Написать продолжение рассказа еще мама. Еще мама

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

— А я, когда вырасту, я в школу ходить не буду! — сказал Артём своей матери, Евдокии Алексеевне. — Правда, мама?

— Правда, правда, — ответила мать. — Чего тебе ходить!

— Чего мне ходить? Нечего! А то я пойду, а ты заскучаешь по мне. Не надо лучше!

— Не надо, — сказала мать, — не надо!

А когда прошло лето и стало Артёму семь лет от роду, Евдокия Алексеевна взяла сына за руку и повела его в школу. Артём хотел было уйти от матери, да не мог вынуть руку из ее руки: рука у матери теперь была твердая, а прежде была мягкая.

— Ну что ж! — сказал Артём. — Зато я домой скоро приду. Правда, скоро?

— Скоро, скоро, — ответила мать. — Поучишься чуть-чуть и домой пойдешь.

— Я чуть-чуть, — соглашается Артём. — А ты по мне дома не скучай!

— Не буду, сынок, я не буду скучать.

— Нет, ты немножко скучай, — сказал Артём. — Так лучше тебе будет, а то что! А игрушки из угла убирать не надо: я приду и сразу буду играть, я бегом домой прибегу.

— А я тебя ждать буду, — сказала мать, — я тебе оладьи нынче испеку.

— Ты будешь ждать меня? — обрадовался Артём. — Тебе ждать не дождаться! Эх, горе тебе! А ты не плачь по мне, ты не бойся и не умри смотри, а меня дожидайся!

— Да уж ладно! — засмеялась мать Артёма. — Уж дождусь тебя, милый мой, авось не помру!

— Ты дыши и терпи, тогда не помрешь, — сказал Артём. — Гляди, как я дышу, так и ты.

Мать вздохнула, остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая большая рубленая школа — ее целое лето строили, — а за школой начинался темный лиственный лес. До школы отсюда еще было далеко, до нее протянулся долгий порядок домов — дворов десять или одиннадцать.

— А теперь ступай один, — сказала мать. — Привыкай один ходить. Школу-то видишь?

— А то будто! Вон она!

— Ну иди, иди, Артёмушка, иди один. Учительницу там слушайся, она тебе вместо меня будет.

Артём задумался.

— Нет, она за тебя не будет, — тихо произнес Артём, — она чужая.

— Попривыкнешь, Аполлинария Николаевна тебе как родная будет. Ну, иди!

Мать поцеловала Артёма в лоб, и он пошел далее один. Отошедши далеко, он оглянулся на мать.

Мать стояла на месте и смотрела на него. Артёму хотелось заплакать по матери и вернуться к ней, но он опять пошел вперед, чтобы мать не обиделась на него... А матери тоже хотелось догнать Артёма, взять его за руку и вернуться с ним домой, но она только вздохнула и пошла домой одна.

Вскоре Артём снова обернулся, чтобы поглядеть на мать, однако ее уже не было видно. И пошел он опять один и заплакал. Тут гусак вытянул шею из-за изгороди, крякнул и защемил штанину у Артёма, а заодно прихватил и живую кожу на его ноге. Артём рванулся прочь и спасся от гусака.

«Это страшные дикие птицы, — решил Артём, — они живут вместе с орлами».

На другом дворе были открыты ворота. Артём увидел лохматое животное с приставшими к нему репьями, животное стояло к Артёму хвостом, но все равно оно было сердито и видело его.

«Ктой-то это? — подумал Артём. — Волк, что ли?»

Артём оглянулся в ту сторону, куда ушла его мать, — и не видать ли ее там, а то этот волк побежит туда. Матери не было видно, она уже дома, должно быть, это хорошо, волк ее не съест. Вдруг лохматое животное повернуло голову и молча оскалило на Артёма пасть с зубами.

Артём узнал собаку Жучку.

— Жучка, это ты?

«Р-р-р!» —ответила собака-волк.

— Тронь только! — сказал Артём. — Ты только тронь! Ты знаешь, что тогда будет? Я в школу иду. Вон она виднеется!

«Ммм», — смирно произнесла Жучка и шевельнула хвостом.

— Эх, далече еще до школы! — вздохнул Артём и пошел дальше.

Кто-то враз и больно ударил Артёма по щеке, словно вонзился в нее, и тут же вышел вон обратно.

— Это ктой-то еще? — напугался было Артём. — Ты чего дерешься, а то я тебе тоже... Мне в школу надо. Я ученик — ты видишь!

Он поглядел вокруг, а никого не было, один ветер шумел павшими листьями.

— Спрятался? — сказал Артём. — Покажись только!

На земле лежал толстый жук. Артём поднял его, потом положил на лопух.

— Это ты на меня из ветра упал. Живи теперь, живи скорее, а то зима настанет.

Сказавши так, Артём побежал в школу, чтобы не опоздать. Сначала он бежал по тропинке возле плетня, да оттуда какой-то зверь дыхнул на него горячим духом и сказал: «Ффур-фурчи!»

— Не трожь меня: мне некогда! — ответил Артём и выбежал на середину улицы.

На дворе школы сидели ребята. Их Артём не знал, они пришли из другой деревни; должно быть, они учились давно и были все умные, потому что Артём не понимал, что они говорили.

— А ты знаешь жирный шрифт? Ого! — сказал мальчик из другой деревни.

А еще двое говорили:

— Нам хоботковых насекомых Афанасий Петрович показывал!

— А мы их прошли уже. Мы птиц учили до кишок!

— Вы до кишок только, а мы всех птиц до перелета проходили.

«А я ничего не знаю, — подумал Артём, — я только маму люблю! Убегу я домой!»

Зазвенел звонок. На крыльцо школы вышла учительница Аполлинария Николаевна и сказала, когда отзвенел звонок:

— Здравствуйте, дети! Идите сюда, идите ко мне.

Все ребята пошли в школу, один Артём остался во дворе.

Аполлинария Николаевна подошла к нему:

— А ты чего? Оробел, что ли?

— Як маме хочу, — сказал Артём и закрыл лицо рукавом. — Отведи меня скорее ко двору.

— Нет уж, нет! — ответила учительница. — В школе я тебе мама.

Она взяла Артёма под мышки, подняла к себе на руки и понесла. Артём исподволь поглядел на учительницу: ишь ты, какая она была, — она была лицом белая, добрая, глаза ее весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела в игру, как маленькая. И пахло от нее так же, как от матери, — теплым хлебом и сухою травой.

В классе Аполлинария Николаевна хотела было посадить Артёма за парту, но он в страхе прижался к ней и не сошел с рук. Аполлинария Николаевна села за стол и стала учить детей, а Артёма оставила у себя на коленях.

— Эк ты, селезень толстый какой на коленях сидит! — сказал один мальчик.

— Я не толстый! — ответил Артём. — Это меня орел укусил, я раненый.

Он сошел с коленей учительницы и сел за парту.

— Где? — спросила учительница. — Где твоя рана? Покажи-ка ее, покажи!

— А тута! — Артём показал ногу, где гусак его защемил.

Учительница оглядела ногу.

— До конца урока доживешь?

— Доживу, — обещал Артём.

Артём не слышал, что говорила учительница на уроке. Он смотрел в окно на далекое белое облако; оно плыло по небу туда, где жила его мама в родной их избушке. А жива ли она? Не померла ли от чего-нибудь — вот бабушка Дарья весною враз померла, не чаяли не гадали. А может быть, изба их без него загорелась, ведь Артём давно из дому ушел, мало ли что бывает.

Учительница видела тревогу мальчика и спросила у него:

— А ты чего, Федотов Артём, ты чего думаешь сейчас? Почему ты меня не слушаешь?

— Я пожара боюсь, наш дом сгорит.

— Не сгорит. В колхозе народ смотрит, он потушит огонь.

— Без меня потушат? — спросил Артём.

— Без тебя управятся.

После уроков Артём первым побежал домой.

— Подожди, подожди, — сказала Аполлинария Николаевна. — Вернись назад, ты же раненый.

А ребята сказали:

— Эк какой — инвалид, а бегает!

Артём остановился в дверях, учительница подошла к нему, взяла его за руку и повела с собою. Она жила в комнатах при школе, только с другого крыльца. В комнатах у Аполлинарии Николаевны пахло цветами, тихо звенела посуда в шкафу и всюду было убрано чисто, хорошо.

Аполлинария Николаевна посадила Артёма на стул, обмыла его ногу теплой водой из таза и перевязала красное пятнышко — щипок гусака — белой марлей.

— А мама твоя будет горевать! — сказала Аполлинария Николаевна. — Вот горевать будет!

— Не будет! — ответил Артём. — Она оладьи печет!

— Нет, будет. Эх, скажет, зачем Артём в школу нынче ходил? Ничего он там не узнал, а пошел учиться, — значит, он маму обманул, значит, он меня не любит, скажет она и сама заплачет.

— И правда! — испугался Артём.

— Правда. Давай сейчас учиться.

— Чуть-чуть только, — сказал Артём.

— Ладно уж, чуть-чуть, — согласилась учительница. — Ну, иди сюда, раненый.

Она взяла его к себе на руки и понесла в класс. Артём боялся упасть и прильнул к учительнице. Снова он почувствовал тот же тихий и добрый запах, который он чувствовал возле матери, а незнакомые глаза, близко глядевшие на него, были несердитые, точно давно знакомые. «Не страшно», — подумал Артём.

В классе Аполлинария Николаевна написала на доске одно слово и сказала:

— Так пишется слово «мама», — и велела писать эти буквы в тетрадь.

— А это про мою маму? — спросил Артём.

— Про твою.

Тогда Артём старательно начал рисовать такие же буквы в своей тетради, что и на доске. Он старался, а рука его не слушалась; он ей подговаривал, как надо писать, а рука гуляла сама по себе и писала каракули, не похожие на маму. Осерчавши, Артём писал снова и снова четыре буквы, изображающие «маму», а учительница не сводила с него своих радующихся глаз.

— Ты молодец! — сказала Аполлинария Николаевна.

Она увидела, что теперь Артём сумел написать буквы хорошо и ровно.

— Еще учи! — попросил Артём. — Какая это буква: вот такая — ручки в бочки?

— Это Ф, — сказала Аполлинария Николаевна.

— А жирный шрифт что?

— А это такие вот толстые буквы.

— Кормленые? — спросил Артём. — Больше не будешь учить — нечему?

— Как так «нечему»? Ишь ты какой! — сказала учительница. — Пиши еще!

Она написала на доске: «Родина». Артём стал было переписывать слово в тетрадь, да вдруг замер и прислушался. На улице кто-то сказал страшным, заунывным голосом: «У-у», — а потом еще раздалось откуда-то, как из-под земли: «Н-н-н!»

И Артём увидел в окне черную голову быка.

Бык глянул на Артёма одним кровавым глазом и пошел к школе.

— Мама! — закричал Артём.

Учительница схватила мальчика и прижала

его к своей груди.

— Не бойся! — сказала она. — Не бойся, маленький мой. Я тебя не дам ему, он тебя не тронет.

«У-у-у!» — прогудел бык.

Артём обхватил руками шею Аполлинарии Николаевны, а она положила ему свою руку на голову.

— Я прогоню быка.

Артём не поверил.

— Да. А ты не мама!

— Мама!.. Сейчас я тебе мама!

— Ты еще мама? Там мама, а ты еще, ты тут.

— А еще. Я тебе еще мама!

В классную комнату вошел старик с кнутом, запыленный землей; он поклонился и сказал:

— Здравствуйте, хозяева! А что, нету ли кваску испить либо воды? Дорога сухая была...

— А вы кто, вы чьи? — спросила Аполлинария Николаевна.

— Мы дальние, — ответил старик. — Мы сквозь идем вперед, мы племенных быков по плану гоним. Слышите, как они нутром гудят? Звери лютые!

— Они вон детей могут изувечить, ваши быки! — сказала Аполлинария Николаевна.

— Еще чего! — обиделся старик. — А я-то где? Детей я уберегу!

Старик-пастух напился из бака кипяченой воды — он полбака выпил, — вынул из своей сумки красное яблочко, дал его Артёму. «Ешь, — сказал, — точи зуб», — и ушел.

— А еще у меня есть еще мамы? — спросил Артём. — Далеко-далеко где-нибудь?

— Есть, — ответила учительница. — Их много у тебя.

— А зачем много?

— А затем, чтоб тебя бык не забодал. Вся наша Родина — еще мама тебе.

Вскоре Артём пошел домой, а на другое утро он спозаранку собрался в школу.

— Куда ты? Рано еще, — сказала мать.

— Да, а там учительница Аполлинария Николаевна! — ответил Артём.

— Ну что ж, что учительница. Она добрая.

— Она, должно, уже соскучилась, — сказал Артём. — Мне пора.

Мать наклонилась к сыну и поцеловала его на дорогу.

— Ну, иди, иди помаленьку. Учись там и расти.

Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Рассказы о детях. А.П.Платонов «Еще мама».
Выборочный пересказ эпизодов. Замена диалогов косвенной речью (учебник, с.136­143; рабочая тетрадь,
с.81), продолжение». УМК «Школа России»
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для обучения формулировке учебной задачи, выделению в тексте эпизодов для пересказа, переводу
диалога в косвенную речь, использованию в рассказе самых главных слов, которые несут смысловую нагрузку и передают чувства героев, анализу
выполнения учебной задачи урока, оцениванию работы товарища
Предметные:
познакомятся с произведением А. П.
Платонова «Еще мама»;
научатся объяснять, что такое диалог и как он
оформляется на письме; находить диалоги в
тексте, заменять их косвенной речью при
пересказе эпизодов, воспроизводить эпизод из
текста, сохраняя основную идею и тему эпизода
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Метапредметные:
познавательные: выделяют по просьбе учителя необходимые эпизоды
из текста; основную мысль и тему эпизода;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока, планируют свое
высказывание; оценивают свои речевые высказывания и высказывания
сверстников;
коммуникативные: строят речевое высказывание по заранее составленному
плану, воспроизводят спланированное высказывание, передавая чувства
героев и свое отношение к ним; опираются на собственный нравственный
опыт в ходе доказательства и оценивания событий
Личностные:
осознают смысл
приобретаемого
умения, понимают,
где еще может
пригодиться данное
умение
О б р а з о в а т е л ь н ы е р е с у р с ы: тест по произведению А. Платонова «Еще мама»; задания для групповой работы
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности
обучающегося
(осуществляемые
действия)
Формируемые
способы
деятельности
3
4
1
I. Организация
начала урока
2
Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует
обучающихся. Фиксирует отсутствующих.
– Проверим готовность к уроку.
Сообщают о готовности
к уроку (наличие рабочей
тетради, учебника,
Умеют
слушать в
соответствии с

1
2
– Повернитесь друг к другу, прикоснитесь друг к другу ладошками. Подарите
чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится. Поддержите друг друга
перед нашей сегодняшней работой. Улыбнитесь друг другу. Опустите ладошки.
– Что подарили вы своему соседу? Улыбнитесь еще раз, чтобы наш сегодняшний день,
класс наполнился светом, радостью, счастьем
II.
Актуализация
опорных
знаний.
1. Проверка
домашнего
задания.
2. Речевая
разминка
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
Сравнение отношения к школе Филипка (Л. Н. Толстой. «Филипок») и Артема
позволяет понять, что Артем гораздо младше Филипка, который уже оторвался от
матери и устремился к миру.
– Нежелание Артема учиться связано не с капризом или нерадивостью, а с чувством
глубокой привязанности к матери, боязнью разлучиться с ней, потерять ее. Артем еще
слишком мал. Он боится разорвать изначальную эмоциональную связь с матерью,
хочет остаться под крылом материнской защиты и опеки.
Боясь огорчить мать, из любви к ней Артем идет в школу; так рождается новое
качество человека – мужество. И это очень важная мысль рассказа. Поведение
Артема полностью определяется его любовью к матери, более того, через призму
этого чувства преломляется, оценивается, воспринимается весь мир.
– С каким другим рассказом можно сравнить рассказ А. Платонова? (С рассказом
Л. Толстого «Филипок».)
– Когда жил Филипок, а когда – Артем? (Филипок жил в XIX веке в царской России,
а Артем – в XX веке в СССР в послевоенное время.)
– Чем отличается отношение мальчиков к школе?
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное
произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание
читаемого текста.
– Прочитайте скороговорку по слогам.
– Прочитайте сердито.
– Прочитайте с удивлением.
– Прочитайте скороговоркой 3 раза.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки
Продолжение табл.
3
4
карандашей, ластика,
указки). Определяют
самоготовность
(«настроен ли я слушать
учителя, воспринимать
материал урока»)
Отвечают на вопросы
учителя. Рассказывают
о выполненной работе
дома. Читают на оценку
Выполняют речевую
зарядку. Отвечают на
вопросы учителя по
речевой разминке
левой
установкой,
принимают и
сохраняют
организационн
ые задачи
Выдвигают
гипотезу
и
обосновывают
ее.
Осуществляют
актуализацию
личного
жизненного
опыта. Умеют
слушать в
соответствии
с целевой
установкой.
Принимают
и сохраняют
учебную цель и
задачу.
Дополняют,
уточняют
высказанные
мнения по
существу
полученного
задания

1
2
Продолжение табл.
3
4
держками из текста
произведения
– Удалось ли кому­нибудь сделать какое­то открытие?
– Случалось ли вам переживать то же самое, что и герою?
– Что изменилось в вашем состоянии после чтения?
– Что означает строчка: «Стало Артему 7 лет». Какое событие в жизни каждого
ребенка происходит? (Артем пошел в школу.)
– Объясните слова мамы Артема: «Ты по мне не скучай. Она вместо меня будет».
(Учительница будет как мама.)
– Как зовут учительницу? (Аполлинария Николаевна.)
– Найдите место в тексте, где впервые встречается Артем с учительницей. («И пахло
от нее теплым хлебом и сухою травою».)
– С чьим образом сравнивает учительницу? (С образом матери.)
– Что общего у маленьких героев А. Платонова? (Любознательность, возраст,
жители села, любовь к близким.)
– Рассмотрите иллюстрацию в книге. Кого изобразил художник?
– Кого из героев вам хотелось сыграть?
– Каким голосом и как разговаривает этот герой с другими?
– С помощью каких слов вы представили себе внешность и характер героев? Найдите
в тексте и прочитайте.
– Какие чувства испытывал герой по дороге в школу?
– Подчеркните в тексте слова, которые помогли определить состояние чувства героя.
– Почему он заплакал, чего испугался?
– Как Аполлинария Николаевна сделала так, что мальчик сам захотел учиться?
– Почему учительница поступила именно так?
– Чему же учит Платонов в своих рассказах? (Любить и знать природу. Любить
Родину (род, землю, на которой живем). Труд – всему основа. Уважать и любить
стариков. Любить мать. Уважать учителя. Быть смелым, самостоятельным,
любознательным. Быть добрым к людям.)
VI. Работа
в группах.
Подбор
пословиц
Проводит групповую работу.
– В наш кузовок вы должны положить пословицы, которые относятся к рассказу
А. Платонова «Еще мама». Соотнесите начало и конец пословицы.
Работают в группах.
Выбирают пословицы
точку зрения.
Осуществляют
анализ с целью
нахождения
соответствия
заданному
эталону.
Формулируют
свое мнение
и позицию.
Строят
монологически
е
высказывания.
Адекватно
используют
речевые
средства для
решения
различных
коммуникатив
ных задач.
Делают
выводы,
извлекают
информацию
из различных
источников
Принимают
и сохраняют
учебную цель

Елена Васильева

Елена Анатольевна ВАСИЛЬЕВА - учитель русского языка и литературы средней школы № 117 ЮЗАО г. Москвы, кандидат педагогических наук.

Читаем рассказ Андрея Платонова «Ещё мама»

Рассказ «Ещё мама» изучается в начальной школе, а программа под редакцией Г.И. Беленького рекомендует его для самостоятельного чтения в 5-м классе. Я также предлагаю прочесть рассказ «Ещё мама» именно в 5-м классе, причём рассмотреть его в аспекте социализации личности. Образ Артёма, впервые вышедшего изпод опеки матери, важен для уяснения пути становления личности от маленького Никиты («Никита»), познающего мир, до Васи Рубцова - “полного человека” («Корова»).

Платоновский герой открывает для себя горизонт всех людей, отправляясь “первый раз в первый класс”. Чтобы понять авторский замысел, мы сопоставляем героев рассказов «Ещё мама» и «Никита», опираясь на мысль о едином контексте произведений писателя.

В рассказе раскрывается важный в художественной системе писателя образ матери. Начав работу над ним при изучении рассказа «Ещё мама», мы вернёмся к этому образу в 6-м классе (рассказ «Корова»), а также в 8-м классе (рассказ «Житейское дело»). Для выявления особенностей стиля А.Платонова предлагаем сопоставить рассказы «Ещё мама» А.Платонова и «Филипок» Л.Н. Толстого, а также вспомнить изученный в начальной школе рассказ А.Платонова «Сухой хлеб».

Б еседу на уроке начинаем с выяснения первоначального впечатления о рассказе.

Понравился ли вам рассказ?

Какова основная мысль произведения?

Почему рассказ называется «Ещё мама»?

Что общего и в чём различие между Артёмом и Никитой, Артёмом и Филипком?

Учащимся произведение писателя нравится. Смысл названия рассказа пятиклассники видят во встрече Артёма с учительницей Аполлинарией Николаевной, ставшей для Артёма “ещё мамой”. Это событие они считают главным в произведении. Говоря о героях А.Платонова Никите и Артёме, ученики отмечают богатую фантазию мальчиков, которая разыгрывается, когда герои остаются одни.

От первоначального впечатления движемся к постижению идей произведения, особенностей стиля писателя. Рассказ «Ещё мама», несмотря на малый объём, довольно глубок по содержанию, по тем проблемам, которые затрагиваются в нем. Рассматривать их начнём с ответов на вопросы.

Какое событие изображает писатель в рассказе?

Как воспринимает школу Артём? Почему он не хочет идти в школу?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем учащимся прочитать по ролям диалог Артёма с матерью. Главная цель работы с диалогом - помочь пятиклассникам проникнуть в психологию героев, вызвать интерес к проблеме, затронутой в произведении.

Прежде чем учащиеся приступят к чтению по ролям, им предстоит определить границы диалога, его основную мысль, выбрать исполнителейчтецов, обменяться мнениями о героях. Но самое главное для школьников в подготовительной работе - составить своего рода “партитуру” чувств героев в каждый из моментов разговора, дополнив пояснениями реплики матери и сына в диалоге. В результате школьниками создаётся инсценировка одной из частей рассказа. Работа направляется следующими вопросами.

Почему мать соглашается с заявлением сына, что он в школу ходить не будет? В какой момент мягкая рука матери стала твёрдой? Что этой деталью подчёркивает А.Платонов в характере матери?

Почему Артём изменил своё решение и пошёл в школу?

С какой целью Артём говорит с матерью о смерти?

“- Нет, она за тебя не будет, - тихо произнёс Артём. - Она чужая”. Как воспринимает мир герой?

Замените нейтрально окрашенное слово “сказал” на слова с экспрессивной окраской. В какой тональности происходит диалог героев?

Разговор Артёма и матери при всей внешней незначительности исполнен чувства любви. Мать, не желая преждевременно травмировать сына, мягко соглашается с его заявлением, что он в школу ходить не будет. Однако, когда приходит время, она с твёрдостью ведёт сына в школу. Сын покорно соглашается идти, не желая обидеть мать. По дороге Артём серьёзно, как взрослый, наказывает матери, чтобы она не умерла, пока он будет учиться. Эти слова мальчика, который боится неизвестной и таинственной школы, имеют двоякий смысл: они одновременно выражают трогательную заботу сына о матери и скрывают в себе уловку и хитрость: а вдруг мать сжалится и не поведёт в школу. И конечно же, слова Артёма вызывают у матери улыбку.

П осле такой предварительной работы чтение по ролям достигает своей цели. Школьники понимают, что писателя волнуют проблемы глубоко человеческие. Нежелание Артёма учиться связано не с капризом или нерадивостью, а с чувством глубокой привязанности к матери, боязнью разлучиться с ней, потерять её. Артём ещё слишком мал. Он боится разорвать изначальную эмоциональную связь с матерью, хочет остаться под крылом материнской защиты и опеки. Сравнение отношения к школе Филипка (Л.Н. Толстой. «Филипок») и Артёма позволяет понять, что Артём гораздо младше Филипка, который уже оторвался от матери и устремился к миру.

Боясь огорчить мать, из любви к ней Артём идёт в школу; так рождается новое качество человека - мужество. И это очень важная мысль рассказа. Поведение Артёма полностью определяется его любовью к матери, более того, через призму этого чувства преломляется, оценивается, воспринимается весь мир.

Продолжением беседы может стать слово учителя . Цель его - показать автобиографическую основу произведения. Необходимо обратить внимание учащихся на своеобразие детских образов писателя. Сочувствие и сострадание к чужой беде, чужому горю, переживаемому как собственное, свойственно героям А.Платонова. Особенно остро воспринимают мир дети. В изображении писателя дети - это какие­то маленькие взрослые, серьёзные и озабоченные, постоянно думающие о том, как облегчить тяжёлую жизнь не только своих близких - отца, матери, братьев и сестёр, но и дальних, “чужих людей” («Сухой хлеб», «Корова», «Ещё мама»).

Истоки такого родственного отношения к людям лежат в тяжёлом трудовом детстве писателя.

А.Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало его до окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры). Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А.Платонов через всю жизнь.

Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница - Аполлинария Николаевна. “Потом наступило для меня время ученья - отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве, зверю”. Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А.Платонова «Ещё мама».

А нализ рассказа продолжается выявлением основных сюжетных элементов (экспозиции, завязки, кульминации и развязки), составлением плана произведения.

Беседа по эпизодам произведения позволяет учащимся понять замысел автора. Завязкой произведения является самостоятельный путь героя в школу, кульминацией произведения - эпизод спасения от быка и развязкой - разговор с матерью.

План рассказа «Ещё мама» отражает его основные сюжетные элементы.

1. Разговор Артёма с матерью.

2. Путь в школу.

3. Учёба в школе.

4. Разговор с матерью.

Однако третий пункт требует уточнения: составляем с учащимися сложный план. Учёба в школе делится на следующие эпизоды:

а) разговор умных детей во дворе школы;

б) знакомство с учительницей;

в) первый урок;

г) материнская забота Аполлинарии Николаевны об Артёме;

д) урок чистописания;

е) спасение от быка;

ж) знакомство со старикомпогонщиком;

з) “Вся наша родина - ещё мама тебе”.

Анализ произведения идёт по следующим вопросам.

Кого встречает Артём по дороге в школу? Почему он принимает Жучку за волка, а гусей за орлов? Чем можно объяснить страхи героя и враждебность окружающего мира?

Почему Артём, услышав разговор детей во дворе школы, хотел уйти домой?

Как учительница Аполлинария Николаевна отнеслась к Артёму?

Как ведёт себя Артём в школе?

О чём думает Артём на уроке? Как эти мысли мальчика характеризуют его?

Как Аполлинария Николаевна смогла заинтересовать мальчика учёбой?

В какой момент появляется бык, а затем старик погонщик?

Как ведёт себя учительница в эпизоде с быком?

Какой из эпизодов (эпизод с быком или эпизод со стариком погонщиком) можно считать кульминацией рассказа? Что эта ситуация помогла понять Артёму?

Почему изменилось отношение Артёма к учёбе, к школе?

В диалоге Артёма с матерью в начале рассказа звучит слово “скучать”, в конце произведения в диалоге с матерью Артём говорит, что учительница соскучилась о нём. Какой смысл вкладывает автор в слово “скучать”?

Как Артём относится к матери? К окружающим людям?

- “Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию” (А.Платонов). Как эта мысль писателя подтверждается в рассказе?

Кто “ещё мама” Артёму? В чём смысл названия рассказа?

Какой художественный приём лежит в основе произведения? Какова идея рассказа?

Н а уроке ведётся работа над портретом учительницы. Ведущими приёмами работы становятся “собирание” “рассредоточенного портрета” (выборочное чтение); сравнение (психологических портретов героини); работа со средствами выразительности. Можно задать ребятам следующие вопросы.

Какой видит учительницу Артём? Что он отмечает в её взгляде? Что помогло Артёму увидеть “ещё маму” в учительнице? Проследите, как Аполлинария Николаевна превращается в “ещё маму”. С помощью каких приёмов рисует А.Платонов это превращение?

Что Артём считает “своим”, а что “чужим”?

Какую роль играют в произведении запахи? Сравните запахи в рассказах «Никита» и «Ещё мама». Как это сравнение помогает понять отношение автора к героине?

Учащиеся приходят к выводу о том, что в портрете героини А.Платонов выделяет глаза. Внимание к ним не случайно: для писателя важно внутреннее содержание человека. “Глаза её весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела, как маленькая” - такой видит Артём учительницу впервые. Он отмечает её детский взгляд, “как у маленькой”, и это уже располагает Артёма к учительнице.

Необходимо уделить особое внимание фразе: “Незнакомые глаза, близко глядевшие на него, были не сердитые, точно давно знакомые. «Не страшно», - подумал Артём”. В этой фразе показано постепенное превращение учительницы в “ещё маму”. “Незнакомые глаза” становятся “знакомыми” (мамиными), и ребёнок успокаивается, оказавшись с близким человеком, со “своим”, проходит страх, он “прильнул” к груди учительницы, которая несёт его на руках, как мать. Как мать, “радующимися глазами” следит Аполлинария Николаевна и за успехами Артёма.

Для создания портретов героини автор использует сравнения (“как маленькая”, “точно давно знакомая”): ведь портреты героини даны через восприятие маленького Артёма, который постоянно сравнивает учительницу с матерью и делает вывод: “Не страшно, - значит, своя”.

Для героя рассказа «Ещё мама» “весь мир” пока ограничен тесными рамками семейного круга, где живут его отец и мать, дедушка и бабушка, братья и сёстры, а также домом как обжитым, освоенным пространством. Вокруг этого знакомого, “своего” простирается таинственный мир других, “чужих” людей, существ и предметов. “Весь мир” воспринимается, оценивается, рассматривается через оппозицию “своё - чужое”, “родное - неродное”, “знакомое - незнакомое”, “хорошее - нехорошее”. Всё то, что обступило со всех сторон родной дом, сад, двор и огород, вызывает тревогу, внушает страх. Создав в экспозиции рассказа остродраматическую ситуацию, А.Платонов шаг за шагом показывает, как ребёнок, воспринимающий мир через оппозицию “своё - чужое”, постепенно убеждается в том, что там, где он предполагал встретить враждебное отношение к себе со стороны “чужих”, наоборот, встречает доброе, материнское. Путём снятия противопо­ставления “своё - чужое” писатель от эпизода к эпизоду приводит героя к мысли, что такой оппозиции нет, что есть одна пара тождественных понятий “своё - своё”.

Запахи играют важную роль в художественной системе писателя. С их помощью он часто создаёт портреты героев. Чтобы понять позицию автора, мы предлагаем учащимся сопоставить запахи в произведениях «Ещё мама» и «Никита».

Когда Артём впервые встречается с Аполлинарией Николаевной, она берёт его на руки, и мальчик ощущает, что “пахло от неё” так же, как и от матери, “тёплым хлебом и сухой травой” (курсив здесь и далее наш. - Е.В. ). Во второй раз, опять на руках у учительницы, Артём “почуствовал тот же тихий и добрый запах, который он чувствовал возле матери”. В рассказе «Никита» мальчик ощущает запах отца: “От солдата пахло теплом , чем-­то добрым и смирным, хлебом и землёй” , - и успокаивается, подобно маленькому Артёму. Хлеб, земля, мать, отец - Платонов ставит эти понятия в один ряд, ибо без этого не может жить человек.

Сопоставьте путь в школу Филипка и Артёма. Для чего писатели вводят в произведения преграды на пути в школу и реалии деревенского быта?

Какова форма повествования в рассказе А.Платонова «Ещё мама» и Л.Н. Толстого «Филипок»? Как форма повествования раскрывает замысел авторов?

А.Платонов, изображая путь героя в школу, преследует иную цель, нежели Л.Н. Толстой. Л.Н. Толстой рисует реалии деревенского быта и преграды на пути Филипка в школу для того, чтобы изобразить волю героя, стремление к знаниям, высокие духовные задатки, заложенные в душе русского человека. А.Платонов изображает во всей полноте и достоверности внутренний мир героя. Этой цели служат и формы речевой организации произведений. В «Филипке» повествование ведётся от третьего лица. В рассказе «Ещё мама» повествование движет диалог, в котором самораскрывается герой. Повествователь проявляется в ремарках, в основном нейтральных по своему содержанию (сказал - ответил ), и во внесюжетных элементах (портретах, интерьере), которые даны глазами мальчика Артёма.

Работая над речевой организацией произведения, анализируем образ героя, кроме того, учащиеся закрепляют навык работы с несобственнопрямой речью в произведении, полученный при изучении рассказа «Никита».

Проследите за речью героя в произведении. Как речь Артёма характеризует его? Выделите в речи героя “сигналы разговорности” (Сиротинина О. С. 160–163). О чём говорят они? Каков внутренний мир героя?

- “Артём не слушал, что говорила учительница на уроке. Он смотрел на далёкое белое облако, оно плыло по небу туда, где жила его мама в родной их избушке. А жива ли она? Не померла ли отчего-нибудь - вот бабушка Дарья весною враз померла, не чаяли, не гадали. А может быть, изба без него загорелась, ведь Артём давно из дому ушёл, мало ли что бывает”. От какого лица ведётся повествование в этом отрывке? Каким чувством проникнуты мысли героя? Что они раскрывают в характере мальчика? Докажите, что это мысли именно Артёма. Обратите внимание на разговорную лексику. О чём говорит она?

А нализ речевой организации позволяет выделить основное чувство ребёнка - чувство любви к матери, через образ которой он пытается осмыслить и аккумулировать всё многообразие мира.

В чувстве любви к матери, по мысли Платонова, лежат истоки одухотворённости человека. Маленький Никита, превозмогая страх, пытается умилостивить воображаемых змей и защитить мать. Артём, не желая огорчить мать, из любви к ней, преодолевая страх перед “чужими”, идёт в школу. Митя работает в поле в жару один, помогая хлебу расти. На предложение учительницы пойти на экскурсию в лес с ребятами он отвечает: “Я маму всё время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда”. Благо всех людей во имя матери ребёнок ставит выше своего. Преодоление эгоцентризма, свойственного возрасту раннего детства, и выход к горизонту всех людей, осознание “жизни со всеми и для всех”, процесс изменения ребёнка под влиянием матери и отца в “одухотворённую” личность - это движение интересует писателя.

Рост “одухотворённости” в человеке под влиянием матери. Как это происходит? “Мать улыбнулась ему, и от неё, от матери, всё стало вдруг добрым вокруг: сопящие потные волы, серая земля, былинка, дрожащая на жарком ветру, и незнакомый старик, бредущий по меже. Огляделся Митя, и ему показалось, что отовсюду на него смотрят добрые, любящие его глаза, и вздрогнуло его сердце от радости.

Мама! - воскликнул Митя. - А что мне надо делать? А то я тебя люблю!” («Сухой хлеб»). Заботливое отношение к миру рождается из любви и заботы матери.

“Артём поднял жука, положил его на лопух.

Это ты на меня из ветра упал. Живи теперь, живи скорее, а то зима настанет”. Из этих строк заботливого отношения ко всему живому вырастает образ Васи Рубцова («Корова»). Эти строки служат своеобразной перекличкой между образами героев.

Внимательное отношение к миру, выросшее из чувства материнской любви, раздвигает горизонт маленького человека. В центре внимания автора - изображение сложного процесса социализации человека. А.Платонов показывает, как человек в напряжённой борьбе со своим возрастным эгоцентризмом тяжело и трудно преодолевает психологические барьеры, переосмысливает и себя, и своё место в мире. Мы видим, как герой, “вступая в жизнь”, впервые выходит изпод опеки и покровительства матери, переступает границу семейного пространства и входит в большой социальный мир своего народа и родины. Перед нами своеобразный акт первоначального приобщения человека к жизни. Это приобщение происходит и через товарищей по обучению, и через усвоение родного языка, и через “ещё маму” - духовную наставницуучительницу. Весь неторопливый и внимательный к мельчайшим подробностям ход повествования и рассказе представляет собой постепенную реализацию простого и ёмкого понятия матери: от родной матери к “ещё маме” - учительнице, а затем и ко всеобщей матери - родине.

“- А ещё у меня есть мама? - спросил Артём.- Далеко­далеко, где­нибудь?

Есть, - ответила учительница. - Их много у тебя.

А зачем много?

А затем, чтобы тебя бык не забодал. Вся наша родина - ещё мама тебе”.

Особенно ярко тема пути “от горизонта одного к горизонту всех людей” прозвучала в одном из заключительных эпизодов рассказа.

“В классную комнату вошёл старик с кнутом, запылённый землёй; он поклонился и сказал:

Здравствуйте, хозяева! А что, нету ли кваску испить либо воды. Дорога сухая была...

А вы кто, вы чьи? - спросила Аполлинария Николаевна.

Мы дальние, - ответил старик. - Мы скрозь идём вперёд, мы племенных быков по плану гоним. Слышите, как они нутром гудят. Звери лютые!

Они вот детей могут изувечить, ваши быки! - сказала Аполлинария Николаевна.

Ещё чего! - обиделся старик. - А я-то где? Детей я уберегу!”

Старик табунщик, прямо из необозримых просторов России шагнувший в школу напиться, угощает родного маленького человека яблоком. Для героя рассказа это яблоко - огромное чудо, величайшее свидетельство любви к нему не только родной матери и “ещё мамы”, но и всех людей его родины, которых Артём раньше не знал и боялся. Так в рассказе «Ещё мама» Андрей Платонов изображает первоначальную встречу человека с родиной.

В процессе этого познания мира, приобщения к народу, человек раскрывается как одухотворённая личность в “жизни со всеми и для всех”.

Литература

Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе: 5 класс. М., 2004.

Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи: Пособие для учителя. М., 1996.

— А я, когда вырасту, я в школу ходить не буду! — сказал Артем своей матери, Евдокии Алексеевне. — Правда, мама? — Правда, правда, — ответила мать. — Чего тебе ходить! — Чего мне ходить? Нечего! А то я пойду, а ты заскучаешь по мне. Не надо лучше! — Не надо, — сказала мать, — не надо! А когда прошло лето и стало Артему семь лет от роду, Евдокия Алексеевна взяла сына за руку и повела его в школу. Артем хотел было уйти от матери, да не мог вынуть свою руку из ее руки; рука у матери теперь была твердая, а прежде была мягкая. — Ну что ж! — сказал Артем. — Зато я домой скоро приду! Правда, скоро? — Скоро, скоро, — ответила мать. — Поучишься чуть-чуть и домой пойдешь. — Я чуть-чуть, — соглашался Артем. — А ты по мне дома не скучай! — Не буду, сынок, я не буду скучать. — Нет, ты немножко скучай, — сказал Артем. — Так лучше тебе будет, — а то что! А игрушки из угла убирать не надо: я приду и сразу буду играть, я бегом домой прибегу. — А я тебя ждать буду, — сказала мать, — я тебе оладьев нынче испеку. — Ты будешь ждать меня? — обрадовался Артем. — Тебе ждать не дождаться! Эх, горе тебе! А ты не плачь по мне, ты не бойся и не умри смотри, а меня дожидайся! — Да уж ладно! — засмеялась мать Артема. — Уж дождусь тебя, милый мой, авось не помру! — Ты дыши и терпи, тогда не помрешь, — сказал Артем. — Гляди, как я дышу, так и ты. Мать вздохнула, остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая большая рубленая школа, ее целое лето строили, а за школой начинался темный лиственный лес. До школы отсюда еще было далеко, до нее протянулся долгий порядок домов, дворов десять или одиннадцать. — А теперь ступай один, — сказала мать. — Привыкай один ходить. Школу-то видишь? — А то будто! Вон она! — Ну иди, иди, Артемушка, иди один. Учительницу там слушайся, она тебе вместо меня будет. Артем задумался. — Нету, она за тебя не будет, — тихо произнес Артем, — она чужая. — Привыкнешь, Аполлинария Николаевна тебе как родная будет. Ну, иди! Мать поцеловала Артема в лоб, и он пошел далее один. Отошедши далеко, он оглянулся на мать. Мать стояла на месте и смотрела на него. Артему хотелось заплакать по матери и вернуться к ней, но он опять пошел вперед, чтобы мать не обиделась на него. А матери тоже хотелось догнать Артема, взять его за руку и вернуться с ним домой, но она только вздохнула и пошла домой одна. Вскоре Артем снова обернулся, чтобы поглядеть на мать, однако ее уже не было видно. И пошел он опять один и заплакал. Тут гусак вытянул шею из-за изгороди, крякнул и защемил клювом штанину у Артема, а заодно захватил и живую кожу на его ноге. Артем рванулся прочь и спасся от гусака. «Это страшные дикие птицы, — решил Артем, — они живут вместе с орлами!» На другом дворе были открыты ворота. Артем увидел лохматое животное с приставшими к нему репьями; животное стояло к Артему хвостом, но все равно оно было сердитое и видело его. «Ктой-то это? — подумал Артем. — Волк, что ли?» Артем оглянулся в ту сторону, куда ушла его мать, — не видать ли ее там, а то этот волк побежит туда. Матери не было видно, она уже дома, должно быть, — это хорошо, волк ее не съест. Вдруг лохматое животное повернуло голову и молча оскалило на Артема пасть с зубами. Артем узнал собаку Жучку. — Жучка, это ты? — Р-р-р! — ответила собака-волк. — Тронь только! — сказал Артем. — Ты только тронь! Ты знаешь, что тебе тогда будет? Я в школу иду. Вон она — виднеется! — Ммм, — смирно произнесла Жучка и шевельнула хвостом. — Эх, далече еще до школы! — вздохнул Артем и пошел дальше. Кто-то враз и больно ударил Артема по щеке, словно вонзился в нее, и тут же вышел вон обратно. — Это ктой-то еще? — напугался было Артем. — Ты чего дерешься, а то я тебе тоже... Мне в школу надо. Я ученик — ты видишь! Он поглядел вокруг, а никого не было, один ветер шумел павшими листьями. — Спрятался? — сказал Артем. — Покажись только! На земле лежал толстый жук. Артем поднял его, потом положил на лопух. — Это ты на меня из ветра упал. Живи теперь, живи скорее, а то зима настанет! Сказавши так, Артем побежал в школу, чтобы не опоздать. Сначала он бежал по тропинке возле плетня, да оттуда какой-то зверь дыхнул на него горячим духом и сказал: «Ффур-фурчи!» — Не трожь меня: мне некогда! — ответил Артем и выбежал на середину улицы. На дворе школы сидели ребята. Их Артем не знал, они пришли из другой деревни, должно быть, они учились давно и были все умные, потому что Артем не понимал, что они говорили. — А ты знаешь жирный шрифт? Ого! — сказал мальчик из другой деревни. А еще двое говорили: — Нам хоботковых насекомых Афанасий Петрович показывал! — А мы их прошли уже. Мы птиц учили до кишок! — Вы до кишок только, а мы всех птиц до перелета проходили. «А я ничего не знаю, — подумал Артем, — я только маму люблю! Убегу я домой!» Зазвенел звонок. На крыльцо школы вышла учительница Аполлинария Николаевна и сказала, когда отзвенел звонок: — Здравствуйте, дети! Идите сюда, идите ко мне. Все ребята пошли в школу, один Артем остался во дворе. Аполлинария Николаевна подошла к нему: — А ты чего? Оробел, что ли? — Я к маме хочу, — сказал Артем и закрыл лицо рукавом. — Отведи меня скорее ко двору. — Нет уж, нет! — ответила учительница. — В школе я тебе мама! Она взяла Артема под мышки, подняла к себе на руки и понесла. Артем исподволь поглядел на учительницу: ишь ты, какая она была, — она была лицом белая, добрая, глаза ее весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела в игру, как маленькая. И пахло от нее так же, как от матери, теплым хлебом и сухою травой. В классе Аполлинария Николаевна хотела было посадить Артема за парту, но он в страхе прижался к ней и не сошел с рук. Аполлинария Николаевна села за стол и стала учить детей, а Артема оставила у себя на коленях. — Эк ты, селезень толстый какой на коленях сидит! — сказал один мальчик. — Я не толстый! — ответил Артем. — Это меня орел укусил, я раненый. Он сошел с коленей учительницы и сел за парту. — Где? — спросила учительница. — Где твоя рана? Покажи-ка ее, покажи! — А вот тута! — Артем показал ногу, где гусак его защемил. Учительница оглядела ногу. — До конца урока доживешь? — Доживу, — обещал Артем. Артем не слушал, что говорила учительница на уроке. Он смотрел в окно на далекое белое облако; оно плыло по небу туда, где жила его мама в родной их избушке. А жива ли она? Не померла ли от чего-нибудь, — вот бабушка Дарья весною враз померла — не чаяли не гадали. А может быть, изба их без него загорелась, ведь Артем давно из дома ушел, мало ли что бывает. Учительница видела тревогу мальчика и спросила у него: — А ты чего, Федотов Артем, — ты чего думаешь сейчас? Почему ты меня не слушаешь? — Я пожара боюсь, наш дом сгорит. — Не сгорит. В колхозе народ смотрит, он потушит огонь. — Без меня потушат? — спросил Артем. — Без тебя управятся. После урока Артем первым побежал домой. — Подожди, подожди, — сказала Аполлинария Николаевна. — Вернись назад, ты ведь раненый. А ребята сказали: — Эк, какой, — инвалид, а бегает! Артем остановился в дверях, учительница подошла к нему, взяла его за руку и повела с собою. Она жила в комнатах при школе, только с другого крыльца. В комнатах у Аполлинарии Николаевны пахло цветами, тихо звенела посуда в шкафу, и всюду было убрано чисто — хорошо. Аполлинария Николаевна посадила Артема на стул, обмыла его ногу теплой водой из таза и перевязала красное пятнышко — щипок гусака — белою марлей. — А мама твоя будет горевать! — сказала Аполлинария Николаевна. — Вот горевать будет! — Не будет! — ответил Артем. — Она оладьи печет! — Нет, будет. Эх, скажет, зачем Артем в школу нынче ходил? Ничего он там не узнал, а пошел учиться — значит, он маму обманул, значит, он меня не любит, скажет она и сама заплачет. — И правда! — испугался Артем. — Правда. Давай сейчас учиться. — Чуть-чуть только, — сказал Артем. — Ладно уж: чуть-чуть, — согласилась учительница. — Ну, иди сюда, раненый. Она подняла его к себе на руки и понесла в класс. Артем боялся упасть и прильнул к учительнице. Снова он почувствовал тот же тихий и добрый запах, который он чувствовал возле матери, а незнакомые глаза, близко глядевшие на него, были несердитые, точно давно знакомые. «Не страшно», — подумал Артем. В классе Аполлинария Николаевна написала на доске одно слово и сказала: — Так пишется слово «мама». — И велела писать эти буквы в тетрадь. — А это про мою маму? — спросил Артем. — Про твою. Тогда Артем старательно начал рисовать такие же буквы в своей тетради, что и на доске. Он старался, а рука его не слушалась; он ей подговаривал, как надо писать, а рука гуляла сама по себе и писала каракули, не похожие на маму. Осерчавши, Артем писал снова и снова четыре буквы, изображающие «маму», а учительница не сводила с него своих радующихся глаз. — Ты молодец! — сказала Аполлинария Николаевна. Она увидела, что теперь Артем сумел написать буквы хорошо и ровно. — Еще учи! — попросил Артем. — Какая это буква: вот такая — ручки в бочки? — Это Ф, — сказала Аполлинария Николаевна. — А жирный шрифт — что? — А это такие вот толстые буквы. — Кормлёные? — спросил Артем. — Больше не будешь учить — нечему? — Как так — «нечему»? Ишь ты какой! — сказала учительница. — Пиши еще! Она написала на доске: «Родина». Артем стал было переписывать слово в тетрадь, да вдруг замер и прислушался. На улице кто-то сказал страшным заунывным голосом: «У-у!», — а потом еще раздалось откуда-то, как из-под земли: «Н-н-н!». И Артем увидел в окне черную голову быка. Бык глянул на Артема одним кровавым глазом и пошел к школе. — Мама! — закричал Артем. Учительница схватила мальчика и прижала его к своей груди. — Не бойся! — сказала она. — Не бойся, маленький мой. Я тебя не дам ему, он тебя не тронет. — У-у-у! — прогудел бык. Артем обхватил руками шею Аполлинарии Николаевны, а она положила ему свою руку на голову. — Я прогоню быка. Артем не поверил. — Да. А ты не мама! — Мама... Сейчас я тебе мама! — Ты еще мама? Там мама, а ты еще, ты тут. — Я еще. Я тебе еще мама! В классную комнату вошел старик с кнутом, запыленный землей; он поклонился и сказал: — Здравствуйте, хозяева! А что, нету ли кваску испить либо воды? Дорога сухая была... — А вы кто, вы чьи? — спросила Аполлинария Николаевна. — Мы дальние, — ответил старик. — Мы скрозь идем вперед, мы племенных быков по плану гоним. Слышите, как они нутром гудят? Звери лютые! — Они вот детей могут изувечить, ваши быки! — сказала Аполлинария Николаевна. — Еще чего! — обиделся старик. — А я-то где? Детей я уберегу! Старик пастух напился из бака кипяченой воды — он полбака выпил, — вынул из своей сумки красное яблочко, дал его Артему. «Ешь, — сказал, — точи зубы» — и ушел. — А еще у меня есть еще мамы? — спросил Артем. — Далеко-далеко где-нибудь? — Есть, — ответила учительница. — Их много у тебя. — А зачем много? — А затем, чтоб тебя бык не забодал. Вся наша Родина — еще мама тебе. Вскоре Артем пошел домой, а на другое утро он спозаранку собрался в школу. — Куда ты? Рано еще, — сказала мать. — Да, а там учительница Аполлинария Николаевна! — ответил Артем. — Ну что ж, что учительница. Она добрая. — Она, должно, уже соскучилась, — сказал Артем. — Мне пора. Мать наклонилась к сыну и поцеловала его на дорогу. — Ну иди, иди помаленьку. Учись там и расти большой.

Платонов Андрей

Андрей Платонов

А я, когда вырасту, я в школу ходить не буду! - сказал Артем своей матери, Евдокии Алексеевне. - Правда, мама?

Правда, правда, - ответила мать. - Чего тебе ходить!

Чего мне ходить? Ничего! А то я пойду, а ты заскучаешь по мне. Не надо лучше!

Не надо, - сказала мать, - не надо!

А когда прошло лето и стало Артему семь лет от роду, Евдокия Алексеевна взяла сына за руку и повела его в школу. Артем хотел было уйти от матери, да не мог вынуть свою руку из ее руки; рука у матери теперь была твердая, а прежде была мягкая.

Ну что ж! - сказал Артем. - Зато я домой скоро приду! Правда, скоро?

Скоро, скоро, - ответила мать. - Поучишься чуть-чуть и домой пойдешь.

Я чуть-чуть, - соглашался Артем. - А ты по мне дома не скучай!

Не буду, сынок, я не буду скучать.

Нет, ты немножко скучай, - сказал Артем. - Так лучше тебе будет, а то что! А игрушки из угла убирать не надо: я приду и сразу буду играть, я бегом домой прибегу.

А я тебя ждать буду, - сказала мать, - я тебе оладьев нынче испеку.

Ты будешь ждать меня? - обрадовался Артем. - Тебе ждать не дождаться! Эх, горе тебе! А ты не плачь по мне, ты не бойся и не умри смотри, а меня дожидайся!

Да уж ладно! - засмеялась мать Артема. -Уж дождусь тебя, милый мой, авось не помру!

Ты дыши и терпи, тогда не помрешь, - сказал Артем. - Гляди, как я дышу, так и ты.

Мать вздохнула, остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая большая рубленая школа - ее целое лето строили, - а за школой начинался темный лиственный лес. До школы отсюда еще было далеко, до нее протянулся долгий порядок домов - дворов десять или одиннадцать.

А теперь ступай один, - сказала мать. - Привыкай один ходить. Школу-то видишь?

А то будто! Вон она!

Ну иди, иди, Артемушка, иди один. Учительницу там слушайся, она тебе вместо меня будет.

Артем задумался.

Нету, она за тебя не будет, - тихо произнес Артем, - она чужая.

Привыкнешь, Аполлинария Николаевна тебе как родная будет. Ну, иди!

Мать поцеловала Артема в лоб, и он пошел далее один.

Отошедши далеко, он оглянулся на мать. Мать стояла на месте и смотрела на него. Артему хотелось заплакать по матери и вернуться к ней, но он опять пошел вперед, чтобы мать не обиделась на него. А матери тоже хотелось догнать Артема, взять его за руку и вернуться с ним домой, но она только вздохнула и пошла домой одна.

Вскоре Артем снова обернулся, чтобы поглядеть на мать, однако ее уже не было видно.

И пошел он опять один и заплакал. Тут гусак вытянул шею из-за изгороди, крякнул и защемил клювом штанину у Артема, а заодно захватил и живую кожу на его ноге. Артем рванулся прочь и спасся от гусака. "Это страшные дикие птицы, - решил Артем, - они живут вместе с орлами".

На другом дворе были открыты ворота. Артем увидел лохматое животное с приставшими к нему репьями, животное стояло к Артему хвостом, но все равно оно было сердитое и видело его.

"Ктой-то это? - подумал Артем. - Волк, что ли?" Артем оглянулся в ту сторону, куда ушла его мать, - и не видать ли ее там, а то этот волк побежит туда. Матери не было видно, она уже дома, должно быть, это хорошо, волк ее не съест. Вдруг лохматое животное повернуло голову и молча оскалило на Артема пасть с зубами.

Артем узнал собаку Жучку.

Жучка, это ты?

Р-р-р! - ответила собака-волк.

Тронь только! - сказал Артем. - Ты только тронь! Ты знаешь, что тебе тогда будет? Я в школу иду. Вон она виднеется!

Ммм, - смирно произнесла Жучка и

шевельнула хвостом.

Эх, далече еще до школы! - вздохнул Артем и пошел дальше.

Кто-то враз и больно ударил Артема по щеке, словно вонзился в нее, и тут же вышел вон обратно.

Это ктой-то еще? - напугался было Артем. - Ты чего дерешься, а то я тебе тоже... Мне в школу надо. Я ученик - ты видишь!

Он поглядел вокруг, а никого не было, один ветер шумел павшими листьями.

Спрятался? - сказал Артем. - Покажись только!

На земле лежал толстый жук. Артем поднял его, потом положил на лопух.

Это ты на меня из ветра упал. Живи теперь, живи скорее, а то зима настанет.

Сказавши так, Артем побежал в школу, чтобы не опоздать. Сначала он бежал по тропинке возле плетня, да оттуда какой-то зверь дыхнул на него горячим духом и сказал: "Ффурфурчи!"

Не трожь меня: мне некогда! - ответил Артем и выбежал на середину улицы.

На дворе школы сидели ребята. Их Артем не знал, они пришли из другой деревни, должно быть, они учились давно и были все умные, потому что Артем не понимал, что они говорили.

А ты знаешь жирный шрифт? Ого! - сказал мальчик из другой деревни.

А еще двое говорили:

Нам хоботковых насекомых Афанасий Петрович показывал!

А мы их прошли уже. Мы птиц учили до кишок!

Вы до кишок только, а мы всех птиц до перелёта проходили.

"А я ничего не знаю, - подумал Артем, - я только маму люблю! Убегу я домой!"

Зазвенел звонок. На крыльцо школы вышла учительница Аполлинария Николаевна и сказала, когда отзвенел звонок:

Здравствуйте, дети! Идите сюда, идите ко мне. Все ребята пошли в школу, один Артем остался во дворе.

Аполлинария Николаевна подошла к нему:

А ты чего? Оробел, что ли?

Я к маме хочу, - сказал Артем и закрыл лицо рукавом. - Отведи меня скорее ко двору.

Нет уж, нет! - ответила учительница. - В школе я тебе мама.

Она взяла Артема под мышки, подняла к себе на руки и понесла.

Артем исподволь поглядел на учительницу: ишь ты, какая она была, - она была лицом белая, добрая, глаза ее весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела в игру, как маленькая.И пахло от нее так же, как от матери, теплым хлебом и сухою травой.

В классе Аполлинария Николаевна хотела было посадить Артема за парту, но он в страхе прижался к ней и не сошел с рук. Аполлинария Николаевна села за стол и стала учить детей, а Артема оставила у себя на коленях.

Эк ты, селезень толстый какой на коленях сидит! - сказал один мальчик.

Я не толстый! - ответил Артем. - Это меня орел укусил, я раненый.

Он сошел с коленей учительницы и сел за парту.

Где? - спросила учительница. - Где твоя рана? Покажи-ка ее, покажи!

А вот тута! - Артем показал ногу, где гусак его защемил.

Учительница оглядела ногу.

До конца урока доживешь?

Доживу, - обещал Артем.

Артем не слушал, что говорила учительница на уроке. Он смотрел в окно на далекое белое облако; оно плыло по небу туда, где жила его мама в родной их избушке. А жива ли она? Не померла ли от чего-нибудь - вот бабушка Дарья весною враз померла, не чаяли, не гадали. А может быть, изба их без него загорелась, ведь Артем давно из дому ушел, мало ли что бывает.

Учительница видела тревогу мальчика и спросила у него:

А ты чего, Федотов Артем, ты чего думаешь сейчас? Почему ты меня не слушаешь?

Я пожара боюсь, наш дом сгорит.

Не сгорит. В колхозе народ смотрит, он потушит огонь.

Без меня потушат? - спросил Артем.

Без тебя управятся.

После уроков Артем первым побежал домой.

Подожди, подожди, - сказала Аполлинария Николаевна. - Вернись назад, ты ведь раненый.

А ребята сказали:

Эк, какой - инвалид, а бегает!

Артем остановился в дверях, учительница подошла к нему, взяла его за руку и повела с собою. Она жила в комнатах при школе, только с другого крыльца. В комнатах у Аполлинарии Николаевны пахло цветами, тихо звенела посуда в шкафу, и всюду было убрано чисто, хорошо.

Аполлинария Николаевна посадила Артема на стул, обмыла его ногу теплой водой из таза и перевязала красное пятнышко - щипок гусака - белой марлей.

А мама твоя будет горевать! - сказала Аполлинария Николаевна. - Вот горевать будет!

Не будет! - ответил Артем. - Она оладьи печет!

Нет, будет. Эх, скажет, зачем Артем в школу нынче ходил? Ничего он там не узнал, а пошел учиться - значит, он маму обманул, значит, он меня не любит, скажет она и сама заплачет.



Рассказать друзьям