Мотивация персонала: основные виды и методы. Система мотивации персонала

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей . Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил.

Потребности – нужда в чем-либо, необходимом, для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, внутренний побудитель активности .

Стимул – это побуждение к действию, причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов :

– Принуждение. Спектр форм принуждения достаточно широк: начиная с казни, пыток и др. видов физического наказания до лишения имущества, гражданства и т.п. В организациях используются административные меры принуждения: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на другую должность, увольнение с работы и др.

– Материальное поощрение. Эти стимулы представлены в материально-вещественной форме – заработная плата, премия, единовременное поощрение, компенсации, путевки, кредиты, ссуды и др.;

– Моральное поощрение. Стимулы направлены на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарность, Почетная грамота, Доска почета, почетные звания, ученые степени, дипломы, публикации в прессе, награды и др.;

– Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения. Например, написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение и др.

Теория мотивации стала активно разрабатываться с середины XX века, хотя многие мотивы, стимулы и потребности были известны с древних времен. В настоящее время существует ряд теорий мотивации, которые принято делить на три группы: первоначальные, содержательные, процессуальные.

Первоначальные концепции мотивации . Эти концепции складывались исходя из анализа исторического опыта поведения людей и применения простых стимулов принуждения, материального и морального поощрения. Наиболее известной и до сих пор применяемой является политика «кнута и пряника». «Кнутом» раньше чаще всего был страх смертной казни или изгнания из страны за невыполнение указаний царя, короля или князя, а «пряником» выступало богатство («полцарства») или родство с правителем («принцесса»). Она предпочтительна в экстремальных ситуациях, когда цель четко обозначена и не пригодна для выполнения сложных проектов с большой продолжительностью и значительным числом участников.

Теории «X», «Y» и «Z». Теория «X» была первоначально разработана Ф.У. Тейлором, а затем развита и дополнена Д. МакГрегором (США, 1960), который добавил к ней теорию «Y». Теория «Z» была предложена В. Оучи (США, 1980). Все три теории – это совершенно разные модели мотивации, ориентированные на разный уровень потребностей, и, соответственно, руководитель должен применять различные стимулы к труду.

Теория «X» базируется на следующих предпосылках:

– В мотивах человека преобладают биологические потребности.

– Обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы. Поэтому труд необходимо нормировать, а лучшим методом его организации является конвейерный.

– По причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения могут осуществлять необходимые действия и затрачивать усилия, необходимые для достижения целей производства.

– Средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственности, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасности.

– Качество работы у такого исполнителя низкое, поэтому необходим постоянный строгий контроль со стороны руководства.

Считается, что теория описывает взгляд на управление персоналом авторитарного руководителя.

Теория «Y» является антиподом теории «X» и ориентирована на другую группу работников, по отношению к которым эффективным будет демократический стиль управления. В основе теории лежат такие предпосылки:

– В мотивах людей преобладают социальные потребности и желание хорошо работать.

– Физические и эмоциональные усилия на работе для человека также естественны, как во время игры или на отдыхе.

– Нежелание работать не является наследственной чертой, присущей человеку. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда.

– Внешний контроль и угроза наказания не являются главными стимулами побуждения человека к деятельности для достижения целей организации.

– Ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением является то, которое связано с удовлетворением потребностей человека в самовыражении.

– Обычный воспитанный человек готов брать на себя ответственность и стремится к этому.

– Многим людям присуща готовность использовать свои знания и опыт, однако индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал человека.

Основные предпосылки теории «Z»:

– В мотивах людей сочетаются социальные и биологические потребности.

– Люди предпочитают работать в группе и предпочитают групповой метод принятия решения.

– Должна существовать индивидуальная ответственность за результаты труда.

– Предпочтительнее неформальный контроль за результатами труда на основе четких методов и критериев оценки.

– На предприятии должна существовать ротация кадров с постоянным самообразованием.

– Предпочтительнее медленная служебная карьера с продвижением людей по мере достижения определенного возраста.

– Администрация проявляет постоянную заботу о работнике и обеспечивает ему долгосрочный или пожизненный наем.

– Человек – основа любого коллектива, и именно он обеспечивает успех предприятия.

Положения, перечисленные выше, характерны для взгляда на мотивацию труда в японской модели менеджмента.

Таким образом, работники, описываемые теориями «X», «Y» и «Z», образуют различные группы людей и предпочитают различные мотивы поведения и стимулы побуждения к труду. В организации представлены все типы людей, и применение той или иной концепции мотивации определяется удельным весом работников конкретного типа в группе.

Содержательные теории мотивации. Теории этой группы постулируют, что поведение человека на рабочем месте определяется набором потребностей, к удовлетворению которых он стремится. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория иерархии потребностей А. Маслоу (США, 1943), теория существования, связи и роста К. Альдерфера (США, 1972), теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда (США, 1961), теория двух факторов Ф. Герцберга (США, 1959). Рассмотрим основные позиции этих теорий.

Теория иерархии потребностей А. Маслоу. Одним из первых бихевиористов, ученым, из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию к труду, был Абрахам Маслоу. Согласно его теории, потребности делятся на пять уровней :

– Физиологические потребности. В эту группу входят

потребности в пище, воде, воздухе, убежище и т. п. – те,

которые человек должен удовлетворять, чтобы выжить,

чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии.

– Потребность в безопасности. Потребности этой

группы связаны со стремлением и желанием людей

находиться в стабильном и безопасном состоянии: иметь

хорошее жилье, быть защищенным от страха, боли,

А. Маслоу (19081970)

болезней и других страданий.

– Потребность принадлежать к социальной группе.

Человек стремится к участию в совместных действиях, он

хочет дружбы, любви, желает быть членом определенной

группы людей, участвовать в общественных мероприятиях и т. п.

– Потребности признания и уважения. Данная группа потребностей отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также видеть, что окружающие признают их таковыми и уважают за это.

– Потребности самовыражения. Данная группа объединяет потребности, выражающиеся в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей и умений для самоутверждения в каком-либо деле.

Группы образуют пирамиду потребностей, в основании которой лежат потребности первой группы, а на вершине – потребности пятой группы.

Теория иерархии потребностей Маслоу – одна из наиболее известных теорий мотивации. Однако в концепции есть ряд уязвимых моментов: потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст, пол и т.д.); далеко не всегда наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в пирамиде Маслоу; удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию.

Потребности признания и самовыражения могут оказывать усиливающее воздействие на мотивацию в процессе их удовлетворения и уменьшать остроту проявления физиологических потребностей.

Теория существования, связи и роста (ERG) К. Альдерфера. Клейтон Альдерфер считал, что потребности человека могут быть объединены в три группы: существования (existence), связи (relation) и роста (growth) .

– Потребности существования включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: физиологические и безопасности.

– Потребность связи социальную природу человека, его стремление быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к данной группе можно отнести полностью потребности принадлежать к социальной группе, признания и уважения, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей безопасности пирамиды Маслоу, которая связана с групповой безопасностью.

– Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию.

Эти три группы потребностей, также как и в теории Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями есть принципиальное различие. По Маслоу, происходит движение от потребности к потребности только снизу вверх: когда удовлетворены потребности нижнего уровня, человек переходит к следующей, более высокого уровня потребности. Альдерфер полагает, что движение идет в обе стороны: наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом, в случае неудовлетворения потребности верхнего уровня усиливается сила действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень.

Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда. Теория Дэвида МакКлелланда связана с изучением и описанием влияния на поведение человека потребностей достижения, соучастия и властвования .

Потребность достижения проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал ранее. Индивидуумы, имеющие такую потребность, готовы браться за работу, несущую в себе элементы вызова, что позволяет им самостоятельно ставить цели.

Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Работники с такой потребностью стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, стремятся получить одобрение и поддержку со стороны окружающих, обеспокоены тем, что о них думают другие.

Потребность властвования является приобретенной, развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать людей, ресурсы и процессы, протекающие в его окружении.

Теория двух факторов Ф. Герцберга. Фредерик Герцберг разработал новую модель мотивации, основанную на потребностях. Все факторы, мотивирующие человека к трудовой деятельности, он разделил на две группы: факторы условий труда (гигиенические) и мотивирующие факторы .

Факторы условий труда связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. К ним относятся: политика фирмы, условия работы, заработная плата, межличностные отношения в коллективе, степень непосредственного контроля за работой.

Мотивирующие факторы связаны с самим характером и сущностью работы. Это такие факторы как: успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности, возможности творческого и делового роста.

Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточном проявлении факторов условий труда у человека возникает неудовлетворенность работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности их деятельности.

Процессуальные теории мотивации. Процессуальные теории рассматривают мотивацию как процесс, они анализируют то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Теории этой группы не оспаривают существование потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения. Имеются три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий Виктора Врума (Канада, 1964), теория справедливости Стэйси Адамса (США, 1963, 1965) и теория Лаймана Портера – Эдварда Лоулера (США, 1968).

Теория ожиданий В. Врума . Базируется на том, что активная потребность не единственное необходимое условие мотивации человека к достижению определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Модель мотивации по Вруму приведена на рис. 6.6.

Рис. 6.6. Модель мотивации по Вруму

Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. При анализе мотивации к труду теория ожиданий подчеркивает важность следующих факторов: затраты труда – результаты, результаты – вознаграждение и валентность (удовлетворенность вознаграждением).

Ожидания результатов (З–Р) – это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами.

Ожидания в отношении результатов – вознаграждений (Р–В) есть ожидания в отношении определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов.

Валентность – это ценность вознаграждения, предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Поскольку у различных людей потребности в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое в ответ на достигнутые результаты, может и не иметь никакой ценности.

Вопрос № 21 . Мотивы. Их функции и виды.

В самом общем виде мотивация личности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих личность к осуществлению определенных действий. Для понимания мотивационной сферы необходимо раскрыть некоторые термины, тесно связанные с этим процессом.

Под деятельностью в психологии понимают мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели. Важнейшими видами деятельности являются: игра, учение и труд.

Потребностно-мотивационная сфера личности включает в себя три группы потребностей: витальные, социальные и идеальные. Удовлетворение витальных потребностей обеспечивает биологическое существование индивида, признание со стороны себе подобных связано с социальными потребностями. В идеальных потребностях лежит причина творчества, добра, красоты, справедливости и всего подобного. Социальные потребности возникают вследствие осознания личностью общественной необходимости труда каждого человека для общества, государства. Все социальные потребности личности осознаваемы. Биологические потребности могут, как осознаваться, так и не отражаться в сознании. Например, потребность в витаминах.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие – цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направленно действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализирующую потребность. Цели разделяют на объективные (заданные обществом) и субъективные (самостоятельно поставленные человеком или принятые извне). Цель, поставленная человеком самостоятельно, усиливает мотивацию, создает позитивное настроение и удерживается дольше.

Под мотивом Леонтьев рассматривал, то объективное, что отвечает за потребности, побуждает и направляет деятельность. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. Выделяют следующие виды мотивов:

1. Мотив самоутверждения , связанный с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.

2. Мотив идентификации - стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т.п.). Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического "заимствования" энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.).

3. Мотив власти - одна из самых главных движущих сил человеческих действий, это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Этот мотив является едва ли не единственным мотивом деятельности, активность которого не следует усиливать, поскольку последствия могут быть ужасными.

4. Мотив саморазвития - это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность, это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений. Саморазвитие часто сопровождается внутриличностным конфликтом, но не является насилием над собой.

5. Мотив достижения цели - это стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Может оказаться, что у субъекта с сильным мотивом достижения в определенной ситуации мотивация достижения будет невысока, поскольку эта деятельность не имеет для него ценности. А человек с высоким показателем мотива достижения в некоторой конкретной ситуации, возможно, не будет стремиться достичь успеха, поскольку задание будет слишком сложным и вероятность достижения успеха – незначительными. Тогда как индивид, с низким мотивом достижения, при определенных обстоятельствах (посильность задания, большие шансы достичь успеха, привлекательность деятельности) будет демонстрировать высокий уровень мотивации достижения.

6. Мотив аффилиации - это стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Потребность в нем возникает как стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию и самооценке. Эта потребность строиться в онтогенезе на основе других потребностей, которые начинают функционировать ранее.

По направленности и содержанию мотивы классифицируют на:

    Социальные

    Познавательные

    Профессионально-ценностные

    Эстетические

    Коммуникационные

    Статусно-позиционные

    Традиционно-исторические

    Утилитарно-практические (меркантильные)

Все группы мотивов находятся в динамической связи между собой, сочетаясь самым причудливым образом в зависимости от возникающих условий.

По степени осознанности можно выделить осознанные и неосознанные мотивы. Выделяют мотивы реальные , осознаваемые личностью и определяющие достижения и мотивы мнимые (надуманные), которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах. Также мотивы можно разделить на: побудительные (они лежат в основе различных целенаправленных действий) и смыслообразующие (переводят общественно значимые ценности на личностный уровень – «для меня»).

Мотивы бывают внутренние и внешние. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе деятельности, познание нового, неизвестного. К внешним мотивам можно отнести стремление к похвале, общению, потребность быть первым и т.д.

Л.И. Божович : по критерию общественной значимости выделяла:

    Общественно значимые мотивы.

    Личностно значимые мотивы (эгоистические).

Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность личности, называются действующими мотивами. Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияют на активность человека и часто вообще не проявляются. А.Леонтьев называет их потенциальными мотивами, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.

Выделяют следующие функции мотивов:

    Побуждающая - связана с возникновением потребностей, которые приводят к мобилизации силы человека для их удовлетворения

    Направляющая - направляет деятельность на конкретный объект

    Управляющая - связана с планированием действий

    Организующая - деятельность мысленно организовывается

    Смыслообразующая - человек оценивает жизненное значение потребностей в связи с существующими обстоятельствами

    Отражательная - отражение в сознании человека средств достижения и последствий достижения поставленных целей или потребностей.

Потребности, цели и мотивы – являются основными составляющими мотивационной сферы человека. Поиск методов повышения мотивации личности к активной деятельности привел к рождению множества теорий мотивации. Каждая из них по-своему пытается ответить на вопрос, чем именно определяется тот или иной поступок в деятельности личности. Современные теории мотивации разделяются на две категории: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют личность делать так, а не иначе. Эти теории в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию. При закладке основ современных концепций наибольшее значение имели работы Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКелланда.

Процессуальные тории мотивации появились позже содержательных и основываются в первую очередь на том, что как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Имеются три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера Лоулера.

В современной психологии мотивом называют все, что составляет так называемые внутренние силы поведения, что актуализирует деятельность человека. По Леонтьеву, в ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом. В момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности. Это очень важное событие. Оно важно тем, что в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности.

Если посмотреть на то же событие со стороны потребности, то можно сказать, что через опредмечивание потребность получает свою конкретизацию. В связи с этим мотив определяется еще иначе – как опредмеченная потребность.

Мотив – это то объективное, что побуждает и направляет деятельность, отвечая той или другой потребности, конкретизируя потребность или удовлетворяя потребность.

То есть основная функция мотивов состоит в том, чтобы побуждать и направлять деятельность. Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива резко меняется тип поведения, если до этого момента поведение было ненаправленным, поисковым, то теперь оно приобретает «вектор», или направленность. Оно направлено на предмет или от него – если мотив отрицательно валентен.

Множество действий, которые собираются вокруг одного предмета – типичный признак мотива. Так согласно еще одному определению, мотив – это то, ради чего совершается действие . «Ради» чего-то человек, как правило, совершает много разных действий. И вот эта совокупность действий, которые связываются одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее особенной деятельностью или особым видом деятельности.

Одна деятельность, действия каждого конкретного субъекта могут побуждаться сразу несколькими мотивами. Полимотивированность человеческих действий – типичное явление.

По своей роли, или функции, не все мотивы «сходящиеся» на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них главный, другие – второстепенные. Главный мотив называется ведущим мотивом, второстепенные – мотивами-стимулами : они не столько запускают, сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.

Перейдем к проблеме соотношения мотивов и сознания. Мотивы не всегда осознаются, поэтому выделяют два класса мотивов: те, которые осознаются, и те, которые не осознаются. Примерами мотивов первого класса могут служить большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для зрелых личностей. Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании в другой форме. Таких форм, по крайней мере, две. Это эмоции и личностные смыслы.

Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это что-то затрагивает его мотивы.

Рассмотрим теперь вопрос о связи мотивов и личности. Известно, что мотивы человека образуют иерархическую систему. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере. Они проясняются в ситуации конфликта мотивов.

Новые мотивы образуются в ходе деятельности. В теории деятельности описан механизм образования новых мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель . Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом. Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти только, если накапливаются положительные эмоции.

В зарубежной психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотива в регуляции поведения:

1. Побудительная и направляющая функция мотива.

2. Детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивами.

3. Иерархия мотивов.

4. стремление к равновесию и напряжению - здесь мотив понимается чисто энергетически, (теория К. Левина, гедонистические теории).

Отечественная психология критиковала эти подходы за отрыв мотива от контекста деятельности и сознания. В теории деятельности Леонтьева в качестве общего механизма возникновения мотива рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и, тем самым превращения ее объектов в предметы потребностей. Отсюда: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей действительность. У человека источником развития мотива является процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в отногенезе выступают присущие данному обществу ценности, идеалы, интересы, которые в случае их интериоризации приобретают побудительную силу и становятся мотивом. Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования, то есть придают отражаемой в сознании действительности личностный смысл. Функции смыслообразования связаны с контролированием общей направленности личности. Существуют также мотивы-стимулы, которые энергетезируют поведение. Они могут быть очень сильными, но в случае столкновения мотивов верх берут смыслообразующие мотивы. Функция контролирования осуществляется мотивами не непосредственно, а через механизм «эмоциональной коррекции» поведения. Эмоции оценивают личностный смысл происходящего и в случае несоответствия этого смысла мотиву изменяют общую направленность деятельности личности - сдвиг мотива на цель (пример с чтением книги к экзамену).

По Леонтьеву , в ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом. В момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности. Это очень важное событие. Оно важно тем, что в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Если посмотреть на то же событие со стороны потребности, то можно сказать, что через опредмечивание потребность получает свою конкретизацию. В связи с этим мотив определяется еще иначе - как опредмеченная потребность.

Мотив - это то объективное, что побуждает и направляет деятельность, отвечая той или другой потребности, конкретизируя потребность или удовлетворяя ее. То есть основная функция мотивов состоит в том, чтобы побуждать и направлять деятельность.

Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива резко меняется тип поведения, если до этого момента поведение было ненаправленным, поисковым, то теперь оно приобретает «вектор», или направленность. Оно направлено на предмет или от него - если мотив отрицательно валентен. Множество действий, которые собираются вокруг одного предмета - типичный признак мотива. Так согласно еще одному определению, мотив - это то, ради чего совершается действие. «Ради» чего-то человек, как правило, совершает много разных действий. И вот эта совокупность действий, которые связываются одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее особенной деятельностью или особым видом деятельности.

По своей роли, или функции, не все мотивы «сходящиеся» на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них главный, другие - второстепенные. Главный мотив называется ведущий мотивом, второстепенные - мотивами-стимулами: они не столько запускают, сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.

Рассмотрим теперь вопрос о связи мотивов и личности. Известно, что мотивы человека образуют иерархическую систему. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере. Они проясняются в ситуации конфликта мотивов. Новые мотивы образуются в ходе деятельности. В теории деятельности описан механизм образования новых мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель.

Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом. Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти только, если накапливаются положительные эмоции.

Функции мотива

Мотив соединяет два понятия, находится на стыке двух понятий. Это понятия потребности и деятельности.

Умотива две функции:

1. Побуждающая, мотив направляет деятельность. Связывает мотив с потребностью. Потребность побуждала действовать (даже неопредмеченная). Мотив делает то же самое. Ранее побуждала потребность, а теперь предмет, мотив берет на себя энергетику потребности (закон оптимальной мотивации Йеркса-Додсона).

2. Образование смысла. Связывает мотив с деятельностью (загонщик – участник труда – должен понимать смысл своего действия – понимание отношения мотива к цели). Направленная активность. Мотив как бы метит смыслы, любые условия достижения цели.

В любой такой характеристике есть три взаимосвязанных аспекта. В общем виде: познание, эмоции и воля. Это характеристика мотива только с одной стороны, познавательной, – связь с внешним миром.

Вундт : побуждает не сам мотив, а соответствующая ему субъективная сторона, эмоция. Вот второе понимание – мотивация и эмоции по функции тесно связаны между собой.

Мотив – это (определение не вполне соответствует Леонтьеву) аффективно закрепленный предмет потребности, который направляет деятельность

Хекхаузен . Мотив – это родовое понятие, которое иногда отражается в других понятиях – потребность, влечение, склонность, интерес и т.д. Его характеристики:

    Направленность действия на определенное целевое состояние (задаваемая каким-то предметным представлениям) - динамический момент;

    Ценность, эмоциональная привлекательность, чувственная окраска этого представления;

    Стремление его достичь (волевой момент – стремится достичь, какие бы пути к этому не вели. Пытается достичь различными путями и средствами).

Закон оптимальной мотивации Йеркса-Додсона.

С усилением общей активации повышается качество исполнения действий, но до определенного предела. Если мотивация слишком высока, исполнение ухудшится.

Йеркс, Додсон провели эксперимент на мышах, цыплятах, кошках и человеке. Задача: различение яркостей двух предметов. Один из ответов произвольно оценивался как неправильный. Первый эксперимент – на танцующих мышах. Животных научали различать цвета – черный и белый.

Первый фактор – легкость или трудность задачи. Задача научения построена так: перед животными два тоннеля. Один окрашен белой, другой – черной краской (или закрыт белой и черной дверкой). Приманка всегда находится там, где белое, белый цвет. Белое и черное меняются в случайном порядке от пробы к пробе. Нужно различать. Задача – легкая, контраст цветов велик. Средняя сложность – предъявляют два черных цвета, один – несколько светлее чем другой. Трудная задача - фактически один и тот же цвет – серый, но оттенки разные. В одном случае – несколько светлее, чем другой.

Второй переменный фактор - сила отрицательного подкрепления. Позитивное подкрепление – приманка – не меняется, а негативное – изменялось. В полу тоннеля проложена проволочная сетка и по этой сетке – ток, ток определенного напряжения. Напряжение тока – слабой, средней силы или сильный. Абсцисса – ток, ордината – число проб для достижения необходимого уровня. В каждом случае имеется оптимум мотивации, при котором научение наиболее быстрое. Однако, этот оптимум зависит от трудности задачи.

Исследовательский вопрос: сила задач и сила отрицательного подкрепления. Какая мотивация является оптимальной для легкой или трудной задачи? Между этими двумя факторами – обратная связь.

Закон: «С увеличением трудности задания интенсивность наказания, определяющая оптимальную скорость научения, должна приближаться к пороговой величине».

Это означает, что в случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответствует сильной мотивации. Очевидно, что при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушений поведения (закон силы, у Торндайка). Но такая возможность возникает при трудных задачах.

Мотивация - обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.

Мотивация - побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих начало, направленность и уровень активности поведения человека. Включает в себя потребности, интересы, цели, намерения, стремления, побуждения (в т.ч. идеальные мотивы и материальные цели), имеющиеся у человека, а также внешние факторы, которые заставляют его вести себя определенным образом (стимулы).

Потребности - состояние нужды в определенных условиях, которых недостает человеку или животному для нормального существования и развития, дефицит. Чем выше эволюционное развитие организма, тем больше у него потребностей. Основные характеристики потребностей - сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения и предметное содержание. Потребности бывают органические, материальные, социальные и духовные; более подробно на видах потребностей мы остановимся ниже.

Мотив - это довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия.

Мотив - непосредственное побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направление. Мотив можно определить также как желательное состояние, к которому человек стремится и представление о котором складывается под влиянием текущей потребности. Например, когда человеку не хватает пищи (пищевая потребность), он испытывает голод и хочет стать сытым. Это желание и побуждает его искать возможность достать пищу. Отвергаемый обществом человек хочет почувствовать себя уважаемым и признанным (социальные потребности). Для этого он принимает какие-то меры для расширения общения и привлечения к себе внимания и т.п.

Характеристики мотивов: широта - это разнообразие мотиваций данного человека; гибкость - это способность удовлетворять мотивацию различными способами, например, есть разнообразную пищу или получать информацию не из одного источника, а из многих.

Важной характеристикой мотивации любой деятельности человека является отношение мотива к содержанию деятельности. При внутренней мотивация деятельность имеет для человека личностное значение сама по себе, например, как познавательная или содействующая личностному росту. Особую форму внутренней мотивации представляет собой интерес - познавательная мотивация без точной связи с какой-либо потребностью, кроме ориентировочно-исследовательской. При внешней мотивации деятельность выступает как средство для удовлетворения других потребностей (в зарплате, социальном престиже и т.п.).


Внешняя мотивация может быть положительной - стремление к успеху и отрицательной - избежание неудач. Стремление к успеху, мотивация достижений в сочетании с интеллектом образуют единую структуру, которая обеспечивает личности успешную адаптацию к жизненным условиям. Преобладание мотива избегания неудач ведет к неадекватной самооценке и нереальному уровню притязаний. Люди с преобладанием этого мотива выбирают для себя очень легкие или очень трудные задачи, т.е. такие, которые они наверняка решат или такие, которые не стыдно не решить.

Наиболее очевидная общая характеристика любого мотива - это его сила , которая выражается в том психологическом "давлении", которое оказывает мотив на текущее поведение, и в способности это поведение изменить. Силы мотивации зависит от нескольких факторов, прежде всего эта сила тем больше, чем больше субъективная значимость, важность достижения данной цели и субъективная вероятность ее достижения в результате данного поведения.

От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма (Утолив страсть, организм не станет реагировать на самую привлекательную женщину)

Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, «утверждает» данный вид деятельности (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим - поисковой деятельности. Таким образом, мотивация - индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида .

К мотивационным состояниям человека относятся: установки, интересы, желания, стремления и влечения.

Установка - это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которого оно совершается.

Различаются следующие виды установок:

1. Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность шейного отдела позвонков к движению головы)

2. Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего звукового фона)

3. Социально-перцептивная установка - стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности)

4. Когнитивная - познавательная установка (предубеждение следователя в отношении виновности подозреваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств, оправдательные доказательства отступают на второй план)

5. Мнемическая установка - установка на запоминание значимого материала.

Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в совре-менной психологии в двояком смысле: как обозначающее сис-тему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который сти-мулирует и поддерживает поведенческую активность на опре-деленном уровне. Мы будем использовать понятие «мотивация» преимущественно в первом значении, хотя в некоторых случа-ях, когда это необходимо (и оговорено), будем обращаться и ко второму его значению. Мотивацию, таким образом, можно оп-ределить как совокупность причин психологического характе-ра, объясняющих поведение человека, его начало, направлен-ность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчи-вость, направленность и прекращение после достижения постав-ленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познава-тельных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность, эмоционально специфическая окрашенность.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направ-ленной на достижение определенной цели. Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личност-ным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недоста-ет для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требу-ется (отсюда название «потребность») организму (личности). Потребности есть у всех живых существ, и этим живая при-рода отличается от неживой.

Другим ее отличием, также свя-занным с потребностями, является избирательность реагирова-ния живого именно на то, что составляет предмет потребно-стей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышен-ной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

Основные характеристики человеческих потребностей - периодичность возникновения и способ удовлетворения, дополнительной, но весьма существенной характеристике! особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная по-требность может быть удовлетворена.

Второе после потребности по своему мотивационному зна-чению понятие - цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направ-лено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознаваемо-го человеком в сложной мотивационной динамике его поведе-ния представить в виде своеобразной арены, на которой разво-рачивается красочный и многогранный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освеще-но то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Пси-хологически цель есть то мотивационно-побудительное содер-жание сознания, которое воспринимается человеком как не-посредственный и ближайший ожидаемый результат его дея-тельности.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развития можно оценивать по следующим параметрам: широта , гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационнойсферы понимается качественное разнообразие мотивационныхфакторов - диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека раз-нообразных мотивов, потребностей и целей, тем более разви-той является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

Заметим, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта - это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребно сти, а гибкость - подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкиваетсяна препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъекты, ее состояния, отвечающие изменяющимся условиям выпол-нения действия. Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации пове-дения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и сознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди, всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно та-ковы, какими они кажутся.

Понятие о мотиве и мотивации.

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны : побудительная и регуляционная . Психические процессы и состояния обеспечивают регуляцию поведения. Стимуля­ция, или побуждения, обеспечивающие активизацию и направленность поведения, связаны с мотивами и мотивацией.

Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Мотив - причина, лежащая в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Термин«мотивация» - более широкое понятие, чем термин «мотив» . Термин «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: система факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и другое); характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. В научной лите­ратуре мотивация - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Определения мотива в научной литературе:

1. Мотив (от лат . - двигаю) - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни субъекта и определяющий направленность его активности.

2. Мотив (от лат . - приводить в движение, толкать) - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.

3. Мотив - предметнонаправленная активность определенной силы.

4. Мотив - предмет (материальный или идеальный), побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради которого она осуществляется.

5. Мотив - осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Любая форма поведения может быть объяснена внутренними и внешними причинами . В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности.

Внутренняя (диспозиционная ) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное : диспозиционно и ситуационно.

Сиюминутное поведение человека - результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Мотивация человека - циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение. С этой точки зрения мотивация - процесс непрерывного и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотив - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными илинеосознаваемыми . Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Мотивы формируются из потребностей человека.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений. Больше всего - у человека.

Побуждающим к деятельности фактором является цель . Цель - осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель - мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как не­посредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Цель - основной объект внимания, который занимает определенный объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.

Различают цель деятельности и жизненную цель . Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни разнообразные деятельности, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. Реализация каждой из целей деятельности - частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком цели и реальности ее осуществления - перспектива личности .

Фрустрация - состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность осуществления перспективы. Это состояние возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами или когда они воспринимаются как таковые.

Основные характеристики мотивационной сферы человека :широта , гибкость ,иерархизированность.

Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости оценивают по следующим параметрам : широта, гибкость и иерархизированность. Широта мотивационной сферы - качественное разнообразие мотивационных факторов: диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой яв­ляется его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения общего характера (высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей низкого уровня.

Широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта - это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость - подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Следующая характеристика мотивационной сферы - иерархизированность мотивов . Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие - слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Введение

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Одной из наиболее сложных структур личности является мотивирование. Поскольку мотив всегда рассматривался как основа деятельности, его формированию посвящали свои исследования практически все ученые педагоги и психологи. Вопросам мотивации принадлежит ведущая роль во многих исследованиях.

Мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий

Под мотивами понимаются самые различные психологические феномены: представления и идеи, чувства и переживания, потребности и влечения, побуждения и склонности, желания и хотения, привычки, мысли, чувство долга, морально-политические установки и помыслы, психические процессы, состояния и свойства личности, предметы внешнего мира, установки, условия существования. Любую причину поступка человека называют мотивом. В самом общем плане мотив - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.

Таким образом, взгляды на сущность мотива у психологов существенно расходятся, но исследователи едины в одном: они рассматривают мотив как какой-то один психологический феномен (но разный у разных авторов), высказывая точку зрения на мотив как на побуждение, на потребность, на цель, на намерение, на свойства личности, на состояние.

Цель исследования - раскрыть особенности формирования стереотипов и их роль в регуляции поведения личности.

Предмет исследования - механизмы формирование мотивов, и условия их развития.

Объект исследования - проблемы формирования мотивационной сферы у личности.

Задача исследования - знакомство с теоретическими материалами, по данной теме, структурирование информации, установка связей связанных с проблемами формирования мотивационной сферы личности.

Мотивация

Определение Понятий мотив и мотивация

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае -- как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К. Мадсен; Ж. Годфруа, 1992), в другом случае -- как совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986), в третьем -- как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас, 1990).

А.Н.Леонтьев в 1956 году указывал, что мотив побуждает отдельные частные действия, но в более поздних работах он утверждал, что мотивы относятся только к деятельности, а действие не имеет самостоятельного мотива. В 70-е годы А.Н. Леонтьев становится на точку зрения того, что, когда одни и те же действия становятся деятельностью, то она приобретает самостоятельный мотив. Понимание мотива А.Н.Леонтьевым как “опредмеченной потребности” указывает на определение внутреннего мотива. В то же время поведение, деятельность человека побуждаются также и внешними мотивами .

Наряду с понятиями “мотивация”, “мотив” выделяется также понятие “мотивационная сфера личности”. Под мотивационной сферой личности понимают совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. Мотивационная сфера, или мотивация, в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому “стягиваются” такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.

В современной психологической науке деление мотивов на внешние и внутренние считается недостаточным. Выделяются положительные и отрицательные внешние мотивы. К положительным относятся мотивы успеха, достижения, к отрицательным - мотивы избегания неудач.

Достаточно полно проблема мотивации и мотивов деятельности человека представлена в работах Е.П.Ильина. Автор рассматривает такие проблемы: побудительные мотивы активности (поведения) человека и животных; потребность как внутренний побудитель активности человека; монистические представления о сущности мотива как потребности, цели, побуждения, намерения, личностных диспозиций, состояния, формулировки, удовлетворенности; мотивация как процесс; внутреннеорганизованная и внешнеорганизованная мотивация; мотив как сложное интегральное психологическое образование; виды мотивационных образований; онтогенетические аспекты мотивации и структуры мотива; мотивация общения; мотивация и эффективность деятельности; патология и мотивация; методы изучения мотивации и мотивов.

Е.П. Ильин считает, что для деятельности и действий имеется общий мотив. “ Однако цели деятельности и каждого действия в ее составе не совпадают, хотя те и другие обусловлены смыслом деятельности как своеобразным стержнем осуществляемой программы”. Автор считает, что самостоятельные действия должны иметь мотив, так как сознательно совершаемый поступок не может быть немотивированным. Таким образом, мотивация - это сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности, это совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение”, а также “процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Под мотивом следует понимать “сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием)” .

В современной психологии это понятие рассмат-ривается двояко. Первое значение определяет мотивацию как систему факторов , детерминирующих поведение человека (мо-тивы намерения, интересы , потребности, цели). Второе зна-чение -- мотивация как характеристика процесса, стимулиру-ющая поведенческую активность. Исходя из этого, можно дать определение этому понятию.

Мотивация -- это совокупность мотивов, побуждающих к активности и определяющих ее направленность.

Мотив -- это побуждение к выполнению определенной дея-тельности, к совершению поступков, в основе которых лежат потребности человека.

Мотивы фактически формируются на основе потребностей . Так как потребности имеют сложную структуру, отличаются многообразием и различной степенью выраженности, то и формирующиеся на их основе мотивы тоже сложны по струк-туре. Любой поступок имеет в своей основе не один, а не-сколько мотивов. Поэтому само поведение иногда называют полимотивированным. При этом между различными мотива-ми могут складываться отношения как позитивного, то есть взаимоусиливающего, так и негативного характера.

Потребности человека -- это осознаваемые и неосознаваемые нужды, которые он переживает, они необходимы для жизнедея-тельности организма и развития личности.

Потребности порождают желания, стремления, эмоции, чув-ства, побуждают субъекта к активности. Имеется несколько классификаций потребностей по разным основаниям. Предла-галось делить потребности на материальные (в пище, одежде, продолжении рода и т. п.), и духовные (в музыке, дружбе, труде, в чтении книг и т. п.). А.Маслоу разработал концепцию иерар-хии мотивов, в которой все потребности делятся на 5 классов (5 иерархических уровней). В.Мак-Дуггал предлагал набор потребностей довести до 18, а польский психолог К.Обуховский -- до 120. Некоторые психологи сводят все по-требности к 7 основным видам:

1) физиологические (питание, сон, дыхание и т. д.);

2) продолжение рода (рождение, воспита-ние, защита);

3) добывание средств к существованию (жилище, пища, одежда);

4) духовные потребности (запросы );

5) обще-ние (обязанности , права, симпатии и т. д.);

6) самовыражение (в религии, спорте, искусстве, науке и пр.);

7) самоутверждение (уважение, призвание, власть и т. п.);

Мотивы, рассматриваемые в качестве диспозиций , можно разделить на виды, названия которых аналогичны названиям потребностей: органические, материальные, социальные и ду-ховные (рис. 1).

В ситуационной диспозиции в качестве внешних мотиваторов выступают стимулы .

Рис.1.

Таким образом, мы можем видеть, что в большинстве случаев авторы трактуют понятия в зависимости от теорий, которых они придерживаются, но их мнения схожи в одном, что нельзя сводить понятия «мотив» и «мотивация», так как, одно из них включает в себя совокупность других. Так мотивация - это совокупность мотивов.



Рассказать друзьям