Михаил ширвиндт. Мемория

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Артисту было всего 46 лет, когда он ушел навсегда в образе бессмертного оптимиста ­Фигаро. И сам остался бессмертен. Неподражаем. Обожаем. Навечно любим. «Подарок женщинам» — так близкие шутливо называли Андрея Александровича, поскольку он родился точнехонько в Международный женский день. В этом марте Андрею Миронову могло бы исполниться 75 лет… В преддверии этой даты корреспондент «ТН» пообщалась с Александром Анатольевичем Ширвиндтом и Михаилом Михайловичем Державиным, составлявшими в свое время вместе с Мироновым бесподобное трио, точно охарактеризованное Валентином Гафтом: «Любимцы публики, кумиры, / Без выходных играют дней. / Три Мастера одной «Сатиры». / Одной и той же — так точней». Результатом беседы с двумя Мастерами стали, как и хотелось, спонтанные, хаотичные воспоминания-зарисовки, передающие флер их отношений в той навсегда исчезнувшей жизни.

Ширвиндт: Это сейчас Миронов стал легендарным, великим, а тогда мы просто дружили. Он — Дрюсик, я — Маска. Такие прозвища… Я знал Андрюшку с детства, с его шестилетнего возраста, наши родители близко общались. Долгое время он был для меня мелюзгой, шелупонью.

Неудивительно: когда­ я, будучи уже человеком выпивающим, оканчивал школу, он учился в четвертом классе. Когда студентом-четверокурсником я выступал в шоу в Театре эстрады, Андрюшины родители — Александр Семенович Менакер и Мария Владимировна Миронова, — сидя в зрительном зале, говорили своему сыну-восьмикласснику: «Видишь, Шура уже артистом работает». А когда Андрей поступил в наше Театральное училище имени Щукина при Театре имени Вахтангова, я уже начал там преподавать и в качестве педагога делал ему дипломный водевиль «Спичка меж двух огней».

Державин: Да, в юности разрыв в возрасте казался очень внушительным. Я познакомился с Андрюшей, когда он, став студентом нашего училища, образовался у нас в компании. Казалось бы, младше меня на пять лет, но и я, и все мы относились к нему как к младшему брату. По устоявшейся традиции он помогал нам, старшекурсникам: таскал декорации к спектаклям, занавес открывал, в массовках участвовал… А вот ведь как вышло: годы спустя именно Андрей переманил нас в Театр сатиры, где мы служим до сих пор.

Слева — Лариса Голубкина, справа — Наталия Белоусова. На руках у Александра Анатольевича — Маша Голубкина (на даче у Ширвиндтов в Новом Иерусалиме, 1970-е)

Ширвиндт: После выхода на экраны картины «Бриллиантовая рука» мой сын купил открытку из серии «Актеры советского кино» с портретом Миронова,­ а потом попросил у него автограф. Тот не смог отказать отпрыску своего товарища и коллеги и написал на обороте: «Миша, твой папа тоже хороший артист. С уважением, Андрей Миронов». Таким образом Мишка завоевал безусловный авторитет среди соучеников. А я сделал правильный вывод по поводу своего места в профессии.

Если серьезно, отношение к труду у Андрея было совершенно гипертрофированное — просто запойный трудоголик. Жил по принципу, который сам и сформулировал: надо стараться все делать хорошо — плохо оно само получится. И если уж он брался за что-то… Например, невероятных усилий мне стоило затащить Миронова на радио. Но когда он все-таки соглашался, строго предупреждал: «Имей в виду — на четверть часа, не больше!» И потом на протяжении двух часов (!) записывал моноложек в юмористической программе — десятки разных вариантов предлагал. Эх,

как жаль, что это не сохранилось! Но покидал он студию все равно абсолютно недовольный результатом, так же гневно вскрикивая: «Вот к чему приводит дружба — к полуфабрикату!»

Державин: Правда, Андрюша крайне серьезно подходил к творчеству, хотя играл веселые, комичные роли. Говорил: «Отношение к актерской работе как к приятному времяпрепровождению может быть только по недоразумению». Каждый эпизод в кино, каждую сцену в театре, каждый номер на эстраде он репетировал тысячи раз, доводя до филигранности, до совершенства.

Долгие годы Андрей страдал от жестокого заболевания — фурункулеза. На теле образовывались жуткие фурункулы, которые мучили его болями, гноились, лопались. Приходилось то и дело менять рубашки, за один концерт он переодевался несколько раз… Водолазки с воротом, закрывающим шею, в которых все привыкли его видеть, — лишь маскировка заболевания. Андрей не мог допустить, чтобы зрители узнали о его проблеме. Допустим, на спектакле «Ревизор» всегда были овации, особенно в том месте, где Хлестаков падает со стола на руки Бобчинского и Добчинского (мы с Шурой). Каждый раз мы договаривались, с какой стороны ловить Андрея — как ему будет менее болезненно. Перед спектаклем он просил: «Сегодня давайте на правый бок упаду». Много раз мы предлагали отменить эту мизансцену, но он категорически отказывался: «Ни в коем случае, это же так эффектно!» Уникальный человек — мужественный, терпеливый, никогда не жаловался…

В спектакле «Ревизор». На заднем плане: Александр Ширвиндт и Михаил Державин в ролях Добчинского и Бобчинского

При этом он был очень остроумный. Помню премьеру «Вишневого сада», где я играл Епиходова. Она состоялась на Малой сцене Театра сатиры, а там нет кулис. Пьеса, как известно, заканчивается словами Фирса: «А человека-то забыли…» В нашем спектакле он, по ­замыслу Валентина Плучека, после этих слов умирает. Играл его Георгий Менглет. Дальше — поклоны. Первым кланяется Андрей Миронов, исполнявший роль Лопахина, за ним — мы. Не видя, умер уже Фирс или еще нет, Андрюша, выдержав небольшую паузу, стремительно выходит на поклон и… так же стремительно возвращается — со словами: «Рано вышел, Фирс еще агонизирует…»


В том же «Вишневом саде» в одной из сцен Лопахин говорит Епиходову: «Что у тебя сапоги так скрипят?» Но как сделать, чтобы они действительно заскрипели? Я купил детские резиновые игрушки, заложил их в брюки и нажимал, чтобы они пищали. Когда отыграли сцену, Андрюша обратился ко мне с пафосом: «Патологический неуспех!» Зрители не восприняли моей тонкой придумки и никак на нее не отреагировали.

На сцене Андрей был очень смешлив, и я не мог отказать себе в удовольствии «колоть» его. Ради этого то грим видоизменял (по секрету от него приклеивал себе усы или лысину, нос, уши оттопыривал, с костюмом какую-то хохму придумывал — разлетающиеся пуговицы, например), то реквизит забавный отыскивал. Миронов постоянно ждал от меня очередного розыгрыша, на сцене давился от хохота, а потом со смехом пенял мне: «Сволочь! Что ж ты творишь, паршивец?!»

Державин: на сцене Андрей был очень смешлив, и я не мог отказать себе в удовольствии «колоть» его. В спектакле «Трехгрошовая опера» (1980)

Ширвиндт: Без импровизации на сцене существовать невозможно. Играя спектакль несколько лет подряд, сам себе становишься фонограммой. «Безум­ный день, или Женитьбу Фигаро» мы с Мироновым сыграли 450 раз! Чтобы хоть как-то оживить происходящее, вызвать непосредственные реакции, устраивали друг другу неожиданные провокации. Помню, Андрей произносит свой монолог — текст пулеметной

очередью от зубов отскакивает, — а я вдруг вставляю: «Это что за хамство?!» От неожиданности он вздрагивает, в глазах замирает вопрос: «Ты что?!», немыслимым усилием воли перебарывает желание рассмеяться, и… мы начинаем играть органично.

Вообще, вели мы себя, безусловно, не как солидные люди, отцы семейств. Вваливались к кому-нибудь домой гурьбой среди ночи, расходились под утро. Вместе нам всегда было очень хорошо и весело. Дурачились, пели, пили, часто не в меру. Изрядно выпив, включали наш гимн — музыку Нино Роты из фильма Феллини «8 1/2», брались за руки и вели по кругу хоровод — сначала в одну сторону, потом, по сигналу, в другую.

Ширвиндт: мы вели себя не как солидные люди. Вваливались к кому-нибудь домой, расходились под утро. С Ларисой Голубкиной в гостях у Веры Васильевой (начало 1970-х)

Однажды ночью у Андрюши возникло свежее предложение — дернуть в Шереметьево нашей большой компанией и устроить там пикник. Дернули. Даже сына моего маленького, Мишку, взяли — помогать разжигать костры. Практически на взлетной полосе пирушку организовали. Когда над головами пролетали самолеты, Марк Захаров, всегдашний участник всех наших затей, вскакивал и гнал их криком: «Кыш отсюда!» А Миронов носился по полю и руками делал знаки, приглашая приземлиться у наших костров. Жены нас за все эти выходки ненавидели…


Собирались после спектаклей часто, и заводилой, как правило, был Андрей. В антракте я звонил домой с предупреждением. Варианта было два: «Будь в напряжении!» (что означало: мы отправляемся к кому-то) или «Сервируй!» (то есть гости идут к нам).

Любили «пугануть» — неожиданнно нанести визит ничего не подозревающему человеку. Когда Андрюшка женился на Ларисе Голубкиной, по завершении свадебного пиршества молодожены поехали на дачу жениха в Красную Пахру. А наша компания — я с женой Татой, Марк Захаров и Гриша Горин с супругами — решила разнообразить их брачную ночь. Нагрянули с воплями, стали стучать в окна. Андрей, кстати, страшно обрадовался. И мы тут же устроили пикник.

Ширвиндт: мы часто собирались после спектаклей, и заводилой, как правило, был Андрей. Снимок сделан Наталией Белоусовой, женой Александра Анатольевича (начало 1980-х)

В другой раз решили «пугануть» Дрюсика в Ленинграде, где он снимался. Денег на дорогу не было, взяли у ­Татьяны Ивановны Пельтцер — у нее всегда водились. Более того, она вместе с нами поехала в Шереметьево. Компания собралась внушительная: Марк Захаров с женой Ниной, мы с Татой и Пельтцер. Прилетев в пункт назначения, мы направились в гостиницу, где жил Андрей. Но за время нашего перелета ему позвонила мама, Мария Владимировна, и лаконичным сообщением «Жди!» предупредила о нашей безумной затее. Видимо, ей кто-то донес. Когда мы

подъехали к «Астории», при входе нас встречал Андрей — в красной ливрее, с салфеткой на согнутой руке. На полном серьезе бесстрастно сказал: «Ваш столик — номер два». Дальше был ужин, потом ночная прогулка по Ленинграду с танцами и хоровым исполнением нашего «гимна», затем, по предложению Марка, — попытка взять Зимний дворец, к которому мы добирались в кузове грузовика, развозившего почту. Почему мы его в результате не взяли, уже не помню. Под утро пили кофе на Московском вокзале — из громадного бака с краниками и прикованной цепью кружкой. Андрюша нас провожал, и какой-то человек, проходя мимо, пропел: «Весь покрытый зеленью, абсолютно весь…» Выглядели мы жалко…

Ширвиндт: вместе нам всегда было очень хорошо и весело. Дурачились, пели, пили… С Марком Захаровым на съемках фильма «Умеете ли вы жить?» (Харьков, 1970)

Во всех наших сумасшедших молодежных сборищах — где бы мы ни встречались — всегда присутствовала актерская составляющая, они сопровождались розыгрышами, капустниками. Особенно дни рождения Андрея. Однажды все пришли к нему с поздравлениями, а на столах — пусто, только бутылка водки и рюмки. Мы, конечно, выпили — в уверенности, что все яства припрятаны. Заглянули на балкон — пусто, в холодильник — тоже ничего. Все уголки в квартире облазили — нет никакой еды! «Андрей, — говорим, — ну хватит, что за ерунда!» А он в ответ: «Ну, выпили же, отметили день рождения, вот и спасибо!» Выходим, матерясь, на улицу, и в этот момент из автобуса, стоящего перед

подъездом, грянул марш «Прощание славянки». Андрей приглашает нас в автобус, где расположился духовой оркестр, и мы все едем в загородный ресторан на Москве-реке, где рассаживаемся за шикарным банкетным столом…

Державин: А как же весело мы снимались в фильме «Трое в лодке, не считая собаки»! Основные съемки — на реке Неман. Нас троих загружали в лодку и, чтобы не гонять туда-сюда, на весь день отправляли на середину речки. Между нами и съемочной группой, которая оставалась на берегу, курсировали дежурные водолазы. Мы обустраивались с комфортом: протаскивали с собой закусочку, выпивку и в перерывах потчевали себя. С берега иногда через мегафон доносился голос: «Что вы там делаете?!» Мы кричали в ответ: «Репетируем». Разумеется, выпивки не хватало, и мы посылали одного из водолазов, в котором были точно уверены: не настучит, не ляпнет сдуру, что, мол, ребята там пьют. Деньги, чтобы ненароком не промокли, мы, свернув в трубочку, прятали в… презервативы.

Державин: на съемках фильма «Трое в лодке, не считая собаки» мы обустраивались с комфортом: протаскивали с собой в лодку закусочку, выпивку и в перерывах потчевали себя (1979).

Ширвиндт: А зарубежные гастроли! Однажды театр был в Италии. По обыкновению, все мы практически без денег. Знакомые, из местных, повели нас с Андрюшкой на вещевой рынок. Приятель, когда-то учившийся во ВГИКе, подкинул нам деньжат. Мы попали в гигантское сооружение, напоминающее катакомбы, где в полумраке разглядывали товар — неисчислимое количество дешевого тряпья, бывшего в употреблении. Словом, комиссионка, по-нынешнему секонд-хенд. Я купил себе замшевую куртку. Был счастлив: осуществилась давняя, затаенная мечта… Когда дома с гордостью ее надел, на спине обнаружилась дырка от пули. Потом нам рассказали, что горы тех товаров собирали после разборок италь­янских мафиозных группировок. И пришлось мне ходить много лет с простреленной спиной.


Поскольку к модным вещам я всегда относился философски-отвлеченно и собственного стиля в одежде не выработал, по сути, я всю жизнь ходил в обносках. На театральном языке это называется «костюмы из подбора» — сшитые для других исполнителей. В основном я был одет благодаря Андрюше Миронову — он не только отдавал мне свои вещи, вышедшие из моды, но и таскал меня к своему портному.

Однажды в Москву приехал , и переводчицей у него была Регина — тогдашняя жена Михаила Михайловича Козакова. Миронов хотел познакомиться со знаменитым артистом, и мы уговорили Регину затащить его к Андрюше. Собрались при свечах. Все принарядились по случаю торжественно — костюмы, галстуки… Почетный гость пришел в потертых джинсах, растянутой футболке и шлепанцах. Мы, ошарашенные, спрашиваем: «Как же так — мировая знаменитость, а одет как оборванец?» И он сказал: «Ребята, я желаю и вам достичь такого же уровня. Когда в ­Нью-Йорке я выхожу на улицу в таком виде, все считают, что раз Де Ниро так одевается, значит, это последний писк моды».

Державин: Андрея вполне можно было причислить к законодателям моды, он одевался элегантно, со вкусом.

Ширвиндт: Андрей жил по принципу: надо стараться все делать хорошо — плохо само получится. На гастролях в Одессе.

Ширвиндт: Да, только на это нужны были деньги, а их всегда катастрофически не хватало. И Дрюсик частенько говорил со смехом: «Обидеть художника может каждый, а материально помочь — никто!» Периодически мы давали бесплатные, так называемые шефские концерты. Но хотелось же хоть что-то зарабатывать. Для этого существовали творческие вечера, а проще говоря, «халтуры», «левые» концерты. Договаривались примерно так. Звонят, допустим, из фармацевтического управления и просят выступить у них Восьмого марта. А мы в прошлом году на «женский день» уже были у них с «шефским». Прикрыв телефонную трубку, я шепотом пересказываю Миронову суть предложения. Андрюша машет руками: «Ни в коем случае!» Я вежливо формулирую отказ: «Видите ли, мы у вас уже выступали, так что не имеет смысла». — «Ну и что,

наши сотрудницы просят только вас». — «Извините, но поймите и нас, мы же, как артисты, должны новую программу подготовить…» — «Ну, пожалуйста, хоть что-нибудь, мы так надеялись…» Андрей кричит: «Не вздумай соглашаться! Прекрати разговор!» Я протягиваю трубку ему: «Скажи сам». Андрюша бодро вступает: «Уважаемые, отнеситесь с пониманием: мы замечательно выступили у вас в прошлом году, но теперь это уже невозможно. Не можем же мы вый­ти к зрителям просто с улыбкой…» Дальше зависает небольшая пауза, после чего Андрей хватает ручку и бросает в трубку: «Ясно, диктуйте адрес!» Мне поясняет: «Понимаешь, они с сожалением сообщили, что у них отложено на нас 500 руб­лей. Едем!..»

Державин: На самом деле Андрюша был человеком очень деликатным и ранимым. Проявления звездности — гонор, осознание собственной значимости — в нем отсутствовали напрочь. Просто он очень любил жизнь и жил на полную катушку. Когда его не стало, я точно понял: он спешил жить. Однажды Андрей сказал: «Надо особенно ценить мгновения счастья и радости — они делают людей добрыми». Он ценил. Потому и был добрым.

Ширвиндт: Я никогда не соглашусь со сталинским утверждением, что незаменимых людей нет. Это ложь. Есть те, кто не-за-ме-ним. Неповторим. Необходим. Не потому, что исчезли таланты. Молодежь талантливая есть. Но это ничего не меняет. Просто некоторые утраты компенсировать невозможно. Допустим, в «Женитьбе Фигаро» после Миронова никого не представишь…

Редакция выражает благодарность сотрудникам Театра сатиры Лиане Бединадзе и Марине Александровне Калининой за помощь в подготовке материала

Создатель «Кинотавра» распускал слухи о романе телеведущего с Юлией Бордовских

Застать в Москве Михаила ШИРВИНДТА крайне сложно. Ведущий телепрограммы «Хочу знать» постоянно в разъездах: в заграничных командировках ищет интересные сюжеты для своей передачи. На днях Михаил вернулся из Кении - аккурат ко дню рождения отца Александра Анатольевича и к свадьбе дочери Саши. Ширвиндту удалось выкроить время и на встречу с нашим корреспондентом.

Ходят слухи, что на ТВ ваша программа «Хочу знать» одна из самых дорогих. Ведь за ответом на каждый вопрос приходится ездить за границу.

Это ошибочное мнение, которое, видимо, я сам и создал. Например, зрители меня спрашивают: «Как растет крапива?» За ответом я отправляюсь в Норвегию, вызывая зависть, которую вполне понимаю и разделяю. Только всем кажется, что я трачу время и деньги на одну поездку. На самом деле, пока не накопится 25 - 35 тем, я никуда не еду.

Потом разводим эти сюжеты по разным выпускам, ведь довольно скучно смотреть подряд несколько историй из одной страны. К примеру, три года назад я съездил во Вьетнам, а сюжеты оттуда выходят в эфир до сих пор.

- Как думаете, почему в последнее время закрывают «спокойные» познавательные программы?

К сожалению, у многих каналов изменилась политика. Вот новое НТВ просто ужасно, они боятся, что кто-то может подумать, что они не жлобы! И делают все, дабы доказать, что они жлобы и быдло! У них очень высокий рейтинг, и это нехорошо говорит о наших зрителях.

- Вы по образованию артист. Не думали вернуться в профессию?

Нет. Меня много раз приглашали сниматься, но сериалы для меня табу. Хотя к Сергею Урсуляку пошел бы... Артист - очень уж зависимая профессия. Если актер независим, значит, он плохой актер - он же должен быть пластилином в руках режиссера.

Вы и бизнесом занимались в свое время. Что с вашим рестораном «Штольц», который вы открыли вместе с другом Антоном Табаковым?

Три года назад его у нас отняли рейдеры. Сейчас ресторанным бизнесом уже не занимаюсь.

«У Моисеева снесло крышу»

- Знаю, что ваша дочь Александра недавно вышла замуж...

Да, буквально на днях. Саше 24 года, она искусствовед, занимается галереями. У меня две квартиры на одной лестничной клетке, вот Саша с мужем и поселилась под боком. Получилось так, что 30 лет назад, когда расселяли коммуналки, старушки-соседки боялись, что их ограбят, и предложили мне выкупить их комнаты. Правда, на поверку они оказались мерзкими тетками, маклеры уже отчаялись с ними общаться. Так что квартира, в которой теперь живет дочка, досталась мне неимоверными усилиями.

- Чем занимается ваш сын?

Ему 29 лет, а дочке Андрея, моей внучке, уже семь. Сын - самостоятельный человек, преподает в МГУ.

- Как отметили день рождения вашего папы Александра Анатольевича?

Всей семьей отправились к нему на Валдай. Уже много лет отец там снимает маленький домик на воде. Он обожает рыбачить.

- Театр сатиры, которым руководит Ширвиндт-старший, вам нравится?

Многое в нем не нравится. Вообще театры в том виде, в котором они существуют сейчас, себя изжили. У нас несчастные актеры зарабатывают по 100 долларов в месяц, сидят без ролей. Раздуты штаты. Какая там прибыль? Чудовищный убыток! Успешный спектакль - это известные актеры, большие гонорары, а значит, это уже не театр в чистом виде, а антреприза.

- Чем сейчас занимается ваша супруга Татьяна Морозова?

Она работает хореографом в Театре сатиры. Вначале трудилась в «Сатириконе» у Райкина , где мы и познакомились, потом у Бориса Моисеева . За те два года, что супруга у него работала, я видел, как у Моисеева начало сносить крышу, потом ее снесло окончательно, но на ее месте ничего не выросло. Все это от природной глупости. Я знаком с ним, но он неприятный для меня человек, совсем нетворческий.

«Марк просил у нас с отцом прощения»

- Вы влюбчивый? В вашей работе столько соблазнов...

Я вообще люблю жизнь. Хотите спросить, были ли у меня романы за 25 лет супружеской жизни? Думаете, у меня какие-то необыкновенные соблазны? Я все время с оператором и режиссером разъезжаю по миру.

- Тем не менее Марк Рудинштейн не раз рассказывал о вашем романе с Юлией Бордовских.

- Рудинштейн - законченная тварь! Когда я впервые услышал, что он трезвонит журналистам о моем романе с Юлией, просто обалдел. Марку нужен был скандал, чтобы привлечь внимание к фестивалю. После этого случая ни я, ни мой отец не разговаривали с ним семь лет. Потом он попросил у нас прощения, и мы стали снова кивать друг другу. И вдруг недавно вышли очередные откровения Рудинштейна, где он снова наплел про меня и Бордовских . Я уже не говорю про то, что он рассказал об Абдулове и Янковском ! Таким образом он, наверное, хочет самореализоваться, борется с комплексами маленького человека. Слава богу, от него многие отвернулись, а то раньше говорили: «Да ладно, он извинился, случайно получилось». Хорошо, Марк еще книгу не написал - пока только статьи. Их можно сравнить с такой вот ситуацией. Представьте, что у вас дома стоит скрытая камера и на следующий день в подъезде, на мониторе, все желающие могут увидеть вашу жизнь.

Слышала, Татьяна Догилева, которую Марк Григорьевич обвинил чуть ли не в беспробудном пьянстве, на него не обиделась.

Это с его слов... Пусть Рудинштейн лучше рассказывает о себе: как бегает за девочками (или за мальчиками - не знаю, за кем он сейчас бегает), где и какие деньги ворует.

Известный актер Александр Ширвиндт потерял хорошего друга Михаила Державина. Последний умер 10 января 2018 года. Прошло два месяца, а немолодой артист продолжает грустить по ушедшему другу. Они были знакомы с самого рождения. Артист тяжело переносит его смерть.

Напомним, что Михаил Державин – известный российский артист. Скончался он в январе 2018-го вследствие затяжной болезни.

Александр Ширвиндт: детство и юность артиста

В июле 1934 года на свет появился будущий известный артист Александр Ширвиндт. Отец его был музыкантом, играл на скрипке, а также выступал с оркестром в Большом театре. Мать Саши работала в филармонии в Москве. Она составляла концертные программы. Часто маленький Саша проводил время у бабушки, пока его родители были на гастролях.

Младшие классы в школе он закончил в Чердыне. Потом переехал в Москву, Там закончил школу, куда приходили учиться лишь дети аристократов. Вместе с Сашей учился Сергей Хрущов. Параллельно он учился в музыкальной школе. Но музыка была далеко от его призвания. Александр сильно любил танцы. Он занимался балетом, полонезом и падеграсом.

Высшее образование Александр получил в Щукинском театральном училище. Ширвиндт зарекомендовал себя еще с первого курса. Все учителя видели в Саше талант и пророчили ему будущее великого актера. Закончил актер училище с красным дипломом.

После окончания учебы Саша пошел работать на «Мосфильм». Там он впервые сыграл второстепенную роль в кинофильме «Она Вас любит». На полученный гонорар Ширвиндт купил себе первое авто «Победу».

Дальше Александр работал в различных театрах. Он дебютировал на каждом спектакле. Спустя несколько лет он вместе с Марком Захаровым стал работать режиссером. У него это довольно хорошо получалось. Позже Саша снялся в нескольких кинофильмах, где проявил себя, как профессионал своего дела. После его позвали стать преподавателем в Щукинском театральном училище. У него учились такие известные артисты, как Андрей Миронов, Наталья Гундарева, Мария Голубкина и другие.

Ширвиндт также выступал ведущим на разных юбилеях. Он работал в паре с Михаилом Державиным.

Александр Ширвиндт: о личной жизни артиста

У Александра была всего одна возлюбленная за всю жизнь – нынешняя его супруга Наталья. Они познакомились в 50-х годах на даче вблизи от Москвы. Молодому Саше очень понравилось, что девушка умеет справляться с хозяйством, а особенно знает, что делать с коровами. Ведь Саша сильно любил молоко. После того, как Саша и Наташа поженились, они продали хозяйство. Супруги были очень обеспеченными людьми. В 1958-м у супружеской пары появился на свет сын Миша, который тоже стал артистом. У Александра есть двое внуков – Андрей и Александра. Андрей преподает в Московском государственном университете, Саша занимается искусствоведением. Недавно появилась на свет и правнучка.

Александр Ширвиндт: потеря близкого друга Михаила Державина

Саша и Миша были знакомы с детства. Они часто проводили время вместе. 10 января 2018-го Михаил скончался из-за длительных хронических заболеваний.

Александр очень тяжело переносит эту потерю. Изначально после трагедии актер замкнулся в себе, перестал со всеми разговаривать, не отвечал на звонки. И его можно понять. Множество лет дружбы у них за спиной, множество годов совместной работы… По словам Александра у них ни разу не возникла ссора. Как говорит Саша, их дружба — достойна быть запечатлена в Книге рекордов Гинесса. Им положена медаль за такую преданность. «До скорого, любимый!» — последнее, что сказал Александр на прощании с его лучшим другом Михаилом Державиным.

Ширвиндт Михаил Александрович родился 14 августа 1958 в Москве. Михаил Ширвиндт – российский телеведущий, теле- и кинопродюсер. Наибольшую популярность получил в роли ведущего телепрограммы “Дог-шоу. Я и моя собака”. Кроме того, Михаил Ширвиндт вел программу “Хочу знать”. Получил две статуэтки ТЭФИ за программу “Путешествия натуралиста”. В настоящий момент женат на актрисе Татьяне Морозовой. Имеет сына и дочь.


Биография

Михаил Ширвиндт родился в семье актера Александра Ширвиндта и архитектора Натальи Белоусовой. Первые семь лет Михаил прожил в коммунальной квартире в Скатертном переулке. В 1965 году поступил в школу, а через год был отчислен, и посему он перешел в другую школу, откуда тоже был отчислен за плохое поведение в 1973 году. В итоге школу закончил в 1975 году.

Александр и Михаил Ширвиндты


По окончании школы, в 1975 году поступил в Театральное училище имени Щукина, но в 1977 году был отчислен “за поступок, несовместимый со званием комсомольца”: 7 ноября 1977 года Михаил забрался вместе с другими студентами на крышу архитектурного института, откуда они сорвали советский флаг. По мотивам этих событий даже сняли фильм: “Русский регтайм”. Михаил работал в ВИА “Самоцветы” - грузчиком, радистом, монтировщиком декораций и нянчил Преснякова и Маликова. Через два года Михаила восстановили, и в 1981 году он закончил обучение. В период после отчисления из училища работал монтировщиком декораций в театре “Современник”. В 1981 году поступил на работу в театр “Сатирикон” под руководством Аркадия Райкина и проработал там до 1989 года.


Профессиональная деятельность

С 1992 года Михаил Ширвиндт с головой ушел уже в телевизионный бизнес. Он основал студию “Весы”, которая потом превратилась в компанию “Живые новости”. Затем он стал продюсировать некоторые успешные проекты, и в каждой его программе обязательно принимала участие какая-то знаменитость. Этот успех стал визитной карточкой передач Михаила Ширвиндта. В его программах снимались такие знаменитости как Любовь Полищук, Павел Лобков, Павел Любимцев, Василий Уткин и многие другие “звезды”. Кроме того, вместе с отцом Александром Ширвиндтом совместно вели одну передачу на телевидении, называлась она “Браво, артист!”. Но настоящую славу Михаилу Ширвиндту принесло его “Дог-шоу. Я и моя собака”. Причем изначально руководство Первого канала хотело, чтобы программу снимали с кошками. Но Михаил Ширвиндт отказался, так как, по его мнению, кошки не поддаются дрессировке, и их поведение совсем непредсказуемое. Поэтому он остановил свой выбор на собаках. “Дог-шоу” получилось весьма необычным и интересным. В отличие от классических сюжетов, в этом шоу победителями чаще всего становились обыкновенные дворняжки, по той причине, что они были интереснее и забавнее.

Передача "Хочу знать" с Михаилом Ширвиндтом - это развлекательно-познавательный телепроект Первого канала. Ведущие программы - Михаил Ширвиндт, Александр Ширвиндт и Михаил Державин. Программа "Хочу знать" выходила с 13 января 2007 по 1 марта 2013 года.


Личная жизнь Михаила Ширвиндта

В 1979 году Михаил Ширвиндт первый раз женился, в 1981 году у него родился сын Андрей, ныне ассистент кафедры гражданского права МГУ.

Вторая жена Михаила Ширвиндта - Татьяна Павловна Морозова была актрисой в Театре миниатюр Аркадия Райкина (“Сатирикон”), потом танцевала с Борисом Моисеевым в трио “Экспрессия”. В настоящий момент работает на телевидении в телекомпании “Живые новости”. Дочь - Александра Михайловна Ширвиндт (1986), искусствовед.

Михаил Ширвиндт – талантливый продюсер и телеведущий, придумавший множество развлекательных передач, которые запомнились любителям проводить досуг перед экраном телевизоров. Наверное, мало на свете людей, которые ни разу не смотрели «Дог-шоу. Я и моя собака» и занимательную программу «Хочу знать».

Детство и юность

Михаил Ширвиндт родился 14 августа 1958 года в столице России. До семилетнего возраста будущий телеведущий жил в девятикомнатной коммунальной квартире, находящейся в Скатертном переулке, что в центре Москвы. Михаил рос и воспитывался в не лишенной творчества семье.

Карьера

В «Сатириконе» Михаил Александрович проработал около 8 лет, и однажды выступать на подмостках театра ему наскучило.

«Но уже тогда я понял, что это не мое. Артист – это на 100% зависимое от воли режиссера существо. Мы с папой в этом смысле не пересекаемся», – вспоминал Михаил в интервью.

Поэтому Ширвиндт переквалифицировался в телеведущего и начал новую, творческую биографию перед телевизионными камерами. В 1992-ом Михаил Ширвиндт предстал перед телезрителями в шоу «Лотто-Миллион», которое транслировалось в прямом эфире по четвергам.


В том же году талантливый телеведущий вместе с Александром Коняшовым создал студию «Весы» («Живые новости»), а через три года стал вести популярную передачу «Дог-шоу. Я и моя собака», которая была закрыта 28 августа 2005 года по той причине, что «Первый канал» (раньше шоу транслировалось на НТВ) изменил концепцию вещания.

В этой телевизионной игре принимали участие хозяева и их питомцы, любители собак демонстрировали таланты четвероногих друзей, причем в программе выступали все породы псов. Таким образом, дворняги, спаниели, тойтерьеры, лабрадоры и другие хвостатые показывали разные трюки перед членами жюри, среди которых были известные личности, например, и другие звезды шоу-бизнеса.


Зрители восторженно наблюдали за дрессировкой домашних животных, но Михаил делился в интервью, что на передаче «Дог-шоу. Я и моя собака» бывали и казусные ситуации, например, однажды большой дог справил нужду на провода и ноги режиссера. Ширвиндт вместе с товарищами придумал это шоу неспроста: Михаил, словно Малыш из сказки , на протяжении всего детства хотел собаку, но условия коммунальной квартиры не позволяли обзавестись подобной роскошью. Когда Ширвиндт стал взрослым и самостоятельным человеком, он завел себе лабрадора.


Помимо прочего, Михаил Александрович выступал как продюсер телепередач, благодаря ему зрители увидели «Путешествия натуралиста», где Павел Любимцев рассказывал о невиданных красотах нашей планеты, «Растительную жизнь» с , «Хоббитов с » и другие развлекательно-познавательные шоу, которые помогали набрать знаний в копилку.

В 2007 году Михаил Александрович Ширвиндт стал автором телепроекта «Хочу знать», где рассказывал взрослым и детям о самых удивительных открытиях и вещах, происходящих в странах мира. Например, ведущий выяснил, кто придумал пиццу, как готовить словацкие галушки с сыром, и узнал, откуда пошло выражение «точить лясы».


Шоу просуществовало до 2013 года. Примечательно, что на вопросы любознательных зрителей отвечал не только Михаил Александрович, но и другие шоумены - , и т.д.

Личная жизнь

Телеведущий был женат дважды, от первой супруги Елены у него родился сын Андрей, названный в честь актера . Андрей Михайлович Ширвиндт выбрал научную стезю и стал заниматься юриспруденцией. Вторая жена Михаила, Татьяна Морозова, раньше выступала на подмостках театра, танцевала в трио , а потом стала заниматься журналистским ремеслом. От второго брака родилась дочь Александра, посвятившая жизнь искусствоведению.


Что касается личной жизни, то Ширвиндт – примерный семьянин, однако журналисты привыкли придумывать сенсационные новости, порочащие репутацию медийных персон. Несколько лет назад в СМИ появился слух о том, что телеведущий развелся и окунулся в романтические отношения с блондинкой .

«Когда я впервые услышал, что он трезвонит журналистам о моем романе с Юлией, просто обалдел. Марку (Рудинштейну) нужен был скандал, чтобы привлечь внимание к фестивалю… Я уже не говорю про то, что он рассказал об и !» – делился Ширвиндт.

Стоит сказать, что Михаил Александрович реализовался не только как продюсер и телеведущий, а также возымел опыт ресторанного бизнеса. Ширвиндт инвестировал в «Bronco», «Штольц» и кафе кошерной еврейской кухни «Семь сорок».

Михаил Ширвиндт сейчас

Ширвиндт перестал мелькать на федеральных каналах, так как Михаил Александрович не приемлет современное телевидение, в котором действуют законы джунглей. По его словам, телеведущий решил дождаться того момента, когда все встанет на свои места.

«Меня заменили кричащие люди – ведь на нашем ТВ теперь все орут», – признавался Ширвиндт.

Помимо прочего, Михаил Александрович говаривал, что не интересуется политикой, так что в передачах и его увидеть нельзя.


По слухам, в 2017 году Ширвиндт путешествует и разрабатывает «Гастрономический путеводитель», в котором будет исследована кулинарная жизнь главных туристических центров. Он и соавторы расскажут об изысканных шедеврах шеф-поваров и осветят «невкусные» места, которые нахваливают местные путеводители.

Проекты

  • 1995-2005 – «Дог-шоу. Я и моя собака»
  • 2007-2013 – «Хочу знать»
  • 1999-2009 – «Путешествия натуралиста»
  • 2000-2006 – «Растительная жизнь» с Павлом Лобковым
  • 2006 – «Охотники за рецептами» с Любовью Полищук и Сергеем Цигалем»
  • 2004 – «Хоббиты с Василием Уткиным»
  • 2007 – «От смешного до великого»


Рассказать друзьям