Народная культура 18 века. Русская культура XVIII века

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Россия 18 век

Культура России 18 века имела ключевое значение в развитии государства. Это столетие просвещения и разума. Так отзывались о нем великие мыслители того времени. Культура России 17-18 века считается расцветом эпохи больших общественно-исторических и идейных сдвигов. Последний также ознаменовался борьбой с религиозными догматами и феодально-монархическими устоями. Культура России в 18 веке выделяется утверждением духа свободолюбия и распространением материалистического мировоззрения. Это наиболее ярко отразилось в литературе, науке, философии. Словом, в представительской деятельности крупнейших писателей, философов и ученых того времени. Речь идет о Радищеве, Ломоносове, Шиллере, Гете, Лессинге, Руссо, Вольтере, Гольбахе, Дидро. Культура России 17-18 века – это знаменательный перелом, с которого начался новый период для государства. Нельзя не принять во внимание трехвековое монгольское завоевание. Из-за него культура России 16-18 века как бы находилась в изоляции. Кроме того, следует отметить влияние православной церкви, которая всеми силами старалась отгородить Русь от "западного" и "еретического". Это также относится и к формам культурного быта, нравам и образованности. Тем не менее, культура России в 18 веке встала на путь общеевропейского развития. Она начала постепенно освобождаться от средневековых оков.

Портреты:

Радищев:

Радищев - писатель, именем которого мы гордимся. Из всех замечательных людей XVIII века он ближе и роднее всех советскому гражданину. Недаром первый памятник, воздвигнутый молодой Советской республикой, был памятник Радищеву. Радищев дорог нам как первый русский революционер, борец против самодержавия и крепостного права, против угнетения человека. Он «вольностьпервый прорицал», - можем мы сказать о нём словами самого Радищева. Начиная с Радищева, русская литература приобретает новое, ценнейшее качество: возникает непосредственная связь передовой художественной литературы с общественно - революционным движением. Радищев был широко образованным человеком. Он имел большие знания в химии, физике, астрономии, минералогии, ботанике, медицине, политической экономии; работал и в области истории, агрономии, теории стиха; знал французский, немецкий, английский, латинский и итальянский языки. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Биография Радищева. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Но самое главное - все свои обширнейшие знания, все силы своего ума, чувства и воли он отдал делу служения родине, борьбе за народную революцию, за свободу и счастье трудового народа.

Ломоносов :

Великий русский ученый, философ, основатель Московского университета. Родился в селе Денисовка Архангельской губернии, в семье помора. В 1731 г. поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию в Москве. В 1735 г. был послан в Петербург в академический университет, а в 1736 г. -в Германию, где учился сначала в Марбургском университете (1736-1739 гг.), а затем во Фрейбурге в Школе горного дела (1739-1741 гг.) у горного советника И. Генкеля. После возвращения в Россию в 1741 г. Ломоносов стал адъюнктом физического класса Академии наук в Петербурге, а в 1745 г - профессором химии. С 1748 г. Ломоносов работал в учрежденной по его инициативе химической лаборатории Академии. До 1748 г Ломоносов занимался преимущественно физическими исследованиями, а в 1748-1757 гг. его работы были посвящены главным образом решению теоретических и экспериментальных вопросов химии. Его труды, относящиеся к математике, физике, химии, наукам о Земле, астрономии, стали рубежом в развитии науки, отграничивающим натурфилософию от экспериментального естествознания. Ломоносов изложил основы атомно-корпускулярного учения, разработал кинетическую теорию теплоты, обосновал необходимость привлечения физики для объяснения явлений химии и предложил для теоретической части химии название «физическая химия», а для практической части - «техническая химия». Он также обратил внимание на основополагающее значение закона сохранения веществ в химических реакциях.

Шиллер :

Родился 10 ноября 1759 г в Марбахе. Выходец из низов немецкого бюргерства: мать - из семьи провинциального пекаря-трактирщика, отец -полковой фельдшер. После учебы в начальной школе и занятий с протестантским пастором Шиллер в 1773 г по приказу герцога Вюртембергского поступил в только что учрежденную военную академию и начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником; в 1775 г академию перевели в Штутгарт, продлили курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, занялся медициной. Окончив курс в 1780 г., он получил в Штутгарте место полкового врача. Еще в академии Шиллер отошел от религиозной и сентиментальной экзальтированности своих ранних литературных опытов, обратился к драматургии и в 1781 г. закончил и опубликовал «Разбойников». В начале следующего года пьеса была поставлена в Мангейме; Шиллер присутствовал на премьере За самовольную отлучку из полка на представление «Разбойников» подвергся аресту и запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило Шиллера бежать из Вюртембергского герцогства. Интендант Мангеймского театра Дальоерг назначает Шиллера «театральным поэтом», заключив с ним контракт о написании пьес для постановки на сцене Две драмы - «Заговор Фиеско в Генуе» и «Коварство и любовь» -были поставлены в Мангеймском театре, причем последняя имела большой успех.


Гёте:

Иоганн Вольфганг Гете – философ, мыслитель, естествоиспытатель, просветитель и, главное, великий и гениальный немецкий поэт увидел свет во Франкфурте-на-Майне 28 августа 1749 года. Его родители были состоятельными и почтенными людьми: отец - императорский советник, юрист, мать – дворянка, дочь франкфуртского старейшины. Уже в детстве Иоганн начал проявлять поражающие способности к науке. Уже в семь лет он знал несколько языков, кроме того, в этом возрасте он начал писать свои первые стихи и сочинять пьесы. Талантливый ребенок много читал и пытался максимально пополнять свой багаж знаний.В 1765 году Гете становится студентом Лейпцигского университета, где должен был изучать правоведение. Оказавшись свободным от родительской опеки и нравоучений, Гете смело врывается в литературную жизнь города, а в 1767 году пишет сборник стихов «Аннетте», произведения которого, полны лирики и передают его переживания первой любви. Обучение в университете прервала тяжелая болезнь, из – за которой Гете уезжает домой на полтора года. Отец был против литературной деятельности сына и настаивал на продолжении обучения в университете, вследствие чего в 1770 году Иоанн переезжает в Страсбург. Помимо юриспруденции Гете изучает химию, медицину, филологию, продолжая увлекаться литературой. После встречи и знакомства с критиком и мыслителем Готфридом Гердером у Гете радикально меняется мировоззрение, и он становится активным участником литературной группы «Буря и натиск», члены которой выступали против условностей и феодальных порядков. На период окончания университета приходится создание первой исторической драмы – «Гец фон Берлихинген», главный герой которой вступает в борьбу с феодальными порядками. В 1772 году Гете переезжает в город Вецлар на юридическую практику. Именно в этом городе поэт переживает муки неразделенной любви к невесте своего друга Шарлотту Буфф. Свои глубокие переживания и терзания Гете изобразил в своем произведении «Страдания юного Вертера» - этот роман сделал поэта знаменитым.

Особенности русской культуры 18 века

В 18 веке происходит "европеизация" русской культуры - процесс приобщения русской культуры к европейской. Проникновение западных влияний в Россию началось в 17 веке. В Москве существовала немецкая слобода. В русской торговле и промышленности было много англичан и голландцев. Однако это были только первые симптомы новой тенденции в развитии русской культуры. В полной мере она проявляет себя в 18 веке. Знакомство России с европейской культурой происходило несколькими пулями: приглашались на работу в Россию иностранные мастера, приобретались произведения европейского искусства, посылались за границу русские мастера как пенсионеры, т.е. за государственный счет. С середины 18 века начинается соответствующее общеевропейскому развитие русской культуры. Отныне все новые культурные движения и художественные направления приходят с Запада и укореняются на русской почве (барокко, рококо, классицизм, романтизм и др.)

Вторая тенденция в развитии русской культуры 18 века - это "обмирщение" культуры, проникновение в нее светских начал, отход от церкви и религиозных канонов. Этот процесс охватил все сферы культуры (образование, просвещение, книжное дело, художественную культуру, бытовой уклад). Причем на западе к этому времени уже сформировались новые формы жизни, светская культура. Поэтому России пришлось за 50 лет во всех сферах пройти этот путь развития, который на западе длился 2 - 3 столетия. Русская культура 18 века впитала проблематику европейской культуры 15 - 18 веков, соединив в себе черты и Ренессанса, и Просвещения.

Оценка русской культуры 18 века неоднозначна. Славянофилы критиковали ее за копирование и подражательность, за отрыв от древнерусских традиций. Они говорили о неограниченности духовной жизни эпохи. Западники считали, что заимствовали европейского опыта было необходимо, чтобы преодолеть отсталость России. По их мнению, западный опыт был переработан и укоренился на русской почве. В западноевропейской культуре есть немало утверждений, отрицающих какую бы то ни было самобытность русской культуры.

Живопись

История русского искусства в начале XVIII века претерпела перелом. Древнерусское искусство сменилось новым «европейским» искусством. Иконопись уступила место живописи.
Развивались новые жанры, особенно благоприятные условия возникли для портрета. Интерес к изображению «парсуна» (персона) возник на Руси уже во второй половине XVII века. Изобразительный язык парсуны во многом условен: фигура, почти сливающаяся с фоном, трактовалась плоскостно, гамма красок темна. Традиции парсуны еще довольно долго будут жить в портрете XVIII века, вплоть до середины столетия.

Вместе с тем, с начала XVIII века происходит становление новых форм портрета. Образ человека требовал смелых, живописных решений. Расцвет искусства середины XVIII века совпадает с подъемом всей национальной культуры. Крупнейшие мастера того времени – Антропов и Аргунов, самостоятельно овладевали приемами портретного искусства. В отличие от иностранцев, они стремились преодолеть поверхностное восприятие натуры и создавали произведения, полные энергии, выразительности и яркой красочности.
Во второй половине XVIII века дальнейшее развитие идей просветительства определило высокое представление о назначении человека и наполнило искусство гуманистическим содержанием. Выдающиеся художники того времени – Ф. Рокотов, Д. Левицкий и В. Боровиковский оказали глубокое воздействие на развитие портретного искусства

Архитектура

18 век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение века. В этот период появляются новее города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками.

Барокко

В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом плане и в архитектурно-планировочном. Именно в это время развивается промышленность, что приводит к строительству множества промышленных городов и поселков. Политическая обстановка в стране и за ее пределами создала предпосылки к тому, что главенствующие в этот период дворянство и купечество оказываются втянутыми в строительство объектов общественного назначения. Если до этого периода самыми величественными и красивыми создавались в основном церкви и царские резиденции (палаты), то в начале 18 века в городах уделяется большое значение внешнему виду обычных жилых зданий, а также появляющихся театров, набережных, идет массовое строительство ратушей, школ, больниц (так называемых гошпиталей), домов для сирот. С 1710 года в строительстве активно начинают использовать кирпич вместо деревянных построек. Правда, первоначально это нововведение касалось, прежде всего, столиц, тогда как для периферии камень и кирпич надолго еще оставались под запретом.

Петром I создается особая комиссия, которая в будущем станет главным органом государственного проектирования как столицы, так и других городов. Гражданское строительство уже преобладает над церковным. Большое значение придается не только фасадам, но и облику всего города – дома начинают строить фасадами вдоль улиц, производится разуплотнение застройки в противопожарных целях, благоустраиваются улицы, мостятся дороги, решается вопрос с уличным освещением, по обочинам высаживаются деревья. Во всем этом чувствуется зримое влияние запада и твердая рука Петра, своими указами совершившего в те годы практически революцию в градостроительстве. Поэтому не удивительно, что России за короткий срок удается практически догнать Европу, выйдя на достойный уровень по уровню градостроительства и благоустройства городов.

Главным архитектурным событием начала века считается строительство Санкт-Петербурга. Именно с этого города и московской Лефортовской слободы начинаются серьезные преобразования в архитектурном облике прочих городов. Ориентированный на запад Петр Первый приглашает иностранных архитекторов и отправляет российских специалистов на обучение в Европу.
В Россию приезжают Трезини, Леблон, Мичетти, Шедель, Растрелли (отец) и другие именитые архитекторы, которым суждено внести большой вклад в русское зодчество первой четверти 18 века. Что интересно, если в начале своего творческого пути в России они четко следовали своим принципам и западному архитектурному мышлению, то уже через какой-то период времени специалисты-историки отмечают влияние нашей культуры и самобытности, которое прослеживается в их более поздних работах.
В первой трети 18 века преимущественным направлением в архитектуре и строительстве является барокко. Этому направлению свойственно сочетание реальности и иллюзии, пышности и контраста. Строительство Санкт-Петербурга начинается с заложения Петропавловской крепости в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году. Петр поставил серьезные задачи перед архитекторскими кадрами того периода в плане соответствия нового города передовым европейским принципам градостроительства. Благодаря слаженной работе русских архитекторов и их иностранных коллег, северная столица приобрела формально западные черты в слиянии с традиционно русскими. Тот стиль, в котором создавались многочисленные помпезные дворцы, церкви, государственные учреждения, музеи и театры сейчас часто называют русским барокко или барокко Петровской эпохи. В этот период создаются Петропавловский собор, летний дворец Петра Первого, Кунсткамера, дворец Меньшиикова, здание Двеннадцати коллегий в Санкт-Петербурге. В стиле барокко оформлены, созданные в этот и более поздний период, ансамбли Зимнего дворца, Царского села, Петергофа, Смольного монастыря, дворца Строгановых. В Москве - это церкви Архангела Гавриила и Иоанна Воина на Якиманке, характерными элементами свойственными этому периоду оформлен главный въезд в Арсенальный двор Кремля. Среди важных объектов провинциальных городов стоит отметить Петропавловский собор в Казани.

Барокко и рококо


Несмотря на то, что смерть Петра I была большой утратой для государства, она уже не оказала существенного влияния на развитие градостроительства и архитектуры того периода. Русские архитекторы, работающие в Петербурге под началом иностранцев, перенимали их опыт, вернулись на родину и те, кто был отправлен на обучение за границу. Страна на тот момент обладала сильными кадрами. Ведущими русскими архитекторами того периода являлись Еропкин, Усов, Коробов, Земцов, Мичурин, Бланк и другие.
Стиль характерный этому периоду называется рококо и является сочетанием барокко и зарождающегося классицизма. В нем проявляется галантность, уверенность. Рококо больше характерен для интерьерных решений того времени. В строительстве зданий еще отмечается пышность и помпезность барокко, а также начинают проявляться строгие и простые черты классицизма.
Этот период, совпавший с правлением дочери Петра – Елизаветы, отмечен творчеством Растрелли–сына. Воспитанный на русской культуре, в своих работах он демонстрировал не только блеск и роскошь дворцовой архитектуры, но и понимание русского характера, русской натуры. Его проекты вместе с творчеством современников Квасова, Чевакинского, Ухтомского органично вписались в историю русского зодчества 18 века. С легкой руки Растрелли купольные композиции стали появляться не только в столице, но и в других российских городах, постепенно заменив собой шпилеобразные. Парадность и размах его дворцовых ансамблей не знает аналогов в русской истории. Но при всем признании и роскоши искусство Растрелли и его современников продержалось не долго, и на смену ему во второй половине 18 века приходит волна классицизма. В этот период создаются самые масштабные проекты - новый генеральный план Петербурга и проект перепланировки Москвы.

Классицизм


В русской архитектуре в последнюю треть 18 века начинают проявляться черты нового направления, которое впоследствии назвали русским классицизмом. К концу века классицизм прочно закрепляется как основное направление искусства и архитектуры. Этому течению характерны строгость античных форм, простота и рациональность конструкций. В отличие от строений в стиле барокко, заполнивших собой Петербург и его окрестности, классицизм наиболее проявил себя в московских постройках того времени. Среди многих, стоит отметить дом Пашкова, здание Сената, Царицынский комплекс, дом Голицына, дворец Разумовских, которые считаются наиболее яркими примерами проявления классицизма в архитектуре. В Петербурге в это время возводились Таврический дворец, Александро-Невская лавра, Мраморный дворец, Эрмитаж, Эрмитажный театр, Академия наук. Выдающимися архитекторами того времени по праву считают Казакова, Баженова, Ухтомского и многих других.
На период 18 века относятся и изменения, коснувшиеся множества провинциальных городов того времени, – Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Архангельска, Одоева Богородицка, Ораниенбаума, ныне Ломоносова, Царского села, ныне Пушкина и так далее. С 18 века берут свое начало Петрозаводск, Таганрог, Екатеринбург и многие другие города, ставшие в тот период и впоследствии важными промышленными и экономическими центрами российского государства.

Литература

Начало XVIII столетия, по мнению многих современных исследователей, не совсем совпадает с началом новой эпохи в развитии русской литературы. Петровская эпоха, с которой начинаются традиционные курсы истории русской литературы XVIII века, стала переломным моментом в истории русской государственности и культуры, но все-таки вряд ли была поворотным моментом в литературе. Скорее в это время продолжался обозначившийся во второй половине предшествующего столетия переход от древнерусской, средневековой литературы к литературе новой. Глубокие качественные изменения во всех областях секуляризирующейся культуры наложили свой отпечаток и на литературу, в которой уже со второй половины XVII века усилился интерес к изображению человеческой личности, углубился драматизм понимания жизни, появились новые роды и виды литературных произведений (панегирическая и любовная лирика, школьная и придворная драма). Именно во второй половине XVII века начался продолжавшийся в Петровскую эпоху активный процесс освоения разнообразного западноевропейского художественного опыта, его самобытной и творческой переработки.

Усвоение нового не означало решительного разрыва с отечественными литературными традициями, а во многом позволяло и в дальнейшем развивать целый ряд особенностей именно русской национальной культуры. Русский XVIII век часто называли периодом «ускоренного» развития литературы, ведь менее чем за сто лет русская литература прошла путь, на который большинству западных литератур потребовался значительно более длительный срок. Вслед за появлением барокко в России утверждается классицизм, а вскоре зарождаются и достигают расцвета сентиментализм и литературных направлений, в результате чего границы между ними оказываются весьма относительными.

При этом русская литература XVIII века создавалась в условиях постоянно расширявшихся, оживленных контактов России и Запада. Образованные русские люди в это время, как правило, хорошо знали французский язык, многие из них читали на двух-трех современных европейских языках и как минимум одном древнем. Произведения французской, английской, немецкой философии, литературы, публицистики были им хорошо известны в подлиннике, но на протяжении всего XVIII века увеличивалось число и совершенствовалось качество переводов с древних и с основных европейских языков. Русская литература и культура XVIII века не только сознавала себя органической частью европейского культурного движения своего времени, но и стремилась к творческому соревнованию с литературами других народов Европы, и прежде всего - с наиболее прославленной и авторитетной в те годы французской литературой XVII-XVIII вв.

Важным аспектом культурной действительности XVIII в. исследователи считают постепенное переосмысление целей и задач литературного творчества. Литература, конечно, пока еще не становится собственно профессией, вплоть до 1760-х годов она не имеет ни более или менее внятной социальной, ни тем более политической функции, но борьба за ее социальный статус оказывается, по наблюдениям В.М. Живова, неизбежным спутником литературной деятельности целого ряда ведущих писателей «осьмнадцатого столетия».

  • II. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • В 18 веке происходит "европеизация" русской культуры - процесс приобщения русской культуры к европейской. Проникновение западных влияний в Россию началось в 17 веке. В Москве существовала немецкая слобода. В русской торговле и промышленности было много англичан и голландцев. Однако это были только первые симптомы новой тенденции в развитии русской культуры. В полной мере она проявляет себя в 18 веке. Знакомство России с европейской культурой происходило несколькими пулями: приглашались на работу в Россию иностранные мастера, приобретались произведения европейского искусства, посылались за границу русские мастера как пенсионеры, т.е. за государственный счет. С середины 18 века начинается соответствующее общеевропейскому развитие русской культуры. Отныне все новые культурные движения и художественные направления приходят с Запада и укореняются на русской почве (барокко, рококо, классицизм, романтизм и др.)

    Вторая тенденция в развитии русской культуры 18 века - это "обмирщение" культуры, проникновение в нее светских начал, отход от церкви и религиозных канонов. Этот процесс охватил все сферы культуры (образование, просвещение, книжное дело, художественную культуру, бытовой уклад). Причем на западе к этому времени уже сформировались новые формы жизни, светская культура. Поэтому России пришлось за 50 лет во всех сферах пройти этот путь развития, который на западе длился 2 - 3 столетия. Русская культура 18 века впитала проблематику европейской культуры 15 - 18 веков, соединив в себе черты и Ренессанса, и Просвещения.

    Оценка русской культуры 18 века неоднозначна. Славянофилы критиковали ее за копирование и подражательность, за отрыв от древнерусских традиций. Они говорили о неограниченности духовной жизни эпохи. Западники считали, что заимствовали европейского опыта было необходимо, чтобы преодолеть отсталость России. По их мнению, западный опыт был переработан и укоренился на русской почве. В западноевропейской культуре есть немало утверждений, отрицающих какую бы то ни было самобытность русской культуры.

    Оценивая развитие русской науки и культуры, следует сказать о М.В. Ломоносове и других деятелях науки и техники середины XVIII в. На базе созданной в 1725 г. по указу Петра Академии Наук был предпринят ряд больших географических экспедиций. Исторические труды создает В.Н.Татищев, литературные произведения А.Д.Кантемир и В.К.Тредиаковский. Ломоносова же не случайно называют "нашим первым университетом". Его творчеству присуща та нерасчлененность научного знания, которая вообще отличает науку XVIII в. В 1755 г. по его инициативе был открыт университет в Москве (ряд исследователей считает более старым Петербургский университет, который возник на базе Академии Наук еще в 1725 г.).

    Во второй половине XVIII в. начинает развиваться школьное образование, хотя основным было еще весьма несовершенное домашнее обучение. Предполагалось ввести три типа такого рода заведений - малые, средние и главные народные училища. Все эти мероприятия в области образования были связаны с именем И.И.Бецкого. В области точных наук и техники русские ученые добивались значительных успехов. В стенах Академии Наук работали талантливые ученые. И.И.Ползунов изобрел паровую машину, И.П.Кулибин создал много научных приборов высокого качества, разработал замечательный проект одноарочного моста через Неву. К сожалению, в условиях той бюрократической системы, которая уже тогда возникла в России, многие из этих изобретений остались невостребованными.

    В это время в общественной мысли России формируется и крайне левое радикальное крыло - течение дворянской революционности. Возникновение его связано с именем А.Н. Радищева, примыкавшего по своим взглядам к французским материалистам XVIII в. Основным его произведением стало знаменитое "Путешествие из Петербурга в Москву", в котором он постарался передать весь ужас крепостнической жизни в России. В книге содержались прямые призывы к насильственному уничтожению существующих порядков. Это хорошо почувствовали и власть предержащие. Не случайно Екатерина II Великая заявила, что Радищев - "бунтовщик хуже Пугачева".

    Русские литература и искусство второй половины XVIII в. развивались в сложных условиях борьбы различных стилей и направлений, которые отражали разные взгляды и мировоззренческие установки.

    Господствующим направлением в литературе был классицизм. Классицизм формировался во всех странах как литературное направление эпохи абсолютизма (родился в Италии в середине XVI в.). На формировании русского классицизма отложило свой отпечаток историческое развитие страны. В условиях торжества новой государственности литература становится важнейшим средством утверждения новых идей - идей гражданственности, обоснованных на строгом соблюдении отдельной личностью принципа "общей пользы". Особенностью русского классицизма было то, что он начал развиваться с комедии сатиры. А.П.Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.В.Княжнин и ряд других - представители классицизма в русской литературе второй половины XVIII в. Одним из наиболее крупных и ярких представителей русской литературы этого времени был Гавриил Романович Державин. Он сыграл исключительную роль в формировании русской литературы, развитии языка.

    Наряду с художественной литературой в XVIII в.получают большое распространение мемуары. Лучшими из них были записки А.Т.Болотова. Русская живопись второй половины XVIII в. дает целый ряд блестящих представителей в лице Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского. Это было время расцвета русского портрета, который и по сей день продолжает поражать нас своим мастерством. Первым русским академиком исторической живописи был А.П.Лосенко. Для развития русской живописи и скульптуры много сделала Академия художеств, возникшая в 1757 г. Наиболее талантливыми русскими скульпторами были Ф.И.Шубин, Ф.Ф.Щедрин, М.И.Козловский. Наряду с талантливыми иностранными архитекторами, создавшими первоклассные памятники зодчества (Бартоломео Растрелли, Дж.Кваренги, Ч.Камерон), выступают с самостоятельными блестящими творческими замыслами талантливейшие русские архитекторы - В.Н.Баженов, М.Ф.Казаков, И.Е.Старов.

    В 1756 г. в Петербурге создается первый русский театр, возникший сначала в Ярославле благодаря деятельности талантливого режиссера и актера Ф.Г.Волкова. Очень много сделал для развития русского театра преемник Волкова его друг И.А.Дмитревский. В истории русского театра немалое значение имел крепостной театр, особенно графа Н.П.Шереметьева в его подмосковных усадьбах - Кусково и Останкино.

    Культура 18 века.

    "Век разума и просвещения"

    Характерные черты периода
    1. Рационализм. (философское направление, признающее разум основой познания)
    В 18 веке происходит перестройка культуры на началах рационализма. Если ранее явления природы, общественной жизни(речь идет о культурной элите, конечно) склонны были объяснять божественным вмешательством, то теперь в основе этих феноменов люди стремятся увидеть естественнонаучные или рациональные принципы

    2. Становление научного знания.
    Именно в 18 веке начинается этот процесс-становление науки- как основы всех представлений о мире. Разрозненные представления начинают складываться в единую систему знаний

    3. Секуляризация культуры.
    Секуляризация -обращение государством церковной собственности (земли, культуры) в светскую
    Еще в недрах XVII века происходил процесс “обмирщения” русской культуры.
    Далее уже можно говорить в основном о светской культуре.

    4. Ориентация на западноевропейские образцы.
    Несомненно, что это произошло еще в конце 17 века, но именно с Петра I русская культура вошла в общеевропейскую и стала ее частью.

    ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
    К 18 веку существовали школы при церквях и монастырях. Существовали две Академии -Киево-Могилянская и в Москве Славяно-греко-латинская, они являлись ВУЗами.
    В целом система образования требовала перестройки

    Государственная политика в области образования
    (сначала Петр...потом время дворцовых переворотов и Екатерина II)

    Важным для просвещение стало издание в 1702 г печной газеты "Ведомости"“Ведомости”, первую печатную газету в России, могли купить все желающие. Ввели гражданский шрифт, более простой и понятный, а церковнославянский шрифт употреблялся только в богослужебных книгах.

    Реформы Петра требуют квалифицированные кадры. Для подготовки специалистов открыли школы: Навигацкую, артиллерийские, инженерные в обеих столицах; горные-на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизонные и адмиралтейские - в провинции. В Москве существовала школа иностранных языков. В Петербурге основали Морскую академию. Дворян для обучения наукам посылали в Германию и Нидерланды, Италию и Англию.

    Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Основы математических наук излагал Л. Ф. Магницкий в своей “Арифметике” (первое издание- 1707 г.)
    В середине-второй половине столетия грамотных людей становилось все больше. К началу XIX в. в стране существовало 550 учебных заведений с 62 тысячами учащихся. Это был шаг вперед. Но Россия сильно отставала от многих европейских стран. Например, во Франции имелось до 8 тысяч школ (1794 г.). Срок обучения составлял от трех до пяти лет. Учились по “Арифметике” Л. Магницкого, “Грамматике” М. Смотрицкого, “Первому учению строкам” Ф. Прокоповича, азбукам, часослову. Псалтирю. Среди учеников общеобразовательных школ были дети крестьян и ремесленников, мастеровых и солдат, матросов. Существовали особые солдатские школы - для детей солдат, продолжившие традиции цифирных школ Петра I.

    В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге

    Для обучения дворян возможностей было больше - частные пансионы, шляхетские корпуса (первый открыт при Анне Иоанновне
    При Елизавете были реорганизованы военно-учебные заведения. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ.
    Открыты первые гимназии: в Москве (1755) и Казани (1758).

    В 1755 г. основали, по почину И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова, Московский университет. Университет выпустил большое число специалистов по разным отраслям знаний, из них вышли многие крупные ученые.

    В 1754 открыта Академия художеств- высшее учебное заведение в Российской империи в области изобразительных искусств. Так же инициатором стал Шувалов.

    Во второй половине столетия власти предприняли интересную попытку реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником в жизнь стал Иван Иванович Бецкой.В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания новой породы людей путем воспитания. По его мысли, заимствованной у французских просветителей и поддержанной императрицей, цель воспитания юношества - дать ему хорошее общее образование и "нравственное развитие (“облагорожение сердца”). Для этого учеников нужно изолировать от косной среды, из которой они вышли, и поместить в закрытые школы (интернаты) . Тем самым “зверообразные и неистовые в словах и поступках” старые рутинеры не смогут на них влиять. По его инициативе создавались городские училища, воспитательные мещанские училища при Шляхетском корпусе и Академии художеств. Он же положил начало женскому образованию

    Смольный институт благородных девиц - первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране.Институт основан по инициативе И. И. Бецкого и в соответствии с указом, подписанным Екатериной Второй 1764

    Имя Бецкого связано с учреждением в 1763 году первого в России Воспитательного дома.В Доме обучали детей с 14-15 лет различным ремеслам. Спустя пять лет, они могли вступать в брак. При выходе из дома воспитанники получали полное обмундирование и права вольных людей.

    Портрет И. И. Бецкого

    Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова

    Подруга и сподвижница императрицы Екатерины II, участница государственного переворота 1762 года (после совершения переворота Екатерина II охладела к подруге и княгиня Дашкова не играла заметной роли в делах правления). Одна из заметных личностей Российского Просвещения.
    Императрица, указом 1783 года, назначила Дашкову на пост директора Петербургской Академии наук при президентстве графа К. Г. Разумовского.
    Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова стала первой женщиной в мире, которая управляла Академией наук. По её предложению была также учреждена 1783 года Императорская Российская академия, имевшая одной из главных целей исследование русского языка, и Дашкова стала её директором

    Школьная реформа Екатерины II
    В 1782 была проведена масштабная школьная реформа. В губернских городах возникают главные, а в уездных малые народные училища. Эти училища являлись всесословными и содержались на счет государства. Главной заслугой Екатерины II в области просветительских преобразований можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). Значение этой реформы очень высоко

    Проекты 1760 г. о низких деревенских училищах, об общественной системе образования остались неосуществленными из-за отсутствия средств.



    В общем, в XVIII столетии можно выделить 4 этапа развития образования в России:
    первая четверть XVIII в - создание светских учебных заведений, практико-ориентированных в условиях реформы.
    1730-1765 гг. - возникновение закрытых сословных учебных заведений, формирование системы дворянского образования, борьба М.В.Ломоносова за общенародное образование, создание Московского университета.
    1766 - 1782 гг. - развитие просветительных педагогических идей, возрастание роли Московского университета, осознание необходимости государственной системы народного образования.
    1782 - 1796 гг. - попытка создания системы народного образования.

    НАУКА
    И. К. Кирилов свел воедино географические открытия в своем “Атласе Российской империи” (1734 г.).
    Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру (1719 г.) с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями (“монстры”, всякие диковины, раритеты).

    Во второй четверти XVIII в. В. Н. Татищев создал обобщающий труд - “Историю Российскую”. В ней использовано большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые не сохранились до нашего времени.во второй половине столетия, закладываются научные основы биологии, агрохимии и других отраслей знаний. В области истории работают выдающиеся ученые - М. М. Щербатов (“История Российская от древнейших времен”), И. Н. Болтин.

    С. П. Крашенинников составил знаменитое “Описание земли Камчатки”, И. И. Лепехин - описание земель Поволжья, Урала, Сибири (“Дневные записки”).

    Первым русским академиком стал М. В. Ломоносов, о котором Пушкин сказал, что он, основатель Московского университета, “сам был первым нашим университетом”. Упорный труд, гениальные способности сделали его титаном науки - он работал в области физики и химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтики. В этих и других отраслях знаний ученый оставил глубокий след. Ломоносов открыл, например, закон сохранения материи и движения, обосновывал теории атомно-молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т. д. В исторической науке он решительно критиковал ученых Байера и Миллера, их норманнскую теорию. История русского народа, его языка начинается, как доказывал он, с “глубокой древности”, а отнюдь не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтики.

    Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

    Беринг Витус Ионассен . мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор. Выходец из Дании. Приглашен на русскую службу в 1703.
    В 1725-1730 и 1733-1741 руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями. Прошёл по проливу между Чукоткой и Аляской (впоследствии Берингов пролив), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды.

    ИЗОБРЕТЕНИЯ
    А. Нартов русский учёный, механик и скульптор, статский советник, член Академии наук (1723-1756), изобретатель первого в мире токарно-винторезного станка.

    И. Ползунов-русский изобретатель, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя.

    Макет паровой машины И.И. Ползунова

    Иван Кулибин- выдающийся русский механик-изобретатель.

    на протяжении более 30 лет Кулибин заведовал механической мастерской Петербургской Академии наук. Руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов.
    К 1772 году Кулибин разработал несколько проектов 300-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами. Он построил и испытал большую модель такого моста, впервые в практике мостостроения показав возможность моделирования мостовых конструкций. В последующие годы Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них - фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения, механический экипаж с педальным приводом.
    Подавляющее большинство изобретений Кулибина, возможность использования которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано. Диковинные автоматы, забавные игрушки, хитроумные фейерверки для высокородной толпы - лишь это впечатляло современников.

    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

    И. Т. Посошков. В петровское время появилось немало записок, “прожектов”, авторы которых выступали в поддержку реформ, предлагали те или иные меры. И. Т. Посошков, автор “Книги о скудости и богатстве”, выразитель интересов купечества и крестьянства, ратует за развитие отечественной промышленности, торговли. Для этого следует проводить политику протекционизма в интересах русских предпринимателей, а купцов-иноземцев следует привести “во смирение”. В интересах государства нужно регламентировать повинности крестьян в пользу владельцев. “Крестьянам,- утверждал автор,- помещики не вековые владельцы”.
    Для упорядочения административных и судебных учреждений Посошков предлагал посадить в них вместо “великородных” людей из любых других сословий, если в них “острота ума есть”, “истребить” “всяких разных явных и потаенных грабителей”. Он - сторонник равенства всех сословий перед судом. Посошков предложил подготовить новое уложение с помощью выборных от всех жителей России, в том числе и крестьян. Проект этого кодекса законов должен быть опубликован для обсуждения, внесения поправок (“народосоветие”).

    Об итогах реформ и Северной войны идет речь в “Рассуждении о причинах Свейской войны” вице-канцлера П. П. Шафирова (послесловие к нему написал сам Петр I).

    Феофан Прокопович , вице-президент Синода, знаменитый проповедник, в “Духовном регламенте” и “Правде воли монаршей” выступает, в соответствии с замыслами Петра, сторонником подчинения духовенства светской власти. Он же говорит о том, что царь волен завещать престол тому, кому пожелает, вне зависимости от степени родства наследника. Из трех форм государственной власти-демократии (народодержавства), аристократии и монархии-наиболее приемлема третья, т.е. неограниченная власть монарха.В богословских трактатах, проповедях Прокопович прославляет успехи России на поле брани, в развитии промышленности, торговли, проведении реформ.

    Критика крепостничества прозвучала в сочинениях А. Я. Поленова, солдатского сына, И. Г. Эйзена, лифляндского пастора, и Л. Кенемана, митавского адвоката, в речах депутатов Уложенной комиссии 1767-1768 гг.-дворян Г. С. Коробина и Я. П. Козельского, крестьян И. Чупрова, И. Жеребцова, казака А. Алейникова И других. Депутаты ставили вопрос о смягчении крепостного права, ограничении, постепенном освобождении от него.

    Деятели русского Просвещения, видевшие в распространении знаний, науки, совершенствовании разума главный путь преобразования общества, многое сделали для издания книг и журналов, переводов сочинений мыслителей Европы. Они же остро поставили и крестьянский вопрос. Н. И. Новиков в своих журналах, больше всего в “Трутне” и “Живописце”, поместил немало статей об аморальности крепостного права.
    Новиков Николай Иванович (современник Екатерины II)художник Ливицкий

    мыслитель А.Н. Радищев (1749-1802) – автор «Путешествия из Петербурга в Москву».
    в книге “Путешествие из Петербурга в Москву” (1790 г.) нарисовал картину подневольного существования русского крепостного крестьянства. Осудив крепостничество, он пишет о том, что необходимо провести “совершенное уничтожение рабства”, передать землю крестьянам. Столь же решительно Радищев осуждает монархию: “Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние”.
    Екатерина II после прочтения сказала: «Бунтовщик - хуже Пугачёва! Тот, хоть царем прикинулся, монархический строй исповедовал, а этот, революцией, надумал на Руси учинить республику!»
    В 1790 г. А.Н. Радищеву был вынесен смертный приговор, замененный в 1792 г. ссылкой в Тобольск сроком на 10 лет. Вслед за Радищевым репрессиям был подвергнут издатель Н.И. Новиков (1744-1818), который в 1792 г. был арестован и заточен на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. Эти факты знаменовали открытый конец политике просвещенного абсолютизма в России

    Культура XVIII века России

    Введение

    Общая оценка русской культуры XVIII века

    Просвещение

    Литература

    Живопись

    Архитектура

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    История культуры России распадается на два неравных, резко ограниченных периода: древний, простирающийся с незапамятных времен до эпохи преобразований Петра Великого, и новый, обнимающий собой два последних столетия.

    В течение первого периода из элементов, заимствованных от Византии, занесенных к нам с Востока и отчасти Запада, медленно, но непрерывно вырабатывался оригинальный тип искусства, обещавший достигнуть высокого совершенства, но вдруг остановленный в своём развитии петровскими реформами.

    Второй период ознаменован пересадкой к нам западноевропейского искусства. Но в это время передовые русские художники, под влиянием пробудившегося в русском обществе национального самосознания, стали гнушаться академической рутиной и устремились от подражательности чужестранным образцам к непосредственному воспроизведению действительности и к изучению художественной старины с целью положить ее в основу своего творчества.

    XVIII век сыграл огромную роль в истории русской культуры. В начале века происходит переход от средневековья к культуре нового времени, все сферы жизни общества подвергаются европеизации, происходит секуляризация культуры. В XVIII веке начинается приготовление к тому порядку вещей, который знаменует государственную жизнь России среди Европейских держав. Поэтому заимствование плодов европейской цивилизации с исключительной целью материального благосостояния становится недостаточным, является потребность в духовном, нравственном просвещении, потребность вложить душу в приготовленное прежде тело. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических перемен, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности величайших философов, ученых, писателей этого времени - Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVIIи XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого временикультурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольскимзавоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего западного. Русское искусство постепенно вступает на путь общеевропейского развития и освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического взгляда на жизнь. «Мирское» искусство приобретает общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании и развитии новых устоев общественнойжизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергаласвоего прошлого, Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на русскую национальную традиции, накопленные за длительный предшествующий период культурно-исторического развития Киевской и Московской Руси, опыт древнерусского искусства. Именно благодаря этой глубокой преемственностиРоссия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие вобщем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре иживописи, в театре и музыке.

    К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов.

    Общая оценка русской культуры 18 века О значении сдвигов, происшедших в русской культуре, говорит тот факт, что впервые в XVIII веке светская, нецерковная музыка выходит из области устной традиции и приобретает значение высокого профессионального искусства. русской культура в XVIII веке развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую жизнь страны реформы Петра I.С начала столетия Московская Русь превращается в Российскую империю. Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Петровская эпоха всегда вызывала споры своей сложностью и неоднозначностью. Однако реформы Петра не означали радикального разрыва с прошлым, с национальными традициями, и полного усвоения западных образцов. Тем не менее, открытость русской культуры Западу ускорили ее собственное развитие. Для культуры этого периода характерна быстрая смена стилей (барокко, классицизма). Появляется авторство. Искусство становилось светским, более разнообразным в жанровом отношении, пользовалось поддержкой государства. Но наряду с появлением этих тенденций, художественная культура первых десятилетий XVIII в. сохраняла еще некоторые черты предшествующего столетия и носила переходный характер.
    Политические и культурные достижения петровской эпохи укрепляли в народе чувство национальной гордости, сознания величия и мощи Русской империи. Начало XVIII в. было важным периодом в формировании русских литературных традиций. Литература этого времени еще носит на себе отпечаток старины: литературные произведения существуют и распространяются не в печатном, а в рукописном виде, как это было и раньше, авторы остаются неизвестными; жанры в основном наследуются от XVII века. Но в эти старые формы постепенно вливается новое содержание. Замысел произведений меняется, подвергаясь влиянию гуманистической мысли и идей Просвещения.
    В начале XVIII в. популярны были повести («гистории»), особенно «Гистория о российском матросе Василии Кориотском», отразившая появление нового героя, деятеля, патриота и гражданина. «Гистории» показывали, что успеха в жизни человек может добиться благодаря личным качествам, добродетелям человека, а не происхождению. Влияния стиля барокко проявлялось, прежде всего, в поэзии, драматургии (представленной, в основном, переводными пьесами), любовной лирики.
    Необычайный по своей ценности вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские композиторы, исполнители, оперные артисты, в основном вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной трудности, в течение нескольких десятилетий они должны были освоить веками накопленныебогатства западноевропейской музыки. В общем пути исторического развития русского искусства XVIII векавыделяются три основных периода:. первая четверть века, связанная с реформами Петра;. эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета;. последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства. Просвещение В XVIII веке в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс.учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в.насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи. Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах былчрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся - в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины. Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф.Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л. Ф. Магницкого и«Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики игеометрии. В основном подготовка специалистов велась и через университеты -Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского университета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки ирусскую словесность. Московский университет был крупным культурным центром. Он издавал газету «Московские ведомости», имел собственную типографию; при нем работали различные литературные и научные общества. Из стен университета вышли Д. И. Фонвизин, позднее А. С. Грибоедов, П. Я. Чаадаев, будущие декабристы Н. И. Тургенев, И. Д. Якушкин, А. Г. Каховский. Необходимо трезво оценивать результаты развития просвещения в России в XVIII в. Дворянская Россия имела Академию наук, университет, гимназии и другие учебные заведения, а крестьянский и мастеровой люд страны в массе оставался неграмотным. Школьная реформа 1786 г., так широко афишированная правительством Екатерины II, была народной только по имени, а на деле носила сугубо классовый характер. Нельзя забывать, что идеи «Просвещения»были «девизом царизма в Европе». Однако гений народа смог проявиться не благодаря политике «просвещенного абсолютизма», а вопреки ей. Это особеннонаглядно видно на примере М. В. Ломоносова. Могущественным средством для умственного развития, для расширения умственной сферы русского человека, для уничтожения прежней замкнутости и застоя было сообщение сведений о том, что делается в России и в других землях. До Петра знать, что делалось у себя и в чужих странах, было привилегиею правительства; извлечения из иностранных газет (куранты) составлялись для царя и немногих приближенных особ и бережно хранились, как тайна. Петр хотел, чтоб все русские люди знали, что делается на свете. 17 декабря 1702 года великий государь указал: по ведомостям о воинских и всяких делах, которые надлежат для объявления Московского и окрестных государств людям, печатать куранты, и для печати тех курантов ведомости, в которых приказах, о чем ныне какие есть и впредь будут, присылать в Монастырский приказ, откуда те ведомости отсылать на Печатный двор. Указ был исполнен, и с 1703 года начали издаваться в Москве куранты под заглавием: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах». Хотя газета была маленькая, статей в ней не было, а помещались только краткие сообщения о замечательных событиях в России и за границей, всё же и она пропагандировала реформы как военной, так и в гражданской области.Широко освещалась преобразовательная деятельность в публицистике. Крупнейшими её представителями были учёный-монах Феофан Прокопович купец и предприниматель Посошков, вышедший из крестьян, и дворянин Татищев.

    Обострение классовых противоречий, нарастание крестьянского движения содействуют развитию передовой общественной мысли и ведут к более чёткому размежеванию культуры на два лагеря: прогрессивный и рекреационный. Растёт и крепнет литература передового дворянства и демократических слоёв общества, резко обличающая чиновников-взяточников, вельмож, занимающих высокое положение не по за слугам, и жестоких помещиков.

    Успешно развивается наука. Из народных масс выдвигаются гениальные изобретатели, сделавшие многие важнейшие открытия, опередившие западноевропейские. Так, И. Кулибин, нижегородский мещанин, создал самокатку-велосипед, машинное самодвижущееся судно, проект арочного моста через Неву без промежуточных устоев. Сын уральского горнорабочего И. Ползунов в 1763 году, почти на 20 лет раньше Уатта, изобрел и построил паровую, «огненную» машину.

    Шире развернулась система домашнего образования в дворянских семьях. В Петербурге и в Москве возникли научные и литературные общества. Большое внимание было уделено собранию и изданию древнерусских и литературных произведений. Значительно больше стало выходить газет и журналов, издаваться книг. Особенно плодотворной в этом отношении была деятельность Николая Ивановича Новикова(1744-1818).

    Это был человек большой культуры, видный общественный деятель, журналист и писатель. Он начал свою общественную просветительскую деятельность изданием сатирических журналов(первый его журнал «Трутень» стал выходить в мае 1769года). В 70-х годах новиков издаёт ряд книг по истории России.

    Новиков организует в Москве «Дружеское ученое сообщество», целью которого было распространение образования и издание полезных книг. Была создана «Типографическая компания», которая не только издавала книги, но и организовала книжную торговлю в городах и даже в деревнях.

    Деятельность Новикова, сплотившая вокруг себя многих передовых людей, показалась Екатерине II опасной. С 1784 года начинаются гонения на Новикова, а в 1792 году он был заточён на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. После смерти Екатерины II в 1796 году Новиков был выпущен из тюрьмы, но вышел он оттуда совершенно больным.

    Театр

    Вплоть до середины XVIII века (до 1756 года) театральные представления продолжались лишь в школах, преимущественно духовных.

    Начиная с 30-х годов возобновляется придворный театр. Он обслуживается преимущественно иностранными труппами(итальянскими., немецкими, французскими).

    На русском языке пьесы в 30 – 40-х годах ставились в школьных театрах. С конца 40-х годов интерес к театру пробуждается и в широких городских демократических кругах. Ученики школ, мелкие чиновники, солдаты, лавочники в дни праздников стали спектакли и в специально устроенных помещениях, деревянных балаганах, или в частных домах, главным образом в купеческих. Такие временные театры возникли не только в Петербурге и в Москве, но и в провинции.

    Одной из таких сначала любительских, а потом полупрофессиональных частных трупп была труппа Ф. Г. Волкова в Ярославле. Волков(1729 - 1763) был талантливым сыном русского народа, одним из замечательных людей XVIII века. Сын купца, он три года учился в Славяно-греко-латинской академии, потом поехал в Петербург, чтобы изучить торговое дело. Но не торговле, а театру решил посвятить себя Волков. Он бывал на школьных спектаклях в Московской академии, но поразил его театр Петербурга.

    Здесь он видел спектакли итальянской оперы, немецкой драмы и спектакль, поставленный в Шляхетном корпусе силами учеников этого учебного заведения. По возвращении в Ярославль Волков собирает актёрскую труппу, строит специальное помещение и начинает ставить спектакли. Сам Волков был архитектором, и живописцем, и директором, и поэтом, и первым актёром в этом театре.

    Театр Волкова был национальным русским театром, при том демократическим как по составу актёров, так и по составу зрителей, посещавших его постановки. Слухи о театре дошли до Петербурга, и в 1752 году ярославцы были вызваны ко двору Елизаветы. Здесь они поставили школьную драму. Игра актёров понравилась. Для получения и общеобразовательной, и специально актёрской подготовки наиболее талантливых актёров, в том числе братьев Волковых и Дмитриевского, определили в Шляхетный корпус. В 1756 году они окончили курс. Тогда по указу Елизаветы был организован постоянный «Русский для представления комедий и трагедий театр»

    Так возник русский театр, имевший большое значение для развития искусства и литературы.

    Литература

    Важнейший период в развитии русской художественной литературы – вторая треть XVIII века. Появляются выдающиеся деятели литературы (теоретики и писатели); зарождается и оформляется целое литературное направление, то есть в творчестве ряда писателей обнаруживаются единые, общие для всех их идейно-художественные черты. Таким литературным направлением был классицизм.

    Своё название классицизм получил оттого, что представители этого литературного направления провозгласили высшим образцом художественного творчества лучшие произведения античного искусства – искусства древней Греции Рима. Эти произведения были признаны классическими, то есть образцовыми, и писателям предлагалось подражать им, чтобы самим создавать истинно художественные произведения.

    Каждое направление в искусстве вызывается в жизни определёнными общественными потребностями. Классицизм – это искусство эпохи формирования национальных государств, периода образования наций, национальной культуры. Политический строй в ряде стран в это время приобретает форму абсолютизма.

    Поскольку эпоху абсолютизма в XVII – XVIII веках переживали разные государства Западной Европы, классицизм был свойственен и литературам этих стран: Франции, Германии, Англии. На основе изучения художественных произведений и работ греков и римлян было выработано руководство для писателей. Он называлось «Поэтическое искусство» и служило настольной книгой писателям-классицистам в течение полутора веков.

    Классицизм рассматривал литературу и искусство как школу, которая воспитывает людей верности абсолютистскому государству, разъясняет им, что выполнение обязанностей перед государством и его главой – монархом – первая и основная задача гражданина.

    Указывалось, что писатели должны изображать те явления жизни, которые интересны для аристократии, дворянства и знатных горожан, угождать их вкусам и оценивать изображаемые явления так, как на них смотрят представители этих кругов. Брать сюжет из повседневной жизни считалось недопустимым. Писатель должен был изображать события важные для государства: политику королей, войну и т.п. героями произведений должны быть цари, полководцы. Русский классицизм имел много общих черт с западным, в частности с французским классицизмом, поскольку он тоже возник в период абсолютизма, однако он не был простым подражанием. Русский классицизм зародился и развился на самобытной почве, с учётом опыта, который накопил раньше его сложившийся и развившийся западноевропейский классицизм.

    Эти своеобразные черты русского классицизма следующие: во-первых, с самого начала в русском классицизме сильно сказывается связь с современной действительностью, которая в лучших произведениях освещается сточки зрения передовых идей.

    Второй особенностью русского классицизма является обусловленная передовыми общественными идеями писателей обличительно-сатирическая струя в их творчестве. Наличие сатиры в творчестве русских писателей-классицистов придаёт их произведениям жизненно правдивый характер. Живая современность, русская действительность, русские люди и русская природа в известной степени отражаются я в их произведениях.

    Третей особенностью русского классицизма, обусловленной горячим патриотизмом русских писателей, является их интерес к истории своей родины. Все они изучают русскую историю, пишут произведения на национальные, исторические темы.

    Живопись .

    XVIII век принес изменения во многие сферы жизни России, не стало исключением и искусство. На смену иконописи приходит живопись.

    Основоположником развития русской живописи в начале XVIII века стал А. Лосенко. Он положил основание направлению, которое надолго приняла наша живопись. Отличительной чертой этого направления была строгость рисунка, держащегося не столько натуры, сколько форм античной скульптуры и итальянского искусства эпохи эклетиков. Бедность фантазии, следование в композиции определенным, рутинным правилам, условность колорита и вообще подражательность составляли основные недостатки живописцев того времени.

    С середины же XVIII века среди жанров особенный стимул к развитию получает портрет, к которому начинает пробуждаться глубокий интерес.

    В это время портретная живопись заняла лидирующие позиции. Русские художники помимо изображений царей, стремились увековечить деятельность русских бояр, патриархов и купцов, которые стремились также не отставать от царя и часто поручали заказ портрета совершенствующимся в изобразительном искусстве русским художникам портретистам того времени. Для русского портрета 18 века было характерно увлечение передачей изысканных жестов и поз натурщиков. Художники старались обогатить портретную композицию бытовым интерьером и атрибутами национального костюма, окружающего пространства. Выделяя предметы дорогой обстановки, богатую мебель, вазы, ну и конечно одежду из роскошных тканей, блестяще передавали фактуры материалов, тщательно выписывая фактуру шелка, парчи с помощью тончайших оттенков.

    Портреты, написанные во второй половине XVIII века художниками Левицким, Рокотовым и Боровиковским, Брюлловым, Тропининым, Кипренским прекрасно демонстрируют все своеобразии русского портрета того времени. Искусство портрета 18 века развивалось в различных своих разновидностях: парадный, полу парадный, интимный и камерный портрет. Эти направления отражали различные аспекты богатства материального мира и душевных нравов, развивая и совершенствуя усложняя изобразительный язык. Искусство вступило в новую ступень популярности, многие художники зарабатывали славу в изготовлении парадных портретов на фоне природы и архитектуры, которые создавались в сложнейшей светотеневой обработке, тонко сочетающимися колоритом тонов красочного слоя с динамикой живописной фактуры.

    В дальнейшем под влиянием социального переворота, произведенного во Франции великой революцией, вкус времени изменился: парадные, щеголяющие всякой роскошью, изобилующие аксессуарами портреты уступили место более скромным изображениям, с пустыми, однотонными фонами, с бесцветными и некрасивыми костюмами. Этими двумя обстоятельствами, наплывом неважных иностранных художников и упрощением требований от портретной живописи объясняется, почему многие из портретов, писанных в первые годы царствования Александра I, уступают портретам екатерининских времен.

    Жанровые же картины в XVIII веке считались второстепенной, побочной отраслью живописи. В искусстве, долго служившем для услады лишь высшего общества и подчинявшегося академической рутине, изображение повседневной жизни и народного быта считалось делом неважным – забавой, которой художникам позволительно заниматься в виде отдыха от других, более серьёзных трудов. Жанровые картины в то время выходили по большей части из-под кисти исторических живописцев, которые исполняя их, не могли отрешиться от условности и подражательности, усвоенных ими еще на школьной скамье. Жизнь простых смертных с ее типами, нравами и обычаями воспроизводилась лишь с малыми отступлениями от правил, узаконенных для высоких, благородных сюжетов.

    ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

    ИНСТИТУТ

    КАФЕДРА ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ, ПОЛИТИКИ И КУЛЬТУРЫ

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине «Культурология»

    «Особенности и основные достижения русской культуры XVIII века»

    Исполнитель:

    специальность

    № зачётной книжки

    Преподаватель:

    План

    1. Введение……………………………………………………………………… 3

    2. Особенности и основные достижения русской культуры XVIII века..…… 3

    3. Заключение…………………………………………………………………... 12

    4. Список использованной литературы………………………………………. 13

    Введение

    В XVIII столетии русская культура вступила в новый период своего развития. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного", русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого. Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства.

    Особенности и основные достижения русской культуры XVIII века.

    Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъёму государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало влияние на дальнейшее развитие культуры.

    С 1 января 1700 г. было введено новое летоисчисление – от Рождества Христова. В 1719 г. был создан первый естественно-исторический музей в России – Кунсткамера.

    Впервые при Петре 1 образование стало государственной политикой, открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук. Молодых людей стали посылать за границу учиться ремеслу – корабельному и морскому делу, а также наукам и искусству.

    В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навигационных наук – Навигацкая школа первое светское государственное учебное заведение. При Посольском приказе была создана школа для обучения иностранным языкам, а позже – школа канцелярских служащих. В Москве и других городах создавался ряд профессиональных школ – Артиллерийская, Инженерная, Медицинская, на уральских заводах – горнозаводские училища . Вначале в школы принимали наряду с детьми дворян и детей разночинцев, но постепенно школы стали превращаться в закрытые учебные заведения только для дворянских детей.

    В первой четверти 18 века стали создаваться так называемые цифирные школы – государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Тем, кто не имел свидетельства об окончании цифирной школы, даже не разрешалось жениться. В 1786 г. был издан Устав народных училищ – первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы, классно-урочная система

    Организация среднего высшего образования была тесно связана с созданием Академии наук (официально с 1724г.). Вначале среди академиков были одни иностранцы. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) стал первым русским академиком, ученым мирового значения. Он был также крупнейшим русским поэтом, заложившим основы современного русского литературного языка. Ломоносов очень много сделал для развития русской науки и организации образования.

    В 1755 г. по инициативе М.В.Ломоносова был создан Московский университет , ставший крупным культурным центром. Он имел философский, юридический, медицинский факультеты.

    В конце XVIII века в России было 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся. Значительно усилилось книгоиздательское дело. В 1708-1710 гг. была проведена реформа шрифта, упростившая сложную кириллицу. Были введены гражданская (в отличие от церковной) азбука и гражданская печать , что способствовало увеличению издания светских, гражданских книг, в том числе учебников.

    Первой русской печатной газетой стали «Ведомости» (1702-1727), издававшиеся по указу Петра 1. В 1703-1704 гг. вышло 39 номеров. С 1710г. газета печаталась гражданским шрифтом.

    Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Введение гражданского шрифта способствовало укреплению светского языка, хотя еще широко был распространен церковнославянский язык .

    В это время популярными были стихотворные произведения – сатиры, оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха Кантемира (1708-1744).

    Основоположником Руссой драматургии стал А.П.Сумароков (1717-1777), поэт, автор первых комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге.

    Последняя четверть XVIII века стала временем расцвета творчества крупного поэта того времени Гавриила Романовича Державина (1743-1816). Основным жанром его произведений была ода . В них он дал широкую картину современной ему жизни: пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления, сатиру на вельмож. Известная его ода «Фелица» проникнута идеей сильной государственной власти.

    Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин (1744/45-1792), обличавший невежество, тиранию.

    Основоположником русского сентиментализма ((от французского - чувство), направление в литературе и искусстве в конце XVIII – начале XIX веков, провозглашающее культ чувств и природы) стал Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), автор повестей «Бедная Лиза», «Деревня», «Наталья, боярская дочь».

    В Петровскую эпоху вносятся новшества и в архитектуру, и в строительство, обусловленные требованиями правительства выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи.

    Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Хамовный двор, Суконный двор, Большой каменный мост, Арсенал в Кремле, а также трехэтажное здание Главной аптеки , где вначале помещался первый русский университет.

    Выдающимся зодчим Москвы в 50-х годах XVIII века был Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774). Он не только возглавлял «архитектурный надзор» за строительством в Москве, но и развил усиленную архитектурную деятельность. По его проекту триумфальные Красные ворота в 1753 г. были заменены каменными.

    Наиболее интересным и значимым произведением Ухтомского стала колокольня Троице-Сергиевой лавры .

    В 1749 г. Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу , в которой под его руководством прошли ученичество такие выдающиеся русские архитекторы, как В.П. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов и другие.

    Петровская эпоха характеризуется, прежде всего, строительством новой столицы – Петербурга (с 1703 г.), для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли .

    В числе общественных зданий Петербурга выделялись Гостиный двор, Биржа, Адмиралтейство.

    Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми ансамблями. Петергоф был задуман как загородная резиденция Петра I, которую он хотел уподобить Версалю.

    Решающей для рассвета стиля русского барокко стала деятельность отца и сына Растрелли. Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744), итальянский скульптор, с 1716 года работал в Петербурге. Он принимал участие в декоративном оформлении Петергофа, выполнил скульптурные портреты Петра I и императрицы Анны Иоанновны с арапчонком.

    Его сына – Бартоломео Растрелли (1700-1771) – в России звали Варфоломеем Варфоломеевичем, он был уже русским архитектором. Стиль его зодчества – русское барокко, вобравшее в себя западные и русские традиции. Он является автором Смольного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге, Большого дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском селе и др. Растрелли любил размах, пышность, яркие краски, использовал богатое скульптурное убранство, затейливый орнамент.

    В 60-е годы XVIII века на смену русскому барокко в зодчестве пришёл русский классицизм , который достиг своего расцвета в начале XIX века. Яркими представителями классицизма в России стали архитекторы В.П. Баженов, М.Ф. Казаков и И.Е. Старов.

    Талантливым русским архитектором был Василий Петрович Баженов (1737/38-1799), им построены: дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, Дом Пашкова – самое красивое здание XVIII века в Москве, Михайловский замок в Петербурге.

    Прославлено также имя Матвея Фёдоровича Казакова (1738-1812), который разработал в Москве типы городских домов и общественных зданий. По его проектам построены: Сенат в Московском Кремле, Московский Университет, Голицынская больница (ныне Первая градская), Петровский дворец , возведённый в псевдоготическом стиле, Дворянское собрание с великолепным Колонным залом . Казаков руководил составлением генерального плана Москвы, организовал Архитектурную школу.

    Иван Егорович Старов (1745-1808) – автор ряда замечательных архитектурных творений в Петербурге: Троицкого собора Александро-Невской лавры и Таврического дворца – памятника победе в русско-турецкой войне.

    Сохранившиеся здания XVIII века и сегодня являются не только украшением русских городов, но и шедеврами мирового значения.

    В XVIII веке претерпевает изменения и изобразительное искусство – живопись, скульптура и др. Это время расцвета портретной живописи .

    Наиболее известные художники того времени – Андрей Матвеев (1701-1739) и Иван Никитин (ок. 1690-1742) – основоположники русской светской живописи. Живописному мастерству они учились за границей. Андрею Матвееву принадлежит первый в русском искусстве «Автопортрет с женой» . В портретах «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе» Иван Никитин намного опередил своих современников по глубине и форме художественного выражения.

    К концу 20-х годов наметился перелом к придворному направлению в живописи. Лучшие портретисты XVIII века – А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Т. Левицкий, В.Л. Боровиковский, скульпторы – Ф.И. Шубин и М.И. Козловский. Это было время интенсивного развития личности, что нашло отражение в портретных изображениях художников.

    Крупнейшим портретистом был Дмитрий Левицкий (1735-1822). Он создал богатую серию парадных портретов – от портрета Екатерины II до портретов московских купцов. В его произведениях торжественность сочетается с красочным богатством. Жизненностью образов отличаются его женские портреты, особенно «смолянок», воспитанниц Смольного института.

    Классическое направление представлял Михаил Козловский (1753-1802) – скульптор и рисовальщик. Его творчество проникнуто идеями Просвещения, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью. Особенно ярко это выразилось в статуе для каскада в Петергофе. «Самсон, раздирающий пасть льва» - аллегорической фигуре, олицетворяющей победу России над Швецией. Интересен его памятник А.В. Суворову в Петербурге.

    В конце XVIII века формируется одна из богатейших художественных коллекций мира – Эрмитаж . Эрмитаж (от французского ermitage – место уединения) – один из крупнейших в мире художественно-исторических музеев. Здания Эрмитажа – Зимний дворец (1754-1762, архитектор В.В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-1767, архитектор Ж.Б. Вален-Деламот), Старый Эрмитаж (1771-1787, архитектор Ю.М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-1852, архитектор Л. Фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-1787, архитектор Дж. Кваренги). В его основе частное собрание картин западноевропейских мастеров (с 1764 года) Екатерины II. Открыт для публики в 1852 году.

    Изобразительное искусство XVIII века сделало значительный шаг вперёд в развитии светского направления.

    В XVIII веке продолжалось развитие театра. В 1702 году по велению Петра I был создан Публичный общедоступный театр , рассчитанный на массовую публику. Специально для него на Красной площади в Москве было построено здание – «Комедиальная храмина». В 1706 году театр прекратил своё существование, так как не получал субсидий.

    В середине XVIII века во многих городах выступали иностранные актёрские группы – французские, немецкие и другие. Но среди публики рос интерес к русскому театру, связанный с общим подъемом национального самосознания. В 1750 году в Ярославле начались спектакли первого публичного театра с русскими актёрами, художниками, музыкантами. В его репертуаре были и русские пьесы. Во главе театра стоял первый известный русский актёр Фёдор Григорьевич Волков (1729-1763). Царица Елизавета Петровна выписала Фёдора Волкова со всей труппой ко двору, и в 1752 году театр переехал в Петербург. На основе этой труппы в 1756 году указом императрицы был создан театр «для представления трагедий и комедий». Директором его стал Сумароков, а первым придворным актёром – Фёдор Волков, прославившийся исполнением главных ролей в трагедиях А.П. Сумарокова. Таким образом, был создан первый постоянный профессиональный государственный публичный театр под названием Российский театр (с 1832 года – Александринский).

    В 1779 году был создан частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), которым руководил известный русский актёр И.А. Дмитриевский (1734-1821), игравший в театре Ф. Волкова в Ярославле. В этом театре впервые были поставлены пьесы Д.И. Фонвизина, но в 1783 году по указу Екатерины II театр закрылся.

    В 1780 году в Москве был открыт Петровский театр , где ставились драматические, оперные и балетные спектакли.

    Балет в России зародился как отдельные танцевальные номера в антрактах сначала драматических, затем оперных спектаклей. Постепенно стали складываться балетные труппы.

    С вступлением на русский престол в 1741 году дочери Петра I Елизаветы был издан указ об учреждении в Петербурге русской балетной труппы .

    Первым русским балетным либреттистом был А.П. Сумароков.

    Тимофей Бубликов стал первым танцовщиком в Петербурге, получил придворный чин и звание танцмейстера двора. В Москве известными артистами балета были: Иван Еропкин, Василий Балашов, Гаврила Райков . Первыми русскими балетмейстерами стали Балашов и Райков, поставившие в Москве комические балеты и дивертисменты. Арина Собакина стала ведущей московской танцовщицей.

    Существовал так же крепостной театр – это были дворянские театры с труппой из крепостных. В основном такие театры создавались в Москве и Подмосковье (театры Шереметьевых, Юсуповых и другие). В историю театра вошли имена крепостных актёров: Прасковьи Жемчуговой, Татьяны Шлыковой-Гранатовой .

    Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены.

    В XVIII веке начинает широко распространяться светское музыкальное искусство.

    В 1802 году в Петербурге было создано Филармоническое общество , в котором исполнялась старинная и классическая музыка. В последней трети XVIII века формируется композиторская школа , появляются первые русские композиторы – авторы оперной, хоровой, инструментальной, камерной музыки. Крупным достижением русской музыкальной культуры того времени стала музыкальная мелодрама «Орфей» композитора Е.И. Фомина (1761-1800). Он был также создателем песенной оперы на национальный русский сюжет «Ямщик на подставе», оперы «Американцы» и других произведений. В это время создавал оперы и Д.С. Бортнянский (1751-1825) – «Сокол», «Сын-соперник» и другие. Бортнянский – автор около 200 музыкальных произведений.

    На рубеже XVIII-XIX веков появился жанр камерной лирической песни – русский романс на стихи русских поэтов. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский (1754-1831), написавший «Российские песни», героико-патриотические полонезы. Один из них на слова Г.Р. Державина «Гром победы развивайся» долгое время был русским национальным гимном.

    Заключение .

    Итоги историко-культурного развития России в XVIII веке весьма значительны. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства. В то же время укрепление связей с зарубежными странами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру. Укрепление могущества русского государства, которое стало одним из крупнейших государств мира, способствовало формированию русской нации и единого русского языка, ставшего величайшим культурным богатством русского народа. Получили развитие все направления культуры – образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Произошло обмирщение, секуляризация культуры, проникновению в Россию идей Просвещения. Это способствовало появлению новых видов культуры – первых литературных журналов, художественной литературы, общедоступного театра, светской музыки. Идёт становление русского классицизма. Значительно расширилась сфера духовной деятельности русских людей.

    Список использованной литературы:

    1. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 600 с.: ил. цв

    2. В.В. Мавродин Рождение новой России - М.: 1998г.

    3. Конспект лекций (лектор - Айсина Фаина Османовна).



    Рассказать друзьям