Монотипия пейзажная нетрадиционная. Монотипия – это что такое? Особенности нетрадиционной техники рисования

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Монотипия

Монотипия - техника изобразительного искусства, сочетающая в себе качества гравюры и рисунка. Создание техники приписывается Джованни Кастильоне, итальянскому художнику и гравёру, жившему в 17 веке. Появление монотипии в России связывают с именем художницы начала 20 века Елизаветы Кругликовой.

Суть монотипии в нанесении изображения красками на гладкую поверхность с последующим отпечатыванием этого изображения на бумаге или холсте. С одного изображения получается только один отпечаток (отсюда название техники). Получение картинки методом отпечатывания роднит эту технику с гравюрой, а невозможность полного повторения оттиска относит её в область уникальной, не тиражной графики.

В качестве основы - печатной формы - используют самые разные материалы - металл, камень, дерево, стекло, пластик, бумагу... Краску для создания изображения используют тоже практически любую - от типографской до акварельной. Для отпечатка с листов пластика и металлических листов профессионалы используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня используется литографский печатный станок.

Монотипия нечасто используется профессиональными художниками, хотя её выразительные возможности интересны и разнообразны. Гораздо чаще сейчас монотипию используют в работе с детьми.

Но всё же мне удалось найти интересные профессиональные работы.

Работа Джованни Бенедетто Кастильоне.

Работа Ю.С.Ушакова

Работа А.Даур

Работа Л.Стойлик

Натюрморт С.М.Кочетковой.

Пейзаж В.М.Сырова.

Как сделать монотипию в домашних условиях.

Монотипия, как и любая другая техника, таит в себе множество возможностей и постигать её можно бесконечно. Но для того, чтобы начать и получить удовольствие, нужно совсем немного.Заинтересованный человек с любым уровнем художественной подготовки может найти в этой технике приятный способ самовыражения.
Самый простой материал для домашнего использования - акварельные или гуашевые краски. Быстро, дёшево, легко отмывается (последний пункт немаловажен при работе с детьми). На одном листе нарисовали, к другому припечатали. Подсушили, посмотрели, включили воображение, дорисовали. Одна проблема - основа очень быстро высыхает. Чуть задумался - и оттиск уже не получится.

Если хочется неторопливой и вдумчивой работы, стоит взять масляные краски. У них процесс высыхания растягивается на несколько дней - у Вас будет сколько угодно времени на исправление и доделывание, прежде, чем Вы решитесь сделать оттиск. А после первого оттиска можно будет немного подправить рисунок основы и сделать ещё один оттиск или даже два. В среднем одного нанесения масляной краски хватает на 3-5 оттисков (конечно, они будут очень разными, но общий рисунок и цвет сохранятся).

Итак, нам понадобятся : масляные краски, кисти, палитра, тряпочки, кусок стекла или прозрачного пластика, эскиз будущей работы. И, конечно, бумага или картон для оттисков. Бумага для оттиска может быть белой или цветной. Иногда может быть нужен растворитель для масляных красок. Можно ещё использовать мастихин, палочки и тому подобные инструменты для усложнения фактуры будущего изображения.

Стекло очень советую обклеить по периметру скотчем или изолентой, особенно если собираетесь дать его ребёнку.

Советы для тех, кто никогда не использовал масляные краски. Материалы (краски, кисти, при необходимости - разбавитель) можно купить в любом художественном магазине. В качестве палитры отлично подойдёт вышедшая из употребления тарелка или кафельная плитка. Со всех поверхностей масляные краски удаляются тряпочкой (их понадобится много), потом поверхность домывается (достирывается) тёплой водой с мылом. Краску на кисти для более тщательного её вытирания можно размягчать подходящим разбавителем.

Масляные краски желательно "подсушить" - выдавить на бумагу и оставить на несколько часов - чтобы после изготовления работы на оттиске не осталось маслянистых пятен. Итак, выдавливаем краски и пока они сохнут - рисуем эскиз. Помним, что при печати рисунок проявится в зеркальном отображении. Поэтому - нарисовали что хотели, потом с помощью окна или светостола перевели изображение на обратную сторону листа. "Перевёрнутый" эскиз подложили под стекло. Переложили краски на палитру, приготовили кисти и тряпочки.

Нанесли краски на стекло, ориентируясь на линии эскиза. Можно месить, крутить и процарапывать красочный слой, добиваясь желаемых фактур. Лишняя краска легко стирается тряпочкой.


Прикладываем лист чистой бумаги к изображению. Притираем ладонью или тряпочкой. Важно не сдвинуть бумагу в процессе притирания.


Аккуратно снимаем лист и смотрим, что получилось.


Обычно после оттиска на стекле ещё много краски. Можно, посмотрев на получившееся изображение, что-то подправить, добавить, убрать - и сделать ещё оттиск. И ещё один. Например, я добавила своей лягушке летающую рядом мошку.

На фотографии на стекле остатки изображения после четырёх оттисков. Рядом сами оттиски. Первый оттиск - самый "фактурный". Второй и последующие - более гладкие. Оттиски разложите в недоступных для детей местах на несколько дней для просушки.


На фотографиях представлен процесс работы с расчётом на белый фон. А можно работать и "от тёмного" - сначала покрыть всё стекло слоем краски, потом постепенно высветлять нужные участки.

Монотипии школы-студии изобразительного искусства "Зелёная палитра".





Монотиипия (от греческого «monos» - один, единый и «tupos» - отпечаток) - одна из простейших графических техник, истоки которой восходят к 17 столетию. Суть монотипии заключается в нанесении от руки красок на ровную и гладкую поверхность, с последующим оттиском на другую поверхность (на станке) или на бумагу, сложенную пополам. Полученный отпечаток всегда уникален, и создать две одинаковых работы невозможно. Далее полученные цветные или монохромные кляксы либо оставляют в первоначальном виде, либо продумывают подходящий образ и прорисовывают недостающие детали.

Сегодня монотипия является не только инструментом творчества, но так же педагогики и психологии, поскольку занятия подобным творчеством развивают детскую фантазию и пространственное мышление. Эта техника будет полезна для всей семьи - детям очень понравится работать с переливами цветов и угадывать, что получилось, - ну а взрослых она не может не очаровать своим многообразием, и заодно поможет лучше узнать себя.

Техника создания

Монотипия в плане техники очень проста, и её могут освоить даже дети дошкольного возраста - главное тут разбудить воображение ребёнка и обрать рисование в занимательную игру. При этом можно чередовать два задания: угадать, на что похожа клякса, и дорисовать недостающие детали (уши и хобот слона, молнии и дождь из тучи, кроны деревьев и многое другое), или сделать так, чтобы получилось что-то предсказуемое (к примеру, сложенный пополам лист из двух вертикальных пятен зеркально преобразует целую бабочку). И простор для деятельности ничем не ограничен - потому как на самом деле трудно предугадать, что получится в результате: жёлтый лес или банановая гроздь, радуга или перепутанный клубок разноцветных ниток. Другими словами, всё как в песне: «сделать хотел грозу, а получил козу»…

Для работы стоит вооружиться красками (какими именно - поговорим далее) и гладкими поверхностями - это может быть водостойкая глянцевая бумага, или стекло (зеркальце) плюс обычная альбомная бумага. Рисунок наносится на стекло или одну половину глянцевой бумаги. Затем стекло прижимается к «мольберту», либо лист бумаги складывается пополам и плотно придавливается к поверхности. Скоро на бумаге расцветут причудливые узоры, которым сначала нужно дать немного подсохнуть (иначе, понятное дело, размажутся). Вы тем временем можете обсудить с нетерпеливым чадом, в кого будете превращать кляксу - в букет цветов или какого-нибудь зелёного гуся (если форма похожа, на цвет можно и закрыть глаза).

Контролировать процесс создания монотипий можно, но довольно условно. Всё, что подвластно здесь художнику - это выбор цвета, густоты разведения (и типа) краски, а так же время создания оттиска - можно прижимать рисунок надолго, а можно сразу убирать. Если родители надумают заняться этим сами - на более серьёзном уровне, им стоит знать, что прфессиональная монотипия предполагает эффект лессировки. Слово происходит от немецкого «глазурь», и обозначает технику нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета - это позволяет получить глубокие переливчатые цвета, как на картинах Леонардо да Винчи.

Какие использовать краски?

Акварель - хорошо подходит для детсткого творчества (легко смывается!) Если класть краску густо, без белых пробелов на акварельную бумагу, получается очень любопытно.

Гуашь - тоже неплохой вариант. Она даёт очень красивые разводы и практически непрозрачна. Но у неё есть особенность: высыхая, она становится блёклой и непрезентабельной. Это происходит из-за того, что в основе гуаши лежит мел. Однако ситуацию можно исправить, разбавив нужное количество краски в отдельной ёмкости обычным молоком. В результате рисунки становятся «бархатными», без полутонов. А ещё жир, содержащийся в молоке, делает готовые рисунки практически водостойкими - нечаянные брызги воды не испортят «шедевр».

Тушь - только для умелых рук, которые знают, что делают. Серо-чёрные пятна с блёклыми разводами могут быть интересны художнику, но детям - вряд ли.

Масляные краски - оптимальный вариант для профессионалов. Но такое занятие явно не для детей - ведь стекло нужно будет предварительно мазать машинным маслом. Зато художникам эти краски позволяют делать несколько оттисков за один раз (все они тоже совершенно разные), и печатать даже на холсте.

Акрил - тоже материал «для взрослых». Он очень быстро сохнет, и при экспериментах с ним нужна «рабочая» одежда.

Монотипия в изобразительном искусстве

Изобретение техники монотипии приписывается Джованни Кастильоне (1607-1665), итальянскому художнику и гравёру. Правда, его монотипии смутно напоминали работы следующего поколения художников, но именно он догадлся соединить кустарный труд со станком. Наиболее известными старыми мастерами этого направления считаются Уильям Блейк (1757—1828) и Эдгар Дега (1834—1917), ну а сегодня не пробовали себя в монотопии только ленивые.

Кстати, на рубеже тысячелетий была установлена фрактальнаядендритные образования (проще говоря, рисунок в виде дерева, которое бесконечно и пропорционально разветвляется). Это происходит из-за самоорганизации в пленке жидкости между поверхностью и бумагой. Фрактальные монотипии относят к классу стохастических фракталов, которые получены естественным способом - их так же окрестили «стохатипиями». природа многих монотопий, и в связи с этим в 2000 году ввели термин « фрактальная монотипия ». Что это значит? На самом деле всё просто: примерно через минуту после создания оттиска в кляксе часто появляются

Монотипия в психологии

Яркий пример монотипий - пятна Роршаха, известный психодиагностический тест для исследования личности. Он был создан швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом в 1921 году, и состоит из десяти цветных и чёрно-белых монотипий. Человеку предлагают взглянуть на чернильные кляксы и по-своему их интерпретировать. В этом тесте не существует неправильных ответов - но на основе ответов психолог может довольно точно представить себе особенности душевной организации испытуемого. Изображённые на карточках фигуры на самом деле не отображают ничего конкретного - они лишь служат стимулами для свободных ассоциаций, то есть первых слов, идей или образов, которые приходят в голову.

Вообще трактование теста довольно объёмное, но есть несколько простых де-факто. Например, если человек видит в бесформенной чернильной кляксе «правильную», симметричную фигуру - он умеет держать себя в руках, реально смотрит на вещи, правильно оценивает ситуации, и потому знаком с самокритикой. Хорошим знаком так же является видиние в статичных кляксах неких динамичных событий, (например, бабочка летит, птицы разговаривают, женщины стирают бельё и так далее). Это означает, что человек обладает развитым воображением и непосредственностью. Ассоциации, вызванные этими пятнами красок, могут раскрыть глубоко скрытые желания человека - или глубинные фобии, которые являются причиной длительных неразрешимых личностных конфликтов. Если никогда не проходили этот тест - полюбопытствуйте!

Мастер - класс "Монотипия как средство развития творческого воображения у детей".

Описание : данный материал будет полезен при организации работы с детьми на занятиях объединения дополнительного образования. Эта нетрадиционная техника - эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе. Монотипия – это уникальная техника печатания, которая сумела объединить в себе качества живописи, эстампа и рисунка. Ее суть заключается в нанесении красок на ровную поверхность и дальнейшем оттиске рисунка на бумагу или другую плоскую поверхность. Картины всегда получаются разными, в дальнейшем их можно оставить такими, как есть, или дорисовать всевозможные фрагменты, получая законченную работу.
Возраст - от 7 лет (при помощи взрослых) и старше.

Цель:
- научиться делать выразительные изображения в технике монотипии и при необходимости преобразовывать их для создания художественного образа.
Задачи:
- повышать общий эстетический и культурный уровень учащихся;

Формировать познавательный интерес к изобразительному творчеству;
- стимулировать творческую активность учащихся и педагогов.
Материалы и инструменты: плотная бумага, основа для нанесения краски (стекло с обработанной для безопасности кромкой, можно заменить пластиком), кисти, гуашь или акварель.

Пошаговый процесс рисования

1 этап.
Наносим краску на поверхность стекла.
Гуашь дает красивые разводы и почти не просвечивается. Акварель тоже прекрасно подходит для занятий творчеством с детьми (ее легко смывать). При наложении краски густым слоем без пробелов могут получиться довольно интересные результаты. Движения при этом должны быть свободными и раскрепощенными. Краски нужно наносить не сильно густо, но между ними не должно быть никаких просветов. Работа должна выполняться быстро, чтобы краска не высохла (быстрее всего сохнут красители на водной основе).

2 Этап. Накладываем на основу лист и проглаживаем.



3 этап. Со всей аккуратностью лист снимают со стекла – эффект должен получиться неожиданным. Оттиски делают разными способами: верхний лист бумаги нужно проглаживать с разной силой нажима; на основу можно наносить меньшее или большее количество краски; накладывая бумагу на стекло, его можно слегка сдвигать в разные стороны. Таким образом, монотипия выходит менее четкой, а границы между красками могут стереться. …И рассматриваем.


4 этап. Нужно учитывать, что стекло и пластик создают разные отпечатки, одни и те же усилия приведут к разным результатам. Отпечаток в чистом виде используют довольно редко: художники угадывают нужные формы и дорисовывают их с помощью кисти.


5 этап. Результат.


Желаю успеха! Уверяю,что попробовав хоть раз эту интересную технику, вы уже не сможете от нее отказаться. Вас ждут новые открытия на пути творчества!

Монотипия в чистом виде в живописи используется редко. Обычно мастера применяют ее в смешанной технике.

Монотипия – это очень простая, но довольно красивая нетрадиционная техника рисования, с помощью которой можно создать уникальные рисунки за один прием. Ее используют не только для написания абстрактных картин, пейзажей, необычных портретов. Монотипия нашла свое применение и в науке. Наиболее известным примером ее использования в психологии являются пятна Роршаха.

Монотипия была изобретена гравером и художником Джованни Кастильоне. Хотя его работы весьма отличались от монотипных изображений художников-последователей, однако именно он решил объединить станок с кустарным трудом.

Монотипные картины пишут посредством нанесения красок на ровную поверхность, а затем делают оттиск рисунка на бумагу или другую плоскую поверхность. Изображения всегда получаются разными. Их оставляют либо в первоначальном виде, либо дорисовывают различные мелкие детали, создавая законченную работу.

Монотипию без труда осваивают даже маленькие дети. Данный вид творчества весьма полезен для развития у них воображения, мелкой моторики рук, образного мышления и творческих способностей.

В данной технике рисования главным является принцип зеркальности. Об этом не стоит забывать, так как вместо задуманного сюжета можно получить всего лишь непонятные кляксы. Для написания монотипных картин используют разнообразные краски: гуашь, акрил, масляные краски, акварель и т. д. Краски наносят на стекло или другу поверхность, не пропускающую влагу, не сильно густо, но следя за тем, что бы между ними не было никаких просветов. Мазки делают быстро, что бы краска не успела высохнуть. Для картин, выполненных с помощью оттисков, предпочтение отдается акриловым красителям. Они более сочные по цветовой гамме и имеют плотную консистенцию.

Когда картину рисуют на стекле, сверху на нее кладут белый лист, затем аккуратно придавливают его руками и разглаживают. Так же аккуратно его снимают с поверхности. Полученный отпечаток всегда будет уникальным, так как создать две одинаковых работы просто невозможно. Даже несколько отпечатков одного и того же рисунка будут иметь различия. Кстати, стекло и пластик создают разные отпечатки. Поэтому полученный оттиск одного и того же рисунка на их поверхностях так же будет отличаться.

Монотипия в чистом виде в живописи используется редко. Обычно мастера применяют ее в смешанной технике. На отпечатанной картине они сочетают различные формы и текстуры. Нужные детали художники дорисовывают при помощи обычной кисти.

Мы с дочкой продолжаем осваивать новые для нас техники рисования.

Недавно опробовали , теперь пришел черед монотипии. Честно сказать, опробовать эту технику я давно хотела. Но как то не сложилось. И наконец, момент настал.

Что такое монотипия?

Если сказать просто – то монотипия это нанесение краски на гладкую поверхность, а затем отпечатывание ее на бумаге. Эту технику используют и художники. Для деток монотипия идеальна для .

Наш первый опыт монотипии не совсем удачен для меня (мне бы хотелось получить более интересные рисунки). Но дочку он привел в восторг.

Поэтому сразу скажу – если вы решите рисовать с ребенком в технике монотипии – обязательно запаситесь огромным количеством чистых листов и выделите место для просушки рисунков. Их будет много!

Как рисовать в технике монотипия

Потребуется:

  • стекло или кафельная плитка;
  • много бумаги;
  • акварель или гуашь;
  • большая мягкая кисть для нанесения краски;
  • вода.

Совсем немного смачиваем плитку/стекло водой и наносим на нее краску. Наносить краску можно кисточкой – тычками, размазыванием, а можно и фактурным валиком.

Важно чтобы краска была не прозрачной, но и не очень густой. Тогда отпечатки будут яркими.

Затем прикладываем к плитке/стеклу лист бумаги, и переворачиваем конструкцию – так чтобы плитка была сверху на бумаге. Делаем аккуратно, чтобы краска не потекла. Потом поднимаем плитку за один край и снимаем ее с бумаги.

Для детей можно использовать упрощенный вариант (мы так делали с дочкой) – прикладывали лист, и ничего не переворачивая снимали его с плитки/стекла.

От того, в каком направлении вы снимаете лист бумаги, будет зависеть рисунок и подтеки. Если вы получить на картине эффект волны и интересных подтеков, нужно снимать лист бумаги не за раз, а постепенно. Подняли краешек, вновь наложили, снова подняли уже чуть больше, еще раз наложили и т.д.

У нас не очень получились волны, но мы не отчаиваемся, и будем пробовать еще и еще.

Интересные разводы будут — если смачивать плитку не просто водой, а мыльной пеной. Обязательно попробуйте – у вас получится фактурный рисунок.

Кстати, технику монотипия можно использовать для рисования с детками уже с годика. Малыш будет наносить краску на плитку, а мама будет волшебницей, создавая красивые отпечатки на листе бумаги.

Как использовать рисунки, выполненные в технике монотипии?

Монотипия прекрасна не только тем, что надолго увлекает юных художников. Она дает огромный простор для воображения.

В полученных абстрактных рисунках можно находить сюжеты и детали. Аня с удовольствием рассматривала каждый свой рисунок: «Мама, если посмотреть так, то тут дерево получилось! А тут мрачное небо и гроза».

Когда рисунки высохнут вместе с ребенком можно подрисовать недостающие детали.

Кроме того рисунки можно использовать как фоны для открыток или поделок с детьми и даже для оформления детского фотоальбома.

Попробуйте и вы монотипию! Не пожалеете!



Рассказать друзьям