Население африки. Удивительные племена африки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Этнический состав современного отличается большой сложностью. Континент населяют несколько сот больших и малых этносов, 107 из которых насчитывают более 1 млн. человек каждый, а 24 превышают 5 млн. человек. Крупнейшими из них являются: египетские, алжирские, марокканские, суданские арабы, хауса, йоруба, фульбе, игбо, амхара.

Антропологический состав населения Африки

В современном населении Африки представлены различные антропологические типы, относящиеся к разным расам.

Северная часть континента вплоть до южной границы населена народами (арабы, берберы), принадлежащими к индо- расе (входит в большую европеоидную расу). Для этой расы характерны смуглый цвет кожи, темные глаза и волосы, волнистые волосы, узкое лицо, нос с горбинкой. Однако среди берберов встречаются и светлоглазые и светловолосые.

К югу от Сахары живут народы, принадлежащие к большой негро- расе, представленной тремя малыми расами – негрской, негрилльской и бушменской.

Среди них преобладают народы негрской расы. К ним относится население , Гвинейского побережья, Центрального Судана, народы нилотской группы (), народы банту. Для этих народов характерны темный цвет кожи, темные волосы и глаза, особое строение волос, завивающихся в спирали, толстые губы, широкий нос с низкой переносицей. Типичной особенностью народов Верхнего Нила является высокий рост, превышающий в некоторых группах 180 см (мировой максимум).

Представители негрилльской расы – негрилли или африканские пигмеи – низкорослые (в среднем 141-142 см) обитатели тропических лесов бассейнов рек , Уэле и др. Кроме роста их отличает также сильное развитие третичного волосяного покрова, еще более широкий, чем у негроидов, нос с сильно уплощенным переносьем, сравнительно тонкие губы и более светлый цвет кожи.

К бушменской расе принадлежат обитающие в бушмены и готтентоты. Их отличительной особенностью является более светлая (желтовато-бурая) кожа, более тонкие губы, более плоское лицо и такие специфические признаки как морщинистость кожи и стеатопигия (сильное развитие подкожного жирового слоя на бедрах и ягодицах).

Реюньон – 21,8 промилле,
ЮАР – 21,6 промилле,
– 18,0 промилле,
– 16,7 промилле.

В целом повышенные коэффициенты рождаемости характерны для Западной и , а пониженные показатели для зон экваториальных лесов и областей.

Смертность постепенно сокращается до 15-17 промилле. Наиболее высокие показатели смертности наблюдаются:

Размещение населения Африки

Средняя плотность населения континента невелика – около 30 чел./км2. на размещение населения влияют не только природные условия, но и исторические факторы, в первую очередь последствия работорговли и колониального господства.

Рассматривая современную карту расселения народов Африки и распространения различных языков, замечаешь удивительную особенность. Если вся Западная Африка (к югу от Сахары), значительная часть Центральной Африки (южные районы Восточного Судана и прилегающие районы соседних с ним государств) населены народами, говорящими на языках, принадлежащим к различным языковым семьям, то вся Западная Экваториальная Африка, почти вся Восточная Тропическая Африка и почти вся Южная Африка заселены народами, говорящими на языках одной семьи народов банту - очень близкими по корневой основе и по грамматическому строю. Некоторые из них взаимопонимаемы.

В основе грамматики языков банту лежат изменения корня с помощью различных приставок. Так, от корня «нту» - «человек» происходит слово «банту» - «люди, говорящие на близких языках». Вот несколько примеров, относящихся к языкам народов изучаемой нами области: «м», «му» - префикс единственного числа; «ба», «ва», «банья» - префикс множественного числа; «ки», «киши», «чи» - префикс, обозначающий название языка. Таким образом, муконго - один человек конго; баконго - весь народ конго (самоназвание народа); киконго (кишиконго) - язык, на котором говорят баконго. Производные от корня «луба» - мулуба - один человек; балуба - весь народ; чилуба - язык, на котором говорят балуба, и т.д. Народы банту роднит не только языковая близость, но и материальная и духовная культура, неопровержимо свидетельствующая о единстве их происхождения.

Вопрос о происхождении банту до сих пор вызывает споры среди историков-африканистов. В настоящее время наиболее заслуживают внимания три основные теории происхождения народов банту. Одна из них связывает медленное движение негроидных народов к югу с высыханием района Сахары, начавшимся, по всем данным, к III тысячелетию до н.э.
Согласно этой теории, из районов Западной Африки, примерно из центрального Камеруна, где живут народы, говорящие на языках бантоидной группы, близких к языкам банту, началось к первым векам нашей эры заселение экваториальных областей континента народами банту.
Путь переселенцев шел вдоль северной границы экваториального леса и в районе Великих африканских озер выходил к Восточной Африке. Здесь поток переселенцев разделился на три ветви. Одна группа направилась на север, другая - на юг, а третья, обогнув озеро Танганьика, повернула на запад и заселила с востока Шабу, а затем всю Западную Экваториальную Африку. Великое переселение народов континента длилось многие века.

Эта теория господствовала в науке с первых десятилетий XX века и до начала 60-х годов, когда появились очень интересные работы лингвиста-африканиста Гасри, заставившие пересмотреть ее. Путем тщательного анализа и сопоставления близких корней двухсот языков банту Гасри пришел к выводу, что районом наибольшей концентрации «основных корней» этих языков является плато Шаба - область расселения современных народов бабемба и балуба. Исходя из этого, он сделал вывод, что именно эта область была прародиной банту и именно отсюда они двинулись на север, юг, запад и восток, заселив огромные области Африки.
Затем появились работы, авторы которых пытаются увязать противоречия между этими двумя теориями.
На основании изучения археологических, антропологических и лингвистических материалов создана новая теория последовательных этапов миграции предков народов банту. Наиболее обоснованно эти взгляды изложены в статьях Йерно, Оливера и Познанского.

Согласно новой теории происхождения банту, начальной причиной, приведшей в движение народы Африки, было высыхание Сахары и резкое увеличение численности населения в связи с появлением производящих форм хозяйства: земледелия, скотоводства, а также освоения техники изготовления железных орудий труда. Исходный район переселения предков банту - плато центрального Камеруна (как и в первой теории), но движение ранней группы переселенцев происходило не в обход тропического леса, а либо через него, либо вдоль побережья океана - на юг, в бассейн реки Конго. Обилие притоков облегчало продвижение вглубь страны - к плато северной Шабы. Здесь переселенцы встретили благоприятные для жизни условия: лесистую саванну, изобилующую дичью и удобную для земледелия, рыболовные угодья, легкодоступные залежи медных и железных руд. Все это в совокупности с другими факторами привело к тому, что мигранты - древние банту - надолго остановились в этом районе. Именно здесь сложилось ядро народов банту, центр, откуда началось их дальнейшее расселение по всей Экваториальной Африке, или, как говорят специалисты, «вторичная миграция».
Как мы видим, последняя теория учитывает лингвистические материалы Гасри о объясняет, каким образом Шаба стала центром консолидации народов группы банту. Новые методы датировки археологических памятников позволяют определить примерное время ранних миграций - последняя четверть второго тысячелетия до н.э.

Вторичные миграции в долину Замбези относятся к I-II вв. н.э.; в Межозерье и Восточную Африку - к концу I тысячелетия н.э. По данным арабских источников, уже в IX-X вв. на восточном побережье Африки существовали обширные и могущественные политические объединения - «царства» банту, находившиеся под властью царя Зенджей («царя Черных»). Рассказы арабских хронистов и мореходов ученые связывают обычно с царством Мономотапа (на территории современной Родезии), которое оставило после себя развалины гигантских каменных крепостей (Зимбабве, Дхло-Дхло и др.). Эти материалы свидетельствуют, что в Юго-Восточной Африке банту стояли на грани перехода от бесклассового общества к раннеклассовому, а быть может, к IX в. Уже и перешли ее. Иными словами, банту прошли длительный путь развития, а основы имущественного и классового расслоения были заложены еще во время пребывания их предков в Шабе. Длительность «вторичной» миграции банту, в том числе и заселение этими народами всей Западной Экваториальной Африки, ученые определяют в пять-шесть столетий. Однако уже в XIII-XVI вв. предки всех наиболее значительных народов, ныне живущих, на просторах саванны Западной Экваториальной Африки, населяли примерно эти же области.

Так, предки баконго, близкие им бавили и другие населяли Атлантическое побережье к северу и к югу от устья реки Конго и огромные провинции по нижнему ее течению. К югу от них (к югу от реки Данде) жили амбунду (бамбунду) - будущие основатели государства Ангола. Предки бакуба пришли в междуречье Касаи-Санкуру. Предки балунда занимали обширные плато северо-восточной Анголы и соседние районы Заира. Балуба составляли основное население Шабы.

Орлова А.С., Львова Э.С. «Страницы истории Великой Саванны». 

На нашей планете осталось не так много мест, где можно увидеть сообщества людей, живущих в условиях быта, практически не изменившихся на протяжении многих столетий. Одним из таких мест является Африка, там сохранились люди, которые живут охотой, рыбалкой и собирательством. Эти племенные сообщества ведут в основном замкнутый образ жизни, редко выходящие на контакт с окружающим их населением.

Хотя в последнее время традиционный уклад многих народностей и племён претерпел значительные изменения, и они всё больше интегрируются в современные товарно-денежные отношения, но многие продолжают заниматься натуральным хозяйством.

Для этих сообществ характерно низкопродуктивное сельское хозяйство. Главной экономической задачей у них является самообеспечение основными продуктами питания, чтобы не допустить длительного голода. Слабость экономического взаимодействия и полное отсутствие торговли, нередко становятся причиной межэтнических противоречий и даже вооружённых конфликтов.

Другие же племена достигли более высокого уровня экономического развития, постепенно ассимилировавшись с более крупными государствообразующими народами, и потерявшие при этом свои отличительные черты.

Отказ от натуральных форм хозяйствования, и всё большая вовлечённость в современные экономические отношения, способствует повышению культурного и технологического развития. Что выражается в повышении производительности, и общем подъёме материального благосостояния.

Например, внедрение плуга у некоторых земледельческих народностей и племён в Западной Африке, привело к существенному повышению урожайности и увеличению наличных средств, что в свою очередь привело к созданию благоприятных условий для дальнейшей модернизации сельскохозяйственных работ, и начала механизации.

Список крупнейших Африканских племён и народностей

  • Масаи
  • Маконде
  • Мбути
  • Мурси
  • Календжин
  • Оромо
  • Пигмеи
  • Самбуру
  • Свази
  • Туареги
  • Хамер
  • Химба
  • Бушмены
  • Гурма
  • Бамбара
  • Фульбе
  • Волоф
  • Малави
  • Динка
  • Бонго

Более 1 млрд.

человек живет на африканском континенте или 34 человека на одном квадратном километре. Фактически население Африки размещается неравномерно. Опаленные зноем безводные пустыни, где дождей не бывает годами, почти безлюдны.

Какие народы населяют Африку и как они распределяются на материке?(только коротко пжл)

В непроходимых лесах Экваториальной Африки прорубили тропы лишь немногие племена охотников. А в низовьях больших рек обработан каждый клочок земли. Здесь плотность населения резко увеличивается.

В нильском оазисе на одном квадратном километре живет свыше трех тысяч человек.

Северное и восточное побережье материка, берега гвинейского залива тоже плотно заселены. В крупных городах сосредоточена международная торговля и современная промышленность, банки и научные центры.

Северную Африку населяют арабы и берберы, которые относятся к южной ветви европеоидной расы.

12 веков назад на средиземноморское побережье пришли арабы. Они смешались с местным населением и передали ему свой язык, культуру, религию. Древние постройки свидетельствуют о высоком искусстве арабских зодчих, о вкусе и мастерстве народа.

Старинные арабские города до сих пор сохранили свой неповторимый облик. Укрытые от солнца узкие улочки, лавочки торговцев на каждом углу, мастерские ремесленников.

К югу от Сахары простирается обширная территория Центральной Африки.

Здесь живут многочисленные негритянские народы: суданские народы, пигмеи, народы банту, нилоты. Все они относятся к экваториальной расе. Отличительные черты расы: темный цвет кожи, курчавые волосы, — складывались длительное время под влиянием природных условий. Среди негроидов сотни различных племен и народностей с неповторимыми чертами лица, формой головы, оттенка цвета кожи.

Нилотские народы, например, самые высокие люди на материке. Средний рост мужчины-нилота — 182 см, а рост пигмея — 145 см. В лесах Экваториальной Африки живут самые низкорослые люди на земле, искусные следопыты и охотники.

Веками остается неизменным облик африканских хижин. В таких деревнях живет большая часть населения Центральной Африки. Источник пропитания — земледелие. Главное орудие труды — мотыга.

В саванне и редколесье с богатым травяным покровом пасут крупнорогатый скот кочевники-скотоводы. Жители побережья кроме земледелия и животноводства занимаются ловлей рыбы.

А некоторые народы полностью связали свою жизнь с водной стихией.

На востоке Африки на территории Эфиопии и Сомали расположены народы смешанной расы (народы Эфиопии и Сомали, нилоты, народы банту). Древние предки сомалийцев и эфиопов, вероятно, произошли от смешения европеоидов и негроидов.

Тонкие черты лица как у европеоидов, темны цвет волос и курчавые волосы как у негроидов. Раскопки на территории Эфиопии показали, что человек там жил 4 млн.

лет назад.

Коренное население Южной Африки — бушмены, готтентоты, буры. Южная Африка является само развитой частью черного континента за счет промышленности ЮАР.

У восточного побережья материка расположен остров Мадакаскар.

Здесь живут мальгаши, представители монголоидной расы. 2000 лет назад мальгаши приплыли на Мадагаскар из Индонезии.

Многие ученые считают, что Африка представляет собой появление человека. Археологи, раскопавшие в Восточной Африке во второй половине 20-го века, нашли останки «умного человека», возраст которого составляет около 2,7 миллиона лет.

Более древние человеческие останки были найдены в Эфиопии около 4 миллионов лет.

Африка по регионам, а также по регионам занимает третье место (после Евразии) между континентами.

Население континента состоит из национальных и иностранных жителей, население которых составляет около 600 миллионов человек. Здесь представлены представители всех основных гонок.

В Северной Африке обитают представители южной ветви европеоидной расовой группы (характеризующейся темной кожей, узким носом, темными глазами). Это коренные народы — берберов и арабов. К югу от Сахары живут черные люди, принадлежащие к экваториальной расе, в которую входят подполья и многочисленные группы наций.

Наиболее разнообразное неродное население, живущее на юге Сахары и побережье залива Гвинея. Сотни племен и народов различаются по цвету, высоте, чертам лица, языку, образу жизни, занимают эти территории.

Военные зоны, Восточная и Южная Африка, населены людьми, принадлежащими к группе банту. В экваториальных лесах есть пигмеи, которые выделяются среди негров, небольшой рост (до 150 см), более светлый цвет кожи, тонкие губы.

В пустынях и полупустынях Южной Африки обитают готтентоты и бушмены, несущие признаки монголоидов и негароидов.

Часть жителей континента имеет смешанное происхождение, поскольку оно было сформировано путем смешивания двух рас и более, жителей дельты Нила, Эфиопского нагорья, острова Мадагаскар. Важная часть населения состоит из новичков. Почти во всех странах живут бывшие колонии европейцев: на побережье Средиземного моря — на французском и южном континентах — для буров (потомков голландских поселенцев), британцев, французов, немцев и других.

Население континента крайне неравномерно.

Политическая карта. Многие африканские страны являются древними цивилизациями. Египет, Гана, Эфиопия, Бенин, Дагомеи и др. Европейская колонизация рабской торговли негативно отразилась на развитии экономики и культуры наций в Африке.

К началу двадцатого века почти все территории континента были разделены капиталистическими государствами. До Второй мировой войны на континенте насчитывалось всего четыре независимых государства — Египет, Эфиопия, Либерия и Южная Африка. В начале шестидесятых XX. Столетия в Африке развили активную освободительную борьбу народов за независимость.

В 1990 году последняя колония Намибии обрела независимость.

На континенте насчитывается 55 стран. За исключением Южной Африки, которая экономически развита, остальные страны развиваются. Страны Северной Африки. Территория Северной Африки включает в себя территорию Атласских гор, песчаные и каменные пространства горячей Сахары и саванны в Судане.

Судан — естественный район, простирающийся от Сахары (север) в бассейне Конго (на юге), от Атлантики (на западе) до предгорий Эфиопского нагорья (на востоке). Географы часто смотрят на эту область как часть Центральной Африки.

В число стран Северной Африки входят Египет, Алжир, Марокко, Тунис и другие страны. Все страны имеют соответствующее географическое положение, достигают Атлантического океана и перетекают в Средиземное море и Красное море.

Население этих стран имеет долгосрочные экономические и культурные связи со странами Европы и Юго-Западной Азии. Северные территории многих стран Северной Африки расположены в субтропических районах, главным образом в зоне тропических пустынь.

Самая густонаселенная береговая линия Средиземного моря, северные склоны Атласских гор и долины Нила.

В Сахаре жизнь сосредоточена в основном в оазисах, которых довольно много.

Большинство людей создавали их в местах, близких к подземным водам, на окраинах песчаных пустынь и на сухих каналах. Население стран довольно однородно. В прошлом эта часть континента была заселена Бербером в VIII веке. Century.

Люди, живущие в Африке

пришли арабы, была смесь народов. Парикмахеры приняли ислам и написание арабов. В странах Северной Африки (по сравнению с другими странами континента) существует множество крупных и малых городов, в которых проживает значительная часть населения. Один из крупнейших городов Африки — Каир — столица Египта.

Подземные страны Северной Африки богаты минеральными ресурсами.

В Атласских горах есть минералы, марганцевые и полиметаллические руды, фосфориты, а в Египте есть следы. Рядом с Средиземным морем и Сахарой ​​есть большие запасы нефти и природного газа. От полей до портов города трубопроводы растянуты.

Страны Судана и Центральной Африки.

В этой части континента находятся Заир. Ангола, Судан, Чад. Нигерии и многих малых странах. Земли очень разнообразны — от сухих низко травянистых до влажных высоких луговых саванн и экваториальных лесов. Часть леса уменьшена, и на их месте построены тропические растения.

Страны Восточной Африки. Крупнейшими странами региона являются Эфиопия, Кения, Танзания, Сомали. Они расположены в самой высокой и самой подвижной части континента, характеризующейся глубокими разломами земной коры, дефектами, вулканами, крупными озерами.

Река Нил начинается на восточноафриканском плато.

Природа стран Восточной Африки, несмотря на то, что почти вся территория находится в том же субэкваториальном поясе, очень разнообразна: тропические пустыни, различные типы саун и влажные экваториальные леса. На высоте, на склонах высоких вулканов, высота четко выражена.

Современное население Восточной Африки является результатом смешения разных рас. Представители эфиопской маленькой расы выступают прежде всего за христианство. Другая часть населения относится к людям негроидов — банту, которые говорят на суахили.

Здесь и предыдущее население — европейцы, арабы и индейцы.

Страны Южной Африки. На территории этой узкой, самой южной части континента (Южная Африка, Намибия, Замбия и т. Д.) Насчитывается десять стран, и многие из них очень маленькие (Лесото и т. Д.). Природа богата и разнообразна — от пустынь до влажных тропических лесов. В рельефе преобладают высокие равнины, поднятые по краям. Климат варьируется с севера на юг и с востока на запад.

В Южной Африке наибольшее количество алмазов, урановых руд, золота, руд цветных металлов не только на континенте, но и в мире.

Коренные народы — это люди банту, бушменов и готтентотов, а Мадагаскар живет на Мадагаскаре. Первыми европейцами, которые мигрировали в Южную Африку, были голландцы, а позже они также появились на английском языке. Из смешанных браков европейцев с африканцами возникла группа людей, называемых цветными.

Современное население Южной Африки, помимо автохтонных, составлено из европейцев, особенно потомков голландских поселенцев (буров) и англичан, цветных людей, а также азиатов.

Народы Африки

Народы Центральной, Восточной и Южной Африки

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 6Следующая ⇒

Значительная часть Африканского континента к югу населена многочисленными народами языковой подгруппы бенуэ-конго, часть из которой объединяют по общим названием банту. Банту хорошо знали мотыжное земледелие, а отдельные народы даже земледелие с искусственным орошением.

Земледельцами являются банту тропической зоны в бассейне Конго. Банту занимались плавкой железа и меди, добывали золото, обладали высокой техникой кладки каменных зданий из блоков. Они создали ряд самостоятельных государственных образований: Баконго, Балуба, Бутанда, Мономотапа. У банту сложилась два основных хоз.культ.типа: земледельческий и скотоводческий. Для всей Африки характерна подсечно-огневая система земледелия с мотыжной обработкой почвы.

На склонах холмов – террасное земледелие. Из-за недостатка пригодной земли крестьяне-банту продлевают срок использования полевых участков путем чередования посевов разных культур, внесения удобрений и использования системы ирригации. Скотоводческое хозяйство имеет свои особенности: в бассейне Конго мало домашних животных, недостаток в мясной пище покрывают продукты охоты и рыболовства. Что касается Восточной Тропической Африки (ВТА), здесь развито скотоводство больше. Главный транспорт здесь – осел и лошади.

Что касается Южноафриканского скотоводства, то оно было и остается пастбищным. Массовый падеж скота от чумы в 19 веке, захват земель европейскими колонизаторами, изгон банту в неудобные резерваты подорвали их скотоводческое хозяйство.

Народы банту знакомы с металлургией железа и меди. Кузнечное ремесло принимало здесь художественные формы, т.е. оружия отличались и качеством и отделкой. Поселения банту – большие и малые деревни, обнесенные высокой изгородью. Жилища – в основе плетеный каркас, с боков и сверху тростник, пальмовые листья или солома.

В каждой деревне имеется специальный дом или навес для общественных собраний мужчин. У народов Южной Африки основной формой поселения является крааль, в котором обитает большая патриархальная семья. Около каждого дома находится постройка для приготовления пищи. Одежда: в условиях жары здесь используется минимум одежды: и мужские и женские набедренные повязки, сплетенные из травы или шкуры животных.

Ткачество большинству банту не было известно. В последнее время стали распространяться привозные текстильные ткани и одежда европейского покроя. Главой деревни являлся старший в роду дядя по материнской линии. Он распределял землю и руководил религиозными обрядами общины. У большинства народов ЦТА в прошлом столетии сохранялся патриарх.род.

Земля находится в совместном владении деревни-общины.

Каждый член наделен полевым участком (который нельзя купить, продать или подарить). Родовые и племенные вожди при поддержке колониальной администрации превратились в эксплуатационную верхушку. Родовой строй Восточной Африки находится в стадии разложения. Основная экономическая ячейка – индивидуальная семья. Все управление страной находится в руках знати, которая из своей среды выбирает «царя», сначала по женской линии, а затем стали выбирать по отцовской линии. Государство Конго просуществовало до конца 19 века.

Проникновение капитализма в Ц, В и Ю Африку ускорило распад родоплеменных отношений и способствовало развитию товарно-денежных отношений.

Началось объединение разрозненных прежде племен в крупные этнические сообщества.

Каждая семья поклонялась своему мужскому предку, а племя в целом предкам вождя.

Для банту характерны смутные представления о местном боге:

1. Бог наделялся чертами своего создателя — человека.

2. Бог – это «антропоморфное» существо, посылающее дождь.

3. Бог для банту это просто олицетворение неба.

Народы Западной Азии

Западная Азия занимает обширные области евразийского континента (полуостров Малая Азия, Месопотамия, Аравийский полуостров, Иранское нагорье, Ливант).

Здесь находится ряд государств: Турецкая республика, Исламская республика, Афганистан, Ирак, Сирия, Саудовская Аравия, Израиль, Ливан, Бахрейн, Арабские Эмираты и мн.др.).природные условия – господство засушливых ландшафтов с широким распространением пустынь.

Крупные реки – Тигр и Евфрат.

Первые свидетельства об этническом составе ЗА появляются на рубеже 4-3 тыс.до н.э., когда шумеры создали в Южной Месопотамии Древнейшее государство и изобрели клинопись.

В ЗА распространено значительное количество языков, которые относятся к различным ветвям 3-х языковых семей: индоевропейская (иранская ветвь: языки фарси, пушту, таджикские, курдские и др.); семито-хамитская (арабский литературный язык со своими говорами и диалектами) и алтайская (тюркские языки, входящие в разные ветви: турецкая ветвь, азербайджанская, татарская, туркменская и т.д.).

По антропологическим признакам почти все население ЗА принадлежит к различным расовым типам большой европеоидной расы.

Современный этнический состав сложен и большая его часть многонациональна. С трудностями связано установление этнического состава Турции, Ирана и Афганистана. Официальный язык и письменность: арабский (распространен в арабских странах), а, например, в Израиле – язык иврит, а письменность основана на древнееврейском алфавите.

Хозяйством занято большая часть ЗА (за исключением промышленности).

2 хоз.культ.типа: плужное земледелие и кочевое скотоводство (номадизм). Поля орошаются двумя способами: самотек (пашни лежат ниже уровня реки), перекачка воды (когда уровень ниже возделываемых полей). «Кяризное орошение» – это системы водосборных галерей, по которым выводятся на дневную поверхность подпочвенные воды (цепь колодцев).

В пустынных и засушливых местностях небольшие поля орошаются из искусственных водоемов, в которых скапливается дождевая или талая снеговая вода, а также из колодцев. В некоторых странах, особенно Иране и Афганистане, в горах имеет место «богарное» земледелие, при котором поля не поливают, рассчитывая на естественное увлажнение дождем. Земли обрабатывают деревянным плугом с железным сошником, мотыгами, лопатами, а современные механизированные земледельческие орудия имеют только зажиточные хозяйства.

Земледельцы разводят одомашненных животных, как тягловую силу и для получения молока, мяса, шерсти.

В большей части арабских стран главные с/х культуры: пшеница, ячмень, финиковые пальмы, в отдельных местностях технические культуры, рис, цитрусовые и огородные, в Йемене – кофе. В Турции, Иране, Афганистане выращивают много хлопка, винограда, табака, плодовых деревьев.

В Иране сеют особо высококачественные сорта риса. Имеются плантации опийного мака.

Животноводство ведется земледельцами в стойловой и отгонной формах.

В пустынях и горах ЗА наблюдается кочевнический хоз.культ.тип: кочевое, полукочевое и полуоседлое скотоводство.

Ремесла и домашнее производство получили высокое развитие, существуют мастера по выплавке и обработке металлов (изобретена знаменитая оружейная дамасская сталь). Большого совершенства достигли резчики по камню, кости, дорогим сортам дерева. Здесь ткут лучшие в мире ковры.

Сельские поселения значительно преобладают над городскими и их облик отличается в зависимости от природных условий и местных традиций (например, Турция – поселения, расположенные на морском побережье, в Иране – в предгорьях, в Афганистане – в горных долинах).

Поселения земледельцев – крупные, в горной местности – небольшие. В центре крупного поселения находится базарная площадь, мечеть (церковь), кофейня и административные постройки.

От центра разветвляются кривые улочки, а водопроводы находятся в основном в центре города. Селения кочевников и полукочевников временные и сезонные.

Наиболее долговечные летом. Типы жилищ земледельческого и скотоводческого населения разнообразны. Это земледельческие сооружения (равнин и предгорий) прямоугольные, квадратные, в виде дома из сырцового кирпича с плоской крышей.

Бедняки живут в однокамерных жилых постройках, зажиточные в многокамерных. Интерьер: подстилки-ковры на полах, топчаны-кровати, сундуки с имуществом. У других (Турция и Иран) – невысокая мебель, а у зажиточного населения – фабричная мебель.

Кочевые жилища (например, у туркмен) представляют собой кибитки из разборного деревянного каркаса, обтянутые войлоком. У всех других палатки из шерстяных тканей или брезента, натянутого на шесты.

Традиционная утварь: у земледельце и скотоводов – глиняная посуда. Пищу готовят в котлах. Пищевой рацион: пшеничные лепешки, блюда из растительной и молочной пищи, мясо употребляют зажиточные люди. Напитки: чай с мятой, кофе. Традиционные транспортные средства состоят из верхового, вьючного, колесного и водного транспорта.

Костюм большей части населения схож по типу, а разнообразие наблюдается в головных уборах. Мужской костюм состоит из широкой (до колен) рубашки с рукавами, штаны с широким шагом, халат-плащ.

Зимой – шуба из овчины. Традиционный костюм сохранился главным образом у кочевников. Женская одежда – длинная рубаха-платье и узкие длинные штаны, кафтаны, плащи, халаты.

Семья и семейные отношения основаны на нормах религиозного и обычного права (мусульмане – полигамия, брак-покупка, ортокузенные браки, у кочевников – племенная эндогамия и левират).

Положение женщин неравноправное. В общественных отношениях наблюдается пестрота и в наши дни, в них остаются и феодальные пережитки (Турция).

Духовная культура.

У кочевых народов особенно развито устное творчество, а у оседлых земледельцев развито народная музыкальная культура. Музыкальные инструменты щипковые, ударные, духовые. В народной медицине используются природные средства в соединении с религиозно-магическими поверьями.

Жанры фольклора: сказки, легенды, сатирические произведения. Популярен уличный народный театр марионеток и теней и спортивные состязания. В деревнях и бедных городских кварталах наблюдается неграмотность.

По религиозной принадлежности большая часть населения принадлежит к разным толкам ислама (монотеистическая религия, сложившаяся в Аравии на основе древних верований).

Священная книга – Коран. Ислам имеет течения: суннизм и шиизм. В ЗА существует синкретические религии – это результат смешения христианства, ислама и древних языческих верований. Религия удерживает в этом регионе очень сильные позиции.

Народы Южной Азии

Этот регион занимает территорию полуострова Индостан, остров Шри-Ланка, Ликкодивские, Аминдивские, Андаманские и Никобарские острова.

Государства: Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Непал, Бутан, Мальдивская республика.

В ЮА насчитывается около 200 народов. Население говорит на языках индийской, иранской и дардской ветвей индоевропейской семьи, а также на языках дравидийской, автроазиатской и китайско-тибеской семей.

В ЮА происходят интенсивные языковые процессы, которые выражаются в переходе малых народов на языки своих более многочисленных соседей. В антропологическом отношении население севера ЮА принадлежит к южным европеоидам.

В 3-2 тыс.до н.э. стали проникать племена, говорившие на дравидских языках и языках мунда.

Дравиды по антропологическому типу южные европеоиды были создателями цивилизации в долине Инда. В ходе миграций дравиды и мунда сталкивались с веддоидами и их ассимировали. Группы и население, говорившее на индоевропейских языках попадали в ЮА с севера. На северо-востоке формировались монголоидные по антропологическому типу группы.

Производящее хозяйство стало возникать рано. Большинство народов БА земледельцы, используют плужное земледелие с животноводством и ремесленным производством (хоз.культ.тип).

В Индии выращиваются рис и пшеница (мало), просяные и бобовые, хлопок, сахарный тростник, кофе, табак, чай. Скот является священным, поэтому число непродуктивных животных велико, что в свою очередь затрудняет развитие с/х. Земледелие ведется в орошаемой форме. Используют плуг, жнут серпами. Постепенно складываются и другие хоз.культ.типы:

1. Кочевое и полукочевое скотоводство (пуштуны, белуджи).

Они подчинялись государствам, на землях которых обитали, развитые классовые отношения стали возникать после оседлости и перехода к земледелию.

2. Мотыжные земледельцы: мотыжное земледелие с применением искусственного орошения и более архаическое хозяйство на выжженных участках леса.

3. Промежуточный хоз.культ.тип: комплексное хозяйство отсталых лесных народов, которое основывалось на примитивных мотыгах и на охоте, собирательстве, рыболовстве.

Значительная часть населения живет в сельской местности.

Планировка, типы их жилищ различны: поселения уличного типа, по традиции каст (в различных кварталах), крупные поселения, кочевые поселения и деревни на холмах. В крестьянских домах – низкие топчаны, на которых сидят и спят, низкие табуретки, столики.

Одежда красочная, сшитая и несшитая. У мужчин: дхоти (несшитая набедренная повязка), штаны, рубахи, куртки, шапочки-тюрбаны (запрет кожаной обуви), ходят босиком или тряпичная обувь.

Женщины – сари (длинное полотнище ткани несшитое), кофточки, шали, много украшений.

Утварь в основном из металлической, глиняной, деревянной посуду. Пища – растительная и молочная. Транспорт – повозка с упряжкой из волов, зебу, вьюк.

Семья и общественный строй различаются в соответствии с уровнем социально-экономического развития и принадлежности к индуистской, мусульманской или другой религии.

У индуисткой и мусульманской семьи были большие патриархальные семьи. О браках договаривались родители (браки только между членами одной касты). Имя и наследство по материнской линии. Женщины имели равные права с мужчинами. В семейно-брачных отношениях малых народов наблюдается парная семья и формы семьи, переходные к моногамии. кЛассовые отношения возникли тысячелетия назад, но у некоторых народов остались пережитки. Существует кастовая система, т.е.

профессиональные касты или касты по происхождению. Существует 4 основные касты (варны):

1. Брахманы (жрецы).

2. Кшатрии (воины).

3. Вайшья (земледельцы).

4. Шудра (слуги).

Эпические произведения «Махабхарата», «Рамаяна» и др. Их читают, поют и декламируют. Популярны представления фокусников (факиров). Музыкальные инструменты – щипковые, смычковые, барабаны. Высокого развития достигли изобразительное искусство и архитектура (архитектурный комплекс Агры, Тадж-Махал), развита резьба по дереву, миниатюра.

Народ славится медициной – природные лекарственные средства, воздействие на психику человека, йога.

Кто населяет Африку

Наблюдаются различные религиозные верования: наибольшее количество верующих имеет индуизм, ислам и буддизм. Индуизм корнями восходит к религиям древних арией – политеистическая религия, божества Вишна и Шива, Лакшми. Также существует культ предков.

Буддизм возник в Северной Индии в 6-5 вв. до н.э. Буддизм признает всех равными. Джайнизм возник примерно в 6–5 вв. до н.э. Тоже не признает кастовой систем.

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

Народы Африки

Африка – это 1/5 часть суши нашей планеты. По величине Африка уступает только Евразии. Экватор делит континент почти пополам. Рельеф материка в целом разнообразен. Это обширное плоскогорье. В Африке нет ни обширных низменностей, ни крупных горных цепей. Самая высокая ее часть – восточная, где расположено Абиссинское плоскогорье, изрезанное горами и ущельями. Эту область называют «крышей континента». Крупнейшие реки – Нил, Конго, Нигер, Замбези. Реки порожисты, малосудоходны, большинство в летнее время пересыхает.

Африка – самый жаркий континент. По обе стороны от экватора расположена полоса тропиков, занимающая ¾ всего материка. За полосами тропиков к северу и югу следуют зоны саванн – африканских степей (сахель). За поясами саванн симметрично расположены пустыни: величайшая в мире Сахара с среднегодовой температурой +35 и на юге – Калахари и Намиб. Узкие прибрежные полосы на севере и юге континента – зоны субтропиков. В большей части Африки год делится на два четко выраженных сезона: сухой – лето и дождливый – зима. Чем дальше от экватора, тем короче период дождей, тем меньше уровень осадков. В зонах саванн обычны засухи.

Сейчас природа Африки – это огромная сфера острого экологического кризиса. Он вызван объективным действием самих сил природы и активной деятельностью людей.

Африка по географической классификации делится на Северную, Восточную, Южную, Центральную и Западную Тропическую. Население Африки представляет сложный конгломерат разного масштаба этносов и этнических групп, образовавшихся в результате постоянных миграций коренного населения и контактов между отдельными его группами.

Особенно широки миграции были в прошлом, когда значительное распространение имело пастушество. Миграции вызывались также природными факторами: засухами, эпидемиями, нашествиями мухи цеце, саранчи и пр., что вынуждало оседлое население перемещаться в более благоприятные для жизни области. к миграциям приводили также межплеменные войны. В процессе миграций происходили объединения племен и этносов, поглощение одних другими, разного уровня интеграция и адаптация.



В наше время почти треть всего африканского населения составляют известные с древности народы банту. Они передвигались по огромной территории от границ Судана на юг. Вероятно, их прародина – северная часть бассейна Конго, на границе тропической зоны и саванны. Банту вытеснили к югу племена пигмеев, бушменов и готтентотов. Уже к У111 – 1Х веку арабские путешественники обнаруживали банту по всему побережью Восточной Африки. Часть банту смешалась с аборигенами, племена готтентотов были поглощены народами банту.

С севера в Восточную Африку мигрировали многие народы под общим название «нилотов». Их отличали от соседей языковая и антропологическая принадлежность. Нилоты потеснили в южном направлении банту и расселились в области Межозерья, где смешались с местным негроидным населением, сохранив при этом ряд антропологических черт своих предков – высокий рост, длинные конечности, длинноголовость. Язык же они свой утратили, усвоив языки поглощенных ими народов банту.

Значительная часть населения Северо-Восточной Африки принадлежит к семитской группе, своеобразной в языковом и антропологическом отношениях. Их происхождение связано, возможно, с миграцией групп южноарабских племен на Сомалийской побережье. Их потомки смешались с местным негроидным населением, но при этом сохранили основные черты строя своего языка. Значительным фактором формирования населения этой области были народы галла (оромо) и сомали.

Этнический состав населения Западной Африки пестр и имеет сложную историю формирования. Более или менее ясно, что в этом процессе приняли участие переселившиеся сюда народы банту, а также пастушеские племена предков фульбе, пришедшие из Западной Сахары или Северной Африки и принадлежавшие к средиземноморской расе. В процессе миграции они смешались с местным населением, приобрели негроидные черты и утратили свой язык.

В наши дни население континента отличается крайней этнической пестротой и состоит из множества племен и народов, уровень развития которых сильно различен. В настоящее время принято выделять на этнической карте Африки около 500 народов.

Исторические пути развития Африки позволяют с определенной долей условности выделить как самостоятельные части Северную, Северо-Западную и огромные пространства «черной Африки» южнее Сахары. В культурах населения Северной Африки сочетаются традиции древней Северной Африки и Египта с христианской и исламской культурами. Народы же, населяющие области Африки южнее Сахары никогда не знали колеса, гончарного круга, не строили мостов, не использовали плуга. Наиболее характерным и распространенным предметом материальной культуры народов, населяющих черную Африку, является барабан. Это предмет не просто музыкально-развлекательный, но и ритуальный и боевой инструмент. Кроме того, барабан издревле служил важнейшим средством передачи информации на любые расстояния, от одного пункта передачи к другому по цепочке. Барабан по праву является материальным символом Черной Африки.

Народы Северной Африки.

В регион Северной Африки входит население Алжира, Египта, Западной Сахары, Ливии, Мавритании, Марокко, Судана, Туниса. В историческом и этнокультурном плане выделяется западная часть региона – это Магриб. Он включает Алжир, Тунис, Марокко, Ливию, Мавританию, Западную Сахару.

Большинство населения Магриба принадлежит к средиземноморской ветви европеоидной расы. Народы Магриба говорят на языках афроазийской семи, большинство населения говорит на арабском языке. Эти области с У11 – У111 века входили в состав арабского халифата и с того времени вошли в арабо-исламскую цивилизацию. У туарегов сохранилось древнее письмо – тифинаг - , хранители его – женщины, все остальные пользуются арабским алфавитом.

Как и во всей Африке, государственные границы, как и границы регионов не совпадают с этническими. Например, туареги живут не только в Алжире, но и в Мавритании, Мали и Нигере.

На севере и западе прибрежные жители занимаются рыбной ловлей. Земледельцы здесь сеют зерновые, возделывают виноград, табак, цитрусовые. Жители гор – оседлые землепашцы или отгонно-пастбищные скотоводы. Небольшие искусственно орошаемые поля располагаются на террасах, расположенных ярусами на склонах гор. В предгорьях и на равнинах население занимается орошаемым земледелием. Основные орудия труда – соха, серп, деревянные вилы. Дальше к югу земледельческое население сосредоточено лишь в оазисах или вокруг колодцев. Главная из выращиваемых здесь культур – финиковая пальма, древесина и листья которой используются для построек, а плоды служат основой питания жителей пустынь. Большинство населения в этих краях – кочевники. Они занимаются верблюдоводством, разведением овец и коз. Стада верблюдов – основное богатство и содержание всей хозяйственной деятельности: верблюд дает шерсть, молоко, мясо, перевозит скарб и всю семью кочевника. Население весной и осенью кочует, а в начале зимы собирается близ пальмовых рощ, где запасаются финиками и возделывают небольшие пашни. Там же пережидают в середине лета самую большую жару.

Пища африканских народов имеет некоторые общие особенности. Ее важная часть – каши и лепешки (просяные, кукурузные, пшеничные). Растительный белок дают бобы, горох, арахис; животный белок – рыба и мясо (козлятина, баранина, значительно реже – говядина и верблюжатина). В качестве жиров используются растительные масла – пальмовое, арахисовое, оливковое; у скотоводов-кочевников – бараний жир. Самое распространенное блюдо – кускус – шарики из рисовой или пшеничной каши, которые едят с острыми соусами и приправами. Основной напиток – вода, алкогольные – просяное или ячменное пиво и пальмовое вино. Только на самом севере занимаются виноградарством и виноделием. По всей Африке традиционно двухразовое питание – утром и после захода солнца.

Жилища народов Северной Африки разнообразны. Города, как правило, сохраняют деление на две части – арабскую (медина) и европейскую. В сельской местности различаются жилища горцев, земледельческих и скотоводческих народов. Горцы, занимающиеся отгонным скотоводством, обычно имеют два вида поселений – постоянное – укрепленная деревня с четырьмя башнями по углам – и временное – группа палаток или легкое жилище на горных пастбищах. Оседлое население равнин живет в деревнях, вытянутых вдоль дороги. Местами сохраняется древнее жилище «гурби» - хижина, крытая тростником или соломой со стенами из дерева, камня или глины, смешанной с соломой. Жилища кочевников – это легко переносимая палатка или шатер. Покрытия делают из шерстяных или ковровых полотнищ, туареги – из кусков кожи. В одной палатке живет одна семья. Мужчины занимают восточную половину, женщины – западную.

Большинство жителей Северной Африки носят одежду общеарабского типа. Это длинная белая рубаха, поверх нее теплый бурнус, чаще темного цвета, тюрбан. Обувь – туфли без задников. Непременная принадлежность мужского костюма – «шукара» – сумка на красных плетеных шнурах и «кумия» – обоюдоострый загнутый вверх кинжал. Их мальчик получает от отца в 7-8 лет. Женщины носят легкие шаровары, длинные платья из белой, розовой, бледно-зеленой ткани. Горожанки закрывают лицо особым покрывалом. Сельские жительницы ходят с открытыми лицами.

Практически все народы Северной Африки патрилинейны, семейные отношения у них регулируются нормами шариата. В религиозном отношении население Северной Африки довольно однородно. Мусульмане составляют подавляющее большинство. В исламе Магриба много «народных» черт, в частности, ношение амулетов, поклонение могилам святых, вера в «барака» (благодать) и т.п. они сохраняют веру в духов, привидения, занимаются гаданием, колдовством, магией.

Оригинальный, выделяющийся на фоне остальных народов Северной Африки – туареги . Это народ группы берберов, проживающий в Мали, Буркина-Фасо, Нигере, Алжире, Ливии. Туареги – потомки древнего коренного беребрского населения Северной Африки. Они образуют несколько объединений племен.

Жилища оседлых и полуоседлых туарегов – полусферические хижины из пальмовых листьев или соломы. Во время кочевий туареги живут в шатрах, крытых кожами или грубой тканью.

Общество делится на несколько сословий – каст. Основные из них – имаджеган, благородные, в прошлом формальные собственники земель, а по основному занятию – воины; имгад, т.е. козопасы, основная масса скотоводов и земледельцев, иклан, т.е. черные, в прошлом рабы-негры, сейчас – вольноотпущенники. Во главе соплеменностей стоит вождество во главе с правителем – аменукалом. Символ власти аменукала – священный барабан. Особенностью туарегов является сохранение наряду с патриархально-родовой сильных пережитков материнско-родовой организации. Положение женщин у них намного выше, чем у других мусульманских народов: имущество супругов раздельно, развод возможен по инициативе каждой из сторон. Женщины имеют право собственности и наследования Одним из остатков матрилокальности является обязательное ношение свободными мужчинами, достигшими брачного возраста, лицевого покрывала. Этот аналог женского лицевого покрывала не встречается больше нигде в мире. Отсюда второе самоназвание туарегов – народ покрывала. Очень самобытно изобразительное искусство туарегов. В нем имеет большое распространение мотив креста, поэтому в прошлом туарегов считали потомками крестоносцев. Основными хранителями традиционной духовной культуры у туарегов являются женщины. В частности, они являются хранительницами древней письменности тифинаг, сохранившейся только у этого народа, у остальных - арабский алфавит. Женщины – хранительницы музыкального наследия и исторического эпоса, певицы и поэтессы

Народы Восточной Африки .

В Восточной Африке обитает население Бурунди, Джибути, Замбии, Зимбабве, Кении, Коморских островов, Маврикия, Мадагаскара, Малави, Мозамбика, Реюньона, Руанды, Сейшельских островов, Сомали, Танзании, Уганды, Эфиопии.

Население северной половины региона принадлежит к эфиопской расе, занимающей промежуточное положение между негроидами и европеоидами. Большая часть населения юга Восточной Африки относится к негроидной расе, еще южнее обитает население, относящееся к бушменскому типу. Согласно принятой в науке этнолингвистической классификации, население региона представляет афразийскую семью, нило-сахарскую и нигеро-кордофанскую (так называемые народы банту).

Восточная Африка – особая природная зона.. это самая возвышенная часть континента, здесь представлены все природные зоны Африки. Основные занятия населения Восточной Африки – земледелие и скотоводство. В сравнении с другими природными зонами, Восточная Африка наиболее благоприятна для ведения скотоводства, которое здесь широко распространено и представлено несколькими ХКТ.

Скотоводство представлено в формах номадного (кочевого и полукочевого) и отгонно-пастбищного содержания. При отгонно-пастбищном скотоводстве наиболее широко представлена форма «пастушество трансгуманс», в литературе часто называемое полукочевым или полуоседлым скотоводством. Этот ХКТ сочетает пастбищное скотоводство с земледелием, временную или постоянную оседлость части населения с подвижностью другой. При этом не нарушается социальное единство общественной организации, все население, и подвижное, и оседлое принадлежит к единой социальной системе. Этот образ жизни объясняется различиями природных условий, в которых обитает один и тот же народ, когда одна его часть занята земледелием, а другая откочевывает со стадами иногда на большие расстояния от оседлых поселений. Типичные представители пастушества трансгуманс – народы нуэр и динка . Территории их обитания (саванны южного Судана) в сухое время года так высыхают, что население вынуждено передвигаться со стадами далеко к берегам рек в болотистые местности. В сырой же сезон притоки Нила разливаются на огромные площади. В заболоченной местности жить становится возможно только в селениях на холмах. Смена сезонов поэтому означает и перемену места жительства и занятий.

ХКТ номадизма (кочевничества) имеет два подтипа – кочевой и полукочевой. Номадизм – особый способ производства, основанный на экстенсивном пастбищном скотоводстве, при котором разведение животных составляет основной вид занятий подвижного населения и является главным средством жизнеобеспечения. Другой важнейший признак номадизма состоит в том, что он представляет собой не только особую экономическую, но и особую социальную систему. Номады составляют особые самостоятельные социальные организмы. Их социальные отношения характерны только для кочевничества и являются патриархальными номадно-общинными. Общественную организацию составляет племенная структура, основанная на патриархально-генеалогических связях, которые охватывают все номадное общество.

У скотоводов – патухов транснуманс оседлая часть общества, занятая в земледелии, составляет вместе с подвижными пастухами единый социальный организм, характер которого определяется прежде всего условиями оседло-земледельческого образа жизни. У номадов нет фиксированного места жительства, кочует не часть общества, а весь народ. Примитивное мотыжное земледелие незначительно или вовсе отсутствует.

Сравнительный анализ по номадизму Азии и Африки выявил наличие в них существенных различий. Прежде всего они определяются естественной средой. В Азии имеются огромные степные территории и пустыни. В Африке их гораздо меньше и они разбросаны. Сходные с Азией условия среды имеются только в области пустыни Афар, где живут номады северные сомали. Они кочуют общинами, разделенными по видам животных: верблюдов пасут мужчины, овец и коз – женщины, старики и дети. Живут номады в кочевых жилищах, состоящих из каркаса из ветвей, покрытых шкурами. На стоянках аггал устанавливают женщины. Перевозят его на грузовом верблюде в разобранном виде. Юноши и взрослые мужчины, которые кочуют со стадами верблюдов, ведут суровую жизнь: спят на земле, никаких палаток не ставят, пища только молочная.

Значительно шире в Африке представлен полукочевой номадизм. Они кочуют медленнее, пути короче, станки чаще, чем у кочевых номадов. Кроме хозяйственных различий, между кочевым и полукочевым номадизмом существуют различия в социальной структуре. У кочевых номадов основу племенной организации составляет система патриархально-генеалогических связей. У полукочевых номадов Африки в основе социальной организации- две системы связей: патриархально-генеалогическая (горизонтальная) и социально-возрастная (вертикальная). Каждый член общества имеет двойную принадлежность: к определенной генеалогической линии происхождения, который ведется от предка-прародителя, и к определенному возрастному классу. Пересекаясь, эти две системы связей стратифицируют общество на социальные подразделения, которые могут быть быстро мобилизованы в случае необходимости.

Система возрастных классов – архаический социальный институт, несущий черты первобытно-общинной эпохи. Кочевые номады либо миновали его фазу в своем развитии, либо давно уже утратили этот институт. Кочевой номадизм по сходству с кочевничеством в Азии определяют как азиатскую форму номадизма, полукочевой – как африканскую форму.

Эти две особенности наиболее ярко характеризуют Восточную Африку. Во-первых – в сфере ХКТ – наиболее масштабное распространение здесь подвижных форм скотоводства: пастушества трансгуманс и номадизма в азиатской и африканской формах. Во-вторых, в сфере общественной организации наблюдается самое широкое бытование архаического социального института системы возрастных классов, оказывающего влияние на все сферы социальной жизни, в том числе и на современную политическую ситуацию.

Народы Южной Африки.

Южная Африка включает население государств: Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд, ЮАР.

Значительную часть автохтонного населения региона составляют народы языковой подгруппы бенуэ-конго, известные как народы банту (конго, ганда, зулу, свази, тсвана и др.). в расовом отношении население Южной Африки представлено негродиной, койсанской, европеоидной расами и группами смешанного населения. Климат и природа разнообразны и включают зоны тропического леса, саванн, пустыни, полосы гор на побережье приморских субтропиков. Господствующее положение в регионе издавна принадлежит ЮАР, где добывается половина мирового золота, значительная часть алмазов и урана. По уровню промышленного развития ЮАР намного выше других стран Африки.

Исторически в Южной Африке сформировались два основных ХКТ: тропического мотыжного земледелия и кочевого и отгонно-пастбищного скотоводства. Кочевое скотоводство продолжают вести большинство бушменов и готтентотов.

Готтентоты прежде населяли всю южную остроконечность Африки и составляли многочисленную группу племен кочевых скотоводов. Они разводили крупный рогатый скот, жили во временных поселениях; когда скот вокруг стоянки съедал всю траву, население перекочевывало на новые пастбища. Жили готтентоты большими патриархальными семьями. Их социальная организация была племенной, руководили племенем избранный вождь и совет старейшин. Основное занятие сохранившихся племен готтентотов – подвижное скотоводство отгонно-пастбищного типа, сменившее их традиционный ХКТ номадов.

Бушмены были охотниками и собирателями. Маленький лук и стрелы с каменными наконечниками – их основное оружие, облик которых восходит к эпохе верхнего палеолита. С появлением европейцев бушмены стали изготовлять наконечники стрел из бутылочного стекла, обивая его так же как камень, иногда выменивали железные наконечники у соседей – готтентотов и банту. Единственная одежда бушменов – набедренная повязка. У них почти не было утвари, воду держали в скорлупе страусовых яиц, из нее же делали бусы. Основное занятие мужчин – охота. Единственным домашним животным была собака, сопровождавшая охотников. Бушмены очень выносливы и искусны в охоте, были способны иногда преследовать жертву сутками. Женщины занимались собирательством. У бушменов не было домов и поселений. Они жили в шалашах или укрывались на ночь в кустарнике. Они вели постоянные войны с готтентотами и банту. В конце концов они были вытеснены в безводные пески Калахари, где и теперь живут группами по 50-150 человек, объединяющими родственников по мужской линии. Охотничий культ был основой духовных представлений бушменов. В их картине мира главные места занимали силы природы – солнце, луна, звезды.

В зоне тропического леса небольшими группами рассеяно низкорослое население пигмеев, они обитают и в Центральной Африке. Они отличаются низким ростом (в среднем 145 см), сравнительно светлой кожей желтоватого или красноватого оттенка, узкими губами. Это культурно отсталое население, говорящее на языках своих высокорослых соседей. Пигмеи не умеют обрабатывать металл, не занимаются ни земледелием, ни скотоводством и являются охотниками и собирателями тропиков. Они ведут обмен с соседями, получая продукты земледелия, изделия из железа взамен добываемого охотой и собирательством. Пигмеи ведут полукочевой образ жизни. Основа хозяйственной и общественной жизни – группа из 6-7 малых семей, кочующих совместно. Она может распадаться и возникать в другом составе, в зависимости от обеспеченности территории дичью. Основной пищей пигмеев являются продукты охоты и собирательства. Мясо убитого животного сразу же съедается всей охотничьей группой. Его обжаривают над огнем или запекают в золе очага. Более мелкие продукты: термитов, кузнечиков, гусениц – заворачивают в крупные листья, такой пакет скрепляется черенками, его укладывают возле тлеющего огня и прожаривают. Вместо соли пользуются золой растений. Единственный известный пигмеям напиток – вода. Наследование и счет родства идет во мужской линии, поселения вирилокальны. Пигмеи знают лишь коллективную собственность. Обычное право их экологично: самыми серьезными проступками считаются неоправданное убийство животных без нужды в мясной пище, рубка деревьев, загрязнение проточной воды. Самая суровая кара – изгнание, запрещение охотиться вместе с группой. В основе верований пигмеев – культу охоты. Также развито почитание тотемных прародителей – животных и растений. Первобытный характер культуры пигмеев резко выделяет их среди окружающих народов негроидной расы. Попытки наделять пигмеев землей, вовлекать в работу по найму, как правило, не удавались. Большинство пигмеев предпочитает вести традиционный образ жизни. Ныне осложняет положение пигмеев то обстоятельство, что что почти во всех странах территории их обитания попали в национальные парки, где запрещена охота на крупных животных. Наиболее изолированными остабтся пигмеи в бассейне реки Итури (Заир). В Камеруне и Конго идут попытки вовлечения пигмеев в современную жизнь Происхождение, антропологический тип этой группы населения Африки и поныне остаются для науки загадкой.

Под народностями банту принято понимать общее для более чем 400 этнических групп название, в ряде случаев звучащее просто как «народ банту». Фактически же это целая группа народов, самыми крупными из которых являются руанда, малави, макуа, шона, рунди, конго, коса и чокве. Местом обитания банту является вся территория Африки к югу от Сахары.


Различные народности объединены схожими языками и общими традициями. Многие банту имеют два или несколько языков, самым распространенным из которых является суахили. По ориентировочной оценке ученых, на территории континента сегодня проживает около 200 млн представителей банту, наибольшей концентрацией которых отличается Центральная, Южная и Восточная .

Как считают ведущие ученые-исследователи африканского континента, эти племена вместе с и готтентотами дали начало формированию так называемой Южно-африканской цветной расы. Банту и их раса до сих пор вызывают немало споров в научной среде.

Классическими особенностями внешности представителей племен этой группы являются темная кожа, жесткие волосы, структура которых весьма необычна – каждый волос завивается по спирали, низкая переносица, широкие крылья носа, толстые губы и высокий рост, у некоторых народов в своем среднем значении превышающий 180 см. Люди банту весьма охотно идут на контакт с туристами, позволяя за небольшую плату делать их фото и развлекая иностранцев экскурсиями по своим деревням.

Систему религиозных взглядов различных племен банту составляют традиционные анимистические верования, христианство и ислам. Причем религия в жизни этих людей тесно связано не только с традициями и обрядами, но и с повседневной жизнью.

Племенные поселения представляют собой деревни разного размера и разной планировки пространства. Наиболее характерным типом жилища является плетеный круглый дом, зачастую покрытый слоем глины. В южной части ареала расселения (территория ЮАР) дома принято штукатурить и расписывать, а в северной части и на юго-восточном побережье дома прямоугольные, а крыша имеет два или четыре ската или же выполнена в форме плоского земляного пласта. Главным занятием банту по сей день остается земледелие. Выращивают они бобовые, кукурузу, сорго, батат, тыкву, кунжут и просо.

С давних времен банту одевались в набедренные повязки либо в передники, самостоятельно изготовленные из травы или шкур животных. Сегодня, когда цивилизация практически полностью уничтожила большинство традиций и характерных особенностей многих , например таких, как банту и зулусы, одежда местных африканских жителей ничем не отличается от жителей .

В продолжение видео, демонстрирующее понятие красоты у племени Банту и их быт.



Рассказать друзьям