Методика формирования умения ориентироваться относительно другого лица П -» Л. Движение по азимутам

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ПОЛОЖЕНИЕ

О районном туристическом слете работников образовательных учреждений и молодых специалистов Сыктывдинского района.

Цели и задачи.

Активизация туристско-спортивной деятельности среди работников образовательных учреждений и молодых специалистов;

Пропаганда туристско-спортивной работы среди работников образования и молодых специалистов;

Оздоровление работников образования и молодых специалистов.

Время и место проведения.

Районный туристический слет проводится с 4-5 июня 2016 года в Сыктывдинском районе, м. Коччойяг.

Участники.

В слете принимают участие делегации от образовательных учреждений района и Союзов молодых специалистов.

Состав команды - 6 человек (5 участников + 1 запасной, мужчины в команде не более 2-х). Количество болельщиков неограниченно.

Проживание в палатках.

4. Руководство:

Руководство организацией и проведением слета осуществляет управление образования администрации МО МР «Сыктывдинский»

5. Программа слета:

04.06. 2016 г.

9.00 – 14.00 – заезд команд, размещение

14.00 – 18.00 – открытие слета. Контрольно-технический маршрут (прохождение этапов)

18.00 – 19.30 – ужин

19.30 – конкурс визиток, общий костер

05.06. 2016 г.



9.00 – 11.30 – спортивное ориентирование

12.00 – 13.00 – подведение итогов, награждение.

13.15 – отъезд.

Кроме того, в программе соревнований предполагаются конкурсы:

Конкурс биваков (на лучшее обустройство своего лагеря),

Конкурс на лучшее блюдо,

Конкурс визиток (каждая команда должна заранее подготовить визитку до 10 минут).

Приветствуется наличие у команд гитар, баянов и других музыкальных инструментов.

Подведение итогов.

Результат соревнований определяется по сумме набранных очков.

Награждение.

Команды, занявшие призовые места в общем зачете награждаются дипломами и призами Управления образования муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».

8. Расходы, связанные с организацией и проведением соревнований несёт Управление образования муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».

Питание, проезд, снаряжение и палатки – за счёт самих команд-участников.

Для тех, у кого нет снаряжения – организаторы могут предоставить.

Заявки.

Заявки на участие в слёте от Союзов молодых специалистов принимает Сажина Надежда Викторовна (71319, [email protected]) .

От образовательных организаций заявки принимает Кочева Т.В. (71431, [email protected]).

Контрольно-технический маршрут.

1. Преодоление навесной переправы.

2. Переправа по параллельным веревкам.

3. Переправа по бревну.

4. Преодоление заболоченного участка по жердям.

5. Спуск по веревке.

6. Подъем по веревке.

7. Командное ориентирование.

8. Ходьба по азимуту.

9. Поляна заданий.

10. Переноска пострадавшего на носилках.

Условия прохождения этапов.

Навесная переправа.

Длина этапа 25-30 метров. Команда обязана переправиться по навесной переправе. Участник должен иметь не менее двух точек крепления на веревке. Сопровождение (страховка) с берегов - обязательна. Концы сопровождающей веревки должны быть закреплены. Участник, работающий с сопровождающей (страховочной) веревкой должен быть в рукавицах (перчатках). Движение участников по рельефу запрещается.

Переправа по параллельным веревкам.

Участники преодолевают этап, пристегнувшись страховочным «усом» к верхней веревке. Передвижение ног по нижней веревке – обязательно. Волочение по рельефу запрещено, также как и перекидывание.

Переправа по бревну.

Длина бревна до 10 метров. Участник должен пройти с самостраховкой, способом «маятник».

Преодоление заболоченного участка по жердям.

4-7 пролетов. Общая длина этапа – до 20 метров. Команда преодолевает болото по судейским жердям, укладывая их на опоры. Количество жердей равно количеству участников. На одном пролете может находиться один участник.

5. Спуск по вертикальным перилам .

Длина этапа до 20 м. Участники с самостраховкой осуществляют спуск. Нахождение двух и более участников в спусковом коридоре запрещается. При спуске и на страховке участники должны быть в рукавицах (перчатках). Конец страховочной веревки должен быть закреплен. Данный этап возможен в комбинации с этапом параллельные веревки.

Подъем по склону.

Длина этапа до 30 м. Участники самостраховкой осуществляют подьем по промаркированному коридору. При подьеме участник должен быть в рукавицах (перчатках).

Командное ориентирование (Движение в заданном направлении)

Команда по карте преодолевает маршрут в заданном направлении. Этапы обозначены на местности красно-белыми призмами.(КП) Порядок прохождения задан порядковым номером этапа на карте.

Движение по азимуту.

Участники по заданному направлению должны выйти в определенную точку.

Поляна заданий.

По готовности участники выполняют задания. Порядок выполнения заданий произвольный.

Каждый участник выполняет задание, решение записывает в карточку. Взаимопомощь запрещена.

Определение расстояния по карте

Определение азимута по карте

Определение условных топографических знаков (2 знака)

Определение условных Аварийных знаков (2 знака)

Со старшей группы учим детей ориентироваться относи­тельно другого человека. В процессе этой работы ребенок сна­чала проверяет свой ответ практически, а затем должен на­учиться мысленно представлять себя на месте другого человека или куклы.

Фрагмент:

Воспитатель стоит напротив детей:

Где находится окно относительно вас? (Слева.)

А относительно меня? (Справа.)

Почему так? (Вы не так стоите.)

Встаньте на мое место. Убедитесь в правильности своего
ответа.

Попробуйте это сделать мысленно. Где относительно меня

Методика формирования умения определять место положения предметов относительно других предметов П -> П

Со II младшей группы начинаем работу с детьми по пра­вильному использованию пространственных предлогов и наре­чий. Дети учатся рассказывать о расположении предметов отно­сительно друг друга и располагать предметы в соответствии с ин­струкцией воспитателя:

Карандаш лежит на столе.

Кубик упал под стол.

Ручку достала из стола.

Мяч выкатился из-под стола.

Игрушка показалась из-за спины.

Поставь кубик перед пирамидкой, а матрешку за пира­мидкой.

Поставь предметы друг за другом.

Поставь игрушки напротив друг друга.

Дидактические игры

«Что изменилось?», «Где спрятана игрушка?», «Зайчик в лесу», «Расставь на столе предметы и расскажи о них», «Расскажи, что видишь»;

«Поручение» («Поставь игрушки на полке так, как я скажу»); «Парные картинки» (Дети получают по одной карточке с изображением какого-либо сюжета. Парные картинки с изме­нившимся сюжетом остаются у воспитателя. Воспитатель пока­зывает одну из карточек. Ребенок, у которого похожий сюжет, описывает свою картинку и отличия на карточке воспитателя);

«Построй игрушки» («Поставь игрушки друг за другом, ли­цом друг к другу, напротив друг друга») и др.

Методика формирования умения двигаться в заданном направлении

Методика обучения

Со средней группы на занятиях по математике у детей кон­кретизируются, углубляются и систематизируются знания про­странственных ориентировок, отрабатываются умения ориенти­роваться в движении:



Дойди до стола, поверни налево, дойди до окна, поверни
направо. Там ты найдешь секрет.

Чтобы найти клад, надо сделать два шага вперед, три ша направо, один назад и повернуться налево.

Дидактические игры

«Правильно пойдешь - клад найдешь», «Прятки», «Жмурки»

Усложнения:

Сначала задания даются по частям, по мере выполнения;

Затем можно дать всю инструкцию целиком;

Постепенно увеличивается площадь для игры;

Увеличивается темп;

Можно предложить выполнять задания с закрытыми глазами;

«Забей мяч в ворота» (в подготовительной группе можно предложить одному ребенку завязать глаза, а другому давать инструкцию) и др.

Знакомство с правилами дорожного движения (ПДД)

Со старшей группы знакомим детей с правилами поведения на улице:

По тротуару необходимо ходить правильно, придерживаясь правой стороны.

Улицу переходят, посмотрев сначала налево, а, дойдя середины, направо.

Если есть «зебра», то дорогу переходят только по ней, зеленый свет светофора.

Обходят автобус, троллейбус сзади, а трамвай спереди.

В подготовительной группе совершенствуем точность и быстроту выполнения правил.

Дидактические игры

«Правила дорожного движения» (настольная, напольная, подвижная), «Как пройти в магазин», «Дорога в школу», «Улицы нашего города» и др.

Методика обучения ориентировке на листе бумаги

Методика обучения

Основная работа проводится со старшей группы с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку для успешного обучения в школе.

Последовательность формирования ориентировок :

1. Знание плоскости листа.

Здесь дети сталкиваются с трудностью, которая сопровожда­ется непониманием: то, что раньше называлось далеко - близ­ко, на листе называется верх - низ. Для решения этой пробле­мы сначала рассматриваем лист бумаги, расположенный верти­кально (также помогает работа на фланелеграфе).

Дидактические игры

«Найди такой же узор», «Найди узор по описанию»;

«Составь узор по образцу» (/ вариант : рассмотреть и описать узор, сделать такой же, сверяя с образцом, рассказать о своей ра­боте. // вариант: рассмотреть и описать узор, запомнить (обра­зец убирается), сделать такой же, сверить с образцом (образец показывается для самопроверки или взаимопроверки), результат обсуждается);

«Составь узор по описанию» (Математический диктант с по­следующим обсуждением, взаимопроверкой или проверкой по образцу).

Методика формирования умения работать на листе бумаги в клетку

В подготовительной группе на каждом занятии уделяется примерно 10 минут для работы на листе бумаги в клетку с целью подготовить детей к школе. В группе должна быть доска с разме­ченными клеточками.

Последовательность обучения:

1. Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь:

Лист состоит из двух страниц.

Тетрадь состоит из листов.

Повторение названий сторон и углов листа и страницы.

Изучение клеточного и строчечного микропространства.

Воспитатель рассматривает с детьми сначала доску с разме­ченными клеточками, затем лист бумаги в клетку. Работа на лис­те бумаги сопровождается показом образца действий на доске. Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инст­рукции.

Фрагмент 1:

Что вы видите на доске?

Это клетки. Какой они формы? (Формы квадрата.)

У вас листы бумаги тоже в клеточку.

Обведите одну клеточку, какую хотите, так же, как я.

Обведите клеточки через одну до конца страницы.

Это называется строка.

А теперь обведите клеточки через одну вниз до конца страницы.

Это столбик.

Фрагмент 2:

Найдите на странице левый верхний угол.

Отсчитайте 3 клетки слева направо и 2 клетки сверху вниз
и поставьте точку.

Отсюда мы будем рисовать узор.

Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку.

Работа проводится в готовых прописях и в простой тетради. Можно использовать тетради с более крупной клеткой:

Продолжи узор.

В сложных узорах дети учатся определять закономерность изменения рисунка. Полезно приучать дошкольников к рисова­нию непрерывных узоров, не отрывая руки (к безотрывному письму).

5. Рисование фигур по точкам:

Можно ввести элементы рисования, геометрии, черчения:

Поставь точку, отсчитай 3 клетки, поставь другую точку. Соедини их. Получился горизонтальный отрезок. (Анало­гично - вертикальный.)

Нарисуй горизонтальный отрезок длиной 4 клеточки. От его середины отсчитай 3 клетки и поставь точку. Соедини ее с концами отрезка. Какая фигура получилась? (Тре­угольник.)

Поставь фломастер в отмеченную точку. Рисуй так, как я скажу: 4 клетки вверх, 3 клетки вправо, 2 вниз, 3 клетки влево. Что получилось? (Флажок.)


Можно использовать разноцветные фломастеры или обозна­чение цифрами, чтобы в нужной последовательности соединить точки для сложного рисунка, но тогда усложняется инструкция.

Запись цифр.

При знакомстве дошкольников с цифрами после работы с цифровыми карточками можно научить детей изображать цифры и знаки (+,-,<,>, =) на листе бумаги в клетку.

Если умение писать цифры и знаки сформировано, полезно учить детей записывать решения арифметических задач и приме­ров. В процессе этой работы важно следить за правильной осан­кой детей.

Дошкольникам часто предлагают задания по разгадыванию лабиринтов и т. п. Эта работа требует подготовки. Прежде чем использовать готовые схемы, полезно научиться самостоятельно их создавать (трансформировать трехмерное пространство в двухмерное).

Усложнение заданий :

1. Обставить кукле комнату, как на рисунке (с помощью иг­рушечной мебели).

2. Моделирование обстановки комнаты с использованием:

Игрушечной мебели;

Плоских изображений предметов;

Условных знаков;

Геометрических фигур.

3. На схеме обозначить стрелками словесные направления
движения.

4. Пользуясь картой, найти клад.

5. Путешествие на игрушечном автомобиле в строгом соот­ветствии с указанным маршрутом.

В дальнейшем на основе словесного описания, используя предметные и пространственные ориентиры, составляются пла­ны-схемы пути из детского сада домой и др. Практически проде­лывая путь, в план вносятся дополнения, уточнения, изменения.

Разгадывание готовых лабиринтов полезно для развития ло­гического мышления и вызывает интерес у ребенка.

КУДА ПОЙДЕШЬ И ЧТО НАЙДЕШЬ

Цель . Учить детей двигаться в заданном направлении, определять направление движения, обозначая его словами: вперед — назад, направо — налево.
Материал. Матрешка.
Содержание
Дети усаживаются полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: «Один из вас встанет передо мной, а другой спрячет матрешку. Затем первый играющий должен найти матрешку. Например, играть будут Коля и Миша. Коля спрячет матрешку, а Миша будет ее искать. Вот моя подсказка: «Иди вперед, остановись, поверни направо, иди вперед, ищи».
Усложнить игру можно, увеличивая пространство поиска за счет спальни, раздевальной комнаты и др. Можно включить в движение счет: «Сделай три шага вперед, остановись, поверни налево, сделай три шага, ищи». Можно передать роль ведущего ребенку, и тогда одновременно смогут играть трое детей: один водит, другой прячет предмет, а третий его ищет.
Игровая задача может быть упрощена путем «опредмечивания» направления движения: «Иди прямо, к окну, остановись, а теперь поверни налево, к шкафу» и т.д.
Предъявление игровых заданий разной сложности позволит всем детям принимать активное участие в игре. В нее можно включить и «зрителей», которые помогут ведущему
определять место нахождения игрушки, ограничивая поле поиска словами «холодно» —«горячо».

НОВЫЙ, ПРОЧНЫЙ ДОМ
Цель. Учить детей соединять кирпичи, кубы, выстраивая их в одну линию; различать понятия: короткий —длинный, высокий — низкий.
Материал. Набор разных по цвету и величине кирпичей, кубов и призм. Фигурки трех поросят и волка. 2—3 домика разной конструкции.
Содержание
Воспитатель читает начало сказки С. Михалкова «Три поросенка»: «Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: НуфНуф, НифНиф и НафНаф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужках.
Вот наступила осень. Солнце не так сильно припекало, серые облака тянулись над пожелтевшим лесом.
«Пора нам подумать о зиме, — сказал как-то НафНаф своим братьям, проснувшись рано утром. —Я весь дрожу от холода. Мы можем простудиться. Давайте построим дом и будем зимовать под теплой крышей».
Детям показывают поросят, и они определяют, кто из них НифНиф, кто НафНаф, а кто НуфНуф. Педагог предлагает помочь поросятам построить дома, чтобы они могли перезимовать. Затем вместе с воспитателем определяется место будущей постройки, а также строительный материал. Шесть детей строят дома для поросят (один дом строят двое) и два ребенка выкладывают дороги между домами, чтобы поросята могли ходить друг к другу в гости.
При необходимости воспитатель помогает детям в работе, в ответ на просьбы детей советует, из каких деталей лучше строить стены дома, из каких —крышу, как увеличить высоту, длину или ширину дома и др.; задает вопросы типа:
«Поместится ли поросенок в доме? Удобно ли ему входить в дом? Достаточна ли ширина дорог? Как ее можно увеличить?»
Когда дома построены, воспитатель говорит детям, что поросятам очень весело и они поют песенку: «Хоть полсвета обойдешь, обойдешь, обойдешь, лучше дома не найдешь, не найдешь, не найдешь! У меня хороший дом, новый дом, прочный дом. Мне не страшен дождь и гром! Дождь и гром, дождь и гром!»
Затем воспитатель продолжает читать сказку: «Три храбрых братика пошли гулять. По дороге они пели и плясали, а когда вошли в лес, то так расшумелись, что разбудили волка, который спал под сосной.
Что за шум? — недовольно проворчал злой и голодный
волк и поскакал к тому месту, откуда доносились визг и хрюканье маленьких, глупых поросят.
Ну, какие тут могут быть волки! — говорит в это время НифНиф, который волков видел только на картинках.
Вот мы его схватим за нос, будет знать! — добавил НуфНуф, который тоже не видел волка. И братья опять развеселились и запели: «Нам не страшен серый волк, серый волк! Где ты ходишь, глупый волк, старый волк, страшный волк?»
И вдруг они увидели настоящего живого волка! Бедные поросята не могли даже пошевелиться от страха. Волк приготовился к прыжку, щелкнул зубами, моргнул правым глазом, но поросята опомнились и, визжа на весь лес, бросились наутек. Никогда им не приходилось так быстро бегать! Сверкая пятками и поднимая тучи пыли, поросята неслись каждый к своему дому. После этого они решили построить один большой дом на всех, чтобы скрыться от волка».
Педагог предлагает желающим построить прочный и большой дом для всех поросят, а они выберут самый подходящий и поселятся в нем. По окончании строительства поросята рассматривают дома. Каждый строитель хвалит свой дом, но поросята выбирают самый большой и прочный. На новоселье они поют песенку: «Никакой на свете зверь, хитрый зверь, страшный зверь, не откроет эту дверь, эту дверь, эту дверь!»

ГДЕ ЧЕЙ ДОМИК?
Цель. Развивать представление о движении в пространстве: вперед назад, вверх вниз, налево направо; умение использовать схематическое изображение пути движения.
Материал. Два картонных листа бумаги (30 х 20 см), в верхней части которых на одинаковом расстоянии друг от друга нарисованы три домика. Внизу на одинаковом расстоянии друг от друга нарисованы три кружка красного, зеленого и синего цвета. От кружков к домикам прорисованы дороги, имеющие несколько поворотов под острым углом. Дороги пересекаются в нескольких местах. На первом листе дороги нарисованы тушью того же цвета, что и круги, от которых они начинаются. На втором листе дороги — черной тушью. Направления движения на пересечениях дорог указаны стрелками. Помимо этого в игре используются фигурки животных: собаки, кошки и кролика.
Содержание
Дети усаживаются вокруг стола, на котором разложен игровой материал. Воспитатель объясняет правила игры: «Видите, здесь (показывает) нарисованы домики для кошки, собаки и кролика. В этом доме живет собака, в этом — кролик, а в этом — кошка. Они заблудились и никак не могут попасть к себе домой. Давайте им поможем. Играть будут трое: один поможет кошке, другой — собаке, а третий — кролику. Начинать путь надо от цветного кружка. Чтобы не сбиться с дороги, следует ориентироваться на ее цвет. (Показывает это на примере.) Выиграет тот, кто первый приведет животного домой». Педагог обращает внимание детей на стрелки, которые указывают направление движения. Нужно остановиться на перекрестке и посмотреть, куда идти дальше.
Усложнение игрового задания: детям дается второй лист бумаги, на котором дороги не различаются по цвету. Особое внимание обращается на стрелки, указывающие направление движения, как на ориентир.

Лилия Ибрагимова
Конспект занятия по ФЭМП для сред. группы.

МАДОУ детский сад № 100 «Жар- птица»

Конспект занятия по ФЭМП для средней группы .

Тема занятия : Степашка убирает игрушки.

Подготовила воспитательница

6 группы

Ибрагимова Лилия Марсовна

Набережные Челны -2012 г.

Программное содержание :

1. Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5) .

2. Учить двигаться в заданном направлении (вперёд, назад, налево, направо) .

3. Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей.

Материал :

1. Игрушка : Степашка или картинка с его изображением, 4 корзины.

2. Набор игрушек : кубики, машина, пирамидки, матрёшки по 1 шт на каждого ребёнка.

3. Числовые карточки с кругами (от 1-5) .

4. Контурные изображения героев телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» .

5. Наборы геометрических фигур.

Ход занятия

В : Здравствуйте ребята. К нам пришли гости. Давайте им улыбнёмся.

В : Стук в дверь. Кто-то пришёл к нам ребята. Ой, это кто?

Д : Степашка.

В : Ты, что тут делаешь? Ребята, Степашка мне на ухо сказал, что ему нужна помощь.

В : Поможем ему?

Д : Да.

В : Ребята, а какие виды транспорта вы знаете?

Д : Самолёт, машина, паровоз, лодка.

В : Молодцы, ребята. Я предлагаю на машине.

В

В

Д : Нет!

В

Д : Поехали ВЖЖжжж.

В : Ребята я вижу дом Степашки. Остановились. И идём в дом.

В : Ой, ребята! Степашка такой беспорядок навёл дома. Все игрушки разбросал. Перед вами стоят 4 корзины. Вам надо разложить все игрушки. Машинки в одну корзину, кубики в другую, пирамидки в третью, матрёшки в четвёртую. Но корзины стоят в разных местах. Одна спереди, другая сзади, третья справа, четвёртая с лева. Когда сложите игрушку уточняйте, где стоит корзина.

В : Задание поняли?

Д : Да.

В : Приступаем к выполнению задания.

В : Молодцы, ребята. Справились с заданием. Мы помогли навести порядок дома.

В : А теперь можем поиграть. Игра называется «Найди столько же» .

В : Сейчас в центр группы выйдет один ребёнок . И выполнит столько движений сколько я по прошу.

В : Остальные считают внимательно, и показываете карточки с таким же количеством кругов. И при этом вы объясняете, почему вы показали именно эту карточку.

В : Задание поняли?

Д : Да.

В : Давайте играть. Ведущему на ушко говорю цифру 3. Ведущий 3 раза хлопает в ладошки. Дети карточки показывают 3 кружочка. Игру играем 3 раза.

В : Молодцы, ребята. Правильно играли. Игра повторяется 3-4 раза.

В : Давайте поиграем в игру «Собери картинку» .

В : У вас контуры изображения героев из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» , и набору геометрических фигур. Вам надо составить изображения героев из геометрических фигур.

В : Условия игры ясно вам?

Д : Да.

В : Начинаем играть.

В : Молодцы, ребята. Поиграли, помогли Степашке навести порядок в его комнате, а теперь пора ехать в группу .

В : На чём мы приехали?

Д : На машине.

В : Сели в машину. Пристегнули ремни безопасности. И поехали.

В : Все сели в машину? Никого не забыли?

Д : Нет!

В : Заводим мотор. Поехали! ВЖЖЖЖЖЖ

Д : Поехали ВЖЖжжж

В : Приехали. Вам понравилась поездка? Что больше всего понравилось? А Что не понравилось?

В : А теперь можно играть в игрушки.

Список литературы :

1. М. Н. Султанова Путешествие в страну математике - Вентана –Граф, 2009.

2. Л. А. Венгер Л. Г. Пилюгина Воспитание сенсорной культуры ребёнка

3. Т. И. Ерофеева Дошкольник изучает математику

4. Е. Н. Панова Дидактические игры-занятия в ДОУ-Воронеж , 2007

В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега.

На музыкальных и физкультурных занятиях воспитатель для точного обозначения направления движения употребляет в речи наречия и предлоги: вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева), направо (справа), рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др. Опираясь на умение детей ориентироваться на себе, он учит их производить движения в указанном направлении.

Большое значение имеет использование определенной системы игр с правилами - дидактических и подвижных. Игры проводят на занятиях по математике, физкультурных, музыкальных и вне занятий, главным образом на прогулке.

В начале года можно предложить игру «Куда пойдешь и что найдешь?».

В старшей группе эту игру проводят в более сложном варианте. Дети делают выбор из 4 направлений, задание одновременно выполняют несколько человек. Далее проводят игры «Найди предмет», «Найди флажок», «Путешествие», «Разведчики». Игровое действие здесь также поиск спрятанной игрушки (вещи). Но теперь ребенку предлагают в процессе активного передвижения изменять направление, например, дойти до стола, повернуть направо, дойти до окна, повернуть налево, дойти до угла комнаты и там найти спрятанную игрушку.

Вначале, проводя эти игры, педагог дает указания в ходе действия: «Дойди до стола... Повернись направо... Дойди до окна... Повернись налево...» и т. д. Каждое указание он делает тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем называние предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление. Проведение таких игр целесообразно ограничить небольшой площадью, а по мере накопления детьми опыта площадь может быть увеличена до размеров всей групповой комнаты или участка. Постепенно увеличивают количество заданий на ориентировку и изменяют порядок их предложения. Если в начале дети определяют лишь парные направления: вперед - назад, направо - налево, то позднее направления указывают в любом порядке: вперед - направо, направо - назад и т. д.

Для закрепления умения передвигаться в указанном направлении рекомендуются игры с использование схем.

Дидактическая игра: «Найди игрушку».

Цель: Развивать ориентировку в пространстве. Формировать представление о причинной зависимости фигур.

Ход игры: Воспитатель прячет определенную игрушку в группе. У ребенка план группы. Педагог ставит на плане фишку в том месте, где спрятана игрушка. Задача ребенка, взглянув на план, определить, где ее искать. Ребенок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого ему сначала нужно будет сориентировать план. После этого уже легко найти в групповой комнате, отмеченный на плане предмет.

Игра «Где спрятан клад?»

Цель. Развивать пространственно ориентировочные реакции.

Оборудование. Можно использовать всевозможные «преграды»: стулья, пуфики, кубики и т.д. Карта с планом пути. Сюрприз.

На участке, в комнате взрослый расставляет препятствия: «реки», «горы», «овраги» и т.д. Инструкция: - Вот перед нами карта, на ней крестиком обозначен клад и есть описание, как его найти. На нашем пути будут встречаться всевозможные препятствия, которые нужно будет преодолевать. И если точно следовать схеме и правильно выполнять задания, обязательно найдём клад. Какой - узнаем, когда его найдём».

Примерное описание «карты»: встаньте в указанное на карте место - старт. Сделайте три шага вперёд и сверните вправо, обойдите «гору» с левой стороны. Повернитесь направо и «переплывите» реку. Идите вперед четыре шага. Затем повернитесь налево и сделайте один шаг. Вперёд сделайте два шага … и т.п. Игра заканчивается после того, как найден ребенком клад-сюрприз.

Для усвоения детьми правил поведения пешехода на улице, связанных с умением ориентироваться в направлениях направо и налево, рекомендуют игры «Правильно улицу пройдешь - в новый дом придешь, ошибешься - в старом останешься», «Правильно пройдешь - другой флажок возьмешь», «Передай пакет». Задание в этих играх заключается в том, чтобы каждый ребенок правильно прошел по тротуару, придерживаясь правой его стороны, или, переходя улицу, посмотрел сначала налево, а дойдя до середины улицы, - направо.

Полезны упражнения в воспроизведении направления движения с закрытыми глазами на основе пробного хода в играх «Накорми лошадку», «Стук-стук в барабан», «Найди свой значок». Эти игры аналогичны, поэтому в качестве примера опишем последнюю. Вдоль стены размещают модели геометрических фигур. Сначала водящий с открытыми глазами подходит к фигуре, которую назвал воспитатель, а затем с закрытыми глазами возвращается к стене с моделями и на ощупь находит нужную.

При ориентировке в пространстве у детей развивают быстроту и четкость реакции на звуковой сигнал (игры «Яков, где ты?», «Жмурки с колокольчиком», «Откуда голос?»). Важно научить детей, действуя по указанию, различать направления движений. С этой целью рекомендуют игры «Стук-стук в барабан», «Накорми лошадку» (в измененном варианте). Дети с закрытыми глазами двигаются к предмету, следуя указаниям воспитателя: «Сделай 2 шага вперед, повернись налево, сделай 3 шага» и т. д. Количество заданий вначале ограничивают 2- 3, а позднее их число увеличивают до 4-5.

Заинтересованность детей в выполнении более сложных заданий, требующих четкого различения основных пространственных направлений, создается заменой игрушек.



Рассказать друзьям