Музей врубеля часы работы. Омский музей изобразительных искусств им

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

, официальный сайт www.vrubel.ru

Членство в организациях:
Союз музеев России - R14

Организации партнеры:
Государственный Эрмитаж - M106
Государственный Русский музей - M117
Государственный областной художественный музей "Либеров-центр" - M2908

Спонсоры, меценаты и грантодатели:
Музей благодарит за бескорыстную помощь и поддержку наших меценатов, спонсоров и партнеров: ООО "Итал инжениринг Интернешнл", ООО "Холдинговая компания "Акция"", Омское отделение Сбербанка России, Научно-производственное объединение "Мир", ЗАО "Группа компании "Титан", ООО Торговая компания "Альварт", Омское отделение Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Немецкий культурный центр имени Гёте, Гуманитарный проект Ивана Полякова, ОАО "Альфа-банк", ОАО "ОТП Банк", Группу компаний "Современные технологии безопасности", торговую компанию "Дом мебели. Уют", ООО "Кантанелло", ИП Драчук Ю.А., торговую компанию "Вес-Трэйд", торговый дом "Канцелярские товары", торговую галерею "Сибирская Пирамида", магазин "Художественные материалы", ОАО "Детский мир - центр", МОУ "Монтессори-центр", ЗАО "Омскбланкиздат - Золотой тираж"; выражает особую благодарность депутату Государственной Думы РФ, вице-президенту Всероссийского общества слепых О.Н. Смолину и руководителю федерального проекта "ПАРК: промышленно-аграрные региональные кластеры" М.А. Сутягинскому, а также Е.О. Грефу, М.М. Кальченко, А.А. Никитенко, В.В. Титареву

Единиц хранения:
29103, из них 26404 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Графическая серия "Жизнь и обычаи айнов" японского художника Бёдзана Хирасавы (1822-1866) - 12 ед. хр.
Русский авангард - 30 ед. хр., в т.ч. живописные полотна А.Г. Явленского (1864-1941) - 9 ед. хр.
Изделия фирмы Фаберже - 18 предметов и один футляр
Изделия из драгоценных металлов скифо-сибирского мира - 1400 ед. хр.

Примечание:
Официальное название организации: Бюджетное учреждение культуры Омской области "Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля".

Виды деятельности и первоочередные задачи, в которых нужна помощь сторонних организаций и фондов: инвестиционные проекты, фандрайзинг.

Copyright (c) 1996-2019 Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Омский музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля - крупнейшее в Сибири художественное собрание, включающее коллекции зарубежного и русского искусства от античности до наших дней.

Датой основания музея считается 21 декабря 1924 г., когда в стенах бывшего Генерал-губернаторского дворца была открыта картинная галерея при Западно-Сибирском Краевом музее. То, о чем давно мечтала местная интеллигенция, объединившаяся в 1916 г. в «Общество художников и любителей изящных искусств Степного края», наконец-то свершилось. Собранные «Обществом» работы составили фонд музея при Художественно-промышленном училище (позднее техникуме) имени М. А. Врубеля, открытом в 1920 г.

История омской картинной галереи, переросшей затем в музей изобразительных искусств, похожа на судьбы других российских музеев, родившихся после октябрьской революции. Созданный в структуре Наркомпроса летом 1918 г. Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины утвердил положение о Государственном музейном фонде. Краевой музей Омска первым из сибирских музеев откликнулся на предложение Наркомпроса принять произведения искусства для организации картинной галереи. Привезённые из Москвы осенью 1924 г. первые экспонаты из расформированного Румянцевского музея позволили в конце декабря открыть в Западно-Сибирском Краевом музее художественный отдел, называемый также картинной галереей.

В последующие годы художественное собрание продолжало пополняться. Из Государственного музейного фонда в Омск поступали произведения всех видов и жанров, хранившиеся ранее в Зимнем и Мраморном дворцах Петербурга, музее Академии художеств, в собраниях Юсуповых, Боткиных, Шуваловых, Рябушинских. Делились с молодым сибирским музеем Третьяковская галерея, Русский музей и Государственный Эрмитаж.

Известный художник и учёный Н. К. Рерих, оказавшийся в Омске летом 1926 г. во время своей знаменитой транс-гималайской экспедиции и посетивший музей, был удивлён «богатым собранием картин, умело подобранных, характеризующих течения русской школы».

В 1932 году, в связи с закрытием Художественно-промышленного техникума имени М. А. Врубеля фонды его музея были переданы в художественный отдел Западно-Сибирского Краевого музея. Так появились в нём картины Э. Дюбюфа, А. Явленского, В. Кандинского, Д. Бурлюка, а также разнообразная и богатая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства: китайский фарфор и фаянс, изделия из камня, художественный металл.

Третьяковская галерея передала в музей живописные и графические произведения А. Экстер, Н. Гончаровой, М. Ларионова, В. Сурикова, пейзажи представителей «Союза русских художников», портреты И. Макарова. В 1930-е гг. собрание художественного отдела стало самым значительным в Западной Сибири - 4230 экспонатов.

В 1940 г. художественный отдел Западно-Сибирского Краевого музея обрёл самостоятельность и стал именоваться Омским государственным музеем изобразительных искусств (с 1954 г. - Омский областной музей изобразительных искусств).

За период с 1950 по 1955 гг. коллекции музея значительно возросли, особенно в части работ советских мастеров. Из фондов Государственной Третьяковской галереи в 1955 г. и в 1962 г. было передано около ста произведений живописи, скульптуры, графики, прикладного искусства.

Благодаря подвижнической деятельности одного из старейших сотрудников музея А. Н. Гонтаренко, знавшей многих художников и их потомков, в коллекции оказались работы Р. Фалька, А. Лентулова, М. Волошина, Л. Бруни, З. Серебряковой, Н. Войтинской, А. Осмёркина, А. Фонвизина.

Тесные контакты с московскими и петербургскими коллекционерами привели к тому, что 1980-1990-х гг. музей пополнили более трех тысяч произведений гравюры, оригинальной графики а живописи, а также уникальные книги по искусству.

С 1995 г. музей, экспонирующий единственное в Сибири живописное произведение Михаила Александровича Врубеля - триптих «Цветы» (1894), - носит имя знаменитого русского художника, родившегося в Омске в 1856 г.

В 1996 г. музею было передано еще одно здание, расположенное в центре города - бывший Торговый корпус, возведённый в 1914 г. по проекту архитектора А. Д. Крячкова. Здесь разместилась Врубелевская сцена - своеобразная музейная филармония.

Собрание музея продолжает пополняться по всем разделам коллекции. Сегодня наиболее динамично комплектуются разделы музейного собрания, посвященного современному искусству: около двух тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, предметов керамики и стекла были переданы из фондов РОСИЗО, частных коллекций и мастерских художников Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Новосибирска, Кемерово, Барнаула, Иркутска в 2000-х гг.

Значимым приобретением стало живописное полотно народного художника СССР И. Глазунова «Голгофа», подаренное музею Правительством Омской области в 2005 г. В настоящее время собрание ООМИИ имени М. А. Врубеля насчитывает около 30 тысяч единиц хранения и продолжает активно пополняться.

Фото: Омский музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

Фото и описание

Музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля в городе Омске – это крупнейшее художественное собрание на территории Сибири, включающее обширные коллекции русского и зарубежного искусства от античных времен до современности.

Омский музей был основан в декабре 1924 г.. В это время в бывшем Генерал-губернаторском дворце, благодаря инициативе первого руководителя музея Мелёхина Ф.В., состоялось открытие картинной галереи при Западно-Сибирском краевом музее. Галерея была создана на основе доставленных из Москвы экспонатов из расформированного Румянцевского музея. В последующие годы собрание регулярно пополнялось новыми произведениями. Ф. В. Мелёхин лично выезжал в Ленинград и Москву для отбора лучших произведений всех видов и жанров.

С 1950 г. по 1955 г. коллекции Омского музея изобразительных искусств значительно увеличились, особенно это коснулось работ советских мастеров. В 1955 г. и в 1962 г. из фондов Государственной Третьяковской галереи музею было передано более 100 произведений скульптуры, живописи, графики и прикладного искусства. В 1995 г. музею, экспонирующему единственное на территории Сибири живописное произведение М. Врубеля – триптих «Цветы», присвоили имя этого известного русского художника.

На сегодняшний день в музее имени М. Врубеля представлено самое крупное собрание в Сибири. Всего в фондах музея насчитывается около 26 тысяч единиц хранения. Музей размещается в двух зданиях: Генерал-губернаторском дворце, построенном в 1862 г. по проекту архитектора Ф.Ф. Вагнера, и Городском торговом корпусе, возведенном в 1914 г. согласно проекту, разработанному архитектором А.Д. Крячковым (сегодня Врубелевский корпус музея).

Коллекция произведений западноевропейского искусства представлена полотнами мастеров Англии, Франции, Италии, Испании, Фландрии, Германии, Голландии и Австрии XVI - XIX ст. Собрание иконописи XVII ст.- начала XX ст. характеризуются иконами, выполненными в Сибири, европейской части России и на Урале. Русское искусство XVIII ст. - начала XX ст. включает картины Айвазовского И., Верещагина В., Венецианова А., Воробьева М., Шишкина И., Репина И., Боголюбова А., Коровина К., Васильева Ф., Поленова В., Серова В., Нестерова М., Борисова-Мусатова В. и др. Особым интересом у посетителей музея пользуется удивительная коллекция декоративно-прикладного искусства с памятниками древнего искусства.

Родился в Омске. Сын военного юриста, председателя казанского военно-окружного суда, генерал-лейтенанта Александра Михайловича Врубеля и Анны Григорьевны, урожденной Басаргиной, родственницы декабриста Николая Васильевича Басаргина. В три года лишился матери.

Окончил с золотой медалью Одесскую ришельевскую гимназию. Рано обнаружил интерес к живописи и музыке, но поступил на юридический факультет Петербургского университета. Изучал историю, философию, французский и латинский языки. Одновременно посещал вечерние классы Академии художеств. С 1880 года учился в Петербургской Академии художеств. Был великолепно образованным человеком, обладал огромной трудоспособностью и наблюдательностью, умением подолгу анализировать натуру, добиваться максимальной точности изображения.

В 1884 году был приглашен в Киев, где исполнил свою первой крупную работу - фрески Кирилловской церкви. Для изображения апостолов художнику позировали душевнобольные из расположенной рядом психиатрической больницы. В 1887 году исполнил цикл эскизов для фресок во Владимирском соборе в Киеве. Работу ему закончить не дали, и в конце года он уехал в Венецию. Мозаики Сан-Марко, живопись Возрождения оказали огромное влияние на индивидуальный стиль Врубеля.

С 1889 года жил в Москве. Давняя любовь к музыке привела Врубеля в частную оперу С.И. Мамонтова, и он принял участие в оформлении опер «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане». Некоторое время жил в доме Мамонтовых на Садовой-Спасской улице, где по его эскизам был построен и оформлен дворовый флигель. Также занимался оформлением интерьеров самого дома Мамонтовых и ряда других московских особняков. Для кабинета Мамонтова Врубель написал картину «Демон сидящий».

На одной из репетиций русской частной оперы познакомился с певицей Надеждой Ивановной Забелой. В 1896 году в Женеве состоялась их свадьба. В браке имел сына Савву, умершего во младенчестве.

Входил в Абрамцевский кружок С.И. Мамонтова, был одним из руководителей Абрамцевской гончарной мастерской. В керамике Врубель открыл для себя люстр (блеск), переливающийся всеми цветами радуги. В конце 1891 года художник с семьей Мамонтовых уехал в Италию.

В 1896 году Врубель создал декоративные панно для нижегородской выставки «Микула Селянинович», «Принцесса Греза». В 1900 году на Парижской выставке его работы были отмечены золотой медалью.

С 1885 по 1902 год главной темой в искусстве художника и в живописи, и в скульптуре стали образы Демона – «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный» и т.д. В 1891 году Врубель осуществил серию иллюстраций к произведениям М.Ю. Лермонтова. «Демон … дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный … величавый» - писал художник отцу.

С 1901 года у художника появились первые признаки душевного заболевания, в следующем году его здоровье резко ухудшилось. С этих пор он часто находился в различных психиатрических клиниках. Будучи больным, он продолжал писать. В самом конце своей трагической жизни безумный и ослепший художник утверждал, что он жил во все времена, строил готические соборы и вместе с Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу в Ватикане.

Умер в петербургской клинике Бари. Похоронен в Санкт-Петербурге на Ново-Девичьем кладбище.

Иллюстрация: Автопортрет с жемчужной раковиной. 1905. Бумага на картоне, акварель, уголь, белила, пастель. 58,2х53. Поступил в 1918 году из собрания А.А. Врубель, сестры художника.



Рассказать друзьям