«Народный заступник» – Гриша Добросклонов В противовес отталкивающим. «Народный заступник» гриша добросклонов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Слайд 2

В противовес отталкивающим образам угнетателей народа в поэме нарисован светлый и благородный образ «народного заступника». Им является семинарист Гриша Добросклонов Гриша Добросклонов - сын «батрачки безответной» и сельского дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина». Голодное детство, суровая юность сблизили его с народом, ускорили духовное созревание и определили жизненный путь Гриши:...лет пятнадцати Григорий твёрдо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и тёмного Родного уголка.

Слайд 3

Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Гриша Добросклонов - борец за народное счастье; он хочет быть первым там, «где трудно дышится, где горе слышится».

Слайд 4

Образом Григория Некрасов давал ответ на вопрос: что делать борцу за народные интересы? Иди к униженным, Иди к обиженным Там нужен ты.

Слайд 5

Григорий становится в ряды тех, кто готов «на бой, на труд за обойдённого, за угнетённого». Мысли Гриши постоянно обращены «ко всей Руси загадочной, к народу». В его душе «с любовью к бедной матери любовь ко всей вахлачине слилась». Григорий- верный сын народа. В образе Гриши Добросклонова Некрасов видит представителя трудовой народной массы, кровно с ней связанного: «Как ни темна вахлачина», как ни забита барщиной и рабством, она, «благословясь, поставила в Григорье Добросклонове такого посланца». Ему чужды заботы о личном благополучии, для него «доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего».

Слайд 6

Некрасовский революционер готов отдать свою жизнь за то, чтоб «каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси». Гриша не одинок. На «честные пути», в бой за «честное дело» вышли уже сотни людей, подобных ему. Ему, как и другим борцам, ...судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.

Слайд 7

Но Гришу не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество того дела, которому посвятил свою жизнь. Он знает, что его родине «суждено ещё много страдать», но верит в то, что она не погибнет, и поэтому чувствует «в груди своей силы необъятные». Он видит, что многомиллионный народ пробуждается к борьбе: Рать подымается Неисчислимая! Сила в ней-скажется Несокрушимая!

Слайд 8

На основной вопрос поэмы - кому на Руси жить хорошо? - Некрасов отвечает образом Гриши Добросклонова, «народного заступника». Вот почему поэт говорит: Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. Труден, но прекрасен путь, по которому идёт Гриша Добросклонов. На этот путь вступают «лишь души сильные любвеобильные». На нём ждёт человека подлинное счастье, ибо счастлив может быть только тот, говорит Некрасов, кто себя отдаёт борьбе за благо и счастье народа.

Посмотреть все слайды

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/162-grisha_dobro....pptx_images/162-grisha_dobro....pptx_0.jpg" alt=">«Народный заступник» – Гриша Добросклонов">

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/162-grisha_dobro....pptx_images/162-grisha_dobro....pptx_1.jpg" alt=">В противовес отталкивающим образам угнетателей народа в поэме нарисован светлый и благородный образ «народного"> В противовес отталкивающим образам угнетателей народа в поэме нарисован светлый и благородный образ «народного заступника». Им является семинарист Гриша Добросклонов Гриша Добросклонов - сын «батрачки безответной» и сельского дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина». Голодное детство, суровая юность сблизили его с народом, ускорили духовное созревание и определили жизненный путь Гриши:...лет пятнадцати Григорий твёрдо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и тёмного Родного уголка.

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/162-grisha_dobro....pptx_images/162-grisha_dobro....pptx_2.jpg" alt=">Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Гриша Добросклонов - борец"> Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Гриша Добросклонов - борец за народное счастье; он хочет быть первым там, «где трудно дышится, где горе слышится».

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/162-grisha_dobro....pptx_images/162-grisha_dobro....pptx_3.jpg" alt=">Образом Григория Некрасов давал ответ на вопрос: что делать борцу за народные интересы? Иди"> Образом Григория Некрасов давал ответ на вопрос: что делать борцу за народные интересы? Иди к униженным, Иди к обиженным Там нужен ты.

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/162-grisha_dobro....pptx_images/162-grisha_dobro....pptx_4.jpg" alt=">Григорий становится в ряды тех, кто готов «на бой, на труд за обойдённого, за"> Григорий становится в ряды тех, кто готов «на бой, на труд за обойдённого, за угнетённого». Мысли Гриши постоянно обращены «ко всей Руси загадочной, к народу». В его душе «с любовью к бедной матери любовь ко всей вахлачине слилась». Григорий- верный сын народа. В образе Гриши Добросклонова Некрасов видит представителя трудовой народной массы, кровно с ней связанного: «Как ни темна вахлачина», как ни забита барщиной и рабством, она, «благословясь, поставила в Григорье Добросклонове такого посланца». Ему чужды заботы о личном благополучии, для него «доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего».

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/162-grisha_dobro....pptx_images/162-grisha_dobro....pptx_5.jpg" alt=">Некрасовский революционер готов отдать свою жизнь за то, чтоб «каждому крестьянину жилось вольготно-весело на"> Некрасовский революционер готов отдать свою жизнь за то, чтоб «каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси». Гриша не одинок. На «честные пути», в бой за «честное дело» вышли уже сотни людей, подобных ему. Ему, как и другим борцам, ...судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/162-grisha_dobro....pptx_images/162-grisha_dobro....pptx_6.jpg" alt=">Но Гришу не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество того дела,"> Но Гришу не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество того дела, которому посвятил свою жизнь. Он знает, что его родине «суждено ещё много страдать», но верит в то, что она не погибнет, и поэтому чувствует «в груди своей силы необъятные». Он видит, что многомиллионный народ пробуждается к борьбе: Рать подымается Неисчислимая! Сила в ней-скажется Несокрушимая!

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/162-grisha_dobro....pptx_images/162-grisha_dobro....pptx_7.jpg" alt=">На основной вопрос поэмы - кому на Руси жить хорошо? - Некрасов отвечает образом"> На основной вопрос поэмы - кому на Руси жить хорошо? - Некрасов отвечает образом Гриши Добросклонова, «народного заступника». Вот почему поэт говорит: Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. Труден, но прекрасен путь, по которому идёт Гриша Добросклонов. На этот путь вступают «лишь души сильные любвеобильные». На нём ждёт человека подлинное счастье, ибо счастлив может быть только тот, говорит Некрасов, кто себя отдаёт борьбе за благо и счастье народа.

Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси! Н. А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо В образе народного заступника Гриши Добросклонова воплотился авторский идеал положительного героя. Этот образ явился итогом раздумий Н. А. Некрасова о путях, ведущих к счастью русский народ. Правдиво, но очень по­этично поэт сумел отобразить лучшие черты характера Гриши - оптимистически настроенного борца, тесно свя­занного с народом и верящего в его великое и светлое будущее. Рос Гриша в нищете. Его отец, Трифон, сельский дья­чок, жил «беднее захудалого последнего крестьянина», был вечно голоден. Мать Гриши, Домна, - «батрачка безответ­ная на каждого, кто чем-нибудь помог ей в черный день». Сам Гриша учится в семинарии, которая для него была «кормилицей». Как ни плохо кормили их в семинарии, юноша последним куском хлеба делился с матерью. Рано задумался Гриша о жизни, и в пятнадцать лет он уже твердо знал, «кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет». Перед собой, как и перед любым думающим чело­веком, он ясно видел лишь две дороги: Одна просторная Дорога - торная. Страстей раба... По этому пути движется жадная к соблазну толпа, для которой смешна даже мысль «о жизни искренней». Это дорога бездушья и жестокости, поскольку «за блага брен­ные» там кипит «вечная, бесчеловечная вражда-война». Но есть и вторая дорога: Другая - тесная, Дорога честная, По ней идут Лишь души сильные, Любвеобильные, На бой, на труд... Григорий Добросклонов выбирает именно этот путь, поскольку видит свое место рядом с «униженными» и «оби­женными». Это дорога народных заступников, революцио­неров, и Гриша не одинок в своем выборе: Немало Русь уж выслала Сынов своих, отмеченных Печатью дара божьего, На честные пути... Гриша обладает не только светлым умом и честным бунтующим сердцем, он наделен и даром красноречия. Он умеет убедить мужиков, которые прислушиваются к нему и верят его словам, утешить их, разъяснить, что в появле­нии таких людей, как Глеб-предатель, виноваты не они, а «крепь», которая родила и «грехи помещика», и грехи Гле­ба и «несчастного Якова». Нет крепи - Глеба нового Не будет на Руси! Григорий лучше, чем остальные, понимает великую силу слова, поскольку он - поэт. Его песни поднимают дух крестьянам, радуют вахлаков. Еще совсем юный Гриша может привлечь своими песнями внимание обездоленного народа к идее протеста и повести за собой. Он верит, что народная сила - это «совесть спокойная, правда живу­чая», поэтому ощущает «в груди своей силы необъятные». Свое счастье Григорий Добросклонов находит в любви к родине и народу, в борьбе за его свободу, и этим он не только отвечает на вопрос странников о том, кто счастли­во живет на Руси, но и является олицетворением понима­ния Некрасовым истинного назначения своего творчества, своей жизни.

Великий русский поэт Н.А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» вскоре после отмены крепостного права. Главной его целью при этом было показать, что ничего в жизни крестьян не изменилось. Как были они зависимы от помещиков, так и остались. Чтобы стать свободным, нужно было выплатить хозяину большие отступные деньги, а где их взять бедному крестьянину? Так и продолжали мужики и бабы ходить на барщину и платить непомерный оброк.

Николаю Алексеевичу было больно смотреть на униженное положение бедняков. Поэтому в своей поэме он вводит образ народного заступника Гриши Добросклонова.

Впервые с Добросклоновым мы встречаемся в главе «Доброе время – добрые песни». Это молодой человек, который «лет пятнадцати…твердо знал уже, что будет жить для счастия убитого и темного родного уголка». Даже фамилия этого героя говорит сама за себя: склонность к добру.

Создавая этот образ, поэт стремится показать в нем общественного деятеля с прогрессивными взглядами. Григорий Добросклонов близок простому народу тем, что также испытал голод и нужду, несправедливость и унижение.

В одной из песен, которые поет Гриша, говорится о двух путях переустройства общества. Одну дорогу, «просторную, страстей рабу», выбирает «к соблазну жадная толпа», другую, «тесную, дорогу честную», выбирают лишь «души сильные, любвеобильные, готовые защищать угнетенных». Здесь же звучит призыв ко всем прогрессивным людям:

Иди к униженным,

Иди к обиженным –

Будь первый там.

Но второй путь очень сложен.

Его выбирают люди с твердым характером и упорной волей. Таков Григорий:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Несмотря ни на что юноша верит в светлое будущее России. Через песни он пытается воздействовать на интеллигенцию, с тем чтобы та проснулась и начала защищать простой народ.

А в песне «Русь» лирический герой обращается ко всем простым людям с надеждой, что те в скором будущем выберут более действенный путь искоренения поработителей и угнетателей:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка Русь!

Сам Григорий называет эту песню благородным гимном, в котором воплотилось «народное счастье». Народ могуч и велик.

Когда он проснется, страна превратится в могучую державу. Именно в народе видит автору силу, способную изменить устоявшееся положение вещей:

Рать подымается-

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Следовательно, образом Гриши Добросклонова автор показывает пути к достижению счастья. Он считает, что счастлив может быть только тот, кто борется за интересы всего народа. Также Некрасов создает программу действий для тех, кто выбрал путь народных заступников.

«Кому на Руси жить хорошо» — самое мощное и удивительное создание Некрасова. Это не поэма в традиционном смысле слова и даже не роман в стихах. Это народная эпопея нового времени, впитавшая традиции древнерусских былин. В «Кому на Руси жить хорошо» воплощены исконные черты русского национального характера, его незыблемые устои, народное горе и народное счастье. Свою поэму Н. А. Некрасов писал в одну из переломных эпох нашей истории. Отмена крепостного права, экономические реформы — все это происходило на глазах у писателя. Некрасовским странникамтак и не удалось найти счастливого человека на Руси. В чем же корень зла, источник людских горестей? Гриша Добросклонов отвечает на этот вопрос: «Всему виною крепь». Но это мнение, как мне кажется, было бы неправильно считать настоящей точкой зрения автора. Мотив истинного счастья возникает в последней главе поэмы — «Доброе время — добрые песни». Он связан с образом Гриши Добросклонова, в котором воплотился нравственный идеал писателя: Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника. Чахотку и Сибирь. Сын дьячка, вскормленный всем крестьянским миром, впитавший с молоком матери горькую крестьянскую среду, Гриша не просто испытывает глубокую и преданную любовь к народу. Этот герой становится народным заступником, сознательным борцом за народное счастье. Судьба Гриши Добросклонова типична для русских революционеров-демократов. Интересно, что фамилия героя похожа на фамилию Добролюбова, которого Некрасов очень любил и ценил. Долгое время в советском литературоведении образ Добросклонова воспринимался как художественный слепок Белинского, Добролюбова, Чернышевского, как высший идеал революционного деятеля. Действительно, мне кажется, что в образе этого героя нашли отражение общественно-политические черты того времени: «хождение в народ» и другое. Но, я думаю, Гриша Добросклонов — это мечта поэта, его надежда. Некоторые критики творчества Некрасова указывали на схематичность образа героя. Мне кажется, это вполне объяснимо. Гриша — простой парень. Биографически он ничем не отличается от крестьян, он испытывал такую же нужду, как и все они. Концовка главы «Пир на вест мир» играет роль развязки всей эпопеи. Ведь именно здесь прозвучал ответ на вопрос, поставленный в самом начале произведения — «кому на Руси жить хорошо?» Счастливым человеком оказывается никто иной, как народный заступник Гриша Добросклонов. Его счастье основывается на радости от творческой удачи. «Удалась мне песенка!» — молвил Гриша: Если бы знать могли они, что творилось с Гришею, Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного — Пел он воплощение счастия народного! Как поэт Гриша раскрывается через песни. В них же он находит возможность указать на путь к счастью для всего народа. Образ Гриши Добросклонова связан с проблемой образа автора и слабым выражением авторской позиции. Она показана в поэме не так четко, как позиция защитника русского народа: Рать подымается — Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая! Песнь «Русь» — гимн крестьянской Руси, которая, преодолев бессилие, проснется и поднимется на борьбу за свое освобождение. Но мысли о революционном преображении мира, по мнению Некрасова, полностью еще не вошли в народное сознание. В своих песнях Гриша поднимает нравственные вопросы, которые основываются не только на социальном неравенстве: Сила с неправдою Не уживается. Жертва неправдою Не называется. Стиль и язык песни героя имеют народные корни, фольклорную основу. Это придает ей эпическое звучание и расширяет границы художественного пространства произведения. Именно благодаря им образ Гриши приобретает ореол человека из народа и народного заступника: Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! В рабстве спасенное Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное! Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи.



Рассказать друзьям