Неизвестные таланты известных людей. В какую эпоху жил А.С

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Истинный талант обычно не может ограничить себя рамками одной только области науки или искусства. Он, как известно, должен проявляться «во всем». Есть много примеров, подтверждающих данный факт. Для таких личностей даже создали специальный термин. Их называют полиматами . В этом обзоре – рассказ о людях, заслуживших в истории эпитет «великих» и о тех талантах, которые остались «за кадром» их основной деятельности.

Михаил Ломоносов


Обычно, рассказывая о многочисленных талантах, приводят пример Леонардо да Винчи, который обладал, кроме художественного дара, способностями к исследованиям и изобретательству. Однако Россия может похвастаться не менее одаренным человеком. Перечисление всех талантов Михаила Васильевича Ломоносова тоже займет немало времени: энциклопедист, физик и химик, основоположник научного мореплавания, приборостроитель, географ, металлург, геолог, а еще поэт, художник, историк, филолог и генеалог, просветитель и полиглот. Причем во всех этих областях он добился впечатляющих успехов и оставил после себя богатейшее наследие.

Есть еще один его талант, о котором не часто упоминают. Известно, что во время учебы за границей, в Марбургском университете, молодой студент отлично освоил искусство фехтования и частенько применял его на практике. Так что Ломоносова с полным правом можно называть очень разносторонне развитым человеком.

Вольфганг Амадей Моцарт


Великий композитор вообще был очень увлекающейся личностью. Еще в детстве, если какое-нибудь занятие ему нравилось, он мог отдаваться ему, забывая обо всем на свете. Так, например, случилось… с математикой. Маленький Вольфганг получал домашнее образование, и когда он открыл для себя красоту точных математических законов, то был ими очарован не меньше, чем музыкой. Сохранились воспоминания о том, что стены и пол в его комнате в этот «математический» период были сплошь исписаны формулами. Позднее, с не меньшим рвением, он увлекался танцами.

Современники считали его прекрасным танцором. Он мастерски играл в кегли и очень любил бильярд, даже имел дома огромный бильярдный стол. Кроме того, практически всю свою взрослую жизнь он преподавал и был очень талантливым педагогом. Правда, на это занятие он сам ворчал, так как не любил тратить время и ходить по домам учеников.

Александр Сергеевич Грибоедов


Все помнят, что этот великий писатель и драматург служил дипломатом, однако мало кому известен тот факт, что он был еще и очень талантливым пианистом и композитором. К сожалению, из его сочинений до нас дошли только несколько небольших пьес. Одна из них, написанная для фортепиано, считается первым русским вальсом. Кроме того, этот одаренный человек был по современным меркам настоящим полиглотом, причем талан к языкам проявился у него с раннего детства – уже в шесть лет он свободно владел тремя иностранными языками, а еще через несколько лет – шестью. Кроме основных европейских языков он знал латынь и древнегреческий.

Бенджамин Франклин


Этого человека, известного всему миру благодаря портрету на 100-долларовой купюре, можно с полным правом назвать американским Леонардо. Кроме дипломатической работы и политической карьеры он известен как гениальный изобретатель, писатель, журналист и издатель. Как ученый он занимался изучением электричества, кстати, известное всем с детства обозначение зарядов «+» и «-» придумал именно он. Заодно он разработал проект полезного практического приспособления – молниеотвода. Кроме того, Франклин является автором кресла-качалки (на эту конструкцию оформлен патент), особого «пенсильванского камина», бифокальных очков и электрического двигателя. Кстати, он стал первым американским членом Российской Академии наук.

Кроме науки и политики одной из своих основных работ он считал печатное дело. Как Франклин успевал все это? – Он заодно изобрел свою систему организации времени, став, таким образом, одним из основоположников очень актуального сегодня тайм-менеджмента.

Александр Порфирьевич Бородин


Автор знаменитой оперы «Князь Игорь» был, наверное, единственным в мире музыкантом-химиком. Причем трудно даже соразмерить и сказать, какую из этих его специальностей нужно называть первой. Его достижения в химии и медицине были не менее важны, чем создание стиля эпического симфонизма в музыке.

Оба таланта буквально «разрывали» Бородина уже с детства: в 9 лет он уже играл на нескольких музыкальных инструментах и создал свое первое музыкальное произведение, а в 10 увлекся химией, и чуть не спалил весь дом, так как одним из первых его творений в этой области был самодельный фейерверк. Так он и остался в памяти потомков человеком с двумя равнозначными талантами – академиком, профессором медицины, одним из создателей Русского химического общества и в то же время – членом «Могучей кучки».

Сергей Сергеевич Прокофьев


Рассказывать о музыкальном наследии великого русского композитора, пожалуй, нет необходимости. За 60 лет жизни он успел создать более 130 произведений, которые считаются настоящими сокровищами мировой художественной культуры. Но кроме этого он оставил после себя еще и литературное наследие – рассказы, либретто, автобиографию, над которой он работал 15 лет. Современники считали, что если бы он не был композитором, то вполне мог бы стать писателем. Но была у Сергея Сергеевича и третья страсть – шахматы.

Сам композитор говорил, что «Шахматы - это музыка мысли». В 1909 году он сыграл вничью с Эмануилом Ласкером, а в 1914 года при сеансах одновременной игры с Хосе Раулем Капабланкой Прокофьев победил в одной партии и две проиграл. Чтобы успевать уделить внимание всем своим увлечениям, композитор с детства приучил себя к строгой дисциплине и научился эффективно переключаться с одного вида деятельности на другой.

Еще одного нашего великого соотечественника называют «русским Леонардо да Винчи» - это знаменитый изобретатель Иван Кулибин. Узнайте, почему его .

15 января мир празднует годовщину со дня рождения этой безумно талантливой личности. Sputnik Грузия решил вспомнить самые удивительные и редкие факты из жизни и творчества Александра Грибоедова.

Бастард

Когда родился Александр Сергеевич Грибоедов? Казалось бы, конечно, 15 января. А вот какого года? Вопрос этот по-прежнему остается открытым, поскольку в разных послужных списках он указывал то 1795, то 1793-й, а в итоге и вообще остановился на 1790-м году. Дело в том, что его мать, Анастасия Федоровна Грибоедова вышла замуж в 1792 году. Получается, становится очевидным, что Грибоедов был бастардом, то есть незаконорожденным ребенком.

Photo: courtesy of Besik Pipiya

Личность отца русского поэта и дипломата доподлинно не известно по сей день. Надо сказать, что Грибоедов серьезно переживал свое "незаконное рождение", поэтому долгое время эта тема оставалась закрытой.

Грибоедов — Гржибовский

Грибоедов родился в Москве. А его предок Ян Гржибовский в начале XVII века переселился из Польши в Россию. Так что фамилия Грибоедов представляет собой не что иное, как своеобразный перевод фамилии Гржибовский.

Безумно умный

Как известно, Грибоедов был очень умен и образован. Еще задолго до своего совершеннолетия будущее светило России поступило в Московский государственный университет, где он не просто учился — он окончил сразу три факультета. В планах у Александра было дойти и до докторской, однако, это не удалось из-за Наполеона.

В 1812 году семнадцатилетний Грибоедов добровольцем пошел на войну, но непосредственно в боях Александр Сергеевич участия не принимал — служил в тылу.

Полиглот

Александр Грибоедов был настоящим полиглотом — он владел многими иностранными языками. Этот талант проявился у Александра еще в детстве: в шестилетнем возрасте мальчик свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в совершенстве — английским, французским, немецким и итальянским. Кроме того, Грибоедов прекрасно понимал латынь и древнегреческий язык. А, позже, попав на Кавказ, выучил арабский, персидский и турецкий языки.

Композитор

Как пианист Грибоедов довольно часто выступал в кругу близких друзей и на музыкальных вечерах. По воспоминаниям современников, он был замечательным пианистом, а его игра отличалась истинным артистизмом. А вот, как о композиторе, о Грибоедове известно мало. К сожалению, большинство сочиненных Грибоедовым пьес не было им записано на нотную бумагу и поэтому безвозвратно потеряно. Сохранились лишь два вальса

Написанные для фортепиано, они существуют в большом количестве переложений для различных инструментов: арфы, флейты, баяна и других. Вальс ми минор Грибоедова — первый русский вальс, дошедший до наших дней. Он популярен, у многих на слуху и пользуется немаленькой любовью меломанов.

Талант от Бога

Говорят, однажды актер и драматург Петр Каратыгин сказал Грибоедову: "Ах, Александр Сергеевич, сколько бог дал вам талантов: вы поэт, музыкант, были лихой кавалерист и, наконец, отличный лингвист!" Он улыбнулся, взглянул на него из-под очков и отвечал: "Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего".

Заядлый дуэлянт

Александр Грибоедов многократно участвовал в дуэлях. Но в ноябре 1817 года состоялось событие, которое навсегда изменило его жизнь — "четвертная дуэль". Событие редкое даже для того времени, потому что сразу после оппонентов должны были стреляться и секунданты.

Противниками были Шереметев и Завадовский, секундантами — Якубович и Грибоедов. Стрелялись из-за конфликта на почве ревности к балерине Истоминой, которая два года жила с Шереметевым, но незадолго до дуэли приняла приглашение Грибоедова и нанесла визит Завадовскому. В ходе дуэли Шереметев был убит, а вторую дуэль перенесли на неопределенный срок. Она состоялась в Тифлисе, осенью 1818 года.

Грибоедов, признающий свою вину за случившееся в прошлом году, был готов пойти на мировую, но Якубович был непреклонен. Это не удивительно: он был опытным бретером. По одной версии, первым стрелял Грибоедов. Нарочно мимо. По второй — первым выстрелил Якубович. Так или иначе, но итогом дуэли стала простреленная левая кисть Грибоедова. Для него, как для музыканта, это было серьезное ранение. До смерти писатель надевал на отстреленный палец специальный чехол, а после гибели Грибоедова по этому ранению он был опознан.

Литературное наследие Александра Грибоедова — это всего одно произведение, зато бессмертное. Замысел комедии "Горе от ума" родился вдали от родины, когда Грибоедов пребывал на дипломатической службе в Персии. Работа над произведением продолжилась в Грузии и была закончена уже в России. Первым ее критиком стал знаменитый баснописец Иван Крылов.

© photo: Sputnik / Михаил Озерский

Книга "Горе от ума"

Автор сам читал к тому времени уже пожилому баснописцу свое произведение. Несколько часов тот молча слушал, а после заявил: "Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила".

Архив Грибоедовского театра

Крылов был прав: при жизни Грибоедова "Горе от ума" не поставил ни один театр. Зато читали ее с упоением. Литературоведы насчитали 45 тысяч рукописных экземпляров этого произведения, передаваемых из рук в руки по всей стране.

Грибоедов и Пушкин

Грибоедов был лично знаком с Пушкиным. Александр Сергеевич отзывался о Грибоедове как об одном из умнейших людей России. Вместе с Пушкиным они состояли на службе в Коллегии иностранных дел. Как справедливо отмечал Пушкин, прекрасно знавший поэта и даже собиравшийся написать о нем роман, "жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств".

Александр Пушкин на одном из горных перевалов встретил крестьян, везущих гроб. На вопрос кого везете, они ответили: "Грибоеда". Это был гроб с телом убитого в Персии Александра Грибоедова.

Масонство

Грибоедов был масоном. Он состоял в самой большой ложе Петербурга под названием "Соединенные друзья". Примечательно, что в голове Александра Грибоедова роились мысли, чтобы об ее усовершенствовании: его не устраивала, как ему казалось, увлечение обрядностью и внешними ритуальными вещами. Свою экспериментальную ложу он даже назвал "Благо". За легитимацией Грибоедов обратился в шотландские ложи, которые были в России, а потом в Великую провинциальную ложу России. Но оба раза получил отказ.

Грибоедов также требовал, чтобы члены ложи говорили по-русски и чтобы они видели главную свою задачу в распространении русской грамоты. Но, к сожалению, этому проекту писателя не суждено было осуществиться. Масоном Грибоедов оставался до конца жизни: он не выходил из братства, но постепенно охладел к тайному обществу.

Грибоедов — декабрист?

Интересно, что Александра Грибоедова подозревали в связях с декабристами, за что подвергали аресту в 1826 году. Однако вскоре его отпустили, так как показаний, данных на него, было недостаточно. Он, действительно, не просто поддерживал знакомство с декабристами. Но, будучи дипломатом, пытался облегчить их участь.

Гибель Грибоедова

Но самая главная тайна жизни Грибоедова — тайна его гибели. После заключения Туркманчайского мирного договора в апреле 1828 года Александр Грибоедов был назначен послом России в Персии. По официальной версии, в Персии в числе других дел российский министр занимался отправкой на родину плененных подданных России. Обращение к нему за помощью двух женщин-армянок, попавших в гарем знатного персиянина, явилось поводом для расправы с дипломатом. Реакционные тегеранские круги, недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу на русскую миссию. 11 февраля (30 января по старому стилю) 1829 года во время разгрома русской миссии в Тегеране Александр Грибоедов был зверски убит.

© photo: Sputnik / Vladimir Vdovin

Тело дипломата, изуродованное до неузнаваемости, опознали по остаткам посольского мундира и старому ранению, полученному на дуэли с Якубовичем в 1818 году. Вместе с российским послом погибли все сотрудники посольства, кроме секретаря Ивана Мальцева, и казаки посольского конвоя, — всего 37 человек. По другой версии — гибель Грибоедова связывали с заговором англичан, которым была выгодна гибель русского посланника и ухудшение отношений русско-персидских отношений.

Алмаз за смерть

После кровавой резни послы шаха отправились к российскому правителю с подарком. В качестве компенсации за смерть дипломата персидский принц Хозрев-Мирза подарил императору Николаю I огромный неограненный алмаз "Шах" весом в 87 карат.

© photo: Sputnik / Владимир Вдовин

Алмаз "Шах" - бриллиант индийского происхождения весом в 88,7 карата.

Николай I принял его со словами: "Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское происшествие". Конфликт был улажен, зверское убийство подданных прощено и забыто. Этот камень хранится в Москве и поныне.

Для чего пережила тебя любовь моя?

Александр Грибоедов женился за год до своей смерти. Супругой писателя стала грузинская княжна Нина Чавчавадзе, которая была гораздо младше него. Когда они поженились, Нине было 15 лет, а ему 33. Свадьба состоялась 22 августа 1828 года в Сионском соборе в Тифлисе. Любовь их была страстной, но с самого начала предвещало трагедию. Как утверждает предание, во время венчания жених, страдавший от лихорадки, уронил обручальное кольцо, что считалось дурным предзнаменованием.

Besik Pipia

Могила Александра Грибоедова на горе святого Давида, рядом покоится его жена княжна Нино Чавчавадзе.

Грибоедова похоронили в Тифлисе, в пантеоне Мтацминда, близ церкви Святого Давида. На могильной плите — слова безутешной вдовы: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?". Известие о смерти Грибоедова привело к преждевременным родам Нины и смерти их ребенка. После трагической смерти писателя, Нина до конца своих дней сохраняла верность мужу, отвергая все ухаживания. Ее даже называли Черной розой Тифлиса. Нина пережила Грибоедова на 28 лет и умерла в 1857 году, во время разразившейся в Тифлисе эпидемии холеры.

В биографии А. С. Грибоедова (1795-1829) до сих пор много неясного. Точно неизвестно, когда родился Грибоедов - в 1790 или в 1795 году. Сейчас годом рождения принят 1795-й, другие документы называют иную, более раннюю дату. Для понимания жизни и творчества Грибоедова эти расхождения существенны: мы не можем с точностью сказать, кто Грибоедов - вундеркинд, в 13 лет окончивший Московский университет со степенью кандидата, или нормально развивавшийся человек, который в довольно зрелом по тем временам возрасте завершил свое единственное произведение. Столь же много туманного и в освещении других мест в биографии драматурга.

Происхождение и ранняя одаренность . А. С. Грибоедов родился в старинной дворянской семье отставного секунд-майора Сергея Ивановича Грибоедова, который женился на своей однофамилице Настасье Федоровне Грибоедовой. Первоначальное образование будущий драматург получил дома под руководством преподавателей Московского университета. В 1803 году поступил в Московский университетский благородный пансион, в 1806 году стал студентом словесного отделения Московского университета, которое окончил со степенью кандидата в 1808 году. К этому времени Грибоедов овладел основными европейскими языками, знал древние языки.

Позднее он изучал восточные языки. Помимо способностей к языкам, Грибоедов обладал многочисленными талантами: успешно занимался философией, археологией, политикой (слушал лекции на этико-политическом отделении университета), сочинял музыку (известны два его вальса) и импровизировал на фортепиано.

Круг знакомых . Дар сочинительства проявился в нем рано. В университете он написал комедию «Дмитрий Дрянской» (не сохранилась), выставлявшую в смешном свете борьбу русских и немецких профессоров. Блестяще образованный, искрометный остроумец, Грибоедов привлекал к себе тогдашнюю вольнолюбивую офицерскую и штатскую молодежь. Со многими будущими декабристами (И. Д. Якушкин, Н. И. Тургенев, С. П. Трубецкой, В. Ф. Раевский) он познакомился в смоленском имении дяди по матери. Впоследствии, после выхода из университета, сблизился с П. Я. Чаадаевым, П. И. Пестелем, П. А. Катениным, П. А. Вяземским, А. А. Шаховским, А. А. Бестужевым, В. К. Кюхельбекером, А. С. Пушкиным, В. Ф. Одоевским, Ф. В. Булгариным и другими известными людьми, со многими из них подружился.

Дом Грибоедовых на Новинском бульваре в Москве (крайний слева).
Литография начала XIX в.

Во время отечественной войны 1812 года Грибоедов добровольно записался в Московский гусарский полк (корнет), но в боях не участвовал. После войны служил адъютантом при генерале А. С. Кологривове, племянники которого Д. Н. и С. Н. Бегичевы стали его друзьями.

: «Ах, Александр Сергеевич, сколько бог дал вам талантов: вы поэт, музыкант, были лихой кавалерист и, наконец, отличный лингвист!» . Тот улыбнулся и ответил собеседнику: «Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего» . Грибоедов был скромен, однако это не преуменьшало его способностей в глазах современников. Его достижения в разных областях действительно впечатляли.

О них мы и расскажем в нашем материале.

Писатель

Александр Грибоедов вошел в историю как автор комедии «Горе от ума », именно это произведение имело наибольший успех и у современников, и у потомков. Однако в литературном наследии автора не одна, а целых шесть пьес, среди которых комедии «Молодые супруги» и «Притворная неверность».

Композитор

Наш герой был отличным музыкантом. Современники вспоминали, что его игра отличалась артистизмом, техническая сторона дела была для этого талантливого человека малоинтересна.

Грибоедов не только исполнял чужие произведения, но и создавал собственные. Среди наиболее крупных - фортепианная соната. К сожалению, она, как и детские песенки, сочиненные Александром Сергеевичем, до нас не дошла. Грибоедов не записывал свои музыкальные пьесы, и сегодня нам известны только два его вальса: «аs-dur» (ля-бемоль мажор) и «e-moll» (ми минор).

Полиглот

Как и любой образованный русский дворянин XIX века, Грибоедов в совершенстве знал французский, однако помимо языка Вольтера и Мольера , он владел английским, итальянским, немецким и даже греческим. Кроме того, он свободно читал на латыни. Знание иностранных языков привело к тому, что он получил место переводчика в Коллегии иностранных дел и стал секретарем посольства в Персии.

Талантливый управленец и верный друг

В период персидской кампании Грибоедов имел большое влияние в делах по управлению Кавказом. Он был сторонником мирного решения проблем в этой неспокойной стороне расширявшейся Российской империи. Надеялся, что назначение местных судей и инвестиции в регион предотвратят кровопролитие (как жаль, что к его мудрым словам не прислушались вовремя).

Писатель довольно долго оставался на Кавказе. Помимо воплощения в жизнь личных амбиций, здесь его держала и идея помощи осужденным декабристам. Александр Грибоедов использовал все возможные каналы: влияние на Паскевича и дружеские отношения со многими кавказскими военачальниками, от которых зависела судьба разжалованных в солдаты декабристов. Помогал он и деньгами, и словом участия, которое тоже значило очень много.

Дипломат

Александр Грибоедов был соавтором одного из важнейших дипломатических документов первой половины XIX века - Туркманчайского мирного договора, завершившего Русско-персидскую войну 1826–1828 годов. Согласно договору, России отошли территории Восточной Армении, Эриванское и Нахичеванское ханства. Также Персия обязалась не препятствовать переселению армян в русские земли.

История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы Лебедев Юрий Владимирович

Личность Грибоедова.

Личность Грибоедова.

Нередко и у любителей русской литературы, и у профессиональных знатоков ее возникает недоуменный вопрос: почему столь одаренный человек, казалось бы, великий писатель – по сути и по призванию – создал всего лишь одну комедию «Горе от ума», вошедшую в классику русской и мировой литературы, и на этом поставил точку, отдаваясь в большей мере другим, далеким от литературы занятиям на дипломатическом поприще? Исчерпались ли у него творческие силы? Или этой комедией он исчерпал все, что хотел сказать русскому человеку о времени и о себе?

На эти вопросы нет однозначного ответа, хотя напрашивается один, связанный с самим характером русской литературы и культуры первой половины XIX века. Прежде всего в русских писателях этого времени поражает всякого широта творческих интересов и какой-то человеческий универсализм. Иногда он целиком реализуется в художественном творчестве, а порой выходит и за его пределы. Лермонтов, например, был не только поэтом и прозаиком, но еще и подающим надежды художником-живописцем, о чем свидетельствуют дошедшие до нас написанные его кистью пейзажи и портреты. О том, что Пушкин был замечательным рисовальщиком, говорят его черновые рукописи. Не случайно Т. Г. Цявловская посвятила им специальную монографию «Рисунки Пушкина». Но личность Грибоедова даже на этом фоне поражает своим энциклопедизмом и редкостной широтою занятий и увлечений, далеко уводящих порой автора «Горя от ума» от интересов литературных.

Судьба одарила Грибоедова, по его собственным словам, «ненасытимостью души», «пламенной страстью к новым вымыслам, к новым познаниям, к перемене места и занятий, к людям и делам необыкновенным». По широте духовных запросов и энциклопедизму познаний это был человек, напоминающий тип людей эпохи западноевропейского Возрождения. В университете он изучает греческий и латинский языки, позднее обучится персидскому, арабскому и турецкому. В нем просыпается еще и дар музыканта: Грибоедов играет на фортепиано, органе и флейте, изучает теорию музыки и занимается сочинением ее. Многое затерялось, но сохранились два вальса, ему принадлежащие. Музыкальные способности Грибоедова восхищали многих современников, его талант высоко ценил М. И. Глинка. Наконец, он Божией милостью дипломат, искусными усилиями которого был заключен с Персией поразивший самого императора своей очевидной выгодой для России мирный договор. Глубина и широта познаний Грибоедова в разных отраслях наук поражала многих его современников. Поэтому литературное призвание всегда конкурировало в сознании Грибоедова с множеством иных. В отличие от Пушкина он так и не смог стать профессиональным литератором. Да и жизнь его, короткая и стремительная, превратилась в сплошное путешествие, отвлекавшее автора «Горя от Ума» от сосредоточенности и напряженной кабинетной работы, без которой вообще невозможен труд писателя.

Из книги Мировая художественная культура. XX век. Литература автора Олесина Е

«Симфоническая личность» (Л. П. Карсавин) Лев Платонович Карсавин (1882-1952) в своих трудах вслед за В. С. Соловьевым и многими другими русскими философами развивал идеи всеединства, выстраивая его как иерархию множества «моментов» различных порядков, пронизанную

Из книги Литературные заметки. Книга 1 ("Последние новости": 1928-1931) автора Адамович Георгий Викторович

СМЕРТЬ ГРИБОЕДОВА Мало кто знает персидский язык и немногие поймут по названию романа Юрия Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара», что в нем говорится о гибели Грибоедова. Вазир-Мухтар значит по-персидски посланник, полномочный министр. Пристрастие к экзотической красочности

Из книги Пушкин: Биография писателя. Статьи. Евгений Онегин: комментарии автора Лотман Юрий Михайлович

Личность и творчество Ю. М. Лотмана Он любил писателей, которые, как ему казалось, «строили» свою жизнь (Карамзин, Пушкин), которые противостояли любым попыткам вмешаться в их частное существование, мужественно и творчески боролись за намеченные цели. Потому любил, что

Из книги Психология литературного творчества автора Арнаудов Михаил

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Детство и юность Грибоедова. Александр Сергеевич Грибоедов родился 4 (15) января 1795 (по другим данным – 1794) года в Москве в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Отец его, человек безвольный, в домашних делах участия не принимал, проводя свою жизнь за карточным столом, и

Из книги GA 5. Фридрих Ницше. Борец против своего времени автора Штайнер Рудольф

Гибель Грибоедова. «Горе от ума» явилось произведением, вынашиваемым автором на протяжении многих лет. После завершения работы наступил период душевной усталости. Много сил отбирало участие в русско-персидской войне, закончившейся выгодным для России подписанием

Из книги ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ автора Дмитриев Валентин Григорьевич

Из книги Письменный стол автора Каверин Вениамин Александрович

ПО СТОПАМ ГРИБОЕДОВА К произведениям, которые привлекали подражателей и продолжателей, относится и жемчужина русской драматургии - «Горе от ума».Одни из подражателей Грибоедову объявляли, будто нашли новые сцены или строки, якобы пропущенные в общепринятом тексте

Из книги Алексей Ремизов: Личность и творческие практики писателя автора Обатнина Елена Рудольфовна

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР Читая научные труды Юрия Николаевича Тыпянова, написанные скупо, сдержанно, сложно, вы невольно представляете себе человека, глубоко погруженного в историю и теорию литературы, неразговорчивого, убеждённого, что кроме науки пет решительно ничего, что

Из книги Философия и религия Ф.М. Достоевского автора (Попович) Иустин

Из книги Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов автора Есин Андрей Борисович

Из книги Статьи о русской литературе [сборник] автора

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» Пьеса Грибоедова была значительным событием в литературной жизни начала 20-х тт. XIX в. и продолжала сохранять популярность впоследствии.Письмо Грибоедова П.А. Катенину раскрывает авторский замысел пьесы и ее основную идею:

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

Сочинение А.С. Грибоедова <…> Трагедия или комедия, как и всякое художественное произведение, должна представлять собою особый, замкнутый в самом себе мир, т. е. должна иметь единство действия, выходящее не из внешней формы, но из идеи, лежащей в ее основании. Она не

Из книги Статьи о русской литературе автора Белинский Виссарион Григорьевич

Горе от ума. Сочинение А.С. Грибоедова Впервые – «Отечественные записки». 1840. № 1. Отд. V. С. 1-56. Печатается вторая половина статьи по изд.: Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. III. М., 1953. С. 452–486.С. 53. Молох (миф.) – бог Солнца, огня и войны; символ неумолимой всеразрушающей силы.С. 54.

Из книги автора

Быкова Н. Г Комедия А. Г. Грибоедова «Горе от ума» Комедия, написанная Александром Сергеевичем Грибоедовым. К сожалению, нет точных данных о времени возникновения замысла комедии. По некоторым данным, она была задумана в 1816 году, но существуют предположения, что первые

Из книги автора

Горе от ума. Сочинение А. С. Грибоедова* Комедия в 4-х действиях, в стихах<…> Трагедия или комедия, как и всякое художественное произведение, должна представлять собою особый, замкнутый в самом себе мир, то есть должна иметь единство действия, выходящее не из внешней



Рассказать друзьям