, сегодняшнем дне Кузбасса. Например, «Семь чудес Кузбасса»: информационный видеочас (ЦДБ); «Увековечен в памяти народной»: краеведческое путешествие по Киселевску, «Мой край родной»: презентация выставки детских рисунков, «Встреча с прекрасным»: вечер-портрет художника В.Чернова (библиотека-филиал №.5); «Провинция – это не про Кузбасс»: устный журнал (библиотека-филиал №.6); «Страницы истории любимого края»: краеведческий калейдоскоп и «Кузбасс – сердце России»: урок краеведения (библиотека-филиал №8).

В библиотеке-филиале № 12 МБУК «Централизованная библиотечная система им. Н.К.Крупской» г.Ленинск-Кузнецкий все мероприятия, приуроченные к юбилею области, были объединены в цикл «Мы живём в Кузбассе». Интересно прошла - игра-поиск, целью которой стала не проверка знаний о родном крае, а процесс поиска ответов, чтобы углубить свои знания о Кузбассе. Игра прошла в три тура: первый тур по принципу игры «Звездный час», второй тур «Что мы знаем о…» - путешествие по карте Кузбасса, третий тур «Следствие ведут знатоки».

В детской библиотеке МБУ «Централизованная библиотечная система Мысковского городского округа» краеведческие мероприятия оживляют мультфильмы, созданные по мотивам шорских сказок детской мультипликационной студией «Кюн-кузези». После просмотра мультфильмов увеличилось число выдачи книги С.Тотыша «Сказки Шапкая».

Библиотеки МБУК «Районная централизованная библиотечная система» Новокузнецкого муниципального района» проводили мероприятия, посвященные не только предстоящему юбилею Кемеровской области, но и юбилею сёл. Например, КВН «Здесь Родины моей начало» был посвящён и 70-летию Кузбасса и 335-летию села Безруково; праздник к 380-летию села Ильинка организован администрацией Новокузнецкого района, активом села Ильинка и отделами культуры, образования. В Красулинской библиотеке в разнообразных формах были отражены знаменательные даты краеведческой направленности, отмечалось 90-летие образования территории, 90-летие Красулинской школы и 70-летие Кемеровской области. На протяжении года данной библиотекой был объявлен краеведческий марафон: «Лишь тот достоин уважения, кто чтит историю свою!».

Краеведческие игры «По земле Кузнецкой», виртуальные путешествия «Кузбасс юбилейный – Кузбасс созидающий», библиодесант «О Кузбассе с гордостью и любовью» прошли в библиотеках МБУК «Централизованная библиотечная система» администрации Осинниковского городского округа .

В детской библиотеке-филиале №1 МБУК «Централизованная библиотечная система г. Полысаево» провели и гру – путешествие «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живёшь!», эколого-познавательную игру «В царстве кузбасской флоры и фауны». Для юношества в библиотеках этой системы прошли: деловая игра «Юный губернатор», литературное путешествие чемпионат краеведов «Где эта улица, где этот дом?», интеллектуальная игра «Делами славен наш Кузбасс», слайд - беседа «Начало пути».

Библиотеками МБУК «Централизованная библиотечная система» г.Прокопьевска к юбилею Кемеровской области был приурочен БиблиоАрбат (организованный в преддверии Дня города на площади спортивного комплекса «Снежинка»). В добрых традициях библиотек системы осталось и проведение Единого Дня краеведческих знаний. В этот день юные прокопчане стали активными участниками таких мероприятий, как игра-путешествие «Я в этом городе живу…» (ЦДБ), а интеллектуальная игра «Переводчики» показала, что их язык звучит и в наших современных названиях городов, посёлков, рек.

В детских библиотеках МБУ ЦБС Прокопьевского муниципального района весь год проводились различные мероприятия. За 70 дней до юбилея Кузбасса, в селе Терентьевское был дан старт эстафете юбилейных дел. Ее участниками стали делегации всех десяти территорий Прокопьевского района. Одновременно интеллектуалы состязались на брейн - ринге «С юбилеем, земля Кузнецкая». Далее эстафета юбилейных дел переместилась в Бурлаковскую территорию. 23 ноября юные краеведы встретились в Бурлаковской сельской библиотеке, чтобы сразиться в брейн- ринге «Гордое имя - Кузбасс».

В библиотеках района прошли краеведческие игры «Тропинками родного края», посвященные предстоящему юбилею. Кроме того, зрители с удовольствием приняли участие в викторинах и конкурсах «метеоролог», «аукцион городов Кузбасса». Особый интерес вызвали пазлы, собрав которые получалась карта Кемеровской области.

Краеведческий экспресс «Марьевские зори» был посвящен юбилею области и прошел по инициативе ЦБС Прокопьевского муниципального района. В музее библиотеки села Котино состоялись посиделки для молодежи и ветеранов. В библиотеке села Индустрия на библиотечное кафе «Край родной, навек любимый» было приглашено 5 семей. Краеведческая игра «С днем рождения, наш край» (поселок Каменный Ключ) прошла между учениками 6 и 7 классов.

Детская Библиотека МБУК «МЦБС Тисульского района» провела ряд мероприятий, таких как: краеведческая копилка «Мы лучше поселка не знаем, мы чувствуем его душой», историко-краеведческая игра «Золотые грани любимого поселка», день краеведческой книги «Золотые страницы Сибири», час творчества «Мы рисуем улицу». Необычным способом в этой библиотеке была представлена история Кузнецкого края во время мероприятия «Земля Кузнецкая». Кукольный образ деда – краеведа пригласил юных читателей совершить путешествие по времени. Он вел сказ, а в это время с помощью ширмы передвигались картинки с изображением того, о чем велся рассказ. Участники путешествия узнали о первых жителях края, о памятнике эпохи Бронзы – Томской писанице, о Михайле Волкове и еще много интересного.

Поистине масштабный праздник в Общероссийский День библиотек под общим названием Библиопанорама «Радуга творчества, или Душой исполненный полёт», был организован в районной библиотеке, и также был посвящен юбилею области.

В детских библиотеках и сельских библиотеках– филиалах МБУК «Централизованная библиотечная система Топкинского муниципального района» прошли турнир знатоков города «Наш городок сибирский», краеведческая шкатулка «Гордость России – Кузбасс величавый» и др.

Практически все библиотеки области приняли участие в областной Неделе молодёжной книги по теме «Это нашей истории строки». Например, в детской библиотеке МБУК МБУК «Тяжинская централизованная библиотечная система» прошли:


  • Первый день Недели - историческое досье «Российская государственность: история, события, факты», посвященное 1150-летию со дня образования российской государственности.

  • Второй день - интеллектуальная игра «Да, были люди в наше время…», посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года.

  • Третий день - видео - портрет «Человек из легенды», посвященный 90-летию со дня рождения Н.И. Масалова.

  • Четвертый день - урок исторических знаний «Спутник Земля», посвященный 55- летию запуска на орбиту СССР первого искусственного спутника.

  • Пятый день - час исторических знаний «400 лет - едины», посвященный 400-летию ополчения под руководством нижегородского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского.

  • Шестой день - беседа «Вернусь с звездопадом», посвященная 65-летию со дня рождения Е. Дубро.
Библиотеки МБУК «Централизованная библиотечная система г. Юрги» провели литературно–краеведческое турне «Кузбасс - России украшенье» с учащимися школы №33, которое состояло из нескольких частей: исторический аспект «Единой судьбой», видео-экскурсия «Посмотри вокруг с любовью», парад знаменитых земляков «Мы ими гордимся».

Также немаловажны в работе библиотек а кции. Например, работниками библиотек МБУ «Централизованная библиотечная система Кемеровского муниципального района» к 67-летней годовщине Великой Победы проводились акции: «Правовое поле ветерана» (ЦПИ центральной библиотеки п.Ясногорский и сельской библиотеки с.Елыкаево) – бесплатная юридическая помощь ветеранам; «Окно в мир новостей» – еженедельные обзоры периодических изданий на дому у ветеранов (ЦБ п.Ясногорский, сельские библиотеки пп.Елыкаево, Щегловский, Новостройка и др.); «Поздравляем ветеранов и тружеников тыла»: акция по организации и проведению посещений на дому ветеранов ВОВ и тружеников тыла с целью их чествования и оказания помощи в хозяйстве (библиотеки сёл Берёзово, Андреевка, Елыкаево, Ягуново, пп.Ясногорский, Щегловский и др.); «Я помню, я горжусь» - акция по изготовлению поделок, открыток, красочных поздравлений для ветеранов ВОВ и торжественное им вручение на дому (ЦБ п.Ясногорский, с.Силино, п.Щегловский, д.Усть-Хмелёвка и др.); «Творим добро вместе»: акция помощи ветеранам Великой Отечественной войны на дому, посев и раздача рассады для ветеранов (д.Старочервово, с.Берёзово, п.Новостройка и др.); «Письмо ветерану»: акция, где школьников знакомили с отрывками из фронтовых писем, написанных солдатами в перерывах между боями, в землянках, блиндажах, медсанбате, адресованных родным, но по существу обращённых к каждому из нас, к нашим сердцам и чувствам (п.Щегловский, с.Берёзово).

В библиотеке-филиале №4 МБУ «Централизованная библиотечная система города Гурьевска» для пользователей юношеской категории прошла акция «Узнай свой край». В этот день всем читателям, посетившим библиотеку, были подарены смайлики с интересными фактами из истории Кемеровской области. Б иблиотеки-филиалы № 6 и 11 МБУК «Централизованная библиотечная система им.Н.К. Крупской» г.Ленинск-Кузнецкий совместно провели среди читателей библиотек и жителей района акцию «Мой Кузбасс». Сотрудниками детско-юношеской библиотеки МБУ «Централизованная библиотечная система Тайгинского городского округа» совместно с членами Тайгинского молодежного парламента для жителей и гостей города провели городскую уличную акцию «Самые известные люди в истории Кузбасса».

Акция «Прочтите книгу о войне» проведена в библиотеках МБУК «Централизованная библиотечная система» г.Юрга , во время которой 16 человек прочитали 31 книгу.
Юбилей области – это достойный повод вспомнить о том уникальном вкладе, который внес Кузбасс в развитие нашего государства. За свои 70 лет он приобрел всероссийскую известность как главный промышленный центр Сибири и всей страны.


страница 1

Праздник для младших школьников: «Край родной, навек любимый!». Сценарий

Лапатина Светлана Васильевна, воспитатель группы продлённого дня МОУ Тумская средняя общеобразовательная школа №46 Филиал «Оськинская основная общеобразовательная школа».
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям, классным руководителям, вожатым. Это мероприятие проводится для учеников 1 – 4 классов.
Цель: Воспитание любви к родному краю, к малой родине.
Задачи:
1.Рассказать об истории возникновения районного центра и посёлка.
2.Познакомить школьников с творчеством поэта С.Есенина.
3.Развивать творческие и музыкальные способности учащихся.
Предварительная подготовка: ученики заранее разучивают стихи, песни;готовят сообщения на тему «Наш посёлок», «Моя семья»; на празднике звучит стихотворение поэта С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная».

Ход праздника:

Родимый край, задумчивый и нежный,
Тебя люблю и летом, и весной,
Зимой, когда твой путь заснежен,
И осенью любуюсь я тобой.

Пусть летом тёплый дождь прольётся,
А зимним днём метель метёт,
Весною всё вокруг цветёт, смеётся
Златая осень нам дары свои несёт.

Воспитатель:
Мы живём в Клепиковском районе – в самом центре Мещеры. Послушайте,как о нашем крае говорил писатель Константин Паустовский: «В Мещерском крае нет никаких особенных красот, кроме лугов и прозрачного воздуха. Но все же, этот край обладает большой притягательной силой. Он очень скромен – так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах,заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие
русской природы…».


Воспитатель:
Наш мещёрский край богат озёрами, лесами, ягодами и грибами. В лесах водится много диких зверей: лосей, кабанов, волков, лис, зайцев.
Я думаю, что многим из вас будет интересно узнать, почему же наш районный центр носит название Спас – Клепики?


Существует такая легенда, что в далеком прошлом на месте города существовала узкая переправа через реку. Дремучий лес и болота делали эту переправу местом легкой наживы. Особой жестокостью отличались среди разбойников братья Клепиковы. Разбогатев на грабеже, испугавшись гнева божьего, построили они на высоком берегу реки Пры храм Спаса Преображения.
Согласно другой версии, свое название город, а в то время это было ещё село, получил от названия рыбочистного ножа – клёпика. Отсюда – Спас на рыбочистье.


Воспитатель:
Мы с вами по праву гордимся тем, что в Спас-Клепиках, во второклассной учительской школе учился певец русской природы Сергей Есенин.


В 1985 году в городе открыт отдел Государственного музея-заповедника поэта. К 110-летию со дня рождения С.А. Есенина в музее была открыта новая экспозиция, подробно рассказывающая не только об учёбе Сергея Есенина в этой школе в 1909-1912 годах, но и о быте клепиковцев конца XIX – начала XX века.



Воспитатель: И, конечно, сегодня прозвучит стихотворение нашего земляка
– поэта Сергея Есенина.
Ученики 4 класса читают стихотворение.

«Гой ты, Русь, моя родная»

- Сергей Есенин
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.


Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах весёлый пляс.


Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая -
Дайте родину мою".


Ученики 2 класса исполняют песню «Красно солнышко» - И. Шаферан
Умывает красно солнышко
Руки тёплые в росе.
А Россия, как Алёнушка,
Предстаёт во всей красе.

Припев:
Ни вблизи, ни вдали
Я не знаю земли

Лучше той, что меня растила:
Синих рек рукава,
В небе синь – синева,
И светла от берёз Россия.

У неё коса пшеничная,
Родниковые глаза
И поляны земляничные
Щедро дарят ей леса.


Воспитатель:
Каждому человеку дорого и мило, то место, где он родился и вырос - его малая родина.
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» - Константин Паустовский.
А для того, чтобы по-настоящему полюбить свой край, нужно его хорошо знать. И сейчас мы предоставим слово ученикам для выступления.

«Наш посёлок»

- Валерия
Я хочу рассказать о нашем посёлке Оськино, который был построен в 1980 году. Вы спросите, почему посёлок имеет такое название?
Старинное предание гласит о том, что в давние времена в нашей местности проживал богатый купец по фамилии Оськин, который основал полотняную фабрику и был известен по всей Рязанской губернии.
У нас очень красиво: летом посёлок утопает в зелени белоствольных берёз,ярко – красных рябин, раскидистых клёнов; зимой – он заметён снежным ковром, который искрится разноцветными снежинками под лучами солнца.
В посёлке есть Дом культуры, школа, амбулатория, детский сад, почта,библиотека, торговый центр.
В Доме культуры весело и интересно проходят праздники: «День села»,«Проводы зимы», концерты к 8 марта, к 23 февраля, организуется просмотр мультфильмов.
Я и многие мои друзья, занимаемся в кружках «Вишенка»,«Умелые ручки», «Весёлый карандаш».
После занятий в школе мы собираемся на детской площадке и играем в разные игры: «Салки», «Лапта», «Прятки».
Хоть наш посёлок небольшой, но все мы живём очень дружно и весело.


Воспитатель: На территории нашего сельского поселения есть много маленьких, неприметных, но таких родных для нас деревень.

«Моя деревенька» -

Озеро такое синее, глубокое
Рядом деревенька синеокая.
Хоть домов осталось пять,
Лучше вам деревни не сыскать.

Много повидавшие люди здесь живут,
Знают, что спасением будет их же труд.
Всё, что здесь посажено, что растёт-
Их заслуга, скажем так, им почёт!

У Матвея здесь чудесный сад,
Яблоки в нём есть и виноград.
У Матрёны кошки и щенок…
Путь к деревне нашей недалёк.

В гости приходите, рады будем
Добрым и хорошим, просто людям.
Пирогами, пышками угостим мы вас,
Чтобы долго помнили вы о нас!
Воспитатель:
Ребята, каждое утро вы спешите в нашу любимую школу, чтобы получить новые знания, встретиться с друзьями, принять участие в спортивных играх,соревнованиях,различных интеллектуальных конкурсах.

«Школьная страна»

Утро доброе в посёлке начинается,
Ребятня весёлая в школу собирается.
В коридоре шум, гам и суета,
Прозвенит звонок – наступает тишина.

Ученики в школе разные,
Уроки у них разнообразные,
В этом классе учат сочинения писать,
В этом – вычитать и умножать.

В этом – станем песни петь и танцевать,
В этом – будем даже сказки сочинять.
Здесь – рисуем, чертим, шьём, поём,
И друзей хороших в школе мы найдём.

А в спортзале – просто благодать:
Можно прыгать, бегать и скакать.
На лыжах по стадиону покататься,
Здоровья, бодрости набраться.

Есть у нас и огород –
Там морковь у нас растёт,
И свеколка, и капуста,
Чтоб в тарелке было густо.
Про огород не забываем,
Рыхлим и поливаем.

В конкурсах, олимпиадах
Участие мы принимаем,
В соревнованиях, турнирах
Неоднократно побеждаем.

Так и живём – поверьте, не жалеем,
Что родились в Мещёрской стороне,
Учиться, отдыхать, дружить умеем
И в гости приглашаем вас к себе!

Воспитатель:
В нашем посёлке живут и трудятся добрые, честные и отзывчивые люди.

«Моя семья»

- Ольга.
Я хочу рассказать о моей семье. Нас пять человек. Это моя мама – Ирина Ивановна, папа – Владимир Васильевич, брат Вася и сестра Валя. В нашей семье все любят и уважают друг друга. Мама следит за порядком, готовит, стирает; вся мужская работа ложится на папу, а так, как наша семья очень дружная, то мы всё делаем вместе: и отдыхаем, и работаем. Мои родители трудятся на благо своего края: мама работает бригадиром в фермерскомхозяйстве, а папа – шофёром в сельской администрации. А я, когда вырасту, буду работать врачом.

Воспитатель: Ученики 3 класса прочитают стихотворение.

«Русь моя» -

Синь васильковая, рожь золотистая,
Скирды соломы в осенних полях,
Рощи берёз белоствольных росистые,
Сосны на бедных песчаных холмах.


Яркий румянец багровых осинок,
Синие звёзды лесных медуниц,
Пламя багровое красных рябинок,
Яркие вспышки далёких зарниц.


Всё это наше, любимое, кроткое,
Родину, лес и озёрную грусть,
Объединяет названье короткое,
Слово прекрасное – Русь!


Воспитатель: А сейчас мы послушаем песню в исполнении учеников 1 класса.

«Край родной»

- А. Пришелец, Д. Кабалевский.
То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой…
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
Где найдёшь ещё такой!


От морей до гор высоких,
Посреди родных широт
Всё бегут, бегут дороги
И зовут они вперёд.
Всё бегут, бегут дороги
И зовут они вперёд.
И зовут они вперёд.

Муниципальные публичные библиотекиведут планомерную и целенаправленную работу по распространению объективных и достоверных знаний о своей территории и регионе в целом, используя формы и методы, рассчитанные на жителей всей территории и удалённых пользователей. Эта деятельность может осуществляться по нескольким основным направлениям:

o организация и проведение массовых мероприятий (краеведческих конференций, чтений, семинаров, выставок краеведческой литературы, встреч с краеведами и авторами книг и пр.);

o подготовка и издание краеведческих материалов;

o публикаций в СМИ;

o создание комфортной информационной среды, обеспечивающей возможность самостоятельного получения краеведческой информации для удалённых пользователей.

В распространении краеведческих знаний одно из центральных мест занимает организация и проведение массовых мероприятий . Практика работы библиотек вызвала к жизни достаточное количество библиотечных мероприятий. Методика подготовки и проведения библиотечных мероприятий, несмотря на их разнообразие, в своей основе – общая для всех. Ее можно раскрыть, обозначив основные этапы их подготовки и проведения:

1. Выбор темы, определение целевого и читательского назначения.

2. Изучение материалов по теме.

3. Выбор необходимых документов по разным источникам, включая Интернет.

4. Определение круга заинтересованных лиц, организаций и учреждений, переговоры с ними.

6. Разработка структуры мероприятия, составление сценария;

7. Подбор иллюстративного материала.

8. Подготовка участников мероприятия.

9. Оформление аудитории.

10. Проведение мероприятия, его фиксирование.

11. Анализ мероприятия, Изучение эффективности выявление его достоинств и недостатков.

12. Пропаганда проведенного мероприятия, освещение в СМИ.

В просветительской деятельности современных библиотек особое место стали занимать организация и участие в крупных комплексных краеведческих мероприятиях (краеведческие конференции; чтения, т. н. «четверги», Дни краеведческих знаний и др.), проводимых вместе с образовательными учреждениями, архивами, музеями, администрацией местных органов власти, краеведами, местными СМИ.

Краеведческая конференция в библиотеке – крупное массовое мероприятие, служащее целям популяризации знаний о своем крае, требующее большой подготовительной работы. Конференции могут быть посвящены актуальным вопросам местной жизни, знаменательным и памятным датам, а также краеведческим книгам и местным изданиям, представляющим особый интерес для пользователей. Для подготовки к проведению конференции в библиотеке создается временная структура (рабочая группа), которая курирует весь комплекс работ от начала и до подведения итогов, издания материалов конференции в печатном или электронном виде. Заранее разрабатывается программа, намечается примерная тематика выступлений, рассылаются информационные письма, организуются наглядные экспозиции по теме проведения конференции. Обязательно следует учитывать такие важные организационные моменты, как встреча, расселение, проводы участников конференции. Необходимо также разработать и культурную часть программы – посещение гостями концертов, выставок, проведение для них экскурсий, знакомство с местными достопримечательностями.

Краеведческие чтения – крупные массовые мероприятия, периодически организуемые и проводимые местными библиотеками, нередко совместно с краеведческими обществами, клубами, ВУЗами и т.п. Чаще всего краеведческие чтения связаны с именами видных краеведов, иногда имеют тематический характер (исторические, литературные и т.д.). По назначению чтения бывают общественно-научными и образовательными. Большой популярностью пользуются литературные чтения, основанные на местном материале (например: Алфёровские, Дмитриевские).

Уступают в масштабности организации конференциям и чтениям т. н. краеведческие четверги , которые, как правило, посвящены отдельным аспектам местной истории, современной жизни, где проходят обсуждения новых книг по краеведению.

На протяжении нескольких лет в районе проводятся Дни деревень, поселков и сел, возрождаются традиционные праздники. Подготовка этих мероприятий носит комплексный характер, в ней участвуют представители всего местного сообщества: администрация, работники школ, клубов, участники самодеятельности. Задача сотрудников библиотек в данном случае – четко определить свою, посильную зону ответственности, удачно вписавшись при этом в весь комплекс запланированных мероприятий. В библиотеке в рамках этого праздника можно оформить выставку, посвященную истории поселения или праздника, подготовить встречу местных жителей со знатным уроженцем поселения, провести ретро-вечер, посвященный определенному этапу в истории местного поселения, «встречу поколений» и т.п. При этом надо руководствоваться принципом «лучше меньше, да лучше», и не пытаться объять необъятное.

Среди методов распространения историко-краеведческих знаний популярность приобретают лекции . Лекция – одна из основных форм распространения краеведческих знаний на любую тему для самых разных категорий пользователей. Краеведческие лекции по своему типу являются публичными. Они могут быть эпизодическими или цикловыми. В эпизодической лекции содержание темы раскрывается с возможной для отводимого времени полнотой. Циклические лекции дают возможность слушателям расширять и систематизировать круг знаний по определенной теме, образуя постоянный состав аудитории. Главные требования, предъявляемые к лекциям: научная обоснованность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения. Выполнение этих требований реализуется, в частности, с помощью лекционных демонстраций – привлечения лектором наглядного материала (аудио, видеороликов, РР-презентаций). Необходимо также учитывать уровень подготовленности аудитории. Следует отметить, что для лучшего закрепления материала полезно разработать практическую часть в занимательной форме (ребусы, шарады, кроссворды и т.п.), которую слушатели выполнят в конце мероприятия.

По своей значимости к лекциям приближаются краеведческие уроки , проводимые в школах, лицеях, колледжах. Цель краеведческих уроков – знакомство не только с информационным потенциалом библиотеки и раскрытие определенной темы, но и адаптация учащихся к самой библиотеке. Организация краеведческих уроков подразумевает систематичность и регулярность, включение их в учебные планы образовательного учреждения, привлечение местных краеведов, сотрудничество школ (в них чаще всего проходят краеведческие уроки) и библиотек. Только тогда они будут эффективной формой просветительской деятельности библиотеки, передавая системное краеведческое знание о конкретной территории.

Большой популярностью стали пользоваться в последние годы презентации . Презентации могут быть тематическими (презентуются книги определенной тематики), юбилейными (готовятся к юбилейной дате автора, организации и т.п.). Чаще всего проводятся презентации новинок краеведческого книжного рынка. При разработке сценария презентации необходимо учитывать ее тип, а также исходить из интересов тех групп пользователей, для которых она проводится. Сценарий мероприятия в зависимости от темы может быть дополнен стихами, песнями, инсценировками, использованием мультимедийных технологий. Тематические и юбилейные презентации сопровождаются книжными выставками. Следует помнить, что презентация не должна быть слишком длительной по времени (1,5 – 2 ч.). Для оповещения населения о предстоящем событии развешиваются объявления, в СМИ рассылается пресс-релиз.

Организация библиотечных выставок является одним из самых распространенных методов раскрытия краеведческих фондов, пропаганды актуальных и ценных документов. Пользователя библиотеки привлекает то, что он может взять и посмотреть любой экспонат выставки. Большое разнообразие выставок определяется задачами, читательским назначением, типом и видом библиотек. На методику подготовки выставки существенное влияние оказывают ее функциональные особенности. Особенностью краеведческих выставок в современных условиях стала экспозиция предметов материальной культуры. На краеведческих выставках библиотекари часто используют печатные и рукописные документы из архивов и музеев, личных коллекций тем самым обогащая и углубляя содержание выставок. Традиционными стали в библиотеках выставки местных художников и фотомастеров, предметов прикладного искусства, которые знакомят жителей с художественным творчеством земляков. Любая краеведческая выставка в библиотеке должна обязательно сопровождаться краткой письменной информацией о событии, конкретном лице, которым она посвящена. Особо стоит обратить внимание на «географическую привязку» к данной территории.

Возрождение библиотечного краеведения активизировало и издательскую деятельность библиотек. Библиотека создает первичную информацию в виде отдельных книг о крае, газет и альманахов, участвует в создании системы краеведческих библиографических пособий региона, издавая преимущественно рекомендательные указатели. В целях пополнения своих краеведческих фондов библиотека может переиздавать наиболее активно используемые, ценные и редкие краеведческие издания. Подготовка и издание краеведческих материалов о своей территории дает библиотеке возможность продвигать свои материалы и для удаленных пользователей. Использование современных компьютерных технологий превращает издательскую деятельность в гибкую форму информационной деятельности.

Не должна библиотека забывать иоPR-деятельности . Недооценка ее роли может значительно повлиять на имидж библиотеки. Библиотека может проводить большое количество качественных мероприятий, но о них будет знать только ограниченный круг пользователей. Качественная реклама, тесное сотрудничество с местными СМИ повышают авторитет библиотеки, способствуют эффективности проводимых мероприятий, формированию ее положительного имиджа в сознании местного сообщества.

Для создания комфортной информационной среды, обеспечивающей возможность самостоятельного получения краеведческой информации для удалённых пользователей, библиотека может создать и поддерживает краеведческий блог, либо тематическую группу в социальных сетях (Одноклассники; ВКонтакте и др.)

Сегодня, чтобы привлечь внимание к книге недостаточно поставить ее на полку. Одной из ключевых тенденций в работе библиотек является формирование новой информационной потребности и, соответственно информационной среды. Следовательно, библиотекарям необходимо искать новые формы доведения краеведческой информации, до своих в том числе и потенциальных пользователей. Поэтому в краеведческой деятельности получили популярность виртуальные выставки. Электронные выставки (виртуальные) - это синтез традиционного книжного и новейшего электронного способов предоставления информации. Такими виртуальными выставками могут стать «Краеведческая мозаика», которая познакомит читателей с новинками краеведческой литературы или «Литературная карта Белоречья», которая будет содержать сведения об авторах, чья жизнь связана с данной местностью.

Краеведческая библиография – это кропотливое и систематическое изучение документов, книжных и периодических источников для установления какого-либо исторического или библиографического факта. Это научное описание книг и составление их перечней (каталогов и картотек) и указаний. А сегодня это еще и электронные картотеки и каталоги. Библиотеке необходимо систематически выявлять источники, рассказывающие об истории края и составлять рекомендательные списки литературы о нем, календари знаменательных и памятных дат, выполнять запросы читателей по краеведению, наиболее полно отражать местную тематику в справочно-поисковом аппарате, составлять тематические картотеки, оформлять папки-накопители, создавать летописные и биографические описания местных достопримечательностей, историю отдельных семейств, знаменитых деятелей, наиболее ярких событий и пр.

Литературное краеведение - это своеобразная школа открытия родного края, его культуры и традиций. Произведения писателей, литература о них, другие документы об их жизни и творчестве отражены в соответствующих разделах краеведческой картотеки, выставляются на открытых просмотрах литературы. В каждом районе найдутся свои объекты поиска, связанные с литературным краеведением. Работа эта увлекает учащихся, прививает любовь к родному краю и его культуре, воспитывает чувство патриотизма. С целью информирования читателей о книге краеведа, писателя-земляка, можно организовать в библиотеке выставку одной книги под названием «Встреча, которую ждали». Экспонироваться на ней будет одна книга с рецензиями, критическими статьями. Неординарным событием станет презентация в библиотеке выставки-автографа «Надпись на книге: судьба, эпоха…», где можно представить книги из личной коллекции местного писателя или жителя района. Писатель или владелец этой коллекции расскажет о незабываемых встречах с интересными, неординарными людьми, итогом которых станут подаренные книги с автографом автора. Творчеству писателей-земляков может быть посвящен цикл мероприятий - «Литературные портреты». Сюда можно включить организацию выставки, проведение беседы о творчестве писателей с показом презентации, обзоры литературы, громкие чтения. В любой библиотеке можно организовать, сделать традиционными «литературные пятницы» или «краеведческие среды», проведение которых покажет многоаспектную, активную работу библиотек по продвижению чтения произведений писателей - земляков. В День села или деревни можно провести акции на открытой площадке «Книжная юрта» или «Читающее село», «Уличный фестиваль книги и чтения», «Читальный зал на открытом воздухе», книжные выставки, познавательные мероприятия, адаптированные для проведения на улице, будут востребованы жителями любого поселения. Такие уличные мероприятия, встречи с писателями, презентации их произведений, будут способствовать приобщению сельского населения к творчеству писателей-земляков.

Работа клубных, любительских объединений. Клуб по интересам - это добровольное объединение группы людей на основе единства цели, задач, интересов. Клубы зачастую объединяют определенные и социальные категории читателей или группы людей с устоявшимися интересами. Клубы по интересам - одна из оптимальных моделей работы в библиотеках. Библиотека чаще всего выступает организатором, инициатором таких клубов, контролирует их деятельность и оказывает им действенную помощь. Создание клуба по интересам при библиотеке ценно тем, что оно организует культурный досуг пользователей, объединяет людей, имеющих общие интересы и увлечения, стимулирует творческую активность односельчан и помогает выявить новые таланты и дарования среди них. Популярным среди населения может стать кружок краеведов – любителей или юных краеведов, который объединит читателей библиотеки, интересующихся творчеством писателей-земляков, жизнью родного края, его природой, бытом, историей и культурой. Участие в занятиях кружка даст возможность каждому проявить себя в роли собирателей и исследователей литературы родных мест, подготовит ревностных пропагандистов художественного слова, поможет развитию их творческих способностей. Юные краеведы собирают местный фольклор, читают и обсуждают произведения местных писателей, ведут розыски литературно-краеведческого материала, помогают в организации экскурсий по местам, изучают произведения, посвященные родному краю и т. п.

Таким образом, Краеведение - это не только уважение к малой родине, но и изучение истории народа, его героев, самобытной тысячелетней культуры страны. Изучение этого может и должно способствовать формированию национального самосознания россиян. в библиотеке созданы все условия для комплексной краеведческой работы и патриотического воспитания. Не подменяя функции других социальных институтов образования и воспитания, библиотека должна опираться на свою главную задачу - стимулировать читательское развитие, рассматривая чтение как важнейший вид человеческой деятельности в духовной эволюции личности.

Краеведческие потребности пользователей библиотеки побуждают библиотечных профессионалов к активной деятельности в области краеведения. Это поиск эффективных форм и средств краеведческой работы, создание краеведческих ресурсов, осуществление обслуживания по краеведению.
Формы и названия мероприятий по краеведению

Беседа-диалог «Путешествие по улицам города, или Что в имени тебе моем»

Выставка-презентация «Село мое прекрасное на берегу реки»

Краеведческие посиделки « Родной земли многоголосье» (встреча с людьми творческих профессий)

Музыкально-поэтический вечер «И в песнях, и в стихах поэтов, пусть расцветает край родной»

Выставка-фоторепортаж «С Днем рождения, любимый поселок»

Ретро-путешествие по старым улицам города «Прогулки по улицам __________»

Экскурсия по памятным и историческим местам Белорецка «Город можно как книгу читать»

Краеведческий вечер-познание «Город Белорецк: имена, события, факты»

«Фронтовой блокнот» «Они знают цену своей жизни: ветераны ХХ века – наши земляки»

Вечер-путешествие в историю родного края «Мой край родной – моя история живая»

Урок краелюбия «Что может быть милей бесценного родного края!»

Литературно-краеведческий час «Дыханье Родины храним»: Белорецк»

Краеведческий вечер ко Дню города «Ты всех краев дороже мне…»

Вечер доброго общения «Мне по сердцу маленькая Родина, мне по сердцу мой любимый край»

«Краеведческий калейдоскоп» «Родного края разноцветье»

Час краеведческих знаний «Земля, что дарит вдохновенье»

День литературного краеведения «Край в творчестве _________ писателей»

Краеведческий урок-вернисаж «Таланты родного края»

"Краеведческие посиделки" «Щедра талантами родная сторона»

Краеведческий урок-знакомство «Этот тихий край мне мил и дорог»

Цикл бесед для юношества «Молодежи о писателях Белоречья»

Краеведческий вечер славы и признания «Земляки известные и неизвестные», «Люди, прославившие наш край», «Чтоб жили в памяти герои-земляки»

Краеведческий вечер женской поэзии «Есть поэтессы в _______ глубинке с душою родниковой чистоты…»

Беседа «Литературное лицо малой Родины»: обзор творчества белорецких писателей и поэтов.

«Краеведческий серпантин» «Мой город – судьбы моей главная Пристань»

Час виртуального путешествия «В путешествие по родной земле отправляясь…»

День информации «Новинки издательств нашего региона»

Краеведческий час-поиск «Имя в летописи края»

Краеведческая библиопанорама «Люблю тебя, мой город!»

Краеведческий альманах «Чем и кем славен наш город»

Праздник поэзии «О малой родине стихами…»

Вечер-встреча с местными художниками «За красоту времен грядущих»

Праздник-открытие «Земли моей минувшие года»

Урок-прославление «Славен город делами, славен город людьми: Белорецк сегодня»

Видео-панорама «Помолчим у истории, бронзою ставшей»: Памятники Белорецка»

«Край любимый сердцу снится…»

Цикл краеведческих бесед «Всему начало здесь, в родном краю», «Мой отчий край ни в чем неповторим»

Краеведческий вечер-открытие «Дорогая моя провинция»: Белорецк»

Краеведческая викторина « Мой край отеческий, моя глубинка»

Праздник « Прими, город в подарок! Встречи для вас» (ко Дню города)

Беседа-диалог «Край родной, навек любимый», «Вернись на родину, душа!»

Цикл краеведческих часов «Здесь ты живешь»

Видеосалон «Судьба края в лицах», «Родной земли очарованье»

Краеведческий вечер-посвящение «Любуюсь и горжусь тобой, любимый город!»

Литературно-музыкальный вечер-признание «Родина, услышь еще одно признание в любви: _____________ посвящается»

Краеведческая программа «Родники живой памяти»

«Краеведческая завалинка» «Вот она какая, сторона родная!»

Краеведческий ретро-вечер «Малая Родина в воспоминаниях старожилов»

Арт-салон «Дар, предназначенный судьбой»: Творчество местных поэтов, художников, музыкантов.

Краеведческие уроки «Нет милей родного края», «Поэты нашего города», «Слово о земле михайловской», «Город, в котором мы живем», «Утро доброе родному краю»

Краеведческий альманах «Традиции и нравы Белорецкой земли»

«Краеведческая шкатулка» «Неизвестные страницы истории родного края»

Экспедиция-поиск «Альбом памяти»: (Биографии местных ветеранов войны и тружеников тыла)

Краеведческий калейдоскоп «Глубинкою сильна Россия», «Гимн родной земле», «Молодые таланты – городу»

День краеведческой библиографии «Здесь Родины моей начало»

Библиотечный урок «Литературно-художественные краеведческие журналы для старшеклассников и молодежи»

Час краеведения «Тебе, мой город, посвящаю…»

Литературно-историческое ревю «Здесь Родины моей начало» (по произведениям местных авторов)

День краеведческого чтения «Большие открытия малого города»

Вечер - литературное путешествие «Земляки на карте города» (об улицах города, названных в честь земляков)

Историко-литературная экспедиция «Война в судьбе моих родных» (письма с фронта, воспоминания ветеранов-земляков), «Край родной – гордость моя»

Литературно-музыкальный вечер «Край родной в стихах и песнях»

Фотовыставки «Родного города черты», «По родному краю с фотоаппаратом», «Разноцветная палитра живой природы» (о цветах, насекомых, животных края)

Выставка-демонстрация творческих работ земляков «Красоту творим руками» (рукоделие, поделки, рисунки, резьба по дереву, плетение, вышивка и т.п.)

Картинная галерея «Художники города – в дар библиотеке»

Выставки-просмотры «Душа и память земли любимой», «Сердцу милый уголок – наш российский (любимый) городок»

Гурман-вечер любителей поэтического жанра «Поэзия края родного в душе зазвучала вновь…»

Выставка-открытие «Свет малой родины» (экспонаты из музея)

Историко-краеведческая экскурсия «Город мой, ты песня и легенда»

Час размышления «Наш город – нам его беречь»

Краеведческая викторина: «Мой край: настоящее, прошлое, будущее», «Пою мой край – край великих вдохновений», «Поэты родного края», «Тропинками родного края»

Краеведческие чтения «Родной земли многоголосье»

Устный журнал «Расскажу с любовью я о доме…»: Краеведение

Краеведческий урок-путешествие «Прогулки по __________»: История улиц города»

Урок-панорама «Родная улица моя» (с видеофильмом или слайд-презентацией)

Краеведческий час памяти «Помни их имена, ________!»

Выставка-восхищение «Мой край, мой Белорецк!»

Краеведческий вечер воспоминаний «Наши земляки – наша гордость!»

Краеведческая интеллектуальная игра «Где эта улица, где этот дом?», «Мой городок – душа России», «Серенада родному краю»

Краеведческая беседа-дайвинг «Легенды и были малой родины», «Судьба России и мой край: Страницы истории», «Моя родина сегодня» (население, занятия земляков, природа, транспорт, промышленность, знатные люди и т.п.), «Из сокровенной памяти старожилов»

Час краеведения «Помни род свой и песню», «Здесь род мой, истоки мои», «В судьбе малой родины – наша судьба», «Я эту землю родиной зову», «Я на этой земле родился»

Вечер поэтической магии «Волшебные места, где я живу душой»: Белорецк

Беседа-информация «Мы этой земли продолжение», «Про мир и дом, где мы живем»

«Краеведческий лабиринт» «В краю моем история России», «Родного края облик многоликий»

Литературная беседа «Малая родина в событиях и лицах»

Час памяти и мужества «Фронтовые подвиги наших земляков»

Музыкально-поэтический вечер «Земли моей лицо живое» (встреча с местными поэтами)

Тематический вечер «Живи в памяти людской» (посвящен строителям города, известным людям)

Арт-встреча «Чудеса народного искусства»

Краеведческий вечер-репортаж «Хроника рождения города»

Краеведческая викторина «Знаешь ли ты свой город?»

Историко-краеведческая ретро-беседа «Есть город в просторах России, ______ его зовут…»

Краеведческая беседа-откровение «И края в мире нет дороже, где довелось родиться нам…»

Литературно-краеведческий вечер-встреча (с местными поэтами) «В городе теплых сердец свечи в душах зажглись…»

Вечер творческого общения с интересными людьми города «Я зажег в своем сердце костер…»

Краеведческий вечер-респект «Есть в России уголок, милый сердцу городок…»: Творчество местных авторов»

Час занимательной экологии « Загадки природы родного края»

Краеведческое «рандеву» «Судьбой дарованные встречи»: Встречи с местными деятелями культуры.

v Я эту землю родиной зову

v Волшебные места, где я живу душой…

v Земли родной талант и вдохновенье (писатели-земляки)

v Услышать зов земли, которой ты частица (экология края)

v Тихая родина снова меня позовет

v Наш земляк – большой художник слова

v Жизнь его песни достойна

v Есть чем Белорецку гордиться

v Мимо башни твоей, сквозь года и столетья

v Пешком в историю (памятники города)

v Живые навсегда. Белоречане помнят войну

v Моей судьбы обычаи и нравы

v Литературные прогулки по городу

v Белоречье – любовь моя и гордость

v Не забуду тебя, Белорецк

v Белорецк на старых фотографиях

v Взгляд на город, в котором мы живем

v 255-летию – 255 добрых дел

v Их судьбы связаны с Белорецком

v Живая старина: история улиц и площадей

v Город на уральском перевале

v Белорецк. Годы. Люди

v Тебе, наш город, посвящаем…

v Имена на все времена, или история в историях о знаменитых земляках

v «Живут со мною рядом земляки»

v «Белоречья родные дали»

v «Мой край и я: чем больше думаю, тем больше берегу»

v «Я в этом селе живу, я это село знаю»

v «Край мой, исток мой, судьба моя»

v «Люби свой край, уважай свою историю»


Основы экскурсионного обслуживания

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах, библиотеках), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные экскурсии нацелены на формирование общего представления о городе/населенном пункте, области в целом путем освещения нескольких подтем – истории, краткой характеристики промышленности, науки, культуры, образования и др. В них используется исторический и современный материал. Строятся такие экскурсии на показе самых различных объектов – памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д. Хронологические рамки подобной экскурсии определяются временем существования города/населенного пункта – с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня.

Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы и подразделяются на исторические, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные, производственные.

Из всего многообразия исторических экскурсий, выделяемых по содержанию, наибольший интерес представляют следующие виды:

Историко-краеведческие (например, «История возникновения города/ села», «Из истории, какой либо достопримечательности» и др.);

Археологические (например, в Аркаиме с показом вещественных исторических артефактов);

Этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных народностей, местного населения;

Военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, места военных сражений в Гражданскую войну и др.);

Историко-биографические, литературно-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей, например: писателей);

Экскурсии в исторические, краеведческие музеи.

По способу передвижения различают экскурсии пешеходные и с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Использование средств передвижения обеспечивает мобильность экскурсионной группы. Типовая схема экскурсии включает вступление, основную часть и заключение.

Вступление предполагает знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте; краткое со- общение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, месте окончания экскурсии. Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно составляет от 5 до 12. Показ – наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно; он предполагает систему целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, включающий демонстрацию объектов и предметов, пояснения к ним. Заключение, рассчитанное по времени на 5-7 минут, не связано с экскурсионными объектами. Оно содержит подведение итогов основного содержания экскурсии, выводы по теме, представление информации о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему.

Пространство большого города позволяет библиотечным специалистам варьировать с выбором вида экскурсий – можно использовать как обзорные, так и тематические экскурсии (например, «Исторический центр города Белорецка», «Гражданская война в Белоречье»), ограничивать экскурсии территориально (по отдельным районам, улицам, площадям и др.). В небольших населенных пунктах целесообразней проводить обзорные экскурсии. Исключение составляют территории, обладающие богатым историко-культурным наследием и природным разнообразием (например: горнозаводские посёлки Белоречья). При наличии транспортных средств маршрут экскурсии может включать посещение нескольких населенных пунктов, характеристику разных объектов. Обзорная экскурсия по населенному пункту может включать характеристику следующих подтем:

1. Принадлежность населенного пункта к определенному району, области (возможно демонстрация герба района и символики населенного пункта).

2. Анализ названия населенного пункта (происхождение названия, подходы к его трактовке, варианты названия при переименовании).

3. История создания населенного пункта (дата основания или первое упоминание в архивных документах, история заселения).

4. Статистические данные о населенном пункте (количество жителей, их распределение по половозрастным признакам, количество улиц, дворов и др.)

5. Характеристика природно-климатических условий, основных географических объектов (рек, озер, гор и др.), полезных ископаемых, флоры и фауны края (коротко).

6. Характеристика основных социальных объектов (школ, больниц, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, музеев, клубов, библиотек, общественных и творческих объединений и др.) и элементов благоустройства населенного пункта.

7. Основные улицы, площади, переулки (возникновение топонимов, исторические и современные названия, расположение).

8. Характеристика местных памятников архитектуры (история, стиль), строений, культовых сооружений (церквей, мечетей и др.), проектировочные и эстетические особенности местных домов.

9. Памятники, обелиски, мемориальные доски.

10. Выдающиеся земляки (уроженцы края или деятели), посещение села известными людьми.

11. Роль и место населенного пункта в истории региона, страны.

12. Проблемы и перспективы развития населенного пункта.

Экскурсии могут быть дополнены проведением встреч с известными земляками, старожилами, активной популяризацией ресурсов библиотеки с помощью демонстрации краеведческих документов, распространения рекомендательных списков краеведческой литературы и буклетов.

Материал подготовлен на основе: Емельянов, Б. В. Экскурсоведение [Текст] / Б.В. Емельянов. – М: Советский спорт, 2007. – 216 с.
Библиотечное краеведение на страницах профессиональной печати:

Аннотированный список статей

Баркова, И. В. Виртуальное краеведение для детей // Библиография и книговедение. – 2016. – № 3. – С. 66-72.

См. так же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://dlib.eastview.com/browse/doc/46972093 (15.07.2017).

Баркова, И. В. "Детское экскурсионное бюро" приглашает. Виртуальные экскурсии как средство знакомства с родным городом // Библиотечное дело. – 2015. – № 9. – C. 5-6.

В статье рассказывается о мультимедийном ресурсе "Детское экскурсионное бюро", созданном сотрудниками отдела детской библиографии Новокузнецкой муниципальной информационно-библиотечной системы (Кемеровская область). Виртуальные экскурсии этого ресурса знакомят ребят с интересными местами города Новокузнецка.

См. так же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2015/bd09.pdf (15.07.2017).

Бражникова, С. Электронный ландшафт села. Продвижение цифровых форм литературы в регионе / С. Бражникова // Библиополе. – 2016. - № 9. – С. 13 – 18.

Библиотекари призваны стать навигаторами в мире виртуальной информации, отбирая и предлагая потребителю качественный интернет - материал. Это могут быть постоянно пополняемые веблиографические списки, проекты, выставки-видеоролики, виртуальные выставки, буктрейлеры, электронные дайджесты. Сельские библиотеки оказывают дополнительные услуги населению, взяв на себя функции центров общественного доступа. Они создают также уникальные ресурсы – электронный архив села и виртуальный краеведческий музей

Бухаркина, Е. Край родной, сторона лесная: проект для взрослых и детей, объединивший темы краеведения и защиты окружающей среды: [экологическое просвещение] / Е. Бухаркина // Библиополе. - 2017. - № 1. – С. 55-59.

Даже самая маленькая сельская библиотека старательно собирает, хранит и выдаёт материалы о местной истории, ведёт экологическое просвещение. Проект, о котором рассказывает автор, включает мероприятия, предназначенные и для взрослых, и для подростков, и для малышей. Дается приложение «Рабочий план реализации программы «Я здесь живу, и край мне этот дорог».

Вавилова, Е. «Зелёные» объекты пешеходного маршрута. Использование QR – технологии для проведения экскурсий / Е. Вавилова // Библиополе. – 2017. - №5. – С. 75-77.

Совместный туристический проект «Культурный код Соли

Цель – расширение краеведческого кругозора учащихся.

Основные задачи:

  • Приоритетная
  • - формирование потребности в изучении краеведения.
  • Просветительная
  • - сохранение и популяризация историко-культурного наследия Крутихинского района.
  • Воспитательная
  • - патриотическое воспитание в современных условиях на примере и опыте выдающихся земляков.
  • Образовательная
  • - приобщение учащихся к культуре, литературе, истории, биологии, географии родного края.
  • Информационная
  • - предоставление систематизированной, достоверной информации по краеведению.

Неделя краеведения – комплексное мероприятие, сочетающее разнообразные формы внеурочной работы. Оно позволяет сконцентрировать усилия, направленные на формирование и закрепление знаний краеведческого характера, многостороннего развития личности, осуществить комплексный подход к изучению природы родного края.

В МКОУ Волчно-Бурлинская СОШ с 1997 года проводятся уроки “Географии села Волчно-Бурлинского”, а с 2007 года ещё и “Географии Крутихинского района”. В школе есть краеведческий музей, летом работает краеведческий отряд, принимаем участие в проведении Дня Земли, отмечаем День Птиц, проводим Марш Парков. Несмотря на такое обилие информации, дети ждут начала декабря, когда в школе проводится “Неделя краеведения”.

Основным мероприятием недели является краеведческая викторина. Викторина объединяет единичные мероприятия недели, организует их композиционное единство. Вопросы викторины строятся так, чтобы выполнение заданий способствовало развитию наблюдательности и формированию навыков исследовательской работы. При составлении вопросов викторины каждый раз стараюсь акцентировать внимание на разных частях экспозиции краеведческого музея.

Экскурсии в музей – один из важнейших элементов краеведческой недели. Наиболее интересны детям занятия с музейными экспонатами – ребенок, трогая предметы старины, соприкасается с целой эпохой. Во время экскурсии по экспозиции достаточно обратить внимание детей на два – три основных интересных момента, лишь слегка затронув вопросы викторины, и тем самым спровоцировать их поисковую деятельность. Данная работа особо актуальна в наше время, когда нарушилась система связей между поколениями.

В конце недели, перед подведением итогов, целесообразно провести интеллектуальные конкурсы и игры (интеллектуальный марафон, игры “Счастливый случай”, “Умники и умницы”, турнир “Знаток родного края” и другие), освещающие те же вопросы, что и викторина, но позволяющие систематизировать знания и впечатления, полученные в ходе недели.

Мероприятия краеведческой недели отнюдь не требует обязательного посещения всеми учащимися всех мероприятий. При подведении итогов необходимо помнить, что любой ребенок желает быть лучшим, быть победителем.

План проведения недели краеведения в Волчно-Бурлинской школе

5-9 декабря 2011 г.

“Не может родина быть малой, с такой красивою душой”

  • “Мой край. Мы”. Фотовыставка.
  • “Есть этот край, и есть село”. Конкурс знатоков.
  • “Волчно-Бурлинское – Родины частица”. Конкурс сочинений.
  • “Листая старый альбом”. Краеведческий серпантин.
  • “Моя семья – частица истории Отечества”. Конкурс презентаций.
  • “Село моё меж двух озёр”. Конкурс презентаций.
  • “Образы земли родной”. Час искусства по творчеству Крапивиных Г.Н. и Н.Н.
  • “Мои мысли у мемориала”. Познавательная экскурсия.
  • “Храмы села Волчно-Бурлинского”. Урок православия.
  • “Наши знаменитые земляки”. Краеведческие уроки.
  • “Краеведческая рыбалка”. Игра.
  • “Краеведческий калейдоскоп”. Игра.
  • “Старинные народные забавы”. Игры на переменах.
  • “С миру по нитке”. Выставка подарков в кабинете географии.

“…И если я чего-нибудь да стою, то всем обязан этой вот земле!”
Думаю, что это будет интересно!

План проведения Недели заранее вывешивается на доске объявлений, участие в мероприятиях добровольное (в этом все плюсы и минусы!). Фотовыставка оформляется на листах А4 в файлах-вкладышах (мультифорах), со своими оригинальными надписями. Викторина “Есть этот край, и есть село” проводится традиционно, в особых методических рекомендациях нет смысла. Конкурс сочинений – домашняя работа. Интересно проходит краеведческий серпантин “Листая старый альбом”. Нужно рассказать о своих бабушках и дедушках, демонстрируя их фотографии. Приходится расспрашивать родителей, родственников, знакомых,- вот вам и связь поколений! Два конкурса презентаций: о природе села и своей семье. Славно!

Заслуженные художники России Крапивины Геннадий Никитович и Николай Никитович подарили в школьный музей 21 картину. Здесь идёт рассказ об их творчестве, судьбе, роли в жизни села. “Мои мысли у мемориала” - познавательная экскурсия. Её лучше проводить с небольшим количеством детей (один класс). У мемориала расспросить экскурсантов о родственниках, погибших в годы Великой Отечественной войны, провести минуту молчания, а потом выслушать детей по одному единственному вопросу: “Что бы я сказал своему прадедушке сейчас, если бы он был жив”.

У села Волчно-Бурлинского славная история. Православный храм построен ещё в 1868 году местными умельцами, каменный – по проекту томского архитектора Андрея Лангера в 1911 году, есть церковь – новостройка. Без урока православия здесь просто не обойтись! Наши знаменитые земляки: Герой Советского Союза П.П. Кагыкин, водрузивший флаг СССР над Рейхстагом, врач больницы К.Ф. Работинский, сдавший во время Великой Отечественной деньги на строительство санитарного самолёта, местный поэт А.В. Толстошеев, Заслуженный агроном России В.И. Чертов, мать-Героиня А.В. Куликова, доярка – орденоносец Т.А.Косолапова и многие другие жители. Собран интересный материал, показываем слайдовые презентации.

“Старинные народные забавы” - украшение недели краеведения во время перемен. Краткое содержание краеведческих игр есть в приложении. “С миру по нитке” - очень интересная выставка подарков в кабинет географии. В школе много лет существует традиция: если кто-то выезжает в дальние поездки, то в школу привозят разные безделушки. Есть кусочек красного дерева из Индии, коралл из Австралии, внутреннее ухо кита из Антарктиды, клык моржа с Чукотки, вулканический пепел с Курильских островов, морские раковины из Эгейского моря, соль из Мёртвого моря и т.п.

Коллеги! Не стесняйтесь проводить неделю краеведения в своей школе! Это интересно, полезно и занятно для детей, а Вы можете получить истинное удовольствие от этого дела. Здесь в выигрыше все, даже наше с Вами будущее!

С уважением М.Г.Ягунов

Краеведческая викторина
“Есть этот край, и есть село”

1. Какие самые древние исторические находки обнаружены на территории села?

2. Чем занимались племена, населявшие территорию села в I веке до н.э.?

3. Где впервые встречается упоминание о Волчно-Бурлинском?

4. В каком году было основано наше село?

5. Как называлась часть села, расположенная в устье ручья Башариха?

6. Как называлась часть села, основанная в районе ключика?

7. Есть ли доказательства того, что через наше село проходили монголо-татары?

8. С какими административными районами граница Крутихинского района наиболее протяжённая?

9. В окрестностях каких сёл Крутихинского района находятся крайние точки: северная, южная, западная и восточная?

10. Какое село Крутихинского района самое молодое?

11. Севернее или южнее Москвы находится Крутихинский район?

12. Какова максимальная абсолютная высота Крутихинского района, где она находится?

13. Перечислите горные породы, слагающие территорию района и выходящие на поверхность.

14. Какова глубина залегания кристаллического фундамента в пределах Крутихинского района?

15. Какие полезные ископаемые есть на территории района?

16. Какие формы рельефа есть в Крутихинском районе?

17. Каковы средние многолетние температуры воздуха в селе: годовая, январская, июльская?

18. Каковы абсолютный минимум и максимум температур воздуха в селе?

19. Какие воздушные массы господствуют над Крутихинским районом в зимний и летний периоды?

21. Какова толщина льда на водоёмах Крутихинского района в конце зимы?

22. Сколько в Крутихинском районе рек? Назовите их.

23. Каково происхождение озёрных котловин Крутихинского района?

24. Назовите опасные природные явления, наблюдаемые в нашей местности.

25. Сколько видов растений произрастает в окрестностях села?

26. Какие растения характерны для сухих сосновых боров? Лесостепи? Лугов?

27. Какова площадь Крутихинского района?

28. В каком году образовалось село Волчно-Бурлинское?

29. В каком году образовался Крутихинский район?

30. Какие виды рыб обитают в водоёмах Крутихинского района?

31. Какие виды животных акклиматизированы в районе?

32. Кто были основателями деревень Волчья и Бурлинская?

33. В каком году в селе построена первая церковь?

Игра “Краеведческая рыбалка”

Оборудование: карта Крутихинского района, атласы.

Класс делится на две команды. На доске вывешены таблички с названиями тематики заданий и написаны порядковые вопросов от одного до десяти. По жребию определятся команда, которая первой отправиться на краеведческую рыбалку. Члены этой команды называют тему и порядковый номер от одного до десяти, ведущий в зависимости от этого задаёт вопрос. Прозвучавшие вопросы вновь не озвучиваются. Команде необходимо не только ответить на вопрос, но и показать (если это географический объект) это место на карте. За правильный ответ команда получает жетон в виде рыбки. Если команда затрудняется ответить на вопрос, ход переходит к другой команде. По количеству жетонов-рыбок определяется победитель конкурса. Можно ещё определить наиболее активного “рыбака” класса.

Опыт свидетельствует о том, что игра проходит быстро, учащиеся проявляют высокую активность в течение всего конкурса.

Примерная тематика вопросов.

1. История исследования природы Крутихинского района

  • Какие два знаменитых шведа прошли с экспедицией через наше село
  • Где хранится подлинник ладкарты Петра Чичагова
  • Кто из исследователей нашего села награждён золотой медалью РГО
  • Как называлась Крутиха в 1779 году
  • Кто был городничим в Бурлинске
  • Самое старое село Крутихинского района
  • В каком году основано наше село
  • Из какого села Томской губернии шло расселение по Сибири
  • Кто основал Чаусский острог
  • Что такое “Соляной тракт”

2. История формирования территории

  • Внешний облик территории в конце палеозоя
  • Какой климат был на нашей территории в конце палеозоя
  • Что было на территории района в мезозойскую эру
  • Что произошло с территорией района в палеогене
  • Какие растения росли в палеогене
  • Фауна палеогена
  • Климат четвертичного периода
  • Как повлияло оледенение на формирование территории
  • Флора послеледникового периода
  • Фауна послеледникового периода
  • Назовите кустарники окрестностей села
  • Деревья
  • Лекарственные растения
  • Назовите 5 растений соснового бора
  • Краснокнижники Крутихинского района
  • Первоцветы
  • Ягоды
  • Съедобные растения
  • Ядовитые растения
  • Кормовые растения
  • Ядовитая змея
  • Неядовитая змея
  • Хвостатое земноводное, занесённое в Красную книгу
  • Самое крупное млекопитающее животное окрестностей
  • Чёрная птица, занесённая в Красную книгу
  • Животное, переселенец из Канады
  • Какие птицы первыми прилетают весной
  • Хищные птицы
  • Ночные птицы
  • Основная задача Алеусского заказника

5. Географические объекты

  • Плато, на котором расположен Крутихинский район
  • Самое большое озеро
  • Самое маленькое озеро
  • Левые притоки Оби в пределах района
  • Истоки какой реки находятся в нашем районе
  • Наибольшая высота Приобского плато в пределах района
  • Что такое согра
  • Что такое грива
  • Озеро в районе посёлка Московского
  • Когда бывает половодье на Дунае

6. Известные люди

  • Автор “Истории села Волчно-Бурлинского”
  • Учитель Карла Линнея, исследователь природы села
  • Друг Иоана Фалька
  • Архитектор кирпичной церкви
  • Заслуженный учитель школы России
  • Заслуженный агроном России
  • Местный поэт
  • Почётный донор России
  • Первый директор новой школы
  • Герой Советского Союза


Рассказать друзьям