Не сотвори себе идола.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
(30 голосов : 4.33 из 5 )

Бог хочет, чтобы люди были счастливы, любили Его, любили друг друга и не вредили себе и другим, поэтому Он дал нам заповеди. В них выражены духовные законы, они оберегают нас от беды и учат, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Как родители предупреждают своих детей об опасности и учат жизни, так и Отец наш Небесный делает нам необходимые наставления. Заповеди были даны людям еще в Ветхом Завете. Десять заповедей обязаны соблюдать и люди Нового Завета, христиане. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (), - говорит Господь Иисус Христос.

Самый главный закон духовного мира - это закон любви к Богу и людям.

Все десять заповедей говорят об этом законе. Они были даны Моисею в виде двух каменных плит - скрижалий, на одной из которых были написаны первые четыре заповеди, говорящие о любви ко Господу, а на второй – остальные шесть, об отношении к ближним. Когда Господа нашего Иисуса Христа спросили: «Какая большая заповедь в законе?», Он ответил: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ().

Что это значит? То, что если человек действительно достиг настоящей любви к Богу и ближним, он не может нарушить ни одну из десять заповедей, потому что они все говорят о любви к Богу и людям. И к этой совершенной любви мы должны стремиться.

Рассмотрим десять заповедей Закона Божьего по порядку:

2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.

4. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему .

6. Не убий .

7. Не прелюбы сотвори .

8. Не укради .

10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего .

Так они звучат по церковно-славянски. В дальнейшем, разбирая каждую заповедь, мы будем давать и их русский перевод.

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене .

Я - Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

Господь является Творцом вселенной и духовного мира и Первопричиной всего существующего. Весь наш прекрасный, гармоничный и невероятно сложно устроенный мир никак не мог возникнуть сам собой. За всей этой красотой и гармонией стоит Творческий Разум. Верить в то, что все существующее возникло само по себе, без Бога – есть ничто иное как безумие. «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (), — говорит пророк Давид. Бог не только Творец, но и Отец наш. Он заботится, промышляет о людях и о всем созданном Им, без Его попечения мир бы рухнул.

Бог – Источник всех благ и человек должен стремиться к Нему, ибо только в Боге он получает жизнь. «Я есть путь и истина и жизнь» (). Главным средством богообщения является молитва и святые таинства, в которых мы получаем благодать Божию, божественную энергию.

Бог хочет, чтобы люди прославляли Его правильно, то есть православно. Одним из самых вредных современных заблуждений является то, что все религии и веры говорят об одном и том же и одинаково стремятся к Богу, просто молятся Ему по-разному. Истинная вера может быть только одна –православная. Священное Писание говорит нам: «Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» ().

В книге Деяний святых апостолов про Христа сказано: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (). Для нас вера в Иисуса Христа, как Бога и Спасителя является главным догматом, а другие религии, вообще, божество Христа отрицают. Либо считают его одним из многочисленных языческих божеств, либо просто пророком, либо даже, прости Господи, лжемессией. Так что у нас с ними не может быть ничего общего.

Так, что для нас Бог может быть только один, в Троице прославляемый, Отец, Сын и Святой Дух, и не может у нас православных христиан быть иных богов.

Грехами против первой заповеди является: 1) атеизм (отрицание Бога); 2) маловерие, сомнение, суеверие, когда люди смешивают веру с неверием или всевозможными приметами и прочими пережитками язычества. Также грешат против первой заповеди те, кто говорит: «У меня Бог в душе», а в при этом не ходят и к таинствам не приступают, или приступают редко; 3) язычество (многобожие), вера в ложных богов, сатанизм, оккультизм и эзотерика. К этому также можно отнести магию, колдовство, целительство, экстросенсорику, астрологию, гадание и обращение к людям, занимающимся всем этим, за помощью; 4) ложные мнения, противоречащие вере православной и отпадение от Церкви в раскол, лжеучения и секты; 5) отречение от веры; 6) надежда на свои силы и на людей больше, чем на Бога. Этот грех также связан с маловерием.

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.

Вторая заповедь запрещает поклоняться творению вместо Творца. Мы знаем, что такое язычество и идолопоклонство, вот, что пишет о язычниках апостол Павел: «называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся…Они заменили истину Божию ложью, и служили твари вместо Творца» (). Ветхозаветный израильский народ, которому первоначально были даны эти заповеди, являлся хранителем веры в истинного Бога. Он был со всех сторон окружен языческими народами и племенами, чтобы предупредить евреев о том, что ни в коем случае не перенимали языческие обычаи и верования, Господь устанавливает эту заповедь. Сейчас язычников, идолопоклонников осталось осталось довольно мало, хотя многобожие, поклонение истуканам и идолам есть и сейчас. Например, в Индии, Африке, Южной Америке, некоторых других странах. Даже у нас в России, где христианству вот уже более 1000 лет, кое-кто пытается возродить древнее славянское язычество.

Почитание в православии святых икон никак не может быть названо идолопоклонством. Во-первых, мы возносим молитвы поклонения не самой иконе, не материалу, из которого она сделана, а тем, кто на ней изображен: Богу, Богородице и святым. Взирая на образ, мы восходим умом к Первообразу. Во-вторых священные изображения делались еще в Ветхом Завете по повелению Самого Бога. Господь повелел Моисею поставить в первом передвижном ветхозаветном храме, скинии, золотые изображения Херувимов. Уже в первые века христианства, в римских катакомбах, местах собраний первых христиан, были настенные изображения Христа в виде доброго Пастыря, Матери Божией, с воздетыми руками и другие священные образы. Все эти фрески были найдены при раскопках.

Хотя в современном мире осталось мало прямых идолопоклонников, многие люди творят себе кумиров, воздают им поклонение и приносят жертвы. Для многих такими идолами, требующими постоянных жертвоприношений, стали их страсти и пороки. Страсти – укоренившиеся греховные привычки, пагубные зависимости. Некоторые люди попали в их плен и уже не могут обходиться без них, и служат им, как своим господам, ибо: « кто кем побежден, тот тому и раб» (). Вот эти идолы - страсти: 1) чревоугодие; 2) блуд; 3) сребролюбие, 4) гнев; 5) печаль; 6) уныние; 7) тщеславие; 8) гордость.

Апостол Павел не зря сравнивает служение страстям с идолопоклонством: «любостяжание…есть идолослужение» (). Служа страсти, человек перестает думать о Боге и служить Ему, и он также забывает о любви к ближним.

К грехам против второй заповеди также можно отнести страстную привязанность к каким-либо делам, когда это увлечение становится страстью. Идолослужением является и страстное поклонение какой-либо личности. Недаром некоторые артисты, певцы, спортсмены в современном мире так и называются: кумирами и идолами.

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ

Не приемли имене Господа Бога твоего всуе .

Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

Что значит поминать имя Господа всуе? То есть произносить его не в молитве, не в духовных беседах, а ведя праздные разговоры, как говориться, «для красного словца» или просто для связки слов, а может быть даже в шутку. И уж совсем тяжким грехом является произнесения имени Божия с желанием похулить Бога, посмеяться над Ним. Также грехом против третий заповеди является кощунство, когда святые предметы становятся предметом насмешек и поругания. Неисполнение обетов, данных Богу и легкомысленные клятвы, с призыванием имени Божия, также являются нарушением этой заповеди.

Имя Божие является для нас святыней, и его нельзя разменивать в пустой, праздной речи. Святитель приводит притчу о поминовении имени Господа всуе:

Один золотых дел мастер сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие всуе: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Паломник снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Паломник в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Тогда ювелир в бешенстве набросился на паломника:

Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло!

Паломник миролюбиво ответил:

Поистине, у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог?

Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.

Слово имеет великое значение и силу. Бог сотворил этот мир, посредством Слова. «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (), — говорит Спаситель. О «гнилом слове» писал ещё ап. Павел. В IV в. святитель говорит, что «Егда, кто матерными словами ругается, тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает, и Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает, понеже мать свою ругает и горько её оскорбляет. С тем человеком не подобает нам ясти и пити, аще не отстанет от онаго матерного слова».

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему .

Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой – день суббота посвящай Господу Богу твоему.

Господь сотворил этот мир за шесть этапов – дней и окончив творение. «И благословил Бог седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (). Это не значит, что Бог не заботится о сотворенном мире, но означает что Господь закончил все действия, связанные с творением.

В Ветхом Завете днем покоя почиталась суббота (В переводе с древнееврейского покой ). В новозаветные времена святым днем покоя стал день воскресный, когда воспоминается Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Седьмым и самым главным днем для христиан является день воскресения, малая Пасха, и обычай почитания воскресного дня идет еще от времен святых апостолов. В воскресный день христиане воздерживаются от работ и идут в , чтобы помолиться Богу, поблагодарить Его за прошедшую неделю и попросить благословение на труды грядущей седмицы. В этот день очень хорошо причаститься Святых Христовых Таин. День воскресный мы посвящаем молитве, духовному чтению, благочестивым занятиям. В воскресение, как день свободный от обычных трудов, можно помочь ближним. Навестить больных, оказать помощь немощным, престарелым.

Часто от людей далеких от Церкви или мало церковных, можно слышать о том, что у них, дескать, нет времени для домашней молитвы и посещения храма. Да, современный человек подчас очень сильно загружен, но даже у занятых людей остается немало свободного времени на то, чтобы разговаривать по телефону с подругами, друзьями и родственникам, читать журналы, газеты и романы, часами сидеть у телевизора и компьютера, а на молитву времени нет. Иной человек в шесть часов вечера приходит домой и потом 5-6 часов лежит на диване у телевизора, и ему бывает лень встать и прочесть весьма недлинное вечернее молитвенное правило или почитать Евангелие.

Те люди, которые чтут воскресные дни и церковные праздники, молятся в храме и не ленятся читать утренние и вечерние молитвы, получают гораздо больше тех, кто проводят это время в праздности и лени. Господь благословит их труды, умножит их силы и пошлет им Свою помощь.

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли .

Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

Тем, кто любит, почитает своих родителей, обещается не только награда в Царстве Небесном, но даже в земной жизни благословение, благополучие и многолетие. Чтить родителей это значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботиться о них в старости, молиться о их здравии и спасении, а когда они умрут, молиться о упокоении их души.

Нередко люди спрашивают: как можно любить и почитать родителей, которые не проявляют заботу о детях, пренебрегают своими обязанностями или впадают в тяжелые грехи? Родителей мы не выбираем, то что они у нас такие, а не какие-то другие – есть воля Божия. Почему Бог дал нам таких родителей? Для того чтобы нам проявить лучшие христианские качества: терпение, любовь, смирение, научиться прощать.

Через родителей мы пришли в этот мир, они причина нашего бытия и сама природа происхождения от них научает нас почитать их как людей, более высших, чем мы сами. Вот, что пишет по этому поводу святитель : «…как они родили тебя, ты не можешь родить их. Поэтому, если в этом мы ниже их, то превзойдем в другом отношении посредством уважения к ним, не только по закону природы, но преимущественно перед природой, по (чувству) страха Божия. Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и исполняющих это награждает великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастьями». Почитая отца и мать, мы почитаем Самого Бога, Отца нашего небесного. Он вместе с земными нашими родителями дал нам самый из драгоценных даров – дар жизни. Родителей можно назвать сотворцами, соработниками Господу. Они дали нам тело, мы плоть от плоти их, а Бог вложил в нас бессмертную душу.

Если человек не почитает родителей, отрицает эту иерархию, он может очень легко прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Сначала он не уважает родителей, потом перестает любить родину, затем отрицает мать-церковь, и вот он уже не верит в Бога. Все это очень взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на церковь, веру в Бога, и на семью. Семья, почитание старших, передача традиций (а слово традиция как раз и происходит от латинского tradition - передача), цементирует общество, делает народ крепким.

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не убий .

Не убивай.

Убийство, отнятие жизни у другого человека и самоубийство, то есть самовольный уход из жизни – одни из самых тяжелых грехов.

Самоубийство – самый страшный грех. Это есть бунт против Бога, который дал нам драгоценный дар жизни. Но наша жизни в руках Божиих, мы не имеем права уходить из нее, когда нам вздумается. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе, также он не может принести покаяние в грехе убийства, который он совершает по отношению к самому себе, за гробом покаяния нет.

Человек, лишивший другого жизни по неосторожности, также повинен в убийстве, но вина его меньше, чем у того, кто убивает сознательно. Также повинен в убийстве тот, кто способствовал убийству. Например, муж женщины, который не отговорил ее сделать аборт или даже сам способствовал этому.

Люди, своими вредными привычками и пороками и грехами сокращающие свою жизнь и наносящие вред своему здоровью, также грешат против шестой заповеди.

Любой вред, нанесенный ближнему – есть также нарушение этой заповеди. Ненависть, злоба, побои, издевательства, оскорбления, проклятия, гнев, злорадство, злопамятство, зложелательство, непрощение обид - все это грехи против заповедь «не убий», потому что «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (),- говорит Слово Божие.

Кроме убийства телесного существует не менее страшное убийство – убийство духовное, когда кто-то соблазняет, совращает ближнего в неверие или подталкивает к совершению греха, и тем самым губит его душу.

Священное Писание относит блуд к наиболее тяжёлым грехам: «Не обманывайтесь: ни блудники…ни прелюбодеи…Царства Божия не наследуют» ().

Грехом, еще более тяжким, чем блуд является прелюбодеяние, то есть нарушение супружеской верности или телесные отношения с человеком, находящимся в браке.

Измена разрушает не только брак, но и душу того, кто изменяет. На чужом горе счастья не построишь. Существует закон духовного равновесия: посеяв зло, грех, мы зло и пожнем, наш грех к нам же и вернется. Прелюбодеяние, блуд начинается не с факта телесной близости, а гораздо раньше, когда человек даёт себе разрешение на грязные мысли, нескромные взгляды. В Евангелии сказано: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» ().Поэтому блуд мысленный, нехранение зрения, слуха, бесстыдные разговоры эти и другие подобные им грехи, являются нарушением седьмой заповеди.

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не укради.

Не кради.

Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности, как государственной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабеж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничества. Кроме этого к грехам против восьмой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство, человекоугодие, так как в этом случае люди пытаются также приобрести что-то, например, расположение ближнего, нечестным, воровским путем.

«Ворованным добром не выстроишь дом», - говорит русская пословица и еще «Сколь веревочке не вейся, а конец будет». Наживаясь на присвоении чужой собственности, человек рано или поздно будет за это расплачиваться. «Бог поругаем не бывает» () Совершенный грех, каким бы незначительным он не казался, обязательно возвращается. Зло обязательно найдет нас. Один мой знакомый во дворе случайно ударил и поцарапал крыло машины соседа. Но ничего не сказал ему и не дал денег на ремонт. Через некоторое время, в совершенно другом месте, вдалеке от дома, его собственную машину также поцарапали и скрылись с места происшествия. Притом удар был нанесен в то же крыло, которое он испортил соседу.

В основе кражи, воровства лежит страсть сребролюбия и борется она стяжанием противоположных ей добродетелей. Сребролюбие может быть двух видов: Мотовство (любовь к роскошной жизни) и скупость, жадность И то и другое требует средств, которые приобретаются зачастую нечестным путем.

Сребролюбие борется стяжанием противоположных ему добродетелей: милосердием к бедным, нестяжанием, трудолюбием, честностью и духовной жизнью, ибо привязанность к деньгам и другим материальным ценностям всегда происходит от бездуховности.

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Этой заповедью Господь запрещает не только прямое лжесвидетельство против ближнего своего, например в суде, но и всякую ложь, сказанную в адрес других людей, как то: клевета, поклеп, ложные доносы. Грех празднословия, столь обычный повседневный для современного человека, также очень часто бывает связан с грехами против девятой заповеди. В праздных разговорах постоянно раздаются сплетни, пересуды, а порой наветы и клевета. Во время праздной беседы очень легко «сболтнуть лишнего», разгласить доверенные тебе чужие тайны и секреты, подвести и подставить ближнего. «Язык мой - враг мой»,- говорят в народе, и действительно, наш язык может принести большую пользу нам и ближним, а может очень сильно навредить. Апостол Иаков говорит, что языком мы порой «благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» (). Грешим мы против девятой заповеди и когда не только говорим ложь и клевету на ближнего, но и когда соглашаемся со сказанным другими, этим самым участвуя в грехе осуждения.

«Не судите, да не судимы будете» (),- предупреждает Спаситель. Осуждать – значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!) ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нём. Преп. Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришёл ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: «Хорошо, по молитвам Вашим». Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: «Нисколько он не переменился, отче!» Услышав это, я воскликнул: «Худо!» И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я, было, устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим Ангелам и сказал им: «Изринте его вон, - это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего Суда». И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. «Горе мне, - сказал я тогда пришедшему брату, - зол сей день мне!» «Почему так?» - спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишён покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провёл я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию».

Вот как страшно выносить суждение о человеке.

ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего .

Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его… ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

Заповедь эта запрещает зависть и ропот. Нельзя не только делать плохое людям, но даже иметь греховные, завистливые мысли против них. Любой грех начинается с мысли, с помысла о нем. В начале человек начинает завидовать деньгам и имуществу ближних, потом в его сердце зарождается помысел украсть это добро у своего брата, и вскоре он воплощает свои греховные мечты в действие. Прелюбодеяние также, как известно, начинается с нескромных взглядов и завистливых помыслов относительно супруги ближнего. Также нужно сказать, что зависть к богатству, имуществу талантам, здоровью наших ближних убивает в нас любовь к ним, зависть как кислота разъедает душу. Нам уже неприятно общаться с ними, мы не можем разделить с ними их радость, наоборот, завистливого человека очень радует, внезапная скорбь и горе постигшее тех, кому он завидовал. Вот почему так опасен грех зависти, он является началом, семенем других грехов. Человек завистливый также грешит против Бога, он не хочет довольствоваться тем, что ему посылает Господь, ему постоянно мало, он обвиняет во всех своих бедах ближних и Бога. Такой человек никогда не будет счастлив и доволен жизнью, ведь счастье это не какая-то сумма земных благ, а состояние души человека. «Царство Божие внутрь вас есть» (). Оно начинается здесь на земле, с правильного устроения души. Умение видеть дары Божии в каждом дне своей жизни, ценить их и благодарить за них Бога – залог человеческого счастья.

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

Мы уже говорили, что Бог дал людям десять заповедей еще в ветхозаветные времена. Даны они были для того, чтобы оградить людей от зла, предупредить об опасности, которую несет грех. Господь Иисус Христос установил Новый Завет, дал нам Новый Евангельский Закон, основой которого является любовь: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (). Однако, Спаситель нисколько не отменил соблюдение десяти заповедей, но указал людям совершенно новый уровень духовной жизни. В Нагорной проповеди, рассказывая о том как должен строить свою жизнь христианин, Спаситель, в том числе, дает девять Заповедей Блаженства . Эти заповеди говорят уже не о запрете греха, а о христианском совершенстве. Они рассказывают: как достигнуть блаженства, какие добродетели приближают человека к Богу, ибо только в Нем человек может найти истинное блаженство. Заповеди Блаженства не только не отменяют десяти заповедей Закона Божьего, но очень премудро дополняют их. Недостаточно просто не совершать грех, или изгнать его из нашей души, покаявшись в нем. Нет, нужно, чтобы наша душа была заполнена противоположными грехам добродетелями. «Свято место пусто не бывает». Недостаточно не делать зла, нужно творить добро. Грехи создают стену между нами и Богом, когда стена разрушена, мы начинаем видеть Бога, но приблизить к Нему нас может только нравственная христианская жизнь.

Вот девять заповедей, которые нам дал Спаситель как руководство к христианскому подвигу:

  1. Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное
  2. Блажени плачущии, яко тии утешатся
  3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю
  4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся
  5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут
  6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят
  7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся
  8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное
  9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА

Что значит быть «нищим духом», и почему такие люди являются«блаженными»? Для того, чтобы понять это нужно использовать образ обычного нищего человека. Мы все видели, знаем людей, достигших крайней степени бедности, нищеты. Среди них, конечно, есть люди разные и не будем сейчас рассматривать их морально-нравственные качества, нет жизнь этих несчастных нужна нам как некий образ. Каждый нищий прекрасно понимает, что стоит на последней ступени социальной лестницы, что все остальные люди в материальном плане находятся гораздо выше его. А он скитается в лохмотьях, часто не имея собственного угла, и просит милостыню, чтобы хоть как-то поддержать свою жизнь. Пока нищий общается с такими же бедняками как он, то может не замечать своего положения, но, увидев человека богатого, состоятельного он тут же чувствует бедственность собственного положения.

Нищета духовная означает смирение , ви дение своего истинного состояния. Как обычный нищий не имеет ничего своего, но одевается в то, что дадут и питается подаянием, также и мы должны осознавать, что все, что мы имеем, получаем от Бога. Это все не наше, мы лишь приказчики, управители имения, которое нам дал Господь. Дал, чтобы оно служило спасению нашей души. Можно быть отнюдь не бедным человеком, но быть «нищим духом», со смирением принимать то, что нам дарует Бог и использовать это на служению Господу и людям. Все от Бога, не только богатство материальное, но и здоровье, таланты, способности, сама жизнь – все это исключительно дар Божий, за который мы должны Его благодарить. «Без Меня не можете делать ничего» (),- говорит нам Господь. И борьба с грехами, и стяжание добрых дел невозможны без смирения, все это мы делаем только с помощью Божией.

Нищим духом, смиренномудрым, обещается «Царство небесное» . Люди, которые знают, что все, что они имеют, не их заслуга, а дар Божий, который нужно преумножить во спасение души, будут воспринимать все посланное им, как средство достижения Царства Небесного.

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА

«Блаженны плачущие». Плач может быть вызван совершенно разными причинами, но далеко не всякий плач является добродетелью. Заповедь о плаче означает покаянный плач о своих грехах. Покаяние так важно, потому что без него невозможно приблизиться к Богу. Грехи мешают нам это сделать. Первая заповедь о смирении уже подводит нас к покаянию, закладывает основу для духовной жизни, ибо осознать свои грехи, покаяться в них может только человек, который чувствует свою немощь, нищету перед Отцом Небесным. И как евангельский блудный сын возвращается в дом Отчий, конечно, Господь примет всякого приходящего к Нему, и отрет всякую слезу с его очей. Поэтому: «блаженны плачущие (о грехах), ибо они утешатся». У каждого человека есть грехи, без греха только Один Бог, но нам дан от Бога величайший дар – покаяние, возможность вернуться к Богу, попросить прощения у Него. Святые отцы недаром называли покаяние вторым крещением, где мы омываем грехи не водой, а слезами.

Блаженными слезами можно также назвать слезы сострадания, сопереживания нашим ближним, когда мы проникаемся их горем и стараемся чем можем, помочь им.

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА

«Блаженны кроткие». Кротость – это мирный, спокойный, тихий дух, который человек стяжал в своем сердце. Это покорность воли Божией и добродетель мира в душе и мира с ближними. «Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя мое легко» (), - учит нас Спаситель. Он был во всем покорен воли Отца Небесного, Он служил людям и с кротостью принял страдания. Взявший на себя благое иго Христово, следующий Его путем, ищущий смирения, кротости, любви найдет покой, успокоение своей душе и в этой земной жизни, и в жизни будущего века, ибо кроткие «наследуют землю», в первую очередь не материальную, а духовную, в Царстве Небесном.

Великий русский святой, преподобный говорил: «стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Сам он в полной мере стяжал этот кроткий дух, встречая каждого приходящего к нему словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Известен эпизод из его жития, когда к его лесной келии пришли разбойники, желая ограбить старца, думая, что посетители приносят ему много денег. Святой Серафим рубил в это время дрова в лесу и стоял с топором в руках. Но, имея оружие и сам обладая большой физической силой он не захотел оказать им сопротивления. Он положил топор на землю и сложил руки на груди. Злодеи схватили топор и его обухом жестоко избили старца, проломив голову и переломав кости. Не найдя никаких денег, они скрылись. Преподобный еле-еле смог добраться до монастыря, он долго болел и до конца дней оставался согбенным. Когда разбойников поймали, он не только простил их, но и просил отпустить, говоря, что если этого не сделают, он уйдет из монастыря. Вот, какой удивительной кротости это был человек.

То, что «кроткие наследуют землю», справедливо не только в духовном плане, но даже в земном. Кроткие и смиренные христиане, без войн, огня и меча, несмотря на страшные гонения со стороны язычников, смогли обратить в истинную веру всю огромную Римскую империю.

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА

Жаждать и искать правды можно по-разному. Есть определенные люди, которых можно назвать «правдоискателями», они постоянно возмущаются существующими порядками, везде ищут справедливости и жалуются в вышестоящии инстанции. Но не про них говорится в этой заповеди. Имеется в виду совсем другая правда.

Сказано, что нужно желать правды как пищи и пития: «Блаженны алчущие и жаждущие правды». То есть очень сильно, как голодный и жаждущий, терпит страдания, пока не удовлетворит свои потребности. О какой правде здесь сказано. О Высшей Божественной правде. А Высшая правда , Истина – это Христос . «Я есмь путь и истина» (), - говорит Он о Себе. Следовательно христианин должен искать истинный смысл жизни в Боге. В Нем одном Истинный источник Живой воды и Божественного Хлеба, который есть Тело Его.

Господь оставил нам Слово Божие, в котором изложено Божественное учение, правда Божия, Он создал Церковь и вложил в нее все нужное для спасения. Церковь также является носительницей правды и правильного знания о Боге, мире и человеке. Вот этой правды должен жаждать каждый христианин, читая Священное Писание и назидаясь творениями отцов Церкви.

Те, кто ревнуют о молитве, о творении добрых дел, о насыщении себя Словом Божиим, поистине «жаждут правды», и конечно, получат насыщение от приснотекущего Источника Спаса нашего и в этом веке и в будущем.

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА

Милость, милосердие – это дела любви по отношению к ближним. В этих добродетелях мы подражаем Самому Богу: «Будте милосердны, как и Отец ваш милосерд» ().

И такой же бескорыстной любви научает всех нас, чтобы мы совершали дела милости не ради награды, не ожидая получить что-то взамен, а из любви к самому человеку, исполняя заповедь Божию.

Делая добрые дела людям, как творению, образу Божию, мы тем самым приносим службу Самому Богу. В Евангелии описан Страшный Суд Божий, когда Господь отделит праведных от грешных и скажет праведным: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (). Поэтому сказано, что «милостивые» сами «помилованы будут». И напротив тем, кто не творил добрых дел, нечем будет оправдаться на суде Божиим, как сказано в той же притче о страшном суде.

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА

«Блаженны чистые сердцем» , то есть чистые душой и умом от греховных мыслей и желаний. Важно не только избегать совершения греха видимым образом, но и воздерживаться от мыслей о нем, потому что любой грех начинается с помышления, а уже потом материализуется в действие. «Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (). Человек имеющий нечистую душу, нечистые мысли – потенциальный совершитель потом уже видимых грехов.

«Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (). Эти слова Христа сказаны о чистоте сердца, души. Чистое око – это искренность, чистота святость мыслей и намерений, и эти намерения ведут к добрым поступкам. И наоборот: где око, сердце ослеплено, там царствуют темные помышления, которые станут впоследствии темными делами. Только человек с чистой душой, чистыми помышлениями, может приблизиться к Богу, узреть Его.Бога видят не телесными очами, а духовным зрением чистой души и сердца. Если этот орган духовного зрения помутнен, испорчен грехом, Господа не увидеть. Поэтому нужно воздерживаться от нечистых, греховных, злых и унылых мыслей, отгонять их как всеваемых от врага, и воспитывать в душе, взращивать другие – светлые, добрые. Мысли эти взращиваются молитвой, верой и надеждой на Бога, любовью к Нему, к людям и к всякому творению Божию.

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Заповедь мира с людьми и примирения враждующих, ставится очень высоко, такие люди называются детьми, сынами Господа. Почему? Мы все чада Божия, его творения. Любому родителю нет ничего более приятного, когда он знает, что его дети живут в мире, любви и согласии между собой: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (). И наоборот, как горестно для отца и матери видеть ссоры, распри и вражду между детьми, при виде всего этого сердце родителей словно обливается кровью! Если мир и хорошие отношения между детьми радуют даже земных родителей, тем паче Отцу нашему Небесному нужно, чтобы мы жили в мире. И человек, который хранит мир в семье, с людьми, примиряет враждующих, приятен и угоден Богу. Мало того, что такой человек получает радость, спокойствие, счастье и благословение от Бога здесь на земле, приобретая мир в душе и мир с ближними, он получит, несомненно, награду в Царстве Небесном.

Миротворцы еще потому назовутся «сынами Божиими», что в своем подвиге уподобляются Самому Сыну Божьему, Христу Спасителю, Который примирил людей с Богом, восстановил ту связь, которая была разрушена грехами и отпадением человечества от Бога.

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА

«Блаженны изгнанные правды ради». О взыскании Истины, Божественной правды, уже говорилось в четвертой заповеди блаженства. Мы помним, что Истина – это Сам Христос. Он также называется Солнцем правды. Именно о стеснениях, гонениях за правду Божию говорится в этой заповеди. Путь христианина- это всегда путь воина Христова. Путь сложный, трудный, узкий «тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь» (). И то, что очень многие люди следуют в этом направлении, не должно смущать нас. Христианин, всегда иной, не как все. «Старайся жить не «как все живут», а как Бог велит, потому что «мир во зле лежит», - говорит преподобный . Не беда, если за нашу жизнь и веру нас будут здесь на земле гнать и поносить, потому что отечество наше не на земле, а на небе, с Богом. Поэтому, гонимым за правду Господь в этой заповеди обещается «Царство Небесное».

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА

Продолжением восьмой заповеди, где говорится о притеснении за Правду Божию и христианскую жизнь, является последняя заповедь блаженства, где сказано о гонениях за веру. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах».

Здесь сказано о высшем проявлении любви к Богу - о готовности отдать свою жизнь за Христа, за свою веру в Него. Этот подвиг называется мученичеством. Путь этот высший и имеет высшую, «великую награду». Путь этот указан Самим Спасителем, Он претерпел гонения, мучения, жестокие пытки и мучительную смерть, дав тем самым пример всем своим последователям и укрепив их в готовности пострадать за Него даже до крови и смерти, как некогда Он пострадал за всех нас.

Мы знаем, что Церковь стоит на крови и стойкости мучеников, они победили языческий, враждебный мир, отдав свои жизни, и положив их в основание Церкви. Христианский учитель 3 века говорил: «Кровь мучеников есть семя христианства». Как семя падает в землю и умирает, но при этом смерть его не напрасна, оно дает плод в несколько раз больший, так апостолы, мученики, отдав свою жизнь, явились тем семенем, из которого выросла Вселенская Церковь. И в начале 4 века языческая империя была побеждена христианством без силы оружия и всякого принуждения и стала православной.

Но враг рода человеческого не успокаивается и постоянно воздвигает новые гонения на христиан. И когда к власти придет Антихрист, он также будет гнать и преследовать учеников Христовых. Поэтому, каждый христианин должен быть постоянно готов к подвигу исповедничества и мученичества.

Здравствуй, я – идол

Я заметил, как тебя передернуло от моего имени: «Идол». Все в порядке. Позволь мне переименовать себя.

Я – твоя семья.

Твой счет в банке.

Люди, одобряющие тебя.

Твоя карьера.

Твоя самооценка.

Твоя идеальная вторая половинка.

Твой педантизм.

Я – все что угодно, чем ты только позволишь мне быть.

Я – то, о чем ты думаешь в дороге.

Я – твое беспокойство, когда ты кладешь голову на подушку.

Я там, куда ты убегаешь, ища комфорта.

Я – то, без чего невозможно представить твое будущее.

Когда ты теряешь меня, ты – ничто.

Когда у тебя есть я, ты – центр Вселенной.

Ты поглядываешь снизу на тех, у кого есть я.

Ты смотришь свысока на тех, у кого меня нет.

Тобою управляют предлагающие меня.

Ты изливаешь свою ярость на тех, кто удерживает тебя от меня.

Когда я делаю тебе предложение, ты не в силах отказать.

Нет, я не могу тебя видеть, слышать тебя или говорить тебе что-либо.

Но это именно то, что тебе во мне так нравится.

Нет, я никогда не являюсь тем, чем ты меня представляешь.

Но именно поэтому ты возвращаешься ко мне вновь и вновь.

И, нет – я не люблю тебя.

Но я всегда доступен тебе, когда ты во мне нуждаешься.

Думаю, ты уже знаешь.

А вы когда-нибудь задумывались над тем, есть ли в вашей жизни идолы? Из Библии видно, что люди прошлого помимо поклонения Богу поклонялись золотым тельцам, изображениям на дереве, солнцу, луне, звездам или идолам, вытесанным из камня. А как идолы выглядят в нашей жизни?

Идол (от греч. eidolon — образ, вид) — предмет слепого поклонения, ложный бог, нечто, что мы сами возводим в статус божества.

Прежде всего, давайте посмотрим, что говорит Священное Писание о последствиях поклонения идолам и последствиях поклонения Богу.

Исход 20:3-6:

«Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня. И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».

Если человек будет поклоняться идолам, то результатом этого станет наказание его потомков до третьего и четвертого поколения.

Галатам 5:19-21:

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют».

Откровение 21:7-8:

«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою…»

Из вышесказанного следует, что идолопоклонники Царства Божьего не наследуют, они лишаются вечной жизни с Богом на небесах.

Если же в нашей жизни не будет идолов, если мы будем поклоняться и почитать Бога, то Он избавит нас от всех наших врагов и благословит до тысячи родов.

Как все же узнать, есть ли в моей жизни идолы?

Давайте исследуем свои сердца. Идолом может быть все, что угодно: телевизор, телефон, футбольная команда, книги, еда, стремление к красоте или богатству, идолом может быть даже человек или работа.

Ответьте себе на несколько вопросов:

– Имеете ли вы страстное желание обладать чем-либо?

– К кому или чему вы имеете сильную привязанность?

– Без чего вы не представляете своей жизни?

– Есть ли у вас особая тяга к людям или к определенной вещи?

– На что вы растрачиваете самого себя?

– На что вы тратите основную часть своего свободного времени, усилий и свои мысли?

Если на большинство вопросов у вас был один и тот же ответ, знайте – вы отыскали своего идола. Он – движущая сила, стоящая за вашими действиями. Он – то, что дает вам ощущение уверенности и комфорта. Он – то, что стоит между вами и Господом.

Вы – храм Бога

В нашей жизни не должно быть идолов, потому что мы принадлежим Богу. Как говорит Библия: «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Господь: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дочерями» (2Кор.6:16-18). Апостол Павел писал: «возлюбленные мои, убегайте идолослужения» (1Кор.10:14).

Удалить идола иногда бывает больно. Но мы все хотим дойти до Царствия Божьего и встретиться с Господом. А для этого следует раз и навсегда распрощаться с нашими идолами.

Молитва

Дорогой Господь, я обращаюсь к Тебе от всего сердца и прошу, прости меня за то, что я уделял(а) мало времени молитве и чтению Библии. За то, что сильно любил(а) вещи, которые отдаляли меня от Тебя. Помоги мне обратиться от идолов моей жизни и научиться правильно распоряжаться временем. А если я не вижу идолов, но они есть, то прошу Тебя, покажи мне их, чтобы я с чистым сердцем мог(ла) любить Тебя и служить Тебе.

Елена Бессалова

Хотел написать, что заповедь "Не сотвори себе кумира" - слова Иисуса Христа, но оказалось что это заповеди Моисея:) Христиантсво не разделяет эти книги после какого то там по счету Вселенского Собора. А Учение Христа и так называемый Старый Завет все же немного разные вещи. Дальше вы поймете почему.
Вот почему так важно перепроверять информацию из разных источников, а не просто писать что попало:)

Итак, продолжим - это было лирическое отступление.

Библия, Моисей, Исход 20 гл.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что на воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.


Это была вторая заповедь, данная Моисею.

Что же мы видим в современном обществе? У нас культ машин, денег, алкоголя, наркотиков, порно, разврата и т.д. и т.п. Это все вещается по телевизору и интернету, излучается вай-фаем и течет по проводам. Это - в том, что вам изначально навязывают чувство собственной ущербности. Простите - но Вы же не Ваши любимые Ким Кардашьян, Софи Лорен или же Чак Норрис список можно продолжать вечно...

В общем, думаю Вы поняли о чем я? Нам навязывают культ кумира, чтобы мы следовали за кем то, пытались его скопировать. Чтобы мы перестали быть собой...

Леди гага и мясо Думаю, Бората представлять не надо? :)

Итак - кто же ВЫ и кто Ваши кумиры?

Выше я писал, что Учение Христа и так называемый Старый Завет все же немного разные вещи.
Для сравнения заповеди, данные Моисею и данные Христом, чтобы каждый смог прочувствовать, что стоит на первом месте.

Данные Моисею:

Десять Заповедей были зафиксированы в Библии, в книгах Исход 20:2-17 и Второзаконие 5:6-21, и заключаются в следующем:

1.«Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Это - повеление против поклонения любым богам, кроме одного истинного Бога. Все другие боги - ложные боги.

2.«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им». Данная заповедь запрещает создание идолов, визуального отображения Бога. Мы не в состоянии сделать такое изображение, которое могло бы точно изобразить Бога.

3.«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Это - указание против использования имени Господа напрасно. Мы не должны говорить о Нём легкомысленно. Мы должны оказывать почтение Богу, упоминая Его с уважением.

4.«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему». Заповедь выделять субботу как день покоя, посвященный Господу.

5.«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Это - повеление всегда относиться к своим родителям с честью и уважением.

6.«Не убивай». Это - указание против умышленного убийства другого человека.

7.«Не прелюбодействуй». Нам запрещено вступать в половые отношения с кем-либо, кроме своего супруга/супруги.

8.«Не кради». Мы не должны брать что-либо, не принадлежащее нам, без разрешения человека, которому оно принадлежит.

9.«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Это - повеление против дачи ложных показаний. По сути, это заповедь против лжи.

10.«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Это - повеление, запрещающее желать что-либо, не принадлежащее нам. Зависть может привести к нарушению одной из вышеперечисленных заповедей: к убийству, прелюбодеянию или краже. Если что-то является неправильным, то неправильным является и желание это сделать.

Многие люди ошибочно рассматривают Десять Заповедей как набор правил, соблюдение которых гарантирует вход в Рай после смерти. На самом деле, целью Десяти Заповедей было показать людям, что они не могут безупречно исполнить Закон (Римлянам 7:7-11) и, таким образом, нуждаются в Божьей милости и благодати. Несмотря на утверждения богатого юноши, упомянутого в Евангелии от Матфея 19:16, никто не может идеально исполнить Десять Заповедей (Экклезиаст 7:20). Десять Заповедей демонстрируют, что мы все согрешили (Римлянам 3:23) и нуждаемся в Божественном прощении и искуплении, возможном только через веру в Иисуса Христа.

А ниже привожу заповеди, данные Иисусом Христом:

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим.

Сия есть первая и наибольшая заповедь.

Вторая же подобная ей : Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

3) Блаженны [Μακάριοι - счастливы] нищие духом [πτωχοὶ τῷ πνεύματι — нуждающиеся в Духе (побирающиеся Духом)], ибо их есть Царство Небесное.

Чем опасен для нас кумир?
Надо ли держаться от него подальше?
Откуда пошло сие требование?

А из второй библейской заповеди:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» и т. д. Т.е., этот запрет во второй и третей своей частях расширяется (очевидно, для непонятливых), и представляет собой ни что иное, как требование соблюдать единобожие и запрет язычества. Характерной внешней чертой язычества как раз и являются: идолопоклонство (идолам, истуканам и пр. культовым изображениям), тотемизм, фетишизм, анимализм и прочие воображаемые дýхи-демоны, которым несть числа. (Вспомним классику жанра: «Замуровали…, замуровали, демоны!..» 😦 «Живьём брать демонов!!» 😎 Из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»)

В религиозном смысле приведенная цитата - это внушение-заговор-гипноз и даже угроза против язычества, и только в этом контексте её и следует понимать.

Заповедь №2 — «Не сотвори себе кумира». Фрагмент картины Лукаса Кранаха
«Десять заповедей».

Как и множество других библейских изречений, «Не сотвори себе кумира…» со временем стало применяться и в обыденной, «светской» жизни, где приобрело несколько иной смысл.

В переносном, «светском», смысле, кумир - это прежде всего человек, являющийся для нас объектом восхищения, обожания, преклонения, подражания.
Однако, кумиром часто называют не только человека самого по себе, но также и то, на что направлено его неудержимое, всепоглощающее желание: предметы, процессы, занятия, явления физического, психического, духовного и прочих миров. И это желание требует от «кумирострадальца» действий: приблизиться к кумиру, вкусить его и обладать им. Да, только слившись с кумиром болящий получает облегчение. 😦 В тяжёлых случаях такое стремление становится целью и смыслом жизни, навязчивой идеей, идеей-фикс.

То, к чему у человека возникает неукротимое, необузданное желание, и есть кумир. В патологических случаях этот кумир может со временем даже привести этого человека к гибели.

Синонимом слова «кумир» является слово «идол». Однако всего лишь синонимом! Кумир и идол это не одно и то же!
Идол - это физическое, стилизованное изображение кумира, а не сам кумир.
Идол (от греч. образ, подобие) - изображение божества или духа, служащее объектом религиозного поклонения. Идол - статуя, истукан, предмет, которому поклоняются так же рьяно, как и самому божеству. Иногда идолы могут достигать весьма внушительных размеров!

А вот в переносном, «светском», смысле идол и кумир почти одно и тоже. Хотя и здесь есть нюанс: идол - это объект слепого, безальтернативного преклонения. Т.е., идол - это «последняя и самая тяжёлая», неизлечимо-летальная степень кумира. 🙂

В качестве «кумиров» могут выступать зависимости разного рода, хобби, увлечения-страстишки (игромания, спортфанатизм, коллекционирование, охота, рыбалка и прочий туризм-альпинизм) пороки, которым человек предаётся всецело или которые полностью завладевают его эмоциями (алчность, пьянство, разврат и пр.)

Есть и «позитивные» кумиры, произрастающие из положительных человеческих качеств. Сразу же надо упомянуть любовь. Именно из человека противоположного пола мы творим себе огромного, тотального, всё поглощающего кумира, а принадлежащие ему предметы зачастую превращаем в идолы и фетиши. Да собственно и другие люди, которых мы любим, особенно наши дети, относятся к этой категории.

У некоторых кумиром является религия, дело, которому они служат, навязчивая или непререкаемая идея (теория), которую они отстаивают до потери пульса. В последнем случае для обозначения догматов, относительных и ограниченных идей (принципов), которым ошибочно придаётся абсолютное значение, также употребляется слово идол.

Особняком стоят псевдокумиры - условности, которым люди придают непропорционально большое значение. Например, это разного рода даты: Новый год, день рождения, день свадьбы, день смерти, дни всяческих святых, разного рода годовщины, профессиональные праздники и пр. Нет ни одного дня в году, чтобы не было повода не выпить. (Хотя отсутствие повода - это тоже повод)

Сотворив себе кумира, ты попадаешь от него в зависимость, оказываешься в его ауре. С «неизбежной фатальностью» ты вынужден выполнять сопутствующие обряды, следовать каким-то традициям, тратить на него свои ресурсы, время и силы. Сотворив кумира, ты теряешь свободу, отдаляешься от реальности, оказываешься жертвой обстоятельств. Кумир лишает тебя воли, объективности, прячет от тебя реальность, подменяя её мечтами, отнимает другие радости, вплоть до самой жизни. Кумир, как чёрная дыра, затягивает тебя всё глубже и глубже, пока не поглотит тебя полностью. Печально, но чаще всего кумир - всего лишь миф, иллюзия, временное умопомрачение, досадная ошибка и заблуждение.

Бойся кумиров, но особенно людей, которые могут тебе из привить. Не успеешь оглянуться, как ты уже влюбился или сел на иглу.

Безусловно, жизнь без желаний и увлечений невозможна. Жизнь без желаний - это «труп в нирване». Однако, как всегда, вопрос не в принципе, вопрос в дозе! Соблюдай всегда разумные пропорции - и тобой не овладеет никакой кумир. «Трезвомыслящий» индивид должен минимизировать своих кумиров, активно сопротивляться появлению у себя зависимостей и всегда быть готовым отразить атаку любого рекламного внушения.

Сколько у человека может быть кумиров? Немного, 5-6, десяток от силы. Иногда даже одного более чем достаточно. Ведь умственные, психические и финансовые возможности человека ограничены. «Боливар двоих кумиров не снесёт». 🙂

«Не сотвори себе кумира» является также одной из основных заповедей пофигизма. Пофигизм и кумиротворчество не совместимы. Все страсти, завлекухи и соблазны о пофигиста просто ломают себе зубы!

Есть, правда, и исключения.

На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей вселенной,
Тот кумир - телец златой!
(Ария Мефистофеля из оперы Шарля Гуно «Фауст»)

(Иносказательно: о золотом тельце - символе
богатства и страсти к обогащению, наживе или
просто о золоте, деньгах)

Самый главный кумир - это жизнь, и мы отдаём ей всё без остатка.

P.S. Флудоризмы о кумирах.

Выражение "не сотвори себе кумира" - означает быть собой, не создавать себе идола, иметь своё суждение и мнение, не придерживаться сегодняшней моды, не поклоняться безосновательно кому-либо или какой-то идее.
Господь предоставил своему избранному народу десять заповедей. Это произошло в момент, когда заключалось соглашение, следуя которому евреи должны распространять божьи законы во всём мире (не совсем ясно почему Бог сам не мог распространить это учение, а предоставил сделать это дикарям). Моисей, который являлся основоположником иудаизма, а по совместительству ещё вождём и пророком, решил объединить все разрозненные дикие племена евреев и сплотить их в один народ. Моисей осознав важность этих заповедей, самолично вырезал их на Скрижалях Завета.

Христианский вариант Заповеди Завета

"...Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли..."
(стих 4-5, глава 20, книга Исхода)

Иудейский вариант Заповеди завета

"...Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах, под землею..."
(Второзаконие 5:7–10; книга Исхода 20:3–6)

Ветхий завет - это первый вариант Библии христиан, который является общим, как для христианства, так и для иудаизма. В него тринадцать исторических книг - книга Екклесиаста (Проповедника), книга Соломоновых притчей, семь книг мудрецов, первая книга Езиды, книги Судей Изралиевых, книга Иисуса Навина; Пятикнижья (Второзаконие, Исход, Числа, Бытие, Исход); девятнадцати книг пророков - послание Иеремии, Плач Иеремии, книга пророка Иезекиля и т. д.; и ещё восьми разных книг в числе которых Первая, Вторая, Третья книга Маккавея, книга Есфири.

Новый завет - это вторая часть Библии христиан, в состав которой входят двадцать семь книг. В числе которых - Откровения Иоанна Богослова; Первого, Второго, Третьего послания Иоанна, двадцать одного послания в числе которых Послание Иакова, а также Первого и Второго послания Петра; Деяния святых Апостолов; четырёх Евангелия (от Луки, от Матфея, от Иоанна, от Марка)

Использование выражения "не сотвори себе кумира" в литературе


"Не сотвори себе кумира
в долине идолов,
не сотвори.
Не повтори ошибок мира,
что наспех выдуман,
не повтори..."

("Не сотвори" Рогова Ирина Валерьевна)

"Я никогда не понимал фразы "Не сотвори себе кумира". Благодаря кумирам я жил, к чему-то стремился, ставил и добавился цели"
("Не сотвори себе..." Стальская Софья Станиславовна)

"Можно ли считать Вас первооткрывательницей? Откуда Вы черпаете идеи для своего творчества, исследований? Есть ли у Вас кумиры? Как Вы вообще относитесь к принципу: "Не сотвори себе кумира"? Ваш путь "наверх" был сложным?
- Да, Я - Женщина-Первопроходец, которая в Эпоху оголтелого патриархата Первой с открытым Лицом восстала против существующих догм, ветхих канонов, невежества и полного уничижения Женского Начала"

(Из интервью с Викторией Преображенской)

Рассказать друзьям