Мужские и женские певческие голоса. Высокий бас россии Высокий бас певцы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Певческие голоса обладают своей классификацией, отличающейся разнообразием. Различия в системах классификации могут базироваться на самых разных факторах: на силе голоса, на степени виртуозности и отчетливости исполнения и т.п. Однако специалисты отмечают необходимость наличия под всеми возможностями голоса исполнителя мощной основы, которой является опора пения.

Достаточно часто в основу классификации закладывается диапазон голоса исполнителя и его половая принадлежность. Однако и эти два критерия дают основания для формулировки большого количества разновидностей классификации. Выделяя определенную группу голосов, профессионалы уточняют наличие в ней более узких групп.

Бас - низкий мужской голос

Группа мужских голосов под названием Басы объединяется в классификации по звучанию очень низкого диапазона голоса, для которого характерными признаками называются: широта, «темнота», сочность тембра, образуемого грудным резонатором.

Затрагивая вопрос диапазона для басов, специалисты неоднозначны в выводах. Однако традиционным классическим представлением о занимаемой басом позиции на нотном стане является то, что объединяется рамками ФА большой и первой октавы.

Басовый тембр

В соответствии с качественной стороной звучания басы рассматривают в трех группах:

Бас высокий, также называемый бас баритон или кантанте: голос, для которого свойственно высокое звучание рабочего диапазона с рамками ноты СОЛЬ большой и первой октавы; максимальное сходство с тембром баритона ощущается в верхней тесситуре; тембр данного типа голоса, в сравнении с иными басами, характеризуется добротой и лучезарностью;

Бас центральный или драматический: характеризуется максимальной выраженностью властности, грозности, мудрости и твердости басового тембра;

Бас низкий, называемый так же профундо или октавист.

У каждой подгруппы имеются свои особенности. К примеру, особенностью драматического баса можно назвать неспособность певца взять ноты фа и соль первой октавы. Однако диапазон ноты МИ большой и первой октавы берет уверенно. Связано с легкостью звучания диапазона на грудном резонаторе. Процент использования головного резонатора уменьшается с понижением звучания голоса.

О басе-профундо поговорим ниже. А пока стоит заметить, что для басов создаются оперные партии с достаточно представительными героями, среди которых можно найти представителей, царских, княжеских, боярских и иных родов, мудрецов полководцев и иных образов, для которых свойственна мужественность, уверенность. Все это можно услышать в голосе исполнителя, который, по мнению экспертов, у слушателей, всегда вызывает доверие.

Еще один примечательным фактом является свидетельство того, что в Италии признают за Россией первенство государства, богатого красивыми басами. А сама Италия славится как родина превосходных тенорных голосов.

Бас-профундо

Возвращаясь к данной разновидности баса, стоит заметить, что перевод слова с итальянскими корнями звучит как «глубокий». Обладателя подобного голоса признают уникальным. Отличие этой разновидности мужского голоса от других заключается в максимально низкой тесситуре звучания. Специалисты отмечают возможность выхода за рамки мыслимых возможностей человека.

Исключительность, которую проявляет бас-профундо, фиксируется по всем аспектам вокального искусства: по тембру и диапазону, по физиологическому строению и резонации и иным параметрам.

Тембр - глубокий, но количественно, в рамках низкого звучания, ограничен в обертонах, то есть, не исключая привлекательности, характеризуется отсутствием тембровой насыщенности. Бас-профундо практически никогда нельзя услышать в солирующих партиях. Редкое исключение - церковный хор. Бас октависта часто можно услышать в составе хоров, при этом его звучание минимально, и требуется для выделения объемности тембра.

Еще один случай использования баса-профундо - удвоение основного тона аккордов трезвучий мажорных и минорных. При слиянии звучания тембров басов обычных и октависта, происходящих в хоровых басовых партиях, последние приобретают характер массивности и монументальность. Подобный прием важен в плане воздействия на слушателя, у которого непременно появляются ощущения беспокойства и ассоциации со звучанием набатного колокола.

Останавливаясь на вопросе диапазона для баса-профундо, стоит заметить, что его рамками могут служить нота ФА контр октавы и ДО первой октавы.

Рассматривая фактор резонации для баса-профундо, профессионалы указывают на особенность процесса, в котором участвуют только гортань и грудной резонатор. Строение связок (длинные) и их характеристика (плотные, эластичные) исключают возможность использования в данном случае головного резонатора.

Бас – является самым низким мужским певческим голосом. Диапазон баса составляет от фа большой октавы до фа (соль) первой. Правда, диапазон центрального баса и баса профундо может захватывать более низкие ноты. Самой яркой нотой у высокого баса является до первой октавы, рабочая середина – это си бемоль большой октавы – ре первой октавы. Бас – это очень выразительный и богатый голос, но к сожалению певцов с таким голосом крайне мало, да и оперных партий для баса написано немного. По диапазону различают высокий (бас кантато), средний (центральный) бас и низкий (бас профундо). По характеру звучания выделяют баритональный бас, характерный бас или комический бас (бас-буффо).

Высокий бас – это певучий бас, тембрально это самый светлый и яркий голос. По характеру звучанию похож на баритон, особенно в верхней тесситуре. Его рабочий диапазон составляет от соль большой октавы до соль первой.

Центральный бас это бас, у которого возможности диапазона шире. Ему присущ твёрдый, звучный и грозный тембральный окрас. Рабочая середин у таких голосов это соль большой октавы – до первой октавы. Весь диапазон такого голоса хорошо звучит только в грудном резонаторе, в головном резонаторе бас сильно теряет тембральную окраску.

Низкий бас, бас профундо ещё одно название этого крайне редкого мужского голоса – бас-октавист. Вокалисты с такими характеристиками голоса могут спеть самые низкие ноты (фа-соль контроктавы). Даже кажется, что человеческий голос не может извлекать такие звуки. Бас-профундо часто исполняют партии в опере или церковном хоре. Низкое глубокое звучание, напоминающее рокот или бурление завораживает. Такое явление, по словам, критиков и знатоков вокала, можно найти только в России, их называют «русское чудо», награждая такой голос званием уникального явления природы.

Баритональный бас это голос, обладающий чертами как баса, так и баритона. Имеет хороший верх и низ, но без профундовых нот. Часто бас-баритоны обладают очень богатым тембром и мощным звучанием, и способны петь репертуар баритонов.

Бас-буффо это обычно бас-буффо исполняет партии второго плана. Часто это комические партии или партии стариков. От обладателя такого голоса в первую очередь требуется актерское мастерство, а какими-либо певческими особенностями или красотой тембра они могли не обладать вовсе. В опере-сериа XVIII века басы использовались редко, и признание к ним пришло только с появлением оперы-буфф, где басам отводилось значительное место.

По своей природе певческий голос бас встречается реже других мужских голосов, зачастую он проявляется не сразу, и долгое время певец может причислять себя к баритонам, но в следствие занятий со временем баритон, может перерасти в бас. Дело в том, что признаки, по которым определяется тот или иной голос, у новичков могут быть смазаны или ещё не развиты. Исключением могут быть лишь голоса, поставленные от природы. Упражнения для голоса бас такие же, как и для других певческих голосов только в своей тесситуре. Так что если у вас бас, то вы являетесь представителем очень редких певческих голосов.

13 февраля 1873 года, 140 лет назад, родился Фёдор Иванович Шаляпин, великий русский оперный певец.

Высокий бас - так характеризовался на профессиональном языке голос певца, который мог петь и баритоном. Но он и впрямь стал высоким и трагическим басом переломной эпохи. Сын простых крестьян, он не получил никакого специального образования: ни музыкального, ни актёрского, даже и общее-то образование у него было минимальным (три года начального училища в провинциальном городе Казани), но этот самородок вознёсся на вершину исполнительского оперного искусства, стал культурнейшим человеком своего времени. С ним считались все великие дирижёры и режиссёры. Несмотря на низкое качество тогдашних записей, Шаляпин продолжал оказывать огромное влияние на весь русский художественный мир. Поразительное признание сделал на склоне лет покойный ныне поэт Виктор Фёдорович Боков в интервью «Литературной газете»: «Я учился писать стихи не у кого-нибудь - у Шаляпина. Я ходил с рюкзаком, в котором было десять пластинок с записями певца. Считаю, что вся драматичность и русскость моя вышли из Шаляпина…»

«Не надо преувеличивать, но и не надо преуменьшать, - вспоминает его товарищ Иван Алексеевич Бунин, - тратил он себя всё-таки порядочно… Как-то неслись мы с ним на лихаче по зимней ночной Москве из "Праги" в "Стрельну": мороз жестокий, лихач мчит во весь опор, а он сидит во весь свой рост, распахнувши шубу, говорит и хохочет во всё горло, курит так, что искры летят по ветру. Я не выдержал и крикнул:

Что ты над собой делаешь! Замолчи, запахнись и брось папиросу!

Ты умный, Ваня, - ответил он сладким говорком, - только напрасно тревожишься: жила у меня, брат, особенная, русская, всё выдержит».

Да, жила Фёдора всё вынесла. Детство Шаляпина было бедным и голодным: с 10 лет он был учеником сапожника, затем токаря, работал писцом, грузчиком. С музыкальной грамотой познакомился, участвуя в церковных хорах. Впрочем, автобиографию певца не стоит пересказывать, тем более что и сам он написал две книги о себе. В детстве Фёдор получил от родителей религиозное воспитание, о чём написал в книге «Страницы из моей жизни». Летом 1922 года певец с семьёй выезжает из России «на лечение, отдых и гастроли» - с такой формулировкой ему даётся длительный отпуск. Разрешение на длительные гастроли было скрытой формой высылки из страны известного артиста, который всё больше сопротивлялся установившемуся режиму.

Когда певец обосновался в Париже, стал давать грандиозные гастроли, у него возникла мысль дать большую сумму денег для помощи русским безработным и пожертвовать их через священника отца Георгия, хотя, по признанию современников, деньги он любил и повторял часто: «Безплатно только птички поют». Так вот, когда в парижской газете появился отчёт отца Георгия о распределении этого пожертвования певца, в Москве были возмущены тем, что певец доверил распределение денег именно священнику. В те годы в СССР антирелигиозная кампания стараниями инородцев-богоборцев усиливалась.

Пролетарский поэт В. Маяковский среагировал немедленно: он пишет стихотворение «Господин народный артист», где бичует певца за то, что тот «бросил 5000 франков на дно поповской шляпы». Сам Маяковский без зазрения совести брал такие гонорары за свои агитки, что привозил Лилечке Брик не только модные шубы, но и «Форд» последней модели, при этом ни с какими соотечественниками не делясь.

Кстати, во время Первой мировой войны уже признанный первый бас мира довольно часто давал безвозмездные концерты в пользу раненых соотечественников. После революции, встреченной им с воодушевлением, вернулся в Мариинский театр, который, перестав быть императорским, переживал кризис, утратил былую публику, да ещё и подвергался нападкам пролеткультовцев, которые требовали передать здание и весь театральный реквизит самодеятельным рабочим кружкам. Шаляпин стал фактически художественным руководителем театра, делал - единственный - огромные сборы, поддерживал других, съездил в Москву, встретился с Лениным, добился создания ассоциации академических театров с сохранением имущества и пайков.

Став первым народным артистом СССР, как стал первым солистом императорских театров сразу из крестьян, Шаляпин продолжил зарубежные гастроли, снова посыпались гонорары, баснословные после голодающего Петрограда. Перед тем как уехать навсегда во Францию, он выступил на Рождество в Бутырской тюрьме «для тех, кто в беде». Может быть, и в память благодетеля Мамонтова, которого он в своё время так и не навестил в тюрьме, куда тот попал после банкротства. А в апреле 1922 года на прощание спел Бориса Годунова в Петрограде и через несколько дней, как мы говорили, уехал навсегда, что повлекло лишение звания народного артиста СССР в 1927 году. Через десять лет врачи нашли у него неизлечимую болезнь, а в начале апреля 1938 года русский гений скончался от лейкемии. Был похоронен во Франции, но в октябре 1984 года, согласно последней воле певца, желавшего быть похороненным на Родине, его прах был перенесён на кладбище Новодевичьего монастыря.

При Российском фонде культуры вяло действует комиссия по наследию Фёдора Шаляпина, работает дом-музей на Садовом кольце, рядом с посольством США. Известный писатель и тележурналист Александр Арцибашев, который является доверенным лицом детей Фёдора Шаляпина в России, провёл частное расследование и изложил его результаты в документальной повести «Бриллианты Шаляпина». Но, конечно, самым крупным бриллиантом в потускневшей короне русской культуры является сам Шаляпин Фёдор, что значит «Дар Божий»!

Александр Александрович МОСКАЛЁВ

Амандық садақасы. Жеке басы үшін берілетін садақа, пітір. Кешкілікті ауызашар, таңертеңгілікті сәресі дейді. Ораза уақытында мұсылмандар семьясының әрбір басына б а с а м а н д ы қ (пітір) с а д а қ а с ы н төлейді (Ана тілі, 26.04.1990, 6). Бас… … Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі

БАС - БАСК бактерицидная активность сыворотки крови мед. БАСК Источник: http://www.zzr.ru/archives/2002/12/article6.htm БАС БАС батарея анодная сухая БАС Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО … Словарь сокращений и аббревиатур

бас - а, м. basse f., ит. basso. 1. Низкий мужской голос. Сл. 18. Бас, глас нижайший в пении. ЛП 6. Запел охриплым басом голос. Осипов Енеида 3 15. Из крепостных и взятых во двор голосов избирались все возможные сопрано, контральто, теноры, баритоны,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

А; мн. басы, ов; м. [итал. basso низкий]. 1. Самый низкий мужской голос; певческий голос такого тембра. Говорить, петь басом. Бархатный, густой бас. 2. Певец с таким голосом. 3. Струнный или духовой музыкальный инструмент низкого регистра. Бас… … Энциклопедический словарь

- (франц. basse, от bas низкий). 1) самый низкий, мужской голос. 2) музыкальный инструмент, сходный со скрипкою, но значительно больше её. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАС 1) самый низкий мужской… … Словарь иностранных слов русского языка

См. певец... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. бас (низкий, толстый) (звук, голос), певец; тромбон, контрабас, труба, басище, октава, басок Словарь русских … Словарь синонимов

- [низкий тон, голоса] сущ., м., употр. нечасто Морфология: (нет) чего? баса, чему? басу, (вижу) что? бас, чем? басом, о чём? о басе и на басу; мн. что? басы, (нет) чего? басов, чему? басам, (вижу) что? басы, чем? басами, о чём? о басах 1. Басом… … Толковый словарь Дмитриева

- (1603–1694) крупнейший представитель поэтического жанра «хайку» (см.); в японской литературе этот жанр неразрывно связан с его именем. Настоящее имя поэта Мацуо Тюдзаэмон Мунэфуса. По обычаю литераторов и художников токугавской эпохи (1603–1868) … Литературная энциклопедия

Бас - (от итал. basso низкий) 1) Низкий муж. певч. голос. Примерный диапазон в сольных партиях: ФА фа1, в хоре до ре1 МИ. Нотируется в басовом ключе. Различают высокие, певучие (basso cantante), центр. и низкие (basso profundo) Б. У высоких Б. обычно… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • Бас-гитара для чайников (+аудио- и видеокурс) , Пфайффер Патрик , Бас-гитара используется практически в любом музыкальном жанре - от хард-рока и кантри до джаза и фанка. Независимо от того, с каким музыкальным стилем вы связываетесвое будущее, в этой книге… Категория: Музыка Издатель: Диалектика ,
  • Басё , Басё Мацуо , Мацуо Басё - великий японский поэт, теоретик стиха. Родился в 1644 году в небольшом замковом городе Уэно, провинция Ига (остров Хонсю). Умер 12 октября 1694 в Осаке. Почувствовав идейную… Категория: Литературоведение. Проза. Поэзия. Драма Серия: Издатель: ЁЁ Медиа ,

Все певческие голоса подразделяются на женские, мужские и детские. Основные женские голоса – это сопрано, меццо-сопрано и контральто , а самые распространённые мужские голоса – тенор, баритон и бас .

Все звуки, которые можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте, бывают высокими, средними и низкими . Музыканты, когда говорят о высоте звуков, пользуются термином «регистр» , подразумевая целые группы высоких, средних или низких звуков.

В глобальном смысле женские голоса поют звуки высокого или «верхнего» регистра, детские голоса – звуки регистра среднего, а мужские – звуки низкого или «нижнего» регистра. Но это верно лишь отчасти, на самом деле всё гораздо интереснее. Внутри каждой из групп голосов и даже внутри диапазона каждого отдельного голоса тоже есть разделение на высокий, средний и низкий регистр.

Так, например, высоким мужским голосом является тенор, средним – баритон, а низким – бас. Или, ещё пример, у певиц самый высокий голос – сопрано, средний голос вокалисток – это меццо-сопрано, а низкий – контральто. Окончательно усвоить разделение мужских и женских, ну заодно и детских голосов на высокие и низкие, вам поможет вот эта табличка:

Если говорить о регистрах какого-либо одного голоса, то у каждого из них есть и низкие звуки и высокие. Например, тенор поёт и низкие грудные звуки, и звуки высокие фальцетные, не доступные басам или баритонам.

Женские певческие голоса

Итак, основные виды женских певческих голосов – это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Они различаются, прежде всего, диапазоном, а также тембровой окраской. К числу тембровых свойств можно отнести, например, такие, как прозрачность, лёгкость или, наоборот, насыщенность, сила голоса.

Сопрано – женский самый высокий певческий голос, его обычный диапазон – две октавы (целиком первая и вторая октава). В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом. Если говорить о художественных образах, то лучше всего высокий голос характеризует молодую девушку или какого-нибудь фантастического персонажа (например, фею).

Сопрано по характеру звучания разделяют на лирическое и драматическое – вы и сами легко можете представить себе, что партии девушки очень нежной и девушки сильно страстной не может исполнять одна и та же исполнительница. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами и фиоритурами в своём высоком регистре, то такое сопрано называют колоратурным .

Контральто – уже говорилось о том, что это самый низкий из женских голосов, притом очень красивый, бархатный, к тому же и очень редкий (в некоторых оперных театрах нет ни одного контральто). Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков.

Ниже приводится табличка, в которой называются примеры оперных партий, которые часто исполняют те или иные женские певческие голоса:

Давайте, послушаем, как звучат женские певческие голоса. Для вас – три видео-примера:

Сопрано. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» Моцарта в исполнении Белы Руденко

Меццо-сопрано. Хабанера из оперы «Кармен» Бизе в исполнении прославленной певицы – Елены Образцовой

Контральто. Ария Ратмира из оперы «Руслан и Людмилы» Глинки в исполнении Елизаветы Антоновой.

Мужские певческие голоса

Основных мужских голоса всего три – это тенор, бас и баритон. Тенор из них самый высокий, его высотный диапазон – ноты малой и первой октав. По аналогии с тембром сопрано, исполнителей, обладающих этим тембром, разделяют на теноров драматических и теноров лирических . Кроме того, иногда упоминают такую разновидность певцов, как «характерный» тенор . «Характер» ему придаётся каким-нибудь фоническим эффектом – например, серебристостью или дребезжанием. Характерный тенор просто незаменим там, где требуется создать образ седовласого старика-старца или какого-нибудь хитреца-пройдохи.

Баритон – этот голос отличается своей мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Диапазон звуков, которые может спеть баритон, заключается в пределах ля большой октавы до ля первой октавы. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы.

Бас – голос самый низкий, может петь звуки от фа большой октавы до фа первой. Басы бывают разные: одни раскатистые, «гудящие», «колокольные», другие жёсткие и очень «графичные». Соответственно и партии персонажей для басов отличаются разнообразием: это и героические, и «отцовские», и аскетические, и даже комические образы.

Наверное, вам интересно узнать, какой же из мужских певческих голосов самый-самый низкий? Это бас-профундо , иногда певцов с таким голосом называют также октавистами , так как они «берут» низкие ноты из контроктавы. Кстати, мы ещё не упомянули о самом высоком мужском голосе – это тенор-альтино или контртенор , который совершенно спокойно поёт почти женским голосом и с лёгкостью достигает высоких нот второй октавы.

Как и в предыдущем случае, мужские певческие голоса с примерами их оперных партий отображены в табличке:

Теперь послушайте, каково звучание мужских певческих голосов. Тут для вас ещё три видео-примера.

Тенор. Песня индийского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова в исполнении Давида Послухина.

Баритон. Романс Глиэра «Сладко пел душа-соловушко», поёт Леонид Сметанников

Бас. Ария князя Игоря из оперы Бородина «Князь Игорь» в оригинале написана для баритона, но в данном случае её поёт один из самых лучших басов XXвека – Александр Пирогов.

Рабочий диапазон голоса профессионально обученного вокалиста в среднем обычно составляет две октавы, иногда, правда, певцы и певицы обладают куда более широкими возможностями. Для того, чтобы вы хорошо ориентировались в тесситурах при выборе нот для занятий, предлагаю вам познакомиться с рисуночком, наглядно демонстрирующим допустимые диапазоны для каждого из голосов:

Перед заключением хочу порадовать вас ещё одной табличкой, с помощью которой можно познакомиться с вокалистами, обладающими тем или иным тембром голоса. Это нужно для того, чтобы вы самостоятельно могли найти и послушать ещё больше аудио-примеров звучания мужских и женских певческих голосов:

На этом всё! Мы с вами говорили о том, какие бывают голоса у певцов и певиц, разобрались с основами их классификации, размерами диапазонов,выразительными возможностями тембров, а также послушали примеры звучания голосов знаменитых вокалистов. Если вам понравился материал, поделитесь им на своей страничке в контакте или в своей ленте твиттера. Для этого под статьёй есть специальные кнопочки. Успехов!



Рассказать друзьям