Можно ли подняться на родину мать. История создания памятника «Родина-мать зовет!»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Лифта здесь нет, смотровой площадки во рту или в мече тоже», - с таких слов Александр Чернов, ведущий научный сотрудник волгоградского филиала ОАО «НИИЭС», начинает экскурсию по скульптуре «Родина-мать зовет».

Главный монумент Мамаева кургана не предназначен для посетителей, но иногда сотрудники музея-панорамы «Сталинградская битва» делают исключения.

Общая высота монумента - 85 метров. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

85-метровая шахматная фигура

Вход в скульптуру расположен с тыльной стороны «Родины-матери». Металлическая дверь открывается, оттуда спускают небольшую лестницу, и, предварительно проверив паспорта, нас пускают внутрь монумента.

Дверь в скульптуру. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

Для Александра Чернова подниматься в «Родину-мать» - работа. Раз в неделю он приходит сюда, чтобы следить за состоянием монумента.

«Скульптура лилась монолитом, как сейчас строятся дома: постепенно снизу вверх деревянная опалубка заполнялась бетоном, - рассказывает Александр Чернов. - Кстати, строили ее те же самые люди, что и Волжскую ГЭС и из такого же бетона. Голова заливалась отдельно и ставилась на монумент».

Вся скульптура состоит из бетонных комнат. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

В скульптуре прохладно, темно и довольно-таки тесно. «Родина-мать» состоит из множества ячеек примерно 3 на 3 метра, которые как малогабаритные квартиры разбросаны по ярусам монумента.

Фигура «Родины-матери» стоит на бетонном фундаменте. С землей скульптура никак не связана.

«Что бы кто ни говорил, но она никакими канатами к земле не крепится. Это все равно, что шахматная фигура: ее можно поднять и переставить на другое место. Если, конечно, найдется, чем поднять», - говорит Александр.

Внутри натянуто 99 стальных канатов. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

Внутри «Родины-матери» натянуто 99 стальных канатов. Они тоже никак не крепятся к земле. Канаты установлены не во всем монументе, в основном в ногах и руках. Натяжение на каждом из них - 60 тонн. Канаты нужны для того, чтобы на бетонной скульптуре не образовывались трещины. За их натяжением следят постоянно: на каждом канате стоят датчики, раз в 10 дней с них снимают показания. Если канат ослабел, его можно натянуть. Обычно это необходимо делать раз в 5 лет.

Легенда о заблудившемся

Наверх ведет бетонная лестница. Она постоянно петляет между ячейками, обрывается в одной комнате и вновь продолжается в другой. Блуждая по этим бетонным лабиринтам, легко поверить в легенду, по которой то ли строитель, то ли солдат, выносивший мусор, заблудился в «Родине-матери» и не смог найти выход.

Наверх ведет бетонная лестница. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

«Конечно, никто здесь не пропадал, но бывало людей забывали на несколько часов, - говорит Александр. - Так выйдет кто-нибудь, закроет за собой дверь, выключит рубильник - и броди в темноте. По корпусу еще можно, держась за лестницу, спуститься, а вот если в шлейфе - там узко и передвигаться можно только на карачках».

На стенах, помимо надписей «Зина», «Здесь был…» и отметок каждого яруса, встречаются шпаргалки тех, кто следит за монументом. Это маленькие записки с набором цифр. Так Александр и его коллеги отмечают трещины и следят за ними.

Листочки на стене - пометки на местах трещин. В этой комнате кончается одна из групп натянутых канатов. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

«Сколько ступеней ведет наверх, я не знаю, после 200 всегда сбиваюсь, - говорит наш гид. - А вообще сейчас подниматься легко, потому что температура на улице оптимальная. Летом, если на улице +40С°, то и здесь столько же. Да к тому же душно, потому что из вентиляции только люк на макушке да дверь внизу».

В некоторых комнатах стоят большие красные баллоны - система пожаротушения. Ее установили после пожара в Останкинской башне.

Каждый баллон системы пожаротушения весит около 100 килограммов. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

«В башне такие же канаты, как и в «Родине-матери», - поясняет Александр. - Смазка на канатах жировая, может и загореться. К тому же, как и в Останкинской башне, здесь много электричества. Установка системы пожаротушения шла долго, каждый такой баллон весит около 100 килограммов, чтобы поднимать их, кое-где приходилось срезать перила».

Голуби в мече и мыши в голове

На уровне груди мы попадаем в небольшую комнату - это рубка, «сердце» статуи, здесь стоит аппаратура, с помощью которой контролируется натяжение канатов, датчики колебаний от ветра.

Александр Чернов показывает центральную комнату монумента. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

По словам смотрителей, если снаружи дует сильный ветер, то внутри это не сильно заметно - например, качнется проволока, висящая на стене. Но стоит гул от меча.

Еще несколько пролетов бетонной лестницы, и примерно на уровне шеи она заканчивается. Здесь из небольшого помещения расходятся канаты, которые стягивают руки. Отсюда же по руке можно пройти в меч.

По руке монумента можно попасть в меч. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

«Когда-то в мече жили голуби, - говорит Александр Чернов. - Одна голубка даже яйца там высиживала. Активная такая была - поднимаешься по мечу, а она в лицо лезет. Потом улетели все».

В статуе когда-то даже водились мыши. Причем грызуны добирались до самой верхней площадки в голове «Родины-матери». Чем они питались, смотрители до сих пор не понимают.

Канаты, натянутые в руке «Родины-матери». Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

Дальше вверх ведет несколько металлических лестниц. После них деревянный помост. Мы в голове. До люка на макушке осталось всего несколько ступеней. Подъем на высоту 52 метров, что примерно равно 17-этажному дому, прошел незаметно.

Металлическая лестница в шее скульптуры. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

Александр открывает люк и показывает на предпоследнюю ступень - подняться он разрешил только на нее. Выше уже опасно.

Голова «Родины-матери». Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

Первое, что видишь, когда поднимаешься наверх, это 33-метровый меч. За ним центр города, левее - Волга. Держаться можно только за бетонную макушку, страшновато, ноги трясутся. Если закричать, у подножия скульптуры тебя никто не услышит. Не успев понять, что произошло, спускаешься вниз.

Вид из люка на макушке скульптуры. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

«В первый раз тебя просто захлестывают эмоции. Осознание приходит только потом. Я когда полез второй раз, уже попытался разглядеть свой дом, - говорит Александр. - Представляете, не все стоя здесь, решаются подняться. Одна девушка дошла до этой площадки, а в люк не полезла - испугалась. Сказала, что потом на фотографиях посмотрит».

Крючок для альпинистов. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

Рядом с люком на макушке вмонтирован металлический крючок. За него цепляют страховку альпинисты. Промышленный альпинизм появился в стране именно благодаря «Родине-матери» - для работы на данном объекте эти специалисты были привлечены впервые.

Она не падает

К слухам о скором падении монумента Александр Чернов относится с иронией.

«Мы сейчас находимся в самой верхней точке и все вместе добавили несколько сотен килограммов. Не боитесь? - спрашивает он. И тут же продолжает. - Вообще очень много в этой теме надуманного. У скульптуры есть проблемы, но все они решаются в плановом порядке. Крен сейчас 90 мм, а не 216, как пишут иногда. Этот крен связан с фундаментом. Он не критичен. Вучетич действительно давал 50 лет гарантийного срока. Но 50 лет уже прошло. И ничего плохого не случилось».

Александр Чернов уверяет, что слухи о скором падении «Родины-матери» сильно преувеличены. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

В ближайших планах - защитить монумент от влаги. Проект гидрофобного покрытия находится на стадии разработки. Когда дело дойдет до его реализации, «Родину-мать» оденут в леса. А пока она боится влаги и дает протечки, особенно зимой.

Скульптура не предназначена для того, чтобы сюда водили посетителей. В планах ее создателей никогда не было лифта или смотровой площадки в голове. Из благ цивилизации здесь только электричество, даже телефонная связь с перебоями.

«Сейчас здесь хотя бы чисто, а когда я сюда первый раз пришел, было очень много пыли, строительного мусора. Мусор отсюда выносить тяжело, делали это в основном солдаты. Спускаться в туалет далеко, ходили они, кто где мог. А каких только надписей на стенах здесь не было. Но все затерли, - говорит Александр Чернов. - Это снаружи «Родина-мать» памятник, монумент, а внутри - строительная конструкция. Мы ведь не в Америке живем, у нас парадно делают только с одной стороны».


  • © / Григорий Белозеров

  • © / Григорий Белозеров

  • © / Григорий Белозеров

  • © / Олеся Ходунова

  • © / Олеся Ходунова

  • © / Григорий Белозеров

  • ©


Монумент «Родина-мать» на Мамаевом кургане установлен неслучайно. Это место особое, где каждый сантиметр земли пропитан кровью советских солдат. Ожесточённые бои за 102-ю высоту шли здесь 140 дней. И именно здесь после войны было решено увековечить подвиг советского народа. Внутри этого грандиозного монумента удаётся побывать немногим, но вездесущие блогеры проникают везде.


200 ступеней ведут к подножью монумента «Родина-мать» в Волгограде. Мамаев курган является местом захоронения 35 тысяч защитников города, а венчает мемориал памятник общей высотой 85 метров. Установлен памятник на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Масса скульптуры более 8000 тонн, а высота фигуры – 52 метра. Толщина стен скульптуры – около 30 сантиметров. Интересно, что статуя на плите стоит совершенно свободно, как шахматная фигура на доске.


Каждую неделю сотрудник ОАО «НИИЭС» поднимается на верх Родины-матери, чтобы справиться о её «самочувствии» - снять показания с датчиков, которые там установлены.


В отличие от статуи Свободы Родина-мать не предусматривает проведение экскурсий внутри. Внутренней отделки здесь нет. А после пожара в Останкинской телебашне сняли даже опалубку. Вентиляционной системы внутри скульптуры тоже нет, поэтому здесь летом душно и жарко, а зимой монумент промерзает насквозь, и на корпусе образуется наледь.



В трёх внутренних секциях монумента 99 канатов, которые протянуты от пяток статуи до уровня груди. На каждый канат приходится 60-тонная нагрузка. На каждом тросе установлены электромагнитные датчики, записывающие частоту колебаний. Специалисты снимают эти показания и контролируют натяжение.






Стальные тросы установлены и в руках монумента. Через небольшой лаз можно попасть в просторное помещение, а через него – в правую руку статуи. Ещё немного усилий, и можно попасть в меч. Правда, пролезть внутрь может только очень стройный человек, да к тому же в минимуме одежды.




По 3-метровой лестнице можно попасть к люку, расположенному на макушке Родины-матери. Буквально несколько шагов вверх и Волгоград, как на ладони.




Отдельно стоит сказать о мече. Изначально он представлял собой стальной каркас, обшитый титановыми листами. Из-за высокой парусности меч раскачивался на ветру. Это привело к деформации конструкции, а металлические листы неприятно скрежетали. Из-за этого в 1972 году лезвие меча заменили на бескаркасное стальное. Оно стало несколько короче (28 метров, а не 33), и в нём были сделаны отверстия для для гашения колебаний от ветров и для уменьшения парусности.

Приветствуем всех читателей сайта «Я и Мир»! Более 70 лет прошло после самой страшной войны 20 столетия, но центральная скульптура на Мамаевом кургане «Родина-мать зовет!» (памятник) по сей день является напоминанием о тех ужасных событиях.

Общий вид

Эта скульптура входит в десятку высочайших в мире. Её размеры огромны – вместе с длиной меча она достигает 85 метров, и весит 8 000 тонн. К тому же возвышенность, на которой она стоит, высотой 14 м. Грандиозно описание памятника: внезапно поднялась над курганом русская женщина и зовёт всех своих сыновей идти на защиту родной земли от врага.



Волевое лицо обращено назад, к воинам – она громко кричит. Раздуваемые ветром волосы и одежда словно огромная сила двигают её вперёд. Женщина похожа на птицу, взлетевшую в небо над городом. Посмотрите великолепие скульптуры на картинках.




К возвышенности ведут дорожки, вдоль которых надгробные плиты с павшими воинами-освободителями города. Под самим холмом с великой скульптурой тоже захоронены солдаты и простые жители – всего 34 505 защитников.

Строительство


Например, первоначально Родина-мать держала красное знамя, а рядом на одном колене стоял воин. Но потом женщину оставили одну. Сама статуя «подросла» на несколько метров и стала выше знаменитой Статуи Свободы.


Многих интересует вопрос: с кого скульптор лепил Родину-мать? Вариантов несколько – спортсменка-дискоболка, жена автора Вера, официантка в ресторане Валентина Изотова и даже фигура «Марсельезы» в Париже.


Внутри натянуто множество тросов, поддерживающих статую и не дающие прогнуться тяжёлую бетонную конструкцию. С фундаментом скульптура не скреплена, а стоит только благодаря своей тяжести.


Интересные факты:

  • изображение статуи нарисовано на гербе и флаге Волгоградской области и на почтовой марке Германии 83 года;
  • небольшая копия поставлена в Китайской Маньчжурии;
  • чтобы заливка статуи шла по графику, на машины, везущие к кургану бетон вешали ленточку, дающие право проезжать на красный цвет светофора;
  • у подножия вырыты специальные ниши для домкратов, если скульптуре будет грозить падение.


В честь какого события построен знаменитый памятник? 200 дней продолжалась битва за высоту под Сталинградом, зимой и летом земля оставалась чёрной от разрывов снарядов, а весной, после освобождения города от врага на кургане даже не взошла трава. В честь страшной битвы была возведена скульптура.


Найти великий памятник воинам-освободителям можно по адресу: в городе Волгограде, проспект Ленина, Мамаев курган. Великолепны фото статуи со всех сторон.

Видео

Кто создал, где находится, что означает, в каком городе стоит и когда был создан – всё это показано в статье о грандиозном строительстве скульптуры «Родина-мать зовёт!»

П амятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» - вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.

Волгоград. Мемориальный комплекс «Родина-мать зовёт!». Андрей Ижаковский / Фотобанк Лори

Конкурс без границ . Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны . Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров - 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа - из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1962. Фотография: zheleznov.pro

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: stalingrad-battle.ru

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: planet-today.ru

Изменения в композиции . Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо - со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Первый железобетонный памятник . Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.

Советская легкоатлетка Нина Думбадзе на соревнованиях. 1950-е. Фотография: russiainphoto.ru

Барельеф «Отход волонтеров на фронт в 1792 году» («Марсельеза»). Триумфальная арка. Скульптор Франсуа Рюд. Париж, Франция. 1836

Скульптура «Ника Самофракийская». Пифокрит из Линдоса. Около 190 до н.э. Лувр, Париж

Укрепление конструкции . Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню . Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.

Памятник эпохи трех генсеков . Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет - его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС - в то время уже Леонид Брежнев.

Самая высокая статуя мира . Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы - ее высота без пьедестала составляла 46 метров.

После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.

Стальной меч . Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника - меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.Монумент «Родина-мать зовет!». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Николай Никитин. Волгоград. 1959-1967

Монумент «Воин-освободитель». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Яков Белопольский. Берлин, Германия. 1949

Образ «Родины-матери» . Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.



Рассказать друзьям