Монотипия техника рисования для детей рисунки. Монотипия консультация по рисованию на тему

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конспект занятия

Нетрадиционные технике рисования.

Цель: ознакомление детей с новой техникой рисования «монотипия пейзажная по мокрому»

Совершенствовать технику рисования акварелью.

Расширить возможности способа рисования по-мокрому с получением отпечатков, как выразительно-изобразительного средства в детской живописи.

Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию.

Закреплять технику рисования деревьев.

Развивать творческое воображение.

Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Оборудование и материалы : компьютер, проектор, презентация с репродукциями художников, рисунки учащихся.

Белые листы А4, акварельные краски, кисточки №5, стаканчики-непроливайки, салфетки.

План занятия:

1. Орг. Момент. Проверка готовности к занятию

2. Закрепление пройденной темы. Актуализация знаний

3. Сообщение темы и цели занятия и объяснение материала.

4. Практическая работа.

5. Релаксация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Нетрадиционные технике рисования.

Монотипия пейзажная по мокрому.

Тема занятия: «Природа отражается в воде».

Цель: ознакомление детей с новой техникой рисования «монотипия пейзажная по мокрому»

Задачи:

Совершенствовать технику рисования акварелью.

Расширить возможности способа рисования по-мокрому с получением отпечатков, как выразительно-изобразительного средства в детской живописи.

Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию.

Закреплять технику рисования деревьев.

Развивать творческое воображение.

Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Оборудование и материалы : компьютер, проектор, презентация с репродукциями художников, рисунки учащихся.

Белые листы А4, акварельные краски, кисточки №5, стаканчики-непроливайки, салфетки.

План занятия:

1. Орг. Момент. Проверка готовности к занятию

2. Закрепление пройденной темы. Актуализация знаний

3. Сообщение темы и цели занятия и объяснение материала.

4. Практическая работа.

5. Релаксация.

Ход занятия:

Педагог : Ребята, посмотрите какие иллюстрации, картины я вам принесла рассмотреть. Какое время года на них изображено? А почему вы так думаете? (Потому что пожелтела листва, листья опадают). А какая осень изображена на картинах? (Золотая осень). Правильно, но тут художники отобразили золотую осень в водном отражении. Как будто деревья и кустарники посмотрели в зеркало. А теперь послушайте, как в своём стихотворении описывает золотую осень поэт

И. Пивоварова

Падают с ветки жёлтые монетки…

Под ногами целый клад!

Это осень золотая

Дарит листья не считая,

Золотые дарит листья

Вам, и нам,

И всем подряд.

Педагог: Красивое стихотворение. И вот сегодня мы с вами попробуем тоже изобразить золотую осень, но необычным способом. Этот способ называется «по мокрому».

А теперь я предлагаю вам нарисовать пейзажи, на которых деревья будто «смотрят в воду», чтобы после устроить выставку необычных осенних картин с отражением. Как можно нарисовать деревья, которые стоят на берегу и отражаются в воде? Показывается отражение ветки лиственного дерева в зеркале и предлагается освоить новый способ рисования.

Педагог: Берём листы белой бумаги, сгибаем его пополам, обозначив линию сгиба, раскрываем лист и очень быстро покрываем водой верхнюю часть листа. Листы располагаем так, чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта: будто выше линии небо, а ниже вода – речка, озеро. Берём кисти и наносим сначала синюю краску, затем зелёную и добавляем немного жёлтой, и в конце опять синюю. Это получилось у нас небо, осенняя трава и озеро. Теперь на уровне травы мы начинаем рисовать деревья и добавляем к ним разноцветные листья (жёлтые, красные, оранжевые). Откладываем кисть в сторону и быстро складываем лист пополам, чтобы деревья и небо «окунулись» в воду; раскрываем лист и видим одни деревья стоят на берегу и смотрят в небо, а другие отражаются в воде. А сейчас мы немножко отдохнём и превратимся в стройные деревья.

Физкультминутка:

Дует ветер нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

Педагог: А теперь приступаем к рисованию. В ходе самостоятельной работы веду индивидуальную и фронтальную работу с группой.

Молодцы, какая красивая и разная осень у вас получилась. Давайте оставим свои работы на местах, чтоб они высохли, и посмотрим, у кого какие пейзажи получились, кому что понравилось и почему. Обсуждение работ. После обсуждения устраивается выставка детских работ.

Релаксация: понравилось ли вам наше занятие? Если да – то пусть прозвучат ваши аплодисменты.


Что вы делаете, когда испытываете беспокойство? Или тревогу? А пробовали применить арт-терапию? Говорят, очень помогает. Одним из видов такой психологической разрядки является монотипия. Причём применяется эта техника уже с детского сада. Конечно, не для снятия стресса (разве что воспитателем), а для развития творческого потенциала карапузов. Рассмотрим тонкости составления занятия по монотипии в детском образовательном учреждении.

В чём суть техники оттиска

В переводе с греческого монотипия обозначает рисунок одного отпечатка. На поверхность (гладкую, шершавую) наносится изображение, затем к картинке прикладывается лист бумаги, прижимается, аккуратно отделяется - рисунок в технике монотипии готов.

Монотипия зародилась случайно, и её распространению в России мы обязаны художнице начала ХХ века Елизавете Кругликовой, которая пролила краску на печатную доску, приложила бумагу, чтобы вытереть пятно, а когда подняла лист, то увидела интересный образ. Впоследствии она неоднократно пользовалась этим приёмом для создания своих картин.

В детском саду монотипия начинает применяться в работе с детьми 4–5 лет, то есть в средней группе. В этом возрасте ребята уже могут дополнять рисунки собственными образами, а не только повторять действия воспитателя. Полученные с помощью оттиска изображения можно оставлять в том виде, в котором они получились, а можно дорисовывать отдельные детали для более отчётливой картинки. Монотипия полезна для:

  • развития воображения;
  • расширения представлений об окружающем мире;
  • развития творческих способностей и фантазии;
  • воспитания самостоятельности в работе.

Особенности подготовительного этапа

От тщательности подготовки занятия воспитателем зависит реализация поставленных задач. Так что этапу планирования нужно уделить достаточно времени и усилий.

Краски и основа

Для монотипии можно использовать гуашь и акварель. Что касается последней, то её не стоит слишком сильно разводить водой, иначе изображение получится нечёткое. Акварель обладает неоспоримым преимуществом - она легко смывается, если, например, отпечаток немного расплылся. А вот из гуаши получаются очень красивые разводы.

В некоторых детских садах на занятиях изобразительным искусством используются акриловые краски. Но для монотипии они очень неудобны, так как быстро сохнут и практически не смываются.

Профессионалы используют для создания картин в технике монотипии масляные краски, но детям с ними работать сложно.

В качестве основы для рисунка (то есть самой «печатки») можно использовать:

  • плотные листы бумаги (например, плотности ватмана);
  • толстую глянцевую бумагу;
  • плёнку (ввиду сложности работы с этим видом материала, он используется редко и только на занятиях с детьми постарше);
  • пластмассовую доску;
  • стекло;
  • кафельную плитку.

Приёмы монотипии

Начало знакомства с техникой происходит с обучения создавать предметные изображения. Это значит, что лист бумаги складывается пополам, на одной части рисуем половину изображения и, пока оно не высохло, накрываем второй частью листа. Так получаются симметричные рисунки.

С детьми постарше можно применять пейзажную монотипию: на одной половине листа (или гладкой поверхности) рисуем пейзаж, совмещаем со второй частью и получаем цельный образ. Таким способом удобно рисовать, например, отражение леса в воде.

Следующий вариант создания оттиска на бумаге требует определённых навыков в работе. Нам потребуется пластмассовая доска. На неё наносится тёмная краска, затем ватной палочкой рисуется сюжет и прикладывается лист бумаги - получается отпечаток, похожий на рисунок, выполненный свечой.

Для тёмного фона можно использовать ватную палочку, которая просто вытрет контур, а для прорисовки узора на красках светлых тонов применяется кисточка с тёмной краской

Если для картинки используются светлые тона краски, то на доске рисуется образ красками потемнее, и используется кисточка, а не ватная палочка.

Ещё один необычный способ получить оттиск - смять лист бумаги и развернуть перед тем, как наносить на него краску. Так отпечаток получится более фактурным.

Видео: нетрадиционный вариант монотипии с нанесением красок на воду

Как можно дорисовывать картинку

Дополнить полученную картинку можно двумя способами:

  • поэтапно добавляя элементы и совмещая поверхности для получения оттиска;
  • дорисовывая уже готовую картинку.

Для создания ярких рисунков часто оттиск дорисовывается карандашами, восковыми мелками или даже фломастерами. Это позволяет сделать необходимые акценты в изображении. Кроме дополнения композиции обведением, можно использовать:

  • раскрашивание (заполняя цветом отдельные детали рисунка);
  • дорисовку (на готовый рисунок наносятся какие-то элементы, например, зверушки в лесу).

Схема составления и пример конспекта занятия

Чтобы создать на занятии ситуацию успеха, когда каждый малыш чувствует себя причастным к общему делу, получает удовольствие от работы, педагогу нужно очень подробно разработать конспект урока.

Задачи занятия по рисованию с применением монотипии:

  • продолжение знакомства с монотипией;
  • воспитание любви к природе;
  • развитие воображения;
  • прививание чувства коллективизма и взаимопомощи.

Не менее важно и рационально распределить время, отведённое на каждый из этапов работы над темой . Традиционно это три стадии освещения темы:

  • Вводная часть (до 5 минут). На этом этапе воспитатель использует разные приёмы для того, чтобы правильно мотивировать ребят на работу (чтение книг, декламация стихотворений, ролевые игры, инсценировки из изученных сказок и пр.).
  • Основная часть (до 20 минут). Этап, включающий работу над рисунком, а также «перерыв» на физкультминутку и пальчиковую гимнастику. Физкультминутка может быть заменена артикуляционной гимнастикой, особенно если до рисования у малышей были спортивные игры или прогулка.
  • Заключительный этап (до 5 минут). Это время отводится на похвалу малышей за работу, создание выставки готовых работ и рефлексию детей (в форме ответов на вопросы, например, «Понравилось ли мне занятие?», «Доволен ли я своей работой?», «Чей рисунок мне кажется самым удачным? Почему» и т.д.).

Поскольку монотипия не требует слишком много времени, основную часть можно урезать в пользу вводного и заключительного этапов. Но не более, чем на 6–7 минут.

Фрагмент конспекта по рисованию в средней группе «Волшебные бабочки», автор Юлия Голомазова

Ниже приведён фрагмент конспекта, который может быть использован в подготовке занятия с детьми в детском саду.

  1. Воспитатель достаёт из конверта картинки с изображением бабочек и
    размещает их на мольберте. Дети рассматривают их, выявляют сходства и отличия по цветам, форме, размеру, придумывают названия бабочкам. Воспитатель: «Я сейчас взмахну волшебной палочкой, и вы тоже превратитесь в бабочек и немного полетаете.»
  2. Физминутка: Спал цветок и вдруг проснулся,
    (туловище вправо, влево.)
    Больше спать не захотел,
    (туловище вперёд, назад.)
    Шевельнулся, потянулся,
    (руки вверх, потянуться.)
    Взвился вверх и полетел,
    (руки вверх, вправо, влево.)
    Солнце утром лишь проснётся,
    Бабочка кружится, вьётся.
    (покружиться)
  3. Воспитатель: «Бабочки отдохнули и им пора возвращаться обратно. Я
    взмахну волшебной палочкой, и вы снова превратитесь в детей. Ребята, а давайте попробуем с вами нарисовать сегодня бабочек! Но у нас будут не простые бабочки, а волшебные!
  4. Дети наносят краски по желанию на одну половину листов бумаги. Воспитатель: «Добавляйте больше воды, она нужна нам для того, чтобы наше чудо получилось.»
  5. -Хорошо, молодцы. А теперь согнём лист пополам и аккуратно погладим его ладошкой, разверните. Что же произошло? Рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа, благодаря чему Бабочка расправила
    крылья и вот-вот взлетит!

Примеры выполнения работ в технике монотипии в детском саду

Ниже приводятся несколько инструкций работ в технике монотипии.

«Бабочка»

Инструкция:

  1. Ребята, согните лист пополам, расположив его горизонтально.
  2. Мы будем рисовать на левой половинке листа. Итак, ближе к середине делаем толстую линию голубой краской.
  3. От этой линии располагаем пятна красного, оранжевого, жёлтого тонов, делая их как бы в форме крыла бабочки.
  4. Складываем лист по сгибу и проглаживаем рукой.
  5. Разворачиваем рисунок, дорисовываем усики.

Видео: бабочки в технике монотипии

«Зима»

Для этого рисунка потребуется лист-основа (или плитка) и ватная палочка.

Инструкция:

  1. Разводим синюю гуашь водой, обмакиваем кисть.
  2. На плитку наносим мазки краской, стараясь делать их как можно гуще.
  3. Ватной палочкой делаем хаотичные линии, вытирая краску.
  4. Прикладываем лист бумаги и прижимаем его к основе.
  5. Аккуратно снимаем лист. Рисунок готов.

«Летний день» (пейзажная монотипия)

Этот пример монотипии показывает, как создать отражение в воде.

Инструкция:

  1. Складываем лист пополам по вертикали.
  2. Рисуем в верхней части. Слева обозначаем ствол дерева, дорисовываем листочки.
  3. На заднем плане делаем штрихи зелёной краской - лес.
  4. Справа вверху рисуем горизонтальные штрихи-облака.
  5. Складываем лист по сгибу, прижимаем.
  6. Медленно снимаем верхний край. Картинка готова.

Фотогалерея: рисунки в технике монотипии

Благодаря монотипии дети учатся создавать симметричные изображения
Бабочек можно рисовать точками, используя пальчики или ватные палочки Рисунки в технике монотипии можно дополнять аппликацией, например, пингвинами, наблюдающими северное сияние Какие-то образы можно планировать заранее, а какие-то получаются уже после высыхания отпечатка Сложность рисунка бабочки зависит и от формы крыльев: она тем проще, тем младше дети

Монотипия - это быстрый способ получить красивый и необычный рисунок. С помощью этой техники рисования даже те дети, чьи изобразительные способности далеки от оценки «хорошо», смогут проявить свои таланты в создании художественных шедевров. Двух одинаковых рисунков, какой бы способ монотипии вы ни выбрали, быть не может, так что малыши учатся создавать уникальные арт-объекты. К тому же занятия в этой технике успокаивают, настраивают на позитивный лад.

Монотипия. Применение монотипии в работе с детьми дошкольного возраста

Цель : познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования - монотипией. Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству.

Это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия - один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями. Монотипия очень нравится дошкольникам. Она помогает детям развивать фантазию, воображение, пространственно мышление. Это увлекательное и интересное занятие. Для выполнения рисунков в технике монотипия можно использовать гуашевые, акварельные, акриловые, масляные и другие краски. Краска наносится на поверхность так же различными инструментами: кистью, валиком, тампоном…Поверхность на которую наносится краска, что бы сделать потом оттиск может быть: альбомная бумага, картон, пластмассовая доска, стекло, металлическая пластина и т.д..

Я считаю, что дошкольникам можно предложить два возможных варианта выполнения рисунка приемом монотипии:

· Первый приём - складывание листа бумаги пополам . Рисунок (его половина, или часть) рисуется на ½ листе бумаги у линии сгиба. При складывании листа пополам мы получаем почти такой же отпечаток и на другой его части. Делать такие рисунки можно и на тонированной заранее бумаге, и просто на белом листе.

Нарисуем солнечный закат:

Возьмем тонированный заранее лист бумаги:

Рисуем на нем верхнюю половину солнца

Можно добавить в красную краску оранжевый, желтый цвет

Сложить лист пополам

Потом можно аккуратно подправить, дорисовать детали и закат готов!

Вот некоторые варианты:

«Ваза с цветами». Такая простая и неповторимая бабочка. Монотипия «У реки»

· Второй приём - рисование на пластмассовой доске. Желательно, чтобы размер доски соответствовал размеру листа, на который вы собираетесь отпечатать рисунок. На этой доске рисуем гуашевыми (или любыми другими) красками задуманный сюжет. Можно процарапывать узор, ели вы, например, решили выполнить работу красками темного цвета. Вы можете использовать краску, как одного цвета, так и нескольких цветов; оставлять отпечаток и на белом листе бумаги и на цветном.

Нарисуем «Звездную ночь»

Красками темного (черного, зеленого, синего) цвета закрашиваем всю поверхность доски для лепки

Ватной палочкой процарапываем рисунок

Добавляем краской желтого цвета звезды и луну

Теперь листом бумаги покрываем доску, проглаживаем и аккуратно снимаем

Вот оттиски сделанные таким приемом:

Мнотипия «Ночь»

Монотипия «Натюрморт»

Мастер-класс по нетрадиционному рисованию в технике "Монотипия"

Арт - терапия или рисование с настроением



Тема: Нетрадиционное рисование в технике «Монотипия». Композиция «Горный пейзаж».
Данный мастер-класс предназначен для педагогов, родителей, детей от пяти лет
Цель:
- создание композиции «Горный пейзаж» в нетрадиционной технике рисования. «Монотипия».
- получить огромное удовольствие от самого процесса рисования.
Задачи:
- Расширение кругозора через получение теоретических знаний о новой технике рисования.
- Знакомство с техникой выполнения монотипии
- Развитие творческого воображения, фантазии;
- Воспитание старательности, усидчивости, аккуратности.
Предназначение: композицию можно использовать для украшения интерьера, в качестве подарка.

Ход занятия:

Здравствуйте уважаемые коллеги.
Я предлагаю вам занятие, которое снимет усталость, поднимет настроение, самооценку и каждый из вас почувствует себя художником. Использовать буду метод арт- терапии.
Занятия арт-терапией - это художественное лечение творчеством. Оно в основном задействует невербальные способы общения и самовыражения, применяется во многих направлениях психотерапии, в бизнесе, социальной работе, в педагогике.
Рисование - самый популярный метод арт-терапии.
Произвольный, тематический, сюжетный, хаотический, раскраски... О мастерстве и таланте в арт-терапии речь не идет.
Главное - получить огромное удовольствие от самого процесса рисования.
Заниматься арт- терапией может любой желающий, потому что в каждом из нас есть творческое начало, которое порой мы так усердно губим и скрываем даже от самих себя, а уроки рисования помогут нам его открыть. В сочетании цветов, смешении красок и интуитивном создании образов Вы найдете алхимическую формулу удачи! А шедевры, написанные в процессе занятий, станут не только украшениями, но и талисманами вашего дома. Сейчас мы с вами немножко поиграем с красками и вы убедитесь сами, что в каждом из вас живет художник, за 15 минут мы создадим 2 шедевра.
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски...
Всё нарисуем!
Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.
Валентин Берестов

Тема нашего занятия «Горный пейзаж» в технике «Монотипия».
Монотипия - один из удивительных видов изобразительного искусства. Mono означает «один», typos - «отпечаток». Единственный отпечаток, который может быть сделан любыми красками на любых основах.
Монотипия – это техника «уникального отпечатка», при которой гладкую поверхность или лист бумаги покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на листе.
Первооткрывательницей этого художественного метода была художница Елизавета Кругликова, которая сто лет назад делала офорты и в спешке сделала «кляксу» на печатной доске. Эффект отпечатанной «кляксы» ей понравился и она стала использовать его в своих работах.
Для работы нам потребуется:


Гуашь, кисть№1,№3
Четыре листа плотной белой бумаги формата А4
Стекло или керамическая плитка (обязательно идеально чистая поверхность)
Баночка с чистой водой

Ход работы

1. Положите стекло на лист белой бумаги


2. Нарисуйте горы темно-коричневой краской


3. Сверху на темно-коричневую краску нанесите охру


4. Добавьте вниз черной краски


5. Нарисуйте небо белой и синей гуашью


6. Нарисуйте воду


7. Наложите лист белой бумаги на влажный рисунок, прижмите лист руками



8. Осторожно снимите рисунок


9. Используйте рисунок на стекле второй раз, добавив немного зеленой краски и белизну в небо


10. Сбрызните рисунок чистой водой и положите сверху лист белой бумаги


11. Осторожно снимите рисунок


12. Сбрызните рисунок на стекле водой и получите третий оттиск


Монотипная печать – отличный подмалевок для работы в смешанной технике. Плавные переходы тонов монотипии усиливают декоративный эффект .
13 Полученные изображения можно доработать, используя пастель или краски. Тонкой кистью дорисовать необходимые детали.


Высохшие работы вставьте в рамки


Вот так мы получаем удовольствие от рисования. А вы? Вам было интересно? Как и обещала за 15 минут -2 шедевра. Творческих вам успехов и спасибо за внимание.

Монотипия в чистом виде в живописи используется редко. Обычно мастера применяют ее в смешанной технике.

Монотипия – это очень простая, но довольно красивая нетрадиционная техника рисования, с помощью которой можно создать уникальные рисунки за один прием. Ее используют не только для написания абстрактных картин, пейзажей, необычных портретов. Монотипия нашла свое применение и в науке. Наиболее известным примером ее использования в психологии являются пятна Роршаха.

Монотипия была изобретена гравером и художником Джованни Кастильоне. Хотя его работы весьма отличались от монотипных изображений художников-последователей, однако именно он решил объединить станок с кустарным трудом.

Монотипные картины пишут посредством нанесения красок на ровную поверхность, а затем делают оттиск рисунка на бумагу или другую плоскую поверхность. Изображения всегда получаются разными. Их оставляют либо в первоначальном виде, либо дорисовывают различные мелкие детали, создавая законченную работу.

Монотипию без труда осваивают даже маленькие дети. Данный вид творчества весьма полезен для развития у них воображения, мелкой моторики рук, образного мышления и творческих способностей.

В данной технике рисования главным является принцип зеркальности. Об этом не стоит забывать, так как вместо задуманного сюжета можно получить всего лишь непонятные кляксы. Для написания монотипных картин используют разнообразные краски: гуашь, акрил, масляные краски, акварель и т. д. Краски наносят на стекло или другу поверхность, не пропускающую влагу, не сильно густо, но следя за тем, что бы между ними не было никаких просветов. Мазки делают быстро, что бы краска не успела высохнуть. Для картин, выполненных с помощью оттисков, предпочтение отдается акриловым красителям. Они более сочные по цветовой гамме и имеют плотную консистенцию.

Когда картину рисуют на стекле, сверху на нее кладут белый лист, затем аккуратно придавливают его руками и разглаживают. Так же аккуратно его снимают с поверхности. Полученный отпечаток всегда будет уникальным, так как создать две одинаковых работы просто невозможно. Даже несколько отпечатков одного и того же рисунка будут иметь различия. Кстати, стекло и пластик создают разные отпечатки. Поэтому полученный оттиск одного и того же рисунка на их поверхностях так же будет отличаться.

Монотипия в чистом виде в живописи используется редко. Обычно мастера применяют ее в смешанной технике. На отпечатанной картине они сочетают различные формы и текстуры. Нужные детали художники дорисовывают при помощи обычной кисти.



Рассказать друзьям