Методики по социометрии. Методика диагностики коммуникативных навыков дж

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («СОЦИОМЕТРИЯ») ДЖ. Морено.

Социометрическая процедура. Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в сле­дующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требова­ние экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипа­тии нередко вызывает внутренние затруднения у опраши­ваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социо­метрии выбраны, они заносятся на специальную карточ­ку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по срав­нению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

При этом социометрическая процедура может проводить­ся в двух формах. Первый вариант - непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ог­раничения числа выборов испытуемого. Если в группе на­считывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кро­ме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по на­правлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N- число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъек­том выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов явля­ется основной количественной константой социометричес­ких измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого инди­видуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данно­го варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия меж­личностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих свя­зей становится так много, что без применения вычисли­тельной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры яв­ляется большая вероятность получения случайного выбо­ра. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мо­тивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объясне­ния: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо ис­пытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь фор­мальной лояльностью к окружающим и к эксперимента­тору (что наиболее вероятно).

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследо­вателей попытаться изменить саму процедуру применения метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант - параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждо­му предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов ».

Многие исследователи считают, что введение «социо­метрического ограничения» значительно превышает надеж­ность социометрических данных и облегчает статистичес­кую обработку материала. С психологической точки зре­ния социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действи­тельно соответствуют предлагаемым ролям партнера, ли­дера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных от­ветов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометричес­кого ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социо­метрической процедуры состоит в том, что социометричес­кая константа (N-1) сохраняется только для системы по­лучаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для сис­темы отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим огра­ничением). Введением величины d можно стандартизиро­вать внешние условия выборов в группах разной числен­ности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбо­ра. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:

где Р - вероятность случайного события (А) социомет­рического выбора; N - число членов группы.

Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «соци­ометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.

Недостатком параметрической процедуры является не­возможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «соци­ометрического ограничения» не позволяет судить об эмо­циональной экспансивности членов группы.

Социометрическая процедура может иметь целью: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в груп­пе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соот­носительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внут­ригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Социометрическая карточка или социометрическая ан­кета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отноше­ния в производственной группе, группе досуга, во времен­ной или стабильной группе.


При опросе без ограничения выборов в социометричес­кой карточке после каждого критерия должна быть выде­лена графа, размеры которой позволили бы давать доста­точно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже).

ВЕЛИЧИНЫ ОГРАНИЧЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ


Когда социометрические карточки заполнены и собра­ны, начинается этап их математической обработки. Про­стейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Социоматрица. Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Резуль­таты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.

ПРИМЕР СОЦИОМАТРИЦЫ ДЛЯ ГРУППЫ, ЧИСЛЕННОСТЬЮ N - ЧЛЕНОВ


Анализ социоматрицы по каждому критерию дает дос­таточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также со­циоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основ­ное достоинство социоматрицы - возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма - карта социометрических выборов (социометрическая карта), про­изводится расчет социометрических индексов.

Социограмма. Социограмма - схематическое изображе­ние реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет про­извести сравнительный анализ структуры взаимоотноше­ний в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. 1).


Рис. 1

Социограммная техника является существенным допол­нением к табличному подходу в анализе социометрическо­го материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления груп­повых явлений.

Анализ социограммы начинается с отыскания централь­ных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвя­занных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются поло­жительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов (рис. 2).

Социометрические индексы. Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психо­логические свойства личности в роли члена группы. Вто­рые дают числовые характеристики целостной социомет­рической конфигурации выборов в группе. Они описыва­ют свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, ин­тенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i - выбираемый, j - он же выбирающий, ij - со­вмещение ролей.

Индекс социометрического статуса i-члена группы оп­ределяется по формуле:


где C i - социометрический статус i-члена,R i - получен­ные i-членом выборы, ∑ - знак алгебраического суммиро­вания числа полученных выборов j-члена, N - число чле­нов группы.

Социометрический статус - это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать опреде­ленную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. оп­ределенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть из­мерено числом - индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры - это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаи­модействует с каждым, общается, непосредственно обме­нивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведени­ем воздействует на свойства целого. Реализация этого воз­действия протекает через различные социально-психоло- гические формы взаимовлияния. Субъективную меру это­го влияния подчеркивает величина социометрического ста­туса. Но личность может влиять на других двояко - либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято гово­рить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к ли­дерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необ­ходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен расчет С i + положительного и С i - , - отрица­тельного статуса в группах малой численности (N).

Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле


где Ej - эмоциональная экспансивность j-члена, R - сделанные j-членом выборы (+, -).

C психологической точки зрения показатель экспансив­ности характеризует потребность личности в общении.

Из Г.С.И. наиболее важными являются:

Индекс эмоциональной экспансивности группы.

Выс­читывается по формуле


где Ag - экспансивность группы, N - число членов группы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).

Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле

где G g - взаимность в группе по результатам положи­тельных выборов, A ij + - число положительных взаимных связей в группе N - число членов группы.

Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Использование социометрического теста позволяет про­водить измерение авторитета формального и неформаль­ного лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикаль­ным способом разрешения внутригрупповых проблем, при­чины которых следует искать не в симпатиях и антипати­ях членов группы, а в более глубоких источниках.

«Социометрия» переводится как «социальное измерение». Данная диагностика позволяет вожатому быть в курсе протекающих в отряде процессов межличностного внутригруппового общения. Не секрет, что полученные данные дадут возможность педагогу определить степень сформированности группы, вовремя корректировать свою внутригрупповую работу с детьми.

Различают несколько вариантов проведения этой диагностики. Но все предложенные методики адаптированы к возрасту детей, отдыхающих в ДОЛ.

Вариант 1 3 . Методика предложена американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценки межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.

Инструкция. Ребятам раздаются листочки. Дети подписывают каждый свой лист. Далее предлагается перечислить тех товарищей по группе, с которыми каждый из них хотел бы общаться и сотрудничать в различных видах деятельности. Например:

1. Кого из членов отряда ты бы пригласил на свой День рождения?

2. С кем из членов отряда ты бы отправился в кругосветное путешествие?

Как правило, ребятам предлагается выбрать не больше трех товарищей из отряда. Их фамилии пишутся в именительном падеже.

Обработка результатов. Результаты представляют в форме матриц (таблиц), которые составляет сам вожатый. Для каждого вопроса составляется отдельная матрица.

Таблица 16. Пример заполненной матрицы

Кого выбирают

Кто выбирает

Алексеев

Николаева

Семенова

Алексеев

Николаева

Семенова

Первый столбец матрицы содержит фамилии ребят, которые выбирают. Первая строка матрицы содержит фамилии тех, кого выбирают. И в том, и другом случае фамилии изложены в одном и том же порядке.

Цифра «1» ставится в столбец того члена отряда, которого рассматриваемый испытуемый выбрал в первую очередь, цифра – «2», который был выбран вторым, «3» – третьим.

В итоговых строках и столбцах:

ВС – количество выборов, сделанных данным человеком;

ВП – сумма выборов, полученных данным человеком;

ВВ – количество взаимных выборов.

Сумма выборов, полученных каждым человеком (ВП), является мерилом его положения в системе межличностных отношений.

Если человек получил наибольшее количество выборов – он относится к числу «звёзд».

Если получил среднее количество выборов – к «предпочитаемым».

Если меньше среднего числа выборов – к «пренебрегаемым».

Если не получил ни одного выбора – к «изолированным».

Удовлетворённость ребенка собственным положением в отряде определяется по коэффициенту:

Так, если ВВ =0, а число выборов, сделанных человеком 3, и К =0/3=0, то следует предположить, что у него могут быть проблемы в межличностных отношений.

Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ ) вычисляется по следующей формуле:

Низкий : «звёзды»+ «предпочитаемые» < «пренебрегаемые» + «изолированные».

Средний : «звёзды»+ «предпочитаемые» = «пренебрегаемые» + «изолированные».

Высокий : «звёзды»+ «предпочитаемые» > «пренебрегаемые» + «изолированные», для которого характерны достаточно стабильные, ровные, доброжелательные отношения в коллективе. Но при этом следует очень внимательно отнестись к наличию изолированных и пренебрегаемых и постараться внести необходимые коррективы в межличностные отношения в отряде, предварительно разобравшись в причинах имеющихся проблем.

Результаты трех составленных матриц оцениваются совместно. Для этого необходимо просуммировать полученные значения ВП , ВВ , ВС – по всем трем матицам.

Пример интерпретации результатов. В качестве примера проведем социометрическое изучение звена из 7 человек, в состав которого входят: Иванов, Петров, Сергеев, Алексеев, Николаева, Славина, Семенова (возраст 13-14 лет). Рассмотрим ответы на вопрос: «С кем бы ты полетел на Луну?»

Варианты выборов представлены в составленной матрице для данного вопроса (Таблица 16).

Максимальное количество выборов (4) получил Иванов. По числу выборов он явная «звезда». По всей видимости, он является лидером звена.

Меньше всего выборов у Семеновой (2). При среднем числе выборов по данному звену (3). Таким образом, Семенову можно отнести к пренебрегаемым. Поэтому вожатому необходимо очень внимательно отнестись к Семеновой – вероятно, у нее могут иметь место проблемы в межличностных взаимоотношениях с ребятами. Кроме того, у нее нет ни одного взаимного выбора.

Пожалуй, и у «звезды» звена Иванова тоже есть проблемы, возможно, личного характера. Он выбирает Николаеву. А она его – нет.

В целом, на первый взгляд, уровень благополучия взаимоотношений в звене можно оценить как достаточно высокий:

«звезд» – 1;

«предпочитаемых» – 5;

«пренебрегаемых» – нет;

«изолированных» – нет.

Таким образом: 1+5>1

Но настораживает то, что имеет место очень низкий коэффициент удовлетворенности у ребят группы. У 3-х человек он приравнивается к «нулю», а у остальных ниже 0,5. Это говорит о том, что, скорее всего, дети общаются не с теми, с кем им хотелось бы. Возможно, что у Николаевой и Сергеева отсутствуют проблемы в межличностных отношениях, т.к. их приоритетные выборы совпали.

Методические рекомендации. Как видим, данных для анализа и размышлений более чем достаточно. Для большей эффективности методики внимательно приглядитесь к ребятам во время коллективных игр, творческих дел, в свободное время. Ваши наблюдения дополнят сложившуюся картину и подскажут, кому из детей и в чем нужна ваша помощь.

Чтобы дети не догадывались о проводимом исследовании, лучше, если социометрию вы проведете в форме игры, например, формирование команды для полета на Луну. В противном случае они будут ожидать от вас результатов, которые для многих могут стать источником переживаний, источником психологической травмы.

Результаты подобных тестов, опросов и другие методы, ориентированные на изучение межличностных отношений в коллективе, оценку индивидуальных качеств детей, не должны выноситься на обсуждение отряда и используются вожатым только в целях корректирования воспитательной деятельности.

Глава 3 Социометрия

3.1. Социометрия как метод исследования

При изучении групп используются различные социологические методы. Одним из наиболее эффективных является социометрия. Автором данной методики является американский психолог, доктор медицины Джейкоб Леви Морено (1889–1974).

Социометрия – совокупность методик исследования психоэмоционального отношения друг к другу членов социальных групп, внутригрупповых связей, иерархии, лидерства и т.д., применяемых в целях улучшения микроклимата в коллективе. Социометрия представляет собой отрасль социальной психологии, изучающую межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению.

После проведения социометрии и анализа результатов можно повысить производительность труда, смягчить рабочие и личностные конфликты, изменить порядок принятия групповых решений. Социометрия позволяет получить информацию о процессах функционирования, развития групп, помогает в комплектовании коллективов новыми работниками, повышает эффективность их деятельности.

Социометрические методики используются в первую очередь для выявления:

– неформальных лидеров коллектива, т.е. таких не наделенных установленной властью членов группы, которые оказывают наибольшее воздействие на своих коллег;

– «изгоев» коллектива, т.е. людей, отвергаемых большинством своих коллег;

– характера социально-психологического климата в коллективе и возможности его улучшения;

– дифференциации коллектива на различные группировки и их лидеров;

– причин конфликтов, вызванных какими-либо проблемами (низкой зарплатой, отсутствием личностного роста, неудовлетворенностью начальством, рабочим местом и т.д.) или какими-либо членами коллектива, отличающимися повышенной конфликтностью.

Проведение социометрии начинается с создания социометрических критериев, т.е. вопросов, которые задаются членам коллектива с целью выяснения взаимоотношений между ними. Поскольку отношения между людьми всегда сложны, противоречивы и изменчивы, постольку выбор критерия становится задачей, требующей при своем решении знания общих законов функционирования малых групп и владения техникой измерения. Социометрический критерий должен являться своеобразным индикатором взаимоотношений в группе.

Социометрический критерий, будучи одним из вопросов анкеты или интервью, в своем строении и форме должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к вопросам социологических анкет. Одновременно на него распространяются и другие требования. Социометрический критерий должен:

– нацеливать субъекта на выбор либо отвержение другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности;

– не допускать ограничений того, кто из членов группы может быть выбран или отвергнут в пределах группы, границы которой субъекту обязательно известны;

– быть понятным всем членам группы и интересным если не всем, то большинству;

– включать в себя предложения по выбору или отвержению, сформулированные так, чтобы в реакциях членов группы проступало их эмоционально-психологическое отношение;

– убеждать человека в практической направленности опроса, в возможности участия в создании, реорганизации группы.

Критерии разделяются на два основных класса: коммуникативные и гностические. Коммуникативные используются для того, чтобы описать, замерить реальные или воображаемые отношения в группе, выявить, как каждый член группы видит свое непосредственное окружение. Гностические предназначены для отражения представления человека о том, как он видит свою роль, свою позицию в группе – кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения той или иной групповой задачи, кто – отвергнет. По гностическим критериям можно определить и понимание человеком закономерностей функционирования группы, и видение процессов общения между людьми, входящими в нее. В этой статье не будут рассматриваться вопросы, основанные на гностическом критерии, так как они в значительной степени субъективны и дают скорее оценку человеком самого себя, чем оценку группы и коллег.

Критерии также подразделяются на официальные и неофициальные. Первые замеряют межличностные отношения на уровне формальной структуры группы, производственных отношений, сугубо служебных обязанностей. Вторые позволяют определить неформальные отношения внутри изучаемого коллектива. Примером официального критерия является вопрос: «Кого вы считаете лидером вашей группы?», неофициального: «Кого бы вы пригласили на свой день рождения?»

В наших примерах критерии сформулированы в позитивной форме, т.е. ориентированы на определение системы предпочтений, выборов. Вместе с тем на практике применяются и негативные критерии, фиксирующие отрицательное отношение одного человека к другому.

Часто используют дихотомический критерий, т.е. использование пары вопросов, один из которых позитивный, а второй – негативный. Это позволяет более точно определить взаимоотношения в малой группе, в которой зачастую складываются не только доброжелательные отношения между коллегами. Примером дихотомического критерия может служить такая пара вопросов: «Кого вы считаете лидером вашей группы?» (положительная часть критерия); «Кто в меньшей степени подходит на роль лидера вашей группы?» (отрицательная часть критерия).

Легко понять, что на основе одного социометрического критерия невозможно дать обоснованную картину межличностных отношений в группе. С другой стороны, чрезмерно большое число критериев способно утомить отвечающих и снизить их заинтересованность. Нецелесообразно увеличение критериев свыше семи-восьми.

Важным является ограничение количества возможных выборов. Неверно будет как не написать ни одной фамилии по какому-либо вопросу, так и указать всех членов группы, кроме себя. Социометрия предполагает непараметрический и параметрический подход. В первом случае отвечающий выбирает столько своих коллег, сколько считает нужным. Во втором случае предлагается выбор с заранее заданным ограничением в количестве названных людей (например, испытуемому предлагается выбрать из пятнадцати человек только двоих или троих). Лимит выборов позволяет снизить вероятность появления спонтанных реакций, непродуманных ответов. Обычно считается, что испытуемый может не использовать все выборы, если не видит в этом необходимости, но должен выбрать хотя бы одного человека.

3.2. Социометрическая анкета

При социометрическом опросе каждому опрашиваемому вручаются социометрическая анкета (социометрическая карточка) и список членов группы.

Для удобства работы и простоты последующей обработки (если численность группы достаточно высока) фамилии членов группы могут шифроваться либо кодироваться номером в списке группы.

Социометрическая карточка, как и любая анкета, начинается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и формулируется просьба об участии в опросе и указании своей фамилии. Далее четко излагается информация о том, как заполнять карточку, имеется или нет ограничение на выбор, и если да, то каково оно.

Например, карточка для проведения социометрии с дихотомическим критерием может быть оформлена в следующем виде.

продолжение таблицы

Первая пара вопросов, предложенных членам коллектива, направлена на изучение организационной структуры группы.

– Вопрос «Кого вы считаете лидером вашей группы?» направлен на выявление тех членов коллектива, которых большинство испытуемых считают лидерами группы. Это означает, что испытуемые, набравшие наибольшее число баллов по этому показателю, имеют лидерский потенциал.

– Вопрос «Кто в меньшей степени подходит на роль лидера вашей группы?» направлен на определение испытуемых, которых другие члены группы не видят в роли лидеров, т.е. тех работников, которые не имеют ярко выраженного лидерского потенциала.

Вторая пара вопросов направлена на изучение неформальных отношений между членами группы.

– Вопрос «Кого бы вы пригласили на свой день рождения?» направлен на изучение предпочтений общения членов группы в неформальной обстановке, за пределами работы.

– Вопрос «Кого бы вы не пригласили на свой день рождения?» направлен на определение таких членов группы, которые являются наименее предпочитаемыми в неформальной обстановке.

Третья пара вопросов направлена на определение эмоциональной структуры общения в группе.

– Вопрос «С кем из членов вашей группы вы предпочитаете общаться?» направлен на определение эмоционального лидера группы, который является наиболее предпочитаемым в общении.

– Вопрос «С кем из членов вашей группы вы общаетесь менее всего?» направлен на изучение членов группы, с которыми другие члены группы предпочитают не общаться.

Четвертая пара вопросов направлена на изучение группового мнения и основных участников его формирования.

– Вопрос «К чьему мнению вы всегда прислушиваетесь?» направлен на выявление тех членов группы, которые активно участвуют в формировании группового мнения. Мнение этих испытуемых является наиболее ценным для коллектива.

– Вопрос «Чье мнение для вас совершенно безразлично?» направлен на выявление лиц, не участвующих в формировании группового мнения. Мнение данных членов группы является наименее авторитетным и веским для остальных испытуемых.

Пятая пара вопросов направлена на изучение конфликтности группы, участников возникающих конфликтов.

– Вопрос «Кто реже всего является зачинщиком и (или) участником конфликтов?» направлен на изучение наименее конфликтных членов группы, которые реже всего являются участниками споров и ссор.

– Вопрос «Кто чаще всего является причиной возникновения конфликтов?» направлен на выявление наиболее конфликтных членов группы, становящихся источником спорных ситуаций.

3.3. Оформление и анализ результатов опроса

Результаты опроса заносятся в социоматрицу , представляющую первичную информацию и упрощающую последующую математическую обработку собранных данных. Матрица представляет собой таблицу, в которую по строкам помещают ответы каждого из членов группы. Отметим, что проще составлять две отдельные социоматрицы для каждой пары вопросов: для положительных и отрицательных выборов.

Приведем пример социоматрицы для группы, состоящей из пяти человек (число выборов в данном случае будет ограничено одним человеком).

Анализ социоматрицы многое говорит о взаимоотношениях в группе: сколько выборов делают испытуемые, кого они выбирают, кто имеет больше всего полученных выборов, кто чаще всего отвергается.

Еще одним, более наглядным способом представления результатов социометрического исследования являются социограммы . Наиболее распространенным видом социограммы является круговая социограмма, на которой все члены группы располагаются по окружности, внутри которой отражаются различного рода связи между ними.

Желательно располагать лидеров группы ближе к центру окружности, а отвергаемых членов группы выносить за пределы круга. В таком случае социограмма становится еще более наглядной. Кроме того, мы можем убедиться в том, что решение разделить социоматрицы для положительных и отрицательных выборов было правильным. Размещение всех членов коллектива и связей между ними по обоим параметрам для группы численностью 20–30 человек может привести к тому, что построить социограмму будет невозможно.

Социограмма для уже рассмотренной нами группы будет выглядеть следующим образом:

На приведенном примере социограммы мы можем сразу же определить, кто является лидером группы по данному вопросу, кто наиболее близок к нему, а кто отвергается группой.

Кроме того, графическое представление результатов позволяет отразить и взаимные выборы членов группы. В случае с нашим примером взаимная положительная связь образуется между Работником 2 и Работником 3.

Естественно, что наш пример достаточно прост. В реальной группе число таких связей будет значительно большим, а это означает, что на социограмме можно будет увидеть не только связи между двумя людьми, но и связи между несколькими людьми. С помощью этого исследователь сможет определить наличие и силу группировок в рамках изучаемой группы.

3.4. Основные социометрические индексы

Количественными характеристиками межличностных отношений являются социометрические индексы , или коэффициенты, которые можно разделить на два класса.

Первый класс – это персональные социометрические индексы . Они отражают индивидуальные социально-психологические свойства личности, проявляющиеся в отношении к членам группы. После того как такой индекс вычислен, с ним можно производить все операции, допустимые для количественных переменных.

Второй класс включает в себя групповые индексы , характеризующие группу в целом. Приведем некоторые из наиболее распространенных персональных и групповых индексов.

Существуют следующие три наиболее распространенных персональных социометрических индекса.

1. Социометрический статус отражает отношение членов группы к каждому ее представителю. Индекс социометрического статуса личности в группе определяется следующим образом:

где ? (+) – сумма положительных выборов, данных этой личности группой;

? (-) – сумма негативных выборов, полученных этой личностью от группы;

N – количество членов группы.

Максимально высокий социометрический статус личности равен «плюс 1», а максимально низкий – «минус 1». Первый возможен в случае только позитивного избрания личности всеми другими членами группы, а второй – в ситуации негативной оценки личности всеми сотрудниками без исключения.

Одновременно возможно исчисление положительного и отрицательного статуса, которые являются составными частями общего социометрического статуса:

2. Индекс эмоциональной экспансивности характеризует то, как человек относится к окружающим его членам группы, насколько он активен в своих выборах. Данный индекс определяется на основе суммарных данных матрицы, находящихся в ее правой стороне, исходя из следующей формулы:

где ? (+) – сумма положительных выборов, отданных данным испытуемым другим членам группы;

? (- ) – сумма отрицательных выборов, отданных данным испытуемым другим членам группы;

N – количество членов группы.

Возможно также применение индексов положительной и отрицательной экспансивности:

где ? (+ ) – сумма позитивных выборов, отданных личностью другим членам группы;

? (-) – сумма аналогичных выборов, имеющих негативный смысл;

N – количество членов группы.

3. Индекс объема взаимодействия представляет каждого члена группы одновременно и как выбираемого, и как выбирающего. Он определяется по формуле:

Используются следующие групповые социометрические индексы.

1. Индекс социометрической когерентности характеризует меру связанности группы по выделенному критерию, силу взаимных контактов, но без учета их направленности:

Из формулы понятно, что индекс социометрической когерентности является средней арифметической двух рассмотренных выше персональных индексов – социометрического статуса и эмоциональной экспансивности.

2. Индекс взаимности измеряет сплоченность группы, проявляющуюся в количестве взаимных положительных связей, и определяется по формуле:

3. Индекс референтности :

4. Индекс интегрированности группы - итог деления общей суммы позитивных выборов на общее число всех сделанных всеми членами группы выборов.

5. Индекс взаимных симпатий – результат деления всех взаимных позитивных выборов на число членов коллектива.

6. Индекс взаимных антипатий – величина, образующаяся соотнесением суммы взаимных негативных выборов и численности группы:

7. Индекс конфликтности группы позволяет определить конфликтность на основании сделанных негативных выборов. Он рассчитывается по формуле:

где ? V(–)гр - сумма взаимных негативных выборов всех членов группы;

? (–)гр - сумма односторонних негативных выборов в группе;

N - количество членов группы. Данный текст является ознакомительным фрагментом. автора

Из книги Мистический космос. Путеводитель по тонкоматериальным мирам и параллельным пространствам автора Файдыш Евгений Александрович

Из книги Мистический космос. Путеводитель по тонкоматериальным мирам и параллельным пространствам автора Файдыш Евгений Александрович Из книги Манипулирование личностью автора Грачев Георгий

ЧАСТЬ I. ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Глава 1 Глава 1 Эволюция технологий власти На протяжении тысячелетий и особенно последних столетий происходила эволюция и совершенствование технологий власти и социального управления в обществе.

автора Левитт Стивен Дэвид

Из книги Суперфрикономика автора Левитт Стивен Дэвид

Из книги Магия чисел [Моментальные вычисления в уме и другие математические фокусы] автора Бенджамин Артур

автора Лешутина Ирина

Глава 5 Упражнение (вариант) ? Ситуация 1. Как отпроситься с работы (разговор с руководителем) Неудача просительницы обусловлена тем, что она нарушила правило № 1 (правило Гомера). Прежде всего, в ее доводы вкрался слабый аргумент (ее мужа не отпустили, потому что у него

Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина Ирина

Глава 6 Тест 4. Речевые барьеры при общении Если Вы сразу ответили ДА на все вопросы (кроме 5, 9 и 13), значит Вы способны ясно и кратко излагать свои

Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина Ирина

Глава 7 Упражнение (вариант) Напишите конкретный и абстрактный тосты с использованием афоризмов. Кто-то сказал: возьми от жизни все, но на всякий случай запомни, где брал. Я всегда буду помнить этот гостеприимный дом, где мне радостно и интересно среди добрых, веселых и

Из книги Психология отношений межличностной значимости автора Кондратьев Юрий Михайлович

Социометрия Социометрическая методика – одна из самых распространенных и наиболее широко применяемых в мировой социально-психологической исследовательской практике. Подобная популярность социометрии вполне объяснима в связи с тем, что используемое в рамках данной

Из книги Обыкновенное чудо, или Основы магии стихий автора Хольнов Сергей Юрьевич

Из книги Как вырастить сына. Книга для здравомыслящих родителей автора Сурженко Леонид Анатольевич

Из книги Теория стаи [Психоанализ Великой Борьбы] автора Меняйлов Алексей Александрович

Глава шестьдесят вторая ПОСЛЕСЛОВИЕ (Хотя последняя глава еще впереди) Вот, собственно, почти все. Таков наш трехцентровый мир, в котором позднего Фрейда толпа окрестила выжившим из ума стариком, Льва Николаевича даже собственные дети называли сумасшедшим, зато его жену

Каждый человек, индивид входит в систему общественных взаимоотношений. Люди по своей природе не смогли бы прожить в одиночку, поэтому объединяются в коллективы. Нередко в них возникают конфликты интересов, ситуации неприятия, отчуждения и другие моменты, которые могут мешать плодотворной деятельности. Социометрический метод в социологии является эффективным средством выявления подобных проблем. Он неоднократно был апробирован, и с его помощью оперативно можно установить существующие взаимосвязи и дать им характеристику. Социометрический метод создал Дж. Л. Морено - американский ученый, исследователь природы человеческих групповых отношений.

Определение социометрического метода

Существует несколько подходов к определению данного понятия. Во-первых, социометрический метод представляет собой систему диагностики эмоциональных или взаимных симпатий между членами одной группы. Кроме того, в процессе исследования измеряется степень разобщенности-сплоченности группы, выявляются признаки симпатии-антипатии членов сообщества по отношению к авторитетам (отвергнутые, лидеры, звезды). Во главе с устанавливаются внутригрупповые сплоченные образования (неформальные группы) или замкнутые сообщества, положительные, напряженные или даже конфликтные отношения, их определенная мотивационная структура. То есть в ходе изучения группы во внимание принимается не только качественная, но и количественная сторона предпочтений членов группы, выявленных в тесте.

Во-вторых, социометрический личности обозначает и прикладное направление, включающее использование и совершенствование специального инструментария в решении практических задач.

Зарождение и развитие социометрического эксперимента

Социометрический метод создал в 30-е гг. XX в. американский психиатр и социолог Дж. Л. Морено, он же ввел понятие «социометрия», которое обозначает измерение динамики межличностных взаимоотношений членов одной группы. По мнению самого автора, сущность социометрии заключается в изучении внутренней структуры социальных групп, которые можно сравнить с ядерной природой атома или физиологической структурой клетки. Теоретические основания социометрического метода базируются на том, что каждая сторона социальной жизни - политическая, экономическая - легко объяснима состоянием эмоциональных отношений между индивидами. Конкретно это может выражаться в проявлении людьми антипатий и симпатий друг к другу. То есть автор социометрического метода считал, что изменение психологических отношений в небольших группах непосредственно оказывает влияние на всю социальную систему. На сегодняшний день данный метод имеет множество модификаций.

Болгарский социолог Л. Десев выделил три области исследований, в которых используются социометрические методы:

  • Динамическая или «революционная» социометрия, предметом исследования которой является группа в действии (Дж. Л. Морено и другие).
  • Диагностическая социометрия, которая классифицирует социальные группы (Ф. Чэпин, Дж. Х. Крисуэлл, М. Л. Нортуэй, Дж. А. Ландберг, Э. Боргардус и др.).
  • Математическая социометрия (С. Ч. Додд, Д. Стюарт, Л. Кац и др.).

Советскими психологами, внесшими большой вклад во внедрение данного метода, стали И. П. Волков, Я. Л. Коломинский, Е. С. Кузьмин, В. А. Ядов и др.

По мнению Я. Л. Коломинского, психологической основой изучения взаимоотношений выступает знание о том, что стремление одного человека к другому происходит из желания быть ближе к объекту привязанности. Притом выражение в словесной форме должно быть признано значимым реальным показателем не только понимания, но и в целом присутствия потребности у человека.

Значение метода и области применения

Социометрический метод изучения малых групп и коллективов применяется социологами и психологами в школах, вузах, на предприятиях и в организациях, спортивных коллективах и других объединениях людей для диагностики межличностных отношений. Например, большое значение результаты такого исследования имеют при установлении психоэмоциональной совместимости экипажей космических кораблей, антарктических экспедиций.

Социометрический метод исследования группы, по мнению А. В. Петровского, является одним из немногих способов анализа межличностных отношений в небольшом коллективе, которые зачастую имеют скрытый характер. На настоящем этапе научных проявляется творческое начало, направленное на изучение данного предмета новыми приемами. В последующем развитие таких методов и применение их в совокупности с другими методиками значительно расширят возможности социологии и психологии при анализе небольших групп. Нельзя недооценивать роль малой группы для общества. Она аккумулирует в себе общественные отношения в целом и перевоплощает их во внутригрупповые. Это знание заключает в себе важный элемент социального управления, построенный на научной почве.

Характеристика социометрического метода

Исследования такого рода позволяют совершенствовать отношения в любом коллективе. Но в то же время - это не совсем радикальный метод разрешения внутренних проблем группы, поэтому чаще всего их стоит искать не в антипатии или симпатии членов группы друг к другу, а в более глубинных источниках.

Социометрический метод исследования осуществляется в виде постановки косвенных вопросов, отвечая на которые, респондент делает выбор конкретных членов своей группы, которых он предпочел бы другим в условиях определенной ситуации.

Возможны варианты индивидуальных или групповых тестирований. Это зависит от возраста испытуемых и содержания поставленных задач. Но, как правило, чаще используется групповая форма исследования.

В любом случае социометрический метод в изучении группы позволяет установить динамику внутригрупповых отношений за короткий срок, чтобы в последующем применять полученные результаты в целях переструктурирования групп, укрепления их сплоченности и эффективности взаимодействия.

Подготовка к проведению исследования

Социометрический метод в проведении не требует больших усилий и временных затрат. Инструментарием для исследования являются бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица. Изучению может быть подвергнута группа лиц любого возраста: от дошкольного до старшего. Социометрический метод исследования дошкольников может быть применим, поскольку уже в данном возрасте дети получают первый опыт общения и взаимодействия. Критерии социометрического выбора формируются, исходя из задач, которые решаются в ходе исследования и возрастных, профессиональных или других особенностей исследуемой группы. Критерием является, как правило, определенный вид деятельности, а чтобы выполнить таковую, индивиду потребуется сделать выбор, то есть отвергнуть одного или нескольких членов своей группы. Он представляет собой определенный вопрос из списка. Ситуация выбора при опросе не должна быть ограниченной. Приветствуется, если применяемые критерии будут интересовать работника: они должны описывать конкретную ситуацию. По содержанию критерии теста подразделяются на формальные и неформальные. Используя первый тип, можно изменить отношения на совместную деятельность, ради выполнения которой и была создана группа. Другая группа критериев служит для изучения эмоционально-личностных отношений, которые не связаны с совместной деятельностью и достижением общей цели, например, выбор товарища для проведения свободного времени. В методологической литературе они также могут называться как производственные и непроизводственные. Критерии также разделаются по признаку ориентации на позитивные («С кем из членов группы вы хотели бы работать?») или негативные («С кем из членов группы вы не хотели бы работать?»). Социометрический метод предполагает, что опросник, который содержит инструкцию и перечень критериев, создается после их формулировки и выбора.

Список вопросов адаптируется с учетом характерных особенностей изучаемой группы.

Предварительный этап проведения опроса

Социометрический метод исследования проводится в открытой форме, поэтому до начала опроса необходимо проинструктировать группу. Этот предварительный этап преследует цель разъяснить группе важность исследования, указать на значение результатов для самой группы, рассказать, насколько необходимо выполнять задания с вниманием. В конце инструктажа важно подчеркнуть, что все ответы членов группы будут сохранены в тайне.

Примерное содержание инструкции

Текст инструкции может иметь следующее содержание: «Поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом, то при формировании вашей группы не могли быть учтены абсолютно все ваши пожелания. На настоящий момент взаимоотношения определенным образом сформировались. Что касается то его результаты будут выгодно учтены вашим руководством при организации деятельности коллектива в будущем. В связи с этим просим вас быть предельно искренними, давая ответы. Организаторы исследования дают гарантию того, что индивидуальные ответы будут сохранены в тайне».

Социометрический метод исследования: процедура проведения

Существуют некоторые критерии относительно численного состава изучаемого коллектива. Количество членов группы, при котором срабатывает социометрический метод, должно составлять 3-25 человек. Однако отмечены примеры проведения исследований, допускающих задействование до 40 человек. Социометрический метод изучения межличностных отношений в группе (трудовом коллективе) допустимо применять при условии, если стаж работы в ней превышает шесть месяцев. Важной составляющей подготовки является установление доверительной атмосферы отношений с группой. В противном случае недоверие к экспериментатору, подозрение, что ответы на вопросы могут быть использованы во вред респонденту, могут привести к отказу выполнять задания или даче ложных ответов. Принципиально, чтобы исследование не проводилось лицом, имеющим отношение к коллективу: руководителем или человеком, входящим в группу. Иначе результаты не будут достоверными. Также стоит упомянуть о недопустимых вариантах ответов, которые могут быть использованы. Например, респонденту неловко при совершении положительного выбора оставлять вне списка других членов группы, поэтому он может, руководствуясь таким мотивом, сказать, что «выбирает всех». В связи с этим авторы и последователи социометрической теории прибегли к попытке частичного изменения процедуры опроса. Так, вместо свободного количества членов группы по заданным вариантам респондентам могли устанавливать строго ограниченное их число. Чаще всего оно равняется трем, реже четырем или пяти. Такое правило получило название «лимит выборов», или «социометрическое ограничение». Оно снижает вероятность случайности, облегчает задачу обработки и интерпретации информации, заставляет участников опроса адекватнее и вдумчивее подходить к ответам.

Когда подготовительные мероприятия будут проведены, начинается процедура опроса. В социометрическом методе исследования должен принять участие каждый член группы. Испытуемые записывают фамилии членов группы, которые выбраны ими по тому или иному критерию, а в опросном листе указывают свои данные. Таким образом, опрос не может быть анонимным, поскольку именно в этих условиях возможно установить взаимосвязи между членами коллектива. В ходе исследования организатор обязан следить за тем, чтобы респонденты не общались между собой, регулярно напоминать, что ответить необходимо на все вопросы. Не нужно торопить испытуемых в ответах на вопросы.

Однако, если перед ними нет списка с членами группы, можно разрешить визуальный контакт. Для большего удобства и исключения неточностей фамилии отсутствующих можно написать на доске.

Допустимы следующие способы выбора:

  • Ограничение количества выбора до 3-5.
  • Полная свобода выбора, то есть респондент вправе указать столько фамилий, сколько посчитает нужным.
  • Ранжирование членов группы в зависимости от предложенного критерия.

Первый способ более предпочтителен, но только с точки зрения удобства и простоты при последующей обработке результатов. Третий - с точки зрения достоверности и надежности результатов. Метод ранжирования позволяет исключить напряжение, которое может возникнуть при выборе членов группы по отрицательным признакам.

После того как карточки социометрического опроса будут заполнены, их собирают у членов группы и начинают процедуру математической обработки. Наиболее простыми способами количественной обработки результатов исследования являются графический, табличный и индексологический.

Варианты обработки и интерпретации полученных результатов

В ходе исследования одной из задач выступает определение социометрического статуса личности в группе. Под ним подразумевается свойство индивида занимать то или иное положение в рассматриваемой структуре (локус), то есть конкретным образом соотноситься с остальными членами коллектива.

  • Составление социоматрицы. Она представляет собой таблицу, в которую вносятся результаты опроса, а именно: положительные и отрицательные выборы, которые сделали члены изучаемой группы. Она строится по такому принципу: горизонтальные строки и вертикальные столбцы имеют равное количество и нумерацию по числу членов группы, то есть таким образом указывается, кто кого выбирает.

В зависимости от критериев выбора могут быть построены единичные и суммарные матрицы, показывающие выборы по нескольким критериям. В любом случае полную картину взаимоотношений в группе может представить анализ социоматрицы по каждому критерию.

Кругом обводятся взаимные выборы, если взаимность неполная, то полукругом. Или же места пересечения столбцов и строк помечают знаком «плюс» в случае положительного выбора или «минус», если он был отрицательным. Если выбора не произошло, то ставится 0.

Главным достоинством матрицы является возможность представить все результаты в числовом виде. Это позволит в итоге проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, определить порядок влияний в группе.

Число полученных выборов называют группы, который можно сравнить с теоретически возможным количеством выборов. Например, группа состоит из 11 человек, число возможных выборов будет равно 9, следовательно, 99 - это количество теоретически возможных выборов.

Однако в общей картине значение имеет не столько количество выборов, сколько удовлетворенность каждого респондента своим положением внутри группы. Имея данные, можно рассчитать коэффициент удовлетворенности, равный делению числа взаимных положительных выборов индивида. Так, если один из членов группы стремится к общению с тремя определенными людьми, но никто из них не выбрал его при опросе, то коэффициент удовлетворенности КУ = 0:3 = 0. Это говорит о том, что респондент пытается взаимодействовать не с теми, с кем надлежало бы.

  • Индекс групповой сплоченности. Данный социометрический параметр вычисляется путем деления суммы взаимных выборов на общую цифру возможных в группе. Если полученное число лежит в диапазоне 0,6-0,7, то это является хорошим показателем групповой сплоченности. То есть социометрический метод в изучении группы позволяет установить состояние внутригрупповых отношений за короткий срок, чтобы в последующем применять полученные результаты в целях переструктурирования групп, укрепления их сплоченности и эффективности взаимодействия.
  • Построение социограммы. Используя социоматрицу, можно построить социограмму, то есть сделать представление социометрии наглядным в виде «схемы-мишени». Это будет неким дополнением к табличному подходу интерпретации данных.

Любая окружность в социограмме будет иметь свое значение:

  1. Внутренним кругом будет называться зона звезд, то есть та группа выбранных людей, в которую были выделены лидеры, набравшие абсолютное большинство положительных выборов.
  2. Второй круг, или зону предпочитаемых, будут составлять члены группы, которые набрали число предпочтений выше среднего показателя.
  3. Третий круг называется зоной пренебрегаемых. В него попадают лица, набравшие ниже среднего показателя количества выборов по группе.
  4. Четвертый круг замыкают так называемые изолированные. К ним относятся члены группы, не получившие ни одного очка.

При помощи социограммы можно получить наглядное представление о наличии группировок в коллективе и характере взаимоотношений между ними (контакты, симпатии). Они формируются из лиц, взаимосвязанных и стремящихся к выбору друг друга. Нередко социометрический метод выявляет положительные группировки, состоящие из 2-3 членов, реже встречаются из 4 или более человек. Это наглядным образом можно увидеть на плоской социограмме, на которой изображены группировки индивидов, взаимно выбравших друг друга, и имеющиеся связи между ними.

Третьим вариантом будет являться индивидуальная социограмма. Целенаправленно или произвольно выбранный член коллектива изображается в системе связей, установленных в процессе исследования. При составлении социограммы руководствуются следующими уловными обозначениями: лицо мужского пола изображается в виде треугольника с номером, соответствующим конкретному человеку, а женское лицо - внутри окружности.

После завершения обработки полученных данных составляется перечень рекомендаций с целью корректировки поведения и взаимоотношений между членами коллектива. Результаты доводятся до сведения начальствующего состава и группы. С учетом полученных расчетов и других форм анализа выносится решение об изменении состава коллектива, руководителя или переводе некоторых членов в другие коллективы. Таким образом, социометрический метод в изучении группы позволяет не только установить проблемы во взаимоотношениях, но и разработать систему практических рекомендаций, способных укрепить коллектив, повысив тем самым производительность труда.

Несмотря на эффективность и доступность, в настоящее время социометрия как метод недостаточно широко используется в российской психологической практике.

Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.

Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о:

  • социально-психологических отношениях в группе;
  • статусе людей в группе;
  • психологической совместимости и сплочённости в группе.

В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Теоретические основы

Термин "Социометрия" возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних групп людей на другие. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Я.(Дж).Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии - эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие). Созданная на основе взглядов К.Маркса, О.Конта и 3.Фрейда, социометрия противопоставляется как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешнее поведение людей, так и фрейдизму с его акцентом на внутренних, глубинных процессах человеческого поведения. По Морено, эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру структуру обществава, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только с помощью социальной микроскопии. "Микросоциология, писал Морено, фактически возникла с появлением моей теории "социальной микроскопии". В соединении с социометрическими приемами она положила начало теоретическим и практическим основам микросоциологии". Изучение "первичных атомистических структур человеческих отношений" рассматривалось Морено как "предварительная и необходимая основная работа для большинства макросоциологических исследований". Одно из центральных понятий этой теории - теле, - термин, означающий простейшую единицу чувства, передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и успешность межличностных отношений, в которых они вступают.

Суть "общей теории социометрии" состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура). Цель социометрической теории сформулировать законы эмоциональных отношений в группах.

Основные положения теории Морено

  • Социальный атом общества - это не отдельный индивид, а их сосуществование;
  • Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;
  • Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;
  • Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.

История создания

Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.

Процедура проведения

Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:

1-й этап

Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.

2-й этап

Разработка социометрических критериев.

Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:

  • формальные/неформальные - Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные - изучают неформальные отношения.
  • двойные/одинарные - Двойные - изучают отношения партнёрства. Одинарные - изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.
  • прогностические - позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.
  • сильные (или значимые)/слабые (незначимые) - Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.

Требования к критериям

  1. Ограниченное количество (3-4);
  2. логическая связь между собой;
  3. критерии должны вызывать интерес;
  4. смысл критериев должен быть понятен испытуемым;
  5. критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.

3-й этап

Выбор типа процедуры социометрического исследования.

Социометрия может проводится в двух вариантах:

Непараметрическая процедура

При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано (N-1) человек - основная константа социометрии , где N - количество человек в группе.

Для непараметрической процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего.

Достоинства непараметрической процедуры:

  • позволяет выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы;
  • при использовании данного типа процедуры проведения делается срез всего многообразия связей в групповой структуре.
  • при ручной обработке результатов социометрии измерения возможны только в небольших группах (до 12 человек);
  • существует большая вероятность получения случайного выбора из-за аморфной системы отношений выбирающего человека с окружающими или же из-за ложных ответов, с целью продемонстрировать нормальную лояльность к окружающим и к экспериментатору.

Параметрическая процедура

Данная процедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов). Величина ограничения - d - называется социометрическое ограничение или лимит выборов . Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:

d={P(A)}\times{(N-1)}

где Р(А) - вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах ;

N - число членов группы.

Достоинства параметрической процедуры:

  • повышает надёжность полученных данных;
  • облегчает статистическую обработку;
  • позволяет стандартизировать условия выбора в группах различной численности;
  • как следствие, появляется возможность сравнивать взаимоотношения в разных группах.

Недостатки непараметрической процедуры:

  • не раскрывает всего многообразия взаимоотношений в группе;
  • социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

4-й этап

Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты .

При проведении социометрии, возможны два варианта:

  • I вариант - Социометрическое исследование является частью общего анкетирования. В таком случае социометрические критерии могут быть включены в общую систему отдельным разделом. Однако, при этом необходимо учитывать, что испытуемые в обязательном порядке должны подписывать свою анкету, а при выборе людей писать их фамилии.
  • II вариант - Социометрия является предметом самостоятельного изучения. Тогда порядок составления карточки может быть таким:
    • готовятся списки членов группы;
    • каждый человек в группе идёт в списке под определённым номером - этот номер становится его шифром.

Затем готовится и сама карточка. Она должна содержать следующие элементы:

  • заголовок;
  • инструкцию - количество необходимых выборов и способ заполнения графы выборов;
  • подписание карточки (разборчиво).

В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Пример социометрической карточки

В карточке каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14–0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей:

Величины ограничения социометрических выборов

5-й этап

Непосредственно проведение социометрии. Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего психолог сам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагая письменно ответить на них в специальных бланках (в них оставлено место для фамилии, стоят номера вопросов, под каждым вопросом - цифры от 1 до 5 в столбик) или просто на листе бумаги. В другом варианте психолог дает устную инструкцию, а затем раздает социометрические карточки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов. Преимущество второго варианта в том, что респонденты видят перед собой инструкцию постоянно, и это уменьшает (незначительно) число уточняющих вопросов.

В обоих случаях устная инструкция выполняет две очень важные функции: мотивирование участников и технические пояснения.

Мотивационная часть принципиально важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, их желание отвечать. Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать.

Снизить общую напряжённость ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты.

  • необходим доверительный контакт с группой.
  • Стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный.
  • Мягкое формулирование целей тестирования.

В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты:

  • каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь ни с кем и не размышляя вслух над своими выборами;
  • при заполнении необходимо учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (для облегчения можно написать на доске или дать участникам полные списки группы);
  • при ответе настойчиво рекомендуется избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого»; желательно во всех вопросах ограничиваться тем числом выборов, которые предложены психологом.

Варианты инструкций

Инструкция для школьников «Мы с вами не раз обсуждали вопросы, касающиеся отношений в вашем классе, пытались разобраться, дружный он или нет, и если нет, то почему. Для того чтобы наша дальнейшая работа была интересной и полезной, мне важно понять, что же из себя представляет ваш класс. Для этого я хочу использовать методику с хитрым названием «социометрия». Она состоит из пяти вопросов. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Конечно, вы можете не отвечать на вопросы, но в этом случае будет трудно дальше работать над формированием в классе доброжелательных, дружеских отношений. И еще. Работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, то поймете, что без подписи она теряет всякий смысл. Конечно, я могу пометить раздаваемые вам листы или провести графологическую экспертизу, но это недостойные методы.

Со своей стороны я гарантирую, что ваши листы с ответами не попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям. Их буду видеть только я. На общем классном собрании, на консилиуме педагогов мы будем обсуждать только общие данные. Если вам будет интересно мое мнение по поводу ваших личных ответов, приходите ко мне, поговорим в спокойной обстановке.

Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это же не контрольная по алгебре, а личная точка зрения каждого из вас, которой вы, кстати, не обязаны делиться с одноклассниками.

Итак, подпишите листок и начинайте отвечать. На все про все вам минут десять. Кто справится раньше - отдавайте мне лист и сразу выходите из класса».

Инструкция для студентов «Уважаемые студенты. Ваша группа создана недавно, при её формировании не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно хорошо знакомы друг с другом. За время, прошедшее с тех пор, группа сложилась. Вы лучше узнали друг друга, некоторые из вас стали друзьями, но не обошлось, вероятно, и без трений. Теперь мы хотели бы воспользоваться вашим опытом, чтобы в будущем переформировать учебные группы с учётом ваших пожеланий. С этой целью вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо ответить правдиво. От искренности полученных ответов будет зависеть состав вновь организуемых групп. Просим отвечать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежат».

6-й этап

Непосредственно обработка и интерпретация результатов

Обработка результатов

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный (социометрическая матрица), графический (социограмма) и индексологический (социометрические индексы).

Социометрическая матрица

Социоматрица - это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.

Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.

Социограмма

Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости ("щите") с помощью специальных знаков.

Социограммы бывают двух типов:

  • групповые
  • индивидуальные

Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые – систему отношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его группы.

Групповые социограммы в свою очередь могут быть представлены в виде:

  • конвенциональной социограммы - индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения.
  • "социограммы-мишени" - представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).

Индивидуальные социограммы применяют для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе, на которых изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.

Социометрические индексы

Выделяют два типа социометрических индексов:

  • персональные социометрические индексы;
  • групповые социометрические индексы.

Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.

Основными персональными социометрическими индексами являются:

  • индекс социометрического статуса i-члена;
  • индекс эмоциональной экспансивности j-члена;
  • индекс объема интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена.

Символы i и j обозначают одного и того же члена группы, но в разных ролях:

  • i – объект выбора;
  • j – субъект выбора;
  • ij – совмещение ролей.

Среди групповых социометрических индексов наиболее важными являются:

  • индекс эмоциональной экспансивности группы;
  • индекс психологической взаимности в группе (сплоченности группы);

Интерпретация результатов

Интерпретацию данных социометрии проводят анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы.

Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.

Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «–» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, –, +, –» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (К уд) своим положением в группе:

К уд =число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то К уд = 0/ 3 = 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим показателем считается «индекс изоляции» – процент людей, лишенных выборов в группе.

Стимульный материал

Варианты социометрических критериев (Вопросов)

Литература

  1. Морено Д.Л. Социометрия. М., 1958.
  2. Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. - М. : Академический Проект, 2001.
  3. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970
  4. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
  5. Р.А.Золотовицкий. Социометрия Я.Л. Морено: мера общения // Социологические исследования. 2002. № 4. С. 103-113.


Рассказать друзьям