Мухаммад: полная биография. В каком году родился пророк мухаммед

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мухаммед (Мухаммад) (570-632), религиозный проповедник и политический деятель, основатель ислама.

Сын Абдаллаха из рода хашим племени курайитов, имевшего своей столицей Мекку - важнейший торговый и религиозный центр Аравийского полуострова.

Оставшись сиротой, Мухаммед довольно долго бедствовал, был пастухом и караванщиком. Женитьба на вдовой купчихе Хадидже вернула его в среду мекканской знати.

В 10-х гг. VII в. Мухаммед выступил с проповедью единобожия. Согласно мусульманскому преданию и утверждениям самого Мухаммеда, явившийся ему ангел Джебраил (архангел Гавриил в христианском Новом Завете) велел ему пророчествовать именем Единого Бога (Аллаха).

Мухаммед, по представлениям мусульман, - последний в ряду великих пророков Бога, среди которых были первочеловек Адам и спасшийся от потопа Нух (Ной), библейские прародители Ибрахим (Авраам), Исмаил, Исхак (Исаак), Якуб (Иаков), израильские цари Дауд (Давид) и Сулейман (Соломон), наконец, Иса ал-Масих (Иисус Христос, Мессия).

Мухаммед осуждал многобожие соплеменников, почитавших Аллаха лишь как верховное божество, призывал разрушить идолов. За свои идеи он подвергся преследованиям и в 622 г. выехал из Мекки в близлежащую Медину. Это переселение (хиджра) служит точкой отсчёта мусульманского летосчисления. Осуждая язычество, Мухаммед отвергал иудаизм (иудеи не признавали пророков со времён Ветхого Завета) и христианство (христиане, с его точки зрения, уклоняются в многобожие, поскольку обожествляют Христа).

Он стал основателем новой религии - ислама. Утвердив её в Медине и став главой союза мединских племён, Мухаммед начал священную войну (газават, джихад) за возвращение в Мекку и утверждение там веры.

В 628 г. он нанёс мекканскому войску сокрушительное поражение, а в 630 г. торжественно вступил в Мекку. Главный мекканский храм - Кааба («чёрный камень», в знак величия Аллаха посланный Им с небес на землю) - был очищен от идолов и стал основной святыней ислама. К Мухаммеду в Мекку явились посланцы многих арабских племён, изъявивших желание признать ислам и власть пророка.

После смерти Мухаммеда 8 июня 632 г. власть главы общины унаследовал его ближайший соратник Абу Бекр, ставший первым халифом («преемником» пророка), главой складывающегося арабского мусульманского государства.

Пророк Мухаммед (Магомет), основатель ислама, родился в Мекке приблизительно в 570 году (по некоторым версиям — 20 или 22 апреля 571 года). Отец Мухаммеда умер незадолго до его рождения, а когда мальчику было 6 лет, он потерял мать. Спустя два года скончался дедушка Мухаммеда, который отечески заботился о нем.

Мухаммед - биография

Юного Мухаммеда воспитал его дядя Абу Талиб.

В 12 лет Мухаммед вместе с дядей отправился по торговым делам в Сирию, и окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, иными вероисповеданиями.

Мухаммед был погонщиком верблюдов, затем торговцем. Когда ему исполнился 21 год, он получил место приказчика у богатой вдовы Хадиджи. Занимаясь торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. В 25 лет он женился на своей хозяйке. Брак был счастливым.

Но Мухаммеда влекло к духовным исканиям. Он уходил в пустынные ущелья и в одиночестве погружался в глубокое созерцание. В 610 году в пещере горы Хира Мухаммед увидел светящуюся фигуру Бога, который приказал ему запомнить текст откровения и назвал его «Посланником Аллаха».

Начав проповедовать среди близких, Мухаммед понемногу расширял круг приверженцев. Он призвал своих соплеменников к единобожию, к праведной жизни, соблюдению заповедей при подготовке к грядущему божьему суду, рассказывал о всемогуществе Аллаха, создавшего человека, все живое и неживое на земле.

Свою миссию он воспринимал как поручение от Аллаха, а своими предшественниками называл библейских персонажей: Мусу (Моисей), Йусуфа (Иосиф), Закарию (Захария), Ису (Иисус). Особое место в проповедях было отведено Ибрахиму (Авраам), который был признан праотцом арабов и евреев, и первым, кто проповедовал единобожие. Мухаммед заявлял, что его миссия заключается в восстановлении веры Авраама.

Аристократия Мекки усмотрела в его проповедях угрозу своей власти и организовала заговор против Мухаммеда.

Узнав об этом, соратники пророка уговорили его покинуть Мекку и перебраться в 632 году в город Ясриб (Медина). Там уже обосновалась часть его сподвижников. Именно в Медине сформировалась первая мусульманская община, достаточно сильная для того, чтобы совершать нападения на караваны, идущие из Мекки. Эти действия воспринимались как наказание мекканцев за изгнание Мухаммеда и его сподвижников, а получаемые средства шли на нужды общины.

В дальнейшем древнее языческое святилище Кааба в Мекке было объявлено мусульманской святыней, и с этого времени мусульмане стали молиться, обращая свои взоры на Мекку. Жители самой Мекки долго не принимали новой веры, но Мухаммед сумел их убедить в том, что Мекка сохранит свой статус крупного коммерческого и религиозного центра.

Незадолго до своей кончины пророк посетил Мекку, где сломал все языческие идолы, стоявшие вокруг Каабы.

Мухаммед (Мохаммед; в европейской литературе часто Магомет, Магомед)

около 570- 632 гг.) — основатель ислама, почитается как пророк. Выходец из рода бану-хашим арабского племени курейшитов. Получив, по преданию, около 609 г. (или 610 г.) откровение от Аллаха, выступил в Мекке с проповедью новой веры. В 622 г. вместе с приверженцами был вынужден переселиться (т.н. хиджра) в Медину (Ясриб). В 630- 631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку и значительную часть Аравии. Мухаммед стал главой теократического государства. Почитаемая мусульманами могила Мухаммеда находится в Медине.

Источник: Исторический словарь

МУХАММЕД

ок. 570-632) — арабский религиозный и политический деятель, основатель ислама. У мусульман считается величайшим пророком, посланником Бога. Происходил из племени курейшитов рано осиротел, был пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом. Около 610 г. выступил с проповедью новой религии, позднее названной им исламом. Курейшитская верхушка вначале враждебно отнеслась к деятельности М., и ему в 622 г. пришлось бежать из Мекки в Ятриб, позднее названный Мединатан-наби, т. е. городом пророка. 622 г. вошел в историю как основная дата ислама (хиджра), с него начинается мусульманский календарь. В Медине М. стал во главе мусульманской общины, в которой люди объединялись не по кровному родству, а по религиозному признаку. В 630-631 гг. мусульмане под руководством М. подчинили себе Мекку, а затем и значительную часть древних районов Аравии, где утвердился ислам. Гробница М. в Медине стала второй, после Каабы, святыней ислама.

Источник: Словарь исторических терминов

МУХАММЕД

Магомет (570/580 - 632) - религ.

и политич. деятель Зап. Аравии. Согл. мусульм. традиции и Корану, последний посланник аллаха, величайший пророк. По представл. европ. рационалистич. критики, М. - основоположник ислама, автор Корана. Совр. М. источ. не сохранилось; в Коране биографич. данных о М. нет. Сведения о жизни и деятельности М. появились после его смерти.

Пророк Мухаммед

Первая биография М., составл. Ибн Исхаком, дошла до нас в переработке Ибн Хишама (ум. 834). По пре-данию, М. - араб из рода хашим племени курейш, род. в Мекке; рано осиротел, был пастухом, затем сопровождал торг. караваны; после женитьбы на богатой вдове Хадидже вел ее торг. дело. В религ. отношении придерживался ханифизма, а ок. 610 выступил с проповедью новой религии - ислама. Не получив признания в Мекке, М. в 622 со своими немногочисл. последователями переселился (хиджра) в Медину, где возглавил мусульм. общину. После капитуляции мекканцев М. около 630, согл. преданию, вступил в Мекку. Почитаемая мусульманами могила М. находится в Медине.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

Мухаммед

Мухаммед (Muhammad) (ок. 570-632), основатель ислама, пророк. Род. в Мекке, выходец из рода Бану-хашим племени курейшитов, осиротел в младенчестве; заслужил прозвище аль-Амин («Надежный»).

Женился на богатой вдове Хадидже. По преданию, погрузившись в религ. размышления, получил «откровения» от Аллаха (610), впоследствии изложенные им в Коране и определившие основы мусульм. религии. С 613 г. открыто выступал против идолопоклонничества и социальных зол, провозглашая идею единого Аллаха, истинного Бога, и неизбежности Страшного суда. После смерти в 619 г. Хадиджи и дяди-покровителя Абу-Талиба М. и его сторонников начали преследовать жители Мекки, что вынудило их в 622 г. бежать в Медину (хиджра) и там организовать первую мусульм. общину. После долгого ожесточенного сопротивления новой религии Мекка капитулировала, и большинство племен Аравийского п-ова приняли мусульманство. После внезапной смерти пророка в 632 г. образовался Халифат, породивший волну послед. арабских завоеваний. Хотя М. постоянно говорил, что он всего лишь «посланник» Аллаха, поколения мусульман-суннитов стремятся следовать его учению в словах и делах, как указано в хадисах, и видят в нем несравненный образец благочестивой жизни.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)

МУХАММЕД

араб., букв. — хвалимый), в европ. транскрипции — Магомет (р. предполо- жительно между 570 и 580 — ум. в 632), — религ. и политич. деятель З. Аравии. Согласно мусульм. традиции и Корану, — последний посланник аллаха, величайший пророк. По представлениям европ. рационалистич. критики, М. — основоположник ислама, автор Корана. Современных М. источников о нем не сохранилось; в Коране биографич. данных о М. нет. Сведения о жизни и деятельности М. появились после его смерти. Первая биография М., составленная Ибн Исхаком, дошла до нас в переработке Ибн Хишама (ум. 834). По преданию, М. — араб из рода хашим племени курейш, род. в Мекке; рано осиротел, был пастухом, затем сопровождал торг. караваны; после женитьбы на богатой вдове Хадидже вел ее торговое дело. В религиозном отношении придерживался ханифизма, а ок. 610 выступил с проповедью новой религии — ислама. Не получив признания в Мекке, М. в 622 со своими немногочисленными последователями переселился (хиджра) в Медину, где возглавил мусульманскую общину. После капитуляции мекканцев М. около 630, согласно преданию, вступил в Мекку. Почитаемая мусульманами могила М. находится в Медине.

Источн.: Das Leben Muhammed´s nach Muhammed Ibn Ishak, hrsg. von F. W?stenfeld, Abt. 1-4, G?tt., 1858-60 (на араб. яз.); Wellhausen J., Muhammed in Medina, В., 1882; Caetani L., Annali dell´ islam, v. 1-2, Mil., 1905-07. Лит.: Крымский А., Источники для истории Мохаммеда и лит-ра о нем, т. 1-3, М., 1902-10; Бартольд В. В., Мусульманский мир, П., 1922; Беляев Е. A., Арабы, ислам и араб. халифат…, М., 1965; Климович Л. И., Ислам, 2 изд., М., 1965; Смирнов Н. A., Очерки изучения ислама в СССР, М., 1954; Weil G., Mohammed der Prophet, sein Leben und seine Lehre, Stuttg., 1843; Margoliout D. S., Mohammed and the rise of Islam, L., 1905; Blach?re B., La probl?me de Mahomet, P., 1952; Buhl P., Das Leben Muhammeds…, (2 Aufl.), Hdlb., 1955; Gaudefroy-Demombynes M., Mahomet, P., 1957; Montgomery Watt W., Muhammad, Oxf.-L., 1961. См. также источн. и лит. при ст. Вакыди, Ибн Исхак, Ибн Сад. Л. И. Климович. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Пророк Магомед (Мухаммед) до и после хиджры

Пророк Мухаммед (570–632) - реальное историческое лицо. Мухаммед родился в Мекке (ныне Саудовская Аравия), принадлежал к жреческому роду, но рано остался без родителей и детские годы провел в бедности. Мухаммед был женат на богатой женщине значительно старше его. По роду занятий будущий пророк был торговцем, много путешествовал, был очень впечатлительным и склонным к размышлениям.

Проповеди Мухаммеда не понравились жрецам Мекки, и в 622 г. из-за преследований ему пришлось бежать в Медину. С момента хиджры (бегства) Мухаммеда из Мекки мусульмане («покорные Аллаху») ведут свое отдельное летоисчисление. В Медине была построена первая мечеть, установлены правила молитвы и поведения в быту, ритуал бракосочетания, порядок наследования и т. д.

В 630 г. Мухаммед вернулся в родной город во главе вооруженного отряда. Жрецы и население Мекки после нескольких лет противоборства приняли Мухаммеда и его новое учение. Мекка сдалась без боя. Победа укрепила авторитет Мухаммеда в Аравии. Представители различных аравийских племен заключали с ним союзы и принимали ислам.

Быстрый триумф и распространение ислама были обусловлены рядом обстоятельств.

Во-первых, мусульманство было молодой религией, но сумело творчески переработать и вобрать в себя многое из христианства, иудаизма, зороастризма и т. д. Ислам содержал привлекательную идею загробной жизни. В джанне («сад» поарабски) - мусульманском раю - правоверного ждали тенистые сады с каналами и прудами, с реками молока, вина и меда. Обитателей джанны вознаграждали супругами-девственницами - гуриями. Им прислуживали вечно юные мальчики, а охраняли ангелы. В джаханнаме (ад), напротив, полагалось гореть в вечном огне, пить кипяток и гнойную воду, мучиться от жгучего холода и т. д. Всем немусульманам полагался только ад.

Среди 120 тысяч пророков, предшествовавших Мухаммеду, почетные места отводились Адаму, Ною, Аврааму, Моисею (Мусе), Иисусу (Исе) и другим. Правоверные считали, что в день Страшного суда Мухаммед и Иисус будут вместе вершить свой суд над людьми.

Во-вторых, новая религия отличалась простотой. Обращаемые должны были выполнять пять основных требований.

1. Признавать главный догмат - «Нет Бога, кроме Бога (Аллаха), и Мухаммед - пророк его».

2. Молиться пять раз в день, обратившись лицом к Мекке.

3. Поститься один месяц в году (рамадан, или рамазан).

4. Обязательно раздавать милостыню, своеобразный налог в пользу бедных (закят).

5. Не менее одного раза в течение своей жизни совершить паломничество в Мекку.

Эти требования были понятными, доступными, легко усваивались массами кочевников-скотоводов, воинами, торговцами Ближнего Востока.

В-третьих, для народов, принявших мусульманство, новое вероучение стало достаточным основанием для экспансионистских устремлений. Желание принести истинную веру, приобщить к ней другие земли стало для арабов идеологической основой ведения священной войны.

Мощная экспансия арабов затронула огромные территории. К середине VIII в. под властью арабских халифов находились Аравия, Сирия, Палестина, Месопотамия, Египет, Северная Африка, Пиренейский полуостров, Закавказье, Средняя Азия, Индия. Наступление арабов было остановлено на юге Франции в битве при Пуатье (731), у Константинополя это сделали византийцы (718), противоборствовали им и китайцы. Необходимость ведения военных действий и порядок распределения добычи в немалой степени обусловили формирование феодальных отношений в разных странах.

В-четвертых, важным преимуществом ислама стала его мощная объединяющая сила, центростремительная тенденция. Новое учение не только указывало путь к спасению и содержало в себе идею развития, движения, распространения, но и предложило новую систему ценностей, представленную в Коране. Соблюдение единых правил общежития, обязательных норм поведения, приверженность традиционной, а по существу, общечеловеческой этике превратили толпу в народ и вывели мусульманский средневековый Восток на первые позиции в общецивилизационном развитии.

Мухаммед организовал огромный религиозно-политический союз, во власти которого оказалась значительная часть Аравии. В сильном централизованном государстве, созданном Мухаммедом, верховный правитель был одновременно и религиозным вождем. Мухаммед стремился распространить свое влияние на Палестину и Сирию, но в 632 г. умер, не оставив мужского потомства. По одной из легенд, его отравили. Похоронен Мухаммед в Мединской мечети.

В исламе имелись некоторые ограничения, которые не пришлись по вкусу Владимиру I, выбиравшему религию для Руси. Эти ограничения связаны с тем климатом, который господствовал на территориях распространения ислама. Обрезание крайней плоти у мужчин представляется целесообразной гигиенической процедурой, которая позволяет не накапливаться канцерогенной смегме на головке полового члена. Запрет на употребление вина связан с тем, что в жарком климате пьяного развозит сильнее, чем в холодном, и с более серьезными последствиями. Утверждают, что Мухаммед видел, как его уважаемый, но совершенно пьяный дядя вдруг стал рубить горбы верблюдам. А во время своих путешествий по коммерческим делам Мухаммеду приходилось проезжать через деревню, в которой собирали виноград и делали вино. На обратном пути в этой же деревне он столкнулся с последствиями массового пьянства - убитые люди, сгоревшие дома, осиротевшие женщины и дети.

В советский период мусульмане в СССР не могли себе позволить быть ортодоксальными. В Советской армии не кормили бараниной или телятиной. А на разработках нефтяных и газовых запасов на севере Тюменской области при температурах –40…–50 °C абсолютно трезвому человеку делать было нечего. От друзей-аспирантов из азиатских республик, над которыми иногда начинали подшучивать по поводу участия в застольях, приходилось слышать замечательные культурологические объяснения. «Дорогой, ты не читал Коран и не понимаешь.

Биография Мухаммеда

Мухаммед запрещал пить вино, а по поводу водки и коньяка у него никаких распоряжений нет!»

Русские мужики любят иногда порассуждать о том, что Владимир Красное Солнышко был все-таки не прав, отвергнув ислам. В культовом фильме «Белое солнце пустыни» бойцу Красной Армии товарищу Сухову приходится спасать байский гарем, что позволило Федору Ивановичу помечтать на эту тему. Большинство современных российских мужчин хорошо знают, что Мухаммед разрешил иметь четырех жен не для того, чтобы мужчины развлекались групповым сексом или жили на деньги работающих супруг. Мудрый Мухаммед хотел обеспечить высокую рождаемость и решить проблему социальной защищенности женщин. Каждый современный мусульманин в соответствии с Кораном должен обеспечить всем своим женам равные и достойные материальные условия жизни. Поэтому большинство мужчин-мусульман обходятся одной женой.

ВВЕДЕНИЕ

Известные миру люди – о Пророке Мухаммаде

КОРАН – СВЯЩЕННАЯ КНИГА МУСУЛЬМАН

ИСЛАМСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ

«ПЯТЬ СТОЛПОВ ИСЛАМА»

СТОЛПЫ ВЕРЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения специфической, иллюзорно-мистической, иррациональной формы мышления человека и понять религию как форму общественного сознания, как социальный феномен.

Возникнув на заре человечества и складываясь веками на основе неадекватного отражения в мышлении людей реальных объективных процессов в природе и обществе, религиозные представления и верования, а также закреплявшие их догмы, культы, ритуалы и обряды опутывали сознание человека паутиной несбыточных иллюзий, искажали его восприятие мира кривым зеркалом фантастических мифов и магических превращений, волшебства и чудес, заставляли создавать все более вычурные и сложные метафизические конструкции мироздания и загробного существования. Укрепляясь в сознании людей, фиксируясь в памяти поколений, религия становилась частью культурного потенциала народа, страны или даже многих стран.

Древние люди, создавая свои религии, заботились о чисто этнических потребностях и рассчитывали на «земляческую» помощь собственных богов. Иные из религий « с местной пропиской» отошли в небытие (порой вместе с породившими их народами), другие же при всей их территориальной ограниченности живут и по сей день.

Ислам - одна из трех (наряду с буддизмом и христианством) так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику.

В сегодняшнем мире более 700 миллионов человек на вопрос: "Кто ты по вере?" - отвечают арабским словом муслим: "Человек, исповедующий ислам", мусульманин.

"Ислам" в переводе с арабского означает покорность, "мусульманство" (от арабского "муслим")- предавший себя Аллаху.

Основателем ислама является арабский "пророк" Мухаммад (Мухаммед или Магомет), значение которого на общие судьбы человечества трудно переоценить, поэтому на этой исторической личности надо остановиться особо.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОРОКА МУХАММАДА

Биография Мухаммада лишена особой фантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса). Но истоки мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии отдельных лиц, а в социально-экономических и идеологических условиях, сложившихся в ту эпоху в Аравии.

Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами - Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Родоплеменная знать обитавшего здесь племени корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли. В Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были собраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племен.

Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские общины. Люди разных языков и религий общались между собой, верования их влияли друг на друга. В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потерявшие доход от караванного движения, стали склоняться к оседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это не замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более что евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Среди арабов возникла секта ханифов , чтивших единого бога. В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммада, вполне отвечавшая общественной потребности. В его проповедях, собственно, не было почти ничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у Мухаммада - строгое требование почитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Само слово "ислам" означает покорность.

"Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроте него, великого, мудрого! Поистине, религия пред Аллахом - ислам…" (3:16-17).

Во время джахимейи – так именуется доисламская эпоха, когда арабы не знали истинного Бога, — в Мекке устраивались большие торговые ярмарки. В святилище Кааба ("куб") и на запретной территории ("харам") нельзя было ссориться, проливать кровь. Ибо все это могло оскорбить религиозные чувства разных арабских племен, каждое из которых поклонялось своим божествам, но одинаково чтило Каабу.

В центре языческой Каабы стоял Хубал; древние арабы чтили это божество племени курейш как повелителя небес и луны, властелина громов и дождя. Изваяние Хубала в образе человека с золотой рукой было выполнено из сердолика (золото заменило некогда отбитую каменную руку). Находившийся с древних времен в Каабе черный камень (по мнению ученых, имевший метеоритное происхождение) олицетворял небесную силу Хубала.

Вокруг главного божества располагались многочисленные идолы – бетилы, изображавшие другие аравийские божества (до 300 в Каабе).

Жили в Мекке и иудаисты, и христиане, а так же ханифы – аскеты, благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие. Пантеон языческой Мекки состоял из множества богов, один из которых носил имя Аллах.

Мухаммад родился в Мекке 29 августа 570 года от Рождества Христова — был понедельник, 12 раби аль-ауваль, год Слона (по лунному календарю) – отмечается 12 числа месяца раби ал-аввай по лунному календарю. Маулид – день рождения пророка совпадает с днем смерти Мухаммада. Символичное совпадение дат рождения и смерти, т.е. рождения для вечной жизни, было дано Мухаммаду Творцом в знак его особой миссии носителя Откровения, последнего, как считает ислам, Пророка в истории человечества.

Согласно преданиям, рождение Мухаммада было предсказано пророками Ибрахимом (Авраамом), Исмаилом, Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом Христом). В этих "двойных" именах нет ничего странного, поскольку ислам относится к так называемым авраамическим религиям, и мусульмане наряду с иудеями и христианами почитают одних и тех – же ветхозаветных пророков, а так же Иисуса Христа как одного из них.

Мухаммад происходил из храброго и знаменитого племени Курейш. Дед его Абд ал-Мутталиб был старейшиной племени, хранителем Каабы, то есть очень почитаемым человеком. Отец его Абдулла бин Абдул Мутталиб умер, так и не увидев своего сына. В течение 4 лет Мухаммад жил обычной жизнью мальчика из кочевого племени в аравийской степи, куда увезла его из Мекки кормилица Халима. С матерью Аминой мальчику было суждено прожить всего два года. В 6 лет он остался полным сиротой.

Вначале воспитанием будущего пророка занимался его дед Абд ал-Мутталиб, а после его смерти — дядя Абу Талиб. В семье дяди Мухаммад вел относительно самостоятельную жизнь, присутствуя при обсуждении важнейших общественных дел, при спорах на религиозные и моральные темы, при рассказах о торговых путешествиях, о приключениях в далеких странах, о преданиях старины и обычаях разных племен и народов. Всё это способствовало его духовному развитию.

Мухаммад о своем детстве и юности говорил впоследствии просто и лаконично: "Я был сиротой". Сирота достигает зрелости раньше других детей. Он чувствует страдания сирот и сопереживает им в жизни.

В возрасте 12 лет Мухаммад совершил свое первое длительное путешествие с караваном своего дяди Абу Талиба в Сирию, выполняя посильную для своих лет работу. Продолжительное (полгода) и увлекательное путешествие позволило подростку познакомиться с разнообразными ландшафтами его родины — Аравии, ближе познать жизнь простого народа.

Примерно к 20 годам Мухаммад начал совершенно самостоятельную жизнь, без формальной опеки Абу Талиба. К этому времени полностью определился род его занятий — он был человеком, сведущим в торговле, умел водить караваны, нанимаясь к зажиточным торговцам в качестве приказчика, проводника караванов или торгового агента. По словам арабских историков, Мухаммад слыл человеком безукоризненной репутации, отличался прекрасные характером, честностью и добросовестностью, умом и сообразительностью, верностью данному слову.

В 25 лет Мухаммад женился на богатой вдове Хадидже. Брак их оказался на редкость счастливым. Хадиджа стала для своего мужа не только любимой женой, но и лучшим другом, советчиком и помощником на его трудном поприще пророка. Она родила ему детей: Касема, Абдуллу, Зейнаб, Рукаю, Ум-Кульсум и, наконец, Фатиму-захра ("прекрасную", "блестящую"). К огромному горю родителей, сыновья их умерли в детстве.

Еще во время торговых путешествий, наблюдая религиозные верования разных народов, особенно иудеев и насара (христиан), сравнивая их с идолопоклонством своих единоплеменников, Мухаммад отмечал положительные и отрицательные качества этих религий. Он много размышлял о вере, о Боге и окончательно пришел к выводу, что Бог (Аллах) — один, и никакой идол не может его заменить. Сделанный руками людей, идол не может исполнять функции Аллаха. Поэтому поклоняться идолам — преступление перед единым Аллахом. Мухаммад молился Всевышнему Аллаху в полном одиночестве. Благополучный брак дал Мухаммаду обеспеченную жизнь, позволявшую иметь достаточно свободного времени, которое на протяжении многих лет он посвящал религиозным исканиям. Духовное напряжение, побуждавшее Мухаммада к раздумьям о цели и смысле жизни, об основах мироздания, с годами все крепло и, наконец, оформилось в убеждение, что именно ему уготовано узнать истинного Бога и выполнить миссию возвещения соплеменникам истинной веры.

Пророк Мухаммед (Магомет), основатель ислама, родился в Мекке приблизительно в 570 году (по некоторым версиям - 20 или 22 апреля 571 года). Отец Мухаммеда умер незадолго до его рождения, а когда мальчику было 6 лет, он потерял мать. Спустя два года скончался дедушка Мухаммеда, который отечески заботился о нем. Юного Мухаммеда воспитал его дядя Абу Талиб.


В 12 лет Мухаммед вместе с дядей отправился по торговым делам в Сирию, и окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, иными вероисповеданиями.

Пророк Мухаммед" >

Мухаммед был погонщиком верблюдов, затем торговцем. Когда ему исполнился 21 год, он получил место приказчика у богатой вдовы Хадиджи. Занимаясь торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. В 25 лет он женился на своей хозяйке. Брак был счастливым.

Но Мухаммеда влекло к духовным исканиям. Он уходил в пустынные ущелья и в одиночестве погружался в глубокое созерцание. В 610 году в пещере горы Хира Мухаммед увидел светящуюся фигуру Бога, который приказал ему запомнить текст откровения и назвал его «Посланником Аллаха».

Начав проповедовать среди близких, Мухаммед понемногу расширял круг приверженцев. Он призвал своих соплеменников к единобожию, к праведной жизни, соблюдению заповедей при подготовке к грядущему божьему суду, рассказывал о всемогуществе Аллаха, создавшего человека, все живое и неживое на земле.

Свою миссию он воспринимал как поручение от Аллаха, а своими предшественниками называл библейских персонажей: Мусу (Моисей), Йусуфа (Иосиф), Закарию (Захария), Ису (Иисус). Особое место в проповедях было отведено Ибрахиму (Авраам), который был признан праотцом арабов и евреев, и первым, кто проповедовал единобожие. Мухаммед заявлял, что его миссия заключается в восстановлении веры Авраама.

Аристократия Мекки усмотрела в его проповедях угрозу своей власти и организовала заговор против Мухаммеда. Узнав об этом, соратники пророка уговорили его покинуть Мекку и перебраться в 632 году в город Ясриб (Медина). Там уже обосновалась часть его сподвижников. Именно в Медине сформировалась первая мусульманская община, достаточно сильная для того, чтобы совершать нападения на караваны, идущие из Мекки. Эти действия воспринимались как наказание мекканцев за изгнание Мухаммеда и его сподвижников, а получаемые средства шли на нужды общины.

В дальнейшем древнее языческое святилище Кааба в Мекке было объявлено мусульманской святыней, и с этого времени мусульмане стали молиться, обращая свои взоры на Мекку. Жители самой Мекки долго не принимали новой веры, но Мухаммед сумел их убедить в том, что Мекка сохранит свой статус крупного коммерческого и религиозного центра.

Незадолго до своей кончины пророк посетил Мекку, где сломал все языческие идолы, стоявшие вокруг Каабы.

Мухаммед родился в Мекке приблизительно в 570 году. В то время Мекка была процветающим городом, лежащим на караванном пути, по которому шла торговля между южной Аравией и средиземноморскими странами. Отец Мухаммеда умер еще до его рождения, а когда мальчику было 6 лет, он потерял мать. Спустя два года скончался дедушка Мухаммеда, который отечески заботился о нем. Юного Мухаммеда воспитал его дядя Абу Талиб.

В 12 лет Мухаммед впервые соприкоснулся с иным миром, столь отличавшимся от аравийского с его родоплеменными устоями и языческими культами. Отправившись по торговым делам в Сирию, Абу Талиб взял с собой племянника. Там Мухаммед окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, иными вероисповеданиями.

Мухаммед был погонщиком верблюдов, затем торговцем. Он прославился своей честностью в ведении торговых дел, за что получил прозвище «Аль-Амин», что означает «Заслуживающий доверия». Когда ему исполнился 21 год, он по протекции Абу Талиба получил место приказчика у богатой вдовы Хадиджи. Занимаясь торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. Двадцати пяти лет Мухаммед женился на своей хозяйке, хотя был на пятнадцать лет её моложе. Брак был счастливым. У них росла дочь Фатима. Жизнь как будто сложилась благополучно. Но Мухаммеда влекло к чему-то неизведанному. Каждый год он уходил на месяц в пустынные ущелья и там, в одиночестве, погружался в глубокое созерцание. Его беспокоили нравы язычников, живущих в Мекке, которые поклонялись множеству различных божеств. В то время только в одной Каабе, центральном храме города, насчитывалось триста каменных, глиняных и деревянных идолов. Он видел, что происходит крушение моральных и нравственных устоев общества: богатые угнетают бедных, мужья дурно обращаются с женами и детьми, пьянство и азартные игры стали повсеместным явлением. Именно во время одного из Божественных откровений, ниспосланных в 610 году Мухаммеду в пещере горы Хира, Аллах послал ему видение. Мухаммед увидел светящуюся фигуру Бога, который приказал ему запомнить текст откровения и назвал его Рсулом, что значит «Посланник Аллаха».

Откровения, которые он получал в минуты уединения на горе Хира, и были результатами его попыток понять и объяснить мироздание. Проповедь Мухаммада в значительной части содержала уже известные положения. Вслед за теми, кто принял иудаизм и христианство, он призвал своих соплеменников к единобожию, к праведной жизни, соблюдению заповедей при подготовке к грядущему божьему суду, рассказывал о всемогуществе Аллаха, создавшего человека, все живое и неживое на земле. Свою миссию он воспринимал как поручение от Аллаха, а своими предшественниками называл библейских персонажей: Мусу (Моисей), Йусуфа (Иосиф), Закарию (Захария), Ису (Иисус). Особое место в проповедях было отведено Ибрахиму (Авраам), который был признан праотцом арабов и евреев, и первым, кто проповедовал единобожие. Поэтому Мухаммад заявлял, что его миссия заключается в восстановлении веры Авраама.

Люди слушали и даже записывали его слова. Однако аристократия Мекки, разбогатевшая на торговле и доходах от паломничества к древнему святилищу Каабе, усмотрела в его проповеди угрозу своей власти и организовала заговор против Мухаммада. Узнав об этом, соратники пророка уговорили его покинуть город в 622 и перебраться в город Ясриб (совр. Медина). Там уже обосновалась часть его сподвижников.

Этот переезд (по-арабски – хиджра) ознаменовал новый период в жизни пророка. Именно в Медине сформировалась первая мусульманская община (умма). Не без труда, но ему удалось объединить местные племена. Христиане воспринимали ислам как ересь внутри христианства, а иудеи встретили проповедь Мухаммада недоброжелательно. В тот период мусульманская община уже была достаточно сильна для того, чтобы совершать нападения на караваны, идущие из Мекки. Эти действия воспринимались как наказание мекканцев за изгнание Мухаммада и его сподвижников, а получаемые средства шли на нужды общины.

Проповеди Мухаммада в Мекке и Медине носили разный характер. Если в центре мекканских проповедей были идея единобожия и рассказы о пророках, то мединские представляли собой наставления и указания лидера и были адресованы арабским племенам. Древнее языческое святилище Кааба в Мекке было объявлено мусульманской святыней, и с этого времени мусульмане стали молиться, обращая свои взоры на Мекку. Жители самой Мекки долго не принимали новой веры, но Мухаммад сумел их убедить в том, что Мекка сохранит свой статус крупного коммерческого и религиозного центра. Незадолго до своей кончины пророк посетил Мекку, где сломал все языческие идолы, стоявшие вокруг Каабы.

Учения Мухаммеда получило авторитет, и пример пророка (или Халифа) становится законом. При этом сам властитель все меньше и меньше мог служить примером. Чем больше распространялась его власть, тем тяжелее она становилась. Чем могущественнее становился Мухаммед, тем ревнивее относился он к своему авторитету. Его личный авторитет отождествлялся с авторитетом государства, превращался в ось, на которой держалась вся система ислама. В 632 г. Мухаммед умер и был похоронен в Медине.

, произношение (инф.) , в русском языке также употребляется передача Магоме́т (Магоме́д) (галлицизм , распространённый в русской литературе), Моха́ммед 20 (22) апреля 571 года (по некоторым источникам 570), 12 числа месяца рабиуль-авваль , в понедельник, незадолго до восхода солнца, Мекка - 8 июня , Медина) - арабский проповедник единобожия и пророк ислама , центральная (после единого Бога) фигура этой религии; согласно исламскому учению Мухаммеду Бог ниспослал своё священное писание - Коран . Также Мухаммед был политическим деятелем, основателем и главой мусульманской общины (уммы), которая в процессе его непосредственного правления составила сильное и достаточно крупное государство на Аравийском полуострове .

Имя

Имя Мухаммеда в каллиграфическом и обычном варианте написания

В исламе имени уделяется большое сакральное значение. Имя «Мухаммед» значит «Восхваляемый», «Достойный хвалы». В Коране он называется по имени всего четыре раза, но называется также пророком (ан-Наби), вестником (Расул), слугой Бога (Абд), вестником (Башир), предупредителем (Надхир), напоминателем (Мудхаккир), свидетелем (Шахид), воззвавшим к Богу (Да’и) и др. Согласно мусульманской традиции, после произношения или написания имени пророка Мухаммеда, всегда говорится «Солля Ллаху алейхи ва саллям » (араб. صلى الله عليه وسلم ‎‎) - то есть «Благословит его Аллах и приветствует» .

Полное имя Мухаммеда включает имена всех его известных предков по прямой мужской линии начиная от Адама , а также содержит кунью по имени его сына Касима (это имя значит «Делящий»; при жизни Мухаммеда никто не мог называть своего сына Касим, так как эта кунья была закреплена за Мухаммедом). Полностью имя пророка Мухаммеда выглядит так: Абу аль-Касим Мухаммад ибн ‘Абд Аллах ибн Абд аль-Мутталиб (имя Абд аль-Мутталиба - Шайба) ибн Хашим (имя Хашима - Амр) ибн Абд Манаф (имя Абд Манафа - аль-Мугира) ибн Кусаййа ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн Луаййа ибн Галиб ибн Фихр ибн Малик ибн Ан-Надр ибн Кинана ибн Хузайма ибн Мудрик (имя Мудрики - Амир) ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Мадд ибн Аднан ибн Адад (произносят также - Удад) ибн Мукаввим ибн Нахур ибн Тайрах ибн Иаруб ибн Йашджуб ибн Набит ибн Исмаил ибн Ибрахим (Халиль ар-Рахман) ибн Тарих (это Азар) ибн Нахур ибн Саруг ибн Шалих ибн Ирфхашад ибн Сам ибн Нух ибн Ламк ибн Матту Шалах ибн Ахнух (это, как утверждают, пророк Идрис) ибн Иард ибн Махлил ибн Кайнан ибн Ианиш ибн Шит ибн Адам .

Внешний вид

Великий исламский историк и богослов Абу Джафар Мухаммад ат-Табари в своей книге «Всеобщая история» привёл следующее описание внешности пророка.

«Он был среднего роста: ни высоким, ни низким. Лицо у него было розовато-белое, глаза - темные, волосы - густые, блестящие, очень красивые. Лицо обрамляла борода. Длинные волосы ниспадали на плечи. Цветом они были черные… Походка у него была столь живой, что казалось, с каждым шагом он отрывается от земли, и вместе с тем движения его были столь легки, словно он не касался её. Однако в походке его не было гордости, присущей сильным мира сего. В лице его было столько доброты, что нельзя было отвести глаз. Голодным было достаточно взглянуть на него, как они тотчас забывали о пище. Страдальцы забывали при нём о своих бедах, очарованные мягкостью его черт и его речи. Все видевшие его были единодушны в том, что никогда, ни раньше, ни позже, не встречали человека, беседа с которым была бы столь приятна. Нос у него был прямой, зубы редкие. Временами волосы свободно ниспадали у него с головы, иногда он завязывал их в два или в четыре пучка. К 62 годам у него практически не было седых волос…»

Фрагмент средневековой персидской миниатюры с изображением пророка Мухаммеда. Автор неизвестен

Пророк Мухаммед любил носить одежду белого цвета, в основном это были длинные рубашки (аль-камис) и полосатые йеменские плащи (аль-хибара), а также чалма и изар , который он оборачивал вокруг бедер и доходивший до середины голени. На руке у него было серебряное кольцо с надписью «Мухаммед - Посланник Аллаха». Он был чистоплотен, часто наносил на своё тело благовония и чистил зубы мисваком Голос пророка Мухаммеда был немного хриплым, говорил он красноречиво, коротко и ясно, иногда повторяя какую-нибудь фразу трижды для того, чтобы люди смогли точно запомнить его слова. Он часто улыбался, а иногда смеялся так, что были видны его коренные зубы.

Место Мухаммеда среди пророков ислама

Печать пророчества

Мухаммед принадлежал к племени курайш . Притесняемый мекканцами-язычниками, в 622 году он переселился из Мекки в Ясриб, который после этого стал называться Мединой (эта дата - хиджра (переезд) - является началом мусульманского календаря), а затем вместе со своими приверженцами завоевал Мекку. К моменту смерти Мухаммеда в 632 году в ислам был обращён уже весь Аравийский полуостров , а вскоре после смерти пророка его преемники («наместники», халифы) завоевали обширные территории азиатских и африканских владений Византийской империи , частично Европу, распространяя ислам, арабскую культуру и язык, а впоследствии также и накопленные (в том числе античной цивилизацией) научные знания, которые оказали непосредственное влияние на развитие науки в целом; данное культурно-языковое и религиозное пространство сохраняется, за исключением Европы, до настоящего времени. Мухаммед называется также Печатью Пророков, Господином Пророков и Пророком Судного часа. В иман мусульманина входит убеждение о том, что Мухаммед является посланником Бога наряду с другими пророками (это зафиксировано в исламском символе веры - Шахаде) и является последним пророком.

Религиозное учение

Согласно учению ислама, Мухаммед является последним пророком и посланником Аллаха . Ислам, то есть покорность Единому Богу, была присуща всем праведникам, в том числе последовавшим велению Бога, приняв учение Исы , Мусы и других известных библейских пророков. Однако учения иудаизма и христианства, по исламу, были искажены людьми, а потом потеряли свою актуальность после начала ниспослания Корана. При этом, искажение Писаний было в границах знания Аллаха. Коран является словом Аллаха , последним Священным Писанием, Писанием которое не подвергнется изменениям. Так как, по воле Аллаха, Последнее Писание содержит арабскую речь, этот язык является особенным для мусульман. Только Коран на арабском языке является Писанием, перевод на любой язык мира (часто указывается, что это «перевод смыслов») таковым не является . Коран ниспосылался частями. Основываясь на аятах Корана (25:32, 17:106), это связывается с тем, что Аллах желал укоренить веру в сердце Мухаммеда, а также ниспосылал откровения согласно событиям и вопросам спрашивающих, что производило большее впечатление, чем если бы они ниспослались целиком. Откровение могло успокаивать Мухаммеда, вселять в него покой и стойкость. Некоторые откровения отменяли предыдущие. Принято считать, что в откровениях, пришедших Мухаммеду до переселения мусульман в Медину, содержится меньше правовых установлений . В Коране часто содержатся повеления Мухаммеду. Слово «куль» (скажи) содержится 332 раза

Пророчества о приходе Мухаммеда в Библии

Основная статья: Библия о Мухаммеде

Исламская религия, признавая в качестве Священного Писания также и Библию , часто указывает на то, что в том числе и в Библии говорится о пророке Мухаммеде, как о Божьем Посланнике. В Коране так говорится об этом: «Те, кому Мы даровали Писание, знают его, как знают своих сыновей. Однако часть их сознательно скрывает истину.» (2:146)

Кроме того, мусульмане говорят об искажении сегодняшнего варианта Библии, которые, согласно некоторым хадисам , затронули и ту часть, в которой говорится о Мухаммеде. Даже те христиане , которые согласны с тем, что Библия имеет искажения, отвергают позицию мусульман.

В качестве доказательства мусульмане приводят следующие библейские стихи:

Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты [эти слова адресованы Моисею ] и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему А кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его. (Библия. Второзаконие гл. 18, ст. 18-22)

Мусульмане указывают на то, что про Ису (Иисуса) это не могло быть сказано, по причине того, что он не такой как Муса (Моисей), тогда как сказано «такого как ты». Известный мусульманский проповедник Ахмед Дидат указывал на главные отличия Исы (Иисуса). Это, признаваемое мусульманами, чудотворное рождение, он не женился и у него не было детей, в отличие от Моисея и Мухаммеда, он не был признан своим народом пророком, в отличие от Моисея и Мухаммеда, он не был царём, то есть не был тем, кто, грубо говоря, распоряжается жизнью своих людей. Также Ахмед Дидат указывает, что Иса(Иисус) не пришёл с каким-то новым законом, а пришёл лишь исполнить старый закон. По поводу слов «из братьев их», мусульмане напоминают об общем происхождении арабов и евреев. Мусульмане указывают и на другие стихи в Библии

Аравия и Мекка до начала проповеди Мухаммеда

Основными религиями в Аравии были язычество, иудаизм и разные еретические христианские верования. Местные арабские племена исповедовали многобожие, в основе которого была монотеистическая религия пророка Ибрахима (Ханифизм), от которой у них сохранился обряд хаджа и традиция почитания Каабы. У доисламских арабов широко почитались красноречие, гостеприимство и верность своему договору. Среди примитивных качеств доисламского общества можно выделить следующие: существовала кровная месть, была традиция закапывать заживо новорождённых девочек, или же закапывать новорождённых детей, если арабы боялись не прокормить их. Мекка, в которой жил Мухаммед, являлась одним из торговых и финансовых центров Аравии. Мекка располагалась среди бесплодных скал, земледелие в ней было невозможно. Земледелие было распространено только в оазисах, одним из которых был Ясриб (Медина). Мекка была ареной постоянной борьбы за власть между арабскими племенами. Особое место в политике играло племя Курайш, из которого происходил пророк Мухаммед.

Семья

Сауда бинт Зама

Аиша бинт Абу Бакр

Хафса бинт Умар

Зайнаб бинт Хумайза

Зайнаб бинт Джахш

Джувайрия бинт аль-Харис

Рамля бинт Абу Суфьян

Райхана бинт Зейд

Маймуна бинт Харис

Мария аль-Кибтия

Основная статья: Родословная пророка Мухаммеда

Пророк Мухаммед был из племени «Курайш », которое имело очень высокое положение в арабской среде. Он относился к клану Хашим (хашимиты). Клан получил такое название в честь прадеда Мухаммеда - Хашима. У Хашима при жизни было право на сбор скота для питания паломников и право на владение источником Замзам . Он был богатым человеком. Своё прозвище «Хашим» (его звали Амр) он получил из-за того, что разламывал хлеб на куски для паломников, приезжавших в хадж в Мекку («хашима» - разламывать хлеб для тюри). После его смерти право на кормление и поение паломников перешло к его брату, аль-Мутталибу, которого курайшиты называли аль-Файда - «сама щедрость». У Хашима был сын Абд аль-Мутталиб , которого назвали Шуайба. Он был очень почитаем в своём народе.

Отец Мухаммеда Абд Аллах умер незадолго до его рождения (за два месяца) или же через несколько месяцев после рождения Мухаммеда. Имя матери Мухаммеда - Амина бинт Вахб ибн Абд Манаф ибн Зухра ибн Килаб . Имя Мухаммед , что означает «Восхваляемый», дал ему его дед Абд аль-Мутталиб .

Количество жён пророка Мухаммеда у разных историков разнятся. Масуди , в своей книге «Муруджуз-захаб» отмечает, что пророк Мухаммед имел 15 жён. Йагуби пишет, что пророк Мухаммед имел 21 или же 23 жены, вступил в физические отношения только с 13 жёнами. Кардави указывает только на число девять, но без Хадиджи, то есть десять; Уотт Монтгомери указывает, что многие племена претендовали на родственные связи с Мухаммедом, поэтому список жён может быть сильно преувеличен. Он называет имена только одиннадцати жён (с Хадиджей), что ближе к традиционным представлениям (также он приводит имена двух наложниц) Пророк Мухаммед женился на всех до Коранического запрета, где запрещалось иметь больше четырёх жён . Ниже приведён список из 13 жён пророка Мухаммеда:

  1. Хадиджа бинт Хувайлид
  2. Сауда бинт Зама
  3. Аиша бинт Абу Бакр
  4. Хафса бинт Умар
  5. Зайнаб бинт Хумайза
  6. Умм Салама бинт Абу Умая
  7. Зайнаб бинт Джахш
  8. Джувайрия бинт аль-Харис
  9. Райхана бинт Зейд
  10. Рамля бинт Абу Суфьян
  11. Мария аль-Кибтия
  12. Маймуна бинт аль-Харис

Основная статья: Дети пророка Мухаммеда

Все дети Мухаммеда, кроме Ибрагима, были от Хадиджи. Первый ребёнок от Хадиджи - аль-Касим, потом родились ат-Тахир, ат-Таййиб, Зайнаб, Рукаййа, Умм Кульсум, Фатима . Мальчики умерли в раннем детстве. Девочки дожили до начала пророческой миссии Мухаммеда, все приняли ислам, все переселились из Мекки в Медину. Все скончались до смерти Мухаммеда, кроме Фатимы. Она умерла через шесть месяцев после его смерти.

Основная статья: Потомки пророка Мухаммеда

Потомков пророка Мухаммеда через его дочь Фатиму и внука Хусейна называют сеидами. Потомки внука Хасана - шерифы . Потомки пророка Мухаммеда создали правящую династию в Марокко (Саадиты). Король Иордании Абдалла II из династии Хашимитов является прямым потомком пророка Мухаммеда в 43-м поколении.

Краткая хронология

Внешние видеофайлы
Видео о пророке Мухаммеде
Х/ф «Мухаммад - посланник Бога». (1977)
Х/ф «Луна Бану Хашим - Жизнь Пророка»
М/ф «Мухаммад - последний Пророк»
Биография «Вместе с любимым Пророком»
Сражения пророка Мухаммеда
  • - Абва · Буват · Сафаван · Аль-Ашир
  • - 1-й Бадр · Кудр · Савик · Бану Кайнука
  • - Гатафан · Бахран
  • - Ухуд · Аль-Асад · Бану Надир · Неджд
  • - 2-й Бадр · 1-й Джандаль · Битва у рва · Бану Курайза · 2-й Бану Лахьян
  • - Бану Мусталик · Худайбия · Хайбар · Фидак · 3-я Кура · Дат аль-Рика · Бану Бакра
  • - Мекка · Хунайн · Аутас · Таиф · Табук
  • - рождение Мухаммеда в Мекке. Ещё до рождения Мухаммеда умирает его отец и Мухаммеда отдают кормилице Халиме бинт Абу Зуайб. В течение 4 лет Мухаммед живёт с кочевом племени бедуинов Бану Сад.
  • - приезд кормилицы Халимы в Мекку и возвращение Мухаммада матери Амине.
  • - путешествие в Сирию вместе с Абу Талибом.
  • - участие в «Кощунственной войне», где пророк Мухаммед «отражал стрелы щитом, защищая своих дядей».
  • - поездка пророка Мухаммада с торговым караваном Хадиджы в город Бусру; женитьба на Хадидже.
  • - участие в «Союзе Благородных», суть которого была в защите беззащитных и обеспечении безопасности чужестранцев в Мекке.
  • - ниспослание первых откровений; начало пророческой миссии Мухаммеда.
  • - начало публичной проповеди Мухаммеда
  • - переселение в Эфиопию части сподвижников Мухаммеда от преследований (сам остаётся под покровительством дяди Абу Талиба).
  • - бойкот клана Бану Хашим против Мухаммеда.
  • - смерть Хадиджи и Абу Талиба; попытка переселения в город Ат-Таиф; окончание бойкота клана Бану Хашим против Мухаммеда.
  • - тайное соглашение Мухаммеда с группой жителей Медины об особой роли третейского судьи.
  • - Исра и Мирадж ; первая присяга при Акабе .
  • - хиджра , переселение в Медину.

Основная статья: Мухаммед в Медине

Современники

Первыми людьми, принявшими ислам, после Хадиджи, были: Али ибн Абу Талиб , Зайд ибн Харис, Абу Бакр ас-Сиддик, Усман ибн Аффан , Аз-Зубайр ибн Аль-Аввам , Абд ар-Рахман ибн Ауф, Саад ибн Абу Ваккас , Тальха ибн Убайдулла и другие.

Среди тех, кто ненавидел пророка Мухаммеда был его родной дядя Абу Лахаб и его жена, Абу Джахль , Укба ибн Абу Муайта и другие. Некоторые из тех, кто враждовал с пророком Мухаммедом впоследствии приняли ислам, как это сделал Абу Суфьян ибн Харб и другие.

Роль в истории

Пророк Мухаммед признан американским писателем и учёным Майклом Хартом (en) в книге «100 великих людей (en) » самой влиятельной личностью за всю историю.

Арабский мир после Мухаммеда

К моменту смерти Мухаммеда в 632 году в ислам был обращён весь Аравийский полуостров, а вскоре после смерти пророка его преемники («заместители», халифы) покорили огромные территории азиатских и африканских владений Византийской империи, распространяя ислам, арабскую культуру и язык. Халифат при Аббасидах был самой крупной империей своего времени, простиравшейся от Атлантического океана до Китая.

Последняя проповедь Мухаммеда

Некоторые люди [кто? ] называют эту проповедь манифестом прав человека в исламе.

Последняя проповедь была сказана Мухаммедом в десятый год по хиджре, когда немусульманам было запрещено посещать Священную Каабу. Мухаммед отправился во главе с 14 тысячью мусульман из Медины в Хадж в Мекку. На 9-й день месяца Зуль-Хиджа Мухаммед пригласил всех мусульман, прибывших в Мекку для совершения хаджа к горе Джабаль аль-Рахман на Арафате и говорил с ними. Некоторые цитаты из этой проповеди (перевод проф. Ашик-Саида Конурбаева):

Мухаммед в Коране

Имя «Мухаммед» употребляется в Коране только пять раз (для сравнения Иса (Иисус) упоминается 25 раз, столько же упоминается Адам , Муса (Моисей) - 136 раз, Ибрахим (Авраам)- 69, Нух (Ной)- 43). Оно упоминается в 3:144, 145, 33:40, 47:2, 48:29 как Мухаммед и один раз в аяте 61:6 как Ахмад. Также 47-ая сура Корана называется «Мухаммад».

Чудеса Мухаммеда

Однажды в путешествии закончилась пища, и люди дошли до нищеты. Они пошли к посланнику (да пребудет он с миром) и попросили разрешения зарезать своих верблюдов, и он согласился. Умар встретил их по пути, и они рассказали ему об этом, и он сказал: «Как вы собираетесь выжить после того, как забьете верблюдов?» Затем он пошел к посланнику и сказал: «О посланник Аллаха! Как же они выживут после того, как зарежут своих верблюдов?» Посланник Аллаха приказал Умару: «Созови людей, и пусть они принесут всю еду, которая ещё осталась». Были расстелены шкуры, и вся походная пища была сложена на них. Посланник Аллаха поднялся и попросил Аллаха благословить её, затем он направил людей за посудой, и они начали брать из этой кучи до тех пор, пока каждый не взял себе достаточное количество. Затем посланник Аллаха сказал: «Я свидетельствую, что никто не имеет права, чтобы ему поклонялись, кроме Аллаха, а я его посланник».

  • Получение воды из пальцев.

Анас бин Малик рассказывал: «Я видел посланника Аллаха (да пребудет он с миром), когда подошло время молитвы Аср, и люди искали воду, дабы совершить омовение, но не могли найти её. Позже вода (полный горшок) для омовения была принесена к посланнику Аллаха. Он опустил руки в горшок и сказал людям совершить омовение из него. Я видел воду, выливающуюся из-под его пальцев до тех пор, пока все не совершили омовение (это было одно из чудес пророка)» .

  • Вздыхающий пальмовый ствол. Будучи в Медине Мухаммед во время молитвы опирался на ствол пальмы «хуннан». Для удобства пальму срубили, а на этом месте соорудили кафедру, мимбар. Оставшись в одиночестве, дерево принялось вздыхать, желая прикосновений рук пророка. Узнав о его горе, Мухаммед приказал принести ствол обратно.

В жизнеописаниях и сводах хадисов описываются много чудес, например во время рытья рва вокруг Медины, верные предсказания (см. например День воскресения в исламе), чудеса с различными физическими объектами итд. Выводы некоторых исследователей о том, что Мухаммед не делал никаких чудес считаются мусульманами безосновательными потому, что существование такого Писания, как Коран не может подвергнуться сомнению.

Высказывания известных людей о личности и деятельности Мухаммеда

Положительные

Отрицательные

Медицина пророка Мухаммеда

Пророк Мухаммед был не только сугубо религиозно-политическим деятелем . Мухаммеду принадлежат слова о том, что от любого заболевания есть лекарство. Если оно точно будет выбрано, то человек выздоровеет, по воле Творца, и что Аллах низвел болезни и вместе с ними лечебные средства. Кто-то знает о них, а кто-то - нет Мухаммед говорил, что исцеление (приносят) три (вещи): глоток мёда , надрез пиявки (кровопускание) и прижигание, но он запретил прижигание. Однако этот запрет, как говорят исламские учёные, не абсолютно категоричен и в случае особо крайней нужды допустим. При болезни живота, Мухаммед рекомендовал мёд . Мухаммед говорил о том, что масло чёрного тмина является средством от любой болезни, кроме смерти Мухаммед рекомендовал пользоваться индийским ладаном , так как исцеляет «от семи недугов», и ещё его курения нужно вдыхать тем, у кого болит горло , и класть в рот тем, кто страдает плевритом . Он сказал, чтобы люди не мучили своих детей, у которых воспаляются миндалины, надавливая на них, а использовали курения ладана . Он говорил своим последователям, что лучшими средствами для их лечения являются кровопускание и морской ладан (янтарь). Ещё одно высказывание: «Если муха упадёт в питьё кого-нибудь из вас, пусть он (сначала) погрузит её (в это питьё полностью), а потом вытащит её (оттуда) ибо, поистине, на одном её крыле - болезнь, а на другом - исцеление» имеет современное научное обоснование. . Однажды в качестве лечения Мухаммед приказал пить мочу и молоко дойных верблюдиц. Крупный мусульманский учёный Абдуль-Маджид аз-Зиндани, который говорит, что нашёл лекарство от СПИДа и что университет «Иман», ректором которого он является, предоставляет это лекарство бесплатно, рассказывает что благодаря своей работе фармацевтом, он смог правильно понять хадисы пророка.

Некоторые изречения

Цитаты, получившие общественный резонанс

Характер

Попытка показать характер Мухаммеда была предпринята в 30-серийном художественном фильме «Луна рода Хашим» снятом в 2008 году при сотрудничестве киностудий 4 мусульманских государстве - Иордании, Ливана, Сирии и Судана.

Последователи

С исламской точки зрения мусульмане («муслим» - покорный Богу) были всегда, начиная с Адама и Хавы (Евы). Число мусульман на данный момент во всём мире оценивается примерно в 1,1 до 1,2 миллиардов человек.

Критика

Первыми критиками Мухаммеда были его соплеменники - курайшиты. Эта критика отличалась общим недоверием и консерватизмом . Об этой критике можно судить лишь из Корана и по биографиям Мухаммеда. Критика в адрес Мухаммеда была со стороны византийских историков, однако эта критика отличается искажением облика Мухаммеда. Французские энциклопедисты конца XVIII века пишут следующее: «Мухаммед - известный обманщик, лжепророк и лжеучитель, основатель ереси» Предметом критики является личная жизнь Мухаммеда. Согласно некоторым источникам, возраст одной из жён Мухаммеда, Аиши составлял 9 лет. Это мнение не отрицается мусульманами (хотя о возрасте Аиши есть ряд альтернативных хадисов, в которых говорится о возрасте 13, 17 и даже 27 лет), но в мусульманском мире этим сведениям придаётся другое значение, что выражается в открытой защите, выраженной в различного рода литературе.

В искусстве

кинематограф:
  • Фильм «Мухаммад - посланник Бога»
  • Мультфильм «Мухаммед: последний пророк »

См. также

Примечания

  1. Токарев А. (гл. ред.), Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт., том 2. - М.: 1998
  2. Ибн Хишам «Жизнеописание Пророка Мухаммада», изд. рус. 2002, 2003 г.
  3. Аль-Бухари (№ 5908), Муслим (№ 2340)
  4. О достоинствах Пророка Мухаммада, мусульманской нравственности и праведном поведении. Мухаммад ибн Джамиль Зину
  5. Посланник Аллаха. Ф. А. Асадуллин, Р. И. Султанов и др.
  6. Мухтасар аш-шамаиль" (№ 97, 188)
  7. Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 5, 266
  8. Аль-Буты Р. Фикх ас-сира ан-набавия [Понимание жизнеописания Пророка]. Каир: ас-Салям, 1999, с. 34.
  9. http://www.umma.ru/namaz/prayer/purity/
  10. «Кто является автором Корана»
  11. Библия Числа 15:35
  12. Библия о Пророке
  13. «Муруджуз-захаб» т.2, стр. 282-283
  14. М. Уотт. Мухаммад в Медине. с. 436
  15. Юсуф аль-Карадави, глава Международной ассоциации улемов. Из книги «Современные фетвы»
  16. Хронология эпохи Пророка / сайт РДУМ Пензенской области.
  17. Хронология периода Пророка Мухаммада. / PosledniyProrok.Info
  18. Прощальная проповедь Пророка Мухаммада - Энциклопедия чудес Корана.
  19. Исламское Духовно - Просветительское Благотворительное Общество
  20. Пост 2011 (Часть 14. Ляйлятуль-кадр)
  21. Bernard G. Weiss «The spirit of Islamic law», стр. 69
  22. Bernard G. Weiss «The spirit of Islamic law» стр. 70-72
  23. Коран, сура Йунус (10), аят 38, перевод Э.Кулиев
  24. Bernard G. Weiss «The spirit of Islamic law», стр. 70
  25. F. F. Arbuthnot, The Construction of the Bible and the Koran (London: 1985), 5
  26. Ас-Сахих ал-Бухари, том 3, с. 401

Мавлид ан-Наби, что в переводе с арабского означает рождение Пророка, основные течения в исламе празднуют в разные дни - сунниты отмечают день рождения Пророка Мухаммеда 12-го числа Раби аль-авваль, а шииты — 17-го.

Месяц Раби аль-авваль, что в переводе означает начало весны - занимает особое место в мусульманском календаре, в который родился Пророк Мухаммед, а затем и скончался.

Отмечать рождение Пророка Мухаммеда стали лишь через 300 лет после прихода ислама.

Где и когда родился Пророк

Пророк Мухаммед, согласно традиции, родился около 570 года (по другим источникам в 571 года) нашей эры по григорианскому календарю в священном городе Мекке (Саудовская Аравия) — толкователи Корана говорят, что это событие произошло 12 числа третьего месяца лунного календаря, в год слона, в понедельник.

Точная дата рождения Пророка Мухаммеда осталась неизвестна, поэтому в исламе праздник рождения в действительности приурочен к дате его смерти — согласно исламу, смерть — это не что иное, как рождение для вечной жизни.

Отец Пророка Мухаммеда умер за несколько месяцев до его рождения, а матери - Амине, явился во сне ангел, который сообщил, что она носит особенного ребенка под сердцем.

Необыкновенными событиями сопровождалось и само рождение Пророка. Появился на свет он уже обрезанным и сразу смог опереться на ручки и поднять голову.

О его рождении тетя Пророка Сафия рассказывала так: "При рождении Мухаммеда весь мир залило светом. Как он появился, сразу сделал сажда (поклон). И, подняв голову, ясно произнес: "Нет Божества кроме Аллаха, я Посланник Аллаха".

Сиротская доля

Мухаммад осиротел, когда ему было около шести и опекуном его стал дед Абдуль Муталиб - глава Хашимитского клана. Через два года, после смерти деда, мальчик попал в дом дяди Абу Талиба, которой стал обучить его искусству торговли.

Будущий пророк стал торговцем, но вопросы веры не оставляли его. Еще в подростковом возрасте он познакомился с религиозными течениями христианства, иудаизма и иных верований.

© photo: Sputnik / Radik Amirov

Среди богатых людей Мекки была дважды овдовевшая Хадиджа, которая очарованная Мухаммедом, несмотря на то, что была старше него на 15 лет, предложила 25-летнему юноше взять себя в жены.

Брак оказался счастливым, Мухаммед любил и уважал Хадиджу. Женитьба принесла Мухаммеду благополучие — свободное время он посвящал духовным исканиям, к которым его влекло с юных лет. Так началась биография Пророка и проповедника.

Пророческая миссия

Мухаммеду исполнилось 40 лет, когда началась его пророческая миссия.

В жизнеописании основоположника исламской религии сказано, что Мухаммед часто любил уединяться от суеты и мира в пещере горы Хира, где погружался в созерцание и раздумья.

Первая сура Корана была ниспослана Пророку в пещере горы Хира в Ночь Могущества и Предопределения или Ляйлят-аль-Кадр, в 610 году.

По приказу Аллаха К Пророку Мухаммаду явился один из ангелов — Джебраил (Гавриил), и сказал Ему: "Читай". Слово "читать" — значит "Коран". С этих слов началось ниспослание Корана — в ту ночь ангел Джебраил передал первые пять аятов (откровений) из суры Сгусток.

© photo: Sputnik / Nataliya Seliverstova

Но миссия длилась до смерти Мухаммеда, так как ниспосылался Великий Коран Пророку в течении 23 лет.

После встречи с ангелом Джебраилом Мухаммед начал проповедовать и число его приверженцев постоянно росло. Пророк рассказал, что всемогущий Аллах создал человека, а с ним все живое и неживое на земле и призывал соплеменников к праведной жизни, соблюдать заповеди, и готовиться к грядущему божьему суду.

В проповедях Мухаммеда влиятельные жители Мекки увидели угрозу власти и планировали заговор против него, а последователей Пророка подвергали издевательствам, насилию и даже пыткам.

Соратники уговорили Пророка покинуть опасный край и переехать из Мекки в Ясриб (названный позже Мединой). Переселение происходило постепенно и последним переселился Пророк Мухаммед, который покинул Мекку в день, соответствующий 16 июля и прибыл в Медину 22 сентября 622 года.

© photo: Sputnik / Maksim Bogodvid

Именно с этого великого события начинает свой отсчет мусульманское летоисчисление. Новый 1439 год по Хиджре — Рас-ас-Сана (День хиджры), наступил в первый день священного месяца Мухаррам — по григорианскому календарю этот день в 2017 году выпал на 21 сентября.

Переселение позволило спасти множество верующих людей от гнета язычников, наладить безопасную жизнь, а в дальнейшем с этого момента началось распространение Ислама не только в пределах Аравийского полуострова, но и по всему миру.

Пророк Мухаммед вернулся в Мекку в 630 году, торжественно въехав в священный город спустя 8 лет после изгнания, где Пророка встретили толпы почитателей со всей Аравии.

После кровопролитных войн окрестные племена признали пророка Мухаммеда и приняли Коран. И вскоре он стал повелителем Аравии и создал могущественную арабскую державу.

Смерть Пророка

Здоровье проповедника подкосила скоропостижная кончина сына — он снова отправился путь, чтобы перед смертью увидеть священный город и помолиться в Каабе.

В Мекке собралось 10 тысяч паломников желая помолиться с Пророком Мухаммедом - он объехал Каабу на верблюде и принес в жертву животных. С тяжелым сердцем паломники внимали словам Мухаммеда, понимая, что слушают его в последний раз.

© photo: Sputnik / Mikhail Voskresenskiy

Возвратившись в Медину, он простился с окружавшими его людьми и просил у них прощения, отпустил своих рабов на волю, а деньги свои приказал отдать бедным. Пророк Мухаммед скончался в ночь на 8 июня 632 года

Пророка Мухаммеда похоронили там, где он умер, в доме его жены Айши. Впоследствии над прахом Пророка возвели прекрасную мечеть, которая стала одной из святынь мусульманского мира. Поклониться гробу Пророка Мухаммеда является для мусульман таким же богоугодным делом, как и паломничество в Мекку.

Как празднуют

День рождения Пророка Мухаммеда - третья дата по почитанию для мусульман. Первые два места занимают праздники, которые Пророк праздновал при жизни — Ураза-байрам и Курбан-байрам.

В дни празднования дня рождения Пророка Мухаммеда самым благочестивым делом может стать посещение могилы посланника Аллаха в Медине, совершение молитвы в его мечети. Не всем это удается, но все должны читать молитвы, посвященные Мухаммеду, как в мечети, так и дома.

В день рождения Пророка Мухаммеда в исламских странах традиционно проводят мавлиды - торжественные мероприятия, где мусульмане восхваляют Пророка, рассказывают о его жизни, о его семье и обо всем, что связано с ним.

© photo: Sputnik / Michael Voskresenskiy

В некоторых мусульманских странах праздник отмечается достаточно пышно — в городах развешивают плакаты с аятами из Священного Корана, люди собираются в мечетях и поют религиозные песнопения (нашиды).

Среди исламских богословов существуют разногласия в вопросе о дозволенности праздника в честь дня рождения Пророка Мухаммеда. Например, салафиты считают Мавлид ан-Наби нововведением и отмечают, что Пророк назвал "каждое нововведение" заблуждением, не сделав при этом различия между "хорошим" и "плохим" нововведением.

Материал подготовлен на основе открытых источников



Рассказать друзьям