Музей д’Орсе. Музей орсе в париже

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Там, откуда раньше отправлялись поезда, сегодня хранятся мировые шедевры живописи, скульптуры и фотографии второй половины 19-го – начала 20-го века. Музей Орсе, также музей д’Орсе (фр. Musée d’Orsay) расположен в Париже на левом берегу Сены и представляет собой три этажа уникальных коллекций, преимущественно импрессионистов и постимпрессионистов. Он как связующее звено между классическим Лувром, «золотой» коллекцией прошлого и модерном — музеем современного искусства. Музей Орсе в Париже ежегодно привлекает миллионы туристов.

История музея

Орсе открылся еще в начале прошлого века. Тогда даже в мыслях никто не мог допустить, что спустя 100 лет в этом здании будут храниться полотна великих мастеров. Сюда прибывали поезда — Орсе открылся в 1900 году как новый железнодорожный вокзал, связывающий Орлеан, Тулузу и другие регионы со столицей Франции. Сквозь дым и копоть поездов прибывающим открывался прекрасный вид на центр Парижа. Здесь, на берегу Сены, находится знаменитый Лувр. А сам новый вокзал просто поражал воображение — купол, выполненный из стекла, фрески на стенах, технические новинки. Так, Орсе еще до своего превращения в музей вошел в историю как первый электрифицированный железнодорожный вокзал в мире. Эскалаторы и лифты для посетителей, почти 400 номеров для размещения с лучшими ресторанами. Расцвет Орсе продолжался недолго — вскоре появились более удобные подъездные пути к Парижу и вокзал сначала ушел на второй план, а в 1939 году и вовсе закрылся. В течение многих лет вокзал Орсе находился сначала в небытие, а потом и вовсе в таком запустении, что стал фоном для депрессивного фильма «Испытание по Кафке». В итоге, в 1971 году было решено снести здание. К счастью, вмешался Жорж Помпиду — в то время президент Франции. Они решил, что здесь будет находиться музей. Сразу после начались работы по подготовке и реконструкции здания, в 1986 году железнодорожный вокзал Орсе наконец открыл двери в качестве музея Орсе. На реконструкцию ушло 6 лет и 270 миллионов долларов.

Описание музея

Музей Орсе сегодня — это три яруса собраний произведений великих мастеров живописи, скульптуры, фотографии. Здесь все посвящено эпохе второй половины 19-го – начала 20-го века, вплоть до 1915 года. Главный зал общей площадью 140 квадратных метров, высотой 32 метра в обрамлении воздушной металлической конструкции в сочетании со стеклянным сводом, принимает сегодня миллионы посетителей. На первом этаже можно увидеть ранние работы и произведения скульпторов. На втором — коллекции популярного искусства конца 19 века и мебель тех времен. Отдельно в музее представлены работы Дамьера, Руссо, Коро, Просо, Клода Моне. Здесь можно увидеть работы исключительно французских мастеров импрессионизма и постимпрессионизма. Все работы размещены в хронологическом порядке, так что зрители могут своими глазами увидеть и понять, в чем же все-таки суть противостояния классической школы живописи второй половины 19 века и нового течения, так называемого «салона отверженных» — импрессионистов. Ценители восточного искусства оценят по достоинству Восточный зал музея. Музей Орсе сегодня — не только хранитель произведений великих художников и скульпторов. Здесь регулярно проходят выступления театра теней, концерты, спектакли, круглые столы и конференции, в основном посвященные периоду второй половины 19-го – первого десятилетия 20-го века.

Коллекция музея

Музей Орсе собрал под своими сводами, пожалуй, самую крупную коллекцию работ французских импрессионистов и постипрессионистов. 4000 экспонатов, среди которых немало уникальных, предоставленных частными коллекционерами.
Первый уровень музея знакомит гостей с французским творчеством 1850-1870 годов. В большом зале бывшего вокзала выставлены скульптуры. Ценителям искусства стоит присмотреться к одной из работ Жана-Батиста Карпо — скульптуре графа Уголино.

Справка: Жан-Батист Карпо (1827-1875)- известный французский скульптор, автор нескольких скандальных работ. Скульптура графа Уголино создана мастером под впечатлением от прочтения «Божественной комедии» Данте. Один из самых жутких персонажей произведения изображен в томительном ожидании смерти своих детей. Другая скандальная работа Карпо — скульптурная группа «Танец», украшает фасад здания Парижской оперы.

Также в музее Орсе в Париже выставлены картины многих известных художников, часть залов первого этажа — с четвертого по седьмой — отдана под произведения художников – реалистов. Именно они во второй половине 19 века бросили вызов классическому пониманию изобразительного искусства и стали отражать в своих полотнах реальную жизнь в реальном мире. Домье, Коро, Милле, отдельная комната посвящена творчеству Гюстава Курбе.

Справка: Гюстав Курбе (1819-1877)- выдающийся французский портретист и пейзажист, его называют основоположником реализма в живописи. Среди прочих, таких как «Регата в Аржатей», «Женщины в саду», в музее Орсе представлена одна из самых известных работ художника — «Похороны в Орнане». В комнате художника невозможно пройти мимо его произведения «Происхождение мира», которое и сегодня способно шокировать зрителя.

В одном из залов первого уровня представлено также полотно «Олимпия» — одна из ранних работ Эдуарда Мане, одного из родоначальников импрессионизма. Написанная в 1863 году, она вызвала волну негодования критиков, ее признали непристойной и вызывающей.

Справка: Эдуард Мане (1832-1883)- великий французский художник, чей талант получил признание лишь во второй половине его творческой жизни. Полотна Мане неоднократно поднимались на смех богемой Парижа. Одна из его величайших работ – «Завтрак не траве», вызвавшая шок своей фривольностью и по тем временам невероятным бесстыдством, выставлялась в «Салоне отверженных». Так назвали альтернативную выставку художники, чьи работы не были приняты на официальную французскую экспозицию. Самый известный «Салон отверженных» прошел в 1863 году. «Завтрак на траве» сегодня также можно увидеть в музее Орсе.

Скульптуры Родена, Бурделя, Майоля встречают гостей на втором этаже бывшего вокзала. Среди них стоит выделить одну из работ Огюста Родена — статую «Бальзак».

Музей Орсе в Париже входит в десятку самых посещаемых мест столицы Франции. Тысячи туристов ежедневно приходят сюда, чтобы проникнуться атмосферой конца 19-го века и ожидания Первой мировой войны. Здесь рядом можно увидеть полотна признанных мастеров живописи и неизвестных авторов, открыть для себя мир импрессионизма и реализма. Ценители прекрасного советуют провести в музее Орсе в Париже целый день, наслаждаясь шедеврами коллекции, равной которой нет нигде в мире.

Музей Орсе: видео

Свыше 3 млн. посетителей в год, более 2 тыс. скульптур, примерно 13 тыс. фотографий и около 500 картин – вот, что выделяет музей Орсе или Muse Orsay (как его еще называют) среди других достопримечательностей французской столицы, ставя его на 3 место в рейтинге популярности.

Музей занимает помещение бывшего вокзала. Построенное к открытию Всемирной выставки в 1900 г. здание благодаря архитектору Виктору Лалу замечательно гармонировало с самим кварталом и продолжало традиции Лувра, восхищая своей роскошью и новаторством. Несмотря на то, то это был первый электрифицированный вокзал, он очень быстро устарел и уже в 1939 г. обслуживал поезда только пригородного направления.

Позже здесь размещалась театральная студия, проводились аукционы, он служил почтовым центром и даже декорациями для психологических фильмов, и наконец просто стоял заброшенным. Огромное здание в центре Парижа не могли оставить в таком состоянии. После долгих споров о его возможном применении, было решено разместить в нем музей. Вокзалу предстояло стать музеем для экспозиции работ II пол. XIX – начала XX вв.

Выпадавшему пласту искусства, которому не нашлось достаточного места ни в Лувре, ни в Центре Помпиду, признавая его значимость, выделяли отдельный музей. Ему надлежало связать эпохи, поэтому в экстерьере и интерьере здания, которое должны были превратить в дворец искусств, предполагались минимальные изменения. Уже в 1980 г. началась реконструкция, которая длилась 6 лет.

Структура

Реставраторы использовали все, что оставалось от покрытой слоем камня и стекла громадной металлической конструкции. Лепнина, балки, колонны – все вписалось в стиль нового интерьера.

Центральный зал решено было разделить на две части, между которыми оставался широкий неф. Протянувшийся на всю длину зала он создавал иллюзию бесконечности экспозиции, которая сочетала живопись, скульптуру и архитектуру. В свою очередь каждая часть состоит из отдельных залов или блоков для тематических выставок. Все помещения созданы панелями, т.е. не имеют потолка, что позволяет проникать естественному свету.

Под самым куполом разместилась длинная галерея, освещение которой стало настоящей находкой для выставленных здесь работ импрессионистов и скульптур. Однако, ошибочно было бы называть д᾽Орсе просто музеем. Это еще одно культурно-образовательное пространство, где проводят встречи, конференции, лекции. К тому же атмосфера здания настолько монументальна, а акустика подходяща, что в помещении часто проводят концерты и шоу.

Музей располагается на 3 этажах (кроме него в здании находятся кафе и ресторан, книжный магазин и сувенирная лавка). Особенность каждого яруса в сочетании живописи, графики, скульптур, мебели и фотографии определенного периода. Причем работы известных мастеров чередуются с теми, чьи имена не вошли в историю. Несмотря на то, что коллекция музея представлена более чем 6 тыс. экспонатов, для ежедневного просмотра доступна примерно половина. Оставшаяся часть находится на выставках в других музеях, выставляются периодически или просто лежат в хранилище.

Экспозиция первого этажа

Экспонаты музея разделены по трем этажам, каждому из которых соответствует свой промежуток времени. На цокольном и первом этаже выставлены работы 1840-1860 –х гг. Первое, что производит впечатление на посетителей – это огромный неф, уставленный лучшими образцами скульптуры сер. XIX в. Преимущественно это работы Карпо: полная драматизма «Уголино», оригиналы провокационной скульптуры «Танец» и фонтанные «Четыре части света» и др. Есть здесь и произведения других авторов: статуи Кавельера, Бари и Клезингера, бюсты Кордьера, медальоны Прео.

Живопись выставлена в боковых залах. Экспозицию составляют работы Делакруа, Моро, Милле, Домье, Курбе и других предшественников импрессионизма. Толпы посетителей всегда привлекают залы с картинами раннего Моне и Мане, Сезанна и Дега. Обнаженная натура на картинах «Олимпия» и «Завтрак на траве» Мане в свое время вызвали негодование и скандал. Для экспозиции фотографий были выделены отдельные залы. В них нет освещения и подсвечены только работы – такой прием позволяет не отвлекаться на интерьер музея.

Экспозиция второго этажа

Если следовать хронологической последовательности, то экскурсию необходимо продолжить на верхнем ярусе, а затем спуститься на второй. Этаж отражает веяния к. XIX – н. XX вв, т.е промежуток времени с 1880 по 1914 гг. Здесь выставлены работы постимпрессиониста Кагановича, которые помещены в 2 залах. Террасу Лилль занимает экспозиция Боннара и Вюйяра, которых относятся к ар-нуво. В их картинах прослеживается влияние как импрессионистской значимости цвета, так и японской живописи. Это можно заметить в панно «Общественные сады» Вюйара и картине «Партия в крокет» Боннара.

Завершает ряд представленных направлений живописи символизм, наиболее ярко отображенный у Климта и Мунка. Их работы следует искать на террасе Сены. Там же можно встретить и менее известных художников Бланша, Кормона и Детайя. Картина последнего «Сон» неизменно вызывает интерес посетителей. Параллельно террасы разместили Роденовские шедевры, среди которых «Мимолетная любовь» и «Уголино» (последняя кажется еще мрачнее статуи Карпо). Здесь же выставлены и работы ученицы Родена – Клодель, такие как «Зрелый возраст».

Завершают выставку этажа залы с мебелью, посудой и произведениями прикладного искусства в стиле нуво. Посетители редко видят расставленные здесь международные экспонаты, т.к. обычно сил на последние помещения не остается. Если же полностью пройти этаж, можно восторгаться уникальными витражами, мебелью Бугатти и Кварти мюллеровскими вазами и многим другим.

Экспозиция третьего этажа

На верхнем этаже разместилась коллекция импрессионистов, которая по праву считается жемчужиной музейной сокровищницы. Открывает ее зал, где выставлены картины из частного собрания — подарок коллекционера Моро-Нелотона. Следующие выставочные помещения знакомят со светскими портретами в исполнении Ренуара, работами мастера пейзажа Сислея, контрастной живописью Мане и творчеством первой женщины импрессиониста Моризо.

Работы Дега и Моне, расположенные в одном зале, наглядно демонстрируют торжество жизни в движениях танцовщиц первого, в то время как полотна второго отличает игра света, делая их жизнеутверждающими. Абсолютно несхожими кажутся пейзажи Писсарро и Сезанна, написанные с одной натуры. Из-за различия манеры и акцентов, только внимательный глаз заметит, что там, где у Писсарро доминирует человек, Сезанн отдает предпочтение природе.

Неоднозначные чувства вызывают работы Ван Гога, особенно его «Звездная ночь над Роной». Завершают экспозицию полотна постимпрессионистов Руссо, Гогена и Тулуз-Лотрека. Из-за особенностей изображения особняком стоят Жорж Сера и его последователь Синьяк.

Кафе и летняя терраса

В д᾽Орсэ разместилось несколько кафе и ресторан. У башни Сена возле статуи «Белого медведя» находится недорогое Café de l’ours, где посетителям предлагаются легкие закуски, десерты и напитки. Исторический ресторан, который впервые открылся еще в 1900 г., расположен на втором этаже. Среди блеска позолоты и изящных люстр подают блюда традиционной французской кухни.

Большим вниманием пользуется размещенное на верхнем этаже Café Campana с открытой террасой. Это брассери отличает уютный интерьер в стиле ар-нуво и замечательные виды. Незатейливый фастфуд, булочки и салаты легко компенсируются возможностью сделать панорамные фото района и всего города с высоты.

Время работы и стоимость билетов

  • понедельник, среда – воскресенье – 9.30 – 18.00
  • вторник 9.30 – 21.30

Закрыт: понедельник, 01.05 и 25.12. Цена: 12 € — полная стоимость. 9 € — для граждан ЕС от 18 до 25 лет, — с 18.00 в четверг и с 16.30 остальные дни.

Бесплатный вход для посетителей младше 18 лет, первое воскресенье месяца.

Где находится и как добраться

На левом берегу Сены неподалеку от Лувра, Садов Тюильри, Латинского квартала и аббатства Сен-Жерме на улице Лилль 62 расположен музей д᾽Орсэ. Это самый центр Парижа, поэтому сюда можно легко добраться следующим транспортом:

  • метро – станция «Solferino» или «Assemblee Nationale» 12 линии
  • электричка (RER) – станция «музей Орсе» линии С
  • автобус 24, 63, 68, 69, 73, 83, 84, 94.

Музей Орсе в Париже на карте

По мере того как бульвар Сен-Жермен достигает 7-го округа, он поворачивает к реке, и весь транспорт по мосту Согласия перебирается на Правый берег.

В восточной стороне этой части квартала располагаются магазины произведений искусства и антиквариата, входящие в так называемый комплекс «Карре Рив-Гош», ограниченный улицей Университет и набережной Вольтер.

Ближе к западной части набережной Вольтер, которая смотрит на сад Тюильри на противоположном берегу, располагается самая посещаемая достопримечательность Парижа – Музей Орсе (Musee d"Orsay), вход в который находится со стороны улицы Лежьон-д’Оннёр. Работает музей – вторник-суббота, 10.00-18.00, четверг, 10.00-21.15, воскресенье, 9.00-18.00; стоимость 7.50 евро; вход свободный для посетителей до 18 лет и в 1-е воскресенье месяца; метро Solferino/RER Musee-d’Orsey.

В музее Орсе выставлена коллекция живописи и скульптуры, охватывающая период между 1848-1914 годами и заполняющая, таким образом, хронологический зазор между Лувром и Центром Помпиду . Шедевры коллекции – выдающиеся работы импрессионистов и постимпрессионистов.

Здание музея было возведено для Всемирной выставки 1900 года в качестве железнодорожного вокзала. Оно замечательным образом сочетает в себе классицизм XIX столетия и более современный индустриальный стиль. Его изысканный, строгий каменный фасад удачно скрывает внутреннюю конструкцию арки железнодорожного вокзала, выполненную из стекла и стали. В качестве вокзала здание обслуживало поезда юго-западного направления французских железных дорог вплоть до 1939 года.

К тому времени стало ясно, что платформы вокзала слишком короткие для современных поездов, и вокзал был закрыт. Именно здесь 19 мая 1958 года генерал де Голль провозгласил государственный переворот – в результате войны Алжира за независимость появилась реальная угроза развала страны, поэтому его возвращение во власть имело для Франции мессианское значение.

К 1960-м вокзал настолько обветшал, что режиссер Орсон Уэллс решил, что это место идеально подходит для съемок его фильма по роману Кафки «Процесс»: с целью создать необходимое для фильма кошмарное ощущение клаустрофобии он заполнил высокие узкие коридоры здания вереницей кабинетов.

Несмотря на богатую историю, здание ожидала печальная участь: на его месте собирались построить современный гостиничный комплекс. И только огромная волна общественного негодования и сожаления по поводу недавнего сноса исторического Центрального рынка помогла спасти здание вокзала для истории Парижа .

Разработка проекта по превращению здания вокзала в музей д"Орсе (Musee d"Orsay) была поручена талантливой итальянской женщине-архитектору из Милана Гаэ Ауленти. В результате реализации ее проекта вокзал превратился в хорошо сбалансированное и необычайно красивое музейное здание, но с одним существенным недостатком: отделу импрессионизма было отведено в нем помещение под самой крышей, поэтому самые многолюдные толпы посетителей вынуждены теперь тесниться в сравнительно небольших залах.

Если у вас есть свободное время, можете провести в музее Орсе полдня или даже целый день, спокойно осматривая залы музея в соответствии с их номерами, то есть в хронологическом порядке. Однако если вы ограничены во времени, лучше воспользоваться планом музея и посмотреть те отделы, которые вас особенно интересуют, поскольку каждый зал отличается особой атмосферой.

Экспозиция музея начинается на первом этаже, под огромным сводом из стекла и стали, затем переходит к помещениям верхнего уровня и наконец заканчивается на среднем уровне, откуда открывается вид на центральную галерею.

Для восстановления сил можете посетить и другие приятные места музея: это расположенное на верхнем уровне здания кафе с открытой террасой и прекрасным видом на Монмартр через огромные вокзальные часы, а на среднем уровне – великолепный, украшенный позолотой ресторанный зал и чайный салон. Чай с пирожным обойдется вам в 10 евро.

Экспозиция первого этажа музея Орсе

На первом этаже, расположенном под огромной стеклянной арочной крышей, вдоль центральной галереи тянутся два ряда скульптур, напоминающих железнодорожные пути, а по обеим сторонам в небольших боковых залах демонстрируются произведения живописи.

Этот этаж посвящен произведениям искусства, созданным до 1870 года. Из образцов скульптуры середины XIX столетия в центральной галерее среди прочих выставлена скульптура Уголино , работы Карпо, изображающая отвратительного графа Уголино из «Божественной комедии» Данте, который, обезумев от голода, грызет свои пальцы в предвкушении возможности съесть тела своих умирающих детей.

Еще одна работа Карпо – авторский гипсовый вариант фонтанной группы «Четыре части света, поддерживающие небесную сферу», бронзовый оригинал которой можно увидеть в качестве основания фонтана в Люксембургском саду . Рядом выставлены необычные полихромные бюсты чернокожих африканцев, выполненные Шарлем Кордье в бронзе и цветном камне.

На южной стороне первого этажа, граничащей с улицей Лилль, – террасе Лилль – в первых залах (1-3) представлены полотна Энгра и Делакруа, чьи основные работы находятся в Лувре , а также классические произведения тех художников, которые выставляли свои работы в художественных салонах середины XIX века. Далее (залы 11-13) экспонируются интересные работы Пювиса де Шаванна, Гюстава Моро и молодого Дега.

Знаменитая Барбизонская школа и художники-реалисты представлены на северной стороне, со стороны Сены – на террасе Сена (залы 4-7). Это, прежде всего, полотна Домье, Коро, Милле и Курбе, которые первыми нарушили установленные нормы морали и не захотели больше изображать идеализированное прошлое.

Пейзажи в мягких тонах, выполненные Милле и Коро, а также динамичные сцены на картинах Добиньи, таких как «Снег», оказали большое влияние на пришедших им на смену классических импрессионистов. Выставленная в зале № 7 картина Курбе «Начало мира» настолько откровенна, что способна шокировать даже современную аудиторию.

В зале № 14 внимание посетителей привлекает наполненная ярким светом картина Моне «Женщины в саду» (1867), отражающая ранние искания художника. Здесь же вы увидите провокационное полотно Мане «Олимпия» (1863), возвестившее о наступлении эры импрессионизма.

Последняя работа в свое время вызвала немало яростных споров как по поводу цветовых сочетаний и чувственных форм, так и по поводу того, что на ней Олимпия изображена в виде женщины легкого поведения высшего класса, которая в ответ на пристальные взгляды публики с невинным видом демонстрирует полное к ней пренебрежение.

Верхний уровень: импрессионизм и постимпрессионизм

Чтобы продолжить осмотр картин в хронологическом порядке, направляйтесь на верхний уровень, залы которого выглядят более камерно и похожи на художественные мастерские под крышей. Сначала вашему вниманию предлагается частная коллекция, подаренная музею Орсе усердным коллекционером и историком искусства Моро-Нелатоном (зал 29).

Она включает некоторые из наиболее известных образцов импрессионизма, в их числе «Маки», а также «Завтрак на траве» Клода Моне . Когда в 1863 году появилась картина «Завтрак на траве» критики пришли в такую ярость и негодование при виде голых моделей, что их едва не хватал апоплексический удар. На выставку в «Салон» в тот год картину не приняли.

Для того чтобы далее по достоинству оценить живую новаторскую силу импрессионизма, вам придется все время бороться с настойчивым ощущением чего-то очень знакомого и узнаваемого – это «Абсент» Дега, «Бал в Мулен де ла Галет» Ренуара, «Женщина с зонтиком» Моне. В залах 30-32 вы увидите работы Ренуара, Сислея, Писарро и Моне – целую вереницу небольших пейзажей и уличных сценок, которые обязаны своим блеском и великолепием новому обычаю устанавливать мольберт прямо на открытом воздухе.

Многие из этих работ были написаны на берегах Сены. К менее типичным полотнам относятся изображения танцовщиц Дега, которые отражают глубокий интерес художника не к свету, что в целом характерно для импрессионистов, а к движению и линиям. Особняком стоит также картина «Колыбель» (1872) Берты Моризо – первой женщины, которая присоединилась к импрессионизму на его раннем этапе.

Более весомые шедевры выставлены в залах 34 и 39, которые посвящены среднему и позднему периодам творчества Моне и Ренуара. Развитие излюбленной темы Моне прослеживается на примере пяти картин из его серии соборов Руана , где каждая картина написана с присущим только ей освещением.

Зал № 35 наполнен пылающими красками и тревожными ритмами Ван Гога, тогда как творчество Сезанна, представляющее собой еще одно отклонение от основных принципов импрессионизма, наглядно демонстрируется в зале 36. Одно из полотен, которое наиболее точно выражает его художественное кредо, – это натюрморт «Яблоки и апельсины» (1895-1900), где разные части картины написаны с разных точек зрения.

Пройдя мимо кафе , а также небольших залов (37 и 38), где висят наполненные воздухом пастели Дега, вы окажетесь в тускло освещенном невеселом зале (40), демонстрирующем пастели Редона, Мане, Мондриана и других. Следующая и последняя вереница залов на этом этаже отдана различным представителям последующих этапов развития импрессионизма, в работах которых ощущается более острое и современное восприятие, с большим акцентом на психологический аспект.

Экспозиция открывается фантастической картиной Руссо «Заклинательница змей » (1907), затем идут загадочные таитянские полотна Гогена, их сменяют пуантилисты – Сёра (знаменитая картина «Цирк»), Синьяк и другие. Заканчивается экспозиция лучшим образцом отточенного в ночных клубах карикатурного творчества Тулуз-Лотрека – огромным полотном, изображающим Оскара Уайльда.

Коллекция среднего уровня музея Орсе

Направляясь на средний уровень, постарайтесь не пропустить желанную коллекцию Кагановича (залы 49 и 50) – маленькую, но с отчетливым акцентом на постимпрессионизме. На среднем уровне живописную часть экспозиции на террасе Лилль продолжают работы Вюйяра и Боннара (залы 71 и 72), скрытые от публики непомерной скульптурой белого медведя работы Помпона.

Вюйяр и Боннар начали свою карьеру как члены группы ар нуво, известной под названием «Наби» («Пророки»); в декоративном панно Вюйара «Общественные сады» (1894) и картине Боннара «Партия в крокет» (1892) отчетливо ощущается влияние японской живописи. Импрессионистическое внимание к свету здесь тоже присутствует, но оно подчинено весьма четкой цветовой гамме, где краски одновременно приглушенные и насыщенные.

На террасе Сена (залы 55-58) демонстрируются менее известные работы конца XIX столетия, в том числе некоторые крупноформатные, эпические, натуралистические работы, такие, как волнующее полотно Детайя «Сон» (1888), «Каин» Кормона (1880), а также известный декадентский «Портрет Марселя Пруста» Жака-Эмиля Бланша.

Коллекция живописи заканчивается несколькими волнующими работами символистов из разных стран: зал № 60, выходящий на Сену, почти полностью занят полотном Климта «Кусты роз под деревьями», с бесформенной массой листьев и лепестков, а также несколькими менее известными работами Мунка.

На параллельных скульптурных террасах мраморные фигуры XIX века на террасе Сены смотрят на скульптуры XX столетия, расположенные на противоположной террасе Лилль, а соединяющая их терраса Родена приютила все остальные экспонаты.

Скульптура Родена «Уголино» выглядит еще более мрачной, чем одноименная скульптура Карпо на первом этаже. Другая работа Родена – «Мимолетная любовь», ставшая ответом на выставленную рядом скульптуру его ученицы и любовницы Камиллы Клодель «Зрелый возраст», красноречиво символизирует конец их отношений. К сожалению, мало у кого остаются силы для посещения еще нескольких залов, где демонстрируется мебель и другие произведения прикладного искусства в стиле ар нуво.

Но на свете немало и других знаменитых художественных музеев с прекрасными собраниями картин, скульптур и других произведений искусства. Причем один из них находится буквально в двух шагах от Лувра. Чтобы попасть туда, надо перейти по мосту на другой берег Сены и немного пройти по набережной вниз по течению. Напротив сада Тюильри стоит здание музея Орсэ . В нем собраны произведения французского искусства, относящиеся к периоду с середины XIX в. до 1914 г., начала Первой мировой войны.

Но знаменит этот музей не только своим богатейшим собранием. Интересен он и тем, что расположен в здании... бывшего железнодорожного вокзала. Тут своя любопытная история. Вокзал Орсэ построили в конце XIX в. По тем временам это был самый технически передовой из всех парижских вокзалов, оснащенный эскалаторами для багажа и лифтами для пассажиров. Вдобавок это был и самый красивый вокзал - огромный центральный зал со стеклянным куполом украшали фрески и лепнина. Кроме того, в здании вокзала размещался отель на 370 номеров с великолепными ресторанами и залами для приемов. С вокзала Орсэ в Бордо, Нант, Тулузу ежедневно уходило несколько десятков поездов.

Однако к 1939 г. были проложены более удобные железнодорожные маршруты и вокзал полностью утратил транспортное значение. Несколько десятилетий здание служило случайным разнообразным целям, а с 60-х годов начали даже поговаривать о его сносе. Но в 1986 г. здесь открыли художественный музей.

Такое решение оказалось очень удачным. Высокий стеклянный купол дает экспонатам великолепное естественное освещение. Просторное здание вокзала позволило вместить огромную экспозицию - в Орсэ переехали картины и скульптуры, прежде находившиеся в других музеях, в том числе и в Лувре. Удобно и расположение Орсэ - в самом центре Парижа . И вот уже второе десятилетие в этот музей ежедневно приходят тысячи людей.


В музее Орсэ представлено только , причем определенного периода времени. С середины XIX в. до начала Первой мировой войны во Франции работали мастера разных художественных направлений - Милле, Ренуар, Сезанн, Дега, Гоген, Руссо, Синьяк, Тулуз-Лотрек... Но особую гордость музея Орсэ составляют картины художников-импрессионистов. Это особое и очень интересное направление в живописи, название которого происходит от французского слова impression - впечатление, сложилось в последней трети XIX в. В то время группа молодых французских живописцев выступила за обновление искусства, за отказ от строгого и фотографически точного рисунка. Основой картины, по их убеждению, был неповторимый миг, остановленный взглядом художника.

У публики, воспитанной на классических образцах, разбросанные по полотнам импрессионистов цветовые пятна, размытые очертания изображенных предметов поначалу вызывали непонимание и недоумение. У критиков - тоже. А художники , Альфред Сислей, несмотря ни на что, открывали одну выставку своих работ за другой. Самая большая коллекция работ художников-импрессионистов во Франции собрана именно в музее Орсэ. Среди них - «Собор в Руане » Моне, «Женщина с кофейником » Сезанна, «Наводнение в Пор-Марли » Сислея, ...

Импрессионисты изменили привычные представления о живописи сформировавшиеся со времен Возрождения. А творческие поиски художников продолжались, в результате чего появлялись иные, порой совсем уж непривычные направления в живописи. Начало одному из них - пуантилизму - положил Жорж Сера. Его полотна в первый момент вызывают удивление: вместо точного рисунка и сочных красок - мелкие штришки, похожие на точки. А пуантилизм в переводе с французского и означает «писать точками».

К концу 70-х годов XIX в., когда молодой художник Сера учился в Парижской школе изящных искусств, картины импрессионистов с их необычными цветовыми пятнами, размытыми контурами уже получили признание. Новые работы Моне, Писсарро, Дега и других известных импрессионистов публика встречала с восторгом. Не желая становиться простым подражателем, молодой художник искал свой путь.

Сёра увлекался изучением оптики, прочитал немало научных трудов. Согласно воззрениям физиков-оптиков, цвета в природе складываются из множества по-разному освещенных оттенков. А человек воспринимает их потому, что они оптически «смешиваются» на сетчатке глаза. И Сёра решил как бы разложить на полотне сложные тона на чистые цвета четко различимыми отдельными мазками, опять-таки предоставив «смешивать» их взгляду зрителя... Художественный метод Сёра использовали и другие живописцы, например Синьяк, работы которого также представлены в музее Орсэ. Однако посетители найдут в его залах немало прекрасных полотен и «традиционной» живописи художников более старшего поколения - Коро, Милле, Курбе.

А еще музей Орсэ интересен отделами французской архитектуры, фотографии, образцов мебели... Вдобавок Орсэ - один из самых современных музеев мира. Посетители могут работать на компьютерах, в памяти которых хранятся изображения экспонатов и связанная с каждым из них информация.



Рассказать друзьям