Мероприятия по декоративно прикладному творчеству. Сценарий внеклассного мероприятия «Народные промыслы России

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Внеклассное мероприятие

по изобразительному искусству

«Ярмарка народных промыслов».

V класс

Пушкарная Т.Ю. – учитель

ИЗО МОУ СОШ № 31

    Обобщить знания учащихся об устном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве (народных промыслах России), народно-музыкальном творчестве.

    Способствовать дальнейшему развитию художественно-творческих способностей в области декоративно-прикладного искусства.

    Воспитывать чувство национального достоинства, развивать сознание того, что самобытная традиционная культура народа России – общее достояние нашего Отечества, его вклад в мировую культуру, наследие, достойное уважения и сохранения в веках. Способствовать дальнейшему формированию культурно-исторической памяти.

Оборудование:

    оформление сцены в народном стиле

    изделия декоративно-прикладного искусства – народных промыслов: жостковские подносы, павлово-посадские платки, изделия с хохломской росписью, посуда гжели.

Сценарий мероприятия.

Выходят двое ведущих в народных костюмах (мальчик и девочка).

Ведущая. Красны девицы, да добры молодцы,

Собирайтесь, наряжайтесь,

К нам в гости отправляйтесь!

Ведущий.

Собирайся, народ!

Вас много интересного ждет!

Много песен, много шуток

И веселых прибауток!

Ведущая. Сел сверчок на шесток, таракан в уголок.

Сели, посидели, песенки запели.

Услыхали ложки, вытянули ножки,

Услыхали калачи – как попрыгали с печи.

Давай подпевать, да давай танцевать.

Ведущий. Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ!

Открываются ворота, входи кому охота,

А кому не охота, тоже входи!

Это только присказка, а что будет впереди – приготовься и гляди!

Звучит русская - народная мелодия. Выходит Фома с самоваром, подходит к избе, ставит самовар.

Фома. Стоит Фома посреди двора,

Супротив терема широкого,

Супротив крыльца высокого.

Нетесан терем, нетесан,

Только хорошо раскрашен. (Стучит в дом)

Дома ль Дарья, дома ль Марья?

Дома ль душенька?

Девочки из домика (Дарья, Марья и Катюшенька)

Мы туточки!

Из домика выходят девицы с хохломскими изделиями. Все идут к столу. Ведущие приглашают гостей.

Ведущий. Добро пожаловать, гости дорогие!

Ведущая. Милости просим к нам в гости!

Фома. Пришли мы к вам в гости не с пустыми руками, с подарками от земли нашей, Нижегородской. (Расставляют на столе вокруг самовара хохломские изделия). Все это работа наших Нижегородских мастеров из села Хохломы.

Фома. В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и украшали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже мастера стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохламчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохламской посуде вьется, кружится травка – былинка, то красная, то черная, из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина или цветы: маки, колокольчики, ромашки…

Дарья. Вот посмотрите! Выросла золотая травка на чашке, распустился красный цветок мальва на ковше. Клюет эту ягодку хохлатая птица – золотое перо. Полюбуйтесь на это чудо - ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы.

Всю эту домашнюю утварь, выточенную из дерева, переливающуюся золотом, с веселящим глаз затейливым узором, мы привезли из большого торгового села Хохламы, что под Нижним Новгородом. Это от нас разлетаются жар – птицами миски да ложки по ярмаркам.

Марья. Стоит студеная зима,

Снежинки крутит буйный ветер,

А солнечная Хохлама

Напоминает нам о лете.

Грустят деревья и дома,

Не весел минусовый градус,

Но сохраняет Хохлама

В ромашках, ложках, плошках – радость!

Ладья – цветущий хвост, корма,

Нос – петушиная головка.

Плывет по лету Хохлама,

Расписанная очень ловко.

Бочонок солнечен весьма,

На нем цветы и земляника.

Семеновская Хохлама

Вся золотисто-краснолика.

В тарелочках – не полутьма,

Не сумрак в вазах и солонках,

Напоминает Хохлама

Родную, милую сторонку.

Катюшенька. Начало золотой росписи ведет от древних мастеров-живописцев. Есть такая красивая легенда:

Давным – давно поселился в лесу за Волгой, веселый мужичок – умелец. Избу поставил. Стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым клювом чашки с кашей, и чашка стала золотой.

Это, конечно, легенда. А на самом деле вырезанную посуду покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом.

Ведущая . Как волшебная жар – птица

Не выходит из ума,

Чародейка, мастерица,

Золотая Хохлома!

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

Кубки, чаши и ковши,

И чего здесь только нету.

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Зорь червонные лучи,

И узорчатый орнамент

Древне – Суздальской парчи!

Звучит песня «Золотая Хохлома»

Вдоль улицы во конец шел удалый молодец,

Не товар продавать, а себя показать.

По сцене, прогуливаясь идет щеголевато одетый Ванюша, под мышкой держит поднос.

Ведущая. Ты куда идешь, Ванюша, куда погоняешь.

Ванюша. К тебе, кумушка, в гости иду!

И поднос в руках держу,

А поднос не простой,

А расписной – жестовский.

Ванюша поет (на мелодию «Русские страдания»)

Черный фон сияет лаком,

А на нем цветов краса

Алых, желтых, с красным маком –

Это просто чудеса!

Колокольцы распустились,

Незабудки стали в ряд,

Засверкали. Заискрились,

Посмотрите, стар и млад.

В мире нет таких подносов,

Они словно вешний сад,

Лучше их вы не найдете,

Посмотрите стар и млад.

Ванюша. С давних пор в селе Жестово изготавливают расписные лакированные подносы. Они прославились повсюду своей красотой. Уже почти два столетия существует наш промысел: сначала из листа железа «выкраивают» подносы разной формы. Бывают они круглые, овальные, прямоугольные с фигурными краями. Потом их покрывают краской и по цветному или черному фону художники рисуют узоры кистью масляными красками. И расцветают пионы, георгины, розы, маки, незабудки. Подносы получаются один лучше другого: нарядные да яркие. Затем поднос лакируют и перед вами такое чудо(показывает поднос).

Ведущая. Заходи, Ванюша, садись с нами чай пить. С пряниками, сушками, пышными ватрушками.

Ваня. (Садится за стол) чай пить – не дрова рубить!

Ведущая. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Выходит Тит с большой ложкой в руках и говорит

Ты, работушка, меня не бойся,

Я тебя не трону.

Дарья. Не колода – лодырь, а пень!

И лежит целый день

Не жнет, не косит,

А обедать просит!

Марья. Тит, иди молотить!

Тит. Живот болит. (гладит живот).

Катюша. Тит, иди кашу есть!

Тит. А где моя большая ложка?

Фома . Хочешь есть калачи,

Не сиди на печи.

Ведущий. Не зря в народе говорится: «Старинная пословица не мимо молвится», - не любили в народе лентяев.

Ведущая . Лень, отвари дверь! Дом горит!

Лень (высовывается из избы, тянется) Хоть сгорю, а не отварю! (зевает).

Марья . Проснулась Ульяна не поздно, не рано!

Люди косить, а она – голову мочить!

Люди – жать, а она на меже лежать!

Люди – молотить, а она – пыли воротить!

А обедать пойдут – она тут как тут!

Тит, обидевшись, уходит.

Ведущая. Обойди, хоть всю планету,

Лучше русской пляски нету!

Ведущий. Балалайка и гармонь –

Разжигают в нас огонь.

Исполняется танец с платками.

Ведущая. Недалеко от Москвы есть старинный русский город Павловский Посад. Издавна он славился тем, что делали там удивительной красоты платки. Носили их женщины на голове, на плечах, иногда даже сложенными на руке, как украшение. Носят эти платки и сейчас. Павловопосадские платки известны всему миру. Разнообразны узоры на платках. По белому, красному, зеленому, черному фону разбросаны цветы: распустились розы, пионы, георгины, васильки. Такой платок, словно сказочная лесная поляна. (Показ платков).

Ведущий. Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская звонкая Гжель!

На сцену выходят участники в народных костюмах.

Мы посланцы небольшой подмосковной деревни Гжель, прибыли на ваш праздник. (Кланяются, поют частушки) .

А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель.

Под Москвою мы живем,

Глину месим и поем.

И игрушки, и посуду

Прославлять и вам тут будем.

Очень любим синий цвет,

Потому, что краше нет.

Небо гжельское такое

Лучезарно – голубое.

В речке синяя водица,

Так и хочется напиться.

Ну, а только лето будет,

Голубица там и тут.

Вот поэтому нас люди

Гжелью синею зовут. (хором)

Чашки, блюдца, самовары

Знают люди всей земли.

Мы и к вам полно товару

Для показа привезли.

Небо у нас в Гжели действительно, как нигде в России, - синее – синее. Вот и придумали мы перенести эту синеву на белый фарфор. Наши изделия ни с какими не спутаешь.

Все голубое да синее - и цветы, и люди, и птицы, и трава. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они веселые и красивые.

Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской художественной керамики. Он собрал вокруг себя три десятка близ лежащих деревень. Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды – край богат залежами гончарных глин. Гжельцы исстари говорили: «Не землей мы кормимся, глина в наших местах «золото»».

В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной. Вслушайся в слово «гжель» - и ты уловишь в его звучании что-то общее со словом «жечь», «обжигать». Гжель – это фаянс, расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.

В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит город Гжель. Давным – давно жили там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать и край свой прославить. Думали – думали, и придумали. Нашли они в своей сторонке глину чудесную, белую – белую, и решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские матера свое изделие, расписывали свою посуду синей краской разных оттенков. Раисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получалась посуда. Полюбилась людям посуда, и стали называть ее «нежно – голубое чудо».

По сей день стоит недалко от Москвы средь лесов и полей старинный городок Гжель.

Работают в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. На весь край, на весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. Мастера у нас большие фантазеры. Какую посуду делают – глаза разбегаются. (Учащиеся показывают изделия.)

Вот смотрите – «рыба – кит»,

А под ним вода кипит,

На спине стоит дворец,

Рядом скачет удалец.

Здесь две барыни сидят,

Пьют чаек и говорят.

Ну а кошка возле ножки

Ждет, когда дадут немножко.

Чашка с крышкой – просто диво!

Посмотрите, как красиво!

На ней сказочная птица

Так и хочет в небо взбиться!

Ведущий. С давних времен русский народ добросовестно трудился, но и о развлечениях не забывал. Недаром в пословице говорится: «Делу время, а потехе – час!». Когда работа была закончена, собирались у околицы и стар и млад и тешили друг друга небывальщиной и неслыхальщиной. (Выходят дети в национальных костюмах и садятся на скамейку).

Участник 1 . Вот и я старину скажу стародавнюю,

Стародавнюю да небывалую.

По поднебесью медведь летит.

Медведь летит, головой вертит.

Уж он лапам мохнатыми помахивает,

Уж он хвостиком коротким поправливает.

Свинья не ели гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела,

Малых деточек, поросяточек.

Поросяточки по сучкам висят,

По сучкам висят, полететь хотят.

Участник 2. Что за диво?

Вот так диво!

Диво я не вижу тут!

Остальные. Не любо – не слушай, а врать не мешай.

Участник 3. Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Мышка ехала верхом на

В откидной карете.

А за нею во всю прыть

Тихими шагами

Волк старался переплыть

Миску с пирогами.

Участник 2. Это не чудо, не диковинка.

Я видел чудеса чуднее того!

С горы корова на лыжах катится,

Расставя ноги, глаза выпучила.

Участник 1. И тому диву не дивуйтеся,

Я видел чудеса чуднее того.

Синее море огнем горит,

Бела рыба по небу летит,

По чисту полю корабль бежит,

Серый волк у руля стоит,

А красная лисица потявкивает.

Хоть вправо держи, хоть влево держи,

А хочешь – назад поворачивай!

Это вам и чудо и диковинка,

И невиданное диво и еслыханное.

Участник 3 . Небылица, люди, небывальщина!

Небывальщина, да неслыхальщина!

С мармеладом в бороде к своему папаше

Плыл медведь в сковороде по кудрявой каше.

Участник 1. По реке плывет буфет, в нем лежит большой секрет.

Он снимается в кино, вам понравится оно!

Участник 3. Дайте мне кусок щекотки, дайте смеха две щепотки,

Три столовых ложки ветра и грозы четыре метра!

Писку – визгу двести граммов плюс пол-литра шумов – гамов,

Да еще глоток веревки и моточек газировки!

Ведущая. Эй! Молодцы и девицы!

Что сидите?

А плясать вы не хотите?

Эй, девчонки – хохотушки,

Затевайте–ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Ведущий. Встанем братцы все рядом и частушки вам споем! (выходят на сцену все участники).

Заиграли музыканты и пустились ноги в пляс,

Мы веселые частушки пропоем сейчас для вас!

Пошла плясать бабушка Лукерья,

На макушке нет волос – повтыкала перья!

Две старушки на печи ждут омоложенья.

Одной 80 лет, вторая без движенья!

Ой, подруга дорогая, до чего ж красива ты.

Подари из уваженья хоть немного красоты!

Чего ж мне не веселиться – хорошо живется мне –

Берегут меня родители, как розу на окне!

Чаек пила, самоварничала.

Всю посуду перебила, накухарничала!

Я мальчишка сладненький,

Тонкая фигурочка!

Саша парень ничего,

Только он кусается.

Все собаки от него наутек бросаются!

Всю неделю не пилось,

Не пилось, не елось.

В этом зале побывать

Очень захотелось!

Внеклассное мероприятие по декоративно-прикладному творчеству в начальной школе

Игра - путешествие по декоративно-прикладному искусству "В гостях у Акварелькина"

Форма проведения: игра – путешествие.
Описание: данный материал может быть использован классными руководителями коррекционных школ, педагогами дополнительного образования для проведения внеклассных мероприятий с детьми 3-4 классов.
Цель: Способствовать формированию знаний у детей о народном декоративно-прикладном искусстве.
Задачи:
1. Расширять и углублять знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве.
2. Развивать творческие наклонности учащихся, художественный вкус.
3. Способствовать формированию положительных эмоций, взаимовыручки.
Оборудование: карта города, иллюстрация тройки лошадей, магнитофон с записью колокольчиков тройки лошадей, Хохломская роспись на посуде, рисунки посуды, краски, кисти, стаканчики с водой., тарелки из папье-маше, клей, рисунки голубых узоров, Дымковская игрушка, прялка с городетской росписью, ножницы.

Ход занятия:

1.Орг. момент.
Акварелькин:
Я художник, с малых лет
И всем известно это.
Я нарисую ваш портрет,
Картину для поэта,
Цветы и травы, и восход,
И бьющееся море,
И счастье, радость и восторг,
Печаль и чьё-то горе.
Волшебных красок яркий свет
Вмиг оживёт в картине.
Вот здесь мазок –
И грусти нет в помине.
Здравствуйте ребята, здравствуйте дорогие гости! Я так к вам спешил принести письмо, там такое случилось в городе Народных умельцев. Давайте его прочтём.
2.Знакомство с темами и задачами.
Письмо.
Дорогой Акварелькин! В нашем городе произошло несчастье. Злая помеха – неумеха перемешала все краски, смыла все рисунки, и теперь наши улицы стали совсем некрасивыми, дома – невесёлыми, а все жители – игрушки совсем грустными. Милый Акварелькин! Помоги! Нарисуй, какими цветами можно украсить наши улицы. Помнишь, они назывались: «Городетская», «Хохломская» и другие.

Твои друзья из города Народных умельцев.
Ну, что, ребята, поможем?
А на чём мы можем добраться в город Народных умельцев?
Так как на улице у нас снег поедем мы туда на тройке лошадей вот по какому маршруту. (Вывешивается картина и карта города).
Занимайте свои места. Поехали.
3.Основной момент.
Закройте глаза (звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней.
Откройте глаза. Вот мы с вами оказались на первой улице, которая называется Городетская.
Так повелось на Руси, что, пожалуй, ни одно орудие труда не украшалось с такой любовью, как прялка. О труде пряхи народ создавал песни, слогал стихи, сочинял танцы.
Сейчас подружек позову,
Хоровод свой заведу…
Исполнение песни "Во саду ли, во городе".
В Городетской росписи изображают бутоны, птиц, лошадей. Краски яркие – синие, зелёные, красные и жёлтые.
Ребята поехали на следующую улицу нашего города. Займите свои места. Закройте глаза.(звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней.
Откройте глаза. Вот мы с вами и оказались на Хохломской улице.
Бочонок солнечный весьма,
На нём цветы и земляника –
Семёновская хохлома
Вся золотисто – краснолика!
Придёт студёная зима,
И снег закрутит буйкий ветер,
Но солнечная хохлома
Всегда напомнит нам о лете.
Хохломские мастера видели красоту родной природы и замечали красоту даже травы – она очень хорошо смотрелась на чёрном фоне, эта золотая травка. В узоре изображали ягоды, цветы. Рисовали на жёлтом и чёрном фоне. Дети раскрашивают.
Отправляемся на следующую улицу города Народных умельцев. Займите свои места. Закройте глаза. (Звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза.
Мы с вами оказались на улице Гжельской. Мастера на этой улице раскрашивали посуду всего 2 красками: голубой и белой. Жители этой улицы прислали нам посуду. Какого она цвета? А какого цвета не хватает? Посмотрите, здесь есть ещё и узоры, вырежьте их и наклейте на посуду.
Прошу занять свои места. Закройте глаза. (Звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза.
Мы с вами очутились на Дымковской улице.
Чем знаменита Дымковская улица?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымковской
Растают навсегда!
Подошёл весёлый час –
Танцы русские у нас!
(Исполнение танца).
Закройте глаза.(звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Мы с вами оказались на Филимоновской улице. А чем знаменита эта улица? Жители этой улицы прислали нам свистульки, но посмотрите какие они бесцветные, давайте раскрасим их.
Наряд Филимоновской игрушки связан со старинными символами – оберегами. Используют такие цвета – малиновый, зелёный, жёлтый и голубой. Полоски, крестики, дуги, звёздочки, солнышки, волнистые линии, точки, ёлочки. Итак, начали. Молодцы, ребята!
Ребята, занимайте свои места поехали назад в школу. Закройте глаза.(звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Вот мы и в школе.
4.Итог занятия.
Скажите, по какому городу мы сегодня путешествовали?
На каких улицах были?
Что о них узнали?
Понравилось ли вам наше путешествие?
Наш праздник весёлый удался на славу!
Я думаю, всем он пришёлся по нраву.
Прощайте, прощайте – все счастливы будьте!
Здоровы, красивы и путешествие не забудьте!

Сценарий праздника для детей «Город мастеров».

Целью данного мероприятия является посвящение учащихся объединения художественного отдела в мир декоративно-прикладного искусства путем сюжетно-ролевой игры.

Действующие лица: ведущая –педагог-организатор
учащиеся объединения
Кабинет украшен различными работами декоративно-прикладного характера
Ведущая: Добрый день, девочки и мальчики! Сегодня мы совершим путешествие по одному очень интересному городу – городу мастеров. А для начала скажите, как вы думаете, для чего человеку нужны руки?
(Дети дают варианты ответов) – для того чтобы трудится.
Ваши папы и мамы трудятся, и вы тоже, когда вырастите, обязательно кем-то станете. А вы кем хотите стать?
(Дети по желанию говорят).
Мастера бывают разные – каждый человек, если любит свое дело становится мастером.

На Руси уж так ведется,
Что талантливый народ,
Сам себе и швец и жнец,
И на дудочке игрец.
И блоху он подкует,
Дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.

Сегодня мы познакомимся с вами с гончаром, ткачом, стеклодувом, кузнецом, с мастером резьбы по дереву и другими
А вы знаете, что это за мастера?

Из ниток стали люди ткать
И научились шить.
Плести, вязать и вышивать
Им помогала нить.

Нитки придумали очень давно и делать их совсем не просто. Сначала надо заготовить волокна. Как мы уже знаем, волокна можно получить 2 способами – из пуха и шерсти домашних животных – овец, кроликов, коз, и пуха растений – льна, хлопка. Из волокон получается пряжа. Из пушистой и мягкой пряжи скручивают и вытягивают нити, которые потом наматывают на катушки, бобины, делают клубки. А уж потом вяжут, ткут и шьют одежду.

Конкурс. Пока мы с вами разговаривали, приходил маленький котенок и разбросал клубочки. Давайте разделимся на две команды – ткачи и портные. Каждой команде нужно будет набрать как можно больше клубочков и положить в свою корзину, для того чтобы победить. Просьба не толкаться, не отнимать.
(Звучит музыка. Подсчитать результаты конкурса – какая команда больше собрала, та и победила или победила дружба).

Молодцы, ребята. Победителям вручаем главные призы, а другой команде, которой чуть-чуть не хватило до победы – поощрительные.
Ну что продолжим наше путешествие в город мастеров. Скажите. А вы знаете кто такой стеклодув? Чем он занимается?
(Дети дают ответы)
- Стеклодув выдувает из стекла различные предметы, например елочные игрушки. Для того чтобы получилась игрушка, нужно сначала взять песок, раскалить его в печи сильно-сильно, чтобы он расплавился, достать из печи получившуюся массу, воткнуть в нее трубочку и подуть. Мастерство заключается в том, чтобы силой своего дыхания сделать предмет нужной формы, так как стекло очень быстро остывает и высыхает, то есть исправить уже будет нельзя. После этого игрушку раскрашивают, и она красивая и нарядная попадает к вам на новогоднюю елку.
Игра: Давайте побудем ненадолго стеклодувами – представьте, что в чаше расплавленное стекло, возьмите по трубочке, окуните в чашку и выдуйте как стеклодув шарик, постарайтесь, чтобы он получился как можно больше. Какие вы молодцы, я вижу, что все вы старались и у каждого, хоть один раз, получился большой шарик. На память об этих мастерах вам в подарок ластики, чтобы вы могли всегда исправлять свои ошибки.
- Наше путешествие в город мастеров подходит к концу и напоследок давайте познакомимся еще с одним матером, для этого мне понадобится помощник.
(Выносится столик с двумя стаканами, ребенку одевается плащ фокусника).
Фокус: На столике в стаканах налиты чай и молоко – если смешать чай с молоком как вы думаете, что получится? Чай с молоком – давайте смешаем и посмотрим, (Фокусник смешивает приготовленные жидкости) Вот видите получились чернила. Умение показывать фокусы – это тоже своего рода мастерство.(Поблагодарить ребенка и посадить на место).

На самом деле мастеров очень много – это и кузнецы, и пекари и мастера резьбы по дереву, росписи по ткани и многие другие. О всех мастерах своего дела невозможно рассказать, но вы можете увидеть их на страницах книг, посмотреть телепередачу, а лучше самим найти свое дело и стать его мастером.

А сейчас вы можете подойти и рассмотреть поближе сам Город Мастеров. До новых встреч.

Внеклассное мероприятие по декоративно-прикладному творчеству

Игра - путешествие по декоративно-прикладному искусству "В гостях у Акварелькина"

Форма проведения: игра – путешествие. Описание: данный материал может быть использован классными руководителями коррекционных школ, педагогами дополнительного образования для проведения внеклассных мероприятий с детьми 3-4 классов. Цель: Способствовать формированию знаний у детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Задачи: 1. Расширять и углублять знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве. 2. Развивать творческие наклонности учащихся, художественный вкус. 3. Способствовать формированию положительных эмоций, взаимовыручки. Оборудование: карта города, иллюстрация тройки лошадей, магнитофон с записью колокольчиков тройки лошадей, Хохломская роспись на посуде, рисунки посуды, краски, кисти, стаканчики с водой., тарелки из папье-маше, клей, рисунки голубых узоров, Дымковская игрушка, прялка с городетской росписью, ножницы.

Ход занятия:

1.Орг. момент. Акварелькин: Я художник, с малых лет И всем известно это. Я нарисую ваш портрет, Картину для поэта, Цветы и травы, и восход, И бьющееся море, И счастье, радость и восторг, Печаль и чьё-то горе. Волшебных красок яркий свет Вмиг оживёт в картине. Вот здесь мазок – И грусти нет в помине. Здравствуйте ребята, здравствуйте дорогие гости! Я так к вам спешил принести письмо, там такое случилось в городе Народных умельцев. Давайте его прочтём. 2.Знакомство с темами и задачами. Письмо. Дорогой Акварелькин! В нашем городе произошло несчастье. Злая помеха – неумеха перемешала все краски, смыла все рисунки, и теперь наши улицы стали совсем некрасивыми, дома – невесёлыми, а все жители – игрушки совсем грустными. Милый Акварелькин! Помоги! Нарисуй, какими цветами можно украсить наши улицы. Помнишь, они назывались: «Городетская», «Хохломская» и другие. Твои друзья из города Народных умельцев. Ну, что, ребята, поможем? А на чём мы можем добраться в город Народных умельцев? Так как на улице у нас снег поедем мы туда на тройке лошадей вот по какому маршруту. (Вывешивается картина и карта города). Занимайте свои места. Поехали. 3.Основной момент. Закройте глаза (звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Вот мы с вами оказались на первой улице, которая называется Городетская. Так повелось на Руси, что, пожалуй, ни одно орудие труда не украшалось с такой любовью, как прялка. О труде пряхи народ создавал песни, слогал стихи, сочинял танцы. Сейчас подружек позову, Хоровод свой заведу… Исполнение песни "Во саду ли, во городе". В Городетской росписи изображают бутоны, птиц, лошадей. Краски яркие – синие, зелёные, красные и жёлтые. Ребята поехали на следующую улицу нашего города. Займите свои места. Закройте глаза.(звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Вот мы с вами и оказались на Хохломской улице. Бочонок солнечный весьма, На нём цветы и земляника – Семёновская хохлома Вся золотисто – краснолика! Придёт студёная зима, И снег закрутит буйкий ветер, Но солнечная хохлома Всегда напомнит нам о лете. Хохломские мастера видели красоту родной природы и замечали красоту даже травы – она очень хорошо смотрелась на чёрном фоне, эта золотая травка. В узоре изображали ягоды, цветы. Рисовали на жёлтом и чёрном фоне. Дети раскрашивают. Отправляемся на следующую улицу города Народных умельцев. Займите свои места. Закройте глаза. (Звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Мы с вами оказались на улице Гжельской. Мастера на этой улице раскрашивали посуду всего 2 красками: голубой и белой. Жители этой улицы прислали нам посуду. Какого она цвета? А какого цвета не хватает? Посмотрите, здесь есть ещё и узоры, вырежьте их и наклейте на посуду. Прошу занять свои места. Закройте глаза. (Звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Мы с вами очутились на Дымковской улице. Чем знаменита Дымковская улица? Игрушкою своей! В ней нету цвета дымного, Что серости серей. И злость, и хмурость льдинкою Без всякого следа Пусть под улыбкой Дымковской Растают навсегда! Подошёл весёлый час – Танцы русские у нас! (Исполнение танца). Закройте глаза.(звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Мы с вами оказались на Филимоновской улице. А чем знаменита эта улица? Жители этой улицы прислали нам свистульки, но посмотрите какие они бесцветные, давайте раскрасим их. Наряд Филимоновской игрушки связан со старинными символами – оберегами. Используют такие цвета – малиновый, зелёный, жёлтый и голубой. Полоски, крестики, дуги, звёздочки, солнышки, волнистые линии, точки, ёлочки. Итак, начали. Молодцы, ребята! Ребята, занимайте свои места поехали назад в школу. Закройте глаза.(звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Вот мы и в школе. 4.Итог занятия. Скажите, по какому городу мы сегодня путешествовали? На каких улицах были? Что о них узнали? Понравилось ли вам наше путешествие? Наш праздник весёлый удался на славу! Я думаю, всем он пришёлся по нраву. Прощайте, прощайте – все счастливы будьте! Здоровы, красивы и путешествие не забудьте!

Народное декоративно-прикладное искусство- неотъемлемая часть русской культуры. Его эмоциональность, поэтическая образность близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности, а, самое главное, всегда понятно и всеми любимо. Оно образно, красочно, оригинально по своему замыслу и доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Поэтому в нашем детском саду народное искусство прочно вошло в быт, радуя детей, расширяя их понятия и представления, воспитывая художественный вкус.

Средняя группа №12 «Теремок», в течение недели, реализовала проект «Русская ложка». Цель проекта-уточнение, расширение и обогащение знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях, связанных с производством ложек. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.

Коллекция ложек

Знакомство с хохломской посудой.

Лепка «Ложечка точёная, ручка золочённая»

«Хохломская ложка»

Лепка из глины «Плошка»

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРОЕКТУ.

Драматизация сказки «Жихарка»

Мастер-класс для родителей «Обучение игре на ложках в детском саду»

Дымковская сказка» тема недели искусства в средней группе №4 «Забувашка». Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Они просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Цель проекта: формирование и развитие личности ребёнка через русскую народную игрушку. Знакомство с народным промыслом «Дымковская игрушка». Дети изучали историю зарождения народного промысла на Руси, познакомились с историей дымковской игрушки, научились сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие, выделять из многих элементов, только те, которые относятся к дымковской росписи.

В течение недели были проведены беседы: «Дымковская игрушка», «Дымковская игрушка, такая она разная.Дети заучивалистихи о дымковской игрушке. Играли в дидактическиеигры «Покажи дымковскую барыню», «Дымковская мозаика»,«Найди цвета дымковской росписи».Рисовали на тему «Украсим полоски дымковским узором», лепили из глины дымковского коня и расписывали его узорами. Украшали фартук и юбку«Барыни».

Детские работы из глины: «Дымковский конь»

«Дымковские узоры» Рисование (раскрашивание) «Барыня»

Дидактические игры

С помощью родителей была организована выставка «Дымковская сказка».

В течение тематической недели в старшейгруппе № 10 «Семицветик», прошли мероприятия на которых обобщали знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Развивали у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству, творческую активность детей через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Внашей группе прошли беседы на темы: «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка».

Организованы занятия по художественно-эстетическому развитию:

Рисование: «Матрешка», «Дымковкий узор», «Ваза гжель», «Городецкая роспись на доске», «Филимоновский петушок»

Тестопластика «Дымковская лошадка» с последующей росписью.

Аппликация «Золотая хохлома», «Русская матрёшка»

Оформлены мини-выставки:

- «Золотая хохлома»

- «Городецкая роспись»

- «Ваза гжель»

- «Дымковский узор»

- «Русская матрешка»

Родителям предлагалось:

Помочь собрать предметы народных промыслов;

Интересоваться деятельностью ребенка в детском саду;

Принести видеофильмы «Народные промыслы России»;

Золотая хохлома

Разудалый городец

Голубая гжель

Творческая мастерская.

"Игры детей с мозаикой "Придумай узор"

Подготовительная к школе группа №9 «Лесная сказка».

В течение недели искусства, был реализован творческий проект «Город мастеров».

Своё творчество ребята проявили в рисовании, аппликации и в лепке. Воспитатели организовали мини - выставку скульптур малой формы; познакомили с профессией скульптора. В итоге воспитанники вылепили фигуру дымковской игрушки и расписали ее акриловыми красками.

Так же ребята попробовали свои силы в росписи деревянных дощечек хохломской росписью, которые подарят мамам на 8 марта.

Итоговым мероприятие недели стало интегрированное развлечение с родителями воспитанников «Ярмарка», где родители показали свои знания по декоративно - прикладному искусству, приняли участие в русской народной игре «Сиди, сиди Яша», и вместе с детьми исполнили танец «Кадриль».

В конце мероприятия все «посетители» ярмарки получили сладкий подарок - карамель «Петушок на палочке»

Воспитатели подготовительной группы №13 «Звездочки» с помощью познавательно - творческого проекта «Русский самовар»познакомили детей с традициями народов России и историей самовара. Была проведена большая работа по подбору иллюстраций, картинок с изображением различных самоваров, дидактических игр, сказок, загадок на данную тему, был создан мини-музей «Такие разные самовары»и организована выставкас фотографиями различных видов самоваров.

Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:

Анкетирование по теме.

Привлечение родителей к организации мини- музея «Самовар моей семьи».

Подготовка консультаций для родителей «О возникновении самовара», «Русский самовар и чаепитие на Руси».

Вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность.

Оформление наглядной информации: папки-передвижки, альбомы и т.д.
.Итоговое мероприятие с родителями «Русский самовар».

Фотогалерея.

Итоговое мероприятие «Русский самовар».

Фотоотчет второй младшей группы №6 «Весёлые ребята».

Неделя искусства «Такая разная посуда».

Вторая младшая группа №17 «Радуга» в течение недели реализовала проект «В гостях у матрёшки». Цель проекта: знакомство детей с народным творчеством на примере народной игрушки матрёшки; приобщение детей к истокам народной культуры и духовности. С ребятами были проведены беседы «Знакомство с матрёшкой»; «Весёлые матрёшки»; разучивали стихи, частушки и песни о матрёшках. И конечно же играли в подвижные игры: «Бегите к матрёшке», «Прячем матрёшку»; «Шли матрёшки по дорожке»…, дидактические: «Помоги матрёшке найти свои игрушки»; «Сложи матрёшку» и сюжетно - ролевые: «Матрёшки ходят в гости»; «Весёлые матрёшки».

В группе был организован мини - музей «Русская народная игрушка - Матрёшка»

Аппликация «Украсим сарафан для матрёшки»

Рисование «Разноцветные сарафаны

Итоговое интегрированное мероприятие с родителями

«В гости к нам пришла матрёшка»

Практикум для педагогов «Изучение приёмов Гжельской росписи.

Роспись платочков в стиле Гжель».

Русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут "колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне - исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета.

Цель: формирование практических умений и навыков рисования гжельских узоров.



Рассказать друзьям