Монотипия пейзажная нетрадиционная техника рисования поэтапно. Монотипия консультация по рисованию на тему

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мы с дочкой продолжаем осваивать новые для нас техники рисования.

Недавно опробовали , теперь пришел черед монотипии. Честно сказать, опробовать эту технику я давно хотела. Но как то не сложилось. И наконец, момент настал.

Что такое монотипия?

Если сказать просто – то монотипия это нанесение краски на гладкую поверхность, а затем отпечатывание ее на бумаге. Эту технику используют и художники. Для деток монотипия идеальна для .

Наш первый опыт монотипии не совсем удачен для меня (мне бы хотелось получить более интересные рисунки). Но дочку он привел в восторг.

Поэтому сразу скажу – если вы решите рисовать с ребенком в технике монотипии – обязательно запаситесь огромным количеством чистых листов и выделите место для просушки рисунков. Их будет много!

Как рисовать в технике монотипия

Потребуется:

  • стекло или кафельная плитка;
  • много бумаги;
  • акварель или гуашь;
  • большая мягкая кисть для нанесения краски;
  • вода.

Совсем немного смачиваем плитку/стекло водой и наносим на нее краску. Наносить краску можно кисточкой – тычками, размазыванием, а можно и фактурным валиком.

Важно чтобы краска была не прозрачной, но и не очень густой. Тогда отпечатки будут яркими.

Затем прикладываем к плитке/стеклу лист бумаги, и переворачиваем конструкцию – так чтобы плитка была сверху на бумаге. Делаем аккуратно, чтобы краска не потекла. Потом поднимаем плитку за один край и снимаем ее с бумаги.

Для детей можно использовать упрощенный вариант (мы так делали с дочкой) – прикладывали лист, и ничего не переворачивая снимали его с плитки/стекла.

От того, в каком направлении вы снимаете лист бумаги, будет зависеть рисунок и подтеки. Если вы получить на картине эффект волны и интересных подтеков, нужно снимать лист бумаги не за раз, а постепенно. Подняли краешек, вновь наложили, снова подняли уже чуть больше, еще раз наложили и т.д.

У нас не очень получились волны, но мы не отчаиваемся, и будем пробовать еще и еще.

Интересные разводы будут — если смачивать плитку не просто водой, а мыльной пеной. Обязательно попробуйте – у вас получится фактурный рисунок.

Кстати, технику монотипия можно использовать для рисования с детками уже с годика. Малыш будет наносить краску на плитку, а мама будет волшебницей, создавая красивые отпечатки на листе бумаги.

Как использовать рисунки, выполненные в технике монотипии?

Монотипия прекрасна не только тем, что надолго увлекает юных художников. Она дает огромный простор для воображения.

В полученных абстрактных рисунках можно находить сюжеты и детали. Аня с удовольствием рассматривала каждый свой рисунок: «Мама, если посмотреть так, то тут дерево получилось! А тут мрачное небо и гроза».

Когда рисунки высохнут вместе с ребенком можно подрисовать недостающие детали.

Кроме того рисунки можно использовать как фоны для открыток или поделок с детьми и даже для оформления детского фотоальбома.

Попробуйте и вы монотипию! Не пожалеете!

Монотипия - это один из самых волшебных жанров рисования. В переводе с греческого этот термин переводится так: "моно" - один, "типос" - отпечаток. Это нечто среднее между живописью и графикой, между сказкой и фокусом. Техника монотипии дает ребенку уникальную возможность свободы самовыражения - это проекция его внутреннего мира, скрытого от взрослых. Можно использовать эту технику с маленькими детьми, а также с людьми в любом возрасте, особенно с теми, которые на уровне панической атаки боятся рисовать. Благодаря этой технике рисования, получается совершенно неожиданный результат. Причем результат такой, что ребенок прижимает к груди свой рисунок и уносит домой.

Все дело в самой технике. Ее можно назвать терапевтической. Делается она следующим образом: берем стекло (с безопасными краями), а также, это может быть любая гладкая пластина, поверхность которой водонепроницаемая, кисть, вода, гуашь, акварель, бумага. На стекле рисуем или наносим цветные пятна красок. Если у нас нет определенной идеи, то просто используем понравившиеся цвета. Пусть эти пятна "познакомятся друг с другом", т.е. встретятся и смешаются. Если же, к примеру, мы задумали летний пейзаж, то используем соответствующие цвета: голубой, зеленый, немного желтого или красного. Разводы красочных пятен делаем быстро, чтобы они не успели высохнуть. Чем больше воды и краски, тем лучше все получается. Практически бесполезно рисовать сложные картины, но ради эксперимента можно попробовать. Затем берем лист бумаги (цвет и фактура может быть разной, размер листа должен соответствовать размеру стекла, или пластины), кладем его сверху и слегка прижимаем руками. Поднимаем лист несколькими приемами: взяв его за левый и правый край двумя руками, или за верхний правый уголок, делая несколько колебательных движений вверх и вниз. Когда убираем бумагу, то получаем оттиск, единственный в своем роде. Подобное повторить не получается никогда. Это первый отпечаток, который вызывает восторг у ребенка, желание создавать новые, потому что ему интересен сам процесс создания. От этого возникает огромное удовольствие к экспериментированию. Ребенок снова наносит красками цветные пятна на стекло, с каждым разом увереннее в себе. Отпечатков получится ровно столько, сколько захочет ребенок. И каждый не похож на предыдущий!

Другой момент - как мы работаем с этими отпечатками?!

После их высыхания с ними играем: - рассматриваем (все - "удачные" и "неудачные"), представляем, воображаем, говорим, фантазируем, что-то дорисовываем (кисточкой, карандашами цветными, восковыми, пастелью, гелевой ручкой и пр.). Таким образом, "удачные"таинственные пятна преображаются и рождается сюжет. "Неудачные" отпечатки - могут служить для аппликации.

Каким образом я подготавливаю ребенка к фантазированию? Очень помогает в этом случае такой нетрадиционный способ рисования, как кляксография. Такие рисунки напоминают каракули. Но именно они заставляют работать воображение и развивать фантазию ребенка.

Впервые использование техники каракуль предложил Дональд Вудс Винникотт. Он детский врач, психоаналитик, работал с детьми. Основная идея его книги "Игра и реальность", заключается в том, что есть некое пространство реальности и пространство игры. И человек в своем развитии плавно переселяется из одного пространства в другое. То есть ребенок целиком и полностью находится на той территории, где есть условная граница - игра. И чем старше он становится, тем ближе эта граница. Подросток - это пограничник, одна нога в игре, другая уже здесь, в реальности. Человек взрослеет и уходит из игры в эту реальность. И это плохо. Д.Винникотт предположил (метафора), что между игрой и реальностью не четкая граница - "в школу пошёл, игра закончилась!". Это великая неправда. Играют и взрослые, только они это иначе называют.

Есть большая пограничная область, где смешиваются игра и реальность. Эта область называется творчество . Это то, где игра и реальность перемешались. Это метафора помогающая жить. Поэтому игра - это ресурс, а творчество - это всегда ресурс. Это - право не уметь, не знать, не понимать, не хотеть и т.д. Или наоборот - хотеть нелепого, что не положено и т.д. То есть это свобода , которая целебна сама по себе.

Работа с каракулями это один из вариантов - как ребенка "подтащить" на эту территорию, которая общая, и взрослого, который забыл эту игру напрочь. Чтобы "затащить" на эту территорию, нужно, как бы, сознательно "вздурить" ему голову, хотя бы ненадолго.

Идея родилась с того, что очень многие люди, когда они о чем-то очень глубинно задумались, или, они находятся где-то физически, а психологически в этом месте не находятся, то в этот момент все что-нибудь "чирикают" (какое-то внутреннее беспокойство). В основном это каракули.

А если попросить нарисовать каракули?! Что, если человеку серьезно предложить заняться бессмысленным видом деятельности, абсолютно бессмысленным. Как правило, появляется сильнейшая растерянность, такое очень двойственное ощущение. Одна какая-то часть "вопит", в буквальным смысле слова - "Ты на что тратишь время? Как тебе не стыдно?" И т.п.. А вторая, какая-то часть, у нее более слабый голос, и она не вопит, а выступает - "Ну, мне же так хорошо, так приятно".

Если посмотреть на готовые, очень интересные и красивые рисунки детей, являющиеся результатом проведенной работы, то мы увидим, что это очень интересный метод работы, через погружение ребенка в творческий процесс. Сам этот метод очень мягкий, очень интересный и отлично подходит тем, кто очень эмоционален, имеет богатую палитру чувств, пытается разбираться и осознавать эти чувства. Точно так же этот метод будет очень полезен тем, кто наоборот, в какой-то момент, как говорят, стал «замороженным», немножко "деревянным", когда рациональность излишне взяла верх в жизни и не хватает как раз мягкости, умения восстанавливать близость с самим собой и с другими людьми. Техника монотипии дает выравнивание каких-то поведенческих характеристик, и не только у ребенка.

Для детей язык творчества очень близкий, свободный и они хорошо себя чувствуют на занятиях. Для них это упражнение является игрой, наполненной определенным смыслом. Если вы посмотрите на рисунки, то вы увидите - мы не учимся рисовать. Эта техника предназначена для работы с самим собой. Поэтому, не стоит вопрос о том, что ребенок должен что-то знать о художественном ремесле, он может абсолютно не дружить ни с кисточкой, ни с красками, ни с карандашами. Но тем не менее эффект будет!

Все дело в нашем мозге, а точнее в его левом и правом полушарии. Левая - символьно-аналитическая , отрабатывающая информацию часть мозга. Правая же - образно чувствует .

Проблема современного человека - потеря вкуса интереса к жизни. И вроде бы человеку хорошо, тем не менее, он говорит: -"Мне скучно, не интересно, я ничего не хочу". Наша жизнь станет ярче, вкуснее и интереснее, если мы будем заниматься деятельностью, которая увеличивает активность правого полушария мозга. Эти навыки остаются с нами надолго. Если когда-то в детстве мы правым полушарием освоили родной язык, держать ложку, плавание, катание на велосипеде, то эти навыки остаются с нами навсегда. Вспомните, как вы учили иностранные языки пять лет в школе, потом в институте, но кто говорит на этом языке? Поэтому, те навыки, которые получены через правое полушарие, это то, что с нами навсегда осталось. Организм человека правым полушарием готов к очень большим нагрузкам и он очень быстро восстанавливается. Если ребенок устал, если у него стресс или он расстроен, достаточно позаниматься правым полушарием, т.е. отвлечься, и он забывает об усталости и неприятностях.

Возьмите белую бумагу, кисть, краски, затем посмотрите и создайте некоторую, совершенно неопределенную палитру. Затем подумайте, какую деталь добавить, чтобы конкретизировать, позволить прочитать этот образ. Достаточно несколько мазков, для того, чтобы завершить. Это не картина - это впечатление от какой-то натуры. И это будет, как раз, работа правого полушария. Вот это и есть ключ к открытию творческого начала.

Сегодня, в седьмом уроке рисования - нас ждет очередное волшебство: мы нарисуем часть рисунка - а дальше он "дорисуется" сам! Приступим!?

Знакомьтесь - МОНОТИПИЯ (греч.: monos - один, tupos - отпечаток) - простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности (это может быть не только бумажный лист - но об этом в следующих уроках) - и отпечатывается на другую. Подобно как отпечаткам - в уроке рисования №3 , только сложнее - и от этого интереснее! Ведь тут отпечатывается целый рисунок - и этот момент происходит еще более красивее и завораживающе!

Для совсем маленьких малышей - такое рисование монотипией - можно смело превратить в веселую игру:

Например - Полет бабочки:

1 шаг. На правой половине листа рисуем крылья бабочки - (только наполовину) - можно сделать это горизонтально, как будто бабочка сидит, сложив крылья. Пусть малыш внесет и свою лепту в рисование узоров.

2 шаг. Складываем лист - и вуаля - бабочка расправила крылишки и готова лететь! Не забудьте попросить кроху показать Вам - как летает бабочка!

Встреча птичек:

Шаг 1. На одной части листа мы рисуем дерево с птичкой.

Шаг 2. Сгибаем-отпечатываем картинку - и вот птички уже две - так им интереснее щебетать. А как поют птички, малыш?

А для детей постарше можно предложить чуть более сложный сюжет - такой как отражение в воде .

Еще варианты рисования монотипией:

Итак - сегодня основной наш фото-мастер-класс рисования:

Рисование монотипией - "Как мы в лодке катались"

В нем я показываю, как рисовать синхронно вместе с ребенком. Шаг делаете Вы - и его же повторяет за Вами ребенок - и так до победного конца. Таким образом рисуем только первый раз, так ребенок учится новой технике, которую в последующем будет использовать сам - как ему вздумается. Это лучше проделывать с ребятами от 3 лет и старше, помогая им прорисовывать то, что не получается у них самих.

Конечно, Вы можете возразить - а как же фантазия ребенка, - тут она не будет работать, где дать ему личный выбор?! Правильно - выбор должен быть - пусть ребенок придумает сюжет рисунка сам, например, это может быть счастливое воспоминание из его собственной жизни. В процессе рисования поощряйте его, когда он пытается сделать что-то "по своему", внести какие-то свои элементы, свой взгляд на мир.

Мы с Ариной (моей дочери 3 года) рисовали то, что она предложила сама - и назвали шедевр "Как мы в лодке катались!". Сначала придумали тему, а внести в рабочий процесс нестандартную технику монотипию - я догадалась чуть позже. Так как моему ребенку всего 3 года - я старалась рисовать утрированно - так, чтобы ей было легче повторить в своем рисунке те или иные моменты.

Шаг1.

Рисуем линию реки. Чуть позже мы ее расштрихуем вниз.

Шаг 2.

Рисуем лодку.


Шаг 3.

А в лодке - человечков. Папа, мама и Арина. "Телесный" цвет лиц - сама развожу краску в палитре, Арина с интересом наблюдает, как я смешиваю цвета. А цвета для нашей одежды - позволяю доче подобрать самостоятельно (При этом она попыталась вспомнить - что на самом деле было надето на нас тогда, когда мы катались на лодке). Так же она рекомендует добавить солнце (см. следующий шаг).


Шаг 4.

Сгибаем лист. Получаем отражение в воде - солнца, лодки и человечков!

Шаг 5.

Даю доче отдохнуть - а рисунку подсохнуть. После чего сама подправляю чуть смазанное изображение - краской по сухому.

Так же, дорисовываем воду - на всей поверхности глади воды - делаем голубые и белые штрихи. Как релистично получилось отражение в воде!

Шаг 6.

Как чуть подсохнет (чтобы краски не смешивались) - можно дорисовать детали - вёсла, волосы человечкам. Опять сушим.

Шаг 7.

Самое приятное - по сухому изображению дорисовывать последние "штрихи" - а по сути для ребенка самое главное - лица человечкам, волосы и травку. По инерции ребенок вносит свои детали - дерево, рыбки в реке, рисует на солнце.

Вот что у нас получилось! Эту красоту мы даже на конкурс детского рисунка отправляли, где получили немало голосов! С нетерпением жду и Ваших шедевров (их можно прикрепить в комментарии ниже). Спасибо за внимание!

Людмила Валерьевна Зымалева, художник-график,
член Профессионального Союза Художников, преподаватель худ.графа МПГУ,
учитель НОЧУ СОШ «Москвич»,
преподаватель творческой мастерской «Скоморохи»,
Москва.

Упасть и вздрогнуть, сникнуть, расцвести,
Сливовой веткой, росчерком узора…
Так с чем еще бы мне соотнести
Игру шелков в сознаньи фантазера?

Из стихотворения «Тающий мир» Л. Зымалевой

Многим знакома игра «На что похоже облако?» Ребята считают ее очень веселой – так интересно догадываться по очертанию, на что же действительно оно похоже, а взрослые полезной – ведь игра развивает внимательность, ассоциативное мышление, фантазию (яркий пример монотипий в психологии – пятна Роршаха). Вариаций этой игры множество: можно искать образы в трещинах стены или кусочках сосновой коры, имеющей причудливые формы. А можно самим создать основу, с которой не только интересно играть в «угадайку», но и которую легко можно превратить в удивительную творческую работу.
Сравнительно недавно «весь Интернет» обошла картинка с подписью «Крышка от банки рисует лучше, чем я» (см. фото).

То, что отпечаталось на крышке и явственно выглядело, как красивый горный пейзаж являлось случайно получившейся монтипией.

Моноти́пия (от моно… и греч. τυπος - отпечаток) - вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607-1665).
Техника эстампа монотипией заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей.

Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне (1616-1670)

Француз Эдгар Дега (1834-1917) соединил монотипию с темперой в работе «Концерт в кафе «Амбасадор».

Англичанин Уильям Блейк (1757-1828) создал на основе монотипии картину «Ньютон».

В России начала XX века технику монотипии активно практиковала Елизавета Сергеевна Кругликова. Её парижская мастерская была притягательным центром, где учились и работали М.А.Добров, К.Е.Костенко, М.Н.Волошин, И.С.Ефимов, Н.Я.Симонович-Ефимова, Л.В.Яковлев, В.П.Белкин. Прославленными мастерами стали также ее ученики-французы Моро и Дюнуайе де Сегонзак. После 1914 года Елизавета Кругликова жила в России, продолжая заниматься педагогической деятельностью. Увлеченность офортом и энтузиазм мастера передавались ее ученикам, многие из них стали работать в цветной гравюре и монотипии благодаря ее руководству.

Репродукция 185068 Танго в Луна парке 1914г — Кругликова Елизавета

Горят глаза, работа тоже горит: руки бывают иногда, как говориться, «по локоть в краске» (в защитной одежде это нестрашно), вслух звучат предположения, на что похоже, кто-то уже начал рассказ о получившемся герое или сюжете — это юные художники в школе «Москвич» знакомятся с монотипией!

Если рассказывать кратко о процессе изготовления монотипии , то метод выполнения весьма прост: краска наносится на любую гладкую или фактурную поверхность, затем поверх накладывается лист бумаги или иного материала и с помощью надавливания руками, или валиком происходит печатание, также может быть и наоборот: поверхность с краской может быть оттиснута на лист. В итоге на бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые зачастую напоминают очертания холмов и рек, гор, ветки деревьев, водоросли и многое другое.

Краска на печатную поверхность может наноситься как спонтанно (рекомендуется для занятий с детьми с целью развития фантазии), так и осознанно, когда взрослый или достаточно опытный юный художник частично представляет, какой результат он бы хотел получить.

Материалы для монотипии используются самые разнообразные:

  • Оттиски можно делать с разнообразных поверхностей: бумага, картон, пластик, пластины из разных металлов, кафельные плитки, стекло, фанера и пр.
  • Выбор краски тоже разнообразен: акварель, гуашь, темпера, акрил, масляные краски, офортные, типографские даже строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями, так и в чистом виде - в зависимости от задач.
  • Краска наносится на печатающую поверхность также различными инструментами: кисти, мастихин, даже рука художника.
  • Виды поверхностей, на которых будет сделан оттиск: различные виды бумаги, картон, фанера, холст, ткани и пр.
  • Для создания отпечатка используют нажатие рук, прокатывание валиком, для печати с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня - используется литографский печатный станок.

В процессе практики и экспериментирования с различными сочетаниями краски и поверхности для оттиска у художника появляется понимание того, для решения какой именно задачи подходит то или иное сочетание и появляются свои личные предпочтения.

Не менее, чем материалы, разнообразны и способы получения монотипии , вот некоторые из них, подходящие именно для занятий с дошкольниками:

Первый способ или «фрактальная монотипия»

На основу наносится краска, изобразительная поверхность придавливается к основе руками или валиком, снимается. Получается красочное пятно со множеством «узоров», которое интересно рассматривать, творческое осмысление которого мотивирует к созданию художественного образа. Этот способ достаточно трудно управляем, особенно, если используются водорастворимые краски: акварель, гуашь. Трудно заранее сказать, каким именно получится оттиск, таким образом этот способ как нельзя лучше подходит для занятий с дошкольниками, так как не требует особенной аккуратности и значительно развивает творческую фантазию. Подходит для занятий в больших группах.

Второй способ

Полноценный рисунок на тему (или детали рисунка) выполняется плотными красками (гуашь, акрил, темпера) красками на листе или картоне. Затем бережно накладывается бумага или картон, аккуратно прокатывается валиком. Получаются довольно точные копии основы, которые можно доделывать уже поверх монотипии. Подходит для занятий со старшими дошкольниками и школьниками, имеющими значительный опыт рисования.

Третий способ

В емкость (таз, фотографическая ванночка) наливается вода. Берутся типографские или масляные краски, в некоторых случаях акрил или темпера, наносятся на воду тонким слоем до создания плавающего на поверхности узора. Затем лист бумаги кладется на воду, как бы по дуге, сначала один, затем второй край и также снимается. Полученное изображение сушится и дорабатывается. Вариант с акрилом и темперой вполне подходит для занятий с детьми, тогда как масло не рекомендуется, не смотря на то, что именно с помощью масляных красок получаются самые качественные цветовые пленки на воде. Способ как довольно трудоемкий рекомендуется для занятий в небольших группах.

Четвертый способ

На пластик или стекло валиком накатывается плотный слой краски, по нему острым предметом (палочка, шпатель, карандаш и пр.) рисуется изображение. Затем накладывается лист и аккуратно прокатывается тем же валиком (руками при этом способе лучше не пытаться прижимать лист). Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу, уже видя, что с ней происходит. Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны. Подходит для занятий со старшими дошкольниками и школьниками, имеющими значительный опыт рисования.

И пятый способ. Симметричная монотипия.

Для занятий с дошкольниками я бы особо обратила внимание на метод выполнения симметричной монотипии, когда лист-основа складывается пополам и часть рисунка наноситься относительно линии сгиба. Такой способ подходит для занятий с маленькими детьми. Я со своими учениками традиционно выполняю монотипию «Бабочка» или «Стрекоза» на уроках-знакомствах, на первом занятии по моей авторской программе для дополнительного образования «Я и образ» в НОЧУ СОШ «Москвич» и АНО ДУТМ «Скоморохи». Когда ребенок видит, как половинка бабочки, нарисованной вдоль линии сгиба после печатания превратилась в полноценное изображение – причем крылышки покрыты тончайшими узорами – линиями, получающимися при оттиске, это сильно повышает его заинтересованность предметом, помогает быстрее войти в творческий коллектив. А также значительно повышает творческую самооценку ребенка: ведь получить симметричное изображение для дошкольника задача трудновыполнимая, а разнообразные объекты, та же бабочка, требуют именно такого умения, и тут на помощь приходит способ симметричной монотипии.

Я достаточно подробно рассказала о технических аспектах, но самый важный момент работы с монтипией – «угадайка», придумывание ребенком, на что же похоже получившееся изображение. Затем проговаривание этого вслух, обсуждение с педагогом и другими учениками, и только затем бережная дорисовка некоторых значимых деталей (опять же, значимые детали обсуждаются с окружающими), призванная подчеркнуть характерные особенности того, что видит юный художник в своей работе. В процессе этой деятельности происходит не только развитие фантазии и абстрактного мышления, но и способности отделять главное от второстепенного, стилизовать, понимать что означает «характер предмета/героя/явления». Таким образом, при создании монотипии происходит не только художественное, но более всестороннее развитие ребенка.

Как художник и как педагог я очень люблю монотипию, применяю ее в своей личной профессиональной художественной деятельности и на занятиях с учениками. Каждый раз создание монотипии – и для ребенка, и для взрослого захватывающий процесс, вдохновляющий не только на дальнейшее изобразительное творчество, но и на многое другое из творческой сферы, например на стихосложение:

Красота незаконченных линий
В ожерельях мерцающих пятен…
Цвет глубокий: фиалковый, синий
Притягателен и непонятен.

Ускользающий образ рождаться
Обречен между светом и тенью.
Вам пришлось без остатка отдаться
Этой силе, чье «Я» — вдохновенье.

Монотипия

Монотипия - техника изобразительного искусства, сочетающая в себе качества гравюры и рисунка. Создание техники приписывается Джованни Кастильоне, итальянскому художнику и гравёру, жившему в 17 веке. Появление монотипии в России связывают с именем художницы начала 20 века Елизаветы Кругликовой.

Суть монотипии в нанесении изображения красками на гладкую поверхность с последующим отпечатыванием этого изображения на бумаге или холсте. С одного изображения получается только один отпечаток (отсюда название техники). Получение картинки методом отпечатывания роднит эту технику с гравюрой, а невозможность полного повторения оттиска относит её в область уникальной, не тиражной графики.

В качестве основы - печатной формы - используют самые разные материалы - металл, камень, дерево, стекло, пластик, бумагу... Краску для создания изображения используют тоже практически любую - от типографской до акварельной. Для отпечатка с листов пластика и металлических листов профессионалы используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня используется литографский печатный станок.

Монотипия нечасто используется профессиональными художниками, хотя её выразительные возможности интересны и разнообразны. Гораздо чаще сейчас монотипию используют в работе с детьми.

Но всё же мне удалось найти интересные профессиональные работы.

Работа Джованни Бенедетто Кастильоне.

Работа Ю.С.Ушакова

Работа А.Даур

Работа Л.Стойлик

Натюрморт С.М.Кочетковой.

Пейзаж В.М.Сырова.

Как сделать монотипию в домашних условиях.

Монотипия, как и любая другая техника, таит в себе множество возможностей и постигать её можно бесконечно. Но для того, чтобы начать и получить удовольствие, нужно совсем немного.Заинтересованный человек с любым уровнем художественной подготовки может найти в этой технике приятный способ самовыражения.
Самый простой материал для домашнего использования - акварельные или гуашевые краски. Быстро, дёшево, легко отмывается (последний пункт немаловажен при работе с детьми). На одном листе нарисовали, к другому припечатали. Подсушили, посмотрели, включили воображение, дорисовали. Одна проблема - основа очень быстро высыхает. Чуть задумался - и оттиск уже не получится.

Если хочется неторопливой и вдумчивой работы, стоит взять масляные краски. У них процесс высыхания растягивается на несколько дней - у Вас будет сколько угодно времени на исправление и доделывание, прежде, чем Вы решитесь сделать оттиск. А после первого оттиска можно будет немного подправить рисунок основы и сделать ещё один оттиск или даже два. В среднем одного нанесения масляной краски хватает на 3-5 оттисков (конечно, они будут очень разными, но общий рисунок и цвет сохранятся).

Итак, нам понадобятся : масляные краски, кисти, палитра, тряпочки, кусок стекла или прозрачного пластика, эскиз будущей работы. И, конечно, бумага или картон для оттисков. Бумага для оттиска может быть белой или цветной. Иногда может быть нужен растворитель для масляных красок. Можно ещё использовать мастихин, палочки и тому подобные инструменты для усложнения фактуры будущего изображения.

Стекло очень советую обклеить по периметру скотчем или изолентой, особенно если собираетесь дать его ребёнку.

Советы для тех, кто никогда не использовал масляные краски. Материалы (краски, кисти, при необходимости - разбавитель) можно купить в любом художественном магазине. В качестве палитры отлично подойдёт вышедшая из употребления тарелка или кафельная плитка. Со всех поверхностей масляные краски удаляются тряпочкой (их понадобится много), потом поверхность домывается (достирывается) тёплой водой с мылом. Краску на кисти для более тщательного её вытирания можно размягчать подходящим разбавителем.

Масляные краски желательно "подсушить" - выдавить на бумагу и оставить на несколько часов - чтобы после изготовления работы на оттиске не осталось маслянистых пятен. Итак, выдавливаем краски и пока они сохнут - рисуем эскиз. Помним, что при печати рисунок проявится в зеркальном отображении. Поэтому - нарисовали что хотели, потом с помощью окна или светостола перевели изображение на обратную сторону листа. "Перевёрнутый" эскиз подложили под стекло. Переложили краски на палитру, приготовили кисти и тряпочки.

Нанесли краски на стекло, ориентируясь на линии эскиза. Можно месить, крутить и процарапывать красочный слой, добиваясь желаемых фактур. Лишняя краска легко стирается тряпочкой.


Прикладываем лист чистой бумаги к изображению. Притираем ладонью или тряпочкой. Важно не сдвинуть бумагу в процессе притирания.


Аккуратно снимаем лист и смотрим, что получилось.


Обычно после оттиска на стекле ещё много краски. Можно, посмотрев на получившееся изображение, что-то подправить, добавить, убрать - и сделать ещё оттиск. И ещё один. Например, я добавила своей лягушке летающую рядом мошку.

На фотографии на стекле остатки изображения после четырёх оттисков. Рядом сами оттиски. Первый оттиск - самый "фактурный". Второй и последующие - более гладкие. Оттиски разложите в недоступных для детей местах на несколько дней для просушки.


На фотографиях представлен процесс работы с расчётом на белый фон. А можно работать и "от тёмного" - сначала покрыть всё стекло слоем краски, потом постепенно высветлять нужные участки.

Монотипии школы-студии изобразительного искусства "Зелёная палитра".







Рассказать друзьям