Можно ли творчеству научиться? Народные промыслы: творческое обучение в процессе уроков ИЗО в младших классах на примере Берестяного промысла Постановка цели и её осознание.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На районный конкурс «Учитель года 2013г.»

Номинация «Воспитать человека»

МБОУ «Ясненская средняя общеобразовательная школа№7»

Текст публичной лекции на тему:

« Можно ли научить творчеству?»

Составила:Ермолина Н.Г, воспитатель ГПД

2013г.

Эпиграфом к своему выступлению я взяла стихи известного украинского поэта Льва Болеславского

Творящий бедности не знает.

Далекий от мирских щедрот,

Добычею богатств не занят , -

Он из души их достает.

Можно ли научить творчеству? Вопрос , заданный темой лекции, можно обсуждать долго. Тема ,поднятая в нем, действительно, очень актуальна . Я попыталась найти ответ на этот вопрос, а вот нашла ли –судить вам.

Когда мы говорим о творчестве , то прежде всего имеем в виду великих людей : писателей, художников, ученых. Однако, каждый человек занимается в своей жизни творчеством. «Всякий человек – считал Семен Львович Франк известный русский философ - есть хоть в малой мере или потенциальной форме творец. Всюду, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество

Даже самый скромный обыденный человек кроме простого, извне предписанного выполнения своих обязанностей вносит в свою работу элемент чутья, импровизации, догадки , справляется с индивидуальным положением каким-то новым, небывалым, рождающимся из его души способом , и тогда о такой человеке отзываются, как о человеком творческом.

Элементы творчества сопровождают и нас с вами. Согласитесь ,если мы идем покупать себе новое пальто – мы обязательно ищем не просто по размеру, а еще- красивое, отличное от других. Мы даже не задумываемся, что мы ищем , по сути дела, творческую работу художника-модельера , причем, модельера-профессионала . Если мы строим дачу и обустраиваем дачный участок -мы ищем или конструируем такой проект, главным критерием которого будут неповторимость, непохожесть на другие. Каждый из нас в большей или меньшей степени человек творческий и готов совершенствоваться в этом направлении.

Но любой архитектор,модельер,художник когда-то учился в школе, где нет учебного предмета «творчество». В связи с этим возникает вопрос:

А можно ли научить творчеству так, как учат танцевать? Каким образом?

Давайте сначала обозначим точнее само понятие «Творчество»

Согласно Новой философской энциклопедии , творчество – это категория философии, психологии и культуры, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности , состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции. Следовательно, понятие творчества относится сразу к нескольким отраслям научного знания и затрагивает многие сферы жизни человека.

Энцикопедический словарь дает такое толкование:

2) Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет следующие виды творчества

Художественное,

Научное,

Техническое,

Спортивно-тактическое,

А также военно-тактическое творчество

Механизмы творчества до сих пор изучены ещё недостаточно . Характеризуя проблему творчества как одну из наиболее загадочных, волнующих и злободневных , философию. прежде всего волнует суть самого процесса творчества – как вообще возможно творчество?

Попытки понять и описать феномен творчества сразу наталкиваются на неразрешимые парадоксы : люди, много знающие о творчестве, сами не творят , разве что пишут интересные статьи и книги по проблеме творчества, (что тоже в определенном смысле является творчеством). Тот же, кто творит, создает совершенно новые ценности в науке или искусстве, чаще всего не знает , как от это делает (а то, что он потом рассказывает теоретикам творчества, особой ценности не представляет, ибо никаких общих выводов или рекомендаций из его сугубо индивидуального опыта получить нельзя ).

Можно сколь угодно перебирать знания, полученные в школе, вычитанные из книг, - ничего нового не создашь. Нужно самому измениться, нужно научиться всё время удивляться миру , всё время видеть тайны и проблемы там , где другой ничего подобного не видит.

Творчество – это образ жизни .

Значит, учиться творчеству можно у тех людей,для кого творчество- образ жизни ? Где же найти таких людей? Понятно, что роль отводится тем, кто воспитывает детей- родителям, учителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования.

Природа распорядилась так,что творчество естественным образом сопровождает все действия ребенка. Еще Гегель отмечал: мальчик, бросая камешки в воду, видит в расходящихся кругах печать своего воздействия. Ребенок, увидевший в причудливых очертаниях облаков замки, роскошные сады и заливы -творец, правда, пока воздушных замков. Строя их, он утоляет свою творческую жажду. Девочка впервые в жизни нарисовала космический корабль. Она приглашает всех посмотреть на свое творение, в своих глазах она теперь лицо более активное , чем раньше. Освобождение от гнета подражания получило толчок. Такое чувство укрепляется под влиянием одобрения взрослых.

Изучение феномена творчества связано с именами А.М.Леонтьева, С.А.Рубинштейна, Д.Б.Богоявленской, А.М.Матюшкина, Л.А.Пономарева, О.К.Тихомирова и многих других видных отечественных психологов.По отношению к детям эти ученые вводят термин «творческие способности». Поэтому правильнее говорить не о развитии творчества , а о развитии творческих способностей детей.

Уважаемые слушатели, говоря о творческих способностях детей давайте на минутку представим себе портрет такого ребенка. И как вы считаете - т ворческий ребенок - хорошо это или плохо ?

Можно сказать, что это странный вопрос, ну конечно, хорошо! Не будем торопиться. Ответ не столь однозначен , как может показаться на первый взгляд. Еще в семидесятых годах прошлого века американский исследователь П.Торренс заметил, что большинство творческих людей оказалось среди двоечников, безработных и т.д. Связав этот факт с непониманием и неприятием их обществом, он предложил учителям охарактеризовать творческого ученика по ряду параметров. И, оказалось, что большинство из них называли черты вовсе не свойственные таким детям. Учителя, как правило, представляют себе творческого ученика как быстро обучающегося , дисциплинированного, эрудированного, общительного, исполнительного приспосабливающегося и т.д. А вот на взгляд исследователей , они отличаются как раз противоположными качествами: конфликтностью, противоречивостью, повышенной чувствительностью и ранимостью, критичностью, неровным поведением и т.д. Получается, что взрослые просто «не видят» действительно творческих детей, в результате чего их способности в стенах школы остаются незамеченными , нереализованными и часто начинают проявляться в негативном поведении. Вот что сказал об этом немецкий социолог и психолог Эрих Фромм: «Если влечение к творчеству не получает реального выхода, возникает тяготение к разрушению . Психологическое напряжение таково, что если человек не сможет соединить себя с миром в акте творчества, то рождается побуждение к устранению и разрушению мира... Альтернатива вполне четкая - творить или уничтожать ». Конечно,м ожно поспорить о том,что немало творческих личностей среди дисциплинированных и уравновешенных детей, но стоит присмотреться и к результатам научных исследований.

Начальная школа, работающая на будущее , должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.

Психологи утверждают -младшему школьнику интересны и рисование, и конструирование. Он любит петь, танцевать, мастерить , у него яркий познавательный интерес, основанный на интуитивном принятии ценности знания. Высокая эмоциональность , недостаточная способность к длительным волевым усилиям обусловливают преобладание интереса к небольшим, близким, конкретным по результату делам, которые дети хорошо себе представляют от замысла до завершения (видимо этим и обусловлена продолжительность занятия не более 30 мин). Есть дети, у которых пока нет установки на самостоятельность, активность, творчество. Масштаб его творчества пока ограничен. И вместе с тем он постоянн о решает новые для него задачи, делает для себя новые открытия. Конечно, уровень творческого отношения в каждом конкретном случае у разных детей разный. Педагог должен стараться сделать так , чтобы в каждом общественно-полезном деле у ребенка проявлялся творческий подход.

Моя профессия воспитателя дает мне возможность настроить на волну творчества, указать пути творчества моим воспитанникам-ученикам начальных классов, тем более, что дети этого возраста всегда готовы создавать что-то новое, они умеют искренне удивляться , с желанием выполняют работы.

Свой опыт проведения занятий художественно-эстетического направления в группе продленного дня я использовала для создания рабочей программы Творческой мастерской «Фантазия» для учащихся 1 класса – ведь не секрет,что по новым ФГОС внеурочной деятельности отводится большая роль.

Как очень неравнодушный к творчеству человек, я люблю создавать нестандартные подарки к дню рождения друзей, украшаю дом своими руками, ищу новые идеи в журналах и интернете. Знакомлю и учу новым технологиям детей и коллег. Разрешите представить свои находки вам.

(Презентация -показ своих работ)

Позвольте резюмировать сказанное:

Творчество естественным образом сопровождает все действия ребенка.

Младший школьный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей . К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются , поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.

-Успешное развитие творческих способностей возможно, но лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Такими условиями являются:-

- грамотно спланированная воспитательная работа,

Четко организованная внеурочная деятельность,

Диагностическая работа по выявлению способностей детей,

Создание творческой доброжелательной атмосферы на каждом уроке и внеурочном занятии и формирование такого же подхода к детскому творчеству и его результатом у родителей,

Участие детей в различных конкурсах.

У Константина Эдуардовича Циолковского есть великая “ формула” приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала открыть истину, известную многим , затем открыть истины, известные некоторым , и, наконец, открыть истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития таланта. Наша обязанность –помочь ребенку встать на этот путь..

Так можно ли научить творчеству? «Творчество» - синоним слову «уникальность», «неповторимость»- категория философская. Ему научить невозможно. Но можно и нужно :

Развивать творческие способности детей,

Учить творческому подходу в любом виде деятельности,

Примерами известных людей показывать творческие возможности, заложенные в человеке природой ,

Строить систему воспитания детей так, чтобы творчество стало их образом жизни.

Пусть и в нашей с вами жизни всегда найдется место творчеству!

Спасибо за внимание!

Список литературы

    Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.

    Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2006. - 357с.

3.. Богоявленская Д.П. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Пресс. 2007. - 203с.

4.. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56.

5. Дыбина О.В. Творчество - как сущность характеристики человеческого бытия. Изд. Педагогическое общество России. М., 2009. - 167с.

6.. Зак А.З Методы развития способностей у детей М 1994

7.. Ильичев Л.Ф.Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. М.-1983 г. – с. 649.

8. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами.//Научно-практический журнал. – 2002 г. - № 1.- с. 36-42.

9.ЛезгинаН.Л. «Алгоритм» творчества или творческий потенциал? Сб. «Философия детства и творчества», С-Пб. Изд. СПГТУ, 2008. - 85с

10.. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность. // Семья и школа, 2008, №9. - 96с.

11. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 2008. - 275с.

12. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004 г. - № 6.- с. 33-42.

13. Симановский А. Э. Развитие творческих способностей младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 207с.

14.. Хуторский А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2000 г. - с.22.

15. Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа.- 2004 г. - № 5. с. 6-12.

16. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание младшего школьника. – М. – 1961 г.- с. 75-76

Известный театральный режиссер Г. Товстоногов утверждает: «Будущего живописца можно научить основам перспективы, композиции, и научить человека быть художником нельзя. В нашем деле тоже».

Если это высказывание понимать так, что для того, чтобы стать художником, нужна специальная одаренность, то спорить с этим невозможно. Однако социологи и психологи говорят о том, что личностью не рождаются, личностью становятся. В полной мере это относится и к художнику. Изучение биографий выдающихся художников помогает выявить некоторые общие факторы зарождения, становления художественной личности. Особенно показательными в этом отношении являются те личности, про которых искусствовед Д.В. Сарабьянов замечает, что у них сама «биография становится историей развития художественной личности». Такой личностью был, например, В.А. Серов.

Сложным и дискуссионным является вопрос о том, какое место в художественном воспитании принадлежит процессам обучения, научения, школе в широком смысле слова. В дальнейшем мы будем говорить о художественной, живописной школе. Бытует точка зрения, что школа препятствует формированию творческой личности художника. Наиболее крайнее выражение эта позиция нашла в высказывании Дерена, французского художника, одного из «диких» (фовистов). «Избыток культуры, – считает он, – самая большая опасность для искусства. Настоящий художник – это необразованный человек». Близка к нему и позиция русского художника А. Бенуа: «… все вредно, если ты этому учишься! Надо работать с охотой, наслаждением, увлечением, брать, что попадется, любить работу и на работе незаметно для себя учиться».

Даже те, кто за школу, за науку, не могут не видеть объективных противоречий между обучением правилам, законам и творчеством.

Заслуживают внимания в этой связи мысли скульптора А.С. Голубкиной, высказанные ею в небольшой книге «Несколько слов о ремесле скульптора» (1923). Автор считает, что, приступая к учебе, самоучки теряют в школе искренность и непосредственность и жалуются на школу, что она в них убила это. «Отчасти это правда». Часто до школы в работах бывает больше своеобразного, а потом они становятся «бесцветными и шаблонными». На этом основании некоторые даже отрицают школу. «Но это неверно…». Почему? Во-первых, потому, что у самоучек без школы в конце концов вырабатывается свой шаблон, а «скромность незнания превращается в бойкость невежества». В результате моста к настоящему искусству быть не может. Во-вторых, бессознательная непосредственность незнания долго удержаться не может. Даже дети очень скоро начинают видеть свои ошибки и на том их непосредственность кончается. Назад к бессознательности и непосредственности дороги нет. В-третьих, школа может и должна быть организована так, чтобы не только нейтрализовать негативные моменты, связанные с необходимостью усвоения ремесла, навыков, правил или шаблонов, но даже в процессе обучения ремеслу одновременно «учить» творчеству.

В чем же заключаются основные моменты организации учебного процесса, способствующие формированию творческой личности художника? В мировой и отечественной художественной педагогике в этом отношении накоплен известный опыт. Много ценного, например, содержится в педагогической системе Чистякова, Станиславского, Г. Нейгауза и др. Объясняется это тем (помимо всего прочего), что выдающиеся педагоги порой интуитивно, а нередко и теоретически осознанно учитывали важнейшие психологические и нравственные закономерности творческой деятельности.

Творчество свободно, непредсказуемо и индивидуально. Как это совместить с необходимостью выполнять определенные задания (упражнения), в соответствии с правилами (принципами и т.п.), общими для всех тех, кто обучается в данной школе?

В процессе научения творчеству педагог должен знать главных «врагов» творческого развития, факторы торможения. С психологической и этической точки зрения самый главный враг творчества – страх . Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. А.С. Голубкина в уже упомянутой нами книге о ремесле скульптора пишет, что настоящий художник, творец, должен быть свободен от страха. «А не уметь, да еще трусить, – это невесело».

Страх – это психологическое состояние, но оно оценивается нравственным сознанием как отрицательное моральное качество. Страх – не только боязнь неудачи. Он противостоит смелости и мужеству , необходимым для реализации морального чувства нового, создания новой художественной ценности.

В связи со сказанным встает очень важный практический вопрос о целесообразности экзаменов, оценок в процессе научения творчеству. Например, П.П. Чистяков считал, что, поскольку «молодые силы любят соревнование», выполнение заданий на оценку в принципе полезно и может стимулировать успехи в обучении. Однако постоянную работу «на номер», т.е. на экзамен и конкурс, он считал вредной. Такая работа неизбежно связана со страхом не уложиться в срок. Учащийся отвлекается от творческого решения задачи и подменяет ее погоней за выполнением обязательных правил. «Формальность» соблюдается, а дело ускользает: оно поставлено на второй план. Торопясь окончить работу к экзамену, художник пишет «грубо-полумерно», и винить его за это нельзя. Сегодня многие педагоги, озабоченные тем, чтобы в процессе обучения одновременно развивать, формировать творческую личность учащегося, приходят к выводу, что вообще надо снять систему оценок успеваемости и перейти на определение динамики успеваемости с помощью тестирования. Результаты тестирования важны для педагога, для того, кто управляет процессом обучения и развития. Учащийся должен знать, что он движется вперед. Чистяков, например, постоянно подчеркивал, что ход постепенного и неуклонного подъема должен ощущаться молодым художником. Место страха должны занять положительные эмоции, в том числе и нравственные (самоуважение и т.п.), – могучий фактор творческого развития.

Другой враг творчества – это чересчур высокая самокритичность становящейся творческой личности, боязнь ошибок и несовершенств. Молодой художник должен твердо усвоить по меньшей мере два обстоятельства. О первом обстоятельстве хорошо и поэтично сказал французский художник Одилон Редон, которого мы уже цитировали: «В мастерской художника должна обитать неудовлетворенность… Неудовлетворенность – фермент нового. Она обновляет творчество…» (С.). Интересную мысль о пользе недостатков высказал известный бельгийский живописец Джемс Энсор. Призвав молодых художников не бояться ошибок, «обычных и неизбежных спутников» достижений, он отметил, что в известном смысле, а именно с точки зрения извлечения уроков, недостатки даже «интереснее достоинств», они лишены «одинаковости совершенств», многообразны, они – сама жизнь, в них отражена личность художника, его характер. На второе обстоятельство очень точно указала Голубкина. Молодому художнику, считает она, важно уметь находить и беречь хорошее в своей работе. «Это так же важно, как умение видеть свои ошибки». Хорошее, может быть, не так уж хорошо, но для данного времени оно лучше, и его надо беречь «как ступеньку» для дальнейшего движения. Не надо стыдиться того, что любуешься и ценишь хорошо взятые места в своих работах. Это развивает вкус, выясняет присущую данному художнику технику. Нельзя одинаково относиться ко всему, что делается художником. Но не разовьется ли в таком случае самодовольство, останавливающее развитие? Его бояться не надо, ибо то, что хорошо сейчас, через месяц может никуда не годиться. Значит, художник «перерос» эту ступеньку. «Ведь, если вы радуетесь своему хорошему, вам еще хуже покажется плохое, в котором недостатка никогда не бывает» (С.).

Третий серьезный враг творческого развития личности – лень, пассивность , которые в противоположность активности , оцениваются с моральной точки зрения негативно. Против такого врага нет более эффективного противоядия, чем умение, искусство педагога пробудить и поддерживать у ученика интерес к работе, внимание, энергию с помощью увлекательных задач, даже при обучении «элементарной» технологии. И учеников надо приучать к этому. Чистяков говорил им: «Никогда не рисуйте молча, а постоянно задавайте себе задачу». Необходимо постепенно и постоянно усложнять задачи, а не повторять их механически». Чистяков, например, использовал контраст – «резко обратное упражнение»: сразу вместо натюрморта написать голову. Цель таких приемов – поддерживать интерес, эмоциональный тонус. «Возить землю в тачке, – говорил Чистяков, – можно и тихо, и мерно, и однообразно; обучаться же искусству так нельзя. В художнике должна быть энергия (жизнь), кипучесть». Как завещание молодым художникам звучат слова педагога: «В работах не прохлаждайтесь, и делайте как бы на срок, но не торопись и не кое-как», «во всю мочь, от всей души, какя бы ни была задача, большая или маленькая…». Педагогические методы П.П. Чистякова заслуживают большого внимания и, без сомнения, могут быть применены в любом виде художественного творчества, не только в живописи.

Выше мы уделили серьезное внимание нравственному значению эмпатии как одной из важнейших способностей, необходимых для творческой личности художника. Нетрудно догадаться, что для того, чтобы успешно учить творчеству, надо создавать благоприятные условия для развития, тренировки творческих способностей, в том числе и эмпатической. Рассмотрим кратко, что говорит современная наука по этому поводу.

Экспериментально установлена связь между научением эмпатии (симпатии) и научением подражанию. Расхождение наблюдается в ответах на вопросы, что сначала, а что потом. Большое влияние на силу эмпатии оказывает сходство между педагогом и учеником. Играет роль и вера в то, что говорят другие о сходстве обучаемого с моделью. Замечено: чем больше подражают, тем больше видят сходство. Сходство особенно эффективно при научении эмпатии, когда оно привлекательно для обучаемого. Привлекательность модели (в частности, учителя и ученика), с которой происходит идентификация, часто описывается как особое чувство любви, выступающее главным мотивационным рычагом эмпатии. Возникает исследовательская задача – как усовершенствовать обучение любовью. Любовь – это один из этических законов обучения творчеству. Кроме нее важны такие моральные мотивы, как «забота», «общее дело» группы, к которой принадлежит или хочет принадлежать ученик. В такого рода группе (так называемой референтной группе) эффективно действует механизм замещающего опыта, или замещающего переживания. Ученик идентифицирует себя с другими учениками и сопереживает им (так называемая «ролевая идентификация»). Эффективнее действуют и механизмы поощрения («подкрепления»). Значение имеет не только эмпатия ученика с учителем, но и способность учителя войти в мир воображения и переживаний учеников. Некоторые данные говорят о том, что подражание, идентификация дают удовлетворение и сами по себе, без подкрепления. Среди объектов идентификации при научении творчеству важное место отводится делу, которым занимается референтная группа. Идентификация с делом – путь к формированию творческой личности с более высокой этической мотивацией, зрелой, самоактуализирующейся личности. Идентификация, в особенности в раннем возрасте, лежит в основе эффективности имитационного (подражательного) обучения в последующие годы. При формировании творческой личности художника особое значение имеют методы, приемы (например, оживление, олицетворение и др.), способствующие идентификации с художественной формой, со средствами выразительности (линиями, пространственными формами, цветовыми и др.), с материалом и инструментами (кистью, резцом, скрипкой и т.п.) творчества.

Можно было бы указать еще на многие экспериментальные результаты, связанные с обучением эмпатической способности. Знание этих данных необходимо для повышения эффективности научения творчеству. Следует только не забывать, что многим теориям художественного обучения и воспитания нередко свойственен функционалистский подход. Односторонность его в недооценке того, что обучение и воспитание в этой области – это формирование художественной, творческой личности как целостности, а не тренаж только отдельных (хотя и важных) способностей, узко направленных мотиваций и т.п. Развиваются не отдельные способности, а личность как целостность, и вместе с ней способности. На этом необходимо, на наш взгляд, делать акцент в практике формирования творческой личности.

В центре воспитания должна стоять задача формирования творческой личности, творческого «Я», необходимым компонентом которого выступает нравственное «Я». Эта задача не тривиальная. К сожалению, до сегодняшнего дня в практике воспитания и особенно обучения широко распространена система накопления и тренировки механически и аналитически приобретенных знаний и навыков. От знаний идут к навыкам и умениям, от образцов – к автоматизмам. Таким образом, полученные знания и навыки не опираются на органическую основу, на потребности личности. Поэтому они внутренне не обоснованы и непрочны. Кроме того, такой подход «подавляет» личность и не позволяет обучаемым пользоваться «образцами» в личностном плане. Речь идет, разумеется, не об умалении роли образования, тренировки логически-познавательного аппарата, а о необходимости подчинения задач образования задачам формирования творческой личности. А это значит, что исходным моментом должны быть потребности личности обучаемых и воспитуемых, их личностная мотивация, процесс самоактуализации и самовыражения. Представляется важным сосредоточить усилия воспитания и обучения на формировании творческого субъекта. В процессе воспитания и обучения важно создать такие условия, чтобы человек почувствовал в себе внутреннюю, личностную нравственную потребность мыслить, чувствовать и «говорить» на языке искусства.

Можно ли научить творчеству?

Актуальность темы

Я выбрала эту тему, потому что для меня творчество - это неотъемлемая часть моей жизни, мой надежный помощник,к которому я обращаюсь, когда не могу решить какую - либо проблему логическим путем. К сожалению, есть люди, которые не задумываются о том, что практически любой вопрос можно решить творческим путем. А есть люди, которые, при всем желании, не способны в нужный момент прибегнуть к помощи творчества в силу того, что просто не знают, как это можно сделать. Поэтому они вынуждены, нередко даже очень длительное время, искать другие способы решения проблемы. И мне стало интересно, можно ли помочь людям, не умеющим творчески мыслить, т.е. не склонным к творчеству. Как научит таких людей находить нестандартные решения, для начала, стандартным, а в дальнейшем и более серьезным вопросам.

Проблема

Основной проблемой является то, что большинство людей для решения каких - либо задач используют шаблоны. Шаблонные действия не всегда бывают эффективны и люди теряют интересные возможности,просто не замечая их.

Гипотеза

Для того, чтобы более продуктивно действовать в повседневной жизни, человеку необходимо научиться рассматривать стоящие перед ним задачи с разных точек зрения, т.е. развивать креативность. Я считаю, что если каждый день уделять определенный отрезок времени на упражнения, развивающие креативность, то в конечном итоге человек выработает у себя привычку мыслить неординарно. В дальнейшем это позволит ему смотреть на вещи свежим взглядом и не зацикливаться на шаблонах.

Цели

Основной целью данного исследования является узнать, можно ли помочь людям стать более креативными. Также меня интересует, за какой минимальный промежуток времени это можно сделать и какие личные данные человека необходимы для более интенсивного развития. Для этого мне необходимо привлечь небольшую группу людей, которая станет объектом моих наблюдений.


Задачи

    Итак, как я уже и сказала, для исследования мне понадобится группа людей, которая будет выполнять различные упражнения на развитие творческого мышления . Наблюдение за результатами работы этой группы помогут мне ответить на ряд вопросов. В идеале она должна состоять из как можно большего количества человек. Я привлеку к этому эксперименту всего 8 моих знакомых.

    После того, как я найду нужных мне людей и смогу убедить их принять участие в моем исследовании, мне необходимо будет понять, насколько креативен каждый из участников. Для этого я собираюсь провести психодиагностику креативности. Существует немало тестов на данную тематику. Поэтому я планирую изучить как можно больше из их числа и выбрать наиболее подходящий для моего исследования.

    Самой важной частью моего исследования является процесс развития творческих способностей участников. Поэтому, кроме поиска наиболее удачного теста, мне необходимо найти упражнения и методики, которые помогут людям наиболее эффективно справиться с этой задачей. Группа должна будет выполнять данные упражнения каждый день определенный промежуток времени, предположим, 2 месяца, по прошествию которых я опять проведу диагностику их креативности.

    В заключении мне останется лишь сравнить результаты первой диагностики со второй и понять как и по каким признакам они отличаются. А далее сделать вывод о том, можно ли научиться творчеству.

Подготовка

Не для кого не секрет, что развитие каких - либо способностей наиболее эффективно происходит в детском возрасте. Однако целью моего исследования является выяснить, можно ли научить творчеству именно взрослых людей. С одной стороны это достаточно сложная задача, потому что у взрослых шаблоны, используемые ими при решении различный задач, устоялись намного больше, чем у детей. С другой стороны у взрослых намного больше жизненного опыта, а соответственно поля для воображения, стоит только направить ход мыслей в нужную сторону. Я попросила своих родственников и их знакомых в возрасте от 40 до 50 лет помочь мне. Таким образом собралась группа из 8 человек: 4 мужчины и 4 женщины.


Что касается тестов для определения уровня развития креативности, эта задача оказалась чуть сложнее из-за их количества. На первой стадии поиска подходящего теста я поняла, что самыми известными из них являются тесты Е.Торренса и Дж. Гилфорда. При более подробном их изучении я поняла, что идеальный вариантом для меня является тест Гилфорда. На этом варианте я и остановилась.


Основой моего исследования является развитие участниками креативности. Е. Торренс не только разработал серию тестов, но и программу развития творческих способностей у людей, но я считаю,что для взрослого занятого человека выполнять целый комплекс упражнений будет достаточно проблематично. Поэтому я решила немного упростить задачу и предложить участникам свой альтернативный вариант - разнообразить свои повседневные дела. Например, каждый день ходить на работу разными дорогами, разнообразить утренние процедуры (менять местами порядок действий и т.д.), одним словом поставить перед собой задачу делать каждый свой день непохожим на предыдущие. Кроме того, существует одно очень интересное и простое упражнение. Оно заключается в том, что нужно выбрать один предмет и придумать для него как можно больше возможностей применения. Например, ручкой можно писать, а еще ручку можно использовать как закладку, как заколку для волос, как опоры для комнатных растений, собрать из них бусы в этническом стиле или использовать ручки как палочки для еды и т.д. Таким образом человек развивает воображение, что составляет основу творческой деятельности, при этом не затрачивая много времени и сил.


И, конечно же, перед началом моей работы, следует окончательно определиться со значениями терминов:

    Творчество - это деятельность, в процессе которой создается новое, оригинальное, уникальное, то, чего не было раньше в опыте человека или человечества в целом

    Воображение - способность к созданию в уме новых образов, новых представлений

    Креативность - творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, необычайно широким диапазоном точек зрения.

Разобравшись с основными определениями, можно начинать работу.

Ход работы

Результаты первого тестирования показались мне достаточно удручающими. Однако у женской половины группы показатели были чуть лучше относительно мужской.

Далее я объяснила всем участникам как им следует выполнять упражнения, как можно совместить эту задачу с повседневными делами. Им предстояло каждый день придумывать новые решения своих ежедневных задач, стараться отступить от уже устоявшихся в их поведении шаблонов, что является очень нелегкой задачей, особенно для взрослых людей.

В первый месяц практически у всех участников возникли серьезные проблемы. Фантазия была исчерпана уже через 3 дня. Однако я не стала отступать и попросила участников стараться насколько это возможно. Через полторы - две недели я заметила, что участникам становится гораздо легче придумывать различные назначения обычным вещам, стало появляться гораздо больше новых идей, а у некоторых женщин фантазия “била ключом". В ходе проекта я часто замечала, что успехи женской половины группы превышают мужские, хотя прогресс был заметен у каждого участника, просто в разной степени.

Через 2 месяца упорной работы над собой и своей креативностью, наступил решающий момент. Предстояло повторно провести тест и выяснить, помогли ли им придуманные мной упражнения, произошел ли сдвиг с мертвой точки. Как оказалось, двух месяцев вполне хватило для того, чтобы разглядеть прогресс. Данные каждого участника бесспорно улучшились в разы, так что остается только догадываться какими могут быть результаты, если продолжать заниматься в том же духе.


Вывод

Выполняя каждый день предложенные мной упражнения, группа из 8 взрослых человек смогла повысить свой уровень креативности лишь за два месяца упорной работы. Они стали рассматривать свои ежедневные задачи под другим углом, мыслить более обширно и разнообразно, что позволило им видеть множество путей решения вопросов,стоящих перед ними. Следовательно, моя гипотеза подтвердилась.

Основной целью проекта было понять, можно ли помочь людям стать более креативным, возможно ли им научиться творчеству. Как оказалось, учиться никогда не поздно, стоит только захотеть. Для этого необходимо много терпения и большая сила воли, но лично мне кажется, что любой человек, желающий стать более творческим, в состоянии это сделать. А что касается времени, то тут все очень индивидуально. К тому же развитие идет постоянно, поэтому судить о каких-то временных границах в данном вопросе невозможно.

Можно ли творчеству научиться?

Мы знаем, что труд - важнейшее проявление человеческой деятельности. С его помощью человек обеспечивает себе необходимые условия существования. Современная наука трактует труд как деятельность, направленную на создание общественно полезного продукта, способного удовлетворить материальные или духовные потребности человека. В соответствии с этим мы легко можем определить социальную суть творчества: это труд, направленный на создание существенно нового продукта, который отвечает материальным или духовным потребностям людей. Отсюда особая сложность трудового процесса, взгляд на творчество как на высшую форму труда.

В развитом обществе творчество, как и всякий труд, приобретает специализированный характер. Что это означает?

У человека множество потребностей. Общество как организм, объединяющий людей, имеет их еще больше. Развитие, дифференциация системы потребностей - непрерывны. Чтобы получать определенные предметы для их удовлетворения, оказываются необходимыми соответствующие области творчества. И они возникают, оформляясь в конкретные социальные институты - организации, объединения, учреждения. Все эти области подчинены общим закономерностям творчества, и тем объединены. Но в каждой из них действуют и собственные законы, а это их разделяет, сообщает им специфику (правильнее сказать, составляет их специфику). Она отражается в представлениях людей о некоторых общих признаках, характерных чертах продуктов того или иного вида творчества. Уже трехлетний ребенок в ответ на предложение потанцевать не станет рассказывать стишок или петь песенку - он закружится или запрыгает в танце.

Складываются подобные представления стихийно, и роль их в становлении человеческой личности весьма существенна: на первых этапах развития они выступают как побуждение к пробе творческих сил - посыл к выбору своего творческого пространства. Но и для общества в целом эти представления имеют большое значение: в процессе разделения труда, специализации творчества они совершенствуются на базе формирующегося научного знания, уточняются и постепенно осознаются как порождающие модели того или иного вида творческой деятельности, поддающиеся освоению. В сознании профессионалов они образуют своего рода «взлетную полосу» для творческого процесса и одновременно представляют собой сигнальные огни, высвечивающие «посадочную полосу»: чтобы «вписаться» в нее, надо идти определенным курсом. Потому и выходят из-под кисти художника живописные полотна, из-под резца скульптора изваяния, а инженерные проекты превращаются в машины. Именно потому и у журналиста результат труда - не симфония, опера или поэма, а журналистское произведение.

Особая сфера творчества - исполнительские искусства. На первый взгляд, это простое тиражирование однажды подаренных миру шедевров. Но вспомним, как непохожи порой бывают образы, родившиеся у разных исполнителей на одной и той же литературной или музыкальной основе! В данном случае именно эта основа используется как порождающая модель для создания новых уникальных творений человеческого ума и души. В истории культуры сохранятся как величайшие ценности балетные партии Галины Улановой и Майи Плисецкой, концертные программы Эмиля Гилельса и Святослава Рихтера, спектакли Анатолия Эфроса и Марка Захарова, роли, сыгранные Фаиной Раневской, Юрием Никулиным, Любовью Орловой...

Стоит учитывать, однако, что в порождающих моделях таится и некая опасность для творчества - стандартизация. Люди, не озабоченные развитием своего творческого потенциала, подвергаются ей часто. К таким применяется обычно определение «ремесленник». Означает это одно: человеку не удается оторвать «самолет» творчества от «взлетной полосы». Поднялся, может быть, чуть- чуть и опять опускается на плоскость порождающей модели. А она ведь предполагает «приращение объемов», впрочем, об этом речь уже шла. Дома Гауди, хоть и дома, но в то же время - нечто совершенно фантастическое, захватывающее дерзостью проникновения в невидимые связи человека и природы.

И все-таки употребление слова «ремесленник» в таких ситуациях представляется некорректным. Понятие «ремесло» родилось в сфере материального производства, и прямой его смысл весьма конкретен: изготовление изделий ручным, кустарным способом, в большинстве случаев - индивидуально. Такое производство вовсе не исключало творческих решений! В то же время оно предполагало знание дела , т.е. способность хорошо выполнять репродуктивные элементы деятельности, ориентированные на копирование уже существующих продуктов, в соответствии с социальным заказом на их тиражирование. Это и дало путевку в жизнь переносному смыслу понятия «ремесло»: умение действовать на основе уже существующих решений - не более того. Иначе говоря, слово «ремесло» фактически стало синонимом понятия «репродуктивная деятельность». Но ведь мы уже разобрались: любой вид творчества в той или иной степени включает в себя репродуктивное начало - «чистого творчества» практически не найти. Все дело в том, как соотносятся репродуктивное и творческое в самой разновидности творческой деятельности и в мотивации творца.

А теперь вернемся к вопросу, с которого наши размышления начались: можно ли творчеству научить? Иногда на него отвечают так: «Конечно, нельзя. Но вот ремеслу как элементу творческого процесса - можно и нужно». Наверное, с этим не стоит спорить. Однако когда дело касается характеристики теоретических положений, предпочтительней не пользоваться переносными значениями слов. Поэтому наш ответ будет звучать несколько иначе: да, творчеству научить нельзя, но можно научить профессиональному способу той или иной творческой деятельности. Структура его достаточно сложна и отнюдь не сводится к технической стороне дела.

В развитом обществе все области творческой деятельности существуют в двух формах: любительской и профессиональной. Рождается любое творчество как любительское. Это первая фаза его существования, исходная форма организации. Она отмечена тем, что творческая деятельность осуществляется вне рамок каких-либо должностных обязанностей, без специальной подготовки и жесткой ответственности за качество результата. Область ее выбирается человеком стихийно, в зависимости от склонностей, в которых проявляет себя характер задатков личности. (Гёте по этому поводу заметил: в наших желаниях уже заключено предчувствие возможностей их осуществить.)

Творчество же профессиональное формируется на базе любительского в процессе разделения труда. Оно характеризуется тем, что становится для человека основным родом занятий, протекает в рамках сотрудничества с определенной профессиональной общностью, связано с исполнением соответствующих обязанностей и с ответственностью за качество результата. И тут уж возникает нужда в специальной подготовке.

Чем по существу отличается творчество любительское от профессионального? Только одним: первое представляет собой стихийное следование закономерностям данного вида деятельности, тогда как второе основывается на-закрепленном в профессиональной установке сознательном изучении этих закономерностей и стремлении следовать им.

Однако с возникновением профессионального творчества любительское вовсе не отмирает. Оно живет параллельно: его продуцирует творческая природа человека. И нередки ситуации, когда из любителей вырастают классики, а иные профессионалы не выдерживают сравнения с любителями средней руки. Дело тут не только в разной мере таланта. Убедительно свидетельствует об этом судьба Константина Сергеевича Станиславского - любителя театрального искусства, выросшего в реформатора театра. Какими обстоятельствами было отмечено становление его творческой личности? Во-первых, конечно же, богатыми задатками, со временем развившимися в талант. Во-вторых, редкой целеустремленностью, которая позволила ему достичь высокого уровня благоприобретенных качеств, необходимых для артиста и режиссера. В-третьих, благоприятным окружением - творческой средой, в которой он получал импульсы для развития.

Отсюда вывод: если человек с хорошо обозначенными задатками попадает в благоприятные обстоятельства, в творческое окружение, он может стихийно и достаточно глубоко освоить способ того или иного вида творчества, сформировать себя как личность, пригодную к данной сфере деятельности. В этом случае профессионалы охотно принимают его в свою среду. В то же время человек, выбравший то или иное занятие своей профессией, может по разным причинам (например, не очень яркие задатки или неблагоприятные условия обучения) не освоить способ деятельности профессионально, даже получив документ об образовании. И это оборачивается драмой: профессиональная общность отторгает его, не принимает в коллеги. Подобные процессы весьма болезненны. К сожалению, наблюдать их можно в самых разных областях творчества, и нередко. Потому так важно заранее проверить, готов ли ты вступить в профессиональную среду.

Анализ обстоятельств адаптации вчерашнего студента к «взрослой» профессиональной жизни позволяет утверждать, что готовность к успешной деятельности определяется, прежде всего, такими моментами:

  • 1) степенью точности представлений об общественной роли профессии и устойчивых характеристиках произведений данного вида творчества, а также его способе (ясно же, что путь к созданию симфонии - не то же самое, что процесс подготовки оригинального инженерного проекта);
  • 2) мерой развитости способностей и личностных качеств, соответствующих данному виду творчества;
  • 3) наличием умений и навыков, необходимых для решения основных и второстепенных творческих задач;
  • 4) богатством общего творческого потенциала личности, во многом зависящего от уровня ее социального, интеллектуального, нравственного развития;
  • 5) устойчивостью и качеством профессиональной мотивации деятельности (иначе говоря, преобладанием в ней профессионально значимых мотивов творческого поведения).

Все это более или менее отчетливо проявляется, как только человек оказывается «в полевых условиях» - на практике начинает самостоятельную творческую жизнь среди профессионалов.

Опыт показывает, что профессионализма можно достигнуть еще на студенческой скамье. Но при этом надо иметь в виду, что есть три его ступени. Первая, исходная - обученность. Это такой уровень освоения профессии, при котором процесс творческой деятельности идет успешно, когда надо решать принципиально знакомые задачи и потому можно обойтись в основном использованием уже известных приемов и средств. Источником новизны продукта оказывается в таких случаях предмет творческой деятельности. Новизна предмета неизбежно осваивается человеком и отражается в цели акта творчества, а значит, воплощается в продукт.

Тот, кто бывал на Арбате, не раз, наверное, обращал внимание на художников, пишущих портреты с натуры. Как правило, тут не увидишь особого своеобразия выразительных средств. Тем не менее встречаются работы, которые заставляют остановиться.

Мудрое стариковское лицо... Смешливые глаза девчушки... Отчаяннонапряженный взгляд красивой, но чем-то раненной женщины... Наверное, знатоку изобразительного искусства эти работы показались бы мало интересными - так, копия, где тут творчество?

А творчество есть. Во-первых, художник сумел увидеть в предмете отображения то, что неповторимо, уникально. Во-вторых, сумел передать это средствами, которыми овладел. А в-третьих... Копировать - значит делать копию, точное воспроизведение чего- то. Натуру копировать невозможно: она всегда много богаче. Можно только схватить ее суть и рассказать о ней, но это всегда процесс творческий, даже если автор стоит на первой ступеньке профессионализма.

Вторая ступень профессионализма - умелость. Ее отличает способность человека решать новые творческие задачи на базе освоенных приемов, методов, нередко - в новых условиях. Здесь новизна продукта достигается уже не только за счет предмета деятельности: в цели творческого акта отражаются и новые задачи, и новые условия, формируя ее новые черты. Вот пример из инженерной практики.

В качестве дипломного задания студент авиационного института разрабатывал проект новой обшивки для корпуса вертолета с учетом важного обстоятельства: машине предстояло участвовать в тушении лесных пожаров. В процессе работы над темой студент выяснил, что такие обшивки существуют, но только для самолетов. Для вертолетов же используемые материалы не подходят по целому ряду параметров. Поняв, что задача перед ним новая и вовсе не учебного характера, он начал исследование с изучения условий работы авиаторов в качестве пожарных, причем условий реальных. Потребовалась командировка в отряд вертолетчиков, а денег на нее в институте не было. Поехал за свой счет, увлекся делом и остановиться уже не мог. Потом - консультации с металлургами, химиками, конструкторами вертолетов. Изучил горы технической литературы, ознакомился с периодикой. И случилось озарение... Когда сел за расчеты, чувствовал себя так, будто у него выросли крылья. Защитился блестяще, и для реализации проекта его пригласили работать в крупное конструкторское бюро. А ведь это был фактически его первый серьезный самостоятельный акт творчества! Но он продемонстрировал и умелость выпускника, и вполне сложившуюся у него мотивацию инженерно-конструкторской деятельности.

Высшее проявление профессионализма - мастерство. Эта ступень представляет собой свободное парение в профессии, когда специалист достигает максимума в развитии своих творческих потенций и оказывается способным к дальнейшему совершенствованию самого способа данного вида творчества. Ему по плечу любые творческие задачи, он в состоянии обогащать средства деятельности, формировать новые методы. Естественно, что новизна результата творчества становится максимальной. При этом далеко не все, что предлагает Мастер, принимается современниками: порой его создания своим смыслом опережают время, и могут пройти десятилетия, пока его идеи поймут и примут. Даже Эйфелеву башню парижане сначала называли безобразием. Они так гордились своими старинными памятниками, и вдруг над этой монументальной красотой вознеслась конструкция из металла, не похожая ни на что! Потребовались годы, чтобы люди оценили ее легкость и стройность, величественность и ажурность, а главное - поняли, что она символизирует новые, наступающие времена.

В журналистике тоже есть такие примеры. Скажем, сколько дискуссий было в 50-х годах прошлого века вокруг «Комсомолки» по поводу «кричащего оформления» номеров и «яканья» журналистов! А сегодня этим никого не удивишь. Но время рождает новые дискуссии. Прогресс высоких информационно-коммуникационных технологий ставит в повестку дня вопрос о путях развития журналистики, и это актуализирует давние споры о правомерности подхода к ней как творческой деятельности. Современная наука о средствах массовой информации, концентрируя внимание на коммуникативных аспектах деятельности СМИ, творческие ее аспекты оставляет в тени. Это невольно способствует распространению взглядов, отрицающих творческую природу журналистики. Как следствие, возникает тенденция к снижению качества информационных продуктов, предлагаемых системой СМИ обществу. Между тем есть все основания даже в маленькой журналистской заметке видеть продукт творчества.

Подумаем: что представляет собой в принципе эта маленькая заметка? Она появляется в информационных каналах общества, потому что несет в себе новость , т.е. сообщает о каком-то существенном для людей изменении действительности. Тем самым она удовлетворяет весьма важную их потребность - знать, что происходит в мире, чтобы вести себя соответственно. Как, какими средствами пользуется журналист, создавая текст, - это вопрос качества. Принципиально же сообщение о новости есть появление в информационной картине дня, необходимой человеку и человечеству для уверенной социальной ориентации, нового звена, новой клеточки, рождение которой - вовсе не автоматическое отражение происходящего. Убедимся в этом на конкретном примере. Вот короткое сообщение, опубликованное в свое время «Комсомольской правдой»:

ВПЕРВЫЕ В МИРЕ АВТОМОБИЛЬ ПРЕОДОЛЕЛ СКОРОСТЬ ЗВУКА!

1229,77 км/ч - с такой скоростью промчался по пустыне в американском штате Невада британский автогонщик Энди Грин, став первым в мире человеком на планете, которому удалось преодолеть звуковой барьер на земле. Автомобиль Thrust SSC разгонялся по пустыне реактивным двигателем от «Роллс- Ройса». Главной задачей конструкторов чуда-автомобиля было не столько обеспечение мощности двигателя, сколько удержание его на поверхности земли. .

Как видим, оригинальностью подачи этот текст не отличается. И, тем не менее, как продукт деятельности он характеризуется новизной: до сих пор в фондах общества данных сведений не содержалось. Не зря материалу предпослана рубрика «Сенсация». Очевидно, что новизна здесь достигается за счет предмета повествования. В качестве такового выступает принципиально изменяющаяся ситуация в автомобилестроении. Автор приводит в сообщении четыре факта, демонстрирующих это изменение:

  • 1) британский автогонщик Энди Грин промчался по пустыне в американском штате Невада со скоростью 1229,77 км/ч;
  • 2) автомобиль Thrust SSC разгонялся реактивным двигателем от «Роллс-Ройса»;
  • 3) Грин стал первым человеком, которому удалось преодолеть звуковой барьер на земле;
  • 4) конструкторы чудо-автомобиля видели свою главную задачу в том, чтобы удержать его на поверхности земли.

И без развернутых пояснений понятно, что в реальности ситуация к четырем данным фактам не сводится. Она включает в себя и массу других, объединенных самыми разными связями: событию в Неваде предшествовала большая работа конструкторов, участников производства и сборки автомобиля, организаторов испытания и т.п. Однако в тексте о них речи нет, сообщение не есть зеркальное отражение реальности. Налицо результат получения и переработки сведений о действительных событиях. Причем переработки, определенным образом ориентированной - так что в итоге появляется не стихотворение, песня, формула или письмо к другу, а именно заметка, несущая в себе новость. Но мы уже видели: подобная переработка первичной информации, приводящая к появлению нового фрагмента реального мира, и образует внутреннюю сторону любого творческого процесса, всегда в большей или меньшей степени сопряженного с репродуктивной деятельностью. Особенность в нашем случае обусловлена тем, что максимум творческих усилий автора направлен на выявление и вычленение новости как предмета сообщения в наиболее существенных ее связях. Но это и есть одно из существенных проявлений той творческой задачи, которая обусловлена общественными потребностями, общественными ожиданиями от авторской журналистской работы!

ФОТО Getty Images

«Прежде всего, креативность – это процесс рождения оригинальных идей, которые имеют ценность. Это именно процесс, а не событие, случившееся в одночасье. Оригинальные идеи редко возникают случайно (хотя и такое бывает). Как правило, приходится потратить немало времени и усилий, прежде чем удастся решить сложную проблему. Затем это решение нужно воплотить в жизнь, причем конечный результат может сильно отличаться от первоначальной идеи.

Во-вторых, креативное мышление – это оригинальное мышление. Совсем необязательно придумывать что-то новое для всего мира, мысль должна быть оригинальной для вас самих и, возможно, для вашего круга. Иногда случаются открытия, которые полностью меняют взгляд людей на окружающий мир, но это не обязательное условие креативности.

В-третьих, в любом творческом процессе нам приходится оценивать и критиковать свои труды для того, чтобы достичь «идеала». Если вы пишете поэму, разрабатываете дизайн или планируете речь, совершенно естественно при взгляде на свою работу чувствовать, что «это немного не то, что я задумывал» или «я не уверен, что хорошо справился с этим». Мы постоянно оцениваем, что-то меняем, ведь творчество – это не самопроизвольный процесс, у которого есть начало и конец. Часто все начинается с мозговых штурмов, теорий и гипотез, а затем следует неустанная работа, попытки снова и снова сделать все как надо.

Существует мнение, что креативность нельзя оценить. Однако если вернуться к определению, ключевые понятия креативности – оригинальность и ценность. В любой области можно определить критерии оригинальности, а также подумать, какие идеи могут считаться ценными. Как вы, например, оцените работу по математике? Можно поинтересоваться мнением людей, которые разбираются в этой области и могут судить, насколько работа оригинальна. Но помните о том, что нельзя оценивать детский рисунок и олимпийского чемпиона одинаковыми мерками.

Другим мифом является то, что креативности нельзя научить. На самом деле, когда люди так говорят, они основываются на очень узком представлении о том, что же такое преподавание. Да, обучать креативности совсем не то же самое, что учить водить машину. Нельзя научить быть креативным посредством прямых указаний: «Просто делай то, что делаю я, и ты сразу станешь креативнее». В любой области существуют техники и методики, которыми необходимо овладеть. Но преподавание – это гораздо больше, чем просто инструкции. Учить – значит открывать новые возможности, вдохновлять, наставлять и поддерживать. Одаренные учителя помогают людям открыть их творческие таланты, взрастить их и в результате стать более креативными.

Можно быть креативным в любой области. Люди часто говорят: «Я совершенно не творческий человек», имея в виду только то, что они далеки от искусства. Они не играют ни на каких инструментах, не рисуют, не выходят на театральную сцену и не танцуют. Мы забываем, что можно быть творческим математиком, творческим химиком или творческим шеф-поваром. Все, в чем участвует человеческий интеллект, является тем полем, на котором возможны творческие достижения».

Сэр Кен Робинсон (Ken Robinson) – британский писатель, мотивационный спикер и эксперт с мировым именем в области образования, развития творческих способностей и инновационного мышления. Один из вдохновителей и организаторов программ позитивного образования, основанных на идеях позитивной психологии.



Рассказать друзьям