Музей гуггенхайма в нью-йорке. Музей соломона гуггенхайма в нью-йорке Музей гуггенхайма архитектура

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Общая информация

Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке ценен не только выставленными здесь произведениями искусства: здание музея само по себе неизменно вызывает восхищение ценителей искусства и архитекторов со всего мира. Внешне музей выглядит как перевёрнутая пирамидальная башня. Туристы застывают перед Музеем Гуггенхайма в благоговении. Райт стремился объединить архитектуру с природой и создал здание, органично оплывающее к своей основе, как раковина моллюска.

Внутри, вдоль стен, ведет винтовой пандус, создавая ощущение пространства, открытого со всех сторон. Выставочные помещения начинаются на самом верхнем этаже и спускаются вниз. Таким образом, у посетителя, идущего вниз по рампе, постоянно меняется зрительная перспектива, и он буквально на каждом шагу имеет возможность взглянуть на экспозицию с новой точки зрения. Детали интерьера составляют продуманную симфонию из треугольников, овалов, кругов и квадратов. Формы повторяют и перетекают одна в другую, создавая фантастическое окружение.

Произведения искусства, выставленные в Музее Гуггенхайма в Ныо-Йорке, и по сей день известны во всем мире - равно как и музей, созданный для них Франком Ллойдом Райтом.

Тел.: 212-423-3500; www.guggenheim.org; 1071 Пятая авеню (Fifth Ave); взрослый/детский $18/бесплатно; 10.00-17.45 сб-ср, 10.00-19.45 пт.

История создания

В 1943 г. художница Хилла фон Рибэй была персональным консультантом Соломона Р. Гуггенхайма, промышленного магната и коллекционера. Именно она посоветовала заказать проект музея для огромной коллекции Гуггенхайма, интересовавшегося в основном современным искусством, знаменитому архитектору Франку Ллойду Райту. Прежний «Музей необъективной живописи» уже не вмещал всей коллекции ко дню открытия нового музея в 1959 г. Приглашенные на торжество политики, ценители искусства и простые гости были поражены представшим перед ними зрелищем - и далеко не всех оно обрадовало. Однако никто не мог отрицать одного: музей Райта определенно превзошел все ожидания.

В 1943 г. в письме Райту фон Рибэй изложила свою идею построить музей для коллекции Гуггенхайма. Она написала: «Мне нужен борец за свободное пространство, человек со вкусом, мудрец... Мне нужен храм духовности, монумент!» Поначалу Райта не очень заинтересовал этот проект.

Наконец после долгих споров и переговоров Хилла фон Рибэй, Соломон Р. Гуггенхайм и Франк Ллойд Райт пришли к соглашению: они выбрали место на Пятой авеню, возле Центрального парка. Расположение рядом с парком было одним из главных условий Райта. Его новый музей должен был воплотить симбиоз архитектуры и природы, слить искусство, архитектуру и природу в гармоничный союз с суетной жизнью большого города.

Райт не пожалел времени на разработку этого проекта, поэтому строительство началось так поздно, только в 1956 г. и завершилось в 1959 г. К этому времени Соломона Гуггенхейма и Фрэнка Райта уже не было в живых.

Хронология

  • 1937: Основан фонд Соломона Р. Гуггенхайма.
  • 1939: Открыт первый «Музей необъективной живописи» Гуггенхайма в самом сердце Нью-Йорка.
  • 1943: франк Ллойд Райт начинает разрабатывать дизайн нового музея.
  • 1956-1959: На Пятой авеню выстроен новый Музей Гуггенхайма.
  • 1991-1992: Здание полностью отреставрировано и расширено.

Музей Соломона Гуггенхайма, что на Пятой авеню, – одно из крупнейших и знаменитейших собраний современного искусства в мире. Его история – яркий пример возможностей частной инициативы, одушевлённой любовью к искусству.

Основал музей очень богатый бизнесмен, коллекционер и меценат Соломон Гуггенхайм. Отпрыск иммигрантской семьи, сделавшей состояние на свинцовых, серебряных и медных копях, Соломон добывал золото на Аляске. В конце XIX века этот трудоголик, работавший круглые сутки, начал собирать произведения старых мастеров. После Первой мировой он оставил бизнес, чтобы сосредоточиться на коллекционировании. Решающую роль в формировании взглядов Гуггенхайма сыграла встреча с немецкой художницей баронессой Хиллой фон Рибей, которая познакомила мецената с абстрактным искусством. Сама страстный коллекционер, она стала другом и советником Гуггенхайма, отныне посвятившего жизнь собиранию произведений современного искусства.

В 1937 году меценат основал Фонд Гуггенхайма, а двумя годами позже открыл в арендованной квартире на Манхэттене свой первый «Музей беспредметной живописи». В его собрании уже были полотна Кандинского, Мондриана, Шагала, Леже, Пикассо. Коллекция быстро росла, и в 1943 году Хилла Рибей обратилась к великому Фрэнку Ллойду Райту с просьбой спроектировать для музея специальное здание. Райт отнёсся к этой идее со всей серьёзностью. Работа над проектом длилась 15 лет, открыто же здание музея было в октябре 1959 года, уже после смерти архитектора. Сам Гуггенхайм музея тоже не увидел: он умер в конце сороковых.

Райт создал в центре Манхэттена цилиндрическое, расширяющееся кверху здание, которое он трактовал как «храм духа». По замыслу зодчего, посетители музея должны сначала подниматься на лифте под крышу здания, а затем по непрерывному спиральному пандусу спускаться вниз, осматривая по дороге экспозицию. Общественное мнение не сразу приняло идею Райта. Художники даже подписывали петиции против «штопорообразного» дизайна.

Тем не менее сейчас музей посещают примерно три миллиона человек в год. Он располагает первоклассными коллекциями произведений импрессионистов, постимпрессионистов, беспредметной живописи и скульптуры. Тут представлены работы модернистских скульпторов – Константина Бранкузи, Жана Арпа, Александра Колдера (родоначальника кинетической скульптуры), Альберто Джакометти. В то же время музей располагает истинными шедеврами Поля Гогена («Человек и лошадь»), Эдуарда Мане («Перед зеркалом», «Женщина в вечернем платье»), Камиля Писарро («Эрмитаж в Понтуазе»), Винсента Ван Гога («Снежный пейзаж», «Горы в Сен-Реми»), Пабло Пикассо («Четырнадцатое июля», «Три купальщицы»). Здешнее собрание включает в себя около 150 работ Василия Кандинского.

В отличие от многих музеев, Гуггенхайм не делит свою коллекцию на отделы, посвящённые эпохам и стилям. Собрание задумано и экспонируется как единое целое, которое всё время пополняется произведениями новых талантов – часто парадоксальных.

Музей Соломона Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim Museum) является одной из главных достопримечательностей Нью-Йорка. Он представляет собой собрание современных произведений художественного искусства, которые создавались, начиная с конца XIX века

2.

3.

В 1937 году был основан Фонд Соломона Гуггенхайма. С самого начала своей деятельности он был призван коллекционировать, хранить и представлять современное искусство и культуру. Негласным девизом фонда стал последовательный авангардизм. Коллекция полотен быстро разрасталась, появилась необходимость в большом помещении, где можно было бы выставлять шедевры современного искусства. В результате под музей был отведен дом на 54-й улице Манхэттена.
Прошло всего шесть лет и пришлось обратиться за помощью к знаменитому архитектору Фрэнку Ллойду Райту с просьбой о строительстве крупного музейного комплекса. Выбор архитектора для постройки самого современного музея в мире оказался весьма удачен. Фрэнк Райт тоже был авангардистом, поборником органической архитектуры. Нью-Йорк для реализации идей Райта подходил менее всего: слишком тесно, повсюду торчат небоскребы, не развернешься, нет перспективы… Однако Гуггенхайм настаивал именно на Нью-Йорке, и Райту пришлось подчиниться требованиям заказчика. Место для музея было выбрано между 88-й и 89-й улицами, поближе к Центральному парку, подальше от городского шума и тесноты.
На воплощение райтовского замысла ушли десятилетия. Пока шло строительство музея, архитектор успел разругаться со всеми - Гуггенхаймом, городскими властями, журналистами. И Соломон Гуггенхайм, и Райт умерли, не дожив до окончания строительства. Когда необыкновенное здание было наконец построено, оба они были признаны гениями.
Полет фантазии мастера превзошел все ожидания, здание музея было сдано в эксплуатацию в 1959 году и произвело полный фурор, ведь столь стильного и оригинального строения в Нью-Йорке еще не было.
Музей Соломона Гуггенхайма стал воплощением райтовских идей органической архитектуры. Его огромная спираль напоминает раковину моллюска, с внутренними пространствами, свободно перетекающими одно в другое. Здесь нет привычной анфилады музейных залов, где в чопорной строгости расставлены и развешаны экспонаты. Осмотр музея начинается… с верхнего этажа, куда посетители поднимаются на лифте. Оттуда они не спеша спускаются по наклонному пандусу. Музейные залы разделены, как дольки апельсина, представляя собой изолированные, но зависимые друг от друга части целого. Открытый внутренний двор - атриум - дает возможность одновременно видеть разные части здания.
Согласно первоначальному замыслу Райта, здание музея должна была увенчивать круглая стеклянная башня, где размещались бы студии и квартиры художников. Из-за финансовых трудностей этот проект не был реализован. В 1968 г. вместо башни было выстроено небольшое здание запасного фонда. Однако в начале 1990-х гг. в ходе реставрации его разобрали и, наконец, выстроили задуманную Райтом башню. В ней расположились четыре дополнительные выставочные галереи.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма - крупнейшее в мире собрание живописи конца XIX и XX столетий. Гигантское спиралевидное здание, построенное без единого угла, задумано таким, чтобы в нем разместилось как можно большее количество картин. В результате сам музей стал едва ли не большей достопримечательностью Нью-Йорка, чем хранящиеся в нем коллекции полотен импрессионистов и постимпрессионистов.
Выставки
Вдоль спиралевидной галереи устраиваются всевозможные выставки, имеющие громкий резонанс в мире искусства. Надолго запомнились ценителям прекрасного тематические выставки, знакомящие зрителя с искусством целых цивилизаций. Среди самых грандиозных – «Африка: искусство континента» (1996), «Китай: пять тысячелетий» (1998) и «Империя ацтеков» (2004).Уникальная по своим масштабам и художественной ценности выставка Россия. Выставка предложила вниманию зрителей шедевры российского искусства с 13 столетия до наших дней, а также коллекции мирового уровня, собранные российскими царями и промышленниками, произведения выдающихся художников Кипренского, Левицкого, Брюллова, Иванова, Репина, Крамского, Ге, Врубеля, Серова, Малевича, Шагала, и других.
Надо сказать, что в Фонде Гуггенхайма вообще с большим вниманием и уважением относятся к искусству России. В этом контексте стоит упомянуть нью-йоркскую выставку «Великая утопия: русский и советский авангард, 1915-1932» (1992 года); «Амазонки русского авангарда» (2000 года), посетившую все европейские филиалы Музея. В июне 2000 года был подписан договор между Фондом Гуггенхайма и министерством культуры России, в рамках которого в Лас-Вегасе и был открыт музей «Гуггенхайм – Эрмитаж», который должен стать «шкатулкой, где собирались бы наиболее яркие экспонаты обоих музеев». Цель сотрудничества - сделать уникальные коллекции обоих музеев достоянием общественности, обмениваясь выставками. Кроме того, стороны намерены осуществить общие проекты в сфере образовательных программ, в издательской области, а также в сети Интернет.
В стенах музея собрана крупнейшая в мире коллекция произведений современного искусства. Ее основу составили коллекции полотен, собранные братьями Соломоном и Гарри Гуггенхаймами. В числе представленных здесь имен - Кандинский, Арп, Буржуа, Сезанн, Поллак, Раушенберг, Серра, Уорхол. В 1965 г. верхний этаж музея из-за разрастания коллекций был обновлен, а после реставрации музея в 1990- 1992 гг. полностью отдан под выставочные залы.
Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке владеет самой большой коллекцией полотен Василия Кандинского.
Итальянский художник Маурицио Каттелан (Maurizio Cattelan) – это один из самых провокационных авторов нашего времени. Его хулиганские, анархистские, антирелигиозные работы выставлены в лучших музеях мира, но на некоторое время все они собрались в рамках единой выставки в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке на ретроспективе с простым, но всеобъемлющим названием All Retrospective.

Филиалы музея
Филиал в Венеции;
Филиал в Лас-Вегасе;
Филиал в Берлине;
Музей Гуггенхайма в Бильбао Испания;
Музей Гуггенхайма в Абу-Даби, (строится);
Музей Гуггенхайма в Гвадалахаре, Мексика (строится);
Музей Гуггенхайма в Вильнюсе, Литва (проектируется).

Интересные факты
Музей Соломона Гуггенхайма использовался в съёмках таких фильмов, как «Интернэшнл» (The International), «Люди в черном» (Men in Black), «Однажды в Риме» (When in Rome), «Пингвины мистера Проппера» (Mr. Popper"s Penguins).
В настоящее время музей Гуггенхайма посещает примерно три миллиона зрителей в год

1.

2.

Музей был назван в честь своего основателя - Соломона Роберта Гуггенхайма - золотопромышленника и угольного магната, который в возрасте 58 лет решил отойти от дел и при поддержке баронессы Хилле Рибэй фон Энрейнвейсен занялся коллекционированием.

В 1937 году, когда коллекция достигла внушительных масштабов, возникла идея открыть новый музей современного искусства. Основав собственный фонд, в 1943 году Гуггенхайм поручил разработку нового проекта известному архитектору Френку Ллойду Райту . Поначалу Райт был скептически настроен к этому заказу, т.к. считал, что его шедевру не место среди плотно застроенных улиц Нью-Йорка. И все же в 1959 году на улице « Пятая Авеню» закончилось строительство самого яркого из образцов архитектуры 20-го столетия – Музея Гуггенхайма. К сожалению, ни Соломон Гуггенхайм, ни Френк Райт не дожили до открытия этого грандиозного проекта, встреченного восторженными отзывами как любителей изобразительного искусства, так и архитектуры.

На сегодняшний день Музей современного искусства Гуггенхайма предлагает всеобщему вниманию крупнейшую в мире выставку произведений 19 - 20 вв. Собрание известнейших полотен имеет сюрреалистический облик и изобилует такими именами как Шагал, Кандинский, Арп, Нирендорф, Буржуа, Сезанн, Руссо, Ван Гог, Пикассо, Гоген и т.д.

Фасад здания спроектирован как спиралевидный объем, отдаленно напоминающий «торнадо». Этот же прием применен и внутри - по периметру. Решетчатые секции, высотой 3 м, составляют каркас здания. Облицовка конструкции состоит из гнутых титановых пластин и стекла, что придает ей немного неземной вид.

Планировка музея достойна особого внимания, т.к. в здании не найти ни одного одинакового по своей структуре помещения. Секции залов расположены так, чтобы посетители, поднявшись на лифте, а затем, спустившись по пандусу, могли более полно и под нужным ракурсом рассмотреть экспозицию музея.

Своим по истине удивительным проектом, архитектор передал саму суть выставки в жанре сюрреализм и импрессионизм. Я считаю, что внешним обликом строения в первую очередь Райт хотел выразить свое отношение к густо застроенному району. И ведь действительно, музей, словно «торнадо», ворвавшись на улицу «Пятое Авеню», как бы отодвинул в сторону окружающие постройки и взорвал все представления о современной архитектуре, произведя большой фурор из-за нескончаемых споров современников Френка Ллойда Райта .

Затасканная фраза «Нью-Йорк – город контрастов!» невольно всплывает в памяти при виде необычного здания Музея Соломона Гуггенхайма. Его история началась задолго до 1937 г., когда богатый золотопромышленник и промышленный магнат Роберт Гуггенхайм отошёл от дел и занялся миром прекрасного – стал меценатом, создав специальный фонд своего имени.

Сам Гуггенхайм не был великим специалистом в живописи и скульптуре, посему он пригласил художницу и искусствоведа – известную немецкую баронессу Хиллу Рибэй фон Энрейнвейсен для подбора экспонатов. С 1939 г. коллекция фонда размещалась на Манхэттене. Однако с ростом коллекции возникла потребность в более просторных помещениях. В 1943 г. архитектором был избран Фрэнк Ллойд Райт – легенда американской архитектуры. Строительство же закончилось в 1959 г., когда ни Фрэнка Райта, ни Соломона Гуггенхайма уже не было в живых. В 1992 году была проведена реконструкция и достроены дополнительные помещения предусмотренные проектом и здание обрело нынешний вид.


В наши дни, это футуристического вида здание на Пятой авеню между 88-й 89-й улицами, в виде перевёрнутой башни, где зрители на лифте поднимаются на верхний этаж и по спирали, осматривая экспозиции, опускаются вниз, считается одним из выдающихся шедевров архитектуры XX века.


Собрание произведений музея, концепцию которого разрабатывала Х.фон Ребай в содружестве с художниками О. Небелем, В. Кандинским и Р. Бауэром в настоящее время считается крупнейшей в мире коллекцией эпохи классического модернизма. Сейчас она насчитывает свыше 6000 экспонатов. Здесь представлены работы таких мастеров, как Миро, Бекман, Раушенберг, Мондриан, Й. Бойс, Кокошка, Кандинский, Леже, А. Колдер, Ф. Марк, Клее, Ротко и других.


В состав собраний музея также вошли известные ранее коллекции Джастина и Хильды Таннхаузер – произведения в стиле раннего модернизма, импрессионизма и постимпрессионизма, собрание скульптур и живописи раннего авангарда Катерины Дрейер. Представлен и немецкий экспрессионизм из коллекции Карла Нирендорфа, сюрреализм и абстракционизм из собрания Пегги Гуггенхайма, концептуальное искусство и минимализм из собрания Джузеппе Панза ди Бьюмо и многие другие приобретённые или полученные в дар коллекции.

В музее вдоль спиральной галереи устраиваются тематические выставки, которые, как правило, становятся событиями в мире искусства. Такие выставки, как открывшаяся в 1996 году «Африка: искусство континента», в 1998 - «Китай: пять тысячелетий» и в 2004 - «Империя ацтеков» стали событиями мирового значения.

В июне 2000 г. Министерство культуры России совместно с Фондом Гуттенхайма подписали договор, результатом которого стало создание музея «Гуггенхайм - Эрмитаж» в Лас-Вегасе. Цель такого сотрудничества – обмениваться выставками, дабы уникальные коллекции двух великих музеев могли стать достоянием как российской, так и американской общественности. Будем надеяться, что это дорога не в один конец….



Рассказать друзьям