Музей природы в беловежской пуще. Выставка «Николай Рерих

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Любовь Хоменок

Автором вставки стал Тигран Мкртычев, заместитель генерального директора Государственного музея Востока (ГМВ). Очевидно, ее частью стали мышиного цвета стены, которые сменили некогда роскошные интерьеры общественного Музея имени Н.К.Рериха. В результате залы утратили свою индивидуальность, потонули в серости их уникальные архитектурные элементы, все пространство Музея превратилось в череду безликих невзрачных комнат.

Пепельная, безжизненная серость выглядела настоящим оскорблением памяти великого художника. Но зато она, пожалуй, больше всего соответствовала произошедшим с усадьбой Лопухиных печальным событиям и статусу заключенного, который приобрело расположенное некогда здесь наследие Рерихов. Такими же невольниками выглядели и картины Николая Константиновича, привезенные сюда из четырех разных музеев.

Стоит сказать, что выставка в этом филиале ГМВ всего лишь временная (до 17 января) и не является музейной экспозицией. Поэтому Музея обещанного рейдерами, в главном здании усадьбы Лопухиных пока не предвидится. По словам Тиграна Мкртычева, только год будет обсуждаться его концепция, а что будет через год? Кроме того, возникает вопрос, где находится основная часть наследия Рерихов, размещенная до захвата здесь же?

Особенно хотелось бы остановиться на бывшем зале Центрально-Азиатской экспедиции. В его центре возвышался серый фанерный саркофаг, под которым устроители выставки скрыли уникальную рельефную карту экспедиционного маршрута Рериха, выполненную художниками и волонтерами общественного Музея. На нем расположили коллаж из фотографий, связанных с жизнью Николая Рериха, но без подписей, да так, что посетитель не мог рассмотреть каждую из них в отдельности, они все сливались в одно черно-белое лоскутное одеяло. Довершал общую картину фрагмент оригинального дверного портала XVII века, специально выставленный на обозрение, дабы подчеркнуть старину самого здания. Правда, только искушенный зритель мог это понять, ведь без соответствующих пояснений людям несведущим могло показаться, что у организаторов просто не хватило серой краски, чтобы закрыть обшарпанные стены. Вообще говоря, косметический ремонт в выставочных залах был выполнен небрежно, краска «заехала» и на плинтусы, и на дверные коробки, и даже на декоры XVII века. На белых керамических облицовках печей в некоторых залах видны грязные подтеки, почему-то не отмытые организаторами.

Открытие столь уникальной выставки было таким же серым, как и стены, на которых висели картины мастера. Несколько уже знакомых серых лиц и несколько дежурных лживых фраз. Единственной правдой здесь была искренняя благодарность рейдеров Министерству культуры России за разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха. Вот, собственно, и все.

Лишь один Т.К.Мкртычев старался казаться веселым, правда, его радость сильно походила на угодничество. Еще бы, ведь открытие посетил один из главных организаторов всей кампании против Международного Центра Рерихов (МЦР), заместитель министра культуры России В.В.Аристархов. Правда, по досадной случайности чиновника не встретили у ворот, и ему пришлось изрядно побегать мимо дежурящих у территории сотрудников и волонтеров МЦР, прежде чем он, наконец, попал туда, куда стремился. Но все обошлось, и теперь он стоял в бывшем зале С.Н.Рериха, где и происходило открытие «для своих», и с интересом оглядывал новую вотчину Минкульта, в которой еще никогда не бывал. По всему видно, В.В.Аристархов остался довольным и даже с некоторым воодушевлением произнес предварительно заученную речь. Потом с видом хозяина новой собственности он решил снизойти до Рериха и прогуляться среди его картин в сопровождении господина «чего изволите».

Т.К.Мкртычев подобострастно и бегло рассказывал чиновнику о произведениях мастера, стараясь, чтобы он хоть что-то уловил, но по застывшей улыбке зама Мединского и пустым колючим глазам было видно, что Рериха он оценивает исключительно в денежном эквиваленте, впрочем, как и недвижимость, которую продавал когда-то в районе Домодедово. В зале, где экспонировалась картина Рериха «Голубиная книга», Мкртычев решил, наконец, привлечь внимание высокопоставленного чиновника, поэтому сострил: «“Голубиная книга” не о голубях…» Аристархов шутку не оценил и вскоре ушел, как будто размышляя, что слишком большие площади заняты под Рериха и надо бы их как-то рациональней использовать.

Но другие гости, также приглашенные в качестве вип-персон на закрытое открытие выставки, не знали о думах высокопоставленного чиновника. Зато у них тоже был свой маленький праздник, ведь они столько лет, как могли, приближали разрушение общественного Музея – и вот оно свершилось. Поэтому нравится или не нравится, а выставку расхваливай. Вот и посыпались под камеру восторженные отзывы: «высокопрофессионально, глубоко, прекрасно», «замечательная выставка», «начало новой светлой жизни» и тому подобное.

Да вот беда, восторженные последователи государственного музея схлынули, а пришли реальные зрители. Многие из них уже не раз бывали в общественном Музее имени Н.К.Рериха и, услышав, что в усадьбе Лопухиных открылась выставка, решили, что он снова заработал. Среди них, на горе организаторов, были и такие, которые по-настоящему увлекаются творчеством Рериха, да и сотрудники МЦР, в конце концов, тоже решили посмотреть, что стало с их Музеем. И наступил «момент истины»: в книге отзывов появились возмущенные записи. Правда, организаторы довольно быстро нашли выход из положения, потому что стали просто вырывать неугодные страницы. Но можно удалить листы, но не возмущение многих посетителей. Действительно, было от чего прийти в негодование. Помимо серой краски, неаккуратно нанесенной прямо поверх прежних ярких обоев, возмутила и сама экспозиция и сопровождавший ее текст – экспликация. «Люди приходят в Музей в надежде получить правдивую информацию о художнике, – возмущалась молодая посетительница, – а тут все ложь. И это уровень?! Это профессионализм?!»

Действительно, попытки Мкртычева (впервые!) показать этапы творчества художника позорно провалились, поскольку организаторы выставки не смогли отразить их ни в картинах, ни в самих текстах. В результате чего последние содержат грубые ошибки, причем не только биографические, но и исторические, и филологические. Так, в зале, известном в прошлом как зал Кулу, организаторы разместили картины периода 1917–1920 годов, и в первом же предложении экспликации, под странным и броским названием «Преображение», говорится буквально следующее: «В результате вооруженного переворота в Петрограде в октябре 1917 года Рерих и его семья оказались в эмиграции в Финляндии, которая вскоре перестала быть частью России». Здесь налицо не менее трех фактических ошибок: во-первых, в 1917 году Финляндия еще входила в состав Российской Империи, то есть поселившиеся там Рерихи по определению не могли тогда считаться эмигрантами. Во-вторых, их переезд из Петербурга никакого отношения к Октябрьскому перевороту 1917 года не имел, поскольку состоялся еще в 1916 году и был вызван ухудшением здоровья Николая Константиновича. Ну и, наконец, само предложение построено безграмотно, поскольку быть эмигрантом в стране, которая только в будущем выйдет из состава России просто невозможно, – это уже чисто филологическая ошибка. Подобные перлы встречались и в других залах. Чего стоит только неправильное название Пакта Рериха и неверное количество стран подписавших его.

Чисто фактические ошибки сопровождаются грубыми смысловыми искажениями и бесполезными повторениями. Так, тема революции 1917 года и ее влияние на духовные поиски Николая Рериха повторяется многократно, как бы делается акцент, что именно в результате этого Николай Рерих потерял душевное равновесие, повлекшее за собой целую цепь известных событий в его жизни. По мнению автора текстов, если бы не этот переворот, обласканный властью и облаченный чинами художник прожил бы всю жизнь в довольстве и достатке. Далее в той же экспликации «Преображение» идут неверные выводы относительно начавшейся с этого периода «эволюции творчества художника – созерцательности спокойного неспешного жизненного уклада в финских провинциях» и пробуждении его интереса к Востоку. Достаточно прочитать стихи Н.К.Рериха «Цветы Мории», написанные как раз в тот период, чтобы понять, что в лежащем на поверхности покое и созерцательности монументальной северной природы, отображенной на полотнах мастера, таится напряженное ожидание, предчувствие будущих грандиозных свершений. Но автор текстов намеренно не касается тех истинных процессов, которые протекали во внутреннем духовном мире художника и в символической форме описаны в его стихах. Зато в последующих экспликациях делается акцент на его интересе к теософии, оккультизму, мистицизму. Так и духовный мир Николая Рериха, и его культурный подвиг сводится к обывательскому уровню различных, иногда сомнительных увлечений.

«Увлечение Востоком, знакомство со спиритизмом и всем, что носило хотя бы легкий налет мистицизма, появилось еще во время жизни Рериха в России. Однако он оставался православным, на чем и строилось его понимание окружающего мира», – пишет автор в экспликации под названием «Свет Небесный». Этот странный вывод говорит о том, что он не представляет себе суть мировоззрения Николая Рериха, которое известные философы называют космическим миропониманием, выраженным в философии Рерихов – Учении Живой Этики. Академик РАН, президент Российского философского общества В.С.Степин пишет: «Философская система Живой Этики является одним из направлений русского космизма и, можно сказать, его итогом, квинтэссенцией, содержащей методологические основы нового космического мышления». Академик РАН, один из основателей Сибирского отделения АН А.Л.Яншин считал: «Н.К.Рерих должен быть причислен к той плеяде крупных ученых, которые еще до полета в Космос приближали время изучения Вселенной, изучения Земли из Космоса. Рядом с фамилиями К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, В.И.Вернадского должна быть поставлена фамилия Н.К.Рериха» .

Конечно, в космическом мироощущении Николая Рериха есть место и живой православной традиции, носителями которой были величайшие духовные подвижники России, такие как Преподобный Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский и другие. Именно такое православие было частью его мировоззрения и вдохновляло художника на создание образов русских Святых.

Но космизм Николая Рериха отсутствует в концепции выставки и заменен налетом мистицизма, который в разных контекстах, но неоднократно упоминается в текстах. Хорошо известно, что сам Николай Рерих к мистикам не относился и слова этого не любил. «Много раз мне приходилось говорить, – писал он, – что я вообще опасаюсь этого неопределенного слова – мистицизм. Уж очень оно мне напоминает английское “мист” – то есть туман. Все туманное и расплывчатое не отвечает моей природе. Хочется определенности и света» . Более того, спиритизм у Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов вызывал резко отрицательное отношение, так зачем он упоминается в означенном тексте? В общем, оставляя за рамками главное – космическое мировоззрение Николая Рериха, автор текстов вводит в заблуждение посетителей, у которых складывается очень туманное и далекое от истины представление о подлинных истоках художественного творчества мастера.

Само название экспликации «Свет Небесный» не соответствует ее содержанию, поскольку в ней почему-то всего лишь кратко повторяется история жизни Николая Рериха от 1917 года до приезда в Индию, о которой зритель уже прочитал в предыдущих текстах. Смешным и нелепым выглядит вывод автора текста о том, каким образом в жизни Рериха соединились разные культурные традиции. «Николай Рерих, – пишет он, – скончался в своем имении в Нагар в северной Индии в 1947 году. Он был соборован как православный христианин и кремирован согласно местным обычаям. Так в жизни и творчестве Николая Рериха соединились разные культурные традиции». При этом в предыдущих текстах ничего не сказано о его научной деятельности, целях и задачах знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции, ее достижениях и открытиях, о деятельности Института гималайских исследований «Урусвати» и т.д. Иными словами, складывается такое впечатление, что, кроме этих последних обрядов, в жизни Николая Рериха больше ничего и не было, что свидетельствовало бы о его поисках духовного единства различных культур.

Много вымысла содержится и в тексте «На вершинах», посвященном непосредственно Гималайской серии Николая Рериха. Так, автор утверждает, что горные пейзажи мастера стали результатом его фантазии. «Ведь постепенно он все больше и больше отходит от нее (реалистичности. – Л.Х.), более и более погружаясь в роль творца собственного пейзажа», – сказано в тексте. Но, во-первых, для подобных утверждений нужны доказательства, а они не предоставлены, зато есть подтверждения противоположного. Так, большинство картин Гималайской серии носят вполне реальные географические названия «Канченджанга», «Синиолчу», «Кабру», «Пандим», «Нанга Парбат», «Чогори», «Музтаг Тауэр», пик «Марбл», «Кайлас», «Чомульхари», «Эверест», «Гепанг». Во-вторых, исследователи неоднократно обращали внимание на точность, с которой Николай Рерих воспроизводил горные пейзажи . Кроме того, имеются свидетельства альпинистов, которые узнавали на картинах мастера пройденные ими труднодоступные районы высокогорья. Мкртычев и сам видел выставку МЦР «Священные вершины», где на фотографиях красовались те же горные пейзажи, как и на висящих рядом картинах Николая Рериха . Да, действительно гималайские этюды мастера несут в себе гораздо больше глубинного смысла, чем обычные пейзажи, но это не значит, что они были им придуманы.

И, уж конечно, рериховская палитра никаких изменений в сторону смягчения и теплоты, как пишет автор, не претерпевает. Можно назвать сотни картин мастера, где преобладают холодные тона и суровая монументальность снежных пиков, погруженных в бесконечность небес. Более того, после 1936 года мрачность и тревога гималайских пейзажей усиливается, и только к 1945 в них снова начинает звучать торжествующая радость. Л.В.Шапошникова, крупнейший исследователь творчества Н.К.Рериха, связывает это с его ощущением приближающейся войны, а позже – с победой над фашизмом . Но для автора текстов Людмила Васильевна не является авторитетом, впрочем, как и другие исследователи творчества Рериха, такие как П.Ф.Беликов, О.В.Лазаревич, А.П.Окладников, В.Е.Ларичев, В.П.Князева. Эта удивительная самонадеянность приводит Т.К.Мкртычева, который и писал экспликации, к различным вымыслам. По ним хорошо видно, что он по-настоящему не ознакомился с творчеством художника и потому делает слишком поспешные, поверхностные выводы.

Из последнего поясняющего текста мы в очередной раз узнаем о том, что Н.К.Рерих последние годы провел в долине Кулу, но и здесь нас ждет «откровение». Оказывается: «Это было отчасти вынужденное затворничество, связанное с произошедшим в 1935 году в Нью-Йорке крушением основного финансового центра, поддерживающего Рериха…» Начнем с того, что Николай Рерих выбрал долину Кулу не случайно и поселился там еще в 1929 году. Там же начал свою работу и уникальный Институт Гималайских исследований «Урусвати». В 1935 году в результате предательства финансиста Л.Хорша был разрушен первый Музей имени Николая Рериха в Нью-Йорке, что, безусловно, стало ощутимым ударом для семьи Рерихов, но отнюдь не причиной их мнимого затворничества. Никакого затворничества не было вообще и быть не могло. Это, кстати, подтверждает дальнейший текст экспликации, в котором говорится, что Николай Рерих принимал активное участие в судьбах мира: писал картины, статьи, выступал по радио, проводил выставки и т.д. Кроме того, вплоть до 1939 года продолжал свою работу Институт «Урусвати», а Рерих поддерживал отношения с выдающимися людьми своего времени. Так, в 1942 году в имении Рерихов побывал Джавахарлал Неру с дочерью Индирой Ганди. В последние годы Николай Рерих полон надежды вернуться на Родину, но в 1947 году он уходит из жизни. На мольберте осталась незаконченная картина «Приказ Учителя», которая также экспонируется на выставке, но совсем в другом зале.

В конце текста несведущего зрителя снова ждет открытие: он вдруг узнает, что Николай Рерих как-то связан с Учением Живой Этики. Причем «живая этика» написана строчными буквами, как бы между прочим, видимо, в надежде, что ее вообще не заметят. Это обстоятельство в жизни Николая Рериха возникает будто ниоткуда и для внимательного зрителя может стать настоящей загадкой, особенно если учесть, что в экспликации «Свет Небесный» он обратил внимание на такой не менее странный для него термин, как Агни Йога. Но только в том тексте сказано, что ее создала Е.И.Рерих, супруга художника. И хотя посвященному зрителю ясно, что Живая Этика и Агни Йога – это одно Учение, у несведущего посетителя может сложиться ощущение, что супруги утверждали две разные философии.

Все вышеперечисленные ошибки и искажения возникли не случайно. Дело в том, что после уничтожения общественного Музея имени Н.К.Рериха, рейдеры приступили к последовательному искоренению рериховской философии. В общем, перед посетителями предстает не жизнь Николая Рериха, выраженная в его художественных произведениях, а далекая от реальности интерпретация г-на Т.К.Мкртычева. Это становится заметным в приписывании Николаю Рериху не свойственных ему мотивов, но зато вполне подходящих самому автору текстов. Хорошо видны любовь Т.К.Мкртычева к сытой, довольной жизни, высоким чинам и стремление их получить и даже тяготение к Нью-Йорку. Николай Рерих – космист не укладывается в его жизненные рамки, поэтому и сделана попытка как-то «адаптировать» Николая Рериха, подчинить его жизнь только внешним обстоятельствам и увлечениям, сделать из него странного запутавшегося человека с бесплотными стремлениями и неосуществленными мечтами. Сейчас трудно сказать, намеренно он это сделал или его незнание и непонимание творчества Николая Рериха, его узкий академический подход, лишенный творческой мысли, стали тому виной. Но ясно одно: он старательно обходит тему мировоззрения художника и потому вся концепция выставки распадается на ряд невнятных умозаключений.

Расплывчатая концепция привела к тому, что даже картины Николая Рериха не смогли отразить заявленные этапы творчества художника. Практически в каждом зале можно встретить образы святых и подвижников, сюжеты старинных легенд и преданий, эпизоды русской истории, памятники культуры и т.д. Поэтому в самих текстах приходится постоянно повторять, что и на этом «этапе творчества» Рерих обращался к одним и тем же темам. Но почему Николай Константинович уделял им внимание, остается за рамками пояснений, и картины практически теряют внутреннюю связь друг с другом и с самой концепцией выставки, а их смыслы затемняются.

В самой выставке есть и явные нарушения авторского замысла. Так, в диптих Святой Франциск и Святой Сергий почему-то включена картина Мадонна Орифламма, и организаторы настаивают, что это триптих. Их не смущает, что эта интерпретация противоречит самому художнику . В этом г-н Мкртычев открыто признался, заявив, что он имеет право на свою собственную трактовку. В его собственной трактовке предстал перед зрителями и знаменитый триптих «Да здравствует Владыка!». Центральная часть была почему-то отделена от его правой и левой стороны, хотя доподлинно известно, что они всегда были вместе. По большому счету, такое искажение расположения знаменитого произведения Николая Константиновича является символичным и воплощает стремление рейдеров отделить творчество Рерихов от Великого Учителя, давшего Живую Этику, ведь именно его образ запечатлен в центральной части триптиха.

Серьезные, грубые философско-творческие просчеты и искажения сопровождались откровенным криминалом. Дело в том, что на выставке были представлены картины из коллекции МЦР. Достаточно вспомнить, что С.Н.Рерих, передавший в 1990 году наследие Советскому Фонду Рерихов, после преобразования СФР в МЦР неоднократно подтверждал права МЦР на переданное им в СФР наследие. Кроме того, со дня основания общественного Музея имени Н.К.Рериха эти произведения мастера были выставлены там, их видели сотни тысяч людей, посещавших Музей в течение четверти века, но в данной экспозиции было указано, что они принадлежат Государственному музею Востока. Никто эти картины этому учреждению не завещал, не дарил, не продавал, не передавал в постоянное пользование. Как известно, рейдерский захват чужого имущества (в ночь с 28 на 29 апреля 2017 года ГМВ при поддержке силовых структур осуществил захват наследия Рерихов и другого имущества, принадлежащего МЦР) в приличном обществе не дает никаких правовых оснований рейдерам считать его своей собственностью. Но здесь, всего в двух шагах от Кремля, это вопиющее попрание закона нагло и бесстыдно выставлено на всеобщее обозрение, словно в насмешку над всей правовой системой государства. На вопрос сотрудников МЦР к Т.К.Мкртычеву, на каком основании ГМВ присвоил эти картины, тот наотрез отказался отвечать.

Понятно, что у посетителей накопилось немало претензий к организаторам выставки. Поэтому накануне Нового года группа сотрудников МЦР пришла на экскурсию, которую проводил Тигран Мкртычев. Экскурсии практически не получилось, директор филиала ГМВ не смог ни ответить на вопросы, ни пояснить свою позицию, ни рассказать непосредственно о картинах. Зато с большинством замечаний он легко соглашался, обещал все исправить, признавался, что творчество Николая Рериха знает плохо, но лучше его изучит, уверял, что он всего лишь администратор, в отличие от профессионалов из МЦР, давно занимающихся изучением наследия Рерихов (и это несмотря на то, что только недавно называл их дилетантами). Однако все это оставляло ощущение пустой игры. Ясно, что ничего Т.К.Мкртычев менять не собирается ни в экспликациях, ни в своей экскурсии, а изучать жизнь и творчество Николая Рериха ему незачем. В этой ситуации жалко только посетителей, которые не слышали его признаний, и многие из них так и не узнают, что вместо правдивой информации о Николае Рерихе им подсунули голый фейк.

Эта выставка является ярким показателем не только отношения чиновников от культуры к наследию Николая Рериха, но и их неспособности создать музейное пространство, достойное наших великих соотечественников. Понятно, почему это происходит. Разрушители по своей натуре не способны к созиданию, их цель захватить, изуродовать и уничтожить Красоту. Они последовательно двигаются к ее выполнению, но общественный Музей имени Н.К.Рериха как пространство Красоты уничтожить им не удастся, он по-прежнему живет, дышит и творит в наших сердцах, нашей памяти. И мы обязательно его восстановим, именно таким, как задумывали его С.Н.Рерих и бессменный директор Л.В.Шапошникова…

Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов расположен в самом сердце Москвы, на территории старинной городской усадьбы Лопухиных. Он мало напоминает другие художественные музеи и галереи. Его история и судьба столь же уникальны, сколь уникальна и необычна жизнь человека, именем которого он назван.

Инициатива создания первого в стране культурного учреждения нового типа, общественного Музея имени Н.К. Рериха, принадлежит Святославу Николаевичу Рериху - великому художнику, мыслителю, разностороннему ученому, талантливому педагогу и известному общественному деятелю. Создание Музея в статусе общественного культурного центра было связано с представлениями Святослава Николаевича о культуре, организация которой, по его мнению, должна быть не государственной, а общественной. Как и предвидел С.Н. Рерих, именно значительная независимость в использовании новых подходов, возможность широкой культурной инициативы и разностороннего сотрудничества с международным сообществом поверх ведомственных барьеров позволили создать в России уникальный синтетический культурный Центр - Музейон ХХI века, являющийся порождением нового времени и новых культурно-исторических задач.

Центральное место в наследии Рерихов занимает философия космической реальности - Живая Этика, в которой раскрывается представление о тесной взаимосвязи человека и Космоса, содержатся знания, которые помогают понять особенности наступающего эволюционного этапа в развитии человечества.

Музейная экспозиция, разработанная Генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха Людмилой Васильевной Шапошниковой, отражает ключевые этапы жизненного и творческого пути наших великих соотечественников и знакомит посетителей с их поистине подвижнической деятельностью. Уникальные экспонаты, насыщенные духовными энергиями, наполняют старинные сводчатые залы особой аурой.

Полотна Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов, отображая космическое мироощущение, позволяют соприкоснуться с беспредельным и величественным миром Прекрасного. В них - в цвете и символах отображение заложенных в Живой Этике философских идей. Разнообразные реликвии, дары Духовного Учителя Рерихов, рукописные и художественные раритеты, книги и монографии из Мемориальной библиотеки Рерихов; личные вещи и предметы, сопровождавшие их в долгих странствиях; фотодокументы и коллекция старинной бронзы из индийской долины Кулу - все это и многое другое входит в экспозицию Музея имени Н.К. Рериха, расширяя круг привычных образов, устремляя к познанию новой космической реальности. Благодаря меценатам музейная экспозиция постоянно пополняется новыми экспонатами, в том числе бесценными картинами Рерихов.

Особенностью художественного собрания Музея является наличие обширной коллекции гималайских этюдов, выполненных рукой Н.К. Рериха. Именно они составляют основу передвижных выставок, проходящих по России, ближнему и дальнему зарубежью. Музей имени Н.К. Рериха единственный из музеев страны, который проводит передвижные выставки в самых удаленных уголках России, не ограничиваясь крупными городами и культурными центрами. Это дает возможность соприкоснуться с удивительными полотнами Рерихов миллионам людей.

Отличительной особенностью Музея имени Н.К. Рериха является его многогранная культурная и научная деятельность, выходящая далеко за рамки традиционной музейной работы. В залах Музея проводятся ежегодные международные конференции с участием видных ученых и общественных деятелей, посвященные важным вопросам культуры и науки, организуются выставки современных художников-космистов, концерты классической музыки, лекции с участием ведущих представителей науки и специалистов в области философии, истории, культуры и педагогики, конкурсы детского рисунка, фестивали этнической культуры, выставки народных промыслов и творческие вечера. Вместе с тем Музей активно сотрудничает со многими культурными государственными и общественными организациями, в том числе международными.

Таким образом, за годы своего существования динамично развивающийся негосударственный Музей имени Н.К. Рериха превратился в поистине уникальный духовно-культурный Центр России по сохранению, развитию и популяризации философско-художественного наследия семьи Рерихов и главного итога их жизни - философии космической реальности - Живой Этики.

Невозможно не отметить исключительную, ведущую роль в основании и развитии Музея имени Н.К. Рериха его бессменного Генерального директора, доверенного лица и исполнителя завещания С.Н. Рериха, первого вице-президента Международного Центра Рерихов, заслуженного деятеля искусств РФ, академика Людмилы Васильевны Шапошниковой, определяющей все главные направления его жизнедеятельности.

Именно ей, выдающемуся ученому и талантливому организатору, истинному подвижнику Культуры, Святослав Николаевич Рерих доверил привезти на Родину уникальное наследие своих родителей и именно ее рекомендовал на пост руководителя Музея, всячески поддерживая во всех начинаниях.

Восстановленная из руин и с любовью отреставрированная усадьба Лопухиных (XVII - XIX вв.), в главном доме которой располагается Музей имени Н.К.Рериха, воссозданное «Красное» крыльцо (XVII в.) и мемориальный скульптурный комплекс семьи Рерихов превратили Музей в подлинный архитектурно-художественный ансамбль российской столицы. Все работы выполнены благодаря помощи меценатов и многочисленных друзей Музея, без какого-либо финансирования со стороны государства, что подтверждает жизнеспособность и эффективность общественной формы организации культуры.

Вместе с тем, Министры культуры (Н.Н. Губенко, Е.Ю. Сидоров, Н.Л. Дементьева, В.К. Егоров, М.Е. Швыдкой) и Государственный музей Востока (В.А. Набатчиков, О.В. Румянцева) не желали мириться с потерей возможности распоряжаться культурными ценностями, переданными С.Н. Рерихом общественному музею. Чиновники не только отказывались выполнить волю Святослава Николаевича Рериха и вернуть Международному Центру Рерихов 288 полотен Н.К. и С.Н. Рерихов, но и стремились завладеть остальной частью завещанного МЦР наследия Рерихов. Пожалуй, в мире не найдется больше примеров, чтобы министерство, призванное защищать культуру, и вместе с ним государственный музей стремились уничтожить другой музей - общественный. И в этом тоже есть своя «неповторимая» уникальность.

Музей Рерихов, или «Лучше гор могут быть только горы»...
В Москве очень много музеев. Даже всезнающий Интернет называет лишь примерную цифру: около 400. Частные и государственные, большие и маленькие, художественные и технические... Всего не перечислишь. И, конечно, 400 это не миллион. При должном усердии за несколько лет можно посетить все. Даже без особого напряжения душевных и физических сил. Но... думаю, таких «героических» людей немного. К чему я это все. Мне кажется, у каждого есть есть свой список «отложенных музейных визитов». Те случаи, когда мы думаем: «Вот сейчас некогда. В этом музее все равно ничего радикально не изменится. А вот в соседнем выставка закончится, и все...». У меня в таким списке на одном из первых мест был «Музей Рерихов». Именно поэтому с радостью откликнулась на предложение сообщества московских блогеров moskva_lublu посетить экскурсию (спасибо!).
Не хочу делать большой и подробный отчет. Скажу одно: по моему мнению, «Музей Рерихов» - место, где нужно обязательно побывать. И даже неоднократно. Попытаюсь обосновать.
Содержание. Как я поняла, постоянной экспозиции в музее нет. Исключение – Мемориальный кабинет Н.К. Рериха. Там много интересного, не только большой и «многоуважаемый» (почти как чеховский шкаф) стол, который, противореча стандартным музейным правилам, разрешают потрогать и даже использовать по прямому назначению, но и личные вещи, много предметов материальной культуры, произведений декоративно-прикладного искусства, на которые стоит обратить внимание.
Все остальное пространство на двух этажах занимают выставки. Сейчас их две. Одна, «Николай Рерих. Святыни и твердыни», посвящена творчеству «художника (живописец, график, театральный художник, монументалист, педагог), писателя, поэта, философа, крупного деятеля искусства, археолога, путешественника, предпринимателя, общественного деятеля» (цитирую сайт музея), т.е. Николая Константиновича Рериха. По ходу осмотра можно узнать об основных этапах жизни и творчества, духовных поисках художника. Комментарии на специальных плакатах помогают ненавязчиво. Это хорошо: не «давит» и оставляет свободу выбора. С одной стороны, можно просто смотреть на картины и думать о своем. С другой, минимальную жажду знаний тоже удовлетворить можно. Думаю, для первого посещения все же предпочтительнее экскурсия. Правда, на нее нужно записываться предварительно.
Для меня принципиально важной стала информация о том, что Николай Рерих был учеником Архипа Куинджи. Собственно, это видно невооруженным взглядом. Но вот что интересно. Когда-то я слышала, что невероятные свет и цвет в картинах Куинджи – результат того, что художник обладал каким-то «особенным» зрением. Т.е. это природа, научить нельзя. Но Рерих научился! И, кстати, потом передал это знание своему сыну Святославу. Результаты нужно видеть, и именно своими глазами, так как такой СВЕТ, такие ЦВЕТА не передаст ни одна репродукция, ни одна фотография.
При всем сюжетном разнообразии меня поразили прежде всего пейзажи, горные пейзажи. Ощущение силы и покоя, которого так не хватает... Сложно писать о личном, но попробую. У меня сейчас такое время... много дел, еще больше бытовой суеты, все время куда-то бегу, не могу остановиться. А вот глядя на рериховские Гималаи, на небо и камни, понимаешь, что такое ВЕЧНОСТЬ. Они дают силы остановиться, перевести дух и здраво оценить происходящее.
Выставка «Вечная женственность в искусстве Святослава Рериха» тоже поможет отвлечься от будничной рутины и тьмы за окном. Здесь правят тепло и яркие краски Индии, многогранная, часто - экзотическая для нас красота женских образов. Ретроспектива помогает оценить путь художника с 20-х до 70-х годов, от ученичества до создания собственного уникального стиля.
Подводя итоги, могу сказать, что ходить в музей Рерихов нужно обязательно.
И есть еще несколько моментов, о которых стоит написать.
Место. Усадьба Лопухиных скромно разместилась «за спиной» монументального ГМИИ. Классицистический особняк, традиционный для Москвы, прожил длинную и нелегкую жизнь, но таит нсколько приятных сюрпризов для любителей архитектуры.
Удобства. Продажи книг и сувениров, увы, нет. Хотя очень хотелось бы. Буфета тоже нет. Правда, заботливо вывешено объявление о том, где можно поесть неподалеку.
Важно! Очень хочу поблагодарить администрацию и сотрудников музея за гостепреимство! Все было прекрасно: от экскурсии, которую провел директор и искусствовед Тигран Константинович Мкртычев, до завершившего мероприятие чаепития. Блогеры получили небольшие памятные сувениры, что тоже очень приятно. Хочу так же отметить вежливость и контактность смотрителей в залах.
Ссылки: сайт Музей Рерихов, группы в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм и видео-канал на Youtube. СООБЩЕСТВО МОСКОВСКИХ БЛОГЕРОВ moskva_lublu
@Moskva.Lublu
Ссылки: сайт Музей Рерихов - http://roerichsmuseum.ru/ , группы в соцсетях: в Фейсбуке - https://www.facebook.com/roerichsmuseum/, ВКонтакте - https://vk.com/roerichsmuseum, Инстаграм - https://www.instagram.com/roerichsmuseum/ - и видео-канал на Youtube - https://www.youtube.com/channel/UCM66YFSYxD1lLwLK5SvIbyw/. СООБЩЕСТВО МОСКОВСКИХ БЛОГЕРОВ moskva_lublu

Докладчики: В.Г.Шатко, С.А.Потапова,
научные сотрудники Главного Ботанического сада РАН (Москва),
Л.В.Сургина (заочно) ,
сотрудник Международного Центра Рерихов (Москва), российский куратор Международного Мемориального треста Рерихов в Индии.

Тема семинара:
«Гималайское имение Рерихов и традиции русской усадебной культуры».

Резюме:
Тема семинара предполагает ознакомление с усадьбой Рерихов в живописной долине Кулу в Западных Гималаях (Индия), где вся семья проживала после завершения своей знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции почти 20 лет (с 1928 по 1948 гг.).
Специалистами был проведен анализ основных структурных элементов усадьбы (сад-парк имения с его уникальными насаждениями, «храм под открытым небом», место кремации Н.К.Рериха, Институт гималайских исследований «Урусвати» и редкие коллекции его музея, хозяйственные постройки, уникальность природного окружения имения и др.).
Особенности имения Рерихов рассматриваются через призму «традиций русской усадебной культуры». Отмечены общие черты в структуре усадьбы в Индии с подобными усадьбами в России, а также специфические черты, характерные только для гималайского дома семьи Рерихов.
Усадьба Рерихов вольно или невольно несет на себе, помимо отпечатка эпохи, и печать характера, личности ее обитателей. Не случайно усадьбы считаются неким «портретом», запечатлевающим историю нескольких поколений людей, судьба которых так или иначе была связана с той землей, на которой они жили.

Адрес:

Проезд:

Вход свободный


Научный семинар ОНЦ КМ Международного Центра Рерихов

Докладчик: Иван Михайлович Угрин – кандидат политических наук, научный сотрудник сектора философских проблем политики ИФ РАН, доцент ГАУГН (Москва)

Тема семинара:
«Формы взаимодействия Космоса и человека: от низшего к высшему».

Резюме:
В докладе раскрывается проблема множественности форм взаимодействия человека как существа, открытого для всех уровней и пластов мирового бытия, и Космоса, рассматриваемого в его энергийном, материальном и информационном аспектах. Анализ проводится на основе идей, представленных в философском и литературном наследии семьи Рерихов (в том числе в Учении Живой Этики, а также в ряде статей и писем Н.К. и Е.И. Рерихов). Согласно этим идеям, человек имеет потенциальную возможность к установлению различных форм связи и интеграции со сферами реальности, превосходящими эмпирическую реальность или стоящими вне ее, но в то же время непосредственно воздействующими на нее и во многом определяющими процессы, происходящие на физическом плане.

Данная тема рассматривается с точки зрения проблемы эволюции человека, перспектив его преображения. С этой точки зрения эволюция человека есть восхождение его с одного уровня на другой. Однако это восхождение следует понимать не как путешествие замкнутой единицы (личностной монады) из мира в мир, а как размыкание сознания, обнаружение всех уровней внутри самого себя и врастание в пространства, содержащие друг друга (на подобии русской матрешки), в качестве субъекта, избавляющегося от прошлых ограничивающих идентичностей по мере продвижения, вплоть до выхода за пределы субъектно-объектного мышления. В этом смысле эволюция человека есть собирание Космоса внутри него самого или, иначе, актуализация его космической природы как многоуровневой целостности.

Адрес: Москва, 10-я Парковая, д. 18 (встреча на 1-м этаже)

Проезд: до станции метро «Первомайская», выход из первого вагона из центра

Вход свободный

По многочисленным просьбам ценителей творчества Николая Рериха и Святослава Рериха открылась уникальная выставка живописи и графики из фондов Музея имени Н.К. Рериха. Представленные полотна, многие из которых экспонируются впервые, позволяют в полной мере раскрыть творческие замыслы выдающихся художников.

Творчество Николая Константиновича Рериха (1874–1947) представляет собой исключительное явление в истории мировой культуры. Он был всемирно известным художником, ученым, философом, общественным деятелем, писателем, поэтом и путешественником. Кроме 7000 живописных полотен он оставил нам богатое литературное и научное наследие. Во многих странах имя Н.К. Рериха является символом культуры и созидания. Он – инициатор первого международного документа по защите культурных ценностей человечества – Пакта Рериха. В 2015 г. Пакту Рериха исполнилось 80 лет. Подписание Пакта академик Н.К. Рерих встретил на маршруте Маньчжурской экспедиции, со времени окончания, которой прошло уже 80 лет.

В состав выставки вошли картины раннего периода творчества художника, созданные в Финляндии (1916–1918), картины американского периода (1920–1922), а также работы, созданные на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) и в гималайской долине Кулу (1930–1947).

К русскому периоду относятся следующие картины: архитектурный этюд «Башня Нижегородского кремля» (1903), эскиз декорации к балету И.Ф. Стравинского «Весна Священная» «Великая жертва» (1912), величественный финский замок «Нейшлот. Олафсборг» (1910-е), поэтические пейзажи Севера, по мотивам скандинавских саг.

Картины 1920–1922гг. знакомят с малоизвестным в России творчеством художника. В собраниях российских музеев крайне мало картин этого периода. Преимущественно они находятся у частных коллекционеров и зрителю недоступны. В США Н.К. Рерих не забывает о Родине и своих устремлений к Востоку, в Индию. Об этом свидетельствуют такие картины как «Язык леса» (1922), «Сон Востока» (1920), «Тайные знаки» (1921). Красота североамериканской природы нашла отражение в работах: «Санта-Фе. Нью Мексико» (1921) и «Монхеган. Мэн» (1922). Н.К. Рерих всюду старался выделить общие культурные элементы, то, что способно объединить человечество даже через пространство океанов и высоких горных хребтов.

Произведения периода 1924-1947гг. наглядно иллюстрируют маршруты научных экспедиций – Центрально-Азиатской и Маньчжурской (1934–1935), красоту горных кряжей Западных Гималаев – долины Кулу, Спити, Лахула и Ладака. Среди экспедиционных работ такие известные произведения, как «Ладак. Лэ. Королевский дворец» (1925), «Исток Инда» (1925), «Перевал Сассер» (1925), «Грядущее» (1927) – эскиз к картине «Красный всадник» (1927).

Большая часть работ – гималайские этюды. Сам мастер называл картины этой серии «путеводными темперами» и «панорамой азийских просторов». За 1500 гималайских этюдов Рериха стали называть в Индии «Мастером гор». В результате научно-исследовательской работы сотрудников Музея имени Н.К.Рериха картины серии «Гималаи» будут представлены с авторскими названиями, в их числе «Дозорный» (1938), «Гора духовного отдохновения» (1931), «Ковер-самолет» (1935–1936), «Тревога» (1939), «Ведущая» (1944), «Вестник от Гималаев» (1940), «Меч Гесер Хана» (1943), «Корабль пустыни» (1935–1936), «Каменная баба. Монголия» (1935-1936), «Сиссу» (1945) и др.

Значительный интерес представляют несколько графических произведений художника, отражающих период его творчества от самых ранних студенческих работ до картин 1930-х гг. Это эскизы: «Старцы сходятся» (1898), «Слепые» (1905), «Распорядитель пира» (1912), «Молитва» (1930), «Дева на костре» (1930), «Св. Франциск» (1931). Эти работы экспонируются впервые.

Творчество Святослава Николаевича Рериха (1904–1993) являет собой высокий пример служения подлинному Искусству и Красоте. Его кисти принадлежит несколько тысяч полотен. Выдающийся портретист и пейзажист, всю свою жизнь он отдал проблеме изучения Красоты как важнейшего явления в процессе эволюции человечества. На выставке представлена пейзажная живопись художника, в которой отражена яркая палитра красок индийской природы, эскизы из серии «Мои соседи», эскиз к триптиху «Распятое человечество» (1930–1940-е), портрет Н.К. Рериха, многочисленные картины священных гималайских вершин, а также уникальные картины из серии «Тонкий мир» (1980-е).

Творческая мастерская художника в полной мере раскрывается благодаря впервые представленным графическим работам С.Н. Рериха, поступившим из коллекции индийских почитателей таланта С.Н. Рериха.

Святослав Николаевич был не только мастером живописи, удостоенным звания Почетного члена Академии художеств СССР, но и ученым-педагогом, мыслителем, крупным общественным деятелем. С.Н. Рерих воплотил в жизнь идеи отца и стал инициатором создания Международного Центра Рерихов. Именно он передал в 1990г. в Россию уникальное художественно-научное наследие своей семьи, которое бережно хранится в Музее имени Н.К. Рериха. «Будем стремиться к Прекрасному» – этот девиз особенно часто звучал из уст художника. Он, как и все члены семьи Рерихов, неизменно верил в великое будущее своей Родины.



С.Н. Рерих. Вестник. Эскиз. 1958 С.Н. Рерих. Ритм жизни невидимой. Эскиз. 1980-е.


Рассказать друзьям