Методы общения с журналистами. Интервью или как общаться с журналистами

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Общение с журналистами, ищущими сенсаций, не всегда безопасно. Есть некоторые вещи, на которые стоит обратить пристальное внимание. Успешные бизнесмены делятся своим опытом, как правильно общаться с журналистами.

Экс-СЕО Gillette Джеймс Килтс в книге «Ничего лишнего» изложил свой взгляд на отношения со СМИ. Килтс не любит давать интервью, очень редко появляется на различных конференциях и форумах. Килтс считает, что «каждый раз, когда вы без определенной цели выносите свои дела на суд общественности, вы рискуете потерпеть неудачу». Вот его правила общения с журналистами.

  • Секреты PR-стратегии: как заставить СМИ писать о вас регулярно и бесплатно

Как общаться с журналистами: 6 правил, которые не позволят Вам выглядеть глупо

Правило 1. Всегда будьте наготове. Помните, что не бывает случайных или неформальных встреч с журналистами и политиками.

Правило 2. Договоритесь о теме встречи заранее. Важно быть в курсе того, о чем пойдет речь, и не уклоняться от предмета разговора. Дискуссия на отвлеченные темы заставляет потом сожалеть о многих сказанных ненароком словах.

Правило 3. Помните, что журналист – профессионал в сфере коммуникации, а вы лишь любитель. Будьте осторожны. Высказывайтесь просто, кратко, прямо, взвешенно. Не уходите от ответа и не пытайтесь скрыть истину. Такой прием никогда не срабатывает. Вас могут неправильно понять или использовать ваши слова вне контекста.

Правило 4. Серьезно подготовьтесь к встрече, тщательно продумайте то, что будете говорить. Сформулируйте несколько основных идей. Затем постарайтесь выразить их как можно более точно и ясно.

Правило 5. Помните, что репортеры охотятся за сенсационными новостями. Особый интерес для них представляют различные прогнозы на дальнейшее развитие событий. Желание оказать услугу журналисту может обернуться ответственностью за невыполненные обещания.

Правило 6. Чем меньше, тем лучше. Соглашайтесь на интервью или размещение информации в СМИ, только если это действительно принесет пользу. Иначе лучше ответить отказом.

А вот, что пишет в своей знаменитой книге «Победитель» самый известный СЕО General Electric Джек Уэлч. Он советует, как общаться с журналистами, если компания попала в кризисную ситуацию:

«Согласитесь с тем, что нет таких тайн, которые не станут всем известны. Одна из самых распространенных ошибок в кризисных ситуациях – замалчивание фактов. Гораздо лучше раскрыть масштаб возникшей проблемы еще до того, как это сделают другие. Чем более открыто вы говорите о проблеме и о том, как ее разрешить, тем больше доверия вы внушаете тем, кто наблюдает за вами как внутри вашей организации, так и за ее пределами.

Предположите, что предпринятые вами меры по преодолению кризиса будут выставлены журналистами в самом худшем свете. Вам надо определить вашу позицию прежде, чем это сделают другие. Иначе ваша недальновидность будет истолкована как признание вины».

О репутации компании уже много написано и сказано, однако сохранить ее иногда бывает гораздо сложнее, нежели изначально выстроить четкий образ компании, который будет работать на увеличение продаж, прибыли и благосостояния всех сотрудников.

Репутация компании в целом представляет собой стройный образ, который возникает перед глазами клиента, когда ему называют имя той или иной фирмы. Основой репутации является фундамент, прочность которого проверяется кризисами и различными экономическими спадами в компании. Пройдет ли компания огонь, воду и медные трубы зависит от того, насколько грамотные действия были предприняты специалистами по связи с общественностью. Так как сформировать продуманный имидж компании является их основной задачей. Именно поэтому они ежедневно анализируют рынок конкурентов, собирают информацию о степени удовлетворенности клиентов продукцией или услугами их компании, занимаются подбором тех инструментов воздействия на общественность, которые могли бы вызвать необходимую реакцию с их стороны. В первую очередь все усилия специалистов направлены на получение связи с общественностью, как правило, это становится возможным благодаря средствам массовой информации. Различные статьи или репортажи помогают повысить известность компании и создать имидж лидера на рынке товаров и услуг. Однако одно неосторожное слово может как сделать из вас знаменитость, так и сломать вашу карьеру. Журналисты - люди, которые каждый день находятся в поиске сенсации, чтобы не стать сенсацией со знаком минусом, нужно подходить к общению с этими «профи» не как у диалогу старых друзей, но с другой стороны, нельзя чувствовать себя слишком напряженным, иначе разговора опять получится. Нужно четко осознавать. Что можно сказать, а когда язык лучше держать за зубами.

В этой статье будем рассматривать универсальные способы общения с журналистами. Как не стать жертвой своих высказываний, читаем ниже.

7 правил, которые всегда работают на «отлично»:

1. Будьте инициативны. Очень важно проявлять инициативу при общении с журналистами. Поверьте, если их что-то заинтересует в вашей компании - они найдут способ узнать, даже если эта информация будет за семью печатями. Если все же они получили сведения по своим каналам, сразу же возникает серьезная опасность - а именно слухи. Вы, наверное, догадываетесь, каким образом добывается такая информация? В итоге это достоверные факты, помноженные на слухи, и возможно, опровергнуть это будет уже невозможно. Поэтому будет гораздо лучше рассказать тот вариант развития событий, который представляет вас в выгодном свете.

Последствия сведений, полученных самостоятельно, могут быть разрушительными. Отсутствие информации всегда работает не в вашу пользу, так как это вызывает определенные сомнения относительно честности компании. Именно поэтому (особенно в периоды кризиса) важно предоставлять всю информацию, которая разрешит сомнения клиентов и ответит на их вопросы.

Безусловно, у каждой компании возможны спады и подъемы и не всегда удается справиться с ними моментально, однако. Нужно быть максимально открытым для СМИ. Так как они являются основным источником сведений о вас и очень часто именно от них зависит, какими будут последствия подобных публикаций или сюжетов. Поэтому будьте готовы предоставлять всю информацию, которая находиться в открытом доступе. Такая политика говорит о политике максимальной прозрачности, что последнее время стало очень популярным среди компаний.

2. Реагируйте молниеносно. Как только какая-то новость просочилась в СМИ - вы должны сразу же дать ответ, ни в коем случае не дожидаясь последствий, которые могут возникнуть в результате бездействия с вашей стороны. Если вы не готовы дать полный ответ на какое-либо событие, вы должны предоставить хотя бы комментарий, который может дать вам отсрочку. В таком случае у вас будет время, чтобы подготовить всю команду к «атаке» журналистов и для вас не будут сюрпризом их каверзные вопросы.

3. Всегда держите удар. Ответы на вопросы должны быть четкими и по делу. Вы же деловой человек, а значит, никакой суеты и «скомканных» ответов. Каждая фраза должна быть взвешена. Советую перед каждым ответом брать небольшую паузу в несколько секунд для того, чтобы обдумать, каким будет ваш ответ. Если вопрос был задан с целью спровоцировать вас - это позволит избежать ответной агрессии с вашей стороны, что опять же может стать завтрашней новостью номер один. Если ваш имидж совсем не связан со словом «скандальность», держите удар и будьте абсолютно спокойны.

4. Не отрицайте. Никогда не пытайтесь отрицать тех фактов, которые приписывает вам журналист, потому что очень часто сложно проследить грань, когда вы просто отрицаете что-то, а когда уже начинаете оправдываться. Самое главное правило - ни в коем случае не оправдывайтесь. Четко выстройте аргументированную точку зрения и придерживайтесь ее во время разговора. Оправдания будут служить доказательством того, что вы признаете свою вину. А значит, в своей будущей статье о вас могут написать, что угодно.

5. Никогда не перекладывайте вину на конкурентов. Типичные фразы, такие как «это все происки конкурентов», даже если это действительно так, могут сыграть не в вашу пользу. Если какое-то ЧП произошло и ситуация вышла из под контроля будьте готовы взять вину на себя и четко объяснить - какие будут приняты меры для борьбы с последствиями. Почему важно следовать этому правилу? Во-первых, вам все равно никто не поверит, так как это говорит каждый второй обвиняемый, а, во-вторых, неужели ваша репутация настолько шаткая, что любая клевета со стороны может навредить вам? Не советую вам впадать в такую зависимость от конкурентов и их действий.

6. Будьте последовательны в объяснениях. Ни в коем случае не должно возникнуть ситуации, когда от компании поступают противоречивые сведения, наметьте определенную линию и прямо следуйте ей. Проследите, чтобы все сотрудники компании были введены в курс дела и не возникала ситуация дезинформации. Очень часто скандал вспыхивал еще сильнее только потому, что не только общественность была в растерянности относительно положения компании, но даже сами сотрудники не знали как правильно прокомментировать ситуацию. Все это в итоге может привести к отсутствию доверия в принципе.

7. Найдите способы, чтобы ликвидировать слухи. Убедительно прошу вас избегать отрицания. Подумайте о том, что могло бы стать противовесом отрицательной новости. В любом случае всегда помните о том, что любая новость не может существовать больше 2–3 дней, если ее не «подогревать» новыми сплетнями. Очень действенным способом может стать информационный повод.

Для чего необходим информационный повод?

Важно помнить о том, что любая новость о вашей компании повышает степень ее узнаваемости среди клиентов. А если есть возможность осветить это событие в СМИ, считайте, что определенный приток клиентов вам обеспечен. Очень часто многие руководители компаний говорят, что у них ничего особенного в фирме не происходит и приглашать журналистов нет никакого смысла. Это одна из самых грубых ошибок. Информационный повод может «родиться» спонтанно, событие по поводу тысячного клиента или даты основания компании. Лучший советник - ваша фантазия, чем больше событий будут освещены, тем чаще упоминание о вашей фирме будут упоминаться в СМИ.

Во-вторых, вспомним знаменитую пословицу - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Она применима непосредственно к этой ситуации, так как говорить о преимуществах можно сколько угодно, а результата все равно будет ноль. В данном случае Вам предоставляется уникальная возможность опробовать все самому и сделать окончательный выбор «за» или «против».

И самое важное, это возможность показать, что компания ничего не скрывает, она абсолютно открыта и готова идти на контакт с потребителем, что очень важно.

О важности информации

В нашей российской действительности, к сожалению, представители крупных компаний очень редко чувствуют за собой ответственность перед теми людьми, которые по сути являются потребителями их услуг. Возьмем авиакомпании. Пример, соглашусь, злободневный, однако, как нельзя лучше демонстрирует полную закрытость от общества. Не секрет, что недавние события, в результате которых впечатляющее количество людей остались ни с чем, получив только испорченный отпуск и суды с авиакомпаниями в перспективе, как нельзя лучше показывают полную отстраненность от СМИ и общества в принципе, даже при форс-мажорных ситуациях. Шумиха, которая поднялась, по заверению многих специалистов была спровоцирована не снегопадом, а скорее отношением сотрудников к людям, которым, к сожалению, не удалось попасть в пункт назначения вовремя. Информации на тот момент никакой не было,. Напомню, каждый канал стремился показать какой-то особенно впечатляющий кадр, когда кому-то стало плохо из-за отсутствия воды или как кто-то спал в зале ожидания, потому что места в гостиницах никто не предоставлял. Ситуации дезинформации можно было с легкостью избежать, информируя СМИ и общественность о том, как ситуация меняется, и когда появятся первые улучшения. Сотрудники авиакомпании отказывались комментировать ситуацию и разъяснять что-либо. Никаких официальных заявлений в течение долгого времени не было, только, когда новость просочилась на федеральный уровень, стали даваться первые комментарии, которые во многом рознились с неофициальными источниками. Что мы имеем в итоге: увольнения и сокращения персонала, который по всей видимости не соответствует занимаемой должности, многочисленные исковые заявления в суд от пострадавших и репутация авиаперевозчиков, которая и так не была безупречной, снова подорвана.

Почему необходимо быстро реагировать?

В одной известной испанской компании, которая занимается производством колбасных изделий, произошла утечка информации, а именно в целях журналистского расследования один предприимчивый репортер, как это часто случается, устроился работать на эту фабрику в изобличительных целях. Безусловно, масштабное производство не может отличаться стерильностью и отсутствием нарушений. Соответственно журналист обнаружил необходимые ему сведения, и в течение нескольких дней новость о нарушении технологического цикла на производстве предприятия была распространена по всем каналам и стала новостью номер один. Соответственно продажи компании резко сократились, многие оптовики и вовсе отказались сотрудничать с ними. Речь шла уже не о партнерских отношениях, а о бизнесе, люди отказывались приобретать продукцию данного производителя. Безусловно, нужно было срочно действовать и найти способ, как ликвидировать те последствия, которые произошли в результате этого. Что нужно было сделать в этом случае? В первую очередь необходима была быстрая реакция со стороны руководства на произошедшее событие, несмотря на колоссальный скандал, спасти ситуацию и возвратить репутацию компании еще было возможно. Пресса за какие-то несколько часов фактически окружила завод и требовала комментариев. Поэтому по собственной инициативе руководитель связался со всеми влиятельными СМИ страны и пригласил их на конференцию. Необходимо было помнить о том, что конференция проходит в режиме он-лайн, и каждое неосторожное слово могло окончательно разрушить репутацию фабрики. Вопросы были самыми различными, они касались причин возникновения нарушений, степени запущенности проблемы и многого другого. Однако один из репортеров задал вопрос, ответ на который мог стать решающим. Привожу его в несколько измененном виде: «Как вы могли такое допустить, ваша продукция поступала на столы детям? Вы что хотели их убить?» . Момент икс настал, и руководитель выложил на стол свой козырь. Его реакция была следующей. «Ваш вопрос я сам себе задавал все это время, когда произошла эта ситуация. Я не буду говорить, что это случайность или злой рок, вина лежит полностью на мне, однако, я здесь не чтобы произносить громкие слова, а чтобы исполнить свои обещания. Я даю себе 48 часов, чтобы провести проверку и через 48 часов каждый журналист, присутствующий сегодня здесь получит полную информацию об этом в конверте, ее вы должны будете разместить в своем издании.» Соответственно через два дня каждое издание разместило у себя информацию о проверке. Безусловно, в последующем были приняты другие меры для восстановления «доброго имени» компании, однако на первом этапе удалось обезопасить себя от дальнейших слухов и сплетней, которые не позволили бы уже повернуть ситуацию вспять.

И последний совет - постоянно заботьтесь о репутации. Нет ничего важнее постоянного контроля и мониторинга того имиджа, который закрепился за вашей компанией. Если к вам уже относятся как к обманщикам и мошенникам, восстановить доброе имя будет гораздо сложнее, нежели постоянно отслеживать всю информацию о себе и в случае необходимости подвергать ее корректировке. Безусловно, подобные действия потребуют необходимых финансовых влияний, что «заставит» многих руководителей пойти по пути отказа от политики финансирования своей репутации. Однако последствия такой недальновидности могут быть критичными, во-первых, для репутации. Во–вторых, для всей деятельности предприятия, так как репутация, несмотря на то что актив, который сложно оценить материально, при отсутствии контроля за ним может привести к очень впечатляющим материальным потерям.

В профессиональном общении для достижения задуманных целей используется определенная технология общения, включающая стратегию (реализация общей цели, та линия, которую проводит говорящий) и тактику (реализация подчиненных задач в процессе общения). Журналисты должны четко, логично, целенаправленно намечать рамки для принятия решений и позволять выбирать из целого ряда мероприятий наиболее необходимые в данный момент.

Одной из основных целей профессионального общения журна­листа в плане стратегии в области деловой коммуникации является достижение гибкости в общении, то есть обеспечение общающимся достаточного простора для проявления инициативы в общении. Особенно это относится к собеседнику журналиста, так как интервьюируемый или опрашиваемый может легко потерять контроль над ситуацией, если он будет вынужден реагировать в об­щении на события без подготовки. Последовательность достижения гибкости в принятии решений для журналиста может быть следующей:

Определение собственных тем для общения;

Конструктивные требования к общающимся;

Тактически правильное умение общаться (правильное задава­ние вопросов, умения слушать, поощрять собеседника и т.д.);

Точная постановка задачи общения, реалистичная и соотноси­мая с целями общения и, соответственно, с целями деятельности;

Выработка плана совместной деятельности, с этой целью выде­ляются в общей программе общения коммуникационные планы, ко­торые в свою очередь делятся на оперативные шаги (частичные про­екты), позволяющие составить представления об эффективности профессионального общения на всех этапах его осуществления;

Контроль за результатами коммуникативной деятельности как не­обходимый элемент современного профессионального общения.

Стратегия профессионального общения журналиста позволяет общающимся корректировать планы, приводя их в соответствие с меняющимися целями, потребностями, ценностями партнеров и об­щей ситуацией делового партнерства.

При планировании стратегии профессионального общения жур­налисту необходимо дать ответы на следующие вопросы:



1. Позволяет ли выбранная стратегия общения с собеседни­ком разработать решаемую проблему?

2. Дает ли она общающимся достаточные возможности для проявления инициативы в общении?

3. Созданы ли в общении условия необходимого простора для принятия решения, выводящего на значимый результат?

4. Существуют ли в общении пути для рождения «нечто Целого», «третьей сущности», неизвестной до начала диалога?

Стратегия профессионального общения может успешно осуществляться только при условии проведения анализа сложившейся си­туации и внимательного рассмотрения пройденного пути решения вопроса о достижении поставленных целей в результате проводимой коммуникационной активности журналиста.

Владение искусством профессионального общения предполагает наличие со­лидного информационного базиса, включающего постоянное накапливание информации как по самому общению, его особенно­стям, структуре, средствах, формах, видах, так и по сфере профес­сиональной деятельности.

Отсюда современному специалисту следует постоянно ставить перед собой следующие вопросы:

1. Какими недостатками обладает мое общение, где имеются сла­бые места?

2. Насколько эффективна моя концепция общения?

3. Эффективен ли результат деятельности, полученный в процессе проведения мероприятий общения и затраченных средств?

4. Какие стороны моей деятельности хороши или плохи с точки зрения общения?

5. Что для Другого в общении ценно и значимо?

Без такой информа­ции журналист вынужден в своей профессиональной деятельности действовать наугад.

Важным в стратегии профессионального общения является ориентация на общие принципы общения:

Выход из стереотипа – плоских образов мира;

Представление об окружающем мире, включающее стирание – игнорирование того, что может угрожать человеку, обобщение – суждение на основе единичных событий, искажение – приписывание событию определенного смысла);

Ориентация на поведенческие рамки (ориентация на результат, на действия, принцип обратной связи, поиск возможностей);

Профессиональные фильтры журналиста в общении (реальность как текст (кадр, видеоряд), события как тема, акцент на необычном, значимом, противоречивом);

Ориентация на общую проблему и друг друга, основанная на внутриличностных совпадениях (конгруэнции), на согласии и понимании.

Для того чтобы успешно общаться, журналисту следует знать, что он хочет от общения; стремиться к большему соответствию друг с другом; помнить о том, что сообщение должно быть понятно собеседнику (аудитории). При этом необходимо пользоваться основными приемами настройки на общение, каковыми являются:

Настройка на результат: позитивная цель, активная позиция, масштаб, конкретность, ресурсы, экология общения;

Настройка на соответствие, включающая шесть уровней восприятия (миссия, самопредставление, убеждение, способности, поведение, окружение);

Настройка на стратегию убеждающей коммуникации;

Настройка на ресурсное состояние (состояние уверенности в своих силах и собственной компетенции);

Настройка на понятность.

Важным является знание установок на общение: на доминант­ность, равенство, подчинение, заинтересованность-незаинтересо­ванность, официальное или доверительное отношение, зоны психологического пространства, открытость – закрытость.

Иными словами, для профессионального общения журналиста значимым является решение следующей задачи: освоить науку вести разговор не столько для переубеждения собеседника или воздейст­вия на него, сколько ради получения необходимых для работы све­дений. Для её решения следует, прежде всего, «расположить» к себе собеседника.

Общение (в форме интервью, опроса, беседы, пресс-конферен­ции, дискуссии и т.д.) - важный, незаменимый в журналистике метод сбора информации. Успешному его применению способствует та или иная специализация журналиста. Для общения необходима определенная специальная подготовка. Общение требует напряже­ния, собранности, сосредоточенности, мобилизации способностей и навыков журналиста. Однако нельзя забывать, что в общении всегда остается место для проявления инициативы, способностей журналиста.

Таким образом, журналисту всегда следует помнить о том, что «поле» его деятельности – это постоянный контакт с людьми, искусством кото­рого надо владеть в совершенстве. Только в этом случае можно рас­считывать на успех в профессиональной деятельности.

1.2.3 Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Дайте определение профессиональному общению журналиста.

2. Почему профессиональное общение журналиста можно назвать творческим процессом?

3. Почему профессиональное общение журналиста – это взаимодействие?

4. Поясните понятия внутреннего и внешнего общения по отношению к журналистике. Приведите примеры.

5. Назовите черты профессионального общения журналиста.

6. Назовите особенности профессионального общения журналиста.

7. Расскажите об особенностях управления коммуникативными процессами в журналистике.

8. Расскажите о стратегии и тактике профессионального общения журналиста.

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Прочитайте статью «Особенности общения по радио и телевидению » из книги «Психолингвистические проблемы массовой коммуникации» (см. Приложение 1 и ответьте на следующие вопросы:

В чем заключается специфика общения на радио и телевидении?

Чем отличается манера обращения к телезрителям и радиослушателям от обычной публичной речи?

Какие особенности восприятия радио- и телевизионного материала должен знать журналист?

2. Сделайте вывод о значении общения в деятельности журналиста с учетом знакомства с новым материалом. Аргументируйте свой ответ, используя знания о журналистской деятельности и свой собственный опыт.

3. Прочитайте материал Л.В. Власова, В.К. Сементовской «Деловое общение » (см. Приложение 46) и ответьте на следующие вопросы:

Чем различаются процессы слышания и слушания?

Какое отношение процесс слушания имеет к деловому общению?

Какова роль интереса в процессе слушания собеседника?

Как классифицируется процесс слушания?

Какое отношение к слушанию имеют процессы восприятия, осмысления и понимания?

Каковы заповеди процесса слушания?

Коко взаимодействие процессов слушания и понимания?

Как вы можете оценить роль оценки услышанного в процессе делового общения?

Необходимо ли внимание в процессе слушания?

Проанализируйте прочитанный материала с точки зрения его использования в своей профессиональной деятельности.

4. Используя материал статьи Б.Н. Лозовского «В лабиринтах доверия » из книги «Искусство разговаривать и получать информацию» (см. Приложение 5), ответьте на следующие вопросы:

Можно ли вызвать человека на откровенность? Если да, то каким образом? (Ответ аргументируйте примерами из текста).

От чего зависит доверие между людьми? И какие пути для его достижения можно использовать?

Общение с прессой – дело сугубо индивидуальное, требующее особого склада характера, личной предрасположенности и специфического опыта, нарабатываемого от интервью к интервью.

На встрече с представителями прессы в канун 300-летия российской печати министр обороны Сергей Иванов, искусно жонглирующий перед камерами сложносочиненными оборотами вкупе со своей знаменитой «загадочной» улыбкой признался, что первые контакты с журналистами давались ему нелегко, и умение держаться в лучах софитов выработалось только со временем.

Инструкция №1 для чиновников:

Правила поведения с представителями СМИ

К тому же, добавим, у кого-то это получается, а кто-то не может справиться с собой и под любыми предлогами стремится уйти от разговора перед микрофоном, трезво оценивая свои филологические способности и справедливо полагая, что ради общего блага предпочтительнее дать информацию под запись, причем лучше не на диктофон, а в блокнот журналисту.

Вот почему, собственно, хотелось бы просто-напросто рассказать о том, как все-таки предпочтительнее всего выстраивать отношения с прессой с учетом специфики ее деятельности и того непреложного факта, что вне зависимости от желания-нежелания ответственного должностного лица СМИ существуют, и с этим феноменом современности надо мириться во всех значениях этого слова, выстраивая отношения, которые базировались бы прежде всего на принципах «мирного сосуществования».

Те, кто хочет оставаться «объектом постоянных нападок со стороны разнузданной прессы», могут сразу отложить эти заметки в сторону и заняться более полезными, по их мнению, делами. Написано это для тех, кто понимает, что сегодня просто нельзя занимать хоть сколько-нибудь приметное положение в обществе (в частности, на армейском Олимпе) и не информировать его о своей деятельности через прессу. На каком-то этапе своей жизни удачливый и способный человек достигает того поста, который по своему положению в «табели о рангах» является публичным. А общество, со своей стороны, вправе потребовать «отчета о проделанной работе». И этот отчет должен соответствовать уровню занимаемого положения и в части работы со СМИ. Кто этого не понимает, тому, возможно, живется легче, но только в его воображении. Ибо культура общения с представителями средств массовой информации – суть культура личности и той структуры, которую он представляет вплоть до высших чинов иерархической лестницы.

Автору этих сток не раз приходилось стакиваться с проблемой предоставления средствам массовой информации комментария или же хотя бы краткого интервью высшим командным составом и, поверьте, не всегда все проходило гладко при том, что на встречи с журналистами шли «не самые слабые кадры». И будем честны – они обучались в высших учебных заведениях тогда, когда и речи не могло быть о тесном сотрудничестве с прессой. Собственно говоря, и теперь этому «в академиях не обучают». А зря. Потом самим выпускникам становится не по себе при виде микрофона. А коль скоро в учебных программах, по-видимому, еще долгое время не будет находиться места для столь необходимой в современном мире дисциплины как работа со средствами массовой информации, предмет сей для желающих выглядеть прилично в глазах общественности придется поднимать самостоятельно.

Ознакомившись с нижеизложенными рекомендациями, вы хоть в какой-то степени сможете рассчитывать на успех в «противостоянии» со СМИ, если, конечно, находитесь в «постоянной боевой готовности» к отражению нападения со стороны этого «невероятного противника».

Принципы общения с прессой

Разговаривать с прессой можно по-разному и по различным поводам. Общение с ее представителями может быть продиктовано необходимостью довести до массовой аудитории официальное сообщение, точку зрения ведомства или соответствующий комментарий. В этом случае вы являетесь инициатором встречи, и рассчитывать следует только на положительный результат. Другой вопрос – а нужно ли это прессе в тот момент, когда вы намерены пойти на контакт? Надо уметь выбирать моменты!

Сложнее обстоит дело, когда пресса сама выходит на вас с просьбой прокомментировать ту или иную ситуацию. И если в первом случае ваши пожелания могут не совпасть, то здесь вы выступаете в роли стороны, «принуждаемой к ответу». Ваше незавидное положение заключается в том, что вы, хотите или не хотите, вынуждены откликнуться на просьбу о встрече, причем сделать это необходимо оперативно и грамотно в условиях сжатого времени. Суть дилеммы в том, что если на контакт не пойдете вы, найдется масса комментаторов различного толка, которых хлебом не корми, дай засветиться на экране. С легкой руки «независимых экспертов» будет нарисована такая картина ситуации, что вам впоследствии предстоит овладеть специальностью реставратора с тем, чтобы сначала восстановить оригинал в первозданном виде, а затем долго и упорно разъяснять, что к чему. Но и тогда, увы, ваш труд будет напрасным, ибо сказанное впервые как новость прочно оседает в сознании аудитории и надолго остается там до лучших для вас времен, когда возможная вторая спасительная волна интереса общественности к теме предоставит шанс исправить ошибку и без всяких предварительных условий бросит вас на микрофоны.

Однако прежде чем «ринуться на амбразуру», необходимо запомнить или хотя бы постараться следовать некоторым принципам, которые нужно иметь в виду при общении с прессой. Большая их часть носит запретительный характер, ограничивающий, казалось бы, вашу «свободу слова». Но эти запреты – только во благо.

Принцип 1. Никогда не говорите неправды. Любая ложь рано или поздно будет раскрыта, и тогда потребуется много усилий, чтобы восстановить подорванное доверие не только по отношению к вам лично, но и в целом ко всему ведомству.

Принцип 2. Никогда ничего не выдумывайте. Нельзя позволить себе поддаться давлению со стороны корреспондента, чтобы тот тут же радостно сообщил в редакцию: «Я выбил у него это признание!» Потом трудно будет объяснить, что, мол, «ничего такого» вы не говорили, он «сам все додумал». Если вы не знаете ответа на вопрос – так и скажите, добавив при этом, что не хотите показаться необъективным и постараетесь выяснить детали, а позже непременно поделитесь с прессой достоверной информацией.

Принцип 3. Никогда не комментируйте того, о чем у вас нет четкого представления, тем более, если направленность разговора выходит за рамки ваших прямых функциональных обязанностей. Не позволяйте втягивать себя в гипотетические дискуссии, особенно на политические темы (даже со ссылкой на свое личное мнение). Придерживайтесь рамок оговоренной ранее проблематики беседы.

Принцип 4. Никогда не давайте волю вашим чувствам. Соглашаясь на интервью, помните: ваше лицо – это лицо Вооруженных Сил. Ни в коем случае не позволяйте себе проявлений грубости, бестактности, раздражительности. Оставайтесь спокойным, рассудительным и, по возможности, обаятельным.

Принцип 5. Никогда не подвергайте критике дело, которому служите. Охотников до этого и так предостаточно. Сдержанная критика допустима, если она носит конструктивный характер и направлена на изменение ситуации к лучшему.

Принцип 6. Никогда не комментируйте слухи и мнения других людей. Придерживайтесь только достоверных фактов.

Принцип 7. Никогда не конкретизируйте данные о потерях, пока этому нет документальных подтверждений. Помните, что родственники не должны узнавать имена погибших из информационных сводок новостей.

Принцип 8. Никогда не раскрывайте информацию ограниченного распространения. Лучше оговорить заранее, что такие-то темы затрагиваться не будут. Примите меры к тому, чтобы карты и схемы в помещении, куда приглашены журналисты, не попали в объективы видео- и фотокамер.

Принцип 9. Никогда не нарушайте обещаний. Работа редакционного цеха зависима от информации, и под ваше интервью может быть оставлено место. Сорванная встреча или не предоставленные к условленному сроку данные вернутся к вам бумерангом в гипертрофированном виде.

Принцип 10. Никогда не говорите: «Без комментариев» (это пресловутое английское «No comments»). Всегда можно найти способ ответить на вопрос, даже если вы не знаете ответ или не можете говорить на какую-то определенную тему. Отказ отвечать журналисту создает впечатление, что ответ-то вы знаете, но не хотите «раскрывать страшную тайну».

Принцип 11. Никогда не думайте плохо о журналистах. С таким настроем лучше к прессе не выходить!

Теперь, когда вы вооружены «знанием всех тех богатств», которые выработаны в ходе многолетних усилий по достижению зыбкого консенсуса между «отвечающей стороной» и представителями журналистского корпуса, перейдем к рассмотрению специфических особенностей некоторых форм взаимодействия со СМИ.

Пресс-конференции и брифинги

Самая распространенная форма общения с представителями прессы. При этом организаторы (пресс-службы) должны в первую очередь определиться – какую цель преследует встреча с журналистами. Брифинг предполагает анонсирование какого-либо события, информацию о его развитии и завершении. Вариант извещения о событии приемлем, однако представитель ведомства должен быть готов дать ответы на интересующие журналистов вопросы. Особо осторожным следует быть, если присутствуют электронные СМИ, так как возможные поправки или уточнения уже нельзя будет сделать. Официальные заявления не перезаписываются! (Такой вариант, правда, возможен при записи «один на один», о чем речь пойдет ниже).

Следует акцентировать внимание присутствующих на пресс-конференции журналистов на заявленной заранее теме и оговорить, что возможные вопросы после вступительного слова не должны далеко уходить от основной проблематики. Всегда можно уйти от ответа на неожиданный вопрос, сославшись на рамки отведенной для разговора темы. И не надо этого избегать! Никто не обвинит вас в том, чего вы не говорили. Есть, правда, вероятность того, что ваше молчание будет интерпретировано соответствующим образом, однако лучше все-таки при невозможности иначе разрешить ситуацию прибегнуть к «обтекаемой формулировке», чем нести явную чушь. Если, конечно, вы не хотите прославиться.

Сложность пресс-конференции с присутствием электронных СМИ заключается в том, что на протяжении часа или около того вам приходится держать себя в строгости, ни жестом, ни словом нельзя дать усомниться собравшейся публике в правдивости и правильности сказанных вами слов. И «самое страшное» в том, что никто не знает, какой синхрон продолжительностью пятнадцать-двадцать секунд войдет в эфир новостного выпуска. Во избежание этого заготовьте «убойную» цитату заранее и произнесите ее с таким вдохновением и акцентом, чтобы ни у кого из корреспондентов не оставалось сомнений – вот это именно то, за чем он пришел сюда.

Ввиду того, что вашей персоне уделяется столь пристальное внимание в течение довольно-таки продолжительного времени, загодя стоит подумать не только о словах, но и о внешнем виде и умении «держаться под софитами» на протяжении часа. По крайней мере, на это надо себя настраивать. Если «пытка» кончится раньше, вам будет вдвойне приятно.

Наибольшую опасность здесь представляют руки. Они вечно мешают, и ничего с ними нельзя поделать. Вот почему для начинающих «ньюсмейкеров» (а таковым хочешь — не хочешь приходится становиться в зависимости от ранга) в этом случае палочкой-выручалочкой выступает самая простая авторучка (желательно, конечно, не очень простая, но и не такая шикарная, чтобы отвлечь внимание журналистов от вашей персоны и произносимых вами слов). Какой-либо другой предмет может вызвать различные интерпретации, но только не этот. Не следует, к примеру, слишком уж играть часами, если это, конечно, не подарок министра обороны. Говоря о часах, еще нужно заметить, что они частенько становятся тем предметом, который при соприкосновении с поверхностью стола производит казалось бы глухие, но с учетом рядом стоящих микрофонов, довольно-таки впечатляющие звуки, которые становятся наиболее отчетливо слышимы при прослушивании записи.

Если вы все-таки нашли в себе мужество согласиться на пресс-конференцию и вам не удалось, несмотря ни на какие ухищрения, найти уважительного предлога для того, чтобы не явиться на встречу с прессой, не надо стараться прятаться за горкой бутылок с минеральной водой. Желательно вообще отставить ее в сторону, если, конечно вы не вступили в тайный сговор с производителем какой-нибудь колы и конференция – лишь повод засветить его продукцию. Если вы встали за трибуну или сели за стол, где установлены микрофоны и как следствие попали в объективы камер – все ваши желания (пить, чихать, почесывать ухо или нос, потирать подбородок, приводить в порядок прическу, одежду) вмиг должны уступить одному и единственно нужному в это время занятию – следить за своей речью и при этом стремиться к тому, чтобы ответы хотя бы в минимальной степени приближались к теме задаваемого вопроса.

Интервью

Прежде всего, необходимо отдавать себе отчет в том, что если вы не представитель пресс-службы и не имеете санкции на распространение определенного информационного сообщения, то обязаны отвечать только на те вопросы, которые входят в вашу компетенцию как должностного лица, а ответы должны быть ограничены рамками выполняемых вами функциональных обязанностей.

В силу того, что общение с прессой зачастую происходит вопреки вашему желанию, а иногда и по поручению высшего должностного лица, которому вы не в состоянии перечить дабы не оказаться в немилости, надо смириться с мыслью о неотвратимости действа и выжать из ситуации максимум. Интервью – это хороший повод заявить о себе как о толковом сотруднике той организации, которую вы представляете. К сожалению, оно также предоставляет широкие возможности для того, чтобы если не поставить крест на вашей карьере, то, по крайней мере, заставить начальство усомниться в ваших способностях, что до этого момента под сомнение не ставилось.

Успех или неудача интервью чаще всего зависят от подготовки к нему. При серьезном подходе к делу (альтернатива здесь отсутствует априори) вы не только почувствуете себя уверенно и спокойно, но и сможете донести до аудитории именно ту информацию, которую вам необходимо сообщить.

Для начала для себя следует найти ответы на несколько вопросов. Чем вызвано интервью? Почему поручено провести его именно вам? От вас требуется лишь сухая информация или же придется комментировать события? Если события, то какие, попросту говоря, плохие или хорошие? Хорошие обсуждать, конечно, гораздо легче, да и настроение, понятно, соответствующее — приподнятое, можно говорить открыто, с улыбкой. Плохие новости уже сами по себе ничего хорошего не несут, но говорить и о них порой приходится, собрав волю в кулак. Ибо если не скажете вы, найдутся другие комментаторы, поднаторевшие в выискивании такого негатива, что прошедшее событие как информационный повод превратится из нелепой случайности в трагедию вселенского масштаба, и вам понадобятся огромные усилия, чтобы хоть как-то свести к минимуму тот негативный эффект, который может последовать, если вовремя и оперативно не отреагировать и все пустить на самотек.

При подготовке к интервью необходимо предварительно навести справки относительно того, давались ли уже разъяснения по заданной теме кем-либо из других сотрудников ведомства или параллельных структур. Если да, то следует держаться одной выработанной линии (лучше, если общий контекст скоординирован централизованно во избежание разночтений). Некоторая детализация или уточнения не станут поводом для уличения ведомства в целом в разноголосице. Чтобы избежать возможные нестыковки и несогласованности, предпочтительнее всего предоставлять возможность высказаться на узко направленную тему одному представителю Вооруженных Сил, причем решение координационных вопросов здесь возлагается на Пресс-службу Минобороны.

Предварительно продумайте два-три основных тезиса, которые послужили бы основой вашего сообщения, и сформулируйте их в несколько легко запоминающихся и понятных не только вам, но и публике предложений. Стремитесь к краткости и сжатости формулировок с тем, чтобы основная мысль была высказана в течение 15-20 секунд. Превышающее эту нормативную планку сообщение на радио и телевидении, как правило, подвергается редактированию, а это не всегда может быть в ваших интересах.

Продумайте три-четыре самых неприятных вопроса по намеченной теме, которые вам могут задать. Ответьте на них вслух. Здесь не зазорно говорить, если хотите, о репетиции перед зеркалом. Это две разные вещи – подумать об ответе на вопрос и услышать, как он звучит в ваших устах.

Перед началом интервью следует обговорить с представителем прессы круг тем, если встреча не вызвана одним вопросом или несколькими, переданными заранее. Существуют темы, которые не подлежат обсуждению, и об этом надо предупредить корреспондента. При этом желательно, по возможности, терпеливо объяснить мотивы отказа. В этом случае ваши доводы будут восприняты с пониманием.

Важно помнить, что эфирное время новостных передач строго ограничено, поэтому не будет нетактичным поинтересоваться, что именно хотят от вас услышать. Чтобы довести вашу точку зрения до аудитории, можно прибегнуть к нехитрому, но эффективному ходу, когда желательный для вас вопрос вы задаете вслух сами и тут же на него отвечаете. Сначала высказывайте основную мысль. После того, как вы ее сформулировали, можно, при необходимости, привести более подробные данные для подкрепления своей позиции. Четкий акцентированный комментарий в этом случае неизбежно будет выбран редакторами программы новостей как наиболее удачный из всего сказанного ранее.

Заранее следует определиться, на каких условиях будет проводиться интервью – с правом записи и ссылок на интервьюируемого, с правом ссылок на должностное лицо или представителя ведомства или же без права записи и ссылок. В принципе, не следует идти на разговор с журналистом без права записи и ссылок. Никто не может поручиться, что в какой-то (как правило, самый неподходящий) момент ваши слова не всплывут в подтверждение мысли автора материала, и для пущей убедительности будет дана ссылка на вас. Поэтому надо всегда иметь в виду следующее: в каком бы доверительном формате не проводилась беседа не говорите того, чего бы вы не хотели услышать позже с ваших же слов.

Если во время записи у вас запершило в горле, неверно было поставлено ударение, вылетело «лишнее» слово или же вас просто-напросто «заклинило», извинитесь и попросите перезаписаться. Вы даете интервью серьезным программам, и они в равной степени не заинтересованы в браке.

Хотя к радио- и телеинтервью предъявляются в целом идентичные требования, которые рассматривались выше, однако специфика общения с этими электронными СМИ не должна быть обойдена нашим вниманием.

Телеинтервью

Правила ведения телеинтервью делятся на два блока: поведенческий и содержательный. Многие из них также применимы и к радиоинтервью, речь о котором пойдет ниже. Причем они настолько взаимосвязаны и взаимозависимы, что недоработка одного из них может привести к нежелательному результату. Правила эти должны учитываться в комплексе, а посему их градация носит номинальный характер и в большей степени объясняется удобством их запоминания.

Вряд ли стоит напоминать, что на интервью люди не должны приходить как на праздник с цветами и транспарантами, но тем не менее лишний раз посмотреться в зеркало не помешает, а то и без стеснения поинтересоваться у корреспондента своим внешним видом. А что он заинтересован представить вас в лучшем виде, вы и не сомневайтесь. По возможности, во время телеинтервью избегайте ношения крупных блестящих знаков. Они не только отвлекают зрителя от содержательной части разговора, но и дают блики в объектив камеры. Не надевайте солнцезащитные очки или очки типа «хамелеон». Они скрывают ваши глаза, а аудитория оценивает честность говорящего по движению глаз. Если вы прячете глаза или же они бегают, создается впечатление, что вы пытаетесь скрыть какую-то информацию. Помните, что выражение лица и тон голоса должны соответствовать теме и характеру обсуждаемой проблемы.

Правило 1. Держите в уме заготовленные заранее тезисы. При любом ответе на вопрос старайтесь развернуть его так, чтобы ваш ответ убедил зрителя, что вы откомментировали именно ту проблему, которая была перед вами поставлена.

Правило 2. Не спешите отвечать на вопрос, подумайте. Даже если интервью идет в прямом эфире, несколько секунд на обдумывание ответа иной раз того стоят.

Правило 3. Старайтесь вести свою линию. Если вы чувствуете, что интервью идет к своему завершению, а нужный вам тезис не прозвучал, следует выбрать удобный момент и задать самому вслух вопрос, на который у вас готов ответ.

Правило 4. Избегайте односложных ответов. Вам предоставлена возможность довести свою точку зрения до зрителя, и ваша задача максимально использовать этот шанс. Короткие фразы могут быть использованы лишь для усиления драматичности ситуации или демонстрации решимости исправить положение.

Правило 5. Не отвечайте вопросом на вопрос. Зритель рассчитывает получить вашу точку зрения, а не дополнительную головоломку.

Правило 6. Избегайте излишней статистики. Нагромождение цифр затрудняет восприятие основной мысли. Кроме того, статистика относительна, и вас всегда можно будет впоследствии обвинить в неточности и, что еще хуже, в неинформированности.

Правило 7. Используйте простой разговорный язык, и вас не уличат в зазубривании текста ответов, подготовленных заранее и поэтому, как правило, имеющих характер формальных, четко нарезанных фраз.

Правило 8. Не следует казаться фамильярным. Не обращайтесь к корреспонденту по имени. Может сложиться впечатление, что вы давно находитесь в приятельских отношениях, и он при любом раскладе на вашей стороне, что вызовет недоверие у зрителя к сказанному вами.

Правило 9. Используйте принцип акцентированной концовки. Корреспондент заинтересован в завершении интервью «на высокой ноте». Помогите ему в этом, когда почувствуете, что ваша беседа близится к завершению.

Поведенческий блок

Здесь самое важное – постараться вести себя как можно более естественно.

Правило 1. Никогда не смотрите в камеру. Лучше всего о ней вообще забыть. Вы разговариваете со своим собеседником, поэтому и смотреть надо на него. Если вы общаетесь с группой журналистов, обращайтесь к тому, кто задал вопрос.

Правило 2. Не опускайте глаза и не отводите взгляд в сторону. Вас можно уличить в неискренности, но хуже того – в «даче заведомо ложных показаний».

Правило 3. Не поднимайте глаза к потолку, а тем более их не закатывайте. Кроме эстетически неприглядного вида ваших белков сложится впечатление, что все это мероприятие вам порядком надоело. Да и ответа на поставленный вопрос вы на потолке не найдете.

Правило 4. Держитесь спокойно, с достоинством. Не раскачивайтесь в кресле из стороны в сторону, взад-вперед. Мало того, что это совсем не свидетельствует о вашей мнимой расслабленности, это еще и повод говорить о вашем внутреннем волнении, а то и психическом дискомфорте. Да и стоящий перед вами микрофон не повторяет в такт ваши движения, а посему звук будет «плавать». Не держитесь за микрофон!

Правило 5. Следите за выражением вашего лица. Оно должно гармонировать с содержанием сказанного. Понятно, что улыбка производит более благоприятное впечатление, чем печальный вид. Разговор о несчастье «с улыбкой на устах» может запомниться надолго.

Правило 6. Сохраняйте внутреннее спокойствие. Даже если вам кажется, что вопрос поставлен некорректно, а то и вовсе провокационно, не теряйте самообладания. Ваше раздражение по отношению к корреспонденту вызовет ответный всплеск неприятия вашей персоны у зрителя, а при умелом монтаже и неприязнь.

Правило 7. Не складывайте руки на груди. Это говорит о том, что вы не готовы к открытому диалогу, а то и вообще ушли в глухую защиту.

Правило 8. Не держите руки в карманах. Это говорит о вашей неопрятности, неуважении к собеседнику и даже может свидетельствовать о недостоверности предоставляемых вами сведений. Кроме того, неизбежно возникнет соблазн поиграть мелочью и позвенеть ключами, а это – ненужное шумовое сопровождение.

Правило 9. Не ставьте руки на бедра. Это – показатель вашего агрессивного настроения.

Правило 10. В положении сидя положите руки на стол. Можно держать кулак одной руки в ладони другой, однако при этом не перебирайте большими пальцами, ибо эти движения отвлекают зрителя.

Правило 11. Не стучите по столу кулаком, пальцами или каким-либо предметом, оказавшимся в руках. Если это авторучка, не щелкайте ею, а тем более не разбирайте ее на части.

Правило 12. В ходе интервью стоя позвольте рукам принять естественное положение, пусть даже они располагаются вдоль туловища. В этом случае ваш вид не будет таким уж неловким, как это вам самим может показаться.

Правило 13. Не размахивайте руками, подкрепляя жестами сказанное. Оператор может не рассчитать длину ваших верхних конечностей, и они просто-напросто «выпадут из кадра». Но уж если вы обычно помогаете себе жестикуляцией, держитесь в рамках приличия.

Правило 14. Не прикрывайте рукою рот. Кроме нарушения артикуляции этот жест может рассматриваться как неуверенность и стыдливость.

Правило 15. Не сидите с расставленными широко ногами, положив руки на колени. Одни психологи утверждают, что такая позиция означает готовность к схватке. Другие – желание побыстрее покинуть место действия. И ни одно из этих заключений для вас не подходит. В этом положении вы в лучшем случае будете походить на Деда Мороза.

Правило 16. Не сидите нога на ногу. Не вы смотрите телевизор, а смотрят на вас. Мнимая расслабленность – не лучший для вас союзник. Кроме того, такая поза создает невидимый барьер между вами и корреспондентом. Вполне допустимо скрестить ноги в области лодыжек. При этом надо следить за тем, чтобы носки были темного цвета и покрывали икры.

После интервью убедитесь, что корреспондент получил всю информацию, необходимую для завершения работы над материалом, куда войдет ваш синхрон. Наступает момент расслабления, и операторы обычно используют это время для того, чтобы снять перебивки. Микрофон на камере может быть включен, что позволяет записывать ваши реплики. Большинство журналистов не используют эту возможность для получения информации (это негласный закон, построенный на взаимном доверии), но если что-то бывает сказано экстраординарное, это как минимум сохранится в архиве.

Все вышеупомянутое справедливо и для подготовки участника студийной передачи и так называемых ток-шоу. Однако при этом важно предварительно получить ответы на следующие вопросы:

Какой характер программы – общественно-политический или познавательно-развлекательный?

Идет ли передача в записи или в прямом эфире?

Какова ее продолжительность?

Кто ведущий программы? Каков его настрой?

Это беседа один на один или же участие принимают несколько человек? Кто эти люди? Союзники или оппоненты?

Кто выступает в качестве основного героя или это разговор равных партнеров?

Присутствуют ли на передаче зрители? Будут ли от них вопросы?

Будет ли заключительное слово предоставлено вам?

Ответы на эти вопросы определят целесообразность участия вас или вашего представителя в программе.

Радиоинтервью

Этот вид интервью имеет несколько особенностей, которые нельзя не учитывать.

Правило 1. Не пользуйтесь шпаргалками! Вы думаете, если вас не видно, то можно уткнуться в текст и индифферентным голосом его озвучивать. Не обольщайтесь! Шуршание листов бумаги и не замечаемая только вами скованность выдадут вас с потрохами.

Правило 2. Говорите законченными предложениями. Это помогает редактору работать над плавностью звучания вашего синхрона.

Правило 3. Не делайте частых и продолжительных пауз в прямом эфире. Если на телеэкране картинка сглаживает этот недостаток, то «молчащий» радиоприемник выглядит по меньшей мере странно.

Правило 4. Не заполняйте паузы мычанием, кашлем и вздохами. Это еще хуже, чем молчать!

Интервью для информационных агентств

Как правило, эти интервью носят событийный характер и отличаются оперативностью. При общении с представителями прессы вообще стоит следить за каждым своим словом, однако здесь это правило следует блюсти с особым вниманием. Ваше сообщение моментально диктуется на ленту новостей, и вы не успеете дойти до кабинета начальника, чтобы доложить о проведенном мероприятии, как он будет все знать, а вы – его реакцию. А с развитием телефонов мобильной связи корреспонденту достаточно вместо диктофона использовать самый примитивный «мобильник», чтобы по окончании вашей заключительной фразы лишь добавить: «…заявил сегодня журналистам представитель министерства обороны».

Интервью для органов печати

Особенностью этого вида интервью и одновременно его преимуществом с точки зрения интервьюируемого является то, что с корреспондентом, при необходимости, можно договориться о просмотре текста готовящегося к печати материала (это положение, кстати, предусмотрено Законом о СМИ). После соответствующей правки вы можете чувствовать себя более-менее уверенно и спокойно. Однако надо иметь в виду, что затягивать с правкой текста никак нельзя, и если был уговор вернуть доработанный материал к определенному сроку, это должно быть сделано. Для этой продукции время сдачи номера в печать свято. И если важное заявление или комментарий сделаны сегодня, то завтра вы его должны обязательно обнаружить на шуршащих страницах утренних изданий. А сегодняшние газеты, в которых напечатаны позавчерашние новости, годятся только для завертывания рыбы.

Интервью по телефону

При соблюдении всех вышеперечисленных правил самое главное здесь, как ни странно, память. Помните, что с поднятием трубки на другом конце провода может одновременно включаться звукозаписывающее устройство, и не исключено, что какой-то отрывок вашей беседы, в том числе шутки-прибаутки, вы сможете буквально через несколько минут после разговора по телефону иметь удовольствие прослушать по телевидению или радио.

И вот теперь пришло время сказать о самом опасном. Старайтесь запомнить вышеприведенные правила, пока читаете их, но не в коем случае не пытайтесь их вспоминать во время интервью, ибо тогда вы неизбежно забудете все, о чем хотели поведать аудитории. Это уже несколько позже вы можете провести самоанализ и для сверки вновь пробежаться по этим строкам, которые, кстати сказать, не выбиты на камне и могут еще не раз быть исправлены и дополнены.

Пресс-служба Министерства обороны



Рассказать друзьям