Неэластичный спрос: что это и какие последствия имеет для экономики. Эластичный и неэластичный спрос, понятие эластичности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Эластичный и неэластичный спрос. Спрос с единичной эластичностью. Линейная функция спроса и ее эластичность. Эла­стичность спроса по доходу.

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процен­тов изменится величина спроса при изменении цены на один про­цент. Коэффициент эластичности равен процентному изменению величины спроса, деленному на процентное изменение цены, или

где Q - величина спроса, а Р - цена. Как правило, эластич­ность спроса по цене отрицательны: при росте цены величина спроса снижается. Для удобства часто величину эластичности спроса берут в абсолютных единицах, освобождаясь от знака минус. Спрос называется эластичным, неэластичным или с единичной эластичностью, в зависимости от того, является ли ценовая эластичность меньшей, большей или равной единице (по абсолют­ной величине):

|e D |< /, то жесткий, негибкий,неэластичный спрос.

|e D | > 1 - гибкий,эластичный спрос.

|e D | =1 - спрос с единичной эластичностью (нейтральный).

На рис.50 приведен график линейной функции спроса. Точка А- середина отрезка p m Q m . В точке A (при соответствующей цене р 1 и объеме спроса Q 1) эластичность функции спроса (по абсолют­ной величине) равна единице: |e D |= 1. На участке OQ 1: |e D |>1; на участке Q 1 Q M: |e D |< 1, причем, при уменьшении цены р m до 0 (или соответствующем увеличении объема спроса от 0 до Q M) эластич­ность спроса (по абсолютной величине) убывает от ¥ до 0. На рис. 51, 52 приведены предельные случаи линейной фун­кции спроса, когда (формально) |e D |= ¥ (совершенно эластичный спрос) и |e D |=0 (совершенно неэластичный спрос).

Рис. 50
Рис. 51 Рис.52

Рис. 3.2. Рис. 3.3.

Факторы, влияющие на эластичность спроса.

а) Эластичность спроса в какой-то мере характеризует степень необходимости данного товара для потребителя. Так, например, для предметов первой необходимости: |e D |<1 (например, спички, соль и т.п.) Для предметов роскоши: |e D |»1 (намного больше единицы).

б) Степень заменяемости данного товара, количество субсти­тутов (заменителей). Чем больше субститутов, тем выше эластич­ность спроса по цене, так как при повышении цены на данный товар при прочих неизменных условиях покупатели переключа­ются на потребление товаров-заменителей.

в) Степень агрегирования или проблема объема товара. На­пример, эластичность спроса на хлеб вообще меньше, чем эластич­ность спроса на конкретные виды хлеба (ржаной, пшеничный и т.д.). Эластичность спроса на конкретный вид меньше, чем эластичность спроса на отдельные сорта рассматриваемого вида.

г) Удельный вес расходов на данное благо в доходах потреби­теля. Чем выше удельный вес расходов на товар в доходах, тек выше эластичность спроса на этот товар. (Например, спрос на автомобили в США, Франции и в странах СНГ).

д) Период времени - чем он короче, тем, как правило, спрос жестче (т.е. эластичность ниже), так как потребитель может не успеть найти заменители. Однако для некоторых товаров харак­терна противоположная картина - спрос более эластичен для кратковременного, а не долговременного периода. Это товары длительного пользования (автомобили, холодильники, телевизо­ры или оборудование в промышленности). Это объясняется тем. что суммарный запас этих товаров, принадлежащий потребите­лям, велик по сравнению с ежегодным объектом их производства. В результате небольшое изменение в суммарном запасе, которые хотят обладать потребители, может привести к большому в про­центом выражении изменению объема покупок.

Перекрестная ценовая эластичность спроса (Cross Elasticity),

Товары связаны друг с другом как взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняющие (комплементарные). Величина этой связи измеряется перекрестной ценовой эластичностью, которая определяется как процентное изменение количества спрашивае­мого товара, деленное на процентное изменение цены другого товара.

Перекрестная ценовая эластичность спроса:

e ij = (DQ i /Q i):(Dp i / р i)= (DQ i / Dp i)*(р i /Q i)

где Q i - объем спроса на товар i; p j - цена товара j,- степень реакции объема спроса на данный товар при изменении цен другого товара.

Когда товары являются взаимозаменяемыми, их перекрестная эластичность положительна (например, кинотеатр и пивная). Когда товары являются взаимодополняющими, их перекрестная эластичность - отрицательна (например, рынок автомобилей J бензина). Если перекрестная эластичность между двумя товарам равна нулю, то говорят, что товары являются независимыми 1 потреблении (рынки товаров независимы).

Эластичность спроса по доходу (Income Elasticity of Demand)

Эффект влияния изменения дохода на величину спроса измеряется эластичностью спроса по доходу. Подобно любой эластич­ности - это отношение двух процентных изменений. В данном случае-процентного изменения количества к процентному изме­нению дохода. Товары делятся на нормальные, товары низшей категории и товары высшей категории в зависимости от величины эластичности спроса по доходу. Нормальные товары имеют положительную эластичность по доходу. Товары низшей категории имеют отрицательную эластичность по доходу. Товары высшей категории или предметы роскоши имеют эластичность спроса по доходу больше единицы.

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тюменский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра экономики

Контрольная работа

По дисциплине «Экономическая теория»

Тюмень 2010


2. Производственная функция в долгосрочном периоде, предельная норма технологического замещения

4. Список литературы


1. Эластичность спроса, виды эластичности спроса, изменение эластичности спроса

Эластичность спроса - степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как отношение изменения объема спроса (количества приобретаемого товара) к изменению его цены. Выражается в процентах, обозначается буквой Е.

E=% роста или снижения объема спроса/% снижения или роста цены товара

Эластичность спроса характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен. Когда снижение цены вызывает такое увеличение покупок товара, что общая выручка возрастает, то говорят об эластичном спросе (эластичность больше единицы). Когда же снижение цены компенсируется объемом продаж, так, что общая выручка остается неизменной, говорят о единичной эластичности (эластичность равна единице).

Наконец, когда снижение цены товара вызывает незначительный рост спроса, а общая выручка уменьшается, следует говорить о неэластичном спросе (эластичность меньше единицы).

Эластичность спроса зависит от многих факторов: 1) наличие товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль, т. к. ее нельзя ничем заменить; 2) удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя; 3) размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее спрос на него; 4) качество товара. Чем выше качество, чем менее эластичен спрос; 5) степень необходимости товара. На продукты питания спрос менее эластичен, а на предметы роскоши - более эластичен; 6) размеры запасов товара; 7) потребительские ожидания.

Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу.

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

· Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, т.е. выше эластичность);

· Незаметное для покупателя изменение уровня цен;

· Консерватизм покупателей во вкусах;

· Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание - тем выше эластичность);

· Удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителя, тем выше эластичность).

В зависимости от этих показателей различают:

· Неэластичный спрос (Ep(D) < 1) – рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема (QD).

· Эластичный спрос (Ep(D) > 1) – рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (Dp=1 %) вызывает значительное изменение QD.

· Спрос единичной эластичности (Ep(D) = 1) – это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD.

· Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены (Ep(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение QD.

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1%. Она зависит от следующих факторов:

· Значимость товара для бюджета семьи.

· Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.

· Консерватизм во вкусах.

Если ej < 0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар.

Если e I > 0, товар называется нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар.

Среди нормальных товаров можно выделить три группы. Товары первой необходимости, спрос.на которые растет медленнее роста доходов (0 < e I < 1) и потому имеет предел насыщения. Предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов (e I > 1) и потому не имеет предела насыщения. Товары, спрос на которые растет в меру роста доходов (e I = 1), называют товарами ⌠второй необходимости". Эта классификация не совпадает с часто встречающейся классификацией потребностей по их очередности, так как потребности существуют и удовлетворяются комплексно и никакой очередности не имеют. Заметим, что для лиц с разным уровнем дохода (или для одного и того же человека при изменяющемся уровне дохода) одни и те же блага могут оказаться либо предметами роскоши, либо товарами первой необходимости.

Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия(дешевая колбаса, приправа).

(cross elasticity of demand)

Это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы)

Факторы, влияющие на эластичность спроса

Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше [Л4, с. 137].

Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.

Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.

Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.

Изменение эластичности спроса происходит под влиянием ряда факторов:

§ наличие товаров-заменителей (эластичность увеличивается при большом количестве близких по потребительским свойствам товаров),

§ широта возможностей использования данного товара (чем больше возможностей использования, тем выше эластичность),

§ доля дохода, расходуемого покупателем на данный товар. Чем она выше, тем выше эластичность спроса;

Цена, которую готов заплатить покупатель, определяется его покупательной способностью, т. е. наличием у покупателя определенной суммы денег. Эта сумма денег в свою очередь оп­ределяет платежеспособный спрос населения. Такой вы­ражается в денежной форме и определяет объем товаров и ус­луг, который согласны купить потребители по соответствующим ценам.

Для того чтобы определить, насколько чувствителен спрос к изменению цены, следует для каждого товара вывести кривую спроса, которая позволяет установить взаимосвязь между ценой, спросом и предложением, охарактеризовать эластичность спроса.

Кривая спроса - это графическое отображение зависимос­ти между ценой товара и объемом продаж, который может быть обеспечен на данном рынке при некотором уровне цены.

Кривая может смещаться в ту или иную сторону в зависимости от изменения покупательной спо­собности, вкусов и предпочтений потребителей и других факторов. В целом вид кривой объясняется тем, что при прочих рав­ных условиях по низкой цене удается продать товара гораздо больше, чем при высокой. Однако необходимо отметить, что это бывает не всегда. Существует ряд товаров, например престиж­ных товаров, увеличение цены на которые может быть ассоции­ровано с улучшением качества товара, что способно в опреде­ленных пределах привести к увеличению объема его продаж. Поэтому чтобы охарактеризовать возможное измене­ние объема продаж товара при изменении цены, вводится поня­тие ценовой эластичности спроса.

Ценовая
определяется чувствительно­стью покупателей к изменению цены на соответствующий товар. Она характеризуется коэффициентом эластичности, который вычисляется по формуле:

  • Эс = (Р2 — Р1 / Р1 + Р2) : (С2 — С1 / С1 + С2)

Где P1 - величина спроса при исходной цене; Р2 — вели­чина спроса при новой цене; С1 — исходная цена; С2 — новая цена.

Если коэффициент эластичности Эс >1, т. е. если небольшое изменение цены приводит к существенному уменьшению спроса, то говорят, что спрос эластичен.

В том случае, когда небольшое изменение цены практически не оказывает влияния на изменение спроса, говорят, что спрос не эластичен . Чтобы более точно определить, является спрос на товар эла­стичным или нет, обычно анализируют изменения дохода от реализации товара. Если с ростом цен этот показатель падает, спрос принято считать эластичным. В случае, когда изменение цены не оказывает существенного влияния на изменение дохода фирмы, принято считать, что спрос неэластичен.

Спрос на товары повседневного потребления (соль, хлеб, са­хар, молоко, телефонную связь, электричество) в основном не­эластичен. Более эластичен спрос на товары длительного поль­зования (компьютеры, мебель, телевизоры).

Знание коэффициента эластичности необходимо для реше­ния многих практических задач. Используя такой коэффициент, в каждом конкретном случае можно более гибко оперировать с ценами, постоянно добиваясь увеличения прибыли от продажи товаров.

Спрос принято характеризовать так называемой эластичностью (плавностью, мягкостью).

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.

Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов покупателей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходам. Рассмотрим первый вариант.

Реакция потребителей на изменение цены на товар может быть сильной, слабой и нейтральной. Каждая из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается совершенно эластичным или совершенно неэластичным.

Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности по формуле:

Коэффициент ценовой эластичности спроса = % изменения количества продаж / %изменения цены

Если даже незначительные колебания в цене приводят к значительным колебаниям в спросе, то спрос считается эластичным. При снижении цены на каждый % величина спроса возрастает больше, чем на1 %.

Например: У нас сильная конкуренция. Мы потеряли половину потребителей, хотя подняли цену всего на 5 %.

Кэ = 50% / 5% = 10больше 1, следовательно спрос эластичен.

Знакомство с законом спроса и эластичностью спроса позволяет сделать два вывода, о которых нельзя забывать никому:

1). Повышение цен не всегда гарантирует увеличение выручки от продаж, а снижение не всегда грозит падением этой выручки;

2). При определении цены на свой товар любой коммерсант обязательно должен прикинуть: сколько он сможет выручить при такой цене, исходя из существующей эластичности спроса на этот товар по цене.


[пример]

Неэластичный спрос

Если эффект от изменения цен относительно мал, то спрос на товар считают неэластичным

Почему спрос неэластичен?

Основные причины:.

· Это товары первой необходимости;

· Для таких товаров трудно найти заменители

· Товары относительно недороги

· Безвыходное положение потребителя.

Неэластичный спрос означает слабую реакцию покупателей на изменение цены товара.

Приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1% на каждый процент снижения цены этого товара.

Спрос с единичной эластичностью занимает промежуточное положение между эластичным и неэластичным спросом, когда увеличение цены, например, вдвое, приводит к снижению количества покупаемого товара ровно вдвое. В данном случае общая выручка от реализации товара оказывается одинаковой.

Один и тот же товар может обладать разной эластичностью в разных ситуациях.

Информация об эластичности спроса на те или иные товары имеет важное практическое значение, так как изменение цены по разному сказывается на величине общей выручки от продажи продукции.

При эластичном спросе снижение цены за единицу продукции ведет к росту общей выручки.Почему? Потому что удешевление товара стимулирует покупки и получаемый при этом выигрыш от увеличения объема продаж перекрывает потери от снижения цены.

При неэластичном спросе все происходит наоборот.

Цены и веручка движутся в одном и том же направлении. Снижение цены уменьшает ббщую выручку, так как не ведет к заметному расширению объема продаж. А рост цены увеличивает выручку, поскольку выигрыш от удорожания продукции перекрывает потерю от относитнльно небольшого сокращения продаж.

Яркий пример - плата за транспортные услуги в городах. Как бы она не повышалась, неэластичный спрос на эти услуги уменьшается незначительно,и выручка монополистов-транспортников растёт.

Эластичность – мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов измениться одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%.

Спрос зависит от качества продукции, её цены, доходов покупателей, цен на аналогичные товары, потребительских вкусов и предпочтений. С повышением цен на продукцию производитель может ожидать при прочих равных условиях снижения спроса на неё.

Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, показывает, на сколько процентов измениться величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.

Если обозначить цену P, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса E P равен:

Где - изменение величины спроса (%);

Изменение цены (%);

p (price) в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров, как правило, является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается, то величина спроса растёт, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто применяется абсолютная величина показателя.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше единицы, то мы имеем дело с эластичным спросом. Изменение цены в данном случае приведёт к большему количественному изменению величины спроса. Это означает, что рост цен приводит к снижению выручки производителя.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше единицы, то спрос будет неэластичным. В этом случае изменение цены повлечёт за собой меньшее изменение величины спроса, а выручка производителя уменьшится при росте цен.

При коэффициенте эластичности равным единице говорят о нейтрально эластичном спросе. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса, а выручка производителя не меняется.

Различия в эластичности спроса объясняются значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости обычно бывает неэластичным, а спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичный.

Виды эластичности.

1.Эластичность спроса по цене.

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

Незаметное для покупателя изменение уровня цен;

Консерватизм покупателей во вкусах;

Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание - тем выше эластичность);

Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

На эластичность спроса влияют сроки хранения и особенности производства. Совершенная эластичность спроса характерна для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остаётся неизменной. Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю. Тем не менее, встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным - например, это характерно для товаров Гиффена.

Товары с эластичным спросом по цене:

Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы)

Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника)

Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)

Товары с неэластичным спросом по цене:

Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)

Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки)

Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин)

2.Точечная эластичность спроса по цене.

Точечная эластичность спроса по цене рассчитывается по следующей формуле:

Где верхний индекс D означает что это эластичность спроса, а нижний индекс p говорит о том, что это эластичность спроса по цене. То есть эластичность спроса по цене показывает степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товар. Значение обычно получается отрицательным, поскольку, как следует из закона спроса, с ростом цены спрос на товар убывает.

В зависимости от этих показателей различают:

Совершенно неэластичный спрос

объём спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости).

Неэластичный спрос

когда объём спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены).

Единичная эластичность спроса

изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объёма спроса.

Эластичный спрос

объём спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену).

Совершенно эластичный спрос

объём спроса не ограничен при падении цены ниже определённого уровня.

3.Дуговая эластичность спроса по цене.

В случаях, когда изменение цены и/или спроса значительные (более 5 %), принято рассчитывать дуговую эластичность спроса:

Где и– среднее значение соответствующих величин.

То есть, при изменении цены от p 1 до p 2 и объёма спроса c Q 1 до Q 2 среднее значение цены будет составлять =, а среднее значение спроса=

4.Эластичность спроса по доходу.

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:

Значимость товара для бюджета семьи.

Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.

Консерватизм во вкусах.

Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежду, обувь, высококачественные продукты питания, товары длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия (дешёвая колбаса, приправа). Математически эластичность спроса по доходу может быть выражена следующим образом:

где верхний индекс D означает что это эластичность спроса, а нижний индекс I говорит о том, что это эластичность спроса по доходу. То есть эластичность спроса по доходу показывает степень изменения спроса в ответ на изменение доходов потребителей. В зависимости от свойств благ эластичность спроса на эти блага по доходу может быть различной. Классификация благ по значениям E приведена в следующей таблице:

Нормальное (полноценное) благо

Объём спроса увеличивается при увеличении дохода потребителя.

Предмет роскоши

Объём спроса изменяется на больший процент, чем доход.

Товар первой необходимости

Объём спроса изменяется на меньший процент, чем доход. То есть при увеличении дохода в определённое число раз, спрос на заданный товар увеличится в меньшее число раз.

Неполноценное (низшее) благо

Объём спроса падает, при увеличении дохода потребителя. Примером может служить рынок потребления перловки.

Нейтральное благо

Нет прямой зависимости между потреблением этого блага и изменением дохода.

5.Перекрёстная эластичность спроса

Это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы).

где верхний индекс D означает что это эластичность спроса, а нижний индекс AB говорит о том, что это перекрёстная эластичность спроса, где под A и B подразумеваются какие-то два товара. То есть перекрёстная эластичность спроса показывает степень изменения спроса на один товар (A) в ответ на изменение цены другого товара (B).

В зависимости от значений, принимаемых переменной E, различают следующие связи между товарами A и B:

Товары субституты

Потребители теоретически могут заменить потребление товара A на потребление товара B. Например, две марки стирального порошка.

Комплементарные блага

Потребители теоретически не могут изменить потребление товара A без изменения в ту же сторону потребления товара B. Хороший пример - это ноутбуки и комплектующие к ним.

Независимые друг от друга товары

Изменение цены товара B никак не воздействует на потребление товара A.



Рассказать друзьям